Проверка парных согласных звуков в корне слова
4
October
2022
Количество просмотров: 214
Время чтения: n- минут(а)
Как известно, написание буквы в слове согласно правилу или традиции называют орфограммой. И сегодня мы поговорим о такой орфограмме, как правописание парной согласной, а если точнее – о способах проверки парных согласных в корне слова. Правила звучания парных согласных изучают уже во втором классе, так что у маленьких детей могут нередко возникать трудности с выбором нужной буквы.
Все согласные звуки в русском языке бывают глухими или звонкими, то есть произносятся с разной силой голоса. Так, звонкие согласные состоят из шума и голоса: наши связки вибрируют при их произношении под напором воздуха. Глухие же согласные состоят только из шума, так как связки не колеблются при прохождении воздуха и голос для их озвучивания не задействован.
Некоторые из звуков бывают только звонкими (сонорными) либо только глухими, то есть считаются непарными. К первой категории согласных относятся [р], [р’], [м], [м’], [н], [н’], [л], [л’], [й’], а ко второй группе – [ч’], [ц], [х], [х’], [щ’]. Например, в слове «луна» сразу два звонких непарных звука, а в слове «чай» – один глухой и один звонкий.
Кроме непарных согласных в нашем языке есть и те звуки, которые образуют пары по звонкости или глухости: [б]-[п], [в]-[ф], [г]-[к], [д]-[т], [ж]-[ш], [з]-[с]. Именно правописание парных согласных может вызывать вопросы не только у школьников, но и у взрослых: бывает так, что буква, обозначающая звонкий звук, в корне конкретного слова звучит глухо, или же наоборот.
Источник
Иными словами, в зависимости от своего места в слове и от соседствующих звуков парный согласный может озвончаться или оглушаться. В частности, на конце слова парные согласные всегда являются глухими, то есть мы произносим звуки [п], [ф], [к], [т], [ш], [с]. При этом на письме может стоять буква с обозначением звонкого согласного. Например, в слове «парад» мы произносим на конце звук [т], но пишем букву «д».
Фонетический процесс озвончения и оглушения парных согласных в середине слова зависит от идущих после них звуков. Если далее стоит глухой звук, то и парный согласный будет глухим. К примеру, в слове «лошадка» появляется звук [т] из-за следующего потом звука [к]. Справедливо и обратное: «просьба» содержит звук [з’], потому что парный согласный в корне слова озвончается из-за звонкого [б].
Напоминание: корнем слова называется его основная часть, в которой заключено его лексическое значение, а также общее значение всех родственных (однокоренных) слов.
Описанные выше правила русского языка неизменно расставляют для ребёнка ловушки в написании того или иного слова. В связи с этим возникает вопрос: как проверить парную согласную и не ошибиться? Действительно, запоминать все слова подряд в начальной школе затруднительно, поэтому стоит воспользоваться подсказками ниже.
Чтобы понять, какая буква должна стоять на самом деле в корне слова с парным согласным, нужно поставить проверяемый согласный звук в так называемую сильную позицию. Сделать это можно несколькими способами:
- Добавить к исходному слову «нет» или «много», то есть просклонять слово в родительном падеже. Этот вариант подойдёт, если парная согласная в корне приходится на конец слова. Например, «нет пруда» или «много криков».
- Для проверки буквы в конце корня можно поставить слово во множественное число. Например, был «дуб», а стало «дубы».
- Если парная согласная в корне слова расположилась в середине, нужно создать уменьшительно-ласкательную форму. К примеру, была «улыбка», а стала «улыбочка».
- Другой способ – образовать от исходного существительного однокоренной глагол или прилагательное, то есть подобрать действие или признак. Допустим, к слову «свет» подойдёт проверочное «светить», а к слову «берёзка» – «берёзовый».
- Если вы проверяете не существительное, а прилагательное, то нужно из полной формы слова сделать краткую, и наоборот. Например, был «глуп», а стал «глупый». Или «робкий» – «робок».
Источник
Иными словами, во всех случаях нужно изменить слово так, чтобы за парной согласной в корне был либо гласный, либо сонорный звук. Однако имейте в виду, что это возможно не всегда: некоторые слова являются непроверяемыми, то есть подобрать к ним вспомогательные однокоренные слова не получится. Такие слова считаются словарными – их надо просто запомнить. К таким словам относятся, например, «космонавт», «рюкзак» и «вокзал».
Теперь вы знаете, как проверить парную согласную в корне слова. Но одного прочтения правил недостаточно для усвоения материала. Чтобы ваш ребёнок запомнил наверняка, какие способы помогут ему писать слова с парными согласными правильно, зарегистрируйте его на платформе iSmart.
Тренажёр iSmart помогает закрепить знания даже по очень сложным темам в игровой форме. При этом ребёнку достаточно заниматься хотя бы 15-20 минут в день. Интерактивные задания наглядно покажут вашему школьнику разные примеры написания слов, а также научат подбирать проверочные слова и запоминать исключения. А если возникнут трудности, в тренажёре можно воспользоваться понятными подсказками. Регистрируйтесь прямо сейчас и следите за успехами своего ребёнка, помогая ему легко и быстро осваивать школьную программу по русскому языку и другим предметам.
Правописание парных звонких и глухих согласных на конце слова. 1 класс
Тема: Правописание парных звонких и глухих согласных на конце слова.
Цели: отрабатывать умение правильно писать слова с парными звонкими и глухими согласными на конце слова; развивать каллиграфические навыки, внимание, логическое мышление, речь, орфографическую зоркость; воспитывать уважение друг к другу, чувство поддержки и взаимопомощи.
Планируемые результаты: учащиеся научатся проверять звонкие и глухие согласные на конце слова разными способами; сопоставлять произношение и написание слов; подбирать проверочное слово.
Ход урока
I. Организационный момент
— Прозвенел звонок. Начинается урок.
Сначала сядет тот, чьё имя начинается с гласных звуков.
А теперь – чьё имя начинается с согласного звука.
II. Актуализация знаний
Разминка для пальчиков.
- Запись в рабочих тетрадях: (5 марта. Кла__ная р_бота.), объяснение изученных орфограмм.
2. Чистописание
– Посмотрите, ребята, на доске записаны буквы.
б – ? т – д ? – ш з – с г – ? ? – ф
– Что это за буквы? (Парные согласные)
– Назовите пропущенную букву.
– Запишите парные согласные в тетрадь.
3. Словарная работа
— Запишите отгадки. (ученик на доске)
Серый Ивашка
Деревянная рубашка,
По белому полю пройдёт –
Каждый след его поймёт (карандаш)
То я в клетку, то в линейку.
Написать на мне сумей-ка.
Можешь и нарисовать.
Что такое я? (тетрадь)
Он всю зиму в шубе спал,
Лапу бурую сосал,
А, проснувшись, стал реветь.
Это зверь лесной — … (медведь)
— Разделить на слоги, поставить ударение. (самостоятельно)
— Посмотрите внимательно на слова-отгадки, выделите лишнее слово, объясните, по какому признаку оно лишнее. А какое правило объединяет эти слова?
4. Взаимопроверка
— Возьмите карандаш. Обменяйтесь тетрадями и проверьте друг у друга работу.
5. Работа с предложением
— Запишем предложение: На поляну вышел большой медведь.
— О ком говорится в предложении?
— Что говорится о медведе?
— Сколько слов в предложении? (5)
— Сократите предложение на 1 слово. (На поляну вышел медведь.)
— Сократите предложение ещё на 2 слова. (Вышел медведь.)
— Это главные слова в предложении.
III.
— Догадались, какая у нас тема урока?
— На уроке мы будем учиться находить парные звонкие и глухие согласные в конце слова, подбирать проверочные слова, размышлять, рассуждать.
— Назовите парные согласные.
— Для чего надо изучать эту тему?
IV. Введение в тему
— Поупражняемся в подборе проверочных слов. Назовите парную согласную, которую нужно писать в слове. Записывая слово, обоснуйте свой ответ. (глаз, зуб, шалаш, город, гриб, дуб)
— Что нужно знать, чтобы правильно написать парную согласную на конце слова? (Озвучивают правило)
V. Физ. пауза
— Я буду называть слова. Если слово начинается на звонкий парный согласный – подпрыгиваете, глухой – приседаете.
(Зорька, сойка, Феня, Веня, дрова, трава, жить, шить, тень, пень, зверь, дверь, пеньки, деньки.)
VI. Обобщение и систематизация знаний
— Вставь подходящие по смыслу слова. В скобках напиши проверочное слово. Орфограмму подчеркни.
Выпал пушистый ______ .
Ударил сильный _______ .
У дома намело большой _________ .
Береги __________ в большой __________ .
Слова для справок: но с/з, сне г/к, сугро б/п, моро з/с.
— Сделаем вместе 1-ое предложение.
VII. Подведение итогов урока
— Наш урок подошёл к концу. Над какой темой работали?
— Как проверить парный согласный?
VIII. Домашнее задание карточка
Напиши предложения, вставляя пропущенные буквы. В скобках напиши проверочное слово, орфограмму подчеркни.
Холо(д,т) не отступает. Но весна торопит тепло. По реке идёт лё(д,т). На бере(г,к) прибежали ребята.
Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»
Звонкие и глухие согласные в русском языке
Звонкие и глухие согласные в русском языке
В русском языке 21 согласная, и все они делятся на 4 группы. На этом уроке русской грамматики мы научимся определять глухие и звонкие согласные. Также разберемся с правилами их чтения и звучания. Их 4 группы:
- Обычные звонкие : Б , В , Г , Д , Ж , З
- Regular deaf : П , Ф , Т , С , ш , К
- Всегда озвучивал ( Sonorous ): . L , м , , , м , , м , , м , , .0008 Р , Й
- Always deaf : Ч , Х , Ц , Щ
Always deaf consonants can never sound звонкие, а звонкие никогда не могут звучать глухими. Это просто. Однако обычные звонкие и глухие согласные в русском языке могут менять свое звучание. Все они парные:
ГОЛОСОВАЯ | DEAF | |||
---|---|---|---|---|
Б | П | |||
Г | К | |||
Д | Т | |||
В | Ф. | |||
ж 9999 ж 999 | .0008 Ш | З | С 9020 узор? При определенных условиях звонкие согласные могут звучать как их глухие пары, и наоборот. Их произношение определяется простыми правилами. Прослушайте эти аудиофайлы и попытайтесь уловить разницу. | Б и П Г & К Д & Т В & Ф Ж & Ш З и С
Examples:
Во всех этих примерах правильные звонкие согласные звучат глухо, потому что следующий символ в слове — правильный глухой согласный ( К ). Однако обычные глухие согласные могут звучать так же, как их звонкие аналоги! Есть только одно простое правило.
Попробуйте записать свой голос и сравните результат с моими примерами. Если это звучит так же, это круто! Не думайте, что произношение глухих и звонких согласных в русском языке затруднено. Во-первых, если вы произносите их неправильно, они все равно будут понятны носителям языка. Во-вторых, русский способ произношения этих звуков облегчает. На следующем уроке мы учим твердые и мягкие согласные. |