Негосударственное общеобразовательное учреждение Средняя общеобразовательная школа

Реактивная позиция: Что такое проактивное и реактивное мышление

Содержание

Что такое проактивное и реактивное мышление

Проактивное мышление называют одним из самых востребованных soft skills. Компании пишут: «Мы ищем людей с проактивным мышлением». Что это значит? От чего зависит проактивность и можно ли её развить?

Разбираемся в этом вместе с ведущим специалистом по развитию и обучению Инной Нурдавлятовой.

Проактивное и реактивное мышление – в чём разница

Проактивное мышление – это определение комплекса навыков. С одной стороны, оно относится действительно к мышлению, с другой – к нашим установкам, отношению к окружающему миру.

Проще всего суть проактивности объяснить от обратного – это противоположность реактивного мышления, поведения.

Как проявляется реактивность? Мы реагируем на события, которые с нами происходят. И мы свою реакцию не выбираем – она автоматическая, неосознанная. В такие моменты мы становимся заложниками обстоятельств: вокруг что-то происходит, а мы вынуждены на это что-то отвечать, как-то с этим справляться.

Противоположность этому – проактивность: мы делаем паузу между событием, которое происходит, и нашей реакцией. Мы выбираем свою реакцию, поведение, эмоциональное состояние. Мы выбираем наше отношение – с помощью паузы.

Выбор своей реакции – это одна сторона того, что называют проактивным мышлением. Вторая сторона – это именно мышление: обдумываение, планирование. Это ответы на вопросы «Какого результата я хочу достичь?» и «Что тогда я должен делать?», «Что мне нужно изменить в себе?» и «Что стоит заранее предусмотреть?»

Проактивное мышление – это когда я прогнозирую все варианты развития событий и думаю, как развернуть ситуацию в ту сторону, которая нужна мне.

Реактивность в этом смысле можно объяснить так: мы живём как живется, и, когда что-то случается, имеем дело уже с тем, что произошло. Хотя могли бы что-то предусмотреть и повлиять на ситуацию, пока она ещё только развивалась.

Чтобы подробнее объяснить суть реактивного и проактивного мышления, приведу два примера.

Пример 1.

Представим, что наш коллега (не руководитель и не подчиненный) достаточно мягко, корректно, но нас покритиковал.

Реактивное мышление – это первая спонтанная реакция.

У кого-то это будет желание оспорить сказанное: «Да нет, ты не знаешь всех деталей, всех нюансов, я тебе сейчас расскажу, как на самом деле».

Другой вариант – резкое чувство вины: «Да, ты прав, я плохой, я неудачник». Тотальная, всепоглощающая вина.

Реакция может быть агрессивной: «Ты вообще в этом ничего не смыслишь, почему ты мне это говоришь?» Или какая-нибудь ещё, такая первая спонтанная реакция.

Если мы говорим о проактивном мышлении – это следующая логика рассуждений: «Моё мнение всегда будет при мне, я к нему всегда могу обратиться. Я могу представить, что временно запаковываю своё мнение и убираю в шкафчик. А сейчас я постараюсь использовать слова коллеги как очень ценную вещь и поисследую, какое в них может быть здравое зерно».

Я могу задуматься, почему мне коллега сейчас об этом говорит, что с ним происходит, какие я вижу эмоции, как это влияет на наши отношения и эффективность совместной работы.

Могу задать себе вопрос: «В этой ситуации максимально выгодный для меня результат – какой? Как мне в этой ситуации быть, чтобы она была для меня полезной?»

Взяв паузу, я могу выбрать стратегию поведения. Это может быть ровно та же реакция, которая проявилась спонтанно, а может быть какая-то другая.

Ключевое – в том, что это не само собой со мной случается, а я сам выбираю, как буду относиться к словам коллеги наилучшим для меня образом. И если я решу, что поругаюсь с коллегой – это мой выбор, и я понимаю все последствия и для дела, и для отношений, и для моей репутации.

А если я это делаю просто так, потому что не знаю, как еще отреагировать, и потом корю себя – это совсем другая ситуация.

Пример 2.

Я прихожу на обучение в состоянии реактивного мышления и чувствую себя недовольным клиентом. «Материалы не совсем по моей теме», «Давайте ближе к моим вопросам», «Преподаватель говорит слишком быстро», «Преподаватель говорит слишком медленно».

Я не пытаюсь сделать что-то здесь и сейчас, повлиять на процесс – я просто пассивный участник, который копит недовольства. И потом пишу в анкете обратной связи, что всё было не так, и печенье с кофе были невкусными, и преподаватель мог бы приводить побольше практических примеров.

Если я переключаюсь на проактивное мышление, то понимаю: есть вещи, которые нужно принять. Есть преподаватель со своим опытом, есть программа обучения, есть мои коллеги. Проактивность мышления проявляется, когда я думаю: «Зачем я здесь?» и «Как я всё вокруг могу поставить на службу моим целям?»

Тогда приходят другие ответы. Вместо того чтобы сопротивляться происходящему («вот, преподаватель слишком много теоретизирует»), я могу повлиять на ситуацию: задать вопрос; подойти к преподавателю в перерыве и попросить приводить больше примеров; предложить коллегам поделиться своим опытом. Я начинаю что-то делать в моменте. Не говоря о том, что до начала обучения можно было что-то предпринять, чтобы процесс лучше соответствовал моим целям.

В этом главное различие проактивного и реактивного мышления. В первом случае я заложник ситуации, жертва обстоятельств. Во втором я четко понимаю, что мне нужно, и предпринимаю шаги для достижения цели.

Проактивное мышление – это поиск ответа на два вопроса:

«Где находится моя зона влияния и что я могу сделать?»

«Где находится зона забот?» – вещей, на которые я не могу повлиять.

Если я беру в фокус внимания зону забот – постоянно переживаю, жалуюсь, злюсь или даже восхищаюсь чем-то, что от меня совсем не зависит, – я растрачиваю свою интеллектуальную и эмоциональную энергию.

А когда я понимаю, где моя зона влияния – пусть она очень маленькая, но я именно ее помещаю в фокус, – это и есть проактивное мышление.

От чего зависит состояние проактивности

На него влияют несколько факторов:

Общее физическое состояние

Это, может быть, не самое очевидное, но когда мы уставшие – физически, интеллектуально истощены, – мы скорее будем склонны к реактивному мышлению. «Пусть всё идет как идет, вот появится проблема – буду разбираться». Чем лучше мы себя чувствуем, тем больше ресурса для проактивного мышления.

Наличие желания развиваться

Если есть желание что-то делать, интересоваться, вникать, предлагать решения, мы с большей вероятностью будем вести себя проактивно.

Наше ближайшее окружение

Это очень мощная причина действовать реактивно или проактивно. Если вокруг нас коллеги, друзья склонны к реактивному мышлению, мы попадаем под это влияние. И мы тоже можем начать сетовать: «Руководство принимает неправильные решения», «проекты даются необдуманные», «сроки нереалистичные». Получается замкнутая система жалоб и поиска виноватого.

Это очень трудно – быть белой вороной, которая за обедом скажет: «Руководители могут ошибаться, но ведь и у нас с вами есть зона ответственности, мы сами можем что-то предлагать». Бывает очень трудно переломить общий ход разговора. Но это вполне нам под силу, если мы хорошо себя чувствуем и у нас есть энергия для этого.

Если наше окружение в любой ситуации думает, на что можно повлиять, что можно взять в свои руки, выбирает для себя какие-то возможности (может быть, не очевидные), то мы поддаемся этому влиянию и начинаем размышлять в таком ключе.

Здесь я позволю себе рекомендацию: там, где мы можем выбирать, очень полезно быть рядом с людьми, которые уже демонстрируют проактивное мышление. Быть вместе с ними в рабочих проектах, просто общаться. Даже если мы думаем, какой подкаст послушать, можно выбрать тот, который ведут люди с таким настроем. Это очень заряжает и подпитывает.

Мы не всегда можем выбирать. Может оказаться, что наш друг впал в состояние, что весь мир куда-то катится и всё плохо. Это, конечно, не повод разрывать отношения, но повод сбалансировать свое окружение – стараться общаться и с теми, кто находится в состоянии проактивности.

Как может навредить реактивное мышление

Нет таких людей, которые всегда мыслят проактивно. Мы все в зависимости от состояния и контекста мыслим и ведем себя по-разному. Ключевое – в том, насколько часто мы пребываем в реактивном мышлении. Если мы не бываем в состоянии проактивности, это может навредить.

Как это будет выглядеть внешне: если придерживаться реактивного мышления, можно оказаться среди событий, которые мы не выбирали. Нет гарантии, что эти события нам понравятся. Если они случаются сами собой, они могут нас не устраивать.

Решения, которые принимаются, задачи, которые предлагаются, люди, которые появляются в нашей жизни и их выборы – мы будем проживать не то, что выбрали сами, а то, что кто-то другой спланировал, реализовал, а мы просто оказались рядом. Значительная часть событий может быть нам не близка.

Как это будет чувствоваться изнутри: состояние беспомощности, подавленности, ощущение «Я не понимаю, зачем хожу на работу», «Я не понимаю, что рядом со мной делают эти люди», «Я ни на что не влияю». Это очень низкое качество жизни – когда нет ощущения радости, есть только ощущение пустоты. Это довольно существенный недостаток реактивного мышления.

Нам может очень повезти: мы ничего сами не выбирали, все события на нас обрушились, и они все приятные. Такой сценарий может быть, но он не очень реалистичный.

В следующем посте мы расскажем, как можно развивать проактивное мышление.

Проактивный и реактивный подходы к жизни: ищем проблему в себе

Прочитано: 36 668

Проактивный и реактивный? Вроде бы какая разница, если в обоих словах спрятался «активный» термин. А ведь большая! Реактивный и проактивный подход к жизни – настолько различаются, что нужно не только понимать разницу между ними, но и стремится к преобладанию одной поведенческой схемы. Но вот какой?

Проактивное и реактивное мышление: что важнее

Первым делом разбираемся в терминологии.

Проактивный человек – это тот, кто опирается только на себя. При любых событиях он оценивает свои действия, свои поступки и свои решения. Влияние окружающего мира для него незначительно и сведено к минимуму.

Реактивная личность, наоборот, склонна винить любые обстоятельства, которые встали у нее на пути. Хоть плохую погоду, хоть коллег, хоть детей. Всегда есть какой-то источник помех, который помешал добиться результата.

Если говорить более научным языком, то реактивный и проактивный подход различаются опорой на ресурсы. Проактивный человек видит источником ресурсов себя, реактивный находит их вне.

Из терминологии понятно, что реактивное и проактивное поведение, несмотря на красивый общий корень слова, сильно различаются. Что дальше?

Проактивные и реактивные люди: достижение результатов

Реактивная и проактивная модель поведения определяет все.

Общение в семье.

Поведение на работе.

Предпосылки к карьерному росту.

Склонность к планированию.

Внедрение привычек.

Любая сфера жизни зависит от выбранной схемы поведения.

Все успешные люди «идут и делают». Они ориентированы на результат, а значит проактивны.

Они просчитывают ходы наперед, оценивают риски и всегда имеют альтернативный план поведения. Им это нужно, чтобы никакие внешние факторы не повлияли на их движение.

Проактивность – это в первую очередь ответственность перед собой и принятыми решениями. А уж потом активность в плане осуществления замыслов.

Проактивный или реактивный: тест

Проактивная/реактивная позиция легко оценивается при помощи несложного теста. В нем нужно выбрать фразы, которые человек использует в разных ситуациях.

Нужно примерить оба варианта и выбрать предпочтительный. И оценить результаты.

Не стоит стремиться выбирать те сочетания, которые никогда не мелькают в голове и не звучат вслух. Это не верно. Да и не поможет дать истинное определение типа поведения.

ПроактивныйРеактивный
Я буду стремиться это изменитьВряд ли с этим вообще можно что-то сделать
Я изменю их мнениеИх вряд ли возможно переубедит
Мне не очень нравятся люди, с которыми я работаю, но не так сильно, чтобы я принимал это близко к сердцуМеня раздражают мои коллеги
Я иду на работуЯ вынужден идти на работу
Я решил (а), что поступлю именно такМне придется поступить так из-за того, что…
Я найду время, которое посвящу этим деламЯ бы помог, но у меня нет времени
Я придумаю, где найти средства для старта проектаУ меня ограничены финансовые возможности, я не смогу начать этот проект
Странно, что это мало кого интересует, что сделать для того, чтобы это приносило пользу?Никому это не нужно, ну и я не буду ничего делать
Мне нужны связи. Я придумаю, где их найтиЗдесь необходимы определенные связи. У меня их нет
Я докажу, что лучше меня никто не сделает эту работуМне не доверят эту работу

Что делать, если в списке есть «реактивные» фразы?

Работать с этим.

Есть простой алгоритм повышения проактивности, и если ему следовать то можно много добиться.

7 шагов к проактивной личности

Каждый из нас имеет черты и проактивности, и реактивности. Это просто манера поведения, которая легко меняется.

Хорошо, не легко. Но меняется.

Первое, что нужно – оценивать себя в каждой возможной ситуации:

  • Реактивно я себя веду или проактивно?
  • Какой правильный алгоритм поведения?
  • Что я могу сделать для повышения проактивности?

Это первый шаг.

Дальше:

  1. Самоанализ. Оцените не только ситуацию, но и жизнь в целом. Окружение, которое, как известно, нас формирует. Привычки близких. Типичные проблемы.
    Постоянные дела. Задачи, требующие решения.
  2. Работа с задачами. После самоанализа выберите самую важную задачу и сделайте по ней ряд действий. Среди них должен быть план достижения цели. Рассказ о своем плане близким.

Взятые вслух обязательства заставляют нас действовать проактивно.

Изучение опыта других. Движение к цели.

  1. План Б. Обязательно проработайте подводные камни и возможные препятствия по выбранной задаче. Наметьте линии поведения при возникновении самых сложных. 
  2. Решение проблем. Очень важный пункт, гласящий, что проблемы нужно решать, а не избегать их. Любые. Есть проблема – не стоит копаться в ней – ее надо просто решить. Самым эффективным способом.
  3. Расставляйте приоритеты. Задачи лучше решать последовательно, а не одновременно. Начинать стоит неизменно с лягушки, а потом и задачи меньшей важности.
  4. Опережайте. Думайте наперед. Если по прогнозу обещают дождь, с вечера приготовьте зонтик.
    И так в любых ситуациях. Чуть-чуть действий наперед, и результативность каждого дня начнет расти.

Итак, получилось 1+6 шагов к проактивной жизни. Всего 7.

Несложных и доступных любому.

Осталось их только сделать.

Вместо вывода

Суть проактивного и реактивного подхода к жизни понятна.

Одни действуют.

Вторые стонут.

Кто достигает цели, комментировать не нужно.

Осталось только решить, какой путь ваш. И привести примеры собственного проактивного и реактивного поведения, если удастся их поймать в текущих делах. Простой анализ, а получится ли? Пишите в комментариях.

Интересно почитать:

Упреждающее и реактивное реагирование — решение

Эллисон Кидд

Написано Эмбер Рид

В течение многих лет моя мама уверенно говорила мне: «Сделай этот день замечательным!» — имея в виду, что я могу контролировать, как проходит мой день. Я всегда чувствовал, что это простое утверждение дало мне силу начать свой день в позитивном и оптимистичном направлении. И по мере того, как шел день и возникал хаос, я вспомнил, что могу контролировать то, как я реагирую или реагирую на ситуации или обстоятельства, которые я не могу изменить. Сегодня я продолжаю выбирать Проактивный подход , так как я обнаружил, что преимущества намного перевешивают все остальное.

Проактивность против Реактивности
Когда вы проактивны , вы берете на себя ответственность за события, чувства и результаты. Например, если
у вас проблемы в классе, вы можете взять на себя ответственность за прокрастинацию и обратиться к учителю, чтобы наверстать упущенное. Когда вы

проактивны, вы признаете свои ошибки и вместо того, чтобы останавливаться на том, что привело вас туда, вы используете их, чтобы подтолкнуть вас вперед. Вы признаете свои усилия (или их отсутствие) и оцениваете свой прогресс в этом. Проактивность означает, что вы берете на себя ответственность за свои действия и выбор и используете их для обучения и роста. Это значит быть настоящим с собой и другими. Если кто-то не понимает вашу точку зрения, вы признаете, что, возможно, вы неэффективно общались, и у вас есть возможность разрешить или предотвратить конфликт в будущем.

Быть реактивным означает обвинять других в выборе. Это означает, что вы реагируете на ситуации через свои эмоции. Здесь вы часто можете показаться обвиняющим, обиженным, неуверенным или злым.

Общие заявления, сделанные, когда кто-то реагирует, включают: «Я такой, какой я есть», «Я ничего не могу сделать», «Она испортила мне день», «Учитель был несправедлив». Обвинение — это простой способ не брать на себя ответственность за свое поведение, что препятствует пониманию того, что вам нужно для активной деятельности.

Такие фразы, как «Я не могу» или «Я должен», также являются примерами реактивных позиций. Говоря это, вы находите альтернативную причину, которая будет казаться более приемлемой для вашего решения. Когда вы говорите: «Я бы хотел, но…», вы используете «но», чтобы оправдать свой выбор, вместо того, чтобы быть честным или прилагать усилия для выполнения действия или задачи.

Проблема с реактивными реакциями заключается в том, что они часто приводят к смещенному гневу, когда вы можете подсознательно расстраиваться из-за себя и своих решений. Не всегда легко быть активным, но это требует от вас мужества и изобретательности, настойчивости и стойкости.

Как использовать проактивные ответы

  1. Остановитесь и подумайте — сделайте паузу на мгновение, обратите внимание на то, что происходит, и используйте свой мозг, а не свои эмоции.

  2. Получите контроль, если вам нужно — сделайте несколько глубоких вдохов, закройте глаза, измените обстановку, успокойте нервы.

  3. Подумайте о своем выборе – взвесьте все за и против, рассмотрите альтернативы, оцените, какое решение будет наиболее полезным.


Выполняя эти действия, вы будете более рациональны и логичны в принятии решений. Это поможет вам сделать более эффективный и полноценный выбор. Этот процесс требует некоторого самосознания, чтобы иметь возможность сделать паузу и посмотреть на ситуацию с другой точки зрения. Когда эмоции усиливаются, может появиться привычка мгновенно реагировать.

Активное реагирование требует, чтобы вы взяли на себя ответственность за свою жизнь и свой выбор, а не просто наблюдали за тем, как это происходит. Вы берете ключ к собственному счастью и судьбе.

Как подростковый терапевт, я часто говорю своим клиентам в конце группы или сеанса: «Сделайте этот день отличным». Мы можем не всегда чувствовать контроль над событиями, которые происходят вокруг нас, но у нас есть контроль над тем, как мы решаем управлять ими эмоционально и поведенчески.

Эллисон Кидд, LMSW, LMAC
913-735-4056
[email protected]

БОЛЬШЕ ОТ ALLISON

Эллисон Кидд

Приспособиться к изменениям может быть сложно…

Эллисон Кидд

Приспособиться к переменам бывает непросто. Иногда мы делаем личный выбор в пользу перемен, иногда это происходит неожиданно или вне нашего контроля. Когда мы можем планировать изменения, ожидания, которые мы возлагаем на результат, не всегда реалистичны.

Подробнее →

Эллисон Кидд

Эллисон Кидд

Помогите подростку создать рутину и структуру

Эллисон Кидд

Ваш подросток откладывает будильник и изо всех сил пытается встать с постели по утрам? Возвращаются ли они домой из школы умственно истощенными и физически возбужденными?

Подробнее →

Эллисон Кидд

Эллисон Кидд

Начните разговор: предупреждающие знаки

Эллисон Кидд

«Самоубийство. Слово «самоубийство» привлекает внимание людей. Правда в том, что самоубийство привлекает всеобщее внимание. Это действия, ведущие к самоубийству, которые часто остаются незамеченными». — Эллисон Кидд

Подробнее →

Эллисон Кидд

Эллисон Кидд

Проактивное и реактивное реагирование

Эллисон Кидд

В течение многих лет моя мама уверенно говорила мне: «Сделай этот день замечательным!» — имея в виду, что я могу контролировать, как проходит мой день.

Подробнее →

Эллисон Кидд

Эллисон Кидд

Шесть вещей, от которых вам нужно избавиться в 2018 году

Эллисон Кидд

«Может быть, если вы отбросите свое неверие, закатаете рукава, пойдете на определенный риск и полностью пойдете на это, однажды вы проснетесь и поймете, что живете той жизнью, которой привыкли». завидуй» — Джен СинСЕРО

Подробнее →

Эллисон Кидд

Эллисон Кидд

Как выразить благодарность в праздники

Эллисон Кидд

Во время этого праздничного сезона везде, куда бы вы ни пошли, вы увидите таблички, рубашки, открытки, домашний декор и т. д., на которых написано «благодарный», «благодарный» или «благословенный».

Подробнее →

Эллисон Кидд

Эллисон Кидд

16 предупреждающих знаков, которые нужно знать своим детям

Эллисон Кидд

Иногда у нас есть представление о том, как выглядят депрессия и тревога, особенно если мы сами через них прошли.

Подробнее →

Эллисон Кидд

Эллисон Кидд

5 шагов подготовки к поступлению в школу

Эллисон Кидд

Наступил август, и для некоторых учеников это страшный обратный отсчет до потери летней свободы, в то время как другие с нетерпением ждут начала нового учебного года.

Подробнее →

Эллисон Кидд

Эллисон Кидд

От студента с тревогой

Эллисон Кидд

Я замерзну, заплачу или выбегу из класса. Я боюсь внимания, которое это привлечет исключительно ко мне. Мои мысли начнут выходить из-под контроля:

Подробнее →

Эллисон Кидд

Эллисон Кидд

Переосмысление негативного мышления

Эллисон Кидд

Все мы сталкиваемся с тем, что мы называем «внутренним диалогом», также известным как разговор в голове или мышление.

Подробнее →

Эллисон Кидд

Эмбер Рид

реактивных и проактивных стилей управления: какой из них дает результаты?

Перейти в раздел

Сказка о двух менеджерах

Лучше быть активным или реактивным?

Что вызывает реактивное мышление?

Качества проактивного лидера

Как стать более проактивным менеджером

Быть менеджером не всегда значит тушить пожары, но, безусловно, это может ощущаться. В идеальном мире вы могли бы предвидеть каждый наихудший сценарий. Но жизнь — и бизнес — редко складывается таким образом.

Каждый лидер должен обладать набором навыков — способностью быть как активным, так и реактивным. Из этой статьи вы узнаете, что такое проактивный и реактивный стили управления и как их лучше всего использовать.

Сказка о двух менеджерах

Представим, что сейчас сезон отпусков. Каждый год розничный магазин наполняется покупателями, ищущими лучшую сделку. Отдел продаж рассчитывает на этих покупателей в последнюю минуту. Их покупки помогают магазину сделать последний шаг к достижению целей продаж на финансовый год.

Менеджер А боится предстоящего сезона. Несмотря на то, что это самое загруженное время года, именно в это время у них больше всего вызовов и кадровых проблем. Люди постоянно делают покупки, но все они ищут распродажи и выгодные предложения. В результате магазин все еще с трудом достигает своих целей.

К концу года все испытывают стресс, и половина персонала увольняется.

Менеджер Б знает, что праздники могут быть тяжелыми. Они начинают нанимать людей на курортный сезон ранней осенью. К праздникам магазин хорошо укомплектован, а сотрудники хорошо обучены. Чтобы стимулировать продажи, они проводят серию небольших распродаж, чтобы узнать, какие продукты наиболее популярны. Каждый сотрудник проходит семинар по стратегиям обучения продажам.

За несколько недель до праздника магазин связывается с постоянными покупателями и предлагает им скидку, если они запишутся в магазин. К тому времени, когда наступают праздники, магазин уже перевыполнил свою задачу. У них также меньше покупателей в последнюю минуту, поэтому магазин не должен быть полностью укомплектован персоналом. Больше сотрудников могут проводить время со своими близкими, а не работать допоздна.

Так какая разница? Один менеджер применил реактивный подход , а другой менеджер выбрал подход 9.0011 проактивный подход.

Что такое реактивное и упреждающее управление?

Реактивное управление — это когда лидеры реагируют на кризисы и проблемы по мере их возникновения. Упреждающее управление означает предвидение потребностей и проблем, чтобы вы и ваша команда были готовы их преодолеть.

Невозможно предусмотреть все обстоятельства. Ни один лидер или организация не может быть активным все время. Но если вы все время реактивны, вы можете провести много времени в «режиме пожаротушения». Ваша команда может быть разочарована тем, что у вас не было планов на случай непредвиденных обстоятельств.

Лучше быть активным или реактивным?

В общем, лучше действовать на опережение. Это означает, что вы пытаетесь рассмотреть ситуации до того, как они возникнут, чтобы убедиться, что ваша команда готова к ним. Как говорится, «Унция профилактики стоит фунта лечения».

Однако у обоих стилей руководства есть свои преимущества и недостатки. Лидеры, ориентированные на будущее, должны владеть как проактивным, так и реактивным стилями управления. Это особенно верно, поскольку мир работы меняется. COVID-19Пандемия и переход на удаленную работу увеличили потребность в гибких лидерах, способных быстро адаптироваться к меняющимся обстоятельствам.

Давайте взглянем на плюсы и минусы реактивного и проактивного лидерства.

Плюсы проактивного лидерства:

Проактивные лидеры (и их команды) уверены в своей способности предвидеть и планировать возможные проблемы.

При возникновении трудностей время реагирования часто сокращается за счет наличия надежного плана.

Проактивные менеджеры часто выделяют больше времени и ресурсов на развитие навыков, обучение и наставничество своих команд.

Минусы проактивного лидерства:

Лидеры, отдающие предпочтение проактивному подходу, должны обязательно оставлять время для повседневных задач и неотложных дел.

Те, кто слишком сосредоточен на больших картинках, могут оставить в своих командах ощущение, что они не на связи.

Невозможно предусмотреть каждую ситуацию. Попытка сделать это может привести к «аналитическому параличу», когда люди чувствуют себя обездвиженными, пока не получат все факты.

Плюсы реактивного лидерства:

Реагирующие команды могут очень хорошо работать под давлением. У них отличные навыки решения проблем, проверенные в бою.

Реактивные люди часто чувствуют себя более комфортно в условиях неопределенности и пробуют разные подходы.

Индивидуальные участники демонстрируют высокий уровень сопричастности. Они не беспокоятся о том, чтобы все идеально спланировать или обработать идеи по цепочке подчинения, прежде чем действовать.

Минусы реактивного лидерства:

Всегда быть в режиме решения проблем плохо для морального духа. Может показаться, что «всегда есть чрезвычайная ситуация».

Когда лидеры постоянно тушат пожары, у них нет времени на долгосрочное планирование.

Трудно измерить, какие методы оказались наиболее эффективными, или предсказать успех в будущем.

Что вызывает реактивное мышление?

Ни один лидер не приходит на работу и не говорит: «Я здесь только для того, чтобы решать проблемы». Лидеры хотят иметь возможность формировать видение своей команды, достигать поставленных целей и помогать людям развиваться в их карьере. Но иногда внешние факторы влияют на руководителей таким образом, что они не могут мыслить так дальновидно, как им хотелось бы.

Каждый руководитель и каждое рабочее место сталкивается с трудностями. Но когда обстоятельства выходят из-под контроля, легко начать немного реагировать.

Эти среды захвачены тиранией безотлагательности. Есть несколько факторов, которые способствуют высокому уровню стресса и безотлагательности на рабочем месте:

1. Культура презентизма

Сотрудникам выгодно отрываться от работы. Если они не чувствуют, что могут взять отпуск, даже когда они больны, моральный дух страдает. Эта культура «появляться несмотря ни на что» вредна для рабочего места.

2. Плохие приоритеты

Команды выигрывают от четкого набора приоритетов. Когда им не удается поставить перед собой цель, над которой может работать каждый, люди часто рассеивают свою энергию в разных направлениях. Это может создать ощущение, что усилия вашей команды «повсеместны» или что ничего не закончено.

3. Гиперконкуренция 

Конкуренция может бодрить и мотивировать в офисе. Но когда люди чувствуют, что им нужно бороться, чтобы продвинуться вперед или даже сохранить работу, это истощает энергию. Вы не можете планировать заранее, если вы всегда оглядываетесь назад.

4. Нехватка ресурсов

Работаете с ограниченным бюджетом или с небольшой бригадой? Если ваша команда растянута, проактивное мышление не сработает. Компаниям, находящимся в «режиме выживания», трудно думать дальше, чем на шаг или два вперед. Даже когда они это делают, у них часто нет ресурсов, чтобы инвестировать во что-то, что не принесет немедленной отдачи.

5. Выгорание

Выгорают ли ваши сотрудники или руководители? Проактивное мышление требует определенного количества энергии и оптимизма. Их может не хватать, когда вы чувствуете себя измотанным. Прежде чем начать думать о чем-то другом, вам нужно заняться благополучием.

Хорошей новостью является то, что перераспределение приоритетов, чтобы быть менее реактивными, на самом деле может помочь уменьшить выгорание и улучшить самочувствие сотрудников.

Матрица «срочное/важное» впервые была предложена президентом Эйзенхауэром и популяризирована Стивеном Кови. Это помогает людям и организациям разделить задачи на четыре квадранта.

В сегодняшнем гиперсвязном мире мы склонны сосредотачиваться на самых срочных задачах. Это включает в себя звонки на телефоны, пинг-уведомления и менеджера, который угрожает уйти, если он не получит повышения.

Часто самые важные задачи, которые нам нужно выполнить, совсем не срочные. И многие из наших неотложных задач можно было решить до того, как они стали чрезвычайными. Вот где активное отношение полезно. Как лидеры, если мы научимся справляться с повседневными задачами, при этом находя время для планирования возможных будущих событий, мы станем более эффективными. Приоритизация задач и ситуаций, когда они важны (но не срочные), предотвращает их превращение в проблемы.

Качества инициативных лидеров

Как выглядит инициативный руководитель?

Во-первых, они ориентированы на команду. Они знают, как важно развивать лидеров, и ищут возможности инвестировать время в свои команды.

Они стараются не быть узким местом для своих команд. Они побуждают других людей обсуждать как краткосрочные, так и долгосрочные сценарии, чтобы искать потенциальные проблемы. Они дают своим командам возможность действовать и помогают им стать самостоятельными.

Несмотря на то, что эти лидеры прекрасно умеют решать проблемы, они не тратят все свое время на решение проблем. Они делят свое время между работой над достижением целей команды и верой в то, что смогут справиться с непредвиденными проблемами, когда они возникнут.

Проактивные люди не пытаются все предвидеть. Они прислушиваются к мнению своей команды. Они столь же рефлексивны, сколь и дальновидны. Они систематически оглядываются на то, что сработало и что не сработало, чтобы повысить свои шансы на успех.

Эти лидеры открыты для новых подходов, если они соответствуют ценностям организации.

Как стать более активным менеджером

Часть вашей ответственности как лидера состоит в том, чтобы решать проблемы по мере их возникновения. В таких случаях помогают реактивные стратегии. Хитрость заключается в том, чтобы проявлять инициативу, даже когда вам приходится реагировать на меняющиеся обстоятельства.

Вот несколько способов стать более активным менеджером:

1. Займитесь стратегическим планированием

Куда, по вашему мнению, движется ваша компания? Что вам нужно — и кем вам нужно быть — чтобы туда добраться? И компании, и частные лица получают выгоду от стратегического планирования. В BetterUp мы измеряем стратегическое планирование как навык с помощью Модели всего человека. Люди, которые развивают этот навык, лучше способны мыслить активно (как на работе, так и в своей жизни), чтобы планировать, как достичь своих целей.

2. Предвидьте свой рост

Представьте, что вы достигли своих самых больших целей. Какие бы у вас были проблемы? Предпримите шаги, чтобы заселить это решение заранее.

Что это значит? Например, вы можете увеличить свою клиентскую базу в 10 раз. Как бы это выглядело? Что вам нужно иметь на месте? Можете ли вы начать поиск и обучение новых менеджеров по работе с клиентами? Можете ли вы перейти на новую платформу, способную обслуживать более крупный банк клиентов?

3.
Следите за своим временем 

На что вы тратите много времени? Что из того, что вы делаете, могло бы быть сделано более гладко, проще или кем-то другим?

Если вы боретесь с этим сейчас, эти точки давления, вероятно, будут первыми областями, которые будут испытывать напряжение, когда вы будете расти. Можете ли вы упростить эти задачи или делегировать их? Нужно ли их делать вообще?

4. Попросите вашу команду оставить отзыв

Помните те карикатуры на Дилберта, которые высмеивали «мышление в целом»? Один из недостатков проактивного мышления заключается в том, что лидеры, которые говорят только о «общей картине», могут показаться оторванными от реальности.

Свяжитесь с вашим персоналом и людьми, которые регулярно взаимодействуют непосредственно с вашими клиентами. Какие вопросы возникают постоянно? Что, по их мнению, вам нужно запланировать? Сделайте так, чтобы им было легко предоставлять вам отзывы, информацию и идеи на регулярной основе.

5.
Развивайте самосознание

Реактивное мышление может вызвать у вас ощущение постоянного стресса. Это происходит потому, что вы всегда играете в догонялки или «ждете, пока другой ботинок упадет». У вас действительно нет времени планировать непредвиденные обстоятельства, и это может привести к тому, что ваша пропускная способность будет сильно растянута.

Стрессовые ситуации случаются, как бы хорошо вы ни планировали. Развитие самосознания может помочь вам сохранять спокойствие, когда вы находитесь в состоянии стресса. Вы будете более эффективны в кризисной ситуации и станете более обнадеживающим для своей команды, если не будете терять голову каждый раз, когда что-то происходит.

6. Работа с коучем

Наставник, старший руководитель или коуч жизненно необходим менеджерам и владельцам бизнеса. На самом деле, есть несколько очень веских причин, по которым каждый лидер должен работать с коучем.

Как говорится, наверху одиноко. Лидерам нужна такая же поддержка, как и их командам, но они могут не знать, где ее получить. По мере того, как люди становятся лидерами, а потребности команды растут, наличие человека, который может отступить и предложить альтернативные точки зрения, часто имеет неоценимое значение.

7. Сосредоточьтесь на главном

Подростком я работал бариста в местной кофейне. Я любил свою работу и был довольно амбициозным ребенком, поэтому быстро нацелился на повышение. Я подумал, что если буду очень усердно работать и делать все идеально, то в кратчайшие сроки стану начальником смены.

Однажды мой начальник увидел, как я мыл посуду. Я сосредоточил все свое внимание на том, чтобы идеально вымыть это блюдо, поэтому я был совершенно удивлен, услышав, как он приветствует ожидающего клиента.

После того, как покупательница выпила кофе и ушла, мой начальник мягко напомнил мне, что нет ничего важнее наших клиентов. «Пока мы открыты, вы должны следить за ними», — сказал он. «Ничто не может завладеть вашим вниманием или энергией на 100%, потому что вам всегда нужно знать, что происходит вокруг вас.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *