Негосударственное общеобразовательное учреждение Средняя общеобразовательная школа

Реализм это философия: РЕАЛИЗМ (в философии) | это… Что такое РЕАЛИЗМ (в философии)?

Реализм и инструментализм в современной философии науки — учебный курс

  • Автор: Фурсов А.А.
  • Год создания: 2012
  • Организация: МГУ имени М.В. Ломоносова
  • Описание: Существуют две основные позиции в вопросе о статусе теоретического знания науки: реализм и инструментализм. «Реализм» — общее название для целого ряда реалистических концепций философии науки, некоторые из них в действительности очень сильно отличаются своими основными тезисами. Научный реализм – доктрина, которая возникла в середине 60-ых годов прошлого века и продолжает развиваться в современной философии науки, утверждает, что научные теории могут оцениваться на истинность либо ложность в смысле соответствия или несоответствия их теоретических утверждений объективному устройству мира, а теоретические объекты и свойства, постулируемые научными теориями, но недоступные непосредственному наблюдению, могут обозначать реально существующие объекты и характеристики внешнего мира.
    Более того, реалисты утверждают, что с точки зрения принимаемых ими методологических стандартов, экспериментально подтверждённые теории современной науки являются истинными, либо приблизительно истинными. В качестве основной предпосылки своих утверждений реализм, таким образом, имеет корреспондентную концепцию истины . «Инструментализм» — это закрепившееся в западной философии науки общее название для группы концепций, как современных, так и относящихся к периоду дисциплинарного становления философии науки (конец XIX – начало ХХ вв.). К их числу следует отнести дескриптивизм, феноменализм, конвенционализм, фикционализм, конструктивный эмпиризм . Инструменталисты признают, что научные теории являются концептуальными средствами, позволяющими нам описывать и даже объяснять и предсказывать наблюдаемые явления, однако эти средства ничего не говорят нам о том, как устроен мир за пределами его непосредственной наблюдаемости. Теоретические объекты и свойства, постулируемые научными теориями – это наши интеллектуальные конструкты, позволяющие лучше упорядочивать данные наблюдения, они не обозначают нечто, имеющее независимое от познающего субъекта существование в объективном внешнем мире.
    Затрагивая философские аспекты естествознания, нам необходимо проводить чёткую границу между исследовательскими установками, или мотивами научного творчества, и эпистемической оценкой теоретических результатов научной деятельности. Многие философы и учёные согласятся с тем, что одним из главных мотивов научной деятельности является получение истинного знания об устройстве мира, в котором мы живём. Это утверждение даже можно назвать широко распространённой среди учёных исследовательской установкой. Стремление к истине благородно, «ценностно нагружено». Однако, если мы устраняем из понятия истины возможное аксиологическое содержание и рассматриваем её исключительно как эпистемическую характеристику нашего знания, то у сторонников идеи возможности достижения научной истины появляется немало серьёзных проблем, о чём свидетельствуют основные дискуссии, развернувшиеся в философии науки ещё в конце XIX века и активно продолжающиеся в наши дни. Следует отличать реализм и инструментализм как позиции, занимаемые учёным по отношению к статусу развиваемой им теории, и реализм и инструментализм как течения в философии науки.
    Цель философа науки – обосновать легитимность его видения науки и показать несостоятельность взглядов его оппонентов. Для этого он не ограничивается исключительно логическими доводами, а активно использует в своих построениях историко-научный материал. Цель учёного скромнее – убедить своих оппонентов в том, что конкретная научная теория описывает устройство исследуемого им фрагмента мира, либо просто служит удобным инструментом предсказания результатов наблюдения и эксперимента. В рамках данного спецкурса ставится задача ввести слушателей в круг основных дискуссий в философии науки по проблеме реализма-инструментализма. Для этого в структуре спецкурса выделяется несколько содержательных блоков, в каждом из которых ставится самостоятельная задача: 1. История становления реалистических и инструменталистских концепций в философии науки. 2. Основные стратегии обоснования научного реализма и основные аргументы в пользу концепции научного реализма (середина 60-ых – вплоть до 80-ых годов ХХ века).
    3. Основные стратегии обоснования антиреалистических концепций философии науки и основные аргументы против реализма (середина 70-ых – начало 80-ых годов ХХ века). 4. Трансформация научного реализма под влиянием антиреалистической критики в модернизированные и минимизированные версии современного реализма (экспериментальный и структурный реализм),попытки сохранения основных исходных тезисов научного реализма в современной философии науки (Псиллос).
  • Добавил в систему: Фурсов Александр Андреевич

Преподавание курса


  • 11 февраля 2022 — 8 апреля 2022 Фурсов Александр Андреевич
  • МГУ имени М.В. Ломоносова, Философский факультет, Кафедра философии и методологии науки
  • обязательная, по выбору (спецкурс), лекции, 36 часов
  • Автор: Фурсов А. А.
  • 13 февраля 2020 — 2 апреля 2020 Фурсов Александр Андреевич
  • МГУ имени М.В. Ломоносова, Философский факультет, Кафедра философии и методологии науки
  • обязательная, по выбору (спецкурс), лекции, 36 часов
  • Автор: Фурсов А.А.
  • 12 февраля 2019 — 16 апреля 2019 Фурсов Александр Андреевич
  • МГУ имени М.В. Ломоносова, Философский факультет, Кафедра философии и методологии науки
  • обязательная, по выбору (спецкурс), лекции, 36 часов
  • Автор: Фурсов А. А.
  • 19 июня 2018 — 16 апреля 2018 Фурсов Александр Андреевич
  • МГУ имени М.В. Ломоносова, Философский факультет, Кафедра философии и методологии науки
  • обязательная, по выбору (спецкурс), лекции, 36 часов
  • Автор: Фурсов А.А.
  • 1 сентября 2014 — 31 декабря 2014 Фурсов Александр Андреевич
  • МГУ имени М.В. Ломоносова, Философский факультет
  • обязательная, по выбору (спецкурс), лекции, 36 часов
  • Автор: Фурсов А. А.

12.Номинализм и реализм в средневековой философии

Номинализм и реализм (от лат. nomen — имя, realis — действительный) — противоборствующие направления средневековой схоластической философии. Номинализм настаивал на объективном существовании лишь единичных вещей. Реализм утверждал объективное существование общих понятий в Божественном уме. Для крайних номиналистов общие понятия суть звук, для умеренных общие понятия возникают в человеческом уме в процессе абстрагирования. Крайние реалисты (Эриугена) утверждали, что универсалии (общие идеи, понятия) существуют идеально, до вещей. Умеренные реалисты (Фома Аквинский) считали, что универсалии существуют в вещах. Дискуссия номиналистов и реалистов оттачивала логику, основное достижение средневековой схоластики, способствовала развитию научной строгости, заложила основы теории множеств и математической логики.

Характерные особенности представлений средневековой философии о познании проявились в происходившей в течение веков полемике номинализма и реализма.

Реализм (в средневековой философии)- учение, по которому подлинной реальностью обладают только общие понятия (универсалии), а вещи, существующие в эмпирическом мире изменчивы, единичны, временны. Понятия существуют до вещей, это идеи в божественном разуме. То есть познание возможно только с помощью разума.

Номинализм подчеркивает приоритет воли над разумом. И понятия не существуют в божественном разуме. Сначала Бог творит вещи своей волей, а понятия возникают в познающей душе. Яркий представитель номинализма Уйльям Оккам говорил, что понятия, не поддающиеся проверке в опыте, должны быть удалены как нерациональные (бритва Оккама).

Попытку преодолеть обе крайности попытался Фома Аквинский. Возражая номиналистам, Фома утверждал, что общие понятия в божественном разуме предшествуют вещам, как их прообразы. Одновременно, возражая реалистам. Фома доказывал, что общее внутреннее присуще вещам, и понятия, образующиеся в человеческом мозге вторичны по отношению к общему в вещах. Познание, с его точки зрения, происходит благодаря действию на человека двух сторон вещи – чувственной и умопостигаемой. Таким образом, познанный объект ведет как бы двойное существование: вне человека как вещь и внутри человека как “вид”. Посредством “чувственных видов” человек познает индивидуальное в вещах, посредством “сверхчувственных видов” — общее. Через философское познание вещей, как творений Бога, человек возвышается до познания самого Бога.

Номинализм и реализм в средневековой философии. Идеализм направление, утверждающее, в противоположность материализму, первичность духа и вторичность материи, идеальность мира и зависимость его существования от сознания людей. В средневековой философии приводится различие бытия и сущности. У всех средневековых философов познание каждой вещи сводится к ответу на 4 вопроса: 1. Есть ли вещь? 2. Что она такое? 3. Какова она? 4. Почему (для чего) она есть? Смысл мышления средних веков теоцентричен, т.е. в основе мироздания Бог. Философия базировалась на 2 основных идеях: — творения — откровения Чем древнее, тем истеннее, подлиннее, надежнее такова позиция средневековых мыслителей. Главный источник знаний и откровений Библия. Философская мысль религия единобожия (монотеизм иудаизм, христианство, мусульманство). Направления схоластики. Реализм (направление схоластики) учение, согласно которому подлинной реальностью обладают только общие понятия или универсалии, а не единые предметы, существующие в эмпирическом мире. Реальным бытием обладают вечные идеи, а не переходящие и изменчивые чувственные вещи. Универсалии существуют до вещей, представляя собой мысли, идеи в божественном разуме (позиция Платона). Познание возможно лишь с помощью разума, ибо лишь разум способен посчитать общее. Номинализм отдавал приоритет воле над разумом (nomen имя) отрицал возможность существования общих понятий. Универсалии существуют не до, а после вещей. (человек есть живое существо, наделенное разумом) Общие понятия только имена; они не обладают никаким самостоятельным существованием. Это был спор о взаимоотношении общего и сделочного. Реализм разновидность объективно-идеологического решения проблемы, а номинализм больше тяготеет к материализму. Реализм был ведущий в споре о природе универсалий, а номинализм в оппозиции. Аврелий Августин бог мыслится как творец мира личностного духовного существа.

Реализм | Определение, теория, философия, история и разновидности

Платон

Смотреть все СМИ

Ключевые люди:
Хилари Патнэм Блаженный Иоанн Дунс Скот
Похожие темы:
философия философия здравого смысла новый реализм прямой реализм репрезентативный реализм

Просмотреть весь связанный контент →

реализм , в философии точка зрения, приписывающая известным или воспринимаемым вещам существование или природу, которая не зависит от того, думает ли кто-либо о них или воспринимает их.

Разновидности философского реализма

История западной философии испещрена спорами между теми, кто защищал формы реализма, и теми, кто выступал против них. Хотя, безусловно, существуют значительные сходства, связывающие множество позиций, обычно описываемых как реалисты, существуют также важные различия, которые препятствуют какой-либо прямой общей характеристике реализма. Многие, если не все, эти споры можно рассматривать как связанные с тем или иным образом отношения между, с одной стороны, человеческими существами как мыслителями и субъектами опыта, а с другой стороны, объектами их познания. вера и опыт. Дают ли чувственное восприятие и другие формы познания, а также научное теоретизирование, пытающееся осмыслить их освобождение, знание о вещах, которые существуют и являются такими, какие они есть, независимо от познавательной или исследовательской деятельности людей? По крайней мере, грубо можно сказать, что философские реалисты — это те, кто отстаивает утвердительный ответ на вопрос либо по всем направлениям, либо в отношении определенных областей знания или убеждений, например, внешнего мира, научных теорий, математики или морали. .

Утвердительный ответ может показаться не более чем простым здравым смыслом, потому что подавляющее большинство убеждений, безусловно, наиболее естественным образом относятся к независимым от разума объектам, существование которых является полностью объективным вопросом. И это, кажется, так, независимо от того, относятся ли рассматриваемые убеждения к мирским вещам, таким как непосредственное окружение, или к теоретическим научным сущностям, таким как субатомные частицы, фундаментальные силы и так далее. Тем не менее требуется много аргументов и прояснений затронутых вопросов и концепций (например, объективности и независимости от разума), если реализм, поддерживаемый здравым смыслом, должен поддерживаться как философская позиция.

Любое общее заявление о реализме, однако, неизбежно затемняет огромное различие в направленности споров между реалистами и антиреалистами с древности до наших дней. В некоторых спорах в первую очередь речь идет об онтологии, касающейся существования сущностей того или иного проблематичного вида. В других противопоставление, хотя и носит широко онтологический характер, касается скорее конечной природы реальности в целом, исторически важным примером являются споры, порожденные различными формами идеализма. В третьих спор, хотя и не полностью оторванный от вопросов онтологии, в первую очередь связан с понятием истины либо вообще, либо в применении к утверждениям определенного типа, таким как моральные суждения или теоретические научные утверждения о ненаблюдаемых сущностях.

Применительно к вопросам онтологии реализм обычно применяется к доктринам, утверждающим существование сущностей некоторого проблематичного или противоречивого вида. Однако даже под этим более узким заголовком реализм и противопоставление ему принимают существенно разные формы, как показано в следующих трех примерах.

Новый реализм | философия | Британика

  • Развлечения и поп-культура
  • География и путешествия
  • Здоровье и медицина
  • Образ жизни и социальные вопросы
  • Литература
  • Философия и религия
  • Политика, право и правительство
  • Наука
  • Спорт и отдых
  • Технология
  • Изобразительное искусство
  • Всемирная история
  • В этот день в истории
  • Викторины
  • Подкасты
  • Словарь
  • Биографии
  • Резюме
  • Популярные вопросы
  • Обзор недели
  • Инфографика
  • Демистификация
  • Списки
  • #WTFact
  • Товарищи
  • Галереи изображений
  • Прожектор
  • Форум
  • Один хороший факт
  • Развлечения и поп-культура
  • География и путешествия
  • Здоровье и медицина
  • Образ жизни и социальные вопросы
  • Литература
  • Философия и религия
  • Политика, право и правительство
  • Наука
  • Спорт и отдых
  • Технология
  • Изобразительное искусство
  • Всемирная история
  • Britannica объясняет
    В этих видеороликах Britannica объясняет различные темы и отвечает на часто задаваемые вопросы.
  • Britannica Classics
    Посмотрите эти ретро-видео из архивов Encyclopedia Britannica.
  • #WTFact Видео
    В #WTFact Britannica делится некоторыми из самых странных фактов, которые мы можем найти.
  • На этот раз в истории
    В этих видеороликах узнайте, что произошло в этом месяце (или любом другом месяце!) в истории.
  • Demystified Videos
    В Demystified у Britannica есть все ответы на ваши животрепещущие вопросы.
  • Студенческий портал
    Britannica — это главный ресурс для учащихся по ключевым школьным предметам, таким как история, государственное управление, литература и т. д.
  • Портал COVID-19
    Хотя этот глобальный кризис в области здравоохранения продолжает развиваться, может быть полезно обратиться к прошлым пандемиям, чтобы лучше понять, как реагировать сегодня.
  • 100 женщин
    Britannica празднует столетие Девятнадцатой поправки, выделяя суфражисток и политиков, творящих историю.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *