Негосударственное общеобразовательное учреждение Средняя общеобразовательная школа

Кто из перечисленных ученых является основателем бихевиоризма: Тест по психологии с ответами

Содержание

5 Основные зарубежные психологические школы

Основоположником бихевиоризма является американский ученый Джон Бродес Уотсон (1878-1958), который открыто провозгласил необходимость замены традиционного предмета психологии (душевных явлении) на новый (поведение), объявив психические явления принципиально непознаваемыми естественнонаучными методами.      Уотсон считал, что конечная цель науки о поведении состоит в том, чтобы понять и объяснить его, а не душевные феномены, без которых наука о поведении вообще может обойтись. Для достижения этой цели вполне достаточно выполнить три условия: точно описать само поведение, выяснить те физические стимулы, от которых оно зависит, и установить связи, существующие между стимулами и поведением. Научный поиск бихевиористов в основном и был направлен на выяснение соответствующих связей, чтобы на их основе объяснять поведение как реакции на стимулы.      С точки зрения бихевиориста (того времени), поведение животного и человека принципиально одинаково.

Поэтому вполне допустимо, изучая поведение животных, непосредственно переносить на человека результаты соответствующих исследований и, наоборот, «по-человечески» трактовать виды и формы поведения животных. Утверждалось, что человек отличается от животного только большей сложностью своих поведенческих реакций и большим разнообразием стимулов, на которые он способен реагировать.      Уотсон, однако, не мог полностью отрицать ни наличия, ни значения психических явлений в жизни человека. Их он считал «функциями», которые выполняют некоторую активную роль в приспособлении организма к условиям жизни, но вместе с тем признавал, что точно определить этой роли не может. Уотсон отрицал принципиальную возможность научного исследования сознания человека. Поскольку при объективном изучении поведения человека методами, заимствованными из естественных наук, бихевиорист «не наблюдает ничего такого, что он мог бы назвать сознанием, чувствованием, ощущением, воображением, волей, постольку он больше не считает, что эти термины указывают на подлинные феномены психологии» .
 (См. дополнительный иллюстративный материал.)      Стремление к объективизации науки о поведении, безусловно, было положительным моментом по сравнению с наукой о душе, оторванной от реальных жизненных проблем. Однако полностью отказаться от изучения психических феноменов было нельзя, учитывая их фактическое значение в жизни и поведении человека. Поэтому довольно скоро ортодоксальные взгляды основоположника бихевиористского учения были смягчены его последователями, которые одновременно пытались приблизить науку о поведении к действительности, примирить ее со сложившимся философским пониманием человека, в жизни которого психические явления играют заметную положительную роль. Это было сделано необихевиористами в 30-е годы XX столетия, и наибольшую известность из них получили Эдуард Чейс Толмен (1886-1959) и Кларк Леонард Халл (1884-1952).      Восприняв основные бихевиористические идеи, включающие естественнонаучную поведенческую ориентацию исследований и стремление сделать психологию объективной, практически полезной наукой, Толмен отказался от понимания поведения только как системы реакций на стимулы и ввел представление об 
имманентной активности
 (не реактивности) организма, о целенаправленности, разумности и целесообразности поведения. Цель явилась организующим и направляющим началом поведения для Толмена, ее стали понимать как конечный результат, который должен быть достигнут в итоге практического выполнения организмом серии взаимосвязанных поведенческих актов.      Толмен пришел к выводу, что связи между стимулами и поведенческими реакциями являются не прямыми, а опосредованными. Их изменяют, модифицируют так называемые «промежуточные переменные», среди которых много собственно психологических явлений. Важнейшие из них у человека следующие: цель, ожидание, гипотеза, когнитивная карта мира, знак и его значение. «Поведение, — писал Толмен, — …является целевым и когнитивным. Цели и познавательные моменты составляют его непосредственную основу и ткань».      Идеи, высказанные Толменом, получили дальнейшее развитие в работах К.Халла.      Как бихевиоризм, так и необихевиоризм не исследовал того, что происходит в сознании человека, поэтому данный подход в целом иногда называют подходом к человеку с позиции «черного ящика».
Психологи, придерживающиеся данной философии и методологии, считают, что наука, объясняя человеческое поведение, должна иметь дело только с тем, что наблюдаемо, измеряемо, входит в организм в виде стимулов и выходит из него в форме реакций на эти стимулы. На этом строится халловская теория научения, основанная на системе физиологических постулатов и ряде законов, связывающих между собой стимулы и реакции.      Второе направление, которое заявило о себе в период кризиса психологии, — 
гештальтпсихология
. Если бихевиоризм, как один из путей выхода из состояния кризиса психологии, возник и получил развитие в США, то данное направление зародилось в Германии и получило признание в Европе. Гештальтпсихология тоже ориентировалась на естественные науки как на образец научного знания, но больше использовала достижения физики и математики, а не физиологии организма.      Представителей этого направления, среди которых можно назвать Макса Вертгеймера (1880-1943), Вольфганга Келера (1887-1967), Курта Левина (1890-1947) и других, больше всего не устраивал упрощенный атомистический подход к изучению и анализу психических явлений, характерный для ассоциативной интроспективной психологии.
Такая психология разлагала все сложные явления на элементарные, стремясь из их сочетания по ассоциативному принципу вывести законы формирования целостных структур психического. Психические явления, по сути дела, сводились к разнообразным сочетаниям простейших элементов по ограниченному числу законов.      Гештальтпсихологи заявили о себе утверждением о существовании собственных законов формирования сложных, целостных систем психических явлений, не сводимых к элементарным законам сочетания элементов. (См. дополнительный иллюстративный материал.) Вертгеймер, характеризуя специфику этого подхода в психологии, писал: «Основную проблему гештальттеории можно было бы сформулировать так: существуют связи, при которых то, что происходит в целом, не выводится из элементов, существующих якобы в виде отдельных кусков, связываемых потом вместе, а, напротив, то, что проявляется в отдельной части этого целого, определяется внутренним структурным законом этого целого» . В исследованиях гештальтпсихологов изучение сложных явлений по элементам и их связям было заменено выяснением структуры этих связей и законов ее формирования.
По этой причине данное направление в истории психологии иногда называют структурной психологией (один из переводов слова «гештальт» на русский язык как раз и означает «структура»). Многие представители гештальтпсихологии, кроме психологического, имели базовое образование в области одной из точных наук, и это оказало влияние на их психологические взгляды. В.Келер, например, изучал физику и пользовался соответствующими знаниями при объяснении процессов восприятия и мышления.      Идеи гештальтпсихологии сыграли положительную роль в разработке ряда важных проблем психологии. Они затронули восприятие, мышление, память, личность и межличностные отношения. Они также способствовали применению в области психологии полезных для нее теорий и понятий, заимствованных из естественнонаучных исследований. Они преобразовали старую интроспективную психологию, сделав ее более соответствующей достижениям естественных наук. Вместе с тем основные проблемы, породившие общий кризис психологической науки, гештальтпсихология так же, как и бихевиоризм, не решила, а только несколько снизила их остроту, привлекая внимание исследователей к новым интересным проблемам.
 (См. дополнительный иллюстративный материал.)      Третьим направлением, возникшим в период кризиса, стал психоанализ. Его основы были разработаны австрийским психиатром и психологом Зигмундом Фрейдом (1856-1939). Представители психоанализа в отличие от бихевиористов и гештальтпсихологов не ориентировались на точные и естественные науки как на образец для построения научного психологического знания. Они стремились найти выход из кризиса в самой психологии, образовав более тесный ее союз с другими науками, также имеющими дело с психическими явлениями, например с медициной.      
Фрейдизм
 — и в этом его заслуга — стремился наполнить психологические знания о человеке новой жизненной правдой, создать теорию и на ее основе получить информацию, полезную для решения практических, прежде всего, психотерапевтических задач. Не случайно, что свои научные изыскания З.Фрейд начал как раз с анализа и обобщения психотерапевтической практики и только затем превратил накопленный опыт в психологическую теорию.      Психология в психоанализе вновь обрела живого человека, с древних времен присущую ей глубину проникновения в сущность его души и поведения. Однако увлеченный своими умозрительными теоретическими построениями (большинство из них, как оказалось впоследствии, не имели под собой статистически достоверной фактологической основы), З.Фрейд все дальше уходил от эмпирической реальности в область психологической фантазии, и это привело к отказу от многих его идей не только со стороны ряда здравомыслящих ученых, но и собственных учеников Фрейда.      Для психоанализа ключевыми понятиями стали «сознание» и «бессознательное». Последнему была отведена особо важная роль в объяснении человеческого поведения. 
(См. дополнительный иллюстративный материал.)
 Фрейд писал, что имеются веские доказательства того, что тонкая и трудная интеллектуальная работа, которая требует глубокого и напряженного мышления, может протекать вне сферы сознания, что существуют люди, «у которых самокритика и совесть. .. оказываются бессознательными и, оставаясь таковыми, обусловливают важнейшие поступки» . Бессознательным, по Фрейду, может быть и чувство вины.      Кроме трех перечисленных попыток научным путем разрешить проблемы, породившие кризис, предпринимались и попытки иного рода. Одна из них состояла, например, в отказе от каких бы то ни было объяснений психологических феноменов и призыве к их описанию и пониманию на уровне интуиции. Это была так называемая понимающая психология
, которую представлял, в частности, Вильгельм Дильтей (1833-1911). Он считал, что атомистическая, элементаристская, основанная на объяснительных методах, заимствованных из естественных наук, психология не может дать целостного понимания человека как реальной, живой личности. Ее место должна занять понимающая психология.      Основная задача понимающей психологии — раскрыть смысловое содержание душевной жизни человека, систему его ценностей. «Нельзя не пожелать появления психологии, — писал Дильтей, — способной уловить в сети своих описаний то, чего в произведениях поэтов и писателей заключается больше, нежели в нынешних учениях о душе» . Предметом такой психологии должно стать развитие душевной жизни во всей ее полноте. Описательная психология в то же самое время должна быть аналитической, и в анализ следует включить живой, художественный процесс понимания. Понимающая психология стремилась получить и собрать сведения об элементах сознания, которые необходимы и достаточны для того, чтобы представить все течение индивидуальной душевной жизни. (См. дополнительный иллюстративный материал.) Хорошими психологами, по мнению Дильтея, являются писатели, историки, актеры, педагоги, врачи.      Начиная с 30-40-х годов XX в., в размежевании и дифференциации психологических знаний, инициированных периодом открытого кризиса психологической науки, стали происходить важные перемены. Если первые самостоятельные направления психологических исследований, возникшие в течение двух десятилетий XX в., — бихевиоризм, гештальтпсихология, фрейдизм и понимающая психология — представляли собой разные линии развития мысли, почти не имеющие пересечений и в своих постулатах трудно совместимые друг с другом, то с 30-х годов вместе с продолжением процесса дифференциации психологических знаний начинается и постепенно набирает силу процесс их интеграции, т. е. объединения и использования в создаваемых теориях, в экспериментах и на практике различных подходов, отражающих позиции бихевиоризма, гештальттеории, психоанализа и других направлений исследования. Рассмотрим некоторые из концепций подобного рода, характерные для психологии середины XX в.      Когнитивная психология. Это направление возникло в связи с развитием кибернетики, информатики, математического программирования ЭВМ и в определенной степени явилось отрицательной реакцией на недостатки всех психологических концепций, игнорирующих сознание и принижающих роль мышления в детерминации поведения человека. Здесь главное внимание было обращено на то, как человек воспринимает, перерабатывает и хранит разнообразную информацию о мире и о себе, каким образом он ее использует при принятии решений и в повседневном поведении. Значительным стимулом к развитию этой отрасли психологии явилась разработка программных языков высокого уровня для ЭВМ и технологии программирования. (См. дополнительный иллюстративный материал.)      Известно, что одни и те же исходные данные, введенные в вычислительную машину, порождают различные результаты в процессе их обработки в зависимости от того, по какой программе работает машина. Так и на уровне человека: для того чтобы объяснить и предсказать его поведение в ответ на определенную совокупность внешних и внутренних стимулов, необходимо знать, как он их воспринимает и перерабатывает в своей голове, каким образом он принимает решения.      Когнитивные процессы для психолога являются аналогом программы вычислительной машины. На их изучение и ориентирована эта отрасль знаний, интересующаяся главным образом тем, как человек реагирует на окружающий мир в познавательном плане. Когнитивную психологию интересует, как устроено сознание человека, его система знаний. В исследованиях, ведущихся в этом направлении, «познание человеком окружающего мира… рассматривается как активный процесс, необходимым компонентом которого являются психологические средства, формирующиеся в процессах обучения. .. включая обучение самой жизнью».      Вместе с идеями кибернетики и информатики в психологические теории когнитивного направления вошло много специальных терминов, заимствованных из этих наук: сигнал, программа, информация, кодирование, вход и выход системы и т.п. Основное специальное понятие когнитивной психологии — «схема». Она представляет собой имеющиеся в голове человека план сбора и программу переработки информации об объектах и событиях, воспринимаемых органами чувств. У организма имеется множество связанных друг с другом в динамическую систему схем. Они по своей структуре и способу функционирования мало зависят от источников и характера информации. Восприятие, память, мышление и другие познавательные процессы определяются схемами примерно так же, как устройство организма генотипом. Когнитивные схемы складываются в индивидуальном опыте человека, но отчасти являются врожденными. Они позволяют определенным образом воспринимать, перерабатывать и хранить информацию о прошлом, настоящем и вероятном будущем.      Неофрейдизм. Это направление выросло из классического психоанализа Фрейда и представлено такими именами, как Альфред Адлер (1870-1937), Карл Густав Юнг (1875-1961), Карен Хорни (1885-1952), Гарри Стэк Салливен (1892-1949), Эрик Фромм (1900-1980) и др. Характерные для него проблемы и основная система понятий, которыми для их решения пользуются сторонники этого направления, имеют много общего с теорией Фрейда, хотя ряд концепций, представленных в этом направлении, весьма радикально от нее отличается. Но тем не менее фрейдизм и неофрейдизм объединяет вера в существование и особую роль бессознательного в психике и поведении человека, убежденность в наличии у человека многих устойчивых отрицательных явлений, называемых «комплексами».      Основные положения психоаналитической концепции А. Адлера сводятся к следующему. В ней отрицается непосредственная зависимость психического развития человека от органических факторов. Утверждается, что с первых лет жизни у ребенка возникает выраженное, глубоко переживаемое им самим чувство собственной неполноценности, которое он стремится преодолеть. Кроме комплекса неполноценности ребенку с первых лет жизни приписывается стремление к творческому самосовершенствованию. Человек рассматривается как существо, изначально стремящееся к определенной жизненной цели, действующее в основном разумно, целесообразно и обдуманно. Цель жизни устанавливается самим человеком. От ее характера зависит многое в поведении человека: под влиянием заданной цели у него формируются образы, память, складываются специфическое восприятие действительности, те или иные черты характера, склонности и способности, моральный облик, эмоции и чувства.      Другую психоаналитическую концепцию, разработанную К.Юнгом, иногда называют «аналитической психологией». В соответствии с ней психика представляет собой сложное целое, относительно независимые части которого своеобразно отделены друг от друга. Центр человеческой индивидуальности составляет так называемый «комплекс Я». С ним связаны два типа бессознательного: личное и коллективное. Первое представлено тем, что приобретено человеком в ходе индивидуального жизненного опыта; второе передается ему по наследству и отражает общественный опыт, накопленный человечеством.  (См. дополнительный иллюстративный материал.) Личное бессознательное содержит комплексы, составляющие неотъемлемую часть психической жизни индивида. Коллективное бессознательное включает мифы, первобытные формы мышления, впечатления и образы, отложившиеся в мозгу человека с древних времен и передающиеся из поколения в поколение. Они могут проявляться, например, в сновидениях, содержание которых как бы возвращает человека в далекое прошлое.      Личное бессознательное представляется человеку частью его собственной жизни; содержание коллективного бессознательного — чем-то чуждым ей, странным, необычным, вызывающим сильные отрицательные переживания, неврозы. Типичным способом существования и представления коллективного бессознательного является религиозное учение, связанные с ним истории, мифы, образы, суждения. Другим выражением того же в культуре человечества выступают сказки.      Важной заслугой Юнга перед психологической наукой явилось введение в научный оборот представлений о двух типах личности: интровертированной и экстравертированной. Первой свойственна обращенность в себя в поисках причин, объясняющих совершаемые поступки; второй присуща тенденция живо откликаться на внешние воздействия и находить в них истоки поведения.      Э.Фромм явился автором концепции «гуманистического психоанализа». В отличие от своего учителя З. Фрейда, утвердившего биологическую обусловленность психики и поведения человека, Э.Фромм доказывал, что они обусловлены социально. Характер человека создается обществом, обстоятельствами его жизни, и там, где подавляется свобода личности, возникают патологические характеры. Наиболее типичные из них: конформизм, мазохизм, садизм, склонность к разрушению и отшельничество.      Генетическая психология. Основателем этого направления является Жан Пиаже (1896-1980), выдающийся психолог нашего времени швейцарского происхождения. Данное направление непосредственно связано с изучением психического развития ребенка, его интеллекта. Широкое применение в концепции Пиаже нашли понятия логики и математики, а само интеллектуальное развитие представлено в виде учения о развитии логического мышления у детей с рождения до раннего юношеского возраста.      Дальнейшее развитие психологических знаний в современном зарубежном мире характеризуется несколькими тенденциями. Одна из них заключается в постепенном стирании границ между разными школами и направлениями. Это, в частности, отражается в том, что в мире все больше появляется психологических теорий, авторы которых сознательно стремятся интегрировать знания, накопленные в разных психологических концепциях: бихевиоризме, гештальтпсихологии, психоанализе, понимающей психологии, когнитивной психологии и генетической психологии.      Вторая — состоит в том, что психология постепенно выходит за рамки академической науки и становится практически весьма полезной областью знаний. Кроме традиционных для нее сфер приложения (медицина, педагогика), она широко используется в промышленности, экономике, политике, юридической практике — словом, всюду, где возникают проблемы, связанные с человеком. Сейчас, пожалуй, легче перечислить те отрасли практики, где она необходима и фактически используется.      Третья тенденция состоит в расширении и обогащении как понятийного, так и методического аппарата психологических исследований за счет тех наук, с которыми психология входит в контакт при решении разнообразных научных и прикладных проблем. Особенно много полезного ей сулит усиливающийся альянс с кибернетикой и вычислительной техникой. (См. дополнительный иллюстративный материал.)

По отношению к новорожденному ребенку может быть употреблен термин, Учебное пособие

метки:Психология, Психика, Теория, Взаимодействие, Человек, Личность, Результат, Активность

МОДУЛЬ 1. ВВЕДЕНИЕ В ОБЩУЮ И ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНУЮ ПСИХОЛОГИЮ

Общая психология изучает

a) общие закономерности поведения человека в обществе

B) общие закономерности возникновения и развития психики человека

c) общие закономерности возникновения и развития психики в филогенезе

d) общие закономерности возникновения и развития психики животных

Кто из названных ученых был одним из первых, обратившихся к изучению подсознательных процессов

A) Фрейд З.

b) Вебер Э.

c) Левин К.

d) Джемс У.

e) Маслоу А.

Сторонники теории А. Маслоу считают, что человеческое поведение направляется, прежде всего, одним из перечисленных факторов

A) Потребностью в самоактуализации.

b) Принципом удовольствия.

c) Альтруистическими установками.

d) Либидиозными влечениями.

e) Ожидаемым поощрением.

Как называется концепция, согласно которой человеческое поведение определяется тем, принимает человек ответственность за результат поведения на себя или возлагает ответственность на кого-то или что-то в среде

A) Концепция локуса контроля.

b) Концепция эгоизма-альтруизма.

c) Концепция целевой установки.

d) Концепция когнитивного диссонанса.

e) Концепция уровня ожиданий.

Основателем индивидуальной психологии является

A) Адлер А.

b) Фрейд З.

c) Олпорт Г.

d) Юнг К.

e) Эриксон Э.

Отрасль психологии, исследующая психологические особенности творческой жизни, особенности восприятия человеком произведений искусства называется

a) Педагогическая психология.

b) Общая психология.

C) Психология искусства.

d) Психология одаренности.

e) Психология спорта.

В каком из утверждений точнее сформулированы различия бихевиоризма и гуманистической психологии

a) Бихевиоризм опирается на экстернальный, а гуманистическая психология – на интернальный локус контроля.

b) Бихевиоризм оперирует объективными методами, а гуманистическая психология – субъективными методами.

c) Бихевиоризм апеллирует к условным рефлексам, а гуманистическая психология – к межличностным отношениям.

d) Бихевиоризм – применяется, прежде всего, как метод лечебный, тогда как гуманистическая психология – как метод познания.

e) Бихевиоризм исходит из познаваемости человека, а гуманистическая психология – из непознаваемости.

Свойства, характеризующие человека как индивида

a) Отзывчивость.

14 стр., 6737 слов

Тема 2. Человек в зеркале экономики и психологии. Психологические …

… характеристику мнения основных школ классической психологии на детерминанты поведения человека. В психоаналитических концепциях подчеркивается обусловленность поведения человека скрытыми или «вытесненными» в бессознательное … психических процессов и поведении человека. Особый взгляд на рассмотрение детерминант человеческого поведения имеют представители гуманистического подхода (А. Маслоу, К. …

b) Эмоциональная возбудимость.

c) Настойчивость.

d) Тип нервной системы.

e) Честность.

f) Реактивность.

g) Острота зрения.

Группа теорий, выражающая точку зрения о том, что наилучший воспитательный эффект оказывает поощрение за те действия, которые считаются целесообразными, и наказание за действия, которые противоречат требованиям

a) Когнитивные теории.

b) Теории личностных черт.

c) Гуманистические теории.

d) Бихевиористические теории.

По отношению к новорожденному ребенку может быть употреблен термин

a) Личность.

b) Субъект.

c) Индивид.

d) Индивидальность.

11. Если бы психоаналитика попросили дать характеристику человеку, который импульсивен, весьма снисходителен к собственным недостаткам, то он, пользуясь терминологией З. Фрейда, указал бы, что у него слабое…… и сильное ……..

a) ИД, СУПЕРЭГО.

b) ИД, ЭГО.

c) СУПЕРЭГО, ЭГО.

d) СУПЕРЭГО, ИД.

12. Понятие древних греков «Psyche» соответствует понятию

a) Сознание.

b) Нервная система.

c) Психика.

d) Душа.

e) Суперэго.

Основатель сенсуалистической психологии

a) Рубинштейн С.

b) Пиаже Ж.

c) Декарт Р.

d) Гоббс Т.

e) Фрейд З.

Объединяет всех психоаналитиков и констатирует психоанализ как учение

a) Представление о либидо как о ведущей силе развития.

b) Представление о бессознательном и используемых для его анализа методах.

c) Теория архетипов.

d) Значение и место, определяемое социокультурным факторам в психической жизни.

e) Представления о коллективном бессознательном.

Одна из трех структур психического аппарата по З. Фрейду

a) Идеальное Я.

b) Ид.

c) Я-концепция.

d) Архетип.

e) Реальное Я.

16. Персонализм в психологии – это направление, считающее предметом психологии

a) Личность как ролевую систему.

b) Личность как социальное новообразование организма.

c) Первично-биологические составляющие личности.

d) Личность как особую первичную реальность.

e) Происхождение индивидуальных психологических особенностей человека.

Когнитивная психология основывается на положении о том, что

a) Познание – основная детерминанта чувств и мыслей.

b) Рациональное мышление взрослого определяется эмоциональным опытом раннего детства.

c) Чувства детерминируются мыслями.

d) Чувства детерминируют мысли.

Основные положения гуманистической психологии описаны в работах

a) Хорни К.

b) Эриксона Э.

c) Роджерса К.

d) Маслоу А.

e) Фромма Э.

19. Термин «бихевиоризм» ввел

a) Уотсон Дж.

b) Павлов И.П.

c) Торндайк Э.

d) Выготский Л.С.

e) Скиннер Б.

В основе гештальт-психологии лежат понятия

a) Восприятия и ощущения.

b) Фона и фигуры.

c) Прошлого опыта.

d) Установки на восприятие.

e) Фигуры и цвета.

21. Работы Дж. Брунера относятся к …… теориям

a) Деятельностным.

b) Психоаналитическим.

c) Бихевиористическим.

d) Когнитивным.

e) Ассоциативным.

Соотнесите термины и авторов, изучавших данные явления
Архетип.Юнг К.
Я-концепция.Роджерс К.
Гештальт.Перлз Ф.
Бессознательное.Фрейд З.

Определите последовательность предмета по мере развития психологии как науки

1. Душа.

2. Сознание.

3. Поведение.

4. Психика.

Большинство используемых жестов и поз

a) Передаются из поколения в поколение.

B) Заучены с детства.

c) Заложены в человеке от природы.

d) Подсмотрены у других и заучены.

Проблема становления личности, необходимость творческой самореализации центральная идея

A) Гуманистической психологии.

b) Психоанализа.

c) Когнитивной психологии.

d) Бихевиоризма.

В.Вундт первым создал

A) Психологическую лабораторию.

b) Теорию рефлекса.

c) Психокоррекционный центр.

d) Концепцию бессознательного.

Взаимодействие людей и обмен действиями в общении — это

a) Апперцепция.

b) Аттракция.

c) Коммуникация.

d) Социальная перцепция.

E) Интеракция

28. Понятие «локус контроля» ввел

a) Левин К.

b) Лентьев А.

C) Роттер Т.

d) Перлз Ф.

e) Хорни К.

Высшие психические функции (по Л.С. Выготскому)

a) неопосредованы.

b) не имеют морфологичической основы.

C) опосредованы.

d) локальны.

Всеобщее качество живой материи вступать во взаимодействие с окружающей средой называется

A) активностью.

b) навыком.

c) психикой.

d) инстинктом.

Группа, где межличностные отношения опосредуются общественно-ценными и личностно-значимым характером деятельности — это

A) коллектив.

b) корпорация.

c) ассоциация.

d) организация.

Умение, доведенное до автоматизма, называется

A) навык.

b) опыт.

c) способности.

d) упражнение.

Изучением индивидуальных различий между людьми занимается

a) интегративная психология.

b) интегральная психология.

c) психология личности.

D) дифференциальная психология.

Интеракция, как один из структурных элементов межличностного общения, — это

a) установление взаимопонимания.

b) межличностное восприятие.

c) обмен информацией.

D) взаимодействие индивидов.

К деятельности как виду активности относятся

A) наличие цели.

b) взаимодействие с окружающей средой.

c) психический компонент.

D) внутренняя активность.

Индивидуальные различия в поведении людей первый обнаружил

a) Аристотель.

b) Демокрит.

C) Гиппократ.

d) Платон.

К общенаучному уровню методологии педагогики относятся

a) методика и технология психолого-педагогических исследований.

B) системный, личностный и деятельностный подходы.

c) прагматизм и позитивизм.

d) наблюдение, эксперимент, беседа.

Коммуникация, как один из структурных элементов межличностного общения, — это

a) взаимодействие индивидов.

b) межличностное восприятие.

C) обмен информацией.

d) влечение одного человека к другому.

К методам стимулирования и мотивации относятся

A) поощрение, наказание, соревнование.

b) требование, пример, объяснение.

c) упражнение, поручение, требование.

d) рассказ, дискуссия, беседа.

Межличностные отношения членов коллектива образуют

A) неформализованную структуру коллектива.

b) формализованную структуру коллектива.

c) актив коллектива.

d) традиции коллектива.

Механизм социального восприятия членами группы друг друга — это

a) идентификация.

b) рефлексия.

c) внутригрупповой фаворитизм.

D) каузальная атрибуция.

Мимики и жесты, которые во всем мире значат одно и то же, то это когда

a) морщат нос.

B) улыбаются.

c) поднимают вверх указательный палец.

d) киваю головой.

Наиболее значимую роль в формировании характера играют

a) действия.

B) поступки

c) мышление.

d) эмоции.

Мимика и жесты — это

a) дополнение к речи.

b) отпечаток культуры и происхождения.

c) предательское проявление самосохранения.

D) спонтанные выражения душевного состояния человека.

Направление психологии, основным предметом изучения которого являются целостные образы — это

a) когнитивная психология.

B) гештальт-психология.

c) бихевиоризм.

d) психология сознания.

Невербальная коммуникация — это процесс общения с помощью

a) информации.

B) жестов.

c) языка.

d) дипломатии.

Нервные пути, проводящие нервные возбуждения от центра к периферии, называются

a) рефлекторными.

B) эфферентными.

c) афферентными.

d) функциональными.

Общее понятие, объединяющее многие субъективные явления, изучаемые психологией как наукой, — это

a) интеллект.

B) психика.

c) сознание.

d) личность.

 

Нижнюю сферу психики, которая включает в себя влечение и импульсы, оказывающие определяющее влияние на мысли и чувства, З.Фрейд определил как

a) «Оно».

b) предсознание.

c) «Супер-Эго».

d) сознание.

e) «Эго».

Основной единицей анализа деятельности является

a) стимул.

b) реакция.

c) активность.

D) действие.

Основной источник активности индивида, внутренне состояние нужды, выражающее его зависимость от условий существования, — это

a) мотив.

B) потребность.

c) цель.

d) интерес.

e) стимул.

Основу перехода умения в навык составляет

a) ускорение действий.

b) творческая форма работы.

C) автоматизированность действий.

d) осмысление учебной ситуации.

Осознанный образ предвосхищаемого результата деятельности называется

a) мотивом.

b) сигналом.

c) идеалом.

D) целью.

Отношение цели действия к мотиву определяется

a) смыслом.

b) интересом.

C) потребностью.

d) операцией.

Отношения между членами коллектива, основанные на эмоциональных привязанностях и интересах называются

a) коммуникативными.

b) групповыми.

C) межличностными.

d) коллективистскими.

Переход внешней, деятельности во внутренний психический план называется

a) подражанием.

b) обучением.

c) интерполяцией.

D) интериоризацией.

Побудитель к деятельности, связанный с удовлетворением определенной потребности

A) мотив.

b) образ действия.

c) задача.

d) установка.

По мнению З.Фрейда, основной формой взаимоотношений сознания и бессознательного как взаимодействия частей психики человека является

a) отвлеченность.

B) конфликт.

c) взаимопомощь.

d) кризис.

Положение человека в коллективе, определяющее его право и обязанности, называется

A) статусом.

b) позицией.

c) самооценкой.

d) стилем поведения.

Процесс приписывания причин, объясняемых поведение другого человека, — это

A) каузальная атрибуция

b) физиологическая редукция.

c) социальная перцепция.

d) групповая идентификация.

Психологическое направление, которое считает, что предмет психологии — это поведение, как совокупность реакций организма на стимулы внешней среды, —

a) гуманистическая психология.

b) психология сознания.

C) бихевиоризм.

d) психоанализ.

Психологом, вошедшим в историю мировой психологии благодаря созданию учения о комплексе неполноценности, является

A) Адлер А.

b) Фрейд З.

c) Юнг К.

d) Левин К.

Согласно учению З.Фрейда, структура психики, выполняющая роль внутреннего цензора, источника моральных чувств, называется

a) «Супер-Эго».

b) «Ид».

c) «Эго».

d) «Оно».

Способ выполнения действия, ставший в результате упражнений автоматизированным

a) привычка.

b) прием.

C) навык.

d) умение.

Стиль поведения, который характеризуется уходом от разрешения конфликта, отказом от сотрудничества, называется

a) приспособлением.

B) уклонением.

c) конкуренцией.

d) компромиссом.

Творчество — это особый психический процесс, результатом которого являются

A) новые материальные и духовные ценности.

b) нахождение искомого результата.

c) высокий уровень умственной активности.

d) интуитивное решение.

Тип поведения членов коллектива, при котором они максимально содействуют друг другу, активно способствуя достижению общих целей, называется

a) уступчивостью.

B) сотрудничеством.

c) компромиссом.

d) избеганием.

Учение о принципах построения, формах и способах научно-познавательной деятельности называется

A) методологией.

b) философией.

c) дидактикой.

d) методикой.

Учение о типах высшей нервной деятельности принадлежит

A) Павлову И.П.

b) Айзенку Г.

c) Юнгу К.

d) Леонгарду К.

Человек как источник познания и преобразования действительности, носитель активности — это

a) индивид.

B) субъект.

c) индивидуальность.

d) личность.

Человека как индивида характеризуют

A) пол, возраст, конституция.

b) статус, роль.

c) творчество, сознание.

d) ценностные ориентации.

Соотнесите термины и их определения
Филогенез.Эволюция биологических видов.
Онтогенез.Развитие индивидуальных организмов.
Антропогенез.Развитие человека как вида.
Микрогенез.Развитие отдельных функций.

Соотнесите термины и их синонимы
Детерминация.Причинность.
Интериоризация.Усвоение.
Инсайт.Озарение.
Катарсис.Очищение.
Мотив.Побуждение.
Потребность.Нужда.
Адаптация.Приспособление.

Процесс активного отношения человека к действительности, в ходе которого происходит достижение субъектом поставленных ранее целей, удовлетворение разнообразных потребностей и освоение общественного опыта

a) Активность.

Соотнесите теории отечественной психологии и ученых, их разработавших
Теория отношений.Мясищев В.Н.
Теория деятельности.Леонтьев А.Н.
Культурно-историческая теория.Выготский Л.С.
Теория установки.Узнадзе Д.Н.

84.Соотнесите общие принципы психологии и их суть
Принцип отражения.Раскрывает понимание сущности психического и его основных функций, уровней в развитии психики человека. Своеобразие психики человека – особой формы отражения, обусловлено многими обстоятельствами: особенности самой объективной реальности, воспринимаемой как органами чувств, так и с помощь речи; состояние головного мозга; физического и психического здоровья человека; содержание и состояние его психики.
Принцип детерминизма.Объясняет причины развития психики, ее истока. Психика человека обусловлена и выступает результатом взаимодействия факторов биологического, природного, социального характеров. Вместе с тем психика не просто продукт, а результат взаимодействия и воздействия на человека социальных, биологических и природных факторов.
Принцип активности.Ориентирует исследователя при изучении психических явлений учитывать, что внешние и другие обстоятельства отражаются в сознании человека сознательно, целенаправленно, а не только зеркально.
Принцип развития.Раскрывает истоки человеческой психики как динамического феномена. Психика может быть правильно понята, если рассматривается как результат социального взаимодействия, взаимодействия человека с социальной и природной средой как результат его деятельности и общения с другими людьми, результат его обучения и воспитания.
Принцип взаимосвязи.  Выделение двух граней проявления психического: субъективное (что и как мыслит, переживает, оценивает человек) и объективное (реальное поведение, действия и поступки человека, материализованные и объективированные результаты его деяний) дает основание утверждать, что наиболее адекватное понимание психического возможно на основе систем его субъективных и объективных проявлений.
Принцип целостного, системного подхода.Предполагает понимание и изучение взаимосвязанных и взаимообусловленных психических феноменов, ориентируя специалиста на осознание психики как целостного интегрального явления.
Принцип относительной самостоятельности.Указывает на то, что всякое психическое явление имеет своеобразие, как своих физиологических основ, так и свои закономерности формирования, функционирования и развития.
Принцип личностного подхода, учета групповых, общественных интересов, ценностей.Изучение психики адекватно лишь при учете в совокупности личностных и групповых особенностей людей: их потребностей, интересов, жизненного и профессионального опыта, способностей, учета психотипических и индивидуально-психологических особенностей людей.

Соотнесите отрасли психологической науки и их определения

Общая психология.Раздел психологии, обобщающий теоретические и экспериментальные психологические исследования, интегрирующий психологические знания, изучающий наиболее общие психологические закономерности, теоретические принципы и методы психологии, ее основные понятия и категориальный строй в их современном состоянии и историческом развитии
Экспериментальная психологияОбласть психологии, структурирующая знания, касающиеся проблем исследований (в различных психологических направлениях) и способы их решения
Социальная психологияОтрасль психологической науки, изучающая психические явления, которые возникают в процессе взаимодействия людей в различных организованных и неорганизованных общественных группах
Педагогическая психологияОтрасль психологической науки, изучающая психологические закономерности обучения и воспитания человека
Возрастная психологияНаука, изучающая закономерности и механизмы психического развития в онтогенезе

Научная психология возникла

a) в античности.

b) в XVI в.

c) в начале ХХ в.

D) в середина XIX в.

Систему человекознания, интегрировавшую данные разных наук о человеке предложил

A) Ананьев Б.Г.

b) Лазурский А.Ф.

c) Рубинштейн С.Л.

d) Выготский Л.С.

e) Бехтерев В.М.

Научные основы изучения темперамента и психологии творческой деятельности заложил

 

a) Леонтьев А.Н.

B) Теплов Б.М.

c) Челпанов Г.И.

d) Рубинштейн С.Л.

e) Смирнов А.А.

Соотнесите термины и их определения

Интеллект (по Ж. Пиаже) Биопсихическая адаптация к наличным обстоятельствам жизни.
Одаренность. Качественно-своеобразное сочетание способностей, обеспечивающее успешность выполнения деятельности.
Креативность. Способность к преобразованию знаний.
Интеллект (по Д. Векслеру) Способность индивида к целесообразному поведению. рациональному мышлению и эффективному взаимодействию с окружающим миром.
Обучаемость. Способность к приобретению знаний.
Способности. Индивидуально-психологические особенности, являющиеся условием успешного выполнения той или иной продуктивной деятельности

Впервые обоснованные выводы о природе способностей на основе изучения родословных выдающихся семей сделал

A) Гальтон Ф.

b) Дарвин Ч.

c) Галль Ф.

d) Пиаже Ж.

97. «Промежуточную переменную» в формулу S —-R ввел

a) Уотсон Дж.

b) Бандура А.

c) Скиннер Б.

D) Толмен Э.

Область психологической науки, которая разрабатывает систему принципов, методов и процедур планирования, проведения психологического эксперимента, обработки и интерпретации его результатов

a) Социальная психология.

Учебник по истории бихевиоризма | София Обучение

В этом уроке мы обсудим еще одну важную теорию в психологии, теорию бихевиоризма, а также людей, которые сыграли важную роль в ее эволюции.

  1. Теория бихевиоризма
  2. Важные личности в бихевиоризме
    1. Иван Павлов
    2. Джон Ватсон
    3. Б. Ф. Скиннер
  3. Радикальный бихевиоризм

1. Теория бихевиоризма

Как вы узнали из предыдущего урока, психология — это научное исследование разума и поведения. Бихевиоризм фокусируется конкретно на поведении или научных аспектах психологии, чтобы выяснить, что конкретно можно измерить и наблюдать.

Таким образом, бихевиоризм — это теория, которая изучает открытое, наблюдаемое поведение людей, чтобы понять их психические процессы.

Бихевиоризм также фокусируется на окружающей среде и ее влиянии на человека, чтобы определить, влияет ли окружающая среда на поведение или заставляет людей действовать или реагировать определенным образом.

Во многом сам бихевиоризм является реакцией на некоторые другие теории, которые вы будете изучать в этом курсе. По мнению бихевиористов, многие другие теории слишком философские и недостаточно научные.

В то время как другие теории могут быть более интроспективными в том смысле, что они включают в себя то, что, по мнению самих психологов, происходит, бихевиоризм предполагает очень конкретное наблюдение и измерение того, что происходит с людьми.

срок знать

Бихевиоризм
Теория психологии, изучающая наблюдаемые действия или поведение, а не внутренние психические состояния.

2. Важные личности в бихевиоризме

Три отдельных ученых и психолога чрезвычайно важны для истории бихевиоризма благодаря своим теориям и исследованиям:

  • Иван Павлов
  • Джон Ватсон
  • Б. Ф. Скиннер
2а. Иван Павлов

Иван Павлов был русским ученым, который в 1870 году переключился на физиологию и естественные науки.

Вы можете узнать его имя из-за его знаменитых экспериментов с собаками, в ходе которых звонили в колокольчики, а затем приносили еду собакам, чтобы посмотреть, начнут ли собаки выделять слюну в ответ на звонок. Эти эксперименты будут рассмотрены более подробно позже в курсе.

Важно помнить об Иване Павлове в связи с бихевиоризмом, это то, что он изучал различные рефлексы и реакции на раздражители, которые разные животные и, в свою очередь, люди имели в отношении окружающей их среды.

человек, которых нужно знать

Иван Павлов
Разработал концепцию классической обусловленности

2б. Джон Ватсон

Джон Ватсон на самом деле ввел термин «бихевиоризм» в своей статье 1913 года «Психология с точки зрения бихевиориста».

Уотсон смог взять работу Павлова, физиолога и естествоиспытателя, и приспособить ее к психологии, чтобы попытаться объяснить, почему люди ведут себя так, а не иначе.

Он адаптировал идею реакции на стимул, или реакции человека на что-то, что происходит в его или ее среде, к человеческому обучению, чтобы объяснить, что существуют определенные условные реакции.

Это реакции, которым люди учатся, когда со временем испытывают различные раздражители в окружающей среде. Люди могут научиться этому поведению и в конечном итоге адаптировать его и превратить в более сложное поведение.

Изучение этих ответов помогает понять весь диапазон человеческого поведения и адаптировать это понимание к более сложным вещам.

Эксперименты Джона Ватсона «Маленький Альберт» были одними из его самых известных экспериментов, и они включали в себя формирование определенной фобии у ребенка, показывая ему разных белых пушистых животных, а затем ударяя друг о друга громкими предметами позади него. Ребенок испугался этих белых предметов из-за шума, который он предвосхитил, увидев их.

человек, которых нужно знать

Джон Ватсон
Основатель бихевиоризма, 1878–1958 гг.

2с. Б. Ф. Скиннер

Б. Ф. Скиннер был психологом с 1950-х по 1970-е годы, который смог продвинуть работу своих предшественников, Павлова и Ватсона, на один шаг вперед в объяснении человеческого поведения.

Вы можете узнать его имя по «ящику Скиннера», который был инструментом, который он использовал в своих экспериментах на животных. Он помещал животное внутрь ящика и вознаграждал его или наказывал, чтобы изменить его поведение. Эти эксперименты привели к его большому вкладу в бихевиоризм, который заключался в идее оперантного обусловливания.

Оперантное обусловливание утверждает, что поощрения и наказания в ответ на положительное и отрицательное поведение являются силами, которые можно использовать, чтобы влиять на поведение людей и повышать или уменьшать вероятность того, что конкретное поведение произойдет.

человек, которых нужно знать

Б. Ф. Скиннер
Основатель оперантного обусловливания

3.

Радикальный бихевиоризм

Скиннера можно назвать радикальным бихевиористом. В отличие от когнитивного бихевиоризма , который сочетает в себе теории поведенческого обучения и когнитивные теории, радикальный бихевиоризм утверждает, что ментальные события или процессы совершенно не нужны для описания того, почему люди ведут себя так, а не иначе.

Радикальные бихевиористы, по сути, пытаются думать о поведении как о «черном ящике», что означает, что все, что происходит внутри разума, не имеет отношения к психологии.

Согласно радикальному бихевиоризму, существуют просто поступающие стимулы, влияющие на поведение людей, а также реакции или поведение в результате этих стимулов.

Теория не рассматривает активность в голове человека во время этого процесса как нечто, подлежащее изучению.

Существуют и другие различные степени бихевиоризма, и вы узнаете о некоторых из них позже в ходе курса. Кроме того, мы более подробно обсудим, что каждый из этих вкладов означает для психологии в целом.

термина, которые нужно знать

Когнитивный бихевиоризм
Теория, сочетающая теории поведенческого обучения и когнитивные теории
Радикальный бихевиоризм
Школа бихевиоризма, которая считает, что внутренние психические состояния не нужны для объяснения поведения. Поведение полностью определяется внешними стимулами и усвоенными реакциями.

На этом уроке вы узнали о теории бихевиоризма , изучающей наблюдаемое, измеримое поведение, часто в связи с окружающей средой, в которой оно происходит. Некоторые из самых важных личностей в истории бихевиоризма — это Иван Павлов , Джон Ватсон и Б. Ф. Скиннер .

Теперь вы понимаете, что Скиннер был радикальным бихевиористом и что радикальный бихевиоризм считает, что психические события и процессы не имеют отношения к изучению поведения. Однако это всего лишь одна из многих степеней бихевиоризма, а о некоторых других вы узнаете на следующих уроках.

Удачи!

Бихевиоризм: определение, анализ и пример

Если дерево падает в лесу, и никто не может наблюдать за его падением; это вообще произошло?

Бихевиорист мог бы сказать то же самое о школах мысли в психологии, которые слишком много внимания уделяют самоанализу или психическим состояниям субъекта. Бихевиористы считают, что психологию следует изучать как науку и сосредотачиваться только на поведении, которое можно наблюдать и измерять.

  • Что такое бихевиоризм?
  • Каковы основные типы бихевиоризма?
  • Какие психологи способствовали бихевиоризму?
  • Какое влияние оказал бихевиоризм на область психологии?
  • Что такое критика поведения?

Что такое определение бихевиоризма?

Бихевиоризм — это теория, согласно которой психология должна сосредоточиться на объективном изучении поведения с точки зрения обусловленности, а не на произвольном изучении психических состояний, таких как мысли или чувства. Бихевиористы считают, что психология — это наука, и она должна фокусироваться только на том, что поддается измерению и наблюдению. Таким образом, эта теория отвергает другие школы психологии, сосредоточенные только на самоанализе, такие как школа психоанализа Фрейда. По своей сути бихевиористская теория рассматривает поведение просто как результат реакции на стимул.

Основные типы теории бихевиоризма

Два основных типа теории бихевиоризма: Методологический бихевиоризм, и Радикальный бихевиоризм .

Методологический бихевиоризм

Это точка зрения, согласно которой психология должна изучать поведение только с научной точки зрения и должна быть чисто объективной. Эта точка зрения гласит, что при изучении поведения организма следует учитывать и другие факторы, такие как психическое состояние, окружающая среда или гены. Это было общей темой во многих из сочинение Джона Б. Ватсона. Он предположил, что разум с рождения — это «tabula rasa», или чистый лист.

Радикальный бихевиоризм

Подобно методологическому бихевиоризму, радикальный бихевиоризм не считает, что при изучении поведения следует принимать во внимание интроспективные мысли или чувства человека. Однако эта точка зрения утверждает, что факторы окружающей среды и биологические факторы могут играть роль и могут влиять на поведение организма. Психологи этой школы мысли, такие как Б.Ф. Скиннер, считал, что мы рождаемся с врожденными поведенческими особенностями.

Ключевые игроки в психологии поведенческого анализа

Иван Павлов , Джон Б. Ватсон , Эдвард Торндайк и Б. Ф. Скиннер являются одними из самых важных игроков в области психологического анализа поведения и теории бихевиоризма.

Иван Павлов

Родившийся 14 сентября 1849 года русский психолог Иван Павлов первым открыл классическую обусловленность, при изучении пищеварительной системы собак.

Классический Обусловливание : тип обусловливания, при котором субъект начинает формировать ассоциацию между стимулом окружающей среды и естественным стимулом.

Собака Павлова

В этом исследовании Павлов начал звонить в колокольчик каждый раз, когда подопытному, собаке, давали еду. Когда собаке давали еду, у нее начиналось слюноотделение. Павлов повторил этот процесс, звоня в колокольчик перед тем, как принести еду. У собаки выделялась слюна при поднесении еды. Со временем у собаки начиналось выделение слюны только при звуке звонка, даже до подачи еды. В конце концов, у собаки начиналось выделение слюны даже при виде лабораторного халата экспериментатора.

В случае с собакой Павлова стимулом окружающей среды (или условным раздражителем ) является звонок (и, в конечном итоге, лабораторный халат экспериментатора), а естественным стимулом (или условным рефлексом ) является слюноотделение собаки.

1
Стимул-реакция Действие/поведение
Безусловный стимул представление пищи 6660318 Собака с слюной при представлении пищи
Кондиционированный стимул Звук колокола
. Ответ Собачья слюна на саунд позабот
0
10717171.

0

3

3

3

3

1717171 годы. один из первых примеров классического обусловливания в поведенческой психологии, который позже повлиял на работу других поведенческих психологов того времени, таких как Джон Б. Уотсон.

Джон Б. Уотсон

Джон Бродус Уотсон, родившийся 9 января 1878 года недалеко от Гринвилля, Южная Каролина, считается основателем школы бихевиоризма. Уотсон выпустил несколько работ, которые оказали значительное влияние на развитие теории бихевиоризма в психологии. Его статья 1913 года «Психология с точки зрения бихевиористов» широко известна как «манифест бихевиористов». В этой статье Уотсон изложил важное бихевиористское мнение о том, что психология как естественная наука должна иметь теоретическую цель предсказывать поведение и контролировать его. Уотсон выступал за использование условных реакций в качестве важного экспериментального инструмента и считал, что использование животных необходимо для психологических исследований.

«Маленький Альберт»

В 1920 году Уотсон и его помощница Розали Рейнер провели исследование 11-месячного ребенка, которого назвали «Маленький Альберт». В этом исследовании они начали с того, что поместили белую крысу на стол перед Альбертом. Альберт поначалу не боялся крысы и даже реагировал с любопытством. Затем Ватсон начинал стучать молотком по стальному стержню за спиной Альберта каждый раз, когда ему показывали белую крысу. Естественно, ребенок начинал плакать в ответ на громкий шум.

Ребенок боится и плачет, Pixabay. com

Со временем Альберт начал плакать только при виде белой крысы, даже без присутствия громкого шума. Это еще один пример, как вы уже догадались, классического обусловливания. Уотсон обнаружил, что Альберт также начинал плакать при сходных раздражителях, которые напоминали белую крысу, таких как другие животные или белые пушистые предметы.

Это исследование вызвало много споров, потому что Уотсон никогда не декондиционировал Альберта, и таким образом отправил ребенка в мир с ранее не существовавшим страхом. Хотя сегодня это исследование сочли бы неэтичным, оно было важным исследованием, используемым для поддержки теории бихевиоризма и классического обусловливания.

Эдвард Торндайк

Эдвард Торндайк играет важную роль в психологическом анализе поведения благодаря его вкладу в теорию обучения. На основе своих исследований Торндайк разработал принцип «Закона эффекта».

Закон Эффекта гласит, что поведение, за которым следуют удовлетворительные или приятные последствия, с большой вероятностью повторятся в той же ситуации, в то время как поведение, за которым следуют неудовлетворительные или неприятные последствия, менее может возникнуть в той же ситуации.

Коробка-головоломка

В этом исследовании Торндайк поместил голодного кота в коробку и положил кусок рыбы снаружи коробки. Первоначально поведение кошки будет случайным, она будет пытаться протиснуться сквозь решетку или прокусить ее. Через некоторое время кошка натыкалась на педаль, которая открывала дверь, позволяя ей убежать и съесть рыбу. Этот процесс повторялся; каждый раз кошке требовалось меньше времени, чтобы открыть дверь, ее поведение становилось менее случайным. В конце концов, кошка научится идти прямо к педали, чтобы открыть дверь и достать еду.

Результаты этого исследования подтвердили «Теорию эффекта» Торндайка в том, что положительный результат (например, кошка убегает и ест рыбу) усиливает поведение кошки (например, находит рычаг, открывающий дверь). Торндайк также обнаружил, что этот результат подтверждает теорию о том, что животные могут учиться методом проб и ошибок, и полагал, что то же самое можно сказать и о людях.

Бихевиористы, последовавшие за Торндайком, такие как Скиннер, находились под сильным влиянием его открытий. Его работа также заложила важную основу для Оперативное обусловливание.

Б. Ф. Скиннер

Бурхус Фредерик Скиннер родился 20 марта 1904 года в Саскуэханне, штат Пенсильвания. Скиннер — один из самых важных игроков в развитии теории бихевиоризма. Он считал, что концепция свободы воли была иллюзией и что все человеческое поведение было следствием обусловленности. Самым важным вкладом Скиннера в бихевиоризм было введение им термина оперантного обусловливания.

Оперативное обусловливание — это тип обусловленности, при котором вознаграждение и наказание используются для создания ассоциаций между поведением и следствием.

Скиннер сделал еще один шаг в этой концепции, заявив, что наличие r подкрепления (или вознаграждения за определенное поведение) может усиливать поведение, в то время как отсутствие подкрепления (отсутствие вознаграждения за определенное поведение) может со временем ослабить поведение. Два разных типа подкрепления — это положительное подкрепление и отрицательное подкрепление.

Положительное подкрепление представляет собой положительный стимул или последствие. Вот несколько примеров положительного подкрепления:

  • Джек получает от родителей 15 долларов за уборку в своей комнате.

  • Лекси усердно готовится к экзамену AP по психологии и получает 5 баллов.

Хорошие оценки. pixabay.com

Отрицательное подкрепление удаляет отрицательный стимул или последствие. Вот несколько примеров отрицательного подкрепления:

  • Фрэнк извиняется перед женой и больше не должен спать на диване.

  • Хейли доедает горошек и встает из-за обеденного стола.

  • Эрин стучит в потолок, а ее соседи выключают громкую музыку.

Ящик Скиннера

Вдохновленный «Ящиком-головоломкой» Торндайка, Скиннер создал аналогичный прибор, названный ящиком Скиннера. Он использовал это для проверки своих теорий оперантного обусловливания и подкрепления. В этих экспериментах Скиннер помещал либо крыс, либо голубей в закрытую коробку с рычагом или кнопкой, которая выдавала пищу или какое-либо другое подкрепление. Коробка также может содержать свет, звуки или электрическую сеть. Например, будучи помещенной в коробку, крыса в конечном итоге натыкалась на рычаг, который выдавал кормовую таблетку. Пищевые гранулы являются положительным подкреплением такого поведения.

Скиннер сделал еще один шаг в эксперименте Торндайка, используя подкрепление или наказание, чтобы контролировать поведение крысы. В одном случае пища может быть выдана, когда крыса начинает двигаться к рычагу, усиливая это поведение положительным подкреплением. Или, когда крыса отдаляется от рычага, может генерироваться небольшой электрический удар, который останавливается при приближении, усиливая это поведение за счет отрицательного подкрепления (удаление отрицательного стимула электрического удара).

Влияние бихевиоризма на изучение психологии

Бихевиоризм оказал важное влияние на изучение психологии в образовании, а также на лечение психических расстройств.

Примеры поведенческой психологии в образовании

Многие учителя используют положительное/отрицательное подкрепление и оперантное обусловливание для улучшения обучения в своих классах. Например, учащиеся могут получить золотую звезду за прослушивание в классе или дополнительное время на перемене за получение пятерки за тест.

Учителя также могут использовать в своих классах классическое обусловливание, создавая благоприятную среду для обучения. Это может выглядеть так, как если бы учитель трижды хлопнул в ладоши и попросил учеников замолчать. Со временем ученики научатся замолкать сразу после того, как услышат три хлопка. Образование и обучение в классе не были бы такими, какими они являются сегодня, без вклада психологического анализа поведения и теории бихевиоризма.

Примеры поведенческой психологии в области психического здоровья

Бихевиоризм сегодня также оказал большое влияние на лечение психических заболеваний. Классическое и оперантное обусловливание использовались для управления поведением людей с аутизмом и шизофренией. Например, теория бихевиоризма помогла детям с аутизмом и задержкой развития управлять своим поведением с помощью таких методов лечения, как:

Бихевиоризм также заложил основу для поведенческой терапии. Примеры поведенческой терапии включают: