Формирование первого впечатления о человеке
Как произвести благоприятное впечатление и составить правильное представление о человеке? Для этого отводится всего четыре минуты, по истечении этого времени придется исправлять ошибки и переубеждать собеседника.
Как произвести первое впечатление
Правильно ли утверждение, что первое впечатление о человеке самое верное? Или наоборот, прав тот, кто говорит, что первое впечатление обманчиво? Как произвести хорошее первое впечатление и в то же время составить правильное представление о человеке?
Многочисленные эксперименты и исследования, проведенные на западе, говорят о том, что первое впечатление о человеке самое точное и верное. Специалисты утверждают, что для определения нашего отношения к незнакомому человеку, определения степени его привлекательности, нам требуется до 4 минут.
Тут сложно поспорить, в большинстве мы все уделяем внимание первому впечатлению, и именно оно влияет на наше дальнейшее восприятие человека. Если вы на все сто процентов доверяете своему чутью, своей интуиции то вы не откроетесь человеку, не понравившемуся вам с первого взгляда. Поэтому если вам важно наладить нужные связи, завязать знакомство с конкретным человеком, уделите внимание созданию хорошего первого впечатления.
Чтобы произвести хорошее первое впечатление на конкретного человека, главное, что надо знать так это то, что человек выбирает себе друзей по своему подобию. То есть, возникнет у человека к вам симпатия или нет, зависит от степени схожести ваших характеров, интересов и взглядов на жизнь.
Даже внешнее сходство оказывает влияние на первое впечатление. Поэтому здесь важен момент подстройки под собеседника (подробно о том, что такое техника присоединения вы можете узнать из статьи – «Способы манипулирования человеком»). Заочно зная человека, можно подготовится к встрече. Но есть и универсальные правила первого впечатления, знать и учитывать которые, дабы представить себя в лучшем свете, выгодно и полезно.
1. Уделяйте внимание внешнему виду
Внешний вид и имидж человека – это то, на что мы обращаем внимание в первую очередь. Важным составляющим оформления внешности является стиль одежды, который рассматривается как образ собственного «Я» человека.
Оценивая стиль одежды человека, и составляя о нем первое впечатление, мы обращаем внимание на такие особенности как:
- Опрятность одежды. Бедно одетый человек обычно вызывает сочувствие и желание ему помочь, а неряшливый и неопрятный – отторжение и брезгливость;
- Соответствие одежды ситуации. Понятно, что спортивный костюм не подходит для деловой встречи, это выглядит нелепо и может вызвать у окружающих недоверие. Так же нелепо идти в клуб в костюме тройке, или на званый ужин в рваных джинсах.
- Соответствие устоявшимся стереотипам. Если вы представитель делового мира, отдайте предпочтение консервативному стилю, если же вы человек творческой профессии ваш внешний вид должен говорить о независимости и индивидуальности.
Оценивая привлекательность человека, и формируя первое впечатление о нем, многие обращают внимание на его лицо (взгляд, улыбка, выражение). Привлекательным считается выразительное лицо, излучающее спокойствие, уверенность и доброжелательность.
Важную роль в формировании первого впечатления играет осанка. Хорошая осанка говорит о уверенности и оптимизме человека, о его внутренней силе. Плохая осанка – это проявление низкой самооценки, подчиненности и зависимости. Немаловажный фактор первого впечатления – движение и жесты. То о чем вы не говорите, проявляется в них. Напряженно или свободно чувствует себя человек видно по его походке. Жесты, реакция тела выдаст ваш темперамент и душевное состояние.
- Открытые жесты говорят о желании общения, о психологической открытости. Проявляются они в не скрещенных и незамкнутых позициях рук и ног, в слегка приподнятой голове. Если руки находятся в движении, то эти жесты, как правило, мягкие, плавные и округлые.
- Закрытые жесты свидетельствуют о психологической закрытости. Проявляются они в скрещивании рук и ног, в «позе замка», когда пальцы рук сжаты в кулак. Голова опущена, взгляд исподлобья, руки могут быть спрятанными (под столом, в карманах, за спиной и т. д.), все это выглядит как оборонительная позиция.
Гармония во внешнем виде, как вы поняли это сочетание множества различных факторов. Учтите это при установлении контактов с людьми.
2. Голос – это второе лицо
Во многом голос является отражением характера человека. То, как мы говорим, влияет на наш образ в глазах окружающих. Мы подсознательно, а то и осознанно связываем звучание голоса с конкретными характерными особенностями личности. Даже в моменты, когда мы не видим собеседника, а только слышим его (например, разговаривая по телефону), все равно у нас формируется какое-то представление о нем.
Визгливый голос ассоциируется с истеричностью человека и его неуравновешенностью. Быстрая и сбивчивая речь выдает неуверенную в себе персону. Томность голоса говорит, что человек чувственный, но осторожный. Недотепой может показаться тот, чей голос звучит вяло. На позитивный настрой, на жизнерадостность указывает звонкий голос. А голос у некоторых людей настолько красив, что даже и не понимаешь, что они говорят.
Значительную часть первого впечатления мы получаем от ритма речи и тембра голоса. Помимо этого, анализируя стиль и содержание, легко составить представление и о культурном уровне человека. Также по голосу можно судить и о жизненном опыте человека, о степени его развития.
3. Научитесь себя правильно преподносить
Люди редко используют саморекламу и самопиар для того чтобы заявить о себе. А ведь это оказывает наиважнейшую роль в том, чтобы произвести положительное первое впечатление. Самопрезентация это умение сконцентрировать внимание окружающих людей на своих очевидных достоинствах и отвести внимание от своих недостатков. Но не стоит сразу рассказывать о всех своих заслугах и достоинствах, лучше попробуйте завоевать расположение своего нового знакомого красноречием, оригинальностью суждений, остроумием.
4. Проявляйте истинный интерес к собеседнику
Еще Дейл Карнеги говорил, что самой значимой персоной для любого человека является он сам. Так что, решив продемонстрировать свое обаяние, проявите искренний интерес к человеку, с которым общаетесь. Задайте ему пару незначительных вопросов и будьте готовы выслушать подробный ответ (здесь пригодится умение слушать собеседника), не перебивайте. Покажите свою заинтересованность в том, что он говорит. Будьте любезны, но не лебезите!
5. Не будьте навязчивы
Не торопите события, для первой встречи достаточно будет нейтрально – сдержанного разговора. Не стоит сразу озадачивать человека просьбами или что-либо предлагать. Если собеседник говорит вам «До свиданья, был рад знакомству», не стоит настаивать на продолжении беседы.
6. Не обманывайте, говорите только правду
Если вам не известен ответ на задаваемый вопрос, честно признайтесь в этом. Такая откровенность производит хорошее первое впечатление и вызывает только уважение. Не приписывайте себе несуществующие качества и достоинства, все равно в дальнейшем придется признаться, что при первой встрече ты несколько преувеличил.
У вас не будет второго шанса произвести первое впечатление. Неважно будь то собеседование при приеме на работу, деловая встреча или первое свидание, помните, что первое впечатление останется надолго, и должно пройти много времени, перед тем как новая информация сможет его изменить.
P. S. Каждый из нас имеет опыт ошибочного первого впечатления. Бывает, что поначалу люди предстают перед нами чуть ли не в обличии ангела, а на проверку оказываются недостойными. И наоборот, человек в начале не произведший на нас достойное впечатление, в дальнейшем становится лучшим другом. Никто не застрахован от ошибки, но чтобы ее избежать надо предоставлять человеку второй шанс, независимо от того какое первое впечатление о нем создалось.
P. S. S. Люди привыкшие судить о человеке по конкретным делам, не придают особого внимания первому впечатлению. Это тоже надо учитывать.
© Constructorus.ru
Научитесь определять реакцию собеседника. — Студопедия
Поделись
Дата: 21.09.2020
Группа: А-210
Дисциплина: Трудоустройство
Тема: 23-24
Первое впечатление
Урок: «Первое впечатление» (для студентов третьего курса)
Задачи:
1. показать обучающимся значение и роль первого впечатления при контакте с людьми;
2.обсудить практические рекомендации по формированию первого впечатления.
Подготовка:
· Подобрать материал
· Организовать активную группу студентов, заинтересованных в обсуждении данной проблемы, ознакомить их с некоторой информацией.
· Подготовить «артистов» и «экспертов» на нужные роли.
Содержание классного часа
Ведущий: Дорогие выпускники, скоро вы окончите наше учебное заведение и окунетесь во взрослую жизнь.
|
Научитесь определять реакцию собеседника.
Реакция других людей на то, что мы говорим, является очень важной обратной связью, при помощи которой мы можем больше узнать о своих партнерах. Эта реакция является ценным индикатором, который дает нам знать, как идет процесс общения и как интерпретируется ваше сообщение. Обратная связь позволяет нам корректировать сказанное и исправит любые возможности недоразумения.
Особенности делового общения при трудоустройстве
В настоящее время интерес к проблемам общения очень велик. Если ранее его проявляли преимущественно руководители, для которых общение является составной частью деятельности, то теперь — довольно широкий круг людей из разных сфер жизнедеятельности общества, в том числе те, кто находится в поиске рабочего места.
От знаний в области делового общения во многом зависит успешность трудоустройства. Способность к общению всегда относилась к числу важнейших человеческих качеств, но не все обладают ею в одинаковой степени. Не случайно народная мудрость гласит: «Потолкуешь с одним — возликуешь, потолкуешь с другим — затоскуешь».
К людям, которые способны непринужденно вступать в контакты и умеющим располагать к себе собеседника, мы относимся с симпатией, а с людьми неприветливыми, закрытыми, необщительными стараемся контактировать как можно реже. Искреннее, доброжелательное отношение к человеку, знания и умения в области делового этикета являются основой конструктивного общения, которое так необходимо при трудоустройстве.
Фокус на самопрезентации в социальных сетях с учетом социально-демографических переменных, образа жизни и личности: кросс-секционное исследование
были связаны с полом, возрастом, СЭС, факторами образа жизни или личности. В исследовании приняли участие более 2000 норвежских старшеклассников. Результаты показали, что поиск обратной связи, стратегическая самопрезентация и социальное сравнение в социальных сетях могут быть объединены в один фактор, который здесь называется «фокус на самопрезентации». Опыт того, что в социальных сетях легче быть собой, не коррелировал с другими аспектами самопрезентации, измеряемыми в этом исследовании, и был исключен из шкалы самопрезентации. Возможно, этот пункт затрагивает и другие аспекты использования социальных сетей. Например, некоторые люди могут быть менее застенчивыми и замкнутыми в сети, чем в реальной жизни [50–52], или те аспекты личности, которые скрыты или подавлены в офлайн-взаимодействиях, могут более свободно выражаться в социальных сетях [53].
Анализ латентного класса выявил три группы подростков, которые различались по своей направленности на самопрезентацию. Мы назвали классы «низкая направленность на самопрезентацию» (класс 1), «некоторая сосредоточенность на самопрезентации» (класс 2) и «высокая направленность на самопрезентацию» (класс 3). Членство в группе было связано с полом, факторами образа жизни и личностными чертами, где женский пол, средняя и высокая экстраверсия, низкая и средняя эмоциональная устойчивость, употребление алкоголя, употребление сигарет и снюса повышали вероятность более высокого внимания к самопрезентации. . Были некоторые признаки того, что люди с высокой доброжелательностью и добросовестностью с меньшей вероятностью уделяли большое внимание самопрезентации. Связи между вниманием к самопрезентации и СЭС, а также между вниманием к самопрезентации и низкой/умеренной физической активностью стали незначимыми при учете пола. Направленность на самопрезентацию не была связана с возрастом или свойством личности открытости новому опыту.
Используя те же элементы самопрезентации, что и в настоящем исследовании, Skogen et al. [33] обнаружили, что у девочек-подростков больше внимания уделяется самопрезентации, чем у мужчин. Наши результаты подтверждают эти выводы, используя более крупную и неоднородную выборку (учащиеся двенадцати школ в сельских и центральных районах). В классе 1 (низкий уровень внимания к самопрезентации) преобладали мужчины, тогда как класс 2 (средний уровень внимания к самопрезентации) и класс 3 (высокий уровень внимания к самопрезентации) характеризовались последовательно большей оценочной долей женщин. Аналогичным образом, исследования показали, что женщины публикуют селфи и ретушируют селфи перед публикацией в большей степени, чем мужчины [11, 54]. Более высокую долю девочек в классах 2 и 3 можно понять в контексте более сильной склонности девочек-подростков к ориентации на отношения и повышенной реактивности на межличностные стрессоры по сравнению с мужчинами [55, 56]. Некоторые исследования показывают, что связь между использованием социальных сетей и негативными последствиями для психического здоровья сильнее выражена среди женщин [57, 58]. Повышенное внимание к самопрезентации может быть одним из факторов, способствующих этим отношениям.
Имелись некоторые доказательства взаимосвязи между СЭС и принадлежностью к группе с повышенным относительным риском высокой концентрации внимания на самопрезентации для лиц с промежуточным уровнем СЭС по сравнению с высоким. Однако эта взаимосвязь стала незначительной при контроле пола. Насколько известно авторам, никакие другие исследования не оценивали взаимосвязь между самопрезентацией и СЭС, но СЭС был связан с другими аспектами использования социальных сетей и, в более общем плане, с использованием экрана. Например, низкий СЭС был связан с зависимостью от социальных сетей среди детей и подростков [59].], а доступ к медиаустройствам в спальне чаще встречается у подростков из семей с низким доходом по сравнению с семьями с высоким доходом [60]. В целом наша выборка характеризовалась относительно высоким СЭС, и необходимо провести исследования на более разнообразных популяциях, чтобы лучше прояснить взаимосвязь между фокусом на самопрезентации и СЭС.
Отсутствие связи между возрастом и принадлежностью к группе может быть связано с ограниченным возрастным диапазоном участников этого исследования. Использование социальных сетей распространено с раннего возраста, и среди норвежских детей четверть мальчиков и треть девочек используют Snapchat уже в возрасте 9 лет. –10 лет [4]. Было показано, что онлайн-презентация подростков меняется с возрастом [61] и находится под влиянием развития личности [62]. Среди 13–18-летних Fullwood et al. [61] показали, что младшие подростки чаще, чем подростки старшего возраста, представляли идеализированную или ложную версию себя в Интернете и экспериментировали с множественной самопрезентацией. Мичикян [62] обнаружил, что среди появляющихся взрослых люди с высоким уровнем путаницы в идентичности были менее реалистичны, менее правдивы и более социально желательны в своей самопрезентации в Интернете, чем те, у кого была высокая согласованность идентичности.
Мы обнаружили, что экстраверсия и эмоциональная стабильность черт личности связаны с принадлежностью к классу. Люди с высокой экстраверсией с большей вероятностью уделяли больше внимания самопрезентации, чем люди с низкой экстраверсией. Эти результаты соответствуют выводам Zywica и Danowski [63], которые обнаружили, что большая доля экстравертов по сравнению с интровертами сообщила, что важно выглядеть популярным на Facebook. Связь между экстраверсией и другими аспектами использования социальных сетей также может быть связана с настоящими выводами. Например, метааналитические данные показали, что экстраверсия положительно связана с количеством использования социальных сетей [64], количеством друзей в социальных сетях [65] и использованием социальных сетей для социального взаимодействия [66]. Можно предположить, что экстраверты используют социальные сети для удовлетворения своих социальных потребностей и, следовательно, считают социальные сети важной частью своей социальной жизни и больше внимания уделяют тому, как они выглядят в сети, по сравнению с интровертами.
Эмоциональная стабильность была даже более тесно связана с принадлежностью к классу, чем экстраверсия, где предполагаемые пропорции низкой, средней и высокой эмоциональной стабильности существенно менялись с увеличением внимания к самопрезентации. Доля промежуточной и низкой эмоциональной устойчивости увеличивалась с большей направленностью на самопрезентацию, а высокая эмоциональная устойчивость уменьшалась. Это можно увидеть в контексте результатов Twomey & O’Reilly [25], которые показали, что невротизм (то есть низкая эмоциональная устойчивость) был связан с тенденцией людей представлять идеализированную или недостоверную версию себя в Интернете. Нейротизм также был связан с публикацией большего количества обновлений статуса [67]. В более общем плане эмоциональная стабильность отрицательно связана с количеством использования социальных сетей [64, 66].
Что касается покладистости и добросовестности, те, у кого были высокие баллы, с меньшей вероятностью уделяли большое внимание самопрезентации. Это согласуется с исследованием студентов бакалавриата, где доброжелательность и добросовестность были связаны с меньшей вероятностью использования социальных сетей для привлечения внимания других [35]. Важно отметить, что ассоциации доброжелательности и добросовестности не были подтверждены линейной регрессией или непараметрическим анализом, и поэтому эта связь менее ясна, чем для экстраверсии и эмоциональной стабильности. Не было никакой связи между членством в классе и открытостью новому опыту. Высокие баллы по открытости были связаны с более широким использованием социальных сетей в исследованиях взрослых [66, 68], но, поскольку использование социальных сетей повсеместно распространено среди подростков, эта черта личности может быть более важным предиктором использования социальных сетей среди пожилых людей [68]. ].
Наконец, наши результаты показывают, что те, кто употреблял алкоголь чаще, и те, кто пробовал курить и снюс, имели повышенную вероятность умеренного или высокого внимания к самопрезентации. Этот вывод отражает выводы Nesi & Prinstein [23], которые продемонстрировали, что поиск статуса в цифровом формате (т. е. попытки получить лайки и комментарии) был лонгитюдно связан с употреблением психоактивных веществ. Авторы этого исследования выдвинули гипотезу о том, что лица, ищущие цифровой статус, рискуют участвовать в рискованном поведении в автономном режиме, которое считается популярным среди сверстников, в попытке повысить свой социальный статус [23]. Что касается физической активности, у лиц с низкой/умеренной физической активностью была повышенная вероятность высокого внимания к самопрезентации по сравнению с высокой физической активностью, хотя и не с учетом пола. Насколько нам известно, ни одно исследование не рассматривало конкретно самопрезентацию в социальных сетях и физическую активность, однако исследования показали, что низкая физическая активность связана с зависимостью от смартфона [69].] и, в более общем плане, с высоким общим временем использования экрана [70].
4.2 Последствия
Группировка подростков по их ориентации на самопрезентацию может быть одним из способов структурировать разнородность использования подростками социальных сетей, но необходима дальнейшая работа, чтобы оценить, является ли трехклассовое решение в настоящем исследовании актуально в других популяциях. Учитывая связь между аспектами самопрезентации, такими как поиск обратной связи и восходящее социальное сравнение, и негативными последствиями для психического здоровья [12, 13, 24, 31–33], повышенное внимание к самопрезентации может быть связано с более высоким риском проблем психического здоровья. Необходима дальнейшая работа, чтобы оценить, как сосредоточенность на самопрезентации связана с важными результатами подросткового возраста, такими как психическое здоровье, удовлетворенность жизнью и образовательные достижения. Важно отметить, что использование социальных сетей, вероятно, будет отличаться и в других областях, помимо самопрезентации, однако самопрезентация, по-видимому, является значимым аспектом, требующим дальнейшего изучения. Настоящие результаты могут помочь определить группы подростков, которые рискуют столкнуться с негативными последствиями использования ими социальных сетей. Наши результаты показывают, что среди подростков женский пол, высокая экстраверсия и низкая эмоциональная стабильность связаны с повышенным риском чрезмерной концентрации на самопрезентации. Вмешательства общественного здравоохранения, пропагандирующие здоровое использование социальных сетей, могут быть нацелены, в частности, на эти группы. Кроме того, была выдвинута гипотеза, что поведение самопрезентации в социальных сетях вызывает повышенную зависимость от социального одобрения в виде лайков и комментариев [71]. Таким образом, усилия по уменьшению самопрезентации поведения в социальных сетях могут также уменьшить внимание к самопрезентации. Важно отметить, что позитивная самопрезентация, определяемая как демонстрация положительных аспектов себя в Интернете, повышает субъективное благополучие, возможно, потому, что она поддерживает позитивный образ себя [72]. Таким образом, взаимосвязь между вниманием к самопрезентации, актом самопрезентации в социальных сетях и благополучием сложна и требует дальнейшего изучения.
В настоящем исследовании не учитывалось, как внимание к самопрезентации может варьироваться в зависимости от платформы социальных сетей. Например, самопрезентация в социальных сетях может варьироваться в зависимости от воспринимаемой целевой аудитории [73, 74]. В качественном исследовании Taber & Whittaker [74] студенты университета объяснили, что они были более аутентичными и менее социально желанными в социальных сетях, где только их близкие друзья могли получить доступ к их контенту. Кроме того, на то, как человек представляет себя в социальных сетях, может влиять уровень анонимности, долговечность контента [например, эфемерный или постоянный контент; 75] и видимость контента [73]. Неясно, различается ли внимание человека к самопрезентации, помимо того, как он себя представляет, на разных платформах. Поскольку направленность на самопрезентацию связана с чертами личности, можно предположить, что это относительно устойчивая индивидуальная характеристика. Но можно также предположить, что некоторые платформы социальных сетей усиливают внимание пользователей к самопрезентации, например, платформы с визуальным контентом и отзывами других в качестве центральных функций. Таким образом, вполне возможно, что некоторые гендерные различия в фокусе на самопрезентации основаны на гендерных различиях в предпочтениях платформы, помимо любых различий в фокусе на самопрезентации между мужчинами и женщинами в первую очередь.
4.3 Сильные стороны и ограничения
Сильная сторона настоящего исследования заключается в использовании элементов опроса, разработанных на основе фокусных интервью с целевой группой, что повышает вероятность того, что элементы имеют отношение к участникам. Сбор данных был проведен недавно, и в исследование было включено большое количество участников, что позволило провести содержательное исследование акцента на самопрезентации в социальных сетях и ее ковариантах.
Исследование также имеет некоторые важные ограничения. Исследование является перекрестным, что означает, что мы не можем сделать выводы о причинно-следственных связях. Кроме того, уровень участников был несколько низким (54%). Возможно, что те, кто много инвестировал в социальные сети, завершили опрос в большей степени, чем те, кто не инвестировал в социальные сети, что привело к смещению результатов. Следовательно, расчетные доли латентных классов следует интерпретировать с осторожностью. Однако ассоциации менее уязвимы к систематической ошибке, вызванной низким уровнем участия, чем распространенность [76], и ассоциации между принадлежностью к классу и ковариатами можно считать действительными, несмотря на относительно низкий уровень участия.
Поскольку участников набирали через школу, подростки, не посещавшие школу, не имели возможности принять участие в исследовании. Однако уровень посещаемости школы норвежскими подростками очень высок: 94% 16-18-летних посещают старшие классы средней школы [77]. Участники были отобраны из ограниченного географического района, и результаты могут быть не применимы к другим странам или культурам. Например, Колесник и др. [78] обнаружили, что обманчивая самопрезентация ради физической привлекательности (например, ретуширование изображений для повышения привлекательности) была ниже в странах с более высоким гендерным равенством.
Только в одном из пунктов самопрезентации прямо задавался вопрос о визуальной самопрезентации, в частности о ретушировании фотографий, чтобы они выглядели лучше. Самопрезентация может включать в себя фотографии самого себя, а также фотографии друзей или занятий, обмен музыкой и фильмами, публикацию мнений и многое другое. В будущих исследованиях следует рассмотреть вопрос о том, отличается ли самопрезентация посредством публикации своих фотографий от другой самопрезентации, например, из-за связи с проблемами, связанными с внешним видом [79–81]. Кроме того, мы использовали слово «ретушь», которое может не полностью отражать диапазон способов, которыми подростки редактируют свои фотографии. Например, встроенные фильтры изображений в таких приложениях, как Snapchat, часто используются подростками, но, возможно, не учитываются в вопросе о ретуши. Ретушь могла быть интерпретирована как более сложное и продвинутое редактирование фотографий.
INABIS ’98 — Социальная тревожность как система раннего предупреждения
Ученые-бихевиористы предложили множество теоретических подходов к пониманию социальной тревожности и ее клинических проявлений, социальной фобии. Хотя существует несколько концепций социальной тревожности, в большинстве из них делается упор на один из трех наборов предшественников: биологические механизмы, включающие темпераментные, психофизиологические и эволюционные факторы; когнитивные модели того, как люди думают о себе и своем социальном мире; и межличностные процессы, происходящие в контексте социального взаимодействия.
Теория социальной тревожности, основанная на самопрезентации (Leary & Kowalski, 1995a, 1995b; Schlenker & Leary, 1982), предполагает, что люди испытывают социальную тревожность, когда они мотивированы произвести желаемое впечатление на других людей, но сомневаются, что им это удастся. так. Поскольку впечатления, которые люди производят на других, имеют важное значение для того, как их оценивают и с ними обращаются в повседневной жизни, люди по понятным причинам мотивированы передавать определенные впечатления о себе и избегать определенных других впечатлений (Goffman, 19).59; Лири, 1995; Шленкер, 1980). Теория предсказывает, что вероятность и интенсивность социальной тревожности возрастают по мере того, как люди становятся более мотивированными для того, чтобы произвести конкретное желаемое впечатление, и менее уверенными в том, что им это удастся. Одно из достоинств теории самопрезентации заключалось в том, что она учитывала как виды межличностных ситуаций, вызывающих тревогу, так и индивидуальные различия в склонности к социальной тревоге.
Теория самопрезентации получила солидную эмпирическую поддержку, как в исследованиях, в которых явно использовалась самопрезентационная перспектива, так и в исследованиях, возникших в рамках других теоретических традиций (обзор см. в Leary & Kowalski, 1995a). Связывая социальную тревожность с проблемами самопрезентации людей, теория охватывает другие подходы к социальной тревожности. Например, многие исследования показали, что дефицит социальных навыков различного рода предрасполагает людей к социальной тревожности и что обучение социальным навыкам уменьшает застенчивость и социальную тревожность (Curran, 19).77; Паттерсон и Рикс, 1997; Сегрин, 1996). С точки зрения самопрезентации связь между социальными навыками и социальной тревожностью объясняется тем, что люди с плохими навыками межличностного общения сомневаются в том, что они произведут желаемое впечатление на других. Другие исследователи и практики отстаивают когнитивный подход к социальной тревожности, утверждая, что определенные неадекватные модели мышления, например, слишком высокие стандарты или негативное отношение к себе, приводят к социальной тревожности (Бурджио, Гласс и Мерлуцци). , 1981; Лукок и Салковскис, 1988; Позо, Карвер, Велленс и Шайер, 1991). Теория самопрезентации уточняет когнитивный подход, фокусируя внимание на том факте, что когниции, лежащие в основе социальной тревожности, конкретно связаны с тем, как люди воспринимаются и оцениваются другими.
Теория социометраНесмотря на достоинства теории, ясно, что, хотя каждый эпизод социальной тревожности, по-видимому, связан с проблемами самопрезентации, люди не испытывают социальной тревожности каждый раз, когда думают, что не произведут желаемого впечатления. Забота о самопрезентации является необходимой, но не всегда достаточной причиной социальной тревожности, что поднимает вопрос о том, какая переменная позволяет нам объяснить ситуации, в которых трудности с самопрезентацией вызывают или не вызывают у людей тревогу?
Наш ответ заключается в том, что озабоченность самопрезентацией приводит к социальной тревоге в первую очередь тогда, когда эта озабоченность имеет реальное или воображаемое значение для девальвации отношений . Обесценивание отношений происходит, когда человек понимает, что один или несколько других людей не считают свои отношения с ним такими важными, близкими или ценными, как он или она желает. Иными словами, люди испытывают социальную тревогу, когда считают, что производимые ими впечатления не заставят других ценить их отношения с ними так, как они того хотят, и особенно если эти впечатления могут привести к тому, что другие действительно обесценят их, избегают или отвергают. Подросток на первом свидании, соискатель на собеседовании, артист на сцене и неуравновешенный тусовщик беспокоятся не только о том, чтобы произвести нежелательное впечатление, но и о том, чтобы произвести впечатление, которое снизит степень влияния других. люди ценят свои отношения с человеком. Баумайстер и Лири (1995) проанализировали данные, свидетельствующие о том, что люди не только предпочитают проводить большую часть своего времени с другими людьми, но и легко формируют социальные связи и решительно сопротивляются разрыву этих отношений (даже многих, казалось бы, незначительных). Универсальность и сила человеческой потребности в принадлежности предполагает, что она, вероятно, развилась как фундаментальный аспект человеческой природы, поскольку давала адаптивное преимущество. Живя небольшими группами охотников и собирателей в африканской саванне, ранние люди могли пережить хищников, голод, травмы и болезни только при взаимной поддержке других людей, с которыми они жили (Бараш, 19).77; Митен, 1996; Туби и Космидес, 1992). Доисторические особи, которые пытались жить вдали от клана — по выбору, случайности или остракизму — вряд ли выживали, не говоря уже о размножении.
Учитывая жизненно важное значение поддержания социальных связей на протяжении всей доисторической эпохи, развилась мотивационно-аффективная система, которая помогала людям не ставить под угрозу свои отношения с другими людьми. Эта система позволяла им отслеживать в автоматическом и постоянном режиме, в какой степени их принимают и ценят по сравнению с тем, в какой степени их отвергают и обесценивают другие люди (Leary & Baumeister, в печати; Leary & Downs, 19). 95). Этот социометр обычно работает с небольшим осознанием со стороны человека. Конечно, люди иногда сознательно размышляют о том, как их воспринимают и оценивают другие, но обычно социометр отслеживает социальную среду, включая собственное поведение, на преаттентивном уровне в поисках признаков немедленной или потенциальной реляционной девальвации.
Социальная тревожность как результат социометраДо тех пор, пока социометр не обнаруживает угрозы благополучию в отношениях, человек будет взаимодействовать с другими людьми в разумной сдержанной манере с минимумом сознательной саморефлексии. В таких обстоятельствах люди могут даже не осознавать, что наблюдают за реакциями других, хотя та легкость, с которой потенциально оценочные сигналы могут вызвать реакцию, показывает, что социометр был активен все это время.
Однако, когда социометр обнаруживает признаки потенциальной проблемы в сфере отношений человека, система вызывает негативную эмоциональную реакцию, заставляя человека чувствовать себя неловко, если не откровенно огорченным, то есть социально тревожным. То есть люди испытывают социальную тревогу, когда считают, что могут произвести впечатление, которое может привести к обесцениванию отношений. Чтобы помочь людям избежать обесценивания и отторжения, социометр чувствителен к сигналам, указывающим на простую возможность того, что признание человека другими людьми может быть поставлено под угрозу. Предупрежденные о такой возможности, люди могут вести себя так, чтобы снизить вероятность девальвации. И даже когда они не могут полностью избежать девальвации отношений, они будут мотивированы предпринимать упреждающие действия, чтобы укрепить свои отношения до того, как ожидаемый ущерб действительно произойдет (Baumeister & Jones, 19).78). С этой точки зрения социальная тревожность может рассматриваться как ранний предупреждающий сигнал о событиях, которые могут привести к обесцениванию отношений.
Как система раннего предупреждения, социометр по своей природе склонен к «ложным срабатываниям», иногда обнаруживая потенциальные угрозы в отношениях, которые на самом деле могут оказаться ничем. Подобно тому, как система обнаружения вражеских ракет время от времени будет давать ложные срабатывания, потому что она откалибрована для максимального обнаружения всех реальных угроз, социометр может вызывать у людей чувство беспокойства по поводу воображаемых потенциальных угроз, которые никогда не возникнут. Таким образом, другие люди иногда считают социальную тревогу человека ненужной или преувеличенной, даже если тревожный человек воспринимает угрозу как вполне реальную. Кроме того, социометр, по-видимому, откалиброван для обнаружения уменьшения принятия, а не истинного отказа как такового (Leary, Haupt, Strausser, & Chokel, 19).98). В результате люди могут чувствовать социальную тревогу, даже если они ожидают, что другие оценят и примут их, если их ожидания упадут ниже желаемого порога. Как уже отмечалось, реляционная девальвация происходит, когда человек понимает, что другие люди не считают свои отношения с ним или ней такими важными, близкими или ценными, как этого хочет человек. Прямого отказа не требуется.
Несколько теоретиков предположили, что эмоции служат для прерывания поведения, тем самым останавливая организмы от дальнейшего поведения, которое может иметь катастрофические последствия (например, Frijda, 19).86; Саймон, 1967). Таким образом, помимо того, что она служит предупредительным сигналом, который предупреждает людей об угрозах их благополучию в отношениях, социальная тревога прерывает текущее поведение и вызывает сознательную оценку потенциальной угрозы. Люди, испытывающие социальную тревогу, остро осознают себя (Patterson & Ritts, 1997), думают о том, как их воспринимают другие, и о своей способности (или, часто, неспособности) справиться с ситуацией, часто до такой степени, что не могут полностью посвятить себя другим вещам (Хартман, 19 лет).83; Хоуп, Ганслер и Хеймберг, 1989; Сарасон и Сарасон, 1986). Как бы тревожно это ни было, озабоченность собой является существенной чертой социальной тревожности. Если люди хотят защитить качество своих межличностных отношений, они должны сознательно оценивать любые проблемы, связанные с девальвацией отношений, которые возникают.
Поскольку тревога по своей природе вызывает отвращение, люди стараются избегать действий, которые вызывают у них тревогу, и предпринимают действия, чтобы снизить тревогу, когда она возникает. В результате социальная тревожность также побуждает людей предпринимать упреждающие или исправительные шаги для защиты своих социальных связей.
Анализ социальной тревожности с точки зрения реляционной девальвации проясняет, что нефобная социальная тревожность не только функциональна, но и необходима для межличностных отношений. Хотя тревога по своей природе неприятна, межличностные интересы людей защищены их способностью испытывать социальную тревогу. Люди, которые никогда не испытывают социальной тревожности, не пытаются контролировать восприятие и оценки другими людьми и, как следствие, склонны вести себя таким образом, который оскорбляет и отталкивает других (см. Miller & Leary, 19).92, для связанного обсуждения смущения).
Baumeister и Leary (1995) предположили, что большинство случаев, когда людей игнорируют, избегают, исключают или иным образом обесценивают, сосредоточены вокруг четырех тем. Иными словами, люди чаще всего обесценивают свои отношения с теми, кто производит на них одно из четырех впечатлений. Во-первых, людей обесценивают, когда они кажутся неумелыми, некомпетентными или неквалифицированными. Компетентность особенно важна, когда ценность человека для других людей зависит от способности выполнять определенные задачи. Первобытный охотник, который промахнулся, спортсмен, который промахнулся, и биржевой маклер, который промахнулся с финансовым прогнозом, с меньшей вероятностью будут оценены как члены их соответствующих групп (а также со стороны составляющих этих групп), чем более высококвалифицированный охотник, спортсмен или финансовый аналитик. Во-вторых, реляционная оценка и обесценивание часто зависят от внешности человека. Физически привлекательных людей любят больше, чем непривлекательных, и люди обесценивают отношения с непривлекательными людьми (Фейнгольд, 19 лет).92). В-третьих, признание людей может быть поставлено под угрозу, когда они нарушают важные групповые правила или стандарты. Незначительные нарушения социальных норм приводят к тому, что люди воспринимаются как невнимательные или несоциализированные; нарушения важных этических принципов приводят к тому, что их считают аморальными. В любом случае люди, отклоняющиеся от групповых стандартов, обычно обесцениваются, а крайние девианты могут даже подвергаться остракизму (Schachter, 1951). Наконец, людей могут игнорировать, избегать или отвергать, когда они просто непривлекательны в качестве участников социальных взаимодействий. Мы не ценим наши отношения с людьми, которых мы считаем резкими, социально неприспособленными, скучными или неприятными по другим причинам, так же, как наши отношения с более желанными людьми.
Учитывая ту роль, которую компетентность, привлекательность, приверженность групповым нормам и социальная желательность играют в принятии и неприятии, люди по понятным причинам мотивированы на то, чтобы их воспринимали как компетентных, физически привлекательных, соблюдающих правила и желанных в других отношениях. Поскольку эти области имеют наибольшее значение для реляционной оценки и обесценивания, сомнения в самопрезентации относительно этих видов изображений чаще всего связаны с социальной тревогой. Люди больше всего беспокоятся о проецировании образов некомпетентности, непривлекательности, безнравственности и социальной нежелательности.
Вернуться к началу.
Последствия для лечения
Различные подходы были предложены для лечения социальной тревожности и социальной фобии. Теория социометрии предполагает, что лечение личностной социальной тревожности и социальной фобии будет максимально эффективным, если оно будет сосредоточено на проблемах клиентов в отношении обесценивания отношений. Действительно, помимо подходов, основанных на релаксации, существующие психологические методы лечения социальной тревожности могут иметь свои эффекты, влияя на восприятие и реакцию клиентов на обесценивание отношений. В частности, когнитивная терапия либо снижает стремление клиентов к принятию, либо усиливает их личное чувство социальной приемлемости, а поведенческие методы лечения (такие как обучение навыкам) повышают способность клиентов вести себя таким образом, который приводит к утверждению, принятию реакций со стороны других людей.
Рассмотрение социальной тревожности как реакции на возможную девальвацию отношений предполагает, что лечение должно быть сосредоточено на опасениях клиентов относительно их приемлемости для других людей, а не на самопринятии. Люди чувствуют социальную тревожность, потому что беспокоятся о том, как другие люди их оценивают, поэтому укрепление их личных представлений о себе, хотя и может быть эффективным, в лучшем случае является косвенным способом снижения социальной тревожности. С другой стороны, убеждение социально тревожных клиентов в том, что другие люди их ценят, должно быть эффективным (Haemmerlie & Montgomery, 19).82, 1984).
Психотерапевты также должны попытаться определить, является ли социальная тревожность конкретного клиента обоснованной с учетом его обстоятельств. Хотя многие люди чрезмерно заботятся о том, чтобы их приняли, и недооценивают степень, в которой их ценят, некоторые люди беспокоятся, потому что они точно обнаруживают значительную девальвацию отношений в своей социальной жизни. Мало того, что неопрятные, резкие, социально неприспособленные люди должны чувствовать социальную тревогу (при условии, что их социометры работают правильно), но даже хорошо приспособленные, социально желанные люди могут стать очень тревожными, когда они оказываются в неблагоприятной социальной среде. В первую очередь терапевтические усилия должны быть направлены на улучшение отношения клиентов к приемлемости, а не на попытки убедить их в их внутренней ценности как людей или убедить их не беспокоиться о реакциях других людей. Во втором случае клиента может успокоить простое знание того, что его или ее тревога является разумной, функциональной реакцией на социальный контекст, точно отражающей отсутствие регулярных контактов с людьми, которые ценят свои отношения с ним или с ней.
Учитывая, что непосредственная причина беспокойства по поводу реляционной девальвации связана с собственными впечатлениями, лечение может быть сосредоточено конкретно на проблемах самопрезентации клиента.