Переходный возраст у подростков – сколько длится и как преодолеть
«Маленькие детки — маленькие бедки, а большие детки — большие бедки» — не зря гласит народная мудрость. Старшеклассники зачастую приносят родителям много хлопот, потому что они еще не большие, но уже и не маленькие. «Уйдите, отстаньте, вы ничего не понимаете, не вмешивайтесь в мою жизнь!» — такие фразы есть в репертуаре, вероятно, каждого «уважающего себя» подростка. Но им и самим сложно: они разрываются между детством и взрослой жизнью, заодно подрывая веру родителей в эффективность своих воспитательных методов. Именно на подростковый возраст детей приходится один из пиков разводов. Родителям непросто пережить все подростковые «выкрутасы», они начинают искать виноватых друг в друге, что подрывает брак. Сколько длится переходный возраст? Как научиться видеть проблемы своих полувзрослых детей, помочь им и не сломаться при этом самому?
За что нам этот возраст?
Этот вопрос одинаково часто можно услышать как от детей, так и от родителей. Нелегко приходится каждой из сторон, потому что в период переходного возраста (13–18 лет) у подростков происходит процесс формирования эмоциональной независимости и полного разделения «я» ребенка и родителя. Для чего же природой предусмотрен этот столь трудный, а порой и опасный этап отношений? Неужели нельзя мирно и счастливо, без протестов и бурь стать взрослой личностью, не огорчая мам и пап?
Прежде чем отвечать на этот вопрос, задумайтесь: хотелось бы вам во всем быть похожими на своих родителей, быть их «клонами», исповедовать их ценности и идеалы, смотреть на жизнь их глазами? Ответ очевиден: мы хотим быть самими собой, даем себе право отличаться от собственных родителей, иметь свои мнения, увлечения и взгляды. Именно для обретения своего «я» и нужен «переходный возраст». А разрывать прежнее и создавать новое мирным путем получается не всегда.
Главный вопрос, который решает ребенок, становясь взрослой личностью, звучит примерно так: «Кто я на самом деле?». На самом деле — это значит не то, каким меня воспитали родители (хорошо учиться, слушаться старших, посещать музыкальную школу), а без их влияния, настоящий — какой я? Это серьезный и практически неразрешимый вопрос, и быстро ответить на него невозможно. Поэтому ребенок экспериментирует, отдаляется, замыкается, протестует и бастует — и это все для того, чтобы пробиться к своему хрупкому и пока еще очень зависимому от родителей «я». Родительские ценности — долой, своих — еще пока нет.
Родителям трудно не тревожиться, ведь на это вакантное место приходят ценности улицы, молодежного ТВ и желающих нажиться на «неопределившихся» подростках. Алкоголь, наркотики, криминал, рискованные поступки и эксперименты над собой часто сопровождают этот возраст. Однако необоснованное беспокойство и тотальные запреты не способны сдержать подростковый бунт, скорее, наоборот, подливают масло в огонь и рождают еще большее отрицание. Что делать родителям и как научиться договариваться с подростками без угроз и запретов? Все подростки претендуют на уникальность, но их проблемы сводятся к нескольким типичным случаям, которые прячутся за типичными же фразами.
Ситуация № 1. «Меня никто не понимает!»
Парадокс состоит в том, что, бросая такие обвинения, ребенок сам не пускает родителей в свой мир, иногда в прямом смысле закрывая дверь в свою комнату и отгораживаясь от родителей.
Татьяна, мама тринадцатилетней Даши, рассказывает: «Я четко поняла, что у дочери наступил переходный возраст, когда она стала всегда закрывать дверь в свою комнату. Раньше я видела, что делает дочь: учит уроки, валяется на кровати, смотрит телевизор или играет в приставку. И второй момент: теперь в машине она всегда ездит в наушниках и слушает «свою» музыку. «Наша» ее перестала устраивать, хотя раньше претензий к репертуару не было. Я думаю, что закрытая дверь и наушники — это явления из одной серии. Это желание отгородиться от нас. Но зачем, не вполне понято».
Так подростки проводят границу. Им надо «отделяться», и они выдумывают разные преграды, разделяющие их прежний «зависимый» родительский мир и новый, свободный, свой. Тайный пропуск в этот «новый мир» имеют только товарищи и ровесники, и очень хорошо, когда они есть. Еще лучше, когда друзья ребенка вам знакомы и более или менее благополучны.
Границы «подросток — родители» выстраиваются и на других уровнях. Например, в речи: кто не встречался со специфическим сленгом, словечками, которые понятны только самим подросткам? Следующий уровень — внешний вид. Как они выглядят, о, ужас — часто думают родители! Чем более вызывающим является внешний вид подростка, тем больше у него потребность в разделении миров. Так он показывает, что вам его не понять, он другой, не такой, как вы. Стрижки, пирсинг, татуировки — все это выражение фантазий и желаний подростка, разделенные на страх родительского гнева. Если желание выразить себя больше страха, ребенок «отрывается по полной», если страх значителен — он вынужден сдерживаться. Иногда граница выстраивается с помощью показательной неряшливости: подросток ходит в одной и той же нестираной одежде, практически не моется. Это тоже некий протест и граница, хотя из уст ребенка это звучит по‑другому: «Все нормально, ща помоюсь…»
Как реагировать: Во-первых, стоит принять тот факт, что отныне вы на разных берегах, вас записали в «не наши», и с этим ничего не поделаешь. У родителей нет задачи втереться в доверие к подростку, подстроиться под него, быть друзьями, слушать молодежную музыку и за компанию делать татуировки. Быть непонятым — для подростка это нормально, это часть процесса взросления. Как в шутку сказала одна мама: «Нет, доченька, это ты меня не понимаешь! Мне‑то 15 лет было, а вот тебе 45 еще не было!».
Нужно с уважением относиться к желанию взрослеющего ребенка быть на своей территории, и давать ему эту возможность. Пусть он слушает непонятную вам музыку, странно одевается, интересуется тем, что вам не близко. Главное, сохранить в этом взаимном непонимании контакт и уважение, а они очень легко разрушаются криками, угрозами, оскорблениями, тотальными запретами и сравнениями с «хорошими» мальчиками и девочками. Весьма разрушительным способом общения с подростком является подшучивание, высмеивание и сарказм. Поводов для шуток у родителей масса, но не стоит их реализовывать — ребенок будет закрываться все больше.
Если речь идет о вещах более или менее необратимых — например, пирсинге, татуировке — то лучше потянуть время, предложить вернуться к этому через полгода. Может быть, он передумает или вам это будет казаться не таким страшным на фоне других проблем (к сожалению, случается и такое).
Друзья, их признание и степень «крутизны» становятся очень важными в жизни ребенка. Даже если приятели сына или дочки вам не нравятся, не критикуйте их. Так вы только усилите их привлекательность для вашего ребенка, ведь он действует по принципу «что русскому хорошо, то немцу смерть». Можно без явной критики ставить под сомнение ценности таких друзей, задавая вопросы по типу: «Как ты думаешь, Даша способна предать тебя, подставить, если это будет ей выгодно?».
Ситуация № 2. «Отстаньте, ничего мне не надо!»
Все чаще родители сталкиваются с тем, что их ребенок подросткового возраста ничего не хочет, это практически полное отсутствие желания чего‑либо.
Ольга, мама шестнадцатилетнего Дениса, делится: «Не знаю, это переходный возраст или характер такой, но сын совсем не видит берегов: дерзит нам, хамит учителям, но самое главное — совсем ничего не хочет! Ни для себя, ни для других. Его не интересуют ни материальные вещи, ни какие‑либо занятия, дела. Если он и загорается чем‑то, то это катастрофически быстро проходит. В связи с такой позицией, средств воздействия на него никаких нет. Я надеюсь только на психолога, хотя, вполне вероятно, что и к психологу он ходить не захочет».
Опасения Ольги не напрасны, если ребенок ничего не хочет, то и общение с психологом его вряд ли заинтересует. Ее сын Денис переживает период как бы невесомости, во время которого он может, наконец‑то, отделить свои желания от родительских. В основе все тот же процесс отторжения: «я другой, ваш образ жизни я не приемлю». Иногда, но не всегда, это связано с тем, что родители до этого многое решали за ребенка: с кем дружить, к чему стремиться и чем заниматься. В результате подросток не умеет осознавать свои истинные желания и стремления, а тут еще и возраст, когда для того, чтобы себя отделить, родительские желания приходится отвергать. Что остается? Отсутствие желаний.
Вторая распространённая причина этого явления — быстрое исполнение родителями всех потребностей и прихотей ребенка. В этом случае отсутствует мотивация к достижению, необходимость заслужить, добиться, заработать что‑либо. Эта пресыщенность иногда приводит к «вакууму желаний».
В сущности своей позиция ребенка «Я ничего не хочу» часто означает «Я не знаю, как жить», и поэтому ребенок волей-неволей смотрит на родителей, их образ жизни. Он сравнивает их реальное поведение и отношение к жизни с тем, что они декларируют и внушают ему. Чем более симпатичными и привлекательными кажутся подростку собственные родители, тем быстрее он присоединяется к их образу жизни, стремясь его несколько «улучшить». И, соответственно, наоборот: чем критичнее он их воспринимает, тем больше старается противопоставить себя им.
Как реагировать: Для родителей эта позиция ребенка действительно тяжела, потому что зачастую именно они чувствуют себя виноватыми в этом. И тут есть о чем задуматься. О своих отношениях со второй половинкой — насколько они искренние и честные. О своих мечтах и их реализации — что исполнено и достигнуто, а что оставлено на потом. Чем больше искренности, насыщенности и смысла ребенок видит в вашей жизни, тем проще будет ему увидеть смысл и в своей. Разговаривайте с ним о себе, своей молодости, ошибках, нереализованных мечтах и компромиссах, на которые пришлось пойти. Это даст ему возможность лучше понять вас, причины ваших поступков, а соответственно, и себя самого. Не стоит ставить себя в пример, противопоставляя себя ему: «Вот я в твои годы…», «Да если бы у меня в твои годы были такие возможности, то я бы…». Наши дети живут в другое время, и у них несколько другие проблемы — это факт, который нужно постараться принять с уважением.
Ситуация № 3. «Я сам всё решаю, не надо меня контролировать!»
Где баланс между доверием и контролем, вседозволенностью и гиперопекой — хотели бы знать многие родители подростков. Громкие заявления детей, что «это моя жизнь, я сам буду все решать!», и пресловутое «мое мнение» все слышали не раз, но можно ли доверять подросткам решать всё?
Олеся, мама уже двадцатилетнего Павла, делится своим опытом: «С десятого класса отношения у нас с Пашей стали ужасными, потому что он решительно передумал учиться и стал посещать школу по большим праздникам. Все наши разговоры заканчивались моими слезами, потому что я не могла вынести его нападок. Я ему про то, что надо учиться, чтобы потом иметь достойную работу и добиться чего‑то в жизни, а он мне в ответ: «На себя посмотри. Кого в кризис первым из отдела сократили? И квартира тебе от отца после развода досталась. Много сама в жизни добилась? Нечего меня контролировать, я сам знаю, как жить, не маленький!». Он бил по самому больному. Ситуация стала немного сдвигаться с мертвой точки только после того, как мне удалось достучаться до Пашиного отца и мы стали действовать сообща. Несмотря на крики и протесты всезнающего ребенка, мы устанавливали правила и границы, сразу оговаривая карательные меры за их нарушения. Мы перестали быть «хорошим и плохим полицейским»: у меня появилась возможность не только ругать, но и хвалить сына, у бывшего мужа — проявлять строгость. Постепенно, применяя метод кнута и пряника, мы добились того, что ситуация с учебой стала восстанавливаться. Сейчас Паша вполне стабильно учится в институте. Отношения у нас стали гораздо лучше, но о том периоде я до сих пор вспоминаю с содроганием…»
Дети в этом возрасте как Тянитолкай: с одной стороны, хотят все решать самостоятельно, а с другой, эмоционально и финансово зависят от родителей, поэтому вынуждены в своих действиях ориентироваться не только на себя, но и на тех, от кого зависят. И, как ни крути, за границы дозволенного им не дает выходить родительский авторитет или страх наказания. Родители могут и должны пользоваться своей властью, не путая ее с деспотизмом и тиранией. Классический пример: подростки «сами решают» курить, чтобы почувствовать свое приобщение к миру взрослых и сладость нарушения родительского запрета. Часто это не просто стремление соответствовать группе, это акт, обращенный родителям: «Вы ничего мне не сделаете, я сам решаю». Они скрывают, что курят, хитрят или нагло врут — все для того, чтобы избежать контроля, запретов и наказаний. Ключевым в подобных решениях становится сочетание трех вещей: четкое понимание границ дозволенного, наличие родительского авторитета и страх наказания.
Как реагировать: Задача родителей — дать ребенку свободу и право выбора, но чтобы он соблюдал при этом рамки семейных ценностей. Да, это жизнь и мнение ребенка, но ответственность за все его поступки до совершеннолетия несут родители, поэтому оставить всё на волю взрослеющих детей в корне неправильно. Их надо научить брать на себя ответственность, сталкиваться с последствиями глупых, необдуманных решений, но не оставлять один на один с соблазнами и противоречиями современного мира.
Очень важно установить границы их свободы, четко обозначить семейные нормы и санкции за их нарушения. И тут очень важна роль отца: познакомить ребенка с границами дозволенного, законами социума и научиться удерживаться в них — одна из главных его задач. Если подростки особо свободолюбивы, задача их родителей — расставить приоритеты ценностей и запретов. Затем можно разрешить ребенку решать некоторые вещи самостоятельно — так он сможет почувствовать и свободу, и ответственность. За самые важные ценности стоит бороться до конца, по принципу: «За нами Москва, отступать некуда!»
Я вам уже не ребенок!
Да, время нежных поцелуев, вопросов типа «мама, можно мне посмотреть телевизор?» осталось в прошлом. Ваш беспокойный подросток выстраивает границы, отдаляется и становится иностранцем в собственной семье. Значит, все идет правильно, своим чередом. Ребенок не навсегда теряет контакт с вами и отрицает ваши ценности. Через какое‑то время ваши отношения восстановятся, и большая часть тех ценностей, что вы вкладывали, вернется в его жизнь. Но все же он будет более независимой и цельной личностью, человеком, который ориентируется не только на родителей, но и на себя, свое «могу». А пока подростковый возраст в разгаре, надо верить, что есть свет в конце туннеля. Важно научиться слышать ребенка, принять, что вы не всегда бываете правы, и понять, что он отдельная личность. Личность, стремящаяся к независимости, но очень уязвимая и нуждающаяся в вас, как бы старательно он это ни скрывал.
Подростковый возраст ✔️ Когда начинается переходный период
«Колючие», обидчивые, ранимые, дерзкие – это всё о них, о подростках. О тех, кто вступил в трудный переходный возраст. О тех, кто находится на пути от детства к взрослости. О тех, кому сложно понять и принять всё то, что с ними происходит.
Именно подросткам и посвящена данная статья. В ней вы узнаете, что представляет собой подростковый возраст, какие опасности подстерегают детей и родителей на этом этапе взросления и что нужно делать мамам и папам, чтобы помочь своему ребёнку пережить это непростое время.
Чтобы удовлетворить необходимость ребёнка в самостоятельности и независимости, но продолжать заботиться об его безопасном передвижении, установите приложение Где Мои Дети из магазинов AppStore и GooglePlay. Вы всегда будете знать, где ваш ребёнок без надоедливых вопросов, звонков и СМС.
Содержание:
- Что нужно знать о подростковом возрасте?
- Почему сложно детям?
- Почему сложно родителям?
- Особенности переходного периода
- У девочек
- У мальчиков
- Вопросы полового созревания
- Какие опасности подстерегают детей и родителей?
- Как помочь ребёнку пережить подростковый период?
- Ошибки родителей в воспитании
- Как правильно вести себя родителям в этот непростой период
- Если ребёнок попал в плохую компанию
- Что на самом деле происходит с подростками – определяем внутренний возраст своего ребёнка
- Совет родителям от психолога-эксперта
Что нужно знать о подростковом возрасте?
Prostock-studio/Shutterstock. com
Психологи уже давно отмечают тенденцию «омоложения» подросткового возраста. Дети теперь вступают в переходный период гораздо раньше, чем их родители, – в 10-11 лет. Также отмечено «продление» подросткового возраста до 18-19 лет, когда ребёнок достигает совершеннолетия и отделяется от родителей не только психологически, но и материально, финансово.
Prostock-studio/Shutterstock.com
Prostock-studio/Shutterstock.com[/caption] Prostock-studio/Shutterstock.com[/caption] Prostock-studio/Shutterstock.com[/caption] Prostock-studio/Shutterstock.com[/caption] Prostock-studio/Shutterstock.com[/caption]
Все мы переживаем переходные периоды, которые можно охарактеризовать так: младенец, ребёнок, подросток, юноша (девушка), взрослый. На каждом уровне взросления происходят физиологичесике процессы. Также происходит формирование эмоционального поля, социальной адаптации, выстраивается система ценностей и своих личных принципов личности,
В границах подросткового возраста выделяют два этапа: младший подростковый возраст (10-12 лет) и старший подростковый возраст (начиная с 13 лет и до завершения переходного периода).
- В младшем подростковом возрасте ребёнок уже начинает ощущать свою взрослость, у него усиливается потребность в общении со сверстниками, его организм готовится к изменениям.
- К 13-14 годам гормональная перестройка достигает своего пика. Ребёнок становится раздражительным, обидчивым, у него часто меняется настроение.
- Переходный период завершается вступлением ребёнка во взрослую жизнь. У юношей и девушек стабилизируется эмоциональное состояние, появляются зрелые, взвешенные решения. Наступает время для полного отделения от родительской семьи.
Сколько продлится подростковый возраст у вашего ребёнка, точно неизвестно. Поскольку, созрев физически, подросток может ещё долгое время оставаться психологически не подготовленным к самостоятельной организации своей жизни.
Почему этот период называется переходным? Потому что в развитии ребёнка совершается переход от детства к взрослости. И главная задача для подростка – осознать себя и отделиться от родителей.
Prostock-studio/Shutterstock.com
Prostock-studio/Shutterstock.com[/caption] Prostock-studio/Shutterstock.com[/caption] Prostock-studio/Shutterstock.com[/caption] Prostock-studio/Shutterstock.com[/caption] Prostock-studio/Shutterstock.com[/caption]
Переходный период начинается, когда начинает выделяться гормон, который приводит в действие гипофиз и половые железы,
Подростковый возраст – это испытание как для детей, так и для родителей.
Prostock-studio/Shutterstock.com
Prostock-studio/Shutterstock.com[/caption] Prostock-studio/Shutterstock.com[/caption] Prostock-studio/Shutterstock.com[/caption] Prostock-studio/Shutterstock.com[/caption] Prostock-studio/Shutterstock.com[/caption]
Сейчас видны две тенденции:
1) тенденция нежелания рано взрослеть, заводить семьи и детей как минимум до 24-28 лет. С этим показателем снижается и ответственность по отношению к своей жизни во всех сферах. Более поздние сроки наступления финансовой самостоятельности приводят к полузависимости от взрослых. Именно здесь происходят конфликты родителей и детей. Подростки с одной стороны жаждут самостоятельности и всеми поступками показывают это, исходя из гормонального развития, как и заложено природой. С другой стороны бессознательно подростки сами тормозят переход во взрослую жизнь, не желая брать ответственность.2) Вторая тенденция – желание быстрее выйти на своё предназначение и менять мир. Всё больше становится таких детей. Они рождаются уже взрослыми и им очень тяжело внести все уровни физиологического взросления – им хочется быстрее повзрослеть и, не обращая внимание на все подростковые выбросы в характере, они идут к своим целям, чтобы делать дела. Они понимают, что хотят, куда идут и как правило с детства заняты размышлениями и изучением мира далеко не как ребёнок,
Почему сложно детям?
- Они меняются внешне и внутренне. И, порой, им сложно принять эти изменения и контролировать их.
- Хотят быть принятыми в обществе, чувствовать себя значимыми. Вместо этого могут встретить насмешки, агрессию со стороны сверстников или стать жертвой травли.
- Ждут понимания от родителей и принятия всех их особенностей. Вместо этого сталкиваются с тотальным контролем, критикой и запретами.
- Хотят самостоятельности и независимости, но не могут её получить, поскольку ещё не несут полной ответственности за свои поступки.
Чтобы удовлетворить необходимость ребёнка в самостоятельности и независимости, но продолжать заботиться об его безопасном передвижении, установите приложение Где Мои Дети из магазинов AppStore и GooglePlay. Вы всегда будете знать, где ваш ребёнок без надоедливых вопросов, звонков и СМС.
Почему сложно родителям?
- Не знают, как вести себя с повзрослевшими детьми.
- Привыкли быть авторитетом для своего ребёнка.
- Не готовы отпустить от себя сына или дочь.
Особенности переходного периода
Prostock-studio/Shutterstock. com
У девочек
Что происходит с девочками в подростковом возрасте:
- ищут себя, свой стиль, экспериментируют с внешностью и одеждой, стремятся привлечь к себе внимание;
- появляется интерес к мальчикам как к объектам противоположного пола, возникает первая влюблённость;
- часто возникают перепады настроения: безудержное веселье сменяется глубокой тоской;
- появляется повышенная тревожность, связанная со школьной успеваемостью, ответами у доски, отношениями с одноклассниками;
- стремятся к самостоятельному разрешению проблем без помощи взрослых.
У мальчиков
Что происходит с мальчиками в подростковом возрасте:
- становятся агрессивными, грубыми, злыми из-за повышенной выработки мужского гормона – тестостерона;
- озабочены своей внешностью,
- стремятся поразить окружающих смелыми поступками, склонны к позёрству;
- нередко демонстрируют протестное поведение: прогуливают уроки, сбегают из дома;
- пробуют алкоголь, сигареты, курительные смеси;
- стремятся принадлежать к «группе», быть её частью.
Вопросы полового созревания
Prostock-studio/Shutterstock.com
Половое созревание (пубертат) у подростков связано с активной выработкой половых гормонов как у мальчиков, так и у девочек. Гормональная перестройка влечёт за собой изменения и в телосложении, и в личности, и в поведении ребёнка.
Чем характеризуется пубертатный период:
- появление первых менструаций у девочек и ночных поллюций у мальчиков;
- изменение роста и веса;
- активная работа сальных желёз, которая нередко вызывает появление прыщей;
- развитие молочных желёз и округление бедер у девочек;
- появление волос на подмышечных впадинах и половых органах;
- развитие мускулатуры у мальчиков;
- усиление работы потовых желёз и как следствие – появление резкого, неприятного запаха пота.
«Буря гормонов» влечёт за собой такие симптомы подросткового возраста, как:
- повышенный интерес к противоположному полу, в том числе и эротический;
- перепады настроения;
- переживания по поводу внешности;
- агрессивность, раздражительность, вспышки гнева.
Родителям важно в этот период:
- отбросить стыдливость и обговорить все вопросы, касающиеся полового созревания. Лучше, если мама или папа затронут эти «щекотливые» темы, нежели если ребёнка «просветит» интернет;
- ни в коем случае не стоит стыдить сына или дочь за повышенный интерес к половой сфере. Многие родители приходят в ужас, застав сына за мастурбацией или дочь за просмотром порнофильма. В этом ничего ужасного нет. Ваш ребёнок растет. Если раньше он интересовался машинами, куклами и конструкторами «Лего», сегодня ему интересны отношения между мужчиной и женщиной;
- не высмеивать переживания ребёнка, касающиеся его внешности. Лучше ещё раз напомнить сыну или дочери, что все гадкие утята когда-нибудь превращаются в прекрасных лебедей, нужно лишь немного подождать;
- если подростка сильно беспокоят прыщи и избыточный вес, стоит посетить врача-эндокринолога.
Какие опасности подстерегают детей и родителей?
Теперь давайте поговорим о тех вещах, которые усугубляют прохождение ребёнком подросткового периода и на которые стоит обратить особое внимание родителям:
1.
Буллинг в школеЗамкнутый и застенчивый ребёнок может стать объектом травли, жестокий и агрессивный – выступить в роли буллера. И абсолютно все подростки могут выступать в роли наблюдателей.
2. Опасность социальных сетей
Социальные сети – то, без чего современные дети не могут представить себе свою жизнь. Но они также несут в себе определённую угрозу.
Ребёнок может столкнуться как с интернет-травлей, так и с предложениями вступить в «группы смерти» или поучаствовать в игре. В последнее время в социальных сетях получила распространение чрезвычайно опасная игра «Беги или умри». Смысл её заключается в следующем: один подросток должен перебежать дорогу перед движущимся транспортом, причём сделать это максимально близко, а второй должен снять этот момент на видео. После этого ролик выкладывается в соответствующую группу, и участник получает оценку своего «подвига».
3. Попадание в плохую компанию
Prostock-studio/Shutterstock.com
Подростки стремятся быть причастными к группе, стать в компании сверстников «своим человеком». Поэтому велика опасность, что ваш ребёнок попадет в «неподходящую» компанию, где молодые люди совершают противоправные действия, употребляют алкоголь, наркотики или курительные смеси.
Убедитесь, что ваш ребёнок не связался с плохой компанией и не причиняет вред своему здоровью. Установите приложение Где Мои Дети из магазинов AppStore и GooglePlay.
4. Ранняя половая жизнь
Повышенный интерес к противоположному полу, любопытство и гормональные «всплески» нередко способствуют ранним сексуальным контактам в подростковой среде.
5. Замена реального мира виртуальным
Сталкиваясь с непониманием родителей и отсутствием друзей, ребёнок всё больше и больше замыкается в себе. Погружение в виртуальную реальность для него – защита от внешнего мира. В компьютерных играх подросток «реализует» себя: совершает «подвиги», «зарабатывает деньги», становится успешным.
6. Суицидальные мысли
Появление у подростков мыслей о смерти связано с конфликтами в семье, травлей в школе, первой любовью, отсутствием дружеских отношений с одноклассниками.
7. Снижение школьной успеваемости
На фоне гормонального всплеска и перестройки работы организма у подростков часто наблюдается снижение познавательных способностей и потеря интереса к обучению. В тяжелых случаях может развиться астенический синдром – повышенная утомляемость, нарушения сна, частые головные боли, вегетативные нарушения.
Как помочь ребёнку пережить подростковый период?
Prostock-studio/Shutterstock.com
Ошибки родителей в воспитании
Как мы уже говорили, родителям тоже непросто пережить период взросления их сына или дочери. Поэтому многие, часто неосознанно, своими фразами или действиями разрывают те нити любви и доверия, которые связывают их с ребёнком.
Что не рекомендуется делать родителям подростков:
- Критиковать и запрещать общение ребёнка с друзьями («Мне не нравится этот твой Вася, он и учится плохо, и одевается неряшливо. Я не хочу, чтобы ты с ним дружил»).
- Высмеивать внешность и одежду («Ты зачем так накрасилась в школу? Выглядишь как клоун»).
- Чрезмерно контролировать все сферы жизни ребёнка («Кто тебе сейчас звонил? Ну-ка, быстро покажи мне телефон»).
- Относиться как к маленькому ребёнку («Тебе ещё рано знать об этом. Вот вырастешь, тогда и поговорим»).
- Игнорировать переживания подростка («Что ты там опять рыдаешь в спальне? Иди лучше уроки делай»).
- Сравнивать со сверстниками, одноклассниками, детьми знакомых («А вот Настя из вашего класса на одни пятерки учится и маме по дому помогает, а у тебя на уме только одни мальчики»).
Как правильно вести себя родителям в этот непростой период
Prostock-studio/Shutterstock.com
Психология подростка такова, что он будет отстаивать своё мнение в любых ситуациях, даже если не прав. Поэтому старайтесь разговаривать с ребёнком в спокойном тоне, не срываясь на крик и обвинения. Выслушайте его точку зрения и вместе с ним найдите подходящий вариант разрешения конфликта.
Prostock-studio/Shutterstock.com
Prostock-studio/Shutterstock. com[/caption] Prostock-studio/Shutterstock.com[/caption] Prostock-studio/Shutterstock.com[/caption] Prostock-studio/Shutterstock.com[/caption] Prostock-studio/Shutterstock.com[/caption]
Позиция родителей важна, нужно понять ребёнка как себя самого в этот период. Задача – незаметно трансформировать отношения в дружеские. Поговорить по душам как друзья – единственно верный путь, и потихоньку. искренне рассказывая о своём детстве, вы найдете обоюдный интерес к общению об этом периоде с переходом во взрослую жизнь.
Задача – наладить внутреннюю связь, которую, я думаю, важно сохранить всем родителям,
- Чаще разговаривайте с ребёнком обо всех изменениях, которые с ним происходят. Большинство родителей этого не делают, оставляя подростка один на один с его переживаниями. Затроньте темы первой влюбленности, начала половой жизни, употребления алкоголя и психотропных веществ. Объясните ему, что не всё, что пробуют или советуют попробовать друзья, безопасно и не принесёт вреда.
- Поддерживайте ребёнка в любых начинаниях и увлечениях (кроме тех, которые могут нанести ему вред). Даже если они вам кажутся глупыми и несерьезными. Необязательно их разделять, главное – уважайте выбор ребёнка.
- Относитесь к подростку как к взрослому, пусть даже и не считайте его таковым. Дайте свободу в принятии решений, но пусть не забывает и об ответственности за свои поступки.
- Перейдите из позиции «над» в позицию «рядом». Станьте для ребёнка другом, старшим товарищем.
- Ваш ребёнок взрослеет и отдаляется от вас. Не пытайтесь остановить этот процесс запретами и чрезмерным контролем за его жизнью.
- Обратите внимание на то, чем занимается ваш ребёнок в социальных сетях. Не стоит читать его переписку – это дело личное. Но знать, в каких он состоит группах и сообществах и нет ли в них опасности, вы имеете полное право.
- Частые конфликты с ребёнком в большинстве случаев возникают из-за чрезмерного контроля и когда родители слишком активно начинают лезть в его жизнь.
Для того, чтобы избавиться от чрезмерного контроля и перестать конфликтовать с подростком, предоставьте ему свободу передвижения. А чтобы не переживать за ребёнка и знать, где он находится, когда не берёт трубку, установите приложение Где Мои Дети из магазинов AppStore и GooglePlay.
- Если все ваши разговоры с ребёнком сводятся к обсуждению оценок в школе и критике за бардак в комнате и невымытую посуду, вы рискуете потерять доверительные отношения с сыном или дочерью.
- Совместные прогулки, поездки, походы, разговоры по душам помогут наладить отношения с подростком гораздо быстрее, нежели нравоучительные беседы.
- Да, вам могут не нравиться друзья вашего ребёнка. Но критиковать или запрещать общаться с ними – не самый лучший выход из ситуации. Подросток воспримет это как очередное покушение на его независимость и самостоятельность в выборе приятелей.
Prostock-studio/Shutterstock.com
Prostock-studio/Shutterstock. com[/caption] Prostock-studio/Shutterstock.com[/caption] Prostock-studio/Shutterstock.com[/caption] Prostock-studio/Shutterstock.com[/caption] Prostock-studio/Shutterstock.com[/caption]
Поступки определяют людей. Ни слова, ни мысли, а поступки, и когда подростки о ком-то делают заключение, они исходят из поступков людей. Они, как сканеры, определяют, искренний ли человек или фальшивый. Из-за ясного видения и острых ощущений реальности, они конфликтуют с людьми и противятся идти туда, куда им не нужно. Они сопротивляются осознанно и нужно только через наблюдение и разговоры понять своего ребёнка, ведь именно в подростковом возрасте строится система ценностей и принципов, по которым потом ему жить,
- Если подростковый возраст вашего ребёнка протекает особенно тяжело, сын или дочь всё больше отдаляется от вас, ходит подавленный и часто плачет – обязательно обратитесь за помощью к психологу! Это могут быть признаки травли в школе, конфликтов со сверстниками, появления у подростка депрессивных и суицидальных мыслей.
Если ребёнок попал в плохую компанию
Prostock-studio/Shutterstock.com
- Не впадайте в панику. Задайте себе вопрос: эта компания плохая для меня или для моего ребёнка? Если подросток получает там уважение, признание и поддержку, он будет всеми силами стремиться быть в этой компании и дальше.
- Познакомьтесь с друзьями сына или дочери поближе, пригласите их в гости или на природу. Возможно, ваше мнение о них изменится.
- Запомните: запреты и угрозы не помогут! Ребёнок все равно будет общаться со своей компанией, но уже втайне от вас.
- Если ваши худшие опасения подтвердились, и ребёнок действительно связался с плохой компанией, ваша главная задача – вернуть доверительные отношения с сыном или дочерью и постараться выяснить причину, по которой эта компания так его привлекает.
- Попробуйте заинтересовать подростка другими увлекательными вещами: спортом, музыкой, программированием.
- Если вы узнали, что ваш ребёнок состоит в религиозной секте или связался с криминальной группировкой, ни в коем случае не медлите! Смените школу, район проживания или город, чтобы у ребёнка не было соблазна вернуться к прежним «друзьям».
Что на самом деле происходит с подростками – определяем внутренний возраст своего ребёнка
Оксана Тумадин,
психолог-эксперт, автор уникальной методики раскрытию потенциала личности и уникальности:
Для большего понимания, что происходит с подростками, рассмотрим внутренние возраста. Г. Гурджиев сформулировал более 100 лет назад семь внутренних уровней человека. Многие родители поймут своих детей, помогут им пройти подростковый период без стресса для обеих сторон и перейти в осознанный взрослый мир, не теряя своей детской непосредственности. Именно эта детская непосредственность в жизни дает успех, удачу, радость жизни, радость от своих достижений.
МладенецProstock-studio/Shutterstock.com
«Младенец» – человек, который не хочет брать ответственность и живет только ради удовлетворения своих потребностей. Наверное, вы все видели пожилых людей, которые требуют сверх внимания к себе, превращая жизнь окружающих в ад. Это как раз уровень младенца, а значит человек, пройдя всю жизнь, так и не повзрослел.
Ребёнок«Ребёнок» живёт уже для семьи, но живёт по схемам, рекомендациям, правилам – для него всё должно быть понятным и расставлено по полочкам. Как раз «Ребёнок» и заботится о взрослых «Младенцах», исходя из заложенных правил в поколениях.
Подросток«Подросток» хочет достигать новых высот, выделяться из толпы, познавать жизнь. Подросток старается развивать свои наиболее сильные стороны и способности. Но часто у него ещё не хватает осознанности в этичности и правилах человеческого общения и взаимоотношений, из-за этого способы достижения своих целей порой не экологичны.
Подростки не признают авторитетов. В отношениях могут показывать своё превосходство. Часто взрослые так и остаются «Подростками» – это выражается в насильном подчинении окружающих своим правилам.
ЮношаProstock-studio/Shutterstock.com
Следом идёт уровень «Юноша». Человек начинает думать о смысле жизни, часто уходит от материальной зависимости, чтобы познать другие ценности. Если произошло правильное усвоение предыдущих уровней, то юноша (девушка) осознаны во всех сферах жизни, понимают всё, что им делать, куда идти и зачем.
Если предыдущие уровни не пройдены, то подростки становятся ленивыми, перестают делать обыкновенные задачи по отношению к семье, работе, учёбе.
Взрослый«Взрослый» соединяет все предыдущие уровни и умеет ими управлять. Он ответственен за свою жизнь, за семью, отношения, работу. Может направить подростка и юношу идти в правильном направлении.
Во «Взрослом» ещё есть эгоизм, и порой он осуждает всех, кто безответственен или не понимает элементарных вещей по отношению к жизни.
Старец«Старец» живёт ради самой жизни. Он видит причины всех действий и не совершает поступков, которые приводят к разрушению. Созидает всё вокруг.
Когда в школе, семье, встречаются такие люди, дети автоматически вырастают «Старцами», так как впитывают основы живой гармоничной жизни с рождения.
Коротко изучив внутренние уровни и искажения, можно точно определить внутренний уровень своего ребёнка, подростка. Нужно понаблюдать за ним в повседневной жизни, понять, к кому он тянется из взрослых, а с кем-то неумолимо агрессивен, поговорить «по душам» об учёбе, поведении, мыслях.
Совет родителям от психолога-эксперта
Prostock-studio/Shutterstock.com
Из-за незнания тонкостей внутреннего мира и типов личности, многие родители теряют связь с ребёнком. А ведь всего лишь и нужно понять, что ребёнок стал другим: у него появилась своя уникальность, свои принципы, свои границы и нужно, исходя из позиции друга, найти контакт. Для этого следует уйти с позиции родителя «что хочу, то и делаю», и перейти в позицию друга. Друг – это поддержка, умение слушать, умение слЫшать и находить компромисс, чтобы снова и снова общаться, встречаться, ждать встреч.
Ещё один важный момент – не нужно всегда чего-то хотеть от ребёнка. Когда он закрывается и хочет побыть в одиночестве – не мешайте ему, это пройдет. Вообще, нужно взять на вооружение фразу «и это тоже пройдет» – это как когда мы пропускаем волны на море сквозь себя. Они просто уходят – их невозможно контролировать, задерживать на месте.
Встаньте и почувствуйте движение волн и вам сразу станет легче. Следующие волны принесут вам с детьми: радость, взаимопонимание, обнимашки, благодарность, уважение, терпение, более крепкую связь – пусть невидимую, но совершенно необходимую.
Prostock-studio/Shutterstock.com
Prostock-studio/Shutterstock.com[/caption] Prostock-studio/Shutterstock.com[/caption] Prostock-studio/Shutterstock.com[/caption] Prostock-studio/Shutterstock.com[/caption] Prostock-studio/Shutterstock.com[/caption]
Запомните, дорогие родители: подростковый возраст вашего сына или дочери – не навсегда, рано или поздно он закончится. Постарайтесь сохранить хорошие, доверительные отношения с ребёнком, не оттолкните его запретами и осуждением. Подростку очень нужна ваша любовь и поддержка, хотя он всеми силами пытается доказать обратное.
Prostock-studio/Shutterstock.com
Оцените, пожалуйста, статью
Нам это очень важно!
Средняя оценка: 4.6 / 5. Голосов: 9
Оценок пока нет. Оцените первым!
Получите чек-лист подготовки к школе на свою почту
Письмо отправлено!
Проверьте электронный ящик
Молодежь переходного возраста (от 16 до 25 лет)
Наши услуги
ВетераныДетиМолодежь переходного возрастаВзрослыеПожилые людиОбластные службыСлужба по оказанию помощи при стихийных бедствияхОбщественная охрана
A Уменьшите размер шрифта. A Сбросить размер шрифта. A Увеличьте размер шрифта.
LACDMH Услуги для молодежи переходного возраста
Программы для молодежи переходного возраста (TAY) предоставляют ряд услуг в области психического здоровья и поддержки для молодежи в возрасте 16–25 лет с серьезными эмоциональными расстройствами (SED) и тяжелыми и стойкими психическими заболеваниями (SPMI). Программы TAY ориентированы на ряд приоритетных групп населения для получения этих услуг, а также уделяют особое внимание охвату и привлечению TAY, которые в настоящее время не обслуживаются или недостаточно обслуживаются.
К этим приоритетным группам относятся следующие:
- TAY, страдающие расстройствами, связанными со злоупотреблением психоактивными веществами
- TAY, которые являются бездомными или подвержены риску бездомности
- TAY старение из системы психического здоровья детей, защиты детей или ювенальной юстиции
- TAY при выходе из учреждения длительного ухода
- TAY переживают первый приступ серьезного психического заболевания
Программы TAY
- Брошюра FSP для детей и молодежи на английском, испанском языках
- Услуги по восстановлению, устойчивости и реинтеграции (RRR)
- Службы испытательного лагеря
- Служба временного амбулаторного лечения ювенальной юстиции (JJ-TOTS)
- Центры доверия TAY
- Улучшенные аварийные укрытия для TAY (EESP)
- Системные навигаторы TAY
- Школьный общественный доступ (SBCAP)
- Услуги по последующему уходу за ювенальной юстицией (JJTAS)
Коммерческая сексуальная эксплуатация детей и молодежи (CSECY)
- Обучение и ресурсы
Links
ТАЙ Руководство по ресурсам по жилью и поддержке Tay
Руководство по ресурсам для психического здоровья студентов с помощью SavelableCollegesonline. org
. Health Toolkit)
Департамент пробации округа Лос-Анджелес
Департамент департамента детей и семейных услуг округа Лос -Анджелес (DCFS)
Департамент общественных социальных служб округа Лос -Анджелес (DPSS)
.
Глоссарий терминов
Ресурсы психического здоровья от AccreditedSchoolsOnline.org
Заявки округа Лос-Анджелес (для текущих/потенциальных поставщиков)
Программы/услуги в области психического здоровья
Найдите услуги, программы и учреждения Департамента психического здоровья округа Лос-Анджелес, обслуживающие ваш район.
Карта зон планирования обслуживания
Дополнительная информация
Контакты программы для молодежи переходного возраста (TAY)
TAYNavigation@dmh. lacounty.gov
Outpatient Services Division
Martin Jones, Jr., LCSW
Program Manager III
[email protected]
TAY Navigation Team
Carol Sagusti, LCSW
MH Clinical Program Руководитель
[email protected]
(213) 840-0383
Глэдис Постаджян, LCSW
MH Клинический руководитель, зоны обслуживания 1–4
[email protected] 5 133152 (213152) 7-903.gov
0003
Jasminder Chahal, LCSW
MH Клинический руководитель, зоны обслуживания 5-8
[email protected]
(213) 435-3362
Tay Enhaint Enhaint Aden Acary Adence Setder Program 9012. Хорень.
Для получения дополнительной информации о наших программах TAY обращайтесь по адресу [email protected]
Ювенальная юстиция и отдел испытательных лагерей/залов
Karen Streich, Ph. D. – Начальник округа (213) 738-2895
[email protected]
Отделение послеоперационного ухода за ювенальной юстицией
Ресурсы для молодежи переходного возраста с ограниченными возможностями
Подростки переходного возраста с ограниченными возможностями являются одной из наиболее уязвимых групп населения в системе патронатного воспитания. Эта группа населения может нуждаться в дополнительной поддержке, поскольку они сталкиваются с уникальными проблемами на пути к взрослой жизни. Существуют различные типы инвалидности, в том числе те, которые влияют на зрение, движение, мышление, обучение, общение, слух, психическое здоровье и социальные отношения человека. Хотя существует несколько ресурсов для сообщества инвалидов в целом, существует несколько программ, специально предназначенных для молодежи переходного возраста с ограниченными возможностями.
Служба поддержки
Детский информационный портал
Детский информационный шлюз предоставляет различные ресурсы и инструменты, посвященные таким темам, как благополучие детей, жестокое обращение с детьми и безнадзорность, уход вне дома и усыновление. Детский информационный портал — это служба Детского бюро, Управления по делам детей и семьи и Министерства здравоохранения и социальных служб США. Посетите веб-страницу Портала «Службы поддержки для молодежи в переходный период» для получения дополнительной информации.
Департамент служб развития Калифорнии
Департамент служб развития Калифорнии (DDS) предоставляет услуги лицам с отклонениями в развитии, которые могут включать умственную отсталость, церебральный паралич, эпилепсию, аутизм и связанные с ними состояния. Для получения дополнительной информации о DDS перейдите по следующей ссылке:
- Региональный центр Право на участие и услуги
Стратегии расширения прав и возможностей людей (S.T.E.P.)
Программа предоставляет услуги и поддержку взрослым с нарушениями развития, включая услуги для глухих и слепых, церебрального паралича и поведенческих проблем. Предлагаемые услуги включают в себя поддерживаемую жизнь, независимую жизнь, профессиональные услуги и услуги устного перевода. Для получения дополнительной информации о S.T.E.P. программы, перейдите по следующим ссылкам:
- ШАГ Агентство
- ШАГ Программа/Рефералы
Connections for Life
Программа Connections for Life предоставляет услуги для взрослых с нарушениями интеллекта. Программа сосредоточена на их пяти принципах поддерживаемой жизни, которые включают собственный дом, выбор и самоуправление, отношения, членство в сообществе, а также гибкую поддержку и услуги, которые предоставляют возможности для независимости, личной свободы и выбора.
Создание поведенческого + образовательного импульса (CBEM)
CBEM работает с людьми с отклонениями в развитии и психическими расстройствами, в которых они предоставляют важные интервенционные услуги в таких областях, как индивидуальная поддержка, профилактика и услуги реагирования, а также стабилизация. Для получения дополнительной информации о доступных услугах выполните поиск на веб-странице CBEM Critical Intervention Services.
Трудоустройство
Программа трудоустройства молодежи
Департамент развития занятости штата Калифорния имеет Программу трудоустройства молодежи, которая предоставляет услуги молодежи в возрасте от 15 до 25 лет, чтобы помочь им в достижении их образовательных и профессиональных целей. Услуги включают в себя консультирование сверстников, направления в службы поддержки, обучение и профессиональный коучинг, подготовку и помощь в трудоустройстве, семинары по Программе трудоустройства молодежи и направление на тренинги.
Служба поддержки студентов Департамента реабилитации
Департамент реабилитации (DOR) предоставляет услуги по поддержке учащихся в возрасте от 16 до 21 года, прошедших Индивидуальную программу обучения, план 504 или имеющих инвалидность. Услуги включают услуги по переходу на работу до приема на работу в таких областях, как поиск работы, обучение на рабочем месте, послесреднее образование, готовность к работе и самоадвокация.
- Ресурсы DOR для молодежи и семей
- DOR Каталог ресурсов для молодежных программ независимой жизни
Американский центр трудоустройства в Калифорнии (AJCC)
AJCC — это универсальные центры по трудоустройству и обучению, которые помогают соискателям сосредоточиться на резюме, подаче заявок на работу, методах собеседования и профориентации. В штате Калифорния есть более 200 центров, где вы можете получить необходимую вам помощь.
Волонтеры Америки (VOA)
VOA — это национальная некоммерческая религиозная организация, которая оказывает помощь нуждающимся. Они поддерживают людей, предоставляя им помощь с жильем, удовлетворением основных потребностей, психическим здоровьем и поведенческими проблемами. Они работают над расширением прав и возможностей людей с ограниченными возможностями, предоставляя услуги по поддержке жизни, ведение дел, дневную программу и поддержку в трудоустройстве, специализированные услуги по месту жительства и поддержку жизни.
Пособия по инвалидности (DB) 101 Услуги
Этот веб-сайт предоставляет информацию о работе и льготах, доступе к общественным ресурсам и подключении к ним, а также позволяет получить экспертную помощь в вашей ситуации. Пособие по нетрудоспособности 101 Калифорния финансируется Калифорнийским проектом улучшения стимулов для здоровья, Калифорнийским департаментом развития занятости, Калифорнийским департаментом реабилитации и Калифорнийским департаментом образования.