Негосударственное общеобразовательное учреждение Средняя общеобразовательная школа

Психология деловых отношений: Психология деловых отношений

Содержание

Психология деловых отношений (Занковский)

Международный консорциум «Электронный университет»

Московский государственный университет экономики, статистики и информатики

Евразийский открытый институт

А.Н. Занковский

Психология деловых отношений

Учебно-методический комплекс

Москва 2008

1

УДК 159.9

ББК 88

З 282

Занковский А.Н. ПСИХОЛОГИЯ ДЕЛОВЫХ ОТНОШЕНИЙ: Учебно-методический комплекс. – М.: Изд.

центр ЕОАИ, 2008. – 384 с.

Новые общеевропейские стандарты университетского образо- вания предполагают подготовку специалистов, обладающих опре- деленным набором компетенций, важнейшими из которых являются системные компетенции, формируемые всей системой университет- ского образования. К таким компетенциям относятся лидерские на- выки, способности к обучению и самообучению, навыки работы в команде, умения взаимодействовать и общаться с другими, способ- ности убеждать и оказывать влияние. Эти компетенции важны каж- дому профессионалу в любой сфере деятельности.

И именно зна- комство с психологическими знаниями во многом позволяет обрести эти важные качества и развить в себе высокую психологическую культуру.

Книга призвана не только познакомить студентов с историей и современным состоянием психологии, но и научить их применять эти знания на практике. Книга соответствует учебной программе кур- сов по психологии, читаемых студентам всех факультетов. Состоит из 8 глав, теста для оценки усвоенных знаний, психологических тестов для самопознания и самооценки, а также словаря основных психоло- гическихпонятий.

Рецензент: д.ф.н., д.э.н., проф. Г.Т. Журавлев.

ISBN 978-5-374-00160-0

© Занковский А.Н., 2008

 

© Евразийский открытый институт, 2008

2

 

Введение

Оглавление

 

Введение. ………………………………………………………………………….

6

Глава 1. ПСИХОЛОГИЯ ДЕЛОВЫХ ОТНОШЕНИЙ КАК

ОБЛАСТЬ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ЗНАНИЯ

8

§ 1. Предмет, проблематика и основные

 

понятия психологии ………………………………………………….

9

§ 2. Методы психологических исследований………………….

11

§ 3. История становления психологии как науки…………..

15

§ 4. Источники психологических знаний ……………………….

28

§ 5. Отрасли психологии и смежные дисциплины.

 

Современная психология: её задачи и место

 

в системе наук. ……………………………………………………………

30

§ 6. Психология деловых отношений –

 

прикладная отрасль психологии………………………………

35

Глава 2. ЧЕЛОВЕК КАК ОБЪЕКТ ПСИХОЛОГИИ……..

40

§ 1. Загадка человека………………………………………………………….

41

§ 2. Нейропсихологические и нейродинамические свойства 42

§ 3. Возрастные свойства………………………………………………………….

44

§ 4. Половые различия……………………………………………………….

45

§ 5. Конституциональные различия …………………………………

48

§ 6. Темперамент и его типы……………………………………………..

50

§ 7. Способности…………………………………………………………………

56

Глава 3. РЕГУЛЯТИВНЫЕ И ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ

 

ПРОЦЕССЫ ПСИХИКИ…………………………………..

64

§ 1. Потребностно-мотивационная сфера и воля …………..

65

§ 2. Эмоции ……………………………………………………………………….

73

§ 3. Внимание ……………………………………………………………………

84

§ 4. Ощущение и восприятие…………………………………………..

88

§ 5. Память…………………………………. ……………………………………..

93

 

3

§ 6. Мышление и речь………………………………………………………

99

§ 7. Деятельность как форма социального бытия человека109

Глава 4. ЛИЧНОСТЬ КАК СУБЪЕКТ ДЕЛОВЫХ

 

ОТНОШЕНИЙ…………………………………………………..

121

§ 1. Понятие личности……………………………………………………..

122

§ 2. Психологическая структура личности……………………..

125

§ 3. Личность как субъект общественных отношений……

129

§ 4. Ценности и социальный установки……………… …………

130

§ 5. Развитие личности……………………………………………………..

141

§ 6. Самореализация личности в деловой сфере…………….

147

§ 7. Потенциал лидерства…………………………………………………

153

Глава 5. ПСИХОЛОГИЯ ДЕЛОВОГО ОБЩЕНИЯ ……….

156

§ 1. Общение и его роль в деловых отношениях…………….

157

§ 2. Коммуникативная функция общения ……………………..

158

§ 3. Регулятивная функция общения………………………………

166

§ 4. Перцептивная функция общения…………………………….

170

§ 5. Система делового общения…… ………………………………….

181

§ 6. Барьеры эффективного общения……………………………..

194

§ 7. Трансактный анализ общения…………………………………..

198

§ 8. Коммуникативная компетентность…………………………..

216

Глава 6. ГРУППА КАК ВЕДУЩАЯ СРЕДА

 

ДЕЛОВЫХ ОТНОШЕНИЙ. ПСИХОЛОГИЯ

 

ВЗАИМООТНОШЕНИЙ В ГРУППЕ……………….

222

§ 1. Группа и индивид………………………………………………………

223

§ 2. Причины образования групп……………………………………

230

§ 3. Классификация групп………………………………………….. …..

235

§ 4. Стадии развития группы …………………………………………..

238

§ 5. Групповые процессы………………………………………………….

242

§ 6. Структурные характеристики группы……………………..

248

§ 7. Ситуационные переменные, влияющие

 

на поведение индивида в группе………………………………

265

4

 

 

Введение

Глава 7. ДЕЛОВАЯ КУЛЬТУРА……………………………………..

270

§ 1. Деловая культура как система…………………………………..

271

§ 2.

Взаимодействие между деловыми культурами………..

282

§ 3. Психологическая основа деловой культуры…………….

284

§ 4. Личность – носитель деловой культуры…………………..

290

§ 5. Этические принципы деловых отношений ……………..

293

§ 6. Деловой этикет …………………………………………………………..

296

Глава 8. КРИЗИСЫ, КОНФЛИКТЫ И СТРЕСС

 

 

В ДЕЛОВЫХ ОТНОШЕНИЯХ………………………….

301

§ 1. Стресс, дистресс и психическое здоровье…………………

304

§ 2.

Неврозы………………………….. ………………………………………….

309

§ 3.

Конфликты…………………………………………………………………

312

§ 4.

Личностные и профессиональные кризисы…………….

326

§ 5.

Методы эффективного преодоления конфликтов

 

и кризисов в деловых отношениях……………………………

336

Словарь психологических терминов………………………………

342

Список рекомендуемой литературы………………………………

378

5

Психология деловых отношений

Главной движущей силой здорового человека явля- ется потребность в развитии и полной актуализа- ции заложенных в нем способностей. Если человек по- стоянно ощущает влияние иной потребности, он бо- лен, и эта болезнь так же серьезна, как нарушение со- левогоиликальциевогобаланса.

А. Маслоу

Введение

Вы приступаете к изучению нового, очень интересного и довольно необычного курса «Психология деловых отноше- ний». Психология – особая наука. Она базируется на естество- знании, но не является его частью, так как душа (или психика) действует по своим законам, лишь опосредованно связанным с физиологией и биологией. Психология является ключевой гуманитарной дисциплиной, так как основной предмет ее ис- следования – самое главное и загадочное, что есть в человеке – его душа. Психология является гуманистической наукой, так как она не только расширяет горизонты нашего познания, но и направлена на усовершенствование человека, на развитие его потенциальных возможностей.

Знакомя вас с психологией в целом, настоящий курс в то же время будет акцентировать своё внимание на психологиче- ских вопросах и проблемах, возникающих в определенной сфе- ре человеческой жизнедеятельности. Особое место будет уделе- но тому, с чем каждый из вас хорошо знаком и без чего ни один человек не может прожить и дня. Этим условием выживания и развития человека являются отношения, которые связывают его с другими людьми. И как каждый человек обладает неповтори- мым набором личностных свойств и особенностей, так и отно- шения, в которые вступают люди, не похожи друг на друга: од- ни приносят радость и пользу, другие вызывают неприязнь и боль, одни побуждают к развитию и новым достижениям, дру- гие – приводят вуныние и порождают разочарование.

В самом широком смысле, отношения – это понятие, ха- рактеризующее взаимозависимость элементов определенной

6

Введение

системы. Деловые отношения – это многообразные связи, воз- никающие между социальными группами, а также внутри по- следних в процессе их деловой активности, т.е. совместной деятельности на благо общего дела. Эта активность может реализовываться в различных сферах: политической, эконо- мической, социальной, культурной – т. е. сферах, с которыми неизбежно сталкивается любой человек.

Психология деловых отношений – это учебная дисципли- на о психологических аспектах тех отношений, в которые всегда включен человек и которые сопровождают нашу жизнь ежесе- кундно. Система отношений к другим людям, к внешнему миру и к самому себе составляет ядро личности человека. В то же вре- мя то, как мы относимся к окружающим, базируется на наших знаниях об их личности, о причинах и целях их поступков, а также от наших собственных свойств. Таким образом, с одной стороны, психика человека – продукт социальных отношений, с другой – характер этих отношений во многом зависит от психи- ческих свойств взаимодействующих людей. Именно поэтому в этой книге речь будет идти о духовном мире и характере людей, их индивидныхи индивидуальныхособенностях, о причинахих поведения и деятельности, общении и конфликтах, чувствах и эмоциях, памяти и мышлении. Значительный акцент при изу- чении различных психологических явлений будет сделан на сфере профессиональной деятельности, которой каждый чело- векпосвящает значительнуючастьсвоейжизни.

Можно не знать программирование, бухгалтерский учет, генетику и многое другое, но без усвоения основ психологии де- ловых отношений обойтись очень сложно. Психология ставит человека в сознательную позицию по отношению к собственному опы- ту и дает ему средства для активного преобразования своего внутрен- него мира и поведения, позволяя ему влиять на своё окружение, свою карьеру и в целом на свою судьбу. Это делает психологию деловых отношенийуникальнойсредидругих учебныхпредметов.

Желаю вам успеха в изучении курса и эффективного ис- пользования нового опыта в дальнейшей жизни!

А.Н. Занковский

7

Психология деловых отношений

Глава 1

ПСИХОЛОГИЯ ДЕЛОВЫХ ОТНОШЕНИЙ КАК ОБЛАСТЬ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ЗНАНИЯ

УЧЕБНЫЕ ЦЕЛИ

После изучения главы 1 вы должны уметь:

• дать определение следующих понятий:

психология; психика; отрасли психологии; методы психоло- гических исследований; методологические принципы пси- хологии; психологические школы и направления; сознание; культурно-историческая концепция развития психики; ин- дивид; личность; индивидуальность; неосознаваемые пси- хические процессы; житейская психология; практическая психология; психология деловых отношений; теория дея- тельности; операционно-техническое строение деятельно- сти; потребностно-мотивационныеаспектыдеятельности;

•рассказать

оместе психологии в системе наук, о предмете и методах психологии, основных этапахеёразвития;

•обсудить

основные источникипсихологическихзнаний;

•объяснить

связь психики и деловых отношений;

•обосновать

важность психологических знаний в жизни и трудовой деятельности человека;

•ориентироваться

восновныхнаправленияхиотрасляхпсихологии.

8

Психология деловых отношений как область психологического знания

§1. Предмет, проблематика и основные понятия психологии

Термин «психология» образован от двух древнегрече- ских слов psyché (душа) и logos (знание, учение) и в буквальном переводе означает «наука о душе». Психология изучает свой- ства, механизмы и закономерности развития и существования души, или психики.

Психика – душевный мир человека, который является каждому из нас в форме различных переживаний, мыслей, образов, воспоминаний, желаний, целей, сомнений, чувств, страхов, фантазий и т.п. В такой же мере реальна и многооб- разна неосознаваемая сторона психики, которая скрыта от са- монаблюдения. При определенных обстоятельствах эти «не- известные» нам психические явления могут стать осознавае- мыми. Осознаваемая и неосознаваемая стороны душевной жизни взаимосвязаны и образуют единую систему, которая и называется душой, или психикой.

В отечественной психологии психика определяется как свойство (или функция) высокоорганизованной материи (прежде всего мозга), заключающееся в субъективном отраже- нии объективного мира. Она формируется у человека уже в раннем детстве, активно развивается в первые два десятиле- тия, подвергается некоторым изменениям на протяжении жизни и погибает вместе со смертью тела.

Существуют и другие определения души (психики). Так, христианской философией и психологией душа рас- сматривается как особая нематериальная субстанция, кото- рой наделяется новорожденный. В процессе жизни душа развивается, вбирая в себя весь жизненный опыт человека. На протяжении всей жизни душа тесно связана с телом, по- кидая его в момент смерти.

Психология изучает различные психические явления, процессы и состояния. Ощущение, восприятие, представле- ние, воображение, мышление, речь, запоминание, сохранение,

воспроизведение – это познавательные психические процессы, с

9

Психология деловых отношений

помощью которых человек познает мир и себя самого. Позна- вательные процессы могут быть непроизвольными, т.е. проте- кают как бы сами по себе, или произвольными, т.е. протекают под влиянием сознательных намерений человека.

Важную роль в психической жизни человека играют эмоциональные явления. С их помощью человек переживает свое отношение к предметам и событиям, происходящим в окружающем и внутреннем мирах.

Кпсихическим явлениям относятся также различные сто-

роны регуляции деятельности. Потребности и мотивация описы-

вают систему побуждений человека к деятельности, объясняя причины тех или иных его поступков и особенности поведе- ния в целом. Внимание характеризует особенности сосредото- чения человека на выполняемой внешней или внутренней деятельности. Успешность ее выполнения в значительной ме- ре зависит от внимания, которое в свою очередь обусловлено

интересом и способностью к волевому усилию (волей). Внимание может быть непроизвольным или произвольным. Именно оно делает познавательные психические процессы непроизволь- ными или произвольными.

Кпсихическим явлениям относят психические состояния, такие как вдохновение, стресс, усталость и др. Они изменяют протекание психических процессов в течение определенного промежутка времени, активизируют или тормозят их, при- дают им особый качественный оттенок. К психическим явле-

ниям относятся психические свойства человека, такие, напри-

мер, как темперамент, характер, способности. Они придают своеобразие психической жизни человека. Темперамент ха- рактеризует биологически обусловленные типичные дина- мические особенности психической жизни, которые прояв- ляются постоянно и во многих ситуациях. Характер опреде- ляет типичное отношение человека к тем или иным явлени- ям, вещам, событиям, людям, к себе. Это отношение прояв- ляется в определенных чертах характера, таких, например, как ответственность, исполнительность, настойчивость, ак- куратность, отзывчивость, эгоизм, жестокость и др. Способно-

10

Психологические аспекты и этика деловых отношений в бизнесе

На сегодняшний день специалистами детально рассматривается психология и этика деловых отношений. Изучая эту тему, студенту предстоит знать психологические аспекты деловых отношений и основы невербального общения, уметь соблюдать этические принципы и нормы делового общения, применять знания основ психологии при проведении деловых бесед, а также внешнеторговых переговоров.

Также, это должно дать студенту возможность овладеть навыками различных стилей делового общения и использовать методики невербального общения непосредственно при деловых переговорах.

Деловые отношения: основные психологические аспекты

Как свидетельствует практика, неудача или успех в общении зависит от подготовки к нему. Поэтому специалисты выделяют подготовительную, коммуникативную и посткоммуникативную фазу подведения итогов делового общения. На первый взгляд это слитный, порой непрерывный процесс. Но его можно рассмотреть, как локальный акт разговора с определенным собеседником, как обсуждение конкретных вопросов с некой группой людей, как информационное выступление на совещании, в аудитории, на переговорах. В каждом из случаев выделяют три этапа:

  • установление контакта;
  • ориентация в ситуации и обсуждение вопросов, принятие решений и достижение цели;
  • выход из контакта.

Такие этапы претерпевают трансформации в повседневном общении. Но, невзирая на то, с кем человек взаимодействует, все эти этапы уместны.

Общение всегда начинается с установления контакта. Деловое общение берет начало с приветственных традиционных слов. Контакт с первых минут должен показать, что открыт для общения и доброжелателен. Это достигается посредством легкой улыбки, небольшого наклона корпуса и головы в сторону собеседника, заинтересованностью и вниманием в глазах. Важно выдерживать небольшую паузу (до трех секунд). Если партнер на вас не смотрит, лучше обратиться по имени-отчеству, традиционно сказать «Здравствуйте» или «Добрый день». После небольшой паузы, когда человек ответит, включиться в общение. Если партнеров несколько, следует обратиться поочередно глазами к каждому.

Замечание 1

При контакте с группой тоже требуется пауза после приветствия. После нее необходимо представиться. Темп — не быстрый, слова — четкие, спокойная интонация. Это закладывает фундамент дальнейшего общения, демонстрирует корректность, доброжелательность, заинтересованность в общении.

Особенности восприятия партнера

Установление контакта напрямую связано с восприятием партнера, а также с возникновением первого впечатления о нем. Но вот познание объекта общения всегда начинается со знакомства с определенными сведениями о конкретном человеке. Получение сведений от других создает мнение о будущем объекте, установку на то, как его воспринимать. Другим путем получения соответствующей информации об объекте общения всегда является восприятие его при вхождении непосредственно в прямой контакт.

Замечание 2

Даже беглый взгляд дает возможность разглядеть в человеке многое. Например, его внешний вид и выражение лица, осанку и прическу, одежду и манеру себя вести. Все это частично демонстрирует факты: опрятен ли человек, какой уровень его культуры.

Социальные психологи, изучая процесс восприятия, отметили ряд типичных искажений представлений о человеке, которые должен знать, а также учитывать руководитель. В их числе эффект ореола. Проявляется он в приписывании человеку, о котором сложилось благоприятное мнение, положительных оценок и качеств, которые на данный момент не зафиксированы. И наоборот, если, например, общее впечатление отрицательно, то даже хорошие поступки будут истолкованы, как негативные.

Рисунок 1. Роль эмоций при организации переговоров

Эффект стереотипизации заключается в том, что суждение о человеке выносят на основании ограниченного опыта, либо устоявшегося мнения других. Сама же стереотипизация упрощает процесс познания окружающих людей. Она приводит к предубеждению, создающему неправильное впечатление и мнение. Эффекты новизны и первичности сильнее последующих. Поэтому исправить первоначальное впечатление сложнее всего.

Установление психологического контакта

Установление психологического контакта планомерно переходит в следующий из этапов делового общения, который получил название ориентация. Она определяет проблемы, а также принятие решения. На данном этапе руководитель стремится понять цели, мотивы поведения рабочих, их переживания и установки, состояние и ожидание поддержки, похвалы, внимания от окружающих, сомнения и опасения, которые не дают им покоя.

Адекватность восприятия наряду с пониманием целей работником, с которым происходит общение, напрямую связаны с его качествами и умениями, являющимися основой наблюдательности руководителя. В этом плане женщины часто превосходят мужчин. Они способны глубже и полнее понять волевые и интеллектуальные качества человека, его черты характера, отношение к окружающим и самому себе. Мужчинам же присуще лучше видеть черты характера, выражаемые к общественной работе и труду.

Основы механизма познания

Основные механизмы познания человека, которые слишком ярко проявляются на этом этапе общения — эмпатия, идентификация, а также рефлексия.

Базовые невербальные сигналы, как и сигналы доступа, описаны ниже в табличном виде.

Рисунок 2. Как трактовать невербальные сигналы

Рисунок 3. Глазные сигналы доступа

Эмпатия представляет собой эмоциональное понимание. Ее связывают с умением поставить себя на место другого человека и учесть его состояние, мотивы поведения. То есть умение взглянуть на ситуацию чужими глазами. Это немаловажный компонент общей культуры руководителя. Существует два способа реализации такого умения: идентификация и рефлексия.

Идентификация заключается в воображаемой постановке себя на место своего партнера по общению. Человек берет на себя чужую роль. То есть происходит построение поведения способом, присущим партнеру, примыкание к его позиции. Но это не так просто, как может показаться. Более того, воображение себя на месте другого, может не дать желаемых результатов и осложнить взаимопонимание. Это обусловлено тем, что вместо истинного обращения у собеседников возникает иллюзия взгляда со стороны.

Рефлексия предполагает постановку вопроса, с латыни — «обращение назад». То есть, это осознание того, как он воспринимается соответствующим партнером по общению. Происходит коррекция поведения в связи с возможным поведением другого человека. Пример рефлексии в разгадывании намерений собеседника, а также в обсуждении спорных вопросов.

Замечание 3

Как и идентификация, рефлексия считается важным механизмом, который позволяет проникать во внутреннее состояние, мотивы, намерения, чувства, ценностные ориентации другого человека.

Эмоциональная составляющая общения

Немаловажную роль в общении играет и прощание. Оно тоже должно быть приветливым. Требуется видеть, чувствовать своего собеседника. В конце деловой беседы необходимо высказать надежды на будущие встречи, на дальнейшее сотрудничество. В канун приближающихся знаменательных дат или праздников — поздравить участников разговора, высказав наилучшие пожелания. При прощании — соблюдать этикетные формы внимания. Это продемонстрирует вежливость при выходе из соответствующего контакта, невзирая на результаты общения.

Научные методы не доказывают наличие биологической связи между полом, а также определенным способом поведения непосредственно в процессе коммуникации. Если бы такой факт, что женщины не умеют парковаться, а мужчины — слушать, был обусловлен лишь половыми различиями, это коснулось бы абсолютно всех. Но на самом деле все иначе. Ведь мужчины работают психотерапевтами, а женщины нередко становятся водителями такси или автобусов.

Рисунок 4. Эмоции, возникающие при переговорах

Ситуация в сфере делового общения похожа на ситуацию со слушанием и с парковкой. Определить специфические тенденции, присущие определенным людям, можно. Но четкого типа поведения, который будет свойственным лишь мужчинам или женщинам, нет.

Выводы, содержащиеся в таких формулировках, объясняют, что существует некая совокупность моделей поведения непосредственно в коммуникативной ситуации, а также приемов ведения беседы, которыми пользуются в одинаковой мере представители разного пола. Невзирая на равные возможности такого выбора, можно все-таки выявить так называемые предпочтения мужчин и женщин. Так, последние улыбаются чаще во время беседы, они смягчают уверенные высказывания своей вопросительной интонацией, чаще, более явно, подают сигналы, что они действительно слушают, всегда активнее стараются поддерживать беседу.

У мужчин отмечают определенное стремление доминировать. Их манера поведения зачастую более наступательная. Желание преуспеть, добиться успеха в беседе более выражено. Они поддерживают активный визуальный контакт и стремятся занять как можно больше пространства. Хотя и здесь есть нюансы. Многие женщины и мужчины ведут себя иначе. Нередко можно встретить людей, стремящихся доминировать, невзирая на пол, либо наоборот людей чутких. Поведение в коммуникативной ситуации зачастую зависит от социальной роли, в которой выступает определенный участник беседы.

Замечание 4

Следовательно, сходства между женщинами и мужчинами, выполняющими одинаковые социальные функции, сильнее сходства между каждым из них в представлении того же пола при выполнении других социальных функций.

Соответственно между руководителем и руководительницей того же отдела в поведенческом вопросе, касающемся коммуникативной ситуации и использования приемов ведения беседы, сходства могут быть большими, чем между руководителем отдела и, например, водителем автопогрузчика, который является представителем мужского пола.

Развитие коммуникативной компетенции

Коммуникации обучаются, и она не зависит от биологического пола. Решающее воздействие на развитие той самой коммуникативной компетенции оказывает современное общество и культура. Благодаря культурным и социальным изменениям женщины, как и мужчины, развиваются. Они обладают определенной свободой выбора. Это же касается их профессии. Такая возможность не имеет границ. Впрочем, здесь есть свои последствия.

Число профессий, в которых от женщин и мужчин требуются умения владеть различными приемами ведения беседы, а также моделями поведения в условиях коммуникации, увеличивается. Но во внимание принимают не столько биологический пол, сколько профессиональную необходимость и ориентир на конкретную ситуацию.

Замечание 5

Вопрос, ответ на который напрямую обуславливает выбор приема ведения беседы, образуется как «что нужно или чего хочется достичь», «какие поведенческие модели в этом помогут»?

На сегодняшний день женщины и мужчины должны обладать умениями, которые раньше разделялись. В настоящее время каждому человеку важно уметь слушать и вникать в суть дел, считаться с окружающими и достигать успеха. Немаловажно при этом научиться действовать самостоятельно, критиковать, а также принимать критику в свой адрес, признавать ошибки, идти на уступки.

Кроме того, необходимо достигать цели и делегировать полномочия другому, мотивировать, взыскивать, организовывать, консультировать, отвечать за порученные дела, принимать решения по спорным вопросам и достигать компромиссных решений, конструктивно справляясь с любыми конфликтами. Только такой подход позволит добиться успехов в деловых отношениях, касающихся построения современного бизнеса, невзирая на половую принадлежность человека.

Решение задач от 1 дня / от 150 р. Курсовая работа от 5 дней / от 1800 р. Реферат от 1 дня / от 700 р.

Психология бизнеса | Национальный университет

Перейти к содержимому

Главная » Психология бизнеса

Значение психологии в бизнесе трудно переоценить. Потому что прямо или косвенно его можно использовать для улучшения практически всех аспектов ведения бизнеса. Это может включать в себя создание лучшего рабочего места, более продуктивных сотрудников или более качественных продуктов. Психология — это, по сути, наука о понимании того, как люди думают и ведут себя, а бизнес процветает благодаря пониманию людей.

В психологии существует довольно много основных разделов; развивающая, образовательная, консультационная, познавательная, клиническая, социальная, медицинская, судебно-медицинская и другие. Хотя некоторые из них не имеют прямого отношения к бизнес-психологии , другие, тем не менее, могут играть важную роль в различных способах объединения психологии и бизнеса.

Например, социальная психология включает изучение поведения и познания в социальном контексте; как люди думают, чувствуют и ведут себя, когда считают, что их воспринимают другие. Если вы хотите построить более успешную рекламную кампанию, основанную на социальном статусе или давлении со стороны сверстников, вам следует начать с понимания важности социальной психологии в бизнесе.

Есть и более явные способы смешивания бизнеса и психологии. Например, психология маркетинга или психология делового общения. Вместе эти подполя можно объединить под общим термином бизнес-психология, который занимается превращением знаний о человеческой природе в лучшие методы ведения бизнеса. Но как еще могут пересекаться психология и бизнес?

Психология делового общения

Национальный парк Петрифайд-Форест на северо-востоке Аризоны давно страдает от случаев кражи посетителями редкого окаменелого дерева, в честь которого парк был назван. Пытаясь воспрепятствовать дальнейшим кражам, в парке были размещены знаки, на которых была изображена большая группа людей, крадущих древесину, а также сообщение: «Многие прошлые посетители убрали окаменевшую древесину из парка, изменив состояние окаменевшего леса».

В последующие месяцы количество краж увеличилось втрое, а не уменьшилось. Сообщая о том, что многие люди ведут себя таким образом, новые знаки имели непреднамеренный эффект нормализации воровства. По сути, эти знаки заставляли людей чувствовать, что они должны спешить, чтобы получить свой собственный кусок дерева, как и все остальные.

Затем по совету психолога было разработано новое поколение знаков. Исследования быстро показали, что более эффективная вывеска будет показывать, как один человек берет кусок дерева, служащий для регистрации лица, совершающего преступление, в качестве исключения, которое стоит в стороне от соблюдающего правила большинства. Короче говоря, улучшенные признаки послужили клеймению нарушения, а не его нормализации, и воровство окаменевшей древесины уменьшилось вдвое.

Общение и убеждение очень сложны. Вот почему опыт психологии может иметь значение между эффективным общением и достижением полной противоположности вашим намерениям, как в случае с Национальным парком Петрифайд-Форест. Такого рода навыки бесценны для того, чтобы помочь сотрудникам лучше соблюдать бизнес-политику, чтобы влиять на поведение потребителей в нужном вам направлении.

В сущности, психология делового общения предполагает рассмотрение сложных отношений между деловым и неформальным общением. Какие вещи могут помочь установить и построить профессиональные отношения? Как вы можете повлиять на доверие как способ повышения эффективности группы? Способность отвечать на такие вопросы может иметь важное значение для различных профессий в области делового администрирования.

Психология бизнеса и психология маркетинга 

В магазине роскошных часов здоровенный охранник, стоящий у входа, действительно может служить двум целям. Исследования показали, что клиенты-мужчины тратят больше денег на статусные покупки (часы, автомобили, красивая одежда и т. д.) в присутствии физически доминирующего сотрудника-мужчины. Даже изображение физически доминирующего мужчины может повлиять на сумму, которую мужчины в конечном итоге потратят на покупку символов статуса.

Другие исследования показали, что люди прибегают к «двойному мысленному дисконтированию», когда выгода связана с многочисленными затратами. Например, кто-то, кто получает подарочную карту на 20 долларов вместе с покупкой на 100 долларов, будет склонен мысленно вычитать эти 20 долларов из своей первоначальной покупки. Но они также будут мысленно вычитать 20 долларов при второй покупке, и это заставляет потребителей чувствовать, что они получают гораздо большую ценность, чем они есть на самом деле, и при этом имеют тенденцию к увеличению общих расходов.

Мы также знаем, что письменные рекомендации «из уст в уста» более эффективны, когда читатель может судить об их сходстве с человеком, дающим рекомендацию. И любой бизнес, пытающийся построить кампанию из уст в уста, может адаптировать этот вид информации для создания более убедительных сообщений для своей целевой аудитории.

Таким образом, человеческое поведение часто определяется рядом иррациональных предубеждений. Психология маркетинга в основном включает в себя изучение того, как использовать эти предубеждения, чтобы влиять на поведение потребителей различными способами. Каждый щелчок, каждый цвет, размещение каждого значка — нет элемента дизайна, который не застрахован от пристального внимания вдумчивой маркетинговой психологии.

Психология в деловом мире

Следующим наиболее прямым примером пересечения бизнеса и психологии, помимо психологии общения и маркетинга, является бизнес-психология и промышленная психология, также известная как психология производственной организации (I/O). По сути, эта область в основном включает изучение психологии в контексте рабочего места.

Например, психолог I/O может искать способы лучше оценить производительность, определить потребности в обучении, найти способы более эффективного обучения персонала или мотивации сотрудников или найти другие способы повышения производительности и эффективности. Психология ввода-вывода направлена ​​на изучение и улучшение индивидуальных отношений между коллегами, между клиентами и предприятиями, а также между руководством и остальной частью организации.

Для этого требуется специальный набор знаний, связанных с карьерным и организационным развитием, теорией групп, теорией принятия решений, индивидуальной оценкой и так далее. В этом случае особенно легко определить применение психологии в управлении бизнесом. Многие из навыков, улучшенных благодаря знаниям психологии ввода-вывода, являются теми же навыками, которые необходимы для эффективного делового администрирования.

Некоторые из наиболее распространенных профессий в области психологии и бизнеса включают такие должности, как: аналитик рынка, промышленный консультант, корпоративный консультант, специалист по человеческому фактору, специалист по подбору и обучению, консультант по удержанию сотрудников, психолог ввода-вывода, торговый представитель и другие. Люди, которые делают карьеру, связанную с бизнес-психологией, могут оказаться в самых разных областях; возможности во многом зависят от того, как вы решите соединить отношения между психологией и деловым администрированием.

Изучайте бизнес-психологию в Национальном университете 

Национальный университет – это регионально аккредитованный университет со степенью бакалавра делового администрирования, где студенты изучают ряд всесторонних бизнес-навыков в области математики, финансов, бухгалтерского учета, экономики и управления операциями. Выпускники подготовлены с навыками, необходимыми для применения знаний для принятия обоснованных деловых решений в различных профессиональных средах.

Наш бакалавр искусств в области психологии готовит студентов к работе в столь же широком диапазоне профессиональных областей, поскольку они учатся применять подготовку, привязку, социальное доказательство и другие важные психологические принципы как внутри, так и за пределами делового мира.

Источники:

Парк Дефрированный лесной парк

https://the-journal.com/articles/165216

Психо общения

https://newsroom. cisc.comsmo.com. 2006/eKits/psychology_business_comm.pdf

Исследование рекомендаций W.O.M. .ama.org/doi/abs/10.1509/jmr.15.0247

Двойное ментальное дисконтирование

https://journals.sagepub.com/doi/abs/10.1509/jmr.14.0380

Назад ко всему блогу

Узнайте больше о нашем университете и стипендиях

Подпишитесь на нашу рассылку!

Последние ресурсы

Ваша страсть. Наши программы.

Выберите направление обучения

Преподавание и образование Бизнес-маркетинг Здравоохранение и уход Социальные науки и психология Инженерная технология Уголовное правосудие и право Искусство и гуманитарные науки Наука и математика

Ваша страсть. Наши программы.

Выберите уровень образования

Просмотр программ

Поиск по сайту

Модальное окно с поиском по сайту и полезными ссылками

Сроки и условия

Установив отметку в этом поле в качестве моей электронной подписи и отправив эту форму, нажав кнопку «Запросить информацию» выше, я даю свое явно выраженное письменное согласие представителям Национального университета и филиалов Национальной университетской системы (Городской университет Сиэтла, Северо-центральный университет и Виртуальная средняя школа Национального университета), чтобы связаться со мной по поводу образовательных возможностей, а также для отправки телефонных звонков и/или SMS/текстовых сообщений – с использованием автоматизированных технологий, включая систему автоматического набора номера и предварительно записанные и искусственные голосовые сообщения – на телефонные номера ( включая мобильный) и адрес(а) электронной почты, которые я предоставил. Я подтверждаю, что информация, представленная в этой форме, является точной и полной. Я также понимаю, что некоторые программы на получение степени могут быть доступны не во всех штатах. Могут применяться тарифы на передачу сообщений и данных.

Я понимаю, что согласие не является условием для покупки каких-либо товаров, услуг или собственности, и что я могу отозвать свое согласие в любое время, отправив электронное письмо на адрес [email protected].
Я понимаю, что если я отправлю свои личные данные из-за пределов Соединенных Штатов, я даю согласие на передачу моих личных данных и их хранение в Соединенных Штатах, и я понимаю, что мои личные данные будут подлежать обработка в соответствии с законодательством США, если иное не указано в нашей политике конфиденциальности. Пожалуйста, ознакомьтесь с нашей политикой конфиденциальности для получения более подробной информации или свяжитесь с нами по адресу [email protected].

Что такое бизнес-психология и какие существуют карьерные возможности

M. S. Степень магистра психологии бизнеса

Психология бизнеса сочетает в себе передовые методы ведения бизнеса с изучением человеческого поведения для повышения производительности, эффективности и культуры на рабочем месте.

По своей сути любой бизнес — это человеческое предприятие. Успех в бизнесе зависит от позитивного человеческого взаимодействия, прочных отношений и понимания индивидуальных мотивов. От создания внутренней культуры и мотивации сотрудников до привлечения клиентов и обращения с ними — понимание психологических принципов может создать или разрушить бизнес.

Звучит просто, но как это поле пересечений выглядит на практике? Почему в повседневной работе необходимы специалисты по бизнес-психологии? Мы здесь, чтобы помочь вам лучше понять область бизнес-психологии и карьерные возможности, которые она предлагает.

Определение бизнес-психологии как области

Современная бизнес-психология берет свое начало в промышленной психологии, зародившейся в США в начале 1900-х годов. Его практическое применение началось после Первой и Второй мировых войн.

Сегодня психология помогает по-новому определить, что является залогом успеха на рабочем месте. Бизнес-психология сочетает в себе междисциплинарные бизнес-исследования с последними исследованиями в области психологии и неврологии. Степени бизнес-психологии исследуют традиционные дисциплины бизнеса и психологии нетрадиционными способами, уделяя особое внимание качественным и человеческим аспектам маркетинга, экономики, финансов, управления и человеческих ресурсов.

Как бизнес-психология используется в организациях?

Человеческие отношения являются основой успеха любого бизнеса. От взаимодействия сотрудников до потребителей — никто не понимает этот важнейший аспект бизнеса лучше, чем руководители ведущих компаний, которые используют бизнес-психологию для получения конкурентного преимущества.

Психологию бизнеса можно использовать во всех аспектах бизнеса. Давайте посмотрим на влиятельные способы использования бизнес-психологии в организациях в каждой отрасли.

  • Маркетинг: Специалисты по маркетингу применяют психологические принципы в маркетинге новых продуктов или услуг. Бизнес-психология помогает им понять поведение потребителей, разработать мотивационные сообщения и создать привлекательные маркетинговые кампании для привлечения клиентов.
  • Talent Recruiting & Management: Бизнес-психология помогает специалистам по кадрам дифференцировать соискателей с помощью методов поведенческой науки. Он также обучает их методам мотивационного коучинга для повышения производительности сотрудников.
  • Executive Leadership: Бизнес-лидеры могут использовать инструменты психологии для оценки бизнес-аналитики организации и создания процессов, стимулирующих инновации и производительность.
  • Управление изменениями: Изменения могут быть сложным процессом в любой организации. Независимо от того, переходите ли вы на удаленную работу или решаете этические проблемы, понимание человеческого поведения может помочь менеджерам предвидеть и смягчить проблемы с персоналом.
  • Организационная культура: Определение корпоративной культуры помогает организациям разрабатывать долгосрочные стратегии, нанимать нужных людей и развивать свой бренд. Понимание ценности инструментов нейронауки на рабочем месте может создать прочную и мощную корпоративную культуру.

 

Что важнее всего при выборе магистерской программы? Сравните функции, преимущества и стоимость, чтобы найти подходящую школу для вас.
 

 

Роль бизнес-психологов: чем они занимаются

Бизнес-психологи выполняют различные обязанности в своей организации. Из-за их влиятельной роли в управлении персоналом эмоциональный интеллект и преданность делу являются ведущими чертами при выборе этой карьеры.

Ежедневные обязанности могут различаться в зависимости от роли или отдела, однако все бизнес-психологи должны быть оснащены для выполнения следующих задач:

  • Повышение эффективности бизнеса и производительности сотрудников.
  • Разработка программ обучения и развития сотрудников.
  • Обеспечение мотивационного лидерства и коучинга для сотрудников.
  • Выполнение оценки сотрудников.
  • Улучшение организационной структуры для достижения бизнес-целей.
  • Повышение безопасности на рабочем месте и благополучия сотрудников.

5 Карьерный рост для специалистов в области бизнес-психологии

Существует множество различных карьерных путей для лиц, имеющих степень в области бизнес-психологии. Бизнес-психологов можно найти в больших и малых организациях в частном, государственном и некоммерческом секторах.

Получение степени магистра бизнес-психологии может помочь профессионалам продвинуться на управленческие и руководящие должности, которые предлагают более высокую заработную плату, лучшую стабильность работы и более широкие возможности трудоустройства.

Давайте рассмотрим некоторые популярные карьерные пути для профессионалов со степенью магистра бизнес-психологии.

Промышленно-организационный психолог

Наиболее прямым переводом степени бизнес-психологии является продолжение карьеры промышленного или организационного психолога. Эти специалисты применяют психологические принципы и методы исследования для улучшения общей рабочей среды, включая производительность сотрудников, межведомственное общение, профессиональное удовлетворение и безопасность на рабочем месте.

  • Средний доход: 96 270 долларов США
  • Прогнозируемый рост занятости: 3%

Аналитик по вопросам управления

Аналитики по вопросам управления, также называемые консультантами по вопросам управления, рекомендуют способы повышения организационной эффективности. Степень в области бизнес-психологии обеспечивает как знание бизнес-процессов, так и навыки качественного анализа, позволяющие учитывать поведение человека при внесении предложений по улучшению.

  • Средний доход: 87 660 долларов США
  • Прогнозируемый рост занятости: 11%

Менеджер по маркетингу

Менеджеры по маркетингу планируют и направляют программы продвижения, такие как определение спроса на товары и услуги, выявление потенциальных клиентов и разработка стратегий ценообразования. Получение степени в области бизнес-психологии готовит этих специалистов к исследованию, мониторингу и оценке поведения клиентов для оптимизации маркетинговых инициатив.

  • Средний доход: 134 290 долларов США
  • Прогнозируемый рост занятости: 7%

Менеджер по персоналу

Менеджер по персоналу отвечает за набор, развитие и удержание лучших специалистов. Эти специалисты консультируются с высшим руководством по вопросам стратегического планирования, выступая в качестве связующего звена между руководством организации и ее сотрудниками. Степень бизнес-психологии идеально подходит для этой роли, которая требует эмпатии и мотивационных навыков.

  • Средний доход: 121 220 долларов США
  • Прогнозируемый рост числа рабочих мест: 6%

Высшее руководство

Высшее руководство отвечает за разработку и реализацию бизнес-стратегий. Многие будущие руководители склоняются к степени MBA при рассмотрении вопроса о повышении квалификации. Однако на сегодняшних высококонкурентных рынках опыт лидерства, ориентированного на человека, может стать отличительным фактором. Степень магистра бизнес-психологии может дать вам преимущество, предоставив вам всестороннее бизнес-образование с качественной точки зрения, ориентированной на людей.

  • Средний доход: 107 680 долларов США
  • Прогнозируемый рост занятости: 4%

Подготовка к карьере в области бизнес-психологии со степенью магистра

Продвижение по карьерной лестнице в бизнесе может значительно выиграть от понимания человеческого поведения и мотивации. Получение степени магистра бизнес-психологии — идеальный способ стать чутким и целостным лидером.

Университет Франклина предлагает онлайн-программу MS. степень бакалавра бизнес-психологии, которую можно получить всего за 14 месяцев. Во Франклине опытные бизнес-профессионалы научат вас сочетать бизнес-стратегию с последними психологическими исследованиями, чтобы стимулировать рост бизнеса.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *