Негосударственное общеобразовательное учреждение Средняя общеобразовательная школа

Рассматривать сознание как предмет психологии предложил: Сознание как предмет психологии — Психологос

Содержание

Сознание как предмет психологии — Психологос

Основателем научной психологии является Вильгельм Вундт. Вундт был крупным ученым и занимался различными направлениями: философией, физиологией, физикой и т.д. В середине 70-х годов он отвоевал у своего начальства 4 комнаты, и где-то в 1875 году открылось отделение. А в 1879 году это отделение стало называться институтом, потому что туда впервые приняли студентов. Именно поэтому 1879 год считается годом рождения психологии.

У Вундта предметом исследования являлось сознание, а методом исследования – интроспекция. Вундт хотел построить психологию как естественнонаучную дисциплину. И тогда он определяет психологию с трех сторон: психология это наука о свойствах сознания (1), элементах сознания (2) и связях между ними (3).

Исходя из своих исследований, Вундт выделяет первое свойство сознания — организованность, структурированность. Сознание есть структура организованных элементов. Элементы сознания бывают объективные и субъективные.

В терминологии Вундта единичным объективным элементом сознания является простое впечатление. Простое впечатление — это значит не разложимое на более мелкие единицы, своеобразный неделимый атом.

Неделимым элементом сознания является ощущение. Например, ощущение это простое впечатление, которое возникает, когда мы слышим отдельный удар метронома. А если два удара или более, то это уже представление. Ощущения и представления являются объективными элементами сознания.

Субъективные элементы сознания – это элементы, связанные с самим субъектом. Субъективные значит внутренние, идущие от меня самого. Субъективными элементами сознания являются чувства (эмоции).

Чувства и эмоции Вундт подразделяет по трем параметрам, которые сформировались по результатам отчетов испытуемых.

  • Удовольствие – неудовольствие. Например, когда испытуемого просят вслушаться и выделить отдельный удар метронома, то в этот момент он, скорее всего, испытывает неудовольствие.
  • Возбуждение – успокоение. Вундт говорит, что чувства никогда не выступают как нечто самостоятельное. Чувство или эмоция это всегда отношение к какому-то предмету. Так и возбуждение-успокоение не проявляется само по себе, а является чувственной окраской какого-то впечатления. Например, чувственная окраска впечатления при восприятии цвета. Воспринимаем красный цвет – испытываем возбуждение, голубой – успокоение, фиолетовый – депрессию.
  • Напряжение – разрядка. Когда человек ожидает, что сейчас прозвучит удар метронома, то это ожидание вызывает эмоциональное напряжение. А когда событие происходит, то наступает разрядка.

Как уже говорилось, сознание организовано. Элементы в поле сознания образуют связи, они структурированы. Таким образом, поле сознания есть структура, и в центре этой структуры есть центральная точка – это то, на что мы в данный момент обращаем внимание. Эту фокусную точку, фокус внимания тоже окружает определенная область. Можно сказать, что вокруг этой фокусной точки есть центральная часть поля сознания, которое называется поле внимания.

Вундт установил, что это поле внимания является ограниченным. Количество элементов в поле внимания (которые может удержать в центре сознания человек), имеет предел: от 3-4 до 6 элементов. В XX веке эти цифры изменили на 7±2.

6. Классическая психология сознания (в.Вундт, э.Титченер, у.Джеймс).

1.Определение, предмет, методы психологии Психология («душеведение» (греч. «псюхе» — душа, «логос» — знание, слово)) – это:

Психология – это область научного знания, исследующая особенности и закономерности возникновения, формирования и развития (изменения) психических процессов, психический состояний и психических свойств человека, то есть психики как особой формы жизнедеятельности, а также психику животных.

Явления, изучаемые психологией: 1. Феноменология (непосредственная субъективная данность опыта): образы восприятия, представления, воспоминания, переживания и т.д. 2. Поведение (позы, жесты, речь и т.д.) 3. Физиологические реакции (потоотделение, покраснение/побледнение кожи, изменения сердечного ритма) 4. Продукты деятельности (произведения искусства, автобиографии, результаты выполнения тестов) Предмет психологии:

  • психические процессы (ощущения, восприятия, представления, воображение, мышление, эмоции, желания, память, внимание – вся психика, сознание человека)

  • психологические черты личности (направленность личности, темперамент, характер, интересы, способности данного человека)

  • психологические особенности человеческой деятельности (труд, учение, творчество, игры, спортивная деятельность).

Основные методы психологии: Наблюдение – метод пассивного и непосредственного исследования реальности (открытое, скрытое, включенное, стороннее). Беседа – метод вербального (речевого) взаимодействия субъекта и объекта исследования с целью получения информации. Эксперимент – специально организованное контролируемое воздействие с целью проверки причинно-следственных гипотез. Анкета, тест, опросник, изучение продуктов деятельности, самонаблюдение, биографический, сравнительный, комплексный методы, моделирование, метанаблюдение… По критерию непосредственности-опосредованности: прямой (интроспекция),косвенный (используется в наст. время) По аспекту динамики: поперечно-срезовые, лонгитюдные По степени генерализации результатов исследования

: методы широкой и узкой репрезентативности Интерактивные методы По степени формализованности процедуры исследования: алгоратмированные формальные/неформальные По способу обработки полученных данных: количественный, качественный анализ. 2. Житейская и научная психология Житейское (обыденное знание) о психике приобретается отдельным человеком и обществом в целом стихийно путем накопления отдельных наблюдений и обобщается индуктивным путем. Материализуется в форме пословиц, поговорок, сказок, расхожих представлений «народной мудрости». Научное знание возникает в результате применения научных методов познания, охватывает и объясняет как явные распространенные факты и явления, так и практические ненаблюдаемые в обыденной жизни ситуации, движется по пути устранения внутренних противоречий, стремится быть отраженным в системе четких однозначно понимаемых сообществом ученых понятий, передается через социально нормированные технологии.

Житейская и научная психология (Ю.Б.Гиппенрейтер)

Житейская

Научная

  1. Знания конкретны, приурочены к конкретным ситуациям, людям, задачам

1.Знания выражены в обобщениях и научных понятиях

  1. Знания носят интуитивный характер

2.Знания рациональны и осознанны

  1. Возможность передачи знаний ограничена (проблема «отцов и детей»)

3.Знания выражаются в понятиях и законах, передаются в книгах, статьях, через конференции

  1. Основные методы: наблюдение и размышление

4. Основные методы: наблюдение, эксперимент, анкетирование

  1. Отрывочные факты и наблюдения

5.Обширный, разнообразный, уникальный фактический материал

3. Области психологического знания Две области психологического знания – научная и житейская психология (см. вопрос №2). Если научная психология возникла сравнительно недавно (в 1879 г. В.Вундт открыл в Лейпциге первую лабораторию экспериментальной психологии), то житейское психологическое знание всегда было включено в различные виды человеческой практики (различие и учет особенностей психического склада). 4. Развитие психологических идей в рамках античной философии (Платон, Аристотель, Демокрит, Гиппократ)

Античная философия

Материализм (монизм)

Идеализм (дуализм)

Демокрит (460-370 гг. до н.э.)

Сократ

Гиппократ (460-370 г. до н.э.)

Платон (428-348 гг. до н.э.)

Гален (130-200 гг. до н.э.)

Аристотель (384-322 гг. до н.э.)

Фрагменты психологического знания стали носить научный характер. Первое упоминание этого термина в рационально-философском контексте встречается у Аристотеля в трактате «О душе», где он ссылается на Фалеса Милетского (640-546 гг. до н.э.).

Душа:

  • космологическая категория, одна из субстанций мироздания (при дуалистическом подходе) или особая форма существования единой субстанции при монистическом подходе

  • особая бессмертная сущность, «одушевляющая» тело

  • обозначение внутреннего мира человека

С самых первых шагов античной философской мысли душа трактовалась как движущая сила. Пифагор (570-500 гг. до н. э.) – в основе его взглядов лежит представление о числовой гармонии. Душа, согласно пифагорейцам, бессмертна, неуничтожима, многократно воплощается в живых существах в соответствии с определенными числовыми закономерностями. В пифагорействе коренится субстанциональное различие души и тела (развитие в дуализме Платона). Анаксагор придерживался дуалистического толкования соотношения душевного и телесного (462-432 гг. до н.э.). Концепции дуализма можно противопоставить традицию ионийской натурфилософии, в которой душа и психические явления рассматривались в одном ряду с явлениями природы, генетически выводились из них.

Демокрит (акме – ок. 420 до н.э.) – автор первых психологических сочинений. Считал, что всё состоит из атомов, разработал принцип детерминизма («Всё возникает по неизбежности»). Затем Эпикур усложнил представления о механистической обусловленности душевных явлений, введя в сферу психического фактор случайности. Наряду с попытками описать происхождение и онтологический статус души, возникает интерес к внутренней жизни субъекта. Складываются классификации психических процессов, описания их свойств и возможностей управления психическими феноменами. Важную роль сыграло учение о темпераменте Гиппократа, психологические воззрения Сократа и софистов. Гиппократ (460-370 гг. до н.э.) развил представления Гераклита о «жидкостной» природе различий между людьми (4 психических типа). К нему восходит принцип терапевтической беседы. Софисты (Протагор и Горгий) изучали речевое поведение, формы публичной коммуникации. Сократ (470-399) предложил педагогический метод майевтику (путем умело поставленных вопросов побудить собеседника «породить» истинное знание). Его философские беседы легли в основу творчества его ученика Платона (428-348). Платон обосновал универсальность метода майевтики, выдвинув теорию припоминания. Платон также предложил структурное представление о психике. В движении неоплатонизма противопоставление души и тела приобрело еще более фатальный характер. В платонизме же душевная жизнь человека изначально обречена на динамический конфликт. Аристотель (384-322) – основатель функционального подхода к психике. Душа по Аристотелю – «форма тела», то есть функция и причина телесной организации. Книга «О душе»: Душа разумная и неразумная (не может претендовать на бессмертие). Аристотель ввел в научный обиход понятие целевой (конечной) причинности. В отличие от механистической причинности Демокрита принцип целевой причинности подразумевает развитие в стремлении к некоторой еще не осуществленной цели, существующей в виде замысла или образца. Гален (2 в.) установил роль нервной системы как «проводника» воздействий души на тело. Также Гален предположил двусторонний характер взаимодействия соматического и психического: не только душа через нервные пути осуществляет контроль над телесными проявлениями, но и телесные изменения оказывают влияние на течение душевных процессов. Идея совершенствования души была развита стоиками и эпикурейцами. Ранние стоики (Зенон, Клеанф, Хрисипп) разработали концепцию чувственного восприятия («схватывающее восприятие»). Стоики: логика, физика, этика. Основное значение – этические вопросы. Цель жизни: достижение бесстрастия и душевной невозмутимости. Эпикур (342-270). По Эпикуру удовольствие (цель жизни) – в отсутствии страдания. Самое сильно страдание – страх смерти. Плотин (204-270 гг. до н.э.) видел в оторванности души от своего источника в потустороннем мире непреодолимую преграду истинному познанию. Проблематика рефлексии, выделил процессы обращенности души на саму себя.

Вклад ученых античности в познание души

Фалес

Душа как активное начало

Гераклит

Подобие индивидуальной души и мирового Логоса

Демокрит

Детерминизм: все возникает по необходимости; Монистический материализм: объяснение психического и физического

Анаксагор

Роль телесной организации в проявлении психического

Гиппократ

Учение о темпераменте

Софисты (Горпий,Протагор)

«Человек – мера всех вещей», интерес к коммуникативным аспектам поведения человека

Сократ

Диалогический характер мышления и метод диалога в педагогике; майевтика

Платон

Проблематика универсальных форм мышления; диалогичность познания; конфликт как неотъемлемая характеристика психической жизни

Аристотель

Целевая детерминация развития человека; функциональный подход к душе; уровневая структура души

Стоики

Способы совладания с жизненными кризисами

Эпикурейцы

Категория случайности в психической жизни; психотерапевтическая позиция в отношении страха смерти

Плотин

Явление самосознания

Гален

Обнаружение роли нервной системы

5. Развитие психологических идей в рамках философии Нового времени (рационализм, эмпиризм, ассоцианизм). Фрэнсис Бэкон (1561-1626) стоит у истоков Нового времени с его гносеологическим оптимизмом и призывом к опытному изучению психики. Бэкон предложил рассматривать душу и тело в единстве, он придерживался традиционного деления души на рациональную божественную душу и нерациональную чувствующую душу. Признавал индуктивный метод для верного познания. Но все же Бэкон скептически оценивал возможности человеческого познания. Бэкон совершает переход от отождествления души и психического к трактовке психики как сознания. Закончил этот переход Рене Декарт (1596-1650). Декарт – дуалист, рассматривает материальное и идеальное в качестве двух разнородных субстанций. Атрибут идеального – мышление, атрибут материального – протяженность. Рассматривает сознание как предмет психологической рефлексии. Заявленная им проблема отношения психического и физического («Психофизическая проблема» Декарта) решается в мировой науке до сих пор. Дуализм Декарта был преодолен в первую очередь психологической концепцией Б.Спинозы (1632-1677). Он предположил, что существует только одна единая субстанция, а мышление и протяженность являются ее атрибутами. Спиноза решает психофизическую проблему в духе единства, а также создает теорию аффектов. Решение психофизической проблемы в духе параллелизма предложил Г.В.Лейбниц (1646-1716) (гипотеза «предустановленной гармонии»). Т.Гоббс (1588-1679) вернулся в своей философии к материалистической трактовке души, лишив психическую жизнь своеобразия и сводя психические явления к проявлению движения. Психика для Гоббса – эпифеномен (явление, сопутствующее другим явлениям, не имеющее собственных функций). Дилемма рационализма-эмпиризма. Рационалисты (Декарт, Спиноза, И.Кант, Лейбниц) были уверены в том, что абстрактное знание невозможно вывести из опыта. Предполагалось наличие в психике некоторых врожденных форм мышления или «идей». Эмпиристы (Т. Гоббс, Д.Локк) считали, что все знание может быть выведено из опыта. Д.Локк (1632-1704) интересовался вопросом формирования сознания человека опытом. По Локку опыт может быть получен из ощущения или из рефлексии. Ассоцианизм (18 в.) воспринял учение Локк и преобразовал его. Д.Гартли (1705-1757) – представитель материалистического ассоцианизма – развивал учение о психике как о продукте деятельности мозга. Психическое включает в себя: ощущения, идеи ощущений, аффективные тона. Э.Кондильяк, Ж.Ламетри, К.Гельвецкий, П.Гольбах, Д.Дидро – французские материалисты-просветители – разделяли взгляд на психику как конфигурацию ощущений, возникших на внешние воздействия на организм, которые постепенно усложняются по принципу ассоциаций, образуя потом внутреннего опыта. Противоположную позицию относительно сущности ассоциаций занимали идеалистические ассоцианисты Д.Беркли (1685-1753) и Д.Юм (1711-1776). Источник душевной жизни не мозг, а сознание.

Вклад ученых Нового времени в формирование психологического знания

Ф. Бэкон

Апология индуктивного метода познания, классификация препятствий на пути реализации индуктивного метода («идолы»), сознание как предмет психологии

Декарт

Психофизическая проблема: решение в духе взаимодействия, рефлекторный принцип функционирования тела, регуляторная функция психики, мышление – центр психической жизни

Спиноза

Психофизическая проблема: решение в духе единства, классификация познавательных процессов, классификация аффектов на основе сведения к трем простейшим – удовольствие, неудовольствие, желание

Лейбниц

Психофизическая проблема: решение в духе единства, введение проблематики неосознаваемого познания

Гоббс

Психика как эпифеномен, разработка понятия ассоциации

Рационалисты/эмпиристы

Дедуктивный и индуктивный способ познания

Локк

Теория преобразования сенсорного опыта в понятия, интроспективный метод, разработок законов ассоциаций

Д. Гартли

Механистический ассоцианизм: ассоцианизм – субликаты нервных связей в мозге.

Элементы сознания:

  • Ощущения

  • Представления

  • Чувствования

  • Акты воли

Процессы сознания:

Основоположник структурализма

Эдвард Титченер (1867-1927)

Уильям Джеймс (1842-1910)

Вильгельм Вундт (1832-1920)

У. Джеймс выделяет два типа состояния феноменов сознания:

  1. Устойчивые

  2. Изменчивые, быстро преходящие

Переходные моменты от одного состояния к другому очень трудно уловить самонаблюдением.

Поток сознания – движение сознания, непрерывное изменение его содержаний и состояний

Процессы сознания делятся на два больших класса:

  1. Непроизвольные

  2. Произвольные

Опыты Вундта.

С помощью метронома, прямое назначение которого задавать ритм при игре на музыкальных инструментах, хорошо демонстрируются оба типа процессов, а также ряд других замечательных свойств сознания. Опыт Вундта состоял в том, что он предъявлял испытуемому ряд звуков, затем прерывал его и давал второй ряд таких же звуков. Стоял запрет на подсчет звуков, и испытуемому приходилось отвечать на вопрос одинаковой ли длины или разной были звуки?

Вундт обнаружил важный факт, что человеческое сознание способно почти беспредельно насыщаться некоторым содержанием, если оно активно объединяется во все более и более крупные единицы. Ученик Вундта Титченер разработал метод аналитической интроспекции. Главным в его методе была попытка избежать «ошибки стимула», то есть смешения психических процессов восприятия объекта и влияния самого объекта. Результатом его атомистского подхода стала книга «Очерки психологии» со списком из 44000 элементарных ощущений.

Способность к укрупнению единиц обнаруживается в простейших перцептивных процессах и в мышлении.

Мера объема сознания – ряд из восьми двойных ударов( или из 16 отдельных звуков).

Акты апперцепции – организация единицы более высокого порядка, а именно понимание фразы, состоящей из многих слов и из еще большего количества отдельных звуков.

Простейшими элементами сознания В. Вундт объявил отдельные впечатления или ощущения.

Каждое ощущение обладает рядом свойств(атрибутов):

  • Качество (зрительные, слуховые, обонятельные и т.п.)

  • Интенсивность, протяженность (т.е. длительность)

  • Пространственная протяженность (есть у зрительных ощущений, но отсутствует у слуховых)

Объективные элементы сознания – ощущения, с описанными их свойствами.

Субъективные элементы сознания:

  • Удовлетворение – Неудовольствие

  • Возбуждение – Успокоение

  • Напряжение – Разрядка

Эти пары – независимые оси трехмерного пространства всей эмоциональной сферы.

7. Поведение как предмет психологии. Бихевиоризм (Дж.Уотсон, б.Ф.Скиннер) и необихевиоризм (э.Толмен). Поведение как предмет психологии

Начало XX века ознаменовано появлением и развитием бихевиоризма как реакции на неудачные экспериментальные исследования «физиологической психологии». Предмет бихевиоризма, или «поведенческой психологии», – поведение. По мнению бихевиористов, зная силу действующих раздражителей и учитывая прошлый опыт «испытуемого», можно исследовать процессы научения, образования новых форм поведения, не вникая в его физиологические механизмы.

Американский психолог Дж. Уотсон на основании исследований И. П. Павлова сделал вывод, что сознание не играет никакой роли в научении. Ему нет места в психологии. Новые формы поведения следует рассматривать как условные рефлексы. В основе их лежит несколько врожденных, или безусловных, рефлексов.

Бихевиоризм и необихевиоризм Бихевиоризм – это направление в психологии, которое отвергло как сознание, так и бессознательное в качестве предмета психологии. Истоки бихевиоризма следует искать в исследованиях психики животных. Бихевиоризм как самостоятельное научное течение опирается на работы Эдварда Торндайка, который, основываясь на изучении поведения кошек, сформулировал два «закона научения». Закон упражнения гласит, что, чем чаще повторяются действия, тем прочнее они закрепляются. Закон эффекта указывает на роль «наград» и «наказаний» в построении или разрушении различных форм поведения. Учение И.П. Павлова об условном рефлексе и теория сочетательного рефлекса В.М. Бехтерева также оказали значительное влияние на формирование «психологии без сознания». Отец бихевиоризма – Джон Уотсон (1913 год, манифест «Психология глазами бихевиориста»). Задача психологии, по его мнению, в изучении поведения живых существ, адаптирующихся в физической и социальной среде. Цель – в создании средств контроля над поведением. Основной механизм поведения – связь между стимулом и реакцией (S -> R). Экспериментальное исследование Уотсона по формированию чувства страха на нейтральные или даже приятные объекты. Уотсон сочетал демонстрацию ребенка пушистого белого кролика и резкий звук. В результате ребенок начал реагировать плачем не только на самого кролика, но и на все похожие предметы (это явление получило название «генерализации»). Таким образом, Уотсон пытался показать, что нерациональное поведение (например, алкоголизм и т.п.) имеют в своей основе «неправильные» замыкания стимулов и реакций, закрепившихся в детстве.

Последователь Уотсона Э. Газри ввел вероятностный принцип в описание соотношения стимула и реакции. Б. Скиннер разделил классический (пассивный) рефлекс И.П. Павлова и оперантное научение, в котором субъект проявляет активность в поиске подкрепления своего поведения. Подкрепление – необходимое следствие действия, которое выполняет живое существо. К оперантному научению Скиннер относит все формы психической жизни человека: восприятие, внимание, мышление. Он ввел понятие «символического подкрепления» и описывал социум как систему символических подкреплений.

В начале 1930-х годов появились попытки расширить предмет бихевиоральной психологии за счет учета в исследовании не наблюдаемых прямо явлений (необихевиоризм). Эдвард Толмен пришел к выводу о необходимости введения понятия «промежуточных переменных». Т.е. поведение – это функция стимулов окружающей среды, промежуточных переменных (намерений, ожиданий, знаний – прошлого опыта, зафиксированного в системе сложившихся реакций), наследственности и возраста. Толмен ввел понятие «когнитивной карты» — целостные структуры представления мира. Наличие доказывается экспериментом: крыса, изучив устройство лабиринта, бежит к месту, где расположен корм вне зависимости от того, из какой точки начинает движение. Она ориентируется не на последовательность движений, которые однажды привели ее к успеху, а использует целостное представление об устройстве лабиринта.

В настоящее время модификации бихевиоризма широко распространены в американской психологии и представлены, прежде всего, теорией социального научения А. Бандуры и Д. Роттера.

Сознание: определение, примеры и теория

Сознание: определение, примеры и теория

Келси Шульц, доктор философии. Кандидат

Тот факт, что масса нервной ткани может удивляться своему собственному опыту удивления, является впечатляющим подвигом эволюции. Продолжайте читать, чтобы узнать больше о чудесах сознания.

*Эта страница может содержать партнерские ссылки; это означает, что мы зарабатываем на соответствующих покупках продуктов.

Представьте себе объятия лучшего друга, солнечный день, проведенный с собакой, танцы под любимую песню или момент, когда вы впервые ощутили постоянную утрату. Все это примеры сознательного опыта. Сознание — это явление, с которым мы все хорошо знакомы, но в целом нам еще предстоит дать ему удовлетворительное, всеобъемлющее определение.

Наше непонимание природы сознания, откуда оно берется и почему оно существует, не является отражением недостатка усилий. Люди тщательно исследовали природу сознания на протяжении тысячелетий, и в последние годы сознание стало популярной темой научных исследований. Давайте кратко рассмотрим текущее состояние нашего понимания сознания.

Прежде чем читать дальше, если вы являетесь терапевтом, тренером или предпринимателем в области велнеса, обязательно скачайте нашу бесплатную электронную книгу Wellness Business Growth, чтобы получить советы экспертов и бесплатные ресурсы, которые помогут вам развивать свой бизнес в геометрической прогрессии.​​​​​​

Вы терапевт, тренер или предприниматель в области велнеса?

Получите нашу бесплатную электронную книгу, чтобы


узнать, как экспоненциально развивать свой бизнес в области велнеса!

 ✓   Сэкономьте сотни часов времени    Зарабатывайте больше долларов быстрее  
 Повышайте доверие 

Что такое сознание? (Определение)

Термин «сознание» ускользал от точного определения на протяжении тысячелетий. Краткие определения сознания терпят неудачу, когда дело доходит до определения многомерности термина. Мы можем использовать слово «сознание» для описания перцептивного осознания (я осознаю человека передо мной), природы бодрствования и бдительности (когда человек теряет сознание под анестезией) или самосознания и интенциональности (сильно человек в состоянии алкогольного опьянения может не осознавать свои действия). Многие ученые и философы утверждают, что «сознание» лучше понимать как субъективный человеческий опыт; «я», о котором вы говорите, когда говорите «я люблю вас»; и опыт бытия собой.

Примеры Сознания

В дополнение к различным граням сознания — таким как восприятие, саморефлексия и т. д. — существуют различные состояния сознания, в которых некоторые или все эти грани действуют уникальным образом. Некоторые примеры различных состояний сознания включают:

  • Сон
  • Сновидения
  • Галлюцинации
  • Гипноз
  • Медитация
  • Трансцендентные духовные переживания

Является ли сознание мозговым процессом?

Связь между сознанием и мозговыми процессами, хотя и окутана тайной, хорошо задокументирована. Неясно, как и почему мозг (который, по сути, представляет собой горсть наэлектризованного мяса) порождает глубину и сложность человеческого опыта, но у нас есть достаточно убедительных доказательств, подтверждающих вывод о том, что они действительно функционально связаны.

Одним из простых примеров функциональной связи между мозговыми процессами и сознанием является влияние анестезии на сознание. Анестезиологи могут включать и выключать сознание, изменяя химию вашего мозга с помощью определенных химических соединений.

Галлюциногены — еще один простой пример взаимосвязи между химией мозга и сознанием. Галлюциногенные препараты, такие как псилоцибин (волшебные грибы) или ЛСД (иногда называемый «кислотой»), создают измененное состояние сознания, изменяя способ, которым различные части мозга взаимодействуют друг с другом.

Мозговая основа сознания также подтверждается многочисленными научными исследованиями, которых мы коснемся чуть позже.

Теория сознания

В последние годы сознание стало популярной темой для исследований ученых и философов, и появилось несколько многообещающих теорий сознания. К ним относятся интегрированная теория информации, теория более высокого порядка, теория рекуррентной обработки и теория глобального рабочего пространства. Важно отметить, что это не обязательно конкурирующие теории. Справедливость одного не означает ошибочности других. Скорее, каждую из этих теорий можно рассматривать как отдельный подход к пониманию сознания с разными всеобъемлющими целями (Seth & Bayne, 2022).

Интегрированная теория информации
Интегрированная теория информации — это разновидность математического подхода к описанию сознания. Эта теория предполагает, что сознание в основном представляет собой форму информации, возникающую в результате физической и функциональной интеграции элементов внутри системы. В центре внимания интегрированной теории информации находится определение физических атрибутов, необходимых для того, чтобы система была сознательной.

Теории высшего порядка
Теории сознания высшего порядка сосредотачиваются на понимании того, почему некоторые содержания разума сознательны, а другие нет. Теории более высокого порядка утверждают, что психические состояния становятся сознательными, когда они становятся целью определенных форм мета-представлений.

Мета-представления — это в основном способность разума генерировать представления, построенные из представлений более низкого уровня. Например, представьте, что вы смотрите на дерево магнолии. Представление высшего порядка о дереве магнолии (дерево, как оно существует в вашем сознательном опыте) — это объединение представлений низшего порядка, таких как цвет, размер, форма, запах, контекст и любые воспоминания или предубеждения, которые у вас могут быть о нем. деревья магнолии.

Теория повторного входа и прогнозирующей обработки
Основой теории повторного входа и предиктивной обработки является то, что сознательные психические состояния основаны на предсказаниях о причинах сенсорной информации. Хотя это может быть неочевидным, реальность на самом деле представляет собой шумный поток чувственных данных, которые мозг должен фильтровать и интерпретировать. Эта теория постулирует, что сознание возникло как средство, помогающее нам фильтровать и объединять зашумленные сенсорные данные таким образом, чтобы мы могли адаптивно взаимодействовать с окружающей средой. Теорию повторного входа и предиктивной обработки можно резюмировать так: «Сознание — это лучшее предположение вашего мозга о реальности».

Для лучшего обзора этой теории посмотрите это видео:

Видео: Что такое сознание?

Теории глобального рабочего пространства
Теории глобального рабочего пространства сосредоточены на том, что называется сознательным доступом. Сознательный доступ относится к восприятию и психическим состояниям, доступным осознанию. Как упоминалось ранее, в любой данный момент времени нас бомбардирует сенсорная информация, лишь часть которой может реально дойти до нашего сознания. Например, большую часть времени мы не осознаем ощущение нашей одежды на нашей коже, потому что обычно есть более важные особенности нашей реальности, которым мы должны посвятить нашу ограниченную способность внимания. Таким образом, ощущение одежды по существу выгружается из «глобального рабочего пространства» разума в пользу более релевантной информации. Теория глобального рабочего пространства предполагает, что когда мы фокусируемся на этом ощущении — когда мы привносим его в сознание — мы «транслируем» его в глобальное рабочее пространство, где его затем можно использовать для информирования наших мыслей или поведения.

Уровни Сознания

Уровни сознания, как они изучаются с научной точки зрения, основаны на поведении и активности мозга. Есть четыре основных уровня сознания, которые варьируются от полного отсутствия сознания до бдительного бодрствования, которое вы, вероятно, испытываете сейчас. К ним относятся кома, вегетативное состояние, состояние минимального сознания и бодрствование (Frith, 2019).

  • Кома: Люди в коматозном состоянии не реагируют на раздражители и полностью лишены сознания.
  • Вегетативное состояние: люди в вегетативном состоянии не реагируют на раздражители, но активность их мозга показывает, что они проходят типичный цикл сна/бодрствования.
  • Минимальное сознание: люди в минимальном сознании несколько реагируют на раздражители и иногда способны реагировать на простые команды (например, «поднимите правую руку»).
  • Предупреждающее бодрствование: По сути, это противоположность комы и, вероятно, тот уровень сознания, с которым вы лучше всего знакомы.

Термин «сознательный уровень» предполагает, что сознательные состояния упорядочены по одному измерению. Однако исследователи предполагают, что эта концептуализация является чрезмерным упрощением и что состояния сознания лучше понимать как области в многомерном пространстве, а не как уровни в иерархии. Эта многомерная концептуализация сознания оставляет место для других состояний сознания, таких как состояния сна или галлюцинации (Seth & Bayne, 2022).

Исследования сознания

Исследования сознания процветали в последние годы, и доказательств, подтверждающих мозговую основу сознания, предостаточно. Было бы невозможно по-настоящему отдать должное широте и глубине исследования сознания, не посвятив этому свою жизнь, поэтому я выбрал лишь несколько исследований, чтобы дать вам представление о том, на что похоже исследование сознания.

Исследование в сознании, пример 1​
Одним из примеров исследования сознания является исследование, которое показало, что потеря сознания связана с активностью мозга, которая является более кратковременной и более локализованной, чем активность мозга у людей в сознании (Ferrarelli et al., 2010). Исследователи изучили активность мозга с помощью двух методологий: транскраниальной магнитной стимуляции (ТМС) — неинвазивного метода активации клеток мозга в определенной области — и электроэнцефалографии (ЭЭГ), инструмента, используемого для наблюдения за электрической активностью в мозге.

Их экспериментальный план немного похож на брошенный камень в воду и измерение того, как далеко распространяется рябь. Они возмущали небольшой участок мозга и наблюдали, как далеко простирается активность. Используя этот дизайн, они обнаружили, что когда клетки мозга стимулируются с помощью ТМС во время бодрствования, электрическая активность распространяется на несколько различных областей мозга и длится не менее 0,3 секунды. Когда их участники теряли сознание после введения анестезии, электрическая активность, генерируемая ТМС, оставалась в стимулируемой области и продолжалась менее 0,15 секунды.

Сознательное исследование, пример 2
Другим примером является исследование, в котором изучались мозговые процессы, лежащие в основе сознательного восприятия, по сравнению с бессознательными или бессознательными процессами. Вы, вероятно, имели опыт выполнения действий, даже не думая о них. Обучение выполнению сложных двигательных последовательностей без сознательного осознания действия называется процедурным обучением. Обучение ходьбе является примером процедурного обучения. Со временем ходьба становится чем-то, что мы умеем делать, даже не задумываясь об этом.

И наоборот, обучение, которое сопровождается сознательным осознанием, называется декларативным обучением. Уиллингем и его коллеги (2002) оценивали активность мозга, когда участники выполняли задание, которое вызывало либо процедурное, либо декларативное обучение, используя технику, называемую функциональной магнитно-резонансной томографией (фМРТ), которая позволяет увидеть активность мозга, связанную с конкретной задачей. Они обнаружили, что декларативное обучение было связано с активностью мозга, которая была более распространена, чем процедурное обучение. То есть сознательные процессы задействовали большую часть мозга, чем бессознательные процессы.

Самосознание

Самосознание иногда называют самореферентной обработкой (SRP) или, в просторечии, самосознанием. SRP относится как к сознанию нашего разума, так и к нашему телу и включает в себя то, как вы относитесь к себе, как вы чувствуете себя в своем теле, и ваш опыт от первого лица (каково это быть собой).

​Многие психологические расстройства связаны с аберрантным SRP. Например, социальное тревожное расстройство, по-видимому, связано с патологическим принятием точки зрения наблюдателя, а не точки зрения от первого лица. Другими словами, это включает в себя оценку себя и своего поведения с точки зрения других людей чаще, чем вы оцениваете себя с собственной точки зрения. Дисморфия тела и расстройства пищевого поведения также являются примерами неупорядоченного SRP, который включает неточное восприятие своего телесного «я» (Frewen et al., 2020).

Сознание в психологии

Когда дело доходит до психологии, необходимо некоторое рассмотрение сознания. Сознательный опыт, конечно же, находится в центре всех желаемых терапевтических результатов. То есть целью терапии обычно является улучшение качества чьего-то субъективного опыта. Сознание также является важной темой в психологии, потому что оно может облегчить понимание расстройств сознания, с которыми пациенты могут столкнуться во время терапии. Например, телесную дисморфию и депрессию можно рассматривать как расстройства сознательного восприятия себя. В психологической практике обязательно встречаются и другие расстройства сознания, например психозы.

Медитация сознания

Для многих медитация является инструментом для достижения состояния чистого сознания. Другими словами, сознательный опыт, не омраченный внутренним диалогом и самоосуждением. Чтобы обсудить медитацию, необходимо разбить сложную концепцию самосознания на разные части. А именно, самосознание применительно к нашей идентичности и самосознание применительно к нашему опыту существования. Медитация подавляет первое, чтобы оставить больше места для второго (Fasching, 2008).

Произвольное изменение состояния сознания, которое вызывает медитация, дает уникальную возможность изучить основы мозга при различных состояниях сознания. Например, недавние исследования показали, что различные виды медитации связаны с уникальными паттернами активности мозга (Lehmann et al., 2001).

Цитаты Сознания

Вот несколько цитат, которые могут помочь вам по-новому взглянуть на сознание.

  • «Как может трехкилограммовая масса желе, которую можно держать на ладони, представлять себе ангелов, созерцать смысл бесконечности и даже сомневаться в своем месте в космосе? Особенно внушает благоговейный трепет тот факт, что любой отдельный мозг, в том числе и ваш, состоит из атомов, которые были выкованы в сердцах бесчисленных далеких звезд миллиарды лет назад. Эти частицы дрейфовали эоны и световые годы, пока гравитация и изменения не свели их вместе здесь и сейчас. Теперь эти атомы образуют конгломерат — ваш мозг, — который может не только размышлять о тех самых звездах, которые его породили, но также может думать о своей собственной способности думать и удивляться своей способности удивляться. Говорят, что с появлением людей Вселенная внезапно осознала себя. Это, поистине, величайшая тайна из всех». — ПРОТИВ. Рамачандран

 

  • «Как получается, что нечто настолько замечательное, как состояние сознания, возникающее в результате раздражения нервной ткани, так же необъяснимо, как появление Джина, когда Аладдин тер свою лампу». – Томас Хаксли

 

  • «Вы говорите, что вы просто тело, но внутри вас есть нечто большее, чем Вселенная» – Аль-Шафии

Статьи, связанные с сознанием

книг, связанных с сознанием​

Если вы хотите продолжать учиться дальше, вот несколько книг, которые могут вас заинтересовать.

  • Происхождение и история сознания
  • Физика сознания: в квантовом поле, минералы, растения, животные и человеческие души
  • Происхождение сознания в распаде двухпалатного разума

Заключительные мысли о сознании

Хотя истинная природа сознания остается неуловимой, ее значение для нашей жизни очевидно. В конце концов, какой была бы жизнь без него?
 
Годы философии и научных исследований научили нас многому во многих аспектах сознания, таких как восприятие, намерение, самосознание и, в некоторой степени, субъективный опыт. Большинство нейробиологических исследований, проведенных по этой теме, сосредоточены на роли коры головного мозга (самая внешняя часть мозга) в сознании. Хотя кора головного мозга, безусловно, играет важную роль в некоторых аспектах сознания, в картине, безусловно, есть нечто большее. Если вы хотите узнать больше о роли различных частей мозга в сознании, посмотрите это видео Королевского института с участием нейробиолога Марка Солмса:

Видео: Источник Сознания

Не забудьте скачать нашу бесплатную электронную книгу, чтобы узнать, как


расширить свой оздоровительный бизнес в геометрической прогрессии!

Ссылки

  • Фашинг, В. (2008 г.). Сознание, самосознание и медитация. Phenom Cogn Sci, 7, 463–483.
  • Феррарелли Ф., Массимини М., Сарассо С., Казали А., Риднер Б. А., Анджелини Г., Тонони Г. и Пирс Р. А. (2010). Нарушение кортикальной эффективной связи во время потери сознания, вызванной мидазоламом. Труды Национальной академии наук Соединенных Штатов Америки, 107 (6), 2681–2686.
  • Фревен П., Шретер М. Л., Рива Г., Чипрессо П., Фэрфилд Б., Падуло К., Кемп А. Х., Паланияппан Л., Оволаби М., Куси-Менсах К. ., Полякова М., Фехертой Н., Д’Андреа В., Лоу Л. и Нортофф Г. (2020). Нейровизуализация самосознания: обзор и концептуально-методологическая основа. Неврология и биоповеденческие обзоры, 112, 164–212.
  • Фрит, CD (2019). Нейронная основа сознания. Психологическая медицина, 51, 550–562.
  • Леманн, Д., Фабер, П.Л., Ачерманн, П., Джинмонод, Д., Джанотти, Л.Р.Р., и Пиццагалли, Д. (2001). Мозговые источники гамма-частоты ЭЭГ во время намеренно вызванных медитацией измененных состояний сознания и переживания себя. Психиатрические исследования — нейровизуализация, 108 (2), 111–121.
  • Сет, А.К., и Бейн, Т. (2022). Теории сознания. Nature Reviews Neuroscience, 23, 439–452.
  • Уиллингем, Д. Б., Салидис, Дж., и Габриэли, Дж. Д. Е. (2002). Прямое сравнение нейронных систем, опосредующих сознательное и бессознательное обучение навыкам.

Вы терапевт, тренер или предприниматель в области велнеса?

Получите нашу бесплатную электронную книгу, чтобы узнать, как быстро развивать свой оздоровительный бизнес!

Ключевые статьи:

  • Счастье
  • БОЛЬРОЯ БЕЗОПАСНОСТЬ
  • Эмоции
  • Управление стрессом
  • Shipfervidence
  • . :

    • All-Access Pass
    • PLR Content Packages
    • PLR Courses

Три основных значения сознания

Пожалуй, никакое другое слово не вызывает большей путаницы, чем сознание . Это слово настолько многозначительно, что во многих книгах на эту тему не уточняется, что оно означает.

Например, в книге Майкла Газзаниги «Сознательный инстинкт: разгадка тайны того, как мозг создает разум » дается хороший обзор множества различных концепций, относящихся к осознанию, но я не пришел к твердому пониманию того, что такое сознание. относительно, скажем, разума. В том же ключе я примерно на полпути к недавно выпущенному Питеру Годфри-Смиту 9.0010 Metazoa: животная жизнь и рождение разума . Пока это здорово, и обсуждение таких понятий, как разум, чувствительность и субъективность, является сложным. Однако Годфри-Смит избегает игры в определения и не излагает четко отношения между сознанием и разумом, заявляя, что «наше нынешнее понимание недостаточно хорошо, чтобы настаивать на том или ином языке».

Я думаю, что появляются языковые системы, которые согласуются с наукой и нашими областями понимания таким образом, что дают нам больше ясности, чем предполагает оценка Годфри-Смита. В этом блоге обобщаются три основных определения сознания, о которых, я думаю, должен знать каждый, кто серьезно рассматривает эту тему: одно значение относится к концепции функционального осознания и реагирования, другое относится к концепции субъективного опыта, а третье относится к самосознанию. . Хотя эти определения часто рассматриваются как взаимозаменяемые, существуют четкие способы их различения.

Чтобы понять идею сознания как функциональной осознанности и реакции, подумайте, насколько легко вы можете определить, обращает ли кто-то внимание на то, что вы говорите, или нет. Когда они переключаются на что-то другое, вы замечаете, что они перестали демонстрировать функциональную осведомленность и отзывчивость, и вы говорите что-то вроде: «Ты меня слышишь?» Функциональную осведомленность и реакцию можно описать в поведенческих терминах и «увидеть со стороны».

Например, представим, что на днях я гулял со своей собакой Бенджи и наткнулся на сурка. Бенджи вырвался и начал тянуть меня вниз по холму к испуганному существу. Не было абсолютно никаких сомнений в том, что Бенджи «сознавал» сурка, определяя его функциональное осознание и реакцию на него. Учитывая, что сурок убежал в нору после того, как Бенджи начал лаять, были веские доказательства того, что сурок также осознавал Бенджи в этом смысле.

Benji

Источник: Gregg Henriques

Определение сознания с точки зрения функционального осознания и реакции является широким и общим определением. Действительно, многие вещи демонстрируют функциональную осведомленность и отзывчивость. Например, клетки, как и растения, явно проявляют функциональную осведомленность и реакцию на свое окружение. Можно даже утверждать, что такие машины, как круиз-контроль в вашем автомобиле, проявляют функциональную осведомленность, поскольку они функционально реагируют на поддержание скорости автомобиля с той же скоростью. Из-за его широты я не склонен определять сознание с точки зрения функционального осознания.

Однако важно отметить, что некоторые люди это делают. И это относится к основному смыслу (т. е. быть без сознания, как в коме, означает неспособность демонстрировать функциональное сознание и реакцию). Это значение также помогает нам понять, почему люди считают растения и клетки сознательными или даже неодушевленными объектами. Представление о том, что некое сознание пронизывает все вещи, называется панпсихизмом.

Второе определение относится к субъективному сознательному опыту. Как следует из названия, это относится к качественному опыту, ощущаемому с точки зрения мира от первого лица. Это опыт видения красного цвета, вкуса клубники или ощущения боли.

Примечание. Это другой показатель функциональной осведомленности и реагирования. Если бы мы сняли Бенджи на видео, каждый мог бы увидеть, что он осознает сурка в смысле функционального осознания. Но только Бенджи знает, как выглядит, пахнет и ощущается мир с его позиции в мире. Такое сознание можно увидеть только «изнутри». Те, кто знаком с разделением Дэвида Чалмерса на простые и трудные проблемы сознания, увидят, что первое определение функционального осознания совпадает с легкой проблемой, а второе определение субъективного опыта совпадает с трудной проблемой.

Я изучаю эволюцию субъективного опыта, и это увлекательно. Это в первую очередь то, о чем книга Годфри-Смита, в частности, о том, как появление животных со сложными активными телами и мозгом во время кембрийского взрыва, вероятно, было тем, где впервые развилась субъективность. Это добавляет к растущему хору мнений, которые делают это дело.

Третье определение — самосознание. Это относится к тому, что субъект осознает себя в мире и размышляет над этим опытом. С научной точки зрения Гордан Гэллоп разработал «задачу зеркального самопознания», которая является поведенческим индикатором самосознания у животных. Только небольшое количество животных проходит тест (например, шимпанзе, дельфины, слоны; гориллы его не проходят).

Я предпочитаю добавить еще один слой к этой концепции с помощью «эксплицитного» самосознания, которое представляет собой способность явно сообщать или рассказывать о своем опыте. Например, один из самых основных вопросов, который терапевт задает клиенту в психотерапии, звучит так: «Расскажите мне, что вы при этом почувствовали». Способность функционально ответить на этот вопрос является прямым свидетельством явного самосознания. Только человеческие личности демонстрируют такое явное самосознание.

Мое предложение состоит в том, чтобы люди, пытающиеся подробно рассуждать о сознании, знали по крайней мере об этих трех разных определениях, поскольку они имеют разные референты в мире. Я думаю, что это может помочь понять литературу. Например, один известный подход к сознанию, теория интегрированной информации, более тесно связан с функциональным осознанием и реакцией, тогда как второй известный подход, теория глобального нейронного рабочего пространства, касается субъективного опыта и сознательного доступа к нему. Учитывая это, неудивительно, что лидеры интегрированной теории информации начинают «видеть сознание повсюду», в то время как те, кто работает в теории глобального нейронного рабочего пространства, имеют гораздо более ограниченную версию. Если бы у нас был лучший словарный запас, наше понимание значительно увеличилось бы.

Я предпочитаю, чтобы технические определения сознания были привязаны ко второму определению (субъективному опыту), и чтобы мы осознавали, что основные тайны науки относятся к субъективному сознательному опыту и явному самосознанию. То есть функциональное осознание и отзывчивость на самом деле не являются загадкой для науки. Субъективное переживание мира и себя, которое затем относится к этому опыту и рассказывает об этом другим, гораздо более неоднозначно.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *