7 неэтичных экспериментов, сделанных во имя науки
Жизнь
© Zan/Unsplash
Автор Ульяна Смирнова
18 июня 2020
Пока одни исследователи придерживаются строгих моральных принципов, другие готовы использовать любые средства для подтверждения своих гипотез.
За прогресс и новые знания человечеству не раз приходилось платить высокую цену. «РБК Стиль» уже рассказывал о людях, которые ставят экстремальные опыты над собой. В этот раз мы выбрали семь самых неоднозначных научных экспериментов, в которых участвовали дети, животные или пациенты, не подозревающие о проведении исследования.
Если сегодня высокие стандарты безопасности и кодексы академической этики защищают людей от возможных нежелательных последствий экспериментов, то несколько десятилетий назад ученые могли тайно заразить сотни здоровых мужчин сифилисом, превратить мальчика в девочку или скрестить человека с шимпанзе. Свои методы они оправдывали научными интересами.
Создание обезьяночеловека, 1927 год
Реклама на РБК www.adv.rbc.ru
В 2019 году китайские ученые из института зоологии Куньмина внедрили в эмбрион макаки человеческий ген микроцефалин, ответственный за рост мозга. Зарубежные специалисты тут же раскритиковали этот опыт и высказали сомнения в его этичности. В XX веке советский биолог Илья Иванов проводил куда более смелые эксперименты. В 1927 году во время экспедиции в Африку он пытался осеменить трех самок шимпанзе с помощью неизвестных человеческих доноров. При этом его методы отлова животных не отличались гуманностью. А когда подопытные не забеременели, ученый решил пойти по обратному пути и оплодотворить женщин биоматериалом самцов шимпанзе. Желающие принять участие скоро нашлись, но осуществить идею ученому так и не удалось. Во-первых, единственный выживший самец, достигший половой зрелости, не дожил до эксперимента. Во-вторых, Иванову не дали разрешение.
© Rolf Vennenbernd/Global Look Press
Тайное заражение сифилисом, 1932 год
Чтобы проследить все фазы развития сифилиса и изучить его последствия при отсутствии лечения, американские ученые в 1932 году провели эксперимент с 600 темнокожими мужчинами из города Таскиги в Алабаме. Часть невольных участников уже были больны, других инфицировали специально. Опыт продолжался 40 лет. Все это время вместо лекарства люди получали плацебо, заражали своих детей и жен. Ученые тщательно следили, чтобы до местных жителей не дошла информация о существовании эффективного в лечении сифилиса пенициллина. Их главной целью было наблюдение за тем, как болезнь разрушает тело человека. Жестокий эксперимент приостановили лишь в 1972 году, когда информация попала к журналистам. На тот момент в живых остались только 74 подопытных. В 1997 году Билл Клинтон публично извинился перед жителям Таскиги от лица нации.
Забор крови у жителей Таскиги
© wikimedia.org
Мертвые собаки на качелях, 1934 год
Исследователь Роберт Корниш из Калифорнийского университета много лет интересовался идеей воскрешения мертвых, а в середине 1930-х решил перейти от размышлений к действиям. Профессор придумал, как оживлять убитых собак с помощью «качелей». Основное условие — органы животных не должны быть сильно повреждены. Сначала ученый ввел пяти животным смертельную дозу эфира, а через 15 минут принялся раскачивать их на специальном столе. Так восстанавливалась циркуляция крови. Параллельно Роберт Корниш делал собакам уколы адреналина и коагулянтов. В результате манипуляций двое подопытных вернулись к жизни. А поскольку эксперименты на животных прошли удачно, профессор решил испытать метод на людях. Он даже договорился с осужденным на смертную казнь Томасом Макмониглом об использовании его тела, но местные чиновники не разрешили оживлять преступника.
Роберт Корниш
© wikimedia.org
Привитое заикание, 1939 год
Профессор психологии Уэнделл Джонсон из Университета Айовы с детства заикался, но был уверен, что причины этого не в наследственности, а в усвоенном поведении. На роль подопытных Джонсон выбрал сирот из детдома в Давенпорте. Детей разделили на две группы — с заиканием и без. Первых регулярно хвалили за правильное произношение и чистоту речи. Вторых наоборот, стали высмеивать и стыдить за малейшие речевые ошибки. Так продолжалось в течение полугода. За это время у нормально говорящих детей развилась сильная неуверенность в себе и появились признаки заикания, которые сохранились до конца их жизни. Из-за жестокости методов работу назвали «исследованием монстров», а в 2007 году выжившие участники получили компенсацию от штата и Университета Айовы.
Группа детей, над которыми был поставлен эксперимент
© learning-history.com
Двухголовые собаки, 1954 год
В 1954 году в подвальной лаборатории НИИ имени Склифосовского хирург Владимир Демихов пересадил на шею взрослой овчарки отрезанную голову двухмесячного щенка вместе с передними лапами. Для этого он сшил жизненно важные кровеносные сосуды животных при помощи иглы и нити, сделав общий круг кровообращения. Тем, кому довелось увидеть результат этого эксперимента, обычно становилось не по себе. Головы одновременно пили молоко из мисок, лизали друг друга, лаяли и иногда кусались. Все это было снято на кинопленку. Первый двухголовый пес умер через шесть дней, но хирург не сдавался. Он повторил тот же опыт еще два десятка раз. Ни одному из подопытных не удалось прожить дольше месяца. Животные погибали из-за отторжения тканей — в то время в стране не хватало иммунодепрессантов.
Двухголовая собака Демихова
© wikimedia.org
Слоновья доза, 1962 год
В начале 1960-х группа ученых из Университета Оклахомы решила подробнее изучить влияние на тот момент малоизвестного галлюциногенного наркотика ЛСД. В качестве «жертвы» был выбран подопечный зоопарка Оклахома-Сити — индийский слон по кличке Таско. Поскольку тогда исследователи еще не умели определять безопасную дозировку вещества, они ввели ему 297 мг. Это примерно в три тысячи раз больше, чем обычная доза наркомана. Очень скоро наркотик дал о себе знать: Таско стал громко трубить и бегать по загону, а потом упал на бок. Его глаза закатились, язык посинел, начались судороги. Встревоженные ученые вводили слону антипсихотические средства, но ничего не помогало.
Слон Таско
© Ben Maxwell/Salem Public LIbrary
Девочка из мальчика, 1967 год
В семье Джанет и Рона Реймер в 1965 году родились мальчики-близнецы. Малыши росли здоровыми, пока в шесть месяцев у них не появились проблемы с мочеиспусканием. По совету врачей пара отвезла сыновей на обрезание, но во время процедуры один из мальчиков получил удар током, разрушивший его пенис. Узнав эту историю, психолог Джон Мани предложил семье растить сына как дочь. Он предполагал, что именно воспитание делает человека мужчиной или женщиной. Дэвида кастрировали и назвали Брендой, но гипотеза врача не подтвердилась: ребенок никак не хотел ассоциировать себя с девочкой. Он рос одиноким и замкнутым, а в подростковом возрасте стал думать о самоубийстве. Глядя на несчастного сына, Реймеры рассказали ему правду.
Вскоре он сменил имя, сделал операцию по восстановлению полового органа и женился. Несмотря на это, в 38 лет он покончил с собой, как и его брат.Дэвид Реймер
© wikimedia.org
Теги: Джон Бойега
«черный сифилис», Стэнфордский эксперимент, электрошок Милгрэма и проект BLUEBIRD
Научные эксперименты часто оправдываются благими научными целями — их результаты порой могут в корне изменить вековые представления о той или иной сфере человеческой деятельности. Даже варварские эксперименты Йозефа Менгеле во времена Второй мировой войны частично стали почвой для изучения возможности выживания в экстремальных условиях, психологии жертв, более комплексного понимания проблем в сфере трансплантологии и хирургии. Опыты, в которых участвуют дети, животные и пациенты, даже не подозревающие, что над ними проводят эксперименты, вполне возможно, продолжаются и по сей день.
Читайте «Хайтек» в
Универсальный электрошок
В научном сообществе принято, что для наглядного доказательства научных теоретических выводов нужна контрольная группа. Врач из Цинциннати Робертс Бартолоу в 1847 году лечил больную по имени Мэри Рафферти, которая страдала от язвы в черепе. Язва в прямом смысле проела срединную часть черепной кости и мозг женщины выглядывал через это отверстие. Робертс пытался доказать свою теорию о том, что воздействие электрических разрядов может помочь активизировать регенерацию клеток костной ткани. С разрешения пациентки Бартолоу вставил электроды непосредственно в мозг и, пропуская по ним разряды тока, стал наблюдать за реакцией. Он повторил свой эксперимент восемь раз в течение четырех дней. Поначалу казалось, что Рафферти чувствовала себя прекрасно, но на более поздней стадии лечения впала в кому и через несколько дней умерла. Скорее всего, это произошло по причине слишком активного использования электрошока.
Удивительно, но Робертс, по сути, двигался в верном направлении, хотя это нисколько не оправдывает его действия. В этом году разработка ученых из Университета Огайо — электрохимические бинты, которые используют электрические импульсы — показала их колоссальную эффективность в сравнении с обычным обеззараживанием и наложением обычных стерильных повязок.
Общественность была в ярости — Бартолоу пришлось уехать и продолжить свою работу в другом штате. Ему даже не пришлось покидать страну — США не предъявили врачу никаких обвинений. Позже он поселился в Филадельфии и получил почетную должность преподавателя в медицинском колледже Джефферсона, доказав, что даже сумасшедшему ученому может сильно повезти в жизни.
Роберт БартолоуДоктор Лоретта Бендер из больницы Кридмор в Нью-Йорке провела большую часть 1960-х годов, занимаясь исследованиями в области электрошоковой терапии. Она подвергала маленьких детей воздействию электричества, пытаясь установить зависимость между реакциями ребенка и признаками шизофрении. Доктор Бендер выбирала своих пациентов в ходе собеседования, которое включало и физическое воздействие на определенные точки головы ребенка во время прилюдной демонстрации прозрачности эксперимента перед большой группой наблюдателей. У любого ребенка, который подергивал конечностями из-за этих манипуляций, как утверждала доктор Бендер, были ранние признаки шизофрении. О том, что впоследствии ожидает этих детей, наблюдатели не знали. Лоретта считала, что жесткая электрошоковая терапия — прорыв в лечении людей с психическими расстройствами. Позже ее коллеги сообщили, что она никогда не проявляла никакого сочувствия к детям, находящимся в эксперименте. В конечном итоге доктор Бендер использовала шоковую терапию для более чем 100 детей, младшему из которых было всего три года.
Что касается электрошоковой терапии для лечения психически нездоровых людей, — она используется и сейчас. Врачи применяют электросудорожную терапию (ЭСТ) для лечения тяжелой депрессии, суицидальных и невротических состояний и шизофрении.
ЭСТ чрезвычайно эффективна для выхода из кататонического синдрома, состояния, которое может быть симптомом шизофрении и включает в себя ступор, молчание, безмолвную агрессию и механическое повторение движений собеседника. Электросудорожная терапия благоприятно влияет на мышечное расслабление, тем самым ослабляя или купируя приступы, при которых тело больного будто бы каменеет от спазмов.
ЭСТ традиционно используется чаще для лечения депрессии или биполярного расстройства, чем для шизофрении. Считается, что она более эффективна для лечения психоза, когда также присутствуют и другие психические симптомы.
Вылечить сексуальное влечение через отвращение
Во времена официальной политики расовой сегрегации в Южной Африке армейский полковник и психолог доктор Обри Левин был назначен «лечить» гомосексуалистов, заключенных в тюрьму в военном госпитале недалеко от Претории. Находясь там, они были подвергнуты электросудорожной терапии, предназначенной для их «переориентации». Проект получил название «Аверсия». Во время этой жестокой терапии пациентам показывали изображения обнаженных мужчин и заставляли их самоудовлетворяться, после чего испытуемые получали мощный электрический разряд. Идея заключалась в том, что человек будет связывать свои порывы (сексуальное влечение к своему же полу) с болью и, в конечном итоге, на психическом уровне не захочет заниматься этим. Однако «лечение» распространялось не только на призывников-гомосексуалистов, но и на отказавшихся от службы по религиозным убеждениям и наркозависимых. Левин ненавидел наркоманов, и его докторская диссертация была агрессивным анализом последствий употребления марихуаны.
Когда апартеид наконец закончился, Левин покинул ЮАР, чтобы избежать наказания за нарушение прав человека. Он эмигрировал в Канаду и долгое время работал в местной больнице. Обри Левин (по прозвищу «Доктор Шок») был арестован в Канаде лишь после того, как и там попытался вылечить гомосексуалистов с помощью «терапии отвращения». Один из его пациентов тайно записал сеанс, в котором Левин подверг его насилию в попытках вызвать в нем тягу к людям противоположного пола. В 2013 году Доктор Шок был осужден на пять лет, но условно-досрочно освобожден на 18 месяцев после того, как было установлено, что он болен и не может подвергаться риску перелета, то есть из страны никуда не улетит. Его жена Эрика Левин была осуждена за препятствование достижению целей правосудия, когда она пыталась подкупить присяжного по делу ее мужа.
Левин сохранил свое канадское гражданство, но ему не разрешили вступать в контакт с кем-либо из его жертв, и, по иронии судьбы, врачу пришлось посещать психиатрические консультации по приговору суда. До сих пор правительство ЮАР не предпринимало никаких попыток привлечь его к ответственности за нарушения прав человека и преступления, совершенные им во время службы, более того, оно так и не сделало официальное заявление с перечислением жертв и пыток, которые они перенесли.
В 1961 году, через три месяца после того, как нацист Адольф Эйхман предстал перед международным судом за военные преступления, психолог Йельского университета Стэнли Милгрэм задумался, как стал возможным тот факт, что Эйхман и «его сообщники, принимавшие участие в Холокосте, просто следовали приказам». Чтобы выяснить, как на самом деле происходит, Милгрэм организовал эксперимент, предназначенный для измерения готовности человека подчиняться авторитетной фигуре. Два участника эксперимента (один из которых был актером, о чем сам испытуемый не знал) были помещены в две смежные комнаты, где они могли только слышать друг друга. Испытуемый задавал вопросы актеру. Каждый раз, когда актер отвечал на вопрос неправильно, испытуемый нажимал кнопку, которая била оппонента электрическим током. Хотя многие из испытуемых выразили желание остановить эксперимент при первых криках, которые были искусно сыграны, в какой-то момент эти вопли перестали их смущать, некоторые даже отметили определенное удовлетворение и стойкое желание, чтобы оппонент отвечал неправильно как можно дольше. В одной серии опытов основного варианта эксперимента 26 испытуемых из 40 вместо того, чтобы сжалиться над жертвой, продолжали увеличивать напряжение (до 450 В) до тех пор, пока исследователь не отдавал распоряжение закончить эксперимент. Эксперимент доказал, что власть опьяняет, и это было единственной причиной слепого подчинения во времена Вермахта.
Вылечить заикание или заставить заикаться
В 1939 году 22 сироты, живущие в Давенпорте, штат Айова, стали подопытными Уэнделла Джонсона и Мэри Тюдор, двух исследователей из Университета Айовы. Опыт был посвящен заиканию, однако его целью не было лечение речевого дефекта. Дети были разделены на две группы. Члены одной группы эффективно занимались с логопедами и постоянно получали похвалу за грамотную технику речи. Детей из другой группы сознательно калечили видоизмененными звуками и словами на занятиях, а также стыдили за любые речевые ошибки, которые они невольно делали на основании материала, который им преподавали. В конце концов, у детей из второй группы, которые нормально разговаривали до эксперимента, появились проблемы с речью, которые, как они сообщили суду в 2007 году, сохранились до конца жизни. Джонсон и Тюдор никогда не публиковали результаты своего исследования из страха. В 2007 году трое выживших участников второй группы и наследники умерших получили компенсацию от штата и Университета Айовы. Тем не менее, никаких комментариев от штата не поступило, и правительство США не дало никаких комментариев. Современные логопеды-дефектологи дали этому эксперименту название «Исследование монстров». Есть подозрение, что весь спектр психологических экспериментов так и остался только в головах и памяти докторов и их жертв.
Безжалостные эксперименты на полях войны
Возглавляемый во время Второй мировой войны японским генералом-хирургом Широ Исии отряд № 731 проводил эксперименты на своих пленных. Это специальное подразделение базировалось в оккупированном Китае, в заточении содержались до 400 заключенных одновременно. Главной целью исследований японское командование считало разработку химического и биологического оружия.
Жертвы подразделения 731 подвергались заражению сибирской язвой, холерой и чумой. В них стреляли из разных видов оружия. Ампутация, трансплантация и даже вскрытие грудной клетки выполнялись без анестезии. Исии часто спрашивал своих сотрудников, сколько бревен спилили в тот или иной день, «бревнами» он называл людей. Невероятно, но по окончании войны Исии и его сотрудники выторговали себе свободу, предложив биологические исследования правительству США. Штаты были действительно заинтересованы в разработке собственного мощного оружия массового поражения, потому Исии избежал ответственности за свою деятельность. Он умер в 1959 году своей смертью. Правительство Японии до сих пор отказывается публиковать материалы о проведенных опытах, вся информация поступала от бывших сотрудников или выживших жертв.
Манхэттенский проект по ядерному оружию был официально создан 13 августа 1942 года. До официального создания Манхэттенского проекта в ряде университетов Соединенных Штатов уже проводились ядерные исследования. В Rad Lab (Радиационная лаборатория — «Хайтек») в Калифорнийском университете в Беркли проводились исследования под руководством Эрнеста Лоуренса. Самым значительным открытием Лоуренса стало его изобретение циклотрона, известного под кличкой «атомный разбойник», который мог ускорять атомы в вакууме и с помощью электромагнитов провоцировать их столкновения со скоростью до 25 тыс. миль в секунду. Лоуренс полагал, что его машина сможет быстро делить атомы урана-235 с помощью электромагнитного разделения, одного из четырех возможных методов разделения изотопов урана, что в конечном итоге будет рассмотрено во время Манхэттенского проекта. Также в это же время ученые Беркли Эмилио Сегре и Гленн Сиборг доказали, что элемент 94, который они назвали плутонием, также может быть использован в ядерных реакциях.
Тем временем в Колумбийском университете группа ученых, включая Энрико Ферми, Лео Сциларда, Уолтера Зинна и Герберта Андерсона, провела эксперименты с использованием цепных ядерных реакций. Производство было перенесено в Металлургическую лабораторию в Чикагском университете в феврале 1942 года.
Когда Манхэттенский проект приблизился к производству бомбы, правительство США начало рассматривать варианты ее использования в военное время. В мае 1945 года военный секретарь Генри Л. Стимсон с одобрения президента Гарри Трумэна учредил Временный комитет для выработки рекомендаций по использованию бомбы в военное время и разработки атомной политики в послевоенный период.
16 июля начался обратный отсчет атомной истории, когда первая атомная бомба в мире была испытана на площадке Тринити в пустыне Нью-Мексико. Плутониевая бомба «Гаджет» взорвалась с силой около 20 кт, создав грибовидное облако, которое поднялось на 8 миль в высоту и оставило кратер глубиной 10 футов и шириной более 1 тыс. футов.
6 августа Соединенные Штаты сбросили свою первую атомную бомбу на Хиросиму. Урановая бомба «Малыш» взорвалась с мощностью около 13 кт. Считается, что за четыре месяца после взрыва от бомбы погибло от 90 до 166 тыс. человек. По оценкам США, в результате взрыва погибли 200 тыс. или более человек, а впоследствии 237 тыс. человек умерли в результате воздействия бомбы — по причине лучевой болезни или онкологических заболеваний, возникших из-за облучения.
Три дня спустя на Нагасаки была сброшена вторая атомная бомба — 21-килотонный плутониевый «Толстяк». Сразу после атомного взрыва погибли от 40 до 75 тыс. человек, а еще 60 тыс. человек получили тяжелые ранения. Общее число смертей к концу 1945 года достигло 80 тыс. Япония сдалась спустя восемь дней после первого удара — 14 августа.
Нетолерантное заражение
Эксперимент Таскиги — так назвали 40-летнее исследование последствий заражения сифилисом у афроамериканских мужчин, начатое в 1932 году. Заявленная цель исследования состояла в том, чтобы изучить воздействие сифилиса при отсутствии лечения у 600 афроамериканских мужчин из округа Мейкон, Алабама — от момента заражения и в течение всей их жизни.
Здоровые чернокожие мужчины были заражены сифилисом искусственно якобы в рамках добровольного медицинского исследования. Тем не менее, они не были проинформированы о своем состоянии, вместо этого им сказали, что они испытывают симптомы, связанные с «плохой кровью» или «усталостью». Проведенное Службой общественного здравоохранения США совместно с Университетом Таскиги исследование обещало бесплатное лечение и расходы на погребение, если какой-либо субъект скончается в ходе эксперимента.
Университет города Таскиги — частное учебное заведение в штате Алабама. Был основан в 1881 для чернокожих студентов в рамках проекта по расширению доступного образования для «цветного» населения после Гражданской войны в США.
На самом деле никто об испытуемых не заботился, они лишь подвергались многочисленным заборам крови и костного мозга для получения исследовательского материала.
Лишь в 1972 году, когда осведомитель сообщил об этом эксперименте национальной прессе, исследование было закрыто. 74 из первоначальных испытуемых были еще живы, а 100 человек умерли от невылеченного сифилиса. В 1992 году после коллективного иска оставшиеся в живых получили $40 тыс. и извинения от 42-го президента США Билла Клинтона. Правительство США засекретило все документы об исследовании Таскиги, чтобы не провоцировать манипуляций со стороны афроамериканского населения США.
Всего в рамках эксперимента, который назвали «черный сифилис», жертвами стали 600 афроамериканских мужчинЦРУ лишает памяти
Проект BLUEBIRD был утвержден директором ЦРУ в 1950 году, спустя год его переименовали в ARTICHOKE. В рамках исследований ученые проводили эксперименты по искусственному созданию у человека амнезии, гипнозу потенциальных информаторов и «маньчжурского кандидата». Документы, которые попали в публичное пространство, доказывают, что информаторов эффективно гипнотизировали, и они проходили тесты в реальных симуляциях.
«Маньчжурский кандидат» — термин вошел в обиход после одноименного фильма (1962 и 2004 годов) — экранизации романа Ричарда Кондона. Обозначает агента, наделенного ложными воспоминаниями и бессознательно исполняющего команды (обычно он запрограммирован регулярно докладывать обстановку), что гарантирует невозможность выдать своих коллег.
Как писали в 1979 году американские СМИ, экспериментальный допрос в рамках проекта ARTICHOKE проводился в безопасном доме в отдаленной сельской местности, где работали сотрудники службы безопасности. Он проводился под прикрытием обычной психологической экспертизы. Когда субъект был доставлен до места проведения исследования, сначала он подвергался обычному допросу, а затем ему наливали немного виски. Вслед за алкоголем испытуемому давали 2 г фенобарбитала, который усыплял его сознательность. После проведения теста на детекторе лжи субъекту вводили внутривенные химикаты. Таким образом, создание искусственных воспоминаний или стирание реальной памяти происходили без контроля испытуемого. Процедура повторялась раз за разом, после каждого этапа проводился допрос.
Операции ARTICHOKE включали детальное, систематическое создание определенных видов амнезии, новых ирреальных воспоминаний и гипнотически запрограммированных протоколов поведения. Например, сотрудница Службы безопасности ЦРУ была загипнотизирована и ей была дана ложная личность. Она горячо защищала ее, отрицая свое истинное имя, и убедительно оправдывалась удостоверениями, подтверждающих ее новое имя, возраст и иные данные. Позже, после того, как ложная личность была стерта с помощью внушения, ее спросили, слышала ли она когда-нибудь имя, которое она считала своим за пять минут до этого. Она подумала и сказала, что никогда его не слышала.
Проекты ARTICHOKE и BLUEBIRD, затем переименованные в MKULTRA и MKSEARCH, существовали вплоть до 1972 года. После закрытия директор ЦРУ Ричард Хелмс приказал уничтожить все документы, связанные с этими проектами.
Проект MKULTRA представлял собой 149 различных экспериментальных программ. Ряд испытаний был направлен исключительно на разработку и тестирование препаратов для контроля сознания. Цель этих тестов состояла в том, чтобы найти или разработать вещества, которые помогут уполномоченных органам получать показания на допросах и впоследствии инициировать у допрашиваемых кратковременную амнезию. ЦРУ спонсировало и исследования с помощью ЛСД. В характеристиках ЛСД при испытаниях отмечали: «Наиболее острые эффекты — спутанность сознания, беспомощность и крайняя тревога — вызываются даже небольшими дозами этого вещества. Основываясь на этих реакциях, его потенциальное использование в агрессивной психологической войне и в проведении допросов может оказаться крайне действенным. Он может стать одним из наиболее важных психохимических агентов».
Неэтичная практика врачей и непосредственное участие фармацевтических компаний являются частью истории испытаний галлюциногенов. По разрешению TOP SECRET компания Eli Lilly в 1953 году получила грант в размере $400 тыс. на производство и поставку ЛСД в ЦРУ. Армейские исследования ЛСД продолжались в 1977 году, когда вещество считалось контролируемым. По меньшей мере, 1 500 солдат получили ЛСД без информированного согласия в рамках экспериментов по контролю над разумом в армии. Эти факты никогда не подвергались этической проверке, какой-либо политике или заявлению о позиции какой-либо медицинской организацией.
Другая группа проектов состояла из экспериментов и исследований нехимического контроля сознания. По большому счету, психологи и социологи были невольно вовлечены в эксперимент, в то время как врачи, химики и биологи имели доступ ко всей информации и знали, что они работают на ЦРУ.
Четыре из подпроектов MKULTRA были посвящены исследованиям детей. Преднамеренное создание множественной личности у детей было планом проектного предложения MKULTRA, представленным для финансирования 30 мая 1961 года.
Простые истины Филипа Зимбардо
Первоначально целью Стэнфордского тюремного эксперимента 1971 года, который стал одним из самых заметных психологических опытов, была наглядная демонстрация возможных реакций людей в ситуации тотального всевластия и совершенного бессилия.
Более 70 человек по объявлению вызвались принять участие в исследовании, которое планировали проводить в помещениях, имитированных под настоящую тюрьму. Научным руководителем исследования был 38-летний профессор психологии Филип Зимбардо. Он и его коллеги-исследователи отобрали 24 участников и случайным образом дали им роли заключенного или охранника. Зимбардо проинструктировал «охранников» и ясно дал понять, что хотя «заключенным» не может быть причинен физический вред, «охранники» должны попытаться создать атмосферу, в которой «заключенные» чувствовали себя бессильными. Исследование началось в воскресенье, 17 августа 1971 года.Предположим, у вас есть дети, которые вполне здоровы, и психологически, и физически. Но если они узнают, что попадут в тюрьму, или в место, схожее с тюрьмой, и некоторые из их гражданских прав будут вероломно нарушены, вы уверены, что они не потеряют человеческое лицо?
Филип Зимбардо
Фиктивная тюрьма состояла из трех камер площадью от 6 до 9 кв. м. В каждой камере содержались трое «заключенных» и стояли три койки. Другие комнаты напротив камер использовали исполняющие роль тюремных надзирателей. Еще одно небольшое помещение считалось тюремным двором.
Во время исследования заключенные должны были оставаться в фиктивной тюрьме 24 часа в сутки. «Охранникам» было поручено работать в командах из трех человек в течение восьмичасовой смены. После каждой смены «охранникам» разрешалось возвращаться в свои дома до следующей смены. Исследователи смогли наблюдать за поведением заключенных и охранников, используя скрытые камеры и микрофоны.
Хотя эксперимент в Стэнфордской тюрьме первоначально планировался на 14 дней, его пришлось остановить только после шести из-за того, какая атмосфера сложилась внутри коллектива участников эксперимента. «Охранники» стали оскорблять «заключенных», и у последних начали проявляться признаки крайнего стресса и тревоги.
Фото: Stanford Historical Photograph CollectionДаже сами исследователи упустили из виду реальную катастрофичность ситуации. Зимбардо, который тоже играл роль тюремного надзирателя, не обращал внимания на оскорбительное поведение своих «коллег», пока аспирантка Кристина Маслах не высказала свои опасения относительно аморальности продолжения эксперимента.
Тюремный эксперимент в Стэнфорде часто приводят в качестве примера неэтичного исследования. Эксперимент не может повториться исследователями сегодня, потому что он не соответствует стандартам, установленным многочисленными этическими кодексами, в том числе Кодексом этики Американской психологической ассоциации. Зимбардо и сам неоднократно признавал этические проблемы исследования.
С развитием технологий и ресурсов СМИ скрыть изучаемые пороки все сложнее. Современная наука способна предложить 3D-моделирование, виртуальную реальность или возможности ИИ для проведения безопасных и результативных тестов. Благодаря вышеупомянутым проектам ученые разработали более эффективные способы сбора информации, лечения физических и психических болезней и даже уничтожения друг друга в ходе войн. Хотя не всегда их исследования вообще преследовали научную цель. Но помнит ли человечество о жертвах этого «прогресса»?
20 Самые неэтичные эксперименты в психологии
Человечество часто платит высокую цену за прогресс и понимание — по крайней мере, так обстоит дело во многих известных психологических экспериментах. Эксперименты над людьми — очень интересная тема в мире человеческой психологии. В то время как некоторые известные эксперименты в области психологии вызывали у испытуемых временное расстройство, другие оставили участников с пожизненными психологическими проблемами . В любом случае легко задать вопрос: «Что этично, когда дело касается науки?» Кроме того, есть эксперименты, в которых участвуют дети, животные и подопытные, которые не знают, что над ними экспериментируют. Как далеко слишком далеко, если результат означает лучшее понимание человеческий разум и поведение ? Мы думаем, что нашли 20 ответов на этот вопрос в нашем списке самых неэтичных экспериментов в психологии .
Эмма Экштейн
Хотя 27-летняя Эмма Экштейн обратилась за помощью к Зигмунду Фрейду только из-за болезней желудка и легкой депрессии, знаменитый австрийский врач решил неэтично использовать молодую женщину в серии экспериментов. Фрейд неоднократно говорил Эмме, что ее лечили от «истерии» и «чрезмерной мастурбации» — двух привычек, которые тогда считались признаками нездоровья психики. В одном печально известном катастрофическом лечении Эмме дали только кокаин и местный анестетик, прежде чем внутреннюю часть ее носа прижгли. Фрейд продолжал «лечить» Эмму в течение трех лет, и до сих пор неясно, каковы были его намерения в отношении молодой женщины.
Электрошоковая терапия у детей
Доктор Лауретта Бендер из больницы Кридмор в Нью-Йорке провела большую часть 1960-х годов, подвергая маленьких детей электрошоковой терапии . Доктор Бендер отбирала своих пациентов в процессе собеседования, которое включало в себя небольшое давление на голову ребенка, когда они сидели перед большой группой. Доктор Бендер утверждал, что любой ребенок, который двигался под давлением, проявлял ранние признаки шизофрении. Она считала эту суровую терапию революционным методом лечения людей с социальными проблемами, и ее сверстники сообщали, что она никогда не проявляла никакого сочувствия к детям, находящимся на ее попечении. В конечном итоге доктор Бендер использовал шоковая терапия на более чем 100 детях, младшему из которых было три года.
Операция «Полуночная кульминация»
В 1950-х годах Центральное разведывательное управление спонсировало исследовательский проект по контролю над разумом , получивший название Операция «Полуночная кульминация » . Цель операции заключалась в изучении воздействия ЛСД на людей, поэтому несогласные лица в Сан-Франциско и Нью-Йорке были заманены оплачиваемыми ЦРУ проститутками в конспиративные квартиры, где им подсовывали изменяющие сознание вещества, такие как ЛСД, а затем наблюдение из-за одностороннего стекла. В течение следующего десятилетия Операция Midnight Climax предоставила правительству обширные знания по таким темам, как наркотики, изменяющие сознание, технологии наблюдения и даже сексуальный шантаж. К счастью для невольных испытуемых , Операция «Полночная кульминация » была закрыта в 1965 году.
Исследование монстров
Мэри Тюдор , два исследователя из Университета Айовы. Исследование было посвящено заиканию, но оно пошло не совсем так, как вы могли подумать. Детей разделили на две группы. Члены одной группы прошли положительную логопедическую терапию и постоянно хвалились за беглость речи. Другая группа прошла негативную логопедическую терапию, которая включала в себя принижение любого несовершенства речи, которое им довелось сделать. В конце концов, у детей из второй группы, которые до эксперимента говорили нормально, развились проблемы с речью, которые, как сообщается, сохранялись на всю оставшуюся жизнь. Джонсон и Тюдор никогда не публиковали результаты своего исследования, опасаясь, что их будут сравнивать с человека-экспериментатора среди нацистов.
Project MKUltra
С 1953 по 1973 год правительство Соединенных Штатов провело серию из неэтичных экспериментов , предназначенных для выяснения наилучших способов манипулирования психическим состоянием граждан, а затем для «разработки химических материалов, пригодных для использования в тайные операции». В совокупности эксперименты назывались Project MKUltra и официально спонсировались ЦРУ. Каждый эксперимент включал в себя подвергание ничего не подозревающих американцев таким вещам, как наркотики, изменяющие сознание, сенсорная депривация, словесные и сексуальные оскорбления, крайняя изоляция, гипноз и другие формы пыток. Субъекты были найдены в университетах и в больницы и тюрьмы . К счастью, проект MKUltra в конечном итоге был закрыт Конгрессом.
Проект отвращения
В эпоху апартеида в Южной Африке армейский полковник и психолог доктор Обри Левин был назначен ответственным за «лечение» гомосексуалистов в стране. Тысячи гомосексуалистов были заключены в военный госпиталь Voortrekkerhoogte недалеко от Претории. Находясь там, они подвергались электросудорожной терапии отвращения, призванной «переориентировать» их. За это жестокая терапия , мужчинам-гомосексуалистам показывали фотографии обнаженных мужчин, а затем побуждали их фантазировать перед тем, как подвергать их жестоким ударам током. Когда апартеид наконец закончился, Левин покинул Южную Африку, чтобы его не назвали нарушителем прав человека . Он эмигрировал в Канаду и в настоящее время работает в клинической больнице.
Ненужная смена пола
Пенис Дэвида Питера Реймера, которому исполнилось семь месяцев, был случайно поврежден во время обычного обрезания. Доктор Джон Мани , психолог , изучающий идею о том, что гендер изучается, убедил семью Реймеров в том, что их сын теперь с большей вероятностью достигнет успешного полового созревания, если его сексуально изменить как женщину. На протяжении многих лет доктор Мани продолжал сообщать, что переназначение было ничем иным, как успешным, хотя он, по-видимому, не посоветовался с Дэвидом. Прежде чем покончить жизнь самоубийством в возрасте 38 лет, Дэвид настаивал на том, что никогда не идентифицировал себя как женщину, и описал детство, в течение которого его дразнили, жестоко подвергали остракизму сверстники, и он был в крайней депрессии.
Стэнфордский тюремный эксперимент
Стэнфордский тюремный эксперимент, возможно, одна из самых известных форм экспериментов над людьми , когда-либо проводившихся, имел место в августе 1971 года. Целью Стэнфордского тюремного эксперимента было изучение причин конфликт между заключенными и теми, кто их охраняет. Двадцать четыре студента-мужчины были случайным образом распределены на роли охранников или заключенных, а затем размещены в соответствии с их ролью в специально спроектированной модельной тюрьме, расположенной в подвале 9-го корпуса. Здание 0003 психологии в кампусе Стэнфорда. Вскоре стало очевидно, что те, кому доверили роль охранников, очень серьезно относились к своей работе. Они начали применять жестких мер и подвергали своих «заключенных» психологическим пыткам разной степени . Если это удивительно, возможно, еще более удивительно, что многие заключенные в эксперименте просто мирились с издевательствами. Авторитарные меры, принятые охраной, стали настолько экстремальными, что эксперимент был резко остановлен всего через шесть дней.
Эксперимент Милгрэма
В 1961 году, через три месяца после того, как нацист Адольф Эйхман предстал перед судом за военные преступления, психолог Йельского университета Стэнли Милграм задался вопросом, как это возможно, что Эйхман и «миллион его сообщников в Холокосте просто выполняли приказы. ” Чтобы выяснить, возможно ли такое, Милгрэм поставил эксперимент, предназначенный для измерения готовности человека подчиняться авторитетной фигуре. В эксперименте два участника (один из которых тайно был актером) были разделены на две комнаты, где они могли только слышать друг друга. Затем испытуемый зачитывал актеру серию вопросов. Каждый раз, когда актер отвечал на вопрос неправильно, испытуемый нажимал кнопку, которая вводила 9 баллов.0003 удар током актеру. Хотя многие из испытуемых выразили желание прекратить эксперимент при первых признаках крика, почти каждый из них продолжал нажимать на кнопку, когда им сказали, что они не будут нести личной ответственности за какие-либо последствия.
Испытания наркотиков на обезьянах
В 1969 году исследовательский центр начал неэтичный эксперимент по изучению последствий наркомании с использованием животных. Большое количество обезьян было обучено вводить себе морфин, алкоголь, кокаин, кодеин и различные амфетамины. Как только каждое животное научилось делать себе инъекции, оно, по сути, осталось наедине с большим запасом наркотиков. Неудивительно, что обезьяны сильно обезумели. Некоторые пытались сбежать и при этом ломали конечности. Другие содрали весь мех с разных частей тела. Некоторые смешивали различные наркотики и умирали в течение нескольких недель.
Эксперимент по выражению лица
В 1924 году психолог Карни Лэндис из Миннесотского университета начал эксперимент по изучению общих выражений лица. В частности, он хотел знать, у всех ли были одинаковые выражения счастья, шока, отвращения и т. д. Чтобы провести свой эксперимент , Лэндис набрал несколько студентов добровольцев , затем закрасил линии их лицевых мышц черным цветом. Затем он выставил каждому участника на различные раздражители, чтобы сфотографировать их реакции. Некоторые из таких стимулов включали порнографию, аммиак, прикосновение к рептилиям и обезглавливание крыс, последнее из которых в конечном итоге превратило эксперимент в нечто, напоминающее эксперимент Милгрэма . Треть участников добровольно обезглавили крысу, когда ей сказали, несмотря на то, что они не знали, как это сделать гуманно . Для тех, кто сомневался в указании убить крысу, Лэндис обезглавил животное.
Маленький Альберт
Те, кто занимается психологией , вероятно, уже знают имя Джон Ватсон . Уотсон известен как «отец бихевиоризма» и часто использовал сирот в своих различных экспериментах. В одном хорошо известном и особенно неэтичном эксперименте Ватсон использовал девятимесячного сироту, известного как Маленький Альберт . Поначалу Маленький Альберт видел множество звуков и звуков, включая кроликов, обезьян, горящую газету и всевозможные маски. На втором этапе эксперимента Уотсон познакомил Маленького Альберта с белой крысой. Как и во всем остальном Маленький Альберт не проявлял никакого страха перед крысой. Так было до тех пор, пока Ватсон не начал издавать громкие звуки стальным стержнем каждый раз, когда Альберт прикасался к животному. Неудивительно, что присутствие крысы стало тревожным. Вскоре Маленький Альберт выразил страх перед чем-то пушистым и/или белым, в конечном счете доказав гипотезу Уотсона о том, что страх может быть обусловлен.
Эксперимент с куклой Бобо
Еще одна эпоха 1960-х Стэнфордский эксперимент , психолог Альберт Бандура инициировал эксперимент, призванный продемонстрировать, как дети учатся поведению. Эксперимент Бандуры состоял из 72 детей младшего возраста и большой надувной куклы по имени Бобо. У Бандуры был процент его юных испытуемых, которые наблюдали, как взрослый жестоко оскорблял Бобо физически и словесно , а затем оставлял каждого ребенка наедине в комнате с куклой. Возможно, неудивительно, что большое количество детей также начали издеваться над Бобо, многие из них довольно яростно . Бандура повторил свои опыты дважды и каждый раз получал одинаковые результаты.
Яма Отчаяния
Гарри Харлоу — сравнительный психолог, стоявший за « Яма Отчаяния, » — неэтичный эксперимент , в котором использовались обезьяны для изучения клинической депрессии. Харлоу собрал группу обезьян в возрасте от трех месяцев до трех лет. Прекрасно зная, что молодые обезьяны остаются со своими матерями дольше, чем большинство млекопитающих, Харлоу изолировал своих детенышей.0003 испытуемых в маленьких одиноких камерах. Каждая обезьяна в эксперименте Харлоу уже была связана со своей матерью, и поэтому обезьяны вскоре впали в крайнюю депрессию. Через короткое время обезьяны перестали играть и взаимодействовать, а двое из них даже уморили себя голодом, отказываясь есть. Эксперимент Харлоу был широко осужден как жестокий и ненужный , и большинство согласилось, что результаты были «здравыми».
Эффект свидетеля
В 1968 году психологи Бибб Латане и Джон Дарли заинтересовались идеей эффекта свидетеля — то есть идеей о том, что свидетели не предпринимают действий, чтобы помочь кому-то, когда они находятся в большой группе. Их интерес был вызван убийством Китти Дженовезе (на фото), молодой женщины, которая была зарезана на глазах у множества свидетелей, ни один из которых не вмешался, чтобы спасти ее жизнь. Сначала эксперимента психологов были относительно безвредный . Однако вскоре их стало гораздо больше неэтичных . В одном эксперименте испытуемых из были помещены в комнату с актером, который затем симулировал припадок. Исследование показало, что, когда группа испытуемых стала свидетелем припадка, лишь немногие из них вышли на помощь. Однако испытуемые, находившиеся в комнате наедине с актером, были готовы действовать гораздо быстрее.
Эксперимент с выученной беспомощностью
В 1965 году Мартин Селигман провел неэтичный эксперимент с использованием собак. Цель эксперимента состояла в том, чтобы увидеть, как можно воспринимать контроль и можно ли научить беспомощности . Для начала Селигман поместил собаку в коробку, разделенную посередине невысоким барьером. Затем он применил болевой шок , от которого собака могла убежать, перепрыгнув через барьер. Неудивительно, что каждая собака быстро усвоила, что если она прыгнет на другую сторону коробки, то сможет избежать боли от удара током. Но Селигман взял свою эксперимент еще один шаг. Затем он запряг группу собак вместе, чтобы они не смогли убежать, когда он ударил их током. На следующий день он поместил тех же собак по отдельности в исходную коробку. Но на этот раз, хотя каждая собака могла просто перепрыгнуть барьер в безопасное место, ни одна из них этого не сделала. Их учили быть беспомощными.
Расизм среди учеников начальной школы
Этот спорный эксперимент — единственный в нашем списке, который не проводился настоящим психолог . Скорее, Джейн Эллиотт была учительницей начальной школы, а ее испытуемых были ее 8-летними учениками. В 1968 году, через несколько дней после убийства Мартина Лютера Кинга-младшего, Эллиот изо всех сил пыталась объяснить расизм своим молодым ученикам. Вместо этого она разделила их на две группы: одна группа состояла из учеников с карими глазами, а другая — из детей с голубыми глазами. Затем Эллиот относился к людям с голубыми глазами как к высшей группе и ссылался на фальшивые научных исследования утверждали, что голубоглазые были лучше. Через несколько недель она поменяла группы. Хотя многие ученики в классе Эллиот позже расценили эксперимент в классе как «изменивший жизнь», Эллиот получила общественную негативную реакцию по поводу ее методов обучения. В то время как у некоторых людей просто была проблема с обманом таких маленьких детей, у других была проблема с тем фактом, что она подвергала белых детей плохому обращению .
UCLA Schizophrenia Experiments
Начиная с 1983 года, психологи-исследователи UCLA Michael Gitlin и Keith H. Nuechterlein приложили огромные — и часто неэтичные — усилия для изучения того, почему и как у людей, страдающих шизофренией, случаются рецидивы. В частности, два врача хотели выяснить, можно ли предсказать психоз. Они завербовали сотни шизофреников для участия в эксперименте, а затем отменили прием многих из них лекарств . К сожалению, Гитлин и Нюхтерляйн не смогли спланировать подходящие сроки, в которые их испытуемых могли вернуться к своим лекарствам. Они также не смогли защитить участников во времена, когда их изучали. Кульминацией их неудачи стало то, что один испытуемый , Антонио ЛаМадрид, спрыгнул с крыши девятиэтажного здания и погиб.
Эксперимент «Добрый самаритянин»
Этот эксперимент Принстонского университета был направлен на проверку того, насколько люди готовы совершать добрые дела. Эксперимент включал приглашение 40 студентов произнести речь о том, что значит быть добрым самаритянином. Однако на пути к выступлению каждого участника был поставлен актер, который симулировал сильного страдания и боли . Для части участников актер даже вел себя так, как будто они были частью чрезвычайной ситуации, такой как сердечный приступ. Поразительно, но менее 50% студентов остановились, чтобы помочь актеру, и менее 10% из группы «высокой срочности» остановились. Напоминание: много участника не пожелали помочь, хотя они собирались обсудить преимущества быть добрым самаритянином.
Эксперимент «Пещера разбойников»
Верность является мощным мотиватором, что доказано экспериментом «Пещера разбойников». Психолог Музафер Шериф организовал этот эксперимент во время трехнедельного летнего лагеря в государственном парке Робберс Кейв в Оклахоме. Шериф разделил участников лагеря — всех мальчиков 11 и 12 лет — на две группы. Сначала ни одна группа не знала о существовании другой. После нескольких дней общения обеим группам разрешили соревноваться друг с другом в различных игры . Игры и так были полны напряжения, но оно стало еще более напряженным, когда Шериф манипулировал исходами так, что окончательные результаты игр всегда были очень близкими. К счастью для всех участников, на заключительном этапе эксперимента Шерифа две группы мальчиков работали вместе для достижения общей цели. В то время как эксперимент показал спорных его использование детей, которые не знали, что они стали испытуемыми , конечным результатом стала одна большая группа мальчиков, которые все ладили.
Связанные ресурсы:
- Какие карьеры в экспериментальной психологии?
- Что такое экспериментальная психология?
- 25 самых влиятельных психологических экспериментов в истории
Каковы 10 самых неэтичных психологических экспериментов?
Каковы 10 самых неэтичных психологических экспериментов? Клифф Штамп 2021-04-18T21:29:16+00:00
Как и все науки, психология опирается на эксперименты для подтверждения своих гипотез. Это ставит исследователей в затруднительное положение, поскольку эксперименты требуют манипулирования одним набором переменных. Манипулирование людьми может быть неэтичным и может привести к прямому вреду. В настоящее время эксперименты с участием людей должны соответствовать высоким стандартам безопасности для всех участников исследования. Хотя этические стандарты и стандарты безопасности в 21 веке защищают людей от любых возможных вредных последствий экспериментов и исследований, всего несколько десятилетий назад условия были далеки от идеальных и во многих случаях были просто вредными.
10. Стэнфордский тюремный эксперимент (1971). Этот пример неэтичного исследования произошел в августе 1971 года, когда доктор Филип Зимбардо из Стэнфордского университета начал финансируемый военно-морским флотом эксперимент по изучению эффектов динамики власти между тюремными надзирателями и заключенными. Прошло всего шесть дней, прежде чем эксперимент провалился. Участники настолько полностью вжились в свои роли, что «офицеры» стали психологически мучить заключенных, а заключенные стали агрессивно относиться к офицерам. Заключенные, в свою очередь, дрались с охранниками и отказывались выполнять просьбы. На второй день заключенные отказались подчиняться охранникам, и охранники начали угрожать заключенным расправой вопреки их указаниям. К 6-му дню охранники изводили заключенных физически и морально, а некоторые охранники причиняли заключенным вред. На этом Зимбардо остановил эксперимент.
9. Исследование монстров (1939). «Исследование монстров» — яркий пример неэтичного психологического эксперимента над людьми, изменившего мир. Венделл Джонсон, психолог из Университета Айовы, провел эксперимент по изучению заикания на 22 сиротах. Его аспирантка Мэри Тюдор экспериментировала, а Джонсон руководил ее работой. Она разделила группу из 22 детей на две группы. Каждая группа представляла собой смесь детей с речевыми проблемами и без них. Одна группа получала поддержку и положительные отзывы, а другую высмеивали за любые проблемы с речью, включая несуществующие проблемы. Дети, над которыми высмеивались, естественно, не двигались вперед, а у некоторых сирот, не имевших проблем с речью, эти самые проблемы развились.
Исследование продолжалось в течение шести месяцев и вызвало длительные хронические психологические проблемы у некоторых детей. Исследование причинило столько вреда, что некоторые из бывших испытуемых получили денежную премию от Университета Айовы в 2007 году из-за причиненного им вреда.
8. Эксперимент соответствия Милгрэма (1961 ). После ужасов Второй мировой войны исследователи-психологи, такие как Стэнли Милгрэм, задавались вопросом, что заставляет обычных граждан вести себя так же, как те, кто совершал злодеяния в Германии. Милгрэм хотел определить, как далеко зайдут люди, совершая действия, которые могут нанести ущерб другим, если им будет приказано или поощрено сделать это авторитетное лицо. Эксперимент Милгрэма показал противоречие между подчинением приказам авторитетной фигуры и личной совестью.
В каждом эксперименте Милграм назначил трех человек учителем, учеником или экспериментатором. «Ученик» был подсаженным Милгрэмом актером и находился в комнате, отдельной от экспериментатора и учителя. Учитель пытался научить учащегося составлять небольшие наборы словесных ассоциаций. Когда ученик ошибался в паре, учитель бил его электрическим током. На самом деле шока не было. Ученик притворялся, что испытывает все большее и большее беспокойство. Когда некоторые учителя выражали сомнения по поводу увеличения уровня ударов током, экспериментатор побуждал их к этому.
Многие испытуемые (учителя) испытывали тяжелые и продолжительные психологические расстройства. Эксперимент Милгрэма по конформизму стал олицетворением благонамеренных психологических экспериментов, которые пошли не так.
8. Дэвид Реймер (1967–1977) . Когда Дэвиду Реймеру было восемь месяцев, его половой член был серьезно поврежден во время неудачного обрезания. Его родители связались с Джоном Мани, профессором психологии и педиатрии Университета Джонса Хопкинса, который был исследователем гендерного развития. Поскольку у Дэвида был идентичный брат-близнец, Мани рассматривал ситуацию как редкую возможность провести свой собственный эксперимент с природой пола, посоветовав родителям Реймера изменить пол Дэвида как женщину. Теория Мани заключалась в том, что гендер был полностью социологической конструкцией и в первую очередь находился под влиянием воспитания, а не природы. Деньги были катастрофически неправильными.
Реймер никогда не идентифицировал себя как женщину и развил сильную психологическую привязанность к тому, чтобы быть мужчиной. В 14 лет родители Реймера рассказали ему правду о его состоянии, и он решил стать мужчиной. Хотя позже ему сделали операцию по исправлению первоначальной смены пола, он страдал от глубокой депрессии, связанной с его сексом и гендерными проблемами, и покончил жизнь самоубийством в 2004 году. Желание Мани проверить свой спорный психологический эксперимент на людях без их согласия стоило кому-то жизни.
7. Эксперимент Лэндиса с выражением лица (1924). В 1924 году в Университете Миннесоты Карни Лэндис поставил эксперимент на людях, чтобы исследовать сходство выражений лица разных людей. Он хотел определить, демонстрируют ли люди похожие или разные выражения лица, испытывая общие эмоции.
Карни выбрала в качестве участников студентов, которых познакомили с различными ситуациями, чтобы вызвать эмоциональные реакции. Однако, чтобы вызвать отвращение, он приказал участникам обезглавить живую крысу. Треть участников отказались это делать, а две трети подчинились, что сильно травмировало их самих и крыс. Этот неэтичный эксперимент является одной из многих причин, по которым были созданы наблюдательные советы, которые внесли радикальные изменения в политику в отношении экспериментов, проводимых на людях.
6. Проект «Отвращение» (1970-е и 80-е годы). В годы апартеида в Южной Африке врачи южноафриканской армии пытались «вылечить» гомосексуальность у призывников, заставляя их проходить электрошоковую терапию и химическую кастрацию. Военные также заставляли призывников-геев проходить операции по смене пола. Это произошло как часть секретной военной программы, возглавляемой доктором Обри Левином, которая стремилась изучить и искоренить гомосексуальность в вооруженных силах еще в 19 году. 89. За исключением нескольких случаев жестокого обращения с солдатами-лесбиянками, большинство из 900 солдат, подвергшихся жестокому обращению, были очень молодыми мужчинами-призывниками в возрасте от 16 до 24 лет. Поразительно, но доктор Левин переехал в Канаду, где работал, пока его не посадили в тюрьму за нападение на пациента.
5. Испытания наркотиков на обезьянах (1969). Эксперимент «Испытания наркотиков на обезьянах» якобы предназначался для проверки воздействия запрещенных наркотиков на обезьян. Учитывая, что обезьяны и люди имеют схожие реакции на лекарства, и что животные уже давно участвуют в медицинских экспериментах, лицо этого эксперимента может выглядеть не так уж плохо. Это на самом деле ужасно. Обезьяны и крысы научились самостоятельно принимать ряд наркотиков, от кокаина, амфетаминов, кодеина, морфия и алкоголя. Животные ужасно страдали, отрывая себе пальцы, выдирая мех, а в некоторых случаях ломая кости, пытаясь вырваться из своих клеток. У этого психологического эксперимента не было никакой другой цели, кроме повторной проверки исследований, которые были подтверждены много раз ранее.
4. Маленький Альберт (1920). Джон Уотсон, основатель психологической школы бихевиоризма, считал, что поведение в первую очередь приобретается. Стремясь проверить свою гипотезу, он использовал в качестве подопытного сироту «Маленького Альберта». Он познакомил ребенка с лабораторной крысой, которая не вызывала у мальчика реакции страха в течение нескольких месяцев. Далее, в это же время, крыса подвергалась воздействию ребенка, он ударял молотком по стальному пруту, напугав маленького мальчика и вызвав реакцию страха. Ассоциировав появление крысы с громким шумом, Маленький Альберт стал ее бояться. Естественно, страх был состоянием, которое нужно было исправить, но мальчик покинул учреждение до того, как Ватсон успел исправить ситуацию.
3. Яма отчаяния Харлоу (1970-е). Гарри Харлоу, психолог из Университета Висконсин-Мэдисон, был исследователем в области материнской привязанности. Чтобы исследовать влияние привязанности на развитие, он взял молодых обезьян и изолировал их после того, как они привязались к своим матерям. Он держал их в полной изоляции, в вертикальной камере, которая исключала любой контакт с другими обезьянами. У них не развились социальные навыки, и они стали совершенно неспособны функционировать как нормальные макаки-резусы. Эти противоречивые психологические эксперименты были не только ошеломляюще жестокими, но и не выявили никаких данных, которые не были бы известны ранее.
2. Выученная беспомощность (1965). В 1965 году доктора Мартин Селигман и Стив Майер исследовали концепцию выученной беспомощности. Три пары собак были помещены в упряжи. Одна группа собак была контрольной. С ними ничего не случилось. Собак второй группы пытали электрическим током; однако они смогли остановить толчки, нажав на рычаг. В третьей группе испытуемые были поражены током, но рычаги не прерывали удары током. Затем психологи поместили собак в открытую коробку, из которой собаки могли легко выпрыгнуть, но, несмотря на то, что они получали удары током, они не выпрыгивали из коробки. У собак развилось чувство беспомощности или неспособности предпринять успешные действия, чтобы изменить плохую ситуацию.
1. Эксперимент в пещере разбойников (1954). Хотя эксперимент в пещере разбойников вызывает гораздо меньше беспокойства, чем некоторые другие в списке, он все же является хорошим примером необходимости информированного согласия. В 1954 году Музафер Шериф, психолог, интересующийся групповой динамикой и конфликтами, привел группу подростков в летний лагерь. Он разделил их на группы и привлек мальчиков к соревнованиям. Однако Шериф манипулировал результатами конкурсов, сохраняя результаты близкими для каждой группы. Затем он дал мальчикам задания для выполнения в составе единой группы, где все должны работать вместе. Конфликты, которые возникали, когда мальчики соревновались, исчезали, когда они работали как одна большая группа.
Штамп Клифтона
B.S. Психология | Университет штата Арканзас
Магистр реабилитационного консультирования | Университет штата Арканзас
Магистр английского языка | Государственный университет Арканзаса
Сентябрь 2019 г.