Психологические особенности восприятия информации — SaleSuper
Что руководит нашим восприятием? Почему бывает различной реакция на одинаковые сообщения? Как проще высказать мысль, чтобы она стала понятной для всех? Почему мы воспринимаем именно так, а не иначе? Ответить на эти и подобные им вопросы поможет популярная сегодня во многих сферах техника нейро-лингвистического программирования. Знания в области НЛП делают общение более полезным и помогают рекламным сообщениям достичь своей цели.
Особенности человеческого восприятия
В основе методики НЛП лежит идея американского психолога Джорджа Миллера об ограниченности человеческого внимания. Смысл его теории заключался в идее, согласно которой субъект может осознанно удерживать во внимании 7±2 части информации.
Далее на основе этой гипотезы развили мысль о том, что человек осознает лишь небольшую часть информации о внешнем мире, пропуская ее через определенные внутренние фильтры. Основными источниками об окружающей среде являются пять органов чувств (зрение, слух, вкус, запах и осязание) — своеобразные каналы анализа информации.
Главная идея НЛП заключается в тезисе, что каждый отдельно взятый человек предпочитает какой-то один способ восприятия – репрезентативную систему, которая вызывает у него наибольшее доверие. И каждый из нас самостоятельно разделяет поступающую извне информацию по формуле 7±2 единицы восприятия.
Некоторые интенсивнее используют визуальный (зрительный) канал, а аудиовосприятие или кинестетический канал (чувства) – не столь активно. Одному легче усвоить информацию на слух, а другому – через ощущения. При этом каждый человек использует все три способа одновременно, при этом отдавая предпочтение излюбленному фильтру (одному или даже двум), при помощи которого происходит формирование его внутреннего мира.
Исходя из этого, в нейро-лингвистическом программировании выделяются три подтипа людей: визуалы, кинестетики, аудиалы.
Визуалы легче и быстрее запомнят увиденное. Рассказывая о своем впечатлении, такой человек будет в первую очередь говорить о том, что непосредственно видел сам.
Поэтому при посещении выставки или презентации визуалу нужно получить наглядный материал (визитки, объявления, буклеты), осмотреть предлагаемый товар или услугу, увидеть представителя компании…Аудиал же будет воспринимать все по-иному. Он хорошо запомнит, о чем велась речь, что обсуждали в перерыве, или о чем говорили в конце презентации.
Кинестетик расскажет о таком же событии совсем по-другому. Такой человек вспомнит в деталях, насколько удобным было сиденье, на котором он сидел, было ли тепло или прохладно в помещении. Для людей с кинестетическим типом восприятия принципиально важным будет самостоятельно «попробовать» товар или услугу, понюхать, либо ощутить на вкус.
Таким образом, воздействуя на три канала оценки окружающего мира одновременно, можно привлечь внимание каждого участника выставки с учетом их предпочтений в восприятии.
Слова, слова…
Специалисты в НЛП отметили, что выбор фильтра восприятия накладывает отпечаток на соответствующие речевые предпочтения.
Исходя из этого, были определены две ведущие функции языка в нейро-лингвистическом программировании:
- формирование опыта с использованием языка. Таким образом человек «обрастает» мировоззрением, моральными кодексами и убеждениям.
- передача модели мира. Словами человек выражает собственный опыт и мировоззрение.
Язык, который мы используем, содержит некие слова, которые так или иначе связаны с ведущим способом восприятия – это сенсорные предикаты. В основном они состоят из глаголов, имен прилагательных и наречий, реже это имена существительные. Если обратить пристальное внимание на речь отдельного человека, то можно отметить многочисленные сенсорные предикаты. Для визуалов – это такие слова, как «видеть», «большой», «сияет», «светится», «красивый». Аудиалы используют в разговоре аудиальные предикаты: «шумный», «говорить», «громко», «услышать» и подобные. Кинестетику будет проще передать свои мысли такими словами: «уловить смысл», «чувствовать напряжение», «погрузиться в проблему с головой», «вытянуть клиента» и похожими.
Подобные предикаты могут указывать на главенствующий способ в восприятии собеседника. Однако нужно отметить, что человек в различных ситуациях может гибко переходить от одного варианта восприятия к другому.
связанные публикации
Обладая подобными знаниями можно увеличить эффективность взаимодействия, подавая информацию так, чтобы собеседнику было легче ее воспринять. Например, обрисовать перспективы и дальнейшее видение совместной работы для собеседника-визуала.
Идеальная презентация
Казалось бы, знание сенсорных предикатов способно увеличить эффективность общения с любым собеседником. Для этого нужно лишь внимательно прислушаться к его речи и использовать нужные слова для того, чтобы максимально точно донести нужную информацию.
Однако ситуация усложняется, если вместо одного-двух человек пред вами будут находиться множество собеседников. В таком случае, можно предполагать, что среди аудитории будут представлены все вышеназванные стили. Используя образную речь, визуальные предикаты, язык жестов и наглядные материалы, рисуя перспективы, можно легко донести свои мысли до визуалов. Нужно отметить, что они предпочитают быструю речь и высокий тембр голоса говорящего. Аудиалам будет комфортно, если темп речь и тембр голоса рассказчика будут на среднем уровне, говорящий при этом расставляет акценты и делает паузы, а важные места – выделяет интонацией. Также люди, предпочитающие аудиальные предикативы, с удовольствием послушают интересные истории, цитаты, анекдототы. Для кинестетиков легче воспринимать медленную речь с растягиванием слов, паузами и использованием предикатов, связанных непосредственно с чувствами. Это достигается в том числе при использовании глаголов в настоящем времени. Кинестетики лучше всего улавливают смысл сказанного здесь и сейчас, им важно прочувствовать сказанное, а еще лучше – сделать что-то самим.
Таким образом, обладая знаниями о наиболее понятных способах донесения информации для каждого типа восприятия, можно комбинировать их при работе с большой аудиторией. Например, использовать жесты во время рассказа истории из жизни, не забывая об употреблении глаголов действия
Как может помочь язык тела
Однако, как определить главенствующие способы восприятия, если аудитория весьма многочисленная, и при этом все молчат?
Дать подсказку могут направления взглядов и позы людей, начинающих думать и анализировать полученные данные. Исследователи в НЛП первыми стали обращать внимание на взаимосвязь между процессами восприятия и обработки полученной информации с положением тела и неосознанными направлениями человеческого взгляда. Были отмечены специфические позы, часто повторяющиеся движения руками, примерно одинаковые типы дыхания и общность в направлении взгляда.
Для визуалов характерны быстрые жесты руками примерно на уровне лица и выше плечевой части. Плечи и голову, как правило, они держат прямо, тип дыхания – поверхностный и быстрый. Они очень часто направляют глаза наверх, можно часто отметить расфокусировку взгляда.
Кинестетика характеризуют общая расслабленность позы, неспешные жесты руками на уровне талии, наклоненность вниз головы, плеч и корпуса. Взгляд обычно опущен, речь неспешная с паузами, глубокое дыхание.
Для аудиалов характерны средние по всем параметрам показатели: спокойное дыхание в среднем темпе, жесты на уровне середины туловища, ритмичный, средней высоты голос, взгляд также на среднем уровне. Характеризует человека как аудиала и последовательное движение глазами вниз и сразу вправо, это явление называют внутренним диалогом.
Если научиться выявлять эти маркеры поведения как у одного человека, так и в группе собеседников, то можно получить возможность использовать это преимущество в соответствии с заданными целями. Зная, чем обусловлена реакция конкретного человека, можно усилить связь с ним при общении, либо наоборот полностью прекратить коммуникацию.
Особенности восприятия рекламной информации
Создавая рекламные сообщения, нужно напоминать себе об ограниченности сознательного внимания обычного человека: 7±2 единицы. В рекламе не должно быть больше девяти частей или единиц смысла. В обратном случае сознание перезагрузится информацией, и потребитель не захочет читать слишком объемный буклет или сообщение. В коммерческом предложении также нужно сгруппировать отдельные части так, чтобы в общем они составляли 7±2 пункта.
Товары и услуги также делятся на три вида:
- Визуальные – их потребление осуществляется с помощью визуального канала. Это украшения, телевизоры, бьюти-салоны, в какой-то мере одежда (здесь еще используются ощущения) и похожие;
- Аудиальные – всё, что связано с музыкой и качеством звука: музыкальные диски, альбомы музыкальных исполнителей, аудиоаппаратура и подобные.
- Кинестетические – самые распространенные: еда, напитки, парфюмерия.
- Смешанные – задействуют два или более вида органов чувств: одежда, автосалоны.
Проведенные исследования показали, что наиболее вероятное, импульсивное решение о покупке принимается на основе стратегии «вижу-чувствую». Для совершения незапланированной покупки человек должен сначала увидеть, затем – почувствовать.
На подобной технике построено большинство рекламных сообщений, в том числе о продуктах питания, прохладительных напитках.
Психология восприятия информации – параметры индивидуальны
1 комментарий
Поделиться Твитнуть Pin Отпр. по эл. почте SMS
Осознавать окружающую действительность и поступающую извне информацию нам помогает восприятие. У каждого человека психология восприятия информации индивидуальна, но существуют некоторые обобщенные ее параметры.
Начнем с того, что такое восприятие. Это отражение явлений, предметов, объектов в совокупности их свойств, частей при непосредственном воздействии на органы чувств.
Следует сразу упомянуть, что как раз органы чувств (слух, зрение, осязание, обоняние, вкус) и являются основными посредниками в нашем восприятии окружающего мира, поступающей из него информации.
Без ощущений, передаваемых этими органами (их рецепторами) невозможно восприятие. Но помимо ощущений, восприятие также включает прошлый опыт человека в виде сохраненных представлений, знаний.
Сопоставляя новую информацию с имеющимися сведениями, мы относим вновь прибывшие данные к одному из известных нам явлений либо выделяем его в отдельную категорию (если мы с подобным ранее не сталкивались).
Так, например, если нам завяжут глаза и дадут поочередно пробовать разные фрукты, овощи, то мы будем их точно определять до тех пор, пока нам не попадется продукт, который мы раньше не пробовали.
Человеческая психология восприятия информации связана и с другими психическими процессами:
- мышлением (видя, слыша, мы осознаем или догадываемся о том, что конкретно перед нами находится),
- речью (мы называем предмет восприятия),
- чувствами (определенным образом реагируем на то, что воспринимаем),
- волей (можем организовывать процесс восприятия, управлять определенным образом им).
Основными характеристиками процесса восприятия являются: константность, целостность, предметность, обобщенность.
Существует три основных типа людей по способу восприятия информации: визуалисты (хорошо воспринимающие зрительную информацию), аудиалисты (лучше воспринимающие звуковую информацию), кинестетики (для них более приемлемо восприятие через чувства и тактильные ощущения).
Данные категории относятся абсолютно ко всем людям, но встречаются, конечно, как и во всех правилах, и здесь исключения.
В связи с этим, бизнесмену очень важно определить, к какому именно типу по восприятию он относится, чтобы правильно организовать свой процесс обучения, повышения квалификации, получения новых знаний.
Определить собственный тип восприятия довольно просто. Если вы лучше запоминаете информацию, когда читаете ее сами (молча), то вы – визуалист.
Если вам легче усвоить материал, если вам кто-то о нем расскажет, то вы, безусловно, — аудиалист.
Ну, а если вам легче понять конструкцию прибора, если вы самостоятельно его разберете, ощупаете каждую деталь, затем снова соберете ее обратно – значит вы кинестетик.
Чтобы упростить процесс восприятия информации, необходимо переводить все сведения (по возможности) в наиболее приемлемый для вас вид. Так, если вы визуалист, то лучше, чтобы весь материал был напечатан на бумаге или набран на электронных носителях.
Для аудиалистов больше подойдут аудио-, видеокурсы, живые лекции, вебинары, семинары, где исходный материал будет воспроизводиться в звуковом формате.
Ну, а для кинестетиков необходимы наглядные , образцы, которые они могут не только увидеть, но и прощупать.
Наиболее сложная позиция в восприятии бизнес-информации будет у кинестетиков, потому что не для всяких сведений о предпринимательстве можно подобрать образцы для тактильного восприятия.
Сегодня психология восприятия информации должна по возможности развиваться человеком для выведения более зрелой ее формы, когда одинаково хорошо можно усваивать сведения, поступающие посредством любых органов чувств.
Категории: Бизнес Статьи
Ощущение и восприятие: психология обработки информации
Психология обработки информации, т. е. рассуждение о том, как человек взаимодействует с окружающей средой, опосредуется двумя когнитивными процессами: ощущением и восприятием. Восприятие следует понимать как процесс целостного отражения объекта и его фиксации в сознании индивида, инициируемый физическим раздражением органов чувств. Восприятие реализуется путем обработки поступающей информации в головной мозг, поэтому этот процесс является глубоким и сложным. В отличие от восприятия ощущение отражает лишь частичную информацию об объекте, поэтому не позволяет получить целостную картину. С помощью ощущений люди познают мир нецелостным образом: глаза позволяют им видеть цвет и форму предметов, а уши улавливают звуковые волны. Оба познавательных процесса связаны с раздражением органов чувств, и правильно указать, что восприятие — понятие более широкое, чем ощущение: восприятие без ощущения невозможно. 9Скидка 15% на первый заказ понимание ощущения и восприятия и того, как они работают вместе, заключается в использовании примера. В частности, можно проследить весь путь поступления информации об объекте в мозг человека, где обработка происходит через глаза. Согласно CrashCourse (2014), глаза являются одним из основных органов чувств, через которые человек получает большое количество информации. Люди действительно могут жить без зрительных рецепторов, но такое существование связано со многими проблемами и ограничениями. Однако обычно путь зрительной информации начинается с распознавания объектов: для этого требуется достаточно света, чтобы глаз различал и различал форму, размер и цвет находящегося перед ним объекта.
Световой сигнал сначала попадает на зрачок, который, как и радужка, отвечает за то, сколько света должно попасть в глазное яблоко. В условиях низкой освещенности для обработки требуется больше света, и, таким образом, зрачок расширяется; в качестве альтернативы, в условиях высокой освещенности нет необходимости в таком большом количестве света в глазу, поэтому зрачок заметно сужается. Световой сигнал, прошедший через радужную оболочку, достигает хрусталика, выполняющего роль оптической линзы. Световые лучи собираются на хрусталике глаза, затем преломляются, чтобы вместе сфокусироваться. У людей с проблемами зрения фокусное расстояние отличается от обычного, потому что глаз становится либо удлиненным, либо, наоборот, слишком суженным (Griff, 2021). Интересно, что после того, как лучи собраны в фокусе, воображаемый образ объекта переворачивается, так что более поздняя информация о воспринимаемом объекте переворачивается. В любом случае свет, собранный в пучок, достигает зрительного нерва на задней поверхности глазного яблока, откуда информация преобразуется в электрический импульс.
На этом этапе процесс ощущения завершен. Прежде чем импульс достигнет мозговых структур, индивидуум еще не понимает, что он видит перед собой. Однако из-за относительно быстрого механизма распознавания люди почти не замечают задержки между ощущением и восприятием. Нервный импульс, двигаясь по зрительному нерву, достигает зрительной коры в затылочной доле больших полушарий головного мозга. Именно в этом центре происходит перцептивный процесс, при котором мозг, получивший сигнал об перевернутом предмете, не только возвращает его под правильным углом, но и распознает всю поступившую информацию.
Верно, что визуальная информация об объектах связана не только с распознаванием формы и границ. На самом деле через глаза мозг воспринимает цвет объекта, на который смотрит: яблоко воспринимается как красное, светофор — как зеленый, а небо — как синее. Восприятие цвета обусловлено наличием колбочковых рецепторов, распознающих красный, зеленый и синий пигменты; интеграция различных рецепторов способна охватить все разнообразие доступных цветов. За черно-белое восприятие отвечают палочки-фоторецепторы, которые, как и колбочки, расположены на сетчатке.
Аварийный курс. (2014). Гомункул: Ускоренный курс психологии #6 [Видео]. YouTube. Веб.
Своевременная доставка!
Получите 100% свободную от плагиата бумагу по индивидуальному заказу всего за 3 часа
Начнем
322 специалисты онлайн
Griff2 (1 M. 2 Griff2, A. 2, A. 2). Близорукость и дальнозоркость: как отличить . Линия здоровья. Веб.
Ощущение и восприятие | Введение в психологию
Ощущение и восприятие — два отдельных процесса, очень тесно связанных между собой. Ощущение — это информация о физическом мире, получаемая нашими сенсорными рецепторами, а восприятие — это процесс, посредством которого мозг выбирает, организует и интерпретирует эти ощущения. Другими словами, чувства являются физиологической основой восприятия. Восприятие одних и тех же чувств может варьироваться от одного человека к другому, потому что мозг каждого человека интерпретирует стимулы по-разному в зависимости от обучения, памяти, эмоций и ожиданий этого человека.
Видео 1. Ощущение и восприятие объясняет различия между этими двумя процессами.
Ощущение
Что значит чувствовать что-то? Сенсорные рецепторы — это специализированные нейроны, которые реагируют на определенные типы раздражителей. Когда сенсорная информация обнаруживается сенсорным рецептором, возникает ощущение . Например, свет, попадающий в глаз, вызывает химические изменения в клетках, выстилающих заднюю часть глаза. Эти клетки передают сообщения в виде потенциалов действия (как вы узнали при изучении биопсихологии) в центральную нервную систему. Преобразование энергии сенсорного стимула в потенциал действия называется трансдукция .
Вы, наверное, знали с начальной школы, что у нас есть пять чувств: зрение, слух (слух), обоняние (обоняние), вкус (вкус) и осязание (соматоощущение). Оказывается, это представление о пяти чувствах слишком упрощено. У нас также есть сенсорные системы, которые предоставляют информацию о равновесии (вестибулярное чувство), положении тела и движении (проприоцепция и кинестезия), боли (ноцицепция) и температуре (термоцепция).
Чувствительность данной сенсорной системы к соответствующим раздражителям может быть выражена как абсолютный порог. Абсолютный порог относится к минимальному количеству энергии стимула, которое должно присутствовать для обнаружения стимула в 50% случаев. Еще один способ подумать об этом — задаться вопросом, насколько тусклым может быть свет или насколько мягким может быть звук, который все же можно обнаружить в половине случаев. Чувствительность наших сенсорных рецепторов может быть весьма удивительной. Было подсчитано, что в ясную ночь наиболее чувствительные сенсорные клетки в задней части глаза могут обнаружить пламя свечи на расстоянии 30 миль (Okawa & Sampath, 2007). В тихих условиях волосковые клетки (рецепторные клетки внутреннего уха) могут улавливать тиканье часов на расстоянии 20 футов (Галантер, 19 лет). 62).
Видео 2. Абсолютный порог ощущений
Мы также можем получать сообщения, которые представлены ниже порога сознательного восприятия — они называются подсознательными сообщениями . Стимул достигает физиологического порога, когда он достаточно силен, чтобы возбуждать сенсорные рецепторы и посылать нервные импульсы в мозг: это абсолютный порог. Сообщение ниже этого порога называется подсознательным: мы получаем его, но не осознаем его. Следовательно, сообщение воспринято, но по какой-то причине не выбрано для обработки в рабочей или кратковременной памяти. На протяжении многих лет было много предположений об использовании подсознательных сообщений в рекламе, рок-музыке и аудиопрограммах самопомощи. Данные исследований показывают, что в лабораторных условиях люди могут обрабатывать информацию и реагировать на нее вне своего сознания. Но это не значит, что мы подчиняемся этим сообщениям, как зомби; на самом деле скрытые сообщения мало влияют на поведение за пределами лаборатории (Kunst-Wilson & Zajonc, 19).80; Ренсинк, 2004; Нельсон, 2008 г.; Радель, Саррацин, Легрен и Гобансе, 2009 г .; Лёрш, Дюрсо и Петти, 2013 г.).
Копать глубже: бессознательное восприятие
Рисунок 2 . Прайминг можно использовать для повышения производительности интеллектуального теста. Испытуемые, заряженные стереотипом профессора — своего рода интеллектуальным образцом для подражания, — превзошли тех, заряженных антиинтеллектуальным стереотипом. [Фото: Джереми Уилберн]
В наши дни большинство научных исследований бессознательных процессов направлено на то, чтобы показать, что людям не нужно сознание для определенных психологических процессов или поведения. Одним из таких примеров является формирование отношения. Самый основной процесс формирования отношения — это простое воздействие (Зайонц, 19 лет). 68). Простое повторное восприятие стимула, такого как бренд на рекламном щите, который вы проходите каждый день, или песня, которую часто крутят по радио, делает его более позитивным. Интересно, что простое воздействие не требует сознательного осознания объекта установки. На самом деле, эффекты простого воздействия возникают даже тогда, когда новые стимулы предъявляются подсознательно в течение очень короткого времени (например, Kunst-Wilson & Zajonc, 1980). Интересно, что в таких подсознательных экспериментах с простым воздействием участники указывают на предпочтение или положительное отношение к стимулам, которые они сознательно не помнят. Еще одним примером современных исследований бессознательных процессов являются исследования грунтовка . Прайминг обычно опирается на надпороговые стимулы, а это означает, что обмен сообщениями может происходить неосознанно, но все же воспринимается, в отличие от подсознательного обмена сообщениями. Надпороговые сообщения воспринимаются сознательным умом. Например, в одном исследовании покупатели слушали либо французскую, либо немецкую музыку (надпороговые сообщения) при покупке вина, и продажи из любой страны были выше, когда над головой звучала музыка из той же страны. [1] В известном эксперименте исследовательской группы под руководством американского психолога Джона Барга (Bargh, Chen, & Burrows, 1996), половина участников была подготовлена к стереотипу пожилых людей, выполняя языковое задание (они должны были составить предложения на основе списков слов). Эти списки содержали слова, обычно ассоциируемые с пожилыми людьми (например, «старый», «бинго», «трость», «Флорида»). Остальные участники получили языковое задание, в котором критические слова были заменены словами, не относящимися к пожилым людям. После того, как участники закончили, им сказали, что эксперимент окончен, но за ними тайно следили, чтобы узнать, сколько времени им потребуется, чтобы дойти до ближайшего лифта. Подготовленным участникам потребовалось значительно больше времени. То есть после того, как им показывали слова, которые обычно ассоциируются со старостью, они вели себя в соответствии со стереотипом пожилых людей: медлительностью. Подобные праймирующие эффекты были показаны и в других областях. Например, Дейкстерхейс и ван Книппенберг (1998) продемонстрировали, что прайминг может улучшить интеллектуальные способности. Они попросили своих участников ответить на 42 общих вопроса, взятых из игры Trivial Pursuit. В обычных условиях участники правильно ответили примерно на 50% вопросов. Однако участники, сформированные стереотипом о профессорах, которых большинство людей считают умными, смогли правильно ответить на 60% вопросов. И наоборот, показатели участников, привитых стереотипом о «тупых» хулиганах, упали до 40%. Оба этих исследования с трудом воспроизводились, поэтому стоит отметить, что полученные выводы могут быть не такими убедительными, как сообщалось изначально.
Абсолютные пороги обычно измеряются в строго контролируемых условиях в ситуациях, оптимальных для чувствительности. Иногда нас больше интересует, какая разница в стимулах требуется, чтобы обнаружить разницу между ними. Это известно как просто заметная разница (jnd) или порог разницы . В отличие от абсолютного порога разностный порог изменяется в зависимости от интенсивности стимула. В качестве примера представьте себя в очень темном кинотеатре. Если бы зритель получил текстовое сообщение на свой мобильный телефон, из-за которого загорелся его экран, есть вероятность, что многие люди заметили бы изменение освещения в театре. Однако если бы то же самое произошло на ярко освещенной арене во время баскетбольного матча, мало кто бы это заметил. Яркость сотового телефона не меняется, но его способность обнаруживаться по изменению освещения резко различается в этих двух контекстах. Эрнст Вебер предложил эту теорию изменения порога различия в 1830-х годах, и она стала известна как Закон Вебера : Порог различия представляет собой постоянную долю исходного стимула, как показано в примере. Это идея о том, что большие стимулы требуют больших различий, чтобы их можно было заметить. Например, вашему другу будет гораздо сложнее достоверно определить разницу между 10 и 11 фунтами. (или 5 против 5,5 кг), чем для 1 и 2 фунтов.
Видео 3. Закон Вебера и пороговые значения
Попробуйте
Восприятие
Хотя наши сенсорные рецепторы постоянно собирают информацию из окружающей среды, именно то, как мы интерпретируем эту информацию, влияет на то, как мы взаимодействуем с миром. Восприятие относится к способу организации, интерпретации и сознательного восприятия сенсорной информации. Восприятие включает в себя как восходящую, так и нисходящую обработку. Обработка снизу вверх относится к тому факту, что восприятие строится на сенсорной информации. С другой стороны, то, как мы интерпретируем эти ощущения, зависит от наших доступных знаний, нашего опыта и наших мыслей. это называется обработка сверху вниз .
Видео 4. Обработка снизу вверх против обработки сверху вниз.
Посмотрите на фигуру на рисунке 3 ниже. В одиночку ваш мозг занимается обработкой информации снизу вверх. Есть две толстые вертикальные линии и три тонкие горизонтальные линии. Нет контекста, чтобы придать ему конкретное значение, поэтому не используется нисходящая обработка.
Рисунок 3 . Что это за образ? Без какого-либо контекста вы должны использовать обработку снизу вверх.
Теперь посмотрите на одну и ту же фигуру в двух разных контекстах. В окружении последовательных букв ваш мозг ожидает, что форма будет буквой и завершит последовательность. В этом контексте вы воспринимаете линии как форму буквы «Б».
Рисунок 4 . При обработке сверху вниз вы используете контекст, чтобы придать смысл этому изображению.
Та же фигура, окруженная цифрами, теперь выглядит как цифра «13».
Рисунок 5 . При обработке сверху вниз вы используете контекст, чтобы придать смысл этому изображению.
В контексте ваше восприятие определяется вашими когнитивными ожиданиями. Теперь вы обрабатываете фигуру сверху вниз.
Один из способов понимания этой концепции состоит в том, что ощущение — это физический процесс, а восприятие — психологический. Например, когда вы идете на кухню и чувствуете запах выпекаемых булочек с корицей, ощущение — это рецепторы обоняния, обнаруживающие запах корицы, но восприятие может быть «Ммм, это пахнет хлебом, который пекла бабушка». когда семья собиралась на праздники».
Хотя наше восприятие построено на ощущениях, не все ощущения приводят к восприятию. На самом деле мы часто не воспринимаем стимулы, которые остаются относительно постоянными в течение длительных периодов времени. Это известно как сенсорная адаптация . Представьте, что вы входите в класс со старыми аналоговыми часами. При первом входе в комнату можно услышать тиканье часов; когда вы начинаете разговаривать с одноклассниками или слушать, как ваш профессор приветствует класс, вы больше не замечаете тиканье. Часы все еще тикают, и эта информация все еще воздействует на сенсорные рецепторы слуховой системы. Тот факт, что вы больше не воспринимаете звук, демонстрирует сенсорную адаптацию и показывает, что, хотя ощущение и восприятие тесно связаны, они различны.
Попробуйте
Внимание и восприятие
Существует еще один фактор, влияющий на ощущения и восприятие: внимание. Внимание играет важную роль в определении того, что ощущается по сравнению с тем, что воспринимается. Представьте, что вы находитесь на вечеринке, полной музыки, болтовни и смеха. Вы вовлекаетесь в интересную беседу с другом и отключаетесь от фонового шума. Если бы кто-то прервал вас, чтобы спросить, какая песня только что закончилась, вы, вероятно, не смогли бы ответить на этот вопрос.
В одном эксперименте, демонстрирующем такое явление, как слепота по невнимательности , участников просили наблюдать за изображениями, движущимися по экрану компьютера. Им было приказано сосредоточиться либо на белых, либо на черных объектах, не обращая внимания на другой цвет. Когда по экрану проходил красный крест, около трети испытуемых его не замечали (Most, Simons, Scholl, & Chabris, 2000).
Ссылка на обучение
Видео 5. Проверьте свои способности восприятия.
Рисунок 6 . Почти треть участников исследования не заметили, что на экране промелькнул красный крест, потому что их внимание было сосредоточено на черных или белых фигурах. (кредит: Кори Занкер)
Мотивация, ожидания и восприятие
Мотивация также может влиять на восприятие. Вы когда-нибудь ожидали очень важного телефонного звонка и, принимая душ, вам казалось, что вы слышите телефонный звонок, но обнаруживали, что это не так? Если это так, то вы испытали, как мотивация обнаружить значимый стимул может изменить нашу способность различать истинный сенсорный стимул и фоновый шум. Способность идентифицировать раздражитель, когда он встроен в отвлекающий фон, называется 9.0007 теория обнаружения сигнала . Это также может объяснить, почему мать просыпается от тихого бормотания своего ребенка, а не от других звуков, которые раздаются во сне. Теория обнаружения сигналов имеет практическое применение, например, для повышения точности авиадиспетчеров. Контроллеры должны иметь возможность обнаруживать самолеты среди множества сигналов (вспышек), появляющихся на экране радара, и следить за этими самолетами, когда они движутся по небу. На самом деле первоначальная работа исследователя, разработавшего теорию обнаружения сигналов, была сосредоточена на повышении чувствительности авиадиспетчеров к сигналам самолетов (Светс, 1964).
Видео 6. Теория обнаружения сигналов.
На наше восприятие также могут влиять наши убеждения, ценности, предрассудки, ожидания и жизненный опыт. Как вы увидите далее в этом модуле, люди, лишенные опыта бинокулярного зрения в критические периоды развития, имеют проблемы с восприятием глубины (Fawcett, Wang, & Birch, 2005). Общий опыт людей в данном культурном контексте может иметь выраженное влияние на восприятие. Например, Маршалл Сегал, Дональд Кэмпбелл и Мелвилл Херсковиц (19 лет).63) опубликовали результаты многонационального исследования, в котором они продемонстрировали, что люди из западных культур более склонны испытывать определенные типы зрительных иллюзий, чем люди из незападных культур, и наоборот. Одной из таких иллюзий, с которой чаще всего сталкивались жители Запада, была иллюзия Мюллера-Лайера: линии кажутся разной длины, но на самом деле они одинаковой длины.
Рисунок 7 . В иллюзии Мюллера-Лайера линии кажутся разной длины, хотя они идентичны. (a) Стрелки на концах линий могут сделать линию справа более длинной, хотя линии имеют одинаковую длину. (b) Применительно к трехмерному изображению линия справа снова может казаться более длинной, хотя обе черные линии имеют одинаковую длину.
Эти различия в восприятии согласовывались с различиями в типах особенностей окружающей среды, которые люди регулярно испытывают в данном культурном контексте. Люди в западных культурах, например, воспринимают здания с прямыми линиями, что в исследовании Сегалла названо плотницким миром (Segall et al., 1966). Напротив, люди из некоторых незападных культур с незастроенным видом, такие как зулусы в Южной Африке, чьи деревни состоят из круглых хижин, расположенных по кругу, менее подвержены этой иллюзии (Segall et al. , 19).99). Культурные факторы влияют не только на зрение. Действительно, исследования показали, что способность идентифицировать запах и оценить его приятность и интенсивность варьируется в зависимости от культуры (Ayabe-Kanamura, Saito, Distel, Martínez-Gómez, & Hudson, 1998).
Дети, описываемые как искатели острых ощущений, чаще демонстрируют вкусовые предпочтения в отношении насыщенных кислых вкусов (Liem, Westerbeek, Wolterink, Kok, & de Graaf, 2004), что позволяет предположить, что основные аспекты личности могут влиять на восприятие. Кроме того, люди, которые положительно относятся к продуктам с пониженным содержанием жира, с большей вероятностью оценят продукты с пометкой «с пониженным содержанием жира» как более вкусные, чем люди, которые менее позитивно относятся к этим продуктам (Aaron, Mela, & Evans, 19).94).
Попробуй
Подумай
Вспомни случай, когда ты не замечал что-то вокруг себя, потому что твое внимание было сосредоточено на чем-то другом. Если кто-то указывал на это, были ли вы удивлены, что не заметили этого сразу?
Глоссарий
абсолютный порог: минимальное количество энергии стимула, которое должно присутствовать, чтобы стимул был обнаружен в 50 % случаев
обработка снизу вверх: 0003 слепота по невнимательности: неспособность замечать то, что полностью видно из-за недостатка внимания результат развития более положительного отношения к раздражителю после многократного простого воздействия на него. восприятие: способ интерпретации и сознательного восприятия сенсорной информации прайминг : процесс, посредством которого недавний опыт повышает доступность черты. ощущение: что происходит, когда сенсорная информация обнаруживается сенсорным рецептором осознание нисходящая обработка: интерпретация ощущений зависит от имеющихся знаний, опыта и мыслей сенсорная адаптация : снижение чувствительности после длительного воздействия раздражителя трансдукция: преобразование энергии сенсорного стимула в потенциал действия первоначальный стимул и более сильные стимулы требуют, чтобы были замечены большие различия