Негосударственное общеобразовательное учреждение Средняя общеобразовательная школа

Реминисценция это примеры: Реминисценция в литературе. Примеры. » Рустьюторс

Что такое реминисценция? | Культура

Итак, реминисценция. Слово это, как вы «слышите», имеет латинские корни и несёт в своей основе значение «воспоминания, припоминания, напоминания», в общем — всего, что связано с нашей памятью, а точнее действиями, ей производимыми.

Под реминисценцией обычно понимаются присутствующие в художественных текстах отсылки к предшествующим культурно-историческим фактам, произведениям и их авторам.

Конкретный пример

Допустим, читаем мы с вами Жорж Санд и встречаемся со следующим описанием героини: «Это безупречная мраморная Галатея с небесным взглядом Тассо и с горькою улыбкою Алигьери.

Это непринуждённая и рыцарственная поза юных героев Шекспира: это поэтический любовник Ромео, это бледный аскет, это духовидец Гамлет; это Джульетта, полумёртвая Джульетта, которая прячет на груди своей яд и воспоминание о разбитой любви».

Почти все из вас знакомы с Шекспиром (читали, смотрели, слышали от тех, кто читал, смотрел) — так что вы без особого труда представите себе его принца Гамлета и юных влюблённых, Ромео и Джульетту. Многие наверняка знают, кто такая Галатея. Кто-то с лёгкостью вспомнит не только имя автора знаменитой «Божественной комедии», но и его облик. Некоторые, быть может, знакомы и с Торквато Тассо, одним из крупнейших итальянских поэтов XVI века. Все перечисленные в этом абзаце имена и являются реминисценциями, но, при одном маленьком условии — что вы их узнали.

Основная функция

Реминисценция только тогда становится реминисценцией, когда начинает выполнять свою главную функцию — функцию напоминания. Читатель, не увидевший в художественном тексте ничего необычного или увидевший, но не получивший ни малейшего представления, о чём автор ведёт свою речь, пройдёт мимо этого своеобразного художественного средства. Вот уж где уместно будет сказать: «Чем больше знаком с предшествующей культурой, тем лучше постигаешь последующую». Современная культура постмодернизма, кстати говоря, практически полностью строится на реминисценциях, превращая привычный нам художественный текст в интертекст, текст, сотканный из образцов предшествующей и окружающей культуры.

Итак, для автора реминисценция — это способ «напомнить» читателю о каких-то культурных фактах, для читателя — вспомнив о чём-то знакомом, лучше понять, что хотел сказать автор.

Какие они бывают?

Самые разные, но, как показывает мой личный опыт знакомства с этой темой, чаще всего писатели любят обращаться к себе подобным, реже — к произведениям и авторам, представляющим другие (не литературные) виды искусства.

Форма реминисценций также различна. Наиболее часто реминисценции вводятся в текст путём упоминания того или иного героя, произведения, его эпизода, автора произведения и т. д., и т. п., как это было показано выше. Реже мы имеем дело с цитированием.

Характер реминисценций зависит от их художественной функции в тексте. Автор может, как объективно описывать первоисточник (например, если реминисценция вводится в текст в качестве исторической составляющей), так и выражать своё личное отношение к определённому автору, произведению или факту культуры. Там, где нужно будет высмеять персонажа, реминисценция приобретёт черты пародийности; там, где возвысить — автор будет серьёзен, как никогда.

Как они возникают?

Возможно, кому-то этот вопрос покажется глупым, но — лично я считаю, что он стоит того, чтобы на него ответить.

Сторонникам сознательного творческого процесса я ничего нового не открою — большая часть реминисценций, без сомнения, совершенно осознанно вводится автором в текст, и в этом, как и в использовании любого художественного средства, нет ничего удивительного. Уникальность реминисценций в другом — в их возможной неосознанности, в том, что автор на волне какой-то необыкновенной интуиции совершенно бессознательно вкладывает в текст то, что им когда-то было познано, но забыто. Реминисценция в таком случае будет носить неявный характер, но разгадана может быть любым, в том числе и самим автором.

Теги: воспоминания, ассоциации, литература, текст, реминисценция

Реминисценция — как способ обойти копирайт

Понятие творчества в законе не раскрывается. Считается, что творческой является умственная деятельность, завершающаяся созданием самостоятельного результата науки, литературы или искусства.

Для охраноспособности произведения авторским правом не имеет значение его назначение и достоинства. В связи с этим можно говорить о том, что авторское право распространяется на любые оригинальные творческие результаты. Однако произведению будет предоставляться правовая охрана лишь при условии, если оно отвечает второму критерию —

выраженности в какой-либо объективной форме.

Гражданский кодекс РФ устанавливает авторские права на результаты творческой деятельности. В перечень этих прав входят, в том числе, исключительное право автора на произведение и право на его неприкосновенность. Тем не менее, неприкосновенность произведения, как это очевидно, не означает невозможности использовать произведение для преобразования его другими авторами или создания новых произведений на основе уже существующего путем перевода, аранжировки, экранизации и тому подобных действий.

Разумеется, с согласия автора и указания его права на исходное произведение. Вновь созданные произведения на основе уже существующих также регламентированы Гражданским кодексом, статья 1260 которого, содержит характеристику и статус производных произведений, включая права их авторов. Защита прав авторов производных произведений осуществляется в том же порядке, что и в случаях с авторами исходных произведений. Производное произведение – это оригинальное произведение, автор которого будет пользоваться полным набором гражданских прав, несмотря на то, что при создании произведения исходный копирайт также сохраняется.

Говоря о результатах интеллектуальной деятельности, английский термин копирайт оказывается даже более уместным, так как включает в себя не только авторские, но и смешные с ними права, и это особенно важно в тех случаях, когда мы, например, говорим об исполнении чужого произведения, если оно выражается в форме, допускающей его воспроизведение и распространение с помощью технических средств (перечень всех объектов смежных прав указан в статье 1304 ГК РФ).

Возвращаясь к самому термину, Большой юридический словарь Сухарева, например, рассматривает «копирайт» как синоним субъективного авторского права. Говоря о произведении, мы понимаем что оно, так или иначе, создает новый копирайт (исключая тот случай, когда является копией), то есть, порождает права автора на это произведение. В производных произведениях этот новый, связанный непосредственно с созданным произведением копирайт будет, в то же время, ссылаться на уже существующий, не теряя при этом своей самостоятельности, как не теряет самостоятельности и первоначальный копирайт.

Рассматривая производные произведения, мы обнаружим, что автор каждого из них уделяет внимание правам автора изначального произведения в разной мере и копирайт находит свое выражение в разных формах. Так, говоря о литературных переводах, очевидно, что переводчик, хотя и образует новый копирайт, выпустит произведение под именем автора оригинала.

В научных работах исходный копирайт обнаруживается в ссылках, в экранизациях произведений копирайт обычно выражен упоминанием автора в числе создателей нового произведения: сценаристов, композиторов.

Однако, в силу творческой специфики интеллектуальной деятельности, некоторые ее формы создают коллизии в вопросах статуса произведения. Не все авторы готовы признать свое творение производным произведением и не всегда исходные произведения имеют четкое отражение в производных. Одной из спорных форм использования исходных произведений, особенно в сфере литературы и искусства, является реминисценция.

Для справки, реминисценция, по мнению составителя литературной энциклопедии Горкина, — это сознательное или неосознанное воспроизведение писателем неполной цитаты, «осколка» чужой фразы. То есть, если рассматривать это понятие шире, то под реминисценцией в искусстве мы можем понимать любое воспроизведение элементов ранее созданного произведения в новом. Соответственно, в такой ситуации встает вопрос о защите этих самых «исходных» элементов как объектах авторских прав. В качестве примеров реминисценции в искусстве, можно привести как сюжетные ходы, так и аллюзии на ранее созданные произведения, кинематографические, живописные, литературные.

Конкретные случаи реминисценций нагляднее всего можно в романе «Мастер и Маргарита», где М. Булгаков на ассоциативном уровне воссоздал главы Нового Завета.

Когда-то английский писатель Чарльз Колтон мудро заметил: «Если вы крадете у современников, вас обругают за плагиат, а если у древних -похвалят за эрудицию».

То есть реминисценция представляет собой художественный изыск, средство выражения автором своей способности анализировать творчество предшественников. Тем самым, мы делаем вывод о сознательности использования реминисценций, а значит, процесс переработки исходного произведения является целенаправленным.

  • Но можем ли мы все-таки говорить о производном статусе произведений, имеющих в своем составе реминисценции и аллюзии?
  • И возможно ли рассматривать их как нарушение исходного копирайта?

Многие авторы, чьи произведения стали объектом реминисценций, расценивают это как знак качества, признания их творчества. Но невозможно исключать риск рассмотрения использования интерпретированных объектов как плагиат, так как, реминисцируя фрагменты существующих произведений, автор нового не считает необходимым указывать копирайт исходника, полагая, что создает новое произведение, не основанное на каком-либо другом. Вопрос о внутреннем отношении автора, размещающего в своем произведении отсылки к ранее созданным, является спорным, ведь эта категория субъективна.

В российском гражданском праве в подавляющем большинстве случаев творческое произведение будет считаться новым, если оно содержит оригинальные мысли, идеи, художественные образцы, композиции, которые раньше не существовали. Произведение будет рассматриваться в качестве творчески нового и в том случае, если по-новому выражены замысел и художественные образы. Наконец, новым произведение будет и в том случае, если используется чужое опубликованное произведение для создания нового творчески самостоятельного произведения. Таким образом, производные произведения также рассматриваются как творчески новые. Но вопрос о том, будет ли иметь произведение, содержащее аллюзии и реминисценции, статус производного, остается открытым.

Так, в своей статье, посвященной признакам оригинальности и новизны произведений в авторском праве, доктор юридических наук А. В. Кашанин говорит о субъективной и объективной новизне. Субъективная новизна в его понимании – это уверенность автора в создании нового интеллектуального продукта, не имеющего аналогов. Под объективной новизной понимается действительная уникальность произведения, состоящая в отражении индивидуальной личности автора в его произведении.

Рассмотрение этой позиции наводит на мысль о том, что произведения, содержащие отсылки к ранее созданным, не нарушают их копирайта. Важный момент заключается в том, что реминисценция – это фрагментарный элемент, не являющийся основополагающим. Отсылка не может трактоваться в качестве основообразующего элемента, если мы уберем ее из произведения, оно едва ли претерпит кардинальные изменения. Автор создает произведение с новой фабулой, использует индивидуальные средства выражения своих идей (ведь даже обработка фрагмента существующего произведения происходит в творческом ключе), а значит, условие оригинальности соблюдается.

Таким образом, использование реминисценций в создании произведений не может расцениваться не только как нарушение авторских и смежных прав, но, помимо прочего, не является признаком, по которому произведение могло бы быть отнесено к производным. То есть содержание реминисценций в продукте интеллектуальной деятельности не отменяет его статуса оригинального произведения с собственным копирайтом, которое в дальнейшем может быть использовано как исходное с согласия автора.

Статья на тему Реминисценция как способ обойти копирайт

Определение и значение воспоминаний — Merriam-Webster

воспоминание ˌre-mə-ni-sᵊn(t)s 

1

: понимание платоновской идеи, как если бы она была известна в предыдущем существовании

2

а

: вспомнить давно забытый опыт или факт

б

: процесс или практика мышления или рассказа о прошлом опыте

3

а

: незабываемый опыт

б

: отчет о незабываемых впечатлениях

— часто используется во множественном числе

4

: нечто настолько похожее на другое, что его можно рассматривать как бессознательное повторение, подражание или переживание

Синонимы

  • анамнез
  • память
  • отзыв
  • воспоминание
  • воспоминание

Просмотреть все синонимы и антонимы в тезаурусе

Примеры предложений

его воспоминаний о войне было больно слышать мы задавались вопросом, может ли она доверять ей воспоминание о событиях, которые произошли так давно

Недавние примеры в Интернете Всегда на заднем плане Харлея воспоминание витает в воздухе о стремлении Диснея создать самое счастливое место на Земле — просто последний проект мечтателей и интриганов, которые стремились переделать Флориду по своему подобию. — Рон Чарльз, 9 лет.0065 Washington Post , 29 ноября 2022 г. Заключительная глава книги — это акт долга и раскаяния, воспоминание человека по имени Флойд Рэй Уилсон, темнокожего мужчины, который встречался с лучшим другом матери Тарантино и спустя годы снял комнату у матери Тарантино. — Ричард Броди, The New Yorker , 4 ноября 2022 г. В «Вечной дочери» нежная история о привидениях сочетается с задумчивой семейной напряженностью с великолепным эффектом, превращая отель в стонущую комнату сожалений и воспоминание . — Дэвид Симс, The Atlantic , 23 сентября 2022 г. Что вырвало Бушман из ее воспоминаний , так это мысль о том, что в не столь отдаленном будущем летние костры могут стать предметом рассказов бабушек и дедушек, а не вокруг них. — Джули Джаг, The Salt Lake Tribune , 22 июля 2022 г. Стихотворение расширенное воспоминание о девяти месяцах, которые Ганн провел, живя на Талбот-роуд в Ноттинг-Хилл-Гейт в 1964–1965 годах, в творческом отпуске, финансируемом за счет премии Национального института искусств и литературы. — Марк Форд, The New York Review of Books , 25 мая 2022 г. Тем не менее, его быстрый темп и рокабилли- реминисценция , вероятно, вызывают некоторое постукивание ногой. —Аллер Насс, EW.com , 17 июня 2022 г. Это представления, которые, как ясно показывает этот выигрышный маленький фильм воспоминание , являются общими для всех нас. —Майкл О’Салливан, Washington Post , 24 мая 2022 г. В результате «Девочки» — горько-сладкая комедия , воспоминание о трагическом времени в поп-культуре. — Мэри Кэдден, , США СЕГОДНЯ, , 23 марта 2022 г. Узнать больше

Эти примеры предложений автоматически выбираются из различных онлайн-источников новостей, чтобы отразить текущее использование слова «воспоминание». Мнения, выраженные в примерах, не отражают точку зрения Merriam-Webster или ее редакторов. Отправьте нам отзыв.

История слов

Первое известное использование

1589, в значении, определенном в смысле 1

Путешественник во времени

Первое известное использование воспоминание было в 1589 г.

Другие слова того же года вспоминать

воспоминание

напоминающий

Посмотреть другие записи рядом 

Процитировать эту запись

Стиль

MLAЧикагоAPAMМерриам-Вебстер

«Воспоминание». Словарь Merriam-Webster.com , Merriam-Webster, https://www.merriam-webster.com/dictionary/reminiscence. По состоянию на 18 декабря 2022 г.

Копия цитирования

Детское определение

воспоминания

существительное

воспоминание ˌrem-ə-ˈnis-ᵊn(t)s 

1

а

: Воспоминание о прошлом опыте

было приятное воспоминание о любимой детской игрушке

б

: процесс размышления или рассказа о прошлом опыте

провел приятный час в воспоминание

2

: отчет о памятном опыте

— часто используется во множественном числе

Еще от Merriam-Webster о

reminiscence

Нглиш: Перевод reminiscence для говорящих на испанском языке

Britannica English: Перевод reminiscence для говорящих на арабском языке

Britannica. com: статья в энциклопедии о воспоминаниях

Последнее обновление: — Обновлены примеры предложений

Подпишитесь на крупнейший словарь Америки и получите тысячи дополнительных определений и расширенный поиск без рекламы!

Merriam-Webster без сокращений

Воспоминание в предложении (особенно хорошее предложение, такое как цитата, пословица…)

1. Воспоминание может дать гораздо больше ответов, потому что вы подключаетесь к прошлому человека, которое принадлежит только ему.

2. Во-первых, воспоминание подчеркивает активы пожилых людей, а не их инвалидность.

3. Уиллеттс обнаруживает в этих более поздних историях воспоминание минойского испытания посвящения.

4. Менее личное воспоминание может внести большую ясность в грязную политическую реальность Конгресса Индиры.

5. Наступает момент, когда воспоминание блокируется, или когда возникает сопротивление дальнейшему продвижению.

6. Зохра Лаброй была идеальной аудиторией для воспоминаний или исповеди.

7. Учитывая все эти факторы, воспоминание должно быть чрезвычайно ценным консультационным пособием.

8. Такэдзи Фудзисима, Воспоминание эпохи Темпё, холст, масло, 1902.

9. Воспоминание может предоставить консультанту начальную точку контакта с консультируемым.

10. Пьянящая смесь воспоминаний и знатоков наименее претенциозных, но наиболее просветляющих.

11. Хорошим примером являются проекты воспоминаний и истории жизни, которые в настоящее время действуют во многих районах страны.

12. В воспоминании вы строите от прошлой жизни к настоящей.

13. Мы надеемся, что это даст богатство воспоминание и анекдот, и может происходить где угодно от Путни до Парижа.

14. На ее лице появилась слабая улыбка воспоминаний .

16. Сцена пробудила воспоминание моей юности.

16. Sentencedict.com делает все возможное, чтобы собирать и создавать хорошие предложения.

17. Но я не могу вспоминать в печальной ночи.

18. Он развлекал нас воспоминаниями о своем детстве.

19. В том, как она говорит, есть воспоминание о ее матери.

20. Интенсивное пурпурно-красное вино. В его аромате воспоминаний спелой сливы, ежевики и сладких специй. Округлое, со сладкими танинами и долгим сочным послевкусием.

21. Разрыв поколений, сохранение, воспоминание , педантизм и упрямство – все это в основном происходит из этого.

22. Может быть, немногие из побывавших там посвятили много времени ностальгии воспоминание .

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *