Негосударственное общеобразовательное учреждение Средняя общеобразовательная школа

Самостоятельная психология: Зарождение психологии как самостоятельной науки

Зарождение психологии как самостоятельной науки



В статье авторы пытаются рассмотреть и раскрыть путь становления психологии как самостоятельной науки.

Ключевые слова : психология, самостоятельная наука, душа, сознание, поведение, психика.

Становление психологии как науки было тесно связано с развитием философии и естественных наук. Первые знания о психологии начали формироваться за 5 веков до нашей эры. Еще в древности люди обратили внимание на то, что существуют явления материальные, такие как предметы, которые окружают нас и тело человека, и нематериальные: ощущения, мысли, чувства и т. д. — таинственные, но существующие независимо от окружающего мира.

В современном мире психолог является очень востребованным специалистом в различных областях жизни общества, и многие люди, которые и не связаны с психологией, стали задаваться вопросом: откуда взялось такое учение, что оно изучало ранее, в чем причина его появления, кто стал ее основателем и последователем? И данные вопросы, действительно, очень актуальны с учетом роста спроса на данных специалистов, и потому что многие ранние документы об учениях ранних психологов, таких как Платон или Демокрит, были неизвестны и считались потерянными, сейчас восстановлены, и мы можем их изучить.

Именно поэтому сейчас стоит рассмотреть вопрос ее появления и разобраться с тем, почему и в какой этап развития психология стала самостоятельной наукой.

На тему истории и зарождении психологии как самостоятельной науки написано очень много научной литературы, которую люди применяют, изучают и используют до сих пор. Огромное влияние на развитие и выделение психологии, как самостоятельной науки, оказал Вильгельм Вундт (1832–1920) [2]. Он один из первых обозначил грани психологии с собственным научным инструментом. По его мнению, психология должна отойти от наук о душе и теле и стать наукой сознания. Все последующие учения, которые написаны по данной теме, после него были его последователями. Но есть и те, кто был не согласен с В. Вундтом.

Например, ученый Анри Бергсон был не согласен с попыткой Вундта разграничить психологию и приравнять ее к интеллектуализму. Он считал, что интеллект и сознание бессильны в изучении психологии, и только интуиция может проникнуть и раскрыть ее суть.

Ученые, которые изучают историю психологии, делят ее развитие на четыре крупных этапа. В каждом из них были свои ученые, которые внесли наибольший вклад, чтобы психология продолжала развиваться как самостоятельное течение.

В первом этапе начали зарождаться такие понятия как психология и предмет психологии. В этом предмете содержалось понятие о душе, и здесь многие философы спорили о том, что является первичным: материя, дух или идея и т. д., но самое главное, что первичным предметом изучения в рамках психологической науки была душа [3]. И именно наличием души пытались объяснить все непонятные явления, которые возникают в человеческой психике, его поведении и в окружающем нас обществе. В этот период существовало два основных направления в изучении и понимании природы души: идеализм и материализм. Основоположниками идеалистического направления являлись Сократ и Платон. Их принципы строились на таких понятиях как «Душа человека — это в первую очередь разум, соединенный с нравственностью»; «Душа — это частица Вселенной или мира, который полон абсолютных идей» [1].

Материалистическое направление в понимании души было развито Демокритом, Анаксагором, Анаксименом. Основная идея заключается в том, что душа материальна и состоит из множества различных атомов. Родоначальником психологии считается Аристотель, который в своем труде «О душе» обобщил имеющиеся на тот момент знания о душе, подразумевая, таким образом, способ организации живого тела. Выделил три типа души: растительную душу, животную душу и разумную душу. И эти учения положили начало развитию важной науки — психологии.

Второй крупный этап становления психологической науки уже возникает в середине XVII века и связан с развитием естественных наук, с появлением больших открытий в биологии, медицине, и на основе этого происходит значительное изменение предмета психологической науки. Здесь главным предметом изучения психологии становится сознание. Под сознанием понималась способность человека: ощущать, запоминать, мыслить. Нельзя не отметить Фрэнсиса Бэкона (1561–1626) [1], который обосновал идею решающей роли экспериментов в научном познании.

Главные идеи его работы — накопление экспериментальных знаний, их анализ и обобщение, а психология как наука должна быть экспериментальной наукой, то есть не просто описательной, которая лишь изучает психику человека, а той которая может изучить и доказать какое-то явление. Но его работы не нашли отклика в то время.

Также в XVII веке большую роль в изменении предмета психологии сыграли работы Рене Декарта (1596–1650). Он впервые обозначил психофизическую проблему, т. е. взаимосвязь души и тела и утверждал, что существуют две независимые друг от друга положения: дух и материя. Это учение в психологии называют дуализмом. Также он первый ввел понятие сознания и провел путь познания сознания. А вот немецкому ученому Христиану Вольфу (1679–1754) принадлежит заслуга разработки немецкой психологической терминологии. Само слово «психология» стало в Европе общеизвестным после выхода книг Вольфа «Эмпирическая психология» (1732) и «Рациональная психология» (1734). Вольф является автором теории, получившей название «психология способностей».

Ведущим положением теории были рационалистический подход к познанию и идея спонтанной активности души. Данный этап развития психологии ученые называют «Наукой о сознании», и здесь были заложены основные методы изучения человеком самого себя и последующее описание полученных фактов в ходе этих исследований [2].

Третий этап становления психологии связан с тем, что в новой науке начинают изучать поведение. То есть, в начале XX века задача психологии заключалась в том, чтобы изучать конкретные проявления человеческой психики, потому что понятие «о душе» и «о сознании» считается недостаточным. Также в это время начинает формироваться практическая психология. Впоследствии изучив человеческое мышление, ученые психологи смогли наблюдать за поведением человека, отсюда у нас произошло возникновение очень большого количества направлений и течений в науке. Главным основателем научной психологии считают Вильгельма Вундта (1832–1920), который открыл первую в мире экспериментальную психологическую лабораторию в 1879 году.

И именно этот год многие ученые считают годом рождения психологии как науки [2].

Также великим психологом того времени считают Уильяма Джеймса (1842–1910), который является создателем теории «поток сознания». Именно он первый исследовал самосознание и самооценку человека не на основе экспериментов, а именно наблюдательности. Именно эти наблюдения послужили последующей основой для новых психологических течений.

Также в США возникает новое течение — бихевиоризм [3]. Основоположником бихевиоризма считается Дж. Уотсон. Суть бихевиоризма Уотсон выразил в формуле S > R, где S — внешние стимулы, R — ответная реакция или поведение. Уотсон в классическом бихевиоризме отрицал роль сознания в человеческом поведении, но не отрицается существование сознания. Также Уотсон выдвинул идею, в которой описал, что при формировании поведенческих навыков сознание не играет никакой роли, а навыки формируются путем механического многократного повторения одного и того же действия. В 60-е годы из классического бихевиоризма возникает социобихевиоризм (А.

Бандура) — в нем отмечалась очень важная роль когнитивных структур, в частности процессов восприятия памяти и мышления.

Существенные изменения в представления о предмете и методах психологии были внесены 3игмундом Фрейдом (1856–1939), который основал парадигму психоанализа. Психоанализ, по его учениям, был направлен на изучение личности. Принципы, на которых строился психоанализ: детерминизм, развитие и активность, которые лежат внутри субъекта [1].

И последний, четвертый этап, который начался с середины XX века и длится по настоящее время. На данном этапе происходит становление современной психологической науки. Здесь раскрывается психология как наука, которая изучает факт, закономерности и механизмы психики и предметом изучения является психика и психическая деятельность человека. Состояние психологии в этот период времени характеризуется как стадия открытого кризиса, который продолжается и в настоящее время. Все это связано с тем, что в мире образовалось слишком много психологических идей и это привело к конкуренции среди них. Одной из важных направлений, которое появилось во время кризиса, это гештальтпсихология. Данное направление было выдвинуто Фредериком Перлзом (1893–1970), в котором он описал, что любой аспект поведения — есть проявление целого, а психическое нарушение он считал гештальтом, то есть завершением [2].

Одним из важнейших направлений XX столетия является гуманистическая психология. Ее основателем является Абрахам Маслоу (1908–1970) и с его именем связано название данных принципов. В центр гуманистической психологии выносят понятия становления личности, что такое истинное психическое здоровье и в принципе все те гуманистические вопросы, которые касаются внутреннего психического состояния человека. Концепция Маслоу строится на человеческих потребностях, которые нужны ему по иерархическому уровню. Задача человека, по Маслоу, стать тем, чем возможно — а значит, быть собой в обществе, где условия не способствуют этому. Человек оказывается высшей ценностью в человеческом обществе [3].

В 60-е годы появилась «трансперсональная психология».

Это мистическое направление в психологии, которое занимается изучением трансцендентальных личностных переживаний, которые человек приобретает, погрузившись в изменённое состояние сознания, также в этом направлении лежит идея о бессознательной части человеческой психики. В нём гармонично сочетаются методы современной психологии с древними эзотерическими знаниями. Мы можем заметить, что четвертый этап стал началом изучения человеческой психики и внутренних ощущений и переживаний человека.

На основании вышесказанного, мы можем сделать вывод, что психология как наука развивалась очень долго и в каждом этапе ученые совершали совершенно разные открытия, раскрывали разные стороны психологического сознания человека, и все это влияло на последующие открытия в психологии. Все вышеперечисленные представители психологии сделали свой вклад в развитие психологии, чтобы и по сегодняшний день эта наука развивалась, и нынешние представители этого учения могли, опираясь на старые учения, узнавать и открывать что-то новое и неизведанное в человеческой природе.

Литература:

  1. Константинов, В. В. История психологии / В. В. Константинов. — Пенза: ПГПУ им. В. Г. Белинского, 2007. — 144 c. — Текст: непосредственный.
  2. Ждан, А. Н. История психологии: от Античности до наших времен / А. Н. Ждан. — 5-е изд. — Москва: Академический проект, 2004. — 244 c. — Текст: непосредственный.
  3. Морозов, С. М. История психологии / С. М. Морозов. — Москва: Издательство Московского психолого-социального университета, 2019. — 376 c. — Текст: непосредственный.

Основные термины (генерируются автоматически): психология, самостоятельная наука, душ, наука, человеческая психика, идея, психологическая наука, сознание, учение, гуманистическая психология.

Психология, как самостоятельная наука

09.09.11

Психология -знание о душе (греч)

Первые психологические идеи были высказаны в трудах древнегреческих философов — Платона и Аристотеля.

В своем развитии наука психология прошла 4 этапа:

-с античности — психология, как наука о душе

-с 17 века — психология, как наука о сознании и разуме

-конец 19, начало 20 века — психология, как наука о поведении

-с середины 20 века — психология, как наука о психике.

Психология получила статус самостоятельной науки во второй половине 19 века. Это было связано с деятельностью немецкого врача и философа В. Вунтдта (1832-1920)

В 1879 году в Лейпциге при университете открыл первую психологическую экспериментальную лабораторию

Изучал скорости реакции людей на разные раздражители

Эта лаборатория затем стала первым психологические институтом, стал издаваться первый психологический журнал,

В 1899 году был проведен первый международный психологический конгресс.

Предмет современной психологии

Предметом современной психологии является психика человека и животных.

Психика — это субъективное свойство живого существа отражать воздействие внешнего мира.

Процесс развития психики живого существа с момента его зарождения до самой смерти называется онтогенез.

Процесс развития психики всех живых существ, как элемент эволюции называется филогенез.

Главным фактором филогенеза выступает воздействие внешней среды, необходимость выжить во враждебной среде.

Структура современной психологии

                                                  Психология

             1) Общая психология. 2) Прикладные психологии

1.1) психология познавательных процессов

— ощущения

— восприятие

— память

— внимание

— мышление

— сознание бессознательное

1.2) психология личности

— личность, индивид, индивидуальность

— темперамент

— характер

— способности

— эмоции

— интеллект

Комментарии к схеме

1) общая психология изучает наиболее фундаментальные психологические явления, которые есть у всех людей, не зависимо от того, кто они и чем занимаются.

2) прикладные психологии изучают специфические стороны психологических явлений, например:

Возратная психология изучает закономерность психического развития человека и раскрывает возрастные особенности психики;

Педагогическая психология изучает психологические основы обучения и воспитания.

В современной психологии насчитывается около 100 отдельных прикладных направлений, поэтому современная психология- это не одна наука, а целый комплекс наук.

3) по функциональному назначению психологию можно разделить на теоретическую, цель которой разрабатывать психологические теории, и практическую, цель которой давать рекомендации по улучшению жизнедеятельности людей.

                      

Методы психологии

Методы психологии — это совокупность приемов и способов получения и обработки различного рода информации, а так же установления на основе этой информации определенных психологических закономерностей

Основными методами сбора информации в психологии выступают наблюдения, эксперимент, а так же тестирования.

Некоторые мысли о независимости | Psychology Today

Скоро мы будем отмечать национальный праздник, посвященный провозглашению независимости 13 американских колоний от Великобритании. Хотя было много причин, которые вызвали американскую революцию, конечным результатом стало рождение новой нации, юридически отделенной от своей «метрополии».

Когда мы думаем о независимости сегодня, в центре внимания часто находятся люди, а не страны. В этом отношении появление независимости является процессом развития, особенно в младенчестве, детстве и юности. Идея состоит в том, что на каждом из этих этапов индивидуум начинает заниматься самостоятельным и независимым функционированием. Вскоре у ребенка развивается чувство того, кто он или она, а также характер их отношений с родителем.

Автономия или независимость — это естественный процесс для развивающегося ребенка и молодого человека, который должным образом отделяется от своих родителей. Автономия часто ассоциируется с позитивным чувством того, что человек определяет и управляет своим поведением; таким образом, давая человеку ощущение свободы. Исследования показали, что потребность в автономии имеет решающее значение для развития у человека чувства собственного достоинства и для его общего психологического и физического здоровья.

Тем не менее, не все люди воспитаны так, чтобы поощрять этот путь к здоровой независимости. То есть некоторые родители настолько сосредоточены на своих собственных потребностях или стандартах, что используют средства контроля (такие как стыд, чувство вины, обеспечение или отказ от любви и одобрения), чтобы повлиять на поведение своего ребенка, что может привести к дисфункциональным последствиям. Например,

  • Некоторые родители осуществляют психологический контроль до такой степени, что независимость подавляется, и ребенок/подросток/молодой взрослый остается поведенчески и эмоционально зависимым от своих родителей. Этот тип дезадаптивной зависимости может привести к тревоге разлуки и депрессии.

Однако другие родители, которые осуществляют психологический контроль над своим отпрыском, подчеркивая слишком большую независимость, также могут привести к проблемам. Например,

  • Некоторые родители ожидают, что их ребенок/подросток/молодой взрослый продемонстрирует высокую степень достижений и независимости, чтобы доставить удовольствие и получить любовь и внимание своих родителей. При этом отпрыски могут стать настолько ориентированными на достижения, что им придется «выделяться» среди других и, следовательно, они не смогут развивать близкие отношения и близость с людьми.

Может ли независимость способствовать зависимости? В некотором смысле, да.

Обретение независимости помогает нам учиться, исследовать и развиваться; тем не менее, мир может быть страшным и неумолимым местом. Потребность в том, чтобы в нашей жизни были другие люди, к которым мы можем обратиться за утешением, поддержкой и безопасностью, имеет важное значение. Действительно, такая зависимость дает нам возможность быть независимыми. Джон Боулби, британский психиатр, много писал о важности привязанности к другим на протяжении всей жизни. Наличие людей, которые заботятся о нас и заставляют нас чувствовать себя в безопасности и защищены в трудные времена, а также желание и возможность сделать это, помогает нам стать более автономными. Это дает нам чувство благополучия и способствует привязанности к другим.

Когда мы молоды, родители обычно играют роль фигуры привязанности, которая поощряет нашу независимость. Когда мы становимся взрослыми, эту роль часто берет на себя романтический партнер. Исследования показали, что когда партнер по отношениям поддерживает автономию другого партнера, это не только помогает партнеру расти и достигать своих целей, но также улучшает отношения между ними, продвигая и укрепляя их.

Строка из стихотворения Джона Донна «Ни один человек не остров» напоминает нам, что мы все зависим от других, которые дают нам силу, мотивацию, выносливость и безопасность для достижения наших целей и независимости. Итак, приближаясь к нашему празднику, посвященному независимости нашей страны, давайте не будем забывать тех, кто в нашей жизни давал и продолжает давать нам возможность и свободу расти и осуществлять наши мечты. Мы должны поблагодарить их за поддержку наших естественных революция.

Независимые исследования — Психология — Университет Куцтауна

Перейти к навигации

Перейти к навигации

Независимые исследовательские возможности

Kutztown University дает студентам возможность приобрести опыт работы научным сотрудником, приносящим кредит и не имеющим кредита, подавать заявки на финансирование студенческих исследований, представлять статьи и посещать конференции по психологии.

Наша ежегодная студенческая исследовательская конференция спонсируется отделением Пси-Чи Куцтаунского университета и Психологической ассоциацией Лихай-Вэлли.

Через Исследовательский комитет бакалавриата университета студенты-исследователи могут подавать заявки на финансирование для проведения исследований и представления своих исследований на конференциях. Студенты, являющиеся членами Международного общества чести пси-чи, также имеют право подавать заявки на различные исследовательские награды и гранты в дополнение к представлению своей работы на сессиях пси-чи, проводимых в EPA, APA и APS. Наконец, благодаря щедрости почетных преподавателей факультет психологии имеет исследовательский фонд Келлер-Шарп, доступный для поддержки исследований студентов.

KU также сотрудничает с программой научных исследований в больнице Лихай Вэлли. Если вы заинтересованы в получении исследовательского опыта в LVH, вы должны связаться с доктором Джеймсом Джексоном: [email protected]. Некоторые из этих должностей оплачиваются на полную ставку летом; в течение учебного года вы можете заработать баллы PSY 305 или 370, но для зачета курса вам также потребуется курирующий преподаватель из KU.

Независимое исследование Форма запроса

  • Практика (PSY 305) 1-3 кредита

    Это практикум под наблюдением в утвержденной исследовательской или прикладной среде, которая может проходить как в кампусе, так и за его пределами. Опыт может включать, помимо прочего, работу в качестве научного сотрудника в лаборатории или другом учреждении, волонтерскую работу в сервисной организации или государственном учреждении или работу в школьном округе. Этот практикум не предназначен для деятельности, связанной с предоставлением клинических/консультационных услуг или услуг ввода-вывода агентствам и предприятиям. В начале семестра перед практикой студент с помощью руководителя факультета должен связаться с сайтом и разработать предложение с указанием места работы и предполагаемой деятельности на практике. Предложение должно быть одобрено до того, как студент сможет зарегистрироваться на курс. ПРЕДВАРИТЕЛЬНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ: PSY011, младший или старший статус, 12 или более кредитов PSY, QPA 2.5 или разрешение инструктора, одобрение заведующего кафедрой и декана Колледжа свободных искусств и наук. Курс можно повторить за кредит, но не более 6 кредитов.

    Практикум (PSY 305)

    Пример сайта Опыт
    Школьный округ Олей-Вэлли Работайте с консультантом начальной школы, наблюдайте за тестовыми занятиями, помогайте отслеживать и оценивать результаты тестов, выступайте в качестве помощника учителя в классе, помогайте планировать занятия в классе.
    Больница Лихай Вэлли Научный сотрудник в исследовательском проекте с врачом, ординатором или другим медицинским работником. Проводите приемные интервью, скрининг клинических пациентов, ввод данных и поиск литературы, наблюдайте за медицинскими процедурами, проходите обучение по исследованиям и медицинской этике.

    Контактное лицо: Доктор Джеймс Джексон

  • PSY 370 Избранные темы исследований 1-6 кредитов

    Этот курс предназначен для того, чтобы студенты могли проводить независимые исследования под руководством преподавателя. Тема должна быть принята сотрудником кафедры, с которым будет работать студент. ПРЕДВАРИТЕЛЬНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ: PSY 011, PSY 200 и PSY 270. Можно повторить за кредит, до 6 кредитов.

    Независимые проекты дают студентам конкурентное преимущество при поступлении на программы докторантуры и магистратуры. Исследования бакалавриата также являются средством улучшения критического мышления и навыков письма, которые ценятся всеми работодателями. Конкретные требования определяются руководителем факультета. В большинстве случаев проекты включают сбор, анализ и представление исходных данных исследований. В некоторых случаях проекты могут состоять из написания теоретической или обзорной статьи.

    Чтобы составить план, студентам необходимо связаться с руководителем факультета за 2-3 месяца до регистрации на курс. Кроме того, ниже приведен список требований колледжа и факультета перед регистрацией в PSY 370: 

    1. Студент должен иметь минимум 12 ш.ш. по дисциплине самостоятельного изучения.
    2. Студент должен иметь минимальный QPA 2,5 в целом и по специальности.
    3. Студент вместе с преподавателем, который руководит самостоятельным исследованием, должен подготовить план проекта с описанием:
    1. Тема самостоятельного исследования

    2. Методология/план действий

    3. Необходимое оборудование/ресурсы

    4. Продукты, ожидаемые от учащегося (например, бумага, видео, устная или постерная презентация)

    5. Методы оценки

    Этот план должен быть представлен научному руководителю факультета, заведующему кафедрой и декану вместе с регистрационной формой (которую можно получить у секретаря кафедры).

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *