Реализм и инструментализм в современной философии науки — учебный курс
- Автор: Фурсов А.А.
- Год создания: 2012
- Организация: МГУ имени М.В. Ломоносова
- Описание:
Существуют две основные позиции в вопросе о статусе теоретического знания науки: реализм и инструментализм. «Реализм» — общее название для целого ряда реалистических концепций философии науки, некоторые из них в действительности очень сильно отличаются своими основными тезисами. Научный реализм – доктрина, которая возникла в середине 60-ых годов прошлого века и продолжает развиваться в современной философии науки, утверждает, что научные теории могут оцениваться на истинность либо ложность в смысле соответствия или несоответствия их теоретических утверждений объективному устройству мира, а теоретические объекты и свойства, постулируемые научными теориями, но недоступные непосредственному наблюдению, могут обозначать реально существующие объекты и характеристики внешнего мира.
- Добавил в систему: Фурсов Александр Андреевич
Преподавание курса
- 11 февраля 2022 — 8 апреля 2022 Фурсов Александр Андреевич
- МГУ имени М.В. Ломоносова, Философский факультет, Кафедра философии и методологии науки
- обязательная, по выбору (спецкурс), лекции, 36 часов
- Автор: Фурсов А. А.
- 13 февраля 2020 — 2 апреля 2020 Фурсов Александр Андреевич
- МГУ имени М.В. Ломоносова, Философский факультет, Кафедра философии и методологии науки
- обязательная, по выбору (спецкурс), лекции, 36 часов
- Автор: Фурсов А.А.
- 12 февраля 2019 — 16 апреля 2019 Фурсов Александр Андреевич
- МГУ имени М.В. Ломоносова, Философский факультет, Кафедра философии и методологии науки
- обязательная, по выбору (спецкурс), лекции, 36 часов
- Автор: Фурсов А. А.
- 19 июня 2018 — 16 апреля 2018 Фурсов Александр Андреевич
- МГУ имени М.В. Ломоносова, Философский факультет, Кафедра философии и методологии науки
- обязательная, по выбору (спецкурс), лекции, 36 часов
- Автор: Фурсов А.А.
- 1 сентября 2014 — 31 декабря 2014 Фурсов Александр Андреевич
- МГУ имени М.В. Ломоносова, Философский факультет
- обязательная, по выбору (спецкурс), лекции, 36 часов
- Автор: Фурсов А. А.
12.Номинализм и реализм в средневековой философии
Номинализм и реализм (от лат. nomen — имя, realis — действительный) — противоборствующие направления средневековой схоластической философии. Номинализм настаивал на объективном существовании лишь единичных вещей. Реализм утверждал объективное существование общих понятий в Божественном уме. Для крайних номиналистов общие понятия суть звук, для умеренных общие понятия возникают в человеческом уме в процессе абстрагирования. Крайние реалисты (Эриугена) утверждали, что универсалии (общие идеи, понятия) существуют идеально, до вещей. Умеренные реалисты (Фома Аквинский) считали, что универсалии существуют в вещах. Дискуссия номиналистов и реалистов оттачивала логику, основное достижение средневековой схоластики, способствовала развитию научной строгости, заложила основы теории множеств и математической логики.
Характерные особенности представлений средневековой философии о познании проявились в происходившей в течение веков полемике номинализма и реализма.
Реализм (в средневековой философии)- учение, по которому подлинной реальностью обладают только общие понятия (универсалии), а вещи, существующие в эмпирическом мире изменчивы, единичны, временны. Понятия существуют до вещей, это идеи в божественном разуме. То есть познание возможно только с помощью разума.
Номинализм подчеркивает приоритет воли над разумом. И понятия не существуют в божественном разуме. Сначала Бог творит вещи своей волей, а понятия возникают в познающей душе. Яркий представитель номинализма Уйльям Оккам говорил, что понятия, не поддающиеся проверке в опыте, должны быть удалены как нерациональные (бритва Оккама).
Попытку преодолеть обе крайности попытался Фома Аквинский. Возражая номиналистам, Фома утверждал, что общие понятия в божественном разуме предшествуют вещам, как их прообразы. Одновременно, возражая реалистам. Фома доказывал, что общее внутреннее присуще вещам, и понятия, образующиеся в человеческом мозге вторичны по отношению к общему в вещах. Познание, с его точки зрения, происходит благодаря действию на человека двух сторон вещи – чувственной и умопостигаемой. Таким образом, познанный объект ведет как бы двойное существование: вне человека как вещь и внутри человека как “вид”. Посредством “чувственных видов” человек познает индивидуальное в вещах, посредством “сверхчувственных видов” — общее. Через философское познание вещей, как творений Бога, человек возвышается до познания самого Бога.
Номинализм и реализм в средневековой философии. Идеализм направление, утверждающее, в противоположность материализму, первичность духа и вторичность материи, идеальность мира и зависимость его существования от сознания людей. В средневековой философии приводится различие бытия и сущности. У всех средневековых философов познание каждой вещи сводится к ответу на 4 вопроса: 1. Есть ли вещь? 2. Что она такое? 3. Какова она? 4. Почему (для чего) она есть? Смысл мышления средних веков теоцентричен, т.е. в основе мироздания Бог. Философия базировалась на 2 основных идеях: — творения — откровения Чем древнее, тем истеннее, подлиннее, надежнее такова позиция средневековых мыслителей. Главный источник знаний и откровений Библия. Философская мысль религия единобожия (монотеизм иудаизм, христианство, мусульманство). Направления схоластики. Реализм (направление схоластики) учение, согласно которому подлинной реальностью обладают только общие понятия или универсалии, а не единые предметы, существующие в эмпирическом мире. Реальным бытием обладают вечные идеи, а не переходящие и изменчивые чувственные вещи. Универсалии существуют до вещей, представляя собой мысли, идеи в божественном разуме (позиция Платона). Познание возможно лишь с помощью разума, ибо лишь разум способен посчитать общее. Номинализм отдавал приоритет воле над разумом (nomen имя) отрицал возможность существования общих понятий. Универсалии существуют не до, а после вещей. (человек есть живое существо, наделенное разумом) Общие понятия только имена; они не обладают никаким самостоятельным существованием. Это был спор о взаимоотношении общего и сделочного. Реализм разновидность объективно-идеологического решения проблемы, а номинализм больше тяготеет к материализму. Реализм был ведущий в споре о природе универсалий, а номинализм в оппозиции. Аврелий Августин бог мыслится как творец мира личностного духовного существа.
Реализм | Определение, теория, философия, история и разновидности
Платон
Смотреть все СМИ
- Ключевые люди:
- Хилари Патнэм Блаженный Иоанн Дунс Скот
- Похожие темы:
- философия философия здравого смысла новый реализм прямой реализм репрезентативный реализм
Просмотреть весь связанный контент →
реализм , в философии точка зрения, приписывающая известным или воспринимаемым вещам существование или природу, которая не зависит от того, думает ли кто-либо о них или воспринимает их.
Разновидности философского реализма
История западной философии испещрена спорами между теми, кто защищал формы реализма, и теми, кто выступал против них. Хотя, безусловно, существуют значительные сходства, связывающие множество позиций, обычно описываемых как реалисты, существуют также важные различия, которые препятствуют какой-либо прямой общей характеристике реализма. Многие, если не все, эти споры можно рассматривать как связанные с тем или иным образом отношения между, с одной стороны, человеческими существами как мыслителями и субъектами опыта, а с другой стороны, объектами их познания. вера и опыт. Дают ли чувственное восприятие и другие формы познания, а также научное теоретизирование, пытающееся осмыслить их освобождение, знание о вещах, которые существуют и являются такими, какие они есть, независимо от познавательной или исследовательской деятельности людей? По крайней мере, грубо можно сказать, что философские реалисты — это те, кто отстаивает утвердительный ответ на вопрос либо по всем направлениям, либо в отношении определенных областей знания или убеждений, например, внешнего мира, научных теорий, математики или морали. .
Утвердительный ответ может показаться не более чем простым здравым смыслом, потому что подавляющее большинство убеждений, безусловно, наиболее естественным образом относятся к независимым от разума объектам, существование которых является полностью объективным вопросом. И это, кажется, так, независимо от того, относятся ли рассматриваемые убеждения к мирским вещам, таким как непосредственное окружение, или к теоретическим научным сущностям, таким как субатомные частицы, фундаментальные силы и так далее. Тем не менее требуется много аргументов и прояснений затронутых вопросов и концепций (например, объективности и независимости от разума), если реализм, поддерживаемый здравым смыслом, должен поддерживаться как философская позиция.
Любое общее заявление о реализме, однако, неизбежно затемняет огромное различие в направленности споров между реалистами и антиреалистами с древности до наших дней. В некоторых спорах в первую очередь речь идет об онтологии, касающейся существования сущностей того или иного проблематичного вида. В других противопоставление, хотя и носит широко онтологический характер, касается скорее конечной природы реальности в целом, исторически важным примером являются споры, порожденные различными формами идеализма. В третьих спор, хотя и не полностью оторванный от вопросов онтологии, в первую очередь связан с понятием истины либо вообще, либо в применении к утверждениям определенного типа, таким как моральные суждения или теоретические научные утверждения о ненаблюдаемых сущностях.
Применительно к вопросам онтологии реализм обычно применяется к доктринам, утверждающим существование сущностей некоторого проблематичного или противоречивого вида. Однако даже под этим более узким заголовком реализм и противопоставление ему принимают существенно разные формы, как показано в следующих трех примерах.
Новый реализм | философия | Британика
- Развлечения и поп-культура
- География и путешествия
- Здоровье и медицина
- Образ жизни и социальные вопросы
- Литература
- Философия и религия
- Политика, право и правительство
- Наука
- Спорт и отдых
- Технология
- Изобразительное искусство
- Всемирная история
- В этот день в истории
- Викторины
- Подкасты
- Словарь
- Биографии
- Резюме
- Популярные вопросы
- Обзор недели
- Инфографика
- Демистификация
- Списки
- #WTFact
- Товарищи
- Галереи изображений
- Прожектор
- Форум
- Один хороший факт
- Развлечения и поп-культура
- География и путешествия
- Здоровье и медицина
- Образ жизни и социальные вопросы
- Литература
- Философия и религия
- Политика, право и правительство
- Наука
- Спорт и отдых
- Технология
- Изобразительное искусство
- Всемирная история
- Britannica объясняет
В этих видеороликах Britannica объясняет различные темы и отвечает на часто задаваемые вопросы. - Britannica Classics
Посмотрите эти ретро-видео из архивов Encyclopedia Britannica. - #WTFact Видео
В #WTFact Britannica делится некоторыми из самых странных фактов, которые мы можем найти. - На этот раз в истории
В этих видеороликах узнайте, что произошло в этом месяце (или любом другом месяце!) в истории. - Demystified Videos
В Demystified у Britannica есть все ответы на ваши животрепещущие вопросы.
- Студенческий портал
Britannica — это главный ресурс для учащихся по ключевым школьным предметам, таким как история, государственное управление, литература и т. д. - Портал COVID-19
Хотя этот глобальный кризис в области здравоохранения продолжает развиваться, может быть полезно обратиться к прошлым пандемиям, чтобы лучше понять, как реагировать сегодня. - 100 женщин
Britannica празднует столетие Девятнадцатой поправки, выделяя суфражисток и политиков, творящих историю.