Почему нам хочется мстить? — BBC News Україна
- Мелисса Хогенбум
- BBC Future
Автор фото, Getty Images
Одна мысль о том, как вы отомстите своему обидчику, приносит большое удовольствие. И хотя с детства нас учили, что это плохое чувство, психологи уверены, что оно может быть весьма полезным.
Месть была присуща людям испокон веков.
Это — один из самых распространенных литературных сюжетов: от греческих трагедий, как «Орестея» Эсхила — где Орест хочет убить мать, чтобы отомстить за отца, — до шекспировского «Гамлета».
Многие из нас обдумывали планы мести и даже пытались их осуществить.
Возможность расквитаться со своим обидчиком может принести невероятное удовольствие.
Что же побуждает нас к мести? Исследователи считают, что это чувство имеет несколько неожиданных преимуществ.
Месть — мощный эмоциональный механизм, зовущий человека к действию.
• Как правильно сердиться
«Это одно из универсальных человеческих чувств. Ведь злость и желание расквитаться с теми, кто нас обидел, знакомы человеку любой культуры», — отмечает эволюционный психолог Майкл Маккаллоу из Университета Майами.
Он уже более десяти лет изучает психологию мести и прощения.
Автор фото, Getty Images
Підпис до фото,Гамлетом движет желание мести, и это — один из самых распространенных сюжетов в мировой литературе
Пропустити подкаст і продовжити
подкаст
Що це було
Головна історія тижня, яку пояснюють наші журналісти
Випуски
Кінець подкаст
Месть побуждает к преступлениям. Как показывают исследования, до 20% убийств и 60% перестрелок в школе связаны с местью.
Она влияет на политику. Как пишет автор статьи в Washington Post, победа Дональда Трампа является результатом «мести белых представителей рабочего класса… которые почувствовали, что в условиях глобализации их интересы больше не учитывают».
Если явление агрессии психологи изучили достаточно досконально — ее причинами обычно алкоголь, обида и нарциссические черты личности — месть намного менее понятной.
Месть часто трудно отделить от насильственных действий, и это затрудняет ее исследование.
• Блог психолога: как избавиться от «фальшивых» эмоций?
Исследователь Дэвид Честер из Университета Вирджинии, который сначала изучал агрессию, заметил, что между моментом, когда человека оскорбили, и его агрессивной реакцией в психике человека происходит нечто важное.
«Мне было интересно, как влияет на человека обида, и как мы переходим к агрессивной реакции», — рассказывает он. Ключ, по его мнению, заключается в желании отомстить.
Вместе со своим коллегой Натаном Деволлом из Университета Кентукки он обнаружил, что обида или социальное пренебрежение вызывают эмоциональную боль.
Однако в дальнейшем исследовании он с удивлением обнаружил, что эта боль эмоционально сравнима с удовольствием.
Итак, если несправедливое отношение к человеку сначала вызывает боль, возможность отомстить очень быстро замещает его приятным ощущением.
В этом процессе даже активируется центр удовольствия в мозге.
Иными словами, люди реагируют на оскорбление агрессивно, потому что такая реакция доставляет им удовольствие, пришел к выводу профессор Честер.
Итак, месть действительно сладка!
Автор фото, AFP
Підпис до фото,Известно, что у Ричарда Никсона был «черный» список врагов
Связь между агрессией и удовольствием известна давно.
«Отец» психологии Зигмунд Фрейд понимал, что когда человек выплескивает свою злость, он чувствует облегчение. Но идея, что месть вызывает особый вид удовольствия, стала очевидной только в последнее время.
Чтобы понять, что происходит в психике человека, Честер и Деволл провели ряд дальнейших экспериментов, результаты которых опубликовал журнал «Личность и социальная психология».
Исследователи пришли к довольно неожиданным выводам. Месть не только приносит людям удовольствие, но люди стремятся к ней именно ради приятных ощущений.
«Это процесс регулирования эмоций», — заключает Честер. И он работает очень эффективно.
Во время одного из психологических экспериментов Честера и Деволла участников сначала заставили чувствовать себя отвергнутыми.
Но когда им позволили отомстить своим мнимым обидчикам, их настроение улучшилось и стало таким же, как у тех, кто не чувствовал себя обиженным.
Этот вывод, однако, надо воспринимать с определенной долей скепсиса.
Оказывается, что жажда мести «дает лишь временное облегчение, но со временем превращается в замкнутый круг, в котором человек чувствует себя все хуже», — отмечает профессор Честер.
Это также объясняет, почему те, кто упорно жаждет мести, обычно не способны предсказать ее разрушительные последствия.
Автор фото, Getty Images
Підпис до фото,Месть, к сожалению, приносит удовольствие
Зинедина Зидана, например, будут помнить за то, что он ударил головой Марко Матерацци в финале Чемпионата мира 2006 года.
Ричарда Никсона — за его черный список врагов — политических конкурентов, которых он пытался уничтожить. Некоторые из его махинаций позже и стали причиной отставки с поста президента.
Впрочем, возникает вопрос, почему это явно деструктивное поведение, которое несет человеку страдания, сохранилось в процессе эволюции?
Оказывается, что месть не только не является ошибкой эволюции, но и служит очень полезной цели.
По мнению Майкла Маккалоу, хотя люди говорят, что месть — это плохо, ведь она может, например, разрушить ваши отношения, тот факт, что желание мести вообще существует, весьма позитивен!
Она выполняет функцию сдерживающего фактора, который помогает выжить.
Подумайте о тюрьме или преступной банде. Если вы вдруг зацепите «не того человека», месть не заставит себя долго ждать.
«Но если вы имеете репутацию человека, который на прощает обиды, мало кто захочет с вами связываться», — говорит Честер.
В фильме «Легенда Хью Грасса», за роль в котором Леонардо Ди Каприо получил «Оскара», жажда мести помогла главному герою выжить.
Со сломанными костями и открытыми ранами он ползет по полному опасности лесу, чтобы расквитаться с убийцей своего сына.
«Человек, который отреагирует на оскорбление, будет в более выигрышном положении, чем тот, кто, получив пощечину, подставляет вторую щеку», — объясняет исследователь.
Так же, как и голод, месть это — инстинктивное желание, требующее удовлетворения. Только утолив эту жажду, мститель может успокоиться.
Итак, если основная цель мести — защищать нас от неприятностей, тогда это довольно полезная вещь. Хотя это вовсе не означает, что мы должны поощрять людей мстить всем, кто их обидел.
«Мы понимаем, в чем польза мести, понимаем, что это чувство вполне естественно, но в то же время должны помогать людям его преодолевать», — отмечает Маккаллоу.
Вполне обнадеживающим является и тот факт, что далеко не все реализуют свое желание отомстить. Исследование 2006 года показало, например, что мужчины получают больше удовольствия от мыслей о мести, чем женщины.
В другом исследовании, проведенном в 2008 году в Калифорнийском университете в Беркли, Озлем Айдук и ее коллеги обнаружили, что агрессивная реакция на оскорбление более присуща личностям определенного типа.
- Полезно ли выплакаться?
Невротические личности, склонные к тревожности и депрессии, — более уязвимы.
«Они чувствуют обиду там, где ее могло и не быть. А поскольку страх, что тебя проигнорируют, ощущается как угроза существованию, он заставляет человека занять оборонительную позицию», — отмечает профессор Айдук.
Таким образом, ответная агрессия является рефлекторной реакцией таких личностей на оскорбление или неприятие окружением.
Автор фото, Getty Images
Підпис до фото,В финале чемпионата мира 2006 года Зинедин Зидан не смог сдержать мгновенного порыва отомстить за оскорбление
Важно отметить, что не каждый человек, которого легко обидеть, склонен к агрессивному поведению.
Некоторые реагирует на пренебрежение, нанося вред самому себе.
«Каким-то образом это дает людям ощущение контроля над ситуацией. Итак, агрессия — это лишь одна из возможных реакций», — объясняет профессор Айдук.
С другой стороны, люди, склонные яростно реагировать на обиду, могут научиться справляться с гневом, так же, как люди с зависимостью с помощью различных психологических тактик учатся контролировать свои импульсы.
Во время экспериментов исследователи Честер и Деволл заметили, что у тех, кто пытался сдержать желание мести, активировался участок в префронтальной коре головного мозга, отвечающий за рассуждения и угнетение импульсивных действий.
Мы вполне способны противостоять желанию мести. Ведь недаром в процессе эволюции у нас развилась эта сложная часть мозга, которая способна контролировать импульсивное поведение и направлять ее в более социально приемлемое русло.
Осознаем мы это или нет, но надежда все же есть.
Итак, когда в следующий раз в вашей голове начнет рождаться сладкий план мести, знайте, что приятное ожидание продлится недолго.
А лучше вспомните, что это чувство существует у нас не зря, потому что вполне возможно, что когда-то оно спасло жизнь многим нашим предкам.
Прочитать оригинал этой статьи на английском вы можете на сайте BBC Future
Месть — Психология человека
Око за око, зуб за зуб.Библия — Левит
Мстить или не мстить, вот в чем вопрос. Если я правильно понимаю Шекспира, то человек, который постоянно находится в состоянии выбора – это по-настоящему свободный человек. Но будучи свободным, он несет ответственность за свой выбор, соглашаясь принять те последствия, которые за ним последуют. Месть – это всегда выбор между желанием отомстить и возможностью простить. И надо сказать, что сделать этот выбор непросто. У каждого решения будут свои последствия – и положительные, и отрицательные. С одной стороны, чувство обиды, чувство злости, чувство ненависти, чувство несправедливости – вызывают у человека жгучее желание отомстить. А с другой, далеко не всегда месть необходима, поэтому можно простить того, кто когда-то причинил тебе вред, не ради него, а ради себя, ради своего будущего. В этой статье, дорогие друзья, мы с вами поговорим о том, что такое месть, в каких случаях она нужна, а в каких нет и как можно отомстить своим обидчикам, если вы решите это сделать.
Что такое месть?
Месть – это такие действия, к которым человек побуждается для того, чтобы навредить людям, которые ранее навредили ему. Побуждающим моментом являются такие чувства, как сильная обида, злость, ненависть, чувство несправедливости, а в некоторых случаях к мести людей побуждает и здравый расчет. Да, месть может быть не только оправданной, но и необходимой. Ниже вы узнаете почему. Вообще, если углубиться в понимание мести, то можно еще много всего интересного и полезного о ней узнать. В частности, можно сказать, что месть долго живет в человеке в виде глубокой обиды и чувства несправедливости, и эти чувства сидят в человеке до тех пор, пока он не отомстит. Это проблема исключительно психологического характера. При необходимости психолог может помочь человеку избавиться от тяжелых душевных ран и тогда этому человеку не нужно будет никому мстить, чтобы успокоиться и чувствовать себя комфортно. Но бывает, что люди мстят по убеждениям, считая месть своим долгом. А иногда бывает и такое, что человек долго носит в себе обиду, но мстить не планирует. Но в один прекрасный момент в его жизни абсолютно случайно возникает такая ситуация, когда он может отомстить своим обидчикам и он это делает – он пользуется появившейся возможностью и мстит. Так что месть может подогреваться чувствами, может руководствоваться разумными соображениями, а может и просто стать чистой случайностью. И довольно непросто вот так взять и сказать, что мстить нужно или не нужно, что это правильно или неправильно. В разных ситуациях решения могут быть разными. Давайте теперь посмотрим, когда нужно и можно мстить, а когда от мести лучше отказаться.
Зачем нужно мстить?
Вначале рассмотрим аргументы за то, чтобы мстить. Первое, чему способствует месть – это душевный покой, комфорт. То зло и тот вред, который нам причиняют другие люди, травмирует нашу психику, ранит нашу душу. И эти травмы переходят в глубокую душевную обиду, которая остается в человеке до тех пор, пока он или не отомстит своим обидчикам, или не простит их. Не будет покоя в душе человека, пока он не разберется со своими обидами. И если месть – это единственная возможность обрести покой, то в принципе, можно и отомстить, особенно если есть такая возможность. Месть может стать для человека своего рода восторжествованием справедливости, наказанием зла, компенсацией за причиненный ущерб, вред. В каждом человеке живет чувство справедливости, которое позволяет ему противостоять злу и бороться с ним. Оно толкает человека к мести, как к единственной возможности восстановить справедливость и обрести душевный покой. Если мы считаем, что все в этой жизни возвращается бумерангом, в том числе и зло, то почему бы нам самим этот бумеранг не запустить в обратную сторону, чтобы тот, кто причинил нам вред, боль, ущерб, зло – не получил в ответ то же самое?
В этом мире постоянной борьбы человек может прибегнуть к разным способам защиты, в том числе и к мести, которая является для его врагов отложенным наказанием. Прощать никто никого не обязан, это вопрос личного выбора. Те, кто говорят о том, что нужно прощать, а не мстить, не могут понять того, что значит жить с чувством злобы и обиды или униженным чувством собственного достоинства, когда человек перестает видеть в себе личность, когда теряет веру в себя, когда он застревает в прошлом и снова и снова испытывает боль, страдания, унижения от своих обидчиков, своих врагов. Эта боль разъедает его душу, обессмысливает его жизнь, делает заложником той ситуации, в которой ему был причинен моральный и/или физический вред, когда он понес какую-то утрату, с которой не может смириться. Сказать такому человеку, что нужно простить зло, значит призвать его это зло возвеличить и преклониться перед ним. Поэтому не стоит осуждать тех, кто желает отомстить своим обидчикам и врагам, чтобы просто снова начать жить, а не убиваться своей злобой и обидой. Если покоя в душе нет, если боль, обида, злость мешают жить нормальной жизнью, то человек вправе расквитаться с тем, кто когда-то этого покоя его лишил. Некоторые люди живут только ради мести, ибо ничего другого в их жизни нет, ради чего стоило бы жить. Может это и неправильно, но так есть.
Я считаю, что каждый человек вправе отомстить тем, кто причинил зло ему самому и всем тем, кто для него дорог. Не от того душа человека не может найти покоя, пока зло не будет наказано, что всем нам свыше предписано прощать тех, кто причинил нам вред. Поэтому каждый сам решает, с помощью чего он будет обретать душевный покой – с помощью мести или с помощью других способов очищения своей души от обид и излечения ее от ран, включая прощение. Это что касается психологической стороны данного вопроса.
Однако у этого вопроса есть еще и практическая сторона, которая делает месть необходимым для нашей жизни явлением. Дело в том, что месть – это такое наказание, которое может настигнуть каждого. Это действительно так – отомстить можно любому человеку, кем бы он не был. Мы все прекрасно знаем о том, что одни поступки людей нужно поощрять, чтобы люди стремились совершать их чаще, а другие необходимо наказывать, чтобы люди их не совершали. Обычно мы поощряем условное добро и наказываем условное зло, считая это не только справедливым, но и полезным для нашей жизни делом. Таким образом мы потворствуем добру и останавливаем зло. Это делает нашу жизнь более спокойной. Но если человек совершил плохой поступок в отношении других людей и не понес за него наказания, то с высокой степенью вероятности он совершит его в будущем снова. Безнаказанность порождает вседозволенность и это приводит к тому, что зла в нашем мире становится больше. Задача мести – остановить зло с помощью ответной агрессии. А точнее, с помощью страха. Когда агрессор боится наказания – он ведет себя более сдержанно. А если он все-таки решится на злой поступок, то понесет адекватное наказание в назидание другим. В данном случае одно зло уравновешивает другое зло. Месть здесь выступает в виде гарантии того, что зло непременно будет наказано, от кого бы оно не исходило.
Есть люди, у которых напрочь отсутствуют такие чувства, как совесть, жалость, сострадание. Они живут по другим правилам, по другим законам, у них свои убеждения, свое понимание жизни. И от причинения вреда другим людям их останавливает только одно – страх. Он позволяет держать таких людей в узде. Тупой, примитивный животный страх – это единственное, что может сдержать зло, живущее в них. И чтобы этот страх в них пробудить – им нужно дать понять, что в случае совершения ими плохих дел, в случае причинения ими вреда другим людям – наказание их обязательно настигнет. Таким образом, месть – это своего рода закон жизни [принцип талиона], который призван карать зло. Око за око, зуб за зуб – это именно тот принцип, которые призван уравнять наказание с причиненным ущербом. Но этот принцип небезупречен, так как очень часто люди причиняют друг другу вред, совершенно не задумываясь о последствиях. Они, что называется, не ведают, что творят. И поэтому последующая месть в таких случаях – это часто не столько устрашение зла, сколько его раскручивание. Тут уже уместно вспомнить слова Махатмы Ганди, который сказал, что принцип “око за око” сделает весь мир слепым. Поэтому грань между необходимой местью и местью, порождающей цепную реакцию, очень тонка.
Тем не менее, в политике, спецслужбах, криминальном мире – месть имеет очень важное значение. Она является проявлением силы. Если ты можешь отомстить – тебя боятся, тебя уважают, с тобой считаются. Никакая агрессия, никакой причиненный врагом вред, никакое предательство не должны оставаться безнаказанными, иначе это будет проявлением слабости, которая, как вы знаете, провоцирует агрессора на проявление еще большей агрессии. Поэтому с этой точки зрения, месть – это не столько обида, сколько вполне практичное действие, практичность которого заключается в том, что ваши враги и недоброжелатели видят в вас силу и поэтому считаются с вами. Но несмотря на практичную сторону мести, она не всегда полезна и не всегда нужна. Давайте теперь посмотрим, в каких случаях от нее лучше отказаться.
Почему не надо мстить?
Теперь мы рассмотрим аргументы против мести. Все-таки, в одних ситуациях мстить можно и нужно, а в других, от мести лучше отказаться. Первый и основной аргумент против мести – это смысл. Вы должны просто понять, что вы получите и что потеряете, если будете кому-то мстить. Плюсы должны перевесить минусы. В некоторых ситуациях месть приводит к тому, что жизнь того человека, который отомстил, становится только хуже. И получается, что такая месть наносит вред не только обидчику, но и тому, кто мстит. И если это вред мстителя довольно существенный, то в такой мести нет никакого смысла. Да и просто важно всегда понимать – что вы получите, если отомстите, какую пользу вам ваша месть принесет. Если даже на душе у вас из-за этого легче не станет, по тем или иным причинам, то зачем вообще тратить на месть свою жизнь? Не надо думать о тех, кому вы мстите – думайте прежде всего о себе. Зло в этом мире все равно никуда не исчезнет, оно будет всегда, а вот ваша жизнь у вас вроде как одна, и разумнее прилагать усилия для того, чтобы сделать ее лучше, а не стремиться ухудшить жизнь другим.
Следующий момент – это ресурсы. Месть требует самых разных ресурсов, прежде всего временных. Чем качественнее ваша месть и чем сложнее вам отомстить человеку из-за его статуса и возможностей, тем больших ресурсов она от вас потребует. Конечно, всегда можно воспользоваться удобным случаем и отомстить человеку легко и быстро, без особых усилий, воспользовавшись его слабостью, проблемами, ошибками. Но рассчитывать на такие случаи, естественно, не приходится. Так что если мстить целенаправленно, обдуманно и эффективно, то потребуются определенные ресурсы. Учитывая это, можно сказать, что не всегда игра стоит свеч. Потому что те же самые ресурсы вы можете пустить на улучшение своей жизни и расширение своих возможностей, а не на бессмысленную месть. А имея большие возможности – вы обретете власть над людьми и при необходимости сможете расквитаться с теми из них, кто когда-то причинил вам вред. Так что в этом смысле лучшей местью вашим обидчикам и врагам будет ваш успех в жизни, который сделает вас сильным и главное счастливым.
Но еще более весомым аргументом против мести является ваше понимание того, что вы не должны и не обязаны мстить. Понимаете – не обязаны. Никто не вправе отговаривать вас от мести, и никто не вправе вас к ней призывать. Вы и только вы решаете, мстить вам или не мстить – это ваш личный выбор. Поступайте так, как вам хочется, как вам удобно и не думайте о чужом мнении на этот счет. Другие могут поступать так, как удобно и как нужно им, а вы поступайте так, как удобно именно вам. И если вы хотите кому-то отомстить, то задайте себе всего один вопрос: зачем вам это делать? Не почему, а именно зачем? То есть, не смотрите в прошлое – не поднимайте свои обиды и не используйте их в качестве мотивации к мести, от них вы можете избавиться другими способами – посмотрите в будущее и скажите, что даст вам ваша месть? Если вы видите в ней пользу для себя – мстите. Если нет – не нужно заставлять себя это делать.
Как отомстить?
Если вы приняли решили мстить тем, кто когда-то причинил вам какой-то вред, обидел, оскорбил, унизил вас, то тогда вам нужно понимать, как правильно это сделать. Отомстить обидчикам можно разными способами, в зависимости от того, кто именно причинил вам вред. Важно понимать главное: месть это блюдо, которое нужно подавать холодным, как гласит итальянская пословица. Чем более холодным будет ваш разум, тем серьезнее вы подойдете к этому делу и тем более успешной окажется ваша месть. Поэтому с местью ни в коем случае не нужно спешить. Время играет вам на руку. Чем дольше ваш обидчик будет оставаться безнаказанным, тем сильнее он расслабится и потеряет бдительность. А вы тем временем разработаете безупречный план мести, который затем воплотите в жизнь.
Месть также требует от человека гибкости. Если вы будете действовать прямолинейно, вы рискуете потерпеть неудачу, последствия которой могут быть такими, что вы вообще можете потерять все возможности отомстить. Поэтому ищете разные возможности отомстить – чем больше их будет, тем лучше. Изучите своего врага, найдите его слабые стороны, узнайте о том, что делает его сильным – высокое положение в обществе, надежные источники дохода, связи с влиятельными людьми, прочее. Все эти опоры можно и нужно будет пошатнуть, чтобы ослабить этого человека. Особенно важно узнать о том, что для вашего обидчика является самым ценным в жизни, самым дорогим, что он боится потерять – это та мишень, ударив в которую, вы гарантированно причините ему существенный вред, а значит, сможете отомстить. Обычно то, что для человека самое ценное в жизни – он тщательно скрывает и охраняет, так как в этом заключается его слабость. А вам надо эту слабость найти и нанести по ней удар. Это как кощеева смерть, которая запрятана в яйце – найдете яйцо, сможете победить кощея, то есть, отомстите своему обидчику.
Ваша месть необязательно должна быть зеркальной. Мстите так, как можете, а не так, как условно будет правильным отомстить. Ассиметричные действия часто намного эффективнее симметричного ответного удара, для которого у вас просто может не хватить ресурсов и возможностей. Так что за око, можно требовать не только око, а за зуб не только зуб. Вы также можете использовать в своих целях врагов своего обидчика. Для этого вам необходимо будет их выявить и затем либо вступить с ними в союз, по принципу: враг моего врага – мой друг, либо просто помочь им разными способами нанести вред вашему обидчику, например, тайно или открыто снабдив их полезной информацией о нем. Так вы сможете отомстить чужими руками. Имейте в виду, что чем более высокое положение в обществе занимает человек, тем больше у него врагов. И слабость этих врагов, как правило, заключается в их не сплоченности. Но если вы поможете им объединить свои усилия, то тогда они смогут справиться даже с очень могущественным человеком. Вообще, хочу заметить, что месть, осуществленная чужими руками – это самая лучшая месть. Стравить своих врагов друг с другом или натравить кого-то на своего обидчика, чтобы тот причинил ему вред, вместо того, чтобы вредить ему своими руками, значит успешно отмстить и остаться при этом чистым. В общем, вариантов мести может быть много. Поэтому всегда ищите именно такой вариант, который окажется наиболее удобным для вас. Неважно, как он будет выглядеть – месть необязательно должна быть красивой и условно справедливой – она должна осуществиться, чтобы вы о ней забыли.
Таким образом, друзья, если вы все-таки решитесь мстить, тогда подходите к этому делу творчески. Обязательно угомоните свои эмоции и включите голову, чтобы все сделать правильно и получить нужный вам результат. Используйте манипуляции, чтобы сделать месть скрытой и неожиданной, а также для того, чтобы использовать других людей, в том числе и врагов своего врага, в этом деле. Я не берусь судить, правильно это или нет, мстить другим людям – это ваш собственный выбор и вам его делать. Но вы должны понимать, что ответственность за этот выбор лежит на вас, а значит и с последствиями своего решения именно вы будете иметь дело. Вы можете отомстить, сделав для этого все возможное, но при этом ухудшить свою жизнь, что-то потеряв и в чем-то проиграв. А можете испытать глубокое и абсолютное удовлетворение от своей мести. Вам необходимо быть морально готовым к обоим этим последствиям.
Сложная психология мести – Ассоциация психологических наук – APS
Несколько лет назад группа швейцарских исследователей просканировала мозг людей, которые пострадали во время экономической биржевой игры. Эти люди доверили своим партнерам разделить с ними горшок денег, но обнаружили, что партнеры решили оставить добычу себе. Затем исследователи давали людям возможность наказать своих жадных партнеров, и в течение целой минуты, пока жертвы обдумывали месть, записывалась активность их мозга. Это решение вызвало всплеск нейронной активности в хвостатом ядре, области мозга, которая, как известно, обрабатывает вознаграждения (в предыдущей работе хвостатое тело наслаждалось употреблением кокаина и никотина). Выводы, опубликованные в 2004 году в журнале Наука , дала физиологическое подтверждение тому, что годами говорили презираемые: Месть сладка.
Жажда мести неподвластна времени. Он такой же классический, как Гомер и Гамлет, и такой же современный, как Дон Корлеоне и Квентин Тарантино; так же стара, как глаза и зубы, которыми торговали в Библии, и так же свежа, как рейд, унесший жизнь Усамы бен Ладена. Но хотя идея мести, без сомнения, восхитительна — сама фраза «просто десерты» обещает удовольствие — большая часть ее сахара заключена в покрытии. Фактическое осуществление мести сопряжено с горькой ценой времени, эмоциональной и физической энергии и даже жизней. Эта минута перед местью смачна, как говорят авторы Признано научное исследование ; но как насчет следующих дней и недель?
За последние несколько лет ученые-психологи обнаружили множество причин, по которым практика мести не оправдывает своих сладких ожиданий. Ученые-бихевиористы заметили, что вместо того, чтобы погасить враждебность, месть может продлить неприятность первоначального оскорбления и что простого причинения вреда обидчику недостаточно, чтобы удовлетворить мстительный дух человека. Они также обнаружили, что вместо того, чтобы вершить правосудие, месть часто создает лишь цикл возмездия, отчасти потому, что моральное равновесие одного человека редко совпадает с моральным равновесием другого. Результатом этих выводов является лучшее понимание того, почему стремление к мести сохраняется на протяжении веков, несмотря на то, что на вкус оно гораздо более кислое, чем рекламируется.
Сохранить раны зелеными
Многие ранние психологические взгляды на месть основывались на более широкой концепции эмоционального катарсиса. Эта идея, до сих пор широко распространенная в популярной культуре, предполагает, что выражение агрессии в конечном итоге очищает тело от нее. Но эмпирические исследования не подтвердили теорию катарсиса, а некоторые недавние работы полностью ей противоречат. В статье 2002 года в Бюллетене личности и социальной психологии научный сотрудник APS Брэд Бушман из Университета штата Огайо сообщил о более высоком уровне агрессии у людей, которые якобы вымещали свой гнев, чем у тех, кто вообще ничего не сделал.
Если катарсическое действие не способно растворить враждебность в целом, что значит месть растворит гнев, вызванный одним оскорблением в частности? Это сомнение заложило основу для недавней серии тестов, проведенных Кевином Карлсмитом из Colgate, который провел исследование с стипендиатами и членами APS Тимоти Уилсоном из Университета Вирджинии и Дэниелом Гилбертом из Гарварда. Уилсон и Гилберт часто обнаруживали, что люди совершают серьезные ошибки, когда предсказывают, как они будут относиться к чему-то в будущем; вместе с Карлсмитом они спросили, могут ли люди ошибаться и в отношении ожидаемых эмоциональных преимуществ мести. Возможно, месть сладка, или, возможно, слова Фрэнсиса Бэкона более точны: «Человек, изучающий месть, держит свои собственные раны зелеными, которые в противном случае зажили бы и поправились».
Для исследования Карлсмит и его сотрудники разделили участников на группы по четыре человека и дали каждому по доллару, который они могли либо вложить в общий банк, либо оставить себе. Чтобы привлечь инвестиции, исследователи пообещали добавить 40-процентный дивиденд к общей сумме группы, прежде чем перераспределить увеличенный банк между всеми четырьмя участниками. Это создало классическую экспериментальную дилемму: для группы лучше, если все четыре члена пожертвуют свой доллар, а для отдельного человека лучше оставить доллар и деньги.0003 и получают четверть окончательного распределения банка, которое растет за счет инвестиций остальных — другими словами, как говорят исследователи, быть «безбилетником».
В конце испытания участники обнаружили, что один участник, тайно контролируемый исследователями, действовал как безбилетник. Некоторые из участников, называемые «некарателями», узнали об этом моральном нарушении, но им не дали возможности что-либо с этим поделать. Другим, известным как «каратели», дали шанс отомстить за эгоистичное поведение, уменьшив заработок преступника. (За решение о наказании взимается небольшая плата, чтобы имитировать личную цену мести. ) Как наказывающие, так и не наказывающие оценивали свои чувства сразу после игры, а также через 10 минут. Последняя группа, получившая название «прогнозисты», не имела права наказывать, но записывала, как они ожидали себя чувствовать, если бы могли.
Результаты были именно такими, как представлял себе Фрэнсис Бэкон: на самом деле каратели чувствовали себя хуже, чем предсказывали прогнозисты, если бы им дали шанс быть карателями. Каратели даже чувствовали себя хуже, чем не-каратели, несмотря на то, что получили шанс отомстить. Исследователи предположили, что через десять минут после игры каратели продолжали размышлять о безбилетнике значительно больше, чем другие — «усиленные размышления», которые мешали им двигаться дальше. В общем, Карлсмит и компания пришли к выводу в 2008 году в выпуске Journal of Personality and Social Psychology , люди ошибочно полагают, что месть заставит их чувствовать себя лучше и поможет им добиться закрытия, тогда как на самом деле каратели размышляют о своем поступке и чувствуют себя хуже, чем те, кто не может отомстить за зло.
«Я думаю, что неопределенность продлевает и усиливает эмоциональные переживания, и одна из вещей, которые мстители делают непреднамеренно, — это затягивание неприятной встречи», — говорит Карлсмит. «Те, у кого нет возможности отомстить, в некотором смысле вынуждены двигаться дальше и сосредоточиться на чем-то другом. И они чувствуют себя счастливее».
Доставка сообщения
То, что большинство людей не чувствуют себя хорошо после мести, не означает, что месть никогда не может быть приятной. Поиски этой приятной стороны возмездия привели к недавней работе немецкого ученого-психолога Марио Гольвитцера. «Я думаю, что месть обычно имеет мало шансов на успех или удовлетворение мстителя», — говорит Голлвитцер. «Меня интересовали случаи, когда месть может быть «сладкой», и мне было интересно, что именно делает месть сладкой для мстителя». Служа этому интересу, Голлвитцер разработал несколько прекрасно продуманных экспериментов; в конце концов, говорит он, требуется «тщательная калибровка», чтобы вызвать сильную реакцию участников, оставаясь при этом в рамках этических границ институциональных наблюдательных советов. (Насколько больше мы могли бы узнать о мести, нельзя не подумать, если бы исследователям было позволено убить отца участника и жениться на матери?)
Голлвитцер исследовал две теории того, почему месть может приносить удовлетворение. Первый известен как «сравнительное страдание», идея о том, что простое наблюдение страданий преступника восстанавливает эмоциональное равновесие во вселенной. Если бы это было так, то жертвы правонарушений, узнавшие о несчастье правонарушителя, должны были бы испытывать одинаковое удовлетворение независимо от того, несут ли они личную ответственность за это несчастье. Вторая теория — «гипотеза понимания» — утверждает, что страданий преступника самих по себе недостаточно для действительно удовлетворительной мести. Вместо этого мститель должен быть уверен, что преступник установил прямую связь между возмездием и первоначальным поведением.
В одном недавнем исследовании Голлвитцер и его сотрудники попросили участников разгадывать анаграммы и назначили им партнера, который предположительно делал то же самое в другой комнате. Каждая правильно решенная анаграмма приносила команде лотерейный билет на подарочный сертификат на 25 евро. В конце испытания исследователи попросили участников справедливо разделить билеты. Большинство участников выбрали поровну, но партнеры — фактически единомышленники исследователей — закрепили почти все билеты за собой. Когда участники были проинформированы об этом решении, им была предоставлена возможность уменьшить общую сумму билетов своего партнера. Около 60 процентов участников воспользовались этим шансом в полной мере, оставив партнеру гораздо меньше билетов, чем было предусмотрено при первоначальном справедливом распределении. В практическом смысле эти участники отомстили за несправедливое действие партнера.
Другие исследования могли бы на этом и остановиться, но Голлвитцер предпринял дополнительный шаг, предоставив мстителям возможность отправить сообщение своему партнеру. Большинство из тех, кто решил написать эту ответную записку, ссылались на несправедливость («Извините, что отобрали билеты, но, к сожалению, вы заботились только о себе», — написал один). В ответ мстители получили один из двух типов ответов, подготовленных исследователями. Некоторые из них, предназначенные для проверки теории понимания мести, признали, что возмездие явилось результатом их эгоистичного поведения. Другие сообщения, предназначенные для проверки «сравнительных страданий», не продемонстрировали такого понимания и даже выразили небольшое негодование по поводу их уменьшенной суммы билетов. В завершение теста исследователи попросили всех участников оценить уровень их удовлетворенности обменом.
Результаты показывают, что месть может быть успешной только тогда, когда преступник понимает, почему акт мести произошел. Среди участников, решивших отомстить за эгоистичное действие, те, кто получил сообщение о понимании, сообщили о гораздо большем удовлетворении, чем те, кто получил возмущенный ответ. На самом деле, единственный раз, когда мстители чувствовали большее удовлетворение, чем участники, которые вообще не мстили, это когда они получили знак понимания. Иными словами, непризнанная месть казалась ничем не лучше, чем ее полное отсутствие. Таким образом, успешная месть — это нечто большее, чем расплата, заключают авторы в апрельском выпуске журнала 9 за 2011 г.0003 Европейский журнал социальной психологии ; речь идет о доставке сообщения.
«Вывод о том, что признание обидчиком своего проступка делает месть сладкой, кажется, предполагает, что — с точки зрения мстителя — месть влечет за собой сообщение», — говорит Голлвитцер. «Если сообщение не будет доставлено, оно не сможет восстановить справедливость».
Твое правосудие или мое
Восстановление всеобщей справедливости, похоже, лежит в основе мести. В начале 2001 года исследовательская группа под руководством Шерил Кайзер из штата Мичиган опросила людей на предмет их веры в справедливый мир, выяснив, насколько они согласны с утверждениями вроде «Я чувствую, что люди получают то, что заслуживают». После терактов 11 сентября Кайзер и его коллеги вернулись к этим людям и оценили их реакцию на событие. В выпуске 9 за 2004 г.0003 Психологическая наука , исследователи сообщили, что чем больше человек верил в справедливый мир до нападений, тем больше этот человек испытывал страдания после них — и тем больше у этого человека было желание отомстить.
Проблема со структурой мести, основанной на исправлении несправедливости, заключается в том, что определение справедливости варьируется от человека к человеку — и даже внутри одного человека, от перспективы к точке зрения. Несколько лет назад группа исследователей под руководством Арлин Стиллвелл из Государственного университета Нью-Йорка в Потсдаме попросила людей описать два события, которые произошли в их жизни: один случай, когда они отреагировали на оскорбление возмездием, а другой в котором они были на принимающей стороне мести.
Стиллвелл и ее сотрудники обнаружили, что когда люди были мстителями, они считали, что их действия восстановили справедливость в отношениях; однако, когда они становились жертвами мести, они считали расплату чрезмерной. Эта меняющаяся точка зрения объясняет, почему месть часто происходит бесконечными циклами; не успели морские котики США отомстить за 11 сентября, убив, например, Усаму бен Ладена, как «Аль-Каида» поклялась отомстить за его смерть.
«Похоже, что успешная месть заставляет мстителей чувствовать себя удовлетворенными тем, что справедливость была восстановлена, но во многих случаях получатель мести будет воспринимать последствия мести как отмеченные несправедливостью и негативными последствиями», — заключают Стиллвелл и ее соавторы в 2008 году. выпуск Фундаментальная и прикладная социальная психология . «Разное восприятие мстителя и получателя затруднит завершение цикла мести таким образом, чтобы и мститель, и получатель сочли удовлетворительным, позитивным и справедливым».
По ту сторону мести
Долгая история мести в искусстве свидетельствует об основном инстинкте возмездия, укоренившемся в человеческом духе. Действительно, недавние факты в значительной степени подтверждают эту вековую выдумку: месть упоминается как фактор одного из пяти убийств, происходящих в развитых странах, а отчет за 2002 г. показал, что между 1974 и 2000 три из пяти случаев стрельбы в школах в Соединенных Штатах были вызваны местью. На более легком конце спектра популярное стремление к окупаемости вдохновило некоторые деловые предприятия. Сообщается, что Рам Эмануэль однажды нанял компанию под названием Enough is Enough, чтобы отомстить за ошибку опроса, и хотя недавний звонок в эту компанию показал, что она больше не существует, более новая компания Alibis & Paybacks в настоящее время рекламирует свои услуги в Лос-Анджелесе.
Но если месть так безвкусна человеку, почему она остается любимым блюдом народа? В ответ на это очевидное противоречие многие ученые-психологи приняли эволюционное объяснение мести. Майкл Маккалоу и Бенджамин Табак из Университета Майами вместе с Робертом Курцбаном из Университета Пенсильвании недавно подготовили главу книги, в которой описывается адаптивная функция окупаемости. Они утверждают, что отдельные акты мести служат групповым заявлением о том, что определенное поведение вызовет возмездие. Другими словами, цель мести может заключаться не столько в реагировании на одно конкретное преступление, сколько в предотвращении нескольких других.
С этой точки зрения месть обеспечивает большую культурную выгоду — ведущая к более кооперативному и, следовательно, продуктивному обществу — в обмен на большие личные издержки. Эта более крупная функция принимает три формы, утверждают Маккалоу и его соавторы. Первый – через прямое сдерживание. Проще говоря, месть напрямую отбивает охоту у агрессора к последующему совершению того же преступления. Второй эффект мести косвенный. Отомстив за конкретные действия, человек может установить общее определение приемлемого поведения и при этом избежать конфронтации в будущем. В этом смысле репутация исключает месть.
Третья адаптивная функция мести выходит за рамки простого сдерживания негативного поведения и фактически принуждает к полезному. Чтобы понять эту идею, говорит Маккалоу, полезно представить себе жизнь раннего человека. Предположим, что в этом существовании вы и ваш сосед должны по очереди охранять свои лагеря от нападений ягуаров. Если однажды ночью вы заснете, а животное убьет соседского ребенка, эта халатность в глазах естественного отбора функционально аналогична непосредственному убийству соседского ребенка. Угроза мести в ответ на такое неудачное сотрудничество — концепция, известная как альтруистическое наказание — побуждает вас бодрствовать (конечно, в ожидании, что ваш сосед сделает то же самое в свое время).
Каким бы всепроникающим ни казался этот инстинкт мести, современная цивилизация может считать удачей то, что сопротивляться желанию отомстить стало еще более распространенным явлением. Решение отказаться от мести не обязательно рождается из человеческой доброты; напротив, в организме может развиться какая-то внутренняя шкала, которая сопоставляет адаптивные преимущества мести с ее различными издержками — от возможности возмездия до разрыва важных отношений. Чаще всего в современном мире эта шкала склоняется в пользу прощения.
«У вас должен быть какой-то способ поддерживать отношения, даже если при наличии достаточного количества времени некоторые из них неизбежно нанесут ущерб вашим интересам», — говорит Маккалоу, который также является автором книги Beyond Revenge: The Evolution of the Forgiveness Instinct (2008). ). «Мы думаем, что развилась вторичная система» — инстинкт прощения, — «который позволяет людям подавлять желание мести и сигнализировать о своей готовности продолжать, даже если кто-то причинил вред их интересам, при условии, что человек будет воздерживаться от этого». снова в будущем». Возможно, это не самая воодушевляющая интерпретация того, как мозг управляет человеческими отношениями, но, по крайней мере, относительно мирная.
Психология мести (и мстительных людей)
Моя мать, с которой я не общался три года назад, ведет против меня откровенную войну. Неважно, что то, что она говорит обо мне, наполнено ложью и преувеличением; она, кажется, стремится разрушить мою жизнь и репутацию. Ей удалось склонить на свою сторону моих братьев и сестер, но, похоже, этого недостаточно. Ее даже взяли в социальные сети, и ей 66 лет! Что заставляет кого-то, кто мотивирован причинить кому-то боль?
Прошло семь лет после развода, и это никогда не прекращается. Я вышла замуж во второй раз, и он живет с кем-то в, казалось бы, серьезных отношениях, но я клянусь, что он просыпается каждое утро, и первая мысль, которая приходит ему в голову, это как он может каким-то образом заставить меня заплатить. Он тащит меня в суд при каждом удобном случае. Делает ли это его счастливым? Что побудило его причинить таким образом боль мне и нашим детям?
Источник: Фото Kadre. Без авторских прав. Pixabay.
За исключением нескольких святых типов, большинство из нас в течение нескольких минут или, возможно, дольше фантазировали о том, чтобы сыграть око за око — отомстить тому, кто преднамеренно причинил нам зло, причинил боль или предал. Для большинства из нас мстительные действия никогда не выходят за рамки фантазии; наш рациональный ум срабатывает вместе с нашими моральными ориентирами и, возможно, нашим страхом перед продолжающимися репрессиями. Хотя мы все еще можем злиться, вместо этого мы выбираем жить дальше, либо полным ходом, либо с заметной хромотой. Мы не отправляем электронное письмо его боссу обо всей лжи, которую он сказал, или о том, что его расходы являются фиктивными. Мы решаем не рассказывать ее новому парню о том, какая она коварная, неверная и манипулятор. Мы отказываемся от тщательно продуманных планов, таких как арест его бывших недовольных клиентов, чтобы попытаться лишить его адвокатского статуса. Как говорится, месть может быть сладкой, но большинство из нас довольствуется тем, что ест конфеты или, возможно, покупает куклу вуду, чтобы втыкать в нее булавки.0005
Но не все останавливаются на стадии фантазии. Что мотивирует эту мать с ее резкой кампанией? Бывший, который продолжает подавать на тебя в суд? Что плохого в тех, кто сосредоточен на мести?Неудивительно, что ученые тоже задавались этим вопросом.
Психология мести
Месть как реакция на несправедливость имеет долгую литературную историю. Будь то Одиссей, убивающий женихов, захвативших его дом, или ветхозаветные декламации «око за око, зуб за зуб», тема мести никогда не теряла своего блеска, как бесчисленные современные вариации в фильмах и кино.
Как отмечают Катрина Шуман и Майкл Росс, месть — это действие, спровоцированное несправедливостью, в отличие от других форм агрессии, которые не требуют провокации. Точно так же месть и наказание различаются по мотивам и целям: месть направлена на то, чтобы нарушитель страдал, а наказание направлено на улучшение поведения преступника или сдерживание плохого поведения в будущем. Наконец, они указывают на нечто важное в действиях, которые мы называем местью, когда мотивация неясна: ярлыки основаны на умозаключениях и наших атрибуциях.
Некоторые теоретики считают, что угроза мести действительно помогала нашим предкам строить социальные связи, обещая быстрое возмездие в случае нарушения правил или границ. Кроме того, те, кто известен своей мстительностью, гораздо реже становятся жертвами или нападениями.
Есть ли польза от мести?
Как анекдотично отмечают Кевин М. Карлсмит, Тимоти Д. Уилсон и Дэниел Т. Гилберт, люди склонны полагать, что какое-то возмездие эффективно снимает напряжение и гнев, которые кто-то испытывает к правонарушителю и его действиям, и что расплата помогает гасить отрицательные эмоции, вытесняя их положительными. Но в своих собственных исследованиях, в то время как участники думали, что они почувствуют себя лучше после мести, исследователи обнаружили прямо противоположное. Дело было не только в том, что наказание нарушителя не давало освобождения, но и в том, что оно фактически заставляло участников сосредоточиться и больше размышлять как о правонарушителе, так и о правонарушении, особенно если человек отомстил сам, а не просто стал свидетелем этого.
Их результаты расширились на другие исследования, показавшие, что предполагаемый катарсический эффект мести в значительной степени является фикцией. Исследователи связали ошибочное представление о том, что принесет месть, с доказательством того, что в более общем плане люди не очень хорошо умеют прогнозировать эмоции или предсказывать, как будущие действия (и бездействия) заставят их чувствовать себя.
Тем не менее оказывается, что месть может доставить удовольствие — по крайней мере, мужчинам. Таня Сингер и ее коллеги заставили участников мужского и женского пола участвовать в экономической игре, в которой сообщники либо играли честно, либо нечестно, а затем измеряли активность мозга участников с помощью МРТ, наблюдая, как мошенники и честные игроки получают удар током. . Мужчины и женщины реагировали на наказание честного игрока одинаково, при этом активировались участки мозга, связанные с эмпатией. Но — и это большое но — когда плохой парень был шокирован, несмотря на то, что женщины не любили и не одобряли его, тем не менее в их мозгах загорались центры эмпатии. Не так обстоит дело с чуваками, у которых центры вознаграждения в мозгу были активизированы с большим размахом.
Это не значит, что мстительных женщин нет, конечно, и исследования проводились в лабораторных условиях, но все же.Женщины более склонны к сочувствию, а мужчины — к мести? Вы делаете свои собственные выводы, потому что жюри еще не вынесено.
Кто мстительнее?
Хотел бы я, чтобы кто-нибудь дал мне руководство по нарциссам перед разводом, чтобы я мог подготовиться к годам игры. Но нет; Я совершенно не понимал, кто он такой, пока не захотел уйти. Сдержанный парень, не хвастун, и не очень общительный, но, боже мой, он любил быть мстительным и мстительным. Поскольку он спился из нашего брака, я до сих пор не знаю, за что он мстил, кроме своих собственных оправданий и лжи, но он это сделал.
Не все склонны к мести, и некоторые склонны гораздо больше, чем другие; кроме того, некоторые эмоции, такие как гнев, также могут увеличить вероятность мести. Люди, которые очень дорожат своей репутацией, например, с большей вероятностью будут мстить, если они чувствуют, что они и их честь подверглись несправедливому сомнению. Но явным лидером по шкале мстительности является человек с высокими нарциссическими чертами. Следующий? Тот, у кого высокий невротизм.
Нарцисс и месть
Одно исследование Райана П. Брауна исследовало связь между отсутствием прощения и мстительностью; была ли неумолимость гарантией мести? Это было правдой, что люди с высоким уровнем прощения были низкими в мстительности, но непрощение само по себе не предсказывало мстительность. Решающий фактор? Нарциссизм. Люди, наиболее одержимые местью, отличались низким уровнем прощения и высокими нарциссическими чертами. Как писали исследователи: «Как завышенная социальная уверенность нарцисса, так и нарциссическое чувство права могут вызвать желание отомстить обидчикам и могут уменьшить ограничения на действия в соответствии с этим желанием».
В своей книге Нарцисс, которого вы знаете, Джозеф Бурго на самом деле определяет Тип Мстительного Нарцисса. Бурго приписывает мстительность нарцисса его бессознательному стыду и его потребности защищаться от раскрытия этого стыда, оставляя его тонкокожим и уязвимым для всего, что отдаленно похоже на нападение.
Увы, как отмечает Бурго, мы редко предполагаем, насколько мстительным может быть нарцисс, пока не окажемся в самой гуще событий.
Неуверенность, тревога и месть
По мнению исследователей, люди с высоким невротизмом также склонны мстить. На первый взгляд это кажется нелогичным, потому что месть — это агрессивный акт, а эти люди беспокоятся и размышляют большую часть времени, склонны к самокритике и испытывают трудности с постановкой целей и их достижением. Но их мстительность является результатом их неспособности управлять негативными эмоциями, особенно гневом. Лонгитюдное исследование, проведенное Джоном Малтби и другими, показало, что люди с высоким уровнем невротизма, испытывающие постоянный гнев и враждебность, по-прежнему были склонны мстить через два с половиной года после первоначального проступка! Так что, если вы имеете дело с кем-то, у кого есть проблемы с управлением гневом, берегитесь!
Недавнее исследование, проведенное Дэвидом С. Честером и К. Натаном ДеУоллом, предполагает, что месть и агрессия вызваны необходимостью саморегуляции после социального отторжения. Интересно, что исследователи измерили агрессию, заставив участников нанести удар кукле вуду после имитации сценариев отказа; количество разрешенных ударов составляло до 51. Они обнаружили, что социальное неприятие действительно значительно увеличивает агрессию, отражая силу человеческой потребности в принадлежности, и что исключение может «вызывать сильные, а иногда и неадекватные реакции». Что характерно, вера в катарсис мести имела значение; у тех участников, которые сознательно воспринимали агрессию и месть как неэффективные способы справиться с социальной болью, не наблюдалось усиления агрессивного поведения. Тем не менее, в отличие от других исследований, Честер и ДеУолл обнаружили, что возмездие снижает негативное влияние после имитации отказа.
Вывод? Эффективность мести может зависеть от ваших представлений о ее работе.
Что касается меня, то я в значительной степени привержен мысли, приписываемой Джорджу Герберту и весьма сомнительной, поскольку я изучал поэзию 17-го века, но цитируемой, как доказывают вышитые подушки во многих углах: Жить хорошо — лучшая месть.