Негосударственное общеобразовательное учреждение Средняя общеобразовательная школа

Психические процессы примеры: Психические процессы

Лекция 5 — Эмоциональные психические процессы

Лекция

Курс «Психология и Педагогика»

Тема 5. Эмоциональные психические процессы.

  1. Эмоциональные процессы и состояния.

  2. Эмоциональный тон ощущений и собственно эмоции.

  3. Чувства как высшие эмоциональные процессы. Классификация чувств.

Эмоциональные процессы – есть результат деятельности мозга.

Эмоциональные психические процессы – это специфические формы отношения (переживания), опосредованные ориентировочной деятельностью, в которых отношение личности к познаваемым и изменяемым им предметам и явлениям действительности соотносятся с ее потребностями.

Удовлетворение или неудовлетворение потребностей порождает у человека специфические переживания.

Эмоциональные психические процессы, в отличие от познавательных процессов, определяют отношение к ним, основываясь на оценке их полезности или вредности для личности.

При положительной оценке возникают положительные эмоции, которые побуждают к сохранению полезных свойств и качеств.

При отрицательной оценке возникают отрицательные эмоции, сопровождаемые деятельностью, направленной на уменьшение вредных воздействий.

Эмоции имеют рефлекторную природу и возникают при воздействии каких-либо раздражителей. Отметим, что нервные процессы сопровождаются рядом вегетативных явлений: изменением частоты сокращения сердца, дыхания, тонуса мышц.

Эмоциональные психические процессы делят на простые (элементарные) и сложные (высшие)

простые (элементарные):

сложные (высшие)

  • Чувства

Эмоциональный тон ощущений (от лат. emovere возбуждать, волновать) — переживания позитивного знака. Сопровождает жизненно важные ощущения, например, вкусовые, температурные, болевые. Представляет собой наиболее раннюю стадию развития эмоций в филогенезе. Синоним прельщение. 

Функции:

  1. Ориентировочная. Сообщить организму о степени опасности и желательности того или иного воздействия.

  2. Обеспечение обратной связи, данная функция заключается в предоставлении человеку информации об удовлетворении или неудовлетворении.

  3. Тесно связана со второй функцией и представляет собой необходимость проявлять определенные виды поведения до тех пор пока не будет достигнут нужный организму результат.

Эмоциональный тон впечатлений – то же, что и эмоциональный тон ощущений, но: обусловлен социализацией, не требует непосредственного контакта с раздражителем

Пример: Катание на американских горках (переживание страха и сознание его безопасности)

Эмоциональные тоны обладают большой инертностью. При направлении внимания на впечатление оно усиливается. При отвлечении – уменьшается. Смакование удовольствия.

Эмо́ция (от лат. emoveo — потрясаю, волную) — эмоциональный процесс средней продолжительности, отражающий субъективное оценочное отношение к существующим или возможным ситуациям.

Являются одним из основных регуляторов деятельности.

Врожденные эмоции:

  • гнев – врожденная реакция на препятствия в движениях.

  • страх – врожденная реакция на угрозу жизни.

  • жалость – врожденная реакция на потерю кого-то или чего-то.

  • радость – врожденная реакция на приобретение чего-либо.

  • удивление

  • отвращение

Остальные эмоции в процессе социализации (например: культура)

Особенности:

  1. Реакция на ситуацию – ситуация в целом а не отдельный раздражитель

  2. Механизм предвидения –

    значимость для человека той или иной ситуации

  3. Дифференцированная оценка – оценка, подготовка и мобилизация энергии

  4. Внешние проявления эмоций – мимика, интонации

  5. Универсальность – независимость эмоций от вида потребностей и специфики деятельности, в которой они возникают

  6. Особенность заражения – передача настроения другим людям.

  7. Эмоциональная память – сохранение эмоции долгое время.

Аффе́кт (лат.  Affectus — страсть, душевное волнение) — эмоциональный процесс, характеризующийся кратковременностью и высокой интенсивностью, сопровождающийся резко выраженными двигательными проявлениями и изменениями в работе внутренних органов.

Характеризуется изменением сознания, нарушением контроля, утратой самообладания. Затормаживание прочих психических процессов.

Кратковременен. Огромная затрата сил. Следы сохраняются длительное время в памяти человека. Могут сформироваться аффективные комплексы, которые запускаются при столкновении с отдельными элементами ситуации, спровоцировавшей аффект.

Чу́вство — эмоциональный процесс человека, выражающий субъективное оценочное отношение к материальным или абстрактным объектам.

Чувства связаны с культурно-эмоциональным развитием человека.

Чувства являются наиболее устойчивым и длительным состоянием психики, нежели эмоции.

Имеют предметный характер. Не могут быть безотносительны чего-либо. Одно явление – радует, другое – огорчает и т. д. Чувства могут проявляться в виде совокупности различных эмоций.

Чувства могут быть и как психическим процессом, так и эмоциональным состоянием.  

Классификация чувств по Б.И. Додонову:

  1. Альтруистические — потребность в содействии, помощи, покровительстве другим людям. Желание приносить другим людям радость и счастье, в беспокойстве за судьбу кого-либо, в сопереживании удачи и радости другого.

  2. Коммуникативные – потребность в общении, желание делиться мыслями и переживаниями.

  3. Глористические – потребность в самоуважении, славе. Проявляются в стремлении завоевать признание, почет.

  4. Праксические – деятельность, изменение её в процессе работы. Оценка её успешности. Трудности её осуществления. Желание добиться успеха в работе, в увлеченности, захваченности работой.

  5. Пугнические – потребность в преодолении опасности. Интерес к борьбе. Жажда острых ощущений, упоение опасностью, риском, в чувстве спортивного азарта.

  6. Романтические – волнующие чувства ожидания, веры. Стремление к необычному, неизведанному, в ожидании чего-то необыкновенного и очень хорошего.

  7. Гностические – стремление понять, проникнуть в сущность явления, стремление преодолеть противоречия в собственных рассуждениях.

  8. Эстетические – эмоциональное отношение человека к прекрасному и безобразному, трагическому и комическому, возвышенному и пошлому, изящному и грубому. Художественные вкусы, восприятие различных видов искусства.

  9. Гедонистические – телесный и душевный комфорт. Наслаждение приятными физическими ощущениями, от вкусной пищи, тепла, солнца. Чувство беззаботности и безмятежности.

  10. Акизитивные – интерес к накоплению, коллекционированию вещей. Чуство радости от увеличения накоплений.

Закономерности:

  1. Обобщенность – чувства, выработанные к одному объекту, переносятся, в определенной степени, на весь класс однородных объектов.

  2. Притупляемость – происходит под влиянием длительно действующих раздражителей.

  3. Контраст – переживание различных по направленности чувств или их сопоставление.

  4. Суммация – накапливающиеся чувства вызванные тем или иным объектом.

  5. Замещение – неудача в одной деятельности компенсируется успехом в другой.

Словарь терминов:

Эмо́ция (от лат. emoveo — потрясаю, волную) — эмоциональный процесс средней продолжительности, отражающий субъективное оценочное отношение к существующим или возможным ситуациям. Эмоции отличают от аффектов, чувств и настроений.

Аффе́кт (лат. Affectus — страсть, душевное волнение) — эмоциональный процесс, характеризующийся кратковременностью и высокой интенсивностью, сопровождающийся резко выраженными двигательными проявлениями и изменениями в работе внутренних органов.

Эмоциональные психические процессы – это специфические формы отношения (переживания), опосредованные ориентировочной деятельностью, в которых отношение личности к познаваемым и изменяемым им предметам и явлениям действительности соотносятся с ее потребностями.

Эмоциона́льный проце́ссЭмо́ция (от лат. emoveo — потрясаю, волную), сленг. Аффе́кт — психофизиологический процесс, мотивирующий и регулирующий деятельность(поведение, восприятие, мышление), отражающий субъективное значение объектов и ситуаций, и представленный в сознании в форме переживания. Среди эмоциональных процессов выделяют аффекты, эмоции, чувства и настроения.

Эмоциональный тон ощущений (от лат. emovere возбуждать, волновать) — переживания позитивного знака. Сопровождает жизненно важные ощущения, например, вкусовые, температурные, болевые. Представляет собой наиболее раннюю стадию развития эмоций в филогенезе. Синоним прельщение. 

Эмоциональный тон впечатлений – то же, что и эмоциональный тон ощущений, но: обусловлен социализацией, не требует непосредственного контакта с раздражителем

Чу́вство — эмоциональный процесс человека, выражающий субъективное оценочное отношение к материальным или абстрактным объектам.  

Амбивале́нтность (от лат. ambo — «оба» и лат. valentia — «сила») — двойственность отношения к чему-либо, в особенности двойственность переживания, выражающаяся в том, что один объект вызывает у человека одновременно два противоположных чувства.

Филогене́з (от греческого phylos — племя, раса и geneticos — имеющий отношение к рождению) — историческое развитиеорганизмов[1]

В биологии филогенез рассматривает развитие биологического вида во времени.

Память как психический процесс | Диплом по психологии

Введение

1. Понятие памяти в современной психологии

2. Виды памяти

3. Эффективность и тренировка памяти

Заключение

Список литературы

Введение

Психология – это наука о психике человека, изучающая закономерности психических явлений.

Все психические явления условно делятся на три группы: психические свойства, психические состояния и психические процессы [2; 3; 5]. Данные группы психических явлений отличаются друг от друга, в первую очередь, своей длительностью и устойчивостью в психической жизни человека. Психические процессы функционируют непосредственно в данный текущий момент времени, психические свойства являются наиболее устойчивыми психологическими характеристиками человека, а психические состояния кратковременны и занимают промежуточное положение между психическими процессами и психическими свойствами.

Все психические процессы, в свою очередь, могут быть разделены на познавательные, эмоциональные и волевые [2; 3]. К познавательным психическим процессам относятся психические процессы, связанные с восприятием и переработкой информации. В их число входят восприятие, память, мышление, внимание и др. Функционирование познавательных психических процессов позволяет человеку получать сведения об окружающем его мире и оперировать ими в своем сознании. Эмоциональные психические процессы связаны с потребностями человека: информация, поступающая от познавательных психических процессов, в зависимости от соответствия или несоответствия его потребностям и желаниям, становится значимой или не значимой для человека, вызывая такие психические процессы, как аффекты, чувства, эмоции и т. п. Они определяют отношение человека к отдельным явлениям окружающей действительности. В условиях необходимости принятия решений, преодоления трудностей выступают волевые психические процессы, связанные с сознательной регуляцией человеком своего поведения.

Данная контрольная работа посвящена изучению одного из познавательных психических процессов человека – изучению памяти.

1. Понятие памяти в современной психологии

Память – это познавательный психический процесс, благодаря которому сведения об окружающем мире и самом себе, полученные человеком в результате ощущений, восприятия, мышления и т.д., не исчезают из его сознания, а закрепляются, сохраняются и могут быть воспроизведены в дальнейшем. По определению А.В. Петровско­го и М.Г. Ярошевского (1998), «память – процессы орга­низации и сохранения прошлого опыта, делающие воз­можным его повторное использование в деятельности или возвращение в сферу сознания» [4, с.56].

Благодаря памяти осуществляется накопление индивидуального и общественного опыта, обеспечивается целостность человеческой личности. О значении памяти в жизни человека выдающийся деятель отечественной психологической науки С.Л.Рубинштейн писал: «Благодаря этому значительно расширяются возможности отражения действительности – с настоящего оно распространяется и на прошлое. Без памяти мы были бы существами мгновения. Наше прошлое было бы мертво для будущего. Настоящее, по мере его протекания, безвозвратно исчезало бы в прошлом. Не было бы ни основанных на про­шлом знаний, ни навыков. Не было бы психической жизни, смыкающейся в един­стве личного сознания, и невозможен был бы факт по существу непрерывного учения, проходящий через всю нашу жизнь и делающий нас тем, что мы есть» [6, с.258]. Таким образом, память связывает прошлое человека с его настоящим и лежит в ос­нове приобретения знаний, умений и навыков и, таким образом, в основе развития и обучения человека.

Память представляет собой сложный познавательный процесс, состоящий из не­скольких частных процессов, связанных друг с другом, – процессов памяти, или мнемических процессов. К мнемическим процессам относят запоминание, сохранение, воспроизведение и забывание [2; 4].

Запоминание (фиксация) – это мнемический процесс, осуществляющий запечатление, закрепление нового, как правило, путем ассоциирования нового с приобретенным ранее [1; 4; 7]. По степени активности человека в осуществлении этого процесса принято выделять два вида запоминания [3]:

  1. Непреднамеренное (непроизвольное) запоминание – это запоминание без заранее поставленной цели, без использования каких-либо приемов и проявления волевых усилий.
  2. Преднамеренное (произвольное) запоминание – напротив, целенаправленное, сознательное запоминание той или иной информации.

Основой запоминания являются психические ассоциации, отражающие связи между объектами и явлениями. «Существование ассоциаций связано с тем, что предметы и явления действи­тельно запечатлеваются и воспроизводятся не изолированно друг от друга, а в свя­зи друг с другом (по выражению Сеченова, «группами или рядами»). Воспроиз­ведение одних влечет за собой воспроизведение других, что обусловливается реальными объективными связями предметов и явлений. Под их воздействием возникают временные связи в коре мозга, служащие физиологической основой запоминания и воспроизведения» [3, с.249]. Таким образом, физи­ологической основой ассоциаций служит образование условнорефлекторных связей в центральной нервной системе человека.

Различают следующие виды ассоциаций, лежащих в основе запоминания, а также последующего воспроизведения [1; 3; 6]:

  1. Простые ассоциации:
    • Ассоциации по смежности, при которых образы восприятия или какие-либо представле­ния вызывают те образы и представления, которые в прошлом переживались одно­временно с ними или непосредственно вслед за ними;
    • Ассоциации по сходству, при которых образы восприятия или определенные представле­ния вызывают в сознании образы и представления, сходные с ними по каким-либо признакам;
    • Ассоциации по контрасту, при которых образы восприятия или определенные представ­ления вызывают в сознании образы и представления, в том или ином отношении противоположные им, контрастирующие с ними.
  2. Сложные ассоциации:
    • Структурные ассоциации – ассоциации, порождаемые объединением отдельных частей материала в структурное целое посредством его ритмизации (например, рифмы в стихотворениях), установления пространственных отношений (например, симметричного расположения, расположения в виде фигуры) и т.п.
    • Смысловые ассоциации – ассоциации по смыслу, отражающие внутреннюю логику причинно-следственных и других связей между предметами и явлениями.

Сложные ассоциации играют более важную роль в работе памяти (особенно высших ее форм), чем простые [6]. В процессе запоминания, как правило, воспринимаемая информация включается в широкий смысловой контекст, находит свое место в структуре представлений данного человека об окружающем мире и самом себе. Таким образом, память человека носит преимущественно осмысленный характер: работа памяти тесно связана с мышлением.

Сохранение (ретенция) – это мнемический процесс, заключающийся в удержании запечатленного материала на протяжении более или менее длительного времени в форме, доступной для воспроизведения [1; 7].

Несмотря на кажущуюся простоту сущности процесса сохранения, «это не пассивное хранение материала, не простое его консервирование. Сохранение – это динамический процесс, совершающийся на основе и в условиях определенным образом организованного усвоения, включающий какую-то более или менее выраженную переработку материала, предполагающую участие различных мыслительных операций (обобщения, си­стематизации и т.д.). Этот процесс имеет свою динамику, при разных условиях различную» [6, с.258]. Таким образом, сохранение предполагает не только удержание запоминаемой информации, но и ее мыслительную переработку.

Забывание – это мнемический процесс, противоположный процессу сохранения, – утрата, выпадение, невозможность восстановления в сознании материала, ранее запечатленного в памяти [3; 4; 7]. Забывание может быть полным или частичным.

Как правило, забывается не любая информация, а только та, которая не требуется человеку в процессе его жизнедеятельности: «забывание ока­зывается тем более глубоким, чем реже включается опре­деленный материал в деятельность личности, чем менее значимым становится он для достижения актуальных жизненных целей. Забывание имеет большую биологи­ческую ценность, так как освобождает место в централь­ной нервной системе для образования новых условно-рефлекторных связей» [4, с.56]. В этом проявляется одна из важнейших особенностей памяти – ее избирательный характер, функциональный принцип ее работы [6] – соответствие процессов памяти целям и задачам жизнедеятельности человека.

Воспроизведение – это мнемический процесс, заключающийся в актуализации закрепленного ра­нее материала путем извлечения его из дол­говременной памяти и перевода в оперативную [1; 4; 7]. Воспроизведение того или иного образа, как правило, сопровождается актуализацией эмоционального отношения человека к данному образу [6].

Выделяют следующие разновидности воспроизведения, которые различаются по степени сложности и могут быть рассмотрены как уровни воспроизведения [1; 3; 6]:

  1. Узнавание – опознание, воспроизведение какого-либо образа в условиях повторного восприятия объекта. Узнавание проявляется в осознании человеком того, что воспринимаемый в данный момент предмет или явление уже воспринимались в прошлом. Процессы узнавания различаются уровнем определенности.
  2. Собственно воспроизведение – воссоздание в сознании образов предметов или явлений (в том числе мыслей, переживаний, фантазий и т.д.), вос­принимаемых ранее, но не воспринимаемых в данный момент времени.
  3. Воспоминание – максимально полная реконструкция образов прошлого, локализованных во вре­мени, пространстве, в смысловой взаимосвязи. Способность к воспоминаниям является основой целостности человеческой личности [6].

Воспроизведение информации, так же, как и запоминание, может быть непроизвольным (нецеленаправленным) и произвольным (целенаправленным) [3]. В основе воспроизведения, как и в основе запоминания, как правило, лежат ассоциации. Воспроизведение нередко сопровождается трансформацией, преобразованием в сознании, переосмысливанием вспоминаемой человеком информации [6].

Таким образом, память – это сложный познавательный психический процесс, включающий в себя тесно связанные между собой процессы запоминания, сохранения, воспроизведения и забывания человеком информации и основанный на простых и сложных ассоциациях, отражающих взаимосвязи между отдельными частями этой информации. Память позволяет человеку использовать в настоящем и будущем информацию, полученную в прошлом, накапливать опыт и обучаться.

2. Виды памяти

В современной психологии существует несколько различных классификаций видов памяти, основанных на различных критериях. Рассмотрим подробно эти классификации.

По содержанию запоминаемой информации различают следующие виды памяти [3; 4; 7]:

  1. Образная (наглядно-образная) память – это запоминание, сохранение и воспроизведение информации, поступающей от органов чувств. Ее разновидностями являются зрительная, слуховая, обонятельная, осязательная и вкусовая память. Как правило, ведущую роль в процессе жизнедеятельности и профессиональной деятельности человека играют зрительная и слуховая память.
  2. Эмоциональная память – это память на пережитые чувства, на эмоции радости, грусти, гнева, страха и т.д. Эмоциональная память играет большую роль в саморегуляции поведения человека: «Пережитые и сохраненные в памяти чувства выступают как сигналы либо побуждающие к действию, либо удерживающие от действий, вызывавших в прошлом отрицательные переживания. Эмоциональная память отличает­ся значительной прочностью следов» [7, с.285]. Эмоциональная память так же лежит в основе способности человека сопереживать, сочувствовать другим людям.
  3. Двигательная память – это запоминание, сохранение и воспроизведение различных движений и их систем. Значение этого вида памяти состоит в том, что она служит основой для формирования практических и трудовых навыков, а также навыков ходьбы, письма и т.д.
  4. Вербальная (словесно-логическая) память – это память на мысли и их словесное выражение. Данный вид памяти у человека играет ведущую роль и занимает основное место среди других видов памяти.

Наивысшим уровнем развития образной памяти является так называемая эйдетическая память: «при развитой эйдетической памяти человек «видит» от­сутствующий предмет до мельчайших подробностей. Эйдетические образы … возникают при отсутствии предмета, но характеризуются детализированной наглядностью» [4, с.57].

По критерию длительности хранения информации в памяти различают следующие ее виды [1; 2; 3; 5; 7]:

  1. Кратковременная (первичная) память – отличается непродолжительностью сохранения и, как правило, функционирует в условиях одноразового и кратковременного восприятия информации.
  2. Долговременная (вторичная) память – характеризуется длительностью сохранения и, как правило, действует при многократном повторении информации. Время хранения информации в долговременной памяти теоретически не ограничено. Долговременная память «связана с осуществлением отбора, запечатления, сохранения и возможностью произвольного вос­произведения в будущем некоторой информации, поступа­ющей вначале в краткосрочную память, являющуюся как бы этапом формирования долговременной. Из кратковремен­ной памяти в долговременную переводится: информация, ко­торая осознается субъектом как важная и полезная для него; очень яркие впечатления; впечатления, на которых внимание субъекта фиксировано длительно и непрерывно; последова­тельно повторяющиеся события, явления, факты. Долговре­менная память отличается устойчивостью, инертностью и не всегда доступна сознанию» [1, с.71].
  3. Оперативная память – функционирует в текущий момент психической деятельности и занимает промежуточное положение между кратковременной и долговременной, т. к. содержит информацию, извлеченную как из долговременной, так и из кратковременной памяти. Оперативная память предназначена для сопровождения деятельности или другого вида активности, осуществляемой человеком.

В зависимости от наличия либо отсутствия цели запоминания информации различают произвольный и непроизвольный виды памяти. Если цель запомнить информацию присутствует, то такая память называется произвольной и предполагает применение волевых усилий для запоминания информации; если цель отсутствует и информация запоминается «сама собой», то память называется непроизвольной. Большая часть жизненного опыта человека формируется на основе непроизвольной памяти [2; 3; 7].

По способу запоминания информации  память разделяется на механическую и логическую [2; 3; 6]. Механическая память реализуется автоматически на основе ассоциаций по смежности и стереотипного повторения информации, ее характеристиками являются шаблонность и – в норме – точность в воспроизведении. Логическая память основана на предварительном осмыслении запоминаемого материала и является более эффективной, чем механическая.

Все перечисленные виды памяти функционируют в тесной взаимосвязи друг с другом.

Различные виды памяти у разных людей развиты неодинаково. «Есть люди, которые, напри­мер, с трудом запоминают, но зато неплохо воспроизводят и довольно долго хранят в памяти запомненный ими материал. Это индивиды с развитой долговременной памятью. Есть такие люди, которые, напротив, быстро запоминают, но зато и быст­ро забывают то, что когда-то запомнили. У них более сильны кратковременный и оперативный виды памяти [5, с.219]. Поэтому в каждом индивидуальном случае нельзя сказать, «хорошая» память у человека или «плохая»: один вид памяти у данного человека может быть развит в высокой степени, другой – в низкой степени и т.д.

В зависимости от того, какой из видов памяти у данного человека развит в наибольшей степени, определяют индивидуальный тип памяти человека, который может быть определен по четырем перечисленным критериям, соответствующим основаниям для классификации видов памяти. По критерию содержания запоминаемой информации наиболее часто встречаются смешанные типы памяти: зрительно-двигательный, двигательно-слуховой, зрительно-слуховой и т.п. У большинства людей господствующим является зрительный тип запоми­нания предметов и словесно-двигательный тип запоминания словесного ма­териала [6].

3. Эффективность и тренировка памяти

Одним из главных факторов, оказывающих влияние на эффективность функционирования памяти, являются ее индивидуальные особенности, характерные для данного человека. К индивидуальным характеристикам памяти, различающимся у разных людей, относится описанный в предыдущем параграфе тип памяти, а также следующие ее особенности [2; 6; 7]:

  1. Объем кратковременной памяти – число объектов, которые человек может запомнить после их восприятия. Если объем долговременной памяти не ограничен, то объем кратковременной памяти варьирует и в среднем у людей составляет 7±2 (от 5 до 9) объектов [3]. Объем кратковременной памяти характеризует природную память человека и сохраняется, как правило, в течение всей жизни.
  2. Скорость запоминания – измеряется количеством времени, необходимого данному индивиду для запоминания информации.
  3. Прочность (длительность) хранения информации – определяется как величина, обратно пропорциональная скорости забывания информации.
  4. Точность воспроизведения – степень совпадения результатов воспроизведения и объектов запоминания, другими словами, правильность и полнота воспроизведения информации.
  5. Готовность, или быстрота воспроизведения – умение человека своевременно вспомнить требуемое.

Перечисленные индивидуальные особенности памяти подвержены влиянию как биологических (по большей части врожденных, связанных с характеристиками нервной системы организма), так и социальных (приобретенных, связанных с особенностями воспитания, обучения человека и т.п.) факторов. Благодаря своей подверженности влиянию социальных факторов память относится к числу тренируемых свойств и у каждого человека может быть развита до определенных пределов.

Главное средство тренировки и улучшения памяти – «формирование специальных мнемических действий, в результате освоения ко­торых человек оказывается способным лучше запомнить предлагаемый ему материал за счет особой, сознательной организа­ции самого процесса его познания с целью запоминания» [5, с.254].

В процессе сознательной организации работы памяти необходимо учитывать не зависящие от индивидуальных особенностей условия эффективности работы памяти, которые можно разделить на условия эффективности запоминания, сохранения и воспроизведения информации.

К факторам, влияющим на эффективность запоминания информации, относятся:

  1. Отношение человека к воспринимаемой и подлежащей запоминанию информации: чем выше уровень интереса человека к воспринимаемому материалу, чем выше степень его эмоциональной значимости для человека, тем эффективнее запоминается данная информация [3; 5; 6]. Другими словами, чем в большей мере задействована эмоциональная память, тем эффективнее процесс запоминания.
  2. Наличие установки на длительное запоминание информации, т.е. наличие поставленной человеком перед собой задачи сохранить в памяти воспринимаемый материал [2; 3; 6; 7].
  3. Степень сосредоточения внимания человека на воспринимаемой информации и отдельных ее частях: чем более длительным и устойчивым является сосредоточение внимания человека на воспринимаемом материале, тем лучше запоминается этот материал [5].
  4. Степень осмысления запоминаемой информации: чем выше уровень понимания человеком воспринимаемого материала, а также структурирования данного материала, осознания взаимосвязей между его частями (а также взаимосвязи между новой запоминаемой информацией и информацией, уже известной человеку), тем выше степень эффективности запоминания [2; 5; 6]. Другими словами, чем в большей мере задействована логическая память, тем эффективнее процесс запоминания. На существовании данной закономерности основаны специальные приемы запоминания информации: например, в процессе запоминания текста рекомендуется выделить в нем главные мысли и сгруппировать их в виде плана [2; 3].
  5. Степень задействования речи в процессе запоминания: то, что при восприятии было названо, описано словом, запоминается более эффективно [3; 5].
  6. Включение запоминаемого в процесс деятельности человека: «действия запоминаются лучше, чем мысли, а среди действий, в свою очередь, прочнее запо­минаются те, которые связаны с преодолением препятствий» [3, с.253]. Кроме того, лучше запоминаются незавершенные действия [2; 3].
  7. Число видов памяти, участвующих в процессе запоминания: запоминание тем эффективнее и полнее, чем больше видов памяти активизировано в этом процессе [2]. Так, например, в процессе запоминания текста рекомендуется не только прочитать его, но и записать, проговорить вслух, представить в своем воображении зрительные образы, соответствующие смыслу текста, совершить какие-либо действия, связанные с запоминаемой информацией, и т.п. [2; 3; 5].
  8. Число «лишних» ассоциаций, препятствующих процессу запоминания, таких как ассоциации по смежности и сходству, не связанные с сущностью запоминаемого материала (смешение запоминаемой информации с уже имеющейся и т. п.) [5]. С этим связано явление ретроактивного торможения – отрицательного влияния деятельности, хронологически следующей за запоминанием. Ретроактивное торможение выражено заметнее, если запоминание в процессе деятельности следует без перерыва или последующая деятельность сходна с предыдущей, а также если последующая деятельность труднее предшествующей деятельности [3]. С ретроактивным торможением, в свою очередь, связан так называемый эффект края [2], заключающийся в том, что лучше запоминаются начальные и конечные части информации, а «середина» запоминается хуже.

Основными условиями эффективности сохранения информации в памяти человека являются:

  1. Степень эффективности предшествующего процесса запоминания информации [3]: чем выше эффективность запоминания, тем выше эффективность сохранения информации в памяти.
  2. Повторение запомненного материала [3; 5; 6]: чем более многократным является повторение, тем выше эффективность сохранения информации. При этом наибольшую эффективность дает активное повторение материала, когда, например, «пе­ред заучивающим ставят разные задачи: придумать примеры, ответить на вопро­сы, начертить схему, составить таблицу, изготовить наглядное пособие и т.д.» [3, с.268].
  3. Применение запомненного на практике, включение содержания памяти в процесс деятельности человека [6; 7].

К факторам, определяющим эффективность воспроизведения информации, извлечения того или иного материала из памяти человека, относятся:

  1. Степень эффективности предшествующих процессов запоминания и сохранения информации [3]: чем выше эффективность запоминания и сохранения, тем выше эффективность воспроизведения информации.
  2. Сходство внешних и внутренних условий, в которых осуществлялось запоминание данного материала, с условиями воспроизведения [5].

Кроме того, существуют общие условия эффективности работы памяти, такие как функциональное состояние организма и психическое состояние человека. В состоянии утомления работа памяти ухудшается, причем затрудняются и процесс запоминания, и процесс воспроизведения информации. Память снижается также при различных соматических заболеваниях, оказывающих неблагоприятное воздействие на работу нервной системы, являющейся основой работы памяти [3].

Таким образом, память человека тесно связана с другими его психическими процессами, все психические процессы действуют совместно и оказывают большое влияние друг на друга. Память поддается тренировке и может быть развита у каждого человека путем сознательной организации ее функционирования в связи с другими психическими процессами – вниманием, мышлением и т.д. 

Заключение

Несмотря на многочисленные эксперименты по изучению памяти, проведенные за время существования психологии как науки, и на то, что на современном этапе в психологии уже накоплен обширный материал, проливающий свет на проблему памяти человека, в настоящее время данная проблема изучена не в полной мере.

Память имеет глубокие филогенетические (эволюционные) корни, и в различных формах и уровнях развития присуща всем живым организмам [6] как инструмент приспособления к окружающей среде. Следовательно, как и все особенности живых организмов, память имеет свои физиологические основы, однако и они к настоящему времени изучены недостаточно.

Некоторые исследования памяти, проведенные в последние десятилетия, дают в высшей степени перспективные и поразительные результаты. Так, например, по итогам одного из таких исследований обнаружилось, что «запечатление, сохранение и воспроизведение следов связаны с глубокими биохими­ческими процессами, в частности с модификацией РНК, и что следы памяти мож­но переносить гуморальным, биохимическим путем» [3, с.253]. Это говорит о том, что теоретически существует возможность физиологической передачи информации, воспринятой и сохраненной в памяти одного человека, другому человеку или нескольким людям. Кроме того, одной из неразгаданных тайн является подтвержденное результатами научных исследований наличие памяти (или ее аналога) не только у человека и животных, но и у растений [5]. Не до конца изучены и особенности людей, обладающих феноменальной или эйдетической памятью [4].

Таким образом, многие вопросы в исследовании памяти еще остаются открытыми, и продолжение изучения памяти – предмет дальнейших научных исследований. 

Список литературы

  1. Бухановский А.О., Кутявин Ю.А., Литвак М.Е. Общая психопатология: Пособие для врачей. – 2-е изд., перераб. и доп. – Ростов н/Д.: Изд-во ЛРНЦ «Феникс», 2000. – 416 с.
  2. Клиническая психология: Учебник. 3-е изд. / Под ред. Б.Д. Карвасарского. – СПб: Питер, 2007. – 960 с. (Серия «Национальная медицинская библиотека»).
  3. Маклаков А.Г. Общая психология. – СПб.: Питер, 2002. – 592 с. – (Серия «Учебник нового века»).
  4. Медицинская психология: новейший справочник практического психолога / сост. С.Л.Соловьева. – М.: АСТ; СПб.: Сова, 2006. – 575 с.
  5. Немов Р.С. Психология: Учеб. для студентов высш. пед. учеб. заведений: В 3 кн. Кн. 1. Общие основы психологии. – 3-е изд. – М. : Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1997. – 688 с.
  6. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. – СПб.: Питер Ком, 1999. – 720 с. – (Серия «Мастера психологии»).
  7. Шапарь В.Б., Тимченко А.В., Швыдченко В.Н. Практическая психология. Инструментарий. – Ростов н/Д: издательство «Феникс», 2002. – 688 с.

бессознательных мыслительных процессов | в Главе 03: Состояния Сознания

Бессознательные мыслительные процессы

Бессознательные мыслительные процессы обсуждаются со времен Аристотеля. Тема периодически становится популярной среди ученых и широкой публики.

В книге под названием Бессознательное до Фрейда (1966) Л. Л. Уайт отметил, что спекуляции о бессознательном были очень модными в Европе в 1830-е годы, а в 1840 году вышел бестселлер под названием 9.0009 Психология бессознательного .

Еще один всплеск спекуляций о природе и функциях бессознательных процессов произошел примерно в 1900-1920 годах, в основном за пределами академической психологии, и стимулировался такими психиатрами, как Зигмунд Фрейд и Карл Юнг.

Еще один всплеск интереса произошел с 1980-х по настоящее время. На этот раз у психологов были лучшие инструменты, чем раньше. Они могли видеть скрытую активность при сканировании мозга и делать выводы об обработке информации, которая происходила вне фокуса внимания.

Одно заметное изменение заключается в том, что современные ученые редко говорят о бессознательном. Большинство ученых считают, что существует многих бессознательных процессов. Более точно использовать форму множественного числа бессознательных процессов , а не бессознательного .

На что указал Уайт в своей книге? Что изменилось в том, как современные ученые говорят о «бессознательном»?

Улеман и Барг (1989) обнаружили, что исследователи использовали как минимум пять различных определений бессознательных психических процессов:

1. Психическая деятельность бессознательна, если люди не осознают ее. Например, вы можете постукивать пальцем ноги в такт музыке, не осознавая этого.

2. Что-то неосознанное, если это происходит без усилий . Например, во время разговора вы быстро и плавно извлекаете слова из своего повседневного словарного запаса, не прилагая сознательных усилий.

3. Бессознательное действие является непреднамеренным . Например, вы можете случайно назвать одного человека по имени другого человека.

4. Бессознательный психический процесс автономен (протекает сам по себе, без сознательного внимания). Например, вы ставите будильник на 7 утра и обнаруживаете, что просыпаетесь в 6:59 утра

5. Поведение является бессознательным, если оно сопротивляется сознательному контролю , например, человек может не перестать говорить «гм». » или «вы знаете», несмотря на попытки.

Это пересекающиеся категории. Из пяти категорий четвертая (автономная) кажется самой широкой. автономный процесс — это автоматический или самодействующий процесс. Все пять определений включают автономные процессы.

Какое из пяти определений является наиболее общим?

Под влиянием наследия бихевиоризма многие когнитивные психологи середины 20-го века по-прежнему неохотно использовали слова сознательное или бессознательное . Слово «автоматический » (противоположное слову «сознательный»), похоже, не несет того же клейма.

Экспериментаторы обычно использовали термин автоматический вместо бессознательный . В этих публикациях неавтоматический служит заменой сознательного .

Точно так же термин внимание стал заменой сознания в журналах по психологии. Слово намерение , относящееся к сознательным усилиям изменить ментальные события, также прокралось обратно в научный дискурс.

См., например, исследование Судзуки и Петерсона (2000), представленное в главе 7. Они изучали способность людей намеренно предотвращать изменение перспективы в известной иллюзии — кубе Неккера. В этом случае намерение кажется эквивалентным сознательному применению исполнительного контроля, который некоторые люди называют силой воли.

Бессознательное обучение

У психологов есть доказательства того, что обучение начинается с бессознательной деятельности. Это звучит как противоречие идее Мандлера о том, что сознательный контроль используется при изучении чего-то нового, но не в том случае, если бессознательная фаза обучения происходит за 90 009 до 90 010 фазы, описанной Мандлером.

Мандлер впервые увидел роль сознательного внимания в усвоении материала для изучения. Предсознательная фаза может произойти до того, как человек сможет сознательно уловить какой-либо паттерн. это называется неявное обучение (независимо от того, следует ли за ним сознательное осознание).

Добавьте имплицитный , противоположный явный , в список современных эвфемизмов для бессознательного , наряду с автоматическим и невнимательным . Неявное обучение обычно описывается как неявное (непроизносимое), так что это дает нам четвертый синоним в списке.

Это может показаться забавным: так много способов сказать «бессознательное», не говоря об этом. В течение многих лет общественность ассоциировала «бессознательное» с Фрейдом. Психологи-экспериментаторы хотят избежать ассоциации с этим, но они признают важную роль бессознательных процессов в познании.

Примером бессознательного обучения является работа Артура Ребера, много лет изучавшего имплицитное обучение. В эксперименте 1967 года Ребер показал испытуемым набор строк букв (таких как TSXS, TSSXXVPS и PVV), сгенерированных с использованием скрытого правила.

Вскоре испытуемые смогли оценить, соответствуют ли новые цепочки букв правилу. Они могли сделать это , несмотря на то, что не могли указать правило .

Это то, что люди обычно называют интуицией : знание из неизвестного источника. Испытуемые знали, соответствует ли новая последовательность букв правилу, но они не знали, как они это узнали.

Что такое неявное обучение? В чем заключался классический эксперимент Ребера по имплицитному обучению?

Ребер провел много таких демонстраций. Он использовал различные процедуры, чтобы исключить альтернативные объяснения. В конце концов он пришел к выводу, что обучение типично начинается с бессознательных процессов.

Исследования по сканированию мозга подтверждают это. Например, передняя поясная извилина, область, имеющая решающее значение для исполнительного контроля («силы воли») и запланированной деятельности, по-разному реагирует на выигрыши и проигрыши в азартных играх до того, как человек осознает их (Gehring & Wiloughby, 2002).

В каком смысле бессознательное обучение имитирует историю нашего вида, по мнению Ребера?

Ребер (1993) утверждал, что каждый отдельный акт обучения имитирует историю нашего вида. «Сознание поздно появляется на эволюционной арене», — указал он.

«Сложные бессознательные перцептивные и когнитивные функции значительно предшествовали его появлению». Точно так же и в индивидуальном акте обучения сознание приходит поздно, следуя за бессознательными перцептивными и когнитивными функциями, которые первыми обнаруживают паттерн.

Вот типичный эксперимент, подтверждающий теорию имплицитного обучения Ребера. Это исходит от доктора Павла Левицки. Он попросил добровольцев попытаться предсказать, где на экране компьютера появится X, выбрав один из четырех квадрантов.

Испытуемые нажали кнопку, соответствующую четверти экрана, где, по их прогнозам, должен появиться X. X следовал шаблону, определяемому 10 одновременными правилами.

Левицки предложил 100 долларов любому, кто сообщит о правилах (после завершения эксперимента), но никто не мог их уточнить. Однако добровольцы становились все более и более успешными в своих прогнозах по мере продолжения эксперимента.

Они почувствовали закономерность, чем бы она ни была. Их предсказания становились более точными, пока Левицки не приостановил действие правил и не передвинул X случайным образом, после чего их результаты снова упали до уровня, предшествующего обучению (Goleman, 1992).

Как исследователю удалось изучить имплицитное обучение с помощью X, появляющегося в различных частях экрана компьютера?

В какой-то момент человек может понять шаблон, сделав его сознательным. Этот процесс можно проследить при сканировании мозга.

Паскуаль-Леоне, Графман и Халлетт (1994) использовали технику транскраниальной магнитной стимуляции (ТМС) для изучения этого явления. Они использовали задание мотор (движение) и искали изменения в моторной коре во время практики испытуемых.

Переход от бессознательного знания к сознательному знанию и, наконец, автоматизму проявился в виде изменений при сканировании мозга. Первоначально, когда испытуемые пытались решить задачу, области коры, показывающие активацию, увеличивались.

Расширение этих «выходных карт» увеличивалось до тех пор, пока испытуемые не достигали явного знания задачи, осознавая паттерн. После этого их реакции постепенно становились более автоматическими по мере практики. Области активности мозга сократились настолько, что, когда задача была полностью усвоена и автоматизирована, активна была только небольшая область коры.

Как менялось сканирование мозга, когда люди практиковали простой двигательный навык? Какая аналогичная картина наблюдалась, когда испытуемых просили реагировать на существительные с ассоциированными глаголами?

Raichle (1994) сообщил об очень похожей находке. Испытуемые, которым предъявлялись существительные, должны были как можно быстрее ответить соответствующим глаголом. Например, на бейсбольный мяч субъект может ответить ударил . Учитывая существительное деньги субъект может ответить купить .

Существительные предъявлялись каждые полторы секунды. Сначала испытуемые колебались, придумывая подходящий глагол. Менее чем через 15 минут практики задача стала проще (они прижились).

После этого зоны активности в мозгу уменьшились. Наконец, ответы мозга напоминали паттерны, возникающие при чтении отдельных слов — автоматическом процессе для беглого чтения. В нем участвовал лишь небольшой участок мозговой ткани.

Схема, выявленная этим исследованием, кажется разумной. Вначале, когда мозг борется с новой проблемой, вовлекаются в процесс большие области. У многих нейронов есть шанс добровольно включиться в деятельность по решению проблем.

Часть нейронов оказывается необходимой для решения задачи, часть нет. Как только проблема решена или задача становится знакомой, меньшая группа нейронов — наиболее важных для деятельности — берет на себя ответственность.

После этого возможен автоматизм. Остальная часть разума может отвлекаться на что-то другое, в то время как квалифицированное исполнение продолжается.

———————
Ссылки:

Геринг, В. Дж. и Уиллоуби, А. Р. (2002) Медиальная лобная кора и быстрая обработка денежных доходов и потери. Наука, 22, 2279-82.

Гоулман, Д. (1992, 23 июня). Ваше бессознательное может быть умнее вас. The New York Times , стр. 5, 11.

Паскуаль-Леоне, А., Графман, Дж., и Халлетт, М. (1994). Модуляция корковых моторных карт при развитии имплицитных и явных знаний. Наука, 263 , 1287-1289.

Raichle, ME (1994). Образы разума: исследования с использованием современных методов визуализации. Ежегодный обзор психологии, 45, 333-356.

Ребер, А.С. (1967) Неявное изучение искусственных грамматик. Journal of Verbal Learning and Verbal Behavior, 6 , 855.

Судзуки, С. и Петерсон, Массачусетс (2000). Мультипликативные эффекты намерения на восприятие бистабильного кажущегося движения. Психологические науки, 11, 202-209.

Улеман, Дж. С. и Барг, Дж. А. (ред.). (1989). Непреднамеренная мысль. Нью-Йорк: Гилфорд Пресс.

Уайт, Л.Л. (1960). Бессознательное до Фрейда . Нью-Йорк: Основные книги.

Предыдущая страница   | Верх страницы   | Содержание главы   | Следующая страница


Напишите доктору Дьюи по адресу psywww@gmail. com.


Не видите, что вам нужно? Psych Web имеет более 1000 страниц, поэтому он может быть где-то еще на сайте. Выполните поиск Google по конкретному сайту, используя поле ниже.

Copyright © 2007-2018 Russ Dewey

Когнитивный подход (психология): определение и примеры

Как вы думаете, что бы вы увидели, если бы могли воспроизводить свои мысли на экране? Это было бы мечтой для когнитивных психологов! Представьте, если бы психические процессы было так же легко наблюдать, как и поведение.

  • Сначала мы дадим определение когнитивному подходу.
  • Далее мы рассмотрим различные предположения когнитивного подхода.
  • Затем углубитесь в сильные и слабые стороны когнитивного подхода.
  • Рассмотрим несколько примеров когнитивного подхода из реальной жизни.
  • Наконец, мы также рассмотрим важность когнитивно-поведенческого подхода.

Когнитивный подход Психология

Рассматривая, например, психологию агрессивного поведения, психологи рассматривают только поведение в ответ на событие? А как же мысли, сопровождавшие агрессию? Одним из психологических подходов, делающих упор на внутренние психические процессы, является когнитивный подход.

Рис. 1 Когнитивный подход показывает, как внутренние процессы влияют на поведение.

Когнитивный подход в психологии фокусируется на том, как люди понимают, воспринимают, организуют и используют информацию.

Когда в начале двадцатого века в психологии доминировал бихевиоризм, акцент на наблюдаемом поведении затруднял исследование познания, что приводило к неудовлетворенности этим подходом. Это недовольство в сочетании с развитием компьютеров в 1960-х годах привело к появлению когнитивного подхода в психологии.

Изучение внутренних психических процессов

Когнитивные психологи считают, что внутренние психические процессы лежат в основе поведения, и подчеркивают ценность проведения эмпирических исследований этих трудно наблюдаемых процессов.

Внутренние психические процессы , такие как память, восприятие, рассуждение и язык, представляют собой умственную деятельность по обработке информации, влияющей на поведение.

Когнитивный подход объясняет поведение человека как подверженное в основном внутренним психическим процессам. Используя когнитивный подход, психологи изучают эти психические процессы, чтобы лучше понять, как мы принимаем решения, решаем проблемы, создаем идеи, запоминаем информацию и используем язык, которые связаны с нашим поведением.

Чтобы проиллюстрировать изучение внутренних психических процессов в когнитивной психологии, вот пример известного исследования восприятия Simons и Chabris (1999).

Целью эксперимента было проверить различия в восприятии и внимании. Исследователи попросили двести двадцать восемь участников посмотреть четыре видеоролика, в которых две команды баскетболистов передают друг другу оранжевый баскетбольный мяч.

Одна группа была в белых футболках, а другая в черных.

Участникам было предложено подсчитать количество передач в двух условиях:

  1. Подсчитать только количество бросков.
  2. Подсчитайте броски и отскоки между каждым игроком.

Исследователи представили участникам либо прозрачное, либо непрозрачное видео. На видео также были показаны женщина с зонтиком или мужчина в костюме гориллы.

В прозрачном видео игроки казались прозрачными. Исследователи разделили испытуемых на две группы: первая группа смотрела прозрачное видео, а другая — непрозрачное.

После презентации участники записали свой подсчет и отметили, заметили ли они что-нибудь необычное.

Результаты показали, что только 54% ​​заметили неожиданное событие. Неожиданное событие было более заметно на непрозрачных видео, а более сложная задача мешала участникам поймать неожиданное событие.

Исследователи пришли к выводу, что невнимательность заставляет нас не осознавать определенные визуальные стимулы.

Возникновение когнитивной нейронауки

Мы видели пример того, как когнитивная психология использует поведенческие данные (например, результаты выполнения умственных задач) для изучения когнитивных процессов, таких как восприятие. Однако эти подходы довольно косвенны.

За последние годы произошли значительные изменения в сборе прямых данных о внутренних психических процессах. С развитием машин для сканирования мозга расширились и возможности поиска биологической основы внутренних психических процессов.

Это способствовало формированию когнитивной науки в 1956 году, за которым последовало признание неврологии в качестве дисциплины в 1971 году. Попытки сократить разрыв между когнитивной наукой и нейронаукой привели к появлению когнитивной нейробиологии.

Когнитивная неврология сочетает в себе анализ активности мозга и анализ поведения для понимания когнитивных функций человека с использованием методов визуализации мозга, таких как функциональная магнитно-резонансная томография (фМРТ).

Функциональная магнитно-резонансная томография (фМРТ) — это метод, позволяющий получить представление об активности активированных областей мозга во время умственной задачи.

Несмотря на невероятное развитие методов визуализации мозга, оно не лишено ограничений. Одним из ограничений методов визуализации мозга является то, что они не показывают, помогают ли определенные области мозга выполнять задачу.

Активация некоторых областей мозга может быть вызвана стимуляцией, не относящейся к деятельности. Он может только указывать на связь между поведением и активностью мозга.

Память и роль схемы

Память — одна из основных областей когнитивной психологии. Исследования с помощью когнитивного подхода привели к существенным открытиям в области памяти и роли схемы.

Есть несколько способов, которыми когнитивный подход объясняет память:

  1. Наша память состоит из различных хранилищ, кратковременной и долговременной памяти, как это предложено в модели с несколькими хранилищами памяти по Аткинсону и Шиффрин (1968).
  2. В подходе уровней обработки (LOP) Крейка и Локхарта (1972) память является продуктом обработки информации, для которой существует три уровня: структурная обработка (например, расположение слов), фонетическая обработка (например, звучание слов) и семантическая обработка (например, значение слов). Этот подход фокусируется на том, насколько хорошо мы запоминаем информацию в зависимости от уровня обработки.
  3. Когнитивный подход также объясняет память, рассматривая ее реконструктивный аспект. Объяснение реконструктивной природы памяти делает акцент на том, что происходит во время хранения и извлечения памяти. Bartlett (1932) предположил, что память подвергается реконструкции под влиянием нашей схемы.

Схемы — это наша внутренняя система знаний о мире, которая указывает нам, чего ожидать и на что реагировать в окружающей среде.

Роль схем:

  • Чтобы помочь нам предсказать события в повседневных ситуациях (например, что происходит в школе).
  • Для создания смысла, когда мы что-то читаем или слушаем.
  • Для помощи в процессе зрительного восприятия.

Например, вы не уверены, изображено ли на фотографии облако или перо, но когда вы видите его на фоне неба, вы понимаете, что это облако, похожее на перышко. Активация схемы (неба) позволяла вам воспринимать ее как облако.

Предположения когнитивного подхода

Мы видели, как когнитивный подход в психологии выдвинул на первый план научные исследования внутренних психических процессов. В этом разделе мы рассмотрим основные предположения когнитивного подхода.

  • В когнитивной психологии подход предполагает, что возможны эмпирические исследования внутренних психических процессов.
  • В когнитивной психологии этот подход также предполагает, что разум работает подобно компьютеру.
  • Когнитивный подход в психологии предполагает, что люди являются обработчиками информации, где происходит ввод, хранение и поиск данных.
  • Когнитивный подход в психологии также считает, что внутренние психические процессы приводят к поведению.
  • Когнитивный психолог считает, что наши схемы влияют на наши внутренние психические процессы.

Мы видели, как когнитивные психологи измеряют точность и эффективность, чтобы делать выводы о внутренних психических процессах. Кроме того, когнитивный подход в психологии также использует теоретические и компьютерные модели для объяснения внутренних психических процессов.

Вывод состоит в том, чтобы сделать логический вывод из различных источников (например, теоретических моделей) и фактов (например, результатов исследования).

Использование теоретических и компьютерных моделей

Когнитивная психология использует модели, чтобы делать предположения о том, как работает разум, а затем, в свою очередь, проводит эксперименты для проверки этих предположений. Когнитивные психологи используют модели для объяснения своих выводов, если результаты подтверждают предсказания модели.

Существует два вида моделей теоретические и компьютерные модели.

Теоретические модели — это вербальные теории, пытающиеся объяснить психические процессы, которые могут быть расплывчатыми. И компьютерные модели представляют собой запрограммированные теории (с помощью компьютерных программ) психических процессов, которые могут быть более точными, чем теоретические модели.

Каким образом когнитивный подход делает выводы о человеческом познании, используя теоретические модели? Вот пример использования модели рабочей памяти.

Согласно Baddeley и Hitch (1974), центральный исполнительный компонент управляет вниманием, но точная природа этого компонента остается неясной. Чтобы лучше понять возможности центрального исполнительного органа, мы можем сделать прогнозы, используя предположения модели. Одно из предположений состоит в том, что у центрального исполнителя есть небольшое хранилище.

Hitch и Baddeley (1976) предсказали, что одновременное выполнение теста на вербальное мышление и запоминание шести случайных цифр будет включать центральный исполнительный орган, что может повлиять на выполнение теста на вербальное мышление. Результаты соответствовали модели.

Как видите, они не наблюдали непосредственно за центральным исполнителем, а только делали выводы на основе теоретической модели. Модель рабочей памяти смогла объяснить их выводы.

Как компьютерные модели делают выводы о психических процессах? Давайте посмотрим на Newell’s and Simon’s (1972) General Problem Solver , одну из первых компьютерных моделей в когнитивной психологии. Они разработали программу, собрав устные отчеты и закодировав в программе определенный подход к решению проблем. Тестирование программы показало, что общий решатель проблем и люди работают одинаково при решении проблем.

Результаты также показали, что люди используют простые стратегии для решения проблем, что было одним из предположений компьютерной программы. Еще один интересный результат заключается в том, что модель лучше запоминает предыдущие результаты решения проблемы, но плохо справляется с планированием будущих действий.

Когнитивный подход: сильные и слабые стороны

В этом разделе обсуждаются сильные и слабые стороны когнитивного подхода.

Ниже приведены сильные стороны когнитивного подхода:

  • Когнитивный подход использует научные и контролируемые эксперименты, которые дают надежные результаты и могут быть воспроизведены, например, результаты МРТ.
  • Когнитивный подход обеспечивает практическое применение для понимания внутренних психических процессов, таких как схемы.

Схемы могут помочь нам понять, например, как воспоминания очевидцев могут быть искажены и стать недействительными.

  • Изучение когнитивных процессов помогает нам понять некоторые психологические состояния, такие как депрессия. Бек (1967) предположил, что негативные схемы (концепция когнитивного подхода) о себе, мире и будущем вызывают депрессию.
  • Этот подход поддерживает применение когнитивно-поведенческой терапии для эффективного лечения таких состояний, как депрессия.

Ниже перечислены недостатки когнитивного подхода:

  • Когнитивный подход критикуют за то, что он сводит человеческую активность к компьютерному уровню и игнорирует роль эмоций или чувств, которые могут влиять на результаты поведения. Например, согласно Yerkes & Dodson (1908), тревога может влиять на наше понимание событий и память.
  • Он игнорирует генетические факторы, вызывающие определенные психические расстройства, такие как шизофрения. Таким образом, он считается редукционистским, поскольку чрезмерно упрощает объяснение поведения и сводит его к одному компоненту.
  • Использование лабораторных экспериментов снижает экологическую обоснованность подхода, поскольку участники проходят сложные испытания в искусственной среде.

Примеры когнитивного подхода

Благодаря более глубокому пониманию и пониманию внутренних психических процессов когнитивный подход обеспечивает практическое применение:

Рис. 2 Когнитивный подход применяется в образовательных учреждениях.

Концепции модели и схемы обработки информации помогли улучшить стратегии обучения и преподавания в образовательных учреждениях. Учителя могут использовать когнитивный подход, чтобы улучшить понимание и запоминание информации, а также сделать обучение более значимым, связывая новую информацию с ранее изученным материалом.

Когнитивный подход может также дать представление о надежности свидетельских показаний, помогающих в работе полиции, таких как когнитивные допросы.

Когнитивное интервью — это метод интервью, который помогает восстановить воспоминания очевидцев, чтобы уменьшить влияние интервьюера.

Это включает в себя мысленное воссоздание обстановки, в которой произошло преступление, или возвращение в исходное место для улучшения извлечения воспоминаний.

Когнитивно-поведенческий подход

Другим значительным развитием когнитивного наблюдения является когнитивно-поведенческий подход или когнитивно-поведенческая терапия. Аарон Бек разработал этот тип подхода в 19 веке.60-е годы. Когнитивная поведенческая терапия помогает людям изменить свое поведение, исследуя свои мысли и чувства, а затем проверяя эти мысли и чувства.

Когнитивно-поведенческий подход признает три элемента познания, которые играют роль в психологических расстройствах:

  • Автоматические мысли относятся к немедленным мыслям или восприятию события, которое влияет на эмоции и поведение.
  • Когнитивные искажения — это способы мышления, которые обычно приводят к неправильным выводам, таким как эмоциональные рассуждения, чрезмерное обобщение или катастрофизация.
  • Основные убеждения — это наши схемы, которые влияют на то, что мы думаем о событии.

Катастрофизация — это когда вы думаете о худшем, что может произойти, каким бы маловероятным оно ни было, или когда вы видите ситуацию хуже, чем она есть на самом деле.

Когнитивный подход – основные выводы

  • Когнитивный подход поддерживает научное изучение внутренних психических процессов.
  • Когнитивный подход предполагает, что наш мозг обрабатывает информацию подобно компьютерной системе: ввод-хранение-обработка-вывод.
  • Схемы — это наша внутренняя система знаний о мире, которая указывает нам, чего ожидать и на что реагировать в окружающей среде.
  • Когнитивная неврология объединяет активность мозга и анализ поведения для понимания человеческого познания.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *