Особенности самосознания личности в психологии в подростковом возрасте
Дата:
Человек издавна интересуется познанием себя, причинами тех или иных поступков, поведением в различных ситуациях. Собственное «Я» становится предметом пристального внимания и изучения философов, писателей и художников, т.к. от внутреннего мира личности зависит ощущение счастья и чувство гармонии. Поэтому самооценка и самосознание личности в психологии являются наиболее изучаемыми темами.
Структура самосознания личности
Самосознание личности – это сознательное субъективное отношение человека к самому себе, к своим потребностям, желаниям, переживаниям и также отличие себя от других личностей. При этом самосознание индивидом определяется не только, как самостоятельной единицей, но также свойственно осознание себя сквозь социум.
Формирование собственного отношения к себе происходит главным образом через призму взаимоотношений с окружающими людьми.
В середине ХХ века в рамках гуманистической теории было введено понятие «Я-концепция», где собственный образ выступает, как динамическая система с уникальными и целостными свойствами. В этом случае структурные компоненты самосознания личности определяются тремя факторами:
- Когнитивный образ «Я» включает в себя представление о себе в настоящем времени и «Я»-идеальное, т.е. каким бы человек хотел бы себя видеть. Собственный эталонный образ становится ориентиром для самосовершенствования. Структура идеального «Я» особенно важна для детей и индивидов подросткового возраста. Ведь именно в этот период начинает складываться самосознание и самооценка. Но необходимо понимать, что слишком завышенные образы и представления о себе, не подкрепленные реальными достижениями и изменениями, отрицательно сказываются на формировании личности. Происходит длительное несовпадение «Я» желаемого и действительного, что приводит к появлению комплексов и травмированию психики.
Дополнительно выделяют «Я»-зеркальное, компонент, который отражает восприятие себя через мнение окружающих людей. Данный образ имеет существенное влияние на самооценку и самосознание личности. - Оценочный компонент или самооценка представляет собой систему личностных смыслов индивида, т.е. то, как человек определил и принял себя через структуру собственных ценностей. Самооценка является основным регулятором поведения человека, определяет его поступки и деятельность. Оценочный компонент в высшем его проявлении приводит к самосовершенствованию и к стремлению реализации «Я»-идеального.
- Поведенческая составляющая или социальное поведение обуславливается реакцией человека на определенные действия, которые чаще всего продиктованы самооценкой и знаниями о себе.
Роль философского знания в формировании самосознания личности с давних времен занимает умы, как психологов, так и ученых. Рефлексия сознания воспринимается относительно себя и собственных действий, а результатом становится самопознание и совершенствование.
Развитие сознательных свойств личности
Развитие сознания и самосознания личности начинается с раннего детства, когда у ребенка начинает формироваться целостное представление о собственной физиологии и теле. Впоследствии индивид замечает различия между собой и остальным миром, исходя из концепции о первичности своего «Я».
Самосознание личности в основном складывается постепенно, на протяжении всей жизни, и выражается в 4-х ступенчатом развитии:
- отличие собственного «Я» от окружающих людей;
- осознание себя, как одного из субъектов социума;
- познание психических и эмоциональных свойств;
- моральная самооценка, которая создается в результате накопления опыта, коммуникаций и деятельности.
Особенности самосознания личности в подростковом возрасте по большей части зависят от самооценки, самоуважения и самочувствия. Подросток начинает сравнивать себя и осознавать, что является самостоятельной единицей и в то же время частью общества. Многие психологи считают, что в становлении самосознания человека большую роль играет окружающая среда.
Замечено, что по мере взросления индивида самосознание начинает занимать одну из ведущих ролей в жизни человека, при этом самооценка в основном стремится к более высоким показателям за счет самосовершенствования и самопознания.
Возрастная психология / шпоры
Возрастная психология / шпоры
Предметом возрастной психологии является:
Процесс развития психических функций и личности на протяжении всей жизни человека
процесс развития психологической науки
особенности индивидуального развития людей
особенности развития педагогических навыков и умений
Возрастной период – это:
ход развития
Цикл развития
хронологический период
период жизни
Категория развития в возрастной психологии особенно активно разрабатывалась:
Зигмундом Фрейдом
Аристотелем
Львом Семеновичем Выготским
Авиценной
Построение периодизации развития на основе одного внутреннего критерия характерно:
дляпериодизации Вильяма Штерна
Для периодизации Павла Петровича Блонского
для периодизации Даниила Борисовича Эльконина
для периодизации Льва Семеновича Выготского
Основным механизмом развития личности является:
Рефлексия
каузальная атрибуция
преодоление внешних и внутренних конфликтов
эмпатия
Понятие сензитивности особенно активно разрабатывалось:
В 20-ом веке
в 18-ом веке
в 3-ем веке до нашей эры
в 10-ом веке
Развитие личности в экстремальных условиях и в условиях депривации происходит:
также, как в нормальных условиях
быстрее, чем в нормальных условиях
Иначе, чем в нормальных условиях
медленнее, чем в обычных условиях
Слуховое восприятие у младенца:
намного лучше, чем у взрослого человека
намного хуже, чем у взрослого человека
Сложно сказать что-то определенное
как у взрослого человека
К прогрессивным видам движения младенца относится:
Ползание
сосание пальцев
ощупывание рук
раскачивание на четвереньках
Задержка психического развития, как отклонение в психическом развитии:
Может быть преодолена при правильном обучении и воспитании
не может быть совсем преодолена ни при каких условиях
может сама пройти с возрастом
сложно сказать что-то определенное
Ситуативное понимание речи окружающих складывается:
к 3-м годам
К концу 1 года
к 6-ти годам
к 6-ти месяцам
Проявлением психической депривации в раннем возрасте может быть:
отсутствие комплекса оживления
замкнутость
страхи
Боязнь безопасных предметов
Психологическая характеристика дошкольного возраста дается с учетом уровня развития:
Воображения
ролевой игры
логического мышления
рисования
Логика игровых действий легко нарушается:
На первом уровне развития игры
на втором уровне развития игры
на третьем уровне развития игры
на четвертом уровне развития игры
Речь дошкольника, представляющая собой вопросы, восклицания, ответы, называется:
контекстной речью
Ситуативной речью
объяснительной речью
автономной речью
В норме самооценка дошкольников:
занижена
Завышена
адекватна
сложно сказать что-то определенное
Одаренность, как отклонение в психическом развитии:
затрудняет развитие интеллекта
Затрудняет развитие волевых качеств личности
создает трудности при обучении и воспитании
сложно сказать что-то определенное
Психологические особенности подростка определяются
проявлением акцентуаций характера
особенностями профессиональной деятельности
Особенностями игровой деятельности
особенностями манипулятивной деятельности
Главная особенность личностного развития подростка — это:
личностная стабильность
нравственная стабильность
нравственная нестабильность
Личностная нестабильность
Акцентуированный в подростковом возрасте характер затем:
Сглаживается
еще больше обостряется
сохраняет свои проявления на том же уровне
сложно сказать что-то определенное
Ведущей деятельностью в подростковом возрасте является:
учебная деятельность
Интимно-личностное общение
учебно-профессиональная деятельность
игровая деятельность
Психология ранней юности охватывает период:
от 11 до 15 лет
От 15 до 17 лет
от 17 до 23 лет
от 23 до 30 лет
Центральным новообразованием ранней юности является:
Самоопределение
самосознание
рефлексия
появление внутреннего мира
Стиль студенческой жизни, превращающий вуз в загородный клуб, — это:
профессиональная субкультура
Студенческая субкультура
академическая субкультура
нонконформистская субкультура
Любовь, при которой человека принимают таким, какой он есть — это:
безусловная любовь
равнозначная любовь
неразделенная любовь
Влюбленность
Сущность кризиса 30 лет — это:
проблема профессионального самоопределения
Поиск смысла жизни
семейные проблемы
отсутствие дружеских отношений
Пик профессиональной деятельности приходится на начало зрелости:
У летчиков-испытателей
у авиадиспетчеров
у преподавателей
у ученых
Опережение хронологического возраста психологическим возрастом в зрелости означает:
инфантилизм
Преждевременное старение
адекватность развития
сложно сказать что-то определенное
Возраст от 60 до 69 лет — это:
Предстарческий период
старческий период
позднестарческий период
дряхлость
Состояние фрустрации, вызванное крушением всех планов и надежд умирающего человека, — это:
стадия отрицания смерти
Стадия гнева
стадия торга
стадия депрессии
Главной задачей возрастной психологии является:
Отслеживание динамики развития
отслеживание отклонений в развитии
отслеживание особенностей реагирования в конфликтах
отслеживание особенностей развития теорий личности
Смена периодов интенсивного развития периодами замедления – это:
неравномерность развития
Цикличность развития
метаморфозы развития
сочетание процессов эволюции и инволюции в развитии
Теории психического развития в возрастной психологии сравнивались:
Львом Семеновичем Выготским
Карен Хорни;
Эриком Берном
Аристотелем
Построение периодизации развития на основе нескольких существенных внутренних критериев характерно:
для периодизации Вильяма Штерна
для периодизации Павла Петровича Блонского
Для периодизации Даниила Борисовича Эльконина
для периодизации Зигмунда Фрейда
Самосознание личности в основном складывается:
к 3-м годам
к одному году
К 17-ти годам
к 11-ти годам
Взаимосвязь обучения, воспитания и развития в онтогенезе особенно детально раскрыта в работах:
Жана Пиаже
Сократа
Льва Семеновича Выготского
Зигмунда Фрейда
Основные этапы психического развития человека включают:
Детство, отрочество, юность, зрелость, старость
созревание и старение
созревание
старение
К атавистическим рефлексам у младенца относится:
коленный рефлекс
рефлекс позвоночника
ахиллов рефлекс
Хватательный рефлекс
К тупиковым видам движения младенца относится:
ползание
сидение
вставание на ноги
Раскачивание на четвереньках
Умственная отсталость, как отклонение в психическом развитии:
может быть преодолена при правильном обучении и воспитании
Не может быть совсем преодолена ни при каких условиях
может сама пройти с возрастом
сложно сказать что-то определенное
Понимание смысла всех слов окружающих складывается:
к 3-м годам
к концу 1 года
К 6-ти годам
к 2-м годам
Развитие самосознания в раннем возрасте начинается:
С узнавания себя в зеркале
с употребления местоимения «Я»
с осознания собственных желаний
с усвоения своего имени
Психологическая характеристика готовности к школе включает:
Интеллектуальную готовность
физическую готовность
духовную готовность
сложно сказать что-то определенное
Логика игровых действий определяется жизненной последовательностью:
на первом уровне развития игры
на втором уровне развития игры
На третьем уровне развития игры
на четвертом уровне развития игры
Речь дошкольника, полностью описывающая ситуацию, называется:
Контекстной речью
ситуативной речью
объяснительной речью
автономной речью
К проявлению психической депривации в дошкольном возрасте относится:
амбивалентность поведения
Замкнутость
боязнь безопасных предметов
отсутствие интереса к новым игрушкам.
Доминирующей психической функцией в младшем школьном возрасте становится:
Мышление
внимание
память
восприятие
Основной проблемой подросткового возраста является:
дефицит общения с матерью
невладение элементарными навыками самообслуживания
Тенденция к взрослости
Черты акцентуированного характера у подростков проявляются:
в любой ситуации
Равнозначная любовь
неразделенная любовь
влюбленность
Одним из центральных психологических новообразований молодости является:
профессиональное самоопределение
У авиадиспетчеров
у преподавателей
у ученых
Опережение психологического возраста хронологическим возрастом в зрелости означает:
инфантилизм
Преждевременное старение
адекватность развития
сложно сказать что-то определенное
Возраст от 70 до 79 лет — это:
предстарческий период
Старческий период
позднестарческий период
дряхлость
Поиски умирающим человеком способов продления своей жизни, — это:
стадия отрицания смерти
стадия гнева
Стадия торга
стадия депрессии
В качестве метода возрастной психологии не используется:
метод наблюдения
формирующий эксперимент
Неравномерность развития
цикличность развития
метаморфозы развития
сочетание процессов эволюции и инволюции в развитии
Главными источниками и движущими силами психического развития являются:
мотивация, потребности и внешние стимулы
особенности исторической эпохи
системы воспитания
Системы обучения
Плавное и постепенное течение процесса развития характерно:
для периода роста
для всей жизни
для кризисного периода
Для стабильного периода
Структурными звеньями самосознания являются:
внешняя и внутренняя речь
Сенсомоторного интеллекта
репрезентативного интеллекта и конкретных операций
формальных операций
теоретического мышления
Психическое развитие в младенчестве зависит от особенностей:
системы обучения
Общения с матерью
системы социального обеспечения
системы воспитания
На всю жизнь сохраняется:
Коленный рефлекс
рефлекс позвоночника
сосательный рефлекс
хватательный рефлекс
Новообразованием кризиса одного года является:
развитие активного словаря
развитие пассивного словаря
развитие тонкой моторики
Аффективная реакция
Психическое развитие в раннем детстве в наибольшей степени определяется ходом развития:
К 3-м годам
к концу 1 года
к 6-ти годам
к 2-м годам
Стремление ребенка 3-х лет делать все самостоятельно — это:
негативизм
Своеволие
протест-бунт
обесценивание взрослых
Отражаемая в играх дошкольников действительность — это:
Сюжет ролевой игры
содержание ролевой игры
продолжительность ролевой игры
уровень развития ролевой игры
Логика игровых действий определяется принятой на себя ролью:
на первом уровне развития игры
Объяснительной речью
автономной речью
Одним из проявлений кризиса 7-ми лет является:
Неестественность поведения
автономная детская речь
негативизм
упрямство
Проблема перехода от младшего школьного возраста к подростковому возрасту особенно остра:
в первом классе
В пятом классе
в седьмом класс
в десятом классе
У подростков внутренние органы растут:
Медленнее, чем скелет
быстрее, чем скелет
с той же скорость, что и скелет
сложно сказать что-то определенное
Система внутренне согласованных представлений о себе — это:
нравственный облик человека
этический кодекс
сложно сказать что-то определенное
«Я-концепция»
Социальная дезадаптация при акцентуации характера в подростковом возрасте:
бывает длительной
бывает постоянной
Бывает непродолжительной
сложно сказать что-то определенное
В подростковом возрасте память становится:
Интеллектуализированной
произвольной
непроизвольной
сложно сказать что-то определенное
При напряженном протекании ранней юности:
Отсутствует
сложно сказать что-то определенное
Стиль студенческой жизни, предполагающий углубленное изучение предметов, — это:
профессиональная субкультура
студенческая субкультура
академическая субкультура
нонконформистская субкультура
Любовь, при которой любит только один из супругов, — это:
безусловная любовь
равнозначная любовь
Неразделенная любовь
влюбленность
Мотивы получения удовольствия преобладают:
У ученых
Центральным психологическим новообразованием зрелости является:
продуктивность в профессиональном и семейном плане
самосознание
окончательное самоопределение;
профессиональное самоопределение
Возраст от 80 до 89 лет — это:
предстарческий период
старческий период
Позднестарческий период
дряхлость
Ощущение безнадежности от предстоящей разлуки с жизнью — это:
стадия отрицания смерти
стадия гнева
стадия торга
Стадия депрессии
Факторы, определяющие развитие возрастной психологии как науки рассматриваются:
в зоопсихологии
в методологии психологии
в дефектологии
Метаморфозы развития
сочетание процессов эволюции и инволюции в развитии
Основными условиями психического развития являются:
применяемые технологии обучения
Для всей жизни
для кризисного периода
для стабильного периода
Генезис структурных звеньев самосознания начинается:
с узнавания родителей
с узнавания друзей
С узнавания себя
с отличия знакомых людей от незнакомых
Развитие дооперациональных представлений, по мнению Жана Пиаже, происходит в период развития:
сенсомоторного интеллекта
Автономную детскую речь
Первая эмоциональная реакция новорожденного — это:
комплекс оживления
улыбка
плач
Крик
Одним из проявлений эмоциональной депривации в младенческом возрасте является:
Орудийные действия
лепка
учебная деятельность
Нормальный ход умственного развития в раннем детстве определяет развитие:
внимания
памяти
мышления
Восприятия
Стремление ребенка 3-х лет не подчиняться требованиям взрослых — это:
Негативизм
своеволие
протест-бунт
обесценивание взрослых
То, что дошкольник выделяет как основной момент деятельности взрослых — это:
Сюжет ролевой игры
содержание ролевой игры
продолжительность ролевой игры
уровень развития ролевой игры
Логика игровых действий четко воссоздает реальную жизнь:
на первом уровне развития игры
на втором уровне развития игры
на третьем уровне развития игры
Наглядно-образное мышление
наглядно-действенное мышление
логическое мышление
пространственное мышление
Вербализм – это одно из проявлений:
личностной неготовности к школе
Адекватной
завышенной
заниженной
неустойчивой
У подростков половых гормонов вырабатывается:
меньше, чем у взрослых
Больше, чем у взрослых
столько же, сколько и у взрослых
сложно сказать что-то определенное
К концу подросткового возраста «Я-концепция»:
только начинает формироваться
окончательно сформирована
сложно сказать что-то определенное
В основном, стабилизируется
Самым примитивным видом подростковых увлечений являются:
Произвольным
непроизвольным
сложно сказать что-то определенное
При сложном протекании ранней юности:
происходят быстрые скачкообразные изменения без особых эмоциональных срывов
происходит плавное продвижение к кризису 17 лет
У преподавателей
у ученых
Человек не достигает психологической зрелости:
Дряхлость
Смирение со своей судьбой и спокойное ожидание смерти — это:
Стадия принятия
стадия гнева
стадия торга
стадия депрессии
Продолжительность ролевой игры к концу дошкольного возраста может составлять:
10-15 минут
30-40 минут
около часа
Несколько часов или дней
Вплетение процессов «обратного развития» в ход эволюции – это:
неравномерность развития
цикличность развития
метаморфозы развития
От его жизненного замысла
от его семейной жизни
Развитие морального сознания личности рассматривается в работах:
Эрика Эриксона
Лоренса Колберга
Артура Владимировича Петровского
Жана Пиаже
Превращение мышления ребенка в гипотетико-дедуктивное, по мнению Жана Пиаже, происходит в период развития:
сенсомоторного интеллекта
репрезентативного интеллекта и конкретных операций
Формальных операций
теоретического мышления
Острота зрения у младенца:
как у взрослого человека
намного лучше, чем у взрослого человека
намного хуже, чем у взрослого человека
Комплекс оживления
Отсутствие интереса к взрослому к концу младенческого возраста — это:
Протест-бунт
обесценивание взрослых
Исторический очерк развития возрастной психологии как науки охватывает период:
с 7 – 6 веков до нашей эры
с середины 18 века
С конца 19 века
с конца 20 века
К сюжетным игрушкам относятся:
Куклы
строительные материалы
пирамидки
камушки
На развитие психических функций в дошкольном возрасте наибольшее влияние оказывает развитие:
внимания
Памяти
мышления
восприятия
Высокая личностная тревожность – это одно из проявлений:
личностной неготовности к школе
интеллектуальной неготовности к школе
физической неготовности к школе
Новый образ физического «Я»
новый образ профессионального «Я»
В подростковом возрасте акцентуации характера:
не проявляются
проявляются в неявной форме
сложно сказать что-то определенное
Проявляются особенно ярко
В подростковом возрасте наиболее тесно связаны со школьным обучением:
информативно-коммуникативные увлечения
Дружба
Кризис 17 лет связан:
Самоопределение
Любовь, при которой объект любви наделяется желаемыми идеальными чертами, — это:
безусловная любовь
равнозначная любовь
неразделенная любовь
Влюбленность
Мотивы призвания в профессиональной и семейной деятельности преобладают:
при гедонистической направленности личности
при эгоистической направленности личности
при духовно-нравственной направленности личности
Потеря смысла жизни
осознание бесцельности прожитой жизни
построение плана жизни
Человек не полностью достигает психологической зрелости:
Стадия отрицания смерти
стадия гнева
стадия торга
стадия депрессии
Больше всего из когнитивных процессов в процессе старения страдает:
Возрастная психология / шпоры
Предметом возрастной психологии является:
Как у детей развивается чувство собственного достоинства?
С момента рождения младенцы получают информацию, которая может научить их тому, кто они такие. Прикасаясь к своему лицу и телу или пиная и хватая вещи, они начинают получать удовольствие от влияния своих действий на мир. Но только когда дети приближаются к своему второму дню рождения, они начинают развивать чувство собственного достоинства и способны размышлять о себе с точки зрения кого-то другого.
Одним из признаков этого нового объективного самосознания является то, что дети начинают узнавать себя в зеркале или на фотографии — то, что большинство детей делает в возрасте двух лет. Этот вид самосознания можно оценить с научной точки зрения, если незаметно поставить маленькую отметку на лбу ребенка, например, поцеловав его с накрашенной губной помадой. Ребенок не может почувствовать метку, поэтому его осязание не может предупредить его о ее присутствии, но он может увидеть ее, если посмотрит в зеркало. Если у ребенка есть способность видеть себя так, как это увидел бы другой человек, он потянется, чтобы коснуться отметки, когда ему покажут зеркало, что указывает на то, что он приравнивает зеркальное отражение к своему собственному телу.
Поиск понятия «я»
Малыши также естественным образом демонстрируют свое самосознание своей способностью использовать и понимать самореферентный язык, такой как я , я , ты и мой . Другой пример: когда они заявляют, что что-то является их собственностью, крик «это мое» является источником многих споров между братьями и сестрами.
Появление самосознательных эмоций, таких как смущение, гордость, вина и стыд, также свидетельствует о том, что у ребенка развивается самосознание. Родители могут заметить, что к трем годам их ребенок мотивирован загладить проступок, может гордиться своим поведением или скрывать, когда недоволен чем-то, что они сделали.
«Это мой плюшевый мишка!» Самосознание в действии. Полин Брейер/ShutterstockСпособность малышей думать о себе с точки зрения второго человека также знаменует собой начало приобретения ими так называемой «Я-концепции» — устойчивых мыслей и чувств о себе.
Между своим первым и вторым днями рождения дети смогут производить простые самоописания и оценки, такие как «Я хороший мальчик», которые со временем станут более сложными. К тому времени, когда ребенку исполнится восемь лет, у него будет относительно стабильное представление о своих личностных чертах и наклонностях, а также о том, чувствует ли он себя ценным и компетентным человеком.Индивидуальные различия в характере и чувстве собственного достоинства могут повлиять на подход ребенка к социальным ситуациям и успеваемость. Дети с позитивным восприятием себя имеют наилучшие социальные и академические результаты, возможно, потому, что они сосредоточены на успехе и их не пугают неудачи. Родители могут помочь своему ребенку развить положительную самооценку, позитивно реагируя на него и его достижения и помогая ему преодолевать негативные события.
Психологи считают, что родители также могут формировать самооценку детей с самого рождения: когда они положительно реагируют на действия младенца, это дает им первый опыт положительного влияния на мир.
Влияние на память и обучение
Независимо от того, как дети относятся к себе, добавление «идеи обо мне» в их когнитивную архитектуру меняет способ обработки информации. Например, будучи взрослыми, мы помним очень мало детских событий. Одно интуитивное объяснение этой «детской амнезии» заключается в том, что до тех пор, пока воспоминания не могут быть связаны с нашим самоощущением, их очень трудно хранить и извлекать.
Как только у ребенка формируется самоощущение, он с большей вероятностью запомнит информацию, связанную с ним самим. Это известно как «эффект самоотнесения» к памяти и проявляется на ранней стадии. По крайней мере, с трехлетнего возраста дети чаще запоминают предметы, связанные с ними самими, чем те, которые связаны с другим человеком.
Например, в одном эксперименте детей в возрасте от четырех до шести лет попросили рассортировать фотографии покупок в своей собственной корзине и в корзине, принадлежащей другому человеку. После сортировки предметов детям показывали более широкий выбор предметов для покупок и спрашивали, какие из них они узнали из предыдущей игры. Дети точно запомнили больше предметов, которые «принадлежали» им, чем предметы, которые были отсортированы в корзину другого человека.
Эффект самореференции возникает из-за того, что предметы, связанные с собой, такие как «мое яблоко», привлекают дополнительное внимание и поддержку памяти в мозгу, гарантируя, что информация, потенциально полезная для себя, не будет потеряна.
Эффект самореференции можно использовать, чтобы помочь детям обрабатывать и запоминать информацию, особенно когда она появляется в раннем возрасте. Таким образом, если попросить детей подумать о себе при составлении предложений, чтобы попрактиковаться в правописании — например, предложений, начинающихся со слова «я», — это может значительно улучшить их последующие навыки правописания. Постановка математических задач от первого лица — например: «у тебя на четыре яблока больше, чем у Тома» — также повышает скорость и точность ответов детей.
Таким образом, самосознание начинается с рождения, но дети не начинают выражать «представление о себе» до самого раннего возраста. Затем дети начинают собирать информацию о себе и хранить автобиографический материал, начиная рассказ о жизни, который определяет их реакцию на мир.
У детей формируется чувство собственного достоинства уже в возрасте 4 лет • Earth.com
08-24-2017
ByEric Ralls
Штатный сотрудник Earth.com
Маленькие дети имеют чувство собственного достоинства, сравнимое с что у детей старшего возраста и взрослых, согласно новому исследованию. Полученные данные показывают, что понимание самооценки у человека формируется в раннем возрасте, а неудачи оказывают негативное влияние гораздо раньше, чем предполагалось ранее.
«Я-концепция маленьких детей качественно не отличается от представлений о себе детей старшего возраста и взрослых», — сказал старший автор Андрей Симпиан из Нью-Йоркского университета. «Маленькие дети могут думать о себе как о обладающих абстрактными чертами и способностями, а также могут рассуждать о своей самооценке, что влияет на самооценку».
Кимпиан отметил, что самосознание в юном возрасте имеет и обратную сторону. Она объяснила, что «этот уровень зрелости в рассуждениях о себе также означает, что маленькие дети могут впадать в уныние перед лицом неудач и не являются бесстрашными оптимистами, как описывали предыдущие теории».
Симпиан и группа исследователей психологии хотели бросить вызов теории о том, что маленькие дети не способны рассуждать о своих индивидуальных талантах и самооценке. Эксперты решили выяснить, могут ли маленькие дети думать о себе с точки зрения своих способностей и отличительных качеств, таких как ум, или они в основном сосредоточены на конкретном поведении и результатах, таких как получение хорошей оценки. Чтобы выяснить это, исследователи разработали серию тестов и протестировали детей в возрасте от четырех до семи лет.
Участникам было предложено несколько гипотетических сценариев. Детей просили представить, что они не могут выполнить задание, несмотря на все усилия. Иногда им говорили, что задание легкое, а иногда — сложное. Кроме того, некоторым детям сказали, что задание было выполнено по просьбе родителей или учителей, в то время как другим сказали, что оно было инициировано ими самими. Затем им задавали конкретные вопросы об их навыках и самооценке.
Результаты исследования показали, что дети в возрасте четырех лет способны рассуждать о своих талантах и чувстве собственного достоинства в зависимости от контекста. Когда им сказали, что они не справились с легкой задачей, дети сомневались в своих навыках, но не сомневались в своей общей самооценке. С другой стороны, они снижали свою оценку общей самооценки, когда им сообщали, что они не справились с заданием, которое взрослый попросил их выполнить.
Исследование, опубликованное в журнале Child Development , предполагает, что влияние окружающих может негативно сказаться на самооценке ребенка в очень раннем возрасте.
«В свете этой новой работы нам необходимо тщательно продумать и изучить способы поддержки мотивации и участия маленьких детей в таких важных, но часто трудных занятиях, как школа», — сказал Кимпиан.