Разновидности речи
Проявления языковой деятельности неоднородны. Их можно разделить и классифицировать по отдельным признакам.
Устная речь. Это — основная разновидность речи. Это — звуковая речь, которая воспринимается другими на слух. Устная речь подразделяется на диалогическую и монологическую.
Диалогической называют речь двух или нескольких собеседников, которые меняются ролями, то есть попеременно бывают пассивными или активными собеседниками.
Разделение на «активного» и «пассивного» участников разговора относительное, поскольку и тот, кто говорит, и тот, кто слушает, проявляют активность, хотя и разную. Уровень знания языка, его лексического богатства, грамматического строения и фразеологии, практика пользования языком играют важную роль в функционировании диалогической формы речи.
Диалогическая речь тесно связана с ситуацией, в которой ведется разговор, и потому ее называют ситуативной. Одновременно она и более контекстуальная, поскольку каждое высказывание в значительной мере обусловлено предыдущим высказыванием, поскольку осуществляется как определенная деятельность двух или нескольких лиц.
Диалогическая речь недостаточно организована грамматически и стилистически. Как правило, она осуществляется при помощи простых языковых конструкций, которые обусловлены контекстом, предыдущими высказываниями. Большую роль в этой речи играют привычные соединения слов, реплики, шаблоны, идиоматические выражения, например: «так сказать», «вот», «и кто бы мог подумать» и т. п.
Монологическая речь — это такая речь, когда говорит одно лицо, а остальные слушают, воспринимают его речь.
Примеры монологической речи — доклад, лекция, выступление на собрании, объяснение преподавателем нового материала и т.п.
Это относительно развернутая разновидность речи. В ней сравнительно мало используется внеязыковая информация, которая возникает в разговорной ситуации. В сравнении с диалогической, монологическая речь — более активная или произвольная разновидность речи.
Так, для того чтобы объявить монологической акт речи, тот, кто говорит, должен осознавать полное содержание своей мысли и уметь произвольно построить на основании этого содержания высказывание или выстроить ряд высказываний.
Монологическая речь — организованная разновидность речи. Тот, кто говорит, заранее планирует или программирует не только отдельное слово, предложение, но и весь процесс речи, весь монолог в целом, иногда мысленно, а нередко в виде плана или конспекта.
Монологическая речь в своих развернутых формах нуждается в определенной подготовке, которая состоит в предварительном отборе содержания, четком планировании и соответствующем словесном оформлении.
Письменная речь. Письменная речь — это особая разновидность языкового процесса, дающая возможность общаться с отсутствующими собеседниками, которые являются не только современниками того, кто пишет, но будут жить и после него. Письменная речь — разновидность монологической речи, но она произносится как чтение написанных письменных знаков (слов). Исторически письменная речь возникла позже устной и на ее основе.
По сравнению с устной речью, письменная речь имеет ряд специфических психологических особенностей. Прежде всего, она осуществляется без непосредственного контакта с собеседником, а потому исключает из своего содержания интонацию, мимику и жесты, восприятие реакции читателя, его реплики, которые имеют важное значение для устного языка.
В письменной речи и содержание, и свое отношение к нему нужно выразить на бумаге. Поэтому текст более развернут, чем устная монологическая речь. В создаваемом тексте нужно принимать во внимание будущего читателя, заботиться о том, чтобы письменные знаки были понятны предполагаемому читателю.
Поэтому структурная сложность письменной речи по сравнению с устной увеличивается: она выдвигает большие требования к пишущему, нуждается в более развернутом, расчлененном, последовательном, полном изложении мыслей, более строгого соблюдения правил грамматики, подбора слов и выражений.
Если в устной речи пропуск отдельных слов можно заполнить определенными выразительными способами, то такие пропуски делают письменную речь непонятной.
Письменная речь — это наиболее произвольная разновидность речи.
Для успешного использование письменной речи нужно овладеть способами создания текста. В процессе индивидуального развития человек учится письму и чтению значительно позже, чем устной речи. Но между устной и письменной речью существует тесная взаимосвязь. Так, овладение письмом, чтением художественной литературы способствуют дальнейшему развитию устной речи человека, обогащению его активного словаря и осознанию грамматического строения.
Письменная речь опирается на устную, не только дополняет, но и приводит ее к определенной перестройке. Для большинства людей, в зависимости от их образования и содержания деятельности, письменное изложение мыслей более сложно, чем устное. Поэтому обучение организованной культурной речи должно включать обучение письменной речи.
Внутренняя речь. Устная и письменная речь могут выражаться в диалогической и монологической форме и поэтому являются формами внешней речи.
Еще одна разновидность речи — внутренняя речь. Как говорит само название, внутренняя речь не направлена на общение с другими людьми. Человек пользуется внутренней речью, когда обдумывает что-то, планирует свои действия, не выражая их вслух и не записывая на бумаге, не входит в контакт с людьми.
Главным показателем внутренней речи является ее беззвучность, хотя она нередко проявляется в форме шепота, а иногда и начинает звучать, переходя в разговор с самим собой. Это случается в случаях большого напряжения мысли, которое сопровождается выразительными эмоциями.
Внутренняя речь отличается по своей структуре от внешней речи тем, что она сильно сокращена, отрывочна, в ней опускается большинство второстепенных членов предложения. Вследствие этого она создает впечатления несвязности и непонятности. Нередко в предложении остается только подлежащее или сказуемое, являющиеся центром мысли, вокруг которой объединяются образы.
Возможность сокращения операций с мыслями, образами и словами во внутренней речи связанно с тем, что думающему человеку хорошо известно, о чем речь идет. Поэтому отпадает необходимость разворачивания мыслей для самого себя.
Нередко, мысль полностью понятна во внутренней речи, в ее упрощенной форме и синтаксической структуре, но оказывается далеко не такой понятной, когда необходимо «переводить» ее содержание другим людям: отдельные моменты мысли неясны, мысль не аргументирована, логически непоследовательна.
Известны случаи, когда хорошо понятую мысль передать в связной речи устно или письменно невозможно.
Внутренняя речь возникла в процессе речевого общения людей в связи с усложнением заданий и содержания деятельности. Она порождена потребностью выразить что-то устно или письменно, спланировать, очертить главные контуры, построить выражение, схему действий, перед тем, как реализовать их практически.
Внешняя или внутренняя речь человека находятся в тесной взаимосвязи и в постоянных взаимных переходах. Легкость и скорость таких переходов зависят от разных условий, а именно содержания, сложности и новизны мыслительной деятельности, языкового опыта и индивидуальных особенностей человека.
Речь у разных людей имеет индивидуальные особенности, проявляющиеся в темпе, ритме, эмоциональности, выразительности, точности, плавности, громкости, логической последовательности, образности высказывания мыслей.
Психоаналитическая трактовка речи. Классический, и в особенности структурный психоанализ рассматривают речь субъекта как полную репрезентацию личности. Согласно новейшим постмодернистским представлениям о природе человека и специфике детерминации активности личности, функционирование последней в универсуме культуры есть непрерывный процесс производства дискурса. Дискурс как «речь, погруженная в жизнь», речь, рассматриваемая в совокупности с ее экстралингвистическими характеристиками, является коренным феноменом человеческого существования. Наиболее сильное влияние постмодернистские идеи об универсальной природе феноменов речи и языка оказали на европейские школы глубинной психологии.
Все формы активной жизнедеятельности индивида в обществе и культуре можно рассматривать как систему дискурсивных практик, к числу которых относятся, например, политика, религия, идеология, педагогика, право и т. д. Институциализиро-ванные формы речевых практик составляют основу теоретического знания в любой области науки, а легитимирующ им мета-дискурс в отношении своей истинности есть методология конкретной научной дисциплины. Семиотический принцип «жизнь как текст» все шире используется в практике современной психотерапии, а наиболее радикально этим положением в своей работе руководствуются Ж.Лакан, ЖДелез, Ф.Гваттари. Ю.Кристева и другие представители европейской психологической мысли.
Формы и разновидности речи. Виды речевой деятельности. Правила эфф. слушания. — Студопедия
Поделись
Язык – это система знаков и способов их соединения, которая служит орудием выражения мыслей, чувств и волеизъявлений людей и является важнейшим средством человеческого общения.Как две стороны одной медали, понятия язык и речь не существуют друг без друга. Язык – набор единиц и правила их использования; речь – выбор из набора и реализация правил. Язык абстрактен – речь конкретна, это материализация языка.
Существуют две формы речи: устная и письменная. Устная речь – это не просто произносимая, не просто звучащая, но говоримая, творимая в момент говорения речь. Степень отличия устной речи от письменной определяется жанром. В зависимости от жанра устная речь может быть совершенно неподготовленной (разговор в семье за обедом), частично подготовленная, когда подготовлено в основном содержание и цель высказывания (переговоры), подготовленная (не продумано словесное выражение, но продумано главное, что будет сказано, в какой последовательности и т.д. – объяснение материала на уроке). Применительно к устной речи можно выстроить шкалу от полной неподготовленности до выучивания наизусть.
Речь существует в двух разновидностях: как диалог и монолог. Диалог – первичная, естественная форма речи, а монолог – вторичная и искусственная.
Речевая деятельность имеет 4 разновидности: говорение, слушание, письмо, чтение. Обычно недооценивается важность слушания. Есть данные: средний человек слушает больше, чем говорит. Слушать – это не просто воспринимать звук, а сосредоточиться на воспринимаемом. Прирожденные слушатели японцы. Что касается остального мира, то ученые считают, что только 10% людей, слушая собеседника, вникают в суть того, о чем говорится.
Эффективное слушание складывается из слуховой способности, внимательности, способности к пониманию и запоминанию. Всех слушателей публичного выступления можно разделить на 4 группы: 1) Те, кто вообще не слушает. Такие просто «выключают оратора» и думают о посторонних вещах», ничего не получая от речи; 2) Те, кто слушает наполовину (то пристальное внимание, то полное отсутствие внимания). Такие понимают фрагменты, не воспринимая идею; 3) Слушатели с пассивным восприятием. Они без возражений принимают то, что говорит оратор, не соотносят речь с собственным опытом; 4) Те, кто слушает вдумчиво. Это критические слушатели. Которые получают от слушания максимум пользы. Чтобы быть хорошим слушателем в данной ситуации, надо сделать 4 вещи:
1) определить свою цель как слушателя. Что я могу извлечь из речи?
-получить информацию
-развлечься
-воодушевиться
-получить возможность анализировать
-улучшить собственную речь.
2) отключить эмоции, снять предубежденность.
3) Сконцентрироваться!
4) Научиться анализировать содержание.
В ситуации диалога часто происходит то же, что в ситуации публичного выступления: когда мы мысленно не соглашаемся с говорящими, то прекращаем слушать и ждем своей очереди высказаться, подбираем доводы и аргументы, готовим «достойный ответ». А ведь без умения слушать нельзя понять позицию собеседника, оценить разногласия, выработать общую позицию и т.д.
Специалисты выделяют два вида слушания – рефлексивное и нерефлексивное.Нерефлексивное состоит в умении внимательно молчать, не вмешиваться в речь замечаниями. Оно кажется пассивным, но требует большого физического и психологического напряжения. Нерефлексивное уместно там, где один из собеседников глубоко взволнован, хочет обсудить наболевшее. Рефлексивное подразумевает активное вмешательство в речь поддерживающими репликами, репликами, которые вызваны желанием уточнить позицию. Разновидностью рефлексивного слушания является резюмирование. Слушающий подытоживает основные идеи и чувства говорящего: Как я понял…Если я правильно понял…
(Для общей информации: Девять правил слушания предлагает И. Атватер в книге «Я вас слушаю». (М, 1988):
1. Не принимайте молчание за внимание. Если собеседник молчит, то это не значит, что он слушает. Он может быть погружен в собственные мысли.
2. Будьте физически внимательны. Повернитесь лицом к говорящему. Поддерживайте с ним визуальный контакт. Убедитесь в том, что ваша поза и жесты говорят о том, что вы слушаете.
3. Не притворяйтесь, что слушаете. Это бесполезно: как бы вы ни притворялись, отсутствие интереса и скука неминуемо проявятся в выражении лица и жестах.
4. Дайте собеседнику время высказаться. Сосредоточьтесь на том, что он говорит. Старайтесь понять не только смысл слов, но и выводы собеседника.
5. Не перебивайте без надобности. Большинство из нас перебивают друг друга, делая это неосознанно. Руководители чаще перебивают подчиненных, старшие — младших, мужчины перебивают чаще, чем женщины. Если вам необходимо перебить в серьезной беседе, помогите затем восстановить прерванный вами ход мыслей собеседника.
6. Слушая, не делайте поспешных выводов. Это один из главных барьеров эффективного общения. Воздерживайтесь от оценок и постарайтесь понять точку зрения собеседника или ход его мыслей до конца.
7. Не будьте излишне чувствительны к эмоциональным словам. Слушая сильно взволнованного собеседника, будьте осторожны и не поддавайтесь воздействию его чувств, иначе можно пропустить смысл сообщения.
8. Если собеседник уже высказался, повторите главные пункты его монолога своими словами и поинтересуйтесь, то ли он имел в виду. Это гарантирует вас от любых неясностей и недопонимания.
9. Не заостряйте внимания на разговорных особенностях собеседника. )
9 различных типов речей (плюс советы и примеры)
Мартин Лютер Кинг У меня есть мечта . Речь Уинстона Черчилля мы будем сражаться на пляжах . Речь Дж. Ф. Кеннеди « Решение отправиться на Луну ». Речь Нельсона Манделы « Я — первый обвиняемый ». Адрес Авраама Линкольна , Геттисберг, . Речь Барака Обамы да, мы можем .
У всех них есть одна общая черта: это были одни из самых сильных речей своего времени. Они объединяли людей и объединяли их для достижения единого дела.
Выступления — отличный способ продать идею людям, передать сообщение, поделиться знаниями и убедить людей поддержать дело или идею. Однако многие не знают, что существует несколько типов речей.
Знание различных типов речей может сделать вас более эффективными в произнесении речей и отделить вас от 75% населения, которые боятся публичных выступлений, потому что вы будете иметь хорошее представление о том, какой тип речи использовать в каком случае. и на какую аудиторию.
Источник: Брэндон Гейл
Ниже давайте рассмотрим 9 различных типов речей.
ПОКАЗАТЕЛЬНАЯ РЕЧЬ
Вы когда-нибудь были на мастер-классе или семинаре, где спикер показывал людям, как что-то делать, например, как заниматься дома, как использовать определенное программное обеспечение или как использовать определенный продукт? Если да, значит, вы были свидетелем показательного выступления в действии.
Демонстративное выступление – это выступление, произносимое с целью ознакомления аудитории с чем-либо. Однако главное отличие демонстрационных выступлений в том, что они всегда сопровождаются демонстрацией.
Говорящий не просто говорит вам, как что-то делать или как что-то работает. Вместо этого они демонстрируют, как это сделать или как это работает, с помощью наглядных пособий, чтобы аудитории было легче понять, о чем говорит говорящий. На видео ниже показан пример показательного выступления.
Поскольку демонстративная речь направлена на передачу знаний, ее легко спутать с информативной речью, которая также имеет схожие цели.
Однако у них есть свои отличия. Во-первых, мы уже видели, что в отличие от информативной речи демонстративная речь должна сопровождаться наглядными пособиями для демонстрации изучаемого.
Другое ключевое различие между этими двумя видами речей заключается в том, что в то время как информативная речь в основном сосредоточена на теоретических концепциях, демонстрационная речь больше сосредоточена на практической стороне вещей. Иными словами, демонстративная речь больше ориентируется на как, в отличие от информативной речи, которая фокусируется в основном на что.
Вы можете произнести демонстративную речь практически обо всем, что учит людей тому, как что-то делать — как получать пассивный доход, как подготовиться к собеседованию, как обслуживать машину, что угодно. Однако, чтобы это можно было квалифицировать как демонстративную речь, вы должны на самом деле продемонстрировать, как делать то, о чем вы говорите.