Негосударственное общеобразовательное учреждение Средняя общеобразовательная школа

Произвольная регуляция это в психологии: Произвольная регуляция деятельности — основа успешного развития ребёнка

Содержание

Произвольная регуляция деятельности — основа успешного развития ребёнка

Произвольная регуляция высших психических функций – один из наиболее значимых аспектов человеческой психики

Возможность сознательного управления психическими функциями позволяет человеку выстраивать свою деятельность в соответствии с имеющимся замыслом. Такая регуляция предполагает наличие программы деятельности, постоянную регуляцию её протекания и контроль окончательного результата. Сознательная деятельность опирается на соответствующий мотив, отражающий намерения человека, его направленность на достижение определённого результата с целью реализации имеющейся потребности. Важную роль в произвольной регуляции деятельности играет речь, представляющая собой «психологическое орудие», опосредствующее психические функции.

В широком смысле под деятельностью понимается профессиональная, творческая, учебная или игровая активность человека, а также любое активное взаимодействие человека с окружающим миром, в ходе которого он целенаправленно воздействует на объект и за счёт этого удовлетворяет свои потребности.

В узком смысле в качестве деятельности можно рассматривать любую высшую психическую функцию. В отечественной психологии высшие психические функции определяются как психические процессы, социальные по своему происхождению, опосредованные по строению, произвольные по характеру регуляции и системно связанные друг с другом. Например, функция памяти может быть рассмотрена в виде мнестической деятельности. Для реализации такой деятельности необходимо выстроить программу запоминания, осуществить ориентировку в запоминаемом материале, осуществить его пошаговое заучивание и проверить, соответствует ли результат заучивания исходному материалу.

Для взрослого человека произвольная регуляция деятельности представляется само собой разумеющейся. В большинстве случаев этапы программирования, регуляции и контроля тесно связаны между собой, а переход между ними происходит автоматически, без выраженного усилия. Для ребёнка на начальных этапах выстраивания произвольной регуляции эти компоненты представляются несвязанными между собой.

Одни из них находятся в руках взрослого, другие постепенно передаются ребёнку. Например, деятельность дошкольника во многом программируется его родителями и воспитателями. Регуляция протекания деятельности может осуществляться как самим ребёнком, так и окружающими его взрослыми. Контроль полученного результата, его сопоставление с целью деятельности обычно реализуется взрослыми.

Недостаток функций программирования и контроля проявляется при выполнении учебных заданий. Ребёнок испытывает трудности вхождения в задания, трудности ориентировки в условиях задачи или требованиях задания. Трудности выстраивания программы деятельности проявляются в её упрощении, пропуске частей программы, их замене на части других программ, которые выполнялись ранее. При выполнении учебной деятельности отмечается импульсивность, отвлекаемость. Имеются трудности контроля за выполнением задания и перехода к новому заданию. Отдельные признаки недостатка произвольной регуляции наблюдаются у всех детей, особенно в ситуации утомления, однако их систематическое проявление, сопровождающееся выраженным снижением эффективности обучения и неуместным поведением, может быть основанием для обращения к нейропсихологу.

Мозговым субстратом произвольной регуляции являются лобные доли мозга, их конвекситальная кора. Окончательно лобные доли созревают только к 20-22 годам, но уже в 12 лет структура борозд и извилин в этих участках коры практически полностью соответствует взрослому мозгу. До 12 лет не стоит ждать от ребёнка соответствия взрослому уровню произвольной регуляции. Однако это не означает, что данную функцию не следует развивать до этого возраста. Нейропсихологические исследования показывают, что мозг ребёнка изменяется не просто так, сам по себе, а лишь при наличии адекватных обучающих воздействий. Для своевременного и эффективного формирования произвольной регуляции необходимо обучать ребёнка самостоятельно ставить цель, пошагово достигать её, учитывая возможные изменения условий деятельности в процессе выполнения, а также сверять полученный результат с поставленной целью. Не менее важно выработать у ребёнка умение переключаться от одной деятельности к другой, «забывать» прежний способ действия, чтобы он не мешал при работе над новой целью.

Развивающие занятия совершенно необязательно проводить на материале школьной программы, т.к. навыки саморегуляции являются общими и могут применяться в различных ситуациях.

В Центре тестирования и развития «Гуманитарные технологии» формированию произвольной регуляции уделяется особое внимание при проведении Нейтротернинга – развивающих занятий с нейропсихологом. Прохождение развивающего курса включает в себя очные занятия с нейропсихологом (используются профессиональные бланковые и компьютерные методики) и выполнение домашних заданий, способствующих эффективному развитию. В процессе занятий используются элементы тренинга по методу биологической обратной связи (БОС) с применением компьютерного нейроинтерфейса. БОС-тренинг основан на принципах саморегуляции ребёнком физиологических функций организма, обычно не контролируемых сознанием. На основе полученной информации ребёнок с помощью специальных приёмов развивает навыки самоконтроля и саморегуляции.

Прохождение Нейротренинга способствует развитию познавательных способностей и расширяет спектр профессий, которые могут быть успешно освоены в дальнейшей жизни.

Н.А. Хохлов
Руководитель сектора нейропсихологии отдела профориентации
Центра тестирования и развития «Гуманитарные Технологии»


Произвольная регуляция психической деятельности в норме и патологии — учебный курс

  • Автор: Плужников И.В.
  • Год создания: 2012
  • Организация: МГУ имени М.В. Ломоносова
  • Описание: Цель курса – ознакомление студентов с основными теоретическими концепциями и эмпирическими исследованиями произвольной регуляции психической деятельности в норме, а также при локальных поражениях мозга, психических и поведенческих расстройствах.
    Рассматриваются история развития психологических представлений о произвольности, воля и произвольность в философии и ранних психологических исследованиях, болезни воли и исследования механизмов произвольности в классической психопатологии, проблема произвольности и саморегуляции в основных школах психологии (психоанализе, бихевиоризме и необихевиоризме, когнитивизме и др.), культурно-деятельностная парадигма изучения регуляции психики и поведения. Анализируются основные современные общепсихологические и клинико-психологические теории и концепции произвольной регуляции, возможности интеграции существующих подходов к саморегуляции на основе принципа системности. Обсуждаются методы изучения произвольной регуляции в норме и патологии. Значительное внимание уделяется анализу нарушений основных системных компонентов произвольной регуляции психической деятельности (нарушения целеобразования и целеполагания, планирования и программирования психической деятельности, контроля за ее протеканием при очаговых поражениях мозга и психических расстройствах, нарушения метасистемного уровня произвольной регуляции, нарушения рефлексии при психических расстройствах и поражениях мозга, нарушения смысловой и эмоциональной саморегуляции) Обсуждается роль нарушений психологической саморегуляции в этиопатогенезе различных форм патологии – нарушения произвольной регуляции психической деятельности как предиспозиционные и хронифицирующие факторы соматической и неврологической патологии, психосоматических расстройств, психических заболеваний.
    Дается представление о проблемах и перспективах изучения произвольной регуляции деятельности в клинической психологии (диагностика, терапия, реабилитация).
  • Добавил в систему: Плужников Илья Валерьевич

Преподавание курса


  • 9 февраля 2016 — 17 мая 2016 Плужников Илья Валерьевич
  • МГУ имени М.В. Ломоносова, Факультет психологии, Кафедра нейро- и патопсихологии
  • обязательная, вариативной части, лекции, 32 часов
  • Автор: Плужников И.В.

Временная динамика произвольной регуляции эмоций

1. Frijda N. Cambridge, UK: Cambridge University Press; 1986. Эмоции. [Google Scholar]

2. Дэвидсон Р. Дж., Пиццагалли Д., Ничке Дж. Б., Патнэм К. Депрессия: перспективы аффективной неврологии. Анну Рев Психол. 2002; 53: 545–574. [PubMed] [Google Scholar]

3. Phillips ML, Ladouceur CD, Drevets WC. Нейронная модель произвольной и автоматической регуляции эмоций: последствия для понимания патофизиологии и нейроразвития биполярного расстройства. Мол Психиатрия. 2008;13:829, 833–857. [бесплатная статья PMC] [PubMed] [Google Scholar]

4. Freud S. Wien: Internationaler Psychoanalytischer Verlag; 1926. Hemmung, Symptom und Angst. [Google Scholar]

5. Лазарь Р.С. Нью-Йорк: Макгроу Хилл; 1966. Психологический стресс и процесс преодоления. [Google Scholar]

6. Гросс Дж. Дж. Регуляция эмоций: аффективные, когнитивные и социальные последствия. Психофизиология. 2002; 39: 281–291. [PubMed] [Google Scholar]

7. Джексон Д.С., Мальмштадт Дж.Р., Ларсон С.Л., Дэвидсон Р. Дж. Подавление и усиление эмоциональных реакций на неприятные картинки. Психофизиология. 2000; 37: 515–522. [PubMed] [Академия Google]

8. Охснер К.Н., Гросс Дж.Дж. Когнитивный контроль эмоций. Тенденции Cogn Sci. 2005; 9: 242–249. [PubMed] [Google Scholar]

9. Ochsner KN, Gross JJ. Когнитивное регулирование эмоций: идеи социальной когнитивной и аффективной неврологии. Современные направления психологической науки. 2008; 17: 153–158. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [Google Scholar]

10. Hariri AR, Mattay VS, Tessitore A, Fera F, Weinberger DR. Неокортексная модуляция реакции миндалевидного тела на пугающие стимулы. Биол психиатрия. 2003;53:494–501. [PubMed] [Google Scholar]

11. Эрк С., Аблер Б., Уолтер Х. Когнитивная модуляция ожидания эмоций. Евр Джей Нейроски. 2006; 24:1227–1236. [PubMed] [Google Scholar]

12. Эрк С., Клечар А., Уолтер Х. Эффекты регуляции, специфичные для валентности, в задаче на рабочую память с эмоциональным контекстом. Нейроизображение. 2007; 37: 623–632. [PubMed] [Google Scholar]

13. Борегар М., Левеск Дж., Бургуэн П. Нейронные корреляты сознательной саморегуляции эмоций. Дж. Нейроски. 2001;21:RC165. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [Google Scholar]

14. Eippert F, Veit R, Weiskopf N, Erb M, Birbaumer N, et al. Регуляция эмоциональных реакций, вызванных стимулами, связанными с угрозой. Hum Brain Map. 2007; 28: 409–423. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [Google Scholar]

15. Levesque J, Eugene F, Joanette Y, Paquette V, Mensour B, et al. Нервные схемы, лежащие в основе произвольного подавления печали. Биол психиатрия. 2003; 53: 502–510. [PubMed] [Google Scholar]

16. Goldin PR, McRae K, Ramel W, Gross JJ. Нейронные основы регуляции эмоций: переоценка и подавление негативных эмоций. Биол психиатрия. 2008; 63: 577–586. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [Google Scholar]

17. Охснер К.Н., Бунге С.А., Гросс Дж.Дж., Габриэли Дж.Д. Переосмысление чувств: исследование FMRI когнитивной регуляции эмоций. J Cogn Neurosci. 2002; 14:1215–1229. [PubMed] [Google Scholar]

18. Phan KL, Fitzgerald DA, Nathan PJ, Moore GJ, Uhde TW, et al. Нервные субстраты для произвольного подавления негативного аффекта: исследование функциональной магнитно-резонансной томографии. Биол психиатрия. 2005; 57: 210–219. [PubMed] [Google Scholar]

19. Kalisch R, Wiech K, Critchley HD, Seymour B, O’Doherty JP, et al. Снижение тревожности посредством отстранения: субъективные, физиологические и нервные эффекты. J Cogn Neurosci. 2005; 17: 874–883. [PubMed] [Академия Google]

20. Калиш Р., Вих К., Херрманн К., Долан Р.Дж. Нейронные корреляты самоотвлечения от тревоги и модель процесса регуляции когнитивных эмоций. J Cogn Neurosci. 2006; 18: 1266–1276. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [Google Scholar]

21. Ochsner KN, Knierim K, Ludlow DH, Hanelin J, Ramachandran T, et al. Размышления о чувствах: исследование нейронных систем с помощью фМРТ, поддерживающее приписывание эмоций себе и другим. J Cogn Neurosci. 2004; 16: 1746–1772. [PubMed] [Академия Google]

22. Urry HL, van Reekum CM, Johnstone T, Kalin NH, Thurow ME, et al. Миндалевидное тело и вентромедиальная префронтальная кора обратно связаны во время регуляции отрицательного аффекта и предсказывают суточный характер секреции кортизола у пожилых людей. Дж. Нейроски. 2006; 26:4415–4425. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [Google Scholar]

23. Бэнкс С.Дж., Эдди К.Т., Ангштадт М., Натан П.Дж., Фан К.Л. Миндалевидно-лобная связь во время регуляции эмоций. Soc Cogn влияет на нейроны. 2007; 2: 303–312. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [Google Scholar]

24. Борегард М., Пакетт В., Левеск Дж. Дисфункция нервной системы эмоциональной саморегуляции при большом депрессивном расстройстве. Нейроотчет. 2006; 17: 843–846. [PubMed] [Google Scholar]

25. Johnstone T, van Reekum CM, Urry HL, Kalin NH, Davidson RJ. Неспособность регулировать: контрпродуктивное задействование нисходящих префронтально-подкорковых цепей при большой депрессии. Дж. Нейроски. 2007; 27:8877–8884. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [Google Scholar]

26. Goldin PR, Manber T, Hakimi S, Canli T, Gross JJ. Нейронные основы социального тревожного расстройства: эмоциональная реактивность и когнитивная регуляция при социальной и физической угрозе. Арх генерал психиатрия. 2009 г.;66:170–180. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [Google Scholar]

27. Фрейд С. Франкфурт-на-Майне: Фишер; 1915. Die Verdrängung. Psychologie des Unbewussten. стр. 103–119. [Google Scholar]

28. Abramowitz JS, Tolin DF, Street GP. Парадоксальные эффекты подавления мыслей: метаанализ контролируемых исследований. Clin Psychol Rev. 2001; 21: 683–703. [PubMed] [Google Scholar]

29. Koster EH, Rassin E, Crombez G, Naring GW. Парадоксальные эффекты подавления тревожных мыслей во время неминуемой угрозы. Behav Res Ther. 2003;41:1113–1120. [PubMed] [Академия Google]

30. Ремер Л., Борковец Т.Д. Эффекты подавления мыслей об эмоциональном материале. Журнал ненормальной психологии. 1994; 103: 467–474. [PubMed] [Google Scholar]

31. Wenzlaff RM, Wegner DM. Подавление мысли. Анну Рев Психол. 2000; 51: 59–91. [PubMed] [Google Scholar]

32. Гросс Дж. Дж., Джон ОП. Индивидуальные различия в двух процессах регуляции эмоций: последствия для аффекта, отношений и благополучия. J Pers Soc Psychol. 2003; 85: 348–362. [PubMed] [Академия Google]

33. Вегнер Д.М., Занакос С. Хроническое подавление мысли. J Перс. 1994; 62: 616–640. [PubMed] [Google Scholar]

34. Hariri AR, Bookheimer SY, Mazziotta JC. Модуляция эмоциональных реакций: влияние неокортикальной сети на лимбическую систему. Нейроотчет. 2000; 11:43–48. [PubMed] [Google Scholar]

35. Eickhoff SB, Stephan KE, Mohlberg H, Grefkes C, Fink GR, et al. Новый набор инструментов СЗМ для объединения вероятностных цитоархитектонических карт и данных функциональной визуализации. Нейроизображение. 2005; 25:1325–1335. [PubMed] [Академия Google]

36. Ochsner KN, Ray RD, Cooper JC, Robertson ER, Chopra S, et al. К лучшему или к худшему: нейронные системы, поддерживающие когнитивное подавление и усиление негативных эмоций. Нейроизображение. 2004; 23: 483–499. [PubMed] [Google Scholar]

37. Ghashghaei HT, Barbas H. Пути эмоций: взаимодействие префронтальных и передних височных путей в миндалевидном теле макаки-резус. Неврология. 2002; 115:1261–1279. [PubMed] [Google Scholar]

38. Ishai A, Pessoa L, Bikle PC, Ungerleider LG. Подавление повторения лиц модулируется эмоциями. Proc Natl Acad Sci U S A. 2004; 101:9827–9832. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [Google Scholar]

39. Fischer H, Wright CI, Whalen PJ, McInerney SC, Shin LM, et al. Привыкание мозга при многократном воздействии на испуганные и нейтральные лица: функциональное МРТ-исследование. Мозг Рес Бык. 2003; 59: 387–392. [PubMed] [Google Scholar]

40. Wright CI, Fischer H, Whalen PJ, McInerney SC, Shin LM, et al. Дифференциальное привыкание префронтальной коры и миндалевидного тела к многократно предъявляемым эмоциональным стимулам. Нейроотчет. 2001; 12: 379–383. [PubMed] [Академия Google]

41. Бунге С.А. Как мы используем правила для выбора действий: обзор данных когнитивной нейробиологии. Cogn Affect Behav Neurosci. 2004; 4: 564–579. [PubMed] [Google Scholar]

42. Миллер Э.К., Коэн Д.Д. Интегративная теория функции префронтальной коры. Annu Rev Neurosci. 2001; 24: 167–202. [PubMed] [Google Scholar]

43. Mitchell JP, Heatherton TF, Kelley WM, Wyland CL, Wegner DM, et al. Отделение устойчивых аспектов когнитивного контроля от временных во время подавления мыслей. Психологические науки. 2007;18:292–297. [PubMed] [Google Scholar]

44. Hariri AR, Drabant EM, Weinberger DR. Генетика визуализации: перспективы исследований генетически обусловленных вариаций функции серотонина и кортиколимбической аффективной обработки. Биол психиатрия. 2006; 59: 888–897. [PubMed] [Google Scholar]

45. Харири А.Р., Холмс А. Генетика эмоциональной регуляции: роль переносчика серотонина в нервной функции. Тенденции Cogn Sci. 2006; 10: 182–191. [PubMed] [Google Scholar]

[PDF] Лицензия на мошенничество: добровольное регулирование и этичное поведение

  • DOI:10.1287/mnsc.1120.1699
  • Идентификатор корпуса: 7871529
 @article{Gino2013LicenseTC,
  title={Лицензия на мошенничество: добровольное регулирование и этичное поведение},
  автор = {Франческа Джино и Эрин Л. Крупка и Роберто А. Вебер},
  журнал={Управление. наук},
  год = {2013},
  объем = {59},
  страницы={2187-2203}
} 
  • Ф. Джино, Эрин Л. Крупка, Роберто А. Вебер
  • Опубликовано 4 апреля 2013 г.
  • Экономика
  • Менеджмент. науч.

Хотя мониторинг и регулирование могут использоваться для борьбы с социально дорогостоящим неэтичным поведением, их предполагаемые цели часто могут избегать регулирования или скрывать свое поведение. Это уступает, по крайней мере, часть эффективности политики регулирования решениям фирм и отдельных лиц добровольно подчиняться регулированию. Мы изучаем решения отдельных лиц избегать контроля или регулирования и, таким образом, повышать их способность к неэтичному поведению. Мы проводим лабораторный эксперимент, в котором участники… 

Искушение и обман: экспериментальные данные

  • Дженнифер Г. Пейт
  • Психология

  • 2018

ВЛИЯЮТ ЛИ РУКОВОДИТЕЛИ НА ЭТИЧЕСКОЕ ПОВЕДЕНИЕ?

  • Никола Паванини
  • Бизнес, экономика

  • 2017

Мы изучаем, влияют ли лидеры на неэтичное поведение последователей. Чтобы избежать проблем отбора, присутствующих в естественной среде, мы используем эксперимент, в котором мы создаем простые лабораторные фирмы и…

Влияют ли лидеры на этическое поведение?

  • Джованна д’Адда, Д. Дараи, Роберто А. Вебер
  • Психология

  • 2014

Мы изучаем, влияют ли лидеры на неэтичное поведение последователей. Чтобы избежать проблем с отбором, присутствующих в естественной среде, мы используем лабораторный эксперимент, в ходе которого мы формируем группы и назначаем…

Поощрение нечестности: экспериментальное исследование с внутренними аудиторами

  • Лукас Балафутас, Саймон Чермак, Марк Эйлерих, Хелена Форнвагнер
  • Бизнес

    Экономические расследования

  • 2020

В этом исследовании экспериментально изучается, как нечестное поведение в форме искажения результатов деятельности других зависит от характера предоставленных стимулов. Мы проводим «лабораторный полевой» эксперимент с…

Обман и взаимность

Мы экспериментально исследуем взаимосвязь между (не)добрыми действиями и последующим обманом в двухэтапной игре для двух игроков. Первый этап включает в себя игру диктатора. На втором этапе…

Обман и взаимность

Мы экспериментально исследуем взаимосвязь между (не)добрыми действиями и последующим обманом в двухэтапной игре для двух игроков. Первый этап включает в себя игру диктатора. На втором этапе…

Влияние отбора на нечестное поведение

Во многих экспериментальных исследованиях используется случайное распределение для выявления факторов, влияющих на нечестность. Однако в реальной жизни люди сознательно выбирают среду, способствующую нечестности. В двух лабораториях…

Является ли мошенничество национальным развлечением? Экспериментальные данные

  • А. Захаров
  • Экономика

  • 2018

Решение обмануть является частым и относительно обыденным экономическим решением, которое люди регулярно принимают в своей повседневной жизни. Мы наблюдаем за людьми из Великобритании, России и Чили…

Деловая этика в организациях: экспериментальное исследование изобличений и личности

В настоящей статье предлагается инновационный экспериментальный план для изучения характера и частоты случаев изобличений в контексте организации и сотрудников. В частности, мы стремимся определить, является ли…

Ложь, чтобы быть честным

  • Г. Доган, Риксте Аннеке Роггема
  • Экономика

  • 2016

Один из основных аргументов, который люди используют для обмана, заключается в том, что другие также используют это для обмана. Обман становится инструментом установления справедливости, когда обманывают другие. Используя различные схемы вознаграждения, мы экспериментально…

ПОКАЗЫВАЕМ 1-10 ИЗ 100 ССЫЛОК

СОРТИРОВАТЬ ПО Актуальности Наиболее влиятельные документы Недавность

Обоснованная этичность: наблюдение за желаемыми контрфактуалами изменяет этическое восприятие и поведение

  • Shaul Shalvi, J. Dana, M. Handgraaf, C. Dreu
  • Психология

  • 2011

ЭТИЧЕСКИЕ ИСПРАВЛЕНИЯ В фирм: данные о испытании на эмиссии транспортных средств

  • L. L. Pierce, JANSON A. Синь.
  • Экономика, Бизнес

    Менеджмент. науч.

  • 2008

В этой статье мы исследуем, как организации влияют на неэтичное поведение своих сотрудников. Используя уникальный набор данных из более чем трех миллионов тестов на выбросы транспортных средств, мы находим убедительные доказательства…

Слишком устал, чтобы говорить правду: истощение ресурсов самоконтроля и нечестность.

Обман: роль последствий

  • У. Гнизи
  • Экономика

  • 2005

Обман является частью многих экономических взаимодействий. Деловые люди, политики, дипломаты, юристы и студенты экспериментальной лаборатории, которые используют частную информацию, не всегда делают это…

Заражение или реституция? Когда плохие яблоки могут мотивировать этичное поведение

  • Ф. Джино, Джун Гу, К. Чжун
  • Психология

  • 2009

Мультиметодный подход к определению норм и нормативных ожиданий в рамках корпоративной иерархии. , Эрин Л. Крупка

  • Экономика

  • 2012
  • Мы используем совместимый со стимулами экономический эксперимент и опросы на местах в крупной финансовой фирме, чтобы определить нормы поведения на рабочем месте среди финансовых консультантов и их…

    Заражение и дифференциация неэтичного поведения

    Результаты показывают, что неэтичность отдельных лиц не зависит от простых расчетов анализа затрат и выгод, а скорее зависит от социальных норм, подразумеваемых нечестностью других, а также от заметности нечестности .

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *