Тест Кот. Вопросы и ответы.
Тест КОТ (Краткий ориентировочный, отборочный тест, В.Н. Бузин, Э.Ф. Вандерлик) предназначен для диагностики общего уровня интеллектуальных способностей. КОТ является адаптацией теста Вандерлика. Методика КОТ относится к категории тестов умственных способностей (IQ), свидетельствующих об общем уровне интеллектуального развития индивида. В тестах на определение IQ индивиду предъявляется серия заданий, подобранных таким образом, чтобы была обеспечена адекватная выборка всех важнейших интеллектуальных функций для проникновения в «критические точки интеллекта». КОТ предусматривает психодиагностику следующих параметров интеллекта: способность к обобщению и анализу, гибкость мышления, скорость и точность восприятия материала, грамотность, выбор оптимальной стратегии и т. д. Опросник КОТ был разработан как отборочный, для людей, претендующих на дальнейшее обучение. Тест КОТ также позволяет получить развернутую характеристику сформированности познавательной адаптации субъекта в мире в целом.
Источник: http://psycabi.net/
Тест предназначен для определения интегрального показателя общих способностей.
Инструкция к тесту: «Вам предлагается несколько простых заданий. Прочтите внимательно эту страницу и без команды не переворачивайте ее.
Познакомьтесь с образцами заданий и правильными ответами на них:
1. «Быстрый» является противоположным по смыслу слову:
- тяжелый,
- упругий,
- скрытный,
- легкий,
- медленный.
- Правильный ответ: 5
2. Бензин стоит 44 цента за литр. Сколько стоит 2,5 литра?
- Правильный ответ: 110 центов или 1,1 доллар.
3. Минер – минор. Эти два слова являются:
- сходными,
- противоположными,
- ни сходными, ни противоположными по значению.
- Правильный ответ: 3.
Тест, который Вам будет предложен сейчас, содержит 50 вопросов. На выполнение теста Вам дается 15 минут. Ответьте на столько вопросов, на сколько сможете, и не тратьте много времени на один вопрос. Если необходимо – пользуйтесь бумагой для записи. О том, что Вам не понятно, спросите сейчас. Во время выполнения теста ответы на ваши вопросы даваться не будут.
После команды «Начали!» переверните страницу и начинайте работать.
Через 15 минут, по команде, сразу же прекратите выполнение заданий, переверните страницу и отложите ручку.
Сосредоточьтесь. Положите ручку справа от себя. Ждите команды.
«Начали!»
Тестовый материал:
1. Одиннадцатый месяц года – это:
- октябрь,
- май,
- ноябрь,
- февраль.
2. «Суровый» является противоположным по значению слову:
- резкий,
- строгий,
- мягкий,
- жесткий,
- неподатливый
3. Какое из приведенных ниже слов отлично от других:
- определенный,
- сомнительный,
- уверенный,
- доверие,
- верный
4. Ответьте Да или Нет.
- Сокращение «н.э.» означает: «нашей эры» (новой эры)?
5. Какое из следующих слов отлично от других:
- петь,
- звонить
- болтать
- слушать
- говорить
6. Слово «безукоризненный» является противоположным по своему значению слову:
- незапятнанный,
- непристойный,
- неподкупный,
- невинный,
- классический
7. Какое из приведенных ниже слов относится к слову «жевать» как обоняние и нос:
- сладкий,
- язык,
- запах,
- зубы,
- чистый
8. Сколько из приведенных ниже пар слов являются полностью идентичными?
- Sharp M.C. Sharp M.C.
- Filder E. H. Filder E.N.
- Connor M.G. Conner M.G.
- Woesner O.W. Woerner O.W.
- Soderquist P.E. Soderquist B.E.
9. «Ясный» является противоположным по смыслу слову:
- очевидный,
- явный,
- недвусмысленный,
- отчетливый,
- тусклый
10. Предприниматель купил несколько подержанных автомобилей за 3500 долларов, а продал их за 5500 долларов заработав при этом 50 долларов за автомобиль. Сколько автомобилей он продал? 40
11. Слова «стук» и «сток» имеют:
- сходное значение,
- противоположное,
- ни сходное, ни противоположное
12. Три лимона стоят 45 центов. Сколько стоит 1,5 дюжины. 2.7 (270)
13. Сколько из этих 6 пар чисел являются полностью одинаковыми?
- 5296 5296
- 66986 69686
- 834426 834426
- 7354256 7354256
- 61197172 61197172
- 83238224 83238234
14. «Близкий» является противоположным слову:
- дружеский,
- приятельский,
- чужой,
- родной,
- иной.
15. Какое число является наименьшим:
- 6
- 0,7
- 9
- 36
- 0,31
- 5
16. Расставьте предлагаемые ниже слова в таком порядке, чтобы получилось правильное предложение. В качестве ответа запишите две последние буквы последнего слова. ни
- одни ухода они гостей после наконец остались
17. Какой из приведенных ниже пяти рисунков наиболее отличен от других? 4
18. Два рыбака поймали 36 рыб. Первый поймал в 8 раз больше, чем второй. Сколько поймал второй? 4
19. «Восходить» и «возродить» имеют:
- сходное значение,
- противоположное,
- ни сходное, ни противоположное.
20. Расставьте предлагаемые ниже слова в таком порядке, чтобы получилось утверждение. Если оно правильно, то ответ будет П, если неправильно – Н.
- Мхом обороты камень набирает заросший.
21. Две из приведенных ниже фраз имеют одинаковый смысл, найдите их:
- Держать нос по ветру.
- Пустой мешок не стоит.
- Трое докторов не лучше одного.
- Не все то золото, что блестит.
- У семи нянек дитя без глаза.
22. Какое число должно стоять вместо знака «?» 31:
- 73 66 59 52 45 38 ?
23. Длительность дня и ночи в сентябре почти такая же, как и в:
- июне,
- марте,
- мае,
- ноябре.
24. Предположим, что первые два утверждения верны. Тогда заключительное будет:
- верно,
- неверно,
- неопределенно
- Все передовые люди – члены партии.
- Все передовые люди занимают крупные посты.
- Некоторые члены партии занимают крупные посты.
25. Поезд проходит 75 см за 1/4 с. Если он будет ехать с той же скоростью, то какое расстояние он пройдет за 5 с? 1500 (15)
26. Если предположить, что два первых утверждения верны, то последнее:
- верно,
- неверно,
- неопределенно
- Боре столько же лет, сколько Маше.
- Маша моложе Жени.
- Боря моложе Жени.
27. Пять полукилограммовых пачек мясного фарша стоят 2 доллара. Сколько килограмм фарша можно купить за 80 центов?1
28. Расстилать и растянуть. Эти слова:
- схожи по смыслу,
- противоположны,
- ни схожи, ни противоположны.
29. Разделите эту геометрическую фигуру прямой линией на две части так, чтобы, сложив их вместе, можно было получить квадрат: 2-13
30. Предположим, что первые два утверждения верны. Тогда последнее будет:
- верно,
- неверно,
- неопределенно
- Саша поздоровался с Машей.
- Маша поздоровалась с Дашей.
- Саша не поздоровался с Дашей.
31. Автомобиль стоимостью 2400 долларов был уценен во время сезонной распродажи на 33 1/3%. Сколько стоил автомобиль во время распродажи? 1600
32. Три из пяти фигур нужно соединить таким образом, чтобы получилась равнобедренная трапеция:1,2,4
33. На платье требуется 2 1/3м. ткани. Сколько платьев можно сшить из 42 м? 18
34. Значения следующих двух предложений:
- сходны,
- противоположны,
- ни сходны, ни противоположны
- Трое докторов не лучше одного.
- Чем больше докторов, тем больше болезней.
35. Увеличивать и расширять. Эти слова:
- сходны,
- противоположны,
- ни сходны, ни противоположны
36. Смысл двух английских пословиц:
- схож,
- противоположен,
- ни схож, ни противоположен.
- Швартоваться лучше двумя якорями.
- Не клади все яйца в одну корзину.
37. Бакалейщик купил ящик с апельсинами за 3,6 долларов. В ящике их было 12 дюжин. Он знает, что 2 дюжины испортятся еще до того, как он продаст все апельсины. По какой цене ему нужно продавать апельсины, чтобы получить прибыль в 1/3 закупочной цены? 4,8
38. Претензия и претенциозный. Эти слова по своему значению:
- схожи,
- противоположны,
- ни сходны, ни противоположны
39. Если бы полкило картошки стоило 0,0125 доллара, то сколько килограмм можно было бы купить за 50 центов? 20
40. Один из членов ряда не подходит к другим. Каким числом Вы бы его заменили: 1/8
- 1/4 1/8 1/8 1/4 1/8 1/8 1/4 1/8 1/6
41. Отражаемый и воображаемый. Эти слова являются:
- сходными,
- противоположными,
- ни сходными. ни противоположными
42. Сколько соток составляет участок длиною 70 м и шириной 20 м? 14
43. Следующие две фразы по значению:
- сходны,
- противоположны,
- ни сходны, ни противоположны
- Хорошие вещи дешевы, плохие дороги.
- Хорошее качество обеспечивается простотой, плохое – сложностью.
44. Солдат, стреляя в цель, поразил ее в 12.5% случаев. Сколько раз солдат должен выстрелить, чтобы поразить все сто процентов? 800
45. Один из членов ряда не подходит к другим. Какое число Вы бы поставили на его место: 1/10
- 1/4 1/6 1/8 1/9 1/12 1/14
46. Три партнера по акционерному обществу (АО) решили поделить прибыль поровну. Т. вложил в дело 4500 долларов, К. – 3500 долларов, П. – 2000 долларов. Если прибыль составит 2400 долларов, то насколько меньше прибыль получит Т. по сравнению с тем, как если бы прибыль была разделена пропорционально вкладам? 280
47. Какие две из приведенных ниже пословиц имеют сходный смысл:
- Куй железо, пока горячо.
- Один в поле не воин.
- Лес рубят, щепки летят.
- Не все то золото, что блестит.
- Не по виду суди, а по делам гляди.
48. Значение следующих фраз:
- сходно,
- противоположно,
- ни сходно, ни противоположно
- Лес рубят щепки летят.
- Большое дело не бывает без потерь.
49. Какая из этих фигур наиболее отлична от других? 3
50. В печатающейся статье 24000 слов. Редактор решил использовать шрифт двух размеров. При использовании шрифта большого размера на странице умещается 900 слов, меньшего – 1200. Статья должна занять 21 полную страницу в журнале. Сколько страниц должно быть напечатано меньшим шрифтом? 17
КЛЮЧ К ТЕСТУ№ Задания | Ключ | № Задания | Ключ |
1 | 3 | 26 | 1 |
2 | 3 | 27 | 1 |
3 | 2 | 28 | 1 |
4 | ДА | 29 | 2 – 13 |
5 | 4 | 30 | 3 |
6 | 2 | 31 | 1600 |
7 | 4 | 32 | 1, 2, 4 |
8 | 1 | 33 | 18 |
9 | 5 | 34 | 3 |
10 | 40 | 35 | 1 |
11 | 3 | 36 | 1 |
12 | 2,7 (270) | 37 | 4,8 |
13 | 4 | 38 | 1 |
14 | 3 | 39 | 20 |
15 | 0,31 | 40 | 1/8 |
16 | НИ | 41 | 3 |
17 | 4 | 42 | 14 |
18 | 4 | 43 | 1 |
19 | 3 | 44 | 800 |
20 | Н | 45 | 1/10 |
21 | 3,5 | 46 | 280 |
22 | 31 | 47 | 4, 5 |
23 | 2 | 48 | 1 |
24 | 1 | 49 | 3 |
25 | 1500 (15) | 50 | 17 |
Интерпретация (расшифровка) результатов теста
Анализ результатов целесообразно начинать с определения уровня общих умственных способностей. Для этого количество правильно решенных задач (Ип) соотносится со шкалой уровней.
Величина показателя Ип | Уровень общих умственных способностей |
13 и меньше | низкий |
14-18 | ниже среднего |
19-24 | средний |
25-29 | выше среднего |
30 и больше | высокий |
Диагностические возможности Краткого отборочного теста
Год издания и номер журнала:
2005, №3
Интегральный показатель интеллекта человека, оцененный с помощью тестов (IQ или иной), является одной из одной из наиболее практически значимых индивидуально-психологических характеристик человека, позволяющих дать оценку его возможностей и прогноз поведения в разнообразных сферах деятельности человека (Анастази, Урбина, 2001; Дружинин, 2001). Поэтому потребность практической психологии в простом и надежном инструменте интегральной диагностики интеллекта достаточно велика, однако известно лишь несколько тестов, которые могут быть использованы для этих целей для русскоязычных испытуемых. Широко известные интеллектуальные тесты Айзенка (Айзенк, 1996) являются популярными и их использование в профессиональных целях некорректно. Кроме того, они предназначены в первую очередь для лиц с интеллектом выше среднего, и вызывают значительные трудности и фрустрацию, связанную с многочисленными неудачами, у лиц, чей интеллект несколько ниже среднего. Прогрессивные матрицы Равена (Равен, Курт, Равен, 1996) позволяют надежно оценить интеллект, если изданы в хорошем полиграфическом исполнении, но слишком часто используются в сокращенном варианте с уменьшенными картинками, что существенно снижает их надежность. Кроме того, они не дают возможность оценить вербальный интеллект, что часто является необходимым.
Краткий отборочный тест, или КОТ (Бузин, 1992, 1998) не обладая отмеченными недостатками, имеет ряд несомненных достоинств, прежде всего:
— Быстрота и простота проведения тестирования (всего 15 минут), а также относительная простота размножения самого теста (3 листа) и обработки.
— Адекватная сложность для контингентов с различным интеллектуальным уровнем: от школьников из класса коррекции до выпускников престижных вузов и успешных предпринимателей.
К ограничениям данного теста, которые необходимо знать тем, кто им пользуется, можно отнести скоростной характер теста, который не дает возможность оценить способность испытуемых к выполнению заданий высокого уровня трудности. Кроме того, необходимость выполнять задания теста с высокой скоростью создает преимущества для более молодых испытуемых и трудности для испытуемых старше 40 лет; это необходимо учитывать при оценке результатов.
Одним из главных недостатков КОТ является отсутствие популяционных норм и немногочисленность возрастных и профессиональных групп, нормы для которых приведены в руководстве к тесту. Кроме того, далеко не все советы и рекомендации по использованию теста могут быть безоговорочно приняты практическими психологами (например, испытуемому с недостаточно развитыми вербальными способностями «можно рекомендовать чтение толковых словарей, словарей крылатых выражений и слов, пословиц и поговорок, словарей иностранных слов и двуязычных словарей и решать лингвистические задачи»).
Накопленный нами опыт применения КОТ показывает, что его использование целесообразно и эффективно для решения широкого круга задач практической психологии. Цель данной статьи — процемонстрировать диагностические возможности применения КОТ и дать методические рекомендации по использованию теста для решения разнообразных задач практической психологии.
1. Основные показатели КОТ
Основным показателем теста, позволяющим дать интегральную оценку интеллекта, является количество правильных ответов, данных за 15 минут (стандартное время выполнения теста). Результат испытуемого следует сравнить с имеющимися данными по соответствующим возрастным и профессиональным группам (как уже отмечалось, русскоязычных популяционных норма для КОТ пока нет). В дополнение к руководству к тесту можно использовать таблицы 1-3. Следует отметить, что представленные в них данные получены на группах от 10 до 40 человек (тестирование проводили студенты ИППиП) и не могут считаться полноценными тестовыми нормами. Результат испытуемого, укладывающийся в интервал M + — sigma , где М — среднее по группе, а sigma — стандартное отклонение, следует признать соответствующим возрастной или профессиональной норме (его показывают около двух третей испытуемых в данной популяции).
Дополнительные диагностические возможности появляются тогда, когда после выполнения заданий на время испытуемому предоставляется возможность закончить задание без учета времени (для раздельного подсчета заданий выполненных за 15 минут и без учета времени целесообразно через 15 минут заменить испытуемому ручку, использовав для замены другой цвет). При этом появляются возможности как для элементов структурного анализа интеллекта, так и для учета таких показателей, как дополнительно затраченное на решение время и количество дополнительно решенных заданий, которые дают возможность косвенно оценить мотивацию испытуемого.
Структурная оценка интеллекта на основе КОТ затруднительна в связи с разным количеством заданий, соответствующим разным аспектам интеллекта и их разной сложностью, но в некоторых случаях возможна. Однако следует учесть, что подобные данные недостаточно надежны и могут использоваться лишь для самой приблизительной оценки. Целесообразно выделение следующих типов заданий, которые ориентированы преимущественно на выявление одного из факторов в структуре интеллекта.
1. Значение слов и фраз (20 заданий, возможно выделение заданий со словами и с фразами) — вербальный фактор
2. Математические последовательности (4 задания) — числовой фактор, низкий уровень сложности.
3. Математические задачи (13 заданий) — числовой фактор, средний и высокий уровень сложности.
4. Логические задачи (4 задания) ближе всего к общему интеллекту (по Спирмену), причем представленный заданиями относительно высокого уровня сложности.
5. Пространственные задачи (4 задания) — пространственно-символической фактор.
6. Осведомленность (3 задания).
7. Внимание (2 задания).
Для каждого типа задания подсчитывается количество заданий, решенных верно, решенных неверно (с ошибкой) и пропущенных (ответ не был дан) — см. ниже пример подсчета; пропущенные ответы можно объединить при подсчете с решенными неверно. Поскольку количество заданий для большинства типов невелико, то, как правило, имеет смысл оценивать лишь соотношение вербального и числового фактора, представленного относительно большим количеством заданий; содержательно оценивать уровень развития других факторов имеет смысл лишь при нулевом или 100%-ном результате по данному фактору.
2. Использование КОТ для решения практических задач обучения
Практика применения теста показывает, что тест обладает адекватной сложностью для школьников от 10 лет и выше и может использоваться для оценки интеллекта школьников, начиная с 5 класса.
Показаны достоверные различия по результатам теста между школьниками одного и того же возраста, обучающимися в различных типах учебных заведений: между учащимися обычных классов и классов коррекции, школы-интерната, а также интерната для подростков, совершивших противоправные действия; между школьниками общеобразовательных школ и гимназий (гимназических классов), лицеев, языковых школ. Также показаны достоверные различия по результатам теста между учениками с хорошей и плохой успеваемостью. Все это доказывает прогностическую ценность результатов КОТ для отбора учащихся в разные типы учебных заведений и для оценки успешности обучения.
На основе имеющихся данных можно предположить, что показатели КОТ различаются для разных типов учебных заведений, но в меньшей степени для различных регионов России. Однако учитывая разную практику обучения и отбора в разных школах и отсутствие популяционных норм, при использовании данных КОТ в конкретном учебном заведении следует руководствоваться прежде всего данными тестирования, полученными именно в этом заведении; данные таблицы 1 могут быть использованы для сравнения и приблизительной оценки.
Можно предложить следующие примерные рекомендации по использованию результатов КОТ для решения практических задач обучения.
При отборе учащихся в гимназии, лицеи и другие учебные заведения с повышенными требованиями к учащимся целесообразно ориентироваться на показатель КОТ не ниже, чем М-sigma для контингента учащихся этого учебного заведения.
При организации дифференцированного обучения желательно выделять в отдельные классы (группы) учащихся, чей показатель КОТ выходит за пределы М+-sigma для данного класса или школы.
При отсутствии возможностей для дифференцированного обучения следует учитывать, что учащиеся, чей результат по КОТ ниже, чем М-sigma, могут испытывать сложности при освоении школьной программы, и учителям следует уделять таким ученикам особое внимание. Учащиеся, чем показатель КОТ выходит за пределы М+sigma желательно предлагать задания повышенной сложности или рекомендовать поступление в гимназию (лицей)
При этом следует учитывать, что тестирование интеллекта является лишь одной из составных частей в комплексе мероприятий по отбору учащихся и их распределению по уровням обучения; тестирование не может подменять учета оценок, результатов вступительных испытаний, мнения учителей и школьного психолога и т.п. Следует также учитывать, что уровень общих способностей, измеряемый тестами интеллекта (и в частности, КОТ) у школьников достаточно изменчив, следовательно ни в коем случае нельзя рассматривать результат теста как «диагноз» или «приговор», что, к сожалению, нередко встречается. Поэтому школьным психологам следует быть особенно внимательны при сообщении результатов тестирования учителям, чтобы не создавать у них неверных установок по отношению к ученикам.
3. Использование КОТ в профессиональном консультировании
При профессиональном консультировании КОТ крайне редко используется в качестве единственного диагностического инструмента; поэтому данные КОТ как правило рассматриваются в комплексе с другими психодиагностическими показателями, результатами бесед и другими данными, используемыми в процессе консультирования. Однако хотя и редко, но бывают ситуации (как в приведенном ниже примере), когда именно результаты КОТ оказываются наиболее значимыми для процесса консультирования.
а) Интегральный показатель
При консультировании по развитию карьеры работающих специалистов или студентов старших курсов вузов следует сравнивать результат испытуемого с имеющимися показателями профессиональной группы, наиболее сходной с профессией испытуемого. При результатах выше М+sigma велика вероятность успешного карьерного роста; часто целесообразно получение дополнительного образования.
Пример. Елена, 28 лет, старшая медсестра хирургического отделения больницы. Школу окончила с серебряной медалью, мечтала стать врачом-хирургом, однако не продолжила образование после медицинского училища из-за рождения детей. Руководство больницы неоднократно предлагало Елене поступать учиться, но она отказывалась, считая, что «поезд ушел, мозгов не хватит». Перед выполнением теста сомневалась в своих возможностях: «Какой интеллект, были мозги да усохли». За 15 минут выполнила верно 35 заданий. После ознакомления с результатом и сравнения его с таблицей, аналогичной таблицам 2-3 из данной работы, у нее «словно крылья выросли»: появилась вера в свои способности. Через несколько месяцев после тестирования успешно сдала экзамены в медицинский институт.
Результату, выходящему за пределы М-sigma, далеко не всегда соответствует низкая профессиональная успешность. Однако возможности профессионального роста, изменения характера работы, освоения новых технологий у таких работников как правило ограничены, что следует учитывать при профессиональном консультировании. Стоит также отметить, что клиенты крайне редко считают причиной своих трудностей в работе или учебе недостаточно высокий интеллектуальный уровень, как правило, они используют механизмы психологической защиты, чтобы объяснить эти трудности или игнорировать их. Подобная ситуация может потребовать работы консультанта, выходящей за рамки профессионального консультирования.
При профессиональном консультировании старшеклассников и выпускников школ следует сравнить показатель испытуемого с данными студентов учебного заведения, сходного по профилю и «престижности» с учебным заведением, куда собирается поступать испытуемый. При результате испытуемого ниже среднего следует оценить мотивацию достижения испытуемого (высокая мотивация достижения повышает вероятность успешного поступления в вузе и обучения в нем), а также его желание и возможность интенсивной подготовки к вступительным экзаменам. При результате ниже М-sigma следует рассмотреть вопрос целесообразности поступления в данный вуз или возможности платного обучения. По нашим данным, возможность поступления на бесплатное обучение в авторитетных столичные вузы проблематична при показателе КОТ ниже 18-20. Следует также учитывать, что лица, имеющие показатели ниже М-sigma для данного вуза, часто испытывают существенные трудности в обучении, которые могут частично компенсироваться высокой мотивацией и интенсивными занятиями.
б) Структурный анализ
Как уже указывалось, он имеет вспомогательное значение из-за невысокой надежности. Соотношение вербального и математического фактора интеллекта можно, наряду с другими характеристиками, учитывать при выборе в пользу гуманитарного или технического образования. При консультировании взрослых имеет смысл обращать внимание на очень низкие показатели при решении математических задач, что является органичением для профессий, требующих манипулирования с числовым материалом (продавец-кассир, бухгалтер и пр. ). Большое количество пропущенных (не имеющих ответа, даже неправильного) математических задач в условиях отсутствия ограничения во времени решения встречается сравнительно часто и свидетельствует о низкой самооценке своих математических способностей.
в) Особенности мотивации
Особенности мотивации можно оценить, учитывая время, затраченное на выполнение заданий по истечении обязательных 15 минут, количество заданий, выполненных в дополнительное время, а также количество заданий, оставшихся без ответа (пропущенных). В связи с отсутствием четких критериев для оценки этих показателей в выводах следует быть достаточно осторожным.
Пример. Алина, ученица 10 класса, английской школы, отличница. Собирается обучаться по профессии юриста-международника в престижном вузе. Родители предпочли бы для дочери экономическое образование, однако не настаивают на нем.
За 15 минут Алина выполнила верно 32 задания (интегральный показатель выше среднего для всех имеющихся групп студентов и для всех, кроме одной, групп профессионалов), причем она успела просмотреть все 50 заданий и выполнить (то есть, дать ответы, в том числе ошибочные) 45 из них (32 верно, 13 неверно, поэтому дополнительное время для решения не предоставлялось. Структурный анализ дал следующие результаты:
всего заданий | верно | неверно | пропущено | |
осведомленность | 3 | 3 | ||
внимание | 2 | 1 | 1 | |
простр. задачи | 4 | 2 | 1 | 1 |
логич. задачи | 4 | 3 | 1 | |
знач. слов и фраз | 20 | 15 | 3 | 2 |
матем. закономерн. | 4 | 4 |
Результаты структурного анализа свидетельствуют о превосходстве вербального фактора над математическим. Небольшое количество пропусков свидетельствует о высокой мотивации Алины. Можно предположить тенденцию к перфекционизму у испытуемой: ей удалось дойти за последнего задания за 15 минут, возможно, имело место стремление «решить все», которое определило излишнюю спешку (ошибка в задании на внимание).
По итогам тестирования, с учетом данных других методик, был предложено несколько гуманитарных специальностей. Получение экономического образования было признано нецелесообразным, с учетом желаний Алины и преобладания вербального, а не математического фактора в структуре интеллекта (невзирая на общий высокий показатель теста, испытуемой удалось решить менее трети математических задач). После обсуждения результатов Алина решила в 11 классе посещать подготовительные курсы при МГУ.
4. Использование КОТ в работе с персоналом.
Результаты применения КОТ в различных контингентах свидетельствуют о наличии взаимосвязи между результатами КОТ и профессиональными достижениями. Так, показаны достоверные различия интегрального показателя КОТ между успешными и неуспешными работниками, между специалистами со средним и с высшим образованием, между руководящим составом и рядовыми специалистами и т.п.
Пример. С помощью теста были обследованы две группы работников телевидения, разделенные на две группы: работающие и не работающие в прямом эфире (редактора и др. ). По сложившейся практике, те, кто вел прямой эфир, отбирались из работников, составлявших вторую группу, причем жесткие правила отбора отсутствовали. Бывали случаи, когда сотрудника, не справившегося с работой в прямом эфире, переводили обратно на редакторскую работу.
При обследовании были обнаруженны высокодостоверные различия по результатам теста между двумя группами. Причем в группе работающих в прямом эфире были показаны результаты КОТ в диапазоне 27-41, за исключением двух человек, показавших результаты 18 и 19. Один из них начал вести прямые эфиры всего несколько недель и на момент обследования было непонятно, насколько успешно он справляется с этой работой. Во второй группе не было показано результатов выше 20 баллов.
Эти и другие подобные данные позволяют считать КОТ полезным инструментом при отборе персонала и решении других задач кадровой работы.
При использовании КОТ для отбора персонала целесообразно предварительно провести обследование уже работающих сотрудников и установить локальные нормы для конкретной организации. Использование норм, установленных в другой организации для той же профессии, нежелательно, т.к. средние результаты теста зависят от многих факторов: региона, кадровой политики организации, конкретных должностных обязанностей сотрудников и т.п. Поэтому данные, полученные для сотрудников той же профессии в другой организации, могут оказаться недостаточно надежными. Однако при отсутствии возможности провести тестирование работающего персонала организации, следует использовать наиболее подходящие данные из таблицы 3.
При решении кадровых вопросов можно предложить отсеивать при отборе сотрудников, чьи результаты не достигают значения М-sigma для уже работающих сотрудников. При результатах, превышающих М+sigma, целесообразно рассматривать вопрос о возможностях служебного роста, продолжения обучения и пр.
Тест может быть использован не только для оценки интеллекта, но и мотивации испытуемых, которая является важнейшим фактором профессиональной успешности.
Пример. Обследована группа торговых представителей (продажа жевательной резинки), поделенная на две подгруппы — успешных и неуспешных (по показателю объема продаж). При сопоставлении групп были выявлены не только различия по результатм выполнения теста за 15 минут (средние результаты составили 21,0 в группе успешных и 14,6 в группе неуспешных), но и различия в поведении в дополнительно отведенное время. В группе успешных агентов все испытуемые продолжили работу по истечении 15 минут, затратив дополнительно от 7 до 28 минут и оставив нерешенными не более 12 заданий. 43% неуспешных агентов отказались от продолжения выполнения теста по истечении 15 минут, а продолжившие затратили дополнительно от 5 до 10 минут, оставив невыполненными от 19 до 22 заданий. Три лучших агента показали лучшие результаты по КОТ (с учетом дополнительного времени)
Литература
Айзенк Г.Ю. (1996) Проверьте свои способности. М., Лань.
Анастази А., Урбина С. (2001). Психологическое тестирование. СПб., Питер.
Бузин В.Н. (1992, 1998) Краткий отборочный тест. М., Смысл (Психодиагностическая серия, выпуск. 4)
Дружинин В.Н. (2001). Когнитивные способности. Структура, диагностика, развитие. М. СПб, PerSe, ИМАТОН.
Равен Дж.К., Курт Дж.Х., Равен Дж. (1996). Стандартные прогрессивные матрицы. М., Когито.
Таблица 1 Результаты выполнения теста КОТ учащимися средней школы | ||
Контингент | сред. | ст. откл |
5 класс. (Москва) | 9,5 | 3,6 |
6 класс школы-интерната (Воронеж) | 6,9 | 5,3 |
6 класс языковой гимназии (Воронеж) | 17,2 | 4,6 |
7 класс (класс коррекции, Воронеж) | 6,4 | 2,1 |
7 кл. (спецшкола, девиантные подростки, Московская обл.) | 7,9 | 3,5 |
7 класса (Черкесск) | 11,7 | 4,0 |
7 класс. (Москва) | 12,3 | 4,6 |
7 класс гимназии (Москва) | 20,4 | 3,8 |
8 класс (Тюменская обл) | 10,0 | 3,8 |
8 класс (Московская обл. ) | 14,9 | 4,8 |
8 гимназический класс (Московская обл) | 18,2 | 2,8 |
9 класса (Москва) | 17,5 | 4,5 |
9 класс (Московская обл.) | 18,0 | 4,4 |
9 класс лицея при МФТИ | 25,6 | 6,2 |
10 класс гимназии (Москва) | 19,6 | 4,5 |
10 класс гуманитарного лицея (Москва) | 23,3 | 4,4 |
11 класс (Воркута) | 18,5 | 4,4 |
12 класс вечерней школы (Москва) | 18,0 | 4,3 |
Таблица 2 Результаты выполнения теста КОТ учащимися высших, средних специальных, профессиональных учебных заведений и курсов | ||
Контингент | сред. | ст. откл |
учащ. ПТУ, спец. столяр-плотник (Москва) | 11,7 | 4,8 |
учащ. ПТУ, спец. бухгалтер (Москва) | 12,3 | 3,7 |
учащ. медучилища (Минск) | 18,5 | 4,2 |
учащ. колледжа, спец. бухгалтер (Москва) | 18,6 | 2,6 |
студенты мед. ин-та (Караганда) | 20,2 | 6,9 |
курсанты Суворовского училища | 21,3 | 3,6 |
студенты Института туризма (Москва) | 22,9 | 7,4 |
студенты МАТИ, спец-ть менеджмент | 23,4 | 4,3 |
студенты Пед. ин-та, ф-т начального образования (Тюмень) | 23,9 | 2,1 |
студенты ф-та дизайна Худож. академии (Минск) | 24,4 | 4,0 |
студенты ИППиП | 25,6 | 6,7 |
студенты пед. ин-та, физ-мат. факультет (Тюмень) | 25,8 | 3,5 |
студенты МГУ, геологический факультет | 27,0 | 5,3 |
студенты МИФИ | 28,3 | 5,2 |
учащ. курсов «Эффективный менеджер» (Московская обл.) | 30,2 | 7,9 |
Таблица 3 Результаты теста КОТ у представителей различных профессиональных и социальных групп | ||
Контингент | сред. | ст. откл |
работники Мосэнерго | 15,9 | 4,8 |
фотомодели | 16,5 | 4,8 |
безработные (жен.) (Самара) | 17,0 | 5,0 |
безработные (Москва) | 17,8 | 7,1 |
торговые агенты (Москва) | 17,8 | 4,1 |
бортпроводники (Москва) | 18,5 | 4,9 |
секретари, экспедиторы АООТ (жен.) (Тюменская обл.) | 18,9 | 1,9 |
врачи (разные города) | 20,3 | 7,3 |
актеры, озвучивающие телефильмы (Москва) | 20,5 | 7,1 |
работники таможенного поста (Белгород) | 21,6 | 5,0 |
менеджеры, руководство АООТ (муж.) (Тюменская обл.) | 24,0 | 3,0 |
работники НИЦ металлургического комбината (Моск. обл.) | 25,6 | 6,6 |
работники страховой компании. (Москва) | 26,6 | 7,0 |
комментаторы ТВ (прямой эфир) (Москва) | 29,0 | 9,2 |
менеджмент издательств (Москва, Санкт-Петербург) | 29,8 | 7,2 |
руководители собственных фирм (муж. ) (Москва) | 33,2 | 4,9 |
Детский апперцептивный тест | Encyclopedia.com
Определение
Детский апперцептивный тест (CAT) — это проективный личностный тест, используемый для оценки индивидуальных вариаций в реакциях детей на стандартизированные стимулы, представленные в виде изображений животных (CAT-A) или людей (CAT-H). ) в обычных социальных ситуациях. В дополнение к CAT — CAT-S — стимулы включают изображения детей в обычных семейных ситуациях, таких как длительные болезни, рождения, смерти и разлуки с родительскими фигурами.
Назначение
CAT используется для оценки личности, уровня зрелости и, часто, психологического здоровья. Теория состоит в том, что реакции ребенка на серию из рисунков животных или людей в знакомых ситуациях, вероятно, раскрывают важные аспекты личности ребенка. Некоторые из этих параметров личности включают в себя уровень проверки реальности и суждений, контроль и регулирование влечений, защиты, конфликты и уровень автономии.
Описание
CAT, разработанный психиатром и психологом Леопольдом Беллаком и Соней Сорель Беллак и впервые опубликованный в 1949 году, основан на тесте рассказов по картинкам, который называется Thematic Apperception Test (TAT). ТАТ, созданный психологом Генри А. Мюрреем для детей (от десяти лет и старше), а также для взрослых, использует стандартную серию из 31 карточки с картинками для оценки восприятия межличностных отношений. Карточки, на которых изображены люди в различных обычных ситуациях, используются для стимулирования рассказов или описаний (устно или письменно) об отношениях или социальных ситуациях и могут помочь выявить доминирующие побуждения, эмоции, чувства, конфликты и комплексы. Экзаменатор резюмирует и интерпретирует истории в свете некоторых общих психологических тем.
При создании оригинальной КПП вместо человеческих фигур, изображенных в ТАТ, использовались фигурки животных, поскольку предполагалось, что детям от трех до десяти лет будет легче идентифицировать себя с рисунками животных. Первоначальный CAT состоял из десяти карточек, изображающих фигуры животных (CAT-A) в социальных условиях человека. Позже Беллаки разработали CAT-H, который включал человеческие фигуры, для использования у детей, которые по разным причинам больше идентифицировали себя с человеческими, а не с фигурками животных. Дополнение к CAT (CAT-S), которое включало изображения детей в обычных семейных ситуациях, было создано для получения конкретных, а не универсальных ответов.
Подобно ТАТ и тесту чернильных пятен Роршаха, КАТ представляет собой тип оценки личности, известный как проективный тест. Термин проективный относится к понятию, созданному Зигмундом Фрейдом. Согласно теории Фрейда бессознательные мотивы контролируют большую часть человеческого поведения. Проекция — это психологический механизм, с помощью которого человек бессознательно проецирует внутренние чувства на внешний мир, а затем воображает, что эти чувства выражаются внешним миром по отношению к нему самому.
В отличие от когнитивных тестов, в которых используются интеллектуальные и логические задачи для измерения того, что человек знает о мире, проективные тесты, такие как CAT, разработаны так, чтобы быть открытыми и поощрять свободное выражение мыслей и чувств, тем самым выявляя, как человек думает и чувствует.
Администрирование
CAT, проведение которого занимает 20–45 минут, проводится квалифицированным специалистом — психиатром, психологом, социальным работником, учителем или специально обученным педиатром — в клинических, исследовательских или образовательных учреждениях. Тест можно использовать непосредственно в терапии или в качестве играть в технику в других настройках.
После тщательного установления контакта с ребенком экзаменатор показывает ребенку одну карточку за другой в определенной последовательности (хотя по усмотрению экзаменатора может быть использовано менее десяти карточек) и побуждает ребенка рассказать историю – с началом, середина и конец — о персонажах. Экзаменатор может попросить ребенка описать, например, что привело к изображенной сцене, эмоции персонажей и что может произойти в будущем.
Оценка
В проективном тесте, таком как CAT, нет правильного или неправильного ответа. Таким образом, для теста не существует числовой оценки или шкалы. Администратор теста фиксирует суть каждой из рассказанных историй и указывает на наличие или отсутствие тех или иных тематических элементов на предоставленной форме. Как и в ТАТ, каждая история тщательно анализируется, чтобы выявить основные потребности, конфликты, эмоции, отношения и модели реагирования ребенка. Создатели CAT предлагают ряд из десяти переменных, которые следует учитывать при интерпретации результатов. Эти переменные включают основную тему рассказа, потребности главного героя, побуждения, тревоги, конфликты, страхи и представление ребенка о внешнем мире.
Надежность и валидность
Хотя считается, что ответы в проективных тестах отражают характеристики личности, многие эксперты ставят под сомнение надежность, валидность и, следовательно, полезность этих тестов как диагностических методов.
КПП, как и другие проективные меры, подвергался критике за отсутствие стандартизированного метода администрирования, а также за отсутствие стандартных норм интерпретации. Исследования взаимодействия между экзаменаторами и испытуемыми показали, например, что раса, пол и социальный класс обоих участников влияют на рассказываемые истории, а также на то, как истории интерпретируются экзаменатором.
Предлагаемое использование
CAT, предназначенный для использования в клинических, образовательных и исследовательских учреждениях, предоставляет экзаменатору источник данных, основанный на восприятии и воображении ребенка, для лучшего понимания текущих потребностей ребенка, мотивы, эмоции и конфликты, как сознательные, так и бессознательные. Его использование в клинической оценке обычно является частью более крупного набора тестов и данных интервью.
Родительские заботы
Хотя CAT может предоставить полезную информацию о личности ребенка, CAT как проективная мера в значительной степени зависит от интерпретации администратора теста и часто упоминается как инструмент оценки, а не как тест.
В дополнение к сомнению общей надежности и валидности всех проективных тестов, некоторые эксперты утверждают, что культурные и языковые различия среди протестированных детей могут повлиять на выполнение теста CAT и привести к неточным результатам теста.
Родители должны иметь в виду, что психологические тесты , такие как CAT, которые должны проводиться только хорошо подготовленными специалистами, являются лишь одним из элементов психологической оценки ребенка. Эти инструменты никогда не должны использоваться в качестве единственной основы для постановки диагноза. Детальный обзор психологической, медицинской, образовательной или другой соответствующей истории необходим, чтобы заложить основу для интерпретации результатов любого психологического измерения.
КЛЮЧЕВЫЕ ТЕРМИНЫ
Апперцепция — Процесс понимания посредством связи с предыдущим опытом.
Проективный тест — Тип психологического теста, который оценивает модели мышления, наблюдательность, чувства и отношение человека на основе ответов на неоднозначные тестовые материалы. Проективные тесты часто используются для оценки пациентов с расстройствами личности.
Тест Роршаха — Известный проективный тест, в котором испытуемых просят описать серию черных или цветных чернильных пятен. Чернильные пятна позволяют пациенту проецировать свои интерпретации, которые можно использовать для диагностики конкретных расстройств. Также известен как психодиагностический тест Роршаха.
Ресурсы
КНИГИ
Маккой, Дороти. Полное руководство по личностным тестам. Инглвуд, Калифорния: Champion Press, 2005.
Пол, Энни Мерфи. Культ личности: как личностные тесты приводят нас к неправильному обучению наших детей, неправильному управлению нашими компаниями и неправильному пониманию самих себя. Riverside, NJ: Simon & Schuster, 2004.
ПЕРИОДИЧЕСКИЕ ИЗДАНИЯ
Camara, W.J., et al. «Использование психологических тестов: значение в профессиональной психологии». Профессиональная психология: исследования и практика 31 (2000): 141–54.
Kamphaus, R.W., et al. «Современные тенденции психологического тестирования детей». Профессиональная психология: исследования и практика 31 (2000): 155–64.
ОРГАНИЗАЦИИ
Комитет Американской психологической ассоциации по психологическим тестам и оценкам. 750 First St., NE, Washington, DC 20002–4242. Веб-сайт:
ERIC Информационный центр по оценке и анализу. O’Boyle Hall, Департамент образования, Католический университет Америки, Вашингтон, округ Колумбия, 20064. Веб-сайт:
Женевьева Сломски, доктор философии.
Гейл Энциклопедия здоровья детей: от младенчества до подросткового возраста Slomski, Genevieve
ТЕСТ НА АППЕРЦЕПЦИЮ ДЕТЕЙ (CAT) — Careershodh
Примечания к главе 1. ТЕСТИРОВАНИЕ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ
C4. Инвентаризация личности и интересов – CAT
ТЕСТ НА ВНИМАНИЕ ДЛЯ ДЕТЕЙ (CAT)
ОПРЕДЕЛЕНИЕ И ЗНАЧЕНИЕ ЛИЧНОСТИ:
Согласно Allport; «Динамическая организация внутри индивидуума этих систем, определяющих его уникальное приспособление к окружающей среде, и есть Личность».
По Кеттеллу; «Личность — это то, что позволяет предсказать, что человек сделает в данной ситуации».
По Гилфорду; «Личность — это уникальный набор черт человека».
ТЕСТИРОВАНИЕ ЛИЧНОСТИ
- Самоотчет:
- Оценка поведения: Это прямая мера поведения человека, которая используется для описания характеристик, указывающих на личность. Он основан на принципах теории обучения. Поведенческая оценка особенно подходит для естественного наблюдения в контролируемых условиях с помощью оценочных шкал.
- Проективные тесты: Проекция может быть определена как защитный механизм, включающий размещение или проецирование собственных приемлемых мыслей на других, как будто эти мысли на самом деле принадлежат этим другим, а не вам. Оценить сознательные мотивы и чувства. Основано на предположении, что структурированный или неструктурированный стимул или ситуация позволит человеку проецировать свои чувства, желания и потребности на эту ситуацию.
- M Значение проективной техники- Проективные тесты представляют собой оценку личности, которая предъявляет субъекту неоднозначные визуальные стимулы и просит субъекта реагировать на все, что приходит ему на ум. В проективных методах респондентов просят интерпретировать поведение других. Интерпретируя поведение других, респонденты косвенно проецируют на ситуацию свои собственные мотивы, убеждения, отношения или чувства.
КЛАССИФИКАЦИЯ ПРОЕКТИВНЫХ МЕТОДОВ
Проективные тесты классифицируются на основании степени неоднозначности заданий теста и характера реакции испытуемого;
- СТЕПЕНЬ НЕОДНОЗНАЧНОСТИ
Неструктурированный: это означает, что элементы или атрибуты ситуации не образуют единого и четко определенного шаблона для всех, кто с ней сталкивается. Неоднозначная ситуация со стимулом может вызвать различные реакции у испытуемых, а также ряд различных реакций у человека. Таким образом, в проективном тесте у индивида есть широкие возможности проецировать свои собственные личностные качества, которые в большинстве своем латентны и неосознанны при интерпретации неструктурированной ситуации.
Полуструктурированные : Тесты, включенные в эту категорию, имеют определенный предмет, но мало конкретизируют, как следует обращаться с этим предметом. Они достаточно специфичны и ограничивают ответы испытуемых узким кругом ответов.
2. ПРИРОДА ОТВЕТА
1) Конститутивное: Все те тестовые ситуации, в которых испытуемый строит каркасные конструкции на материалах, которые еще не структурированы. Рисование пальцами и завершение рисунка — его лучшие примеры.
2) Конструктивный : Хотя внешне похож на конститутивный. Все те тестовые ситуации, в которых от испытуемого требуется построить указанное задание. От него требуется наложить степень структуры на ситуацию в направлении, указанном экзаменатором. Таким образом, тестовая ситуация конститутивной категории допускает свободное выражение склонности экзаменатора, тогда как тестовые ситуации конструктивной категории не дают такого разрешения.
3) Интерпретация: Все те тестовые ситуации, в которых испытуемый должен добавить к ситуации всеобъемлющее значение. В эту категорию включены Тематический апперцептивный тест (ТАТ) и Тест словесных ассоциаций.
4) Катарсический: Эта категория включает такие ситуации, когда испытуемому предоставляется возможность с помощью некоторых манипулятивных заданий высвободить свой конфликт, желание и т. д. В качестве лучшего примера приводятся игровые техники.
ТЕСТ ТЕМАТИЧЕСКОГО ВОСПРИЯТИЯ (ТАТ): Тест на тематическое апперцептивное восприятие (ТАТ) был впервые опубликован Генри Мюрреем в 1935 году на основе его теории потребностей. ТАТ предназначен для исследования личности взрослых и относительно не подходит для маленьких детей. Поэтому возникла необходимость разработать тест для детей младшего возраста. 9. CAT — это проективный метод или апперцептивный метод, который помогает в исследовании личности путем изучения динамической значимости индивидуальных различий в восприятии стандартных стимулов. Апперцепция означает определенное узнавание. Первоначальная идея CAT была предложена доктором Эрнстом Крисом. Крис указал, почему мы можем ожидать, что дети будут охотнее идентифицировать себя с животными, чем с людьми. Таким образом, дети могут легко проецироваться на животных. Изображения на CAT часто показывают, как люди взаимодействуют с окружающей средой с точки зрения удовлетворения потребностей.
Препарат для индивидуального применения, подходит для детей в возрасте от 3 до 10 лет.
НАЗНАЧЕНИЕ :
CAT предназначен для измерения личностных черт, установок и психодинамических процессов у детей препубертатного возраста. Показывая серию картинок и прося ребенка описать ситуации и придумать истории о людях или животных на картинках, экзаменатор может получить эту информацию о ребенке. CAT изначально был разработан для оценки психосексуальных конфликтов, связанных с определенными этапами развития ребенка. Примеры этих конфликтов включают проблемы в отношениях, соперничество между братьями и сестрами и агрессию. Сегодня CAT чаще используется в качестве метода оценки при клинической оценке. Клинические диагнозы могут быть частично основаны на Детском апперцептивном тесте и других проективных методах.
ОПИСАНИЕ :
Первоначальный CAT содержал 10 изображений животных в таких социальных контекстах, как игры или сон в постели. Сегодня эта версия известна как CAT или CAT-A (для животных). Животные были выбраны для изображений, потому что считалось, что маленькие дети лучше относятся к животным, чем к людям. Каждая картинка представляется администратором теста в виде карточки. Тест всегда проводится отдельному ребенку; его никогда не следует давать в групповой форме. Тест не рассчитан по времени, но обычно занимает 20–40 минут. Его следует давать в тихой комнате, в которой администратору и ребенку не будут мешать другие люди или занятия.
Версия 2 и CAT, CAT-H, была разработана в 1965 году Беллаком и Беллаком. CAT-H включает 10 изображений людей в тех же ситуациях, что и животные в оригинальной CAT. CAT-H был разработан для той же возрастной группы, что и CAT-A, но особенно понравится детям в возрасте от 7 до 10 лет, которые могут предпочесть изображения людей изображениям животных.
Картинки на CAT были выбраны, чтобы разбудить детскую фантазию и побудить к рассказыванию историй. Описание десяти картинок следующее: цыплята сидят за столом, а на заднем плане появляется взрослый цыпленок; большой медведь и медвежонок играют в перетягивание каната; лев, сидящий на троне, за которым в глазок наблюдает мышь; мать-кенгуру с детенышем кенгуру в сумке и пожилым кенгуру рядом с ней; два медвежонка спят на маленькой кровати перед большой кроватью с двумя выпуклостями; пещера, в которой два больших медведя лежат рядом с медвежонком; свирепый тигр, прыгающий на обезьяну, пытающуюся залезть на дерево; две взрослые обезьяны сидят на диване, пока другая взрослая обезьяна разговаривает с детенышом обезьяны; кролик, сидящий на детской кроватке, вид из дверного проема; и взрослая собака шлепает щенка перед туалетом. Карты в человеческой версии заменяют животных взрослыми и детьми, но ситуации те же. Однако гендерная идентичность на изображениях животных более неоднозначна, чем на изображениях людей. Неоднозначность пола может позволить детям относиться ко всем детям-животным на картинках, а не только к людям своего пола.
Картинки предназначены для того, чтобы побудить детей рассказывать истории, связанные с соревнованиями, болезнями, травмами, образом тела, семейной жизнью и школьными ситуациями. Руководство по тесту CAT предлагает администратору при анализе рассказа ребенка о той или иной карточке учитывать следующие переменные: главный герой (главный герой) рассказа; первичные потребности главного героя; и отношение главного героя к его или ее личному окружению. Картинки также выявляют тревоги, страхи и психологическую защиту ребенка.
МЕРЫ ПРЕДОСТОРОЖНОСТИ :
Психолог или другой специалист, проводящий КТ, должен быть обучен ее использованию и интерпретации, а также должен быть знаком с психологическими теориями, лежащими в основе изображений. Из-за субъективного характера интерпретации и анализа результатов CAT следует с осторожностью делать выводы из результатов теста. Большинство клинических психологов рекомендуют использовать CAT в сочетании с другими психологическими тестами, предназначенными для детей.
.
АДМИНИСТРИРОВАНИЕ:
CAT, проведение которого занимает 20–40 минут, проводится квалифицированным специалистом — психиатром, психологом, социальным работником, учителем или специально обученным педиатром — в клинических, исследовательских или образовательных учреждениях. Тест можно использовать непосредственно в терапии или в качестве игровой техники в других условиях.
После тщательного установления договора с ребенком экзаменатор показывает ребенку одну карточку за другой в определенной последовательности (хотя по усмотрению экзаменатора может использоваться менее десяти карточек) и побуждает ребенка рассказать историю — с началом, середина и конец — о персонажах. Экзаменатор может попросить ребенка описать, например, что привело к изображенной сцене, эмоции персонажей и что может произойти в будущем.
БАЛЛЫ :
В проективном тесте, таком как CAT, нет правильного или неправильного ответа. Таким образом, для теста не существует числовой оценки или шкалы. Администратор теста фиксирует суть каждой из рассказанных историй и указывает на наличие или отсутствие тех или иных тематических элементов в предоставленной форме. Создатели CAT предлагают ряд из десяти переменных, которые следует учитывать при интерпретации результатов. Эти переменные включают основную тему рассказа, потребности главного героя, побуждения, тревоги, конфликты, страхи и представления ребенка о внешнем мире.
Хотя считается, что ответы в проективных тестах отражают характеристики личности, многие эксперты ставят под сомнение надежность, достоверность и, следовательно, полезность этих тестов в качестве диагностических методов.
ПСИХОМЕТРИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ТЕСТА:
Информация о надежности и валидности в руководстве отсутствует. Трудно получить показатели надежности и валидности проективных методов, потому что не существует единого и стандартного способа подсчета и интерпретации ответов. CAT требует вычисления конструктивной валидности, которая не была получена.
ЗАЯВЛЕНИЯ:
Раскрыть структуру личности ребенка, его динамичный способ реагирования на свои проблемы и то, как он будет решать свои проблемы развития.
- Рисунки также выявляют тревоги, страхи и психологическую защиту ребенка.
- Структура ребенка и его динамический метод реагирования и решения проблем роста.
- CAT может быть клинически полезен, какие динамические и структурные факторы могут быть связаны с поведением и проблемами ребенка в группе, в школе или детском саду или дома.
- CAT можно использовать непосредственно в терапии в качестве игровой техники.
- CAT может применяться при принятии обоснованных решений, касающихся рекомендаций по дифференциальной диагностике лечения.
КРИТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ :
Для детей в возрасте от 3 до 10 лет все чаще используется Детский апперцептивный тест (CAT) для получения полной картины личностных черт ребенка и его отношения к себе и к себе. мир вокруг них.
В качестве инструмента субъективной оценки, который должен применяться лицом, хорошо обученным интерпретации результатов, CAT предоставляет специалисту в области психического здоровья более полную картину того, как ребенок в препубертатном возрасте может реагировать на конкретные События. Чтобы собрать эту информацию, ребенку предъявляют визуальные подсказки о семье, мировых событиях, животных, местах и вещах. Затем с помощью этих визуальных подсказок ребенка просят подробно рассказать историю, связанную с картинкой.
Поскольку детский апперцептивный тест является субъективным, создание историй, а также их интерпретация специалистом по психическому здоровью могут привести к неправильному диагнозу. Как родитель, если ваш ребенок собирается пройти Детский апперцептивный тест, может быть уместно получить второе мнение или собрать подтверждающие тесты, чтобы убедиться, что диагноз вашего ребенка точен.
Помимо подсчета баллов и субъективных результатов, также важно знать, какой Детский апперцептивный тест будет проходить ваш ребенок. В первоначальном инструменте оценки CAT, который сегодня обычно называют CAT-A, ребенку предъявлялся набор из 10 изображений, каждое из которых содержало изображение животного и какой-либо тип взаимодействия с человеком. Затем ребенка просят составить 10 коротких рассказов о каждой фотографии; общая оценка обычно занимает не более 30 минут.
Затем, в 1965 году, после сильной критики первоначального инструмента оценки CAT, была опубликована пересмотренная версия, известная как CAT-H. В этой более поздней версии 10 рисунков изображают только людей, которые, кажется, гораздо больше нравятся пожилому населению, используемому в этом тестировании, в возрасте от 7 до 10 лет.
Поскольку тест предназначен для выявления ответов, связанных с семьей, школой, сверстниками личную уверенность в себе и чувство собственного достоинства, CAT может обеспечить более четкое понимание мыслительных процессов вашего ребенка. Однако в большинстве случаев родители сообщают, что тест не дает никакой новой информации по сравнению с тем, с чем они уже были знакомы до того, как пришли к психиатру для оценки. Как и в случае любой проблемы детской психологии, ключ к обеспечению наилучшего ухода за вашим ребенком заключается в раннем выявлении и вмешательстве.
CAT часто критикуют за отсутствие объективной оценки, зависимость от собственного метода оценки и предвзятости, а также за отсутствие общепринятых доказательств ее надежности (непротиворечивость результатов) и валидности (эффективность измерения того, для чего она была разработана). мера). Например, нет четких доказательств того, что тест измеряет потребности, конфликты или другие процессы, связанные с человеческими мотивами, достоверным и надежным способом.