На каком поле взращиваются агрессивность и жестокость / Идеи и люди / Независимая газета
Тэги: человек, агрессивность, жестокость, бессердечие, причины, воспитание, компьютерные игры, чикатило, фильм, психология
Талантливые актеры, как Дмитрий Нагиев, даже маньяка Чикатило сыграют талантливо. И в этом — главная угроза продолжения насилия. Кадр из телесериала «Чикатило»
«Независимая газета» статьей Олега Никифорова «Насилие как фактор повседневности» от 15.03.21 вновь вернулась к очень важной проблеме возрастающей агрессивности, нетерпимости в практике человеческих коммуникаций.
Полностью соглашаясь с автором, хочу попытаться еще раз привлечь внимание к реально действующим факторам, которые взращивают в нас эти негативные качества.
Прежде всего в основе нашего неадекватного поведения в стрессовых ситуациях лежит вся эволюционная история человека как биологического вида.
Могли ли эти биологические качества и инстинкты исчезнуть в человеке за 10–15 тыс. лет? Конечно, нет! Все это живет в нас под тонким слоем навыков социального общения, признания ценности не только своей жизни (и своих родичей), но и совершенно чужих людей. Понимания, что недопустимо добиваться своих целей любой ценой, что надо уметь признавать интересы своих соседей, что жизнь должна состоять из многих-многих компромиссов.
Обо всем этом люди стали задумываться и корректировать свое поведение ничтожно малое количество времени – может быть, 10–15 тыс. лет. Вот прочему психологи-эволюционисты говорят, что нет необходимости формировать в человеке агрессивность, жестокость, эгоизм, безжалостность – достаточно просто разбудить эти качества, дремлющие в каждом из нас, скрытые под прослойкой социальности. И толщина этой прослойки определяет склонность к антисоциальному поведению, преступности и т.д.
Часто приходилось видеть, как вполне адекватный человек, поставленный в определенные обстоятельства, если можно так сказать, возвращался на миллионы лет назад. Во-первых, это угрожающие условия, в них проявляются качества своих пращуров. Второй случай – провокативное поведение окружающих в условиях маловероятности наказания. И третий вариант – понимание своей полной безнаказанности. В рамках юриспруденции существует наука криминология, изучающая причины противоправного поведения, характеристики этого социального явления и т.
Почему подавляющее большинство компьютерных игр – это битвы? На экранах телевизора бесконечные сериалы – детективы с невынужденной демонстрацией сцен насилия, унижения, издевательств. Почему набрали популярность жестокие виды единоборств – бои без правил, ММА и т.д.? Почему в ток-шоу приглашают людей с криминальным прошлым с рассказами о жизни «на зоне»? В газетах и интернете смакуются детали жестоких преступлений. Причина только одна – нажива, борьба за рекламу посредством высоких рейтингов, привлечение зрителей к своим каналам, программам, шоу.
Я убежден, что руководители массмедиа все это прекрасно понимают. Пару лет назад руководитель одного из пяти самых популярных телеканалов на вопрос, зачем он из жерла своего канала выливает на граждан потоки насилия, агрессии, бездуховности, ответил: я произвожу и продаю только рейтинги, контент может быть любой. Но почему наше государство не вмешивается?
В римском праве можно найти такое положение: если кто-то допускает, значит, имеет место поощрение. Нельзя допускать, чтобы деньги зарабатывались на человеческих слабостях и пороках.
Мне могут возразить: преступность – неизбежное, закономерное явление, и массмедиа имеют право, даже обязаны включать эту проблему в повестку дня. Наверное, да. Но не превращать же эту тему в откровенный доходный бизнес!
Хорошо известен пример с пьянством. Всех людей можно разделить на три неравные группы. Первая – трезвенники, они никогда не станут алкоголиками. Представители второй в силу разных причин (возможно, генетических) легко становятся алкоголиками. Представители третьей – самой многочисленной – могут стать алкоголиками, если окажутся в благоприятных условиях: доступность алкоголя, бесконтрольность, безработица, депрессивность, финансовое благополучие и т.д. У общества имеется хороший шанс позитивно воздействовать именно на эту социальную группу (может быть, только на нее). Как практикующий юрист, в том числе адвокат более 20 лет, убежден: примерно то же самое происходит и с преступностью.
В Древнем Риме были очень популярны жестокие развлечения. Пресыщенные граждане могли целый день провести на трибунах арен (например, в Колизее), наблюдая сначала за схватками хищников, затем – крупных животных (львов, тигров, буйволов) с рабами и боями гладиаторов. Традиционные развлечения, например театр, у них уже не вызывали эмоций. Эскалация переживаний, потребность в сильных чувствах привели их к боям гладиаторов. Не встали ли мы на этот путь?
В том, как легко нормальный человек может переродиться в жестокое, бессердечное существо с повадками животного, нетрудно убедиться, перелистывая недавние страницы истории человечества. К примеру, нацизм в Германии. Немцы – одна из самых культурных наций Европы – были ввергнуты в кошмарную трагедию. Существуют тысячи исследований причин этого. Вот одно из них. Меня поразила публикация, приуроченная к 70-летию Нюрнбергского трибунала.
Еще один важный аспект проблемы. Современное государство, особенно авторитарного характера, может издать массу запрещающих законов, ввести жесткую цензуру. Но запрет как таковой – далеко не самый эффективный способ гуманистического воспитания.
Устойчивого, длительного эффекта можно добиться, только вытесняя, замещая все, что основано на пороках и инстинктах, – позитивными усилиями, позитивной информацией. Надо понимать, что эта работа и сложна, и затратна. Но иного пути, похоже, нет.В заключение я хочу обратиться к тем, кто снимает многосерийные фильмы о Чикатило («НГ» от 22.03.21), берет интервью у маньяков, производит бесконечные телевизионные шоу с демонстрацией крупным планом жертв, трупов, описанием способ пыток, смакованием издевательств, к радиоведущим, вещающим о недопустимости цензуры и свободе выбора и получающим за это неплохую зарплату, гонорары и доходы.
Господа! Не тратьте эти деньги на комфортную жизнь и развлечения. Копите их. Они вам потребуются, когда придется строить пятиметровые заборы вокруг ваших домов, чтобы оградить себя от незнакомцев с сознанием, напитанным примерами и сценами насилия из ваших произведений и интервью, которые бродят сейчас по улице.
Чтобы нанимать вооруженную охрану по внешнему периметру ваших дач, а затем – охрану от этой охраны, потому что вполне вероятно, что одному из охранников периметра захочется пробраться ночью в вашу спальню и повторить то, что он видел в вашем фильме.
Чтобы лечиться от фобий, депрессий и паранойи.
Чтобы пытаться вернуть к жизни ваших изнасилованных дочек и мальчиков и увозить их в дальние города.
Чтобы платить немалые деньги адвокатам, которых вы будете умолять вытащить ваших отпрысков из рук правосудия за совершение необъяснимых насильственных преступлений.
Советую это как практикующий юрист с большим стажем.
что это такое, причины и виды жестокости
Жестокость – это характерологическая черта личности, непосредственно связанная с морально-психологическими аспектами самой личности. Жестокость — это отношение, выражающееся к окружающим людям или животным, которое подразумевает грубость, причинение боли, бесчеловечность, оскорбления и иные формы насилия.
Есть также другой аспект определения жестокости, включающий получение удовольствия от страданий другого в ходе действий, неприемлемых в конкретно взятой культуре. Соответственно вопрос, как бороться с жестокостью, может решаться в ракурсе различий данных подходов, а также иметь свои особенности в различных культуральных общностях. Ведь то, что для одних может посчитаться унизительным и недопустимым, представителям иных культур может приносить удовольствие и являться почитаемым или выражать уважение.
Общим для любых проявлений жестокости является сознательность деструктивных поступков. Это понятие стоит отдельно от аффективных вспышек агрессии или от причинения вреда под воздействием наркотических веществ или вследствие психического заболевания. При жестокости всегда имеется ввиду понимание человеком последствий своих действий для другого и осознание их деструктивного направления.
Жестокость, как привычка, присуща людям с теми или иными психическими нарушениями. Разнообразие отклонений и их глубина могут быть спровоцированы собственными психологическими травмами человека, критическим моментом жизненных обстоятельств или же в процессе длительного жестокого обращения с самим человеком, вследствие чего было нарушено адекватное восприятие мира.
Тенденция к жестокому поведению заложена в каждом человеке, являясь противоположностью жалости. Это значит, что те, кто жесток, способны на великодушные поступки сочувствия, а те, кто долго терпел и жалел, могут быть крайне жестоки к тем, кого ранее оберегали. Пока жестокость не проявляется в активном мире, человек не может утверждать, что полностью знает себя и контролирует свое поведение.
Чем сильнее и глубже человек прячет свою жестокость, тем с большей силой она может вырваться наружу. Так матери, не признающие в себе это качество, могут издеваться над детьми, дети доставать глазки живым котятам, а хирурги проводить операции без наркоза.
Что такое жестокость
Жестокость часто ставят синонимом агрессии, но эти понятия не могут заменить друг друга. Агрессия наполнена чувствами (страха, голода, самозащиты, собственничества), а жестокость пуста. Она олицетворяет полное безразличие к чувствам и нуждам окружающих, непонимание, что другому может быть больно, грустно или обидно. Жестокость присуща только человеку и не имеет отношения к животному миру, там существует чистая агрессия, которая всегда отражает потребности реальности, будь то добыча еды или защита своей территории. Ни одно животное не способно приносить страдания другим ради своего удовольствия.
Многие полагают, что жестокость направлена на поддержание уникальности собственного эго и исключительности, путем проявления силы и власти над другими. Иные полагают, что жестокость представляет собой способ защиты, предвосхищая возможные удары более сильного соперника или же постепенно обессиливая его постоянными выпадами. Теория психотравмирующих событий представляет жестокость, как определенный панцирь бесчувственности, окружающий слишком ранимого человека, который, не сумев справиться с несправедливостью и полученной болью, выключил полностью свою чувствительность к миру. При этом внутри сохраняется все то же ранимое ядро личности, и если пробраться к нему через все заграждения жестокости можно столкнуться с испуганным, нуждающимся в поддержке ребенком.
Жестокость всегда отражает неудовлетворенность собой или проявлениями своей жизни, привлекающую к ответу окружающих вместо изменений со своей стороны. Это черта, скрывающая глубокие внутренние проблемы, такие как чрезмерная ранимость, психологические травмы и комплексы, попытки продемонстрировать силу, которой нет.
Жестокий человек воспринимается сильным и практически всемогущим (в силу отсутствия чувствительности и снижения моральных принципов), но эта черта не является позитивной и сильной среди всех остальных. Поскольку отсутствуют внутренние и внешние сдерживающие факторы (точнее чувствительность к ним), то проявления с каждым разом становятся все сильнее. Так, вначале человек может оскорблять других, потом давать подзатыльники, потом избивать до переломов и сложных гематом, а если все не остановить на данном этапе принудительно, то жестокость обретает формы пыток, садизма и убийства. Таким образом, это самоускоряющаяся трагедия, часто заканчивающаяся преступлениями.
У жестоких людей обычно затруднены коммуникации, нет близких и родных, зато имеется огромный багаж внутренних болевых точек. Такие люди сами оставляют себя со своими проблемам, и их внутренний мир постоянно болит, возможно, именно поэтому чувствительность к чужой боли пропадает.
Единственным периодом проявления жестокости как нормы является непродолжительный период детства, когда ребенок учится контролировать собственную эмоциональную сферу, и занят активным познанием мира. На определенных этапах существует необходимость причинения боли окружающим, чтобы на собственном опыте пришло понимание отказа от этого, были получены ответные отклики и осознаны последствия. Проблемы начинаются, когда данный период заканчивается, а жестокость остается.
Причины жестокости
Жестокость многолика в своих проявлениях, но не существует ни одного человека, который бы с ней не столкнулся. Кому-то повезло больше, и он только слышит об этом в новостях, а кто-то живет в ней постоянно. Причин, вызывающих жестокое поведение столько же, сколько случаев, но все их можно разделить на несколько категорий.
Самая распространенная причина – неудовлетворенность своей жизнью, в которой накопление стресса и раздражения требует выхода. Обычно подобным громоотводом становятся те, кто ближе всего и менее защищен (в семьях это дети, на работе это подчиненные, в безлюдных местах это животные и ветки деревьев). Это состояние смешанного гнева и бессилия нуждается в психологической корректировке, т.к. со временем приводит к психосоматическим расстройствам (обычно сердечно-сосудистой системы) и нарушает социальное взаимодействие личности.
Вслед за этим идет непонимание или равнодушие к чувствам того, кому наносится ущерб. Нередко люди не могут понять, как наносят вред своими словами и поступками, особенно если им об этом не сообщают. В ситуациях, когда у человека нет серьезных нарушений эмоциональной сферы, ответственность за жестокое обращение лежит на обоих. Если вам неприятно, больно, обидно, но вы продолжаете делать вид, что все нормально, ни прямо, ни косвенно не давая понять, что вас ранит такое обращение, то другой человек не сможет узнать об этом телепатически, более того, он может считать, что именно такое обращение вам нравится.
Жестокость, как смещенная агрессия все чаще проявляется с появлением социума и его норм и правил. Когда человек не имеет возможности проявить недовольство и агрессию, отстаивая свою точку зрения перед авторитарным боссом, то велика вероятность, что он будет срываться в семье. Если в семье воспитание построено на контролировании своих чувств и полном подчинении, то со временем такой человек будет проявлять жестокость во всех иных доступных местах. Это поведение может выглядеть действительно как жестокость, беспричинные приступы ярости, но на самом деле она является смещенной агрессией и требует нахождения конструктивных путей реализации.
Если в детстве человек был лишен опыта боли, не приобрел понимание последствий своих действий, то жестокие проявления могут довольно часто встречаться в его поведении, без злого умысла, а исключительно от непонимания. Схоже подобное состояние с патологическими отклонениями в психике, нарушениями развития и снижением эмоционального интеллекта.
Самой страшной по своим последствиям причиной жестокости является желание отомстить за перенесенную боль. Пагубность последствий данной категории обусловлена тем, что человек выбирает наиболее болезненные и страшные способы поквитаться с обидчиком – от эмоциональных до физических, нередко растягивая это на длительный временной промежуток и нанося удары в самые чувствительные места. Такое происходит, когда собственная боль внутри человека выжгла все оставшиеся чувства и ведет его к сумасшествию.
Последние причины возникновения жестокости являются самыми тяжелыми и долговременными по своей реабилитации, так же как и заложенное с детства восприятие мира. Человек, воспитывавшийся в жестоких условиях, считает, что это не только норма, но и проявление любви, и коррекция подобного мировоззрения требует огромных усилий, времени и не всегда заканчивается успешно.
Виды жестокости
Виды жестокости можно выделить по объекту, на который она направленна — к людям и животным (обычно данное разделение применяется в юридических аспектах для вынесения наказания по определенной статье). Еще одна система, выделяющая виды жестокости основана на ее проявлении и выраженности.
Так, бывает скрытая жестокость, когда человек не действует напрямую. Это может выражаться в колких замечаниях, выглядящих как похвала, но при этом принижающих достоинство или в случайно пролитом горячем кофе прямо на колени другого. Открытая жестокость, как противоположность первой, обычно является более смелым проявлением и предвестником негативных последствий. Тут большую роль играет ранее полученный опыт, который остался болезненным и тогда человек при малейших напоминающих ситуациях может реагировать с повышенной агрессивностью, даже когда ему что-то показалось. Но кроме таких деликатных моментов, к открытой жестокости относят причинение физических страданий, эмоциональное насилие и издевательство, намеренное унижение и прочие проявления. В законодательной базе предусмотрены наказания именно за открытую жестокость, так как она является единственно доказуемой и самой опасной из всех видов.
Обоснованный негативизм также относится к проявлениям жестокости, когда человек все воспринимает через определенные фильтры, находит этому объяснения, но уперто не хочет взглянуть на действительность. Представление всего в мрачных красках и смещение акцента в плохую сторону может портить жизнь, как самому человеку, так и окружающим, кроме этого формирует определенный тип восприятия мира, где все считаются врагами или что-то замышляющими, а значит, пощады они не заслуживают. К еще одному проявлению незначительной жестокости относят постоянное издевательство, подтрунивание, называние обидными прозвищами и прочие мелкие, но разрушительные по своей силе ежедневные проявления.
Различные специалисты предлагают различные пути, как бороться с жестокостью: это может быть лишение свободы, принудительное или добровольное психиатрическое лечение, психотерапевтические консультации, смена деятельности, корректировка процесса воспитания, прямой разговор с обозначением неприемлемых отношений. Все зависит от формы и тяжести проявления данной личностной черты в жизни.
Автор: Практический психолог Ведмеш Н.А.
Спикер Медико-психологического центра «ПсихоМед»
Как вы объясните человеческую жестокость?
Много лет назад, когда моя близкая подруга решила признаться своим очень религиозным, политически консервативным родителям, она знала, что велики шансы, что они отвергнут ее выбор и, возможно, откажутся когда-либо снова с ней разговаривать. Тем не менее, она чувствовала, что не может продолжать жить во лжи, и хотела, чтобы они знали о ней правду. У нее был замечательный партнер, чья любовь и поддержка помогли ей пережить это трудное время. У нас были долгие разговоры о том, как ей следует обращаться к своим родителям. Мы были молоды и глубоко обеспокоены мыслью о том, что ее родители, которые всегда были строгими, но любящими, могут отвергнуть собственную дочь из-за чего-то, что казалось такой важной частью ее личности. Но мы оба знали, что это возможно.
С тех пор у меня было много возможностей наблюдать и бороться с вопросами о том, почему люди могут быть такими недобрыми к другим людям, даже к тем, кого они якобы любят. Печальный случай, когда студент Ратгерского университета выложил в сеть изображения своего соседа по комнате, вовлеченного в физически интимные отношения с другим мужчиной, еще раз напомнил мне о бездумной природе — и огромной и опасной силе — предубеждений. Я хочу прояснить, что никто из нас не знает, что за этим актом стояло предубеждение. Нам всем нужно быть очень осторожными, чтобы не делать поспешных выводов на основе ограниченных и упрощенных данных, которые, как правило, предлагают нам новостные сообщения. Тем не менее, какими бы ни были причины, в результате один человек использовал Интернет, чтобы причинить эмоциональную боль другому.
Прочитав об этом эпизоде, я снова попытался найти способ объяснить такое поведение. Это своего рода нарциссическое отсутствие эмпатии, которое недавно обсуждалось на веб-сайте PT? Поскольку я считаю нарциссизм нормальным (и в некотором смысле здоровым) аспектом человеческой натуры, а эмпатия развивается со временем, я, к сожалению, склоняюсь к более болезненному заключению. Я думаю, здесь есть что-то более зловещее.
Я просматривал некоторые из своих книг по психодинамике, пытаясь найти психологическое объяснение; но я до сих пор не понял, и хотел бы услышать, что вы думаете.
Вот что я пока собрал:
— Фрейд считал, что садизм, или желание причинить боль другому человеку, является результатом смеси сексуального желания и агрессии, которые имеют биологические и психологические основы и являются естественной частью человеческой природы. Он считал, что задача родителей в жизни состоит в том, чтобы «цивилизовать» своих «маленьких язычников», то есть научить своих детей контролировать эти естественные импульсы, чтобы жить в мире с другими людьми. Поэтому он думал, что у всех нас есть возможность действовать в соответствии с этими импульсами. Просто некоторые из нас контролируют их лучше, чем другие.
— Хайнц Кохут был психоаналитиком-фрейдистом, покинувшим общество в 1970-х годах. Он разработал теорию под названием «Психология Я», в которой утверждал, что агрессия против другого человека всегда имеет психологические мотивы. Под этим он имел в виду, что гнев, ярость и ненависть всегда имеют эмоциональное и психологическое значение, даже если оно не всегда очевидно или легко объяснимо. Иногда агрессивное или садистское поведение является результатом того, что он называл «фрагментацией», что происходит, когда человек чувствует, что он или она сходит с ума. По словам Кохута, это часто является результатом ощущения, что вас не понимает или не принимает кто-то, кто важен для вас. Без понимания и принятия, считал Кохут, мы теряем себя. Ярость или ненависть, направленные на другого человека, могут быть способом держать нас вместе.
— Британский психоаналитик и писатель Кристофер Боллас говорит, что за ненавистью и вызывающим ненависть поведением скрывается глубокая пустота. Для него ярость, гнев и ненависть — способы заполнить пустоту. Он предполагает, что лучше чувствовать себя садистом, чем не чувствовать вообще.
— Рут Стейн, психоаналитик из Нью-Йорка, прекрасно написала о террористах, которые уничтожают других людей во имя своего бога. Она чувствует, что они часто идеализируют высшее существо, чтобы подавить свою глубокую ненависть к себе. Это также может быть верно в случае причинения вреда на основе религиозной морали. Моя подруга, которая боялась признаться родителям, подозревала, что они себя не очень любят. Единственный способ убедить их в том, что они хорошие люди, — это следовать очень узкой дорожкой правильного и неправильного. Но, как это ни парадоксально, отвергая собственную дочь за то, что никому не вредило, они, как нам казалось, подтверждали, что они на самом деле ни милы, ни нравственны.
Я думаю, что во всех этих идеях есть доля правды. Есть, конечно, и общеизвестные данные о детях, которые пострадали физически или эмоционально либо от своих родителей, либо от других людей в их жизни, а потом стали взрослыми, жестокими по отношению к другим. Но есть и примеры детей, которые ужасно пострадали от рук других, но стали щедрыми, заботливыми и добрыми взрослыми. (Борис Цирульник, французский психолог и писатель, переживший Холокост, много писал на эту тему.)
Похоже, профессионалы не разобрались. А вы? Мне бы очень хотелось узнать, что вы думаете — как вы объясняете человеческую жестокость?
«Нечеловек»: психология жестокости
29 марта 2011 г. (Talk of the Nation) Слушать
Во время Холокоста нацисты называли евреев крысами. Хуту, причастные к геноциду в Руанде, называли тутси тараканами. Рабовладельцы на протяжении всей истории считали рабов недочеловеками-животными. В Меньше, чем человек , Дэвид Ливингстон Смит утверждает, что важно определить и описать дегуманизацию, потому что именно она открывает двери для жестокости и геноцида.
«Мы все знаем, несмотря на то, что мы видим в фильмах, — говорит Смит Нилу Конану из NPR, — что психологически очень трудно убить другого человека с близкого расстояния и хладнокровно или совершить над ним зверства». Поэтому, когда это действительно происходит, может быть полезно понять, что позволяет людям «преодолеть очень глубокие и естественные запреты, которые у них есть против обращения с другими людьми как с дичью, вредителями или опасными хищниками».
Rolling Stone недавно опубликовал в Интернете фотографии американских военнослужащих, позирующих с мертвыми афганцами, в связи с текущими делами военного трибунала над солдатами на Объединенной базе Льюис-Маккорд в штате Вашингтон. Помимо того, что они позировали с трупами, «эти солдаты — называемые «истребительной командой» — также брали части тел в качестве трофеев, — утверждает Смит, — что очень часто является явлением, сопровождающим форму дегуманизации, при которой враг рассматривается как игра.»
Но это всего лишь последняя итерация модели, которая разворачивалась снова и снова на протяжении истории. В древнекитайской, египетской и месопотамской литературе Смит неоднократно упоминал врагов как нечеловеческих существ. Но это не так просто, как сравнение. «Когда люди дегуманизируют других, они на самом деле воспринимают их как недочеловеков», — говорит Смит. Только тогда процесс может «освободить агрессию и исключить объект агрессии из морального сообщества».
Когда нацисты описывали евреев как Untermenschen, или недочеловеков, они не имели в виду это метафорически, говорит Смит. «Они не имели в виду, что они были типа недочеловеков. Они имели в виду, что они были буквально недочеловеками».
Люди уже давно представляют вселенную как иерархию ценностей, говорит Смит, с Богом наверху и инертной материей внизу, а все остальное находится между ними. Эта модель Вселенной «не имеет научного смысла», говорит Смит, но «тем не менее, по какой-то причине мы продолжаем воспринимать Вселенную таким образом и отводим нечеловеческим существам более низкое положение» на шкале.