Решение психологических задач.
Мальчик – старший дошкольник. В его поведении наблюдаются следующие факты. Он хочет, например, кушать, но возьмет суп и выльет его на пол. Если ему дают еду, то он от нее отказывается, но когда садятся другие, то он обязательно начнет просить есть. Если мать куда-нибудь уходит из дому, то и он просится с нею, но стоит ей только сказать: «Ну одевайся, идем». Как мальчик отвечает: «Не пойду». Если мать после этого идет к двери, то он кричит: «Пойду», а как только она возвращается за ним, снова отказывается идти. Так может продолжаться несколько раз, причем ребенок в это время начинает плакать.
Вопросы
1. Какие отрицательные качества воли проявляются в поведении дошкольника?
2. Как следует строить воспитательную работу с такими детьми?
Задача 2
В группу принесли новую заводную игрушку – собачку. Осмотрев ее, воспитательница завела игрушку: собачка начала поворачиваться и залаяла.
Вопросы
1. Какая особенность протекания чувств проявилась в поведении Роланда?
2. К какому темпераменту его можно отнести?
Задача 3
Миша – подвижный общительный мальчик. При оценке работ по аппликации цветов воспитательница спросила Мишу:
– Миша, чья работа тебе больше всех нравится?
– Лены Рощиной, только я еще лучше могу.
– А что же ты не сделал? Посмотри, все ребята закончили, а у тебя еще только стебельки.
– А я позже всех начал, а если бы успел, то у меня было бы лучше. Посмотрите, какие у меня стебельки тоненькие!
На музыкальном занятии поют песню о Родине. Миша очень громко выкрикивал слова и на замечание Лены ответил: «Эту песню нельзя петь тихо, потому что она о Родине. И. В. говорила, что слова нужно произносить четко, понятно, и я произносил». Воспитательница задала вопрос: «А как ты думаешь, у тебя получается пение под музыку? Мне вот кажется, ты сам по себе, а музыка сама по себе». Миша ответил: «Я под музыку пою».
Вопросы
1. Какие особенности формирующейся самооценки у дошкольника можно отметить?
2. Какой тип темперамента располагает к завышенной самооценке, а какой – к заниженной?
3. Выскажите предположения о возможных причинах формирования неадекватной самооценки.
Задача 4
Марина недавно перешла в новый детский сад. Она оказалась общительной, инициативной, удивительно быстро освоилась с ребятами в новой обстановке.
Девочки играют в школу. Учительница – Марина. Устраивают «класс», расставляют столы, вешают доску. Игорь помогает играющим наладить игру. «Можно я буду играть с вами?» – спрашивает он. Дети соглашаются, и Игорь садится за один из свободных столов. «Не будешь играть. Надо было меня спросить!» – говорит повелительно Марина.
Однажды дети убирали участок, работали, разделившись на группы по 5 человек. «А мы уже закончили», – сообщила Марина. «А теперь помогите товарищам», – сказала воспитательница. Дети принялись подбирать листья. А Марина стояла надувшись и ничего не делала. «Помогай, Марина, помогай нам, осталось совсем немного», – приглашали ребята. И вдруг воспитательница услышала, как сказала Марина своей подружке: «А зачем убирать? Ведь все равно нас уже не похвалят, мы же не первые будем!»
Вопросы
1. Какие мотивы являются ведущими в поведении Марины?
2. Какие недостатки предшествующего воспитания могли сформировать такое поведение девочки?
3. Какие черты характера формируются у Марины?
4. Как необходимо построить воспитание девочки, чтобы преодолеть отрицательные черты ее поведения, учитывая и то, что она недавно пришла в эту группу?
Задача 51
Угостили маленькую Вареньку шоколадкой. Девочка отломила крошечный кусочек и побежала к маме: «На». «Добрая девочка, – похвалила мама, – кушай сама, ты у нас самая маленькая».
Варенька подносит угощение бабушке. Та делает вид, что откусила, причмокивает, хвалит внучку: «Щедрая девочка – Как вкусно! Спасибо!» Варенька подносит угощение деду, но и тот отказывается: «Я и так знаю, что ты у нас не жадная, добрая». Дедушка гладит ее по голове. Теперь Варенька бежит к сестренке-школьнице, подносит ей ко рту кусочек шоколадки. Он вмиг исчезает за ее щеками! Варенька расплакалась. И мама, и бабушка, и дедушка разом обрушиваются на старшую сестру-школьницу: «Как не стыдно, обидела маленькую! Большая, а не понимает!» Варенька, перестав плакать, вслушивается в реплики взрослых. Весь ее вид говорит о том, что концовка спектакля ее вполне удовлетворяет.
Вопросы1. Какие отрицательные черты характера формируются у Вареньки?
2. Как следует поступать взрослым, чтобы развить у Вареньки доброту?
3. Какое значение имеет оценка взрослыми поведения самого ребенка и действий окружающих для формирования привычек поведения и соответствующих им черт характера?
Задача 62
– Пап, мы с мамой в лес собрались. Ты поедешь с нами? – прикрыв дверь спальни, спрашивает Петя. «Вот неугомонные, – с досадой думает Федор Сергеевич. – Вечно их куда-то тянет. В воскресенье отдохнуть бы от всяких хлопот, а тут надо собираться, потом ехать в душном и тесном автобусе, который за неделю — надоел. А в лесу? Бесцельно бродить, смотреть на деревья и кустарники. Скука! А ему, конечно, интересно, – посмотрел Федор Сергеевич на сына. Все в диковинку. Будет бегать, высматривать жуков, собирать листья, шишки. А мне какая радость?» Федор Сергеевич снова посмотрел на сына, приподнялся, но тут же опустился в кресло.
– Я, пожалуй, побуду дома, – наконец ответил он на вопрос малыша. – Ты там с мамой погуляешь.
– Ну пап! – стал умолять ребенок, – мы с тобой в футбол поиграем, побегаем.
Федор Сергеевич поморщился: «Ну, чего привязался. Впрочем, конечно, с мамой не разгуляешься». И предложил:
– Ну, придешь с прогулки, мы во дворе погоняем мяч.
– Ты пойми, ему без тебя скучно, мальчику нужен отец, – крикнула из коридора жена.
– Да, нужен… Но… могу я себе принадлежать?
– Ну, пойдем, – с грустью сказала мама и потянула к себе малыша.
Молча они вышли из квартиры.
«Ничего, в лесу развеселятся», – успокоил себя Федор Сергеевич и потянулся за газетой.
Вопросы
1. Дайте обоснованную оценку поведения родителей.
2. Какая потребность ярко проявляется в желании малыша пойти погулять с обоими родителями?
3. К каким последствиям может привести неудовлетворение этой потребности?
Задача 7
Юра пытается починить тележку. Сначала он просто прикладывает колесо к краю тележки рядом с концом оси. После многих проб колесо случайно надевается на торчащий конец оси. Тележка может ехать. Юрик очень доволен. Воспитательница говорит: «Молодец, Юрик, сам починил тележку. Как это ты сделал?» Юра: «Починил, вот видите!» (Показывает, как вертится колесо.) «Как ты это сделал, покажи!» (Воспитательница незаметным движением сбрасывает колесо со спицы.) Юра снова прикладывает его к тележке, но сейчас уже сразу надевает его на ось.
Вопросы
1. Определите примерный возраст ребенка.
2. Какие особенности мыслительной деятельности проявились в данном эпизоде? Какой педагогический вывод отсюда следует сделать?
Задача 8
Шестилетней Наташе тетя задала такую задачу: «Летели четыре птички, сели на деревья. Сели по одной – птичка лишняя, сели по две – дерево лишнее. Сколько было деревьев?» Наташа несколько раз повторила задачу, но не смогла ее решить. Тогда тетя вырезала из бумаги три дерева и четыре птички. С помощью этих деревьев Наташа правильно и быстро решила задачу.
Вопросы
1. Почему для решения задачи Наташе понадобились вырезанные деревья?
2. Какие особенности мышления дошкольника проявились здесь?
3. Как следует учитывать эти особенности в процессе обучения?
Задача 9.
На уроках русского языка в первых классах написаны на доске слова: вода, водитель, водица, водить, наводнение.
В одном классе дается задание: «Написанные на доске слова распадаются на две группы. Подумайте, как можно разбить эти слова на группы. Каждую группу выпишите в тетради в отдельный столбик».
В другом классе задание сформулировано иначе: «Прочитайте внимательно все написанные на доске слова, разбейте их на две группы по смыслу, запишите в тетради каждую группу слов в отдельный столбик (один столбик в левой стороне тетради, другой – в правой)».
Вопросы
1. С какой целью даются эти задания?
2. Какие мыслительные операции предполагает выполнение этих заданий?
3. Какое задание более эффективно для решения развивающих задач обучения?
Задача 103
Папа задал шестилетнему Юре такую задачу: «Коля старше Сережи, а Сережа старше Васи. Кто из мальчиков самый младший?»
Юра несколько раз повторил задачу и никак не мог ее решить. Тогда он взял три спички, отломил от двух из них по куску разной величины и с помощью этих спичек правильно и быстро решил задачу.
Вопросы
1. Почему для решения этой задачи Юре понадобились спички?
2. О каких особенностях умственных действий ребенка этот пример?
Задача 11
В каком случае учащиеся I класса лучше запомнят 10 картинок: если им дать специальное задание запомнить картинки или если специального задания не давать, но предложить расклассифицировать эти картинки по определенному принципу? Почему»?4
Вопросы
1. Какими закономерностями памяти это объясняется?
2. Какую работу можно еще провести с учащимися после выполнения ими данного задания в плане формирования приемов, способов умственной деятельности?
Задача 125
На дом было задание выучить наизусть стихотворение.
Проверяя, как дети справились с большим стихотворением, учительница вызвала девять человек и осталась ими очень довольна. Все девять знали стихотворение назубок.
На уроке присутствовала заведующая учебной частью. После звонка учительница спросила ее: «Ну, как?» Завуч улыбнулась и ответила: «Да, действительно ребята декламировали хорошо, но это все, что я могу отметить как положительное на Вашем уроке».
Учительница изумилась: «Что же еще надо? Ведь я успела многих спросить, многим поставила отметки».
Вопросы
1. Как вы думаете, почему не понравился завучу урок?
2. Как вы думаете, внимательны ли были дети на данном уроке?
3. Как можно было бы организовать деятельность детей с учетом развивающих и воспитательных задач?
Задача 136
Сияющая Роза Ю. вихрем влетает в комнату: «Бабуся, бабуся, а мне поставили «тройку» и «четверку»! Смотри, бабушка, красным карандашом».
Бабушка интересуется: «Это за что же тебе, внучка?» «Ни за что», – отвечает Роза после минутного замешательства. И восторгаясь «щедростью» учительницы, восклицает: «Сегодня она во все тетради поставила много, много!»
Самый маленький человек в классе, Славик, поддразнивает соседа Юру, показывая листочек с тройками и четверками: «У меня три отметки, а у тебя всего две!» И Юра, у которого в тетради стояли две пятерки, действительно почувствовал себя ущемленным, но, не желая уступить, отвечал: «А мне тоже поставят еще и еще».
Вопросы
1. Какая психологическая особенность первоклассника проявилась в приведенных примерах?
2. Почему первоклассникам так хочется иметь побольше отметок?
3. Какие положительные и отрицательные моменты есть в этой особенности первоклассника и как надо учитывать это в процессе преподавания в младших классах?
Задача 147.
Учительница II класса стала замечать, что Мила К. смирилась со своими тройками. Учение мало интересовало ее. Больше увлекала общественная деятельность – Мила была отличным санитаром.
И вот однажды в ее тетрадке под работой, которую больше чем на тройку оценить было нельзя, появилась запись: «Третья строка написана прекрасно. Лучше, чем у всех. Попробуй-ка делать так же всю работу».
Мила хвасталась, показывала тетрадь подружкам. Радостная прибегала к бабушке, заставляла маму просиживать рядом, чтобы и другие строчки вышли такими же, как третья.
Вопросы
1. Почему учение мало интересовало Милу?
2. Как вы думаете, можно ли развить у девочки интерес к учению?
3. Как это сделать?
Задача 15
Сережа часто пропускал уроки. Учительница оставалась с ним после занятий. Помогло, но интереса к учению воспитать у Сережи не удавалось.
«Знаешь, Сережа, – сказала однажды учительница, – расскажу я тебе по секрету, что будет на следующем уроке». Сережа согласился без энтузиазма, но… На следующем уроке он, торжествующе поглядывал по сторонам, беспрерывно тянул руку. Он понимал объяснение не хуже других.
В тот же день он снова после уроков вопросительно посматривал на учительницу: «Расскажите, что вы будете говорить завтра!»
Вопросы
1. Почему Сереже не помогали дополнительные задания после уроков и почему изменилось его поведение на уроке после того, как учительница рассказала ему о том, что будут проходить завтра?
2. Почему учительница считает, что таким образом можно развить у мальчика интерес к учению?
3. Будет ли Сережа по-прежнему активным на уроке, когда учительница через какое-то время перестанет рассказывать ему новый материал предварительно?
Задача 16
На уроках в I классе нередко можно слышать, как ученики докладывают учителю: «А Ира не те столбики решила, ей Валя не так показала» или «Вера совсем не решила» и т. п.
Другие, увидя на уроке у товарища неверное решение, громко восклицают: «А у него ошибка!» – или среди тишины класса встают и взволнованно указывают: «А Володя три примера пропустил».
Вопросы
1. Чем можно объяснить такие поступки первоклассников?
2. Как должен поступать учитель в таких случаях, чтобы его действия оказали влияние на развитие личности учащихся и способствовали формированию коллективистических отношений к классе?
Задача 17
«Кажется, Леня хороший, скромный мальчик?» – спросили у первоклассника про его соседа. «Да-а… хороший! – иронически восклицает мальчик. – Только двойки получает!»
«Что это у тебя щека расцарапана?» – спрашивает бабушка у внучки-первоклассницы. «Это мне Ира сделала, – тоном жалобы начала быстро объяснять девочка.– Я взяла книгу посмотреть, а она стала у меня отнимать…» И когда на основании ее рассказа бабушка сказала, что значит Ира злая, нехорошая девочка, то совершенно неожиданно для себя получила энергичный отпор. Отстранив личную обиду, «девочка горячо воскликнула: «Нет, она хорошая, у нее всегда пятерки!»
Когда маленькую Маринку спросили, есть ли у нее подруги, она ответила: «Нет, они все далеко живут!» – «Ну, а в классе, есть хорошие девочки, которых ты любишь?» – «Как же, – последовал ответ, – у нас есть отличницы!»
Вопросы
1. Какая особенность взаимоотношений первоклассников проявилась в приведенных примерах?
2. Какие факторы установления взаимоотношений в младшем школьном возрасте должен учитывать учитель в процессе формирования классного коллектива?
Задача 18
Мальчик принес в класс записку, объясняющую, почему он пропустил уроки. «Ты действительно болел?» – спрашивает учительница. Мальчик молчит. «А это действительно мама писала?» Мальчик молчит. «Тогда кто же это писал?» – продолжает спрашивать учительница. «Никто!» – резко ответил мальчик.
Вопросы
1. Как вы думаете, почему мальчик так ответил учительнице?
2. Как бы вы поступили на ее месте?
Задача 19
– Знаете, моему Васильку уже шесть с половиной. Осенью в школу пойдет. Прямо не знаю, как с ним быть. Он у меня даже букв не разбирает. Наверное, пора его начинать учить.
– Да что вы? Зачем? А в школе что он делать будет? Заскучает, избалуется. Учителя некоторые даже просят: ни в коем случае ничему не учите ребенка до школы, не мешайте нам.
– Вот видите, – возражает первая собеседница, – учителя говорят одно, а люди добрые делают другое. У соседей тоже мальчик шести лет. Так он уже и читает свободно, складывать и вычитать умеет до двадцати.
Вопросы
1. Кто же прав?
2. Дайте психологическое обоснование своему ответу.
Задача 20.
Известно, что по отношению к подростку рекомендуется использовать в основном поощрительные меры психологического воздействия, стараться избегать прямого принуждения. Прочитайте отрывок из статьи учителя А.Гармаева и ответьте на вопросы.
«…Все началось со статьи в газете. Из нее узнал, что есть учителя, которые почти не пользуются отрицательными отметками. Более того, они при устной оценке работы учеников ищут прежде всего достижения, умудряются видеть их даже в очень посредственных ответах. Дети у них занимаются с удовольствием – все дети.
Как же так? Почти отказаться от отметки «два»? Это не укладывалось в голове. Тем более не получалось на уроке. Но однажды…
Класс очень хотел найти решение, но оно никак не удавалось. Все предложения были далеки от него. И вдруг, словно озарение, – реплика. Еще не решение, но путь к нему. – Вот оно! Сережа! Ты молодец! И шквал рук в классе: «Я понял! Спросите меня!» А он растерялся, неуверенно оглядывался, будто боялся признаться в том, что это он – он! – виновник случившегося прозрения.
Ученик не знал, что с этой минуты началось именно мое, педагогическое прозрение. Вся правильность прежних доводов перевернулась. Постепенно начало исчезать восприятие учебной программы как догмы, высшей ценности. Теперь был Сережа. И было много других, со своими именами, индивидуальными способностями.
Стало ясно: своей безжалостной тройкой из урока в урок я уничтожал в ученике ощущение какого бы то ни было движения вперед. Он шел, усваивая лишь часть программы. И пусть медленно, но увеличивал объем знаемого. Однако я поначалу замечал лишь одно: из каждой новой темы троечник брал только часть.
А ответ ужесточал требовательность. Он начинал злиться, совсем переставал заниматься, получал несколько двоек и разной степени нагоняи. Подтягивался все на ту же тройку, и мы жили с ним, стараясь не замечать друг друга, до следующего срыва.
Теперь я понял, почему он уходил от меня, от других учителей, вообще от школы – во двор, в компании. Уходил туда, где в оценке окружающих его парней и сверстников находил разницу между собой сегодняшним и вчерашним.
В школу они приходят с одинаковой жаждой к становлению, доверчиво ища опору в нас, учителях. Затем какая-то часть разбредается, не любя школу, а вместе с нею отрицая общечеловеческие ценности, вырабатывая свои, дворовые. И притом не испытывая чувства ущемленности от того, что их начинают называть «трудными». Какую же нравственную силу имеют те педагоги, кто своей любовью и вниманием к каждому школьнику сумел сохранить в них самое важное человеческое качество – желание учиться!
Не укладывалось в голове, как внимание к каждому уместить в сорок пять минут. В процессе работы стало понятно и это. Успевал же я «вместить» в урок унижающую оценку слабых учеников. Нужно, видимо, заменить эту оценку вниманием. Попробовал – количество контактов с учениками осталось прежним, но характер их изменился.
…Через «поощрительные оценки» они вдруг обнаружили, что первым научиться какому-то действию может не обязательно отличник. И удивление коллектива смешивалось с радостью за троечника, а вместе с ним и за весь класс.
Проходили месяцы, и я обнаружил, что класс (весь-весь) включен в работу. Знал, что все ребята не ради отметки и не из страха пред учителем заняты ею. Через работу каждый пытается научиться действию. А в освоении видит теперь собственное становление.
Так постепенно менялся смысл нашей деятельности на уроке. Этот новый смысл учения открылся подросткам. И я, учитель, и мои ученики слились в единое целое – теперь была общая цель, общие заботы и радости. Конечно, не все еще удается. Приходится многому учиться у старших, перенимать их умение»8.
Вопросы
1. Какие способы положительного оценивания поведения и учебных успехов учеников, помимо отметки в журнале и записи в дневник, имеются в арсенале педагога-мастера?
2. Приведите примеры (из личных наблюдений) использования учителем разнообразных речевых и неречевых средств воздействия на учащихся. Оцените их пригодность для подросткового возраста.
Задача 21
В психологии установлено, что педагогический такт помогает учителю изменить поведение подростка, не оскорбляя его чувства собственного достоинства. Опытный педагог, убеждая подростка в необходимости изменить поведение, не ограничивается указанием на его недостатки, а вначале отметит успехи ребенка. Вместо приказаний он обращается к подростку с вопросом: «А не лучше ли сделать так?», «Не сможешь (сумеешь) ли ты?..», «Не стоит ли нам?..» и т. д. Учитель, обладающий педагогическим тактом, старается создать оптимистическую перспективу для подростка, всячески убеждая его, что недостаток легко исправим или что у ребенка есть все данные для его преодоления; будет поддерживать подростка одобрением при малейших его успехах; при необходимости может и авансировать похвалу, создавая ребенку доброе имя, которое ему хотелось бы оправдать, и т. д.
Руководствуясь знаниями о психологических особенностях подросткового возраста, попытайтесь найти несколько приемлемых вариантов тактичного поведения педагога в каждой из предложенных ситуаций, взятых из жизни.
Задачи современной психологии
В настоящее время наблюдается бурное развитие психологической науки, обусловленное многообразием теоретических и практических задач, встающих перед нею. Основной задачей психологии является учение законов психической деятельности в ее развитии. В течение последних десятилетий значительно расширился фронт психологических исследований, появились новые научные направления и дисциплины. Изменился понятийный аппарат психологической науки, непрерывно появляются новые гипотезы и концепции, психология обогащается новыми эмпирическими данными. Б.Ф. Ломов в книге «Методологические и теоретические проблемы психологии», характеризуя современное состояние науки, отмечает, что в настоящее время «резко возрастает потребность в дальнейшей (и более глубокой) разработке методологических проблем психологической науки и ее общей теории».
Область явлений, изучаемых психологией, огромна. Она охватывает процессы, состояния и свойства человека, имеющие разную степень сложности — от элементарного различения отдельных признаков объекта, воздействующего на органы чувств, до борьбы мотивов личности. Одни из этих явлений уже достаточно хорошо изучены, а описание других сводится лишь к про c той фиксации наблюдений. Многие считают, и это следует особо отметить, что обобщенное и абстрактное описание изучаемых явлений и их связей — это уже и есть теория. Однако этим теоретическая работа не исчерпывается, она включает также сопоставление и интеграцию накапливаемых знаний, их систематизацию и многое другое. Ее конечная цель состоит в том, чтобы раскрыть сущность изучаемых явлений. В этой связи и возникают методологические проблемы. Если теоретическое исследование опирается на нечеткую методологическую (филоcофскую) позицию, то возникает опасность подмены теоретического знания эмпирическим.
В познании сущности психических явлений важнейшая роль принадлежит категориям диалектического материализма. Б.Ф. Ломов в уже упомянутой книге выделил базовые категории психологической науки, показал их системную взаимосвязь, всеобщность каждой из них и, в то же время, несводимость их друг к другу. Им были выделены следующие базовые категории психологии: категория отражения, категория деятельности, категория личности, категория общения, — а также понятия, которые по уровню всеобщности можно приравнять к категориям, — это понятия «социальное» и «биологическое». Выявление объективных связей социальных и природных свойств человека, соотношения биологических и социальных детерминант в его развитии представляет одну из труднейших задач науки.
Как известно, прежние десятилетия психология была преимущественно теоретической (мировоззренческой) дисциплиной. В настоящее время ее роль в общественной жизни существенно изменилась. Она все более становится областью особой профессиональной практической деятельности в системе образования, в промышленности, государственном управлении, медицине, культуре, спорте и т.д. Включение психологической науки в решение практических задач существенно изменяет и условия развития ее теории. Задачи, решение которых требует психологической компетентности, возникают в той или иной форме во всех сферах жизни общества, определяясь возрастающей ролью так называемого человеческого фактора. Под «человеческим фактором» понимается широкий круг социально-психологических, психологических и психофизиологических свойств, которыми обладают люди и которые так или иначе проявляются в их конкретной деятельности.
Исследование практически всей системы психических явлений — от элементарных ощущений и до психических свойств личности, — направленное на раскрытие объективных законов, которым они подчиняются, имеет первостепенное значение для создания научной базы, решения общественной задачи, совершенствования организации обучения и воспитания.
Осознание обществом роли прикладных задач, решаемых психологической наукой, привело к идее создания разветвленной психологической службы в органах народного образования. В настоящее время такая служба находится на стадии ее оформления и развития и призвана стать связующим звеном между наукой и практическим применением ее результатов.
Современная психология и ее место в системе наук
От того, какое место отводится психологии в системе наук, во многом зависит понимание возможностей использования психологических данных в других науках и, наоборот, понимание того, в какой мере правомочна психология использовать их результаты. Место, отводимое психологии в системе наук в тот или иной исторический период, наглядно свидетельствовало и об уровне развития психологических знаний, и об общефилософской направленности самой классификационной схемы. Следует отметить, что в истории духовного развития общества ни одна отрасль знания не меняла своего места в системе наук так часто, как психология. В настоящее время наиболее общепринятой считается нелинейная классификация, предложенная академиком Б.М.Кедровым. Она отражает многоплановость связей между науками, обусловленных их предметной близостью. Предложенная схема имеет форму треугольника, вершины которого представляют науки естественные, социальные и философские. Такое положение обусловлено реальной близостью предмета и метода каждой из этих основных групп наук с предметом и методом психологии, ориентированным в зависимости от поставленной задачи в сторону одной из вершин треугольника.
Важнейшая функция психологии в общей системе научного знания состоит в том, что она, синтезируя в определенном отношении достижения ряда других областей научного знания является, по выражению Б. Ф.Ломова, интегратором всех научных дисциплин, объектом исследования которой является человек. Известный отечественный психолог Б.Г. Ананьев наиболее полно разработал этот вопрос, показав, что психология призвана интегрировать данные о человеке на уровне конкретно-научного знания.
Остановимся подробнее на описании содержательных характеристик связи психологии с названным треугольником наук. Основной задачей психологии является изучение законов психической деятельности в ее развитии. Эти законы раскрывают, как объективный мир отражается в мозгу человека, как в силу этого регулируются его действия, развивается психическая деятельность и формируются психические свойства личности. Психика, как известно, есть отражение объективной действительности, и потому изучение психологических законов означает прежде всего установление зависимости психических явлений от объективных условий жизни и деятельности человека.
В то же время любая деятельность людей всегда закономерно зависит не только от объективных условий жизни человека, но и от соотношения их с субъективными моментами. Материалистическая психология дает действительное научное обоснование взаимодействия субъективных и объективных условий, исходя из того, что материальной основой всех психических явлений, какими бы сложными они не были, служат системы временных связей в коре головного мозга. Благодаря образованию и функционированию этих связей психические явления могут воздействовать на деятельность человека — регулировать и направлять его действия, влиять на отражение человеком объективной действительности.
Таким образом, устанавливая закономерные зависимости психических явлений от объективных условий жизни и деятельности человека, психология должна вскрыть и физиологические механизмы отражения этих воздействий. Следовательно, психология должна сохранять самую тесную связь с физиологией, и в частности, с физиологией высшей нервной деятельности.
Физиология, как известно, занимается механизмами, осуществляющими те или иные функции организма, а физиология высшей нервной деятельности — механизмами работы нервной системы, обеспечивающими «уравновешивание» организма со средой. Легко видеть, что знание той роли, которую в этом процессе играют различные «этажи» нервной системы, законы работы нервной ткани, лежащие в основе возбуждения и торможения, и тех сложных нервных образований, благодаря которым протекает анализ и синтез, замыкаются нервные связи, совершенно необходимо для того, чтобы психолог, изучивший основные виды психической деятельности человека, не ограничивался их простым описанием, а представлял, на какие механизмы опираются эти сложнейшие формы деятельности, какими аппаратами они осуществляются, в каких системах протекают. Но для овладения основами психологической науки знания физиологии совершенно недостаточно.
Превращению психологии в самостоятельную науку способствовал ее союз со всем естествознанием, начало которому было положено во второй половине XIX в. Сюда же относится и внедрение в психологию экспериментального метода’ (Г.Фехнер). Как уже говорилось, естественнонаучную теорию психологических знаний составила рефлекторная теория (И. М.Сеченов, И.П.Павлов, а также работы крупнейших советских физиологов: Л.А.Орбели, П.К. Анохина, К.М.Быкова, Н.И.Красногорского, А.А.Ухтомского, НА.Берншгейна, И.С.Бериташвили). Огромное влияние на разработку основных проблем современной психологии «казали эволюционные идеи Ч.Дарвина. Они позволили выявить роль психики в приспособлении живых существ к изменяющимся условиям среды, понять происхождение высших форм психической деятельности из низших.
Психолог должен достаточно отчетливо представлять различия в существовании растений и животных. Нужно ясно представлять, что именно меняется в условиях жизни с переходом от существования одноклеточных в однородной вводной среде к несравненно более сложным формам жизни многоклеточных, особенно в условиях наземного существования, предъявляющего неизмеримо большие требования к активной ориентировке в условиях среды. Нужно хорошо усвоить различия в принципах существования, между миром насекомых и высших позвоночных. Без таких знаний общих биологических принципов приспособления невозможно отчетливое понимание особенностей поведения животных, а всякая попытка понять сложные формы психической деятельности человека потеряет свою биологическую основу. При этом надо всегда помнить, что факты, составляющие предмет психологической науки, ни в какой мере не могут быть сведены к фактам биологии.
Решающее значение для психологии имеет ее связь с общественными науками. Исследование процессов и явлений, изучаемых историей, экономикой, этнографией, социологией, искусствоведением, юридической и другими общественными науками, приводит к постановке проблем, по существу, психологических. Нередко социальные процессы и явления не могут быть достаточно полно раскрыты без привлечения знаний о механизмах индивидуального и группового поведения людей, закономерностях формирования стереотипов поведения, привычек, социальных установок и ориентации, без изучения настроений, чувств, психологического климата, без исследования психологических свойств и особенностей личности, ее способностей, мотивов, характера, межличностных отношений и т.д. Коротко говоря: в исследованиях социальных процессов возникает необходимость учета психологических факторов. Психологические факторы сами по себе не определяют социальных процессов, и, напротив, сами они могут быть поняты только на основе анализа этих процессов. Основные формы психической деятельности человека возникают в условиях общественной истории, протекают в условиях сложившейся в истории предметной деятельности, опираются на те средства, которые сформировались в условиях труда, употребления орудий и языка.
Сказанное делает ясным, какое огромное значение для психологии имеет ее связь с общественными науками. Если решающую роль в формировании поведения животного играют биологические условия существования, то такую же роль в формировании поведения человека играют условия общественной истории. Современная психологическая наука, изучающая прежде всего специфически человеческие формы психической деятельности, не может сделать ни одного шага без учета данных, полученных от общественных наук — исторического материализма, обобщающего основные законы развития общества. Только тщательный учет общественных условий, формирующих психическую деятельность человека, позволяет психологии обрести прочную научную основу.
И особо следует остановиться на связи психологии с педагогикой. Разумеется, эта связь существовала всегда, еще К.Д.Ушинский говорил: «Чтобы всесторонне воспитать человека, его надо всесторонне изучить». Здесь особенно наглядно видно практическое значение психологии. В том случае, если педагогика не опирается на знания о природе психологических явлений, она превращается в простой набор педагогических советов и рецептов и перестает быть подлинной наукой, способной помочь учителю. В развитии всех областей педагогики (общей теории, дидактики, частных методик, теории воспитания) возникают проблемы, требующие психологического исследования. Знание закономерностей протекания психических процессов, динамики, формирования знаний, навыков и умений, природы способностей и мотивов, психического развития человека в целом имеют существенное значение для решения фундаментальных педагогических проблем, таких, как определение содержания образования на разных ступенях обучения, разработка наиболее эффективных методов обучения и воспитания и т. д.
В настоящее время накопилась масса проблем, которые вызывают острые дискуссии по вопросам: чему учить современного школьника? что и как отбирать из огромной массы информации, которая накапливается наукой, для школы? Именно психология должна определить, каковы возможности и резервы психического развития человека на разных возрастных ступенях и где их границы.
Не менее остро потребность в психологии обнаруживается, когда педагогика обращается к проблемам воспитания. Целью воспитания является формирование личности, соответствующей требованиям развивающегося общества. А достижение этой цели предполагает изучение закономерностей формирования личности: ее направленности, способностей, потребностей, мировоззрения и т.д. Все сказанное свидетельствует о том, что современная психология находится на стыке наук. Она занимает промежуточное положение между философскими науками, с одной стороны, естественными, с другой, и социальными, с третьей.
Но необходимо помнить, что во всех своих связях с другими науками психология сохраняет свой предмет, свои теоретические принципы и свои методы исследования этого предмета. В психологии как особой отрасли знания объединяется целый ряд специальных дисциплин, связи между которыми далеко не всегда лежат на поверхности (например, психофизиология и социальная психология). Но, несмотря на свою, порой кажущуюся «несовместимость», они все тем не менее относятся к единой области знания. В конце концов, их общая задача состоит в изучении сущности одного и того же класса явлений — психических. Базой объединения всех специальных психологических дисциплин является общая психология, экспериментально и теоретически разрабатывающая основные психологические проблемы. Главный объект исследования всей системы психологических дисциплин один и тот же. Это — человек, его психические процессы, состояния и свойства.
Психология
- Ветви психологии
- История психологии
- Классификация методов современной психологии
- Методы психологии
- Понятие психологии
- Психологические законы
- Список психологов
9 психологических задач для прочной любви
«Я люблю ее, и это начало всего». – F. Scott Fitzgerald
В чем разница между здоровой любовью, которая длится долго, и той, которая не выдерживает испытания временем? По словам Джудит С. Валлерстайн, доктора философии, соавтора книги «Хороший брак: как и почему длится любовь» , исследования показывают, что успешный брак предполагает выполнение девяти важных психологических задач.
(1) Разделение и индивидуализацияВ серьезных романтических отношениях взрослому человеку крайне важно достичь чувства здоровой автономии и отделения от своей изначальной семьи. Это не означает отчуждения или враждебности по отношению к своей семье; это означает, что у вас есть четкое представление о себе как о зрелом взрослом человеке, который психологически или эмоционально не зависит от своей семьи и не связан с ней. Достижение разделения и индивидуализации — естественная задача взросления, которая включает в себя создание личной идентичности, ценностей и «голоса».
(2) Формирование единстваЭто включает в себя создание чувства «единства» как пары — общей идентичности и близости — при этом все еще устанавливая соответствующие границы и ограничения для поддержания собственного чувства автономии. Здоровые отношения не предполагают контроля, принуждения или вмешательства в вашу личную жизнь. Центральная идея в Drs. Супружеская терапия Джона и Джули Готтман состоит в том, чтобы начать создавать общие ритуалы, смысл и ценности в паре. Когда у вас есть основа дружбы и единения, вы можете чувствовать связь как пара, но при этом свободно сохранять свою индивидуальность отдельно от отношений.
(3) Сексуальные отношенияДоктор Валлерстайн подчеркивает важность здоровой, открытой и наполненной любовью физической близости в длительных романтических отношениях. Этот тип близости должен быть безопасным, открытым и любящим, а также свободным от вторжений внешних требований (например, работы или семейных обязательств). Физическая близость у всех пар разная, и самое главное, чтобы вы чувствовали себя «на одной волне» со своим партнером и могли чувствовать основу безопасности и доверия в этом аспекте ваших отношений.
(4) Примите роль родителейКогда у пары есть дети, идея заключается в том, что в здоровых и длительных отношениях оба партнера готовы принять неизбежные изменения в своих отношениях. Исследования доктора Джона Готтмана показывают, что удовлетворенность браком снижается у 67% пар после рождения ребенка. Ожидание и работа с изменениями, которые приносят дети, включает в себя активное поддержание дружбы, любви, близости и открытого общения, а также принятие того факта, что все резко изменится, когда появятся дети. Все изменения, даже положительные, связаны с чувством потери, а также с чувством приобретения. Это естественно, и когда оба партнера готовы открыто обсуждать свои чувства в это время перемен и новых ролей, романтическая связь может оставаться крепкой.
(5) Как справиться с неизбежными кризисамиУспешные отношения способны эффективно справляться с неизбежными кризисами, которые приносит жизнь. Мы не можем контролировать все события, происходящие в нашей жизни… все, что мы можем по-настоящему контролировать, — это наши собственных поведения. Когда случается неожиданный кризис, очень важно объединиться как пара и как команда, а не разойтись. Хотя каждому партнеру может потребоваться время, чтобы обдумать и обработать события индивидуально, важно, чтобы фундаментальная основа «мы в этом вместе» оставалась прочной. Решите поставить «мы» перед «я» во времена кризиса.
(6) Поддержание прочности связиЭто похоже на борьбу с кризисами. Идея состоит в том, чтобы оставаться сильным «единым фронтом» во времена невзгод (а также в нейтральные и радостные времена). На самом деле времена в ваших отношениях не всегда будут ощущаться как хождение по облаку, и при этом они не всегда будут болезненными или трудными. В безопасных и надежных отношениях оба партнера чувствуют себя способными открыто выражать свои чувства, мысли и мнения, не опасаясь реакции своего партнера. Признайте важность выражения разногласий и движения к разрешению конфликтов, а не затаивания обиды.
(7) Юмор и смехКрепкие и длительные отношения обычно имеют определенную долю юмора и смеха. Когда оба партнера находят время, чтобы создать общий смысл, ритуалы и построить свою дружбу, юмор и смех часто следуют естественным образом. Когда вы проводите время со своим партнером, действительно замечает все его или ее маленькие причуды, которые делают его или ее особенным. Начните искать позитивные вещи, которые делает ваш партнер, а не просто ожидайте позитива. Когда вы развиваете любопытное и внимательное отношение к тому, чтобы действительно замечать, что делает вашего партнера таким особенным, легко улыбаться, смеяться и действительно общаться.
(8) Воспитание и комфортНайдите время, чтобы подарить своему партнеру подлинную заботу и комфорт. Обратите внимание на моменты, когда ваш партнер чувствует себя подавленным, потерянным, больным или нуждается в поддержке. Как вы можете активно помогать своему партнеру чувствовать себя любимым, поддерживаемым и утешаемым? Выберите, чтобы стать безопасным местом любви и поддержки для вашего партнера. Когда вы заметите и предложите любовь и заботу, ваш партнер начнет ассоциировать вас с безопасностью и любовью. Нет никакой «слабости», связанной с потребностью в любви и поддержке вашего партнера. Обратитесь к своему партнеру и начните предлагать поддержку и общение, и обратите внимание, как вы получаете больше такой же поддержки в ответ.
(9) «Реалистичная» любовьЛегко увлечься идеализированными и романтизированными образами, мыслями и чувствами истинной любви. Для многих людей эти ранние чувства романтики, очарования и увлечения длятся годами. Неважно, каков ваш личный опыт любви в ваших отношениях, важно признать, что опыт любви в отношениях естественным образом развивается, меняется и растет с течением времени. Это не означает, что что-то «не так» или «потеряно», просто отношения вышли на новый уровень. Примите все этапы своей любви и активно стройте фундамент любви, доверия и общего видения, который вы создали как пара.
– – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – –
Девять психологических задач для удачного брака . (н.д.). Получено с http://www.apa.org/helpcenter/marriage.aspx
Избранное изображение: Bunny Love by David~O / CC BY 2.0
8 Удивительные психологические преимущества рутинных ежедневных задач
Источник: изображение Лилианы Дрю , пиксели, СС.
Кулинария. Уборка. Мытье посуды. Стрижка газона. Застилать кровать. Эти домашние дела никогда не выполняются; они просто повторяются, как заезженная пластинка. Скучный! Или они?
В то время как многие люди считают работу по дому необходимым злом, есть научные причины изменить свое отношение к работе по дому. Оказывается, работа по дому полезна для вашего здоровья — как физического, так и психического — и не всегда так, как вы могли бы подумать.
Вот что говорят нам недавние исследования о ценности обычных домашних дел:
1. Работа по дому может подтолкнуть к творческому решению проблем.
Как утверждают исследователи в исследовании, озаглавленном «Вдохновленные отвлечением: блуждание ума способствует творческому инкубированию», выполнение нетребовательных задач позволяет уму блуждать там, где он хочет. Ваш разум отдыхает и позволяет взглянуть на старые проблемы новыми глазами. На самом деле нетребовательные задания стимулировали больше творческих идей, чем требовательные задания или просто отдых.
2. Работа по дому снижает риск слабоумия.
Чтобы выяснить, какие действия могут быть связаны с более низким уровнем деменции, исследователи проанализировали огромное количество медицинских данных из британского биобанка. Около 500 000 участников, средний возраст которых составлял 56,5 лет, наблюдались в среднем в течение 10,7 лет.
Как подытожено здесь, исследователи обнаружили, что «у тех, кто больше всего занимается физическими упражнениями, домашними делами и ежедневными визитами друзей и семьи, риск развития деменции на 35%, 21% и 15% ниже, чем у тех, кто меньше всего занимается этими делами». деятельность.» Эти корреляции не подразумевают причинно-следственную связь, но они иллюстрируют, как простые изменения образа жизни могут иметь большое значение для здоровья.0003 Psychology Today пишет блогер Кристофер Бергланд.
Я задавался вопросом, почему работа по дому может стать буфером против слабоумия, который даже сильнее, чем визиты друзей и семьи. Может быть, я размышляю здесь, это потому, что такие обязанности, как мытье посуды, хотя и кажутся простыми, требуют большего планирования, чем вы думаете. А работа по дому сочетает в себе физическую и умственную деятельность, что снижает риск слабоумия. Не говоря уже о том, что с возрастом способность выполнять работу по дому становится одним из факторов, сохраняющих нашу независимость.
3. Домашние дела — это полезные для здоровья легкие закуски.
Вызывающая воспоминания фраза «закуски для упражнений» относится к небольшим, даже крошечным кусочкам физической активности, таким как стояние в течение нескольких минут после сидения, двухминутная прогулка или выполнение работы по дому, например, подметание кухня.
Исследователи изучили влияние перекусов для упражнений в диапазоне от 30 секунд, таких как ходьба по лестнице, до 10 минут, таких как езда на велотренажере. Некоторые из последствий для здоровья включали улучшение памяти, улучшение координации, улучшение настроения, снижение риска атеросклероза, диабета и ожирения, а также увеличение продолжительности жизни.
Неплохая плата за небольшое вложение времени и энергии. Согласно этому отчету, недавнее исследование показало, что любая непродолжительная активность после еды, такая как стояние, выполнение работы по дому или (лучше всего) двухминутная прогулка, может даже снизить уровень сахара в крови. (Извините, я сейчас выйду на двухминутную прогулку. Сейчас вернусь.)
4. Завершение работы по дому может повысить мотивацию.
Какой самый важный навык в изменении поведения? Би Джей Фогг, автор Крошечные привычки: маленькие изменения, которые меняют все, утверждает, что самый важный навык — это признание и празднование успехов. Вот почему выполнение даже небольшой задачи, например, заправления постели, может дать вам чувство удовлетворения и мотивировать вас заняться следующей задачей… и следующей… и следующей. В том же духе автор бестселлеров и оратор адмирал Уильям Х. Макрейвен утверждает: «Если вы хотите изменить мир, начните с того, что заправьте постель». Небольшие выигрыши имеют удивительный волновой эффект.
5. Работа по дому полезна для вашего психического здоровья.
Выполнение работы по дому повышает ваше чувство «самоэффективности», которое можно кратко определить как веру человека в то, что у него есть способности и навыки для достижения своих целей.
«Самоэффективность», концепция, впервые разработанная психологом Альбертом Бандурой в 1970-х годах, повышает уверенность и мотивацию. Как более подробно обсуждается здесь, «низкая самоэффективность, или выученная беспомощность, связана с тревогой, депрессией, отсутствием надежды и мотивации… в то время как более высокая самоэффективность связана с удовлетворенностью жизнью, уверенностью в себе, социальной связь и установка на рост».
6. Работа по дому полезна для психического здоровья детей.
Обучение работе по дому учит детей необходимым навыкам ведения домашнего хозяйства и дает «опыт мастерства», который повышает уверенность в себе.
Чтобы еще больше воодушевить детей, профессор психологии Леа Уотерс рекомендует родителям создать «повествование об успехе», замечая маленькие успехи ребенка и признавая эти достижения. В моем собственном случае (вероятно, сквозь ностальгическое розовое сияние) мы с сестрой также научились сотрудничать, чтобы убрать кухню, и мы сдружились, сплетничая и пея вместе, пока мы это делали.
7. Работа по дому снижает уровень стресса.
Небольшое исследование, проведенное Университетом штата Флорида, показало, может ли мытье посуды, выполняемое осознанно, снизить стресс. Используя группу из 51 студента, они обнаружили, что посудомоечные машины, которых проинструктировали быть внимательными при мытье посуды, сосредотачиваясь на запахе мыла, тепле воды и ощущении посуды, сообщили о снижении нервозности на 27 процентов. и увеличение умственного вдохновения (см. № 1) на 25 процентов.
Несмотря на то, что контрольная группа не ощутила описанных выше преимуществ, мне интересно, снимает ли стресс само по себе выполнение необходимой работы. Вычеркнуть что-то из списка дел или улучшить свое жизненное пространство — это хорошее чувство. Больше исследований, пожалуйста.
Домашние дела, которые уменьшают беспорядок, также могут уменьшить стресс. Различные исследования показали, что беспорядок может быть связан с повышенным уровнем кортизола — гормона стресса, а также может мешать концентрации внимания. Мне нравится название книги автора Гретхен Рубин: Внешний порядок, внутреннее спокойствие. Вот и все. Так что, если вы давно хотели вычистить этот ящик для мусора, сделайте это. Вы почувствуете себя лучше.
8. Работа по дому — это возможность уделить себе время.
Хочешь уйти? Выполнение повторяющихся действий по дому позволяет вам получить доступ к своим внутренним мыслям, поразмышлять над ними и отвлечься от своей занятой жизни.
Подведение итогов
Даже те дела, которые вам не нравятся, можно сделать более значимыми одним простым способом: спросите себя почему вы делаете работу по дому. Таким образом, вы можете напомнить себе о своих основных ценностях. Например: Может быть, вы гордитесь чистым и хорошо организованным домом или вкусной, хорошо приготовленной едой. Возможно, работа по дому — это способ внести вклад в благополучие себя или своей семьи. Может быть, вы цените красоту своего газона, сада и комнатных растений.