Негосударственное общеобразовательное учреждение Средняя общеобразовательная школа

Речевые игры для дошкольников: Речевые игры и упражнения для детей старшего дошкольного возраста | Картотека (старшая группа) на тему:

Содержание

Речевые игры для детей дошкольного возраста.

Речевые игры для детей дошкольного возраста.

Дошкольный возраст – самый благодатный период в жизни человека, когда интенсивно развиваются основные психические процессы: мышление, внимание, память, речь, закладываются главные качества личности.

Игра — ведущий в дошкольном возрасте вид деятельности, создающий наиболее благоприятные условия для психического и личностного развития ребенка, поскольку в процессе игры он сам стремится научиться тому, что еще не умеет. Игра — это не просто развлечение, это творческий, вдохновенный труд ребенка, это его жизнь. В процессе игры ребенок познает не только окружающий мир, но и себя самого, свое место в этом мире. Играя, малыш накапливает знания, развивает мышление и воображение, осваивает родной язык, и, конечно же, учится общению.

Среди многих основных задач воспитания и обучения детей дошкольного возраста в детском саду обучение родному языку, развитие речи, речевого общения — одна из главных. Эта общая задача состоит из ряда специальных, частных задач: воспитания звуковой культуры речи, обогащения, закрепления и активизации словаря, совершенствования грамматической правильности речи, формирования разговорной (диалогической) речи, развития связной речи, воспитания интереса к художественному слову, подготовки к обучению грамоте.

Речь, во всем ее многообразии, является необходимым компонентом общения. Важнейшей предпосылкой совершенствования речевой деятельности дошкольников является создание эмоционально благоприятной ситуации, которая способствует возникновению желания активно участвовать в речевом общении. И именно игра помогает создать такие ситуации, в которых даже самые необщительные и скованные дети вступают в речевое общение и раскрываются.

Определенно, развитие речи теснейшим образом связано с формированием мышления и воображения ребенка. Если самостоятельная речь у детей старшего дошкольного возраста находится на высоком уровне, то они в общении со взрослыми и сверстниками проявляют умение слушать и понимать обращенную речь, поддерживать диалог, отвечать на вопросы и самостоятельно их задавать. Умение составлять простейшие, но интересные по смысловой нагрузке и содержанию рассказы, грамматически и фонетически правильно строить фразы, композиционно оформлять их содержание способствует овладению монологической речью, что имеет первостепенное значение для полноценной подготовки ребенка к школьному обучению. Также в дошкольном возрасте постоянно увеличивается словарный запас ребенка. Основная цель занятий по развитию речи — формирование качественной речи в процессе общения.

Речь ребенка формируется поэтапно и на каждом возрастном этапе решаются свои задачи речевого развития ребенка. Активизировать речевое развитие нам поможет вовлечение детей в игровую деятельность. На занятиях по развитию речи дошкольников используются лингвистические игры во всем их многообразии, так как они способствуют становлению разнообразных сторон речевой деятельности ребенка. Именно благодаря им у ребенка происходит становление культуры речи и общения: формируется интонационно-динамическая выразительность, ее темпоритмические качества, четкость произношения каждого слова, правильность ударения в слове, грамотность, ясность, умение верно формулировать свою мысль, чтобы быть понятыми другими; развиваются диалогическая и монологическая речь; обогащается словарный запас; формируются предпосылки письменной речи и, что самое главное, участие в таких играх стимулирует собственную речевую активность ребенка.

Безусловно, игровая деятельность не должна подменяться речью и подавлять эмоции ребенка. Если в процессе общения мы забываем об этой эмоциональной стороне, делаем речь самоцелью, то потребность в общении постепенно угасает, а сама речь перестает быть опорой мысли и чувства. Поэтому, используя лингвистические игры как средство организации общения и совместной деятельности, сотворчества ребенка и взрослого, нужно внимательно следить за настроением ребенка, выявлять и учитывать его речевые возможности. Там, где ребенок не может найти подходящее слово, разрешается сочетать речевые и неречевые средства общения — жесты, мимику, пластику.

Для активизации речевого развития детей на занятиях по развитию речи используют упражнения и игры, которые направлены на решение разных речевых задач. Основные задачи — это развивать звуковую культуру речи, формировать грамматический строй речи, обогащать словарный запас, развивать связную речь у ребенка дошкольного возраста. Эти задачи решаются на каждом возрастном этапе, однако от возраста к возрасту идет постепенное усложнение методов и приемов обучения родному языку. Все задачи тесно связаны между собой, и предполагаемые игры и упражнения развивают у детей внимание к слову.

Игры на развитие речи детей дошкольного возраста:

«Солнечные зайчики»

Цель: упражнять детей в произнесении стихотворения в сочетании с движениями.

Ход игры : взрослый с помощью маленького зеркала пускает солнечного зайчика, произнося стихотворение:

Солнечные зайчики

Играют на стене,

Поманю их пальчиком,

Пусть бегут ко мне,

Ну, лови, лови скорей,

Вот он светленький кружок,

Вот, вот, вот – левей, левей!

Убежал на потолок.

Дети ловят зайчика на стене. Хорошо направить его пониже: дети любят подпрыгивать, стараясь поймать зайчика. Эта игра вызывает у детей большую радость, особенно если удается поймать рукой солнечного зайчика.

«Досказалка»

Цель: развитие наглядно – образного мышления, помогает научить ребенка договаривать слово.

Как играем: произносите вместе с ребенком:

Ко-ко-ко — на плите сбежало моло. (ко).

Ща-ща-ща — зеленая ро. (ща).

Чу-чу-ну — педаль кру. (чу).

Меняйтесь ролями. Ребенок говорит слоги, вы досказываете слово. Например, ребенок говорит: «Ло-», — вы досказываете: «-шадь».

Закрепляем: продолжаем играть: лу-жа, сту-лья, ок-но, маши-на.

Если ребенок справляется, предложите ему на один слог досказать несколько окончаний: но-жницы, -ги, -ски. Кто больше подберет слогов, тот и победил.

«Общие слова»

Цель: развитие мышления (операции анализа и синтеза,речи.

Задания могут быть двух видов:

1. Назови фрукты, рыб, мебель, птиц…

2. Назови одним словом:

туфли, ботинки, сапоги — это…

молоток, пила, топор — это…

сосна, берёза, клён — это…

«Кто летает»

Дети становятся в одну линию. Ведущий объясняет правила игры: «Я буду называть разные предметы или животных. Если я назову что-нибудь летающее — самолет или воробей, — вы должны поднять обе руки вверх, если нелетающее — не поднимайте. Кто ошибется — выходит из игры.

— Воробей. — Ворона.

— Пчела. — Стрекоза.

— Божья коровка. — Собака.

— Слон. — Кошка.

— Ракета. — Стол.

— Змея. — Облака.

— Орел. И т. д.

«Придумай слово»

Цель — развитие фонематического слуха, учить определять количество слогов в слове.

В процессе игры ребенок должен придумать слово по заданию: с заданным звуком в начале, середине, конце слова, с заданным количеством слогов, по схеме и т.д. Например, взрослый говорит: «Дети, к нам пришла посылка. Но чтобы ее открыть, нужно сказать слово-пароль. А слово-пароль сегодня у нас начинается со звука [м] или [м’]. Только нужно, чтобы все назвали пароль правильно». И дети будут изо всех сил стараться придумывать нужное слово. Но здесь необходимо учитывать один момент: если взрослый заметит, что кто-то из детей не может подобрать слово, то нужно прийти ненавязчиво на помощь этому ребенку, еще лучше, если помощь будет исходить от детей (приятелей, братьев, сестер).

Игра на развитие речи «Строим дорожку»

Цель — развитие фонематического слуха.

Дети садятся в круг. Кому-то дается мяч и задание придумать любое слово. Затем мяч передается следующему игроку. Ребенок придумывает слово, которое начинается с последнего звука предыдущего слова. И так далее, пока не дойдут до первого игрока. В этой игре на первом этапе взрослый активно помогает дошкольникам правильно произнести слово (вместе с ними), выделяя очень четко последний звук в слове. На следующем этапе логопед (взрослый) уже просто следит, чтобы дети четко проговаривали слово и выделяли последний звук. В дальнейшем взрослый исполняет роль наблюдателя-контролера, который лишь организует процесс игры, а помогает только в редких случаях.

Игра на развитие речи «Ловушка»

Цель — развитие умения услышать в слове определенный звук.

Предложите детям «открыть ловушки», т.е. поставить руки локтями на парту (стол), параллельно друг другу, расправив свои ладошки, которые и есть «ловушки». Взрослый дает задание детям: если в слове услышите заданный звук, то «ловушки» нужно захлопнуть, т.е. хлопнуть в ладоши. Слова можно подбирать по определенной лексической теме или на определенный звук …

Игра на развитие речи «Поймай слог»

Цель — развитие слухового внимания и его быстроты.

Взрослый «бросает» детям слог, а дети должны «превратить» его в слово.

Например: ПА — папа, МА — мама, КУ — кубик, АР — арбуз и т.д.

Можно использовать мячик. Это сделает игру более динамичной, и поможет детям развить ловкость и реакцию.

Игровое упражнение «Раздели правильно»

Цель — развитие умения делить слова на слоги.

Взрослый говорит детям, что сейчас мы разделим слово на слоги. Для этого наши руки превратятся на время в «топорики». Далее нужно произнести слово, хлопая при этом в ладошки на каждый слог и считать. Сколько раз хлопнули, столько в слове и слогов.

Игра на развитие речи «Кузовок»

Цель — образовать уменьшительно-ласкательные наименования; соотносить действие с его названием.

Перед началом игры детям раздаются цветные фишки, или другие предметы, которые в дальнейшем могут быть «залогом». Дети садятся в круг. По считалке выбирается тот, кто начинает игру. Ребенку + дается в руки корзинка. Он держит ее, а дети в это время говорят слова:

Вот тебе кузовок,

Клади в него, что на -ок (-ик).

Обмолвишься — отдашь залог.

Ребенок отвечает: «Я положу в кузовок. ..» и называет нужное слово (замок, сучок, коробок, сапожок, башмачок, чулок, гребешок и т.д.) Так происходит, пока все дети не подержат кузовок. Тот, кто ошибается, кладет в корзину залог. После того, как все дети приняли участие, разыгрываются залоги: корзинка накрывается платком, а кто-нибудь из детей вынимает залоги по — одному, предварительно спрашивая: «Чей залог выну, что тому делать?» Дети под руководством педагога назначают каждому залогу выкуп — какое-то задание (назвать слово с каким-то звуком, рассказать скороговорку, разделить слово на слоги и т.д.)

Игры на развитие речи для детей: игры на развитие связной речи и речевого дыхания для дошкольников и младших школьников

Игра для детей — это всегда увлекательное занятие. Малыши могут часами строить башню, наряжать кукол или собирать конструктор. Но знаете ли вы, что играть можно со словами? Такие игры называются речевыми — они необходимы для развития речевой деятельности ребёнка.

Сегодня мы поговорим о том, какие существуют игры для развития речи и как в них правильно играть, а также познакомимся с нестандартными методами активизации речевых навыков у детей.

Содержание:

  • Роль игры в развитии речи ребёнка
  • Речевые игры для самых маленьких (2-3 года)
  • Игры по развитию речи для детей 4-5 лет 
  • Развиваем речь у старших дошкольников (6-7 лет)
    • Игры для развития словарного запаса
    • Звуковые игры
    • Игры на грамматику
    • Игры на развитие связной речи
  • Нетрадиционные речевые игры
  • Другие способы развития речи ребёнка

Роль игры в развитии речи ребёнка

Sergey Novikov/Shutterstock.com

Игра и речь ребёнка тесно связаны между собой. С одной стороны, в игре развивается и совершенствуется речь ребёнка, а с другой — игра становится интереснее и разнообразнее, когда ребёнок овладевает речевыми навыками.

Играя, ребёнок знакомится с окружающим миром, учится общаться со взрослыми и сверстниками, старается говорить и мыслить в нужном направлении.

Чем полезны речевые игры?

  • стимулируют познавательную активность ребёнка;
  • активизируют мышление;
  • обогащают словарный запас;
  • закрепляют правильное произношение звуков;
  • развивают внимание и память;
  • улучшают коммуникативные навыки.

В такие игры можно играть дома, по дороге в детский сад или на прогулке. Начинать лучше в 2-3 года, когда в речи малыша появляются первые слова и фразы, а вместе с ними — и интерес к произношению слов.

Ниже мы подобрали для вас самые популярные дидактические игры, которые используют педагоги на своих занятиях по развитию речи детей!

Речевые игры для самых маленьких (2-3 года)

Antonio Guillem/Shutterstock.com

В возрасте 2-3 лет ребёнок совершает первые попытки соединить несколько слов и построить предложение. Он ещё не чувствует, что слова состоят из отдельных звуков, поэтому речевые игры в этот период направлены на придание смысла тем словам, которые у него уже есть в речи и которые он часто слышит от взрослых.

В качестве материала для игр рекомендуется использовать игрушки, фигурки, кукольную посуды и мебель. Картинки подойдут для более старшего возраста.

1. Угадай игрушку

Вам понадобятся: мягкие игрушки, изображающие животных.

Взрослый ставит перед ребёнком 3-4 игрушки, затем начинает рассказывать об одной из них: «Эта игрушка серая, с коротким хвостиком и большими ушками. В лапках у неё кусочек сыра. Покажи, где она». Ребёнок должен найти загаданную игрушку и правильно её назвать. Затем взрослый задает вопросы об игрушке: «Какая она? Какой у неё хвостик? Что она держит в лапках?» и т. д.

2. Кто как говорит

Вам понадобятся: игрушки или фигурки животных.

Взрослый поочередно ставит перед ребёнком игрушку или фигурку животного, просит назвать его и вспомнить, как это животное подаёт голос (кошка — мяу-мяу, собака — гав-гав и т. д.).

3. А у тебя?

Вам понадобятся: игрушки, изображающие животных.

Взрослый берёт себе одну игрушку, например, медведя, а ребёнку даёт другую, отличающуюся по внешним признакам, например, лису. И выстраивает с малышом диалог:

— У меня мишка. А у тебя?

— Лиса.

— У мишки шубка коричневая. А у лисы?

— Рыжая.

— У мишки хвостик маленький. А у лисы?

— Большой.

И т. д.

4. Задуй свечу

Это упражнение необходимо для тренировки правильного речевого дыхания и выработки воздушной струи. Его можно делать, начиная с трёх лет.

Взрослый ставит перед малышом ладошку и говорит, что это свеча, которую нужно задуть, но для этого нужно сложить губы трубочкой и аккуратно дуть, чтобы огонь от свечи не стал причиной пожара.

Ребёнок начинает дуть, а взрослый при этом медленно складывает ладонь в кулак. Всё, свеча погасла.

Игры по развитию речи для детей 4-5 лет

fizkes/Shutterstock.com

В этом возрасте ребёнок уже самостоятельно строит предложения, но большинство звуков произносит неправильно из-за физиологической незрелости речевого слуха и мышц языка.

Речевые игры и упражнения должны быть направлены на классификацию предметов, отнесению их к определённой категории, а также на закрепление правильного произношения звуков и формирование в речи ребёнка развернутых фраз и предложений.

1. Подбери словечко

Вам понадобится: мяч.

Взрослый кидает ребёнку мяч и называет фрукт, овощ, предмет одежды и т. д. Ребёнок ловит мяч и в ответ называет, чем это слово является.

  1. Огурец — это… овощ.
  2. Банан — это… фрукт.
  3. Медведь — это… животное.
  4. Ворона — это… птица.

2. Угадай профессию

Вам понадобится: мяч.

Взрослый кидает мяч ребёнку и задаёт вопрос, касающийся какой-либо профессии. Ребёнок должен отгадать профессию и кинуть мяч обратно взрослому.

  1. Кто рисует картины? — Художник.
  2. Кто лечит детей? — Врач, доктор.
  3. Кто строит дом? — Строитель
  4. Кто ловит преступников? — Полицейский.

3. Эхо

Взрослый называет ряд слов, а ребёнок повторяет их.

Обычно слова в этой игре содержат те звуки, произношение которых ребёнку даётся с трудом.

Например, если имеются трудности со звуком [с], ребёнку даются для повторения следующие слова: сад-сани-самолёт, нос-вкус-пылесос, лиса-весы-хвост и т. д.

4. Подбери картинку

Вам понадобится: набор картинок с различными предметами, чьи названия начинаются с гласных звуков.

Взрослый называет любой гласный звук, а ребёнок должен выбрать нужную картинку. Например, на звук [а] подойдут картинки: автобус, арбуз, апельсин и т. д.

Dmytro Zinkevych/Shutterstock.com

5. Чем можно?

Вам понадобится: картинки с изображением различных предметов и орудий труда.

Взрослый задаёт ребёнку вопрос: «Чем можно есть / резать / рубить / рисовать и т. д.». Ребенок находит соответствующую картинку и отвечает: «Рисовать можно кисточкой / красками / карандашом», «Рубить можно топором», «Резать можно ножом/ножницами» и т. д.

6. Какой? Какая? Какое?

Вам понадобится: набор из фигурок овощей и фруктов.

Ребёнок выбирает овощ или фрукт и должен сказать о нём как можно больше слов.

Взрослый спрашивает: «Огурец какой?». Ребёнок отвечает: «Зелёный, длинный, с пупырышками».

  1. Морковь — длинная, оранжевая, вкусная.
  2. Яблоко — зелёное, круглое, спелое и т. д.

7. Составь предложение

Вам понадобятся: сюжетные картинки по временам года.

Взрослый и ребёнок рассматривают картинку. Взрослый задаёт вопросы, а ребёнок должен ответить на них, используя слово «чтобы».

  1. Для чего мальчик везет санки? — Мальчик везёт санки, чтобы скатиться с горки.
  2. Для чего девочка надела шубу? — Девочка надела шубу, чтобы ей было тепло / чтобы она не замёрзла.
  3. Для чего дети пришли на пляж? — Дети пришли на пляж, чтобы искупаться/позагорать.

8. Рассказ про собачку

Взрослый предлагает ребёнку сочинить рассказ про его любимое животное, например, про собачку. Мама или папа начинает предложение, а ребёнок должен закончить.

«На лежанке спит (кто?) собачка. Мы насыпали корма (для кого?) для собачки. Косточку тоже дадим (кому?) собачке. Мы смотрим (на кого?) на собачку. Мы любуемся (кем?) собачкой. Мы сейчас говорили (о ком?) о собачке».

Развиваем речь у старших дошкольников (6-7 лет)

Studio Romantic/Shutterstock.com

В 6-7 лет речь ребёнка становится более связной и грамматически правильной, но большинство детей всё ещё затрудняются правильно употреблять союзы и предлоги, а также согласовывать слова.

Речевые игры для будущих первоклассников должны способствовать развитию словарного запаса ребёнка, различению звуков и букв, а также усвоению правильных грамматических конструкций.

Игры для развития словарного запаса

1. Подбери словечко

Вам понадобится: мяч.

Взрослый кидает мяч и называет ребёнку любое прилагательное. Ребёнок ловит мяч и, кидая его взрослому, называет подходящее существительное.

  1. Синее море, синий карандаш, синяя ручка.
  2. Зелёный огурец, зелёная трава.
  3. Жёлтый цыпленок, жёлтое солнце.
  4. Красная ягода, красный цветок.

Родителям важно следить за тем, чтобы ребёнок правильно согласовывал слова.

2. Кто как говорит?

Вам понадобится: мяч.

Взрослый кидает мяч ребёнку и называет любое животное. Ребёнок ловит мяч и, кидая его обратно, называет глагол, обозначающий, как животное подаёт голос.

  1. Собака лает.
  2. Кошка мяукает.
  3. Лягушка квакает.

fizkes/Shutterstock.com

3. Я знаю пять имен…

Вам понадобится: мяч.Ребёнок, ударяя мячом об пол, говорит: «Я знаю пять имен мальчиков: Коля — раз, Паша — два….» и т. д. Называть можно что угодно: имена, домашних животных, цветы, школьные принадлежности, предметы одежды.

4. Земля, вода, небо, огонь

Взрослый кидает ребёнку мяч и называет одно из четырёх слов — земля, вода, небо или огонь. Ребёнок ловит мяч и, возвращая его взрослому, при слове «земля» должен назвать какое-либо животное, при слове «небо» — птицу, при слове «вода» — рыбу, а при слове «огонь» должен повернуться вокруг себя.

5. Дополни предложение

Взрослый начинает предложение, а ребёнок должен его закончить.

Варианты могут быть самые разные:

  1. Когда на улице идёт дождь, мне…
  2. Когда мама приходит с работы, она выглядит…
  3. Когда меня пораньше забирают из детского сада, я очень…
  4. Летом ярко светит солнце и…
  5. Когда я вырасту, я…
  6. Мы с моим другом очень любим…

Звуковые игры

Oksana Kuzmina/Shutterstock. com

1. Рифмовки

Чтобы закрепить правильное произношение звука, на логопедических занятиях используются специальные рифмовки или чистоговорки с этим звуком.

Вы тоже можете предложить ребёнку сочинить свои рифмовки на трудный для него звук.

Например, со-со-со — сломалось колесо, са-са-са — нету колеса, си-си-си — едем на такси и т. д.

2. Замени звук

Взрослый называет слово, а ребёнок должен заменить в нём первый звук на другой и назвать получившееся слово.

  1. Чашка — кашка.
  2. Гайка — майка.
  3. Рейка — лейка и т. д.

Как только ребёнок поймёт правило игры, можно её усложнить — вместо первого заменять последний звук.

  1. Луч — лук.
  2. Мел — мех.
  3. Клюв — ключ и т. д.

Pixel-Shot/Shutterstock.com

3. Найди лишнее слово

Цель этой игры — найти лишнее слово, которое не содержит загаданный звук.

Например, среди слов «шапка», «белка», «шуба», «кошка» лишним будет слово «белка», т. к. в нём нет звука [ш]. Ребёнок должен найти его либо по картинкам, либо внимательно слушая взрослого.

4. Где стоит звук?

Взрослый называет ребёнку слова, а тот должен определить, где стоит загаданный звук: в начале, середине или в конце слова.

5. Цепочка слов

В эту игру играли ещё наши мамы, а может, и бабушки.

Взрослый называет любое слово, задача ребёнка — назвать своё слово, начинающееся с последней буквы этого слова, и так далее.

6. Кто больше назовёт?

Взрослый и ребёнок соревнуются друг с другом, кто больше из них назовёт слов на заданную букву.

Игры на грамматику

fizkes/Shutterstock.com

1. Скажи ласково

Взрослый называет слово, а ребёнок должен подобрать его уменьшительно-ласкательную форму.

  1. Заяц — зайка, зайчик.
  2. Стул — стульчик.
  3. Голова — головка, головушка.
  4. Рука — ручка, рученька.
2. Животные и их детёныши

Вам понадобится: мяч.

Взрослый кидает мяч и называет любое животное, ребёнок ловит мяч и возвращает взрослому, называя при этом детёныша этого животного.

  1. Слон — слонёнок.
  2. Медведь — медвежонок.
  3. Лиса — лисёнок.
  4. Кошка — котёнок.
3. Кому нужны эти вещи?

Вам понадобятся: картинки с изображениями различных профессией, а также предметов и орудий труда, необходимых этим людям.

Взрослый берёт себе картинки с изображением предметов, по одной показывает ребёнку и спрашивает: «Кому нужен самолёт, швейная машина, краска и т. д.?». Ребёнок отвечает: «Самолёт нужен лётчику», забирает себе картинку и складывает под картинкой, изображающей лётчика и т. д.

Sergey Novikov/Shutterstock.com

4. Магазин

Вам понадобятся: картинки с изображением различных предметов, маленькие корзинки.

Взрослый и ребёнок распределяют роли продавца и покупателя. «Покупатель» приходит в магазин и описывает вещь, которая ему нужна, а «продавец» должен угадать, о чём тот говорит, и «продать» ему соответствующий товар.

— Мне нужна тёплая, вязаная… (шапка).

— Мне нужен длинный, синий… (карандаш).

— Мне нужно спелое, сочное, зелёное… (яблоко).

5. Один — много

Вам понадобится: мяч.

Взрослый кидает мяч ребёнку, называя существительное в единственном числе. Ребёнок ловит мяч и кидает обратно взрослому, называя это слово во множественном числе.

  1. Глаз — глаза.
  2. Стул — стулья.
  3. Кошка — кошки.
  4. Салфетка — салфетки.
6. А у меня…

Вам понадобится: мяч.

Взрослый кидает мяч ребёнку и говорит: «У меня один стул / одна кошка / одно яблоко и т. д.». Ребёнок отвечает ему «А у меня пять стульев / кошек / яблок и т. д.» и кидает мяч обратно.

7. Скажи наоборот

Взрослый начинает предложение, а ребёнок должен его закончить, используя слово-антоним.

  1. Слон большой, а бабочка…
  2. Камень тяжёлый, а пушинка…
  3. Зимой на улице холодно, а летом…
  4. Дерево высокое, а куст…
  5. Лев смелый, а заяц…

Игры на развитие связной речи

Dmytro Zinkevych/Shutterstock. com

1. История по картинкам

Вам понадобится: набор из 4-5 сюжетных картинок.

Взрослый раскладывает перед ребёнком сюжетные картинки в хаотичном порядке и просит их разложить так, чтобы получилась история. Затем ребёнок по картинкам рассказывает, что у него получилось.

Также можно перемешать два набора из картинок и попросить ребёнка разобрать их и рассказать две получившиеся истории.

2. Хорошо или плохо

Взрослый предлагает ребёнку рассказать о том, что есть хорошего и плохого в природных явлениях.

Например, взрослый говорит: «Дождь — это плохо, потому что…», а ребёнок должен продолжить: «Нельзя погулять, можно промокнуть, на улице будут большие лужи и т. д.». Затем взрослый говорит: «Дождь — это хорошо, потому что…», а ребёнок продолжает: «Поливает все цветы и растения, смывает пыль с дороги и т. д.».

3. Загадка про друга

Ребёнок должен описать взрослому своего друга, родственника или члена семьи, а взрослый должен догадаться, о ком идёт речь.

Вариант описания: «Это мальчик. У него светлые волосы и голубые глаза. Любит играть в машинки. Живёт на пятом этаже».

4. Кот в мешке

Вам понадобятся: фигурки животных, мешочек с завязками.

Взрослый кладёт фигурку животного в мешочек, а ребёнок должен угадать, кто там находится, задавая взрослому вопросы: «Это животное большое или маленькое? Домашнее или дикое? Живёт на суше или в воде? И т. д.»

5. Отгадай предмет

Взрослый и ребёнок по очереди описывают предметы, находящиеся в комнате, а второй игрок должен отгадать, о каком предмете идёт речь.

Например: «Это большой предмет круглой формы и красного цвета. С ним любят играть дети».

Нетрадиционные речевые игры

lev.studio/Shutterstock.com

Чтобы научить детей связно излагать свои мысли и рассказывать о событиях из жизни, вместе с традиционными способами развития речи можно использовать и нестандартные методы.

Нетрадиционные речевые игры повышают работоспособность мозга, стимулируют познавательную и творческую активность, а также развивают внимание, память и мышление ребёнка.

1. Игры с нетрадиционным оборудованием (крышки от бутылок, прищепки, грецкие орехи, зубные щётки, губки для мытья посуды и др.)

Такие игры должны сопровождаться коротенькими стихотворениями, которые можно легко придумать самим.

Например, ребёнок надевает на указательный и средний палец крышки от бутылок как лыжи и передвигает пальцами по столу, проговаривая при этом стихотворение:

Всё бело на белом свете,
В белой снежной пелене.
Я лечу вперёд, как ветер,
По накатанной лыжне.

Или ребёнок сжимает поочередно то правой, то левой рукой губку от посуды, говоря при этом следующие слова на каждый ударный слог:

Тесто долго мы месили,

А как печь блины — забыли.

2. Игры с конструктором «Лего»

LightField Studios/Shutterstock.com

Ещё одним нетрадиционным способом развития речи детей является использование конструктора «Лего». С его помощью можно корректировать произношение звуков и слогов, развивать связную речь и повышать словарный запас.

Отличным помощником в этом направлении станет книга Елены Мазановой «Речевые игры с лего».

3. Игры со сказками

Оказывается, сказки можно рассказывать разными способами.

Можно предложить ребёнку:

  • рассказать любимую сказку от лица главного героя;
  • рассказать по очереди с мамой небольшой кусочек из понравившейся сказки;
  • придумать продолжение к знакомой сказке;
  • придумать свою сказку.

Другие способы развития речи ребёнка

Prostock-studio/Shutterstock.com

Кроме речевых и логопедических игр существуют и другие способы, помогающие ребёнку овладеть навыками связной речи.

К ним относятся:

Хороводные игры и игры с пением

Развивают у детей чувство ритма, выразительность речи, а также координацию слов с движениями. В основе большинства таких игр лежат народные тексты.

Самый популярный хоровод это, конечно же, «Каравай», который любят петь на день рождения и детям, и взрослым.

Подробнее узнать о хороводных играх для детей можно здесь.

Пальчиковая гимнастика

Развивая мелкую моторику рук у ребёнка, мы стимулируем развитие речи.

Когда ребёнок делает ритмичные движения пальцами, у него усиливается работа тех отделов мозга, которые отвечают за речь. Кроме того, с помощью пальчиковых игр улучшается концентрация внимания, развивается ловкость и умение управлять своими движениями.

Чтение детской литературы

Evgeny Atamanenko/Shutterstock.com

Детская литература знакомит маленького слушателя, а позднее – и читателя с красотой родной речи, с её богатством и многообразием. Знакомясь с произведениями разных жанров, дети накапливают определённый запас слов, овладевают основными грамматическими формами.

Переходите в раздел «Книжная полка» в нашем блоге: там собраны лучшие книги разных жанров для детей разного возраста!

Наблюдение за объектами окружающего мира, живой и неживой природой

Умение наблюдать за животными и растениями развивает у ребёнка способность логически мыслить и анализировать предмет со всех сторон. Ребёнок учится рассуждать, рассказывать о предмете, описывать его.

Настольные игры

Lyakhova Evgeniya/Shutterstock.com

Настольные игры помогают развивать у ребёнка связную речь, фонематическое восприятие, грамматический строй речи, а также внимание, мышление и воображение. К ним относятся различные «ходилки», домино, лото, кубики и звуковые дорожки.

Детские логопеды рекомендуют воспользоваться следующими играми:

1. Для младших дошкольников (3-5 лет):

  • настольная игра по сказке «Репка»;
  • настольная игра по сказке «Колобок»;
  • настольная игра по сказке «Курочка Ряба».

2. Для старших дошкольников (5-6 лет):

  • настольная игра по сказке «Волк и семеро козлят»;
  • домино «Где чей домик?»;
  • лото «Домашние и дикие животные».

3. Для будущих первоклассников (6-7 лет):

  • обучающая настольная игра «Простоквашино. Азбука»;
  • обучающая игра «Фефекты фикции».

Ещё больше вариантов настолок ищите в материале Настольные игры для детей: выбираем лучшие из лучших.

Посещение детских спектаклей, зоопарка, цирка, экскурсии и путешествия

Chubykin Arkady/Shutterstock.com

Насыщенная и разнообразная жизнь ребёнка будет способствовать не только получению новых впечатлений, но и обогащению его словарного запаса и развитию мыслительной деятельности.

В процессе игры развивается не только речь, но и формируется характер ребёнка, происходит становление его личности. Не забывайте активно использовать в вашей повседневной деятельности речевые игры, и тогда ваш малыш быстрее научится грамотно и чётко выражать свои мысли и будет радовать вас красивой и благозвучной речью.

Источник фото обложки: New Africa/Shutterstock.com

Оцените, пожалуйста, статью

Нам это очень важно!

Средняя оценка: 4.6 / 5. Голосов: 9

Оценок пока нет. Оцените первым!

Получите чек-лист подготовки к школе на свою почту

Письмо отправлено!
Проверьте электронный ящик

Логопедические занятия и речевые игры для всех возрастов

У вас есть ребенок, член семьи или учащийся, который сталкивается с трудностями при разговоре или общении? Логопеды используют забавные занятия, от словарных игр до настольных игр и не только, чтобы помочь своим клиентам практиковать языковую деятельность. Как непрофессионал, вы можете попробовать те же действия со своим любимым человеком или учеником.

Идеи логопеда в этом посте предназначены для родителей, членов семьи и учителей, которые ищут языковые игры, чтобы играть дома или в классе. Логопеды, также известные как логопеды, и ассистенты речевых патологов могут найти эти предложения полезными для планирования сеансов терапии. Независимо от того, нуждается ли человек в вашей жизни в практике произношения, беглости предложений или речи по очереди, эти занятия могут помочь ему улучшить свои навыки. Вы можете адаптировать игры, чтобы они были более или менее сложными в зависимости от возраста и способностей человека. Проверьте ссылку на печатные формы для некоторых бесплатных терапевтических материалов!

Логопедические игры для дошкольников

Эти веселые игры для дошкольников идеально подходят для языковых занятий для детей младшего возраста.

1. Игра в классики

Нарисуйте классики на тротуаре или подъездной дорожке и напишите целевые слова в каждой клетке. Затем попросите игрока произнести слова вслух, чтобы отработать звуки речи, когда они пропускают игру.

Помогает с: Произношение

2. Я шпион

Один игрок выбирает предмет в комнате, который видят все игроки, затем предлагает подсказки, чтобы другие игроки могли угадать предмет, о котором они думают. Игрок, который угадал правильно, должен использовать слово в предложении.

Помогает с: Говоря по очереди, беглостью предложений

3. Алфавитная игра

Во время вождения автомобиля или прогулки по окрестностям игрок должен попытаться найти все буквы алфавита на знаках. Старшие игроки могут записывать каждую найденную букву на листе бумаги. Посмотрите, сколько времени потребуется, чтобы получить все 26! В качестве дополнительной задачи попросите их произнести слово, которое начинается с каждой найденной буквы.

Помогает с: Произношение

4. Закопать предметы или карточки с картинками

Спрячьте предметы или речевые карточки в песочнице на игровой площадке или под кучей листьев, чтобы игрок нашел их. Когда они это сделают, попросите их произнести название предмета или слово на карточке. Чтобы добавить еще один элемент в эту игру, попросите их использовать это слово в предложении.

Помогает с: Произношением, беглостью предложений

5. Поиск слов

Найдите поисковое слово, соответствующее возрасту игрока, так как существует множество уровней сложности. Когда они найдут слово, пусть произнесут его вслух. Загрузите нашу простую печатную задачу по поиску слов ниже. Идеально подходит для детей от 5 до 7 лет.

Помогает с: Произношение

6. Прятки со словами

Попросите игрока найти карточки со словами, которые вы раскладываете по дому. Когда они найдут карточку, попросите их произнести слово на карточке. Для тех, кто не умеет читать, используйте карточки с картинками.

Помогает с: Произношение

7. Приложение Articulation Station

Приложение Articulation Station от Little Bee Speech предназначено для детей от 4 лет. Приложение предлагает практику на уровне слов, предложений и рассказов. Он включает шесть действий, включая карточки, сопоставление, ротацию предложений, уникальные предложения и два уровня историй.

Помогает с: Поиском слов, беглостью предложений, произношением

Логопедические игры для взрослых

8. Внимание! Игра для смартфона

Внимание! — это игра для смартфонов, сочетающая викторины и шарады. (Вы можете загрузить его из Apple App Store или из Google Play.) Игрок, который будет угадывать слово или фразу, держит смартфон на лбу, показывая слово или фразу другим, которые разыгрывают подсказки.

Помогает с: Учимся говорить по очереди

9. Йога-логопедия

Сочетание логопедии с йогой может удвоить удовольствие. Попросите йога попрактиковаться в различных звуках и предложениях, удерживая позы йоги.

Помогает с: Поиском слов, беглостью предложений, произношением

10.

Противоположности притягиваются

В этой игре один игрок составляет список слов, у которых есть четкая противоположность, например, «да», «внизу», «счастливый» и т. д. Игрок читает каждое слово вслух, а другой игрок утверждает противоположное.

Помогает: Подбирать слова, говорить по очереди

11. Групповой чат

Установите тему, например фильм или текущее событие, и создайте безопасное пространство для обсуждения игроками. Это отличный способ попрактиковаться в более естественном общении.

Помогает с: Говоря по очереди, беглостью предложений

12. Игра в имена

Это задание включает в себя присвоение имен элементам определенной категории. Лучше всего играть с карточками, на которых написаны указания, например «Назови пять фруктов». По очереди каждый игрок берет карту и отвечает на указания. Загрузите нашу игровую активность ниже.

Помогает с: Поиском слов

13.

Ведение журнала

Поскольку чтение и развитие речи взаимосвязаны, ведение дневника может помочь людям улучшить речь и понимание. Предоставьте список письменных подсказок, из которых игрок может выбрать. Попросите их писать без остановки в течение 5 или 10 минут.

Помогает с: Поиском слов, беглостью предложений

14. Имя Десять

Как и в игре с названиями, игроку дается категория, и его просят назвать десять вещей, которые соответствуют этой категории. Например, вы можете попросить игрока назвать десять цветов, фруктов, животных или видов спорта.

Помогает с: Поиском слов

15. Звуковая игра

Игроки выбирают звук, на который они хотят ориентироваться, например звук «С» или «Т». Затем они по очереди произносят вслух предложения, используя как можно больше слов, содержащих этот звук. Например, если игроки нацелены на звук «С», один игрок может сказать: «Моя сестра Салли сидела боком на сиденье».

Помогает с: Произношением, подбором слов

Занятия с логопедом — это увлекательный способ для людей всех возрастов развить навыки, необходимые для лучшего общения и обретения уверенности. Ознакомьтесь также с другими нашими ресурсами для логопедов.

Тем, кто нуждается в дополнительных рекомендациях, может быть полезно поработать с логопедом (SLP), который создаст индивидуальный план лечения на основе уникальных потребностей своего клиента. SLP получают степень магистра наук в области патологии речи и языка (MS-SLP), в которой они обучаются оценке и лечению нарушений речи, языка и глотания. В Университете медицинских наук Св. Августина наша программа MS-SLP включает онлайн-курсы и практическую клиническую практику, готовя выпускников к тому, чтобы положительно влиять на жизнь других.

Медицинский университет Святого Августина (USAHS) предлагает степень магистра наук в области патологии речи и языка (MS-SLP). Разработанная для работающих студентов, MS-SLP представляет собой онлайн-программу с четырьмя обязательными местами жительства на территории кампуса USAHS в Остине или Далласе. Программа предлагает два приема в год, в январе и сентябре. Приготовьтесь изменить жизнь клиентов на протяжении всей жизни, сделав значимую карьеру логопеда!

Статус аккредитации*

Образовательная программа магистра наук в области патологии речи в Университете Святого Августина для медицинских наук является кандидатом на аккредитацию Совета по академической аккредитации в области аудиологии и патологии речи (CAA) Американского языка языка. — Ассоциация слушателей, 2200 Research Boulevard, #310, Rockville, MD 20850, 800-498-2071 или 301-296-5700. Кандидатура — это статус «предварительной аккредитации» в CAA, присуждаемый разрабатываемым или новым программам на срок не более 5 лет.

*Статус кандидата включает программу MS-SLP, предлагаемую в Остине, штат Техас, и в Далласе, штат Техас.

5 Логопедические игры для малышей и дошкольников

Когда у вас дома малыш, не всегда легко придумать новые занятия и игры для совместной игры. Иногда у вас просто заканчиваются идеи (и энергия!). И если ваш ребенок находится на логопедическом лечении, когда дело доходит до практики   речи и языка дома, вы действительно нужно найти что-то веселое и мотивирующее.

Когда работа больше похожа на игру, все счастливы. Вот почему мы составили список из пяти простых игр, рекомендованных логопедом, в которые вы можете играть, чтобы   продолжать обучение .

1. Занятия на ощупь

Это увлекательное занятие, от которого ваш ребенок не захочет отказываться! Возьмите коробку, пакет или любую другую емкость, в которую ребенок не может заглянуть. Возьмите несколько предметов со всего дома, чтобы поместить их внутрь. Вот несколько идей: маленькая мягкая игрушка, пластилин Play-Doh или слайм, яблоко, мяч, игрушечная машинка и расческа.

Поместите каждый предмет по одному, чтобы ребенок не видел. Затем пусть ваш ребенок протянет руку, пощупает предмет и угадает, что это такое.

Чтобы улучшить речевые и языковые навыки, они могут попытаться описать свои чувства, используя такие слова, как «холодный» или «мягкий».

Вы также можете помочь своему ребенку угадать, дав ему подсказки о каждом предмете. Например, «Мы используем это, чтобы расчесать вам волосы» или «Это одна из ваших любимых закусок».

Эта игра отлично подходит для того, чтобы помочь вашему ребенку попрактиковаться в произношении новых слов и увеличить словарный запас. Можно бросать в коробку какие-то предметы, названия которых они не знают. Это помогает им учиться еще больше!

Советы и ресурсы

10 способов сделать логопедическую практику увлекательной

Линн Шерред, магистр искусств, CCC-SLP ЧТЕНИЕ ЗА 5 МИНУТ

2. Фриз-танец

Кто не любит фриз-данс? Ваш малыш или дошкольник, безусловно, будет! Включите их любимую музыку и потанцуйте вместе. В зависимости от возраста вашего ребенка вы можете немного разнообразить эту игру. Вот как играть.

Для малышей или детей, которые работают над более базовым словарным запасом, используйте такие слова, как «стоп» и «иди» на протяжении всей игры. Объясните, что когда вы говорите «Стоп», ваш ребенок должен перестать танцевать и стоять совершенно неподвижно. Вы можете показать им, что вы имеете в виду, чтобы помочь им понять.

Затем объясните, что когда вы говорите «Давай!», они могут снова начать танцевать. Это помогает им узнать значение этих слов. И если они еще не говорят эти слова, они могут начать их использовать! Так что включите музыку и танцуйте вместе. Скажи «стоп!» и иди!» на протяжении всей песни.

Для старших дошкольников не стесняйтесь использовать слово «замри» каждый раз, когда вы хотите, чтобы они перестали танцевать. Вы даже можете произносить слова, которые рифмуются со словом «замри», чтобы поработать над их способностью слушать и навыками распознавания слов. Вы можете попробовать сказать «Сыр!» или «Ключи!» Ваш ребенок будет предвкушать слово «замри», поэтому ему действительно придется прислушиваться к вашим словам, прежде чем двигаться. Посмотрите это для детей видео  для примера того, как играть в эту игру.

Младенцы и дети ясельного возраста

Использование игры для поощрения общения с ребенком

Линн Шерред, магистр медицины, CCC-SLP

3. Движение и физические игры

Никогда не недооценивайте, насколько детям нравятся физические игры, связанные с движением. Это могут быть простые действия, такие как щекотка, катание на спине, гонка или строительство крытой крепости.

Дети любят проводить время со своими воспитателями. Индивидуальное внимание, которое вы уделяете им во время этих занятий, не говоря уже о том, насколько они увлекательны, может помочь вашему ребенку в различных областях речи и языкового развития. Давайте посмотрим на некоторые вещи, на которые вы можете ориентироваться во время этих игр:

Щекотка:  Это идеальное занятие для детей, которые учатся говорить. Они могут попросить «больше» или «стоп», произнося слова самостоятельно, подражая вам или даже подписываясь! Они могут попросить «больше» щекотки, но быстро сказать «Стоп!» когда это слишком много. Смех и улыбки вашего малыша сделают эту игру любимой!

Катание на спине : Большинство детей любят кататься на спине. Вы можете работать над тем, чтобы ваш ребенок использовал отдельные слова, чтобы попросить то, что он хочет, например «вверх». Для детей старшего возраста вы можете сосредоточиться на структуре и длине предложения, например: «Я хочу покататься на спине». Соревнования:  Соревнования друг с другом полезны для тренировки глаголов. У вас может быть одна гонка, в которой вы пробегаете , в другой пропускаете , в одной крутите  к финишу, или, может быть, даже в одной гонке выкатываете !

Для детей младшего возраста, которые учатся говорить, вы можете поработать над тем, чтобы назвать глагол в только что пройденном забеге и использовать его в коротких фразах, например: «Мы бежим!» или «Я пропускаю!» Для детей старшего дошкольного возраста вы можете поработать над употреблением правильного времени глагола, например, «Мы пробежали гонку» или «Я добежал до финиша» в прошедшем времени. Вы также можете практиковать настоящее время: «Я пропускаю».

Строительство форта:  Это хорошая возможность поработать над пространственной концепцией. Вы можете сказать что-то вроде: «Иди в форт», «Встань за фортом» или «Положи подушку сверху. ” Посмотрите, насколько хорошо ваш ребенок может следовать этим указаниям. Это нормально, если вам нужно им помочь.

Советы и ресурсы

Что делает малыш в логопедии?

Эбби Барнс, MS, CCC-SLP

4. Охота за мусором

Самое замечательное в охоте за мусором то, что вы можете играть в помещении или на улице! Дайте вашему малышу или дошкольнику несколько подсказок о предметах, которые нужно найти. Вы можете сделать подсказки настолько простыми или сложными, насколько хотите, в зависимости от возраста вашего ребенка.

Вы можете сказать что-то вроде: «Найди что-нибудь, что согреет нас». Ваш ребенок может найти одеяло или пальто.

Если вы собираетесь на охоту за мусором, вы можете дать ребенку подсказки, чтобы найти такие предметы, как палки, листья или цветы.

Для детей, практикующих звукоизвлечение , попросите их найти предметы, которые используют их целевые звуки. Например, если ваш ребенок работает над звуком /к/, он может потренироваться говорить, что нашел «камень». Или, если они работают над звуком /b/, они могут попрактиковаться в том, чтобы сказать, что нашли «ошибку».

Вы также можете попрактиковаться с ребенком в   рецептивном языке   задачах, таких как определение предметов или выполнение указаний. Попросите ребенка найти «шланг» или сорвать «цветок». Или настройте таргетинг на выполнение одно- или многошаговых  указаний . Дайте указание, например: «Подними мяч» или «Подними мяч и положи его у двери». Посмотрите, как легко ваш ребенок может следовать этим указаниям. Если им нужна небольшая помощь, попробуйте повторить указания или жестикулировать, чтобы показать им, что вы имеете в виду.

5. I Spy

Классическую игру, такую ​​как I Spy, можно легко использовать в логопедической практике! По мере того, как вы и ваш ребенок находите предметы для «шпионажа», вы можете сосредоточиться на любых целях, которые могут быть для него наиболее полезными.

Например, если ваш ребенок работает над звукоизвлечением, потренируйтесь «подглядывать» за элементами, которые начинаются с целевого звука в слове или содержат его.

Если ваш ребенок работает над  , имитируя  фраз или учится использовать фразы самостоятельно, он может повторять фразу «Я шпионю…» снова и снова. Повторение такой знакомой фразы и добавление каждый раз одного нового слова — отличный способ попрактиковаться.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *