Промежуточная память и механизмы сна. Элементы практической психологии
Промежуточная память и механизмы сна
Как мы уже упоминали, после обработки в кратковременной памяти информация в конце концов попадает в долговременное хранилище, где время и объем хранения практически неограниченны. Однако при этом информация проходит через некоторую промежуточную инстанцию. Дело в том, что объем кратковременной памяти так мал, что для нормального взаимодействия человека с окружающей средой это хранилище необходимо каждые несколько минут освобождать для вновь поступающих сведений. Кроме непрерывного потока сигналов из внешней среды кратковременная память загружается еще и сигналами из долговременной памяти для проверки выдвигаемых гипотез при узнавании.
Современные представления позволяют утверждать, что из кратковременной памяти информация вначале попадает в промежуточную. Промежуточная память обладает существенно большей емкостью и длительностью хранения — информация может находиться в ней уже несколько часов. Вместе с тем временное накопление информации в промежуточной памяти не заменяет долго-временного хранения — ведь через несколько часов информацию следует перевести в долговременную память, чтобы промежуточная не переполнялась. Рассматривая предыдущие этапы сохранения информации в мгновенной и кратковременной памяти, мы уже акцентировали внимание на том, что она все время преобразуется, тем не менее главные этапы категоризации еще впереди.
Создается впечатление, что время ночного сна отводится организмом для очищения промежуточной памяти и категоризации информации, накопленной за прошедший день в этой памяти [86, 353]. Создав себе максимально безопасные и спокойные условия, организм отключается от приема внешней информации (не контролирует внешнюю среду) и, погрузившись в сон, переходит к решению упомянутых неотложных задач. По окончании сна промежуточная память опять готова к приему новой информации. Не противоречит ли такое представление накопленным фактам о функциональной роли сна?
Давно известно, что сон совершенно необходим для поддержания жизни, если лишить человека сна, то через несколько дней наступит смерть. Для человека жизнь без сна может продолжаться значительно меньше, чем без воды и пищи, — не более 12 суток [378]. Лишение сна вызывает отчетливые изменения в поведении. У человека, который спит менее трех часов в сутки, понижается уровень бдительности, нарушается выполнение вычислительных операций и ухудшается кратковременная память. Существенно изменяется внимание: человек временами как бы отключается. Так, например, в процессе длительного экспериментального бодрствования наблюдалось периодическое исчезновение альфа-ритма в электроэнцефалограмме испытуемых, что всегда является показателем снижения уровня внимания и бдительности [153]. Одновременно с его исчезновением наблюдались галлюцинации, которые отличались такой яркостью и отчетливостью, что могли изменить поведение испытуемых, например, некоторые испытуемые спотыкались о несуществующие предметы [56]. При недосыпании нарушается мышление и речь становится бормочущей, смазанной, с повторениями и ошибками. Изменения наступают и в эмоциональной сфере: наблюдаются экспансивность, эпизодические припадки ярости.
Необходимость сна не вызывает сомнений. Каковы функции сна, зачем мы тратим на сон одну треть каждых суток? Предложен ряд гипотез, каждая из которых акцентирует внимание на одной из сторон сложного феномена сна.
Согласно гипотезе И. П. Павлова [206], сон — это разлитое активное корковое торможение, отдых нейронов коры. В последнее время установлено, что во время сна мозговой кровоток не только не ослабляется, но даже усиливается, а потребление кислорода поддерживается на том же уровне, что и во время бодрствования. Активность нейронов в условиях сна остается в целом мало измененной, а в зрительной коре даже усиливается. Таким образом, сон необходимо рассматривать как активное достояние мозга.
Согласно другой гипотезе — гуморальной, сон — это состояние без мышечной активности. Он нужен для того, чтобы вывести из организма химические вещества, которые, накапливаясь в крови во время бодрствования вследствие мышечной активности, отравляют мозг [369]. Полнота такого представления о сне была поставлена под сомнение, когда выяснилось, что имеются такие заболевания, при которых больные малоподвижны (инфаркт миокарда, паралич и т. п.), но по-прежнему нуждаются во сне.
В настоящее время считается, что расслабление мышц способствует сну, так как при этом уменьшается возбуждение двигательных центров мозга вследствие сокращения притока сигналов от мышц. Предполагалось также, что сон необходим для выведения из организма токсинов, возникающих вследствие активности не мышц, а самой нервной системы. Однако наблюдения, проведенные П. К. Анохиным [20] над двумя парами сросшихся близнецов, доказали преобладание у человека нервного механизма сна над гуморальным. Несмотря на общую кровеносную систему, когда один из близнецов спал, другой мог бодрствовать.
Еще одна гипотеза, которая кажется нам наиболее правдоподобной состоит в том, что отключение человека от внешней среды во время сна необходимо для содержательной обработки накопленной за день информации [353]. В период ночного сна информация малыми порциями в соответствии с ограниченным объемом кратковременной памяти поступает из промежуточной в кратковременную память, которая отключается для этого от внешней среды. Каждая порция обрабатывается последовательно в две фазы. Первая фаза — это логическая обработка порции информации, сопоставляемая с обнаруженной фазой «медленного» сна. Здесь информация обобщается и оценивается. Вторая фаза — обработанная информация пересылается в определенные участки структуры долговременной памяти, где связывается с хранящимся там материалом. Здесь новая информация включается в структуры двигательной, чувственной и словесной долговременной памяти, что сопоставляется с обнаруженной фазой «быстрого» сна. За время ночного сна основные фазы — медленный и быстрый сон — повторяются периодически 4–5 раз. Чередование указанных фаз и нормальная продолжительность сна (6–8 часов) — обязательные условия здоровья человека.
Однако известны существенные отклонения от обычной длительности сна как в сторону его уменьшения, так и в сторону увеличения. Есть люди которые вообще не спят. Так. известен югославский крестьянин, который получив в детстве черепно-мозговую травму перестал спать.
Если разбудить испытуемых в фазе медленного сна и спросить, видели ли они сон, то в 80% случаев ответ будет отрицательным. Остальные 20% испытуемых сообщали о переживании психической активности, которая в большей мере носила характер логических построений и в меньшей содержала эмоциональную окраску и зрительные элементы. Такие переживания не имели характера непосредственного чувственного восприятия.
Их содержание было непосредственно связано с реальными событиями прошедшего дня и скорее напоминало продумывание ситуации. В медленной фазе нет глазодвигательной активности, но наблюдается двигательная активность другого рода: именно с этой фазой связаны периоды снохождения (лунатизм) и сноговорения. Интересно обратить внимание на то, что фармакологическое подавление фазы медленного сна ведет к нарушению и быстрого сна, т. е. эти фазы глубинно связаны. Было обнаружено, что при высокой нагрузке на зрительный анализатор у человека удлиняется медленный сон; это подтверждает участие медленного сна в процессах переработки информации, поступившей в период бодрствования.Идея о том, что во сне происходит обдумывание прошедшего в предыдущий день, высказывалась еще в древности. Так, Лукреций Кар [172] в трактате «О природе вещей» писал: «Если же кто-нибудь занят каким-либо делом прилежно или отдавался чему-нибудь долгое время и увлекало наш ум постоянно занятие это, то и во сне представляется нам, что делаем то же».
В многочисленных современных исследованиях также установлено, что после сна улучшается свободное воспроизведение менее осмысленных элементов заученного материала, требующих, по-видимому, для успешного усвоения и извлечения некоторой дополнительной переработки информации. В экспериментальных работах Л. П. Латаша [154], например, показано, что во время естественного ночного сна происходит такое преобразование мозгом полученной информации, которое способствует лучшей организации и использованию следов памяти.
После фазы медленного снаследует быстрый сон, который связан со сновидениями. В этой фазе чувствительность к внешним воздействиям продолжает понижаться, т. е. сон становится еще более глубоким. Однако по характеру преобразования информации быстрый сон оказался более похожим на бодрствование, чем на сон, и поэтому получил еще одно название — парадоксальный сон. В чем парадоксальность? С одной стороны, — это глубокий сон, поскольку пороги чувствительности к внешним стимулам при быстром сне выше, чем при медленном. Кроме того, в быстрой фазе сна наблюдается резкое угнетение мышечного тонуса. Это показатели пассивного состояния. С другой стороны, — это активная деятельность, поскольку наблюдается усиление электрической активности мозга, учащение пульса и дыхания, подъем давления и выраженная глазодвигательная активность. Если разбудить испытуемых сразу после завершения фазы быстрого сна, они в 80% случаев утверждают, что видели эмоционально окрашенные сны. Организованный характер сновидений с отражением их в сознании, разнообразие сюжетов и иногда их повторяемость свидетельствуют о содержательности соответствующих процессов переработки информации мозгом в фазе быстрого сна.
Исследования сна подтверждают, что быстрый сон особенно значим для адаптации к необычной, эмоционально значимой ситуации. Если количество таких ситуаций велико, то продолжительность фаз быстрого сна увеличивается. Исключение фазы быстрого сна нарушает адаптацию человека, а также ухудшает запоминание личностно значимых фактов, вызывающих эмоциональное напряжение.
Особенно таинственным кажется человеку не сам акт сна, а содержание сновидений. С глубокой древности люди пытались понять смысл сновидений. Несмотря на седую древность интереса к сновидениям, первый существенный шаг в направлении их понимания сделал Фрейд. Согласно его гипотезе [277], сновидения обеспечивают психологический комфорт, уменьшая возникшую в течение дня эмоциональную напряженность и вызывая этим чувство удовлетворенности. С этой точки зрения, сновидение служит для символической реализации нереализованных желаний человека (рис. 8). В этом смысле сновидения охраняют наш сон.
Рис. 8. Пример реализации в сновидениях желания, не исполнимого наяву.
(Эликсир для волос — Из кн.: Херлуф Бидструп. Львов, 1960.)
Они до некоторой степени разряжают очаги возбуждения, возникающие из-за неоконченных дел и тревожных мыслей. Приведем пример. 18 участникам эксперимента в Нью-Йоркском университете в течение восьми часов не давали ни пить, ни есть. Когда они после этого явились в лабораторию, им предложили ужин из острых блюд. В результате в последующую ночь по меньшей мере одно сновидение у каждого было связано с темой жажды. На протяжении следующей ночи магнитофон мучил их бесконечно повторяемой фразой: «Ни с чем не сравнимый освежающий глоток холодной воды». Это соблазнительное предложение отразилось в сновидениях, и число снов, в которых фигурировала жидкость, возросло. Некоторые испытуемые «утоляли» жажду в своих снах, другие — нет. Важно подчеркнуть, что тот, кто достаточно «пил» во сне и, следовательно, «утолил» свою жажду, утром пил меньше, чем остальные, которые во сне не смогли «удовлетворить» своего желания.
Таким образом, сновидение не нарушает сон, а оберегает его, включая в фабулу сна то, что мешает нам спать, хотя нам кажется, что мы спали бы лучше, если бы некоторых сновидений не было. При этом сновидение не просто отражает какое-нибудь определенное желание, а устраняет, уничтожает его при помощи особого рода переживания. Это представление созвучно древней позиции Платона, который писал, что хорошие люди довольствуются сновидениями о том, что дурные совершают на самом деле [219].
Сновидения возникают как бы в результате конфликта антагонистических тенденций: вытесненных переживаний, с одной стороны, и бдительного контроля сознания, приобретающего характер «цензуры», — с другой. В период ночного сна контроль ослабевает, хотя и не настолько, чтобы неприемлемые мотивы могли осознаваться в их истинном виде. Для того чтобы иметь возможность проникнуть в сознание, такие мотивы и представления трансформируются, маскируются в непонятные для сознания образы сновидений, и таким путем обходят цензуру. Проникновение преобразованных мотивов в сознание ведет к частичному снятию эмоционального напряжения. Функция сновидения с этой точки зрения состоит в психическом уравновешивании человека: при сновидении он отчасти, в символической форме удовлетворяет желания, реализация которых наталкивается на этические или физические препятствия [353].
Причудливость сновидений, их алогичность различные исследователи объясняют по-разному. Фрейд считал, что особый и непонятный язык сновидений связан с тем, что побуждение, вытесненное в подсознание, извращает способ своего выражения во сне для преодоления цензуры моральных и социальных табу. Согласно представлениям Ф. Б. Бассина, причудливость снов связана с тем, что во сне происходит возврат к форме мышления, свойственной детям на ранних этапах развития, к оперированию конкретными зрительными представлениями. В этом смысле сновидение носит характер символических подстановок, где зрительные образы заменяют собой абстрактные понятия, логические и языковые формы, которыми обычно пользуются взрослые [28]. С этой позиции в сновидениях совершается как бы обратный, регрессивный переход от абстрактных символов к наглядным формам. Например, трудные жизненные решения у взрослых могут реализоваться сном о школьном экзамене. При неврозе, когда, человек испытывает особые трудности в принятии решения, типичным является сон о длинном гостиничном коридоре с бесконечным рядом одинаковых дверей, среди которых он никак не может отыскать свои двери.
По концепции «фрагментарности» И. Е. Вольперта [66], сновидение — это осколок переживаний, который приобретает характер символа только потому, что в нем в силу закономерностей физиологического порядка оказалась воспроизведенной та или другая черта или деталь, относящая человека к сложному переживанию. Такой пример показан на рис. 9.
Необходимо отметить, что изложенные гипотезы о языке сновидений не имеют пока прямых и однозначных экспериментальных доказательств, они опираются главным образом на наблюдения и аналогии.
Новые сведения о свойствах и состояниях нервной системы в период сна породили гипотезы его механизмов, учитывающие и другие грани этого сложного явления. Интересен подход, согласно которому предполагается, что человеку, необходима определенная информационная нагрузка, а дефицит ее восполняется сновидениями, поставляющими недостающую информацию [312]. Эта гипотеза основана на экспериментах, выявивших специфику восприятия и преобразования информации в условиях различных форм сенсорной изоляции, показавших, как мы уже упоминали, что недостаток информации порождает яркие сны и зрительные галлюцинации.
Рис. 9. Пример включения в сновидения различных воздействий реальных физических раздражителей.
(На лоне природы. — Из кн: Херлуф Бидструп. Львов, 1960)
Известный спелеолог Сиффр пробыл в одиночестве в глубинах земли (в пещере) более двух месяцев. С течением времени он все хуже переносил одиночество и стал замечать, что просыпается с трудом и ему снятся особо яркие и необычайно приятные сны [244].
Допускают, что во время быстрого сна, при сновидениях происходит синтезирование текущей информации и прошлого опыта и функционируют характерные для данного человека формы психологической защиты. Коль скоро конфликтная или трудная ситуация вновь переживается после сновидений, то человек относится к ней спокойнее и разумнее, испытывая меньшую тревогу. К представлениям Ф. Б. Бассина близка гипотеза Френча и Фромма [341], согласно которой в сновидениях используются механизмы так называемого первичного (образного) мышления для решения мотивационных конфликтов, которые не удается разрешить с помощью логического анализа во время бодрствования. Конфликт устраняется в сновидении с помощью языка образов, а не на основе логического анализа и не путем трансформации или псевдообъяснения человеком своего поведения, что характерно для психологической защиты (о последней мы будем говорить подробно в разделе о сознании). Сновидения, согласно упомянутой гипотезе, представляют собой самостоятельный механизм психологической защиты, и ухудшение самочувствия в связи с лишением быстрого сна можно объяснить тем, что выключается один из важных механизмов защиты, нарушая баланс психологической стабилизации человека [350].
Все люди видят сны, но не все помнят о них. Количество запоминающихся сновидений увеличивается при возрастании психологической нагрузки. Само содержание сновидений, особенно если оно повторяется неоднократно, может указывать на начальные этапы функциональных нарушений. Так, например, для начинающихся сердечных заболеваний характерны специфические сны. Человеку снится, что его преследуют, догоняют, убивают и т. д. Он просыпается в холодном поту, с сильным сердцебиением обычно около трех часов ночи. Чем обусловлено такое содержание сна? Дело в том, что сновидения — охранители сна. Травмирующее воздействие трансформируется таким образом, что входит в сюжет сновидения, утрачивая иногда свое пробуждающее значение [362].
Поскольку сон защищает нас от перенапряжения и перевозбуждения, то лучший способ избавиться от тяжелого беспокойства или значительно уменьшить его — это выспаться. Винер называл сон «непатологическим очищением». Наблюдения показали, что если введено правило, по которому жалобы можно подавать только на второй день после происшествия, то количество поданных жалоб уменьшается на 60%. Такой эффект, возможно, объясняется тем, что после ночного сна человек меньше возбужден и способен более разумно отнестись к возникшему конфликту.
В последние годы много писали о способе обучения во время естественного сна — гипнопедии [234, 392]. Как представить себе механизм этого способа обучения и проникновения новой информации в мозг спящего человека? Мы уже отмечали, что обработка информации во сне носит фазный, периодический характер и медленный сон связан с переводом информации из промежуточной памяти в кратковременную. Поскольку эта фаза сопровождается отключением памяти от приема информации извне, то обучение в этой фазе маловероятно. Быстрый сон сопоставляется с переводом информации в структуры долговременной памяти. В этой фазе кратковременная память освобождается, и в нее может быть введена информация либо из промежуточной памяти, либо из внешней среды. В последнем случае может происходить обучение, при этом на долговременное хранение будут передаваться не накопленные в предыдущий день сведения из промежуточной памяти, а только что введенные. Перевод процессов обработки информации на новые рельсы может приводить к тому, что обычной продолжительности ночного сна не хватит на обработку всей информации, накопленной за предыдущий день. Обучение во сне при большой информативной нагрузке днем может приводить к накоплению усталости и таким тяжелым последствиям, как невроз. Таким образом, с одной стороны, действительно можно ввести в память информацию и во сне. Мало того, она вводится практически без помех, фона, смешения с другими событиями дня и без личностных, не всегда положительных оценок, т. е. при весьма благоприятных условиях. С другой стороны, нежелательно прибегать к этому виду обучения без особой необходимости, поскольку, как было показано, во время ночного сна происходит очень важная и совершенно необходимая для нормального самочувствия человека обработка информации. Поэтому не следует рассматривать обучение во сне как перспективный метод, а только как возможность обучения в особых обстоятельствах.
Оперативная промежуточная память страдает при недосыпании — человек помнит старую информацию, но с трудом вспоминает содержание новых сообщений. Сон — очень чувствительный процесс, он связан с механизмами психологической защиты, поэтому потребность во сне у людей с повышенной чувствительностью большая.
Существенна непрерывность сна, многократно прерываемый сон не приносит должного чувства отдыха, поскольку нарушается нормальная структура фаз сна (соотношение фаз). Хроническое утомление хорошо знакомо матерям с грудными детьми и всем, кто по роду профессиональной деятельности имеет дробный сон, хотя общая продолжительность сна у них может даже превосходить норму. Полезно согласовывать распорядок сна и бодрствования с динамикой своих физиологических ритмов. С этой позиции всех людей можно грубо разделить на две группы: сов и жаворонков. Жаворонками называют тех, кто рано и легко встает поутру, имеет большую работоспособность утром и в первую половину дня, а совами — тех, кто просыпается и встает утром с трудом, имеет лучшую работоспособность вечером и даже ночью. Учет индивидуальной динамики сна позволяет эффективнее распределять нагрузку в течение рабочего дня и уменьшить психологическую напряженность.
Обычно при нормальном сне, как уже говорилось, происходит общее расслабление, расслабляются мышцы, сердечный ритм замедляется, а дыхание становится глубже. У страдающих бессонницей не наблюдается релаксации, и поскольку они не могут расслабиться, они ближе к состоянию бодрствования. Как следует из рассмотренного, засыпанию способствует уменьшение потока поступающих в мозг импульсов, что может быть достигнуто и с помощью полноценного мышечного расслабления — релаксации. Она позволяет научиться быстро засыпать и полноценно спать, а также оказалась полезной не только людям с нарушениями сна, но и лицам, которые в связи с особенностями профессии вынуждены спать короткими интервалами и в промежутках интенсивно работать [395].
13. МЕХАНИЗМЫ ЗАЩИТЫ
13. МЕХАНИЗМЫ ЗАЩИТЫ В структуре нашей личности существует множество несообразностей и противоречий. Например, какая-то часть нас может нуждаться в постоянном внимании, чтобы чувствовать себя в большей безопасности, в то время как другую часть это внимание беспокоит и ей
Промежуточная позиция
Промежуточная позиция Занимая промежуточную позицию, терапевт присоединяется к семье в качестве активного, но нейтрального слушателя. Он помогает людям излагать свои истории. Такую модальность присоединения, которую называют прослеживанием, воспитывают у терапевтов
Психологические механизмы
Психологические механизмы На этом возрастном уровне не возникают новые защитные механизмы. Как упоминалось выше, частичная сублимация и реактивные образования — основные средства психологической защиты в латентный период. В соответствии со своей позицией Борнштайн
Защитные механизмы
Защитные механизмы Механизмы защиты – это бессознательная психологическая тактика, которая помогает защитить человека от неприятных эмоций (от тревоги и чувства вины). Каждый человек использует механизмы защиты в то или иное время, но чрезмерная опора на них создает
Механизмы и маразмы
Механизмы и маразмы Данный раздел содержит различные записи касательно механизмов и «маразмов» в проявлении человеческой психики. Здесь вы можете найти также общие наблюдения и объяснения различных распространенных социальных стереотипных
Рабочая память и кратковременная память
Рабочая память и кратковременная память Многие считают, что понятие «рабочая память», которое сейчас так активно используется, запустил в научный обиход психолог Алан Бэддели в начале 1970-х годов[30]. Он предложил разделить рабочую память на три блока. Один отвечает за
Глава 2 Механизмы памяти 2.1 Память — область парадоксов
Глава 2 Механизмы памяти 2.1 Память — область парадоксов Принципиально память устроена очень просто. Непонимание её механизмов часто связано с недопониманием того, что является информацией для мозга.В свое время я изучил большое количество литературы по психологии и
Часть I.
Как в два раза улучшить память за сорок пять минут, или Введение в голографическую памятьЧасть I. Как в два раза улучшить память за сорок пять минут, или Введение в голографическую память С чего все начиналось… Несколько лет назад, после окончания последнего занятия по развитию памяти, один из студентов предъявляет претензии в отношении результатов
Часть I Как в два раза улучшить память за 45 минут, или введение в голографическую память
Часть I Как в два раза улучшить память за 45 минут, или введение в голографическую память «В начале славных дел…» Несколько лет назад, после окончания последнего занятия по развитию памяти, один из студентов предъявил мне претензии:– Станислав, люди к вам приходят, чтобы
Память прошлого и память будущего
Память прошлого и память будущего Мои коллеги-психологи, исследователи памяти, предполагают, что резервы нашей памяти практически неисчерпаемы. Нашей головы хватит, чтобы мы запоминали все и всегда: и вон тот случайный разговор на улице, и колыхание каждой ветки вон того
«Повседневная» память и долговременная память
«Повседневная» память и долговременная память Рассмотрим еще два вопроса, имеющих отношение к теме «Память». До сих пор основное внимание уделялось стандартным лабораторным методам, часто исполь-зуемым при изучении памяти в любой возрастной период. Два последних
Эгозащитные механизмы — механизмы психологической защиты
Эгозащитные механизмы — механизмы психологической защиты Механизмы эгозащиты впервые были описаны Анной Фрейд (1936–1966). Не все психологи и психиатры принимают психоаналитические концепции и идею активного бессознательного. Д. Хамлин (1985), профессор философии
Глава 10 Воплощаем историю в реальность: промежуточная миссия и ритуалы
Глава 10 Воплощаем историю в реальность: промежуточная миссия и ритуалы Если ваша абсолютная миссия – это ваше жизненное кредо, основные положения вашей жизни, взгляд с высоты птичьего полета, то промежуточная миссия – важный компонент вашего общего плана реорганизации.
Механизмы сна
Механизмы сна Заведует сном маленькая железа в лимбической системе, которая имеет скучное название «эпифиз». Но также она известна под более привлекательными названиями: в старинных медицинских справочниках она называется душевной железой, у даосов – Хрустальным
Вопрос 2. Кратковременная и промежуточная память
Промежуточная память — это процесс перевода кратковременной памяти в долговременную (консолидация памяти), который продолжается несколько часов. Следы кратковременной памяти становятся устойчивыми через 4 ч. Таким образом, длительность промежуточной памяти от нескольких минут до 4 ч (некоторые авторы считают, что больше, другие – что меньше). На данном этапе электрофизиологические процессы запускают с помощью вторых посредников (цАМФ, ИФ, ДАГ, NO и др.) биохимические реакции, активируется синтез медиаторов, рецепторов ионных каналов. Поэтому данный период переработки поступившей информации и ее запоминание следует назвать нейрохимической памятью. По длительности хранения информации ее следует назвать промежуточной памятью (между кратковременной и долговременной). В этот период экстремальные воздействия (наркоз, сотрясение мозга и др.) еще способны стереть память. Введение крысам блокатора синтеза ДНК – азидотимина препятствует переходу кратковременной памяти в долговременную. Этот вид памяти к настоящему времени малоизучен.
Кратковременная память Кратковременная память вид памяти, характеризующийся относительно коротким временем хранения информации (до 30 с.), которая теряется в силу действия временного фактора или изза поступления новой информации, и небольшим количеством воспроизводимых элементов. Информация попадает в кратковременную память из сенсорной или долговременной памяти при условии, что индивид обращает на нее свое внимание и использует стратегию повторения. За счет укрупнения единиц информации, попадающих в кратковременную память, суммарное количество элементов в кратковременной памяти может быть увеличено. Хранение информации в кратковременной памяти осуществляется в модальноспецифической форме.
Экзаменационный билет № 24
Вопрос 1. Типологические варианты личности детей
С помощью психологических методов (наблюдение за поведением учащихся в школе, индивидуальная беседа, характеристика педагогов, модифицированный детский личностный опросник Кетелла) Э.М. Александровская и И.Н. Гильяшева (1985) выделили шесть основных типологических вариантов личности детей младшего школьного возраста (7 – 10 лет). Всего было обследовано 269 детей, обучавшихся в массовой школе. Исследовали следующие свойства личности: общительность, интеллект, уверенность в себе, возбудимость, доминирование, склонность к риску, добросовестность, социальная смелость, чувствительность, тревожность, самоконтроль, напряженность.
Основными типологическими вариантами личности оказались следующие.
Гармоничный тип (около 36%). Дети этой наибольшей по численности группы легко учатся и не испытывают трудностей при обучении. Обследование по детскому личностному опроснику выявляет у них наряду с достаточно высоким уровнем сформированности интеллектуальных функций такие личностные свойства, как общительность, уверенность в себе, высокий самоконтроль, добросовестность, отсутствие тревожности. Эта группа делится на две подгруппы, отличающиеся уровнем возбудимости: детям I подгруппы (около 26%) свойственна уравновешенность, детям II подгруппы (около 10%) – ярко выраженная моторная активность. Практическая направленность школьников, относящихся к гармоничному типу, проявляется в эффективном овладении учебной деятельностью, стремлением к хорошим результатам. Сочетание перечисленных свойств представляет собой устойчивую структуру личности, которая обеспечивает им быструю адаптацию.
Конформный тип (около 12%). В поведении школьников проявляются сильная зависимость от ситуации, стремление соответствовать окружению. Высокая школьная мотивация, потребность поступать согласно предъявляемым нормам определяют их направленность на учебную деятельность. По данным тестового обследования, дети достаточно общительны, уверены в себе, добросовестны, имеют хороший самоконтроль, низкий уровень тревожности и напряженности. Характерной особенностью детей с конформным типом личности является недоразвитие познавательной деятельности, что затрудняет усвоение учебной программы.
Доминирующий тип (около 10%). Отличительной особенностью этих учащихся является стремление к самостоятельности, доминированию, самоутверждению. Они общительны, активны, уверены в себе, обладают социальной смелостью и склонностью к риску. Практическая направленность этих школьников проявляется особенно ярко в организации детских игр. Сочетание высокой активности и низкого самоконтроля создает трудности адаптации, связанные с усвоением школьных норм поведения.
Чувствительный тип (около 14%). Эти дети робки и застенчивы, хотя дружеские связи с теми, к кому привыкли, стойкие. Учатся старательно, прилежно. Доминирующим свойством, по данным тестового обследования, является чувствительность, которая сочетается с такими качествами, как общительность, добросовестность, высокий самоконтроль, зависимость.
Тревожный тип (около 10%). Для этих детей характерны крайняя изменчивость эмоциональной сферы, повышенная впечатлительность; их действия отличают излишнее волнение, тревожность. Учатся легко, особенно хорошо читают и рассказывают. По тестовым данным, высокий уровень тревожности сочетается у них с возбудимостью, чувствительностью, неуверенностью в себе, чувством ответственности, хорошим пониманием социальных нормативов.
Ведущей чертой для детей, имеющих чувствительный и тревожный типы формирования личности, является общение. Именно эта деятельность служит источником получения эмоционального подкрепления, столь необходимого для них. Ожидание положительной оценки своих действий и поступков со стороны окружающих определяет трудности в сфере взаимоотношений. Зависимость от эмоционального состояния затрудняет для некоторых из них усвоение учебной программы.
Интровертированный тип (около 18 %). Отличительной особенностью этих школьников является направленность на познавательную деятельность, высокий уровень развития интеллекта сочетается с пониженным контролем за окружающей действительностью. Тестовое обследование выявило у этих детей замкнутость, неуверенность в себе, социальную робость, низкий самоконтроль. В то же время у детей отмечаются возбудимость, тревожность, напряженность. Около 6 % детей этой группы характеризуются пассивностью, бедностью мотивационной сферы, отсутствием инициативности. Одиночество, отгороженность от окружающих, повышенная чувствительность способствуют появлению затруднений как в освоении социальных норм, так и при установлении контактов, а в итоге приводят к конфликтной, субъективно-трудной ситуации пребывания в школе.
Следует, однако, заметить, что физиологической основой формирования типологических вариантов личности, как нам представляется, являются сила, уравновешенность и подвижность процессов возбуждения и торможения, подробно изученных И. П. Павловым в экспериментах на животных. Важную роль в формировании этих свойств нервной системы играет среда (условия труда и отдыха, обстановка в семье и коллективе и т. п.), особенно в раннем онтогенезе.
Промежуточная память как мост между рабочей и долговременной памятью
ПредыдущийСледующий
Journal Club
Ян Камински
Journal of Neuroscience 17 мая 2017 г., 37 (20) 5045-5047; Doi: https://doi.org/10.1523/jneurosci.0604-17.2017
- Статья
- Рисунки и данные
- Информация и метрики
- Eletters . активное и доступное состояние в течение коротких периодов времени. Это ключевой компонент многих когнитивных процессов, включая вывод, принятие решений, умственные вычисления и осознание. Одна из доминирующих моделей рабочей памяти постулирует, что воспоминания сохраняются благодаря постоянной активности нейронов (Goldman-Rakic, 19).95). Эта модель подтверждается многочисленными записями отдельных нейронов из разных областей мозга у животных с использованием различных парадигм (Constantinidis et al., 2001; Warden and Miller, 2010). Недавно мы подтвердили эту гипотезу у людей на уровне отдельных нейронов (Kamiński et al. , 2017). Однако результаты других исследований привели к предложению альтернативных моделей рабочей памяти. Недавно Лундквист и соавт. (2016) зафиксировали локальные полевые потенциалы и одиночные нейроны в префронтальной коре макак, выполняющих задание на рабочую память, и обнаружили, что информация в рабочей памяти может поддерживаться за счет нейронной активности, связанной с дискретными всплесками гамма-колебаний. Кроме того, Стоукс и соавт. (2013) в другом исследовании макак не наблюдали в своих записях постоянной активности, специфичной для стимула, и вместо этого предположили, что рабочая память кодируется сложной динамикой нейронов. Это привело к предположению, что синаптические изменения, которые не видны в записях отдельных нейронов, могут представлять содержимое, хранящееся в рабочей памяти (гипотеза «рабочей памяти без активности»; Stokes, 2015).
Примечание редактора: Эти краткие обзоры недавних статей JNeurosci , написанные исключительно студентами или постдокторантами, обобщают важные выводы статьи и содержат дополнительную информацию и комментарии. Если авторы выделенной статьи написали ответ Клубу Журналистов, ответ можно найти в Клубе Журналов на сайте www.jneurosci.org. Для получения дополнительной информации о формате, процессе рецензирования и целях статей Journal Club см. http://jneurosci.org/content/preparing-manuscript#journalclub.
- Корреспонденцию следует направлять Яну Каминьскому, 8700 бульвар Беверли, Лос-Анджелес, Калифорния . jan.kaminski{at}cshs.org
- ↵
- Constantinidis C,
- Franowicz MN,
- Goldman-Rakic PS
(2001) Сенсорная природа мнемонического представления в префронтальной коре приматов. Nat Neurosci 4:311–316. doi:10.1038/85179 pmid:11224549
- ↵
- Cowan N
(1988) Развитие концепций хранения памяти, избирательного внимания и их взаимных ограничений в системе обработки информации человека. Psychol Bull 104: 163–191. doi:10.1037/0033-2909.104.2.163 pmid:3054993
- ↵
- Fiebig F,
- Lansner A
(2017) Модель рабочей памяти, основанная на кратковременном потенцировании Хебба. J Neurosci 37:83–96. doi:10.1523/JNEUROSCI.1989-16.2017 pmid:28053032
- ↵
- Goldman-Rakic PS
(1995) Клеточная основа оперативной памяти. Нейрон 14:477–485. doi:10.1016/0896-6273(95)-6 pmid:7695894
- ↵
- Hermann BP,
- Seidenberg M,
- Wyler A,
- Davies K,
- Christeson J,
- Moran M,
- Stroup E
(1996) Влияние резекции гиппокампа человека на серийную кривую положения. Кортекс 32:323–334. doi:10.1016/S0010-9452(96)80054-2 pmid:8800618
- ↵
- Jeneson A,
- Squire LR
(2012) Рабочая память, долговременная память и функция медиальной височной доли. Выучить память 19:15–25. doi:10.1101/lm.024018.111 pmid:22180053
- ↵
- Кахана М.Дж.
(2012) Основы человеческой памяти. Оксфорд, Великобритания: Oxford UP.
- ↵
- Kamiński J,
- Sullivan S,
- Chung JM,
- Ross IB,
- Mamelak An,
- Rutishauser U
(2017). Персистенские. . Нат Нейроски 20:590–601. doi:10.1038/nn.4509 pmid:28218914
- ↵
- Kandel ER,
- Dudai Y,
- Mayford MR
(2014) Молекулярная и системная биология памяти. Сотовый 157:163–186. doi:10.1016/j.cell.2014.03.001 pmid:24679534
- ↵
- LaRocque JJ,
- Lewis-Peacock JA,
- Drysdale AT,
- Oberauer K,
- Postle BR
(2013) Расшифровка посещаемой информации в кратковременной памяти: исследование ЭЭГ. J Cogn Neurosci 25:127–142. doi:10.1162/jocn_a_00305 pmid:23198894
- ↵
- Lewis-Peacock JA,
- Drysdale AT,
- Oberauer K,
- Postle BR
(2012) Нейронные доказательства различия между кратковременной памятью и фокусом внимания. J Cogn Neurosci 24:61–79. doi:10.1162/jocn_a_00140 pmid:21955164
- ↵
- Lundqvist M,
- Rose J,
- Herman P,
- Brincat SL,
- Buschman TJ,
- Miller EK
- 70 Gamm. Нейрон 90:152–164. doi:10.1016/j.neuron.2016.02.028 pmid:26996084
- ↵
- Rose NS,
- LaRocque JJ,
- Riggall AC,
- Gosseries O,
- Starrett MJ,
- Meyering EE,
- Postle BR
(2016) Реактивация латентной рабочей памяти с помощью транскраниальной магнитной стимуляции. Наука 354:1136–1139. doi:10.1126/science.aah7011 pmid:27934762
- ↵
- Sprague TC,
- Ester EF,
- Serences JT
(2016) Восстановление скрытых представлений зрительной рабочей памяти в коре головного мозга человека. Нейрон 91:694–707. doi:10.1016/j.neuron.2016.07.006 pmid:27497224
- ↵
- Sternberg S
(2016) В защиту высокоскоростного сканирования памяти. Q J Exp Psychol (Хоув) 69: 2020–2075. doi:10.1080/17470218.2016.1198820 pmid:27557823
- ↵
- Стоукс М. Г.
(2015) Рабочая память «без активности» в префронтальной коре: структура динамического кодирования. Trends Cogn Sci 19:394–405. doi:10.1016/j.tics.2015.05.004 pmid:26051384
- ↵
- Stokes MG,
- Kusunoki M,
- Sigala N,
- Nili H,
- Gaffan D,
- Duncan J
0 (2 - ↵
- Talmi D,
- Grady CL,
- Goshen-Gottstein Y,
- Moscovitch M
(2005) Нейровизуализация кривой последовательного положения: тест моделей с одним магазином и с двумя магазинами. Psychol Sci 16:716–723. doi:10.1111/j.1467-9280.2005.01601.x pmid:16137258
- ↵
- Warden MR,
- Miller EK
(2010) Зависимые от задачи изменения кратковременной памяти в префронтальной коре. J Neurosci 30:15801–15810. doi:10.1523/JNEUROSCI.1569-10.2010 pmid:21106819
- забывание важных дат, правил или фактов имена людей, как они выглядят или кто они такие
- забывая названия обычных предметов или заменяя неправильные слова, например, называя мобильный телефон книгой или стол стулом
- заполнение пробелов в памяти ложной информацией
- заблудиться в знакомых местах
- сосудистую деменцию
- болезнь Хантингтона на более поздних стадиях деменции и других нейродегенеративных состояний.
- бензодиазепины, которые подавляют активность в областях мозга, участвующих в передаче информации из кратковременной памяти в долговременную
- антидепрессанты, которые блокируют активность ключевых химических мессенджеров в головном мозге, называемых серотонином и норэпинефрином
- противосудорожные препараты, подавляющие активность центральной нервной системы (ЦНС) ЦНС
- лекарства от высокого кровяного давления, которые блокируют активность химических мессенджеров в головном мозге, таких как норэпинефрин и адреналин
- лекарства от болезни Паркинсона, которые активируют пути в головном мозге для химического мессенджера дофамина
- снотворные препараты, действие и эффекты которых аналогичны бензодиазепинам
- антигистаминные препараты, которые блокируют активность химического мессенджера мозга, называемого ацетилхолином
- лекарства от недержания мочи, которые также блокируют активность ацетилхолина важные питательные вещества, которые помогают мозгу функционировать должным образом, включая фолиевую кислоту, тиамин и витамин B12, могут вызвать потерю памяти.
Хронический дефицит тиамина может возникнуть из-за длительного злоупотребления алкоголем.
Гидроцефалия
Гидроцефалия возникает, когда спинномозговая жидкость накапливается в желудочках головного мозга. Цереброспинальная жидкость окружает головной и спинной мозг и защищает их от повреждений. Он также помогает доставлять питательные вещества в мозг и удалять отходы.
По мере того, как желудочки головного мозга увеличиваются из-за избытка спинномозговой жидкости, они могут повреждать или мешать окружающим тканям головного мозга, что может вызвать проблемы с памятью.
Узнайте больше о гидроцефалии здесь.
Заболевания щитовидной железы
Заболевания щитовидной железы могут вызывать когнитивные изменения, такие как потеря памяти.
В случае гипотиреоза, при котором щитовидная железа не вырабатывает достаточного количества гормонов щитовидной железы, это состояние может вызвать уменьшение размера гиппокампа, который является важной областью мозга, участвующей в памяти.
Рекреационное употребление наркотиков
Многие рекреационные наркотики могут временно нарушать кратковременную память и мешать формированию новых долговременных воспоминаний. Чрезмерное или серьезное употребление наркотиков также может вызвать повреждение головного мозга, что, в свою очередь, приводит к долговременной потере памяти.
Артрит
Некоторые хронические состояния, такие как определенные виды артрита, могут вызывать туман в голове, который включает в себя трудности с запоминанием новой информации и припоминанием старой информации.
Другие причины
Некоторые другие, менее распространенные причины потери долговременной памяти включают:
- недосыпание
- потерю слуха или зрения0011 воздействие токсинов
- курение сигарет
- церебральный васкулит
В некоторых случаях психологические состояния могут вызывать изменение функционирования мозга или химических процессов, что может ухудшить создание, хранение и воспроизведение долговременной памяти.
Некоторые общие психологические или психические состояния, связанные с долговременной потерей памяти, включают:
- депрессию
- посттравматическое стрессовое расстройство (ПТСР)
- стресс
- тревогу
Варианты лечения долговременной потери памяти зависят от причины.
В некоторых случаях лечение может улучшить или даже устранить потерю памяти. Однако состояния, которые вызывают повреждение головного мозга, могут привести к необратимым изменениям в мозге и необратимой неизлечимой потере памяти.
Некоторые распространенные методы лечения и средства для лечения состояний, вызывающих потерю памяти, включают:
- прием антибиотиков или противовирусных препаратов для лечения инфекций
- перенесение хирургического вмешательства, химиотерапии или лучевой терапии при опухолях головного мозга
- прием витаминных добавок или изменение рациона питания при дефиците витаминов
- прием препаратов гормонов щитовидной железы при заболеваниях щитовидной железы
- применение методов снижения стресса, таких как медитация, йога, контролируемое дыхание или физические упражнения
- применение антидепрессантов и терапии, например, когнитивно-поведенческой терапия депрессии
- прием успокаивающих препаратов или использование методов снижения стресса при тревоге
- увеличение продолжительности сна при недосыпании
- прекращение приема, снижение дозы или замена лекарств, вызывающих потерю памяти, но только под наблюдением врача употребление алкоголя, рекреационных наркотиков или курение сигарет, которые могут потребовать консультирования или лечения
- перенесение операции по удалению избытка спинномозговой жидкости по поводу гидроцефалии
- прием кортикостероидов и иммунодепрессантов при церебральном васкулите
- прием обезболивающих, достаточное количество сна и физических упражнений при хронических болевых состояниях
Не существует методов лечения, которые могут обратить вспять или вылечить нейродегенеративные состояния, хотя некоторые лекарства могут помочь замедлить прогрессирование болезни Альцгеймера легкой и средней степени тяжести. Некоторые лекарства также могут помочь справиться с симптомами других нейродегенеративных состояний.
Национальный институт старения (NIA) предлагает несколько советов по управлению или улучшению забывчивости, в том числе:
- выполнение распорядка дня
- планирование задач заранее
- составление списков дел или оставление заметок на важных устройствах, таких как кофеварка, компьютер или пульт от телевизора, объясняющих, как и когда их использовать
- хранение телефонные будильники или оповещения
- постоянное обучение новым навыкам и выполнение знакомых задач
- участие и тесная связь с системой поддержки, такой как семья или друзья
- волонтерство или более активное участие в жизни своего сообщества или религиозных групп
- класть важные предметы, такие как телефоны, кошельки, сумочки, пульты от телевизора и очки, в одно и то же место каждый день
- правильный сон и физические упражнения
- здоровое, сбалансированное питание
- контроль или предотвращение высокого кровяного давления
- отказ от употребления алкоголя или рекреационных наркотиков
- обращение за лечением от депрессии, тяжелого стресса, беспокойства или посттравматического стрессового расстройства
- занятие деятельностью, задействующей мозг, например разгадывание кроссвордов, судоку и чтение
Производители множества пищевых добавок, безрецептурных лекарств и головоломок утверждают, что их продукты могут обратить вспять потерю памяти или улучшить память.
Тем не менее, NIA предостерегает от недоказанных методов лечения потери памяти, утверждая, что ни одно из них не имеет достаточного количества исследований, подтверждающих их использование. Некоторые могут даже вызывать непреднамеренные побочные эффекты или мешать другим лекарствам, которые принимает человек.
Узнайте больше советов по улучшению памяти здесь.
Людям, которые считают, что у них проблемы с памятью, следует обратиться за советом к врачу. Они могут оценить, являются ли симптомы нормальной частью старения или причиной основного состояния здоровья, которое может потребовать лечения.
Люди, которые думают, что кто-то из их близких может испытывать потерю памяти, также должны поощрять их или помогать им обращаться за медицинской помощью.
Если у кого-то проблемы с памятью, ему следует проходить обследование у врача каждые 6–12 месяцев, чтобы узнать, улучшается ли его состояние, ухудшается ли оно или остается стабильным.
Долговременная память относится к процессу памяти в мозгу, который извлекает информацию из хранилища кратковременной памяти и создает длительные воспоминания.
В недавнем выпуске The Journal of Neuroscience Fiebig and Lansner (2017) представили упрощенную нейронную модель слоев коры 2/3, которая включает в себя особенности, предложенные в экспериментальной работе Lundqvist et al. (2016) и Stokes et al. (2013). Модель предполагает, что информация в рабочей памяти переносится дискретными всплесками гамма-колебаний, а не непрерывной активностью нейронов. Кроме того, он использует хеббовскую форму краткосрочной синаптической пластичности, зависящей от времени спайка, для кодирования рабочих воспоминаний без активности. Эта последняя модификация важна, потому что она позволяет сети Fiebig and Lansner (2017) кодировать и поддерживать новую информацию, что является фундаментальной особенностью рабочей памяти. Действительно, моделирование показало, что после коротких (1 с) периодов кодирования сеть успешно сохраняла несколько новых элементов, каждый из которых повторно активировался в виде отдельного гамма-всплеска. Чтобы процесс кодирования имитировал то, как люди запоминают списки элементов, информация вводилась в сеть последовательно. Следовательно, элементы, которые были закодированы в начале последовательности, должны были поддерживаться в течение более длительного периода, чем другие элементы, но они подвергались меньшей конкуренции со стороны ранее закодированных элементов, чем со стороны элементов, представленных позже в последовательности. Хотя предметы, представленные в конце последовательности, подвергались высокой конкуренции, время их обслуживания было короче. В соответствии с этим анализ производительности сети показал, что элементы, представленные в начале или в конце последовательности, сохранялись лучше, чем элементы, закодированные в середине последовательности. Такие эффекты наблюдаются в поведенческих экспериментах и называются эффектами первичности (лучшее запоминание начала списка) и недавности (лучшее запоминание конца списка) (Kahana, 2012).
Считается, что эффекты первичности и новизны зависят от различных нейронных механизмов и областей мозга. Например, в задачах на рабочую память, когда испытуемым необходимо классифицировать целевые элементы как ранее виденные или нет, наблюдается только эффект недавности (Штернберг, 2016). Интересно, что эффект первичности (но не эффект новизны) нарушается у субъектов с повреждением медиальной височной доли (MTL), ключевой структуры для формирования долговременных воспоминаний (Hermann et al. , 1996). Роль MTL в эффекте первенства была подтверждена исследованием фМРТ, показывающим, что тестовые элементы, которые были представлены в начале списка, активировали гиппокамп сильнее, чем те, которые представлены в конце (Talmi et al., 2005). Поскольку MTL является ключевой структурой для формирования долговременной памяти, эти данные подтверждают гипотезу о том, что эффект первичности в значительной степени зависит от системы долговременной памяти, даже когда испытуемым нужно запоминать информацию всего за несколько секунд. Эта гипотеза также подтверждается дополнительными исследованиями поражений MTL, а именно: у субъектов с поражениями MTL наблюдался дефицит в задачах рабочей памяти по сравнению с контрольными субъектами всякий раз, когда (1) им предъявлялся дистрактор, (2) они сохраняли объем информации, близкий к к их объему рабочей памяти, или (3) период обслуживания был дольше, чем несколько секунд (Jeneson and Squire, 2012). Эти результаты показывают, что всякий раз, когда информация, хранящаяся в рабочей памяти, выпадает из фокуса внимания из-за отвлекающих факторов или длительных периодов обслуживания, ее можно восстановить только тогда, когда область, ответственная за кодирование декларативных долговременных воспоминаний, не повреждена.
Как можно добиться этого взаимодействия? Одно из возможных решений представлено в модели Фибига и Ланснера (2017). В их симуляции хорошо установленные нейронные паттерны, представляющие закодированные элементы, могут молчать (не активироваться в гамма-всплеске) до 8 с, но все же вызываться в результате синаптической пластичности. Это моделирование также показало, что постоянная активность не имеет решающего значения для удержания содержимого рабочей памяти, поскольку информация в сети сохраняется в течение длительных периодов времени только посредством изменения синаптических весов между нейронами, что аналогично механизму, наблюдаемому во время самые первые этапы кодирования долговременных воспоминаний. Тем не менее, эти изменения синаптического веса, реализованные в модели, не отражают истинных процессов долговременной памяти, потому что они быстро исчезают. Из-за этого свойства эта модель представляет собой гибрид, который воплощает в себе характеристики как рабочей памяти, так и долговременной памяти. Это иллюстрирует сдвиг в нейронауке от изучения только рабочей памяти к пониманию того, что процессы долговременной памяти играют жизненно важную роль в задачах рабочей памяти. Хотя психология уже давно признала, что рабочая память и долговременная память тесно взаимосвязаны (например, в модели рабочей памяти Коуэна, 1988), это только недавно начало влиять на экспериментальные парадигмы в когнитивной нейронауке.
Одной из лабораторий, использующих этот подход, является группа Брэдли Постла (Lewis-Peacock et al., 2012; LaRocque et al., 2013; Rose et al., 2016). В серии экспериментов они показали, что всякий раз, когда испытуемые переключали свое внимание с определенного элемента, который в настоящее время поддерживается в рабочей памяти, информация о его категории (например, пространственная или вербальная) больше не поддавалась декодированию с использованием сигналов ЭЭГ или фМРТ. Lewis-Peacock et al., 2012; LaRocque et al., 2013; Rose et al., 2016). Интересно, что эта информация могла быть повторно активирована, когда испытуемым давали указание снова переключить внимание на этот предмет. Более того, информация могла быть повторно активирована транскраниальной магнитной стимуляцией, и эта реактивация повлияла на более позднюю производительность (Rose et al., 2016). В аналогичном исследовании фМРТ испытуемые запоминали пространственное расположение предметов (Sprague et al., 2016). Исследователи показали, что местоположение предмета можно расшифровать с помощью сигнала BOLD. Опять же, когда испытуемым давали указание отвлечь внимание от одного из предметов, соответствующая позиция больше не поддавалась расшифровке. Тем не менее, эта информация могла быть повторно активирована, когда испытуемым давали указание снова переключить свое внимание на этот предмет. В совокупности это показывает, что информация может храниться в скрытой форме, невидимой как для BOLD-фМРТ, так и для ЭЭГ, и что при необходимости эту информацию можно вернуть в активное состояние. Исследование Фибига и Ланснера (2017) указывает на то, что кратковременная синаптическая пластичность является вероятным кандидатом на поддержание этого латентного состояния, тогда как активное состояние представлено спайками нейронов.
В этом латентном состоянии воспоминания по определению не поддерживаются активно — фундаментальная характеристика рабочей памяти — потому что они не в фокусе внимания. Эти воспоминания также не закреплены в нейронной сети на постоянной основе. Скорее, эти воспоминания представляют собой стадию между рабочей памятью и долговременной памятью, стадию, которую молекулярные нейробиологи (Kandel et al., 2014) называют промежуточной памятью (рис. 1). Это состояние промежуточной памяти начинается всякий раз, когда объект выпадает из фокуса внимания (и больше не представлен спайковыми нейронами), и заканчивается, когда создается устойчивая память. Недавние сдвиги в нейробиологических исследованиях рабочей памяти и новые результаты, полученные в результате этих экспериментов, заставили нас пересмотреть наши представления о системах памяти. Эти новые данные ставят под сомнение обоснованность отдельных систем с несколькими хранилищами и вместо этого показывают, что память представляет собой тесно взаимосвязанный континуум.
Рисунок 1.
Промежуточная память — это состояние между рабочей памятью и долговременной памятью. После кодирования элемент может поддерживаться в активном состоянии за счет пиковой активности. Кратковременная синаптическая пластичность (КСП) позволяет восстановить информацию, если она временно выпадает из фокуса внимания. STSP также инициирует процесс создания стабильной памяти, для чего требуются более длительные процессы, такие как транскрипция генов. Наконец, долговременная синаптическая пластичность (LTSP) создает стабильные долговременные воспоминания. Всякий раз, когда информация в рабочей памяти переходит в латентную форму, процесс ее кодирования в долговременную память может быть остановлен на каждом этапе, и информация теряется; однако, если процесс продолжается, память можно вернуть в активное состояние.
Сноски
Ссылки
0) Нейрон 78:364–375. doi:10.1016/j.neuron.2013.01.039 pmid:23562541
Наверх
Определения, потери, психология и многое другое
Долговременная память состоит из воспоминаний, которые мозг хранит в течение длительного периода времени. Эти воспоминания могут быть как час назад, так и десятилетия назад.
Люди с долговременной потерей памяти с трудом запоминают важные факты, события, людей или навыки.
Хотя старение может повлиять на долговременную память, многочисленные состояния здоровья также могут привести к потере памяти.
Продолжайте читать, чтобы узнать больше о том, что такое долговременная память, о некоторых состояниях, которые могут привести к потере долговременной памяти, и о том, как люди могут улучшить свою долговременную память.
Долговременная память относится к процессу памяти в мозгу, который извлекает информацию из хранилища кратковременной памяти и создает длительные воспоминания. Эти воспоминания могут быть как час назад, так и несколько десятилетий назад.
Долговременная память может хранить неограниченное количество информации в течение неопределенного периода времени. Кратковременные воспоминания становятся долговременными в области мозга, называемой гиппокампом. Другая часть мозга, называемая корой, хранит эти долговременные воспоминания.
Существует два типа долговременной памяти: процедурная и декларативная.
Процедурные долговременные воспоминания представляют собой информацию, относящуюся к действиям, усвоенным посредством практики и повторения, например, вождению автомобиля.
Декларативная долговременная память — это информация о фактах, правилах, событиях, определениях и опыте, которую можно вспомнить при необходимости.
Узнайте больше о типах памяти здесь.
Потеря долговременной памяти происходит, когда человек начинает забывать или не может вспомнить то, что он должен знать, или то, что он знал ранее.
Некоторые распространенные симптомы потери долговременной памяти включают:
С возрастом многие люди становятся немного забывчивее, и это может быть нормальной частью старения.
Однако, если забывчивость становится частой или влияет на способность человека функционировать в своей повседневной жизни, он может обратиться к врачу, чтобы узнать, нет ли у него основного заболевания.
Некоторые из наиболее распространенных причин долговременной потери памяти включают следующее.
Старение
По мере старения мозга могут происходить изменения, из-за которых человеку становится труднее усваивать новую информацию или навыки или вызывать воспоминания. Тем не менее, старение само по себе обычно не вызывает серьезных проблем с долговременной памятью.
Нейродегенеративные состояния
Нейродегенеративные состояния вызывают постепенную гибель нервных клеток в головном мозге. Этот процесс часто приводит к потере памяти и другим изменениям мозга. Одним из примеров нейродегенеративного состояния является деменция.
Деменция вызывает необратимые изменения в способности человека к обучению, рассуждениям и мышлению, а также вызывает кратковременную и долговременную потерю памяти.
Наиболее распространенной формой деменции является болезнь Альцгеймера, хотя деменция также является симптомом нескольких неврологических состояний, включая:
Инфекции головного мозга
Инфекции, поражающие головной мозг, такие как менингит, энцефалит и ВИЧ, могут вызывать повреждения головного мозга, приводящие к потере памяти.
Потеря памяти, связанная с инфекциями головного мозга, может исчезнуть при соответствующем лечении.
В зависимости от того, насколько серьезным или распространенным является повреждение или где оно произошло, человеку могут потребоваться лекарства, поддерживающая терапия или долгосрочная терапия, чтобы попытаться восстановить память или справиться с любой потерей памяти, вызванной инфекцией.
Опухоли головного мозга
Более 90% людей с опухолями головного мозга испытывают когнитивные проблемы, такие как проблемы с памятью, вниманием и исполнительными функциями. В некоторых случаях потеря памяти может исчезнуть или улучшиться с помощью хирургического вмешательства, химиотерапии или лучевой терапии.
Узнайте больше об опухолях головного мозга здесь.
Сгустки крови, кровоизлияния в мозг и инсульт
Все, что ограничивает или останавливает приток богатой кислородом крови к мозгу, может повредить или разрушить клетки мозга, что может повлиять на память, в зависимости от вовлеченной области мозга.
Устранение потери памяти с помощью лечения, например хирургического вмешательства или лекарств, зависит от степени, тяжести и локализации повреждения головного мозга.
Узнайте больше о кровоизлияниях в мозг здесь.
Хроническое злоупотребление алкоголем
Если кто-то употребляет много алкоголя в течение длительного периода времени, это может привести к необратимому повреждению частей мозга, связанных с долговременной памятью, таких как гиппокамп и кора.
Узнайте больше о повреждениях головного мозга, связанных с алкоголем, здесь.
Травмы головы
Любая травма головы, которая нарушает приток крови к областям мозга или повреждает части мозга, отвечающие за долговременную память, такие как гиппокамп и кора, может вызвать проблемы с памятью.
В зависимости от серьезности, местоположения и степени повреждения потеря памяти может или не может исчезнуть с помощью лечения или реабилитационной терапии.
Некоторые лекарства
Многие лекарства, обладающие седативным действием или вызывающие сонливость, также могут влиять на память. Некоторые лекарства, связанные с проблемами долговременной памяти, включают: