Диагностические возможности Краткого отборочного теста
Год издания и номер журнала:
2005, №3
Интегральный показатель интеллекта человека, оцененный с помощью тестов (IQ или иной), является одной из одной из наиболее практически значимых индивидуально-психологических характеристик человека, позволяющих дать оценку его возможностей и прогноз поведения в разнообразных сферах деятельности человека (Анастази, Урбина, 2001; Дружинин, 2001). Поэтому потребность практической психологии в простом и надежном инструменте интегральной диагностики интеллекта достаточно велика, однако известно лишь несколько тестов, которые могут быть использованы для этих целей для русскоязычных испытуемых. Широко известные интеллектуальные тесты Айзенка (Айзенк, 1996) являются популярными и их использование в профессиональных целях некорректно. Кроме того, они предназначены в первую очередь для лиц с интеллектом выше среднего, и вызывают значительные трудности и фрустрацию, связанную с многочисленными неудачами, у лиц, чей интеллект несколько ниже среднего. Прогрессивные матрицы Равена (Равен, Курт, Равен, 1996) позволяют надежно оценить интеллект, если изданы в хорошем полиграфическом исполнении, но слишком часто используются в сокращенном варианте с уменьшенными картинками, что существенно снижает их надежность. Кроме того, они не дают возможность оценить вербальный интеллект, что часто является необходимым.
Краткий отборочный тест, или КОТ (Бузин, 1992, 1998) не обладая отмеченными недостатками, имеет ряд несомненных достоинств, прежде всего:
— Быстрота и простота проведения тестирования (всего 15 минут), а также относительная простота размножения самого теста (3 листа) и обработки.
— Адекватная сложность для контингентов с различным интеллектуальным уровнем: от школьников из класса коррекции до выпускников престижных вузов и успешных предпринимателей.
К ограничениям данного теста, которые необходимо знать тем, кто им пользуется, можно отнести скоростной характер теста, который не дает возможность оценить способность испытуемых к выполнению заданий высокого уровня трудности. Кроме того, необходимость выполнять задания теста с высокой скоростью создает преимущества для более молодых испытуемых и трудности для испытуемых старше 40 лет; это необходимо учитывать при оценке результатов.
Одним из главных недостатков КОТ является отсутствие популяционных норм и немногочисленность возрастных и профессиональных групп, нормы для которых приведены в руководстве к тесту. Кроме того, далеко не все советы и рекомендации по использованию теста могут быть безоговорочно приняты практическими психологами (например, испытуемому с недостаточно развитыми вербальными способностями «можно рекомендовать чтение толковых словарей, словарей крылатых выражений и слов, пословиц и поговорок, словарей иностранных слов и двуязычных словарей и решать лингвистические задачи»).
Накопленный нами опыт применения КОТ показывает, что его использование целесообразно и эффективно для решения широкого круга задач практической психологии. Цель данной статьи — процемонстрировать диагностические возможности применения КОТ и дать методические рекомендации по использованию теста для решения разнообразных задач практической психологии.
1. Основные показатели КОТ
Основным показателем теста, позволяющим дать интегральную оценку интеллекта, является количество правильных ответов, данных за 15 минут (стандартное время выполнения теста). Результат испытуемого следует сравнить с имеющимися данными по соответствующим возрастным и профессиональным группам (как уже отмечалось, русскоязычных популяционных норма для КОТ пока нет). В дополнение к руководству к тесту можно использовать таблицы 1-3. Следует отметить, что представленные в них данные получены на группах от 10 до 40 человек (тестирование проводили студенты ИППиП) и не могут считаться полноценными тестовыми нормами. Результат испытуемого, укладывающийся в интервал M + — sigma , где М — среднее по группе, а sigma — стандартное отклонение, следует признать соответствующим возрастной или профессиональной норме (его показывают около двух третей испытуемых в данной популяции).
Дополнительные диагностические возможности появляются тогда, когда после выполнения заданий на время испытуемому предоставляется возможность закончить задание без учета времени (для раздельного подсчета заданий выполненных за 15 минут и без учета времени целесообразно через 15 минут заменить испытуемому ручку, использовав для замены другой цвет). При этом появляются возможности как для элементов структурного анализа интеллекта, так и для учета таких показателей, как дополнительно затраченное на решение время и количество дополнительно решенных заданий, которые дают возможность косвенно оценить мотивацию испытуемого.
Структурная оценка интеллекта на основе КОТ затруднительна в связи с разным количеством заданий, соответствующим разным аспектам интеллекта и их разной сложностью, но в некоторых случаях возможна. Однако следует учесть, что подобные данные недостаточно надежны и могут использоваться лишь для самой приблизительной оценки. Целесообразно выделение следующих типов заданий, которые ориентированы преимущественно на выявление одного из факторов в структуре интеллекта.
1. Значение слов и фраз (20 заданий, возможно выделение заданий со словами и с фразами) — вербальный фактор
2. Математические последовательности (4 задания) — числовой фактор, низкий уровень сложности.
3. Математические задачи (13 заданий) — числовой фактор, средний и высокий уровень сложности.
4. Логические задачи (4 задания) ближе всего к общему интеллекту (по Спирмену), причем представленный заданиями относительно высокого уровня сложности.
5. Пространственные задачи (4 задания) — пространственно-символической фактор.
6. Осведомленность (3 задания).
7. Внимание (2 задания).
Для каждого типа задания подсчитывается количество заданий, решенных верно, решенных неверно (с ошибкой) и пропущенных (ответ не был дан) — см. ниже пример подсчета; пропущенные ответы можно объединить при подсчете с решенными неверно. Поскольку количество заданий для большинства типов невелико, то, как правило, имеет смысл оценивать лишь соотношение вербального и числового фактора, представленного относительно большим количеством заданий; содержательно оценивать уровень развития других факторов имеет смысл лишь при нулевом или 100%-ном результате по данному фактору.
2. Использование КОТ для решения практических задач обучения
Практика применения теста показывает, что тест обладает адекватной сложностью для школьников от 10 лет и выше и может использоваться для оценки интеллекта школьников, начиная с 5 класса.
Показаны достоверные различия по результатам теста между школьниками одного и того же возраста, обучающимися в различных типах учебных заведений: между учащимися обычных классов и классов коррекции, школы-интерната, а также интерната для подростков, совершивших противоправные действия; между школьниками общеобразовательных школ и гимназий (гимназических классов), лицеев, языковых школ. Также показаны достоверные различия по результатам теста между учениками с хорошей и плохой успеваемостью. Все это доказывает прогностическую ценность результатов КОТ для отбора учащихся в разные типы учебных заведений и для оценки успешности обучения.
На основе имеющихся данных можно предположить, что показатели КОТ различаются для разных типов учебных заведений, но в меньшей степени для различных регионов России. Однако учитывая разную практику обучения и отбора в разных школах и отсутствие популяционных норм, при использовании данных КОТ в конкретном учебном заведении следует руководствоваться прежде всего данными тестирования, полученными именно в этом заведении; данные таблицы 1 могут быть использованы для сравнения и приблизительной оценки.
Можно предложить следующие примерные рекомендации по использованию результатов КОТ для решения практических задач обучения.
При отборе учащихся в гимназии, лицеи и другие учебные заведения с повышенными требованиями к учащимся целесообразно ориентироваться на показатель КОТ не ниже, чем М-sigma для контингента учащихся этого учебного заведения.
При организации дифференцированного обучения желательно выделять в отдельные классы (группы) учащихся, чей показатель КОТ выходит за пределы М+-sigma для данного класса или школы.
При отсутствии возможностей для дифференцированного обучения следует учитывать, что учащиеся, чей результат по КОТ ниже, чем М-sigma, могут испытывать сложности при освоении школьной программы, и учителям следует уделять таким ученикам особое внимание. Учащиеся, чем показатель КОТ выходит за пределы М+sigma желательно предлагать задания повышенной сложности или рекомендовать поступление в гимназию (лицей)
При этом следует учитывать, что тестирование интеллекта является лишь одной из составных частей в комплексе мероприятий по отбору учащихся и их распределению по уровням обучения; тестирование не может подменять учета оценок, результатов вступительных испытаний, мнения учителей и школьного психолога и т. п. Следует также учитывать, что уровень общих способностей, измеряемый тестами интеллекта (и в частности, КОТ) у школьников достаточно изменчив, следовательно ни в коем случае нельзя рассматривать результат теста как «диагноз» или «приговор», что, к сожалению, нередко встречается. Поэтому школьным психологам следует быть особенно внимательны при сообщении результатов тестирования учителям, чтобы не создавать у них неверных установок по отношению к ученикам.
3. Использование КОТ в профессиональном консультировании
При профессиональном консультировании КОТ крайне редко используется в качестве единственного диагностического инструмента; поэтому данные КОТ как правило рассматриваются в комплексе с другими психодиагностическими показателями, результатами бесед и другими данными, используемыми в процессе консультирования. Однако хотя и редко, но бывают ситуации (как в приведенном ниже примере), когда именно результаты КОТ оказываются наиболее значимыми для процесса консультирования.
а) Интегральный показатель
При консультировании по развитию карьеры работающих специалистов или студентов старших курсов вузов следует сравнивать результат испытуемого с имеющимися показателями профессиональной группы, наиболее сходной с профессией испытуемого. При результатах выше М+sigma велика вероятность успешного карьерного роста; часто целесообразно получение дополнительного образования.
Пример. Елена, 28 лет, старшая медсестра хирургического отделения больницы. Школу окончила с серебряной медалью, мечтала стать врачом-хирургом, однако не продолжила образование после медицинского училища из-за рождения детей. Руководство больницы неоднократно предлагало Елене поступать учиться, но она отказывалась, считая, что «поезд ушел, мозгов не хватит». Перед выполнением теста сомневалась в своих возможностях: «Какой интеллект, были мозги да усохли». За 15 минут выполнила верно 35 заданий. После ознакомления с результатом и сравнения его с таблицей, аналогичной таблицам 2-3 из данной работы, у нее «словно крылья выросли»: появилась вера в свои способности. Через несколько месяцев после тестирования успешно сдала экзамены в медицинский институт.
Результату, выходящему за пределы М-sigma, далеко не всегда соответствует низкая профессиональная успешность. Однако возможности профессионального роста, изменения характера работы, освоения новых технологий у таких работников как правило ограничены, что следует учитывать при профессиональном консультировании. Стоит также отметить, что клиенты крайне редко считают причиной своих трудностей в работе или учебе недостаточно высокий интеллектуальный уровень, как правило, они используют механизмы психологической защиты, чтобы объяснить эти трудности или игнорировать их. Подобная ситуация может потребовать работы консультанта, выходящей за рамки профессионального консультирования.
При профессиональном консультировании старшеклассников и выпускников школ следует сравнить показатель испытуемого с данными студентов учебного заведения, сходного по профилю и «престижности» с учебным заведением, куда собирается поступать испытуемый. При результате испытуемого ниже среднего следует оценить мотивацию достижения испытуемого (высокая мотивация достижения повышает вероятность успешного поступления в вузе и обучения в нем), а также его желание и возможность интенсивной подготовки к вступительным экзаменам. При результате ниже М-sigma следует рассмотреть вопрос целесообразности поступления в данный вуз или возможности платного обучения. По нашим данным, возможность поступления на бесплатное обучение в авторитетных столичные вузы проблематична при показателе КОТ ниже 18-20. Следует также учитывать, что лица, имеющие показатели ниже М-sigma для данного вуза, часто испытывают существенные трудности в обучении, которые могут частично компенсироваться высокой мотивацией и интенсивными занятиями.
б) Структурный анализ
Как уже указывалось, он имеет вспомогательное значение из-за невысокой надежности. Соотношение вербального и математического фактора интеллекта можно, наряду с другими характеристиками, учитывать при выборе в пользу гуманитарного или технического образования. При консультировании взрослых имеет смысл обращать внимание на очень низкие показатели при решении математических задач, что является органичением для профессий, требующих манипулирования с числовым материалом (продавец-кассир, бухгалтер и пр.). Большое количество пропущенных (не имеющих ответа, даже неправильного) математических задач в условиях отсутствия ограничения во времени решения встречается сравнительно часто и свидетельствует о низкой самооценке своих математических способностей.
в) Особенности мотивации
Особенности мотивации можно оценить, учитывая время, затраченное на выполнение заданий по истечении обязательных 15 минут, количество заданий, выполненных в дополнительное время, а также количество заданий, оставшихся без ответа (пропущенных). В связи с отсутствием четких критериев для оценки этих показателей в выводах следует быть достаточно осторожным.
Пример. Алина, ученица 10 класса, английской школы, отличница. Собирается обучаться по профессии юриста-международника в престижном вузе. Родители предпочли бы для дочери экономическое образование, однако не настаивают на нем.
За 15 минут Алина выполнила верно 32 задания (интегральный показатель выше среднего для всех имеющихся групп студентов и для всех, кроме одной, групп профессионалов), причем она успела просмотреть все 50 заданий и выполнить (то есть, дать ответы, в том числе ошибочные) 45 из них (32 верно, 13 неверно, поэтому дополнительное время для решения не предоставлялось. Структурный анализ дал следующие результаты:
всего заданий | верно | неверно | пропущено | |
осведомленность | 3 | 3 | ||
внимание | 2 | 1 | 1 | |
простр. задачи | 4 | 2 | 1 | 1 |
логич. задачи | 4 | 3 | 1 | |
знач. слов и фраз | 20 | 15 | 3 | 2 |
матем. закономерн. | 4 | 4 |
Результаты структурного анализа свидетельствуют о превосходстве вербального фактора над математическим. Небольшое количество пропусков свидетельствует о высокой мотивации Алины. Можно предположить тенденцию к перфекционизму у испытуемой: ей удалось дойти за последнего задания за 15 минут, возможно, имело место стремление «решить все», которое определило излишнюю спешку (ошибка в задании на внимание).
По итогам тестирования, с учетом данных других методик, был предложено несколько гуманитарных специальностей. Получение экономического образования было признано нецелесообразным, с учетом желаний Алины и преобладания вербального, а не математического фактора в структуре интеллекта (невзирая на общий высокий показатель теста, испытуемой удалось решить менее трети математических задач). После обсуждения результатов Алина решила в 11 классе посещать подготовительные курсы при МГУ.
4. Использование КОТ в работе с персоналом.
Результаты применения КОТ в различных контингентах свидетельствуют о наличии взаимосвязи между результатами КОТ и профессиональными достижениями. Так, показаны достоверные различия интегрального показателя КОТ между успешными и неуспешными работниками, между специалистами со средним и с высшим образованием, между руководящим составом и рядовыми специалистами и т.п.
Пример. С помощью теста были обследованы две группы работников телевидения, разделенные на две группы: работающие и не работающие в прямом эфире (редактора и др.). По сложившейся практике, те, кто вел прямой эфир, отбирались из работников, составлявших вторую группу, причем жесткие правила отбора отсутствовали. Бывали случаи, когда сотрудника, не справившегося с работой в прямом эфире, переводили обратно на редакторскую работу.
При обследовании были обнаруженны высокодостоверные различия по результатам теста между двумя группами. Причем в группе работающих в прямом эфире были показаны результаты КОТ в диапазоне 27-41, за исключением двух человек, показавших результаты 18 и 19. Один из них начал вести прямые эфиры всего несколько недель и на момент обследования было непонятно, насколько успешно он справляется с этой работой. Во второй группе не было показано результатов выше 20 баллов.
Эти и другие подобные данные позволяют считать КОТ полезным инструментом при отборе персонала и решении других задач кадровой работы.
При использовании КОТ для отбора персонала целесообразно предварительно провести обследование уже работающих сотрудников и установить локальные нормы для конкретной организации. Использование норм, установленных в другой организации для той же профессии, нежелательно, т.к. средние результаты теста зависят от многих факторов: региона, кадровой политики организации, конкретных должностных обязанностей сотрудников и т.п. Поэтому данные, полученные для сотрудников той же профессии в другой организации, могут оказаться недостаточно надежными. Однако при отсутствии возможности провести тестирование работающего персонала организации, следует использовать наиболее подходящие данные из таблицы 3.
При решении кадровых вопросов можно предложить отсеивать при отборе сотрудников, чьи результаты не достигают значения М-sigma для уже работающих сотрудников. При результатах, превышающих М+sigma, целесообразно рассматривать вопрос о возможностях служебного роста, продолжения обучения и пр.
Тест может быть использован не только для оценки интеллекта, но и мотивации испытуемых, которая является важнейшим фактором профессиональной успешности.
Пример. Обследована группа торговых представителей (продажа жевательной резинки), поделенная на две подгруппы — успешных и неуспешных (по показателю объема продаж). При сопоставлении групп были выявлены не только различия по результатм выполнения теста за 15 минут (средние результаты составили 21,0 в группе успешных и 14,6 в группе неуспешных), но и различия в поведении в дополнительно отведенное время. В группе успешных агентов все испытуемые продолжили работу по истечении 15 минут, затратив дополнительно от 7 до 28 минут и оставив нерешенными не более 12 заданий. 43% неуспешных агентов отказались от продолжения выполнения теста по истечении 15 минут, а продолжившие затратили дополнительно от 5 до 10 минут, оставив невыполненными от 19 до 22 заданий. Три лучших агента показали лучшие результаты по КОТ (с учетом дополнительного времени)
Литература
Айзенк Г.Ю. (1996) Проверьте свои способности. М., Лань.
Анастази А., Урбина С. (2001). Психологическое тестирование. СПб., Питер.
Бузин В.Н. (1992, 1998) Краткий отборочный тест. М., Смысл (Психодиагностическая серия, выпуск. 4)
Дружинин В.Н. (2001). Когнитивные способности. Структура, диагностика, развитие. М. СПб, PerSe, ИМАТОН.
Равен Дж.К., Курт Дж.Х., Равен Дж. (1996). Стандартные прогрессивные матрицы. М., Когито.
Таблица 1 Результаты выполнения теста КОТ учащимися средней школы | ||
Контингент | сред. | ст. откл |
5 класс. (Москва) | 9,5 | 3,6 |
6 класс школы-интерната (Воронеж) | 6,9 | 5,3 |
6 класс языковой гимназии (Воронеж) | 17,2 | 4,6 |
7 класс (класс коррекции, Воронеж) | 6,4 | 2,1 |
7 кл. (спецшкола, девиантные подростки, Московская обл.) | 7,9 | 3,5 |
7 класса (Черкесск) | 11,7 | 4,0 |
7 класс. (Москва) | 12,3 | 4,6 |
7 класс гимназии (Москва) | 20,4 | 3,8 |
8 класс (Тюменская обл) | 10,0 | 3,8 |
8 класс (Московская обл.) | 14,9 | 4,8 |
8 гимназический класс (Московская обл) | 18,2 | 2,8 |
9 класса (Москва) | 17,5 | 4,5 |
9 класс (Московская обл.) | 18,0 | 4,4 |
9 класс лицея при МФТИ | 25,6 | 6,2 |
10 класс гимназии (Москва) | 19,6 | 4,5 |
10 класс гуманитарного лицея (Москва) | 23,3 | 4,4 |
11 класс (Воркута) | 18,5 | 4,4 |
12 класс вечерней школы (Москва) | 18,0 | 4,3 |
Таблица 2 Результаты выполнения теста КОТ учащимися высших, средних специальных, профессиональных учебных заведений и курсов | ||
Контингент | сред. | ст. откл |
учащ. ПТУ, спец. столяр-плотник (Москва) | 11,7 | 4,8 |
учащ. ПТУ, спец. бухгалтер (Москва) | 12,3 | 3,7 |
учащ. медучилища (Минск) | 18,5 | 4,2 |
учащ. колледжа, спец. бухгалтер (Москва) | 18,6 | 2,6 |
студенты мед. ин-та (Караганда) | 20,2 | 6,9 |
курсанты Суворовского училища | 21,3 | 3,6 |
студенты Института туризма (Москва) | 22,9 | 7,4 |
студенты МАТИ, спец-ть менеджмент | 23,4 | 4,3 |
студенты Пед. ин-та, ф-т начального образования (Тюмень) | 23,9 | 2,1 |
студенты ф-та дизайна Худож. академии (Минск) | 24,4 | 4,0 |
студенты ИППиП | 25,6 | 6,7 |
студенты пед. ин-та, физ-мат. факультет (Тюмень) | 25,8 | 3,5 |
студенты МГУ, геологический факультет | 27,0 | 5,3 |
студенты МИФИ | 28,3 | 5,2 |
учащ. курсов «Эффективный менеджер» (Московская обл.) | 30,2 | 7,9 |
Таблица 3 Результаты теста КОТ у представителей различных профессиональных и социальных групп | ||
Контингент | сред. | ст. откл |
работники Мосэнерго | 15,9 | 4,8 |
фотомодели | 16,5 | 4,8 |
безработные (жен.) (Самара) | 17,0 | 5,0 |
безработные (Москва) | 17,8 | 7,1 |
торговые агенты (Москва) | 17,8 | 4,1 |
бортпроводники (Москва) | 18,5 | 4,9 |
секретари, экспедиторы АООТ (жен.) (Тюменская обл.) | 18,9 | 1,9 |
врачи (разные города) | 20,3 | 7,3 |
актеры, озвучивающие телефильмы (Москва) | 20,5 | 7,1 |
работники таможенного поста (Белгород) | 21,6 | 5,0 |
менеджеры, руководство АООТ (муж. ) (Тюменская обл.) | 24,0 | 3,0 |
работники НИЦ металлургического комбината (Моск. обл.) | 25,6 | 6,6 |
работники страховой компании. (Москва) | 26,6 | 7,0 |
комментаторы ТВ (прямой эфир) (Москва) | 29,0 | 9,2 |
менеджмент издательств (Москва, Санкт-Петербург) | 29,8 | 7,2 |
руководители собственных фирм (муж.) (Москва) | 33,2 | 4,9 |
Как быстро оценить кандидата: популярные психологические тесты для собеседований
Психологические тесты проводят на собеседованиях практически в каждой компании. DISC, STAR и другие тестирования, на которых оцениваются необходимые навыки кандидата — достаточно эффективны. Но что, если у рекрутера недостаточно времени на интервью или не было возможности как следует подготовиться? В этом случае вам помогут быстрые психологические тесты, которые определят, на какую должность подойдет кандидат.
Психогеометрический тест
Чтобы определить особенности поведения и индивидуальные черты характера, используйте психогеометрический тест. За 2-3 минуты вы сможете определить необходимую компетенцию для кандидата на любую должность.
Как провести? При проведении этого теста, рекрутер предлагает соискателю расположить такие геометрические фигуры, как квадрат, прямоугольник, треугольник, круг и зигзаг в произвольном порядке. Первой располагается самая значимая для кандидата фигура, последней — наименее привлекательная.
Интерпретация результатов. Фигуры, которые предпочитает кандидат, отражают его ярко выраженные черты характера.
Фигуры | Качества |
Квадрат | Пунктуальный, организованный, соблюдает правила. Должности: секретарь, бухгалтер, инженер. |
Треугольник | Стремится к власти, трудолюбивый, решительный, уверенный в себе. Должности: лидерские позиции, руководители, топ-менеджеры |
Круг | Уравновешенный, ориентирован на других, имеет высокие коммуникативные навыки, эмпатичный. Должности: психолог, менеджер по работе с клиентами, HR-менеджер. |
Прямоугольник | Позитивный, инициативный, временами неопределенный, неконфликтный, коммуникабельный. Должности: менеджер по продажам, менеджер по работе с клиентами. |
Зигзаг | Креативно мыслит, постоянно обучается, любит перемены, владеет развитой интуицией. Должности: дизайнер, художник, креативщик. |
Плюсы теста: не требует подготовки у рекрутера и не занимает много времени у кандидата. Поскольку психогеометрический тест весьма распространен, кандидат может знать, как интерпретируются результаты, но с другой стороны он не может предугадать, какой психотип вы ищете.
Недостатки: этот тест не отражает полную картину компетенций и не полностью раскрывает психотип кандидата. Тем более, на его результаты может влиять множество факторов. Поэтому, данный тест рекомендовано использовать в сочетании с другими.
Тест «Любимый цвет»
Этот тест отлично подойдет для оценки черт характера кандидата и определить те, которые необходимы для конкретной должности. Например, если вы в поиске менеджера по продажам, то эффективнее всего будет работать тот соискатель, который предпочитает красные и желтые цвета.
Как провести? Вам необходимо подготовить 8 карточек с цветами: синий, зеленый, красный, желтый, фиолетовый, коричневый, серый, черный. Кандидат должен расположить все цвета в ниспадающем порядке от самого приятного до самого неприятного.
Интерпретация результатов. Давайте разберем, что означают эти цвета и их порядок.
Cиний. Потребность в эмоциональном спокойствии, внутренней гармонии, отдыхе. Такие личности стремятся к упорядоченности и стабильности, они действуют по установленному порядку. Любители синего спокойны, склонны доверять людям и следуют морально-этическим принципам.
Те, кто ставят синий на 6,7 и 8 позиции, отличаются беспокойным поведением и длительным внутренним напряжением. Они мечтают избавиться от обременительных обязательств.
Зеленый. Любители зеленого стремятся к улучшению условий жизни, отличаются хорошей логикой и критическим анализом, а также стремятся к признанию. Они контролируют не только свою жизнь, но и жизнь окружающих, стараясь оставаться эффективными и нужными.
Противники зеленого страдают от нехватки признания и испытывают трудности в борьбе с препятствиями к заветной цели. Чем дальше стоит зеленый в списке цветов, тем больше кандидат испытывает желание самоутвердиться, имеет склонность к критике и проявляет упрямство.
Красный. Этот цвет любят волевые и активные. Они знают чего хотят, живут настоящим и практически всегда добиваются своих целей. «Красные» успешно работают как в коллективе, так и самостоятельно.
Отвергают этот цвет те, кому не хватает жизненной энергии. На последние места также красный ставят те, кто видит в нем угрозу. Они защищаются от всего, что может выйти из под контроля и осложнить ситуацию.
Желтый. Те, кто предпочитает желтый цвет, всегда идут вперед. Они — амбициозны, оптимистичны и заряжают других энергией. Также, как и «зеленые», стремятся занять высокое положение, но делают это более расслабленно и сдержанно.
Желтый цвет не любят люди, которые переживают в своей жизни не самый легкий период или по натуре являются одиночками. Бывает так, что отвергая желтый, человек ставит на первое место синий. Это может означать желание мира и спокойствия и тенденцию держаться за привычное, не принимая изменений.
Фиолетовый. Любителей фиолетового едва ли можно назвать реалистами. Они любят очаровывать других, вызывать восторг и восхищение. «Фиолетовых» необходимо постоянно хвалить и быть готовым к их эмоциональной неустойчивости. Они остро реагируют на критику и предпочитают не брать на себя ответственность.
Противники фиолетового сдержаны в эмоциях и критичны. Им трудно заводить действительно близкие и прочные отношения с другими людьми.
Коричневый. Те, кто ставят коричневый на первое и второе места, ценят семейный уют и безопасность. Они обладают ярко выраженным «стадным чувством» и нуждаются в физическом ощущении благополучия.
Если коричневый располагается с 5 по 7 место, то это не имеет особого значения в оценке кандидатов. Но если он занимает 8 место — перед вами типичный индивидуалист.
Серый. Этот цвет еще называют бесцветным. Он нейтрален, как и поведение «серых». Если он стоит на первом месте, это означает, что человек стремится отделиться от остального мира, быть незаметным. Он контролирует свои действия, и как-бы стремится улучшить обстоятельства своим бездействием.
Те, кто ставят серый на последнее место могут быть излишне назойливыми и любопытными. Они считают этот цвет скучным, предпочитая другие цвета с конкретными стимулами и используют любую возможность в достижении своих целей.
Черный. По своей природе этот цвет означает отрицание и отказ. Черный в первой половине ряда говорит о протесте существующего положения, неразумном бунте против определенных жизненных обстоятельств. Если черный стоит вторым, важно отметить, какой цвет занимает первое место. Например, соседство черного и желтого на первых местах означает стремление к резким переменам, которые призваны улучшить текущее положение.
На восьмом месте черный располагают те, кто стремится сохранять контроль над собственными решениями и действиями.
Отметим, что восьмицветовой тест Люшера имеет подробную и глубокую расшифровку, поэтому для более точных результатов его целесообразно проводить онлайн. Например, здесь.
Плюсы: любимый цвет мы выбираем на уровне подсознания и дать социально желаемый ответ крайне трудно.
Недостатки: требует времени для подробной расшифровки результатов. Тест не отражает на 100% личность соискателя, но может использоваться, как дополнительный опросник.
Тест на честность
Еще один интересный и быстрый тест используют менеджеры некоторых крупных компаний. Он позволяет проверить кандидата на смелость и честность.
Как провести? В конце собеседования HR-специалисты просят оценить их интервьюера по десятибалльной шкале.
Интерпретация результатов. Ответ соискателя может многое рассказать о его личности. Например, 10 баллов обычно ставят льстецы, а 1 — критики. Объективной оценкой будет цифра от 6 до 9, если, конечно, рекрутер не провалил собеседование.
Плюсы: в этом тесте, кандидат демонстрирует умение соединять в себе смелость и дипломатичность, давая откровенный ответ.
Недостатки: соискатели все равно стараются дать социально желаемый ответ.
Когда необходимо использовать быстрые тесты?
Если у рекрутера в силу различных обстоятельств нет возможности подготовить полноценный опросник, то быстрые тесты могут частично заменить его и дать необходимые результаты. Стоит помнить, что такие психологические тесты не направлены на выявление необходимых компетенций, а дают информацию о личности в целом. Результаты желательно подтверждать другими опросами, проведенными на следующем этапе собеседования, поскольку, из-за распространенности этих тестов, соискатели могут давать ответы, которые вы хотели бы от них услышать.
[Решено] Детский апперцептивный тест (CAT) Метод измерения личности
Этот вопрос ранее задавался в
Официальный документ 1: UTET 2019, документ 1 (английский-I/хинди-II)
Просмотреть все документы UTET >
- Skinner
- Bellak
- Holland
- Murray
Вариант 2: Bellak
Бесплатно
Развитие ребенка и педагогика — 1
6,3 тыс. пользователей
15 вопросов
15 баллов
15 минут
Детский апперцептивный тест (CAT) — это проективный личностный тест, используемый для оценки индивидуальных вариаций реакции детей на стандартизированные стимулы, представленные в виде изображений животных в обычных социальных ситуациях.
Ключевые моменты
CAT, , разработанный Беллаком и Беллаком (1949), основан на тесте тематической апперцепции взрослых. ТАТ, созданный психологом Генри А. Мюрреем, использует стандартную серию из 31 карточки с картинками для оценки восприятия межличностных отношений.
- Основной целью КПП является оценка личности, уровня зрелости и, зачастую, психологического здоровья детей.
- Теория состоит в том, что реакция ребенка на серию рисунков животных в знакомых ситуациях, вероятно, раскрывает важные аспекты личности ребенка.
- Некоторые из этих измерений личности включают уровень проверки реальности и суждения, контроль и регулирование влечений, защиты, конфликты и уровень автономии.
- Анализируются полученные ответы и очерчивается личность ребенка, которая может состоять из доминирующих влечений, эмоций, чувств, конфликтов и комплексов.
Таким образом, из вышеупомянутых пунктов становится ясно, что метод измерения Личности Детского апперцептивного теста (CAT) был предоставлен Беллаком.
Дополнительная информация
- Подобно ТАТ и тесту чернильных пятен Роршаха, CAT представляет собой тип инструмента оценки личности, известный как проективный тест. Термин проективный относится к понятию, созданному Зигмундом Фрейдом.
- Согласно теории Фрейда, бессознательные мотивы контролируют большую часть человеческого поведения. Проекция — это психологический механизм, с помощью которого человек бессознательно проецирует внутренние чувства на внешний мир, а затем воображает, что эти чувства выражаются внешним миром по отношению к нему самому.
Поделиться в WhatsApp
Последнее обновление: 23 февраля 2023 г.
Совет школьного образования штата Уттаракханд опубликовал на официальном сайте окончательный ответ UTET и результаты UTET за 2022 год. Экзамен был проведен 30 сентября 2022 года. Совет школьного образования штата Уттаракханд опубликовал уведомление о проведении квалификационного экзамена учителей штата Уттаракханд (UTET) 2022 года. Уттаракханд.
Предлагаемые экзамены
Детский апперцептивный тест | Encyclopedia.com
Определение
Детский апперцептивный тест (CAT) — это проективный личностный тест, используемый для оценки индивидуальных вариаций в реакциях детей на стандартизированные стимулы, представленные в виде изображений животных (CAT-A) или людей (CAT-H). ) в обычных социальных ситуациях. В дополнении к КАТ — КАТ-С — стимулы включают изображения общих детей 9.0095 семья
ситуации, такие как длительные болезни, рождения, смерти и разлуки с родительскими фигурами.Назначение
CAT используется для оценки личности, уровня зрелости и, часто, психологического здоровья. Теория состоит в том, что реакции ребенка на серию из 90 095 рисунков 90 096 животных или людей в знакомых ситуациях, вероятно, раскрывают важные аспекты личности ребенка. Некоторые из этих параметров личности включают в себя уровень проверки реальности и суждений, контроль и регулирование влечений, защиты, конфликты и уровень автономии.
Описание
CAT, разработанный психиатром и психологом Леопольдом Беллаком и Соней Сорель Беллак и впервые опубликованный в 1949 году, основан на тесте рассказа по картинкам, называемом Тематический апперцептивный тест (TAT). ТАТ, созданный психологом Генри А. Мюрреем для детей (от десяти лет и старше), а также для взрослых, использует стандартную серию из 31 карточки с картинками для оценки восприятия межличностных отношений. Карточки, на которых изображены люди в различных обычных ситуациях, используются для стимулирования рассказов или описаний (устно или письменно) об отношениях или социальных ситуациях и могут помочь выявить доминирующие побуждения, эмоции, чувства, конфликты и комплексы. Экзаменатор резюмирует и интерпретирует истории в свете некоторых общих психологических тем.
При создании оригинальной КПП вместо человеческих фигур, изображенных в ТАТ, использовались фигурки животных, поскольку предполагалось, что детям от трех до десяти лет будет легче идентифицировать себя с рисунками животных. Первоначальный CAT состоял из десяти карточек, изображающих фигуры животных (CAT-A) в социальных условиях человека. Позже Беллаки разработали CAT-H, который включал человеческие фигуры, для использования у детей, которые по разным причинам больше идентифицировали себя с человеческими, а не с фигурками животных. Дополнение к CAT (CAT-S), которое включало изображения детей в обычных семейных ситуациях, было создано для получения конкретных, а не универсальных ответов.
Подобно ТАТ и тесту чернильных пятен Роршаха, КАТ представляет собой тип оценки личности, известный как проективный тест. Термин проективный относится к понятию, созданному Зигмундом Фрейдом. Согласно теории Фрейда бессознательные мотивы контролируют большую часть человеческого поведения. Проекция — это психологический механизм, с помощью которого человек бессознательно проецирует внутренние чувства на внешний мир, а затем воображает, что эти чувства выражаются внешним миром по отношению к нему самому.
В отличие от когнитивных тестов, в которых используются интеллектуальные и логические задачи для измерения того, что человек знает о мире, проективные тесты, такие как CAT, разработаны так, чтобы быть открытыми и поощрять свободное выражение мыслей и чувств, тем самым выявляя, как человек думает и чувствует.
Администрация
CAT, проведение которого занимает 20–45 минут, проводится квалифицированным специалистом — психиатром, психологом, социальным работником, учителем или специально обученным педиатром — в клинических, исследовательских или образовательных учреждениях. Тест можно использовать непосредственно в терапии или в качестве играть в технику в других настройках.
После тщательного установления контакта с ребенком экзаменатор показывает ребенку одну карточку за другой в определенной последовательности (хотя по усмотрению экзаменатора может быть использовано менее десяти карточек) и побуждает ребенка рассказать историю – с началом, середина и конец — о персонажах. Экзаменатор может попросить ребенка описать, например, что привело к изображенной сцене, эмоции персонажей и что может произойти в будущем.
Оценка
В проективном тесте, таком как CAT, нет правильного или неправильного ответа. Таким образом, для теста не существует числовой оценки или шкалы. Администратор теста фиксирует суть каждой из рассказанных историй и указывает на наличие или отсутствие тех или иных тематических элементов на предоставленной форме. Как и в ТАТ, каждая история тщательно анализируется, чтобы выявить основные потребности, конфликты, эмоции, отношения и модели реагирования ребенка. Создатели CAT предлагают ряд из десяти переменных, которые следует учитывать при интерпретации результатов. Эти переменные включают основную тему рассказа, потребности главного героя, побуждения, тревоги, конфликты, страхи и представление ребенка о внешнем мире.
Надежность и валидность
Хотя считается, что ответы в проективных тестах отражают характеристики личности, многие эксперты ставят под сомнение надежность, валидность и, следовательно, полезность этих тестов как диагностических методов.
КПП, как и другие проективные меры, подвергался критике за отсутствие стандартизированного метода администрирования, а также за отсутствие стандартных норм интерпретации. Исследования взаимодействия между экзаменаторами и испытуемыми показали, например, что раса, пол и социальный класс обоих участников влияют на рассказываемые истории, а также на то, как истории интерпретируются экзаменатором.
Предлагаемое использование
CAT, предназначенный для использования в клинических, образовательных и исследовательских учреждениях, предоставляет экзаменатору источник данных, основанный на восприятии и воображении ребенка, для лучшего понимания текущих потребностей ребенка, мотивы, эмоции и конфликты, как сознательные, так и бессознательные. Его использование в клинической оценке обычно является частью более крупного набора тестов и данных интервью.
Родительские заботы
Хотя CAT может предоставить полезную информацию о личности ребенка, CAT как проективная мера в значительной степени зависит от интерпретации администратора теста и часто упоминается как инструмент оценки, а не как тест.
В дополнение к сомнению общей надежности и валидности всех проективных тестов, некоторые эксперты утверждают, что культурные и языковые различия среди протестированных детей могут повлиять на выполнение теста CAT и привести к неточным результатам теста.
Родители должны иметь в виду, что психологические тесты , такие как CAT, которые должны проводиться только хорошо обученными специалистами, являются лишь одним из элементов психологической оценки ребенка. Эти инструменты никогда не должны использоваться в качестве единственной основы для постановки диагноза. Детальный обзор психологической, медицинской, образовательной или другой соответствующей истории необходим, чтобы заложить основу для интерпретации результатов любого психологического измерения.
КЛЮЧЕВЫЕ ТЕРМИНЫ
Апперцепция — Процесс понимания посредством связи с предыдущим опытом.
Проективный тест — Тип психологического теста, который оценивает модели мышления, наблюдательность, чувства и отношения человека на основе ответов на неоднозначные тестовые материалы. Проективные тесты часто используются для оценки пациентов с расстройствами личности.
Тест Роршаха — Известный проективный тест, в котором испытуемых просят описать серию черных или цветных чернильных пятен. Чернильные пятна позволяют пациенту проецировать свои интерпретации, которые можно использовать для диагностики конкретных расстройств. Также известен как психодиагностический тест Роршаха.
Ресурсы
КНИГИ
Маккой, Дороти. Полное руководство по личностным тестам. Инглвуд, Калифорния: Champion Press, 2005.
Пол, Энни Мерфи. Культ личности: как личностные тесты приводят нас к неправильному обучению наших детей, неправильному управлению нашими компаниями и неправильному пониманию самих себя. Riverside, NJ: Simon & Schuster, 2004.
ПЕРИОДИЧЕСКИЕ ИЗДАНИЯ
Camara, W.J., et al. «Использование психологических тестов: значение в профессиональной психологии». Профессиональная психология: исследования и практика 31 (2000): 141–54.
Kamphaus, R.W., et al. «Современные тенденции психологического тестирования детей». Профессиональная психология: исследования и практика 31 (2000): 155–64.
ОРГАНИЗАЦИИ
Комитет Американской психологической ассоциации по психологическим тестам и оценкам.