Общественный прогресс — критерии, понятие, свойства, формы
Покажем, как применять обществознание в жизни
Начать учиться
109.1K
Развитие может быть разным: не только вперед, но и назад. Так и общество может прогрессировать, регрессировать, а иногда оба процесса происходят одновременно, только в разных сферах. Узнаем больше про общественный прогресс и его критерии.
Понятие общественного прогресса
Прогресс — это тип развития, при котором происходит переход от низшего к высшему, от простого к более сложному. Задача прогресса — улучшать.
Критерии прогресса:
Развитие человеческого разума.
Совершенствование нравственности людей.
Возрастание степени свободы, которую общество может предоставить человеку.
Прогресс науки и техники.
Развитие производительных сил общества.
Прогресс может развиваться в двух формах:
Реформа — это тип общественных изменений, который предполагает поступательные и планомерные изменения правил в сфере человеческой жизни.
Революция — это тип общественных изменений, при котором быстро и в корне меняются все сферы жизни государства и общества.
В современном обществе преобладают две формы общественных изменений:
Инновация — это результат интеллектуальной деятельности человека и нововведение, которое он вводит в ту или иную сферу общества.
Модернизация — это глубокое обновление социально-экономических, политических, культурно-духовных основ жизни общества через нововведения и усовершенствования.
Противоположность общественного прогресса — это регресс.
Регресс — это такой тип развития, для которого характерно движение назад, переход от высшего к низшему, понижение уровня организации, возвращение к отсталому.
Стагнация — задержка или полная остановка общественного развития.
Прогресс — это не только положительное явление. Особенности прогресса:
- Относительность — невозможность применить термин к некоторым сферам, например, искусству.
- Противоречивость — последствия прогресса могут быть позитивными для одной сферы и негативными для другой, например, развитие промышленности приводит к загрязнению воздуха.
Твоя пятёрка по английскому.
С подробными решениями домашки от Skysmart
Противоречивость общественного прогресса
Позитивные и негативные последствия прогресса | Примеры |
Прогресс в одних областях может привести к застою в других. | Период сталинизма в СССР. В 30-е годы резко повысились темпы развития промышленности. В то же время социальная сфера развивалась слабо и легкая промышленность работала по остаточному принципу. Результатом стало ухудшение качества жизни людей. |
Плоды научного прогресса можно использовать как во благо, так и во вред людям. | Развитие информационных систем. Интернет — величайшее достижение человечества, которое открыло людям широкие возможности. Когда интернет стал доступен массам, появились новые болезни: игровая и компьютерная зависимость. |
Достижения прогресса сегодня могут привести к отрицательным последствиям в будущем. | Освоение целинных земель в правление Никиты Хрущева. Сначала люди получили действительно богатый урожай, но через некоторое время возникла эрозия почв. |
Прогресс в одной стране не всегда благоприятен для прогресса в другой. | Государство Золотая Орда — огромная империя в начале XIII века с многочисленным войском, передовой военной техникой. |
Перейдем к свойствам и критериям общественного прогресса.
Приглашаем на курсы подготовки к ЕГЭ по обществознанию для учеников 10 и 11 классов!
Критерии общественного прогресса
Критерий — это средство проверки истинности и достоверности знаний.
Общественный прогресс — это движение, которое предполагает развитие разных сфер жизни. В рамках школьной программы по обществознанию выделяют четыре критерия общественного прогресса. Рассмотрим их характеристики в таблице.
Социальный | Отражение уровня развития общества. Индикаторы: политические свободы, качество жизни граждан, уровень богатства и бедности. Средний класс — один из важнейших показателей: чем больше его процент, тем более развито общество. |
Экономический | Оказывает влияние на все другие сферы. Индикаторы: ВВП (его рост или падение на душу населения), развитие кредитной сферы. Особенность экономики — ее основа, то есть на чем базируется доход. В XXI веке в наибольшей опасности находятся страны, чья экономика основана на энергоресурсах. |
Научно-технический | Развитие науки и техники, появление новых продуктов и инструментов. |
Культурный (духовный) | Роль морали в обществе и уровень нравственного развития большинства индивидов в социуме. Есть противоречие в том, что то или иное изменение может считаться как прогрессом, так и регрессом в зависимости от культуры. Чем более совершенно общество, тем более гуманистических взглядов оно придерживается. |
Лидия Казанцева
Автор SkysmartК предыдущей статье
215.1K
Виды и формы культуры
К следующей статье
116.5K
Виды социальных конфликтов
Получите индивидуальный план обучения обществознанию на бесплатном вводном уроке
На вводном уроке с методистом
Выявим пробелы в знаниях и дадим советы по обучению
Расскажем, как проходят занятия
Подберём курс
Регресс — что это такое
Обновлено 18 февраля 2023 Просмотров: 51 576 Автор: Дмитрий ПетровЗдравствуйте, уважаемые читатели блога KtoNaNovenkogo. ru. Слова, имеющие множество значений, очень часто встречаются нам и в деловой сфере, и в повседневной жизни.
Знать значение таких слов нужно хотя бы для того, чтобы уметь правильно употреблять, не боясь показаться невеждой .
Сегодня мы поговорим о том, что такое регресс и где уместно использование этого термина.
Регресс – это …
Если очень кратко и очень коротко, то «прогресс» — это «идти вперед», а «регресс» — «идти назад».
Латинское слово «regressus» обозначает «движение назад». Такова суть понятия, но в разных сферах применение этого термина имеет свои особенности.
Далее мы рассмотрим, что обозначает понятие «регресс» применительно к различным процессам.
Регресс в развитии общества
Эволюция человечества – это сложный процесс развития, который характеризуется как движением вперед (прогрессом), так и движением назад (регрессом).
Регресс – это, как и прогресс, есть развитие. Только вектор этого развития направлен в противоположную прогрессу сторону.
Пример: период с 20 века по сегодняшний день – это стремительный прогресс науки и техники. Человечество поднялось на новую ступень эволюционного развития. Но положительные результаты этого процесса затронули не все человечество.
Регресс — это тип общественного развития, переход от более высоких форм к более низким, понижение уровня и упрощение способа организации, уменьшение внутренних связей (в общем, это противоположность прогрессу).
В мире есть десятки регионов и даже целых стран, где людям недоступны элементарные медицинские услуги, где люди гибнут от различных инфекций, потому что у них нет антибиотиков. В этих странах налицо процесс регресса.
Допустим, эти страны не будут иметь возможность получать какую-либо помощь извне. В результате, с течением времени (возможно, через несколько сотен лет), население этих стран деградирует в умственном (отсутствие образования), физическом (голод) и нравственном развитии.
Вывод: регресс в истории развития общества – это движение от сложной системы развития к более простой (примитивной), т. е. деградация всех составляющих общественной системы.
Наиболее значимые признаки регресса в обществе:
- прекращение роста экономики → упадок экономики → кризис → развал экономики;
- снижение уровня жизни населения → рост разницы благосостояния богатых и бедных слоев населения → обнищание основной массы населения;
- (снижение рождаемости + рост смертности + рост заболеваемости) → уменьшение численности населения;
- (падение уровня образованности + снижение актуальности моральных и духовных ценностей) → моральная деградация населения;
- решение острых общественных вопросов мерами насилия;
- снижение роли страны в международных отношениях.
Самое интересное, что человечество уже «проходило» тему регресса. В далеких 15 – 18 веках до н.э. существовала развитая микенская цивилизация (Греция). А примерно в 12 веке до н.э. данная цивилизация перестала существовать.
По мнению ученых, упадок и гибель цивилизации произошли из-за регресса развития, который привел к миграции населения в другие регионы, утрате письменности, исчезновению технологий производства, прекращению торговых отношений с другими странами.
Регрессия в психологии
Сознание и мировосприятие человека формируются в раннем возрасте. Следовательно, защитные реакции организма на негативное влияние извне закрепляются в подсознании человека в том же периоде.
Например, ребенок испугался → заплакал → мама пожалела → испуг прошел. Став старше, этот человек, не сумевший найти выход в какой-то ситуации, просто начнет плакать. Его подсознание вспомнило, что когда-то именно плач помогал решить аналогичную проблему.
Такая ситуация в психологии называется регрессией.
Вывод: регрессия в психологии – это защитная реакция сознания человека (защитный механизм). Выражается в том, что индивидуум в стрессовой ситуации на подсознательном уровне прибегает к поведению, которое в детстве гарантировало ему безопасность.
Пример регрессии, который наблюдали миллионы телезрителей: бывший (на тот момент действующий) президент Грузии Саакашвили жует свой галстук во время разговора по телефону.
По всей видимости, известия чрезвычайно расстроили Саакашвили, и он, не контролируя своего поведения, начинает жевать предмет своего гардероба.
Примеры регресса в биологии
В биологии этот процесс характеризуется следующими признаками:
- уменьшение численности особей какого-либо вида флоры или фауны;
- уменьшение ареала их обитания.
Прогресс и регресс – две движущих силы эволюции.
Результатом регресса может стать полное исчезновение вида.
Данный процесс протекает либо очень медленно, под воздействием природных факторов (вспомним про вымерших динозавров), либо очень стремительно, например, из-за непродуманной хозяйственной деятельности человека.
Ныне в таком состоянии находятся многие представители животного мира: уссурийские тигры, гепарды, белые медведи.
Морфологический регресс – это разновидность биологического. Это изменение биологического организма в сторону упрощения. Например, у некоторых пещерных насекомых нет органов зрения, они исчезли ввиду ненадобности в конкретных условиях.
В праве и страховании
В области права так называют требование физического или юридического лица возместить денежную сумму, уплаченную им ранее другому физ. или юр. лицу.
Объясню ситуацию «на пальцах». Допустим, есть 3 человека – Иванов, Петров и Сидоров. Иванов разбил стекло Сидорову. Петров оплатил Сидорову ущерб, нанесенный Ивановым.
И теперь Петров вправе требовать у Иванова сумму, которую он уплатил Сидорову. Это называется регрессным требованием (иском).
Регрессное требование может возникнуть в следующих ситуациях:
- в случае, если работодатель возместил третьему лицу ущерб, причиненный его работником;
- в случае, если страховщик ОСАГО выплатил пострадавшему в ДТП некую сумму за ущерб, нанесенный страхователем в состоянии алкогольного или иного опьянения (либо скрывшемся с места аварии).
Примечание: если бы страхователь причинил ущерб пострадавшему в трезвом виде и оставался бы на месте ДТП, то страховщик был бы не вправе предъявлять регрессный иск к виновному страхователю; - в случае, если страховщик соц.страхования оплатил пострадавшему ущерб, нанесенный третьим лицом.
Например: Иванов избил Петрова, страховщик ОМС оплатил Петрову больничный. Страховщик ОМС вправе предъявить Иванову регрессный иск на возмещение оплаты больничного Петрова;
- в случае, если владелец транспортного средства (ТС) или другого объекта повышенной опасности оплатил пострадавшему ущерб, причиненный лицом, который управлял ТС.
Например: Иванов ехал на машине, принадлежащей Сидорову, и по его вине произошло ДТП. Сидоров оплатил пострадавшему ущерб, причиненный Ивановым. Теперь Сидоров вправе предъявлять регрессный иск Иванову.
Правомерность вышесказанного регламентируется Гражданским Кодексом (ст. 1081).
Надеюсь, что термин «регресс» стал более понятен, и вы сумеете правильно применять его в различных ситуациях.
Автор статьи: Елена Копейкина
Удачи вам! До скорых встреч на страницах блога KtoNaNovenkogo.ru
7 признаков социальной регрессии
Есть признаки регрессии больших групп, говорит психиатр Вамик Волкан, много лет изучающий психологию национальных, политических и этнических конфликтов по всему миру.
«Регрессировать» означает вернуться к примитивным способам самовыражения и отношения к другим. Это влечет за собой меньший контроль импульсов, снижение терпимости к тревоге и снижение способности к рациональному мышлению, например способности принимать обоснованные решения. Регрессия — это реакция на тревогу и внутренний сигнал о неминуемой угрозе или опасности. Группы имеют тенденцию к регрессу и ведут себя более примитивно, чем отдельные люди.
Не все следующие признаки должны быть очевидны, чтобы общество или группа людей считались регрессировавшими, говорит Волкан. Хотя это рекомендации для распознавания такого коллективного поведения, конкретная группа и ее исторический контекст делают каждый случай уникальным.
1. Потеря индивидуальной идентичности. Во время групповой регрессии человек теряет связь со своей индивидуальной идентичностью, что Волкан описывает как «стабильный пол и образ тела, а также преемственность между прошлым, настоящим и будущим».
Благодаря процессу эмоциональной связи с другими членами группы идентичность большой группы становится более важной, чем индивидуальная идентичность. Различия между членами группы стираются, и преобладает уровень одинаковости в отношении к себе и самовыражению. Это относится как к своей группе, так и к врагу или чужой группе; индивидуальные различия стираются для обоих. Одна группа видит другую, как если бы они были одним человеком, лишенным индивидуальных различий среди людей, отнесенных к этой группе. Чем более регрессирован коллектив, тем меньше эмоциональное разделение между членами группы.
Волкан приводит такой пример: В любой армии, развернутой для военных целей, есть некоторые элементы регресса. Однако в нерегрессивных обществах солдат не теряет своей индивидуальности полностью, и солдаты, как и гражданские лица, по-прежнему сохраняют свободу слова и могут открыто выражать мнения, противоречащие мнению правящего режима или правительства, не ставя под угрозу свою личность. роль в армии или статус гражданского лица.
2. Разделение США/Их . Группа создает резкое разделение на «мы» и «они» между собой и одной или несколькими «вражескими» группами. Одна сторона деления олицетворяет все добро, а «другая» — зло и все нежелательные качества. Использование общих символов или стереотипов дегуманизирует членов другой группы и часто изображает их со все более недочеловеческими чертами: они болезнь, грязь, паразиты. Националистическая, расовая или этническая ненависть становится спиральным регрессом коллективных чувств.
Психологически важно то, что этот конфликт исходит не только от отношений группы с внешним врагом, но и от внутренних представлений членов группы о из них. Другими словами, создание врага относится к разделению во внутреннем мире членов группы . Другой способ думать об этом состоит в том, что опыт врага отражает экстернализацию на другого плохого внутреннего объекта. Первоначальное создание «другого» или врага происходит с тревогой младенца в первый год жизни. Это ранняя форма более позднего раскола, такого как политический, расовый и националистический раскол между арийцами и неарийцами в нацистской Германии.
Президент Трамп осматривает прототипы стен на границе в Отай-Меса, Калифорния.
Источник: Wikimedia
Разделение между США и Ними между соседними странами часто выражается географически через озабоченность национальными границами. Это можно увидеть в предлагаемой стене вдоль мексиканской границы и практике администрации Трампа по разделению семей мигрантов и просителей убежища на границе США и Мексики в Кейс-Падре.
3. Разрыв семейных уз. Отношения между детьми и родителями — это самая крепкая социальная связь, которую большинство людей испытывает в своей жизни. Регрессивное общество подрывает семейные узы, базовое доверие между ребенком и родителем и нормальный ход детского развития. Эрик Эриксон писал о том, как младенец в первые годы жизни сталкивается с кризисом между доверием и недоверием. Ребенок учится доверять тому, что его опекуны откликнутся на удовлетворение его основных потребностей. Когда основные потребности остаются неудовлетворенными, ребенок воспринимает мир как определенный, ненадежный и непредсказуемый.
Тоталитарные режимы подрывают авторитет родителя над ребенком и заменяют базовое доверие к родителю преданностью нации. Гитлерюгенд в нацистской Германии внушал детям национал-социалистическую идеологию с помощью песенных маршей и тренировок с оружием. Он заменил семейные узы пропагандой и поощрял религиозную преданность фюреру. Дети были выведены из-под влияния своих родителей, а некоторые дети предали своих родителей Третьему рейху. Бывший член нацистской молодежи Альфонс Хек вспоминает: «Я принадлежал Адольфу Гитлеру душой и телом».
4. Извращение морали . Под действием сил регрессии группа вырабатывает новую общую «мораль», необычайно жесткую и абсолютную. Жестокое и садистское поведение рационализируется по отношению к любому, кто не входит в группу, кто выступает против системы убеждений. Когда «своя» группа воспринимает вторую группу как угрозу своей идентичности и мировоззрению, новая мораль используется для оправдания зверств по отношению к членам внешней группы. Существует то, что Волкан называет «идеологией права», чувство права на месть и сильную агрессию по отношению к другим, чтобы поддерживать и защищать групповую идентичность и ее способ существования в мире.
После Гражданской войны и новообретенной экономической и политической свободы чернокожих южные штаты санкционировали множество линчеваний, направленных на искоренение конкуренции и восстановление господства белых. Эти зверства пыток на площади были способом, которым белые южане пытались сохранить, восстановить и защитить свою групповую идентичность. В Теннесси шесть ветеранов Конфедерации объединились, чтобы сформировать Ку-клукс-клан (1865 г.), который стал катализатором повсеместного насилия с целью восстановления расовой иерархии и восстановления власти белых над бывшими рабами.
Этот вид регрессивной морали «помогает закрепить место индивидуума в группе, — утверждает Волкан, — и не только позволяет ему или ей вести себя неприемлемым в обычных обстоятельствах образом, но и обязывает его или ее проявлять агрессивность». поведение, чтобы не отчуждаться от группы».
5. Ритуалы очищения. Ритуалы очищения происходят во многих формах и практиках, и их цель состоит в том, чтобы восстановить и усилить идентичность большой группы. Эти ритуалы могут быть благотворными или разрушительными, например, при нападении на определенного «другого». Так обстоит дело с «этнической чисткой», которая устраняет нежелательного другого — всех людей, принадлежащих к ненавистной группе и связанных с ней.
Другим способом выражения очистительных ритуалов является интенсивная озабоченность понятием «кровь» и стремление к однородному составу группы. Нацисты запретили межрасовые сексуальные отношения и браки между «арийцами» и «неарийцами» Законом о защите немецкой крови и немецкой чести (1935 г.). Точно так же в колониальной Америке законы против смешанных браков в Соединенных Штатах запрещали секс и браки между черными и белыми. «Теория одной капли» утверждала, что любой человек с любым черным происхождением классифицируется как черный и является одним из способов предотвращения межрасовых союзов.
6. Увеличение незначительных различий . Фрейд писал об этой идиосинкразической человеческой тенденции, «нарциссизме незначительных различий», который он понимал как выражение человеческой склонности к агрессии, часто подпитывающей межгрупповой конфликт. Этот термин относится к повышенной чувствительности одной группы к незначительным деталям различия между ней и другой группой или сообществом людей, которые в остальном имеют много сходных черт.
Волкан приводит пример того, как, когда отношения между Грецией и Турцией становятся напряженными, эмоциональный антагонизм сосредотачивается на различиях в том, как каждая группа готовит десертную пахлаву и кто использует больше меда. Он описывает это так: «Сосредоточенность на тривиальных различиях становится «последним рубежом» для сохранения отдельной групповой идентичности, ощущающей угрозу уничтожения». Стремление к отличной идентичности препятствует признанию сходства с ближним. Слишком тревожно признавать групповые сходства в этом контексте, потому что это ставит под угрозу уязвимое чувство групповой идентичности и чувство превосходства группы над другими. Чтобы избежать этой нарциссической травмы, регрессивная группа преуменьшает сходство с соседней группой и подчеркивает различия, которые могут усилиться и превратиться в непреодолимый разрыв.
7. Разрушение окружающей среды . Еще одним признаком коллективной регрессии является деградация окружающей среды. Будь то леса, океаны, рыбные промыслы или болота, способность окружающей среды поддерживать жизнь подвергается серьезному риску. Еще один связанный ключ к тому, что имеет место регрессия, — это когда группе трудно отличить красивое от безобразного.
Социологическое исследование Арли Рассела Хохшильда Чужие на своей земле сочувственно изображает сторонников чаепития в Луизиане. Хотя Хохшильд не интерпретирует их мировоззрение как регрессивное, она отмечает этот центральный парадокс среди людей, у которых она брала интервью. Они живут в самом сердце «раковой аллеи», где химические и нефтяные компании разрушают окружающую среду и часто жизни друзей и родственников, а иногда и собственное здоровье. Но многие из этих людей остаются ярыми защитниками свободного рыночного капитализма и яростно выступают против любой защиты их земли постановлениями EPA. На вопрос об этом парадоксе один из респондентов ответил, что если она и ее семья заболеют и умрут от промышленного загрязнения и токсинов крупных нефтяных компаний, она будет вечно жить на небесах.
Регрессия в обществах колеблется от одного исторического периода к другому. Групповая регрессия часто происходит вслед за нравственным прогрессом. Другими словами, социальная эволюция продвигается вперед волнами прогрессии, за которыми следует регресс.
Социолог Эли Саган напоминает нам, что прогресс человека часто сопровождается беспокойством по поводу таких достижений и изменений, которые они приносят, что, в свою очередь, приводит к «паническому отступлению» и тенденциям к авторитаризму, направленным на сдерживание коллективного беспокойства по поводу этих новых путей. бытия в мире. В таких состояниях повышенной тревоги человек замыкается в себе, в первую очередь озабоченный самосохранением, и наша забота о других ослабевает. В цикле, который описывает Саган, мы вступаем в период социальной эволюции, за которым следует беспокойство по поводу достигнутого нами прогресса, новых способов совместной жизни, с которыми мы сталкиваемся, и связанных с этим свобод. Это, в свою очередь, приводит к периоду регресса.
Подпишитесь на меня: www.twitter.com/mollyastelloe
Регресс будущего коллективистского общества во второе темное время
Возникает вопрос: почему автор изображает это тоталитарное государство будущего как примитивное, технологически отсталое общество? Ответ лежит в теории Айн Рэнд о причинах производства и богатства. Примеров ее теории в романе предостаточно. Важно отметить, что герой является изобретателем. Он был очарован явлениями природы с 9 лет.0077 детство. Он любит «науку о вещах». Он желает прежде всего быть ученым, научным исследователем. Он настолько привержен этой мечте, что сталкивается с трудностями и терпит все трудности, чтобы осуществить ее. Он гений — Томас Эдисон будущего — который, вопреки любой оппозиции, заново изобретает электрический свет. Существенным моментом является то, что Равенство 7-2521 — человек разума. Он мыслитель, человек разума. Такое изобретение, как электрический свет, является продуктом разума.
Рэнд утверждает, что все аспекты прогресса — научные исследования, медицинские достижения, изобретения, технологические усовершенствования, промышленное производство — являются достижениями разума. Такие свершения совершаются не верой в сверхъестественное и, прежде всего, ручным трудом, а разумом. Исторически так сложилось, что такие личности, как Равенство 7-2521 — мыслители — были ответственны за величайшие достижения человечества. Такие люди, как Коперник и Галилей, установившие, что Солнце является центром Солнечной системы, Чарльз Дарвин, доказавший, что человеческая жизнь произошла от более простых форм жизни, братья Райт, открывшие способность человека летать, и многие другие, являются реальными. жизненные примеры таких людей, как Равенство 7-2521. Это люди, чьи умы открыли жизненно важные новые истины, значительно улучшившие человеческую жизнь на земле. Общий принцип заключается в том, что благополучие человека зависит от рассуждающего ума.
Вопрос, который Айн Рэнд поднимает в Anthem , заключается в следующем: необходимы ли какие-то социальные условия для правильного функционирования творческого разума? Могут ли мыслители выполнять свою изобретательскую работу при любом типе политической системы? Или рациональная производительность возможна только при определенных политических условиях? Ответ, который она убедительно дает, заключается в том, что независимому уму нужна свобода.
Опять же, подробности в рассказе. Равенство 7-2521 открывает новую силу природы. Он еще не понимает, что это электричество; он называет это «силой неба», потому что знает, что это та же самая сила, которая отвечает за молнию. Его осознание этой силы и его способность использовать ее для создания света требуют от него непоколебимой преданности законам природы и фактам реальности. Верования общества не имеют отношения к этому творческому процессу; в этом случае они ошибаются. Равенство 7-2521, если он хочет преуспеть в своем стремлении, должен позволить себе руководствоваться исключительно научными фактами дела.
Ученые, как ведущие представители общества, считают электрический свет злом. Но Равенство 7-2521 пришел к пониманию некоторых истин о природе электричества и из своих исследований и экспериментов знает, что эту силу можно использовать для освещения городов и домов. Частью его доказательства является стеклянный ящик, который он показывает Ученым, свет, который светится под его контролем. Убеждения его братьев ошибочны. Свет не злой; и он не опасен в руках человека, осведомленного о его силе. Равенство 7-2521 — это человек, чей разум сосредоточен на фактах. На него не влияют иррациональные убеждения его братьев. Когда общество осуждает мышление Равенства 7-2521 и выступает против электрического света, он не подчиняется их приказам. Он привержен истине и научным фактам, а не убеждениям других. Это характер независимого мыслителя.
Но правители этого общества не заинтересованы ни в научных исследованиях, ни в истине. Их интересует исключительно власть. Чтобы сохранить свою власть над обществом, они должны контролировать мышление своих граждан. Они не могут позволить уму функционировать свободно. Приобретение и удержание диктаторской власти требует подавления свободы мысли. Поэтому настоящие диктаторы — будь то фашисты, национал-социалисты или коммунисты — всегда запрещают свободу слова, то есть свободу мысли и выражения. Они знают, что независимые мыслители не согласятся с их репрессивной политикой и своими высказываниями настроят массы против них. Диктаторы признают, что их самым непримиримым врагом является разум; ибо мыслители озабочены исключительно истиной, а не произвольными приказами жадных до власти правителей.
Подавление разума диктатором обязательно распространяется и на научные исследования. Равенство 7-2521 отправлено в Дом дворников и ему отказано в приеме в ряды ученых, потому что власти признают его блестящий ум и независимый дух и отправляют его на неквалифицированный ручной труд. Они не будут поощрять развитие его мышления — даже если оно будет ограничиваться научными вопросами — потому что они признают, что ограничить такой ум наукой невозможно. Диктаторы сами по себе не блестящие люди, но они каким-то инстинктивным образом чувствуют, что разум является их врагом, в частности, что разум, способный изобрести электрический свет или сформулировать теорию эволюции, точно так же способен подвергнуть сомнению моральную законность диктаторского режима .
Великие умы не обязательно ограничиваются техническими вопросами и заботами; как отдельные представители человеческого рода, они часто озабочены вопросами как личной морали, так и политической философии. Если они задают такие вопросы и высказываются, они представляют собой угрозу для возбуждения народа. Распространенное выражение «Перо сильнее меча» верно, потому что перо — это инструмент разума. Более глубокая истина: «Разум сильнее меча», то есть разум сильнее грубой силы. Точка Айн Рэнд в Гимн заключается в том, что диктаторы обязательно душит разум. Чтобы сохранить свою власть, они должны это делать. Вот почему Равенству 7-2521 отказывают в допуске в Дом Ученых и почему позже его заключают в тюрьму, его свет находится под угрозой, а его жизнь находится под угрозой. У великого ученого нет шансов процветать в тоталитарном государстве. В реальной жизни, например, гениальный физик Андрей Сахаров преследовался и находился в заключении в Советском Союзе за открытое моральное осуждение советского вторжения в Афганистан в 1919 г. 79.
Если весь мир — это глобальная диктатура, как в Гимн , если свободы нет нигде на земле, то разум не может искать ни убежища, ни примера, как Соединенные Штаты, куда можно эмигрировать, чтобы обрести независимую жизнь. В таком случае, как показывает автор, разум будет задыхаться повсюду. Не будет ни творческого мышления, ни инноваций, ни научных исследований, ни технического прогресса, ни промышленного прогресса. Во всемирной диктатуре человеческое общество не будет двигаться вперед.
Но автор показывает, что последствия еще хуже. Дело не только в том, что человечество не будет развиваться, а в том, что оно регрессирует во второй Темный век. Общество потеряет великие достижения прошлого. Если обычные люди хотят учиться у великих умов — а они это делают, — они тоже должны заниматься рациональным мышлением. Успешный ученик, как и учитель, должен быть мыслителем. Требуется рациональное мышление, чтобы научиться работать с компьютерами, обслуживать и ремонтировать самолеты, выполнять хирургические операции, управлять установками, снабжающими электроэнергией, и так далее. Нельзя летать или ремонтировать самолет путем заучивания наизусть; нужно понять процесс.
Те, кто учится у великих изобретателей и первооткрывателей знаний, также обладают разумом. Общество, подавляющее разум, безжалостно карающее своих самых независимых мыслителей, скоро выродится в состояние примитивного варварства. Когда разум подавлен, общество не может удержать технологические достижения прошлого. Человек, как и общество, должен оказаться достойным достижений, унаследованных от великих мыслителей прошлого. Инновации являются продуктом свободы и мышления. Если люди больше не будут свободны мыслить, они потеряют творения свободного разума. Увидеть, что Айн Рэнд изображает точную картину в Anthem , можно посмотреть на историческое темное время.
Достижений Классического мира было много. Платон и Аристотель были выдающимися философами, а их школы — Академия и Ликей — процветали веками. Драматурги Эсхил, Софокл, Еврипид и Аристофан написали свои блестящие пьесы в Афинах, а поэты Вергилий, Гораций и Катулл — свои великие произведения в Риме. Древние добились успехов в медицине, физике, математике и астрономии. Афины были первой в мире демократической политической системой, и их уровень жизни и продолжительность жизни были относительно высокими. И Греция, и Рим, хотя и были омрачены бесконечными войнами и политическим насилием, по существу были цивилизованными обществами. Поскольку эти общества делали упор на разум, они обеспечивали свободу, образование и хорошую жизнь многим гражданам.
Все это закончилось в Темные века, существовавшие между падением Рима и началом Ренессанса. Вторгшиеся варвары были людьми грубой силы, а не защитниками разума. Они разграбили центры цивилизации, а в некоторых случаях сожгли их дотла. В конце концов варвары были обращены в христианство, но религия делает упор на веру, а не на разум. В период, когда католическая церковь обладала культурной и политической властью в Европе, требовалось беспрекословное подчинение религиозным догматам, а вольнодумцев часто сжигали на костре. Независимое мышление подавлялось, научный прогресс отсутствовал, а неграмотность свирепствовала. Европейцы этого века упали намного ниже того уровня знаний, уровня жизни и ожидаемой продолжительности жизни, которые были достигнуты веками ранее. Они потеряли достижения, которых достиг классический период. Поскольку культура душила разум, она теряла рациональные достижения, достигнутые более свободными людьми прошлого . В этом отношении Темные века исторического прошлого являются точной моделью вымышленного будущего, изображенного в Гимне .
Там, где первобытное общество, изображенное в рассказе, близко сравнивается с европейским темным веком средневековья, оно контрастирует с коллективистской диктатурой, представленной Джорджем Оруэллом в его романе « 1984 ». И Рэнд, и Оруэлл показывают непреодолимое зло коллективистского общества — контроль над мыслями, необходимость подчинять свой разум и жизнь государству и полное отсутствие индивидуальности и свободы. Но, несмотря на согласие двух авторов относительно удушающего зла тоталитаризма, между ними существует важное различие. Оруэлл изображает будущую коллективистскую диктатуру как общество, добившееся большого научно-технического прогресса. Штат использует сверхсложную технологию для чтения мыслей и контроля мыслей.
Тема Оруэлла о том, что глобальная диктатура может добиться научных успехов (или даже сохранить достижения, созданные более свободными обществами прошлого), резко контрастирует с описанием Рэнд регресса коллективизма к невежественной дикости. Рэнд считает, что Оруэлл совершает ошибку, полагая, что разум может продолжать функционировать под принуждением. Он не понимает, что великие достижения являются результатом независимого мышления таких людей, как Равенство 7-2521, которые признают только истины природы и не подчиняются ни иррациональным убеждениям общества, ни произвольным приказам государства. В темные века независимые мыслители были сожжены, оставив церковным властям лишь лакеев, слепо следующих предписанным догмам. Рэнд утверждает, что недавние коллективистские государства, такие как современные нацисты и коммунисты, больше подавляют независимое мышление, чем средневековая церковь. Следовательно, у таких мыслителей, как Равенство 7-2521, шансов на успех еще меньше. Во всяком случае, глобальная коллективистская диктатура опустится до более низкий уровень жизни , чем даже в Средневековье. Вера Оруэлла в то, что разум будет продолжать творить прогресс — даже в самых подавляющих политических условиях — не подтверждается историческими фактами и ложна.
Айн Рэнд выросла в условиях коммунистической диктатуры Советской России и как можно дольше поддерживала связь с друзьями и семьей на родине. Она воочию видела и бежала от кроваво-репрессивной политики Сталина. Она знала, что любой, кто осмеливался думать самостоятельно, любой, кто критиковал режим, был утащен тайной полицией, чтобы о нем больше ничего не было слышно. Самые независимые мыслители, лучшие творческие умы жили в страхе, зная, что не смеют высказываться. Когда лучшие умы были убиты или задушены, страна была совершенно неспособна добиться прогресса или процветания. Даже при огромной помощи со стороны свободных обществ Запада советская диктатура существовала в жалком нищете, пока, наконец, не рухнула от собственной нищеты.