Самосознание человека и социальное поведение.
Еще больше полезной информации в моем telegram-канале
Https://t.me/punsta Подписывайтесь!!!
1 сентября 2021
Самосознание представляет собой форму восприятия себя, отношения самого к себе.
Самосознание — психическое отношение человека к самому себе, осознания себя как единого целого субъекта общественных отношений, способного брать на себя ответственнность.
Самопознание – это познание личностью самого себя. Первым этапом самопознания выступает самоузнавание. Человек в процессе общения и взаимодействия с другими людьми в обществе познает свои признаки и свойства собственной личности.
Способы самосознания:
· Наблюдение
· Сравнение себя с другими
· Самооценка
Самооценка – это психическое отношение человека к самому себе, сравнивание себя на фоне других людей.
Я- концепция – это законченное представление человека о самом себе. Структура Я-концепции: Я (познавательный компонент) – сознание человека; Сверх-Я (поведенческий компонент) – жизненные принципы, идеалы, ориентиры, через которые человек не готов преступить; Оно (эмоциональный компонент) – сфера неопознанного, чувства, влечения.
Структура «Я» по М. Розенбергу:
· «Настоящее Я» — реальный индивид в действительности, то, кем себя видит сам человек
· «Динамическое Я» — каким индивид поставил цель стать в ближайшем будущем
· «Фантастическое Я» — каким следует быть, исходя из принятой социальной роли, идеальный образ индивида
· «Возможное Я / будущее Я» — кем он может стать или хотел бы стать
· «Изображаемое Я» — маска, которую индивид применяет, чтобы скрыть отрицательные стороны своего реального Я.
Социальное поведение – это действия индивида, направленные на взаимодействие с другими людьми в обществе.
Виды социального поведения:
1. Девиантное поведение – поведение, которое отличается от общепринятого в обществе. Бывает позитивно отклоняющееся (не несет вред обществу, но вызывает у окружающих недоумение, удивление) и негативно отклоняющееся (несет вред обществу).
2. Конформистское поведение – это поведение в угоду другим, когда индивид отказывается от своего мнения, своих интересов в пользу большинства.
3. Ценностно-нормативное поведение – это поведение в рамках принятых социальных норм не столько из чувства что так принято, столько из положения того, что индивид сам считает такое поведение правильным.
Вернуться к списку
5. Самосознание и мировоззрение личности
Главная страница > Учебный материал > Социализация личности > Как человек становится личностью >
Как формирует субъект знание о самом себе? Как осуществляется формирование самосознания?
Сознание есть отражение внутренней специфики предметно, практического освоения человеком окружающего мира, сложных противоречивых связей и отношений системы “мир – человек”. Оно возникает, функционирует, формируется и развивается, реализует себя одновременно в двух формах. К ним надо отнести собственно сознание-предметное сознание (“ручное” мышление, конкретно-чувственно предметно-образное, словесно-понятийное) и самосознание. В процессе предметного освоения мира вещей и социальных отношений индивида приходит к осознанию своих действий и действий с предметами, своих связей с другими себе подобными. Вместе с этим приходит понимание того, что причиной всего этого является и сама личность. Создание представлений о себе являйся таким актом сознания, который, как говорилось выше, невозможен без языка. Уже на уровне сенсорного развития именно язык способствует возникновению и изменению сознание предметное сознание тесно связано с языковой деятельностью, дает возможность осознать отличия объекта от субъекта, предметов и действий с ними от поведения и качеств других людей, (объектов) и представляет в сущности знания субъекта о самом себе.
Эти знания становятся основой самосознания.Самосознание – это знания человека о себе, оценка собственного “Я”. Благодаря самосознанию человек не только выделяет себя из остального мира, но и противопоставляет себя ему. Самосознание помогает человеку осмыслить, понять себя как индивидуальную, единичную реальность, отделенную от природы и других людей. Причем человек осознает самого себя не как что-то абсолютно обособленное от окружающего мира, а в разнообразных отношениях с ним
. Поэтому самосознание выполняет функции не только самоисследования, понимания и Мышления самого себя, своих чувств, определения своего отношения к Окружающему миру, но и функцию самоконтроля. Самосознание – это своего рода духовный мир, который помогает отделять, анализировать, Сопоставлять, сравнивать все свое внутреннее со всем окружающим. Благодаря такой особенности самосознание определяет направленность Процессов формирования сознания, становления личности, выработку разнообразных, индивидуально-неповторимых особенностей внутреннего мира человека.
Самосознание является основой мировоззрения – системы знаний оценок объективного мира, природного и социального бытия. Мера единства мировоззрения и самосознания у человека может варьироваться в довольно широком диапазоне. Нередки случаи острых внутренних противоречий между ними, раздвоенности сознания в силу индивидуально-психологических причин.
Самосознание – неотъемлемая сторона сущности развитого человека. Оно присуще не только индивиду, но и обществу, классу, социальной группе, нации, когда они поднимаются до понимания своих общих интересов, формулируют свои ценности, нормативы поведения и критерии, переживают, страдают, сражаются за достижение своих идеалов. Уровень самосознания неодинаков и различен в разные периоды становления и развития индивида и группы, класса и нации, общетва и личности. Постоянно изменяются условия жизнедеятельности, обобщается опыт, совершенствуются знания и поэтому самосознание относительно. Иначе говоря, все познается и оценивается в сравнении, в сопоставлении одного с другим, и все имеет свою меру.
Большая роль в формировании самосознания принадлежит общественной мысли (авторитетной личности, семье, друзьям, всем окружающим). Это надо учитывать в практике образования и воспитания. Общественное признание самооценки личностью своего “Я” поддерживает чувство собственного достоинства человека, дает ему моральное удовлетворение. Самосознание тесно связано с самовоспитанием, оказывает существенное влияние на формирование рефлексивно-мыслительной культуры личности.
подробней тут>>
Подростковый возраст сложен еще и тем, что именно в это время происходит становление мировоззрения личности. Предпосылками к его формированию являются, во-первых, приобретение определенной суммы знаний, жизненный опыт, во-вторых – способность к абстрактному мышлению, обобщению накопленных знаний и опыта.
В старшем подростковом возрасте особенно актуальным становится вопрос о смысле жизни, своем месте в мире людей. При этом мировоззренческий поиск отличается крайним максимализмом. Подростку обязательно нужен универсальный ответ, формула, которая разом бы объяснила ему и смысл собственного существования, и смысл существования человечества в целом. Однако познание главной жизненной цели – это сложный процесс, требующий высокой социальной и моральной зрелости. Тем не менее подросток, в отличие от ребенка, не хочет и не может воспринимать на веру, как должное все, о чем ему говорят взрослые. Он начинает сравнивать слова и поступки взрослых и, находя в них противоречия, вырабатывает собственное отношение к окружающему миру.
Рефлексия, самоанализ, проявляющиеся в основном в поиске смысла собственного существования, сопровождаются переоценкой ценностей, изменением отношений к установившимся «правилам» и авторитетам, склонностью к философствованию, «самокопанию» в ощущениях и переживаниях.
Трудность поиска ответа на вопрос о смысле жизни у подростка прежде всего связана с определением и совмещением «ближней и дальней жизненной перспективы», которые даются человеку нелегко, а иногда процесс совмещения ближних и дальних перспектив затягивается на долгие годы. Некоторые люди в этом смысле остаются подростками всю жизнь. По образному выражению И.С. Кона, «вечная юность – это вечная весна, вечное цветение, но также и вечное бесплодие».
Большинство современной молодежи в социальном отношении взрослеет очень медленно. Вернее сказать, многие молодые люди не спешат становиться взрослыми и брать на себя их обязанности. «Трагедией позднего повзросления» назвал это явление Ю.Н. Давыдов (1983). Проблема эта не нова, но особенно актуальной она стала примерно четыре десятилетия тому назад, когда на горизонте впервые замаячили длинноволосые, неопрятные, отрешенные от мира юноши-подростки, именовавшие себя
«битниками»,
потом появились «хиппи», «байкеры», «гамлеры», «панки», «металлисты» и др.
Статус взрослого человека дает определенные права (например, право на половую жизнь, право распоряжаться материальными ценностями, реализовать свои жизненные установки и т.д.), но одновременно накладывает ряд обязанностей и обязательств, среди которых на первом месте – обязанность трудиться и обязательство отвечать за себя и за свои поступки перед обществом.
Основные корни «трагедии позднего повзросления» заключаются в принципиальном нежелании «хиппизирующей» молодежи принимать на себя обязанности и обязательства взрослых. Однако это не означает, что они одновременно отказываются от прав и привилегий взрослых. Совсем наоборот, именно эта часть молодежи очень рано (еще в подростковом возрасте) экспроприирует у взрослых их права и привилегии, даже не задумываясь об их связи с соответствующими обязанностями и обязательствами.
Формирование жизненных планов, предполагающее моральное и социальное самоопределение, – характерная черта подросткового и юношеского возраста.
В раннем подростковом возрасте понятия «кем быть» и «каким быть» еще, как правило, не дифференцируются. Главное – быть хорошим человеком, героем, а вопрос, как это осуществить, еще не ставится. Для подростка характерна завышенность уровня притязаний, что в определенном смысле полезно, так как стимулирует его к преодолению жизненных трудностей. Но тот же завышенный уровень в других условиях может способствовать развитию эгоизма, вседозволенности, а нередко – формированию асоциального поведения.
Важным моментом социального самоопределения является выбор профессии. Профессиональная ориентация – сложный и многоступенчатый процесс.
Обычно выделяют несколько этапов профессионального самоопределения: первый – детская игра; второй – подростковая фантазия; третий – предварительный выбор, где различные виды профессии оцениваются уже не только с точки зрения интересов подростка, но и с точки зрения его способностей и социальной значимости профессии; и, наконец, четвертый этап – практическое принятие решения, выбор конкретной специальности. Поздний выбор профессии, так же как и чересчур ранний, нежелателен.
Как уже говорилось, задержка профессионального самоопределения обычно связана с общей социальной незрелостью, инфант
ильностью, что уводит подростка в мир бесплодных хобби или вырабатывает в его поведении иждивенческие, асоциальные тенденции.
Ранний выбор профессии часто бывает случайным. В погоне за «престижной» специальностью подросток нередко обращает внимание лишь на внешние, романтические ее стороны и не учитывает других, будничных и более трудных. Позже это может привести к разочарованию в выбранной профессии и смене ее.
В этих случаях особо важную роль играет уровень информированности о будущей профессии. Нередко вопрос «кем быть» подростку приходится решать уже в 13-14 лет. Естественно, что в этом возрасте он не может знать особенностей каждой специальности, и при отсутствии должного уровня информации выбор профессии, как правило, делается по чьей-то подсказке, «за компанию» с товарищами и т.п.
Случайно выбранная, «неинтересная» профессия вызывает у подростка чувство неудовлетворенности, эмоциональной напряженности или, наоборот, безразличие и скуку. В этих случаях образовавшийся «вакуум» нередко заполняется различного рода «приключениями», пьянством, правонарушениями.
Иногда подростку на первых порах кажется, что он выбрал профессию неправильно. Продуманный педагогический подход, наставничество, направленное формирование способностей и интересов подростка могут способствовать превращению профессии из «неинтересной» и нелюбимой в интересную и любимую.
Неотъемлемой частью формирования мировоззрения и общественной активности подростка является становление морального сознания, определенным образом связанное с возрастом. Если ребенок в своем поведении ориентируется преимущественно на внешнюю систему правил (можно – нельзя), то у подростка вырабатываются осознанные моральные принципы. Поведение ребенка целиком зависит от внешних влияний, подросток же в своих поступках все чаще ориентируется на внутренние убеждения, собственную совесть.
Психологи давно обратили внимание, что безапелляционность суждений и категоричность оценок у подростков уживаются с постоянными сомнениями и неуверенностью в правильности своих поступков. Такое противоречие объясняется, с одной стороны, психологической, и прежде всего интеллектуальной, незрелостью, а с другой – поисками осознанных моральных принципов.
Для ребенка незрелость морального сознания – своего рода защитная реакция, ограждающая его от внутренних сомнений. Подростки, в отличие от детей, (все чаще сомневаются в правильности слов, осознают относительность существующих в мире взрослых «норм» поведения. Отсюда психологическая потребность в «свержении» авторитетов, «разрушении» существующих правил и традиций.
Формирование морального облика человека – чрезвычайно сложный и многоступенчатый процесс, и подростковый возраст – один из наиболее важных его этапов.
подробней тут>>
Самосознание, Private Vs. Общественный | Encyclopedia.com
БИБЛИОГРАФИЯ
Многие организмы проявляют по крайней мере рудиментарную форму самосознания, благодаря которой они ощущают себя отличными от окружающей их среды. Однако люди способны к более глубоким и последовательным формам самосознания, которые делают возможными уникальные человеческие способности, такие как самоанализ и саморефлексия. Хотя все нормально функционирующие люди иногда осознают себя, некоторые люди постоянно осознают себя. Тенденция постоянно направлять внимание на себя называется самосознанием.
Согласно Арнольду Бассу, которому приписывают основополагающее исследование самосознания, склонность постоянно направлять внимание на себя проявляется у высоко самосознательного человека следующими способами:
- Интенсивная сосредоточенность на поведении — прошлое, настоящее и будущее
- Повышенная чувствительность к частно переживаемым чувствам
- Признание в себе положительных и отрицательных качеств
- Склонность к самоанализу
- Воображение себя
- Осознание того, как человек выглядит в глазах других
- Беспокойство по поводу оценок других и различные аспекты самости, переживаемые с этих точек зрения. Личное самосознание — это тенденция сосредотачиваться на себе с личной точки зрения и обращать внимание на аспекты себя, которые не всегда очевидны для других, такие как собственные мысли и чувства. Публичное самосознание — это тенденция сосредотачиваться на себе с воспринимаемой точки зрения реальных или воображаемых других и обращать внимание на аспекты себя, наблюдаемые другими, такие как аспекты своей внешности и поведения.
Истоки современной эмпирической литературы по самосознанию можно проследить до публикации в 1975 году Шкалы самосознания Аллана Фенигштейна, Майкла Ф. Шайера и Арнольда Х. Басса. Хотя мера включает набор элементов, отражающих социальную тревожность, в основном мера используется для наборов элементов, соответствующих двум основным формам самосознания. Эти пункты используются практически во всех эмпирических исследованиях индивидуальных различий в тенденции обращать внимание на себя. Респонденты указывают степень своего согласия или несогласия с такими утверждениями, как «в целом я внимателен к своим внутренним ощущениям» (частное) и «я обычно осознаю свою внешность» (публичное). Совокупные баллы по этим наборам элементов служат для индексации частного и общественного самосознания. Эти оценки умеренно коррелированы, предполагая, что тенденция сосредотачиваться на себе с одной точки зрения не обязательно сопровождается тенденцией сосредотачиваться на себе с другой точки зрения.
Психометрический анализ Шкалы самосознания обычно выявляет раскол в наборе элементов личного самосознания. Мало того, что элементы надежно группируются в два набора, но и оценки по этим наборам элементов не сильно связаны друг с другом и по-разному связаны с другими переменными. Осознание внутреннего состояния — это рудиментарная, неоценочная форма частного самосознания, типичным примером которой является утверждение: «Я много размышляю о себе». Показатели осознания внутреннего состояния положительно коррелируют с переменными, указывающими на психологическое здоровье. Саморефлексия — это оценочная форма личного самосознания, типичным примером которой является утверждение: «Я постоянно исследую свои мотивы». Показатели саморефлексивности положительно коррелируют с набором переменных, в целом свидетельствующих о плохом психологическом здоровье. Во всеобъемлющих моделях самосознания осознание внутреннего состояния является примером объективного самосознания, мало чем отличающегося от рудиментарных форм самосознания, испытываемых нечеловеческими видами. Саморефлексия — это пример символического самосознания, уникальной человеческой формы самосознания, которая делает самооценку возможной и неизбежной.
Исследования, в которых эти формы самосознания, измеряемые по шкале самосознания, изучаются в связи с другими переменными, не позволяют оценить степень, в которой самосознание является причинным фактором. Эта оценка требует экспериментального исследования, в ходе которого людей случайным образом распределяют по манипулируемым уровням самосознания. Действительно, теперь очевидно, что лабораторные манипуляции с самосознанием создают отношения с другими переменными, которые отражают отношения, наблюдаемые при измерении самосознания с использованием шкалы самосознания. Частным самосознанием манипулировали несколькими способами. Наиболее часто используемый метод включает показ людям изображения их лица в маленьком зеркале. Другие манипуляции включают в себя то, что люди слушают свой собственный голос или собственное сердцебиение; инструктаж людей сосредоточиться на себе; и заставить людей написать историю, в которой они главные герои. Общественное самосознание привлекало меньше внимания в экспериментальных исследованиях, но им успешно манипулировали, показывая людям изображение их тела в зеркале в полный рост или заставляя людей смотреть себя на видео. Используя эти манипуляции, людей, которых заставили сосредоточить внимание на себе, можно сравнить с людьми, которые не были так вовлечены в интересующие переменные результата, чтобы оценить потенциальное причинное влияние самосознания на эти переменные.
Результаты исследований с использованием Шкалы самосознания и лабораторных экспериментов, в которых манипулируют самосознанием, показывают, что самосознание вовлечено во множество социальных отношений, эмоций и поведения. Личное самосознание связано с лучшим доступом к самопознанию и большим интересом к новому самопознанию независимо от того, является ли это знание положительным. В результате самопознание людей с высоким частным самосознанием играет более заметную роль в их поведении. Например, по сравнению с людьми с низким уровнем личного самосознания их установки более предсказуемы в отношении их поведения; они менее склонны подчиняться, когда их мнения оспариваются; и они более устойчивы к неточным предположениям о собственных ощущениях. Частное самосознание также связано с эмоциональным переживанием. Поскольку самоанализ часто приводит к самокритике, частное самосознание может вызвать негативные эмоции. Кроме того, внимание, направленное на личные аспекты себя, по-видимому, усиливает текущий эмоциональный опыт — положительный или отрицательный.
Публичное самосознание связано с явлениями, которые связаны с восприятием того, как другие люди относятся к себе. Например, общественное самосознание связано с большей заботой о внешнем виде, о чем свидетельствует ношение большего количества косметики и большее беспокойство по поводу облысения. По сравнению с людьми с низким общественным самосознанием люди с высоким общественным самосознанием с большей вероятностью подчинятся групповому давлению; они более точны в своем восприятии того, как их воспринимают другие; и они с большей вероятностью будут испытывать неприятные социальные эмоции, такие как застенчивость и социальная тревога.
Самосознание в его двух формах — личной и публичной — является фундаментальной чертой человека, относящейся к широкому спектру отношений, эмоций и поведения, представляющих интерес для социологов. Поскольку люди испытывают формы самосознания, которых не испытывает ни один другой организм, изучение самосознания решает фундаментальный вопрос о том, что значит быть человеком.
СМОТРИТЕ ТАКЖЕ Отношения; Соответствие; Эмоция; Психометрия; Весы; теория самосознания; теория самовосприятия; Самопрезентация; Социальная психология; Теория черт
Басс, Арнольд. 2001. Психологические измерения личности . Таузенд-Оукс, Калифорния: Sage Publications.
Фенигштейн, Аллан, Майкл Ф. Шайер и Арнольд Х. Басс. 1975. Общественное и частное самосознание: оценка и теория. Журнал консультирования и клинической психологии 43 (4): 522–527.
Седикидес, Константин и Джон Дж. Сковронски. 1997. Символическое Я в эволюционном контексте. Обзор личности и социальной психологии 1 (1): 80–102.
Рик Х. Хойл
Исследования в области социальной психологии показывают, что нам следует быть менее самосознательными
Могут ли психологические исследования изменить вашу жизнь? В большинстве случаев нет — выводы психологов обычно не имеют отношения к повседневным заботам. Мои коллеги в Йельском университете, например, изучают такие темы, как неврология памяти, то, как младенцы рассуждают о социальных группах, и принятие решений у психопатов. Такие исследования предназначены для изучения того, как работает разум, и хотя их результаты могут в конечном итоге сделать мир лучше — по крайней мере, это то, что мы говорим в наших заявках на получение гранта, — это не является их непосредственной целью.
Но есть исключения, и многие из них исходят из социальной психологии. Классические исследования в этой области дают поразительные и полезные выводы, касающиеся убеждения, расовых предубеждений, личности, романтического влечения и многого другого. Исследования социальной психологии, которые больше всего изменили мою жизнь, касаются сознания и самости.
В эксперименте, опубликованном в 2000 году, психолог Томас Гилович и его коллеги попросили студентов надеть предмет одежды, который они сочли смущающим, — футболку с изображением певца и автора песен Барри Манилоу. Надев рубашку, студенты должны были провести некоторое время в комнате с другими студентами, а позже их попросили угадать, сколько других студентов заметили, что они были одеты. Студенты, как правило, сильно переоценивали соотношение и делали то же самое, когда их просили надеть футболку с позитивным изображением, как у Боба Марли или Мартина Лютера Кинга-младшего. В исследовании за исследованием испытуемые думали, что другие люди замечали бы их гораздо больше, чем на самом деле.
Гилович и его коллеги назвали это «эффектом прожектора». Мы естественным образом осознаем себя, о чем думаем, как выглядим и что делаем. Как сказал Дэвид Фостер Уоллес: «Нет опыта, в котором вы не были бы абсолютным центром». И поэтому трудно опровергнуть вывод о том, что другие разделяют этот фокус. Если я ношу нелепую футболку, я думаю об этом и предполагаю, что вы тоже.
Или рассмотрим взлеты и падения повседневной жизни. Я сказал что-то неуместное на вечеринке на прошлой неделе, и я все еще немного огорчен. Вчера я выступил с большой речью; сегодня действительно плохой день волос. В этом году я усердно работал над вводным курсом по психологии; в прошлом году я позвонил по этому поводу. Поскольку такие контрасты настолько заметны в нашем сознании, мы думаем, что другие тоже чувствительны к ним; мы думаем, что они замечают. Но исследования показывают, что это не так, по крайней мере, не в той степени, в которой мы думаем.
Другие эксперименты исследуют иллюзию прозрачности. Когда людей просят солгать или скрыть информацию, люди переоценивают, насколько хорошо другие могут угадать содержание их мыслей. Опять виноват прожектор сознания. Если я украл бриллианты и положил их себе в карман, а потом солгу и скажу, что не знаю, куда они делись, то я прекрасно осознаю, что бриллианты в моем кармане . Эта интенсивность сознания заставляет меня думать, что истина очевидна для других. Обычно это не так; мы лучшие лжецы, чем мы думаем.
Одним из практических выводов этого исследования является освобождение.
Оглядываясь назад на свою жизнь, мы часто сожалеем о своих неудачах, и одной из причин этих неудач является наше беспокойство о смущении тем, что другие подумают о нас. Гилович и его коллеги заключают:
Мы могли бы сделать скромный шаг к более полноценной жизни, другими словами, если бы мы подвели итоги нескольких наиболее запоминающихся слов Авраама Линкольна и поняли, что «люди мало заметят и надолго запомнят». что мы говорим или делаем. Конечно, Линкольн ошибался в своих словах и в том выступлении в частности. Но Линкольнов очень мало.
Мы можем бороться с эффектом прожектора, поставив себя в обстоятельства, которые снижают шкалу самосознания. Как заметил в 1895 году социальный психолог Гюстав Лебон, пребывание в группе может привести к частичному исчезновению самосознания: «Человек в толпе — это песчинка среди других песчинок, которые ветер по желанию поднимает». В неподходящих обстоятельствах принадлежность к толпе может заставить людей совершать глупые и жестокие поступки. Но это также может быть источником большого удовольствия, так как синхронное движение с другими — на рейве, концерте или действительно хорошей бар-мицве — стирает границы между собой и другими.Вам не нужно, чтобы другие люди выключали телефон; такого рода «деиндивидуализация» может быть так же близка, как кухня или аптечка. Алкоголь и наркотики могут уменьшить самосознание; это часть их привлекательности. Вы можете потеряться в опыте «потока», когда вы полностью погружаетесь в деятельность или в определенные медитативные практики.