Ощущения – это простейший психический процесс, отражающий отдельные свойства предметов и явлений при непосредственном воздействии раздражителей на органы чувств.
Поделись с друзьями:
Лекция 8. Познавательные процессы в норме
Познавательные процессы – это психические явления, обеспечивающие, непосредственно в своей совокупности, познание, т.е. восприятие информации, ее переработку, хранение и использование. К их числу относятся: ощущения, восприятие, внимание, память, воображение, мышление (и речь).
Важнейшая функция всех познавательных процессов состоит в том, чтобы сообщать сведения разного толка об окружающей действительности и о нас самих для планирования дальнейших действий. Наша задача разобраться и понять содержание и особенности различных познавательных процессов.
Фундаментом всех познавательных процессов являются ощущения. Окружающий нас мир широк и многообразен; сложен и запутан. Чтобы научиться ориентироваться и жить в этом мире, надо с чего-то начинать. Эту функцию ориентации в самых простых, элементарных свойствах окружающей жизни выполняют ощущения.
Ощущения – это простейший психический процесс, отражающий отдельные свойства предметов и явлений при непосредственном воздействии раздражителей на органы чувств.
Органы чувств человека с самого рождения приспособлены воспринимать и перерабатывать самые разнообразные воздействия – раздражители.
Так, человек обладает зрением. Сетчатка глаза фиксирует цвета, их яркость, контраст, движение и величину предметов. Ясной темной ночью человек способен увидеть пламя свечи, находящейся на расстоянии 27 км.
Для того чтобы ощущение возникло, необходимо воздействие раздражителя определенной силы.
Минимальная величина раздражителя, которая вызывает едва заметное ощущение, называется нижним абсолютным порогом чувствительности. У каждого этот порог свой.
Верхний порог чувствительности – это максимальная величина раздражителя, при которой ощущение еще сохраняет свои качественные характеристики.
Ощущение возникает, когда какой-то предмет или явление воздействует своим определенным свойством – вкусом, запахом, цветом, температурой и т.д. – на рецептор. В рецепторе раздражаются специальные чувствительные клетки. Так возникает раздражение – физический процесс. Под влиянием раздражения возникает физиологический процесс – возбуждение. По афферентным нервам возбуждение передается в соответствующий участок коры головного мозга, где превращается в психический процесс – ощущение, и человек ощущает то, или иное свойство предмета или явления.
В настоящее время известны тактильные (ощущения прикосновения, давления, шероховатости, твердости), болевые, температурные, вестибулярные (равновесия и ускорения), вибрационные и другие.
По месту расположения рецепторов ощущения подразделяются на три группы:
1) Экстерорецептивные – ощущения, располагающиеся на поверхности тела. Они отражают информацию о свойствах объектов из внешнего мира (зрительные, слуховые, тактильные).
2) Проприоцептивные – ощущения, располагающиеся в мышцах и связках. Они передают информацию о положении тела и движении (кинестетические, вестибулярные).
3) Интерорецептивные – ощущения, расположенные во внутренних органах. Они отражают информацию о состоянии внутренних органов (боль, жжение, тошнота).
Медработнику необходимо отличать цвет кожных покровов больного, выслушивать звук дыхания, работы сердца, перистальтики кишечника; наощупь определять форму, размеры, плотность различных органов тела. Следует знать, какие обонятельные и вкусовые ощущения могут возникать у больного, особенно у ребенка, при приеме тех или иных лекарств. Изменения, происходящие в организме человека, не всегда доступны внешнему наблюдению. Сигнализировать о внутреннем неблагополучии может боль. Именно ощущение боли всегда свидетельствует о серьезном нарушении в работе организма человека.
Таким образом, медработник не просто может, но и должен всячески совершенствовать свою чувствительность, чтобы поставить ее на службу своей профессиональной деятельности.
Ощущение – это тот процесс, который дает знание об элементарных простых свойствах окружающей среды: о звуках вообще, о запахах вообще, о цветах вообще и т.д. Но позвольте, скажете вы, я же вижу не вообще цвет, я вижу цветную вещь. Я слышу не просто звук – я слышу речь, музыку, шум, наконец. Это именно так. Хотя процесс ощущения предоставляет нам возможность чувственно отразить отдельные свойства действительности, в жизни мы воспринимаем не отдельные свойства, а реальные вещи. Восприятие – это такая способность человека, которая позволяет получить целостное представление о вещах.
2. Восприятие – это сложный психический процесс отражения целостного образа предметов и явлений со всеми их свойствами и качествами при непосредственном воздействии раздражителя на органы чувств.
Большое влияние на процесс восприятия оказывает эмоциональное состояние. Если человек находится в подавленном состоянии, он пессимистичен, предчувствует какие-то неприятности, при этом склонен даже радостные события видеть в черном цвете. И наоборот.
Такие качества восприятия, как быстрота, точность и полнота, во многом зависят от знания и опыта человека. Поэтому, опытный медработник и начинающий, могут видеть неодинаковые проявления болезни.
Восприятие, проводимое с определенной целью, называется наблюдением. Для медработника наблюдательность является профессионально важным качеством, которое нужно постоянно развивать в себе. Наблюдательность медперсонала поможет увидеть изменения болезненных проявлений пациента: цвет лица, особенности мимики, походки и других признаков, что имеет большое значение для диагностики.
3. Память лежит в основе любого психического явления. Личность, ее отношения, навыки, привычки, надежды и желания существуют благодаря памяти. Нарушения процессов памяти влечет за собой распад личности. Память – это форма психического отражения прошлого опыта, которая заключается в запоминании, сохранении, последующем воспроизведении и забывании того, что было воспринято, пережито, или сделано.
Память связывает прошлое субъекта с его настоящим и будущим. Память является важнейшим познавательным процессом, лежащим в основе развития и обучения. Не случайно. И.М.Сеченов считал память «краеугольным камнем психического развития».
Поэтому будущий медработник должен всячески развивать и тренировать свою память для эффективного выполнения свой профессиональной деятельности.
Память участвует во всем многообразии жизнедеятельности человека и проявляется в самых разнообразных формах.
По длительности сохранения материала выделяют кратковременную, долговременную, оперативную память.
Кратковременная память предполагает сохранения информации от нескольких секунд до 1-2 суток.
Долговременная память практически имеет неограниченный объем и время хранения (хорошо выученные стихи или таблица умножения сохраняются в памяти в течение жизни).
Оперативная память включает в себя элементы как кратковременной, так и долговременной памяти и проявляется в процессе конкретной деятельности, для решения конкретной задачи.
Чтобы сохранять информацию в оперативной памяти, человек должен систематически ее повторять.По целям деятельности выделяют произвольную и непроизвольную память.
Непроизвольное запоминание – это запоминание, которое осуществляется без специальных усилий, без желания запоминать.
Преимуществом такого запоминания является большой объем и большая прочность.
Возникает вопрос: «Почему же тогда мы не можем воспользоваться такой памятью при запоминании, например, учебной информации?»
Не всякое познания осуществляется при наличии того или иного чувства – это во-первых. А во-вторых, этот вид памяти характеризуется неполнотой, неточностью. А иногда искажением действительности.
Произвольное запоминание характеризуется наличием мотива (надо!), имеет целенаправленный характер и сопровождается произвольным вниманием. Именно такой вид памяти лежит в основе обучения.
По способу запоминания
Смысловая (логическая) память состоит в анализе (понимании) того, что следует запомнить. Такая память включает в себя логическое осмысление, систематизацию материала, разбивку на части, выделение главных логических компонентов информации, установление связей между частями, пересказ своими словами.
Прочность запоминания зависит во многом от повторения. Заучивая большие объемы информации, следует делить ее на части и заучивать по частям, соединяя, затем в единое целое. Прочность зависит также от способа запоминания, от целей и мотивов.
На эффективность заучивания оказывает положительное влияние эмоциональная вовлеченность, интерес человека к материалу. Значит, если хочешь запомнить хорошо и надолго сделай материал интересным для себя.
Необходимо помнить, что при запоминании действует так называемый «краевой эффект»: лучше запоминается начало и конец. А информация, которая была в середине, запоминается хуже.
В зависимости от преобладающего типа психической активности выделяют следующие типы памяти: образная, эмоциональная, двигательная и словесно-логическая.
Образная память – это такой тип памяти, в основе которой лежат ощущения, восприятия, представления. Человек с образной памятью хорошо запоминает лица, вид, цвет предметов, звуки, запахи. В зависимости от того, какой орган чувств, служит основой запоминания и воспроизведения, выделяют зрительную, слуховую, обонятельную, осязательную и вкусовую память.
Эмоциональная – это память на эмоции. Доказано, что лучше запоминаются факты и ситуации, имеющие положительную окраску.
Двигательная память – это память на движения. Включается в работу при выработке двигательных навыков (ходьбы, письма, танцевальных и спортивных движений).
Словесно-логическая память – это память на словесный, абстрактный материал. Это категории, понятия, суждения. Это ведущий тип памяти у человека.
По данным психологов, чем больше типов памяти использует человек при запоминании, тем прочнее сохраняется и лучше воспроизводится материал. Кроме этого, на процессы памяти оказывают большое влияние свойства и особенности личности. Наша память зависит от уровня развития эмоциональной, волевой и интеллектуальной сфер. Развивая и совершенствуя эти сферы, мы объективно способствуем улучшению своей памяти. Однако, каким бы видом памяти не обладал человек, он ничего не сможет запомнить. Если не будет внимательным.
4. Внимание – это направленность сознания психической деятельности человека на определенные объекты с одновременным отвлечением от других.
Человек сознательно или неосознанно сосредотачивается на тех или иных предметах и явлениях внешнего мира или собственных ощущениях, отвлекаясь от всего остального.
Внимание нельзя считать самостоятельным процессом, подобно восприятию, или памяти. Внимание не существует вне этих процессов. Нельзя быть просто внимательным, независимо от восприятия, памяти или мышления. Внимание проявляется в конкретных психических процессах, создавая оптимальные условия для психической деятельности.
Физиологической основой внимания является концентрация возбуждения в определенных участках коры головного мозга, в то время, как остальные участки коры находятся в состоянии торможения.
Психологи выделяют три вида внимания: произвольное, непроизвольное и послепроизвольное.
Произвольное внимание – это внимание, связанное с сознательно поставленной целью, с волевым усилием.
Непроизвольное внимание – это внимание, которое характеризуется тем, что психическая деятельность идет как бы сама по себе, без волевых усилий, без стремления быть внимательным.
Послепроизвольное внимание — это внимание, естественно сопровождающее деятельность человека. Возникает тогда, когда деятельность вызывает интерес. В этом случае, напряжение, вызванное волевым усилием, исчезает, и человек продолжает целенаправленно работать.
Внимание привлекает новизна впечатлений, интенсивность звуков и яркие краски, все необычное и неожиданное. Если нам скучно, нам трудно сосредоточить свое внимание, а интерес повышает степень его концентрации. Внимание может рассеиваться, если мы плохо себя чувствуем или нам мешают. Чем дольше мы занимаемся одним делом, тем менее внимательны. Поэтому важно переключать свое внимание время от времени. Самое главное: каждый человек обращает внимание, прежде всего на то, что связано с его профессиональными интересами.
Внимание обладает рядом свойств.
1) Концентрация – это степень сосредоточения на объекте. Например, если во время занятия вы слышите любой шорох, вертитесь, не понимаете объяснения, значит, вы не сосредоточились. Иногда степень сосредоточения бывает абсолютно полной, и тогда окружающий мир для человека исчезает. Это произошло в Германии в 1794году…
2) Объем внимания – это то, количество объектов, которое может быть схвачено вниманием одновременно. Средний объем внимания – 5-9
3) Переключение – это сознательный перенос внимания с одного объекта на другой.
4) Распределение – это способность удерживать в сфере внимания одновременно несколько объектов, выполнять несколько видов деятельности. Например, Юлий Цезарь умел одновременно вести беседу, слушать донесения и писать речь.
5) Устойчивость – это длительное сосредоточение внимания на объекте.
Часто внимание у конкретного человека превращается в важную личностную черту – внимательность. Для медработника эта черта является профессионально важным качеством. Противоположное внимательности свойство – это рассеянность.
Есть такое выражение: «Если бог хочет наказать человека, он лишает его разума»… Ум, мышление, разум всегда считались достоинством человека, а отсутствие ума – большой бедой. Во многих сказках главному герою приходиться отгадывать 3 загадки, чтобы спасти свою жизнь или получить руку и сердце прекрасной принцессы. Одной из самых трудных считается такая: «Что на свете всего быстрее?». И умный герой отвечает: «Быстрее всего мысль человеческая».
Обладание разумом, умение думать является важнейшим отличием человека от других живых существ. Мышление позволяет человеку приспосабливаться к окружающей среде, ставить цели и достигать их, проникать в сущность вещей и явлений, общаться с другими людьми.
Мышление – это опосредованное и обобщенное отражение человеком действительности в ее существенных связях и отношениях. Мышление рассматривается как процесс, а мысль как результат этого процесса.
Окружающий нас мир мы познаем с помощью ощущений и восприятий. Мы видим предмет, пробуем его на ощупь, на вкус; воспринимаем цвет и форму и таким образом узнаем его свойства, качества, особенности. Но таким путем мы можем воспринимать лишь единичные факты окружающего мира. В процессе мышления, человек выходит за рамки чувственного познания, т.е. начинает познавать такие явления внешнего мира, их свойства и отношения, которые непосредственно в восприятии не даны, и потому не наблюдаемы.
Так, например, известными являются следующие факты: песок сыпучий, у кубика шесть граней, а яблоко имеет шаровидную форму. Вместе с тем, объем Земли, химический состав стекла (основным компонентом которого является песок), конструктивные особенности здания, имеющего форму куба и т.д. – все это не поддается познанию путем непосредственного восприятия. Познать их природу помогает процесс мышления.
В мышлении мы имеем дело с отражением наиболее общих и существенных свойств, предметов и явлений. Мышление является не только процессом обобщенного, но и опосредованного познания действительности. Опосредованность нашего мышления заключается в том, что мы отражаем действительность, опираясь на уже известные, накопленные человечеством, знания и умения, закрепленные в языке. Овладевая речью, языком, мы учимся мыслить. И наоборот: «Кто ясно мыслит, тот ясно излагает». Речь позволяет в одном слове, фразе отразить целый класс понятий, смысл тех или иных явлений.
Мышление позволяет предвидеть ход событий и результаты наших собственных действий. Так, например, невозможно наблюдать многие болезные процессы, происходящие в организме человека, однако, изучая симптомы болезни, анализируя причинно-следственные отношения, врач делает вывод об истоках заболевания и способах его лечения.
Мыслительная деятельность протекает в виде умственных (мыслительных) операций.
Анализ – это мысленное расчленение целого на части. В его основе лежит стремление познать целое глубже путем изучения каждой его части.
Синтез – это мысленное соединение частей в единое целое.
Сравнение – это установление сходства и различия между предметами и явлениями, их свойствами или качественными особенностями.
Абстракция – это мысленное выделение существенных свойств предметов и явлений при одновременном отвлечении от несущественных. Мыслить абстрактно – значит уметь какое-то свойство, сторону познаваемого объекта рассмотреть вне связи с другими особенностями того же предмета.
Обобщение – мысленное объединение предметов или явлений не основе общих и существенных для них свойств и признаков, процесс сведения менее общих понятий в более общие.
Конкретизация – это выделение из общего, того или иного конкретного признака или свойства.
Систематизация (классификация) – это мысленное распределение предметов и явлений по группам в зависимости от сходства и различий.
Все мыслительные процессы протекают не изолированно, а в различных сочетаниях.
Различают следующие виды мышления:
Наглядно-действенное мышление – вид мышления, предполагающий решение умственных задач в плане практической деятельности. (Примеры)
Наглядно-образное – вид мышления, которое не требует систематического практического манипулирования с объектом, но во всех случаях предполагает отчетливое восприятие и представление этого объекта. Такое мышление оперирует наглядными изображениями – рисунками, схемами, планами.
Логическое (абстрактное) мышление – это вид мышления, который опирается на понятия и рассуждения, а также логические действия с ними для получения выводов и умозаключений.
Основными формами абстрактного мышления являются понятия, суждения и умозаключения.
Понятие – это такая форма мышления, отражающая наиболее общие признаки и свойства предметов или явлений объективного мира, выраженная словом.
Суждение – это форма мышления, в которой отражаются связи между понятиями, выраженная в виде утверждения или отрицания. Обычно суждение состоит из двух понятий: подлежащего и сказуемого. Например, «халат белый». Всякое суждение может быть истинным или ложным, т.е. соответствовать или не соответствовать реальности. Например: «Некоторые студенты – отличники», «Все здания – памятники архитектуры».
Умозаключение – это форма мышления, посредством которой из двух и более суждений выводится новое суждение – заключение. Умозаключение, как новое знание, мы получаем путем выведения из уже имеющихся знаний.
6. Воображение – это психический процесс создания новых образов предметов и явлений, путем преобразования уже имеющихся. Это опережающее отражение действительности в новых, неожиданных и непривычных сочетаниях и связях.
Подобно мышлению, воображение – это аналитико-синтетическая деятельность, которая осуществляется под влиянием сознательно поставленной цели, либо чувств и переживаний, которые владеют человеком в данный момент.
Чаще всего воображение возникает в проблемной ситуации, когда требуется быстрый поиск решения. Однако, в отличие от мышления, опережающее отражение (опережающие конкретные практические действия) в воображении происходит в виде ярких представлений. Благодаря воображению, еще до начала работы, мы можем себе представить готовый результат труда.
Выделяют два вида воображения: активное и пассивное.
Активное воображение характеризуется произвольностью возникновения, при активном участии сознания и воли. Человек ставит перед собой цель: придумать, представить нечто в виде образа, и, контролируя весь процесс, решает определенную задачу (творчество писателей, художников).
Активное воображение бывает воссоздающим, при котором образ предмета или явления создается со слов, по описанию; и творческим.
Творческое воображение – это воображение, при котором создаются совершенно новые образы, в целом и по частям отличающиеся от всего известного.
Пассивное воображение характеризуется непроизвольностью возникновения образов без участия сознания и воли (сновидения, галлюцинации, образы, возникающие в бреду).
Воображение обладает психотерапевтической функцией. Через воображение можно оказывать положительное влияние на психическое состояние и поведение человека. Произвольно вызывая у себя определенные образы, человек может изменить свое собственное физическое и психическое состояние. Например, представляя себе жаркое лето, мы может ощутить тепло; воображая, что находимся на морозе, почувствуем холод. Нередко встречаются факты внушения различных болезней. Так, студенты-медики в первые годы обучения, находят у себя множество различных болезней. Особенно ярко это проявляется у лиц впечатлительных, с богатым воображением.
Наконец, воображение позволяет в какой-то степени удовлетворять человеку свои потребности. Если, например, человека кто-то обидел, то, воображая, что бы он сказал обидчику, человек, в известной степени, удовлетворит потребность отомстить и это его успокоит.
Известны случаи, когда неосторожное высказывание врача вызывало у пациента мысль о том, что он заболел опасной болезнью. При этом могут развиться соответствующие симптомы, и возникнет, ятрогенное заболевание. Таким образом, в лечебно-профилактических учреждениях при общении с пациентом, медработник всегда должен четко взвешивать и обдумывать каждое слово.
Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:
Контрольные вопросы для самостоятельной подготовки по проблемам ощущения и восприятия
Скачать 86,85 Kb.
|
1 2 3 4 5 6 7 8
Связанные:
Общая психология
История
- Навигация по данной странице:
- ПО ДИСЦИПЛИНЕ Общая психология
- рецепторы . Б. Сенсорная депривация
- — Правильно Б. Изменение чувствительности органов чувств под влиянием действия раздражителя называется сенсибилизацией. – Неправильно
Автономная некоммерческая организация высшего образования «МОСКОВСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ» Кафедра юриспруденции Форма обучения: заочная ВЫПОЛНЕНИЕ
Общая психология
Группа Студент
МОСКВА 2020 Контрольные вопросы для самостоятельной подготовки по проблемам ощущения и восприятия
Заполните пропущенные слова в данных предложениях: А. Ощущение — это простейший психический процесс, состоящий в отражении свойств предметов и явлений материального мира, а также внутренних состояний организма при воздействии материальных раздражителей на соответствующие рецепторы. Б. Сенсорная депривация — продолжительное, более или менее полное лишение человека сенсорных впечатлений. В. В эволюции живых существ ощущения возникли на основе первичной раздражимости, представляющей собой свойство живой материи реагировать на биологически значимые воздействия среды изменением своего внутреннего состояния и внешнего поведения. Г. Различают два вида рецепторов: контактные рецепторы — рецепторы, передающие раздражение при непосредственном контакте с воздействующими на них объектами и дистантные рецепторы, т.е. рецепторы, реагирующие на раздражения, исходящие от удаленного объекта. Восстановите соответствие: В левой колонке дается название группы ощущений, в правой — характер отражения и места расположения рецепторов у человека. Ваша задача — соединить стрелками каждое из названий группы и соответствующее этим группам содержание.
В представленной таблице в левой части перечислены некоторые характеристики ощущений, в правой — даны их определения. Ваша задача — соединить стрелками каждое из названий с соответствующим ему определением.
Из приведенных ниже предложений выберите правильные: А. Оперативный порог различимости сигналов — та величина различия между сигналами, при которой точность и скорость различения достигают максимума. — Правильно Б. Изменение чувствительности органов чувств под влиянием действия раздражителя называется сенсибилизацией. – Неправильно В. Античная мысль выработала два принципа, лежащие и в основе современных представлений о природе чувственного образа, — принцип причинного воздействия внешнего стимула на воспринимающий орган и принцип зависимости сенсорного эффекта от устройства этого органа. — Правильно Г. Принцип специфической энергии органов чувств — это представление о том, что качество ощущения зависит от того, какими характеристиками обладает воздействующий на орган чувств раздражитель. — Неправильно Заполните пропущенные слова в данных предложениях: А. Восприятием (перцепцией) называется отражение в сознании человека предметов или явлений в совокупности их свойств и частей при их непосредственном воздействии на органы чувств. Б. В основе восприятия лежат два вида нервных связей: связи, образуемые в пределах одного анализатора, и межанализаторные связи. В. Предметность восприятия — отнесенность наглядного образа восприятия к определенным предметам внешнего мира. Г. Подпороговое (субсенсорное) восприятие — бессознательное восприятие и переработка человеком сигналов, поступающих в мозг через органы чувств и не достигающих пороговой величины. Восстановите последовательность. В левой части таблицы вам предложены отдельные этапы, включенные в целостный процесс восприятия, связанный с поиском признаков, необходимых и достаточных для формирования образа и принятия решения. Ваша задача — в правой части таблицы напротив каждого этапа указать цифрой его место в общей последовательности актов восприятия. Скачать 86,85 Kb. Поделитесь с Вашими друзьями: |
1 2 3 4 5 6 7 8
База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2023
обратиться к администрации
Психические и психологические процессы | Обзор, типы и функции — видео и расшифровка урока
Кристина Китли, Элисон Фрёлих- Автор Кристина Китли
Кристина получила степень магистра биологии в Университете Луизианы в Лафайете. В настоящее время она является аспирантом биологии в Университете Уэйк Форест и последние три года преподает биологию студентам бакалавриата.
Посмотреть биографию - Инструктор Элисон Фрёлих
Али преподает курсы психологии в колледже, курс о том, как преподавать в высших учебных заведениях, и имеет докторскую степень в области когнитивной неврологии.
Посмотреть биографию
Узнайте о психических процессах и их функциях. Прочтите о типах психических процессов в психологии и разберитесь с их определениями на различных примерах. Обновлено: 14.06.2022
Содержание
- Что такое психологические и психические процессы?
- Типы психических процессов в психологии
- Конспект урока
Что такое психологические и психические процессы?
Психология — это область исследования, которая фокусируется на понимании того, как работает человеческий разум. Психологов часто интересуют психических процессов (или психологических процессов), которые представляют собой механизмы, с помощью которых люди воспринимают стимулы, реагируют и ведут себя. Таким образом, определение умственного процесса охватывает все умственные способности, которые человек использует как часть жизни. Определения психических и психологических процессов также регулярно делят эти способности на идентифицируемые категории, количество которых различается у разных психологов или исследователей.
Но что такое мыслительный процесс и почему важно понимать его различные типы? Ментальные процессы позволяют понять, как люди чувствуют, учатся и взаимодействуют друг с другом. Понимая, как можно подойти к ситуации, основанной на эмоциональной связи или предшествующем опыте, психологи начинают понимать важность каждого психического процесса в повседневной жизни людей.
Произошла ошибка при загрузке этого видео.
Попробуйте обновить страницу или обратитесь в службу поддержки.
Чтобы продолжить просмотр, вам необходимо создать учетную запись
Зарегистрируйтесь, чтобы просмотреть этот урок
Вы студент или преподаватель?
Создайте свою учетную запись, чтобы продолжить просмотр
Как член, вы также получите неограниченный доступ к уроки математики, английского языка, науки, истории и многое другое. Кроме того, получите практические тесты, викторины и индивидуальное обучение, которые помогут вам преуспевать.
Получите неограниченный доступ к более чем 88 000 уроков.
Попробуй это сейчас
Настройка занимает всего несколько минут, и вы можете отменить ее в любое время.
Уже зарегистрированы? Войдите здесь для доступ
Назад
Ресурсы, созданные учителями для учителей
Более 30 000 видеоуроков и учебные ресурсы‐все в одном месте.
Видеоуроки
Тесты и рабочие листы
Интеграция в классе
Планы уроков
Я определенно рекомендую Study.com своим коллегам. Это как учитель взмахнул волшебной палочкой и сделал работу за меня. Я чувствую, что это спасательный круг.
Дженнифер Б.
Учитель
Попробуй это сейчас
Назад
Далее: Франц Йозеф Галль и теория френологии: определение и обзор
пройти викторину Смотреть Следующий урок
Повторить
Просто отмечаюсь.
Вы все еще смотрите? Да! Продолжай играть.Ваш следующий урок будет играть в 10 секунд
- 0:01 Пять психологических…
- 0:53 Ощущение
- 2:20 Восприятие
- 3:10 Внимание
- 4:12 Обучение
- 5:01 Память
Хронология
Автовоспроизведение
Автовоспроизведение
Скорость
Скорость
Типы психических процессов в психологии
В психологии существует несколько типов определенных психических процессов. Каждая категория играет различную роль в обработке и в том, как она влияет на понимание человеком окружающего мира. Например, может показаться, что обмен мнениями между двумя людьми был неприятным, хотя язык, использованный во время разговора, был вежливым и профессиональным. В широком смысле эти типы можно определить как 1 из 8 категорий:
- Ощущение
- Восприятие
- Внимание
- Обучение
- Память
- Язык
- Мотивация
- Эмоции
Ощущение
Ощущение относится к способности организма обнаруживать раздражители. Сидя у костра, человек может чувствовать тепло от огня на своей коже. Ощущение требует трансдукция . Сообщения в организме передаются посредством электрических сигналов между нервными клетками. Это означает, что внешние раздражители, такие как прикосновение, звук или тепло, должны быть преобразованы в электрический сигнал, который тело может передать по нервной системе. Органы чувств могут реагировать на внешние раздражители и преобразовывать их в электрические сигналы.
Пять наиболее описанных органов чувств — это зрение, слух, вкус, осязание и обоняние. Хотя люди действительно в значительной степени полагаются на эти чувства, они далеко не единственные, кто участвует в повседневной жизни. Кроме того, люди могут ощущать температуру, равновесие и даже боль. У некоторых организмов есть даже больше органов чувств, например, обнаружение электрических токов.
Восприятие
Восприятие описывает интерпретацию ощущения. Примером этого является реакция организма на боль. Ноцицепторы — это органы чувств, которые обнаруживают раздражители, способные повредить ткани. Например, в то время как терморецепторы могут обнаруживать «теплые» стимуляции, как только температура поднимается до точки, при которой она может повредить клетки, в дело вступают ноцицепторы. Таким образом, ноцицепторы «ощущают» вредные раздражения, а не боль. Боль — это индивидуальное восприятие этих разрушительных раздражителей. Хотя порез двух людей ножом будет стимулировать ноцицепторы у обоих людей, их восприятие этой боли может быть совершенно разным. Один может описать стимуляцию как мучительное переживание, а другой — как умеренный дискомфорт. Хотя они оба почувствовали стимуляцию, они восприняли ее по-разному.
Внимание
Тело постоянно подвергается внешней стимуляции. Когда кто-то входит в оживленную столовую, он подвергается воздействию бесчисленных образов и звуков, когда люди передвигаются и болтают друг с другом. Они могут нюхать несколько вариантов обеда и сидеть за едой с разными вкусами. Для мозга было бы совершенно непосильно обращать внимание на каждую стимуляцию одновременно. Из-за этого внимание позволяет сосредоточиться только на том, что кажется важным. Например, даже если слышно, как люди за соседним столиком разговаривают, посетитель обеда может обращать внимание только на разговор, в котором они участвуют.0005
Внимание часто ассоциируется с эффектом коктейльной вечеринки . Когда кто-то находится на коктейльной вечеринке, он может быть вовлечен только в разговор, в который вовлечен. То есть, он уделяет внимание нескольким людям, собравшимся вокруг него. Если кто-то звал их по имени на другом конце комнаты, они поднимали глаза и меняли то, на чем сосредоточили свое внимание. Их разум всегда воспринимал звуки из окружающей среды, но их внимание было сосредоточено на определенных областях.
Обучение
Джордан готовит ужин для своей семьи. Положив замороженную пиццу на противень, ее переворачивают, чтобы поставить в духовку. Открыв дверь, они понимают, что сковороду оставили сушиться на полке в духовке. Поскольку духовка уже была включена для предварительного разогрева, пластиковая ручка расплавилась, и из под духовки идет черный дым. В следующий раз, когда Джордан готовит ужин, они открывают духовку перед предварительным разогревом, чтобы убрать все кастрюли или сковородки. В этом сценарии Джордан продемонстрировал ментальный процесс обучения. Обучение происходит, когда информация получена и используется для изменения поведения в будущем.
Память
Обучение может кодировать информацию в кратковременную (рабочую) или долговременную память. Кратковременная память помогает кратковременно удерживать информацию. Например, человеку могут сообщить список товаров, которые нужно забрать в магазине. Хотя они могут помнить эти предметы для своей поездки, они, вероятно, не будут помнить их в течение многих месяцев в будущем. Долговременная память часто требует повторения. Однако информация, хранящаяся в долговременной памяти, может быть восстановлена позже.
Язык
Люди должны иметь возможность общаться с другими людьми. Формирование дружеских и интимных отношений — это первые психологические потребности после еды, воды, крова и безопасности. Язык позволяет людям общаться друг с другом, придавая значение звукам (или, в некоторых случаях, жестам). Таким образом, словосочетание «шоколадный торт» — это не просто сочетание слогов, а звук, несущий в себе значение декадентского десерта.
Мотивация
Мотивация отвечает за направление внимания. Мириам сидит на диване и смотрит свое любимое телешоу. В середине шоу ее желудок урчит, и она ставит эпизод на паузу, чтобы перекусить. Почему Мириам решила перекусить после окончания шоу? Голод побудил ее найти еду и переключил ее внимание с просмотра телевизора на перекус. Мотивация используется не только для удовлетворения основных потребностей, но и помогает людям достигать личных целей.
Эмоции
Жозефина проводит презентацию в школе. В середине презентации она чихает и опрокидывает дисплей. Когда она нащупывает его, класс смеется над ней. Жозефина чувствует, как ее щеки становятся горячими, а ладони начинают потеть. Она переполняется смущением и решает бежать из комнаты. Этот дисплей демонстрирует психический процесс эмоции. Эмоции используют чувство для создания соматической реакции , которая изменяет поведенческую реакцию . Чувство также называют субъективным опытом. Чувства часто описываются конкретными словами, которые подчеркивают, как человек интерпретирует свое внутреннее состояние. Например, Жозефина испытала чувство смущения. Соматический ответ возникает в ответ на ощущение, которое изменяет физиологические процессы в организме. В ответ на свое огорчение у Жозефины вспотели руки и раскраснелись щеки. Наконец, чувства и соматические реакции помогли ей изменить поведенческую реакцию. Вместо того, чтобы продолжать, как будто смущения и не было, Жозефина выбежала из комнаты. 9. Психические процессы включают в себя все виды умственной деятельности, с помощью которых люди воспринимают окружающий мир и реагируют на него. Существует множество типов психических процессов, которые часто делят на восемь категорий. Ощущение — это психический процесс, посредством которого люди воспринимают раздражители из внешней среды. Использование преобразование , можно преобразовать стимул в электрический сигнал, который может быть передан по всей нервной системе. Восприятие – это интерпретация ощущения. Внимание — это умственный процесс, включающий фильтрацию раздражителей, чтобы обращать внимание только на самые важные из них. Он включает в себя эффект коктейля , когда человек может заниматься одним видом деятельности и быстро переключать свое внимание, если его зовут по имени.
Обучение — это психический процесс, который приводит к изменению поведения в ответ на предыдущий опыт. Он опирается на память , которая хранит прошлый опыт и информацию, чтобы ее можно было восстановить позже. Язык — это умственный процесс, с помощью которого значение привязывается к звукам или жестам. Мотивация помогает управлять автомобилем там, где внимание отвлекается на достижение конкретных целей или потребностей. Наконец, эмоций возникают, когда опыт порождает чувство , которое создает физиологическое изменение, называемое соматическая реакция которая в конечном итоге изменяет действия человека поведенческая реакция .
Чтобы разблокировать этот урок, вы должны быть участником Study.com.
Создайте свою учетную запись
Какие психические процессы в когнитивной психологии?
В рамках когнитивной психологии существует множество категорий умственной обработки, но их часто группируют в 8 категорий. Эти категории включают обучение, память, ощущения, восприятие, внимание, эмоции, язык и мотивацию.
Что изучает психические процессы?
Психические процессы изучаются в области психологии. Психология заинтересована в том, чтобы понять, как работает человеческий разум, что включает в себя понимание того, как люди воспринимают окружающий мир и реагируют на него.
Зарегистрируйтесь для просмотра этого урока
Вы студент или преподаватель?
Разблокируйте свое образование
Убедитесь сами, почему 30 миллионов человек используют Study.com
Станьте участником Study.
com и начните учиться прямо сейчас.Стать участником
Уже зарегистрирован? Войти
Назад
Ресурсы, созданные учителями для учителей
Более 30 000 видеоуроков и учебные ресурсы‐все в одном месте.
Видеоуроки
Тесты и рабочие листы
Интеграция в классе
Планы уроков
Я определенно рекомендую Study.com своим коллегам. это как Учитель взмахнул волшебной палочкой и сделал работу за меня. Я чувствую, что это спасательный круг.
Дженнифер Б.
Учитель
Попробуй это сейчас
Назад
Модель обработки информации: Понимание наших психических механизмов
Мы все были там — вы пытаетесь что-то вспомнить, и это просто на кончике вашего языка. Но что бы вы ни делали, вы просто не можете этого вспомнить. Почему это происходит?
Согласно модели обработки информации наша память работает как компьютер. Информация поступает через наши органы чувств через различные раздражители и обрабатывается нашим мозгом. Эта информация может храниться в нашей кратковременной или долговременной памяти, в зависимости от ее важности.
Однако эта система обработки не всегда работает гладко, и потеря информации может произойти в любой момент, особенно если мы отвлечемся. Вот почему так трудно вспомнить, куда вы положили ключи, или название песни, которую вы услышали, — эта информация просто не была должным образом закодирована в нашей памяти.
Давайте рассмотрим модель обработки информации и то, как она помогает нам усваивать и вспоминать новую информацию.
Модель обработки информации — это структура, используемая когнитивными психологами для объяснения и описания процессов человеческого мозга. Согласно этим моделям, наш мозг получает, интерпретирует и использует информацию поэтапно, что соответствует различным этапам в системе обработки информации.
Теория обработки информации сравнивает систему обработки человеческого мозга с компьютером. Компьютер (наш мозг) получает данные (сенсорную информацию), затем обрабатывает их, либо сразу используя для выполнения задачи, либо сохраняя в своих файлах для последующего использования.
Однако это не идеальная аналогия работы мозга. Человеческий мозг — это не просто пассивный процессор информации. Мы не рождаемся с данными, алгоритмами и декодерами — мы рождаемся с чувствами, рефлексами, эмоциями и способность учиться и меняться со временем.
Эта «проблема уникальности» побудила когнитивных психологов и ученых изучать человеческий мозг — успешно и безуспешно — и формировать модели, объясняющие, как мы обрабатываем информацию.
Подход к обработке информации представляет собой скорее структуру, чем одну модель. Когнитивные психологи используют его для построения моделей, позволяющих понять наши психические процессы. Психологи предложили несколько моделей обработки информации, каждая со своей изюминкой.
Вам может быть интересно — как может быть более одного объяснения того, как что-то работает? В конце концов, автомобильный двигатель работает не более чем одним способом.
Ответ кроется в сложности и уникальности человеческого разума.
Как объяснил в своем невероятном эссе « Пустой мозг :»
старший психолог-исследователь Американского института поведенческих исследований и технологий Роберт Эпштейн, подумайте, насколько сложна эта проблема. как мозг поддерживает человеческий интеллект, нам может понадобиться знать не только текущее состояние всех 86 миллиардов нейронов и их 100 триллионов взаимосвязей, не только разную силу, с которой они связаны, и не только состояния более 1000 белков. которые существуют в каждой точке соединения, но то, как ежеминутная активность мозга способствует целостности системы Добавьте к этому уникальность каждого мозга, вызванную отчасти уникальностью истории жизни каждого человека. .. »
Сложность наших когнитивных систем объясняет, почему для понимания человеческого мозга было разработано множество моделей. По мере роста нашего понимания их будет больше.
Необходимо сделать несколько предположений, чтобы любая модель обработки информации была признана точной Чтобы модель работала, эти предположения должны быть верными. В целом, любая модель обработки информации опирается на следующие предположения о мозге:
- Он способен управлять информацией и обрабатывать ее 9.0077 Люди генетически адаптированы для обработки информации и упрощения сложностей определенным образом.
- Требуется управляемая система. Регуляторный механизм необходим для наблюдения за тем, как мозг получает, интерпретирует, изменяет, вспоминает и использует информацию.
- Имеет ограниченную вместимость. Система может обрабатывать ограниченный объем информации либо из-за ограничений потока информации, либо из-за индивидуальных умственных способностей.
С учетом этих предположений у психологов есть основа для изучения когнитивной обработки информации и построения моделей для описания процесса.
Базовая модель обработки информации оказала большое влияние на когнитивную психологию и помогла сформировать наше понимание того, как информация обрабатывается человеческим мозгом. Существует несколько моделей концептуализации обработки информации, но большинство из них включают одни и те же основные части.
1. Ощущение и восприятиеМодель обработки информации начинается с ощущения и восприятия. Ощущение — это способность испытывать физические ощущения или восприятие, получая информацию от раздражителей окружающей среды через наши органы чувств. Восприятие осознает, организует и интерпретирует эту информацию так, чтобы она имела для нас смысл.
Например, если вы зрячий человек, и друг идет к вам, ваши глаза сначала воспринимают информацию о внешности вашего друга через ваше зрение. Затем эта информация передается в ваш мозг, где она организуется и интерпретируется на основе вашего прошлого опыта. В этом случае вы можете узнать своего друга и сказать, что он рад вас видеть.
Хотя сенсорная информация часто является отправной точкой обработки информации, это не единственный источник ввода. Наш мозг также может получать информацию из наших мыслей и чувств, и эти психические процессы также влияют на наше восприятие.
Если вы видели оптическую иллюзию, то знаете, что восприятие не всегда точно. На то, что мы воспринимаем, могут влиять наши предшествующие знания и опыт, а также контекст, в котором мы что-то видим.
Взгляните на изображение ниже. Кого ты видишь — молодую женщину или пожилую женщину?
И то, и другое!
Когда ваши глаза воспринимают изображение, ваш мозг организует его и интерпретирует на основе того, что вы уже знаете (ваш опыт). Ваш мозг заполняет недостающие данные в зависимости от того, как вы воспринимаете информацию, поэтому вы увидите либо молодую женщину, либо пожилую женщину.
Оптические иллюзии, такие как неоднозначные цифры , являются хорошим напоминанием о том, что наше восприятие не всегда точно. Вот почему мы должны быть осторожны при интерпретации информации, особенно при принятии решений.
2. ПамятьВторой частью модели обработки информации является память. Как только информация собрана из среды, она должна быть сохранена в памяти, чтобы к ней можно было получить доступ и использовать ее позже. Память необходима для изучения и понимания новой информации, и мы еще многого в ней не понимаем.
Мы точно знаем, что существует несколько различных типов человеческой памяти, и каждый тип имеет разную емкость. Например, у вас другой объем памяти для номера телефона, чем для событий вашего детства.
Существует три основных типа памяти:
- Сенсорная память. Этот тип памяти позволяет вам временно хранить информацию после того, как она попала в ваш мозг через органы чувств. Например, вы можете повторить чей-то номер телефона, услышав его.
- Кратковременная память. Этот тип памяти позволяет вам удерживать информацию в уме в течение короткого периода времени, достаточного для использования. Например, если вам нужно запомнить список продуктов, вы можете удерживать информацию в кратковременной памяти, пока не запишете ее или пока не пойдете в магазин.
- Долговременная память. Эта форма памяти позволяет хранить информацию в течение длительного периода времени. Долговременную память можно разделить на два типа:
- Эксплицитная память. Это форма долговременной памяти, которую вы можете вызывать сознательно. Например, вы можете четко вспомнить любимую детскую игрушку.
- Неявная память. Это долговременная память, которую вы не можете вспомнить сознательно, но которая влияет на ваше поведение. Вы, вероятно, все еще помните, как ездить на велосипеде, например, даже если это было давно.
Сенсорная память, кратковременная память и долговременная память необходимы и работают вместе, чтобы помочь вам хранить и систематизировать информацию. Важно отметить, что наша память не идеальна. На самом деле они часто весьма ошибочны, потому что на них могут влиять наши предубеждения, эмоции и прошлый опыт.
Простой поиск, сбор и систематизация информации
Встречайте ABLE — универсальный инструмент нового уровня для сбора знаний и повышения производительности
Подробнее
3. ПознаниеПознание — это третья часть модели обработки информации. Это относится к тому, как мы обрабатываем информацию в своем уме. Наши когнитивные способности включают в себя простые психические процессы (такие как ощущение и восприятие) и более сложные психические процессы (такие как память и решение проблем ). Эти процессы позволяют нам осмысливать информацию, которую мы получаем из окружающего мира.
Вот несколько примеров когнитивной обработки информации:
- Внимание. Это умственный процесс выбора определенной информации об окружающей среде, на которой нужно сосредоточиться. Например, если вы находитесь в шумной комнате, вы можете обратить внимание на разговор, который вы ведете с другом, и отключить посторонний шум.
- Дробление. Это когнитивная способность группировать информацию. Например, если вы видите такой номер телефона, как 5558675309, вы можете сгруппировать числа в три части — 555, 867 и 5309.— чтобы номер легче было запомнить.
- Организация. С помощью этого процесса мы упорядочиваем информацию в осмысленном порядке. Например, предположим, что вы пытаетесь запомнить этапы рецепта. В этом случае вы можете организовать их в том порядке, в котором вы их делаете: сначала разогрейте духовку, смешайте ингредиенты и, наконец, выпекайте в течение 30 минут.
Познание — сложный процесс, и мы еще многого в нем не понимаем. Однако исследования когнитивного развития и когнитивных способностей помогли нам лучше понять наши психические процессы и то, как мы можем улучшить свои когнитивные навыки.
На протяжении всей истории несколько моделей внесли значительный вклад в наше понимание человеческого мозга и его функций. Эти модели отличаются своими сильными и слабыми сторонами, но все они имеют схожие черты.
1. Модель Аткинсона-ШиффринаМодель Аткинсона-Шиффрина является самой ранней и наиболее известной моделью обработки информации. Ричард Аткинсон и Ричард Шиффрин в 1968 году предложили «модель с несколькими магазинами», согласно которой обработка информации происходит в три этапа:0005
- Сенсорная память. Это первый шаг в обработке информации, который включает в себя всю информацию, воспринимаемую человеком в данный момент. Если к ней не обратиться, эта информация хранится в краткой, неорганизованной форме и длится доли секунды.
- Кратковременная память. Кратковременная память, или рабочая память, — это место, где мы храним информацию, которую знаем в данный момент. На этом этапе информация еще неорганизована и, как правило, обрабатывается лишь частично, и хранится в течение короткого периода времени, обычно около 20-30 секунд.
- Долговременная память. Долговременная память является последней стадией обработки информации. Мы можем хранить эту информацию долгое время, иногда даже всю оставшуюся жизнь. На этом этапе информация обычно хорошо организована и легко извлекается.
Многие критикуют эту модель за помещение элементов памяти и когнитивных задач в одно кратковременное хранилище. Также ведутся споры о том, необходима ли репетиция для передачи информации в долговременную память. Хотя эта модель не дала комплексного решения, она заложила основу для будущих исследований и разработок в этой области.
2. Модель Баддели-ХитчаРабочая память была добавлена к модели Аткинсона-Шиффрина в 1974 году Грэмом Хитчем и Аланом Баддели. Модель Baddeley-Hitch , также известная как «рабочая модель», предполагает, что кратковременная память имеет несколько подсистем, которые обрабатывают разные типы информации. К ним относятся:
- Фонологическая петля. Эта область рабочей памяти отвечает за обработку информации, которую мы слышим, например произнесенных слов.
- Визуально-пространственный блокнот. Эта часть рабочей памяти отвечает за визуальную обработку информации, которую мы видим, такой как изображения и пространственные отношения.
- Центральный исполнительный. Эта часть рабочей памяти отвечает за координацию обработки информации, принятие решений и критическое мышление , а также контроль внимания.
- Эпизодический буфер. Позже Баддели и Хитч предложили добавить в свою модель буфер эпизодической памяти. Эта система временного хранения позволяет интегрировать и временно хранить информацию из других частей рабочей памяти.
Модель Баддели-Хитча является наиболее широко принятой моделью обработки информации и подтверждена множеством эмпирических данных. Одним из основных недостатков этой модели является то, что она слишком сильно полагается на вербальную информацию, которая не отражает того, как информация обрабатывается в реальном мире.
3. Модель параллельной распределенной обработкиМодель параллельной распределенной обработки (PDP) была предложена Дэвидом Румельхартом и Джеймсом Макклелландом в 1980-е годы. Модель PDP, также называемая «коннекционистской» моделью, утверждает, что мозг обрабатывает большое количество когнитивных операций одновременно через распределенную сеть местоположений в мозге.
PDP сложен, и его трудно объяснить в деталях. Идея состоит в том, что информация обрабатывается через несколько взаимосвязанных узлов, каждый из которых представляет отдельный фрагмент информации. Каждый узел соединен серией связей, и знания и воспоминания, которые у нас есть, хранятся не локально, а в связях между ними.
Модель PDP оказала большое влияние на обработку информации и привела к разработке нескольких различных компьютерных моделей, имитирующих процесс обработки информации в мозгу. Однако модель PDP также подверглась критике за отсутствие четкого объяснения того, как информация хранится в мозгу.