принципы и инструменты — курс Учительской Яндекс.Учебника — «Семья и Школа»
Содержание
Начал работу курс «Работа с трудным поведением: принципы и инструменты»
Новый курс был разработан, для того чтобы помочь учителям найти ключ к взаимодействию с детьми с трудным поведением.
Семья и дети·23.11.2020
Фото: pixabay.com
Курс был разработан благотворительным фондом «Шалаш» совместно с сервисом «Яндекс.Учебник». Это бесплатный онлайн-курс, рассчитанный на 16 часов, который можно проходить в записи в любое удобное время.
По итогам обучения выдается удостоверение о повышении квалификации.
Зарегистрироваться для участия можно по ссылке.
17 ноября состоялся круглый стол для учителей «Взаимодействие с трудными детьми в классе». Встречу организовали «Яндекс.Учебник» и благотворительный фонд «Шалаш».
Эксперты рассказали о причинах трудностей в поведении и обучении учеников и разобрали конкретные кейсы, с которыми сталкивались в своей практике и смогли решить.
На сессии выступила директор благотворительного фонда «Шалаш» Лилия Брайнис. Она рассказала о том, что такое трудное поведение, а в частности — агрессия и травля.
«Поскольку ребенок сам страдает от этого, очень важно его поддержать, научить действовать по-другому. Потому что это не трудный ребенок, а ребенок, которому трудно», – отметила Лилия Брайнис.
Кроме того, она рассказала, как взаимодействовать с детьми, которые проявляют агрессию: нужно остановить ребенка, поддержать жертву агрессии, разобраться в причинах конфликта, дать детям прийти в себя, в личном разговоре предложить агрессору другие способы выражения злости: что-то крепко сжать, потопать, постучать, сказать словами. Кроме того, важно отмечать прогресс ребенка и давать ему обратную связь.
Нейропсихолог и эксперт «Яндекс.Учебника» Ксения Вотякова рассказала про трудности обучения. Она отметила, что они не всегда проявляются только в плохих отметках.
«Кажется, что трудности обучения скорее всего испытывают дети, у которых плохие оценки.
Но я бы посмотрела на это более широко <…> Это может выражаться не только в том, что у него плохие оценки, а в том, что он, например, очень сильно устает, у него возникает негативный эмоциональный след от учебы, или, например, он начинает много болеть.Поэтому нужно обращать внимание не только на успеваемость, но и на общий эмоциональный фон, изменения в поведении», — подчеркнула Ксения Вотякова.
В круглом столе приняли участия три практикующих педагога: учитель географии и английского языка, куратор в программе «Учитель для России» Элина Ликарь, учитель математики и информатики, завуч школы № 97 Железногорска Елена Тимохина и учитель начальных классов онлайн-школы «Дом знаний» в городе Махачкала, заведующая кафедрой начального образования Альбина Аюбова.
Подробности можно найти в развернутом конспекте встречи.
Дорогие читатели, коллеги, друзья АСИ.
Нам очень важна ваша поддержка. Вместе мы сможем сделать новости лучше и интереснее.
Внести свой вклад
Теги: круглый стол, онлайн-курсы, работа с трудными подростками, трудности обучения, трудные подростки
НКО: Благотворительный фонд «Шалаш»
Услуги организаций
Благотворительный фонд «Шалаш»
Благотворительный Фонд «Шалаш» помогает взрослеть детям из приемных семей и детям в трудной жизненной ситуации: проводит для них бесплатные занятия, на которых они учатся понимать и выражать свои эмоции, следовать правилам и доводить начатое до конца, в Москве и Санкт-Петербурге проводит занятия для родителей в трудной жизненной ситуации, собирает педагогические практики преодоления трудного поведения, публикует материалы о насилии в школе, о том, как его распознать и что делать, если ребенок уже пострадал.
Рекомендуем
Рекомендуем
Подписка на рассылку
Самые свежие новости и наши лучшие материалы в вашем почтовом ящике
Подпишитесь по email
Анонсы
Всероссийский военно-патриотический диктант
вт, 15. 11.2022, 10:00·Москва
Круглый стол «Взрослая жизнь выпускников детских интернатных учреждений»
вт, 15.11.2022, 11:00·Москва
III региональный форум «Голос провинции: всё решают люди»
вт, 15.11.2022, 09:00·Суздаль
Неделя толерантности: 15 ноября — день диалога поколений
вт, 15.11.2022, 17:30·Москва
Вебинар «Ответы на вопросы по бухгалтерcкому учету и налогообложению»
вт, 15.11.2022, 10:00·Онлайн
Все мероприятия
Прислать новость
Выбор редакции
Нет трудных детей, есть трудное поведение.
5 фактов, которые важно знать учителям
Трудное поведение детей и подростков — проблема, с которой, кажется, сталкивался любой взрослый. Иногда это вводит в ступор: абсолютно непонятно, как справиться с ребенком, а главное, в чем причины его неожиданной агрессии или, наоборот, полной апатии. Вместе с программой развития педагогов «Я Учитель» от «Яндекс. Учебник.Учительская» делимся пятью полезными фактами о трудном поведении.
50% россиян сталкивались с проявлениями трудного поведения детей и подростков, подсчитали в прошлом году в аналитическом центре НАФИ и благотворительном фонде «Шалаш». «Яндекс.Учебник» тоже провел диагностику среди учителей и выяснил, какие проявления трудного поведения они наблюдают чаще всего. Оказалось, что учителя начальной школы чаще всего сталкиваются с выкриками с места (64%) и вопросами не по теме урока (64%). В старшей школе чаще встречается игнорирование просьб учителя (15%), отказ от выполнения заданий (15%) и пропуск занятий (13%).
Исследование «Яндекс. Учебника» показывает, что в целом российские учителя обладают всеми навыками и компетенциями для того, чтобы справляться со сложным поведением. При этом гораздо хуже они понимают причины такого поведения. Это сильно мешает им преодолевать конфликтные ситуации и включать детей с трудным поведением в учебу и диалог. Неправильная реакция на трудное поведение делает такое поведение хроническим, значительно усложняя жизнь и учителям, и ученикам.
Мы поговорили с Ксенией Вотяковой, нейропсихологом и специалистом по психологическому сопровождению обучения «Яндекс.Учебника», и выяснили, о чем взрослые часто не подозревают, когда говорят о трудном поведении.
Нет «трудных детей», есть «трудное поведение»
Психологи и педагоги сегодня стараются говорить не «трудный ребенок», а «трудное поведение», чтобы сместить акцент с личности ребенка на его действия. Это помогает увидеть агрессию или срыв уроков не как какую-то непреложную черту ребенка, а как то, что мешает важной для него деятельности — в школе это, понятное дело, учеба. Трудное поведение разрушающе действует на отношения ребенка со значимыми для него людьми — взрослыми и сверстниками. Плюс такое поведение создает риски и для самого ребенка, и для окружающих.
Если говорить именно о поведении, а не о человеке, проще искать решение проблемы
При этом «трудное поведение» — собирательный термин, которым, на самом деле, не оперируют ни в науке, ни в психиатрической практике. Скорее его используют в бытовом языке, в том числе педагоги. Это зонтичное понятие, которое включает много разных явлений: и агрессию, и грубость, и срыв и пропуск уроков, и порчу чужого имущества, и, например, воровство. Иногда к нему относят и менее деструктивные явления, например, тревожность или замкнутость.
Фото: Shutterstock / Photographee.eu
Трудное поведение не всегда связано с врожденными качествами
Трудное поведение обычно возникает по одной из двух причин. Первая — это какие-то конституциональные характеристики. Мы можем говорить о детях с повышенной агрессией, импульсивностью, с СДВГ, чувствительностью, тревожностью. Но далеко не всегда речь идет о таких вещах, да и их мы не можем называть чисто «биологическими», врожденными, неизменными — они все же остаются в рамках биопсихосоциальной модели (то есть общество и развитие имеют большое значение).
Часто трудное поведение вызвано ситуативными факторами — например, когда ребенок находится в ситуации острого стресса либо у него проблемы с учебной мотивацией. Последнее в школах очень распространено: 11 лет обучения — это долгий путь, и понятно, что на протяжении всех этих лет будут какие-то колебания мотивации, которые накладывают свой отпечаток. Плюс есть возрастные кризисы, могут возникать сложные ситуации в семье, в среде сверстников (например, травля).
Стресс влияет на мозг и тело
Стрессом мы называем адаптационную реакцию организма на сильные неблагоприятие стимулы. Эволюционно наш организм придумал, что, если возникает стрессовая ситуация, нужно срочно с ней справиться. В такие моменты включается система, объединяющая гипоталамус и гипофиз (области в мозге), а также наши надпочечники. Все они вырабатывают гормоны (например, кортизол, адреналин, норадреналин), которые, в свою очередь, активизируют сердечно-сосудистую и другие системы организма (например, мышцы). Одновременно некоторые системы при стрессе тормозятся, например, пищеварительная.
У человека обостряется внимание, память, происходит торможение центра сна
В принципе, в состоянии стресса организм заточен на экстремальное обучение. Мы знаем это по собственному опыту: в острой стрессовой ситуации мы можем запомнить что-то раз и навсегда. Проблемы начинаются, когда стресс становится хроническим, когда проблема затянулась. Гормональные и нейромедиаторные системы в ситуации хронического стресса истощаются. Истощается физически весь организм, иммунная система. Происходит снижение когнитивных способностей, страдают системы, отвечающие за восприятие, внимание, память, мышление (то есть за высшую нервную деятельность). А лимбическая система мозга остается гиперактивной — отсюда высокая тревожность, агрессия, плохой сон, общая гиперреактивность. И из этого состояния организму и мозгу становится сложно вернуться к равновесию (наступает так называемая стадия гиперкомпенсации).
Фото: Shutterstock / Photographee.eu
Иными словами, ситуация хронического стресса (в семье или школе) плохо действует на когнитивные способности и психологическое состояние детей — и может приводить к трудному поведению. Чтобы вывести ребенка из гиперкомпенсации, стабилизировать все системы, ему нужно очень хорошо отдохнуть, почувствовать себя в безопасности — но если стресс не прекращается, этого не происходит.
Агрессивное поведение — это лишь симптом
Агрессия, гнев — это не проблема сама по себе, а симптом существующей проблемы. Они могут быть проявлением множества разных состояний — например, это может показаться странным, но часто человек ведет себя агрессивно при депрессии. Агрессия может быть связана с переутомлением, стрессом, либо с фрустрацией, когда у ребенка что-то не получается.
Агрессия бывает активная и пассивная. Активная агрессия — это когда человек встает и заявляет, что его что-то не устраивает, либо лезет в драку. Пассивная агрессия — это реакция избегания и отказа. Например, когда говоришь ребенку сделать домашку, а он ее упорно не делает, игнорирует слова родителей. Часто это тоже оказывается проявлением агрессии.
Иногда в основе агрессии лежит неумение выражать свои чувства, коммуникативная некомпетентность. Ребенок злится или боится, но он не может это правильно выразить, у него для этого нет инструментария — и он проявляет агрессию.
На детскую агрессию нельзя реагировать агрессией
Взрослому никогда не стоит проходить мимо детей, которые явно находятся в конфликте, проявляют агрессию. Позиция «дети сами разберутся» вообще не работает. Дети сами не разберутся, их этому нужно учить — решать конфликты, справляться с гневом, выражать свои чувства приемлемым способом.
Для меня хорошая метафора агрессии, гнева — костер. Гнев — это самая энергетическая эмоция, в том числе на физиологическом уровне. Ее нельзя просто «выключить» — костер должен прогореть, для этого нужно время.
Чтобы человек в гневе не сметал все вокруг себя, костер нужно обложить камнями
На практическом уровне это выглядит так. Если есть ситуация, когда дети ведут себя агрессивно по отношению друг к другу, в нее нужно сразу вмешаться, развести детей (физически), вывести из ситуации агрессора. Ни в коем случае не нужно нагнетать обстановку оскорблениями и ответной агрессией. Агрессия — это эмоция, которая цепляет, провоцирует, остановиться и не среагировать в ответ бывает сложно, но взрослому необходимо удержаться. Помогает вспомнить, что ребенок, который демонстрирует трудное поведение, — это, скорее всего, ребенок в трудной ситуации. А еще понимание, что агрессия — это поведение, а не сам человек, и за поведением есть конкретный ребенок.
Фото: Shutterstock / Photographee.eu
При этом если один ребенок нападает на другого, то есть у нас есть очевидный агрессор и жертва, очень важно демонстрировать максимальное количество сочувствия и внимания жертве. Агрессору внимание нужно уделять меньше, оно часто подпитывает агрессию (у детей закрепляется агрессивное поведение как способ привлечения внимания). Ребенку в состоянии гнева надо дать время успокоиться, иногда его стоит попросить подвигаться, например, некоторое время сжимать и разжимать кулаки, мышечная работа помогает.
Когда костер прогорит, к ситуации нужно обязательно вернуться и обсудить ее с детьми (лучше в этот же день). Поговорите с ними о том, что произошло, в чем была суть конфликта. Иногда помогает нарисовать схему конфликта: потребности обеих сторон, кто что делал, кто какие эмоции испытывал. У конфликтных детей иногда не очень хорошо развиты процессы эмпатии, они плохо чувствуют эмоции других, поэтому про них надо поговорить.
Обязательно обсудите с детьми последствия такого поведения — и что может помочь справиться с гневом, чтобы эти последствия не наступали. Что делать ребенку, если он разозлился, какие у него есть решения (вместо конфликта). Может быть, ему нужно в этот момент выйти из класса или подойти к учителю поговорить. Конечно, все это требует большой личной вовлеченности учителя или другого взрослого. А еще, по-хорошему, нужно, чтобы в таких ситуациях был второй поддерживающий взрослый, например школьный психолог или воспитатель.
Больше о трудном поведении детей и подростков и полезные советы для учителей есть в онлайн-курсе «Работа с трудным поведением: принципы и инструменты» и других курсах проекта «Я Учитель» от «Яндекс. Учебник.Учительская», а также в их статьях и вебинарах. Большинство курсов проекта можно пройти онлайн бесплатно.
Фото: Shutterstock / Deman
6 советов, как умело справляться с экстремальным поведением учащихся
Работа с экстремальным поведением учащихся может быть обескураживающим опытом для учителей, а устранение мелкого поведения до того, как оно перерастет в большие проблемы, требует умелого баланса между сокрытием своих эмоций и использованием методов для снижения эскалации поведения. . Вот несколько советов о том, как справиться с проблемным поведением учащихся и вернуться в класс.
1. Докопаться до сути дела
Поведение — это форма общения, поэтому подумайте, что может быть причиной разрушительного поведения. Определение причины может помочь учителям активно удовлетворять потребности учащихся, сохраняя при этом контроль и избегая непреднамеренного поощрения плохого поведения.
Хотя тип поведения может различаться, функции поведения обычно служат одной из двух целей: получить что-то (т. е. внимание) или чего-то избежать (т. е. работы). Например, ученик, который постоянно мешает вашему классу, может сообщать о потребности во внимании.
Вместо того, чтобы подкреплять такое поведение, отвечая на ляп учащегося (поскольку негативное внимание остается вниманием), попробуйте заранее предвидеть такое поведение и удовлетворить потребность учащегося. Встретьтесь со студентом перед уроком и попросите его помочь вам с особым заданием. Обязательно поговорите один на один на интересующую студента тему. Удовлетворяя потребности учащегося на ваших условиях, вы можете даже предотвратить такое поведение.
Дополнительная литература: Как восстановить контроль над классом, когда ученики шумные и непослушные
2. Обратитесь за поддержкой к коллегам
В большинстве школ есть учителя, специализирующиеся на работе с учениками, у которых проблемы с поведением. Если вы имеете дело с экстремальным поведением учащихся, найдите этих людей и попросите их совета.
Пэм Шиффер — один из таких педагогов. Она обучает студентов с нарушениями эмоционального поведения (EBD) в Миннесоте и часто имеет дело с экстремальным поведением. «Мой лучший совет — дать учащимся четкие, простые и твердые ожидания», — сказала она. «Они будут давить и пытаться пересечь черту. Не отступайте и не показывайте им, что это вас расстраивает. Кроме того, если они пытаются вас втянуть, игнорируйте это и уходите, когда это возможно».
3. Помните о сохранении спокойствия
Институт предотвращения кризисных ситуаций (CPI) предлагает школам возможность обучения по деэскалации и преодолению широкого спектра поведения учащихся. В дополнение к обучению CPI предлагает бесплатные ресурсы по методам распространения проблемного поведения учащихся.
Хотя легче сказать, чем сделать, CPI отмечает, что одна из самых важных вещей, которую вы можете сделать, имея дело с трудным поведением, — это сохранять собственный самоконтроль. Визуализируйте себя в каком-нибудь расслабляющем месте, чтобы сохранить видимость спокойствия, и используйте разговорные «рассеиватели», которые представляют собой короткие фразы, такие как «Я вас слышу», «Спасибо, что поделились» или «Тем не менее». Говоря простым языком, эти диффузоры могут разрядить ситуацию и показать, что вы все еще контролируете ситуацию.
Молчание — еще один полезный инструмент деэскалации. Если ученик бросает вам вызов, попробуйте молча подождать около 10 секунд и посмотреть, не сдастся ли ученик. Хотя это может показаться вечностью, увеличенное время ожидания оказалось эффективным.
4. Составьте план и придерживайтесь его
У каждого учителя должен быть план работы с учащимися, когда поведение становится хроническим или обостряется. Если вы работаете с учащимся, у которого выявлена эмоциональная или поведенческая инвалидность, проконсультируйтесь с учителем специального образования. Индивидуальный план обучения учащегося (IEP) или План вмешательства в поведение (BIP) должен содержать подробный план действий в отношении его поведения.
Учащиеся проверяют границы, поэтому учителям необходимо установить четкие ограничения, которые постоянно соблюдаются. Будь то система позитивного поведения, поощрения или забастовки, вам нужна система управления классом, которая вознаграждает позитивное поведение и наказывает за плохое поведение.
Убедитесь, что ваш план ясен, и учащиеся полностью осознают последствия его несоблюдения. Но что еще более важно, придерживайтесь своего плана. Постоянно применяйте свои правила, иначе учащиеся быстро узнают, что им может сойти с рук плохое поведение в вашем классе.
5. При необходимости привлекать администрацию
В случае экстремального поведения вашей главной заботой должна быть безопасность. Ни один учитель не должен терпеть оскорбления или угрозы. Если учащиеся не реагируют на ваши попытки исправить их поведение, возможно, пришло время привлечь администрацию.
При инциденте с применением насилия изолируйте ученика и вызовите помощь. Если вы не можете изолировать учащегося, вам может потребоваться перевести класс подальше от учащегося для всеобщей защиты и безопасности. После инцидента дайте себе и своим ученикам время остыть. Вдохните и восстановите самообладание, а затем обязательно напишите полный отчет с подробным описанием инцидента с поведением.
6. Документ, документ, документ
Если вы боретесь с поведением учащихся, обязательно задокументируйте поведение и меры, которые вы применяли для его решения. Документация имеет решающее значение для установления модели поведения, и это необходимая информация для администрации, если им необходимо принять участие. Кроме того, если администрация не поддерживает вас или задает вам вопросы, документация защитит вас, описав шаги, которые вы предприняли до их привлечения.
Дополнительная литература: Как справляться с правомерным поведением в классе
Нравится нам это или нет, но поведение учащихся является неотъемлемой частью работы учителя. Разработайте план и попрактикуйтесь в использовании методов, чтобы остановить поведение до того, как оно начнется. Умелое управление поведением учащихся не должно быть худшей частью вашей работы; это может быть ваша возможность сиять.
Проблемное поведение учащихся — Eberly Center
Количество сообщений о проблемном поведении растет по всей стране не только в классе, но и в обществе в целом (Kowalski, 2003).
Некоторые из этих незрелых, раздражающих или необдуманных поступков или « грубости в классе » включают:
- опоздание или ранний уход
- неуместное использование мобильного телефона и ноутбука в классе
- сторонние разговоры
- игнорирование сроков
- сорт рыхлитель
- снайперские замечания
- обман
Такое поведение не просто раздражает инструкторов; у них реальных затрат в том числе:
- отвлечение других учеников и преподавателя в классе
- сокращение участия студентов
- снижение мотивации других учащихся и преподавателей в классе или вне его
- влияет на справедливость оценок
- непродуктивно использует время инструктора или ТА
- чувствует себя неуважительно как однокурсник или авторитетная фигура
Возможные причины
Чтобы ограничить такое поведение или эффективно бороться с ним, важно понимать факторы, которые его вызывают или способствуют.
Причина может быть:
- в зависимости от индивидуальных ситуаций учащихся
- структурный к курсу
Это различие важно, потому что оно ориентирует нас на причины, которые мы можем контролировать.
В зависимости от индивидуальных ситуаций учащихся:
Структура курса:
Некоторое невежливое поведение может быть непреднамеренно вызвано поведением инструктора или структурой курса . Бойс (1998) исследовал неучтивость в классе по целому ряду курсов и сообщил о нескольких выводах.
- Профессора не согласны со студентами по поводу того, что считается невежливым поведением, за исключением нескольких вопиющих ситуаций. Более того, между разными профессорами, как и среди студентов, существуют значительные разногласия.
- Возраст инструктора или опыт преподавания не являются важным фактором, определяющим неучтивость. Молодые/начинающие инструкторы имеют тот же средний уровень грубости, что и старшие/опытные инструкторы.
- Два фактора в основном предсказывают неучтивость в классе.
- Выбор мотиваторов.
Преподаватели, использующие негативные мотиваторы (например, страх, чувство вины, смущение), чаще подвергаются грубому обращению в классе, чем преподаватели, использующие позитивные мотиваторы (например, поощрение, похвалу). - Количество «непосредственных» поведений (вербальные и невербальные признаки теплоты и дружелюбия).
Инструкторы, демонстрирующие небольшое количество немедленных действий, подвергаются значительно большему количеству неучтивостей по сравнению с инструкторами, которые демонстрируют несколько таких действий. Другими словами, если студенты понимают, что преподаватель отошел от курса и их опыта обучения, они, в свою очередь, отстраняются, демонстрируя сопутствующее проблемное поведение. Другие факторы отрицательно коррелируют с неучтивостью, в том числе воспринимаемая ценность обучения, ясность и организованность, а также темп.
- Выбор мотиваторов.
Возможные стратегии
Основываясь на этих выводах и всестороннем обзоре литературы, Sorcinelli (2002) предлагает 4 принципа снижения невежливости. Принципы достаточно широки, чтобы каждый из них можно было использовать для создания нескольких конкретных стратегий.
Сначала определите ожидания.
Недвусмысленное информирование учащихся о том, как вы хотите, чтобы они вели себя в классе, позволяет избежать грубости из-за несоответствия ожиданиям.
- Определите свои правила в программе. Четкое формулирование ваших политик и их обоснование в уважительном тоне может обуздать нежелательное поведение. См. страницу о написании программы для получения дополнительной информации о тоне. Эта ссылка предоставляет некоторые формулировки для политик, таких как использование мобильных телефонов и ноутбуков.
- Проведите первый учебный день с пользой. Используйте первый день, чтобы создать правильный климат для продуктивного взаимодействия. Выделите политики в программе и смоделируйте поведение, которое вы хотели бы видеть. Перейдите по этой ссылке, чтобы узнать больше о первом дне занятий.
- Разрешить учащимся участвовать в установлении основных правил. Привлечение учащихся к участию в установлении правил поведения и взаимодействия в классе может оказаться невозможным для каждого класса, но это дает преимущество в том, что учащиеся больше инвестируют в правила. Попросите учащихся подумать о занятиях с плохими обсуждениями или о поведении других учащихся, которое отвлекало и не способствовало их собственному обучению. Используйте этот список в качестве отправной точки для ваших основных правил. Вы, конечно, сохраняете право окончательного решения.
Снижение анонимности.
Особенно в больших классах учащиеся иногда могут вести себя необдуманно, потому что атмосфера кажется очень обезличенной. Вы можете попробовать несколько методов, чтобы наладить связь со студентами:
- Учиться и использовать имена постоянно. Вы можете запросить список фотографий из HUB, что облегчит сопоставление имен с лицами. Каждый день выучивайте еще несколько имен и сообщайте учащимся, что вы пытаетесь запомнить их имена в первые недели.
- Взаимодействуйте со студентами один на один. Используйте время до и после урока, чтобы поговорить со студентами. Спросите о выходных, домашней работе или общих интересах. Некоторые преподаватели планируют обеды с небольшими группами студентов в течение всего семестра, чтобы познакомиться с ними поближе и представить себя более доступными.
- Воспользуйтесь рабочим временем. Индивидуальный характер рабочих часов значительно расширяет возможности для взаимодействия даже в больших классах. У некоторых профессоров есть обязательный рабочий час в течение первой недели, который они используют для индивидуальных встреч со студентами и при необходимости готовы помочь.
Получить отзывы от студентов.
Неучтивость некоторых студентов связана с воспринимаемой неучтивостью инструктора – собственным опозданием или неорганизованностью преподавателя, грубостью или перебиванием речи учащимися. Ищите обратную связь, чтобы перепроверить мнение учащихся о вас. Вы можете использовать ранние оценки курса или быструю анонимную обратную связь в классе с минутными статьями. Вы также можете назначить некоторых студентов представителями класса и периодически встречаться с ними в течение семестра, когда они могут сообщить вам об общих проблемах студентов. См. дополнительные сведения об оценке вашего обучения.
Поощряйте активное обучение.
Значимое участие имеет очевидные преимущества для обучения и успеваемости учащихся, но оно также может иметь некоторые побочные преимущества в отношении поведения учащихся в классе. На самом деле Сорчинелли (1991) отмечает, что в классах, где эффективно используется активное обучение, учащиеся
- чувствуют себя более ответственными за то, что приходят на занятия и приходят подготовленными .
- считают, что они уделяют больше внимания в классе
- чувствуют себя более ответственными за собственное обучение.
В разделе, посвященном стратегиям обучения, есть несколько предложений о том, как включить активное обучение в ваши курсы.
Ссылки:
Джаффи, Д. (1999). Я не телевизор: Исповедь профессора. Получено 6 июля 2007 г. с http://www.cte.tcu.edu/144.htm.
Ковальски, Р. М. (2003). Жалобы, поддразнивания и другие раздражающие действия . Нью-Хейвен, Коннектикут: Издательство Йельского университета.
Бойс, Р. (1998). «Классная неучтивость». В KA Feldman & MB Paulson (Eds.), Преподавание и обучение в классе колледжа (2-е изд.) (347-369) . Нидхэм-Хайтс, Массачусетс: паб Simon & Schuster Custom.
Нет трудных детей, есть трудное поведение. 5 фактов, которые важно знать учителям
Трудное поведение детей и подростков — проблема, с которой, кажется, сталкивался любой взрослый. Иногда это вводит в ступор: абсолютно непонятно, как справиться с ребенком, а главное, в чем причины его неожиданной агрессии или, наоборот, полной апатии. Вместе с программой развития педагогов «Я Учитель» от «Яндекс.Учебник.Учительская» делимся пятью полезными фактами о трудном поведении.
50% россиян сталкивались с проявлениями трудного поведения детей и подростков, подсчитали в прошлом году в аналитическом центре НАФИ и благотворительном фонде «Шалаш». «Яндекс.Учебник» тоже провел диагностику среди учителей и выяснил, какие проявления трудного поведения они наблюдают чаще всего. Оказалось, что учителя начальной школы чаще всего сталкиваются с выкриками с места (64%) и вопросами не по теме урока (64%). В старшей школе чаще встречается игнорирование просьб учителя (15%), отказ от выполнения заданий (15%) и пропуск занятий (13%).
Исследование «Яндекс.Учебника» показывает, что в целом российские учителя обладают всеми навыками и компетенциями для того, чтобы справляться со сложным поведением. При этом гораздо хуже они понимают причины такого поведения. Это сильно мешает им преодолевать конфликтные ситуации и включать детей с трудным поведением в учебу и диалог. Неправильная реакция на трудное поведение делает такое поведение хроническим, значительно усложняя жизнь и учителям, и ученикам.
Мы поговорили с Ксенией Вотяковой, нейропсихологом и специалистом по психологическому сопровождению обучения «Яндекс.Учебника», и выяснили, о чем взрослые часто не подозревают, когда говорят о трудном поведении.
Нет «трудных детей», есть «трудное поведение»
Психологи и педагоги сегодня стараются говорить не «трудный ребенок», а «трудное поведение», чтобы сместить акцент с личности ребенка на его действия. Это помогает увидеть агрессию или срыв уроков не как какую-то непреложную черту ребенка, а как то, что мешает важной для него деятельности — в школе это, понятное дело, учеба. Трудное поведение разрушающе действует на отношения ребенка со значимыми для него людьми — взрослыми и сверстниками. Плюс такое поведение создает риски и для самого ребенка, и для окружающих.
Если говорить именно о поведении, а не о человеке, проще искать решение проблемы
При этом «трудное поведение» — собирательный термин, которым, на самом деле, не оперируют ни в науке, ни в психиатрической практике. Скорее его используют в бытовом языке, в том числе педагоги. Это зонтичное понятие, которое включает много разных явлений: и агрессию, и грубость, и срыв и пропуск уроков, и порчу чужого имущества, и, например, воровство. Иногда к нему относят и менее деструктивные явления, например, тревожность или замкнутость.
Фото: Shutterstock / Photographee.euТрудное поведение не всегда связано с врожденными качествами
Трудное поведение обычно возникает по одной из двух причин. Первая — это какие-то конституциональные характеристики. Мы можем говорить о детях с повышенной агрессией, импульсивностью, с СДВГ, чувствительностью, тревожностью. Но далеко не всегда речь идет о таких вещах, да и их мы не можем называть чисто «биологическими», врожденными, неизменными — они все же остаются в рамках биопсихосоциальной модели (то есть общество и развитие имеют большое значение).
Часто трудное поведение вызвано ситуативными факторами — например, когда ребенок находится в ситуации острого стресса либо у него проблемы с учебной мотивацией. Последнее в школах очень распространено: 11 лет обучения — это долгий путь, и понятно, что на протяжении всех этих лет будут какие-то колебания мотивации, которые накладывают свой отпечаток. Плюс есть возрастные кризисы, могут возникать сложные ситуации в семье, в среде сверстников (например, травля).
Стресс влияет на мозг и тело
Стрессом мы называем адаптационную реакцию организма на сильные неблагоприятие стимулы. Эволюционно наш организм придумал, что, если возникает стрессовая ситуация, нужно срочно с ней справиться. В такие моменты включается система, объединяющая гипоталамус и гипофиз (области в мозге), а также наши надпочечники. Все они вырабатывают гормоны (например, кортизол, адреналин, норадреналин), которые, в свою очередь, активизируют сердечно-сосудистую и другие системы организма (например, мышцы). Одновременно некоторые системы при стрессе тормозятся, например, пищеварительная.
У человека обостряется внимание, память, происходит торможение центра сна
В принципе, в состоянии стресса организм заточен на экстремальное обучение. Мы знаем это по собственному опыту: в острой стрессовой ситуации мы можем запомнить что-то раз и навсегда. Проблемы начинаются, когда стресс становится хроническим, когда проблема затянулась. Гормональные и нейромедиаторные системы в ситуации хронического стресса истощаются. Истощается физически весь организм, иммунная система. Происходит снижение когнитивных способностей, страдают системы, отвечающие за восприятие, внимание, память, мышление (то есть за высшую нервную деятельность). А лимбическая система мозга остается гиперактивной — отсюда высокая тревожность, агрессия, плохой сон, общая гиперреактивность. И из этого состояния организму и мозгу становится сложно вернуться к равновесию (наступает так называемая стадия гиперкомпенсации).
Фото: Shutterstock / Photographee.euИными словами, ситуация хронического стресса (в семье или школе) плохо действует на когнитивные способности и психологическое состояние детей — и может приводить к трудному поведению. Чтобы вывести ребенка из гиперкомпенсации, стабилизировать все системы, ему нужно очень хорошо отдохнуть, почувствовать себя в безопасности — но если стресс не прекращается, этого не происходит.
Агрессивное поведение — это лишь симптом
Агрессия, гнев — это не проблема сама по себе, а симптом существующей проблемы. Они могут быть проявлением множества разных состояний — например, это может показаться странным, но часто человек ведет себя агрессивно при депрессии. Агрессия может быть связана с переутомлением, стрессом, либо с фрустрацией, когда у ребенка что-то не получается.
Агрессия бывает активная и пассивная. Активная агрессия — это когда человек встает и заявляет, что его что-то не устраивает, либо лезет в драку. Пассивная агрессия — это реакция избегания и отказа. Например, когда говоришь ребенку сделать домашку, а он ее упорно не делает, игнорирует слова родителей. Часто это тоже оказывается проявлением агрессии.
Иногда в основе агрессии лежит неумение выражать свои чувства, коммуникативная некомпетентность. Ребенок злится или боится, но он не может это правильно выразить, у него для этого нет инструментария — и он проявляет агрессию.
На детскую агрессию нельзя реагировать агрессией
Взрослому никогда не стоит проходить мимо детей, которые явно находятся в конфликте, проявляют агрессию. Позиция «дети сами разберутся» вообще не работает. Дети сами не разберутся, их этому нужно учить — решать конфликты, справляться с гневом, выражать свои чувства приемлемым способом.
Для меня хорошая метафора агрессии, гнева — костер. Гнев — это самая энергетическая эмоция, в том числе на физиологическом уровне. Ее нельзя просто «выключить» — костер должен прогореть, для этого нужно время.
Чтобы человек в гневе не сметал все вокруг себя, костер нужно обложить камнями
На практическом уровне это выглядит так. Если есть ситуация, когда дети ведут себя агрессивно по отношению друг к другу, в нее нужно сразу вмешаться, развести детей (физически), вывести из ситуации агрессора. Ни в коем случае не нужно нагнетать обстановку оскорблениями и ответной агрессией. Агрессия — это эмоция, которая цепляет, провоцирует, остановиться и не среагировать в ответ бывает сложно, но взрослому необходимо удержаться. Помогает вспомнить, что ребенок, который демонстрирует трудное поведение, — это, скорее всего, ребенок в трудной ситуации. А еще понимание, что агрессия — это поведение, а не сам человек, и за поведением есть конкретный ребенок.
Фото: Shutterstock / Photographee.euПри этом если один ребенок нападает на другого, то есть у нас есть очевидный агрессор и жертва, очень важно демонстрировать максимальное количество сочувствия и внимания жертве. Агрессору внимание нужно уделять меньше, оно часто подпитывает агрессию (у детей закрепляется агрессивное поведение как способ привлечения внимания). Ребенку в состоянии гнева надо дать время успокоиться, иногда его стоит попросить подвигаться, например, некоторое время сжимать и разжимать кулаки, мышечная работа помогает.
Когда костер прогорит, к ситуации нужно обязательно вернуться и обсудить ее с детьми (лучше в этот же день). Поговорите с ними о том, что произошло, в чем была суть конфликта. Иногда помогает нарисовать схему конфликта: потребности обеих сторон, кто что делал, кто какие эмоции испытывал. У конфликтных детей иногда не очень хорошо развиты процессы эмпатии, они плохо чувствуют эмоции других, поэтому про них надо поговорить.
Обязательно обсудите с детьми последствия такого поведения — и что может помочь справиться с гневом, чтобы эти последствия не наступали. Что делать ребенку, если он разозлился, какие у него есть решения (вместо конфликта). Может быть, ему нужно в этот момент выйти из класса или подойти к учителю поговорить. Конечно, все это требует большой личной вовлеченности учителя или другого взрослого. А еще, по-хорошему, нужно, чтобы в таких ситуациях был второй поддерживающий взрослый, например школьный психолог или воспитатель.
Больше о трудном поведении детей и подростков и полезные советы для учителей есть в онлайн-курсе «Работа с трудным поведением: принципы и инструменты» и других курсах проекта «Я Учитель» от «Яндекс.Учебник.Учительская», а также в их статьях и вебинарах. Большинство курсов проекта можно пройти онлайн бесплатно.
Фото: Shutterstock / Deman
6 советов по умелому управлению экстремальным поведением учащихся
Работа с экстремальным поведением учащихся может быть обескураживающим опытом для учителей, а устранение мелкого поведения до того, как оно превратится в большую проблему, требует умелого баланса между сокрытием своих эмоций и использованием методов для снижения эскалации поведения. . Вот несколько советов о том, как справиться с проблемным поведением учащихся и вернуться в класс.
1. Докопаться до сути делаПоведение — это форма общения, поэтому подумайте, что может быть причиной разрушительного поведения. Определение причины может помочь учителям активно удовлетворять потребности учащихся, сохраняя при этом контроль и избегая непреднамеренного поощрения плохого поведения.
Хотя тип поведения может различаться, функции поведения обычно служат одной из двух целей: получить что-то (т. е. внимание) или чего-то избежать (т. е. работы). Например, ученик, который постоянно мешает вашему классу, может сообщать о потребности во внимании.
Вместо того, чтобы подкреплять такое поведение, отвечая на ляп учащегося (поскольку негативное внимание остается вниманием), попробуйте заранее предвидеть такое поведение и удовлетворить потребность учащегося. Встретьтесь со студентом перед уроком и попросите его помочь вам с особым заданием. Обязательно поговорите один на один на интересующую студента тему. Удовлетворяя потребности учащегося на ваших условиях, вы можете даже предотвратить такое поведение.
Дополнительная литература: Как восстановить контроль над классом, когда ученики шумные и непослушные
2. Обратитесь за поддержкой к коллегамВ большинстве школ есть учителя, специализирующиеся на работе с учениками, у которых проблемы с поведением. Если вы имеете дело с экстремальным поведением учащихся, найдите этих людей и попросите их совета.
Пэм Шиффер — один из таких педагогов. Она обучает студентов с нарушениями эмоционального поведения (EBD) в Миннесоте и часто имеет дело с экстремальным поведением. «Мой лучший совет — дать учащимся четкие, простые и твердые ожидания», — сказала она. «Они будут давить и пытаться пересечь черту. Не отступайте и не показывайте им, что это вас расстраивает. Кроме того, если они пытаются вас втянуть, игнорируйте это и уходите, когда это возможно».
3. Помните о сохранении спокойствияИнститут предотвращения кризисных ситуаций (CPI) предлагает школам возможность обучения по деэскалации и преодолению широкого спектра поведения учащихся. В дополнение к обучению CPI предлагает бесплатные ресурсы по методам распространения проблемного поведения учащихся.
Хотя легче сказать, чем сделать, CPI отмечает, что одна из самых важных вещей, которую вы можете сделать, имея дело с трудным поведением, — это сохранять собственный самоконтроль. Визуализируйте себя в каком-нибудь расслабляющем месте, чтобы сохранить видимость спокойствия, и используйте разговорные «рассеиватели», которые представляют собой короткие фразы, такие как «Я вас слышу», «Спасибо, что поделились» или «Тем не менее». Говоря простым языком, эти диффузоры могут разрядить ситуацию и показать, что вы все еще контролируете ситуацию.
Молчание — еще один полезный инструмент деэскалации. Если ученик бросает вам вызов, попробуйте молча подождать около 10 секунд и посмотреть, не сдастся ли ученик. Хотя это может показаться вечностью, увеличенное время ожидания оказалось эффективным.
4. Составьте план и придерживайтесь егоУ каждого учителя должен быть план работы с учащимися, когда поведение становится хроническим или обостряется. Если вы работаете с учащимся, у которого выявлена эмоциональная или поведенческая инвалидность, проконсультируйтесь с учителем специального образования. Индивидуальный план обучения учащегося (IEP) или План вмешательства в поведение (BIP) должен содержать подробный план действий в отношении его поведения.
Учащиеся проверяют границы, поэтому учителям необходимо установить четкие ограничения, которые постоянно соблюдаются. Будь то система позитивного поведения, поощрения или забастовки, вам нужна система управления классом, которая вознаграждает позитивное поведение и наказывает за плохое поведение.
Убедитесь, что ваш план ясен, и учащиеся полностью осознают последствия его несоблюдения. Но что еще более важно, придерживайтесь своего плана. Постоянно применяйте свои правила, иначе учащиеся быстро узнают, что им может сойти с рук плохое поведение в вашем классе.
5. При необходимости привлекать администрациюВ случае экстремального поведения вашей главной заботой должна быть безопасность. Ни один учитель не должен терпеть оскорбления или угрозы. Если учащиеся не реагируют на ваши попытки исправить их поведение, возможно, пришло время привлечь администрацию.
При инциденте с применением насилия изолируйте ученика и вызовите помощь. Если вы не можете изолировать учащегося, вам может потребоваться перевести класс подальше от учащегося для всеобщей защиты и безопасности. После инцидента дайте себе и своим ученикам время остыть. Вдохните и восстановите самообладание, а затем обязательно напишите полный отчет с подробным описанием инцидента с поведением.
6. Документ, документ, документЕсли вы боретесь с поведением учащихся, обязательно задокументируйте поведение и меры, которые вы применяли для его решения. Документация имеет решающее значение для установления модели поведения, и это необходимая информация для администрации, если им необходимо принять участие. Кроме того, если администрация не поддерживает вас или задает вам вопросы, документация защитит вас, описав шаги, которые вы предприняли до их привлечения.
Дополнительная литература: Как справляться с правомерным поведением в классе
Нравится нам это или нет, но поведение учащихся является неотъемлемой частью работы учителя. Разработайте план и попрактикуйтесь в использовании методов, чтобы остановить поведение до того, как оно начнется. Умелое управление поведением учащихся не должно быть худшей частью вашей работы; это может быть ваша возможность сиять.
ABC Модель
Описание
ABC — это аббревиатура от Antecedents, Behavior, Consequences. Модель ABC используется как инструмент для оценки и формулирования проблемного поведения. Это полезно, когда клиницисты, клиенты или лица, осуществляющие уход, хотят понять «активные ингредиенты» проблемного поведения (Yomans, 2008). Модель ABC помогает практикам и клиентам тщательно рассмотреть, что происходит в человеке и в окружающей среде до целевого поведения (Предпосылки) и после него (Последствия): они также известны как непредвиденные обстоятельства, которые формируют поведение. Как только эти непредвиденные обстоятельства будут поняты, можно разработать меры вмешательства, чтобы сформировать или изменить целевое поведение.
«Люди, как правило, не осознают непредвиденных обстоятельств, контролирующих их поведение» (стр. 43, Люди)
Одной из мощных особенностей модели ABC является то, что она фокусируется на отношениях между наблюдаемым поведением и средой, в которой оно происходит. . Это смещает фокус с конкретного диагноза или истории человека на внесение изменений, которые могут решить проблемное поведение здесь и сейчас. Предоставляя конкретные описания того, что запускает или подкрепляет поведение, модель ABC может использоваться, чтобы помочь клиентам или их опекунам понять, что происходит, почему происходит поведение и как последствия (или реакции на) поведения могут служить для достижения цели. поддерживать проблему (Kuyken, Padesky & Dudley, 2009).). В конечном счете, модель ABC можно использовать для разработки вмешательств, которые изменяют или модифицируют предпосылки и последствия проблемного поведения для его лечения (Carr & LeBlanc, 2003; Kuyken, Padesky & Dudley, 2009; Yoman, 2008).
Техника ABC используется в самых разных условиях. К ним относятся клиницисты, работающие с вербально способными взрослыми клиентами, опекуны, работающие в интернатах, родители, которые хотят лучше понять поведение своего ребенка, и учителя, пытающиеся понять проблемное поведение в классе. Это может быть полезной отправной точкой, когда недостаточно доказательств для лечебного вмешательства, при работе с клиентами, которые не реагируют или сопротивляются ручному лечению, имеют множественные диагнозы, ограниченные вербальные навыки или не могут размышлять о своем поведении. например, молодые люди, клиенты с приобретенными травмами головного мозга, нарушениями обучаемости или слабоумием).
При работе с клиентами, которые могут участвовать в разговорной терапии и размышлять о своем поведении, модель ABC является полезным инструментом для повышения осведомленности клиента о триггерах своего поведения (антецедентах), а также о краткосрочных и долгосрочных последствиях. последствия своего поведения. Работая более когнитивно, некоторые клиницисты предпочитают немного адаптировать модель для изучения последовательности: Предыстория > Убеждения (мысли) > Последствия . Концептуально это отражает другие методы, такие как модель оценки CBT или перекрестная формулировка, которые могут дать аналогичные результаты.
Теоретическая основа
Модель ABC возникла из подходов, применяющих принципы бихевиоризма к оценке и лечению проблемного поведения (Haynes & Hayes O’Brien, 2000; Carr & LeBlanc, 2003). Поведенческие подходы сосредотачиваются на том, как поведение человека формируется его окружением, поскольку они связывают объекты, события и переживания (стимулы) со своим поведением. Классическое и оперантное обусловливание предлагают средства для понимания того, как поведение поддерживается и поддерживается его антецедентами, и как последствия усиливают и поддерживают поведение (Yoman, 2008; Haynes & Hayes O’Brien, 2000). Модель ABC позволяет психологам определить, что делает конкретный стимул эффективным триггером (антецедентом) и какие последствия эффективно усиливают и поддерживают поведение (Haynes & Hayes O’Brien, 2000).
Классическое обусловливание объясняет, как вещи, которые обычно не вызывают реакции (объекты или явления, не имеющие эмоционального значения, например обувь), могут быть связаны с уже существующим триггером для определенной реакции или поведения (например, уход члена семьи из дома) . Например, ребенок может расстраиваться каждый раз, когда его родитель надевает обувь. Это потому, что они стали ассоциировать обувь с отъездом родителей. Обувь стала условным стимулом , который запускает то же поведение, что и фактический уход родителя.
«Организмы узнают не только, какое поведение приносит вознаграждающие последствия, но они также узнают кое-что об условиях или стимулах, которые указывают на доступность вознаграждения» (Persons, 2008)
Оперантное обусловливание объясняет, как произвольное поведение зависит его последствия. Оперантное обусловливание обеспечивает теоретическую основу для функционального анализа (Carr & LeBlanc, 2003; Iwata et al, 1994). Подкрепляемое поведение становится более вероятным для повторения. Подкрепление может быть чем-то положительным — вознаграждением (например, поедание шоколада после уборки) или устранением чего-то неприятного или негативного (например, чувство беспокойства, которое проходит после того, как вы убрали). Добровольное поведение, которое наказывается, с меньшей вероятностью будет повторяться. Наказанием может быть наличие чего-то неприятного или плохого (например, порицание за нарушение правил) или устранение чего-то положительного (например, наказание за брошенную еду). Таким образом, последствия, следующие за поведением, делают будущее поведение более или менее вероятным.
Функциональный анализ берет свое начало в работе по лечению проблемного поведения у людей с отклонениями в развитии. В 1977 году Карр выдвинул гипотезу о том, что самоповреждение у этих клиентов может быть усвоенным поведением, которое поддерживается за счет подкрепления, например, привлечение внимания других людей вслед за поведением или как средство избежать действия или стимула, которые они находят неприятными. Ивата и его коллеги (например, 1994; Lerman & Iwata, 1993) использовали эксперименты с одним испытуемым, чтобы проверить, можно ли изменить самоповреждение, изменив эти гипотетические подкрепления.
Затем функциональный анализ превратился в систематический метод исследования проблемного поведения – обычно с группами клиентов, у которых были ограниченные вербальные способности и/или когнитивные нарушения (Carr & LeBlanc, 2003). Он получил свое название от акцента на понимании функции , которую выполняет поведение (Persons, 2008). Акцент делается на психометрически достоверных измерениях или, по крайней мере, количественных показателей (Haynes & Hayes O’Brien, 2000), которые могут включать частоту поведения, его силу или интенсивность и его продолжительность. Везде, где это возможно, поведение измеряется с помощью нескольких средств, таких как наблюдение терапевта, наблюдение клиента и его отчет или наблюдение междисциплинарной команды. Поощряются повторные измерения, чтобы собрать более надежные данные, чтобы понять непредвиденные обстоятельства, которые вызывают, усиливают и поддерживают интересующее поведение. При работе с маловербальными или маловербальными группами клиентов ABC завершается непосредственным наблюдением за клиентом обученным специалистом. Для клиентов, способных достоверно сообщать о своем внутреннем состоянии, можно задокументировать скрытое поведение (поведение, которое скрыто от других, но которое, тем не менее, ощущается и может наблюдаться человеком, переживающим его, включая мысли, чувства и физиологические изменения). контролируется с помощью модели ABC.
Рабочий лист ABC Model можно использовать для определения триггеров поведения путем мониторинга окружающей среды (например, местонахождение, компания, время суток, визуальные и слуховые стимулы) и внутренних обстоятельств (например, эмоций, состояний тела, мыслей, воспоминаний). которые происходят до поведения. Затем внимание также обращается на последствия поведения: как краткосрочные, так и долгосрочные, преднамеренные и непреднамеренные. Клиницистам следует задаться вопросом: «Какова функция поведения?», «Чего оно достигает?» и «Как оно вознаграждается?».
Инструкции
«Когда мы хотим узнать больше о конкретной проблеме, мы можем использовать инструмент, называемый моделью ABC, чтобы лучше понять ее. Сначала мы подумаем о поведении, о котором хотим узнать больше, а затем подумаем о некоторых конкретных случаях, когда это происходило».
1. Определите целевое поведение , о котором вы хотите узнать больше. Такое поведение может быть чем-то, что клиент находит проблематичным или беспокоящим. Если клиент является маленьким ребенком или имеет ограниченные умственные способности, такое поведение может создавать проблемы для его опекунов, близких или окружающих.
Определить целевое поведение не всегда просто, и часто бывает несколько связанных проблемных поведений. Целевое поведение должно иметь высокий приоритет для клиента, а не симптомы, определенные его диагнозом. Поведение можно эффективно выбрать с помощью процесса расстановки приоритетов, который фокусируется на «конечных результатах»: каких долгосрочных целей или последствий хочет клиент (или лицо, осуществляющее уход)? Когда установлены долгосрочные результаты, можно начать обсуждение, чтобы определить, какое поведение будет положительно влиять на эти результаты, а какое поведение может их препятствовать.
Целевое поведение должно быть описано в конкретных терминах, в идеале с конкретным определением выбранного поведения, чтобы его можно было измерить (например, «Визг ребенка» или «Сильное чувство беспокойства, которое оценивается на 8 баллов из возможных). 10 и выше»). Наряду с определением проблемного поведения, которое необходимо уменьшить, полезно определить адаптивное поведение, которое можно усилить.
Каждая форма ABC должна фокусироваться на одном целевом поведении. Полезные категории поведения могут включать:
- Наблюдаемое поведение, т.е. еда, удары, поиск успокоения, употребление психоактивных веществ, членовредительство.
- Торможение или подавление побуждения, чувства или мысли, напр. отвлечение себя, чтобы избежать побуждения к членовредительству, подавление навязчивой мысли.
- Мысли или познания, о которых клиент может сообщить или записать, например. беспокойство, размышления, самокритика, самоотвлечение, навязчивый подсчет или вскрытие, просмотр воспоминаний в попытке удостовериться.
- Чувства, о которых можно сообщить и оценить, например. тревога, печаль, гнев.
- Физиологические реакции, о которых можно сообщить и оценить, например. учащенное сердцебиение, тошнота, изменение температуры, сухость во рту.
2. Исследуйте предшественники , чтобы развить понимание триггеров поведения. Модель ABC фокусируется на самом поведении и непосредственных антецедентах. Полезно думать об антецедентах в самом широком смысле: как о непредвиденных обстоятельствах в окружающей среде или человеке. Антецеденты могут быть внутренними (чувства, мысли) или внешними (изменения в окружающей среде, социальные взаимодействия, события). Это может помочь в обучении клиентов и записи как можно большего количества деталей, когда происходит поведение. При разработке вмешательства это может помочь как уменьшить проблемное поведение (путем изменения или удаления антецедентов), так и усилить адаптивное поведение (путем введения новых антецедентов, которые сделают другое, полезное поведение более вероятным). Полезные подсказки приведены ниже.
Окружающая среда:
- Какая настройка?
- Что произошло в их окружении?
- С кем они?
- Кто еще присутствует?
- Какие взаимодействия имели место?
- Время суток, месяц, год или специальные даты/дни.
- Сенсорная стимуляция: учитывайте температуру окружающей среды, свет, шум.
- События: что только что произошло?
Лицо:
- Что происходит с человеком непосредственно перед поведением?
- Что они могут думать и чувствовать?
- Учитывайте неудовлетворенные потребности, например, голод, жажду, холод, отсутствие связи, тревогу-успокоение, скуку.
- Мысли: словесные или мысленные образы. Возможно, вы уже работали над тем, чтобы поймать «горячие мысли» и установить связи с чувствами и поведением.
- Чувства или отсутствие чувств.
- Воспоминания (произвольные и непроизвольные).
Исследуйте последствия , чтобы развить понимание того, что может действовать для поддержания поведения, и влияние, которое поведение оказывает в краткосрочной и долгосрочной перспективе. Полезными линзами для просмотра последствий являются:
- Сроки: краткосрочные и долгосрочные.
- Полезность: полезная и бесполезная.
- Намерение: преднамеренное и непреднамеренное.
Часто бывает так, что краткосрочные изменения происходят сразу после предполагаемого поведения: может быть удовлетворена потребность или у клиента может возникнуть положительное чувство. Затем это последствие действует как подкрепление поведения. Долгосрочные последствия поведения часто непреднамеренны и бесполезны, потому что они не устраняют основную причину проблемы и могут привести к дополнительным проблемам. Некоторые подсказки для рассмотрения последствий приведены ниже.
Кратковременно
Окружающая среда и люди:
- Изменяет ли человек свое место или местоположение в связи с поведением? Каково значение этого, если это так?
- Что происходит с присутствующими? Привлекает ли человек внимание к себе своим поведением?
- Температура окружающей среды, свет, шум, сенсорная стимуляция. Изменены ли они, улучшены или их удалось избежать?
- Определенные события или взаимодействия инициируются или прерываются поведением?
Лицо:
- Решается ли неудовлетворенная потребность в краткосрочной перспективе? (голод, жажда, холод, отсутствие связи, тревога-успокоение, скука и так далее).
- Какие мысли и мысленные образы возникают сразу после поведения?
- Какие телесные ощущения возникают сразу после поведения?
- Какие эмоции возникают сразу после поведения?
- Есть ли какие-либо воспоминания, вызванные поведением?
Долгосрочные
Главный вопрос в долгосрочной перспективе: «Как краткосрочные последствия влияют на вероятность возникновения подобных ситуаций в будущем?»
Рассмотрим дни, недели и месяцы после поведения.
Окружающая среда и люди:
- Есть ли долгосрочные изменения или окружающая среда остается прежней? (например, триггеры, которые не адресованы или не разрешены)
- Ухудшается ли окружающая среда из-за проблемного поведения?
- Какое влияние оказывает поведение на ключевые отношения?
- Как страдают друзья, семья, опекуны и коллеги?
Человек
- Каковы долгосрочные последствия для здоровья и благополучия человека?
- Когда они размышляют о своем поведении, что они чувствуют?
- Что они думают о поведении?
Будущие предшественники – техническое обслуживание
- Существуют ли последствия поведения, которые делают то же самое поведение более вероятным в будущем? Последствия могут стать будущими антецедентами в другом раунде/цепочке ABC. Например, переедание может означать, что клиент с большей вероятностью ограничит прием пищи на следующий день, что приведет к голоду и еще одному приступу переедания.
Разработка мероприятий. Модель ABC будет наиболее полезна при многократном использовании для наблюдения за поведением, чтобы получить базовый уровень, а также вместе с более общими журналами событий и дневниками для создания подробной картины антецедентов и последствий. Цель терапевта — создать формулировку поведения, которая дает описание его функции и отвечает на вопросы «Чего достигает это поведение?» и «Как это поддерживается?».
- Как только поведение будет понято в этих терминах, можно проводить вмешательства, направленные на изменение азбуки. Полезные подсказки включают:
- Можно ли заменить или удалить антецеденты?
- Можно ли вместо этого активировать полезное поведение?
- Каким полезным поведением можно заменить проблемное поведение?
- Можно ли заменить или удалить усиливающие последствия?
- Можно ли вместо этого подкреплять полезное поведение?
Можно разработать эксперименты, в которых вносятся изменения в ABC, а затем можно отслеживать частоту, интенсивность и продолжительность поведения.