Негосударственное общеобразовательное учреждение Средняя общеобразовательная школа

Рефлексивный тип мировоззрения: Типы мировоззрения:

Типы мировоззрения, типы рациональности. — Мегаобучалка

Мировоззрение – это целостный взгляд на мир и место в нем человека. Это убеждение. Различают следующие типы мировоззрения: миф, религия, философия. Исторически первым был миф, мифологический взгляд на мир.

Миф. Есть мир, а внутри мира есть человек, часть его. Первобытный человек – часть природы, не выделял себя. Это антропоцентрическое мышление.

Общественное сознание. Наиболее ранняя форма культуры. Попытка объяснить мифами происхождение и строение Вселенной, явления природы – солнечные и лунные затмения, наводнения, мировую гармонию. Для мифологического мировоззрения характерны: эмоционально-образная форма, перенос человеческих черт на окружающий мир, олицетворение и одушевление природных сил, отсутствие рефлексии, решаемые мировоззренческие проблемы тесно связаны с практическими задачами. То есть удача, счастливая жизнь, защита от голода, болезней и т.д.

Религия. Остался мир и человек, но за миром появился Бог. Теоцентрическое мировоззрение. Человек воспринимает мир не напрямую, а через Бога. Человек пребывает в мире, но не ощущает себя частью мира – частью бога. Фундамент мировоззрения – вера в наличие тех или иных сверхъестественных сил. Миф и религия взаимосвязаны. Религия опирается на образно-эмоциональную, чувственно-наглядную форму восприятия.

Религиозных течений много. В рамках религиозного сознания большое значение приобретают этические представления, нормы, идеалы, ценности (как 10 заповедей). Культивируются чувства любви человека к человеку, терпимости, сострадания, совести, милосердия. Религия формирует духовный мир человека.

Философия. Восприятие через систему законов, которым мир подчиняется. Тип исторического мировоззрения. Научного мировоззрения. Философия – рефлексивный тип мировоззрения, то есть такой, в котором содержатся размышления над собственными представлениями о мире и месте человека в этом мире. Взгляд на свое мышление, свое сознание со стороны. Философия требует размышлений, сомнений, допускает критику идей.

Рациональность. В истории философской мысли имело место выделение двух типов рационального мышления – рассудка и разума. Рассудок – способность мыслить, образовывать понятия или суждения, способность давать правила. Систематизирующая, упорядочивающая функция рассудка. С точки зрения Гегеля, разумное мышление – «бесконечное» мышление, «открытая» система, а рассудок – «конечное» мышление, действующее всегда в заданной системе исходных координат. Разум – высшая форма рациональности, связанная с возможностью постоянного критического пересмотра исходных установок и выходом на новые позиции познавательного отношения к миру. Возможность преодолевать противоречия.

Научная рациональность. Должна предполагать проектное мышление, разработку и оценку различных альтернативных программ в существующей ситуации с учетом человека как активного участника формирования реальности. Объективность – обязательно.

Естественнонаучная рациональность, гуманитарная рациональность. Они связаны, например, условием научности – поиском констант, независимых от места, времени и прочего.

Еще типы: классическая (абстрагирование от всего при изучении), неклассическая естественнонаучная (учесть средства и операции над объектами при анализе результатов исследования) и пост-классическая (ко всему прочему присоединяется ценностно-целевая ориентация исследователя).

 

Понятие науки, как области вероятностного знания.

В науке и практической деятельности человеку зачастую приходится иметь дело с вероятностным знанием в форме гипотез, предсказаний, догадок, предположений.

+ Наука есть область вероятностного знания, поскольку наука основана на предположении о том или ином положении вещей. Например, что 2+2=4 (и вообще цифры – математика), или аксиомы геометрии.

 

Становление философии.

Первичными формами мировоззрения, существовавшими задолго до философии, были: магия, мифология, религия, из которых впоследствии произошла философия. В отличие от мифа… см. вопрос 11

Благоприятные условия для появления на свет философии сложились практически одновременно в Греции, Китае и Индии. Однако в Китае и Индии философия не получила самостоятельного признания, оставаясь частью религиозно-мистической веры, например, в индуизме или разновидностью политического учения о власти, как в конфуцианстве.

А в Греции – см. греческих философов, вопросы ниже.

 

Основные направления.

Основной вопрос – соотношение сознания и бытия, духа и природы. Что первично – материя, природа, физическое, или сознание, мышление, психическое?

Основные направления – материализм и идеализм. Идеализм – общее обозначение философских учений, утверждающих, что сознание, мышление, психическое первично, а материя, природа, физическое вторично. Идеализм противопоставлен материализму. Идеализм означает отрицание обусловленности морального сознания общественным бытием и признание его первичности. Две формы: объективный и субъективный.

Субъективный идеализм – отрицает наличие какой-либо реальности вне сознания субъекта либо рассматривает ее как нечто полностью определяемое его активностью. Объективный идеализм – считает первоосновой мира некое всеобщее сверхиндивидуальное духовное начало (идея, мировой разум). Объективный получил первое законченное выражение в философии Платона. Субъективный, наиболее ярко – Беркли, Юм.

Идеализм тесно связан с религией. По сути, это концептуальное выражение религиозного миросозерцания и философское обоснование религиозной веры. Расцвет – в немецкой классической философии.

Материализм – направление, которое решает основной вопрос философии в пользу материи. Мышление – свойство материи. Признание материи первичной означает, что она никем не создана, а существует вечно, что пространство и время суть объективно существующие формы бытия материи, мышление неотделимо от материи, которая мыслит, что единство мира состоит в его материальности. Убеждение в адекватности отражения действительности в человеческом сознании, в познаваемости мира и его закономерностей. Слово Материализм начали употреблять в 17 веке – в смысле физических представлений о материи (Бойль), а позднее и в общем философском смысле (Лейбниц) для противопоставления идеализму.

Две исторические эпохи в развитии материализма: домарксистская и марксистская. Марксистский материализм – единственно последовательный. Непоследовательные материалисты могли проводить линию материализма в своей специальной области (понимание природы), а в других вопросах (к примеру, общественных явлений) защищать идеализм. С точки зрения метода мышления, которым пользуются материалисты, выделяются диалектический и метафизический материализм. Для первого характерно внутреннее единство, второй имеет много разновидностей, зависящих от того, какая сторона действительности или процесса познания превращается в абсолют.

С точки зрения сознания есть научный и вульгарный материализм. Первый видит качественное отличие психического от физического. Второй отождествляет их.

Критерием истинности материализма служит общественно-историческая практика. Именно на практике опровергаются ложные построения идеалистов и агностиков и доказывается истинность материализма.

Другие направления:

 — агностицизм – философское учение, отрицающее возможность познание объективного мира и достижимость истины.

 — эмпиризм – направление, признающее чувственный опыт источником знания. Противоположность рационализму.

 — реализм – идеалистическое направление, признающее лежащую вне сознания реальность.

 — рационализм – направление, признающее разум основой познания и поведения людей.

 

Философия | Философио.Ру

Философия

Добро пожаловать! > Философия




Философия как самосознание и самопознание человека и общества использует различные формы и способы реализации своих целей, опираясь на такие познавательные способности людей, как чувства, рассудок, разум, воображение и вера. Из множества интеллектуальных инстанций только она способна критически отнестись к существующим формам теории и практики, синтезировать частные знания и выработать систему фундаментальных мировоззренческих ценностей, методологических принципов и норм.

Читать полностью »




Специфика философии состоит в ее способности органически соединять два основных способа освоения мира человеком: научно-теоретический и духовно-практический. Она является одновременно и теорией, и мировоззрением, выполняет роль оценочной инстанции, не являясь чем-то из названного выше в отдельности. Философия есть обобщающее знание, имеющее определенную форму и существующее как интеллектуальная практика. Специфика философского знания состоит в его вечном становлении. Философствование начинается с удивления и сомнения. Сомнение инициирует процесс мышления, заставляет философствующего страдать в поисках решения той проблемы, которая вызвала его удивление и недоумение.

Читать полностью »




Философия возникает, проходит свое становление и формирование как рефлексивная способность, то есть как способность не только к познанию мира, но и к самопознанию. Она появляется, «когда из жизни людей исчезает сила объединения и противоположности утрачивают свои жизненные связи и взаимодействия, приобретая статус самостоятельности», когда в мире появляются проблемы, не имеющие аналогов решения; когда общество представляет индивиду определенную меру свободы остановиться, оглянуться, чтобы уяснить, что есть мир и каково место индивида в этом мире.

Читать полностью »




Министру просвещения России в эпоху царствования Николая I, графу С. С. Уварову, приписывают такую резолюцию на «Проекте преподавания философии в высших учебных заведениях»: «Польза философии не доказана, вред же ее — очевиден». Сановитый чиновник косвенно подчеркнул одну из важнейших функций философии — социально- критическую.
Философия выступает как критическая рефлексия оснований существующего общества. Она диагностирует ситуацию и показывает, что та система ценностей, на которых базируется общество: мировоззренческих, гуманитарных, экономических, политических и т. д. — не вечна, уже исчерпала себя и не может служить фундаментом исторического развития.

Читать полностью »




Зачастую понятия «мировосприятие», «миропонимание» и «мировоззрение» употребляются в качестве синонимов. Между ними действительно существует тесная связь и единство, но последнее не исключает, а, скорее, предполагает их существенные различия.
Мировосприятие — это пассивное созерцание человеком мира на феноменальном уровне в форме эмоционально окрашенных ощущений, восприятий, представлений. Достоинство мировосприятия заключается в том, что оно является предпосылкой для миропонимания и мировоззрения, условием их осуществления.

Читать полностью »




Главный метод философского познания — метод критической рефлексии. Именно рефлексивность отличает философское познание от любого другого. Гегель, говоря об этой особенности философии, писал: «…познание мышления как чисто субъективной деятельности уже делает честь человеку и представляет для него интерес; человек отличается от животного именно тем, что он знает, что он такое и что он делает». Рефлексия (от латинского reflexio — отражение) означает анализ собственного психического состояния и собственных действий. Только философская рефлексия является основанием обретения человеком своей адекватности. Философия начинается там, где впервые осознается субъектность человеческого бытия, где мышление начинает экспериментировать с самим собой, и человек провозглашает в качестве первой задачи познание самого себя. Эта деятельность самопознания стала называться рефлексивной деятельностью, а главным ее принципом следует считать самоотнесение.

Читать полностью »




Философия есть особая форма самосознания общества и человека, сущность которой состоит в рефлексивном осмыслении наиболее общих принципов, установок и ценностей, лежащих в основании бытия и мышления и определяющих практическое отношение человека к миру.

Читать полностью »




Как все, что создано человеком, философия подчинена закону времени. Она когда-то появилась и, можно предположить, когда-нибудь исчезнет, исчерпав потенциал развития, выполнив свое предназначение. Поэтому говорят о «начале» и «конце» философии, а временной интервал между ними называют историей философии. Историчность философского знания означает, что философия вплетена в ткань развития и может быть понята только в контексте своего становления. Для уяснения сущности и содержания философского учения необходимо выяснить, как оно появилось, кто является его носителем, какие факторы влияли на его формирование.

Читать полностью »


8.2 Рефлексивное мышление – рефлексивная практика в дошкольном образовании

Изображение от johnhain находится под лицензией Pixabay.

«Если учителя не разовьют практику критического осмысления, они останутся в ловушке непроверенных суждений, интерпретаций, предположений и ожиданий. Подход к образованию как рефлексивный практик включает в себя сплав личных убеждений и ценностей в профессиональную идентичность» (Ларриви, 2000, стр. 293 в Finlay, L, 2008).

Предрасположенность может означать многое для разных людей, но, согласно Merriam-Webster (nd), предрасположенность определяется как «врожденные качества ума и характера человека, преобладающая склонность, настроение или склонность, темперамент или склад характера».

Так почему же так важно исследовать диспозицию как связанную с рефлексивным мышлением? Ведется много споров о том, является ли рефлексивная практика техническим навыком, которому можно обучить, или способом проявления отношения или личным качеством, которое можно развивать.

Имеются данные, подтверждающие создание культуры рефлексии, склонности к критическому мышлению и оценке множественных точек зрения как контекста собственной рефлексивной педагогики. Фаррелл (2014), Роуз (2013) и другие предполагают, что существуют основные характеристики рефлексивного педагога, некоторые из которых включают непредубежденность, искренность и ответственность. Дьюи (1933, 1986) отметил, что все три эти установки важны не только потому, что «намерение мыслить рефлексивно… они являются чертами личного характера, которые необходимо развивать» (стр. 139). Роуз (2013) говорит об ответственности как об управлении, заявляя, что мы должны быть распорядителями использования письма, технологий и рефлексивной практики. Рефлексию может культивировать учитель, для которого рефлексия является этическим обязательством (стр. 105).

 

«Дети не переживают наших намерений, какими бы искренними они ни были. Они испытывают то, что мы проявляем в тоне и поведении».

 Гордон Нойфельд

Чтобы узнать больше о рефлексивном мышлении, посмотрите видео: «Рефлексивное мышление — секрет лучшей и долгой жизни», Али Фенвик [11:41].

Источники

Дьюи, Дж. (1933). Как мы думаем: переформулирование отношения рефлексивного мышления к образовательному процессу. Бостон: DC Health.

Фаррелл, TSC (2014). «Учитель, вы глупы!» — развитие рефлексивного настроения. TESL-EJ, 18(3). http://www.tesl-ej.org/wordpress/issues/volume18/ej71/ej71a2/

Финлей, Л. (2008). Финли, Линда (2008). Размышляя над «Рефлексивной практикой». Документ о профессиональном обучении на основе практики 52, Открытый университет. https://oro.open.ac.uk/68945/

Ларриви, Б. (2000). Преобразование педагогической практики: стать критически рефлексивным учителем. Рефлексивная практика, 1(3), 293-307. https://doi.org/10.1080/713693162

Merriam-Webster. (н.д.). Расположение. В словаре Merriam-Webster.com. https://www.merriam-webster.com/dictionary/disposition.

Нойфилд, Г., и Мате, Г. (2006). Держитесь за своих детей: почему родители должны иметь большее значение, чем сверстники.

Роуз, Э. (2013). О размышлениях: эссе о технологиях, образовании и состоянии мысли в двадцать первом веке. Торонто: Издательство канадских ученых.

Пять способов трудоустройства | Карьера

Какая форма представляет какое мышление?

Так как я только начал преподавать диплом 5-го уровня дипломированного института менеджмента в Лондонском университете, я подумал, что было бы разумно продолжить мою недавнюю деятельность по применению теорий и моделей менеджмента в мире карьерного коучинга.

Большинство ранних разговоров о возможностях трудоустройства и управлении карьерой, как правило, сводились к вопросу «Как вы помогаете учащимся развивать навыки или компетенции, которые сделают их эффективными на рынке труда?». На этот вопрос обычно возникают два типа ответов: вы даете им обучение или вы даете им опыт .

Это отражает те аргументы, которые давно ведутся в области развития лидерства. Есть те, кто утверждает, что обучение без опыта слишком абстрактно (и поэтому бесполезно), и есть те, кто утверждает, что опыт без обучения является случайным (и поэтому бесполезен).

Немного другая точка зрения, которая, кажется, появляется в последнее время, заключается в том, что обучение, опыт и комбинации обучения и опыта имеют тенденцию быть более эффективными, когда участники имеют более высокий уровень самосознания или когда обучение или опыт сами по себе способствуют большему самосознанию.

Один из аспектов самосознания, который меня интересует, — это осознание собственного мышления по умолчанию. Отчасти из-за моего интереса к MBTI я осознаю, что разные люди подходят к одним и тем же проблемам по-разному. Вот почему я был рад познакомиться с моделью управления под названием «Пять управленческих установок».

Согласно Джонатану Гослингу и Генри Минцбергу, пять управленческих установок представляют собой стандартные способы, которыми отдельные менеджеры склонны подходить к ситуациям.

Настрой на действие

Все дело в управлении движением или изменением. В мышлении действия вы сосредоточены на достижении результатов и выполнении вещей. Мышление действия тесно связано с управлением изменениями и преобразованиями.

Недостатком установки на действие, не уравновешенной другими подходами, является то, что вы можете быть привлечены к действию ради действия и изменению ради изменения без достаточного обдумывания.

Кто-то, кто хорошо работает с мышлением действия, способен уравновесить движение неподвижностью и увидеть необходимость как в изменении, так и в преемственности.

С точки зрения карьеры, тот, кто мечется с работы на работу, не думая о том, что он узнал о себе в процессе, может стать жертвой передозировки мышления действия.

Рефлексивное мышление

Все дело в управлении собой. При рефлексивном мышлении вы сосредоточены на понимании и интерпретации событий, действий и, прежде всего, самого себя. Рефлексивное мышление тесно связано с созданием смысла и личностным ростом.

Обратной стороной рефлексивного мышления, не уравновешенного другими подходами, является чрезмерное размышление и нерешительность.

Кто-то, кто хорошо работает с рефлексивным мышлением, способен трансформировать себя и совершать действия, выходящие за рамки его опыта.

С точки зрения карьеры, тот, кто постоянно неудовлетворен или парализован нерешительностью, может страдать от сверхактивного рефлексивного мышления.

Аналитический склад ума

Все дело в управлении организацией и информацией. Чем старше вы являетесь менеджером, тем меньше у вас контактов с повседневными реалиями вашей организации и тем больше вам приходится полагаться на информацию, которую вам предоставляют другие. Эта информация всегда подлежит некоторому фильтру, основанному на предположениях, которые вы делаете, и вопросах, которые вы задаете. При аналитическом мышлении вы сосредоточены на принятии решений на основе несовершенной и неполной информации.

Недостатки аналитического мышления заключаются либо в том, что вы слишком доверяете данным, не понимая, что они ошибочны, либо в том, что вы не доверяете любым данным, если у вас нет непосредственного опыта.

Кто-то, кто хорошо работает с таким мышлением, разумно использует имеющуюся у него информацию и готов справиться с определенным уровнем двусмысленности или неопределенности.

С точки зрения карьеры, тот, кто чувствует, что не может оценить вариант карьеры, пока не испытает его, или кто предполагает, что знает все о выборе, не изучив его, может страдать от проблем с аналитическим складом ума.

Мирское мышление

Все дело в управлении контекстом. При мирском мышлении вы осознаете влияние вашей собственной культурной среды на ваши решения и предположения. Вы также осознаете ценность других культурных точек зрения и стремитесь их понять.

Обратной стороной мирского мышления являются либо культурный империализм, навязывающий свою точку зрения другим, либо непоследовательный релятивизм, меняющий ваши ценности по ветру.

Кто-то, кто хорошо работает с таким мышлением, способен ценить разнообразие и адаптироваться к новым условиям, не теряя из виду свои собственные основные ценности.

С точки зрения карьеры, тот, кто не может предвидеть или осуществить культурные корректировки, необходимые при переходе от одного карьерного контекста к другому (например, от студенческой жизни к рабочему месту), может не иметь большой практики в использовании своего мирского мышления.

Совместное мышление

Это все об управлении отношениями. При совместном мышлении вы осознаете сеть связей, поддерживающих вашу деятельность.

Недостатками коллективного мышления являются либо изоляционизм, игнорирование ваших связей с другими, либо чрезмерная зависимость от других.

Кто-то, кто хорошо работает с таким мышлением, замечает людей в ситуации и ищет способы работать с ними.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *