Негосударственное общеобразовательное учреждение Средняя общеобразовательная школа

Речь психология это: Речь в психологии: это, виды, функции, классификация

Речь в психологии: это, виды, функции, классификация

Любой человек общается с окружающими. Длительные перерывы во взаимодействии с социумом приводят к замкнутости, остановке развития, психическим нарушениям. Чтобы человек продолжал совершенствовать свои навыки, узнавать что-то новое, делиться впечатлениями, он должен общаться с другими людьми. Речь в психологии — один из способов коммуникации, с помощью которого происходит обмен, передача информации. Ученые выделяют несколько функций, видов речи.

Понятие и свойства

Психология речи изучается с самого рождения человека. Некоторые путают это понятие с языком, но это два разных термина.

Психологи выделяют несколько трактовок понятия речь:

  • способность, умение человека говорить;
  • действие, которое человек совершает с помощью звуков;
  • технология выражения мыслей через языковые навыки.

Язык — сложная, оригинальная система знаков, с помощью которых можно передавать информацию устно или письменно.

Свойства речи:

  1. Понятность — обуславливается совокупностью информации, знаний. Чтобы понимать другого человека, нужно разбираться в терминологии, знать особенности темы разговора.
  2. Содержательность — количество выраженных чувств, мыслей, стремлений в разговоре. Речь может быть содержательной или поверхностной. Для первого варианта актуален разговор между двумя специалистами относительно интересующей их тематики, для второго — обычный разговор двух знакомых на темы, которые не вызывают сильного интереса.
  3. Выразительность — свойство, связанное с эмоциональной насыщенностью. Речь может быть энергичной, яркой, насыщенной или пустой, бледной, вялой.

Еще одно свойство — воздействие. С помощью убеждений, просьб, команд, других способов можно побудить человека к действиям.

Функции

Когда исследователи начали изучать роль речи в обществе, они выделили две функции этой способности — интеллектуальную и коммуникативную.

Интеллектуальные

Речь выступает как средство образования, развития, выражения мыслей.

Единицей мышления, речи является слово. Каждое из них имеет свое значение.

Коммуникативные

Речь — инструмент общения между людьми, позволяющий обмениваться информацией, побуждать к действиям. При формировании сообщений человек указывает в нем явление или объект. Чтобы вызвать у собеседника эмоции, нужно сформировать правильный смысл.

Главная цель словесных значений — передача мыслей. На это влияет выбор слова, эмоциональное выражение, которое относится к проговариваемым звукам.

С помощью тона, мимики, интонации, образности выражений, отбора слов, выражения чувств можно выразить мысль. Эти приемы помогут сделать сообщение более выразительным, насыщенным или блеклым, пустым.

Этапы построения и воспроизведения

Существует несколько этапов построения речи:

  1. Формирование мысли высказывания.
  2. Построение внутренней речи. На этом этапе индивид думает, как ему довести до собеседника мысль.
  3. Выбор отдельных или связанных фраз, предположений, формирование убеждений.
  4. Подбор отдельных слов, морфем, составление полноценных предложений.

Последний этап — воспроизведение сформированного текста. Для этого используются разные звуковые сигналы. Речь дополняется мимикой, жестами, изменением темпа, тембра и тона голоса, выделением отдельных слов.

История изучения и исследователи

Считается, что первая членораздельная речь появилась около двух миллионов лет назад. Тогда у первых людей сформировался речевой аппарат.

Психолингвистика — направление психологической науки, которое сформировалось под воздействием лингвистики. Ее цель — изучение взаимосвязей между сознанием, мышлением, языком.

Термин «речь» был предложен известным американским психологом Дж. Р. Кантором. Широкое применение среди других исследователей он получил после того, как ученик Кантора Н. Г. Пронко использовал его в статье «Язык и психолингвистика».

Одна из главных гипотез, которая сыграла огромную роль в формировании, развитии психолингвистики — гипотеза лингвистической относительности.

После ее издания в научном мире начал активно поднимать вопрос о взаимосвязи между мышлением, языком.

Следующим ученым, который внес огромный вклад в изучение речи, был Н. Хомский. В своих трудах он описывал работу языка при построении фраз, предложений.

Отечественный психолог, который внес большой вклад в развитие этого направление психологической науки, — Л. С. Выготский. Он сформировал последовательность действий перед воспроизведением слов. Она состоит из нескольких элементов:

  • мотивации;
  • формирования мысли;
  • внутреннего построения предложения;
  • подбор слов;
  • реализация.

Теории

За все время формирования, развития способности были выдвинуты различные теории, относительно этого коммуникативного инструмента. Современными учеными поддерживалась конструктивистская, релятивистская, преформистская теория.

Преформистская

Преформистскую теорию предложил Н. Хомский в 1968 году. Ученый утверждал, что у различных языков мира сходная структура. Мнение преформистов сходятся в том, что в мозгу человека заложена начальная структура, которая обуславливается наследственной.

Поэтому человек может изменять значение фраз, понимать их смысл, выстраивать осмысленные высказывания, число которых не ограничено.

Одновременно с этим преформисты не отрицают, что развитие потенциал ребенка зависит от его окружения, взаимодействий с близкими, применения методик воспитания, обучения (родители, садик, школа, различные учреждения образования).

Конструктивистская

Среди исследователей популярна конструктивистская теория. Согласно ей, формирование, развитие способности зависит от присущих с рождения ребенку способностей перерабатывать, воспринимать информацию. Как подтверждающий пример этой теории — спонтанное словотворчество у детей в раннем возрасте. Считается, что первые слова детей связаны с фактами, которые они уже понимают. Помимо этого, они могут высказываться о том, что им интересно. Огромное влияние на формирование способности оказывает мотивация.

Релятивистская

Еще одна популярная теория — релятивистская. Согласно ей, различные языки можно рассматривать со стороны культуры народа, нации. Для каждой культуры свойственны разные способы языкового построения. Многие ученые уверены, что общая картина мировосприятия зависит от языка, которым человек владеет, но при изучении языковых особенностей разных народностей мира, это утверждение было опровергнуто.

Виды

Способность бывает устной и письменной. Эти инструменты позволяют выразить мысль, которую сформировал индивид .

Устная

Инструмент общения, при задействовании которого человек произносит слова, воспринимает на слух словесные сообщения от окружающих.

Бывает двух видов:

  1. Монологическая — тип речи, для выражения которой не нужны собеседники. Один человек рассказывает что-либо, окружающие слушают. Чаще мысли, передаваемые с помощью монолога, более развернуты.
  2. Диалогическая — применяется при разговоре между разными людьми. Характеризуется ситуативностью, неполной развернутостью.

Огромная роль при диалоге отдается к мимике, жестам, интонации, эмоциональному фону, другим невербальным средствам общения.

Письменная

Реализуется с помощью различных форм, которые доступны для зрительного восприятия. Ее закрепляют на каком-либо материале (чаще листе бумаги).

Эту речь нельзя назвать живой или принадлежащей личности. Она обезличена, поскольку между ее формированием и подачей читателю существует разрыв.

Методы изучения

Для изучения способности психологи, лингвисты используются разные методики:

  1. Наблюдение. Во внимание берется общее время, затрачиваемое на разговоры с окружающими и монологи, жестикуляция, мимика, изменения тона, темпа, выразительности. При наблюдении сохраняется естественность мышления, что является огромным преимуществом.
  2. Беседа. Эффективная методика изучения способности. С ее помощью можно узнать отношение собеседника назначенной задаче, оценить мыслительные возможности, узнать языковые навыки. При проведении беседы могут задаваться прямые или косвенные вопросы.
  3. Эксперимент. Исследователи создают условия для испытуемого, изменяют их, чтобы получить информацию. Дополнительно могут считываться данные о работе мозга с помощью специализированного оборудования.
  4. Анкетирование. Применяется для исследования мышления. Анкеты составляются заранее, вопросы подбираются на одну или несколько интересующих тематик. Развернутый результат дают открытые анкеты, которые заставляют испытуемого активизировать мышление.
  5. Тестирование. Позволяет измерить уровень интеллектуального развития, узнать особенности мышления.

Исследователи анализируют полученные данные, делают выводы.

Нарушения и способы их устранения

Психологи выделяют большое количество речевых нарушений. Причины проявления:

  • врожденные — прием матерью лекарственных препаратов при беременности;
  • наследственные — нарушения наследуются от близких родственников;
  • перинатальные — осложнения, которые могут произойти во время родов;
  • постнатальные — нарушения, проявляющиеся после рождения ребенка.

Виды расстройств:

  1. Дизартрия — поражаются мышцы речевого аппарата, из-за чего нарушается произношение слов.
  2. Диглоссия — дефекты органов, которые задействуются в речи.
  3. Дислалия — искажение звуков, которое приводит к расстройствам звукопроизношения.
  4. Афазия — локальное поражение отделов головного мозга. Может возникнуть в любом возрасте.
  5. Дисфемия — отклонения, которые связаны с расстройствами артикуляции. Может проявляться в форме заикания.

Чтобы выявить нарушения, нужно обратиться к врачу. При их обнаружении у детей нужно:

  1. Ежедневно общаться с малышом.
  2. Читать с ребенком книги, объяснять ему значение выражений, картинок.
  3. Записать ребенка в спортивную секцию или образовательный кружок. Он должен чаще общаться со сверстниками.

Также нужно уделить внимание выбору учебного учреждения.

Речь — коммуникативный инструмент, используемый для передачи информации или воздействия на другого человека, с целью побуждения к действиям.

Понятие о речи

Язык – это система знаков и символов. Речь – это процесс пользования языком. Таким образом, речь является реализацией языка, который обнаруживает себя только через речь. Человеческая речь возникает в ответ на необходимость вступить в общение с кем-либо или сообщить что-либо.

Речь– сложившаяся исторически в ходе материальной преобразую-щей деятельности людей форма общения, опосредованная языком.

Речевая деятельность человека теснейшим образом связана со всеми сторонами человеческого сознания. Речь – фактор психического развития человека, формирования его как личности. Все психические процессы с помощью речи становятся произвольными, управляемыми. Речь – явление психическое, она индивидуальна и носит отпечаток субъективного отражения и выражения данным индивидом объективной реальности и отношения к ней.

Рис. 34. Функции речи30

Соответственно множеству своих функций (рис. 34) речь является полиморфной деятельностью, т.е. в своих различных функциональных назначениях представлена в разных формах и видах (рис. 35, 36).

Рис. 35. Формы речи

Внешняя речь– система используемых человеком звуковых сигналов, письменных знаков и символов для передачи информации, процесс материализации мысли. Она бывает устной и письменной.

Рис. 36. Виды речи

Устная речь– общение вербальное (словесное) посредством языковых средств, воспринимаемых на слух.

Монологическая речь – это речь одного человека, в течение относительно длительного времени излагающего свои мысли, или последовательное связное изложение одним лицом системы знаний. Для монологической речи характерны последовательность и доказательность, которые обеспечиваются связностью мысли, грамматически правильным оформлением и выразительностью голосовых средств. При подготовке такая речь неоднократно проговаривается, отбираются нужные слова и предложения, и часто письменно фиксируется план речи. Монологическая речь имеет большую композиционную сложность, требует завершенности мысли, более строгого соблюдения грамматических правил, строгой логики и последовательности при изложении того, что хочет сказать произносящий монолог.

Диалогическая речь – это речь, при которой активны в равной степени все ее участники. Диалогическая речь – психологически наиболее простая и естественная форма речи. Она возникает при непосредственном общении двух или нескольких собеседников. Для нее характерны реплики, которыми обмениваются говорящие, повторения фраз и отдельных слов за собеседником, вопросы, дополнения, пояснения.

Письменная речь – это речь посредством письменных знаков (письмо, конспект, научный трактат). Она обращена к широкому кругу читателей, лишена ситуативности и предполагает углубленные навыки звукобуквенного анализа, умение логически и грамматически правильно передавать свои мысли, анализировать написанное и совершенствовать форму выражения.

Внутренняя речь– это речь, не выполняющая функции общения, а лишь обслуживающая процесс мышления конкретного человека. С помощью внутренней речи осуществляется процесс превращения мысли в речь и подготовка речевого высказывания. Внутренняя речь – это разговор человека с самим собой, который выражает мышление, мотивы поведения, планирование деятельности и управление ею.

Выделяют такие свойства речи, как содержательность, понятность, выразительность, действенность (рис. 37).

Рис. 37. Свойства речи

б.с./м.с. или B.A./M.S. Психология/патология речи и языка

Бакалавриат

Б.С./МС. или B.A./M.S.

Речево-языковая патология — это растущая область, в которой специалисты работают с детьми и взрослыми с нарушениями общения и глотания. Логопеды (SLP) работают в образовательных, медицинских, академических и частных медицинских учреждениях. В этих условиях SLP могут:

  • Работать с людьми, имеющими расстройство социальной коммуникации, такое как расстройство аутистического спектра
  • Помогите человеку с когнитивно-коммуникативным расстройством, таким как афазия
  • Помогите тому, у кого есть проблемы с пониманием других или эффективным самовыражением во время разговора

Степень бакалавра психологии и ее внимание к пониманию и оценке человеческого поведения в сочетании с базовыми курсами в области речи, языка и слуха обеспечивает отличную подготовку к будущей работе в области патологии речи и языка. Эта программа двойного диплома дает студентам возможность сочетать программу бакалавриата по психологии с автоматическим поступлением в магистратуру. в программе патологии речи в SHU после соответствия определенным критериям бакалавриата.

Ресурсы:
  • Кафедра психологии
  • Программа MS-SLP
  • Справочник по профессиональным перспективам
  • Американская ассоциация речи, языка и слуха
  • Национальная ассоциация слушателей речи студентов
  • Национальный институт глухоты и других коммуникативных расстройств

«Степень бакалавра психологии в Сетон-Холле была идеальным выбором на моем пути к тому, чтобы стать логопедом. Благодаря своим курсам я получила представление о различных формах поведения, трудностях в обучении и образе мышления, которые могут быть у человека. Это позволило мне чтобы затем лечить каждого человека не только от его расстройства. Сочетание тщательной курсовой работы и динамичного факультета помогло мне стать всесторонним и разносторонним терапевтом ».

Меган (Миллс) Пагано, ’10

Учебная программа

Студенты завершат учебную программу для получения степени бакалавра. или Б.С. по психологии в дополнение к шести курсам по речи, языку и слуху, а также другим обязательным курсам бакалавриата. Студенты будут работать в паре с консультантом по психологии и SLP, чтобы обеспечить своевременное завершение программы. Учебный план программы MS можно найти здесь.

Каталог бакалавриата
Каталог выпускников
Академический календарь

Программный факультет

Преподаватели наших всемирно признанных исследовательских и учебных программ стремятся направлять студентов к успеху. Сетон Холл — католический университет, где великие мыслители не просто думают. Они учат.

Посмотреть полный список факультета психологии »
Посмотреть полный список факультета патологии речи »

Посетите Сетон Холл. Посетите нас сегодня.

Являясь одним из ведущих католических университетов страны, Сетон Холл развивает разум, сердце и дух студентов с 1856 года. Сетон Холл, в котором обучается около 10 000 студентов и аспирантов, воспитывает сострадательных лидеров, готовых изменить мир к лучшему. в мире.

Сетон Холл предлагает все преимущества крупного исследовательского университета — национальную репутацию; сложные академические программы; известные выпускники; современное оборудование; известный факультет; и широкие возможности для стажировок, исследований и стипендий — со всеми преимуществами небольшой, поддерживающей и заботливой среды.

Лучший способ по-настоящему познакомиться с Сетон-холлом — посетить нас лично.

Зарегистрироваться на экскурсию    Посетить день открытых дверей

Психология речи — Communilogue

Проведите пять секунд на этом сайте, и вы поймете, что я заикаюсь. Я провел годы (гм… десятилетия), пытаясь скрыть это, меняя слова, вообще не разговаривая и избегая ситуаций, в которых я заикался. Возможно, это звучит не так, но это было утомительно. У меня до сих пор бывают моменты, когда я изо всех сил пытаюсь что-то сказать и задыхаюсь от энергии, которую трачу, пытаясь произнести простое предложение. Я хоть и не психолог, но по своему личному опыту могу с уверенностью сказать, что кое-что знаю об эмоциональной стороне общения.

Самое последнее исследование эмоций, лежащих в основе заикания, которое я видел, проводилось два года назад, поэтому я буду опираться на свой собственный опыт. Вспоминая начальную школу, я не могу сосчитать, сколько раз я сидел на стуле, дрожа от того, что приближалась моя очередь читать вслух в классе. Я привык подсчитывать количество студентов впереди меня, а затем считать соответствующие абзацы, чтобы выяснить, какой из них будет моим. Затем я просматривал абзац, чтобы увидеть, на каких словах я буду заикаться. По мере приближения моей очереди мое беспокойство возрастало. Когда я, наконец, вставал, чтобы прочитать свой абзац, я был так напуган, что каждое слово было борьбой.

Я даже не могу сосчитать, сколько раз мне хотелось плакать, прятаться, кричать, убегать или просто исчезнуть из-за заикания. И это полная противоположность тому, что ваша речь должна сделать для вас. Разговор об идеях, ваших увлечениях, чувствах или вещах, которые наиболее важны для вас, должен придавать сил. Делиться своими взглядами с другими и участвовать в диалоге — одна из радостей жизни. Но когда у вас возникают проблемы с донесением своих идей — по какой бы то ни было причине — эта радость превращается в кошмар.

Так какая психология стоит за моей речью? Не буду врать — бывают моменты, когда я чувствую себя немного менее достойным, потому что мой голос не такой, как у обычного человека. Как будто мои мысли и идеи не так хороши, как другие, из-за того, как они звучат, исходя из моего рта. Не помогает и то, что предвкушение фактического разговора с другим человеком иногда сильнее, чем сам момент разговора. Преодолевая тревогу и страх, заикание в лучшем случае помогает мне выделиться, а в худшем — самый унизительный момент моего дня.

Хотя моя ситуация немного уникальна (только один процент населения заикается), я понимаю, что люди с нарушениями речи не единственные, у кого проблемы с коммуникативными навыками. Мой друг-логопед по имени Кэти консультирует не только заикающихся, но и тех, кто страдает социальной тревожностью, или людей, которые хотят не бояться высказываться на рабочих собраниях. Однажды на встрече заикающихся один из тех, кто не заикается, признался, что испытывает небольшое беспокойство, когда разговаривает по телефону.

Если подумать, то это на самом деле очень увлекательно. У всех нас есть собственный невроз, когда дело доходит до разговоров. Будь то устные доклады на занятиях, собеседования при приеме на работу или большая презентация для потенциального клиента, мы все знаем, каково это — беспокоиться о своих словах.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *