Виды слушания
В психологии существует классификация на следующие виды:
- критическое слушание;
- нерефлексивное слушание;
- рефлексивное слушание;
- эмпатическое слушание;
- симпатическое слушание;
Критическое слушание
В процессе беседы участник сначала делает критический анализ информации, которую слышит. Во время слушания принимает решение насколько честной и правдивой является информация и только потом принимает ее или противится восприятию.
В жизни такое слушание помогает в ситуациях, где необходимо принимать быстрые решения или обсудить детали проекта, где нужно высказать свое мнение, например на совещании или во время диалога.
Критическое слушание мешает восприятию там, где предлагается неизвестная информация, даются новые знания. Настрой на критику информации не дает услышать важное, концентрация внимания фиксируется на том, что человек отрицает. Поэтому все ценное будто проносится мимо сознания, пропадает интерес к этой информации, внутри остается неприятие.
Нерефлексивное слушание
Происходит наименьшее вмешательство в речь во время беседы при наибольшей сосредоточенности на ней. При молчаливом слушании, не влезая в разговор со своими высказываниями, человек облегчает другому процесс передачи знаний. Так лучше усваивается суть передаваемой информации, улавливается смысл слов. Значимым показателем этого слушания может быть телесная реакция, например кивок или движения головой.
Нерефлексивное слушание в процессе общения дозволяет участнику, имеющему сложности в самовыражении (застенчивость, нерешительность, заикание и др.), сконцентрироваться и спокойно высказать свое мнение. Также оно действенно в разговоре с человеком, когда ему необходимо высказать свою жизненную позицию или освободиться от эмоций.
Рефлексивное слушание
Определение 1
Рефлекс – (в переводе с латинского означает «отражение») — это ответная реакция живых организмов на воздействие факторов окружающего мира.
Вид слушания, где в процессе разговора на первом плане проявляется реагирование на получаемую информацию. Данное слушание предполагает восприятие принимаемой информации и мгновенный отклик на нее при помощи высказываний или вопросов.
Данный вид слушания во время беседы считают наиболее конструктивным. При этом формируется взаимопонимание друг к другу и открытость в разговоре.
Эмпатическое слушание
Определение 2
Термин «эмпатия» (в переводе с английского означает сочувствие, сопереживание) – это возможность человека эмоционально отзываться на ощущения другого человека, его умение проживать эти чувства внутри себя.
В беседе человек направляет внимание на «считывание» чувств и эмоций говорящего, а не смыслу слов. Происходит сканирование человека, восприятие образов, которые стоят за произнесенными словами. Различают 3 способа проявления эмпатии:
- эмпатическое реагирование,
- принятие иной точки зрения,
- симпатическое реагирование.
Эмпатическое реагирование используется тогда, когда человек, применяя сознательное наблюдение, переживает чувства, похожие на чувства или эмоции другого человека.
Принятие иной точки зрения происходит, когда человек представляет себя на месте говорящего, «вживается» в его рассказ.
Симпатическое реагирование
Симпатическое слушание
Проявление в разговоре чувств соучастия и заботы, направляемые на собеседника, из-за сложившихся неприятностей или сложных ситуаций. Этот метод отличается от предыдущих тем, что участник разговора не проживает вместе с ним его чувства, он отстранен. Осмысление того, что чувствует в действительности другой человек, вызывает у него тревогу за этого человека, сострадание к нему или прочие чувства.
При эмпатическом слушании обычно не лезут со своими советами и рекомендациями, не стараются оценивать или критиковать собеседника, позволяют ему быть самим собой.
На стиль и вид слушания любого человека влияет множество факторов: половая принадлежность и возрастные особенности, статус, индивидуальные предпочтения, темперамент, круг интересов и прочее.
Активный нерефлексивный вид слушания и его суть с примерами техники
Что тебе дается проще: говорить или слушать? Если думаешь, что искусство говорить дается не каждому, но каждый умеет слушать, то заблуждаешься. В прошлом веке люди предполагали, что все рождаются на этот свет с врожденным умением слушать. Раз слышишь, значит слушаешь.
Но как выяснили ученые это — не одно и то же. И проблемы в межличностных отношениях, спорные конфликты, как между близкими людьми, так и сослуживцами на работе, возникают из-за неумения слушать.
В этой статье:
Основная причина неэффективного общенияВиды слушанияНерефлексивное слушание и его приемыКогда уместно нерефлексивное слушание и чем оно отличается от рефлексивного
Основная причина неэффективного общения
Фото автора Timur Weber: Pexels
Согласно заявлению Мадэлин Беркли-Ален, доктора философии, 45% своего времени человек проводит в состоянии «слушания».
Несмотря на такое количество времени, многие из нас используют его неэффективно, отвлекаются, когда скучно или когда рассеяны.
Как сказал в своей книге «Я вас слушаю» Иствуд Атватер, профессор психологии в муниципальном колледже округа Монтгомери: «Неумение слушать является основной причиной неэффективного общения, поскольку именно оно приводит к недоразумениям, ошибкам и проблемам».
Новости СМИ2
Виды слушания
Психологи квалифицировали слушание на следующие виды:
- критическое;
- рефлексивное;
- нерефлексивное;
- эмпатическое.
Критическое слушание используется для подробного анализа информации, когда требуется принять быстрое решение, высказать свое представление о проблеме и отбросить несущественные детали, например, при обсуждении проектов на производстве.
Рефлексивное слушание считается наиболее перспективным при установке межличностных отношений, формирующим взаимопонимание при общении. Суть рефлексивного слушания — в установлении обратной связи говорящего с собеседником. Слушатель реагирует на сказанное, задает уточняющие вопросы, давая понять говорящему, удалось ли осмыслить содержание сообщения.
Нерефлексивное слушание — это прием сохранения заинтересованности и внимания, без вмешательства в речь собеседника. Понимание и одобрение выражаются взглядом и позой слушателя.
Эмпатическое слушание основано на способности сочувствовать, сопереживать собеседнику. Слушатель отождествляет себя с говорящим, переживает те же эмоциональные состояния.
Техника активного слушания
Нерефлексивное слушание и его приемы
Суть нерефлексивного слушания состоит в следующем:
- эффективное восприятие информации без выражения своих эмоций;
- установление визуального контакта для проявления поощрительного отношения, способствующего продолжению общения;
- отсутствие непосредственного вмешательства в речь говорящего.
С точки зрения Мадэлин Беркли-Ален процесс слушания, описанный в книге: «Забытое искусство слушать», состоит из трех уровней, характеризующихся определенными моделями поведения слушателей.
На первом уровне слушатель предельно внимателен к собеседнику, сосредоточен, концентрирован, внимает каждому слову, игнорируя свои собственные мысли и чувства. Происходит «слушание — сопереживание».
Для второго уровня эмоциональной составляющей не существует, слушатель пытается вникнуть в суть речи логически, не понимая глубины сказанного. Слышит говорящего, но не слушает.
На третьем уровне слушатель сосредоточен на себе, на своих мыслях. Слушает, но не вникает, часто теряет нить повествования, в дальнейшем его додумывает.
Основная задача при нерефлексивном слушании заключается в сосредоточении, как в средстве восприятия речи собеседника. Требуется умение выдерживать паузы оратора, не перебивая его и давая возможность продолжить развитие его рассказа.
Нерефлексивное слушание осуществляется с помощью следующих приемов:
- Взгляда и мимики.
Заинтересованный, открытый взгляд вдохновляет собеседника, возникает визуальный контакт между говорящим и слушателем, вдохновляя первого — продолжать речь, а второго — внимательно слушать. С помощью мимики можно передать собеседнику, что нам приятно его присутствие.
- Позы и жестов.
Излишне расслабленная поза, скрещенные на груди руки могут говорить о пренебрежении к говорящему. Открытая поза, прямая, ненапряженная спина, руки, свободно лежащие на коленях, сигнализируют собеседнику, что он может рассчитывать на понимание.
Когда уместно нерефлексивное слушание и чем оно отличается от рефлексивного
Самый распространенный вид нерефлексивного слушания происходит у работников сферы услуг. Ты неоднократно могла наблюдать, как внимают своим клиентам парикмахеры, маникюрши и косметологи. Они четко выполняют свою работу, но при этом очень внимательны к рассказам своих посетителей, поддерживают беседу с ними кивком головы, улыбкой, внимательным взглядом.
Если ты являешься работодателем, то при собеседовании с соискателем, по отношению к его интервью ты применяешь нерефлексивное слушание. Поощряя собеседника к рассказу о себе, узнаешь много необходимой информации о работнике.
Если ты участвуешь в коммерческих переговорах своей компании, нерефлексивное слушание помогает правильно понять цели и намерения партнеров по бизнесу.
Если ты религиозна и присутствуешь на проповеди в церкви, проявление нерефлексивного слушания будет самым уместным.
Когда твоему собеседнику необходимо высказать свою точку зрения, при этом он испытывает отрицательные эмоции и ему «надо выпустить пар», твое нерефлексивное слушание поможет ему самовыразиться, а тебе — понять суть происходящего.
Если ты — студентка, то сталкиваешься с нерефлексивным слушанием — на лекциях, которые читает преподаватель. Ты, наверное, не раз замечала, что чем сосредоточеннее ты внимаешь педагогу, тем проще тебе готовиться к зачету или экзамену. Когда «отсиживаешь» пару, то потом долго приходится разбираться по учебникам.
Когда же у тебя практика по предмету, то вступает в силу рефлексивное слушание, ты задаешь вопросы по рассматриваемой теме, уточняешь детали заданий. За счет рефлексивного слушания ты лучше вникаешь в предмет.
Основное отличие рефлексивного слушания от нерефлексивного состоит в том, что:
- В первом случае создается активная обратная связь говорящего со слушателем, собеседники проверяют и уточняют свое понимание беседы, сообщение корректируется. Рефлексивное слушание помогает добиться большей точности восприятия информации.
- Во втором случае показать свою включенность в разговор возможно лишь кивком или взглядом. Требуется максимально сосредоточиться на получении информации при минимальном вмешательстве.
Поскольку нерефлексивное слушание в какой то мере является способом поддержки и поощрения говорящего собеседника, то, некоторые разговорчивые люди могут злоупотреблять твоим вниманием.
В нашем бурно развивающемся мире объем информации, необходимой для изучения, постоянно растет. Различные приемы слушания помогают развить сосредоточенность и продуктивно запоминать изложенный материал. Эффективное слушание не только содействует обмену информации, но служит основой для полноценного общения, способствует улучшению межличностных взаимоотношений.
Рефлексивное слушание | Psychology Wiki
Рефлексивное слушание — это коммуникативная стратегия, включающая два ключевых шага: попытка понять идею говорящего, затем предложение этой идеи обратно говорящему, чтобы подтвердить, что идея была правильно понята. Он пытается «реконструировать то, что клиент думает и чувствует, и передать это понимание обратно клиенту». [1] Рефлексивное слушание — более конкретная стратегия, чем более общие методы активного слушания. Она возникла из школы клиент-центрированной терапии Карла Роджерса в теории консультирования. [1]
Далмар Фишер, доцент Бостонского колледжа, разработал модель рефлексивного слушания, которая включает следующие элементы:
— Активное участие в разговоре путем сокращения или устранения любых отвлекающих факторов, чтобы полностью сосредоточиться на разговоре.
— Искреннее сопереживание точке зрения говорящего. Это не значит соглашаться с говорящим, просто смотреть на вещи с его/ее точки зрения. Слушатель побуждает человека говорить свободно, не осуждая и проявляя сочувствие.
— Отражение настроения говорящего, отражение эмоционального состояния словами и невербальной коммуникацией. Это требует от слушателя успокоить свой разум и полностью сосредоточиться на настроении говорящего. Настроение будет проявляться не только в используемых словах, но и в тоне голоса, в позе и других невербальных сигналах говорящего. Слушатель будет искать соответствие между словами и настроением.
— Резюмирование того, что сказал говорящий, используя собственные слова слушателя. Это отличается от перефразирования, когда слова и фразы перемещаются и заменяются, чтобы отразить то, что сказал говорящий. Рефлективный слушатель резюмирует сообщение своими словами.
Содержимое
- 1 См. также
- 2 Примечания и ссылки
- 3 Библиография
- 4 Внешние ссылки
См. также
- Мотивационное интервьюирование
Примечания и ссылки
- ↑ 1,0 1,1 Лейн (2001)
Библиография
- Бейкер, Энн С. и др. (1997). «В разговоре: преобразование опыта в обучение». Симуляторы и игры 28/1 : 6–12.
- Фишер, Далмар (1981). Связь в организациях . Сент-Пол, Миннесота: West Publishing Company.
- Гервуд, Джозеф Б. (1993). «Недирективные консультативные вмешательства с шизофрениками». Психологические отчеты 73 : 1147–51.
- Кац, Нил Х. и Джон В. Юрист (1985). Навыки общения и разрешения конфликтов
- Коцман, Энн (1984). Рефлективное слушание . Кью, Виктория: Институт раннего развития детей.
- Лейн, Лара Линн (2005). «Рефлексивное слушание». Энциклопедия психологии Гейла .
- Роджерс, Карл (1951). Терапия, ориентированная на клиента: ее текущая практика, последствия и теория . Бостон: Хоутон Миффлин.
- Саакян, Уильям С. (1975). История и системы психологии . Нью-Йорк и Лондон: издательство Schenkman Publishing. Обзор
Внешние ссылки
- Рефлексивное слушание — краткое изложение на странице формата А4, используемое Национальным советом здравоохранения для бездомных
Эта статья о психологии является незавершенной. Вы можете помочь Psychology Wiki, дополнив ее . |
Навыки активного слушания | Психология Сегодня
Африканская дикая собака.
Источник: Pixabay
«Вы не можете по-настоящему слушать кого-либо и одновременно делать что-то еще».01:15 —М. Скотт Пек, автор книги «Неизведанная дорога».
Активное слушание — это способ слушания, который требует полного внимания к тому, что говорится, с основной целью понимания говорящего. Это важный набор навыков для самых разных обстоятельств, от кабинета терапевта до делового мира. Если мы не будем активно слушать, мы, вероятно, упустим истинное сообщение.
По моему опыту врача, способность активно слушать необходима для долгосрочного счастья большинства пар. Теория привязанности помогла нам понять, что самые основные эмоциональные потребности людей включают потребность быть услышанным и потребность чувствовать себя важными для наших партнеров (Johnson, 2008). Одна из самых частых жалоб, которые я слышу во время сеансов консультирования пар, это то, что один партнер говорит другому: «Ты никогда меня не слушаешь!»
Исследования в области социальных наук также подтверждают исключительную важность активного слушания. Психолог Уиллард Харли определил 10 наиболее распространенных эмоциональных потребностей людей в партнерских отношениях (Harley, 2001). Среди этих топ-10 была потребность в «интимном разговоре». Он описал эту потребность как удовлетворение путем обсуждения информации или вопросов, обсуждения тем, представляющих взаимный интерес, и готовности слушать друг друга. Более того, интимная беседа требовала уделения и получения безраздельного внимания.
Как быть активным слушателем
1. Слушайте, не осуждая и не занимая позицию по проблеме. Получите понимание ситуации с точки зрения другого человека.
2. Дайте говорящему закончить мысли, не прерывая его. Обычно это короткие периоды тишины, например, несколько секунд. Может потребоваться некоторая практика, прежде чем вы сможете узнать, сколько времени ждать, прежде чем дать какой-либо ответ. Если вы не уверены, всегда лучше подождать слишком долго, чем говорить слишком рано и прерывать мысли говорящего.
3. Покажите, что ваше внимание сосредоточено. Установите зрительный контакт, наклонитесь к говорящему, когда ваш интерес достигнет пика, и поделитесь любой шуткой с улыбкой или другой естественной реакцией.
4. Повторите услышанное для проверки точности. Используйте точные слова говорящего, когда сомневаетесь, правильно ли вы его расслышали; чаще лучше перефразировать сказанное.
5. Задавайте вопросы по мере необходимости, когда вы не понимаете, что пытается сказать говорящий, особенно когда вы пытаетесь уловить основную мысль его высказывания.
6. Кратко подведите итог, чтобы показать, что вы слышали и поняли сказанное.
7. Необязательно: В качестве последнего шага, но не раньше, вы можете поделиться похожими ситуациями, с которыми вы столкнулись, или вашими собственными взглядами на проблему. Вы можете даже разделять мнение, совершенно отличное от высказанного, при условии, что это происходит после того, как вы поняли, что вам сообщили.
«Самая большая проблема общения в том, что мы не слушаем, чтобы понять. Мы слушаем ответ». — Стивен Р. Кови, автор книги «7 навыков высокоэффективных людей».
Чего следует избегать при активном слушании
1. Прерывание предложения. Даже если есть длинная пауза, следует сначала поощрить говорящего к завершению мысли.
2. Отсутствие зрительного контакта. Перерывы в зрительном контакте нормальны и ожидаемы, но полное отсутствие зрительного контакта свидетельствует об отсутствии внимания.
3. Торопится динамик. Это может быть проблемой, особенно когда говорящий вдается в чрезмерные или не относящиеся к делу детали, чтобы рассказать свою историю. Сделайте все возможное, чтобы вежливо побудить их согласиться с точкой зрения.
4. Отвлечение на другие мысли или происходящие поблизости события и потеря концентрации. Если вы будете мечтать, делая вид, что слушаете, это, скорее всего, только расстроит говорящего.
5. Чрезмерное внимание к определенным деталям или вопросы о второстепенных деталях, которые отвлекают от точки зрения говорящего.
6. Резкая смена темы. Это включает в себя рассказ о «нечто похожем, что случилось со мной».
7. Шутки или саркастические комментарии, отвлекающие внимание от сути дела. Оставьте юмор на потом в разговоре.
8. Выслушивание, чтобы решить, каким должен быть ваш ответ. Это обычный риск, когда говорящий высказывает недовольство, а слушатель начинает защищаться. Естественной тенденцией было бы переключить внимание на вопрос «как я буду защищаться от этого обвинения?» или «как мне доказать их неправоту?» Если вы активно слушали, вы можете узнать, что вам не нужно защищать себя. Ваш партнер может ни в чем вас не обвинять. Если на вас возложили вину, у вас будет возможность высказать свои мысли после того, как выслушаете жалобу.
«Есть разница между искренним слушанием и ожиданием своей очереди говорить». — Ральф Уолдо Эмерсон.
Как сказал великий американский поэт Эмерсон, ваша очередь говорить. На самом деле в партнерских отношениях ничего не выиграешь, если пропустишь первый шаг: активное слушание.