Негосударственное общеобразовательное учреждение Средняя общеобразовательная школа

Русский язык глухие согласные: Сайт глухих | Информационный сайт глухих, слабослышащих DeafNet

Проверка парных согласных звуков в корне слова

4

October

2022

Количество просмотров: 214

Время чтения: n- минут(а)

Как известно, написание буквы в слове согласно правилу или традиции называют орфограммой. И сегодня мы поговорим о такой орфограмме, как правописание парной согласной, а если точнее – о способах проверки парных согласных в корне слова. Правила звучания парных согласных изучают уже во втором классе, так что у маленьких детей могут нередко возникать трудности с выбором нужной буквы.

Все согласные звуки в русском языке бывают глухими или звонкими, то есть произносятся с разной силой голоса. Так, звонкие согласные состоят из шума и голоса: наши связки вибрируют при их произношении под напором воздуха. Глухие же согласные состоят только из шума, так как связки не колеблются при прохождении воздуха и голос для их озвучивания не задействован.

Некоторые из звуков бывают только звонкими (сонорными) либо только глухими, то есть считаются непарными. К первой категории согласных относятся [р], [р’], [м], [м’], [н], [н’], [л], [л’], [й’], а ко второй группе – [ч’], [ц], [х], [х’], [щ’]. Например, в слове «луна» сразу два звонких непарных звука, а в слове «чай» – один глухой и один звонкий.

Кроме непарных согласных в нашем языке есть и те звуки, которые образуют пары по звонкости или глухости: [б]-[п], [в]-[ф], [г]-[к], [д]-[т], [ж]-[ш], [з]-[с]. Именно правописание парных согласных может вызывать вопросы не только у школьников, но и у взрослых: бывает так, что буква, обозначающая звонкий звук, в корне конкретного слова звучит глухо, или же наоборот. 

Источник

Иными словами, в зависимости от своего места в слове и от соседствующих звуков парный согласный может озвончаться или оглушаться. В частности, на конце слова парные согласные всегда являются глухими, то есть мы произносим звуки [п], [ф], [к], [т], [ш], [с]. При этом на письме может стоять буква с обозначением звонкого согласного. Например, в слове «парад» мы произносим на конце звук [т], но пишем букву «д».

Фонетический процесс озвончения и оглушения парных согласных в середине слова зависит от идущих после них звуков. Если далее стоит глухой звук, то и парный согласный будет глухим. К примеру, в слове «лошадка» появляется звук [т] из-за следующего потом звука [к]. Справедливо и обратное: «просьба» содержит звук [з’], потому что парный согласный в корне слова озвончается из-за звонкого [б].

Напоминание: корнем слова называется его основная часть, в которой заключено его лексическое значение, а также общее значение всех родственных (однокоренных) слов.

Описанные выше правила русского языка неизменно расставляют для ребёнка ловушки в написании того или иного слова. В связи с этим возникает вопрос: как проверить парную согласную и не ошибиться? Действительно, запоминать все слова подряд в начальной школе затруднительно, поэтому стоит воспользоваться подсказками ниже.

Чтобы понять, какая буква должна стоять на самом деле в корне слова с парным согласным, нужно поставить проверяемый согласный звук в так называемую сильную позицию. Сделать это можно несколькими способами:

  • Добавить к исходному слову «нет» или «много», то есть просклонять слово в родительном падеже. Этот вариант подойдёт, если парная согласная в корне приходится на конец слова. Например, «нет пруда» или «много криков».
  • Для проверки буквы в конце корня можно поставить слово во множественное число. Например, был «дуб», а стало «дубы».
  • Если парная согласная в корне слова расположилась в середине, нужно создать уменьшительно-ласкательную форму. К примеру, была «улыбка», а стала «улыбочка».
  • Другой способ – образовать от исходного существительного однокоренной глагол или прилагательное, то есть подобрать действие или признак. Допустим, к слову «свет» подойдёт проверочное «светить», а к слову «берёзка» – «берёзовый».
  • Если вы проверяете не существительное, а прилагательное, то нужно из полной формы слова сделать краткую, и наоборот. Например, был «глуп», а стал «глупый». Или «робкий» – «робок».

Источник

Иными словами, во всех случаях нужно изменить слово так, чтобы за парной согласной в корне был либо гласный, либо сонорный звук. Однако имейте в виду, что это возможно не всегда: некоторые слова являются непроверяемыми, то есть подобрать к ним вспомогательные однокоренные слова не получится. Такие слова считаются словарными – их надо просто запомнить. К таким словам относятся, например, «космонавт», «рюкзак» и «вокзал».

Теперь вы знаете, как проверить парную согласную в корне слова. Но одного прочтения правил недостаточно для усвоения материала. Чтобы ваш ребёнок запомнил наверняка, какие способы помогут ему писать слова с парными согласными правильно, зарегистрируйте его на платформе iSmart.

Тренажёр iSmart помогает закрепить знания даже по очень сложным темам в игровой форме. При этом ребёнку достаточно заниматься хотя бы 15-20 минут в день. Интерактивные задания наглядно покажут вашему школьнику разные примеры написания слов, а также научат подбирать проверочные слова и запоминать исключения. А если возникнут трудности, в тренажёре можно воспользоваться понятными подсказками. Регистрируйтесь прямо сейчас и следите за успехами своего ребёнка, помогая ему легко и быстро осваивать школьную программу по русскому языку и другим предметам.

Правописание парных звонких и глухих согласных на конце слова. 1 класс

Тема: Правописание парных звонких и глухих согласных на конце слова.

Цели: отрабатывать умение правильно писать слова с парными звонкими и глухими согласными на конце слова; развивать каллиграфические навыки, внимание, логическое мышление, речь, орфографическую зоркость; воспитывать уважение друг к другу, чувство поддержки и взаимопомощи.

Планируемые результаты: учащиеся научатся проверять звонкие и глухие согласные на конце слова разными способами; сопоставлять произношение и написание слов; подбирать проверочное слово.

Ход урока

      I. Организационный момент

— Прозвенел звонок. Начинается урок.

Сначала сядет тот, чьё имя начинается с гласных звуков.

А теперь – чьё имя начинается с согласного звука.

      II. Актуализация знаний

Разминка для пальчиков.

    1. Запись в рабочих тетрадях: (5 марта. Кла__ная  р_бота.), объяснение изученных орфограмм.

2. Чистописание 

– Посмотрите, ребята, на доске записаны буквы.

б – ?            т – д            ? – ш             з – с            г – ?            ? – ф

– Что это за буквы? (Парные согласные)
– Назовите пропущенную букву.
– Запишите парные согласные в тетрадь.

3.   Словарная работа

— Запишите отгадки. (ученик на доске)

Серый Ивашка

Деревянная рубашка,

По белому полю пройдёт –

Каждый след его поймёт  (карандаш)

То я в клетку, то в линейку.

Написать на мне сумей-ка.

Можешь и нарисовать.

Что такое я?  (тетрадь)

Он всю зиму в шубе спал,

Лапу бурую сосал,

А, проснувшись, стал реветь.

Это зверь лесной — … (медведь)​​​​​​​

— Разделить на слоги, поставить ударение. (самостоятельно)

— Посмотрите внимательно на слова-отгадки, выделите лишнее слово, объясните, по какому признаку оно лишнее. А какое правило объединяет эти слова?

4. Взаимопроверка

— Возьмите карандаш. Обменяйтесь тетрадями и проверьте друг у друга работу.

5. Работа с предложением

— Запишем предложение: На поляну вышел большой медведь.

— О ком говорится в предложении?

— Что говорится о медведе?

— Сколько слов в предложении? (5)

— Сократите предложение на 1 слово. (На поляну вышел медведь.)

— Сократите предложение ещё на 2 слова. (Вышел медведь.)

— Это главные слова в предложении.

III.

  Постановка темы урока

 — Догадались, какая у нас тема урока?

— На уроке мы будем учиться находить парные звонкие и глухие согласные в конце слова, подбирать проверочные слова, размышлять, рассуждать.

— Назовите парные согласные.

— Для чего надо изучать эту тему?

IV. Введение в тему

— Поупражняемся в подборе проверочных слов. Назовите парную согласную, которую нужно писать в слове. Записывая слово, обоснуйте свой ответ. (глаз,  зуб, шалаш, город, гриб, дуб)

— Что нужно знать, чтобы правильно написать парную согласную на конце слова? (Озвучивают правило)

V. Физ. пауза 

 — Я буду называть слова. Если слово начинается на звонкий парный согласный – подпрыгиваете, глухой – приседаете. 

(Зорька, сойка, Феня, Веня, дрова, трава, жить, шить, тень, пень, зверь, дверь, пеньки, деньки.)

VI.  Обобщение и систематизация знаний
— Вставь подходящие по смыслу слова. В скобках напиши проверочное слово. Орфограмму подчеркни.

Выпал пушистый ______ . 
Ударил сильный _______ . 
У дома намело большой _________ .
Береги __________ в большой __________ .

Слова для справок: но с/з,     сне г/к,     сугро б/п,     моро з/с.

— Сделаем вместе 1-ое предложение.

VII. Подведение итогов урока

— Наш урок подошёл к концу. Над какой темой работали?

— Как проверить парный согласный?  


         VIII. Домашнее задание карточка

Напиши предложения, вставляя пропущенные буквы. В скобках напиши проверочное слово, орфограмму подчеркни.

 Холо(д,т) не отступает. Но весна торопит тепло. По реке идёт лё(д,т). На бере(г,к) прибежали ребята.

Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»

Звонкие и глухие согласные в русском языке

Звонкие и глухие согласные в русском языке

В русском языке 21 согласная, и все они делятся на 4 группы. На этом уроке русской грамматики мы научимся определять глухие и звонкие согласные. Также разберемся с правилами их чтения и звучания. Их 4 группы:

  • Обычные звонкие : Б , В , Г , Д , Ж , З
  • Regular deaf : П , Ф , Т , С , ш , К
  • Всегда озвучивал ( Sonorous ): . L , м , , , м , , м , , м , , .0008 Р , Й
  • Always deaf : Ч , Х , Ц , Щ

Always deaf consonants can never sound звонкие, а звонкие никогда не могут звучать глухими. Это просто. Однако обычные звонкие и глухие согласные в русском языке могут менять свое звучание. Все они парные:

ГОЛОСОВАЯ DEAF
Б П
Г К
Д Т
В Ф.
ж 9999
ж 999 .0008 Ш
З С 9020 узор? При определенных условиях звонкие согласные могут звучать как их глухие пары, и наоборот. Их произношение определяется простыми правилами. Прослушайте эти аудиофайлы и попытайтесь уловить разницу.

Б и П

Г & К

Д & Т

В & Ф

Ж & Ш

З и С

Правильные звонкие согласные глухие если этот
последний символ в слове (или если их всего
мягкий знак Ь после него).

Они также звучат глухо , если буква, следующая за ними в слове, является правильным глухим согласным .

Examples:

  • САПО́Г – sa-pok (boot) – Г sounds like К
  • МЁД – myot (honey) – Д sounds like Т
  • МОРЖ – морш (walrus) – Ж sounds like Ш
  • КРУИ́З – kru-is (cruise) – З sounds like С
  • ДУБ – du p (дуб) — б звучит как p
  • Rrow — ROF (ров) — . как их глухие «пары»? Довольно легко, правда? Это потому, что это самый естественный способ произношения русских слов. Это потому, что это самый естественный способ произношения русских слов. Но, как мы уже знаем, правильные звонкие согласные в русском языке звучат глухо, если следующая буква в слове — правильная глухая. Прочтите следующие примеры и прослушайте прилагаемые аудиофайлы.

    Примеры:

    • D К A- LOT-KA (лодка)- D Звучит как T
    9 0006 9007. SKAS-KA
    (рассказ)- з Звучит как С
  • , ж К и Rosh-Ki (Small Horn) –1111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111Р1н.

Во всех этих примерах правильные звонкие согласные звучат глухо, потому что следующий символ в слове — правильный глухой согласный ( К ). Однако обычные глухие согласные могут звучать так же, как их звонкие аналоги! Есть только одно простое правило.

Правильные глухие согласные звучат звонкими, если следующая за ними буква в слове является правильным звонким согласным . Если между ними стоит мягкий знак Ü , то правило остается в силе.

  • ПРО С Ь Б А – прозь-ба (заявка) – С sounds like З
  • Э К З АМЕН –
    εg-za-men
    (an exam) – К sounds like Г
  • С Д ЕЛАТЬ – зде-лат’ (сделать что-то) – С звучит как Z

Попробуйте записать свой голос и сравните результат с моими примерами. Если это звучит так же, это круто! Не думайте, что произношение глухих и звонких согласных в русском языке затруднено. Во-первых, если вы произносите их неправильно, они все равно будут понятны носителям языка. Во-вторых, русский способ произношения этих звуков облегчает. На следующем уроке мы учим твердые и мягкие согласные.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *