Негосударственное общеобразовательное учреждение Средняя общеобразовательная школа

Самооценка у подростков: 2.5. Самооценка подростка как фактор личностного развития

Самооценка подростка: повысить нельзя понизить

Несмотря на то что место родителей в этот период занимают новые авторитеты, их поддержка крайне необходима подростку. Совместно с психологом, автором серии книг «Ленивая мама» Анной Быковой разберемся, как родители могут помочь ребенку сформировать здоровую, адекватную самооценку.

Самооценка подростка

Как только ребенок начинает осознавать себя как отдельную личность (примерно в возрасте двух-трех лет), у него появляется чувство «Я», формируется знание о себе, например: «Я Миша, я мальчик». Вместе с этим появляется вопрос: «А какой я?»

Восприятие ребенком себя: «Я хороший. Я умный. Я любимый» или «Я плохой. Я вредный. Я всем мешаю» — зависит от того, какую оценку окружающих он слышит. В подростковом возрасте происходит смещение фокуса внешней оценки. Если в дошкольном возрасте на самооценку преимущественно влияют родители, в младшем школьном возрасте — учителя, то в подростковом возрасте ответ на вопрос «А какой я?» ищут у сверстников.

Авторитет родителей падает, и их возможность влиять на самооценку ниже, чем была раньше

Если сверстники признают его красивым, веселым, умным, его самооценка растет. Если реакция сверстников негативная или вовсе отсутствует (никто не замечает ребенка), самооценка ползет вниз.

Авторитет родителей падает, и их возможность влиять на самооценку ниже, чем была раньше. Сколько бы мама ни убеждала дочь, что она красивая, сомнения в привлекательности у девочки все равно остаются, если ни один мальчик в школе не обращает на нее внимания. Но это не значит, что не нужно пытаться помогать ребенку.

Что делать родителям

1. Не усугублять и не критиковать. Подросток и без того не уверен в собственной привлекательности, а если сомнения подтвердят родители, то самооценка упадет окончательно. Нельзя критиковать даже из благих побуждений: «Какая красивая у тебя подружка. Зато ты у меня умная. Зря ты с ней все время проводишь. Она с такой внешностью замуж быстро выскочит. Ей, может, учеба и не к чему, а тебе в университет поступать. Ты, дочка, лучше учись». Что при этом слышит девочка? Только то, что она некрасивая.

2. Помогать ребенку почувствовать себя красивым. В подростковом возрасте значимость внешности возрастает. Родители могут предложить пойти к стилисту, подобрать прическу, одежду, привести в порядок зубы и кожу. Бывает, что мальчики сильно переживают из-за высыпаний на коже, но стесняются сказать о своей проблеме. А родители уверены, что все в порядке, что их сын выше того, чтобы переживать из-за таких «пустяков». Пристального внимания этому уделять не стоит, но предложить вместе сходить к косметологу — идея хорошая.

3. Поддерживать подростка. Не забывать хвалить, а если повода для похвалы пока нет, можно выдавать кредит доверия: «Я вижу твой потенциал. Я знаю, что ты способный. Я в тебя верю». Особенно важна поддержка родителя того же пола. Только папа или другой авторитетный для мальчика мужчина может дать совет, как общаться с девушками или вести себя в «стае».

Родитель должен транслировать две важные идеи: «Я классный» и «Ты тоже классный. Даже чуть-чуть лучше меня»

4. Обращать внимание на свою самооценку. Ребенок часто идентифицирует себя с родителями, поэтому взрослый должен транслировать две важные идеи: «Я классный» и «Ты тоже классный. Даже чуть-чуть лучше меня».

5. Создавать возможности для новых знакомств: кружки, секции, лагерь отдыха, путешествия. Попадая в новый коллектив, ребенок может по-новому раскрыться. Люди увидят другую его сторону, а он посмотрит на себя их глазами. Бывает так, что в школе у ребенка не сложились отношения с одноклассниками, он ни с кем не общается. Но при этом в театральном кружке все в восторге от его таланта и чувства юмора. Чем шире круг общения, тем больше разных граней личности раскрывается и тем объемнее становится представление о себе.

При этом надо научить его разбираться в людях. Когда подростки меняют круг общения, самооценка может измениться не в лучшую сторону: например, из заниженной или адекватной — в завышенную.

Неадекватно завышенная самооценка — следствие сильной внутренней уязвимости

На первый взгляд может показаться, что чем выше самооценка, тем лучше. Но у неадекватно завышенной самооценки могут быть негативные последствия. Такому подростку бывает сложно устанавливать дружеские связи. Другим рядом с ним некомфортно, они чувствуют себя неполноценными и стремятся избежать общения.

Корректировать такую самооценку, как ни странно, можно так же, как завышенную, ведь «корона» — следствие сильной внутренней уязвимости. Из страха, что другие сочтут его никчемным, ребенку хочется непременно стать круче, проявить себя самым лучшим образом, доказать всем свою замечательность. При здоровой самооценке такой потребности обычно не возникает. Формирование здоровой самооценки — процесс небыстрый и достаточно трудоемкий, и важно, чтобы пройти этот путь ребенку помог уверенный в себе и неравнодушный взрослый.

Об авторе

Анна Быкова – психолог, автор серии книг «Ленивая мама». Подробнее на сайте.

Текст:Яна ВерзунИсточник фотографий:Getty Images

Новое на сайте

«Написала книгу — и друзья отвернулись от меня. Неужели из зависти?»

«Люди постоянно обращаются ко мне на „ты“: как объяснить, что это нарушение моих границ?»

Что скрывают повторяющиеся сны

Как дать ребенку реализовать талант, не травмировав его: мнения психологов и жюри конкурса «Синяя птица»

Синдром годовщины: что это и почему так важно знать историю своих предков

Психология распродаж: как научиться экономить и перестать испытывать вину после шопинга

Покупаете кофе навынос? Ученые рассказали, почему это опасно для здоровья

«Я грублю и агрессирую на близких. Что со мной не так?»

Подросток и самооценка: 12 советов, которые помогут поверить в себя


Елена Исупова

Подростки бывают неразговорчивыми, колючими, раздражительными. Часто не могут понять, что им действительно нравится, сомневаются в своих способностях и пасуют перед успешными сверстниками. В общем, страдают из-за низкой самооценки. Вот несколько полезных советов из наших книг: они успокоят, научат быть добрее к себе, подскажут, как раскрыть свой потенциал. Попробуйте пересказать их детям.

1. Вести список достижений

Нужно ежедневно находить и записывать пять поводов быть довольным собой. Делать это в будни и в выходные, в учебные дни и на каникулах. Поначалу будет трудно. Главное — не сдаваться: писать можно не только о великих свершениях (получении Нобелевской премии или восхождении на Эверест). В списке могут быть такие пункты: навел порядок дома без напоминаний, помог сестре с домашним заданием, сходил на просмотр в молодежный театр, хорошо подготовился к контрольной.

Важно помнить о своих сильных сторонах. Список достижений дает повод каждый день ощущать собственное достоинство. Когда покажется, что самооценка падает, нужно заглянуть в него. Вспомнить, что чувствуешь, когда совершаешь хорошие поступки. И снова лучше относиться к себе.

2. Записывать случаи, когда удалось превзойти свои ожидания

Можно не верить, что сдашь экзамен на «отлично», но справиться с волнением, записаться в футбольную команду за компанию, но стать хорошим игроком, быть на взводе, но сдержать эмоции и не начать ссору.


Никогда не поверили бы, что будете играть на гитаре, но решились на первый урок? Похвалите себя! — Источник

Такие мелочи стоит учитывать. Они помогут осознать, что мы можем больше, чем мы думаем. Даже когда не особенно верим в себя.

3. Избавиться от шума

От каждого человека многого ожидают. Мы постоянно слышим тех, кто дает нам советы, это могут быть друзья и соперники, члены семьи и посторонние люди, соцсети и даже наш внутренний голос. Весь этот шум заглушает нашу индивидуальность. А еще он дает возможность спрятаться от страхов и неуверенности. Мы слышим, что нам «следует сделать», и нам кажется, будто у нас появляется запасной парашют, это создает иллюзию безопасности.

Фишка в том, чтобы отличить шум от полезных советов. Нужно решить, справедливо ли то, что говорят окружающие. Если да, подумать серьезнее над этими словами. Если нет, отойти в сторону от шума.


Эта схема поможет отличить конструктивную критику от шума

4. Говорить с собой уважительно

Иногда мы становимся для себя самыми беспощадными критиками. В голове могут крутиться такие мысли: «Все как-то странно смотрят на меня», «Меня все ненавидят» — хотя на самом деле это не так. Можно внушить себе, что недостаточно хороша (или хорош), и жалеть, что не родилась (родился) кем-то еще. Но правильнее научиться говорить с собой как с человеком, которого уважаешь.

Когда появятся негативные мысли, нужно нажать на «Стоп»:

  • Запишите грубые и жестокие слова, которые говорите себе, или обидные замечания, которые не выходят из головы.
  • Когда в следующий раз старая пластинка заиграет, мысленно нажмите на «Стоп». Скажите себе: «Я не буду разговаривать с собой в таком тоне».
  • Затем «отмотайте назад» и замените негативные утверждения на позитивные. «Моя семья любит меня», «Я забила гол на прошлой неделе, и вся команда мной восхищалась». Можно записать на «пластинку» простые фразы: «Я верю в себя», «Я заслуживаю уважения». Позитивные мысли придадут сил и наполнят оптимизмом.
  • Проигрывайте в голове новые мысли и возвращайтесь к ним каждый раз, когда захочется заняться самобичеванием.

5. Найти внутреннего наставника

У каждого есть свой внутренний критик. А что, если найти ему оппонента — внутреннего наставника? Это может быть человек, который подбадривал вас в прошлом. Или люди, которые благодарны вам за доброту и помощь. Или личность, которой вы восхищаетесь (актер, благотворитель, спортсмен).

Когда внутренний критик поднимает голову, нужно позвать внутреннего друга. Спросить себя: «Что на это ответил бы мой добрый наставник?». Простой совет поднимет настроение и поможет справиться со страхами.

6. Провести время с теми, кто тебя любит

Постепенно для большинства подростков друзья становятся интереснее, чем семья. Но родные дают то, чего не могут дать другие люди: безусловную любовь и принятие. Такое отношение отлично укрепляют самооценку.


Любовь близких придает нам сил. — Источник

Если на улице к нам подойдет незнакомец и скажет: «Ты самый луч-

ший, самый умный, самый замечательный человек в мире», мы постараемся убежать. Но если это скажет мама, улыбнемся, обнимем ее и, конечно, поверим ей.

7. Делать добро

Когда помогаешь кому-то, чувствуешь себя полезным, значимым, нужным. С чего начать? Оглянуться вокруг, поговорить с друзьями, соседями, родственниками. Спросить совета у родителей, учителей, местных активистов.


Можно помогать приюту для бездомных животных. — Источник

Чтобы приносить пользу, необязательно вступать в организацию. Достаточно посвящать один час в неделю сбору мусора в своем районе. Или читать вслух пожилой соседке. Или присматривать за маленькими детьми, пока их родители делают домашние дела. И не забывать помогать по дому собственной семье.

8. Найти взрослого, с которым можно поговорить

Быть подростком иногда страшно и сложно. Заботливые взрослые помогут взглянуть в лицо страхам, ответить на вопросы. Стоит выбрать несколько человек, с которыми чувствуешь себя спокойно. Тех, кто заботится, может выслушать и попытаться понять. Это один из самых действенных способов улучшить свою жизнь.

9. Определить жизненные ценности

Почти все решения мы принимаем исходя из собственных ценностей. То, во что верим (или не верим), помогает определить, как и с кем проводить время, сколько сил тратить на то или иное занятие. Жизненные ориентиры могут быть связаны с другими людьми и с разными сферами жизни. Например:

  • семья
  • вера
  • друзья
  • культура
  • образование
  • спорт
  • город
  • музыка
  • животные
  • искусство
  • окружающая среда

Иногда жизненные ценности отражают качества, которые человек хотел бы иметь и проявлять:

  • доброта
  • надежность
  • трудолюбие
  • верность
  • мастеровитость
  • энергичность
  • нежность
  • независимость
  • готовность помочь
  • творческая жилка
  • честность

Назвать свои ценности непросто, но уже сейчас стоит спросить себя: «Что или кто имеет значение для меня? Что больше всего меня заботит?».

10. Нарисовать свои мечты

Порой желания кажутся неосуществимыми. Но к ним важно прислушиваться,чтобы начать конструировать будущее. Вот несколько идей, которые помогут найти вдохновляющие мечты:

  • Напишите про трех своих знакомых, которыми восхищаетесь. Это может быть человек из числа друзей, членов семьи, учителей, тренеров, соседей или кто-то еще. Чем они занимаются? Почему вы считаете их особенными?
  • Напишите о трех людях, которыми восхищаетесь, но лично вы не встречались. Например, об известных личностях, политических лидерах, спортсменах, художниках или исторических героях. За какие заслуги вы считаете их великими?
  • Представьте себя на выпускном вечере. Перед тем как вы войдете в праздничный зал, вас просят предположить, кем вы однажды станете и чего добьетесь. Что вы ответите?


Может быть, настало время сделать шаг навстречу мечте? — Источник

11. Определить источники вдохновения

Черпать энергию и уверенность стоит из собственных источников вдохновения. Анкета поможет их определить.


Скачать

12. Ставить маленькие цели и достигать их

Чтобы развить в себе смелость и уверенность, лучше действовать тогда, когда есть серьезные шансы на успех (например, понимание, что наверняка получится выполнить два шага из трех). Допустим, подросток решил устроиться на работу после школы — стоит искать вакансию, для которой есть подходящие навыки. Если он обладает опытом присмотра за младшими детьми и умеет организовывать игры — значит, ему по силам стать организатором детских чтений в библиотеке. Достигнув этой цели, можно сделать следующий шаг — начать учить дошкольников читать. Преодолевая маленькие трудности, пробуя понемногу, можно «накопить» смелость на более серьезные вещи. Каждая решенная проблема добавит уверенности.

Еще больше вдохновения и сил в наших книгах: «Дыши. Списки на все случаи жизни», «Дыши. Практики счастья», «Дорожная карта», «Ты сильнее, чем ты думаешь», «Чего ты по-настоящему хочешь», «Ты имеешь значение!»

Обложка поста pexels. com

Подростковая самооценка

Публикация ACT для Молодежного центра передового опыта

PDF

Является ли подростковый возраст временем заниженной самооценки? Многие подростки, их учителя, их родители и другие люди думают так, и многие взрослые вспоминают подростковый возраст как время все более повышенного самоконтроля и сильно колеблющейся самооценки. Но ответ не совсем ясен, так как самооценка — субъективное состояние, и поэтому ее очень трудно измерить. Самоуважение относится к тому, насколько человек любит (уважает) себя. Некоторые модели поведения наводят на мысль о высокой или низкой самооценке; например, человек с высокой самооценкой вряд ли попытается совершить самоубийство. Однако некоторые люди, чьи таланты и достижения, кажется, дают им все основания любить себя, не любят себя. Подростки имеют разный уровень самооценки, на которую, по-видимому, влияют такие факторы, как пол, этническая принадлежность и социальный класс.

Это также может варьироваться в зависимости от человека — у подростка могут быть разные уровни самооценки в разных областях, таких как социальная, школьная, легкая атлетика, внешний вид и общее поведение и действия.

Удовлетворенность своим внешним видом является важным компонентом самооценки, и девочки-подростки больше недовольны своим внешним видом, чем мальчики (Harter, 1990, 1999).

Исследования показали, что от одной трети до половины подростков борются с низкой самооценкой, особенно в раннем подростковом возрасте (Harter, 1990; Hirsch & DuBois, 1991). Результаты низкой самооценки могут быть временными, но в серьезных случаях могут привести к различным проблемам, включая депрессию, нервную анорексию, правонарушения, самоповреждения и даже самоубийство. Самоуважение связано с успеваемостью в школе и преступностью. Подростки с низкой самооценкой чаще плохо учатся в школе, беременеют или оплодотворяют партнера. Но важно иметь в виду, что причинно-следственная связь неясна; то есть исследователи не уверены, вызывает ли низкая самооценка молодежь проблемного поведения или наоборот.

Члены банды, например, сообщают, что их самооценка выше среднего.

В то время как самооценка подростков может колебаться, примерно начиная с восьмого класса, исследования показали, что самооценка остается относительно стабильной. Люди с высокой самооценкой в ​​детстве, скорее всего, будут подростками с высокой самооценкой. Многие исследования показали, что в среднем и позднем подростковом возрасте и в раннем взрослом возрасте самооценка стабилизируется или даже повышается (Savin-Williams & Demo, 1983; Harter, 1990). Самое надежное обобщение относительно подростков и самооценки заключается в том, что некоторые, но не все подростки испытывают низкую самооценку, и что для некоторых, но не для всех, кто ее испытывает, низкая самооценка связана с серьезными проблемами.

Пол и самооценка

Исследования, проведенные в целом ряде западных стран, показали, что у девочек-подростков в среднем ниже чувство собственного достоинства, чем у мальчиков-подростков (Baumeister, 1993; Pipher, 1994). Для американцев подростковый возраст резко увеличивает акцент на физической привлекательности молодых женщин, многие из которых чувствуют, что им этого не хватает. На самооценку мальчиков могут влиять противоречивые социальные сообщения — с одной стороны, они должны казаться сильными, а с другой — эмоционально экспрессивными (Поллак, 19 лет).98).

Этническая принадлежность, социальный класс и самооценка

В целом подростки из среднего и высшего классов имеют более высокую самооценку, чем менее обеспеченные подростки. Это несоответствие увеличивается в старшем подростковом возрасте. Одно из распространенных объяснений состоит в том, что у молодежи с более высоким социально-экономическим статусом больше ресурсов. Например, учащиеся с более высоким социально-экономическим статусом обычно посещают более качественные школы и/или лучше успевают в школе. Кроме того, если молодежь с более высоким социально-экономическим статусом испытывает индивидуальные трудности или особые потребности в школе, их родители чаще имеют ресурсы для оказания помощи.

Таким образом, ресурсы могут как увеличить индивидуальные навыки, так и облегчить трудности, которые в противном случае снизили бы самооценку.

Исследователи только недавно начали систематически изучать взаимосвязь между этнической принадлежностью и самооценкой подростков. Большая часть этого исследования была сосредоточена на афроамериканских подростках. Хотя первоначальные исследования предполагали, что у афроамериканских детей низкая самооценка, текущие исследования показывают, что самооценка афроамериканских подростков сравнима, если не выше, с самооценкой сверстников этнического большинства (Harter, 1990). Например, белые девочки в настоящее время кажутся наиболее уязвимыми к падению самооценки в подростковом возрасте по сравнению с любой другой группой (Хартер, 19 лет).99). Исследования афроамериканских девочек показывают, что они, как правило, не подвержены таким же уязвимостям, потому что они не испытывают такого же ухудшения образа тела, как их белые сверстницы. Другими словами, несмотря на столкновения с расизмом и предрассудками, многие афроамериканцы не испытывают падения самооценки в подростковом возрасте.

Повышение самооценки подростков

Программы, разработанные в 1960-х годах для повышения самооценки подростков, в первую очередь были направлены на то, чтобы люди чувствовали себя хорошо в целом. Напротив, текущие программы сосредоточены на конкретных аспектах самооценки. Для тех, кто заинтересован в повышении самооценки подростков, что представляется возможным сделать, приведенные ниже предложения были подтверждены недавними исследованиями. Однако никто не должен работать над повышением самооценки подростков с целью снижения проблемного поведения. Это не оказалось эффективной стратегией.

  • Определите основные факторы, вызывающие низкую самооценку, и одновременно определите области компетентности, важные для подростка.
  • Сосредоточьтесь на источниках эмоциональной поддержки и социального одобрения, существующих в подростковом мире.
  • Повышайте самооценку, подчеркивая достижение определенных навыков и целей, а также поощряя инициативу.
  • Поддерживайте совладание с трудными ситуациями и попытки их преодолеть, а не избегать их (Хартер, 19 лет).90, 1999; Ларсон, 2000).

Главный момент, который следует помнить о повышении самооценки, заключается в том, что говорить кому-то о высокой самооценке не поможет. Подростки будут чувствовать себя лучше, если они добьются успеха в областях, которые им небезразличны, и будут хвалиться за этот успех людьми, которых они уважают. Отношения с родителями и отношения со сверстниками являются двумя важными источниками социальной поддержки, которые способствуют повышению самооценки подростков (Harter, 1990; Savin-Williams & Demo, 19).83). Другой подход заключается в том, чтобы повысить оценку подростками областей, в которых они успешны, уменьшая влияние разочарования в других областях.

Ссылки

  • Баумайстер, РФ (ред.), (1993). Самоуважение: загадка низкой самооценки. Нью-Йорк: Пленум.
  • Хартер, С. (1999). Построение себя. Нью-Йорк: Гилфорд.
  • Хартер, С. (1990). Идентичность и саморазвитие. В С. Фельдман и Г. Эллиотт (ред.), На пороге: развивающийся подросток (стр. 352-387). Кембридж, Массачусетс: Издательство Гарвардского университета.
  • Хирш, Б., и Дюбуа, Д. (1991). Самооценка в раннем подростковом возрасте: выявление и прогнозирование контрастных продольных траекторий. Журнал молодежи и подростков, 20, 53-72.
  • Ларсон, Р. В. (2000). К психологии позитивного развития молодежи. Американский психолог, 55 (1), 170-183.
  • Пайфер, М. (1994). Возрождение Офелии: спасение девочек-подростков. Нью-Йорк: Баллантайн.
  • Поллак, В. (1998). Настоящие мальчики: спасаем наших сыновей от мифов о детстве. Нью-Йорк: Генри Холт.
  • Савин-Уильямс, Р. и Демо, Д. (1983). Ситуационные и переходные детерминанты самочувствия подростков. Журнал личности и социальной психологии 44, 824-833.

Подростковый возраст и самооценка | Psychology Today

Понятие самооценки очень американское, особенно в нашей культуре в столетие после его изобретения психологом Уильямом Джеймсом.

Возможно, оправданная как часть нашего права на стремление к счастью и самореализации, коренящаяся в нашем стремлении к индивидуализму и питаемая нашей верой в самосовершенствование и материальный успех, самооценка — это понятие, которое, кажется, останется здесь навсегда. .

Кроме того, в нем есть определенная привлекательность и обоснованность здравого смысла, хотя и не поддающаяся научной проверке. Если бы у них был выбор, большинство людей предпочли бы иметь высокую самооценку, а не низкую, потому что они связывают ее с личным благополучием и эффективностью.

С моей точки зрения семейного консультирования, самооценка может иметь значительное влияние на отношения. Обычно кажется, что члены семьи более склонны плохо относиться друг к другу, когда плохо относятся к себе. Чем хуже они относятся к себе, чем хуже они часто относятся к другим, тем хуже с ними обращаются в ответ, тем хуже они в конечном итоге относятся к себе, тем хуже они относятся к другим, и цикл несчастья повторяется по кругу. В семьях с низким уровнем уважения отношения могут стать взаимно разрушительными.

Однако в высокоуважаемых семьях чаще происходит обратное. Чем лучше члены семьи относятся к себе, чем лучше они относятся друг к другу, чем лучше к ним относятся в ответ, тем лучше становится каждый. В высокоуважаемых семьях отношения могут стать взаимоутверждающими. Участники кажутся более склонными выявлять лучшее друг в друге, а не худшее.

Итак, положительная самооценка — это не какое-то популярное увлечение или модная причуда. От его существования частично зависит счастливое и здоровое функционирование отдельных людей и семей, особенно в подростковом возрасте.

Во время нормального течения подросткового возраста я наблюдал два серьезных падения самооценки.

Первое падение происходит в самом начале, в раннем подростковом возрасте (в возрасте 9-13 лет), когда молодой человек отделяется от детства, что приводит к потере удовлетворенности от того, что его больше определяют как ребенка и обращаются с ним как с ребенком. В этом процессе многие компоненты самоопределения, которые сейчас считаются «детскими» — любимые интересы, занятия и отношения, которые поддерживали самооценку, — могут быть принесены в жертву ради будущего роста и поведения старше. Многие «детские штучки», имеющие психологическую ценность, можно выбросить. От старых игрушек и увлечений можно отказаться, и даже заветных бабушек и дедушек поставить на расстоянии.

Второе падение самооценки происходит в конце подросткового возраста, в пробной независимости (возраст 18-23 лет), когда молодой человек сталкивается с пугающей реальностью независимости и чувствует себя ошеломленным и подавленным будущим шоком, упомянутым в моем предыдущем блог. Чувствуя себя не готовым к этому вызову и иногда действуя таким образом, легко разочароваться в себе, обидеться на себя и даже наказать себя, потеряв при этом уважение. «Вот мне 22 года, я все еще лажаю и не могу наладить свою жизнь!»

Так что же такое самооценка? Оно не реально в том смысле, что его можно визуально исследовать, физически потрогать или непосредственно наблюдать. Подобно таким понятиям, как «интеллект» или «совесть», самооценка — это абстрактное психологическое понятие, созданное для описания части человеческой природы человека. О его существовании и полезности можно судить по действиям и выражениям, которые считаются свидетельством его присутствия.

Точно так же, как решение проблемы может считаться свидетельством интеллекта или действие в соответствии с этическими убеждениями может считаться свидетельством совести, настаивание на справедливом или уважительном отношении может считаться свидетельством чувства собственного достоинства, молодой человек, действующий как будто они заслуживают хорошего отношения.

Точнее, «самоуважение» — это два слова, сложенные в одно. Разделите их, и станет ясным значение большего термина. «Я» — это описательное понятие: по каким конкретным характеристикам я идентифицирую себя? «Уважение» — это оценочное понятие: как мне судить о ценности того, кто я есть?
Самоуважение связано с тем, как человек идентифицирует и оценивает свое определение себя.

Начните с самооценки как отождествления. Когда подросток связывает свою идентичность только с одной частью жизни — наличием друзей, спортивными состязаниями, высокими академическими достижениями, — тогда, когда друзья теряются, когда из-за травмы заканчиваются занятия спортом, когда падает успеваемость, уважение рушится. «Я ничто без моих друзей!» «Я ничего не стою без моего спорта!» «Я неудачник, если не получу пятерку!» Чтобы поддерживать относительное постоянство благополучия во время обычных взлетов и падений в подростковом возрасте, очень полезно иметь несколько столпов самооценки.

Воспринимайте самооценку как оценку. Когда подросток обычно суров к себе — настаивая на превосходстве, критикуя неудачи, наказывая за ошибки, — тогда, когда ожидания не оправдываются, когда становятся очевидными несовершенства, когда случаются человеческие ошибки, уважение рушится. «Я такой тупой!» «Что со мной не так!» «Я ничего не могу сделать правильно!» Чтобы сохранить постоянство благополучия во время испытаний подросткового возраста, очень помогает, когда жизнь идет плохо, относиться к себе терпимо и с пониманием.

В частности, в ответ на неудачный опыт, когда импульсивное или неразумное принятие решений привело к ошибке, разочарованию или неприятностям, подросток может впасть в довольно резкую самооценку, спускаясь по обычным шагам, которые систематически снижают самооценку.

Это:

  1. Сделай неверный выбор
  2. Страдать обиженными чувствами
  3. Взять на себя бремя вины
  4. Самокритика или обвинение
  5. Наказать себя за плохое поведение
  6. Отнеситесь к этому жестокому обращению как к заслуженному
  7. Тратьте больше энергии на покаяние, чем на восстановление

Если ваш сын или дочь продолжат корить себя за неразумный выбор или неудачную жизнь, вы можете предложить им следующее: «Если вы причиняете себе боль, когда вам уже больно, это только усугубляет боль. время относиться к себе не плохо, а хорошо. Так вы сможете мотивировать себя работать лучше».

Итак, что вы можете сказать своему подростку о самооценке? «Чем более узко вы определяете себя и чем более негативно вы себя оцениваете, тем большему риску снижения самооценки вы, вероятно, подвергаетесь. В этом несчастливом состоянии вы также можете подвергаться большему риску плохого отношения к себе и другим. Поэтому , сделайте себе одолжение. Чтобы поддерживать положительную самооценку, определяйте себя широко и оценивайте себя доброжелательно, и большую часть времени вы будете ценить ценность и получать удовольствие от компании того, кто и как вы ».

Существует ли слишком высокая самооценка? Да. Люди, которые слишком высоко ценят себя, часто верят в свое превосходство, всегда правы, заслуживают особого внимания и обращения, не должны допускать разногласий, знают все (или, по крайней мере, все, что стоит знать), заслуживают того, чтобы их уступали, и им следует позволять управлять жизнями других. Многие тираны, мелкие и великие, от законного ребенка до жестокого деспота, имели чрезвычайно высокую самооценку — за счет других людей.

Я считаю, что в матрице понятий, объясняющих психологическое функционирование, самооценка занимает полезное место. Однако, как ни важно, сильная самооценка — это еще не все.

Например, не зависит от морали. Сильная самооценка не предотвращает проступков. Люди, которые очень позитивно относятся к тому, кто они и каковы они, все же могут стать хулиганами, преступниками и даже фанатиками разрушения. Зло может претендовать на высокую самооценку так же легко, как и добро.

Самооценка также не зависит от результата. Это не гарантирует достижения. Люди, уверенные в своих силах, все же способны на недопонимание, просчеты и ошибки. Сильная самооценка может привести человека как к неудаче, так и к успеху.

Мой любимый рецепт сохранения высокой самооценки был опубликован в New York Times несколько лет назад (28 сентября 1999 г., стр. C31). «В наши дни много говорят о самооценке… Мне она кажется довольно простой. Если вы хотите гордиться собой, вы должны делать то, чем вы можете гордиться. Чувства следуют за действиями».

Это заявление сделал Осеола Маккарти, прачка, которая пожертвовала свои сбережения в размере 150 000 долларов на финансирование стипендий в Университете Южного Миссисипи.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *