Негосударственное общеобразовательное учреждение Средняя общеобразовательная школа

Развитие которое включает владение речью как средством общения и культуры: «Речевое развитие дошкольника через обучение владением речью как средством общения и культуры» | Статья по развитию речи:

Содержание

Консультация по теме «Речевое развитие дошкольников посредством игровых технологий»

Речевое развитие дошкольников посредством игровых технологий

Речь – это особый проводник, с помощью которого люди общаются друг с другом, передают свои мысли, реализуют себя как личности. Это одна из главнейших потребностей и функций. Разговаривать способно большинство, за редкостью некоторых патологий, но вот говорить правильно умеют лишь единицы из нас. Именно уровень речевого развития малыша говорит о начальных процессах формирования личности. Также огромное значение имеет этот показатель при характеристике уровня психического развития ребенка.

 

Проблема речевого развития детей дошкольного возраста на сегодняшний день особенно актуальна, т.к. процент дошкольников с различными речевыми нарушениями остается стабильно высоким. Дети испытывают трудности в звукопроизношении, в овладении лексико-грамматическими формами, имеют скудный словарный запас и не умеют строить связные высказывания.

Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования (ФГОС ДО): «речевое развитие включает владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы; формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте».

Требования ФГОС – для нас основные ориентиры. Полноценная реализация цели – формирование к завершению дошкольного возраста универсального общения ребенка с людьми, которые его окружают. Дошкольник старшего возраста должен без затруднений разговаривать с разными по возрасту, социальному положению, полу представителями общества.

Основные этапы речевого развития детей

Этапы развития речи у ребенка от рождения до года

От рождения до 3 месяцев 
Ребенок гулит, когда радуется. Звук, который он при этом издает, обычно напоминает «аххх». 
От 2 до 3 месяцев 
Ребенок по-разному плачет в разных ситуациях. Как только вы получше узнаете своего ребенка, вы сможете различать, когда он плачет от голода, а когда из-за того, что устал. 
От 3 до 4 месяцев 
Ребенок произносит в основном гласные, но гуление становится более сложным, в нем слышны разные звуки. 
От 5 до 6 месяцев 
Ребенок тренирует интонацию, повышая и понижая голос, часто в ответ на детскую речь или на выражение вашего лица. 

Примечание: если к 6 месяцам ребенок не научится произносить гласные звуки, проконсультируйтесь с врачом. 

От 7 до 12 месяцев 
Ребенок начинает лепетать, воспроизводя новые комбинации звуков и интонации. Он старается подражать вашей речи, совмещая согласные и гласные звуки (например, «ба-ба»). Ребенок пытается разговаривать, «отвечая» на ваши реплики. 
 

Этапы развития речи у ребенка от года до трех

12 месяцев 
В этом возрасте ребенок произносит первое слово. Он достаточно хорошо знает от одного до пяти слов, чтобы использовать их в речи. 

14 месяцев 
Ребенок использует интонацию (например, повышает голос в конце вопроса — «еще?») и сопровождает свою речь жестами. 

Примечание: если к 15 месяцам ребенок не будет произносить ни одного слова, проконсультируйтесь с врачом. 

16 месяцев 
Ребенок не просто болтает и бормочет, но в большинстве случаев обращается к кому-либо. Он зовет вас, чтобы привлечь ваше внимание («мама!»), кивает и крутит головой, подразумевая «да» или «нет». Ребенок произносит такие согласные звуки, как «т», «д», «н», «в» и «х». 

18 месяцев 
У ребенка в словарном запасе от пяти до двадцати слов, включая существительные («мама»), глаголы («есть») и прилагательные («холодный»). Он использует общие фразы («хочу игрушку»), чтобы выразить свои просьбы. 

От 18 до 24 месяцев 
Ребенок начинает складывать фразы из двух слов («папа иди», «молоко пролил»).  

24 месяца 
Ребенок знает от 150 до 300 слов. Он использует предложения из двух-трех слов и делает многочисленные паузы («Малыш…упал!», «Я иду… в садик?»). 

От 2 до 3 лет 
Ребенок может вести простой разговор о чем-нибудь, что его окружает. Он часто задает простые вопросы. Ребенок строит более длинные фразы, используя от трех до шести слов. Его словарный запас увеличивается до 450 слов, включая глаголы. Он употребляет прошедшее время, добавляя к глаголам окончания «л» или «ла», а также образует множественное число существительных. Ребенок правильно использует местоимения (я, она, мы). 

Внимание: если ребенок в 2 или в 3 года повторяет ваши вопросы вместо того, чтобы на них отвечать, сообщите об этом врачу. Это может быть ранним признаком задержки развития речи. 
 

Этапы развития речи у дошкольника

От 3 до 4 лет 
Ребенок может одновременно говорить и играть. Он знает примерно 800-1000 слов. К любимым словам ребенка относятся «почему», «что» и «кто». В большинстве случаев можно понять, что говорит ребенок. Он может рассказать, что произошло в комнате, пока вас не было. 

Внимание: вам может показаться, что ребенок заикается, если от волнения он запинается на словах. Это нормально. Тем не менее, если это будет продолжаться больше шести месяцев, или если он начнет напрягать челюсть или гримасничать, пытаясь произнести слова, попросите у врача направление к логопеду. 

От 4 до 5 лет 
Ребенок легко общается и расширяет свой словарный запас до 2000 слов. Он может пересказать простой рассказ по картинкам — с вступлением, серединой и концом. Ребенок может описать картинку четырьмя-пятью предложениями, правильно употребляя большинство грамматических элементов. Ребенок правильно произносит большинство звуков (хотя трудности могут вызывать звуки «р» и «л»). Он употребляет в своей речи много описательных слов, включая слова, обозначающие время, например, «вчера».

Этапы развития речи у школьника

От 6 до 7 лет 
Ребенок может описывать, чем схожи и чем различаются два предмета, пересказывать истории или события без помощи картинок, а также воспроизводить содержание прошлых бесед и событий.  

8 лет 
К этому возрасту ребенок владеет всеми звуками речи, а также может варьировать скорость речи, высоту и громкость голоса. Он правильно использует сложные предложения и может вести разговор со взрослыми. 

Основные цели и задачи речевого развития в детском саду

 

Речевое развитие детей в детском саду – важнейшая составляющая комплексного интеллектуального развития малыша, его мышления и логики.

Среди задач, решаемых с помощью развития речи, можно выделить:

— Наполнение словарного запаса.

— Формирование речи с целью возможного комфортного общения со сверстниками.

— Развитие творческой речи: придумывание (сочинение) сказок и стихов, рассказов и историй.

— Приобщение детей к чтению художественной и познавательной литературы.

— Обучение детей правильной и грамотной речи: расстановка интонаций и ударений.

Методики ФГОС позволяют эффективно обучать детей общению со сверстниками и взрослыми, учат формулировать свои мысли, раскрывать творческие способности, совершенствовать навыки.

Основной целью развития речи является формирование устной речи и навыков речевого общения с окружающими на основе овладения литературным языком.

Эффективность педагогического воздействия зависит от активности ребёнка в условиях речевой деятельности. Чем активнее ребёнок, чем больше он вовлечён в интересную для себя деятельность. Одним из основных показателей уровня развития умственных способностей ребенка можно считать богатство его речи. Для ребенка хорошо сформированная связная речь – это успех в обучении.

Приемы развития речи детей дошкольного возраста:

— Наглядные – наблюдение, изучение предметов, знакомство с рисунками, иллюстрациями и фотографиями.

-Словесные – чтение, описание, рассказ, беседаы.

-Практические – рисование, ролевые игры, театрализация и др.

Традиционные формы (образец рассказа педагога, построчное заучивание стихотворения, поэтапное рассматривание и описание) не позволяют ребенку в достаточной степени раскрыть творческий потенциал.  

Сегодня на первое место выдвигается задача развития ребенка, которое позволит сделать более эффективным процесс вооружения дошкольников знаниями, умениями и навыками. Установку на развитие можно считать современной стратегией обучения родному языку детей дошкольного возраста.

Становится очевидным, что необходимо изменение способов работы по развитию речи дошкольников.

Самое щадящее, комфортное, педагогически оправданное обучение дошкольников  – это обучение в игре. Это касается и речевой деятельности. В обучающей игре с удовольствием участвуют все, даже робкие дети. Они строят диалоги, сочиняют маленькие рассказы, подбирают слова-действия, слова-признаки и т. д. И даже самый молчаливый и застенчивый ребенок рассказывает свою историю о животном, роль которого он играет.

Использование игровых технологий решает проблемы снижения речевой активности детей, её низкую коммуникативную направленность. В игре дети естественным образом учатся связно, последовательно и логично излагать свои мысли, преодолевая барьер стеснения из-за неправильной речи.

Виды педагогических игр очень разнообразны. Они могут различаться:

По виду деятельности — двигательные, интеллектуальные, психологические и т. д.;

По характеру педагогического процесса — обучающие, тренировочные, контролирующие, познавательные, воспитательные, развивающие, диагностические.

По характеру игровой методики — игры с правилами; игры с правилами, устанавливаемыми по ходу игры; игры, где одна часть правил задана условиями игры, а другая устанавливается в зависимости от её хода.

По содержанию — музыкальные, математические, социализирующие, логические и т. д.

По игровому оборудованию — настольные, компьютерные, театрализованные, сюжетно-ролевые, режиссёрские и т. д.

Главный компонент игровой технологии — непосредственное и систематическое общение педагога и детей.

Применение игровых технологий  в речевом развитии позволяет создавать максимально благоприятные условия для развития речи детей:

игровые технологии, направленные на развитие мелкой моторики;

игровые технологии, направленные на развитие артикуляционной моторики;

игровые технологии, направленные на развитие дыхания и голоса.

Таким образом, дошкольный возраст является важнейшим периодом комплексного развития личности, именно в это время происходит формирование речевых навыков детей. Постепенно ребенок начинает приобщаться к миру культуры, понимать общечеловеческие ценности.

Именно сейчас для взрослых так важно максимум своего времени и сил уделить речевому развитию ребенка. Методик для этого существует великое множество. Но не забывайте, что при выборе метода обучения необходимо ориентироваться на индивидуальные и возрастные особенности развития ребенка.


 

Семинар–практикум «Современные подходы к организации речевого развития дошкольников в соответствии с ФГОС. Способы развития монологической и диалогической речи» | Дошкольное образование

Семинар–практикум «Современные подходы к организации речевого развития дошкольников в соответствии с ФГОС. Способы развития монологической и диалогической речи»

Автор: Малихова Наталья Александровна

Организация: МБДОУ Детский сад комп. вида № 45 (для детей с нарушением зрения)

Населенный пункт: Московская область, г. Химки

Речь как ведущее средство общения сопровождает все виды деятельности ребенка. От качества речи, умения пользоваться ею игре, во время совместной деятельности педагога и ребенка, в наблюдении на прогулке зависит успешность деятельности ребенка.

Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования: «речевое развитие дошкольника включает :

  • владение речью как средством общения и культуры,
  • обогащение активного словаря,
  • развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи,
  • развитие речевого творчества,
  • развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха,
  • знакомство с книжной культурой, детской литературой,
  • понимание на слух текстов различных жанров детской литературы,
  • формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте»

В условиях реализации ФГОС ДО принципиально новой является необходимость решения речевых задач в контексте детской деятельности (игры, детского исследования, труда, экспериментирования), не переводя ее в учебную по форме и методам воздействия.

Сроки и темпы овладения речью во многом зависят от индивидуальных особенностей ребенка, условий его жизни.

На сегодняшний день образная, богатая синонимами, дополнениями и описаниями речь у детей дошкольного

возраста – явление очень редкое. необходимо заботиться о своевременном формировании речи детей, предупреждая и исправляя различные нарушения, которыми считаются любые отклонения от общепринятых форм русского языка.

При условии правильного организованного педагогического процесса с применением игровых технологий, а также с правильно организованной предметно-развивающей средой, с материалами соответствующими возрасту дошкольников, речевое развитие ребенка будет полноценным и эффективным.

Приемы развития речи можно разделить на:

  • наглядные (организация наблюдения, демонстрация иллюстраций, картин, предмета, макета и т. д.; просмотров видеофильмов),
  • словесные (речевой образец, повтор, вопрос),
  • игровые (дидактические игрыупражнения, театрализованные игры, сюжетно-ролевые игры и другие виды игр с речевым содержанием),
  • косвенные (подсказка, совет, исправление, реплика, замечание).

Воспитателю нужно побуждать детей к речевой деятельности, а также стимулировать речевую активность в процессе свободного общения.

 

Новые современные возможности позволяют педагогам решать образовательные задачи путем применения интерактивного оборудования и интерактивных игр.

Обучение детей дошкольного возраста никогда еще не было столь привлекательным и захватывающим. Интерактивные и мультимедийные средства позволяют моделировать различные ситуации из окружающей социальной среды. Но наши детские сады еще в недостаточной степени оснащены интерактивными оборудованием, поэтому все сводиться к использованию компьютера в качестве обучающего средства, который расширяет возможности предъявления учебной информации, позволяет усилить мотивацию ребенка. Формы использования компьютера в качестве обучающего средства различны: работа со всей группой детей, подгруппой и индивидуально.

Большую помощь педагогам в развитии речи детей оказывают интерактивные игры. Они вызывают у детей познавательный интерес; служат средствами развития речи и двигательных качеств; развивают мелкую моторику, координацию; повышают работоспособность головного мозга; готовят руку к письму.

В целях повышения интереса детей к речевой активности хорошо использовать многофункциональные пособия для работы с подгруппой детей, индивидуально, совместно и затем в самостоятельной деятельности с детьми.

Выбор форм работы осуществляется педагогом самостоятельно и зависит от контингента воспитанников, оснащенности дошкольного учреждения, культурных и региональных особенностей, специфики дошкольного учреждения, опыта и творческого

подхода педагога.

Первоначальная функция речи – коммуникативная. Общение с окружающими осуществляется при помощи связной речи.

Связная речь включает в себя диалогическую и монологическую речь.

Диалогическая речь является основной формой общения детей дошкольного возраста. Она являющая первичной, естественной формой языкового общения, состоит из обмена высказываниями, для которых характерны вопрос, ответ, добавления, пояснения, возражения, реплики. При этом особую роль играют мимика, жесты, интонация, которые могут изменять значение слова.

Важно учить ребенка вести диалог, развивать умение слушать и понимать обращенную к нему речь, вступать в разговор и поддерживать его, отвечать на вопросы и спрашивать самому, объяснять.

  • методами формирования диалогической речи являются: разговор воспитателя с детьми, дидактическая игра, подвижная игра, используется прием словесных поручений, совместная деятельность и специально организованные речевые ситуации.

В диалогической речи развиваются умения, необходимые для более сложной формы общения – монолога.

Монологическая речь — это развернутый вид речи. Формирование связности речи включает развитие умений строить высказывания разных типов: описание, повествование, рассуждение .

Описание — это специальный текст, который начинается с общего определения и названия предмета или объекта; затем идет перечисление признаков, свойств, качеств, действий; завершает описание итоговая фраза, дающая оценку предмету или высказывающая отношение к нему. Дошкольников учат описывать игрушки, предметные или сюжетные картинки, собственные рисунки или их замысел, явления природы, людей и животных.

Повествование — это развитие сюжета, развертывающегося во времени и логической последовательности. Основное назначение повествования — передать развитие действия или состояние предмета, которое включает следующие друг за другом события, сценки, картины.

Структура повествования более жесткая, чем структура описания, так как перестановка его элементов может нарушить последовательность изложения событий. Поэтому схема повествования — начало, середина, конец — должна быть выдержана четко. Дошкольники могут составлять разные типы повествовательных текстов: реалистические рассказы, сказочные истории, рассказ по картине или по серии сюжетных картин.

Рассуждение — это текст, включающий причинно-следственные конструкции, вопросы, оценку. Оно включает в себя тезис (начальное предложение), доказательство выдвинутого положения и вывод, который из него следует.

Необходимо особенно подчеркнуть важность развития у дошкольников умений логически мыслить, рассуждать, объяснять, доказывать, делать выводы, обобщать высказанное, а эти умения и развиваются в таком типе высказывания, как рассуждение.

Вышеназванные типы речи могут встречаться в связных высказываниях дошкольников в смешанном виде, когда элементы описания (рассуждения) включаются в повествование (и наоборот).

Обучение составлению текстов разных типов осуществляется в таких формах работы, как беседа, анализ (оценка) собственного и чужого текста, составление плана и рассказа по нему, использование схемы (модели) текста и разного рода упражнений.

Творчество – один из результативных инструментов в освоении дошкольниками монологической и диалогической речевых форм. Театрализованная деятельность облегчает ребенку пересказ сказки или придуманной им истории. Детям легче следить за логическим разворачиванием событий и воспроизводить монологи, если в своем рассказе они стараются изображать характерный голос сказочных персонажей, дополняя выразительной мимикой.

Основные задачи речевого развития – это не только обучение говорить связно, но и поддержание стремления рассказывать, делиться впечатлениями и прививание любви к родному языку.

 

Практическая часть. Представление дидактических игр разработанных педагогами.

 

 

Литература:

  1. О. С. Ушакова. Методика развития речи у детей дошкольного возраста.
  2. Развитие речи детей дошкольного возраста. Пособие для воспитателей детского сада. Под ред. Ф. А. Сохина.

Приложения:

  1. file0.docx.. 25,6 КБ
Опубликовано: 14.04.2021

Развитие мозга и овладение языком в раннем детстве

Элейн Шивер, M.S.S.W. • Информационный бюллетень IDRA • Апрель 2001 г.

Родители маленьких детей и специалисты, работающие с маленькими детьми, с нетерпением наблюдают за этапами развития, указывающими на то, что ребенок приобретает навыки, ожидаемые в определенном возрасте.

В первый год жизни основное внимание обычно уделяется моторике, на втором году внимание смещается на развитие речи.

Развитие общения посредством языка является инстинктивным процессом. Язык является нашим наиболее распространенным средством взаимодействия друг с другом, и дети начинают этот процесс естественным образом. Нейробиолог доктор Лиз Элиот пишет: «Причина, по которой язык является инстинктивным, заключается в том, что он в значительной степени встроен в мозг. Точно так же, как мы развили нейронные цепи для еды и зрения, наш мозг вместе со сложным голосовым аппаратом развил сложную нейронную цепь для быстрого восприятия, анализа, сочинения и воспроизведения речи» (Элиот, 19 лет).99).

Мы также знаем, однако, что опыт, полученный в окружении ребенка, имеет решающее значение для развития речи. Именно это взаимодействие природы и воспитания приводит к нашей способности общаться, но процесс изучения языка начинается с того, как устроен мозг.

Мозг устроен для языка

Нейробиологи говорят нам, что ребенок рождается с миллионами клеток мозга, и это все, что ему когда-либо понадобится. Каждая клетка мозга имеет разветвленные придатки, называемые дендритами, которые соединяются с другими клетками мозга. Места, где клетки мозга соединяются, называются синапсами. Когда электрические сигналы проходят от клетки мозга к клетке мозга, они пересекают синапс между клетками.

Когда синапсы стимулируются снова и снова, этот паттерн нейронных связей «зашит» в мозг. Это становится эффективным, постоянным путем, который позволяет передавать сигналы быстро и точно. Достижения в технологии визуализации мозга в последние годы подтвердили этот процесс.

Новые технологии позволили нам увидеть, что существуют физические различия в мозге ребенка, который подвергался надлежащей стимуляции, и мозге, который страдал от недостатка стимуляции. Связи, которые не стимулируются повторяющимся опытом, атрофируются или исчезают. Это действительно ситуация «используй или потеряй».

Мы знаем, что на реорганизацию связей между клетками головного мозга после рождения сильно влияет опыт, полученный от окружающей среды ребенка. Родители играют неоценимую роль во влиянии на когнитивное, языковое, двигательное и социально-эмоциональное развитие ребенка. Именно благодаря повторному положительному опыту для своего ребенка родители оказывают длительное влияние на развитие мозга его или ее ребенка.

Полезные привычки

Хорошее питание и здоровый образ жизни важны для развития мозга. Клетки мозга покрыты жировым веществом, называемым миелином, которое изолирует нервные пути, обеспечивая эффективную передачу сигналов. Младенцы должны получать достаточное количество жира в своем рационе, обеспечиваемом грудным молоком или смесью, приготовленной в надлежащей крепости.

Кроме того, младенцам нужно много спать, потому что их мозгу для правильного развития необходим как глубокий сон, так и сон с быстрым движением глаз. Установление режима питания и сна — одна из самых важных вещей, которые родители могут сделать, чтобы способствовать здоровому развитию мозга своего ребенка.

Критические периоды для изучения языка

Критические периоды в развитии мозга связаны с развитием определенных навыков, одним из которых является язык. В определенные периоды жизни ребенка мозг активно формирует связи для определенных способностей.

Хотя критические периоды — лучшее время для развития специфических нервных синапсов, навыки все еще можно освоить после закрытия окна возможностей, но с большим временем и усилиями. Именно в эти критические периоды отсутствие стимуляции или негативный опыт могут иметь наибольшее влияние.

Родители могут поддержать языковое развитие своего ребенка в это время, предоставив им опыт, который позволит ребенку практиковать новые навыки. Возможность в течение дня общаться лицом к лицу, слышать речь, слушать написанное вслух, а также практиковать ассоциации объектов со словами, обеспечивает языковой опыт без чрезмерного стресса или чрезмерной стимуляции.

Одна из первых возможностей для изучения языка открывается в раннем возрасте. Мы знаем, что младенцы вначале способны различать звуки всех языков, но к шестимесячному возрасту они уже не способны узнавать звуки, которых нет на их родном языке. Когда младенцы слышат звуковые паттерны на своем родном языке, разные группы нейронов в слуховой коре головного мозга реагируют на каждый звук. К шести месяцам младенцам будет трудно различать звуки, которые они не слышали часто.

Окна возможностей для языкового развития возникают на протяжении всей жизни. Окно для синтаксиса или грамматики открыто в дошкольном возрасте и может закрыться уже в возрасте пяти или шести лет, в то время как окно для добавления новых слов никогда полностью не закрывается.

Развитие языка начинается рано

Теперь исследователи сообщают нам, что младенец способен реагировать на звук за 10 недель до рождения, изучая голос матери и звуковой паттерн языка, на котором она говорит, внутриутробно посредством костной проводимости. Младенцу приятно слышать голос матери после рождения, поэтому колыбельная матери может быть очень успокаивающей, особенно если мать пела ребенку во время беременности.

Пока новорождённый не использует слова, он точно умеет общаться. Он может смотреть в лицо своему отцу или матери так, чтобы показать им, что он хочет слышать их голоса. Плачом он может дать им знать, когда он голоден, замерз, нуждается в смене подгузника или нуждается в удовлетворении других потребностей.

Мозг младенца лучше всего реагирует на тип речи, называемый парентезом, который взрослые естественным образом используют, разговаривая с младенцами. Парентезе использует короткие простые предложения, удлиненные гласные звуки, больше интонаций в голосе и более высокий тон, чем речь, используемая при разговоре с другим взрослым. Исследования показали, что, когда родители говорили парентезом, ребенок быстрее связывал слова с объектами, которые они обозначали.

Родители предоставляют средства для изучения языка

Информация о развитии мозга просто подтверждает многое из того, что годами предлагали эксперты в области раннего детства. На развитие речи огромное влияние оказывает взаимодействие родителей и детей. В первый год важно часто говорить, петь и читать ребенку, чтобы он мог выучить звуки своего родного языка.

В дополнение к обучению звукам речи в течение первых шести месяцев мозг ребенка начинает узнавать, какие движения рта сопровождаются звуками. Вот почему так важно проводить много бесед с ребенком лицом к лицу, когда родитель интерпретирует окружающий его мир.

Воркование, а затем бормотание — важные вехи в овладении языком. Младенцы любят имитировать то, что слышат. Разговаривая с ребенком и подражая его звукам, родитель не только учит ребенка звуковым образцам, но и поощряет чередование — процесс, необходимый для разговора. Исследования показали, что дети, чьи родители разговаривали с ними чаще, к двум годам знали гораздо больше слов и к трем годам набирали более высокие баллы по стандартизированным тестам, чем те, чьи родители этого не делали.

На втором году жизни мозг организует языковые связи, когда ребенок видит картинки в книге и одновременно слышит, как родитель дает названия картинкам. Родители и другие лица, осуществляющие основной уход, могут помочь в развитии речи в этом возрасте, рассказывая детские стишки, песенки и стихи в течение дня. В этом возрасте также полезны такие действия, как использование зеркала, чтобы указать на черты лица и назвать их. Идеальное время для рассказывания историй и чтения — тихие, расслабленные моменты перед сном.

В возрасте от 24 до 35 месяцев мозг лучше формирует мысленные символы для объектов, людей и событий. Это напрямую связано с растущей способностью использовать гораздо больше слов и коротких предложений.

Задержки речи могут быть вызваны разными причинами. Когда родители подозревают такие задержки, всегда целесообразно проконсультироваться с профессионалом. Повторные ушные инфекции в первые несколько лет задерживают выразительную речь. Всегда важно следить за признаками ушных инфекций у маленького ребенка, такими как отсутствие реакции на звук, дергание за уши, нежелание сосать, сопротивление лежанию или наличие инфекции верхних дыхательных путей.

Говорить дома на двух языках

Слышать два языка, на которых говорят дома, – настоящее преимущество для ребенка. Если ребенок с рождения слышит два языка, он сохранит способность слышать звуки обоих и сможет говорить на каждом языке с акцентом носителя языка.

Если каждый из родителей говорит на разных языках, полезно, чтобы ребенок постоянно слышал один и тот же язык от родителя, который является его носителем. Если, например, мать является носителем английского языка, а отец — носителем испанского языка, ребенку будет легче слышать, как каждый из родителей говорит на его или ее родном языке.

Сначала ребенок может смешивать языки в своей собственной речи, но, как правило, примерно к двум с половиной годам он разбирается в этом. Затем он или она будет разделять слова, принадлежащие каждому языку, и знать, какой язык использовать с каким родителем. К семи годам ребенок, скорее всего, сможет без проблем справиться с двумя языковыми системами, используя словарный запас и грамматику, соответствующие его возрасту.

Если ребенок поступает в дошкольное учреждение и впервые знакомится со вторым языком после трехлетнего возраста, он все равно сможет легко освоить второй язык, поскольку знает правила общения. Через три-семь месяцев ребенок начнет понимать второй язык. Примерно через два года она сможет вести беглый разговор.

Маленькие дети учат второй язык легче, чем взрослые, потому что окно возможностей для изучения языка все еще открыто для них. Очень важно помочь ребенку обрести уверенность в себе во время изучения второго языка.

Музыка — отличный способ помочь ребенку выучить слова и фразы на новом языке. Также полезно говорить медленно, четко и просто. Также важно, чтобы родители продолжали говорить с ребенком дома на его родном языке, потому что он продолжает закладывать основу для второго языка, обеспечивая основные правила общения. Кроме того, взаимодействие родителей и детей может пострадать, если родители будут меньше говорить с ребенком, пытаясь использовать второй язык.

Помощь родителям

Родители играют ключевую роль в обучении своего ребенка языку. Программы, которые предоставляют родителям информацию о развитии ребенка, могут помочь родителям понять, как развивать развивающиеся языковые навыки своего ребенка. Они предлагают основанные на исследованиях предложения для родителей на каждом этапе развития. «Родители как учителя» — это пример программы поддержки и информирования родителей, а также одна из моделей, поддерживаемых проектом IDRA RE-CONNECT. Родители и специалисты могут посетить веб-сайт «Родители как учителя» по адресу http://www.patnc.org для получения дополнительной информации о программе и предложений по поддержке языкового развития своего ребенка.


Ресурсы

Барнет, А.Б. и Барнет, Р.Дж. Самые молодые умы, воспитание и гены в развитии интеллекта и эмоций . (Нью-Йорк, штат Нью-Йорк: Саймон и Шустер, 1998).

Бегли, С. «Мозг вашего ребенка», Newsweek (Нью-Йорк, штат Нью-Йорк: 55-62, 1996).

Бегли, С. «Как построить мозг ребенка», Newsweek (Нью-Йорк, штат Нью-Йорк: 28-32, 1997).

Гопник А., и А.Н. Мельцов, П.К. Куль. Ученый в колыбели. Что раннее обучение говорит нам о разуме . (Уильям Морроу и Ко. , 1999).

Джонсон, Г. «Создание лучшего мозга для ребенка», The New York Times (Нью-Йорк, штат Нью-Йорк: 1-6, 1994).

Элиот, Л. Что там происходит? Как мозг и разум развиваются в первые пять лет года (Нью-Йорк, штат Нью-Йорк: Bantam Books, 1999).

Shonkoff, JP, From Neurons to Neighbourhoods: The Science of Early Childhood Development (Вашингтон, округ Колумбия: National Academy Press, 2000).


Элейн Шивер, MSSW, является директором программы Ассоциации психического здоровья в Техасе, где она координирует обучение и техническую помощь программам «Родители как учителя» в штате. Комментарии и вопросы можно направлять в IDRA по электронной почте [email protected].


[© 2001, IDRA. Эта статья впервые появилась в информационном бюллетене IDRA за апрель 2001 г. Ассоциации исследований межкультурного развития. Разрешение на воспроизведение этой статьи предоставляется при условии, что статья будет перепечатана полностью и должным образом указаны IDRA и автор. ]

Почему важен язык? Ваш путеводитель по разговорному слову

Язык является жизненно важной частью человеческих отношений. Хотя у всех видов есть свои способы общения, люди — единственные, кто освоил когнитивное языковое общение. Язык позволяет нам делиться своими идеями, мыслями и чувствами с другими. Она способна строить общества, но также и разрушать их. Это может показаться очевидным, но если вы спросите себя, почему язык важен? Вам придется разобрать его, чтобы по-настоящему понять, почему.

Почему важен язык? Language Matters

Язык делает нас людьми. Так люди общаются. Изучая язык, вы освоили сложную систему слов, структуру и грамматику, чтобы эффективно общаться с другими людьми.

Для большинства людей язык является естественным. Мы учимся общаться еще до того, как научимся говорить, и по мере того, как мы становимся старше, мы находим способы манипулировать языком, чтобы по-настоящему передать то, что мы хотим сказать, с помощью слов и сложных предложений. Конечно, не все общение осуществляется посредством языка, но овладение языком, безусловно, помогает ускорить этот процесс. Это одна из многих причин, почему язык важен.

Язык важен для культуры и общества

Язык помогает нам выражать наши чувства и мысли — это уникально для нашего вида, потому что это способ выражения уникальных идей и обычаев в разных культурах и обществах.

Изучая иностранный язык, вы можете понимать идеи и мысли, которые могут отличаться от вашей собственной культуры. Вы можете узнать обычаи и то, как люди взаимодействуют в данном обществе. Язык помогает сохранять культуры, но также позволяет нам узнавать о других и быстро распространять идеи.

Язык важен для бизнеса

Значение языка в бизнесе не имеет себе равных. Без языка здесь мы не можем делиться идеями и превращать их в нечто большее. Будь то изучение иностранного языка, чтобы вы могли делиться идеями с людьми из другой страны, или просто изучение того, как использовать язык, чтобы справиться с интервью, требовать присутствия в комнате или общаться с другими, язык жизненно важен.

Язык важен для личности и развития

Все люди учатся говорить в несколько разное время, и наблюдение за тем, когда ребенок начинает использовать язык, может свидетельствовать о том, насколько хорошо он развивается. Но это касается не только младенцев. Это также относится к маленьким детям, изучающим второй язык в школе, который отличается от языка, на котором они говорят дома, к взрослым, изучающим второй язык, или даже к тем, кто, возможно, потерял язык из-за какого-либо несчастного случая и работает над его восстановлением.

Язык важен для личного общения

Хотя большая часть человеческого общения осуществляется невербально (мы можем демонстрировать наши мысли, чувства и идеи с помощью жестов, выражений, тонов и эмоций), язык важен для личного общения. Будь то возможность поговорить с друзьями, партнером или семьей, для таких взаимодействий необходим общий язык.


Изображение Sasin Tipchai с сайта Pixabay

Основные функции языка

Основной функцией языка является использование языка. Это дает нам возможность как можно быстрее сообщать мысли, идеи и чувства другим. Но внутри этого мы можем лучше понять язык, взглянув на его основные функции.

1. Информационная функция

Информационная функция языка заключается в том, что мы используем язык для передачи любой информации. По сути, его функция состоит в том, чтобы информировать других, будучи в состоянии четко излагать факты.

2. Выразительная функция

Другой основной функцией языка является выразительная функция. Как это звучит, оно используется для самовыражения, давая нам способы передать свои чувства, эмоции и отношение к другому человеку (или к себе).

3. Функция директивы

Директивная функция языка — это основная функция, которая помогает нам направлять или командовать. Например, это дает нам возможность сказать себе или кому-то еще, что делать в той или иной ситуации.

Различные типы языка

В дополнение к языковым функциям существуют также различные типы языка и способы понимания языка в целом. Способность различать их может помочь вам понять другие причины, по которым язык так важен.

Оральный против. Письменный язык

В общем, устное общение — это разговорный язык, предназначенный для общения с другими людьми. Письменный язык – это выражение идей посредством записи слов.

Устное общение обычно более неформальное и быстрое, а письменный язык более формальный и медленный.

Денотативное значение Vs. Коннотативное значение

Слова имеют много значений, и это значение зависит от контекста, окружающего слово. Вот почему существует денотативное значение и коннотативное значение.

Денотативное значение – это буквальное определение/намерение слова, тогда как коннотативное значение – это когда слова несут положительные или отрицательные значения/коннотации. Примером этого может быть «дом» против «дома». «Дом» является денотативным, поскольку является буквальным термином для этого типа структуры, в которой кто-то может жить, тогда как «дом» является коннотативным и представляет собой убежище, семью, безопасность и т. д. Понимание разницы может помочь вам понять намерение языка.

Шесть элементов языка

Существует шесть элементов языка:

  1. Ясность: Использование языка таким образом, чтобы целевая аудитория полностью понимала ваши идеи; что ваши идеи ясны.
  2. Экономичность: Быть «экономным» в том, как вы говорите, избегая ненужных выражений. Это означает использование только необходимых и подходящих слов для самовыражения, избегая при этом языка, который ваша аудитория не поймет. По сути, это означает избегать лишней или сложной лексики.
  3. Непристойность: Это относится к «непристойным выражениям», включая, помимо прочего, ругательства и ненавистные высказывания.
  4. Непонятный язык/жаргон: Это очень специфический язык, который ваша аудитория не поймет, потому что не знакома с тем, о чем вы говорите. Это может быть, когда ваш автомеханик объясняет вам, что не так с вашей машиной, но вы не автомеханик, поэтому вам непонятно, о чем они говорят.
  5. Сила: Это когда кто-то использует язык, чтобы оказать власть над кем-то, чтобы манипулировать им, командовать им или заставить его делать то, что он хочет. Это также может означать, что вы продемонстрируете себя авторитетом в комнате.
  6. Разновидность: Это способность говорящего использовать комбинацию всех вышеупомянутых типов языка для успешного и творческого выражения идей.

Изображение Aline Dassel с Pixabay

Разные языковые стили

В языке существует множество различных стилей, соответствующих тому, что говорящий хочет передать. Хотя некоторые из них уникальны для личности человека, некоторые говорящие могут адаптировать определенные стили в зависимости от ситуации, даже если это отличается от того, как они обычно говорят.

1. Прямой и косвенный стили

Прямой способ использовать язык, чтобы указать человеку, что именно вы хотите сказать и/или что вы чувствуете.

Косвенный язык означает использование других слов или типов общения, чтобы продемонстрировать, что вы можете чувствовать себя определенным образом, но без прямого указания, почему или что, другими словами, будучи косвенным. Если вы когда-либо спорили со своей второй половинкой, вы, вероятно, сталкивались с обоими этими языковыми стилями.

2. Персональные и контекстные стили

Эти два языковых стиля немного сложнее. В общем, личный стиль относится к личной манере говорить человека, является неформальным и фокусируется на этом человеке.

Контекстные стили означают изменение языка в зависимости от контекста ситуации. Например, профессор может использовать свой личный стиль общения с друзьями и коллегами, а также контекстуальный стиль при чтении лекций своим студентам.

3. Непереводимые слова

Непереводимые слова — это слова или фразы, которые нам приходится заимствовать из других языков, потому что у нас нет слова, означающего то же самое на нашем родном языке. Хороший пример — как мы говорим «Приятного аппетита!», потому что у нас нет хорошего перевода.

Эффективное использование языка

Язык имеет так много преимуществ для людей, но также может быть проблемой, если язык используется неэффективно. Вот почему важно помнить о том, как вы используете язык в любой ситуации.

1. Используйте соответствующий язык

Использование надлежащего языка означает не только отказ от нецензурной лексики (могут быть случаи, когда это действительно уместно в данной ситуации!). Это означает использование языка, подходящего для вашей аудитории, который они могут понять, понять и взаимодействовать с ними.

2. Используйте яркий язык

Использовать яркий язык означает использовать образы на вашем языке, чтобы описать что-то как можно более ярко. Это может означать использование большего количества прилагательных или звукоподражаний, чтобы проиллюстрировать то, что вы говорите.

3. Использовать инклюзивный язык

Инклюзивный язык означает использование языка, который не исключает кого-либо. Например, вместо того, чтобы использовать «он или она» для обращения к аудитории, правильный термин «они» включает людей, которые могут не идентифицировать себя с определенным полом.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *