Негосударственное общеобразовательное учреждение Средняя общеобразовательная школа

Психология познания такова что: Краткий конспект лекций к дисциплине «Психология познания»

Е.Е.Сапогова. Публикации

Елена Евгеньевна Сапогова — доктор психологических наук, профессор, заведующая кафедрой психологии развития МГППУ , почётный работник высшего профессионального образования РФ.

Автор более 200 научных статей, учебников и книг, развивающих программ по психологии посвященных проблемам психологии развития, психологии воображения, экзистенциальной и нарративной психологии, культурного социогенеза, вопросам развития сознания и личности человека.

С 2000 г. под редакцией Е.Е.Сапоговой издаётся сборник Известия ТулГУ. Серия «Психология».

  1. + — «Легенды о себе»: к проблеме интерпретации личностных мифологем взрослых в психологическом консультировании

    Как заметил ещё И.Кант, осознание человеком («Я») самого себя заключает в себе двойственность: «Я» осознаёт себя субъектом мышления, переживания и одновременно «Я» выступает как объект собственного восприятия и, добавим, моделирования, самопостроения, самокоррекции, преобразований.

    Такая двойственность функционально необходима прежде всего потому, что именно за счёт неё достигается внутренняя согласованность личности, осуществляются тонкие настройки и корректировки социального поведения, устраняются противоречия «Я-концепции», приводящие к дисгармонизации личности, переживанию психологического дискомфорта, когнитивному диссонансу. Пребывание одновременно в функциях объекта и субъекта позволяет тоньше интерпретировать индивидуальный опыт и формировать ожидания к окружению. В субъективной динамической «Я-концепции» фиксируется множество представлений о себе (множество «образов (картин) Я»), сменяющих друг друга или накладывающихся друг на друга: это и реальное, сиюминутное «Я», и идеальное «Я», и «Я-модель», «Я-образец», «Я-эталон». Более того, довольно часто в структуре личности присутствует «фантастическое Я» — то, каким человеку хотелось бы быть, если бы это оказалось в принципе возможным. В целом же «Я-концепция» содержит не только то, что человек о себе знает, но и то, что он о себе думает и, что еще более важно, что он о себе хочет думать (и здесь на помощь ему приходят социокультурные концепты, организующие его семиосферу и создающие ее пределы).

    // Психологическая служба (Минск). – 2003. — № 2. – С. 88-102.

    http://esapogova.narod.ru/texts/legend.htm
  2. + — «Обитель души»: экзистенциальное пространство субъекта (doc)

    // Третья Всероссийская научно-практическая конференция по экзистенциальной психологии. Материалы сообщений / Под ред. Д.А.Леонтьева. — М.: Смысл, 2007. — С.106-111.

    http://esapogova.narod.ru/texts/obit.doc
  3. + — «Римейки жизни»: конструирование автобиографического нарратива

    Известия ТулГУ. Серия «Психология» / Под ред. Е. Е. Сапоговой. — Вып. 5. — В 2-х чч. — Ч.I. — С. 200-228.

    // Долгие годы психология оперировала понятием некоего усреднённого социального субъекта, наделённого системой разнообразных функций, признаков, свойств. В анализе и описании личностных структур было не так уж и важно, является ли такой субъект неопытным или

    http://esapogova.narod.ru/texts/rimeik.htm
  4. + — «Хронотоп Бахтина»: соблазн проникновения (doc)

    // Ж. «Культурно-историческая психология». — 2006. — № 1. — С.89-96.

    http://esapogova.narod.ru/texts/bakht.doc
  5. + — Анализ Я-концептов и Я-метафор в содержании индивидуальных нарративов субъекта

    Развиваясь как личность, человек во внутреннем плане сознания строит систему концептов — концепто- или семиосферу. Как писал Н.И.Жинкин, концепты составляют предметно-изобразительный код сознания, имея множество вариантов выражения, в том числе словесного [2]. Они присутствуют во внутреннем плане сознания как некие ключевые знаково-символические образования, составляя его смысловую ткань. Вероятно, концепты образуют наиболее глубокий уровень сознания и могут быть метафорически соотнесены с узлами категориальной, признаковой «решётки», через которую реальность, преломленная процессами социализации, проникает в индивидуальное сознание (собственно, социализация и предполагает выстраивание такой признаковой решётки). Опираясь на работы В.В.Карасика [3, 4], С.Х.Ляпина [6], Г.Г.Слышкина [4], мы определяем концепты как индивидуализированные гиперсмысловые паттерны, имеющие социопсихическую природу, обладающие ценностной значимостью, многомерностью объективации и функцией текстопорождения.

    // Прикладная психология: достижения и перспективы / Под ред. Л.А.Мирской, Т.Ю.Синченко, В.Г.Ромека. – Ростов-на-Дону: Фолиант, 2004. – С.50-79.

    http://esapogova.narod.ru/texts/self.rtf
  6. + — Взгляд на взрослость изнутри.
    Психологический дивертисмент

    Как-то так повелось в возрастной психологии, что ни взрослость, ни кризис взрослости почти не изучаются специально, поскольку считается, что данные других отраслей психологии (психология познавательных процессов, психология творчества, клиническая психология, социальная психология, психология труда и многие другие) в комплексе так или иначе освещают разные аспекты этого периода жизни. При построении общей теории индивидуально-психического развития человека в центре психологического познания находятся преимущественно ранний и поздний онтогенез, а те фазы индивидуальной жизни, которые, как подсказывает индивидуальный опыт каждого взрослого человека, являются центральными в жизни (наиболее творческими, продуктивными и социально активными), фактически оказываются на периферии исследования.

    // «Психология зрелости и старения». – 2001. – № 1(13). – С. 5-27.

    http://institut. smysl.ru/article/sapogova.php
    http://esapogova.narod.ru/texts/divert.htm
  7. +-Герменевтика личности: биографемы, автографемы и мифологемы (в сборнике)[недоступно]

    На основе авторского экзистенциально-нарративного подхода в статье рассмотрен феномен личностной герменевтики. Личностная герменевтика — комплексная функция самосознания (метадеятельность, особый режим работы сознания, направленный исключительно на самое себя) взрослой личности, посредством которой совершаются процессы самоинтерпретации, самопонимания, самоудостоверения и последующей самодетерминации / самоорганизации. Она позволяет не только систематизировать и упорядочивать эпизоды жизненного опыта, но и, выполняя жизнетворческую функцию, — создавать новые субъективные семантические единства, новые смысловые синтагмы, отражающие пристрастное отношение к собственной жизни и жизни вообще. Автор вводит понятие личностного семантического тезауруса и предполагает, что любой индивидуальный тезаурус содержит психосемантические единицы (знаки, семантемы, смысловые синтагмы) трёх видов — биографемы, автографемы и мифологемы, которые используются в повествованиях о себе в разных сочетаниях.

    Ключевые слова: герменевтика личности, семантический тезаурус, самоинтерпретация, самопонимание, самоудостоверение, самодетерминация, самоорганизация, биографемы, автографемы, мифологемы

    // Психологические проблемы смысла жизни и акме: Электронный сборник материалов XX симпозиума / под ред. Г.А. Вайзер, Н.В. Кисельниковой, Т.А. Поповой — М.: ФГБНУ «Психологический институт РАО», 2015.

    В настояще время публикация

    недоступна

    .

    http://www.pirao.ru/images/labs/gporl/%D0%A5%D0%A5-simpozium.pdf
  8. + — Дао психолога: феномены психологического бытия

    аверное, есть тысячи причин, чтобы увлечься психологией. При первом приближении она может казаться чем-то вроде суммы «волшебных» практических навыков, позволяющих лучше ориентироваться в социуме; при более глубоком эмоциональном погружении психология, как восточная женщина, имеющая семь доньев, меняет свое лицо и являет себя в чем-то, обладающем абсолютной силой, значимостью и необходимостью; а при достижении уровня понимания психология вообще становится чем-то ускользающе-недоступным, агностическим, трансцендентным, магическим, виртуальным. Как пишет Ж.-П. Сартр, «здесь у человека появляется ощущение бесконечного самоускользания, переполнения, удивления всегда неожиданным богатством и еще бессознательное стремление уловить сознанием это вырывающееся Я» [8; c. 79]. Многие профессиональные психологи прошли долгий путь от первых познавательных желаний и робких шагов навстречу психологии до разрушающего осознания мощной всевластной силы психологического понимания (может быть, даже «прозрения») и безвозвратной завороженности даже одним чувством причастности к возможности постигнуть нечто сокровенное в этой ни на что не похожей области человеческого познания. В то время как представители других наук с упоением разгадывают загадки природы и взращивают новые плоды цивилизации, психолог, вслед за Б. Паскалем, может сказать только: «Меня ужасает вечное безмолвие этих пространств»

    // Журнал практического психолога. – 1998. – № 7. – С. 75-86.

    http://esapogova.
    narod.ru/texts/dao.htm
  9. + — Жизнь и судьба: построение индивидуальной мифологии, самопроектирование и субкультура личности

    Во всех областях знания рано или поздно исследовательское сознание упирается в проблемы, решение которых мало доступно натиску познания. Одна из таких проблем — проблема человеческого бытия (онтологическая проблема), которую в разной форме ставили философы со времён античности, пытаясь различить сущее и бытийное. В психологии вопрос о человеческом бытии почти не ставится как в силу сложности самого феномена, так и из-за отсутствия реального метода его изучения. Но это не значит, что он не интересует психологов и тех, кто размышляет «о времени, о жизни, о себе» или обращается за психологической помощью. Оформляющийся в последние годы интерес к экзистенциальным аспектам отношения взрослого человека к самому себе связан с осознанием им конечности индивидуального существования и необходимости стабилизировать его путём рефлексии своей подлинности и смыслонаполнения каждого момента. В связи с этим в проблемном поле исследования взрослости, как кажется, открывается новая сфера — анализ того, каким образом сознание, достигшее точки «акме», реализует себя во множестве своих сложно структурированных актов и обнаруживает всё то, с чем оно имеет дело в своём опыте.

    // Известия ТулГУ. — Серия «Психология» / Под ред. Е.Е.Сапоговой. — Вып. 3. — Тула: ТулГУ, 2003. — С. 195-214.

    http://esapogova.narod.ru/texts/sudba.htm
  10. + — Как я понимаю психологию: в подражание К.М.Мамардашвили

    Когда-то М.К.Мамардашвили заметил: «Способность быть учеником выше и достойнее, чем способность быть учителем» [3; 47]. Это высказывание кажется особенно справедливым в отношении профессиональной психологии, ученичество в которой — процесс бесконечный, бездонный и в чем-то носящий характер таинства, откровения, посвящения. Профессиональной психологии учатся всю жизнь, и сама возможность ученичества в психологии кардинальным образом зависит от личности, опыта и способностей того, кто ей учится. Но точно так же она зависит и от того, кто и как вовлекает человека в это ученичество, разъясняет суть профессионального «послушничества», ведь специфика психологического познания такова, что, по сути, ученик учится у ученика же, но только чуть дальше продвинувшегося в своем учении. Психологи-ученики во многом «делают жизнь» со своих учителей не только с позиций верности их научно-исследовательским идеалам: они перенимают важные аспекты их образа мышления, профессионального стиля деятельности, системы смысложизненных установок на себя и других, ценностей бытия. Мы убеждены, что только психолог для психолога создает и может создать профессиональную зону ближайшего развития (Л.С.Выготский), бесконечный по валентности «зазор длящегося опыта» (В.П.Зинченко). Пожалуй, нигде так, как в психологии, не выражена эта со-общность ученика и учителя, нигде так сильно не бывает необходимым живое общение, живая связь, соприкосновение сознаний обучающего и учащегося. Мощный потенциал экзистенциального вовлечения, присущий психологическим знаниям, иногда срабатывает даже при обучении ей непрофессионалов, хотя, думается, в большинстве случаев сегодняшнее обязательное для всех в высшей школе, суетное и зачастую непродуманно выхолощенное обучение психологии как учебному предмету мало что дает уму и сердцу ученика, поскольку основные вопросы, которые в этом случае решаются, — это вопросы о форме как можно более сжатого преподнесения объемного и сложного для восприятия материала и о практическом применении психологической «информации», а не вопрос личностного роста в обучении.

    // “Журнал практического психолога”, 1999. — № 4. – С. 13-27.

    http://esapogova.narod.ru/texts/mamard.htm
  11. + — Понимание в психологическом консультировании (doc)

    // Понимание: опыт междисциплинарного исследования / Под общ. ред. А.А.Брудного, А.В.Уткина, Е.И.Яцуты. — М.: Смысл, 2006. — С. 122-133.

    http://esapogova.narod.ru/texts/yatsuta.doc
  12. + — Понимание как центральная проблема консультативной психологии

    Когда-то А.Камю отметил, что понять мир значит свести его к человеку, оставить в нем человеческий отпечаток. Мысль о том, что мир во всех его проявлениях может быть понят только через посредство неповторимо конкретного индивидуального опыта, имеет долгий и сложный генезис. Еще в Средние века сложились легенды о текстах, которые могут быть поняты лишь через призму личных переживаний и на их основе. Так, в одной старинной притче говорится, что якобы существовала книга, которую мог понять только тот, кто убил человека и зачал человека; для любого же другого читателя книга превращалась в набор непонятных иероглифов. Если проникнуть в метафорическую глубь этой притчи и исключить очевидные преувеличения, то ее смысл сводится к тому, что полнота понимания мира определяется полнотой личных переживаний, некоей конгруэнтностью мира и индивидуального сознания. Пытаясь реализовать в работе положения структурно-семиотического подхода, мы считаем, что для психолога-консультанта, взращенного в субъект-субъектной образовательной парадигме, любой человек, пришедший за помощью, и есть этот самый мир, своеобразный и уникальный микрокосм, понять который можно, исходя из личного и профессионального опыта, индивидуальных переживаний, профессиональной ментальности, обобщенных научных положений своей профессии, специально сформированных профессиональных поведенческих навыков и т.д. Разрабатываемый во французском психоанализе новой волны (Ж.Лакан, Ж.Деррида, М.Фуко, Ж.Батай, М.Бланшо, Ж.Делез, Р.Барт, А.Вежбицкая, Ю.Кристева, К.Леви-Строс и др.) и в многолетних исследованиях тартусско-московской семиологической школы (Ю.И.Лотман, Б.А.Успенский и др.), структурно-семиотический подход в последние годы особенно ярко демонстрирует свою универсальность и приложимость к разнообразным формам деятельности в области консультативной психологии.

    // Психологическое консультирование: проблемы, методы, техники / Отв. ред. Т.Ю. Синченко, В.Г. Ромек. — Ростов-на-Дону: ЮРГИ, 2000. — С. 7-25.

    http://esapogova.narod.ru/texts/poncons.htm
  13. + — Поэтика автобиографии: к анализу мотивов субъективных нарративов в психологическом консультировании

    В психологии понимание мотива традиционно связано с анализом побуждений к действию, но это — не единственное значение термина «мотив», которое может быть в ней использовано. В последние годы в рамках социокультурных психологических исследований находит применение и та трактовка мотива, которая сложилась в культурологии, литературоведении, фольклористике — как мотива повествовательного, что, на наш взгляд, открывает новые возможности в трактовке центральных тенденций в осмыслении субъектом своего жизненного пути. В рамках нарративного подхода, который проникает в современную практику консультирования, автобиография, выстроенная субъектом в контексте своего времени, традиций, опыта, культурных предпочтений и т.п., может рассматриваться как текст, как повествование, подчиняющееся не только психологическим, но и литературным законам. Идея о существовании сюжетообразующих семантических единиц, сознательно или бессознательно положенных в основу рассказа о собственной жизни, кажется чрезвычайно продуктивной для практики психологического консультирования. В течение нескольких лет мы имели возможность отслеживать наличие таких мотивов в историях жизни наших клиентов.

    http://esapogova.narod.ru/texts/poet.htm
  14. + — Профессиональное психологическое сознание: рефлексия вслух

    Быть психологом интересно. Быть психологом полезно. Быть психологом престижно. В последние несколько лет эти тезисы прочно вошли в общественное сознание, привлекая к психологической профессии тысячи молодых и не очень молодых людей, готовых «подновить» психологией уже имеющееся (педагогическое, медицинское, техническое) образование. И лишь один тезис, как нам кажется, часто остается на периферии сознания многих, кто хотел бы сделать психологию делом и смыслом своей жизни: быть психологом трудно и ответственно. Далеко не все стремятся, к примеру, в математику или хирургию, психология же почему-то воспринимается как имеющая более свободный модус в присоединении к любой другой профессии и кажется доступнее. О людях, наделенных музыкальными способностями или артистическим даром, говорят, что их при рождении поцеловала фея музыки или театра. Все понимают важность подобного события и осознают возможную разницу в последующем осуществлении музыкальной или театральной деятельности. Нас всегда занимал вопрос: кто целует психологов и целует ли вообще? Можно ли профессионально освоить психологию «нецелованным» психологам и чем это будет отличаться от «настоящих», «харизматических»? И что делать, если уже понятно, что фея выбрала не тебя, а быть психологом все же хочется? Возможно ли достижение необходимого высокого профессионализма, который sine qua non подразумевает работа с проблемами человеческой личности, на такой основе, как «хочу быть» ( не путать с «хочу стать»!) психологом? Справедливо ли для профессиональной психологии, что «терпение и труд все перетрут»? А если нет, то в чем выражается не «званность», но «избранность»?

    // Журнал практического психолога.  — 1997. — N 6. — С. 3-12.

    http://esapogova.narod.ru/texts/mental.htm
  15. +-Психология развития человека. Учебное пособие[недоступно]

    В этой книге Е.Е. Сапоговй всесторонне рассматриваются социокультурные, историко-этнографические, психобиологические и психологические аспекты развития человека. Особое внимание уделено общетеоретическим проблемам развития и анализу возрастных этапов в контексте культурного социогенеза. Пособие рекомендуется для студентов психологических специальностей высших учебных заведений.

    // М.: Аспект пресс, 2001 — 460 с.

    В настояще время публикация

    недоступна

    .

    http://prepod.nspu.ru/file.php/149/met.prob.psikh./Sapogova_-_Psikhologija_razvitija_cheloveka.pdf
  16. + — Событие в структуре биографического текста

    // Ж. «Культурно-историческая психология». — 2006. — № 1. — С.60-64.

    http://esapogova.narod.ru/texts/sob.doc
  17. + — Социокультурные прототипы и смысловые константы автобиографических текстов (doc)

    // Тексты в образовательном пространстве современной высшей школы / Авт. колл. А.К.Юров, В.М.Розин, П.Н.Виноградов и др. — Таганрог: Изд-во Таг. гос. пед. ин-та, 2007. — Раздел III, глава 3. — С.119-158.

    http://esapogova.narod.ru/texts/tag.doc
  18. + — Типы экзистенциальных ожиданий в «Ego-trip»-нарративах (doc)

    // Вызовы эпохи в аспекте психологической и психотерапевтической науки и практики. Материалы Второй Всероссийской научно-практической конференции (Казань: Казанский гос. ун-т, 28-29. 11.06). — Казань: ЗАО «Новое знание», 2006. — С.42-46.

    http://esapogova.narod.ru/texts/kazan.doc
  19. + — Экзистенциальное содержание лиминальных периодов жизни (doc)

    // Работа переживания и психологическая помощь детям: Сб. статей и тезисов выступлений II Международной конференции Телефонов доверия (Москва, 25-27 октября 2007) / Под общ.ред. Г.Э.Мариани. — М.: Национальный Фонд защиты детей от жестокого обращения, 2007. 

    http://esapogova.narod.ru/texts/detfond.doc
  20. + — Экзистенциальные ожидания как фактор развития во взрослости и старости (doc)

    // Психология социального развития: Человек в современном мире. Сб. научных трудов / Под науч. ред. Ю.Н.Карандашева, В.Н.Шашок.  — Минск: Изд. Центр БГУ, 2007. — С. 99-111.

    http://esapogova.narod.ru/texts/bel07.doc
  21. + — Экзистенциальный потенциал профессионализации в психологии

    Экзистенциальная философия во многом изменила веками строящиеся представления человека о себе и своем развитии. Под влиянием М.Хайдеггера европейское научное сознание ассимилировало мысль, что будучи конечным существом и осознавая эту конечность, человек вынужден стабилизировать свое существование в каждый данный момент (Dasein) путем его смыслонаполнения. По сути, человек базирует собственное существование на собственном же проекте и тем самым осуществляет смыслонаполнение жизни. В конечном итоге, смысл имеет именно и только то, что конечно; что не имеет конца, то не имеет и смысла. Одним из ключевых элементов самопроектирования и жизнетворчества является выбор профессии и последующее осуществление профессиональной деятельности. Занимаясь в течение ряда лет подготовкой профессиональных психологов, мы пришли к выводу, что профессиональная психологическая деятельность является особой формой жизни личности, задающей экзистенциальный modus operandi. Более того, можно предположить, что профессиональный психолог призван помогать в самопроектировании другим.

    // Первая всероссийская научно-практическая конференция по экзистенциальной психологии. 2001

    http://existancepsychology.narod.ru/25.htm

Познание (в психологии) | это… Что такое Познание (в психологии)?

Когнити́вность (лат. cognitio, «познание, изучение, осознание») — термин, используемый в нескольких, довольно сильно друг от друга отличающихся контекстах, обозначающий способность к умственному восприятию и переработке внешней информации. В психологии это понятие ссылается на психические процессы личности и особенно на изучение и понимание так называемых «психических состояний» (т. е. убеждений, желаний и намерений) в терминах обработки информации. Особенно часто этот термин употребляется в контексте изучения так называемого «контекстного знания» (т.е. абстрактизации и конкретизации), а также в тех областях, где рассматриваются такие понятия, как знание, умение или обучение.

Термин «когнитивность» также используется в более широком смысле, обозначая сам «акт» познания или само знание. В этом контексте он может быть интерпретирован в культурно-социальном смысле как обозначающий появление и «становление» знания и концепций, связанных с этим знанием, выражающих себя как в мысли, так и в действии.

Содержание

  • 1 Когнитивность в господствующих направлениях психологии
    • 1.1 Влияния
  • 2 Нерешённые проблемы когнитивной теории
  • 3 Когнитивная онтология
  • 4 Когнитивность как компрессия
  • 5 Когнитивность как социальный процесс
  • 6 Когнитивность в культурном контексте
  • 7 Обобщение
  • 8 См. также

Когнитивность в господствующих направлениях психологии

Изучение типов психических процессов, называемых когнитивными (собственно когнитивные процессы) находится под серьезным влиянием тех исследований, которые успешно использовали парадигму «когнитивности» в прошлом. Понятие «когнитивные процессы» часто применяли к таким процессам как память, внимание, восприятие, действие, принятие решений и воображение. Эмоции традиционно не относят к когнитивным процессам. Вышеприведенное деление теперь считается во многом искусственным, проводятся исследования, изучающие когнитивную составляющую эмоций. Наряду с этим часто также личностные способности к «осознанию» стратегий и методов когнитивности, известные как «метакогнитивность».

Эмпирические исследования когнитивности обычно пользуются научной методологией и количественным методом, иногда включают также построение моделей какого-то отдельного типа поведения.

Хотя практически никто не отрицает, что природа когнитивных процессов управляется мозгом, теория когнитивности далеко не всегда рассматривает эти процессы в их связи с мозговой деятельностью или какими-либо иными биологическими проявлениями (ср. нейрокогнитивность). Теория когнитивности часто всего лишь описывает поведение индивида в терминах информационного потока или функционирования. Сравнительно недавние исследования в таких областях, как когнитология (в общем смысле, наука о мышлении) и нейропсихология, стремятся перешагнуть этот пробел между информационными и биологическими процессами, используя парадигмы когнитивности для понимания того, каким именно образом человеческий мозг осуществляет функции переработки информации, а также каким образом системы, занимающиеся исключительно переработкой информации (к примеру, компьютеры) могут имитировать когнитивные процессы (см. также искусственный интеллект).

Теоретическую школу, изучающую мышление с позиции когнитивности, обычно называют «школой когнитивизма» (англ. cognitivism).

Огромный успех когнитивного подхода может объясняться, прежде всего, его превалированием как фундаментального в современной психологии. В этом качестве он заменил бихевиоризм, господствовавший вплоть до 1950-х гг.

Влияния

Успех когнитивной теории отразился на применении ее в следующих дисциплинах:

  • Психология (особенно когнитивная психология) и психофизика
  • Когнитивная неврология, неврология и нейропсихология
  • Кибернетика и изучение искусственного интеллекта
  • Эргономика и проектирование пользовательского интерфейса
  • Философия сознания
  • Лингвистика (в особенности, психолингвистика и когнитивная лингвистика)
  • Экономика (особенно экспериментальная экономика)
  • Теория обучения

В свою очередь, когнитивная теория, будучи весьма эклектичной в своем самом общем смысле, заимствует знания из следующих областей:

  • Информатика и теория информации, где попытки построить искусственный интеллект и так называемый «коллективный интеллект» фокусируются на имитации способностей живых существ к распознаванию (т.е. к когнитивным процессам)
  • Философия, эпистемология и онтология
  • Биология и неврология
  • Математика и теория вероятности
  • Физика, где эффект наблюдателя изучается математически

Нерешённые проблемы когнитивной теории

  • Насколько сильное сознательное вмешательство человека требуется для выполнения когнитивного процесса?
  • Какое влияние оказывает на когнитивный процесс индивидуальность?
  • Почему в настоящий момент настолько сложнее распознать компьютеру человеческую внешность, чем коту — своего хозяина?
  • Почему «горизонт понятий» у некоторых людей шире, чем у других?
  • Может ли наличествовать связь между скоростью когнитивного процесса и частотой моргания?
  • Если да, то в чем эта связь заключается?

Когнитивная онтология

На уровне индивидуального живого существа, вопросы онтологии хоть и изучаются различными дисциплинами, но здесь объединяются в один подтип дисциплин — когнитивную онтологию, что, во многом, противоречит предыдущему, лингвистически-зависимому, подходу к онтологии. При «лингвистическом» подходе бытие, восприятие и деятельность рассматриваются без учитывания природных ограничений человека, человеческого опыта и привязанностей, которые могут заставить человека «знать» (см. также квалиа) что-либо из того, что для других остается под большим вопросом.

На уровне индивидуального сознания, неожиданно возникающая поведенческая реакция, «всплывающая» из-под сознания, может служить толчком к формированию нового «понятия», идеи, ведущей к «знанию». Простое объяснение этому заключается в том, что живые существа стремятся сохранить свое внимание к чему-либо, стараясь избежать прерывания и отвлечения на каждом из уровней восприятия. Такого рода когнитивной специализации примером может служить неспособность взрослых человеческих особей улавливать на слух отличия языков, в которые они не были погружены с молодости.

Когнитивность как компрессия

Когнитивность как социальный процесс

Когнитивность в культурном контексте

Обобщение

См.

также
  • Познание
  • Когнитивный стиль
  • Когнитивный диссонанс
  • Когнитивная графика
  • Когнитивная психотерапия
  • Когнитивные процессы

Что такое знание? Краткое введение

В повседневном использовании знание означает осознание или знакомство с различными объектами, событиями, идеями или способами выполнения действий. Но, как веками отмечали философы, все довольно быстро усложняется. Рассмотрим, например, вопрос: что реально? Бутылка из-под колы на моем столе настоящая? Деревья за моим окном настоящие? А число пи? А как насчет боли от небольшого пореза на пальце? Когда кто-то размышляет над этими вопросами, они быстро вызывают вопрос о том, как я вообще познаю вещи?

Отделение «как» от «что» знания

При некотором размышлении становится ясно, что, по крайней мере, до некоторой степени то, что реально для меня, частично зависит от того, как я познаю вещи. Например, мои перцептивные, когнитивные фоновые структуры позволяют мне определенным образом воспринимать и понимать бутылку кока-колы на моем столе; разные перцептивные или когнитивные фоновые структуры приведут к другой реальности. Этот момент был хорошо подчеркнут в фильме 1980 года «9».0009 Боги, должно быть, сошли с ума , в котором рассказывается о драматическом воздействии бутылки кока-колы, сброшенной пролетающим самолетом, на изолированное племя в пустыне Калахари.

Соплеменники интерпретировали бутылку как дар богов, и в фильме показано, как это значение проникло в племя и повлияло на его членов. Этот краткий пример подчеркивает два самых широких взгляда философов на знание, а именно «эпистемологию» и «онтологию». Онтология относится к вопросу о реальности и касается определения того, что можно назвать реально существующим в мире. Напротив, эпистемология относится к тому, как мы, люди, познаем вещи. «Теория познания» объяснила бы, что такое знание, как люди могут познавать вещи, что на самом деле существует в мире, а также сложные отношения между ними.

Базовый подход к концептуализации знания

Одна из древнейших и наиболее почитаемых традиций в философии познания характеризует знание как «обоснованное истинное убеждение». природе знания, оно остается наиболее господствующей концепцией знания

Таким образом, для многих знание состоит из трех элементов: 1) человеческого убеждения или мысленного представления о положении дел, которое 2) точно соответствует фактическому положению вещей делах (т. е. истинно) и что представление 3) узаконено логическими и эмпирическими факторами.0003

Чтобы уточнить этот последний элемент, не считается знанием, если, например, ребенок, когда его спрашивают о молекулярной природе воды, говорит «H 2 0» просто потому, что он повторяет то, что он услышал. Напротив, химик, который отвечает «H 2 0», обладает знаниями, потому что его репрезентация осмысленно объединена в сеть и обоснована большим количеством предшествующих знаний и тщательной дедуктивной работы.

Обоснование, таким образом, занимает центральное место в этой идее знания. Вопрос о том, какое обоснование необходимо для конституирования знания, является предметом многочисленных размышлений и дискуссий среди философов.

В попытке сформулировать, как формируются обоснованные убеждения, были предприняты три известных подхода: 1) фундаментализм, который пытается сформулировать фундаментально истинные убеждения, из которых могут быть получены другие выводы; 2) когерентизм, утверждающий, что знание состоит из систем и должно оцениваться по степени логической связности системы, соответствующей внешним фактам; и 3) релайаблизм, который утверждает, что есть хорошие и плохие способы развития убеждений, и что обоснованные убеждения — это те убеждения, которые сформированы на основе хороших и надежных методов. Хотя философы расходятся во мнениях относительно того, что является наиболее фундаментальным, большинство согласны с тем, что обоснование может и должно включать все эти элементы.

Виды знания

Философы часто делят знание на три широкие области: личное, процедурное и пропозициональное. Личные знания связаны с личным опытом, идиосинкразическими предпочтениями и автобиографическими фактами. Процедурные знания относятся к знаниям о том, как что-то делать, например, как играть в баскетбол или ездить на велосипеде. Пропозициональное знание относится к утверждениям об общей истине о мире и о том, как мы его знаем. В этих различных видах знания можно увидеть важное различие между философией и психологией. В то время как философы, как правило, интересовались общими пропозициональными знаниями, психологи обычно интересовались тем, как люди приобретают личные и процедурные знания.

Пути познания: эмпирический и рациональный

Какими механизмами мы приходим к познанию? Два наиболее распространенных ответа на этот вопрос в философии исходят от рационалистов и эмпириков. Рационалисты утверждают, что мы используем разум, чтобы прийти к дедуктивным выводам о наиболее обоснованных утверждениях. Рационалисты склонны больше думать в терминах утверждений, выводить истины из аргументов и строить логические системы, соответствующие порядку в природе. Рене Декарт и Иммануил Кант — одни из самых известных рационалистов, в отличие от Джона Локка и Дэвида Юма, известных эмпириков.

Эмпирики склонны утверждать, что самые основные знания, которые мы получаем о мире, исходят от наших чувств, непосредственных наблюдений, которые мы делаем о мире. Различие между рационалистами и эмпириками в некотором роде соответствует современному различию между философией и наукой. По мере возникновения научного метода, который все больше отличался от дисциплины философии, фундаментальное различие между ними заключалось в том, что наука строилась на эмпирическом наблюдении, в то время как первоначальные философские традиции (например, Аристотель) были больше основаны на использовании разума для построения систем. знаний.

Современные взгляды на природу знания в сравнении с постмодернистскими все более точных моделей мира. Такие модели считались «истинными» в том смысле, что они описывали онтологию (то, каким был мир) способом, который был отделен от субъективных впечатлений. Периодическая таблица элементов — отличный пример успеха идеи о том, что природа может быть объективно описана.

Но во многих дисциплинах, особенно в социальных и гуманитарных науках, начиная с 1960-х годов все чаще звучит хор голосов, бросающих вызов концепции научного знания как первозданной, объективной карты единой истинной реальности. Вместо этого многие утверждали, что человеческое знание по своей сути основано на контексте, который частично создается тем, как человеческий разум организует и конструирует восприятие, а также тем, как социальный контекст узаконивает определенные идеи в различные исторические и политические времена, и что эти элементы не могут быть полностью отделены от нашего «знания». Эти ученые подпадают под широкий термин «постмодернизм», чтобы подчеркнуть контраст в предположениях относительно природы знания по сравнению с модернистскими предположениями эпохи Просвещения.

Недавние системы знаний

Хотя некоторые современные философы серьезно сомневаются в возможности построения успешной теории познания, тем не менее были выявлены определенные разработки в картировании областей знаний и попытках разработать образовательные системы, которые начинаются с базовой структуры и областей знаний. Одним из таких событий стала разработка Дипломной программы международного бакалавриата «Теория познания», которая обучает студентов способам познания и областям знаний, чтобы они могли подходить ко многим различным областям исследования, основываясь на том, как строятся системы знаний. .

Вторая система, получившая известность в последнее время, — это «Большая история», которая пытается создать представление о людях с начала времен на макроуровне.

Моя структура, Система Древа Знаний, представляет собой подход, который имеет элементы, общие с обоими этими подходами. Уникальной чертой системы ToK является утверждение о том, что реальность — это разворачивающаяся волна энергии и информации, которая развивалась в четыре основные фазы: Материя, Жизнь, Разум и Культура. Как часть нового единого взгляда, я утверждаю, что он решает давнюю проблему психологии и, таким образом, предлагает новый способ связать философию и психологию и интегрировать системы человеческих знаний в более последовательное целостное представление.

Система Древо Знаний

Этика Веры | Оксфорд Академик

  • Иконка Цитировать Цитировать

  • Разрешения

  • Делиться
    • Твиттер
    • Подробнее

CITE

МАТЕСОН, Джонатан и Рико Виц (EDS),

Этика веры

(

Оксфорд,

2014;

онлайн Edn,

Academan

, 18 сентября 2014 года.

), https://doi.org/10.1093/acprof:oso/9780199686520.001.0001,

, по состоянию на 28 октября 2022 г.

Выберите формат Выберите format. ris (Mendeley, Papers, Zotero).enw (EndNote).bibtex (BibTex).txt (Medlars, RefWorks)

Закрыть

Фильтр поиска панели навигации Oxford AcademicЭтика верыЭпистемологияМоральная философияКнигиЖурналы Термин поиска мобильного микросайта

Закрыть

Фильтр поиска панели навигации Oxford AcademicЭтика верыЭпистемологияМоральная философияКнигиЖурналы Термин поиска на микросайте

Расширенный поиск

Abstract

Эта книга состоит из двух разделов. Первый фокусируется на вопросах, связанных с этикой убеждений, исходя из индивидуалистических рамок. Он начинается с изучения вопроса о доксастическом волюнтаризме, то есть степени, в которой люди контролируют свои убеждения. Затем внимание смещается к тому, какой характер должны развивать эпистемологические агенты, каковы должны быть их эпистемологические цели и как эти вопросы связаны с другими традиционными вопросами эпистемологии. Раздел завершается рассмотрением вопросов, имеющих эпистемическую ценность: является ли знание в каком-то смысле первичным и относится ли этика веры к области эпистемологии или этики. Второй расширяет эту традиционную дискуссию до вопросов, касающихся социальных аспектов формирования убеждений. Он начинается с глав социальных психологов, обсуждающих последние три десятилетия исследований в области «эпистемики непрофессионалов». Он продолжается изучением юмовских, кантианских и феминистских взглядов на социальные аспекты формирования убеждений, а также вопросов, касающихся этики утверждения. Раздел завершается серией глав, посвященных теме, которая в настоящее время представляет большой интерес для эпистемологов, а именно значению разногласий сверстников.

Ключевые слова: Эпистемология, Обоснование, Доказательства, Вера, Несогласие, Добродетель, Знание, Нормативность, Социальная психология

Предмет

Эпистемология Моральная философия

Содержание

  • Передний вопрос

    • Страница авторского права
    • Преданность
    • Благодарности
    • Примечания к участникам
  • Расширять Введение
    • Часть I Этика веры: индивидуальность

      • Расширять 1 Силы, которые связывают: доксастический волюнтаризм и эпистемическое обязательство
        • Расширять 2 Решив поверить Redux
          • Расширять 3 Разновидности эпистемического порока
            • Расширять 4 Знание и время: парадокс догматизма Крипке и этика веры
              • Расширять 5 Возможна ли этика веры, основанная на знании?
                • Расширять 6 Истина как фундаментальное эпистемическое благо
                  • Расширять 7 Требования широкого охвата и этика веры
                    • Расширять 8 «Этика веры» — это этика (период): переназначение ответственности
                      • Часть 2 Этика веры: социальная

                        • Расширять 9 Психология формирования знаний: ее импульс, механизм и социальный контекст
                          • Расширять 10 Взгляды на социальные знания
                            • Расширять 11 Заражение, сообщество и добродетель в эпистемологии Юма
                              • Расширять 12 Понимание эпистемологической нормативности в феминистской эпистемологии
                                • Расширять 13 Содружество эпистемических целей
                                  • Расширять 14 Утверждение и этика веры
                                    • Расширять 15 Свидетельство есть свидетельство
                                      • Расширять 16 Верующие как термометры
                                        • Расширять 17 Несогласие: идеализированное и повседневное
                                          • Конечная Материя

                                            • Индекс

                                          Войти

                                          Получить помощь с доступом

                                          Получить помощь с доступом

                                          Доступ для учреждений

                                          Доступ к контенту в Oxford Academic часто предоставляется посредством институциональных подписок и покупок. Если вы являетесь членом учреждения с активной учетной записью, вы можете получить доступ к контенту одним из следующих способов:

                                          Доступ на основе IP

                                          Как правило, доступ предоставляется через институциональную сеть к диапазону IP-адресов. Эта аутентификация происходит автоматически, и невозможно выйти из учетной записи с IP-аутентификацией.

                                          Войдите через свое учреждение

                                          Выберите этот вариант, чтобы получить удаленный доступ за пределами вашего учреждения. Технология Shibboleth/Open Athens используется для обеспечения единого входа между веб-сайтом вашего учебного заведения и Oxford Academic.

                                          1. Нажмите Войти через свое учреждение.
                                          2. Выберите свое учреждение из предоставленного списка, после чего вы перейдете на веб-сайт вашего учреждения для входа.
                                          3. При посещении сайта учреждения используйте учетные данные, предоставленные вашим учреждением. Не используйте личную учетную запись Oxford Academic.
                                          4. После успешного входа вы вернетесь в Oxford Academic.

                                          Если вашего учреждения нет в списке или вы не можете войти на веб-сайт своего учреждения, обратитесь к своему библиотекарю или администратору.

                                          Войти с помощью читательского билета

                                          Введите номер своего читательского билета, чтобы войти в систему. Если вы не можете войти в систему, обратитесь к своему библиотекарю.

                                          Члены общества

                                          Доступ члена общества к журналу достигается одним из следующих способов:

                                          Войти через сайт сообщества

                                          Многие общества предлагают единый вход между веб-сайтом общества и Oxford Academic. Если вы видите «Войти через сайт сообщества» на панели входа в журнале:

                                          1. Щелкните Войти через сайт сообщества.
                                          2. При посещении сайта общества используйте учетные данные, предоставленные этим обществом. Не используйте личную учетную запись Oxford Academic.
                                          3. После успешного входа вы вернетесь в Oxford Academic.

                                          Если у вас нет учетной записи сообщества или вы забыли свое имя пользователя или пароль, обратитесь в свое общество.

                                          Войти через личный кабинет

                                          Некоторые общества используют личные аккаунты Oxford Academic для предоставления доступа своим членам. Смотри ниже.

                                          Личный кабинет

                                          Личную учетную запись можно использовать для получения оповещений по электронной почте, сохранения результатов поиска, покупки контента и активации подписок.

                                          Некоторые общества используют личные аккаунты Oxford Academic для предоставления доступа своим членам.

                                          Просмотр учетных записей, вошедших в систему

                                          Щелкните значок учетной записи в правом верхнем углу, чтобы:

                                          • Просмотр вашей личной учетной записи и доступ к функциям управления учетной записью.

      Добавить комментарий

      Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *