Негосударственное общеобразовательное учреждение Средняя общеобразовательная школа

Психология младенца: Психология младенца или что нужно знать будущей маме, клиника ЭКО «Поколение NEXT» в Москве.

Психическое развитие ребенка от 0 до 12 месяцев

Психическое развитие и процесс индивидуализации происходят на протяжении всей человеческой жизни, но их основы закладываются в первый год после рождения. Более подробно о психике младенцев рассказывает детский аналитический психотерапевт Ольга Новичкова.

Опыт самых ранних отношений — важнейшая часть жизни человека, особенно его психологической составляющей. Благодаря исследованиям прошлого столетия и становлению самой психотерапии стало известно, что жизненные события могут стать позитивным опытом и послужить развитию личности — или стать своего рода стоп-краном, после которого прежняя скорость развития, а иногда и сам путь, меняются.

Законы развития психики

Можно привести в пример психоаналитический подход, в котором специалистами выделены закономерности развития психики человека. Примечательно то, что развитие и переработка опыта начинаются с самого рождения (или даже с внутриутробного периода). Развитие детской психологии, в частности аналитического направления, позволяет составить представление о том, как же это происходит.

Опираясь на исследования Маргарет Малер, Фреда Пайна и Анни Бергман, можно составить картину психического развития ребенка за первый год жизни по месяцам. Поскольку ими выделены стадии развития без распределения помесячно, мы использовали как практические примеры психологов из вышеприведенных исследований, так и труды детских аналитических психологов и опыт практической работы с детьми для более точной календарной разбивки развития психических функций человека в первый год его жизни.

Этапы психического развития

Поскольку маленький ребенок очень зависим от матери и отношения с ней для него будут (отчасти!) формировать отношение к себе и к миру, то необходимо рассматривать развитие психики малыша в контексте диады с матерью. Эти отношения важны, но индивидуальные особенности характера ребенка все же более значимы. Иначе можно было бы составить подробный план, что можно и чего нельзя делать с ребенком и к чему это приведет.

Но подобное невозможно — разные у детей не только время развития и созревания головного мозга, не только физический рост, но и психическое развитие. Поэтому предложенная ниже периодизация усреднена, и наступление стадий развития может несколько отличаться по времени у конкретного ребенка.

Кроме того, важно помнить, что стадии плавно перетекают одна в другую, развитие движется постепенно, и поэтому ниже оно представлено тезисно, с указанием новых открытий и достижений маленького человека за каждый месяц жизни.

Первый месяц

Первые недели после рождения ребенок выполняет важнейшую задачу — достижение гомеостатического равновесия в новой, воздушной среде. Ресурсы организма направлены на его переход в новые условия и приспособление к ним. Большую часть времени малыш проводит в сонном состоянии, реакция на внешние стимулы очень снижена.

Мать практически не воспринимается в известном нам смысле. При этом ею выполняется важнейшее дело — своей заботой, предупредительностью, угадыванием желаний малыша мать снимает избыточное напряжение (от голода, холода, влажности и тому подобное) и дает возможность снова погрузиться в сон, набирать силы. А ребенок находится в состоянии всемогущества, когда потребности удовлетворяются сами собой при одном желании и крике. Мама не выделена из общего фона непонятного мира.

Второй месяц

У малыша понемногу меняется восприятие матери. Ребенок начинает движение в сторону симбиотического слияния с ней. Мать выделяется из остальных объектов. Ребенок начинает постепенно понимать, что его желания удовлетворяет именно она, и потребность в ней — абсолютна.

Психика ребенка только формируется и пока опирается на психику матери. То есть нет различия между собой и матерью, внутренним и внешним, забота матери является продолжением мысли малыша о желании заботы. Неприятные болевые ощущения (в теле ребенка, в действиях его матери) проецируются на мир за пределами их диады. Поэтому мать не может быть плохой, какими бы ее действия ни были. Малыш вытеснит это вовне, и опасным станет мир.

Третий месяц

Ребенок узнает лицо матери, трогает его и получает огромное удовольствие от такого контакта. Увеличивается важность контакта глазами. Идет освоение своего тела, малыш в своем восприятии начинает отличать стимулы, идущие изнутри его организма и поступающие извне, более через тактильный контакт с кожей. Формируются телесные границы, а следствием этого будет начинающийся процесс понимания, что есть Я (ребенок), а есть остальной мир (уже не только мать, а еще разные другие объекты, пока не люди).

Четвертый месяц

Пик симбиотической фазы, полного и счастливого единения с мамой. Начинается телесная интегрированность; благодаря осваиванию тела меняется важность ощущений: с внутреннего мира организма и ощущений малыша на сенсорное восприятие внешнего мира через свое тело.

Ощущение первичного всемогущества претерпевает изменения: из тотального (поскольку в первые месяцы жизни образ собственного тела не сформирован) оно трансформируется, концентрируясь на теле, то есть всемогущество уже «сужается», чтобы к концу первого года жизни человека «разбиться» о реальность.

Пятый месяц

Малыш улыбается своей маме, демонстрируя особенную связь между ними. Удовольствие от этих отношений дарит чувство безопасности. Развивается внешнее сенсорное восприятие, что стимулирует внимание к объектам внешнего, за пределами диады «мать — дитя», мира. Малышу очень интересна игра в «ку-ку» как некая практика ухода и возвращения мамы в рамках безопасной близости и контакта.

Шестой месяц

Поскольку у малыша развивается память, то ребенок нуждается в матери еще и для избавления от «плохих» воспоминаний — например, если мама ушла, когда он в ней нуждался. Речь идет не об оставлении на долгое время, а о сиюминутном выполнении требований ребенка, которые он озвучивает на своем языке.

Также младенец меняет поведение и переходит от тесного контакта с мамой, когда он просто льнул к ней всем телом, к ее исследованию: он хватает мать за волосы, лицо, а кроме того, отстраняется от нее для исследования того, что происходит вокруг. Начинается дифференциация, выделение себя из симбиотического единства «мать — дитя». Еще малыш перенимает некоторые элементы маминого успокаивающего поведения, например, повторяющиеся действия или поглаживания для самоуспокоения.

Седьмой месяц

Пик исследования уже не только тела, но и одежды матери, возможно, кулона, сережек и так далее. Появляется переходный объект — некий предмет, мягкий, теплый и пахнущий мамой, взаимодействуя с которым ребенок успокаивается и легче переживает расставание с ней, а также помогающий переключению от материнской груди.

Этот период коррелируется с прикормом иными продуктами взамен единственного рациона ранее — молока. Все вместе вносит свою лепту в начинающийся процесс отделения от симбиотического слияния — сепарацию.

Восьмой — девятый месяцы

Малыш начинает проводить различия между мамой и другими людьми. Может появиться страх незнакомца, возможно как следствие ранних симбиотических отношений. Некоторые дети с удовольствием исследуют взаимодействие с чужими людьми, будто опираясь на внутреннюю безопасность. А другие дети могут заплакать даже от контакта глазами с незнакомым человеком. Также детишкам свойственная некая «перепроверка» мамы, когда они словно сравнивают лицо матери с другими людьми или со своим внутренним представлением о нем.

Десятый месяц

Малыш ползает, карабкается и готовится научиться ходить, познает мир, что тоже вносит сильный вклад в сепарацию. У ребенка раздвигаются границы доступного ему мира, и он может самостоятельно регулировать дистанцию между собой и мамой.

Малыш отползает, изучает что-то и возвращается к матери, словно подзаряжаясь от близости с ней. Если мама спокойно отпускает своего ребенка, находясь в контакте с ним по его потребности, возможно просто поддерживая этот контакт глазами, это способствует спокойному познаванию окружающей среды.

Одиннадцатый месяц

Активное ползание влечет за собой и ощущение всемогущества, и разочарование, когда интересующий объект находится за пределами досягаемости маленького человека. Тогда всемогущество ребенка неизбежно начинает рушиться о реальность. Всемогущей остается мать, которая может то, чего физически не способен сделать ребенок. Пока что он — центр мира, а мама — очень важный человек, который исполняет его желания.

Двенадцатый месяц

Ребенок начинает ходить, и новые возможности открытия и познания мира его словно окрыляют. Вкладывается много энергии в исследование мира через свое тело и новые возможности. Эти достижения служат сепарации ребенка как долгому процессу отделения от мамы. А помимо сепарации, происходит процесс индивидуации, который в дальнейшем будет идти всю жизнь человека и служить его полному осознанию своей уникальности. Но начало его закладывается именно в первый год жизни.

   

Фото: Unsplash

Как по поведению младенца понять, каким человеком он вырастет

  • Кристиан Джарретт
  • BBC Future

Подпишитесь на нашу рассылку ”Контекст”: она поможет вам разобраться в событиях.

Автор фото, Glenn/Flickr/CC BY -SA 2.0

Признаки темперамента, которым будет обладать взрослый человек, начинают проявляться у него еще до того, как он научится говорить. Но как мы можем использовать это знание?

Личность человека формируется под воздействием множества факторов. На то, кем вы являетесь сейчас, повлияли ваши гены, ваши друзья, школа, которую вы посещали, и многое другое.

Но когда именно ваша личность начала принимать четкие очертания? Если сейчас вы застенчивы, означает ли это, что вы были таким и в детстве?

Скорее всего, да. Исследования показывают, что поведенческие тенденции, проявляющиеся у ребенка через несколько месяцев после рождения, тесно связаны с его будущей личностью.

  • Младенчество мозга: как распускается цветок нового разума
  • Наша свобода воли — иллюзия?
  • Полезно ли хвалить детей?
  • Опять двойка! Почему вы зубрили, но не сдали экзамен?

Это не означает, что характер человека формируется в столь раннем возрасте и не меняется со временем. Тем не менее основные черты его личности можно разглядеть и отследить уже в самые первые дни жизни ребенка.

Психологи, изучающие детей, обычно используют термин «темперамент», а не «личность». Одной из первых научных работ в этой области стало долгосрочное исследование под названием New York Longitudinal Study, начатое в 1950 году в Нью-Йорке.

В его рамках супружеская пара психологов Стелла Чесс и Александр Томас наблюдали за 133 детьми с момента рождения до достижения ими 30-летнего возраста, а также опрашивали их родителей.

На основании полученных данных ученые предложили выделять девять принципиальных аспектов темперамента младенцев, включая степень активности, настроение и отвлекаемость.

Они также заметили определенные закономерности при оценке некоторых параметров, и на их основании выделили три группы детей.

Следует отметить, что в то время политической корректности еще не придавали такого значения, как сейчас, поэтому указанные группы получили следующие названия: дети с трудным темпераментом, дети с легким темпераментом, и «медленно разогревающиеся» дети.

Автор фото, Celeste Lindell/Flickr/CC BY 2.0

Подпись к фото,

Исследование 1950 года показало, что детей можно разделить на три категории: дети с трудным темпераментом, дети с легким темпераментом, и «медленно разогревающиеся» дети

Пропустить Подкаст и продолжить чтение.

Подкаст

Что это было?

Мы быстро, просто и понятно объясняем, что случилось, почему это важно и что будет дальше.

эпизоды

Конец истории Подкаст

Предопределяют ли эти виды темпераментов будущий тип личности человека? Нью-йоркское исследование показало, что дети, имевшие легкий или трудный темперамент в возрасте трех лет, как правило, попадали в те же группы в старшем юношеском возрасте.

Тем не менее исследователи не изучали фактическую связь между детским темпераментом и личностью взрослого человека.

На самом деле психологи, изучающие темперамент младенцев, и психологи, изучающие типы личности взрослых людей, долгое время не имели никаких точек соприкосновения.

Ситуация начала меняться лишь в течение последнего десятилетия. Несмотря на то, что по темпераменту младенца невозможно точно определить тип его личности в будущем, эти категории, несомненно, связаны между собой.

Стоит также отметить, что системы оценки темперамента младенцев со временем претерпели изменения.

Сегодня изначальные девять аспектов темперамента превратились в три обширные категории (к сожалению, иногда ученые из разных психологических лабораторий называют их по-разному).

Вот они: «контроль, требующий усилий», описывающий способность младенца контролировать себя и концентрировать внимание (например, устоять перед искушением в виде интересной игрушки), «негативная аффективность», связанная с уровнем отрицательных эмоций наподобие страха и фрустрации, а также «экстраверсия» или «динамизм», касающиеся уровня активности, возбуждения и общительности.

В этом году в онлайн-версии журнала Personality and Individual Differences было опубликовано исследование российских ученых, в котором приняли участие 45 родителей.

Их попросили оценить темперамент своих детей в возрасте нескольких месяцев (в среднем семи), а затем снова оценить личность ребенка в возрасте около восьми лет на основании основных черт личности взрослого человека, таких как экстраверсия и невротизм.

Автор фото, Chris Carter/Flickr/CC BY 2.0

Подпись к фото,

Дети с более высоким уровнем экстраверсии менее склонны к неврозам во взрослом возрасте

Сравнив эти показатели, ученые выявили ряд закономерностей: например, младенцы, показавшие более высокий результат по шкале экстраверсии или динамизма (чаще улыбавшиеся, например), в возрасте восьми лет показывали меньший результат по взрослой шкале невротизма (то есть проявляли большую эмоциональную устойчивость).

В то же время младенцы, показавшие более высокий результат по шкале, эквивалентной контролю, требующему усилий, в детском возрасте продемонстрировали высокие показатели в том, что касается такой «взрослой» характеристики, как аккуратность.

Так что если у вашего ребенка повышенная степень устойчивости внимания — это хорошо, так как, скорее всего, он будет поддерживать порядок в своей комнате, когда немного подрастет.

Однако некоторые результаты этого исследования оказались противоречивыми. Например, улыбчивые и более общительные младенцы в более взрослом возрасте не показывали высокого уровня экстраверсии.

Это еще раз напоминает нам о том, что темперамент, который мы имеем в младенческом возрасте, не всегда остается с нами по мере взросления.

Как бы то ни было, полученные результаты подкрепляют все более единодушное мнение ученых о том, что «характеристики темперамента, проявляющиеся в первые годы жизни, становятся фундаментом для формирования личности человека».

Как ни удивительно, некоторые связи могут охватывать целых четыре десятилетия.

В другом исследовании, опубликованном в 2007 году, ученые из Чехии оценивали темперамент младенцев в чуть более старшем возрасте — от 12 до 30 месяцев — и в результате выявили довольно интересную связь между чертами личности одного и того же человека при повторной проверке 40 лет спустя.

Речь идет о расторможенности у младенцев (этот параметр схож с более широко используемой шкалой экстраверсии или динамизма) и экстраверсии у взрослых.

Это означает, что если участники были активными и независимыми в младенческом возрасте, то с большой долей вероятности, став взрослыми, они будут демонстрировать высокий уровень экстраверсии и самоэффективности (веры в собственные силы).

И если ребенок — это отец человека (так писал поэт Уильям Вордсворт), то, как заявили исследователи, к этой цитате стоит добавить: «…младенец — его близкий родственник».

Читая эти исследования, важно помнить, что личность человека постоянно развивается, пусть и по определенным законам, и невозможно определить конкретный момент, когда личность человека, сформировавшаяся в юности, стала личностью взрослого человека (помимо прочего, это будет зависеть от того, в каком возрасте считать человека взрослым).

Но есть и кое-что более или менее определенное. По мере того как младенец растет и становится ребенком, его личность постепенно формируется. Подождите, пока ему не исполнится, к примеру, три года, и тогда его поведение с большей долей вероятности подскажет, каким он будет, когда вырастет.

Автор фото, Steve Greer/Flickr/CC BY 2.0

Подпись к фото,

Многие родители пытаются понять, каким вырастет их ребенок, по мельчайшим особенностям его поведения

Об этом говорят результаты исследования, опубликованного в 2003 году, в рамках которого ученые из Института психиатрии в Лондоне сравнили параметры поведения тысячи детей трехлетнего возраста, измеренные в 1975-1976 гг., с личностными параметрами тех же людей при достижении ими возраста 26 лет.

На основании указанных параметров они разделили участников на несколько групп: «уравновешенные», «с недостаточным уровнем контроля», «уверенные», «зажатые» и «сдержанные».

На этот раз — спустя почти три десятилетия — было обнаружено множество удивительных закономерностей. Возьмем хотя бы один из примеров: уверенные дети стали взрослыми с самым высоким уровнем экстраверсии, а у зажатых детей этот показатель, напротив, был самым низким.

Те, у кого есть собственные дети, и люди, которые проводят с детьми много времени, знают, насколько велико искушение искать признаки зарождающихся черт личности в улыбке или хмуром взгляде малыша.

Последние исследования в области психологии показывают, что в этом есть доля здравого смысла.

Ученые все чаще находят подтверждение того, что в основе психологических проблем взрослых людей могут лежать поведенческие тенденции, впервые появившиеся в раннем детстве.

Возможно, научившись распознавать эти признаки, мы сможем осторожно вмешаться в эти процессы и помочь детям вырасти более здоровыми людьми.

Прочитать оригинал этой статьи на английском языке можно на сайте BBC Future.

Что нужно новорожденным для здорового психологического старта — наука о развитии

Когда я была молодой мамой, было много книг о том, как физически ухаживать за новорожденным: как пеленать, как менять подгузник и как лечить кожные заболевания. Но почти ничего не было сказано о том, как заботиться о психологическом благополучии новорожденного. Что важно для психического здоровья младенцев? Эрик Эриксон, знаменитый психоаналитик шестидесятых, рекомендовал зрительный контакт как основу доверия новорожденных, поэтому я провел много времени, глядя на свою новорожденную девочку.

Это начало.

фото предоставлены Sugarplum Photography

С тех пор ученые-эволюционисты многое узнали о том, что способствует хорошему психологическому началу младенцев. И это обманчиво просто: речь идет о дыхании и сердце; ритм и время; Уделение внимания.

Штаты

В течение девяти месяцев беременности организм матери обеспечивает ребенка всем необходимым: питанием, кислородом, контролем температуры и удалением отходов. Когда два тела разделяются, тело ребенка должно научиться регулировать все эти процессы самостоятельно… среди множества новых ощущений, таких как образы, звуки, вкусы, колебания температуры, ограничения, движения и многое другое. Простая координация первого вдоха с сердцебиением сама по себе является чудом биологической инженерии.

По мере того, как тело ребенка берет на себя собственные биоритмы, оно быстро переключается между различными состояниями. В течение полутора-двух часов ребенок меняет плотный график, который держит родителей в напряжении и полностью противоречит взрослому чувству времени. Но то, как родители реагируют на эти изменяющиеся состояния, формирует основу для последующего психологического и социального развития ребенка.

Вообще говоря, существует шесть состояний с переходами между ними:

фото кредит Нэнси Кохли Хате

  1. Глубокий сон : Ребенок спит спокойно, не двигаясь, дыхание ровное

  2. Легкий сон: мечтательный сон быстрого сна (быстрое движение глаз). Младенцы могут переключаться между глубоким и легким сном даже в течение часа. Иногда в первые несколько месяцев жизни младенцы просыпаются между циклами глубокого и легкого сна и с трудом возвращаются ко сну. (Новорожденные спят около 16 часов в сутки, и примерно половина этого времени приходится на фазу быстрого сна.

  3. Сонливость: В переходный период между бодрствованием и сном (например, пробуждение или, наоборот, засыпание) глаза ребенка могут открываться и закрываться или даже закатываться. Ребенок может потянуться, зевнуть или задремать.

  4. Тихий сигнал: Лицо ребенка яркое, глаза широко открыты, тело остается спокойным. Это время, когда ребенок принимает окружающую среду на своих условиях. Она может смотреть, пристально смотреть или просто спокойно сосредотачиваться на том, что видит, слышит или чувствует. Это хорошее время, чтобы дать детям свое личное пространство, чтобы они привыкли чувствовать себя комфортно в одиночестве.

  5. Активное оповещение: Глаза открыты, сканируют и бдительны, а выражение лица и тело умеренно активны. Младенцы особенно открыты для социального взаимодействия в этом состоянии, так что это хорошее время, чтобы нежно пообщаться с ребенком, тихо поговорить, петь, прикасаться.

  6. Плач/беспокойство: Ребенок плачет, возможно, кричит, и все тело и душа могут стать очень напряженными и дезорганизованными. Младенцы рождаются почти беспомощными, поэтому плач — лучшая сигнальная система для привлечения посторонней помощи для регулирования потребности. С опытом родители вскоре предугадывают различные потребности: поесть, утешиться, переодеться, согреться или охладиться, получить больше или меньше стимуляции, облегчить сон.

фото предоставлено Роханом Хате

Основополагающая биология: осцилляторы и кардиостимуляторы.

На данный момент ученые указали на два биологических механизма, которые лежат в основе младенческих состояний и имеют значение для последующего психологического развития:

  • Генератор управляет циклом сна-бодрствования. Он развивается у плода примерно на 30-й неделе внутриутробного развития в области, называемой супрахиазматическим ядром, которое находится в гипоталамусе чуть выше ствола мозга. Еще внутриутробно у плода начинается крошечный цикл сна-бодрствования: как исследователи, так и матери отмечают, что в последнем триместре плод в одно время более активен, а в другое время спит спокойно. Цикл короткий (называемый ультрадианным ритмом), но после рождения начинается долгий путь к циркадному ритму, который гармонирует со световыми и темными циклами 24-часового периода. До рождения осциллятор сна-бодрствования чувствителен к условиям внутриутробной среды, таким как материнский гормон мелатонин, а также к внутриутробной среде, такой как диета матери и воздействие света и темноты. После рождения послеродовые практики, такие как контакт кожа к коже, называемый кенгуру-уходом, связаны с более длительными периодами бодрствования и более организованными циклами сна и бодрствования.

  • Кардиостимулятор регулирует частоту сердечных сокращений и координирует сердцебиение с дыханием, чтобы попеременно активировать (вдох) и успокоить (выдох) сердцебиение. Это часть вегетативной нервной системы (ВНС), которая берет начало в стволе головного мозга и соединяет многие органы тела — сердце, легкие, глаза, железы и пищеварительный тракт. ВНС грубо делится на симпатическую нервную систему (СНС), которая активирует метаболический сигнал тревоги, когда ребенок нуждается в помощи или в бедственном положении, и парасимпатическую нервную систему (ПНС), которая 0007 успокаивает и успокаивает и снова восстанавливает систему.

Ученые-эволюционисты особенно заинтересовались системой успокоения, возникающей из-за тонуса блуждающего нерва. Блуждающий нерв — это 10-й черепной нерв, сложная сеть соединений, идущих от ствола мозга и простирающихся по всему телу, которые контролируют стресс и тормозят его, переключая ресурсы организма с борьбы или бегства на «восстановление и рост». Как и осциллятор, тонус блуждающего нерва также заметен в третьем триместре, примерно на 33-35 неделе беременности. После рождения он также усиливается за счет контакта кожа к коже, кенгуру и даже детского массажа. Неудивительно, что чувствительный уход способствует сильному тонусу блуждающего нерва.

Синхрония: танец между опекуном и новорожденным.

  Первая задача новоиспеченного родителя — понять, как реагировать на меняющееся состояние ребенка. Конечно, требуется физический уход — смена подгузников, переодевание, купание, кормление и многое другое. Но именно процесс вхождения в ритм ребенка — не только физически, но и психологически, в гармонии — наиболее важен для создания крепкого психологического фундамента. Психологи дали этому процессу множество названий: отзывчивая забота, настройка и совместное регулирование.

Рут Фельдман, психолог из Университета Бар-Илан в Израиле и из Йельской школы медицины, называет это скоординированное взаимодействие между опекуном и ребенком «синхронией». Сначала, по ее словам, отношения носят биологический характер: беременность вызывает всплески гормона привязанности окситоцина у матери, что побуждает ее заботиться о своем ребенке (небиологические родители вырабатывают окситоцин посредством взаимодействия). В исследованиях матери с более высоким уровнем окситоцина сообщали о более приятных ощущениях со своими детьми, чем матери с более низким уровнем окситоцина. Также было замечено, что они более чутко и чаще реагируют на поведение своих детей.

В свою очередь, при прикосновении к ребенку, телесном контакте или грудном вскармливании его нервная система успокаивается, организуются биологические часы и развивается тонус блуждающего нерва. Чуткий, любящий и теплый уход в первые недели и месяцы жизни может даже включать или выключать гены, регулирующие стресс ребенка.

Уход за новорожденным меняет мозг родителей. Как родители смотрят на своего новорожденного; мягко говорить; используйте мягкие, высокие голоса; и позитивны, теплы и ободрительны, серое вещество их мозга, или клеточные тела, на самом деле растут в эмоциональных и мыслительных областях, которые поддерживают родительское поведение.

Время важно. В одном из исследований Фельдмана, когда матери правильно выбирали состояние бодрствования младенцев, чтобы говорить и прикасаться к ним, младенцы оставались бодрствующими в течение более длительных периодов времени.

[фото предоставлено Келли и Сахил Мерчант, Миа Дивеча]

В процессе физиология опекуна и ребенка гармонизируется. В одном исследовании Фельдман наблюдал за частотой сердечных сокращений матерей и младенцев, когда они играли друг с другом лицом к лицу. Когда взаимодействия были синхронизированы в виде простого движения вперед и назад, повышение и понижение сердцебиения матери и ребенка фактически отслеживали друг друга с задержкой в ​​одну секунду. Другими словами, мать — или любой другой чуткий опекун — помогает регулировать сердцебиение ребенка посредством любящих, синхронных взаимодействий. Фельдман предположил, что это, вероятно, усваивается ребенком как «эмоциональное чувство безопасности, которое сопровождает ребенка на протяжении всей жизни». Другие исследования показывают, что уровни окситоцина и даже альфа-волны мозга также отслеживаются между матерью и ребенком при синхронных взаимодействиях.

Быстрый расчет также важен для успокоения расстроенного ребенка. В ставшем уже классическим исследовании плача исследователи Сильвия Белл и Мэри Эйнсворт из Университета Джона Хопкинса обнаружили, что дети, чьи опекуны постоянно быстро реагировали на их плач, к концу первого года жизни плакали реже и в течение более коротких периодов времени.

Некоторым родителям нужна помощь в синхронизации.

Многие новоиспеченные родители интуитивно чувствуют потребности своих детей и/или учатся определять потребности посредством наблюдения, но другие могут получить пользу от определенного обучения. Дженни Гойн — послеродовая доула, которая помогает молодым родителям справиться со стрессами послеродового периода и уделяет особое внимание тому, чтобы помочь родителям определить ритмы своего ребенка и работать с ними.

«Я часто призываю родителей просто наблюдать и наблюдать за своими детьми, — говорит она. Например, когда ребенок спокоен и доволен, он указывает родителю, как ребенок воспринимает ее людей и мир вокруг нее, и Гойн призывает родителей дать ребенку пространство, чтобы сделать именно это. «Многие родители чувствуют, что им нужно что-то делать, — говорит она, — например, спеть песенку, развлечь ребенка, заняться спортом или стимулировать его. Происходит много развлечений».

«Напоминаю им — для ребенка все это ново. Они просто осознают, что их окружает, и пытаются во всем этом разобраться. Младенцы, особенно в первые недели, также легко устают, и родители могут не осознавать, что, когда ребенок отводит взгляд, зевает, начинает суетиться или даже плакать, с них достаточно».

фото: Нэнси Кохли Хате

Даже грудное вскармливание поначалу может потребовать некоторого терпения и самообладания. Ребенку может потребоваться некоторое время, чтобы найти свой путь в нем. В некоторых случаях новые мамы чувствуют, что им нужно что-то сделать, чтобы грудное вскармливание произошло, что, как правило, вызывает у ребенка стресс, а затем ребенок подхватывает стресс и не хочет есть. Многие пожилые матери, которые являются профессионалами и привыкли иметь ответы, просто хотят знать, что делать, чтобы это сработало. «Часто я просто помогаю им расслабиться, — говорит Гойн. В других случаях обучение приносит пользу матерям и младенцам: некоторых младенцев нужно уговаривать, чтобы они брали грудь, и существуют стратегии, позволяющие сделать грудное вскармливание более комфортным как для матери, так и для ребенка. В некоторых случаях грудное вскармливание даже невозможно, поэтому может быть важно помочь матери смириться с этим. «Беседы о том, что это значит для матери, очень важны. Часто необходимо пройти через процесс скорби», — добавляет Гойн.

Она также учит родителей различать мелкие нюансы, которые в противном случае они могли бы упустить.

«Большинство людей могут отличить улыбку от плача и сна, но мы не так хорошо разбираемся в тонкостях того, что делают младенцы», — говорит она. Например, она указывает родителям на признаки того, что ребенок вот-вот перейдет из одного состояния в другое, например, на взволнованные движения, судорожные движения или даже икоту, которые могут предшествовать плачу. Или взгляд в сторону, который говорит, что с нее достаточно. Предвидение потребностей младенцев может помочь сохранить организованность их нервной системы в течение более длительного периода времени.

И еще: Все дети разные.

«Дети не ходят по книжке», — шутит Гойн. «У них разные темпераменты. У некоторых детей глаза широко открыты. Они воспринимают мир и стремятся взаимодействовать. Другие могут быть застенчивыми или даже немного замкнутыми. Этим детям нужно больше места и, возможно, меньше контактов. Особенно застенчивые могут заставить новых родителей чувствовать себя неуверенно, иногда заставляя их усердно работать, чтобы привлечь внимание своего ребенка, что может быть довольно подавляющим для ребенка».

«Новые родители могут не осознавать, что детям часто нравится проводить время наедине с собой, чтобы наблюдать и познавать мир без родительского фильтра», — говорит Гойн.

Не помогает то, что каждый практикующий говорит новому родителю что-то свое. «Советы не стандартизированы, — говорит она. «Вы должны сами выяснить, что работает для вашего конкретного ребенка». Она поддерживает родителей в этом, наблюдая за ребенком и описывая родителю то, что она видит, с точки зрения поведения и темперамента, чтобы родители понимали уникальные сигналы своего ребенка.

Некоторые родители хотят поставить ребенка в расписание, чтобы ускорить переход к «взрослому времени», но Гойн не одобряет этого: «Дети не ходят по нашим часам», — говорит она. «Многие родители не осознают этого и думают, что что-то не так. Они не знают, как понять «детское время». Работа Дженни выполнена, когда родители обретают уверенность в распознавании сигналов своего ребенка — несколько недель для некоторых и до трех месяцев для семей с близнецами.

К трем месяцам модели взаимного взаимодействия устоялись. К этому времени ребенок начинает самостоятельно приобретать навыки инициирования и поддержания взаимодействия. Она предлагает светскую улыбку, которая делает маму счастливой, и мама разговаривает с ней в ответ; ребенок смотрит на предмет вдалеке, а отец указывает и называет предмет; при небольшом поощрении со стороны ребенка дедушка возбуждает ее до визга глупой игрой, но успокаивается, когда ребенок переступает порог неорганизованности или расстроенности. Взрослый — это внешняя регулирующая система ребенка.

Насколько важна эта социальная связь для ребенка, демонстрирует эксперимент с неподвижным лицом. Младенец и мать смотрят друг на друга, воркуют, разговаривают и прикасаются друг к другу, пока мать не делает свое лицо неподвижным и невыразительным. Младенец героически пытается вернуть мать, даже крича и тянясь к ней, а когда усилия тщетны, она разваливается в беде, чувствуя, что связь полностью разорвана. Однако, когда мать возобновляет общение, нервная система ребенка успокаивается, он улыбается и возобновляет общение, и связь восстанавливается.

Эффект Златовласки: не слишком много, не слишком мало, но лучше всего достаточно хорошо.

Предостережение для чрезмерно добросовестных родителей: лучше всего достаточно хорошо. В пределах нормального диапазона взаимодействий младенцы, особенно старшего возраста, получают пользу от некоторых вариаций времени и стилей. Младенцы получают гештальт этого. В нормальном человеческом диалоге несоответствия и исправления являются обычным явлением. По словам психолога Рут Фельдман из Бар-Иланского и Йельского университетов, младенцы рано становятся чувствительными к ритму этих нарушений координации и интерактивного восстановления.

У разных взрослых разные ритмы, особенно у детей старшего возраста. Например, в исследованиях отцы и матери демонстрировали разные стили взаимодействия и разные способы совместной регуляции. Со своими пятимесячными детьми матери обычно играли лицом к лицу и координировали крошечные, небольшие взаимодействия на уровне эмоционального возбуждения от низкого до среднего. Они смотрели на вещи вместе, показывали, говорили словами и использовали нежные, ласковые прикосновения. Отцы, с другой стороны, были более буйными: они вместе смеялись и играли в физические игры или игры с использованием предметов. Их игра была масштабнее, более открытой и более захватывающей. Однако они были такими же синхронными, калибруя отношения между собой и своими детьми; просто они были более эмоционально насыщенными и имели другое содержание. И матери, как правило, были более синхронны со своими дочерьми, а отцы со своими сыновьями, а не наоборот. Однако вполне вероятно, что такие шаблоны не фиксированы, а гибки. Дело в том, что младенцы прекрасно справляются с разными стилями взаимодействия.

Беспокойство возникает, когда общая закономерность отличается от . Дженни Гойн описала назойливых, беспокойных родителей, которые чувствуют потребность развлечь ребенка, даже когда ребенок спокоен и доволен. Одно исследование показало, что у таких родителей более высокая активация миндалевидного тела или областей страха мозга, в отличие от родителей, которые находятся в синхронии со своими младенцами, и активируются области вознаграждения (прилежащее ядро) мозга. У психиатра Маргарет Малер есть видеозапись навязчивых пар мать-младенец, где мать игнорирует сигналы ребенка о том, что она хочет ползать или играть по-своему. Год спустя этот младенец в тревоге обвился вокруг ног матери, не проявляя интереса к изучению ее мира. Тревожные матери склонны упускать сигналы о том, что их детям нужно пространство. При этом они не только подвергают стрессу своих детей; они также лишают их зрелой возможности быть довольными собой или исследовать окружающую среду на своих условиях.

На другом конце спектра, когда матери отчуждены или подавлены, они почти не участвуют в нормальных движениях вперед-назад, которые успокаивают нервную систему ребенка. Материнская депрессия предсказывает некоторые из худших исходов для младенцев.

Важно для будущего развития.

Синхронность между опекунами и младенцами оказывает долговременное благотворное воздействие в раннем возрасте и даже в подростковом возрасте почти во всех важных областях:

  • Регуляция эмоций, самоконтроль, управление стрессом : Фельдман и ее коллеги обнаружили, что дети, чьи матери могли следовать их примеру в младенчестве (в 3 месяца и снова в 9 месяцев), в два года лучше контролировали себя, чем дети, которые не было синхронной связи. Особенно это касалось детей с более трудным темпераментом. Маленькие дети, которые испытали раннюю синхронность, были более склонны брать игрушки и убирать их, а также были более способны сопротивляться прикосновению к объектам, которые они хотели. Долгосрочные исследования показывают, что ранняя синхронность предсказывает снижение стресса и лучшую регуляцию эмоций в подростковом возрасте.

  • Социальные отношения : Младенцы, которые испытывают гармонию со своими воспитателями, становятся детсадовцами, у которых более взаимные, взаимовыгодные отношения со сверстниками, и они лучше разрешают конфликты. В подростковом возрасте они больше наслаждаются социальными отношениями и лучше умеют их поддерживать.

  • Познание: Два аспекта синхронности особенно важны для подготовки к оптимальному обучению. Одним из них является спокойное эмоциональное состояние, необходимое для внимания, обучения и памяти. Во-вторых, это характер взаимодействия «обслуживание и отдача», когда дети узнают о причинно-следственной связи в своем мире, о том, что мир упорядочен, имеет управляющие законы и не хаотичен. Они становятся мотивированными только тогда, когда могут понять мир и почувствовать, что у них есть хоть немного контроля и самоэффективности. Исследования показывают, что дети, у которых есть синхронные отношения, имеют более высокий IQ в возрасте двух и четырех лет; их символические выражения — в языке и игре — богаче и изощреннее; и их язык чаще обращается к своим собственным и чужим внутренним состояниям, например, «я чувствую» и «ты думаешь».

  • Привязанность: Большая синхронность с опекуном в младенчестве коррелирует с лучшей привязанностью в возрасте одного года и меньшим количеством проблем с поведением в возрасте двух лет.

  • Эмпатия : Одно исследование, в котором наблюдали за детьми в возрасте от 3 месяцев до 13 лет, показало, что подростки, которые в младенчестве испытывали синхронность со своими опекунами, обладали большей эмпатией. резонанс, лежащий в основе человеческих отношений на протяжении всей жизни».

Ребенка не испортишь.

фото кредит Миа Дивеча

Новоиспеченные родители часто задаются вопросом, как скоро их дети станут самостоятельными. Важность биологической связи между чувствительными опекунами и их детьми должна развеять эти представления о независимости. Ребенка нельзя испортить, на самом деле все наоборот. Ребенку нужен любящий опекун, который дает ему то, что ему нужно, на его условиях, чтобы подключить основные биологические системы, создающие основу для дальнейшего психологического и когнитивного благополучия. Эта синхронность имеет решающее значение в первый месяц жизни для организации и стабилизации нервной системы и продолжает оставаться очень важной в сензитивном периоде в течение первого года жизни.

Copyright Diana Divecha 2016

* * *

Дополнительные ресурсы

Что проходят новорожденные доктора.

Что такое рефлексы новорожденных?

Вехи развития в первый месяц

Советы бабушкам и дедушкам новорожденных

Как найти послеродовую доулу

Книги по физическому уходу за новорожденными и младенцами:

Руководство клиники Майо по первому году жизни вашего ребенка

Ваш ребенок и ребенок , Пенелопа Лич 5 , Американская академия педиатрии

The Baby Book , Уильям Сирс

The Wonder Weeks , Frans Plooij и Hetty van de Rijt

 

 

 

Метки возраст 0-1 год — младенцы, семейная динамика, для родителей и опекунов, стиль воспитания

Что такое психология развития младенцев?

Психология развития младенцев рассматривает критическую стадию развития человека от зачатия до примерно двухлетнего возраста, период времени, когда рост настолько быстрый, а последствия пренебрежительного отношения настолько разрушительны, что многие считают этот этап самым важным в жизни человека. .

При рождении длина тела ребенка примерно равна расстоянию от локтя взрослого человека до кончиков пальцев, а к 2 годам ребенок вырастает до половины своего взрослого роста. Самое примечательное, что к 2 годам масса мозга ребенка составляет 75 % массы мозга взрослого человека. Скорость изменений, происходящих в мозге, происходит в основном во внешнем слое мозга — коре, — где нейроны соединяются и изменяются с молниеносной скоростью.

Эти изменения, происходящие в младенчестве, влияют на более поздние стадии развития человека, создавая своего рода «кирпичиковый» подход для приобретения ключевых навыков и качеств. Те, кто работает в области психологии развития и фокусируется на младенцах, исследуют следующие ключевые компоненты человеческого роста и развития: когнитивный рост, языковые навыки, социальные и эмоциональные способности, а также моторное развитие. Исследователи также пытаются разобраться с влиянием окружающей среды на младенцев в дополнение к генетическим влияниям, которые могут повлиять на рост ребенка в каждой из этих ключевых областей.

При изучении младенцев значение термина «активный ученик» нельзя переоценить. С того момента, как ребенок делает свой первый вдох, он пытается усвоить все образы и звуки, которые встречают его органы чувств. Жан Пиаже (1896–1980) был пионером великой «когнитивной теории», на которую психологи продолжают ссылаться и сегодня, чтобы понять, как дети активно используют сенсорную информацию, чтобы научиться думать.

Размахивание руками младенца и другие автоматические рефлексы запускают процесс в мозгу ребенка, который инициирует обучение, утверждал Пиаже. Этот известный швейцарский исследователь показал, что моторное развитие и когнитивный рост неразрывно связаны. И обучение, утверждал он, из ранних отношений с семьей и опекунами помогает людям формировать рамки, на которые они ссылаются при общении с людьми на всех других этапах своей жизни — другими словами, рост и обучение в младенчестве влияют на эмоциональные способности и будущие социальные взаимодействия.

Специалисты по психологии развития младенцев сегодня используют компьютеры и передовые технологии для изучения младенцев способами, которые ранее были невозможны. Например, неинвазивные методы визуализации позволяют исследователям наблюдать за активностью мозга во время определенных действий. Младенцам могут показывать картинки или изображения на видеоэкране, а затем исследователи наблюдают, как мозг младенцев реагирует на стимулы. Кроме того, большие базы данных теперь могут совместно использоваться исследователями по всей стране, что поддерживает более лонгитюдные исследования, в которых исследуются люди при рождении и отслеживаются эти люди в течение многих лет и этапов жизни.

Понимание того, как и почему дети учатся и растут, способствует здоровому детскому саду и домашней обстановке, правильным методам обучения, а также игрушкам и играм для детей с учетом их возраста. Кроме того, распознавая и документируя вехи и нормы развития, медицинские работники могут лучше оценивать проблемы с обучаемостью и вмешательства для тех, кто не соответствует научно установленным критериям.

Если вас восхищают младенцы, то, как они растут и изменяются, и вы хотите изучать психологию развития, рассмотрите возможность получения степени в области психологии развития.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *