Негосударственное общеобразовательное учреждение Средняя общеобразовательная школа

Психологические барьеры коммуникации: Барьеры коммуникации

Психологический барьер в общении и его виды: коммуникативный и физиологические

Содержание

  • В чем особенность коммуникационных барьеров?
  • Психологические причины барьеров общения
  • Коммуникационные причины барьеров
  • Способы преодоления барьеров

Одной из ключевых задач психологии является преодоление барьеров — внутренних зажимов, мешающих нормальному развитию человека и его взаимодействию с другими людьми. Психологический барьер — результат травмирующего события, которое чаще всего происходит в детском возрасте. Взрослея человек не осознает влияния травмы, но испытывает проблемы в общении. К счастью, психика достаточно пластична, чтобы компенсировать последствия травмы.

В чем особенность коммуникационных барьеров?

Особое состояние психики, которое мешает человеку выполнить определенное действие, называется психологическим барьером. Попадая в ситуацию барьера, люди испытывают резко негативные эмоции. Барьер проживается человеком, как непреодолимое препятствие. В результате он не способен создавать и поддерживать коммуникативные связи, во время попыток испытывает сильные отрицательные переживания. Это приводит к заниженной самооценке, отсутствию амбиций, неудовлетворенностью собой и своей жизнью, тревожности, чувству вины и возникновению комплекса неполноценности.

Индивидуальные барьеры личности появляются в раннем детстве или в результате проживания им стрессовой ситуации. Они отражаются на развитии личности, проявляясь застенчивостью, неуверенностью в себе, сомнениях и зажатости. Человек может преодолеть психологический барьер самостоятельно, но для этого потребуется серьезная работа над собой. Большинству людей необходима помощь психотерапевта и прохождение тренингов личностного роста.

Социальный психологический барьер не зависит от внутреннего состояния человека или его психологических особенностей. Состояние барьера вызывает внешняя ситуация. Она виляет на его эмоциональное состояние, рассеивает внимание и искажает восприятие действительности. Человек теряет способность адекватно оценивать поступки других людей. Часто результатом социального барьера становится неспособность достичь взаимопонимания и невозможность совместной работы.

Барьеры общения бывают психологическими и смысловыми. Психологический возникает в момент коммуникации, когда человек испытывает затруднение с налаживанием коммуникативной связи. Для него сложно вступить в контакт и поддержать установку контакта по инициативе собеседника. Смысловой возникает в процессе общения. Поскольку у каждого человека видение конкретной ситуации индивидуальное, его субъективное мнение может не совпадать с мнением других людей. Разница в восприятии приводит к развитию конфликтов. В некоторых случаях конфликты полезны: они стимулируют поиск оптимального решения. Но часто результатом конфликта становится нарушение коммуникации. Оно может возникнуть в любой социальной ситуации. Чаще всего, это возникает при взаимодействии членов семьи или коллег.

Психологические причины барьеров общения

В психологии проблеме коммуникационных барьеров уделяется достаточно внимания. Специалисты полагают, что возникновению сложностей в общении способствует индивидуальный опыт. Он влияет на восприятие информации, поступающей от собеседника, и не позволяет взглянуть на ситуацию объективно. Для большинства людей этот процесс происходит бессознательно, поэтому коммуникация часто становится непродуктивной. Психологические причины — результат личностных аспектов. К ним относятся различия в видах темперамента, антипатия, скрытность, зажатость, недоверие.

Среди барьеров общения в психологии выделяют:

  1. Интеллектуальные. Они зависят от разницы типов мышления. У одних людей скорость выполнения мыслительных операций выше, у других — значительно ниже. Разница в уровне интеллектуального развития делает общение сложным для человека с низким интеллектом и скучным для человека с высоким. Препятствием для создания нормальной коммуникации становится некомпетентность. Когда специалист обсуждает профессиональные вопросы с человеком, который не разбирается в теме, он испытывает раздражение и огорчение.
  2. Эстетические. Этот вид преграды в общении возникает, когда человек испытывает неприятие внешности собеседника. Раздражать может любая деталь: неопрятная одежда, яркие аксессуары, особенности внешности. Человек может стараться не обращать внимания на раздражающий фактор, но его внимание все равно будет фокусироваться на ней. Разновидность эстетического барьера — раздражение от тембра голоса или манеры речи.
  3. Мотивационные. Люди, работающие над одной задачей, не могут достичь взаимопонимания из-за разницы во взглядах и целях. Их способы восприятия и обработки информации не позволяют эффективно выполнять командную работу.
  4. Ситуативный. Эти проблемы в общении возникают после внешней ситуации, которая влияет на настроение человека. Испытывая негативные эмоции, он воспринимает общение, как попытку вторжения в личное пространство.
  5. Моральный. Разница в моральных установках — самый сложнопреодолимый барьер. Он не позволяет достичь взаимопонимания между людьми даже при обоюдном желании, поскольку они не могут ни отказаться от своих взглядов, ни принять чужие.
  6. Барьер установки. Если человек изначально негативно настроен по отношению к собеседнику, он будет подсознательно искать возможность не вступать в контакт или прекратить его при первой возможности.

Возникновение психологических барьеров — сложный процесс. Большинство проблем в общении требует длительной терапии и не всегда осознаются людьми. В запущенных случаях человек абсолютно не способен устанавливать коммуникативные связи и остается в полной изоляции.

Коммуникационные причины барьеров

Коммуникационный барьер — следствие несоответствия словарного запаса собеседников. Он возникает из-за разницы в образовании, неправильном прочтении текста, отсутствии адекватного перевода и других ошибок трактовки отдельных терминов. Барьеры такого типа можно разделить на три вида, которые кардинально отличаются друг от друга.

Коммуникационные барьеры бывают:

  1. Логическими. Возникают в ситуации, когда один человек не умеет выразить свои мысли. Его высказывания хаотичны и лишены логики, окружающим сложно понять его мнение. Если все участники межличностного взаимодействия испытывают трудности с выражением своих мыслей, общение становится практически невозможным.
  2. Фонетическими. Появляются у людей, которые имеют нарушения дикции. Они не могут четко произносить звуки и смысл сказанного искажается. Также затруднить общение может неправильная расстановка смысловых ударений. Как правило, это затруднение не оказывает особого влияния на разговор между носителями языка, но при общении с иностранцем вызывает серьезное недопонимание.
  3. Семантическими. Они возникают, когда люди под одним и тем же термином понимают разные вещи. Эта разница восприятия зависит уровня образования, интересов и постоянного круга общения. В зависимости от типа личности, человек подбирает свою расшифровку тезиса, и она может не совпасть с мнением других участников дискуссии. При высоком уровне интеллекта собеседники выявляют несоответствие и выбирают другую терминологию.

Коммуникационные барьеры встречаются чаще психологических, но имеют меньшую степень воздействия. Так, человек, страдающий заиканием или неспособностью произносить отдельные звуки, но не встречавшийся с осуждением, будет свободно высказываться. А человек с нормальной дикцией, имеющий страх быть осужденным за свое мнение, даже не попытается его отстоять и в дискуссии займет пассивную роль.

Способы преодоления барьеров

Психологи помогают преодолевать психологические барьеры с помощью индивидуальной или групповой терапии. Основная задача терапии — устранить источник возникновения триггерящей ситуации и снизить общую тревожность. После беседы с психологом и нескольких тестов, специалист сможет определить какую именно терапию лучше выбрать для конкретного человека.

Методы работы при коррекции тревожности и страхов:

  1. Взаимодействие со страхом через игру. В качестве предмета выбирается наглядное пособие, напоминающее страх клиента. С помощью предметной игры человек проигрывает ситуацию, поворачивая сюжет в свою пользу.
  2. Усиление переживания эмоциональной реакции. Психолог с помощью средств арт-терапии обучает клиента переживанию положительных эмоций, которые становятся защитой клиента в травмирующей ситуации.
  3. Переключение эмоций. Клиент взаимодействует с объектом страха с помощью фраз и жестов, которые подчеркивают его незначительность. Это заряжает клиента уверенностью и спокойствием.
  4. Манипуляция страхом. Проводится параллельно разыгрыванию тревожащей ситуации или перед ней. Клиент некоторое время держит в руках пугающий предмет и формально обретает над ним власть.
  5. Подражание. Психолог проигрывает ситуацию, позволяя клиенту подражать его действиям и реакции. Поскольку человеку свойственно бессознательное подражание окружающим, из ближайшего круга общения следует исключить тревожных людей, склонных к драматизации. Постоянное общение с такими людьми препятствует нормальному воздействию терапии.
  6. Эмоциональные качели. Методика качелей позволяет перенести клиента из ситуации опасности в ситуацию безопасности. Переход проигрывается несколько раз подряд, пока клиент не научится переносить ощущение безопасности в опасную ситуацию.
  7. Эмоциональный конфликт. Страх — эмоциональное явление. Избавиться от него можно с помощью сильного эмоционального воздействия. Для этого психолог моделирует ситуацию, в которой клиент получает возможность преодолеть страх или сформировать новое эмоциональное отношение, устраняющее страх.
  8. Анатомирование страха. Психолог выступает в роли учителя, который объясняет клиенту устройство предмета страха. Он акцентирует внимание на объективной неспособности предмета нанести реальный вред. При успешном проведении терапии человек самостоятельно справляется со страхом без дополнительных мер.
  9. Привыкание или сенсибилизация. Клиенту демонстрируется объект страха и нейтральная эмоциональная реакция других людей на него. Это позволяет клиенту досконально изучить объект и привыкнуть к нему. Постепенно это приводит к снижению чувствительности к пугающему объекту или ситуации.

 

Для преодоления психологических блоков в психологии применяют активную терапию. Поскольку психологическое напряжение отражается на физическом состоянии, вначале нужно устранить именно телесный дискомфорт.

Такая практика очень эффективна, она полезна не только для психологического здоровья, но и для физического. Для преодоления барьера в рамках индивидуального или группового тренинга используют:

  1. Танец. Повторение танцевальных движений помогает раскрепоститься, освободить чувства развить уверенность в себе.
  2. Движения. Человек повторяет комплекс движений, которые выражают положительные и отрицательные эмоции.
  3. Искусство. Художественное творчество отражает все подсознательные процессы, протекающие в психике человека. С помощью зрительных образов ему становится гораздо проще выразить страхи и сомнения, реализовать их в виде реально существующих объектов.
  4. Телесность. Физический контакт в виде легких поглаживающих движений снимает психологическую нагрузку и высвобождает примитивные чувства.
  5. Навыки. Цель занятия — обучить клиента приспособительным умениям, полезным при столкновении со сложной ситуацией. Отработка умений проводится вначале в кабинете психолога, а после первичного освоения — в реальной ситуации. Психолог дает задания, которые клиент должен выполнять: спросить дорогу, познакомиться и т.д.

В течение одного сеанса психолог использует один метод воздействия. Количество сеансов в одном терапевтическом курсе может варьироваться и зависит от вовлеченности клиента и глубины полученной психотравмы. Чтобы разобраться в видах психологических барьеров лучше — стоит посмотреть видео, где все излагается в легкой и понятной форме, а также показаны примеры ситуаций:

Понравилась статья?

Лайк автору

Загрузка…

Рекомендуем по теме

Психологические барьеры общения в системе «начальник–подчиненный | Статья на тему:

Психологические барьеры общения в системе «начальник–подчиненный

Актуальность  проекта для образовательной организации

Руководство в МОУ СОШ № 22 – направленное воздействие на сотрудников, коллектив, в результате которого достигается повышение производительности педагогического труда. Основные задачи руководителя: организовать оптимальное распределение обязанностей, наладить обучение и переобучение работников, сформировать приоритеты развития организации.

Руководство включает множество аспектов, в том числе и разработку тактики и стратегии организационной политики, умение управлять персоналом, общаться с людьми, рассчитывать и прогнозировать введение в образовательном учреждении новых методов и форм работы и другие. Существует несколько стилей руководства. Основными из них являются демократический, авторитарный и либеральный стили управления.

Демократический стиль управления характеризуется тем, что принятие решений основывается на обсуждении проблемы, при этом учитываются все мнения и инициатива сотрудников, организаторских и коммуникативных способностей.

Авторитарный стиль управления, еще его часто называют диктаторским, для него характерно жесткое единоличное принятие решения руководителем, им же осуществляется жесткий постоянный контроль за выполнением отданных им распоряжений, и при отклонении от нормы следует наказание, забота о личности стоит на последнем месте или вообще отсутствует.

Либерально-анархический стиль управления характеризуется максимально возможной демократией и минимальным контролем за работниками в организации. Как правило, при таком стиле руководства производительность низкая, люди не удовлетворены своей работой.

Сформировать личность подчиненного можно лишь в атмосфере творческого поиска, в процессе развития деятельности. Профессиональное творчество руководителя выражается в открытии новых способов индивидуального воздействия на подчиненного, в нахождении новых вариантов решения задач, в анализе собственной деятельности, который вскрывает новые возможности для оптимизации работы. Психологическая система «руководитель—подчиненный» формирует не только знания, навыки и умения, но и духовный мир подчиненного, приобщает его к достижениям культуры.

Психологическая установка — важное звено, образующееся в системе взаимодействия руководителя и подчиненного. Она выражает внутреннее состояние готовности действовать определенным образом, быть готовым решать смысловые задачи, выбирать из множества предлагаемых задач те, которые приводят к результативным действиям. Установка, образно говоря, выполняет функцию «наведения» подчиненного на определенную информацию и способ действия.       Формирование установок готовности подчиненного к деятельности тесно связано с социальными ожиданиями. Это — психическое состояние настроенности на деятельность, на заинтересованность в ней.

Социальные ожидания касаются и руководителя.

Наряду с требованиями, предъявляемыми обществом к руководителю, он в своей работе ориентируется еще и на то, чего ждут от него партнеры и ближайшее окружение: высшая администрация, коллеги-руководители. По мере роста требований к эффективности работы возрастают и социальные ожидания по отношению к руководителю, его хотят видеть лучше, чем он есть. Причем социальные ожидания обращены ко всем руководителям, независимо от стажа работы и возраста.

Социальные ожидания по отношению к руководителю и установки работников должны совпадать. Однако часто встречаются расхождения ожиданий руководителя и установок подчиненных. Форсирование работы, «натаскивание» на результат, как говорят в спорте, достижение результата любой ценой — все это приводит к тому, что из поля зрения руководителя ускользает главная цель — формирование всесторонне развитых личностей.
Сотрудники же, охваченные жаждой результата, перенапрягаются и тем самым приносят вред своей работе и преждевременно, не достигнув результатов, уходят из профессии с чувством собственной неполноценности.

Все это накладывает глубокий отпечаток на личность в целом, изменяет ее характер: отношение к самому себе базируется на неуверенности в своих возможностях; отношение к деятельности—безразличное.

Социальные ожидания по отношению к руководителю в другой форме находят отражение в сознании его сотрудников, в их установках.

В соответствии с ними подчиненные реагируют (положительно или отрицательно) на все, что касается их или же затрагивает их интересы, осознанные или неосознанные влечения, их жизненные ценности.
Положительные установки и информация, которая эти установки пополняет, приобретают своеобразные «магнитные свойства»— притягивается только та информация, которая усиливает мотивацию деятельности и обеспечивает ее эффективность.

Тесный контакт с подчиненными — необходимое условие общения и передачи информации, активизации сознания и закрепления у них определенных знаний, умений и навыков.
На пути оптимизации общения руководителя и подчиненного, их взаимного понимания стоит множество препятствий, осложняющих взаимопонимание, и снижающих силу воздействия на производственный процесс и его результативность. Среди факторов, определяющих качество общения и взаимопонимания, можно выделить для анализа уровни сознания.

С учетом всей оригинальности и самобытности протекания познавательных процессов, эмоционального отношения к окружающему, проявлений воли и характера, можно выделить два относительно самостоятельных состояния сознания подчиненного.

Обыденное сознание складывается на определенных впечатлениях, представлениях и простейших суждениях о процессе профессионального воспитания, почерпнутых из опыта других людей, из рассказов и иных источников. Они позволяют сотруднику еще до занятия профессиональной деятельностью выработать свою точку зрения.

Теоретическое сознание. Между обыденным и теоретическим состоянием сознания подчиненного нет непреодолимой пропасти. Они составляют процесс познания и действий человека, с закономерностями которого надо считаться и использовать эти законы для оптимизации деятельности. «Конечными продуктами» теоретического состояния сознания, его богатством и оружием являются научные понятия, суждения и умозаключения. Они-то и позволяют личности в жизни и труде действовать целесообразно, допуская минимум возможных ошибок.
Важность формирования теоретического сознания начинающего подчиненного обусловлена тем, что обыденное сознание и его точка зрения становятся живым фильтром информации — фильтром доверия. Порой принимаются ложные и вредные суждения, им оказывается доверие.
Чем более развита личность, тем содержательнее ее сознание, тем выше активная деятельность эмоционально-чувственной сферы.
И обыденное, и теоретическое сознание имеют «барьеры», которые руководителю в общении с подчиненным предстоит преодолевать.

Психологические барьеры общения в системе «начальник–подчиненный»

Типичная ошибка в оценке процесса общения формулируется так: «Я сказал то, что хотел сказать, он понял то, что я сказал». Это иллюзия. На самом деле партнер понимает все, во-первых, по-другому, во-вторых, по-своему.

Барьеры общения – это психологические и социальные препятствия, отрицательно влияющие на эффективность общения.

В деловом общении между партнерами могут возникать совершенно специфические барьеры. Причины их появления разные. Для того чтобы дело не дошло до стресса, нужно научиться предупреждать возникновение барьеров в общении, а если уж они возникли, успешно их преодолевать.

Рассмотрим основные барьеры, возникающие на пути к плодотворному общению.

—  Барьеры взаимодействия

Мотивационный барьер возникает, если у партнеров разные мотивы вступления в контакт, например: один заинтересован в развитии общего дела, а другого интересует только немедленная прибыль. В таком случае лучше с самого начала выяснить намерения друг друга, согласовать мотивы сотрудничества. Если это не удастся, совместная работа обречена на неудачу.

Барьер некомпетентности. Некомпетентность партнера вызывает чувство досады, ощущение потерянного времени. Если партнер совсем не разбирается в проблеме, лучше вежливо «свернуть» разговор; если он владеет вопросом частично, а обратиться больше не к кому, нужно ввести его в курс дела, не подчеркивая при этом свою большую осведомленность.

Этический барьер возникает тогда, когда взаимодействию с партнером мешает его нравственная позиция, несовместимая с вашей. Идти ли на компромисс, каждый решает сам, а вот пытаться перевоспитать или стыдить партнера не эффективно.

— Барьеры восприятия и понимания

Эстетический барьер возникает в том случае, когда партнер неопрятно, неряшливо одет или обстановка в его кабинете, вид рабочего стола не располагают к беседе. Преодолеть внутреннее препятствие к ведению разговора трудно, и тем не менее, если этот контакт очень нужен, нельзя показывать, что нас что-то коробит.

Комфортному общению может препятствовать и барьер социального статуса, разного социального положения собеседников. Люди разного статуса – это люди с разным мировоззрением и стилем жизни, привыкшие по-своему воспринимать должное, правильное (с их точки зрения) поведение. Преодоление этого барьера, зависит от уровня развития личности, от умения отличать свои привычки восприятия от реального видения ситуации.

В деловом общении этот барьер мешает эффективной коммуникации, способствует «вертикальным» конфликтам (начальник-подчинённый). Особенно если один из собеседников привык испытывать трепет перед начальством. Перед разговором с начальником, вспомните, что начальник такой же человек, как и Вы, ему присущи все человеческие слабости. И у Вас нет реальных причин для волнения. Вы вполне можете говорить спокойно и просто, и добиться понимания. Если Вы уважаете себя и свое дело, он это почувствует.

Барьер отрицательных эмоций возникает в общении с расстроенным человеком. Если партнер, который обычно с вами вежлив, встречает вас нелюбезно, разговаривает, не поднимая глаз и т.п., не спешите принимать это на свой счет: может, он не в состоянии справиться с плохим настроением из-за хода собственных дел, семейных неурядиц и т.п. Необходимо, придя на встречу заранее, постараться узнать, какая обстановка на фирме, в каком настроении деловой партнер. Иногда бывает лучше перенести разговор на другое время. Если это невозможно, то надо в начале разговора помочь партнеру улучшить его эмоциональное состояние, а потом переходить к цели Вашего общения.

Состояние здоровья человека, физическое или духовное, также влияет на то, как человек общается. Наблюдательным людям не составляет большого труда по внешним признакам догадаться о том, что происходит с человеком, выбрать соответствующий тон, слова или сократить время общения, чтобы не утомлять собеседника, которому нездоровится.

— Барьеры авторитета

Барьер недостаточного понимания важности общения возникает как следствие ложной установки руководителя высшего звена, считающего, что полную информацию подчиненному сообщать не обязательно, или вследствие недооценки им общения как механизма управления людьми. Чем выше уровень организаторских стремлений и способностей, тем выше авторитет руководителя, уважение к нему со стороны подчиненных

— Барьер речи возникает вследствие допущенных речевых ошибок, ибо речь — основное средство общения. Этот барьер искажает (а иногда и полностью заглушает) слова говорящего.

Возникает такой барьер в результате:

  • эмоционального возбуждения, вызванного взаимной индукцией или самоиндукцией;
  • неправильного выбора слов;
  • ошибок в построении сообщения;
  • неверной оценки способности партнера понять передаваемую ему информацию;
  • слабой аргументации;
  • не владения социально-психологическими механизмами общения.

Итак, барьер общения — это препятствие на пути к психологическому контакту и эффективному влиянию партнеров друг на друга. Барьеры рассмотренной группы можно назвать личностными.

Предвзятые представления возникают в результате снижения уровня самокритичности и завышения самооценки (не всегда обоснованного). В этом случае человек ищет контакта только с теми, кто разделяет его взгляды и идеи, и отвергает все, что им противоречит.

Неадекватные отношения формируются вследствие смещения функционально-ролевых и личностных позиций. Они препятствуют налаживанию контактов и созданию обстановки психологического равенства партнеров по общению.

Отсутствие интереса характеризует ситуацию, когда человек в процессе общения перестает придавать значение воспринимаемой им информации. Отсутствие же внимания определяется отсутствием интереса, а также (и это весьма важно) неумением управлять своим вниманием.

Пренебрежение фактами — следствие привычки делать поспешные выводы и заключения, не располагая достаточным числом фактов или неправильно их понимая.

— Барьер неправильной установки сознания. Установка — это готовность к действию в соответствии с ситуацией общения. Так называемая неправильная установка возникает в итоге деформации ее:

  • стереотипами мышления;
  • предвзятыми представлениями;
  • неадекватными отношениями;
  • отсутствием внимания и интереса к кому-либо или чему-либо;
  • пренебрежением фактами.

Стереотип представляет собой устойчивое, упрощенное мнение об отдельных людях и ситуациях. Стереотипы создают барьеры в общении двояким образом: смысл информации может быть искажен стереотипом говорящего, а также стереотипным мышлением воспринимающего.


Система действий, позволяющих исключить (минимизировать) психологические барьеры общения в системе «начальник–подчиненный»

     Нельзя полностью оградить коллектив и человека в нем от влияния барьеров общения, но есть масса способов хоть как-то сократить их количество.

     К примеру, необходимо сбалансировать рабочее место каждого сотрудника. Это означает, что рабочее место должно быть обеспечено всем необходимым оборудованием и средствами для выполнения функций для каждого работника, в зависимости от его трудовых обязанностей. Также необходимо взаимно уравновесить права и обязанности каждого сотрудника или, по крайней мере, сотрудников, занимающихся одним делом.

      Если руководитель ДОУ будет придерживаться следующего разработанного свода правил, то психологические барьеры в системе «начальник — подчиненный» будут минимизированы.

Правило 1. Необходимо давать своим подчиненным конкретные задания, которые возможно выполнить. Распоряжение должно быть изложено доступным языком с точно поставленными задачами и целями, при необходимости повторить еще раз распоряжение или попросить изложить его того сотрудника, которому оно дано.

Правило 2. Все распоряжения и приказы, отдаваемые руководителем, должны быть законными и не превышать должностные полномочия. Руководитель никогда не должен идти вразрез с законом и должен давать только законно обоснованные распоряжения.

Правило 3. Критиковать подчиненного не в присутствии других подчиненных, а один на один с ним. Как говорится, «хвали на людях, ругай наедине».

Также при критике нельзя указывать на личность подчиненного, необходимо делать акцент на те действия или бездействия, которые он совершил. При этом по возможности необходимо указывать на пути разрешения сложившейся ситуации.

Правило 4. Критиковать только после того, как похвалили своего сотрудника. То есть начните разговор с сотрудником с положительных моментов и достижений этого сотрудника, тем самым вы положительно настроите его по отношению к вам. А уже после порции похвалы укажите на недочеты в его работе.

Правило 5. Никогда не указывать на национальность сотрудника, его вероисповедание, не давать негативную характеристику той социальной группе, к которой он относится, т. е. вести себя с подчиненным на равных, чтобы у подчиненного не возникало чувства дискомфорта.

Правило 6. Всегда быть справедливым по отношению к подчиненным, не выделять любимчиков, а честно отмечать и поощрять заслуги всех подчиненных.

Правило 7. Всегда контролировать исполнение распоряжений в ходе их выполнения. Это повысит качество выполнения и при необходимости вовремя откорректирует действия подчиненного.

Правило 8. Никогда не пытаться за короткий период времени перевоспитать подчиненного, который вам неугоден. Если попытаться перевоспитать подчиненного за короткий срок, то это приведет к конфликтным ситуациям.

Правило 9. Как можно реже наказывайте своих подчиненных и как можно чаще помогайте им в выполнении распоряжений, не указывая на свое превосходство над ними, давая возможность подчиненному раскрыться.

Правило 10. Никогда не винить подчиненных в своих неудачах и ошибках

    К примеру, для преодоления  «барьера чрезмерного доверия» и «барьера непонимания» руководители часто пользуются закономерностями мышления самих же подчиненных. Способность мышления к ассоциациям, к связыванию личного опыта с логикой движений и действий, образность и воображение позволяют даже детям и подросткам осваивать самые сложные абстракции, отражающие существенные стороны их деятельности. Для подведения подчиненного к пониманию той или иной теоретической идеи, можно провести его через ряд ассоциаций: вот, смотри, ведь у тебя все это было в мыслях, но разрозненно и распыленно; теперь же, когда усвоен закон, все стало на место, приобрело порядок, и это легко и просто понять. К ходу подводящих ассоциаций, аналогий и подобий человек обязательно добавит свои знания, и у него останется впечатление, что все это — достижение его мысли, его собственное открытие.

      Следует также учитывать, что по облику руководителя определяется уровень исключения сложившихся барьеров. В регулировании человеческих ресурсов особое значение имеют психологическая подготовка руководителя, умение решать конфликтные ситуации, находить выход из затруднительных ситуаций, умение управлять людьми. Этика руководителя основывается на нравственности должностного лица, его ответственности, поддержании профессиональной чести, самоидентификации с профессиональной группой.

      Крайне важно развивать нравственно-психологические качества руководителя:

1) высокий профессионализм, а именно управленческая компетентность, культура, мировоззрение;

2) ответственность и надежность, возрождение личных традиций;

3) уверенность в себе, умение влиять на своих подчиненных;

4) самостоятельность;

5) способность к решению задач;

6) эмоциональная уравновешенность и стрессоустойчивость;

7) коммуникабельность, обязательность, близость с подчиненными, внешняя привлекательность, организационные качества;

8) способность к психоанализу и самоконтролю;

9) терпимость к слабостям работников;

10) приоритет личного примера в работе с подчиненными;

11) взаимное уважение;

12) разумное отношение к критике;

13) поддержка инициатив работников;

14) четкие требования и границы времени рабочего задания;

       Таким образом, в систему действий, направленных на исключение барьеров, обязательно анализировать имеющиеся стили руководства, анализировать возникающие барьеры, руководителю необходимо постоянно стремиться к саморазвитию, организация и проведение корпоративных мероприятий, усовершенствовать систему стимулирования педагогических работников.

 

ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ БАРЬЕРОВ В ОБЩЕНИИ | by Dr Shoury Kuttappa

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ПРЕПЯТСТВИЯ ОБЩЕНИЮ

Вспомните время, когда вы быстро освоили новый навык. А теперь подумайте, что происходило в вашей жизни в то время. Было ли у вас хорошее физическое, умственное и эмоциональное здоровье? Жизнь шла своим чередом? Ваше настроение, отношение и мотивация могут повлиять на то, насколько легко вы сможете освоить новый навык, например, выучить новый язык :

Определение: Психологические барьеры

Психологический барьер общения – это влияние психологического состояния коммуникантов (отправителя и получателя), которое создает препятствие для эффективного общения.

Причины психологических барьеров

Недостаток внимания:

Когда человек ум отвлечен или занят другими вещами, не в состоянии слушать других,

73 9 скажите ему/ей, интерпретируйте сообщение как требуется и дайте надлежащую обратную связь

. Связь столкнется с проблемами и станет неэффективной. Примеры:

1) Человек, переживший трагедию, например, не хочет слушать советы других людей.

2) Человек может быть озабочен проблемами своей профессиональной или личной жизни, что влияет и на то, и на другое.

Плохое запоминание:

Запоминание информации — это способность памяти мозга сохранять информацию . Мозг хранит не всю информацию, с которой он сталкивается, а только ту, которую он считает полезной для будущего . Таким образом, половина информации теряется в процессе хранения.

Точно так же мозг теряет информацию, которая со временем устаревает и не считается полезной. Извлечение информации также является процессом формирования сообщения . Здесь мозг пытается вспомнить нужную информацию, фрагменты которой уже утеряны.

Например, за месяц до того, как к вам приедет друг, вам сообщили имя, адрес, номер телефона и т. д. Теперь вам нужно сообщить эту информацию кому-то еще. В то время вы помните только имя и адрес и забываете номер телефона. Истина может измениться или исказиться из-за плохой памяти, которая действует как барьер для общения.

Недоверие и защита:

Коммуникация успешна, когда коммуникаторы доверяют друг другу . Недостаток доверия заставляет их извлекать из сообщения негативное значение и игнорировать это сообщение. Когда человек пытается навязать свои идеи и мнения, получатель не слушает. Если получатель не согласен с предоставленным сообщением или считает его угрозой, он/она не станет его слушать. Точно так же, когда сообщение не передается получателю, связь прерывается. Я, например, другу не доверяю, сообщу только подробности того, что происходит в моей личной жизни, которые считаю безобидными.

Восприятие, точка зрения, отношения и мнения:

Восприятие — это образ мышления, с помощью которого люди судят, понимают и интерпретируют все. У каждого человека свое восприятие действительности, которое формируется на основе психических и сенсорных переживаний.

Точно так же точка зрения также является мышлением, чтобы смотреть на мир . Отправитель может иметь определенную точку зрения, не разделяемую получателем. Отправитель не объясняет точку зрения, а принимает ее как должное. Сообщение не понято получателем так, как должно было быть понято, что создает барьер для эффективного общения.

Отношение – это установленный способ, которым мы думаем и чувствуем о вещах и идеях , который также создает психологический барьер общения. Например, человек считает женщин слабыми, что является его восприятием. Он/она рассказывает это тому, кто так не думает. Это вызывает недопонимание между ними. Все, что они общаются после этого, становится неудачным, что мнение человека уже задано.

Эмоции:

Любой, кто не в хорошем настроении, скорее всего, будет говорить меньше или говорить негативно. Занятый ум не подходит для общения. Например, когда человек злится, он может сказать то, о чем позже пожалеет. Даже слушая чью-то речь, разгневанный человек может легко неправильно истолковать сообщение.

Различные другие эмоции, такие как страх, нервозность, замешательство, недоверие и ревность, влияют на процесс общения . Например, человек в крайнем настроении от счастья будет смеяться над всем, что ему скажут. Тот же человек, когда ему грустно, будет плакать или злиться из-за незначительных ситуаций.

Закрытый разум и фильтрация:

Человек по своей природе эгоистичен и ставит свои нужды и проблемы выше всего остального. Это иногда заставляет людей фильтровать информацию, которую кто-то пытается им донести. Это может быть связано с недоверием, конкуренцией, ревностью или мнением о том, что сообщение не имеет значения.

Например, старший в компании не хочет, чтобы младший работал лучше, человек фильтрует информацию и не предоставляет важной информации, которая могла бы помочь младшему. Таким образом, младший не сможет выполнить работу должным образом и продвинуться в звании. Точно так же, когда человек недалекий, у него будут фиксированные мнения по многим вещам, в которые он твердо верит. Любую информацию человек воспримет негативно.

Например, сексист не принимает предложений коллеги-женщины на собрании, которые влияют на ход общения на собрании. С такими недалекими людьми сложно спорить и давать нужную информацию.

Преждевременная оценка:

Некоторые люди всегда спешат по привычке. Такие люди, скорее всего, делают быстрые суждения и делают поспешные выводы. Они не учитывают все аспекты информации, такие как социальные, культурные, экономические и т. д. ., и часто принимают быстрые и неправильные решения.

Чтобы вынести правильные суждения, важно услышать сообщение целиком, потому что его нелегко изменить после того, как оно было однажды сделано.

Например, человек, который спешит и разговаривает по телефону, не прослушает половину сообщения и примет неправильное в данной ситуации решение.

Психологические барьеры больше влияют на общение, так как информация формируется в мозгу и передается людьми с различным психологическим состоянием, которое отличается от момента к моменту. Информация настолько эффективна, насколько ее делают вовлеченные люди. Точно так же психологическое состояние получателя имеет такое же значение, как и состояние отправителя. Коммуникация неэффективна, если барьером для общения выступает психологический аспект общения.

Эффективная коммуникация важнее в условиях кризиса:

Общение является важнейшим аспектом нашей жизни, будь то личной или профессиональной, и хотя принято считать, что общение — это просто обмен словами, это гораздо больше. .

Слова говорящего составляют лишь часть передаваемой информации, 7%, если быть точным. Ваши невербальные сигналы, такие как выражение лица, тон голоса и язык тела, гораздо больше влияют на то, как будет воспринято сообщение.

Часто при общении, когда вербальный и невербальный массаж не согласовываются, это может снизить ясность, взаимопонимание и, что наиболее важно, доверие. Таким образом, важность эффективных коммуникативных навыков нельзя упускать из виду.

В мире бизнеса общение считается важным навыком; тот, который всегда можно улучшить, и тот, который имеет решающее значение для успеха организационного процесса. Повышение производительности, снижение конфликтов и повышение удовлетворенности работой — это лишь некоторые из положительных результатов, связанных с эффективным общением на рабочем месте . Тем не менее, это по-прежнему остается ключевой проблемой для многих предприятий, и отсутствие связи внутри и между командами может привести к ухудшению качества обслуживания клиентов.

Каким бы сложным это ни было, очень важно, чтобы эффективная внутренняя и внешняя коммуникация была нормой в вашей организации. Это выходит за рамки создания процессов, это должно быть частью ДНК организации. Необходимо связаться с нужными людьми в нужное время, чтобы обеспечить эффективную помощь клиентам и выступить единым фронтом.

Из всех ключевых заинтересованных сторон, с которыми мы общаемся в нашей повседневной работе, мало кто отрицает, что клиент является королем. То, как мы общаемся с нашими клиентами, напрямую влияет на качество обслуживания клиентов, что, в свою очередь, влияет на удовлетворенность и вероятность повторных сделок. Но как именно мы можем повысить качество наших процессов коммуникации с клиентами?

Вот семь C, которые являются отличным инструментом для обеспечения эффективного делового общения: 9. У вас должно быть четкое представление о цели и цели сообщения, а также о том, чего вы надеетесь достичь в обмене.

Завершить
Сообщение должно содержать всю информацию и факты, необходимые аудитории , чтобы они могли принять обоснованное решение или действовать. Неполные сообщения могут значительно нарушить общение и открыть двери для неправильного толкования.

Краткий
Краткие, емкие сообщения, которые относятся к делу, имеют решающее значение, поскольку они показывают ясность ваших мыслей. Минимизируйте ненужную информацию и ненужные детали, чтобы избежать недопонимания, вместо этого сосредоточьтесь на ключевых моментах, которые вы хотите выделить.

Заслуживающий доверия
Это подразумевает открытость в общении и включение подтверждающих фактов из достоверных источников в поддержку вашего сообщения, поскольку это усилит сообщение и укрепит доверие.

Внимательный
Проявление сострадания и вежливости в словесном обмене способствует уважительному диалогу, в котором учитываются обе точки зрения. Покажите, что вы не просто слышите, а слушаете то, что вам говорят. Простая демонстрация сочувствия и попытка понять потребности получателя могут иметь большое значение для построения прочных отношений.

Правильно
Информация, которую вы сообщаете не должен содержать ошибки , включая языковые и грамматические ошибки, это, по сути, поддерживает достоверность предоставляемой информации и делает вас знающим и профессиональным.

Уверенность
Чтобы эффективно донести свое сообщение вам нужно излучать уверенность . Это означает, что демонстрирует позитивный язык тела, разбивает сложные концепции простым и увлекательным способом и активно реагирует на непредвиденные ситуации . Подумайте о таких вещах, как зрительный контакт, жесты рук и ваша поза. Например, расслабленная, открытая поза и дружелюбный тон могут сильно повлиять на то, что другие будут считать вас доступным.

Содержание Куратор: д-р Шури Куттаппа

Психологические барьеры в общении — Businesstopia

Цитируйте эту статью как: businesstopia, «Психологические барьеры в общении», в Businesstopia 2/01 6, https: /www.businesstopia.net/коммуникация/психологические барьеры.

Барьер — это любое препятствие, которое мешает нам достичь нашей цели. Любое препятствие для общения не позволяет намеченному смыслу нашего сообщения достичь нашей аудитории.

Некоторые из этих барьеров очевидны, напр. физические недостатки, такие как глухота, в то время как некоторые из них более тонкие и их трудно определить.

Психологические барьеры принадлежат ко второй группе, и может показаться, что их невозможно преодолеть, если мы не поймем их глубинные причины.

Определение психологических барьеров

Психологический барьер общения – это влияние психологического состояния коммуникантов (отправителя и получателя), которое создает препятствие для эффективного общения.

На общение сильно влияет психическое состояние, в котором находятся коммуникаторы, и оно нарушается психическим расстройством. Если люди, участвующие в общении, эмоционально нездоровы, они не смогут нормально общаться.

Разум каждого человека уникален, и общение не работает так, как в машинах или числах. Люди, участвующие в коммуникации, имеют такое же значение, как и само сообщение. Если ваш начальник вам не доверяет, он/она будет посылать только выборочную информацию, что делает общение неэффективным.


Причины психологических барьеров

Недостаток внимания

Когда ум человека отвлекается или занят другими вещами, человек не в состоянии сформировать правильное сообщение, слушать то, что ему говорят другие, интерпретировать сообщение по мере необходимости и дайте надлежащую обратную связь. Общение столкнется с проблемами и станет неэффективным.

Человек в трагедии, например, не хочет слушать советы других людей. Человек может быть озабочен проблемами своей профессиональной или личной жизни, что затрагивает и тех, и других.


Плохое запоминание

Запоминание информации — это способность памяти мозга хранить информацию и то, как мозг хранит информацию в памяти. Мозг хранит не всю информацию, с которой он сталкивается, а только ту, которую он считает полезной для будущего. Таким образом, половина информации теряется в процессе хранения.

Точно так же мозг теряет информацию, которая со временем устаревает и не считается полезной. Извлечение информации также является процессом формирования сообщения. Здесь мозг пытается вспомнить нужную информацию, фрагменты которой уже утеряны.

Например, за месяц до того, как к вам приедет друг, вам сообщили имя, адрес, номер телефона и т. д. Теперь вам нужно сообщить эту информацию кому-то еще. В то время вы помните только имя и адрес и забываете номер телефона. Истина может измениться или исказиться из-за плохой памяти, которая действует как барьер для общения.


Недоверие и защита

Коммуникация успешна, когда коммуникаторы доверяют друг другу.

Недостаток доверия заставляет их воспринимать сообщение негативно и игнорировать его. Когда человек пытается навязать свои собственные идеи и мнения, получатель не слушает. Если получатель не согласен с предоставленным сообщением или считает его угрозой, он не станет его слушать.

Аналогичным образом, если сообщение не передается получателю, связь невозможна. Я, например, другу не доверяю, сообщу только подробности того, что происходит в моей личной жизни, которые считаю безобидными.


Восприятие, точка зрения, отношения и мнения

Восприятие — это образ мышления, с помощью которого люди судят, понимают и интерпретируют все. У каждого человека свое восприятие действительности, которое формируется на основе психических и сенсорных переживаний.

Точно так же и точка зрения — это способ смотреть на мир. Отправитель может иметь определенную точку зрения, не разделяемую получателем. Отправитель не объясняет точку зрения, а принимает ее как должное. Сообщение не понимается получателем так, как должно было быть понято, что создает барьер для эффективного общения.

Отношение – это установленный способ мышления и чувствования вещей и идей, который также создает психологический барьер для общения.

Например, человек считает женщин слабыми, что является его восприятием. Он/она рассказывает это тому, кто так не думает. Это вызывает недопонимание между ними. Все, что они общаются после этого, становится неудачным, что мнение человека уже задано.

Цитируйте эту статью как: businesstopia, «Психологические барьеры в общении», в Businesstopia , 6 января 2018 г., https://www.businesstopia.net/communication/psychological-barriers.


Эмоции

Любой, кто не в хорошем настроении, скорее всего, будет меньше говорить или говорить негативно. Занятый ум не годится для общения. Например, когда человек злится, он может сказать то, о чем позже пожалеет. Даже слушая чью-то речь, разгневанный человек может легко неправильно истолковать сообщение.

Различные другие эмоции, такие как страх, нервозность, растерянность, недоверие и ревность, влияют на процесс общения. Например, человек в крайнем настроении от счастья будет смеяться над всем, что ему скажут. Тот же человек, когда ему грустно, будет плакать или злиться из-за незначительных ситуаций.


Замкнутый разум и фильтрация

Человек эгоистичен по своей природе и ставит свои нужды и проблемы выше всего остального. Иногда это заставляет людей фильтровать информацию, которую кто-то пытается им донести. Это может быть связано с недоверием, конкуренцией, ревностью или мнением о том, что сообщение не имеет значения.

Например, старший в компании не хочет, чтобы младший работал лучше, человек фильтрует информацию и не предоставляет важную информацию, которая могла бы помочь младшему. Таким образом, младший не сможет выполнить работу должным образом и продвинуться в звании. Точно так же, когда человек недалекий, у него будут фиксированные мнения по многим вещам, в которые он твердо верит. Любую информацию человек воспримет негативно.

Например, сексист не принимает предложений коллеги-женщины на собрании, которые влияют на ход общения на собрании. С такими недалекими людьми сложно спорить и давать нужную информацию.


Преждевременная оценка

Некоторые люди всегда спешат по привычке. Такие люди, скорее всего, делают быстрые суждения и делают поспешные выводы. Они не учитывают все аспекты информации, такие как социальные, культурные, экономические и т.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *