Негосударственное общеобразовательное учреждение Средняя общеобразовательная школа

Психология сопротивление: Что такое сопротивление? – Блог – Ясно

Содержание

Что такое сопротивление? – Блог – Ясно



Человек приходит к психологу, чтобы изменить свою жизнь к лучшему. Считается, однако, что со временем в нем активизируются силы, которые противодействуют этим переменам и самому процессу терапии. Этот феномен заметил еще Фрейд и дал ему название: сопротивление. 

Наш психолог Елизавета Мусатова составила небольшой гид по этому занимательному явлению.

Как проявляется сопротивление?



По-разному. Некоторые явления, которые считаются возможными признаками сопротивления, включают:


  • резкое нежелание приходить на встречу или внезапную неприязнь к терапевту;


- «выцветание» чувств: скука или ощущение бессмысленности во время сессии;


  • сомнения и мысли о том, что психолог или терапия вообще не помогает;


  • систематические препятствия перед сессиями: забыл, сел не в тот автобус, перепутал время, оставил кошелек дома или просто что-то постоянно «не срастается»;


  • участившиеся телесные реакции накануне встреч: то простуда, то нога подвернулась или голова разболелась;


  • внезапное и резкое улучшение: все наладилось, не нужно больше к психологу. 



Получается, пациент сам себе мешает? Как-то это странно.

Фрейдовскую идею впоследствие подвергали критике. В первую очередь, за то, что ответственность за прогресс как будто ложится исключительно на клиента: сам себе мешает! Кроме того, сомнению подвергался и классический подход, который предлагает терапевту увидеть сопротивление, показать его клиенту и проработать, тем самым убрав причины для изменений. Да и само слово «сопротивление» уже подразумевает конфликт. В русском языке сопротивление можно подавить, сломить, преодолеть. Но ведь терапия — не война. 

Некоторые специалисты считают, что правильнее назвать такие реакции не сопротивлением, а защитой.

Причины для нее могут быть разными. Во-первых, человек приходит к психологу за переменами, но любые изменения, даже если они выглядят позитивными и желанными, являются стрессом, которого мы бессознательно стараемся избежать. Во-вторых, в терапии обсуждаются неприятные переживания и опыт, связанный со стыдом, страхом, болью.

Даже если человек понимает, что это необходимо, психика пытается не допустить контакт с тем, что однажды поранило. В-третьих, прямо сейчас человеку может не хватать чего-то важного, чтобы двигаться вперед: энергии, поддержки, опоры, уверенности. Он предохраняется от слишком крупных перемен по очень высокой цене. Наконец, клиент может защищаться от того, что происходит на сессии — возможно, терапевт говорит или делает то, что воспринимается болезненно.

А может быть такое, что просто психолог не подходит?


Может быть, вам действительно не подходит конкретный специалист или подход, в котором он работает. Такое бывает — даже очень хороший психолог может оказаться просто не вашим. Доказано, что целебным в терапии в первую очередь является взаимодействие между двумя людьми. Если оно не срастается, подход и техники уже не будут иметь значения. 

Если психолог вам подходит, сопротивление все равно может возникнуть. Ведь терапия — это живые отношения. В них, как в любых других отношениях, возникают разные чувства.

Подъемы и спады во взаимодействии — это естественная часть процесса, и порой может казаться, что другой человек не понимает, или же своими поступками он пересекает наши границы, а это вызывает злость. Также чем дальше движется терапия, тем меньше психолог кажется всезнающим и безупречным — на самом-то деле он такой же человек. Это может как радовать, так и разочаровывать. 



Наконец, не исключена вероятность, что с вашим психологом что-то не так. Возможно, вы попали к недобросовестному специалисту. Прислушайтесь к себе: если вам не хочется продолжать работу уже с первой сессии или вы видите явные нарушения этики, процесс стоит прервать. Кстати, показательной будет и реакция психолога в ответ на рассказ о ваших переживаниях. Предложит ли он посмотреть, что за ними стоит, или будет обесценивать и убеждать, что вам только кажется? 



Что делать с сопротивлением?



Как ни назови описанные выше реакции, сопротивлением или защитой, важно одно: они действительно происходят. Причины их могут быть неочевидны или упрятаны глубоко в бессознательное, но они есть. Словом, реакция сопротивления — это не столько проблема, сколько сигнал. Важно понять, о чем именно он пытается рассказать. А для этого стоит поделиться этим с психологом. 

Кстати, когда человек не осознает, что проявляет признаки сопротивления (такое случается, и нередко), психолог сам обратит на них внимание и предложит обсудить. Так что не удивляйтесь, если разговор на сессии зайдет о том, почему вы опаздываете или забываете перечислить оплату.



Получается, нужно тратить оплаченное время, чтобы поговорить об отношениях с психологом? И об опозданиях?

Да. Разговор о том, что же на самом деле стоит за той или иной реакцией, часто выводит на новый уровень в работе. А это обязательно отразится и в жизни за пределами кабинета. Более того, такой разговор сам по себе может оказаться терапевтичным.

Насколько вам комфортно говорить с другим человеком о своих чувствах? Позволяете ли вы себе злиться? Боитесь ли быть неудобным? Хотите оставаться «хорошим» любой ценой? 

Кстати, да: а психолог не обидится, если я скажу, что злюсь на него или не хочу приходить на сессию?



Многие чувства, которые возникают в процессе сопротивления, в обществе табуированы.

Кроме того, в русскоязычной культуре вообще не очень принято предъявлять другому человеку свои переживания и конструктивно их обсуждать. Конечно, может возникнуть страх или опасение обидеть или разозлить другого в ответ. 

Одно из серьезных отличий терапевтических отношений от любых других: психолог должен контейнировать ваши переживания. То есть, выдерживать любые, даже очень сильные, чувства. И не просто выдерживать, а быть способным создать для них безопасное пространство, показать эмпатию, дать поддержку в происходящем и, конечно, вместе с вами исследовать, что же происходит. 



Свои переживания специалист тоже должен уметь контейнировать. Это значит, что, даже если ваши чувства задели за живое, психолог не даст ответной реакции захлестнуть себя с головой и не превратит сессию в выяснение отношений, а отнесет свои переживания на личную терапию или супервизию. 



Записаться к Елизавете Мусатовой на сессию можно с её личной страницы.

Психологические сопротивления и защиты — УСПЕШНЫЕ МОЗГИ — психологическая аналитическая консультация

«Люди, они как ёжики — тоже колются и фыркают, защищая себя…» Мария, 27 лет.

В человеке часто есть две силы:
С одной стороны, желание решить свою психологическую проблему (даже если она не осознается, тем не менее, душа стремиться ее решить).
А с другой стороны, сопротивление этому решению проблемы (или сопротивление психокоррекционной или психотерапевтической помощи).

Дело в том, что любое решение проблемы часто сопровождается неприятными или даже болезненными душевными ощущениями. Когда психолог начинает помогать человеку, он вынужден лезть глубоко в душу. Душа болит, а простого и эффективного обезболивания души в психологии пока не придумали. На начальном этапе работа психолога вызывает у клиента неприятные эмоции, травматические воспоминания, аффекты, чувства и импульсы, которые были до этого упрятаны в бессознательное, но в связи с психологической работой начинают всплывать в сознании. Поэтому пойти за помощью к психологу – это мужественный шаг. Сделать его непривычно, больно, страшно и часто материально дорого.

Лишь после нескольких сеансов у клиента возникает ни с чем не сравнимое ощущение душевной легкости, радости и комфорта. Это состояние настолько восхитительно, что те, кто его пережил, перестают «бояться» идти к психологу.

Психологическая помощь — это всегда работа двух сторон: психолога и клиента. Чудес по мановению волшебной палочкой в психологии не бывает. Поэтому от клиента требуется не меньше труда над своей проблемой, чем от психолога. Только труд этот разный: от психолога требуется внимательность, компетентность, решительность и эффективность работы, а от клиента искренность, трудолюбие и точность выполнения психологических техник и предписаний для самостоятельной работы.

БЕЗ РАБОТЫ КЛИЕНТА РЕЗУЛЬТАТА ОТ РАБОТЫ ПСИХОЛОГА НЕ БУДЕТ! Правда, от клиента не требуется знаний и умений, а нужно только сотрудничество. Но без этого «чудо» не произойдет даже у самого «великого» специалиста. ЗАСТАВИТЬ клиента измениться – нельзя. Можно только ВМЕСТЕ ДОСТИГАТЬ ПОЛОЖИТЕЛЬНЫХ ИЗМЕНЕНИЙ.

Первая трудность на пути к освобождению от проблемы — это преодоление психологических сопротивлений и защит клиента (в его же интересах). В общих словах, психологические сопротивления и защиты — это силы в психике клиента, которые противодействуют помощи психолога и решению психологических проблем клиента. На самом деле клиент пытается избежать душевной боли потому, что боль будет «здесь и сейчас», а результат помощи и решения проблемы «неизвестно когда и потом». Клиент, победивший боль и страх в своей душе, получает заслуженное вознаграждение: он начинает уважать себя и делает первый шаг к радости жизни.

Итак, психологическая защита защищает любого человека от психологической боли. Причина боли может находиться в прошлом, например, психотравма, тяжелые воспоминания, горечь утраты. Причина может лежать в настоящем: непосредственно происходящая ситуация вовне и актуальные процессы внутри психики человека. Причина может быть связана с будущим, например, ожидания плохого, гипотетические страхи, переживания за возможные события и последствия. Природа создала эти защиты для скорой психологической самопомощи (примерно, как ответная реакция на физическую боль, болезнь или травму у организма). Однако, психологические защиты ТОЛЬКО ЗАЩИЩАЮТ, НО НЕ РЕШАЮТ ПРОБЛЕМУ И НЕ ДАЮТ ПОМОЩИ. ОНИ ПОМОГАЮТ ПРОДЕРЖАТЬСЯ ДО ТОЙ ПОРЫ, КОГДА ПРИДЕТ ПОМОЩЬ.

Если оставить человеку защиты, но долго не давать помощи, то он становится странным, неадекватным, закомплексованным и т.п. Потому что защиты выполнили свою функцию: они защитили от психологической боли в тяжелой ситуации, но они не создали психологического комфорта, и они не пригодны для жизни в благополучной ситуации. Это все равно, что везде ходить «в латах»: на работу, на отдых, к знакомым, и спать в латах, и есть в латах, и душ принимать в латах и т.п. Это неудобно для себя, это странно для окружающих, это закрепощает и делает несвободным. И САМОЕ ГЛАВНОЕ: ЭТО НЕ МЕНЯЕТ ВАШУ ЖИЗНЬ В ЛУЧШУЮ СТОРОНУ. ВЫ ПРОСТО ПРИСПОСОБИЛИСЬ.

Типичные случаи, после которых проявляются психологические защиты и сопротивления.

1. Прошлая психологическая травма (например, сильный стресс).
2. Неприятные воспоминания (например, горе от потери).
3. Страх перед любыми неудачами (боязнь возможной неудачи).
4. Страх перед любыми изменениями (негибкость в адаптации к новому).
5. Стремление к удовлетворению своих детских потребностей (психологический инфантилизм у взрослых).
6. Вторичная психологическая выгода от своей болезни или своего состояния (несмотря на очевидный ущерб).
7. Слишком строгое «жесткое» сознание, когда оно наказывает человека непрекращающимися страданиями за реальные и мнимые проступки (как правило, результат воспитания).
8. Нежелание менять «удобную» социальную позицию на «неудобную» — быть активным, работать над собой, быть сексуальным, быть социально адаптивным, больше зарабатывать, сменить партнера и прочее.
9. Повышенный уровень психологической чувствительности, тревожности и невротизма (может быть следствием слабого типа нервной системы).

В этих и многих других случаях человек становится обостренно чувствительным к психологической боли и выстраивает хитроумные защиты, чтобы избежать психологической боли. Только это не решает проблему. Человек живет «в латах», часто на горе себе и на потеху окружающим. Хороший психолог помогает снять эти «латы» психологических защит максимально быстро и при этом безопасно. Конечная цель — научиться жить и радоваться свободной жизни без «лат», но сохранять свою защищенность.

Каковы последствия психологических защит, если не решать психологическую проблему?

1. Сначала теряется адаптивность поведения, т.е. человек ведет себя неадекватно ситуации. Хуже общается. Ограничивает свой образ жизни, или он становится очень специфичным, странноватым.
2. Далее дезадаптация возрастает. Могут возникать психосоматические заболевания (заболевания, первопричиной которых явились эмоциональные травмы). Возрастает внутреннее напряжение, тревожность. Сценарий жизни начинает подчиняться психологической защите от душевной боли: определенного вида хобби, увлечения, профессия.
3. Образ жизни становится эдакой формой «безболезненной самопсихотерапии». Защитный стиль жизни становится чрезвычайно важным для человека. Т.о., идет постоянное отрицание проблем и усугубление дезадаптации и психосоматических заболеваний.

Какие бывают психологические защиты?

1. Канализация агрессии на других людей (в словесной (вербальной) или в поведенческой форме). Скидывание агрессии на других людей может быть не только «дурной привычкой» и «педагогической запущенностью» у взрослого человека, но и парадоксальным образом свидетельствовать о скрытой неуверенности и скрытом чувстве вины.

2. Вытеснение – выталкивание из сознания болезненных воспоминаний и чувств, импульсов глубоко в бессознательное. Человек просто «забыл», «не успел», «не сделал». Так иногда некоторые изнасилованные женщины через несколько лет искренне «забывают» об этом происшествии.

3. Отрицание – намеренное игнорирование болезненных реальностей и такое поведение, будто бы их не существует: «не заметил», «не услышал», «не увидел», «не срочно», «отложу на потом» и т.п. Человек игнорирует очевидную реальность и сочиняет для себя мнимую реальность, в которой неприятностей не существует. Например, главная героиня романа «Унесенные ветром» Скарлетт говорила себе: «Я подумаю об этом завтра».

4. Формирование противоположных реакций – преувеличение одного эмоционального аспекта ситуации, чтобы с его помощью подавить противоположную эмоцию. Например быть предельно пунктуальным, а на самом деле желание быть свободным со временем. Такое случается, например, при неврозе навязчивых состояний (обсессивно-компульсивный невроз).

5. Трансфёр (перенос, перемещение) – смена объекта чувств (перенос с реального, но субъективно опасного объекта на субъективно безопасный). Агрессивная реакция на сильного (например, на начальника) переносится с сильного, которого наказать невозможно, на слабого (например, на женщину, ребенка, собаку и т.п.). (Японцы использовали эту психзащиту в изобретении кукол для биться, замещающих начальника). Возможен перенос не только агрессии, но и сексуального влечения или даже одновременно сексуального влечения и агрессии. Типичный пример — перенос сексуального влечения и агрессии в адрес психотерапевта, вместо выражения этих эмоций настоящему объекту, вызвавшему эти чувства.

6. Обратное чувство – изменение импульса, превращение его из активного – в пассивный (и наоборот) – либо смена его направления (на себя с другого, или на другого с себя), например, садизм – может перейти в мазохизм, или мазохизм – в садизм.

7. Подавление (например, при страхах и фобиях) — ограничение мыслей или действий для того, чтобы избежать тех из них, которые могут вызвать тревогу, страхи. Эта психзащита порождает различные персональные ритуалы (амулет на экзамен, определенная одежда для уверенности в себе и прочее).

8. Подражание (идентификация с агрессором) – имитация того, что понимается как агрессивная манера внешнего авторитета. Критика детьми своих родителей в их же агрессивной манере. Подражание поведению своего начальника дома со своей семьей.

9. Аскетизм – отказ себе в удовольствиях с видом собственного превосходства.

10. Рационализация, (интеллектуализация) – излишнее умствование как способ переживания конфликтов, долгое обсуждение (без переживания аффекта, связанного с конфликтом), «рациональное» объяснение причин произошедшего, на самом деле не имеющее ничего общего с рациональным объяснением.

11. Изоляция аффекта – почти полное подавление чувств, связанных с какой–то определённой мыслью.

12. Регрессия – психологическое возвращение в ранний возраст (плач, беспомощность, курение, алкоголь и прочие инфантильные реакции)

13. Сублимация – перевод одного вида психической энергии в другой: секс – в творчество; агрессия – в политическую активность.

14. Расщепление – неадекватное разделение позитивного и негативного в оценках себя и других, внутреннего мира и внешней ситуации. Часто происходит резкая смена «+» и «-» оценок себя и других, оценки становятся нереалистичными и нетвёрдыми. Часто они противоположны, но существуют параллельно. «С одной стороны, конечно, … а с другой стороны, несомненно, …»

15. Девальвация – сведение важного до минимума и презрительное отрицание этого. Например, отрицание любви.

16. Примитивная идеализация – преувеличение силы и престижа другого человека. Так создаются кумиры.

17. Всемогущество – преувеличение собственной силы. Бахвальство своими связями, влиятельными знакомыми и т.п.

18. Проекция – наделение своими собственными психологическими особенностями другого человека. Приписывание другому собственных желаний, эмоций и т.п. Например: «Сейчас любой готов за деньги и власть пройти по трупам!»

19. Проективная идентификация – проекция на другого, над которым человек затем пытается установить контроль. Например, проекция своей враждебности на других и ожидание того же с их стороны.

20. Репрессия – подавление желаний (своих или чужих).

21. Эскапизм – избегание болезненной ситуации. Это может проявляться буквально, т.е. поведенчески — человек может физически убегать из ситуации (от общения, от встречи), а может косвенно – избегать определенных тем разговора.

22. Аутизм – глубокий уход в себя (выход из «жизненной игры»).

23. Реактивное образование – замена поведения, или чувства на противоположное поведение или чувство как реакция на сильнейший стресс.

24. Интроекция – некритичное усваивание чужих убеждений и установок.

25. Фанатизм – воображаемое слияние желаемого и действительного.

Это далеко не полный список всех психологических защит, но зато это самые яркие и распространенные реакции. В любом случае эти реакции не освобождают человека от психологической проблемы, а только временно защищают, дают возможность «психологически выжить» в критической ситуации. Если вы обнаружили у себя, у своих близких или знакомых эти психологические защиты, есть повод задуматься о том, насколько конструктивно поведение данного человека. Вполне возможно, что, одев «латы» психологических защит, он лишает себя душевного комфорта и радости жизни.


Скорей всего, внимание, забота и компетенция хорошего психолога могут помочь этому человеку обрести исполнение своих сокровенных желаний.

© Авторы Игорь и Лариса Ширяевы. Авторы консультируют по вопросам личной жизни и социальной адаптации (успеха в обществе). Об особенностях аналитической консультации Игоря и Ларисы Ширяевых «Успешные мозги» можно прочитать на странице КОНСУЛЬТАЦИЯ.

Аналитическая психологическая консультация Игоря и Ларисы Ширяевых. Задать вопросы и записаться на консультацию можно по телефону: +7 916 299 74 05. E-mail: [email protected] Будем рады помочь Вам!

 

Как преодолеть сопротивление (и получить то, что вы хотите от жизни)

Время чтения: 8 минут

Следующий Whole Life Challenge начнется через:

ЗАРЕГИСТРИРУЙТЕСЬ СЕГОДНЯ


Пытались ли вы когда-нибудь изменить свою жизнь — позитивную, обогащающую и конструктивную — но столкнулись со своим собственным пагубным поведением? ?

Возможно, вы решили начать заниматься спортом, хорошо питаться или лучше спать, но вы чувствовали необходимость действовать таким образом, который саботировал эти цели . Или вы откладывали, откладывали на потом и избегали делать то, что, как вы знали, сделает вашу жизнь лучше, пока вы не застряли, не сдались или не почувствовали необходимость сделать перерыв.

В поведенческой психологии мы называем это явление «сопротивлением».

Сопротивление является неотъемлемой характеристикой изменений . Это препятствие, с которым мы, вероятно, столкнемся независимо от того, является ли желаемое нами изменение небольшим (например, выпить лишний стакан воды по утрам) или значительным (например, бросить курить или начать новую работу).

Несмотря на свою общность, сопротивление продолжает удивлять, расстраивать и сбивать с толку многих из наших лучших усилий по изменению . Если его не остановить, сопротивление может не только сделать процесс изменений более трудным, чем он должен быть, но и саботировать ваши усилия из лучших побуждений и заставить вас чувствовать себя неудачником.

Итак, что такое сопротивление? И что мы можем сделать, чтобы преодолеть сопротивление?

Что вообще такое «сопротивление»?

В первую очередь, сопротивление — это психологическая реакция на изменение . Это похоже на механизм самозащиты, когда мы сопротивляемся изменениям или боремся против желаемой модификации поведения. Сопротивление означает, что, несмотря на высокую мотивацию с самыми лучшими намерениями, мы боремся с этим изменением на психологическом уровне.

Чтобы усложнить процесс, мы можем не осознавать наше сопротивление, потому что оно происходит на подсознательном уровне . Для многих людей сопротивление может ощущаться как внутренняя борьба между двумя частями нас самих: одной, которая открыто хочет измениться, и другой, которая тайно борется с этим. Это скрытое сопротивление может ощущаться как внутренний бунтарь (или раздражающий малыш, который постоянно говорит «нет»).

В дополнение к психологической реакции сопротивление также может быть физиологической реакцией . Поскольку процесс изменений требует дополнительных усилий, энергии и умственных способностей, сопротивление может спровоцировать физические ощущения дискомфорта, такие как усталость, вялость и замедление движений.

Когда мы складываем вместе психологические и физиологические компоненты сопротивления, мы часто видим поведенческие и эмоциональные состояния, такие как:

  • Прокрастинация
  • Трата времени
  • Оправдания
  • Избегание
  • Отвлечение
  • Задержка
  • Перфекционизм
  • Инерция и чувство застревания
  • Чрезмерное обдумывание или паралич анализом
  • Самосаботаж
  • Низкая мотивация и настроение
  • Сделать перерыв в переменах (несмотря на то, что они только начинаются)
  • Сдаваться или падать с повозки

В какой-то момент мы все испытывали сопротивление переменам. Я чувствовал это сотни, если не тысячи раз, и признаю многие из вышеперечисленных поведений в себе.

Итак, если сопротивление изменениям является обычным явлением, почему оно происходит и почему оно вызывает дискомфорт? Давайте изучим неврологию, чтобы найти ответы.

3 важных элемента нейробиологии, если вы хотите преодолеть сопротивление

1. Префронтальная кора

0096 префронтальная кора область нашего мозга загорается. Эта часть мозга обрабатывает идеи, восприятие и логистику и очень энергоемка — она может обрабатывать только определенный объем данных за раз и имеет тенденцию быстро утомляться. Итак, когда мы сталкиваемся с изменениями, независимо от того, хорошие они или плохие, наш мозг должен работать усерднее.

2. Миндалевидное тело

Дополнительные усилия и вычислительная мощность, необходимые нашей префронтальной коре для управления изменениями, также могут вызывать психологический и физический дискомфорт. Этот дискомфорт может затем активировать часть нашего мозга, называемую 9.0096 миндалевидное тело . Миндалевидное тело отвечает за нашу реакцию «бей, беги, замри» на стресс, опасность и неизвестность. При активации эта часть нашего мозга может стимулировать чувства страха и гнева и заставлять нас действовать эмоционально и импульсивно. Это также может спровоцировать психологические состояния, такие как отрицание, замешательство, депрессия и кризис.

3. Базальные ганглии

Напротив, наши существующие рутины и повседневные привычки хранятся в наших базальных ганглиях . Наше поведение глубоко укоренено в этой части нашего мозга. Базальные ганглии автоматизируют наши мысли, поведение и действия на бессознательном уровне, поэтому эти вещи очень эффективны и требуют мало усилий и энергии для обработки.

Все это объясняет, почему мы естественным образом склонны сопротивляться изменениям — изменения не только требуют усердной работы префронтальной коры головного мозга, но и вызывают психологический и эмоциональный дискомфорт благодаря миндалевидному телу. Поэтому неудивительно, что естественным ответом нашего тела является сопротивление изменениям и возвращение к безопасному статусу-кво, безопасно хранящемуся в энергосберегающих базальных ганглиях.

Другие факторы, способствующие резистентности

Помимо неврологии, другие факторы могут способствовать повышенному уровню сопротивления . Они сосредоточены вокруг процесса изменения и среды изменения — другими словами, как было введено изменение и что еще происходило в то время.

Например, ниже приведены некоторые факторы, с которыми я столкнулся и которые повысили уровень моего сопротивления:

  • Слишком быстрое внесение изменений, поэтому я чувствовал себя подавленным, и мой мозг сказал «нет».
  • Неполная приверженность изменению, т. е. делать это, чтобы угодить другим, вместо того, чтобы делать это для себя.
  • Недооценка того, насколько тяжелыми были перемены, и переоценка моей способности справиться с ними.
  • Не осознавая, насколько липкой была привычка, которую я хотел изменить.
  • Каскадный эффект, т. е. непредвиденное изменение влияния на другие сферы моей жизни.
  • Неожиданные внешние факторы, такие как реакция других людей, влияние других жизненных событий, проблемы на работе или социальная динамика.
  • Чувствую эмоциональную связь со своим «старым» поведением и не понимаю, почему эта связь была такой сильной.
  • Отсутствие механизмов поддержки и ощущение, что я должен измениться без посторонней помощи.
  • Страх перед неизвестным и боязнь повторения негативного опыта, которые усиливают чувство стресса и подавленности.

Вы можете узнать себя в некоторых из них. Если это так, у меня есть хорошие новости: пока мы не можем изменить биологию нашего мозга (по крайней мере, не в краткосрочной перспективе), мы можем изменить другие факторы, влияющие на наши уровни сопротивления.

Имея это в виду, я делюсь своим пятиэтапным процессом для распознавания, управления и преодоления сопротивления.

Мой 5-этапный процесс преодоления сопротивления

Шаг 1: ожидание сопротивления

Сопротивление обязательно возникнет в какой-то момент процесса изменений, поэтому принятие этой вероятности и знание признаков — большой первый шаг.

Попробуйте составить список типов сопротивления, с которыми вы сталкивались в прошлом , такие как прокрастинация, самосаботаж, подавленность, усталость или желание сдаться. Держите этот список под рукой и на видном месте, чтобы, когда вы начнете чувствовать подкрадывающееся сопротивление, вы могли заметить и распознать его таким, какое оно есть.

Шаг 2: Подготовьтесь к препятствиям

Сопротивление резко возрастет перед лицом неожиданных препятствий. Поэтому планируйте и готовьтесь к вещам, которые могут помешать вашим желаемым изменениям.

Например, если бы я хотел начать ходить первым делом с утра, несколько препятствий потенциально могли бы сорвать это изменение, например. погода, поздние ночи, ранние рабочие встречи, болезни и действия других людей. Планирование этих препятствий — и наличие стратегий для их преодоления — значительно снизит уровень моего сопротивления.

Шаг 3. Вспомните свое «почему»

В процессе перемен легко потеряться в деталях или увязнуть в потоке жизненной суеты. Иногда мы забываем, почему мы хотим измениться, почему это важно для нас и какую пользу это нам приносит.

Чтобы противостоять этому, запишите преимущества изменений и недостатки отсутствия изменений. Это становится вашим «почему» и убедительной причиной, чтобы направить вас через самые высокие уровни сопротивления. Поместите эту вескую причину на видное место и часто напоминайте себе о ней. Например, наклейте записку на холодильник, дверь кладовой или зеркало в ванной или сделайте ее заставкой на своем смартфоне.

Чтобы создать свое «почему», попробуйте ответить на следующие вопросы:

  • Что произойдет, если я изменюсь?
  • Что произойдет, если я не изменюсь?
  • Что не произойдет, если я изменюсь?
  • Что не произойдет, если я не изменюсь?

Шаг 4: Создайте свою группу поддержки

Как мы уже знаем, изменения могут быть трудными. И когда возникает сопротивление, может возникнуть соблазн попытаться справиться с ним самостоятельно. Однако использование чужого опыта перемен может оказаться бесценным.

Итак, , прежде чем начать, определите, кто будет вашей сетью поддержки — это может быть надежный друг, коллега, онлайн-группа или личная команда. Используйте эту сеть поддержки, чтобы делиться своими проблемами, проводить мозговые штурмы и учиться на их опыте.

Примечание. Если вы участвовали в Whole Life Challenge, вы знаете, насколько неоценимой может быть поддержка на пути к переменам. Будь то через команду, группу WLC в Facebook или мнения тысяч игроков по всему миру, знания, опыт и поддержка в сообществе Challenge огромны. Мой совет — используйте эту структуру и делитесь своим опытом — вы можете быть уверены, что другие сталкивались с вашим препятствием раньше или проходят через подобный опыт сейчас.

Шаг 5. Учиться и приспосабливаться

Каждый раз, когда мы сталкиваемся с сопротивлением, у нас есть возможность извлечь из него уроки. Вместо того, чтобы разочаровываться из-за нашего сопротивления или осуждения наших способностей, мы можем использовать процесс изменений как опыт обучения.

Часто размышляйте и оценивайте — это не только поможет вам осознать сопротивление поведению, но и позволит лучше планировать, уменьшить перегруженность и повысить чувство оптимизма в отношении будущего. (К счастью, одной из 7 ежедневных привычек челленджа Whole Life является размышление, так что этот жизненно важный шаг уже встроен в ваш опыт челленджа).

Готовы ли вы преодолеть сопротивление?

Изменения могут показаться сложными. Но мой главный вывод таков: ожидайте сопротивления и планируйте его.

Сопротивление изменениям — это нормально. Вы, вероятно, испытаете это на каком-то уровне, когда попытаетесь измениться, независимо от того, насколько позитивны ваши предполагаемые изменения. Старайтесь не бороться с сопротивлением. Вместо этого примите, что это произойдет. Признавая сопротивление и понимая, почему оно происходит, вы можете сосредоточить свою энергию на том, чтобы положительные изменения сохранялись в долгосрочной перспективе.

И, потратив немного времени на размышления о потенциальных препятствиях, препятствиях и препятствиях, с которыми вы можете столкнуться в процессе изменений, вы сможете снизить уровень своего сопротивления, повысить свои шансы на успех и фактически преодолеть сопротивление.

Сопротивление , а не бесполезно — это ценный инструмент обучения. Используйте это в своих интересах.

Мишель Рис

Мишель — владелица тренажерного зала, тренер по жизни и мышлению, а также выздоравливающий трудоголик. Она провела двадцать лет в корпоративном мире, прежде чем уйти, чтобы сосредоточиться на своем тренажерном зале (Little CrossFit) и тренерском бизнесе (Little Coaching).

Мишель помогает людям стать лучше и здоровее, меняя жизнь и карьеру. Она увлечена обучением своих клиентов, чтобы они были более устойчивыми, избавлялись от подавленности и открывали для себя более полноценную жизнь.

В свободное время Мишель не любит ничего, кроме хорошей книги и чашечки вкусного чая.

Как помочь трудным клиентам

Столкновение с клиентом, который сопротивляется или, возможно, враждебно относится к терапевтическому процессу или терапевту, может вызвать беспокойство и поставить под сомнение успех лечения (Clay, 2017).

Однако терапевт должен быть осторожен. Обозначение поведения как резистентного может быть результатом недостатка знаний или терапевтических навыков, а неадекватная реакция на ситуацию может повредить прогрессу клиента (Shallcross, 2010).

Переформулированные, неудобные взаимодействия могут укрепить терапевтические отношения и дальнейшее лечение, а также стимулировать рост клиента.

В этой статье рассматривается сопротивление в терапии, потенциал терапевта по уменьшению его негативного воздействия и его использование как часть терапевтического процесса.

Прежде чем продолжить, мы подумали, что вы можете бесплатно загрузить три наших упражнения по позитивной психологии. Эти научно обоснованные упражнения исследуют фундаментальные аспекты позитивной психологии, включая сильные стороны, ценности и сострадание к себе, и дадут вам инструменты для улучшения благополучия ваших клиентов, студентов или сотрудников.

Эта статья содержит:

  • Что такое сопротивление изменениям?
  • 6 примеров сопротивления изменениям
  • Причины сопротивления: 3 психологические теории и модели
  • Как работать с трудными и сопротивляющимися клиентами
  • Снижение и преодоление сопротивления: 7 упражнений
  • Вовлечение трудных клиентов в групповую терапию
  • 8 полезных вопросов для интервью
  • Полезные ресурсы PositivePsychology.com
  • Сообщение на вынос
  • Ссылки

Что такое сопротивление переменам?

В то время как у некоторых клиентов может быть бессознательное (также известное как трансферентное) сопротивление терапии, у других есть «сознательное, преднамеренное сопротивление терапевтическим инициативам, которые они не понимают или не принимают» (Austin & Johnson, 2017).

Такое сопротивление или возражение как терапевту, так и терапии иногда называют «реалистичным сопротивлением» и включает противодействие (Rennie, 1994):

  • Общий подход терапевта к терапии
  • Специальные внутрисессионные приемы
  • Некоторые термины, используемые терапевтом

Хотя проблема с общим подходом к терапии является препятствием, которое может потребовать особого внимания, терапевт может смягчить трудности с помощью сеансовых методов и терминов, выстроив прочные рабочие отношения между терапевтом и клиентом (Austin & Johnson, 2017).

Возможно, самая большая проблема заключается не столько в возражениях клиента, сколько в их потенциальной невидимости. Клиент может заявлять и даже делать вид, что согласен с процессом терапии и рекомендациями терапевта, но при этом скрывать свое несогласие.

Однако наблюдательные терапевты, скорее всего, заметят скрытые акты сопротивления, когда клиент (Ackerman & Hilsenroth, 2001):

  • Использует заявления, которые отдаляют терапевта
  • Избегает определенных тем
  • Физически выходит из разговора

Подготовка и опыт могут помочь специалистам в области психического здоровья распознавать тонкие акты неповиновения, реагировать на них и укреплять сотрудничество с клиентом (Austin & Johnson, 2017).

2 примера сопротивления переменам

Следующие два реальных примера дают представление о типах сопротивления, с которыми может столкнуться психолог:

  • После 15 лет работы терапевтом Кирк Хонда испытал наихудший случай сопротивления, работая с двумя родителями и дочерью. Отец, раздраженный этим процессом, начал словесно нападать на Хонду, и вскоре к нему присоединилась дочь. Потный и чувствуя, что у него вот-вот начнется паническая атака, Хонда сказал, что чуть не выбежал из офиса (Clay, 2017).

Восстановив самообладание, он смог в конечном итоге восстановить терапевтические отношения, но это оставило его потрясенным и поставило под сомнение его компетентность. Поразмыслив, Хонда понял, что сопротивление, хотя и неудобное, может быть ценным путем к успеху в терапии (Clay, 2017).

  • Терапевт Роберт Вубболдинг приводит пример стойкого подростка, принимающего наркотики, бросающего школу и бунтующего против школы и родителей.

«Самооценка играет ключевую роль в борьбе с сопротивлением», — говорит Вубболдинг (Shallcross, 2010).

Очень важно установить связь с клиентом и понять, как он воспринимает себя как жертву с небольшим контролем. Затем терапевт может помочь клиенту осознать, что путь, по которому он шел, не помог ему — или усугубил ситуацию — и, возможно, пришло время попробовать новый подход.

Сопротивление клиента может принимать различные формы, в том числе (Miller, 1999):

  • Споры — Клиент оспаривает точность того, что говорит терапевт, сомневается в его компетентности и авторитете и ведет себя враждебно.
  • Прерывание — Клиент постоянно прерывает терапевта, переговариваясь с ним или перебивая его.
  • Отрицание — клиент не желает признавать проблемы, брать на себя ответственность или принимать советы; Например:
    • Обвинение других в своих проблемах
    • Оправдание своего поведения
    • Нежелание меняться
  • Игнорирование — Клиент игнорирует терапевта, не обращая внимания, не отвечая, не давая внятного ответа или меняя направление разговора.

Причины сопротивления: 3 психологические теории и модели

Хотя разрывы в терапевтическом альянсе часто неизбежны, они могут препятствовать вовлечению клиента и препятствовать терапевтическому процессу. Такое сопротивление может быть результатом (Safran, Crocker, McMain, & Murray, 1990):

  • Использование техник, которые не находят отклика у клиента
  • Неспособность следовать или делать то, что клиент ожидает или хочет

Клиент также может пытаться избегать определенных тем, что известно как «сопротивление сговору». Или он может представлять себя психологически уязвимым и искать реакции у терапевта (Austin & Johnson, 2017).

Несколько теорий пытаются объяснить сопротивление в психотерапии. Хотя они различаются предполагаемыми причинами и тем, как вести себя с резистентными пациентами, одинаковое поведение они признают резистентным (Beutler, Moleiro, & Talebi, 2002).

К ним относятся:

Психоаналитическая модель сопротивления

Модель Фрейда предполагает, что сопротивление является результатом конфронтации пациента с неразрешимыми конфликтами.

Согласно этой теоретической схеме, у эго есть несколько специфических защит, таких как «отрицание, сублимация, изоляция, интеллектуализация, замещение, регрессия, проекция и формулировка реакции» (Leahy, 2003).

В результате клиенты могут не знать о своих настоящих проблемах, потому что их защита защищает их от правды, проявляемой как сопротивление (Leahy, 2003).

Поведенческие модели сопротивления

Бихевиористам может не нравиться термин сопротивление, но они признают, что клиенты часто не соблюдают терапевтические инструкции (Leahy, 2003).

Согласно поведенческой модели, «неспособность пациента соблюдать терапию может быть результатом несоответствующих подкреплений или непредвиденных обстоятельств подкрепления» (Leahy, 2003). Сопротивляющееся поведение может иметь место, когда положительные действия не подкрепляются немедленно или клиент должен ждать желаемого результата.

Когнитивные модели сопротивления

В когнитивных моделях, таких как модель Альберта Эллиса, сопротивление часто является результатом нереалистичных ожиданий и других иррациональных убеждений.

Согласно таким моделям, сопротивление, как и другие иррациональные убеждения, требует лобовой конфронтации. Клиенту необходимо помочь отказаться от иррациональных убеждений, чтобы двигаться вперед (Leahy, 2003).

Как работать с трудными и сопротивляющимися клиентами

Хотя сопротивление может мешать сотрудничеству и терапии, оно не должно останавливать его.

Такие терапевтические разрывы могут служить носителями, «которые можно использовать для углубления терапевтической связи и стимулирования роста» (Austin & Johnson, 2017). Они позволяют как клиенту, так и терапевту практиковать навыки разрешения межличностных конфликтов и способствуют росту, который может не произойти в их отсутствие.

Процесс разрешения может разрушить долгосрочные, неадекватные межличностные схемы клиента.

Терапевт не должен избегать ситуаций, которые могут осложнить процесс, а работать над преодолением сопротивления (прямого или косвенного). Без конфронтации терапевт рискует усилить потребность клиента в воспитание , а не рост (Safran et al., 1990).

Существует несколько способов «стимулировать рост путем поощрения деятельности клиента» (Austin & Johnson, 2017):

  • Позволить клиенту найти и развить свои навыки и средства для решения проблем.
  • Используйте открытые вопросы, чтобы помочь клиенту исследовать свой личный опыт без влияния.
  • Пусть клиент сидит и молча переживает свои эмоции, даже неприятные.

Квалифицированные консультанты уравновешивают то, как они справляются с избегающими реакциями, оставаясь чуткими к потребностям и чувствам клиента, и в то же время выясняя причину обращения к психотерапевту.

Но это непросто; это может быть как утомительным, так и разочаровывающим.

Несколько методов и стратегий могут помочь терапевтам сохранять спокойствие и управлять сложным и потенциально опасным терапевтическим процессом (Clay, 2017).

Успокойся

Попытки дать отпор быстро обострят и без того сложную ситуацию. Вместо отреагируйте на это , осознайте свое эмоциональное и физическое состояние (растерянность, страх, учащенное сердцебиение и т. д.) и сделайте паузу, даже ненадолго.

Ежедневные практики осознанности помогут вам оставаться на связи со своими ценностями как терапевта и лучше осознавать свои ощущения и мысли.

Выражайте эмпатию

Пробуя, подтвердите, что говорит клиент. Скажите им, что вы сожалеете о том, что сделали что-то, что их разозлило или что они считают бесполезным.

Крайне важно звучать искренне и аутентично, чтобы избежать дальнейшей эскалации. Как только эмоция признается, объясните, что ругань, угрожающее поведение, неявка или отказ платить за услуги неприемлемы.

Рефрейминг сопротивления

Если клиент сопротивляется, а терапевт раздражается или раздражается, два человека дерутся друг с другом, и терапевтические отношения разрываются.

Вместо этого поощряйте клиента исследовать и объяснять свои чувства и показывать, что вы признаете и понимаете их.

Развивайте терпение

Терапевту полезно помнить, что вы должны нести бремя боли вашего клиента.

Память о более широкой картине может помочь вам справиться с разочарованием, развивая терпение, которое может быть ценным в этой ситуации и за ее пределами.

Обратитесь за поддержкой к коллегам

У всех специалистов в области психического здоровья есть сложные клиенты.

Обмен историями (конфиденциально) может устранить чувство изоляции, привести к позитивным предложениям и выявить ценные техники.

Рассмотрите возможность прекращения отношений

В конечном счете потребности клиента имеют первостепенное значение.

Если клиент действительно считает, что терапевт не встречается с ним, возможно, пришло время прекратить отношения и направить его к другому специалисту.

Уменьшение и преодоление сопротивления: 7 упражнений

По данным Американской ассоциации консультирования, существует несколько упражнений и подходов, которые консультанты могут использовать для управления и уменьшения негативного воздействия сопротивления (Shallcross, 2010):

  • Подход к реальности
    Терапевт должен убедить клиента, что подход сопротивления бесполезен и не имеет долгосрочной пользы.

Спросите клиента, как к нему относятся окружающие. Узнайте, «как они их притесняют, отвергают, предъявляют к ним необоснованные требования и контролируют их» (Shallcross, 2010).

Поощряйте клиента к самооценке. Спросите их, какие методы они использовали в прошлом, чтобы справиться с ситуацией и справиться с ней, и были ли они успешными.

Консультант должен попытаться установить связь с реальностью клиента, а не сосредотачиваться на своих собственных планах. Затем они могут побудить клиента признать, что, хотя он не может контролировать поведение других, он может управлять своим собственным, и что терапевт может помочь.

  • Улица с двусторонним движением
    Консультанты и терапевты могут сыграть свою роль в сопротивлении клиента.

По словам Клифтона Митчелла, профессора Государственного университета Восточного Теннесси, «Сопротивление идет двумя путями. Задача состоит в том, чтобы найти более творческие и эффективные способы взаимодействия» (Shallcross, 2010).

Исход терапии часто определяется преодолением препятствий и проблем, возникающих в процессе.

Следующие методы могут помочь сформировать безопасные и доверительные отношения, которые в конечном итоге будут продуктивными:

    • Достигните взаимно согласованных целей терапии. Они могут внести ясность и укрепить терапевтические отношения.
    • Не тратьте время на то, чтобы расстраиваться или обескураживаться ответами «я не знаю». Вместо этого примите, обнимите и сопереживайте им, а не сопротивляйтесь.
    • Проявите сочувствие к клиенту, чтобы показать, что вы согласны с тем, что проблему трудно понять, но вы можете работать вместе, чтобы решить ее.
    • Вместо того, чтобы делать то, что ожидалось, нарушайте типичный (часто ожидаемый) образ мышления, вопросов и ответов с помощью альтернативных вопросов и подходов.
    • Не запускайте клиент, пока он не будет готов. Это приведет к сопротивлению. Вместо этого слушайте и «сосредоточьтесь на том, чтобы не создавать сопротивления и не поощрять оборонительную позицию» (Shallcross, 2010). Затем сделайте шаг назад и позвольте переменам произойти.
    • Сократите или прекратите задавать чрезмерные вопросы. Каждый из них может превратиться в микроконфронтацию и привести к непродуктивным ответам. Поощряйте диалог.

Вовлечение трудных клиентов в групповую терапию

Каждая из следующих стратегий может быть полезной в групповых (а часто и индивидуальных) условиях (с изменениями из Austin & Johnson, 2017):

Клиент не выполнил домашнее задание

Попросите группу подтвердить свое понимание домашнего задания, чтобы убедиться, что инструкции ясны; обсудить любую путаницу или препятствия, с которыми они столкнулись.

Обратите особое внимание на разногласия, проблемы и сопротивление внутри группы и подумайте, как расширение и улучшение сотрудничества может помочь.

Клиент пропускает несколько сеансов

Обсудите, почему клиент не смог посетить одно или несколько групповых занятий, и спросите, есть ли другие причины.

Например, обсуждались ли в последнее время вопросы, вызвавшие стрессовый фактор в решении не присутствовать?

Клиент в устной форме выражает лишь частичное согласие

Клиент может использовать такие фразы, как Я в порядке или Я попробую .

Обсудите несоответствия между тем, что они говорят, и тоном, который они используют в группе.

Возможно, я неправильно понимаю, но это звучит так…

Поймите, что стоит за их реакцией, и поделитесь своей оценкой с клиентом.

Сигналы клиента
не делайте мне больно

Признайте, что клиент страдает, и поощряйте его к полноценному участию в групповом разговоре. Попросите их сесть, оставаться сосредоточенными и говорить открыто в этом безопасном месте.

Клиент избегает определенных тем

Верните групповой разговор к теме и обратите внимание, когда станет очевидной тактика избегания.

Подумайте, соответствует ли их поведение проблемам клиента или свидетельствует о несогласии с терапевтом.

Клиент ведет себя замкнуто или отстраненно

Обсудите с клиентом, что вы чувствуете некоторую дистанцию ​​(от вас или группы) или что вы обеспокоены тем, что вы не на одной волне.

Спросите клиента, чувствует ли он то же самое или хочет ли он чем-то поделиться индивидуально или с группой.

Клиент сигнализирует об уходе другим поведением

Клиент может вести себя таким образом, что сигнализирует о полном выходе из группы.

Будьте осторожны, привлекайте внимание к поведению в группе, так как это может расстроить вас и вызвать дальнейшее сопротивление. Используйте информацию, чтобы сформировать текущую терапию, и попытайтесь вовлечь их в обсуждение в будущем.

8 Полезные вопросы для интервью

Терапия, ориентированная на решение, фокусируется на обсуждении решений, а не проблем, и помогает преодолеть сопротивление.

Чудо-вопросы предлагают клиенту визуализировать то, как может выглядеть будущее, когда проблемы больше не существует, и могут быть менее пугающими для клиента, чем зацикливание на существующих проблемах.

Предложите клиенту представить и описать, как может измениться будущее после того, как проблема будет решена.

Следующие терапевтические вопросы оживляют упражнение (и менее конфронтационны), потенциально предотвращая запуск механизмов сопротивления:

  • Что улавливают ваши чувства?
  • Что ты чувствуешь?
  • Что ты делаешь? (В максимально возможном количестве аспектов вашей жизни)
  • С кем ты это делаешь?
  • Где ты живешь?
  • Как тебе весело?
  • Какой доход вы зарабатываете?
  • Что вы делаете в мире каждый день?

Вопросы помогают составить представление о том, как могла бы выглядеть жизнь, и могут вызывать меньше споров и давления, чем прямые вопросы.

Полезные ресурсы PositivePsychology.com

У нас есть множество инструментов, техник и рабочих листов для поощрения сотрудничества в терапевтическом процессе и улучшения самооценки клиентов и надежды на будущее.

  • Мотивационное интервьюирование в социальной работе
    В этом шаблоне представлены пять вопросов, основанных на Прочаске и ДиКлементе (19).86) Модель стадий изменений , чтобы помочь практикующим специалистам оценить готовность клиентов к изменениям.
  • Рабочий лист вашего чуда
    Этот рабочий лист можно использовать, чтобы зафиксировать видение клиента того, как может выглядеть будущее, когда его проблемы перестанут быть проблемами, и служить первым шагом к постановке целей и действиям.
  • Вещи, которые я люблю
    В этом упражнении группе участников предлагается поделиться тем, что им нравится, и обсудить их, поощряя самоанализ и укрепляя групповую сплоченность.
  • Что я вижу в ВАС
    Это групповое упражнение помогает клиентам получить представление о многих замечательных качествах, которые видят в них другие, помогая повысить самооценку и поддерживать более позитивную самооценку.
  • 17 упражнений по позитивной психологии
    Если вы ищете более научно обоснованные способы помочь другим улучшить свое самочувствие, эта подборка содержит 17 проверенных инструментов позитивной психологии для практиков. Используйте их, чтобы помочь другим процветать и процветать.

Сообщение на память

Распознать резистентность и принять соответствующие меры в терапии не всегда бывает просто.

Практикующие врачи должны следить за тонкими признаками избегания или свидетельствами того, что терапевтический альянс напряжен (Austin & Johnson, 2017).

Терапевт может затем осторожно поднять вопрос о том, чего он избегает, или о возникающем напряжении. Они должны помнить, что, в конечном счете, сопротивление может внести полезный вклад в терапевтический процесс, предлагая новые идеи и возможности для роста.

Важно помнить, что терапевтические отношения в конечном счете являются приоритетом. Наблюдение за сопротивлением и управление им может потребовать изменения подходов и вмешательств. Действительно, при выявлении может быть уместно отказаться от запланированной повестки дня и сосредоточиться на более насущных проблемах (Austin & Johnson, 2017).

Теории, примеры и техники, изложенные в этой статье, должны помочь вам осознать, что встреча с сопротивлением может стать значительным прорывом в отношениях с клиентом, ведущим к более прочной связи между клиентом и терапевтом и ценному росту клиента.

Надеемся, вам понравилась эта статья. Не забудьте бесплатно скачать три наших упражнения по позитивной психологии.

  • Акерман, С.Дж., и Хильсенрот, М.Дж. (2001). Обзор характеристик и техник терапевта, отрицательно влияющих на терапевтический альянс. Психотерапия: теория, исследования, практика, обучение , 38 (2), 171–185.
  • Остин, С. Б., и Джонсон, Б. Н. (2017). Преодоление и управление сопротивлением с интернализацией клиентов. Общество развития психотерапии. Получено 2 апреля 2021 г. с https://societyforpsychotherapy. org/addressing-resistance/
  • .
  • Бейтлер, Л. Э., Молейро, К., и Талеби, Х. (2002). Сопротивление в психотерапии: какие выводы подтверждаются исследованиями. Журнал клинической психологии , 58 (2), 207-217.
  • Клэй, Р. А. (2017). Работа со сложными клиентами. Монитор по психологии. Получено 2 апреля 2021 г. с https://www.apa.org/monitor/2017/07-08/challenging-clients
  • Лихи, Р.Л. (2003). Преодоление сопротивления в когнитивной терапии . Гилфорд Пресс.
  • Миллер, В. Р. (1999). Рисунок 3-2: Четыре типа сопротивления клиентов [таблица]. В Повышение мотивации для изменения лечения наркомании. Протокол улучшения лечения, серия (№ 35). Министерство здравоохранения и социальных служб США. Получено 4 апреля 2021 г. с https://www.ncbi.nlm.nih.gov/books/NBK64964/table/A62668/
  • .
  • Прочаска, Дж. О., и ДиКлементе, К.С. (1986). На пути к всеобъемлющей модели изменений. В W. Miller & N. Heather (Eds.), Лечение аддиктивного поведения: процессы изменения (стр.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *