Негосударственное общеобразовательное учреждение Средняя общеобразовательная школа

Реминисценция это в психологии определение: реминисценция | это… Что такое реминисценция?

Содержание

это что такое в психологии, примеры реминисценции

Реминисценция — это мнемический эффект характеризующийся внезапным воспоминанием воспринятого материала без его повторения через длительное время (от одних суток до 7, а то и более длительного периода времени). Реминисценция это психическое явление, которое зачастую возникает при восприятии информационного материала с внутренними логическими связями содержимого, производящего сильное эмоциональное впечатление на индивида. Явные причины возникновения внезапного воспоминания еще не изучены.

Что такое реминисценция

Реминисценцией называют такой феномен памяти, который появляется после запоминания информации без непосредственного воспроизведения ее сразу же после восприятия, а через определенный промежуток времени без действия на человека стимульного ряда.

Термин реминисценция был предложен в психологии сербским ученым В. Урбанчичем в 1907 году. Ученый изучил феномен, который наблюдал у испытуемых при запоминании материала (вербального, невербального характера и сенсомоторных движений).

Эффект реминисценции наиболее выражен в дошкольном возрасте и у младших школьников. В области психологии учеными выявлены более высокие качественные показатели отсроченного воспроизведения заученного материала, нежели воспроизведение информации сразу после ее заучивания.

Внезапное воспроизведение материала после заучивания изучал П. Бэллард. В его экспериментальных исследованиях принимали участие личности, которые заучивали стимульный материал, но время для достаточного освоения было недостаточно. Через интервал времени длительностью в 24 часа – 7 дней испытуемые воспроизводили материал. Наилучшие результаты показали воспроизведения после 2-3 суточного интервала. Полученные результаты отличались количественно высокими показателями, что закрепилось в психологической науке о памяти, как феномен Бэлларда.

Также в психологии ученый Пьер Жане изучал реминисценцию. В своих трудах он описывал феномен, как независящий от внешних факторов автоматическое повторение действий.

Реминисценция это явление, которое довольно широко распространено, при этом частота ее возникновения зависит во многом от характера материала, который нужно запомнить.

В исследованиях ученого Д. И. Красильщиковой воспроизведение смыслового материала было выявлено гораздо в большем объеме, чем бессвязного воспроизведения материала. Экспериментальные исследования установили, что интерес к материалу существенно влияет на проявление реминисценции.

На возникновение явления внезапного воспоминания влияет степень овладения содержания материала заучивающим. При условии, что индивид недостаточно овладел содержанием информационного материала, внезапное воспоминание не состоится. Если заучивающий пытается непосредственно после самого заучивания воспроизвести материал, то он опирается на ассоциации, появляющиеся между образами и понятиями, а если воспроизведение более отстроченное, то субъект опирается на логическую связь.

Примером реминисценции можно назвать сдачу зачета студентом, который наизусть заучивает необходимую информацию без ее понимания, осмысливания. Перед сдачей зачета у индивида может быть «каша в голове», но в необходимый момент информация вспоминается. А после сдачи зачета студент забывает все, так и не поняв смысла заученного. Или же, например, какой-либо стих у школьника, формулировка, понятие. Во многих моделях обучения главным как раз выступает неосмысленное запоминание действий, фраз или слов, которое достигается частым повторением стимульного материала.

Реминисценцию может наблюдать у себя практически каждый человек. Бывает, что индивид неожиданно вспоминает ту или иную песню, стих или незначительные события. Особенностью данного эффекта есть то, что это воспроизведение материала происходит без целенаправленных на это усилий. Человек не вытягивает из памяти, не старается вспомнить строчки с песни, они сами выныривают из глубин памяти.

Реминисценция в психологии

Учеными достаточно не изучен причинный ряд возникновения внезапного воспоминания, факторы, обуславливающие внезапное вспоминание, но сам механизм эффекта реминисценции удалось исследовать, опираясь на труды отечественных и зарубежных исследователей.

Механизм возникновения внезапного воспоминания обусловлен действием аффективного торможения, вследствие выраженного эмоционального переживания, впечатления от воспринятого информационного материала. Эмоциональное торможение влияет на характер воспроизводимого материала. При воспроизведении заученной информации, рассказ начинают с той части, которая произвела наиболее яркое впечатление, при этом утрачивается логическая связь между воспроизводимой информацией. В случае отсроченного воспроизведения, информация не утрачивает логической последовательности.

С точки зрения психологии реминисценция является процессом нормализации состояния усталости после напряженной физической, интеллектуальной или эмоциональной нагрузки. Информационный материал после его восприятия индивидом упорядочивается в голове, после чего озвучить человеку его становится проще.

Также внезапное воспоминание возникает при отсутствии наслоения многих деталей одного логического явления, при котором возникает путаница. Может иметь место условное забывание, но после интервала, во время которого не действует стимульный материал на индивида и нет дополнительной нагрузки на память, может проявиться внезапное воспоминание.

Реминисценция зависит от аллюзии, которая является лишь намеком, подсказкой, толкающей на нужную мысль. У индивида вследствие возникновения аллюзии возникает внезапное воспоминание. Аллюзия является внешним явлением, стимульным фактором, который провоцирует появление внутреннего явления реминисценции.

Феномен реминисценции рассматривают и с точки зрения патологии в психологии, когда имеет место психотравмирующие событие и воспоминания принимают характер навязчивых и негативных. Попадая во внешние обстоятельства, схожие с обстоятельствами психотравмирующего события, личность может испытывать эмоциональный дискомфорт, связанный с эффектом навязчивой реминисценции. Это состояние напрямую зависит и от исходного эмоционального состояния индивида.

Явление внезапное воспоминание в навязчивой форме можно наблюдать у лиц с ПТСР. Реминисценция в этих случаях проявляется в сновидениях с воспоминаниями о приобретенном травмирующем опыте.

Внезапное воспроизведение раннее воспринятой информации зачастую является естественной особенностью работы памяти человека.

Если рассматривать реминисценцию со стороны психиатрии, то она может быть симптомом таких заболеваний, как черепно-мозговая травма, алкогольные или инфекционные интоксикации, патологии головного мозга и прочие.

Реминисценция в психиатрии рассматривается, как форма навязчивых состояний, как проявление неврозов, как симптом при депрессивных состояниях, проявляющийся бесконтрольными хаотичными мыслями. Внезапные воспоминания могут проявляться при панических состояниях, страхах и фобиях.

Проявление реминисценции, как патологического симптома, характеризуется навязчивостью мыслей и образов, а также вызывает у индивида достаточно выразительную эмоциональную реакцию (беспокойство, тревожность, панические реакции, страхи).

Реминисценция может стать объектом внимания в практической деятельности психолога, деятельности коррекционной направленности с целью подмены негативных переживаний на позитивные, при терапии состояний, связанных с психотравмирующими ситуациями. Вмешательства специалиста требуют как навязчивые реминисценции с негативной эмоциональной симптоматикой, так и полное отсутствие этого эффекта памяти, что может сигнализировать о нарушениях работы ЦНС или начинающей старческой деменции.

Если же внезапное воспоминание имеет место в патологическом проявлении, то необходимо вмешательство специалиста, который определит медикаментозные принципы лечения болезни, проявлениями которой стала реминисценция. Также квалифицированным специалистом должна быть подобрана эффективная и адекватная заболеванию психотерапевтическая тактика.

Автор: Практический психолог Ведмеш Н.А.

Спикер Медико-психологического центра «ПсихоМед»

понятие, синонимы, примеры, сравнение с аллюзией

2/5 — (2 голоса)

Автора произведений зачастую обращаются к такому приёму как реминисценция. Разберемся, что это такое.

Что такое реминисценция

Слово реминисценция происходит от латинского и означает «воспоминание». Синоним этого понятия – заимствование, намёк, отзвук.

Явление реминисценции – это сознательное или непреднамеренное упоминание в тексте об известном культурном факте, а также о другом произведении. Это может быть повторение образной или фразовой конструкции.

Существуют реминисценции скрытые, рассчитанные на узнавание. Кстати, в отличие от цитаты реминисценция может быть автором неосознанной.

Отличается она и от обычного копирования, плагиата и компиляции, потому что всегда носит творческий характер и интеллектуальный.

Реминисценция в психологии

Реминисценция в психологии – это эффект, который характеризуется лучшим воссозданием запоминаемых данных по прошествии некоторого времени, чем сразу после заучивания.

Феномен возникновения реминисценции сегодня до конца не изучен. Сам термин был впервые употреблён в начале прошлого столетия учёным из Сербии Урбанчичем В.

Эффект реминисценции чаще всего наблюдается у детей дошкольного возраста, а также у школьников младших классов.

В науке есть такое понятие, как «феномен Белларда». Бэллард П. исследовал неожиданное вспоминание материала после изучения. В своих экспериментах учёный давал испытуемым возможность освоить некоторую информацию в малый срок. Таким образом, для полного освоения материала времени было недостаточно. Через некоторый интервал времени люди вспоминали информацию, однако самые лучшие показатели воспроизведения были после через двое-трое суток.

Явление реминисценции в психологии изучал и Пьер Жане. Он утверждал, что это неосознанное воспроизведение действий, которое не зависит от внешних факторов.

Частота её возникновения зависит от информации, что необходимо запомнить.

Интересный факт, что на эффект реминисценции влияет степень изученности материала. Если человек изучил информацию недостаточно, то внезапное воспоминание не состоится. Когда индивид пытается воспроизвести прочитанное сразу после прочтения, то он опирается на ассоциации, связывающие понятия. Когда индивид воспроизведёт информацию через промежуток времени, в основе будет лежать логическая связь.

Вспомните студента на экзамене. Обычно это происходит так: текст заучивается без осмысливания. Но во время сдачи путаницы нет, ответ в голову приходит сам собой. После всего мероприятия (экзамена), ранее нужная информация вовсе забывается.

Или поставьте в пример себя. Вы не прилагаете никаких усилий, а эффект реминисценции проявляется. Это неожиданно пришедшая на ум песня, стихотворение или событие…

Реминисценция в литературе

Реминисценция в литературе – это невидимая отсылка в художественных текстах к другим литературным фактам.

Эффект реминисценции можно наблюдать в «Поэтическом словаре» Квятковского А.П. Автор сопоставляет оригинальные и выражения-упоминания.

Я пережил и многое и многих.
(Вяземский П.А.)

Я изменил и многому и многим.
(Брюсов В.Я.)

Весна, Весна! Как воздух чист!
(Баратынский Е.А.)

Весна, весна; как воздух пуст…
(Блок А.А.)

Прощай, свободная стихия.
(Пушкин А.С.)

Прощай, немытая Россия.
(Лермонтов М.Ю.)

Дух отрицанья, дух сомненья.
(Лермонтов М.Ю.)

Жизнь отреченья, жизнь страданья.
(Тютчев Ф.И.)

Нет отрицанья, нет сомненья.
(Некрасов Н.А.)

Город пышный, город бедный.
(Пушкин А.С.)

Остров пышный, остров чудный.
(Хомяков А.С.)

И черным соболем одел Ее блистательные плечи.
(Пушкин А.С.)

Я парусиною прикрыл Ее блистательные плечи.
(Федоров В.Д.)

Густая крапива Шумит под окном. Зеленая ива Повисла шатром.
(Фет А.А.)

Зеленая пена Кипит под винтом И мы по заливу Неспешно плывем.
(Саянов В.)

Вот едет могучий Олег со двора, С ним Игорь и старые гости…
(Пушкин А.С.)

С ним едет старуха и младшая дочь. Невестки и первенцы-внуки.
(Твардовский А.Т.)

Уж я ножичком полосну, полосну! Уж я семечки полущу, полущу!
(Блок А. А.)

А белье мое всполосну, всполосну! потом господ полосну, полосну! И-их! (Хлебников В.)

Есть такое понятие как автореминисценция. Это когда невидимая отсылка происходит к другим произведениям этого же автора, а не к чужим. Такое можно наблюдать, к примеру, в творчестве Лермонтова М.Ю., Пушкина А.С., Брюсова В.Я., Блока А.А.

Реминисценция и аллюзия

Большой разницы между этими терминами нет, ведь и аллюзия, и реминисценция подразумевают ссылку на другое произведение, факт, событие. Однако учёные поясняют, что различие всё же есть: аллюзия всегда осознанна, её легко заметить, так как есть прямое указание на источник, а реминисценция – это «отзвук», «воспоминание».

Приведём примеры аллюзии:

«Сноуборд, это мои сёстры. Сёстры, это сноуборд».
(Женька. Телесериал «Папины дочки»)

«Алиса, это пудинг! Пудинг, это Алиса!»
(Л. Кэррол, «Алиса в Стране чудес».)

«Семейство — вздор, семейство — блажь», —
Любили здесь промолвить гневно.
А в глубине души все та ж
«Княгиня Марья Алексевна».
(Блок А.)

«… Что станет говорить
Княгиня Марья Алексевна!»
(Фамусов. «Горе от ума». Грибоедов А.)

Многие крылатые выражения, типа «Великий комбинатор», «Пришёл, увидел, победил» и пр.

Терапия воспоминаниями | Психология Вики

Оценка | Биопсихология | Сравнительный | Познавательный | Развивающие | Язык | Индивидуальные различия | Личность | Философия | Социальные |
Методы | Статистика | Клинический | Образовательные | промышленный | Профессиональные товары | Мировая психология |

Клинический: Подходы · Групповая терапия · Методы · Типы проблем · Области специализации · Таксономии · Терапевтические проблемы · Способы доставки · Проект перевода модели · Личный опыт ·


Терапия воспоминаниями — это форма терапевтической деятельности, предназначенная для предотвращения ухудшения памяти, например, у пожилых людей, особенно у людей с болезнью Альцгеймера.

Он используется для консультирования и поддержки пожилых людей и представляет собой метод вмешательства у пациентов с травмами головного мозга. Эта форма терапевтического вмешательства уважает жизнь и опыт человека с целью помочь пациенту сохранить хорошее психическое здоровье.

Терапия воспоминаниями, часто используемая в стационарных учреждениях и учреждениях сестринского ухода, также можно найти, например, в больницах неотложной помощи в Соединенном Королевстве, особенно в тех, которые специализируются на медицинском уходе за пожилыми людьми. В одном подходе участники под руководством обученного человека размышляют о различных аспектах своей жизни. Это может быть тематическое и сосредоточено на одном периоде времени, или оно может быть более широким и отражать направленное обсуждение по проблеме. Терапевт может использовать музыку, фотографии, копии документов, драму и сенсорные сады, чтобы стимулировать дебаты и дискуссии для участников.

В терапии воспоминаний структурированные возможности для воспоминаний предоставляются в качестве полезного инструмента, помогающего очень слабым и сбитым с толку людям интегрироваться в новые условия жизни, признавая и уважая их жизненную историю. Участники часто очень хорошо осведомлены, и работа в группах становится интерактивным опытом обучения. Терапия воспоминаниями способствует чувству безопасности у пожилых людей, просматривая утешительные воспоминания.

Было обнаружено, что терапия воспоминаниями помогает пожилым людям справиться со старением и подготовкой к смерти. Недавние исследования выявили дополнительные положительные результаты, касающиеся других аспектов психического здоровья. Применение терапии воспоминаниями расширилось, однако по-прежнему существует потребность в будущей работе по стандартизации методов в этой области.

File:1970sfamily1.jpg

Воспоминание включает в себя припоминание деталей из прошлой жизни

Содержание

  • 1 Что такое воспоминание?
    • 1.1 История воспоминаний
  • 2 теории воспоминаний
    • 2.1 Теория разъединения
    • 2.2 Теория целостности эго
    • 2.3 Теория непрерывности
  • 3 Что такое терапия воспоминаниями?
    • 3.
      1 Применение
  • 4 исхода
    • 4.1 Оценка поведения
    • 4.2 Нейровизуализация
    • 4.3 Влияющие факторы
  • 5 будущих направлений
  • 6 См. также
  • 7 Ссылки и библиография
  • 8 Ключевые тексты
    • 8.1 Книги
    • 8.2 Бумаги
  • 9 Дополнительный материал
    • 9.1 Книги
    • 9.2 Бумаги
  • 10 Внешние ссылки

Что такое воспоминание?

Воспоминание описывается как «произвольный или непроизвольный акт или процесс припоминания воспоминаний о себе в прошлом». [1] Другими словами, это включает в себя припоминание и повторное переживание жизненных событий. Это предполагает наличие неповрежденной автобиографической памяти, чтобы иметь возможность вспомнить определенные жизненные события. Каким бы значимым ни был процесс воспоминания, зависит от того, насколько значимы вызываемые воспоминания.

[2] Различные способы сделать эти воспоминания более значимыми — задавать вопросы, подразумевающие важность события, а также использовать исторические материалы из прошлого. [1]

Существуют различные типы воспоминаний. Двумя основными подтипами являются внутриличностные и межличностные воспоминания. [3] Внутриличностное занимает когнитивную позицию и происходит индивидуально. Межличностная терапия больше похожа на разговорную сторону и представляет собой групповую терапию. Затем воспоминания можно разделить на три конкретных типа: информационные, оценочные и навязчивые. [3] Информационная память делается для того, чтобы получить удовольствие от пересказа историй из своего прошлого. [4] Этот тип также можно использовать, чтобы помочь кому-то, кому может не хватать интереса к своей жизни и отношениям. Способность вспоминать хорошие воспоминания может помочь им вспомнить, чем они должны быть счастливы. Оценочное воспоминание является основным типом терапии воспоминаниями, поскольку оно основано на обзоре жизни доктора Роберта Батлера. Этот процесс включает в себя вспоминание воспоминаний на протяжении всей жизни и обмен этими историями с другими людьми.

[4] Часто это делается в рамках групповой терапии. Навязчивые воспоминания возникают, когда кому-то нужно избавиться от любого стресса вины, который может сохраняться. [4] Проработка этих проблем позволяет им быть в мире с самими собой. Воспоминания также использовались, чтобы помочь людям справиться со смертью любимого человека. [5] Делясь историями о жизни любимого человека, они могут вспомнить теплые воспоминания и обрести чувство мира со смертью.

File:Robert N. Butler 2004.jpg

Д-р Роберт Батлер

История воспоминаний

До конца 1950-х годов воспоминания рассматривались как негативный симптом, который часто приводил к ухудшению психического состояния. Эрик Эриксон представил свою концепцию восьми стадий психосоциального развития, которые включали в себя продвижение жизни и развитие человека от рождения до смерти. Последний этап, известный как поздняя взрослость, породил идею честности и отчаяния. [3] На этом этапе человеку становится важно с удовлетворением оглянуться на свою жизнь перед смертью. В 1963 году доктор Роберт Батлер опубликовал статью о критических моментах, связанных с важностью обзора жизни и воспоминаний. [1] Батлеру приписывают начало движения терапии воспоминаниями. [6] Следующее продвижение в этой области было сделано Чарльзом Льюисом в 1971 году. Льюису удалось создать первое экспериментальное исследование воспоминаний. [3] Льюис хотел посмотреть на любые когнитивные изменения, которые могут произойти в результате воспоминаний, а также на то, как люди воспринимают себя. [7] Этот эксперимент оказался полезным, так как в последующие годы эта область стала очень популярной для исследований. В последующие годы исследования воспоминаний были сосредоточены на функциях и преимуществах воспоминаний. В 1978 году Департамент здравоохранения и социального обеспечения начал проект под названием «Проект помощи памяти». [8] Этот проект был сделан для того, чтобы воспоминание стало терапевтическим процессом. Наконец в 19В 80-х годах терапия воспоминаний была признана учреждениями и начала использоваться в качестве групповой терапии. За это время увеличилось количество специалистов, обученных этому терапевтическому процессу. [8] Терапия воспоминаниями продолжает оставаться областью исследований и по сей день. Хотя в последнее время было проведено много исследований по терапии воспоминаний, Батлер и Эриксон остаются двумя исследователями, наиболее связанными с этой областью работы.

Теории памяти

Существует множество теорий и путей, по которым работает терапия воспоминаниями. Каждая теория или способ назначения терапии пациентам имеет свои достоинства. Среди наиболее часто используемых — теория разъединения, теория целостности эго и теория непрерывности соответственно. Самые большие споры развернулись между теорией разъединения и целостностью эго. Часто по мере того, как люди становятся старше, они стремятся удалиться от окружающего их общества. Использование воспоминаний позволяет им чувствовать, что у них есть цель в обществе, когда они делятся своими жизненными уроками и историями. [9] Целостность эго – это процесс, посредством которого пожилые люди способны прийти к пониманию и удовлетворению своей жизни к концу ее. [3] Они могут оглянуться на свою жизнь и гордиться своими достижениями. Обе эти идеи могут работать как друг с другом, так и самостоятельно. В зависимости от типа воспоминаний, которые нужны человеку, это лучший способ определить, какая теория используется. Поскольку разным людям нужны разные виды терапии воспоминаниями, трудно сказать, какая теория в целом является лучшей.

Теория разъединения

Теория разъединения в воспоминаниях используется некоторыми терапевтами и исследователями и фокусируется на уходе пациента от социальной ответственности. [3] Этот уход от социальной жизни поощряется, чтобы пациент (во многих случаях пожилой человек) мог подготовиться к быстрым изменениям, связанным с концом жизни. Отказываясь от взаимодействия с другими, теория разъединения стремится подготовить человека к самому мощному и тяжелому разделению — смерти. [3] Надежда при использовании этой терапии заключается в том, что когда придет смерть, она не будет такой болезненной или огорчительной, как обычно думают. Понятие может быть утешительным, что вместо того, чтобы быть напуганными пациентами, которые участвуют в аспекте разъединения теории воспоминаний, они больше не будут бояться, но обретут силу, когда встретит свой конец.

Теория целостности эго

Теория целостности эго основана на том, что человек испытывает чувство удовлетворения и успеха, когда оглядывается на свою жизнь и достижения. [10] Человек, достигший целостности эго, не боится неуверенности, связанной со смертью. В успешном случае теории целостности эго пациент спокойно относится к возможности смерти. Эта теория была разработана на основе описанных Эриком Эриксоном стадий развития, в которых Честность против Отчаяния является решающим этапом психологического развития в более позднем возрасте. [11]

Теория непрерывности

Отстраненность и целостность эго могут предложить инструменты, помогающие пожилым или больным справиться с перспективой смерти, но считается, что теория непрерывности предлагает более глубокое понимание при попытке полностью понять истинное значение теории воспоминаний. [12] Отрывок из Lin [3] лучше всего иллюстрирует концепцию преемственности

«Когда люди переходят от одной стадии к другой и сталкиваются с изменениями в своей жизни, они пытаются упорядочить и интерпретировать изменения, вспоминая их прошлое. Это дает важное ощущение преемственности и облегчает адаптацию. Изменения связаны с воспринимаемым прошлым человека, создавая преемственность во внутренних психологических характеристиках, а также в социальном поведении и социальных обстоятельствах».

Воспоминания могут обеспечить механизм, с помощью которого люди адаптируются к изменениям, происходящим на протяжении всей жизни. Теория непрерывности требует эффективного использования удаленной памяти. Процессы воспоминаний происходят в этом типе памяти, который обычно разрушается в последнюю очередь. Исследования показали, что частые упражнения этой системы улучшают общую когнитивную функцию. [3]

Что такое терапия воспоминаниями?

Терапия воспоминаниями использует жизненные события, заставляя участников вслух вспоминать эпизодические воспоминания из своего прошлого. [13] Это помогает дать людям ощущение преемственности с точки зрения их жизненных событий. [14] Терапия воспоминаниями может проводиться в группе, индивидуально, [15] или парами в зависимости от цели лечения [14] Терапия воспоминаниями также может быть структурированной или неструктурированной в рамках этих конфигураций. [16] Хотя основной целью терапии воспоминаниями является укрепление компонентов когнитивной памяти, вторичной целью может быть поощрение либо внутриличностного, либо межличностного развития. [15] Эти индивидуальные потребности будут определять, будет ли терапия проводиться в группе или наедине с практикующим врачом. [15] Воспоминания обрабатываются в хронологическом порядке, начиная с момента рождения и концентрируясь на важных жизненных событиях. [15] Основное внимание уделяется размышлению, а не просто воспоминанию. [15] Терапия воспоминаниями может использовать такие подсказки, как фотографии, предметы домашнего обихода, музыка или личные записи. [6]

Применение

Терапия воспоминаниями используется преимущественно у пожилых пациентов [3] Частично это может быть связано с распространенными у пожилых людей расстройствами, для лечения которых использовалась терапия воспоминаниями, такими как депрессия. [3] Его часто используют в домах престарелых или в домах престарелых, поскольку он обеспечивает ощущение непрерывности жизни и, следовательно, может помочь при переходе такого типа. [14] Пациентам с хроническими заболеваниями также может помочь терапия воспоминаниями, поскольку они часто страдают социально и эмоционально. [14] С помощью терапии воспоминаниями решались и другие проблемы, включая поведенческие, социальные и когнитивные проблемы. [14] Исследования показали, что сеансы групповой терапии воспоминаниями могут привести к укреплению социальных отношений и дружбы внутри группы. [14]

Исходы

Для оценки изменений у пациентов, проходящих терапию воспоминаниями, используются различные поведенческие меры, а в последнее время визуализация головного мозга стала частью оценки после лечения.

Поведенческая оценка

Наиболее частые характеристики, используемые для измерения результатов терапии воспоминаниями у вовлеченных пациентов: [17] :

  • Симптомы депрессии
  • Психологическое благополучие
  • Эго-целостность
  • Смысл и/или цель жизни
  • Мастерство
  • Когнитивные способности
  • Социальные взаимодействия

Нейровизуализация

У пациентов с сосудистой деменцией выявлено значительное повышение метаболизма глюкозы в коре в двусторонней передней части поясной извилины и в левой нижней височной доле, которые являются областями, важными для социального взаимодействия и отдаленных воспоминаний, соответственно. [18] Использование однофотонной эмиссионной компьютерной томографии у пожилого пациента с болезнью Альцгеймера выявило больший приток крови к лобной доле мозга, области, которая дегенерирует у пациентов с этим заболеванием. Это сопровождалось положительными изменениями в оцениваемых поведенческих чертах. [19]

Влияющие факторы

В целом, терапия воспоминаниями дает положительные результаты, хотя и в разной степени. Считается, что изменчивость результатов связана с различными факторами, включая форму терапии воспоминаниями, формат сеансов (групповой или индивидуальный), количество завершенных сеансов, состояние здоровья, возраст и пол человека, где жизни пациента и если человек пережил какие-либо события, которые вызывают серьезные изменения в его жизни.

Оценка форм терапии воспоминаниями показала, что терапия повторения жизни оказывает наиболее сильное положительное влияние на психологическое благополучие по сравнению с другими наблюдениями за жизнью и простыми воспоминаниями. [17] [20] Считалось, что обзор жизни дает больший положительный эффект по сравнению с терапией воспоминаниями из-за большей организации методов и целей этой терапии. Преимущества терапии воспоминаниями проявляются независимо от формата терапии. Улучшение поведения происходит независимо от того, проводится ли терапия на индивидуальной основе [19] в малых или больших группах. [13] [17] [20] Частота и продолжительность терапевтической программы, похоже, не изменяют эффективность воспоминаний. [17]

Многие конкретные группы были выбраны для изучения эффектов терапии воспоминаниями и оценивались с использованием различных мер, основанных на их ранее существовавшем состоянии и проблемах, связанных с ним. Те, кто занял более высокое место в своем рейтинге депрессии, показали более высокую скорость улучшения своих симптомов по сравнению с теми, у кого симптомы депрессии были менее выражены до начала терапии, хотя улучшения наблюдались на разных уровнях депрессии. [20] Согласно исследованиям, терапия воспоминаниями положительно влияла на пациентов с деменцией, оцененных с использованием различных показателей. [18] У пациентов с болезнью Альцгеймера улучшился приток крови к областям мозга, как обсуждалось ранее, и произошли положительные изменения в оцененных поведенческих чертах. [19] У пациентов с лепрой наибольший положительный эффект наблюдался у пациентов с депрессией, но терапия воспоминаниями не влияла на стадию деменции или когнитивные показатели. [21]

File:Nurse in geriatry.jpg

Воспоминания помогают пожилым людям справиться со старением

Изначально воспоминания предназначались для пожилых людей. Однако эта терапия может оказаться ценным инструментом и для взрослых на более ранних этапах их жизни. У пожилых улучшение удовлетворенности жизнью и собой, самооценки, повышение социальной вовлеченности, что привело к улучшению их способности справляться с социальными ситуациями, снижению одиночества и отчуждения. [22] Кроме того, депрессивные симптомы, психологические симптомы, психологическое благополучие, целостность эго, смысл/цель в жизни, мастерство, когнитивные способности, социальная интеграция, подготовка к смерти — все это показало улучшение после завершения терапии. При последующей депрессии другие показатели психического здоровья, самочувствия, целостности эго, когнитивных функций, подготовки к смерти все еще требовали улучшения по сравнению с предварительным лечением. [17] Улучшения, сравнимые с таковыми у пожилых людей, были обнаружены в исследованиях, включавших моложе возрастных групп. [17] Уменьшение депрессии наблюдается как у женщин [23] , так и у мужчин. [24] Сравнительный анализ воздействия терапии воспоминаниями на мужчин и женщин не выявил различий в успешности терапии между полами . [17] Терапия воспоминаниями проводилась в группах, состоящих из жителей, из групповых центров и тех, кто живет в более широких сообществах. Недавний анализ показывает, что не существует различий в результатах воспоминаний между типом сообщества, в котором люди живут во время терапии, [17] , что противоречит более ранним выводам о том, что те, кто живет в групповых домах или центрах ухода, получают меньше пользы от этих программ. [20] Те, кто пережил различные серьезные жизненные события , показали улучшение психической стабильности, включая уменьшение симптомов депрессии и тревоги. [25] Пожилые ветераны-мужчины, помещенные в лечебные учреждения, продемонстрировали повышение самооценки и удовлетворенности жизнью, а также уменьшение симптомов депрессии у тех, кто участвовал в 12-недельной программе терапии воспоминаниями по сравнению с теми, кто этого не делал. [24]

Большинство из этих факторов, по-видимому, не влияют на эффективность терапии, как считалось ранее; отсутствие стандартизации и повторения в исследованиях может быть причиной отсутствия различий между этими влияниями.

Future Directions

Эффект воспоминаний следует изучить более подробно:

  • У лиц молодого и среднего возраста [17]
  • У лиц с «неразрешенными биографическими конфликтами» [17]
  • Как это влияет на целостность эго и подготовку к смерти [17]
  • Долгосрочные эффекты или продолжительность результатов [17]
  • Использование нейровизуализации [18]

Важным примечанием для будущих исследований является необходимость стандартизации методов. [3] В настоящее время существует множество различных методов, используемых для достижения терапии воспоминаниями, а также различные способы анализа данных. [2] Здесь, кажется, происходит самое большое разделение в этой области исследований. Это отсутствие связи между теорией и исследованиями может быть связано с ранней работой Батлера в этой области. Батлер использовал психодинамическую точку зрения, которую трудно проверить эмпирически. [1] Как и в случае с любой другой темой исследования, для исследователя важно планировать эксперименты и проверять новые идеи. Достижение общего уровня понимания в этой области может показать еще более положительный эффект для тех, кто использует терапию воспоминаний.


См. также

  • Автобиографическая память
  • Вызов (память)
  • Ранние воспоминания
  • Обзор жизни
  • Работа по истории жизни
  • REMINISCENCE BUMP

Ссылки и библиография

  1. 1,0 1. 1 1.2 1,3 Bluck, S. & Levine, L.J. 1998. Старение и общество. 18, 185-208.
  2. 2.0 2.1 Мартин, Дж. Р. 1940. «Теория воспоминаний и гештальта» Американская психологическая ассоциация. 52, (4), 1-37.
  3. 3.00 3.01 3.02 3.03 3.04 3.05 3.06 3.07 3.08 3.09 3.10 3.11 Lin, Y.C., Dai, Y.T., & Hwang, S.L. Август 2003 г. «Влияние воспоминаний на пожилое население: систематический обзор». Сестринское дело общественного здравоохранения. 20, (4), 297-306
  4. 4.0 4.1 4.2 Герфо М.Л. 1980. «Три способа воспоминаний в теории и на практике». Международный журнал старения и человеческого развития. 12, (1), 39-48.
  5. ↑ Комана, М.Т., Браун, В.М., и Томас, Дж.Д. 1998. «Влияние терапии воспоминаниями на семейное преодоление». Журнал семейного ухода. 4, (2), 182-197.
  6. 6,0 6.1 6.2 Вудс, Б., Спектор, А.Е., Джонс, К.А., Орелл, М., Дэвис, С.П.2009. «Терапия воспоминаний при деменции (обзор)». Кокрановская библиотека. 1: 1-34.
  7. ↑ Льюис, К.Н. 1971. «Воспоминания и самооценка в старости». Журнал геронтологии. 26, (2), 240-243.
  8. 8.0 8.1 Борнат, Дж. 1989. «Устная история как общественное движение: воспоминания и пожилые люди». Общество устной истории. 17, (2), 16-24.
  9. 900:30 ↑ Коулман, П.Г. 2005. «Использование воспоминаний: функции и преимущества». Старение и психическое здоровье. 9, (4), 291-294.
  10. ↑ Касл-Годли, Дж., и Гатц, М. (2000). «Психосоциальные вмешательства для людей с деменцией: интеграция теории, терапии и клинического понимания деменции». Обзор клинической психологии , 20 (6), 755–782.
  11. ↑ Эриксон, Э. (1959). «Идентичность и жизненный цикл: избранные статьи». Психологические проблемы , 1, 50-100
  12. ↑ Батлер, Р.Н. (1963). «Обзор жизни: интерпретация воспоминаний в пожилом возрасте». Психиатрия , 26, 65-76.
  13. 13,0 13,1 Ван, Дж.Дж. 2007. «Групповая терапия воспоминаниями для когнитивных и аффективных функций пожилых людей с деменцией на Тайване». Международный журнал гериатрической психиатрии. 22: 1235-1250.
  14. 14,0 14,1 14,2 14,3 14,4 14,5 Джонсдоттир, Х., Джонсдоттир, Г., Стейнгримсдоттир, Э., и Трюггвадоттир, Б. (2001). «Групповые воспоминания людей с терминальной стадией хронических заболеваний легких» Journal of Advanced Nursing. 35(1), 79-87
  15. 15,0 15,1 15,2 15,3 15,4 Хси, Х.Ф. и Ван, Дж. (2003.0383 40,335-345
  16. ↑ Стинсон, К.К. и Кирк, Э. (2005). «Структурированное воспоминание: вмешательство, направленное на уменьшение депрессии и повышение самопреодоления у пожилых женщин», Journal of Clinical Nursing. 15, 208-218
  17. 17.00 17.01 17.02 17.03 17.04 17.05 17.06 17.07 17.08 17.09 17.10 17.11 Pinquart, M. and Forstmeier, S. 2012. » Влияние вмешательств воспоминаний на психосоциальные результаты: метаанализ». Старение и психическое здоровье. 1-18.
  18. 18.0 18.1 18.2 Аканума К., Мегуро К., Мегуро М., Сасаки Э., Чиба К., Исии Х. и Танака Н. 2010. «Улучшено социальное взаимодействие и повышенный метаболизм передней поясной извилины после групповых воспоминаний с ориентацией на реальность при сосудистой деменции». Психиатрические исследования: нейровизуализация. 192: 183–187
  19. 19.0 19.1 19.2 Танака К., Ямада Ю., Кобаяси Ю., Сонохара К., Мачида А., Накаи Р., Кодзаки К. и Тоба. 2007. «Улучшение когнитивных функций, настроения и мозгового кровотока при однофотонной эмиссионной компьютерной томографии после индивидуальной терапии воспоминаниями у пожилого пациента с болезнью Альцгеймера». Международная гериатрическая геронтология. 7: 305–309
  20. 20,0 20,1 20,2 20,3 Больмейер, Э., Ромер, М., доктор философии, П.С. и Смит, Ф. 2007. «Влияние воспоминаний на психологическое метаблагополучие пожилых людей». анализ.» Старение и психическое здоровье . 11:3, 291-300
  21. ↑ Су, Т.С., Ву, Л.Л., и Лин, К.П. 2012. «Распространенность деменции и депрессии у тайваньских больных лепрой, находящихся в лечебных учреждениях, и оценка эффективности терапии воспоминаниями и лонгитудинальное слепое рандомизированное контрольное исследование». Международный журнал гериатрической психиатрии. 27: 187 — 196. .
  22. ↑ Фудзивара Э., Оцука К., Сакаи А., Хоши К., Секиаи С., Камисаки М., Исикава Ю., Ивато С. и Чида Ф. 2012. «Полезность терапии воспоминаниями для психического здоровья сообщества». Психиатрия и клиническая неврология . 66: 74-79.
  23. ↑ Стинсон, К.К. 2006. «Структурированное воспоминание: вмешательство, направленное на уменьшение депрессии и повышение самопреодоления у пожилых женщин». Журнал клинического ухода. 15: 208-218.
  24. 24.0 24.1 Ву, Л.Ф. 2011. «Групповая интегративная терапия воспоминаниями о самооценке, удовлетворенности жизнью и симптомах депрессии у пожилых ветеранов, помещенных в лечебные учреждения». Журнал клинического ухода . 20. 2195–2203 2195.
  25. ↑ Корте, Дж., Больмейер, Э.Т., Вестерхоф, Г.Дж. и Пот, А.М. 2011. «Воспоминания и адаптация к критическим жизненным событиям у пожилых людей с депрессивными симптомами легкой и средней степени тяжести». Старение и психическое здоровье .15(5):638-646

Ключевые тексты

Книги

Документы

Дополнительный материал

Книги

Документы

  • Google Scholar

Внешние ссылки

. Оглядываясь назад на свою жизнь, пожилые люди обычно вспоминают свои самые теплые воспоминания, связанные с юностью. Но новое исследование, опубликованное в

Applied Cognitive Psychology обнаружил, что молодые люди в различных культурах, как правило, испытывают больший стресс и худшее психологическое благополучие по сравнению со своими старшими коллегами.

Полученные данные пополняют ряд литературных источников, указывающих на то, что по мере взросления люди испытывают «всплеск воспоминаний».

«Меня интересует, как люди из разных культур помнят свою жизнь и как эти воспоминания связаны с психическим здоровьем», — сказала Алехандра Сарагоса Шерман (@antiquisima) из Орхусского университета, автор нового исследования.

«Исследования показали, что наша память часто ошибочна и изобилует предубеждениями. Например, люди среднего и старшего возраста часто вспоминают молодость как положительный период, несмотря на то, что молодые люди обычно сообщают о более высоком уровне дистресса по сравнению с людьми среднего и старшего возраста. Я нашел это довольно интригующим, но в этой области было проведено очень мало межкультурных исследований. Следующим шагом в моей исследовательской программе стало изучение возрастных различий в отношении депрессии, центральности события, посттравматического стрессового расстройства и удовлетворенности жизнью в разных культурах».

Для своего исследования Сарагоса Шерман и ее коллеги опросили 553 молодых человека (от 18 до 30 лет) и 390 взрослых среднего возраста (от 45 до 64 лет) из Мексики, Гренландии, Китая и Дании. Опросы включали оценку депрессии, посттравматического стрессового расстройства, важных жизненных событий и удовлетворенности жизнью.

Исследователи обнаружили схожие результаты для всех четырех культур. Молодые взрослые участники сообщили о более низком уровне удовлетворенности жизнью по сравнению с участниками среднего возраста, а также о более высоком уровне депрессии и симптомов посттравматического стрессового расстройства.

«В целом молодые люди сообщали о более сильном дистрессе и более низком уровне удовлетворенности жизнью по сравнению со взрослыми среднего возраста. Это хорошая новость для людей среднего возраста. Кажется, у старения есть некоторые преимущества. С другой стороны, это плохие новости для молодых людей. Необходимо приложить усилия, чтобы лучше понять, как поддержать молодых людей в достижении психического здоровья», — сказал Сарагоса Шерман PsyPost.

Исследователи также обнаружили, что положительные воспоминания были менее важны для личности и жизненных историй молодых людей по сравнению с участниками среднего возраста.

Так почему у пожилых людей такие приятные воспоминания о юности? По словам Сарагосы Шерман, теория сценария культурной жизни может дать одно объяснение этому явлению.

«Одним из наиболее надежных открытий в области автобиографической памяти является выпуклость воспоминаний. Выброс воспоминаний показывает, что, когда людей старше 40 лет просят вспомнить важные жизненные события из своей жизни, они непропорционально часто вспоминают положительные события из своего подросткового возраста и ранней взрослой жизни. Этот период жизни лучше всего запоминается», — сказала она PsyPost.

«Теория сценария культурной жизни была предложена для объяснения бугра воспоминаний. Сценарий культурной жизни – это обычно разделяемые культурой представления о сроках и порядке важных переходных жизненных событий. Теория утверждает, что жизненный сценарий служит шаблоном, помогающим людям помнить свою жизнь».

Сарагоса Шерман и ее коллеги нашли доказательства теории в другом межкультурном исследовании, которое было опубликовано в Journal of Applied Research in Memory and Cognition в 2017 г.

«Сценарий культурной жизни отдает предпочтение подростковому и юношескому взрослому возрасту, создавая предвзятое отношение к этому периоду жизни. Это может помочь объяснить, почему молодость вспоминается положительно, несмотря на то, что молодые люди сообщают о большем психологическом стрессе», — сказал Сарагоса Шерман.

Основным ограничением нового исследования является то, что в нем собраны только перекрестные данные.

«Нам все еще нужно понять, как воспоминания о важных жизненных событиях развиваются на протяжении всей жизни и как они влияют на психологическое благополучие людей из разных культур. Поэтому нужны лонгитюдные исследования. Кроме того, нам необходимо лучше понять психологические механизмы, лежащие в основе наблюдаемых нами возрастных различий», — сказал Сарагоса Шерман.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *