бихевиоризм | это… Что такое бихевиоризм?
БИХЕВИОРИЗМ (с. 87)
Бихевиоризм — один из немногих англицизмов, использование которого оправдано самой природой нашего языка. С помощью «изма» можно вывести название системы почти из любого слова, но попробуйте проделать это с «поведением» (behavior по-английски буквально и означает — поведение). Данная школа — крупнейшая в мировой психологии XX в. — всегда была представлена в России (как в научных работах, так и в учебных курсах) очень скупо и преимущественно критически. В результате в сознании российских психологов бихевиоризм представлен в основном в виде набора упреков в его адрес. Попробуем сформулировать самые важные из этих упреков. Итак, бихевиоризм оказывается сильно уязвим для критики в связи с тем, что он:
- заставил психологию отказаться от того, что есть в ней самого волнующего и привлекательного, — внутреннего мира, то есть сознания, чувственных состояний, душевных переживаний;
- трактует поведение как совокупность ответных реакций на определенные раздражители, тем самым низводя человека до уровня автомата, робота, марионетки;
- опираясь на тот аргумент, что все поведение выстраивается в ходе прижизненной истории, пренебрегает врожденными способностями и склонностями;
- не уделяет внимания изучению мотивов, намерений и целевых установок человека;
- не в силах объяснить яркие творческие достижения в науке и искусстве;
- опирается на опыт изучения животных, а не человека, поэтому представляемая им картина человеческого поведения ограничивается теми чертами, которые человек разделяет с животными;
- неэтичен, так как использует в экспериментах жестокие методы, включая болевое воздействие;
- недостаточное внимание уделяет индивидуально-психологическим особенностям, пытаясь свести их к индивидуальному репертуару поведения;
- игнорирует категории морали и нравственности;
- антигуманен и антидемократичен, поскольку ставит своей целью манипуляцию поведением, так что его результаты хороши для концлагеря, а не для цивилизованного общества.
Как это ни покажется невероятно, но все эти утверждения почти дословно почерпнуты из работы самого знаменитого бихевиориста Б.Ф.Скиннера. Одну из своих самых известных книг он начинает перечнем упреков в адрес своей позиции, с тем чтобы затем их отвергнуть. Так уж повелось, что бихевиористам постоянно приходится оправдываться. Получается это иногда убедительно, иногда — не очень. Дабы разобраться в справедливости выдвинутых претензий и соответствующих контраргументов, попробуем проследить историю их возникновения. Как получилось, что бихевиористы дали столько поводов для критики, и можно ли что-то сказать в их защиту?
Психология оформилась в самостоятельную науку в последней четверти XX в. Ее предметом было провозглашено сознание, а основным методом — интроспекция, т.е. изощренное профессиональное самонаблюдение. В качестве центральной задачи ставилось изучение содержания сознания, выявление его элементов (которых, по некоторым гипотетическим оценкам, должны насчитываться десятки тысяч) и связей между ними, образующихся по законам ассоциации.
Сегодня этот этап развития психологии справедливо расценивается как перевернутая страница в истории науки. Однако понадобилось несколько десятилетий, чтобы со всей очевидностью высветилась ограниченность интроспективного подхода и его невысокая практическая ценность.
Для своего времени (начало XX в.) бихевиоризм явился новым позитивным вкладом в науку, обеспечившим ее прогресс. Так же, впрочем, как и фрейдизм, позволивший по-новому оценить многие явления душевной жизни. Однако уже по прошествии полувека эти две основные силы в психологии (об интроспекционизме никто уже всерьез не вспоминал) продемонстрировали присущие им слабости и издержки и фактически побудили новое поколение психологов объединиться в «третью силу» под знаменами гуманистической психологии. Кстати, именно от гуманистов в адрес бихевиоризма раздавалась самая серьезная критика. А вот сегодня, по прошествии еще полувека, уже вполне очевидно, что и «третья сила» оказалась не безупречна и далеко не все ее амбиции основательны.
Вероятно, впереди новый виток, на котором в единый вектор сложится накопленный предшественниками позитив и будут отброшены нереалистичные притязания. И похоже, в багаж психолога XXI века войдут и кое-какие достижения поведенческой школы. Ибо на одних комплексах в XXI веке далеко не уедешь, будь то комплекс Эдипа по Фрейду или комплекс Ионы по Маслоу.Эру науки о поведении принято отсчитывать с 1913 г., когда Джон Уотсон на ежегодном собрании Американской психологической ассоциации выступил с программным докладом «Психология с точки зрения бихевиориста», который в том же году был опубликован. Однако идеи бихевиоризма к тому времени уже витали в воздухе, и главная заслуга Уотсона состоит, пожалуй, в том, что он их озвучил. В этом смысле Уотсон, безусловно, выступил революционером.
Представление об адаптивной (по отношению к внешним стимулам) природе психики и рефлекторном характере поведения восходит еще к картезианскому учению о рефлексе, сформулированному в XVII в. (сам Декарт, кстати, термина «рефлекс» еще не употреблял, да и механизм проведения нервных импульсов на том уровне развития науки был еще неведом, однако схема циркуляции «животных духов» довольно точно предвосхитила схему рефлекторной дуги). Сама идея тождества механизмов поведения всех живых организмов — как животных, так и человека — принадлежит именно Декарту. Правда, Декарт специфику человеческого поведения все же видел в его одухотворенности, отчего бихевиористы категорически отказались.
Философскую основу бихевиоризма составил сплав позитивизма и прагматизма. Основатель позитивизма, французский философ Огюст Конт считал, что единственно истинным знанием является знание об объективно наблюдаемых явлениях. Соответственно, подлинно научному исследованию доступны только наблюдаемые факты, что совершенно исключает из исследовательского инструментария всякие субъективные методы, в первую очередь — интроспекцию. К началу XX в. именно позитивизм определял ту научную атмосферу, «дух времени», в которых вызревала революция в психологии. Философия прагматизма, ведущими представителями которой выступали У.Джемс и Дж.Дьюи, выдвигала в качестве критерия истинности любого учения, любой концепции их практическую пользу (тут легко проследить аналогию с марксистской формулой «практика — критерий истины», хотя у нас ее долгие годы не принято было замечать).
Дьюи и Джемс повлияли на становление бихевиоризма не только своими философскими, но и психологическими идеями. В историю психологии Джон Дьюи (известный у нас преимущественно как философ и теоретик школьного воспитания) вошел как автор программной статьи «Понятие о рефлекторном акте в психологии» (1896), в которой призвал перейти к новому пониманию предмета психологии, признать таковым целостный организм в его адаптивной по отношению к среде активности. В ту пору Дьюи работал в Чикагском университете, где под его влиянием сформировалась группа психологов, объявивших себя в противовес школе Вундта и Титченера функционалистами. Их кредо высказал Джеймс Энджелл в президентском адресе к Американской психологической ассоциации — «Область функциональной психологии» (1906). В нем функциональная психология определялась как учение о психических операциях в противовес структуралистскому учению о психических элементах. Операции выполняют роль посредников между потребностями организма и средой.
Главное назначение сознания — «аккомодация к новому». Организм действует как психофизическое целое, и поэтому психология не может ограничиться областью сознания. Ей следует устремиться в различных направлениях ко всему многообразию связей индивида с реальным миром.Эти представления, несомненно, оказали влияние на Уотсона, который некоторое время работал в Чикагском университете в качестве ассистента Энджелла.
Джемса, который, как известно, ни к какой научной школе не примыкал и собственной не создал, часто относят к предшественникам бихевиоризма на основании его теории эмоций. Представление Джемса об эмоциях, удивившее современников своей парадоксальностью, было первоначально изложено в 1884 г. в журнальной статье «Что такое эмоция?».
Вопреки казавшемуся неоспоримым представлению о том, что эмоция служит источником физиологических изменений в различных системах организма, Джемс предложил рассматривать ее не как первопричину, а как результат этих изменений: внешний раздражитель вызывает в организме (мышцах и внутренних органах) пертурбации, которые переживаются субъектом в форме эмоциональных состояний.
В 1910 г. Энджелл писал, что термин «сознание» в конце концов исчезнет из психологии, как это произошло с термином «душа». Три года спустя, незадолго до появления манифеста Уотсона, Энджелл предположил, что будет гораздо полезнее просто забыть о сознании и вместо этого объективно описывать поведение людей и животных. В 1911 г. Уолтер Пилсбери в своей книге определил психологию как науку о поведении. Он настаивал, что к человеку надо относиться столь же объективно, как и к любому объекту физического мира. В том же году Вильям Монтегю представил в нью-йоркское отделение АПА работу под названием «Не потеряла ли психология сознание?».
Он писал о «движении, стремящемся избавиться от концепции разума или сознания и заменить их понятием поведения как достаточного объекта для психологических исследований». В те же годы появляются книги Макса Майера «Фундаментальные законы человеческого поведения», Уильяма Мак-Дугалла «Психология: изучение поведения». Уотсону оставалось выйти на трибуну и провозгласить, что революция, о которой так долго говорили психологи, свершилась!Конечно, нельзя недооценивать и собственные заслуги Уотсона, обобщившего свой 12-летний опыт изучения поведения животный, а также богатый опыт, накопленный к тому времени в лабораториях Америки и… России! В США первая подопытная крыса была запущена в первый экспериментшьный лабиринт еще в 1900 г., а в России изучение собачьих рефлексов началось еще раньше. Нет ничего удивительного в том, что в американских учебниках психологии, Россию высокомерно игнорирующих, пара русских имен все же обязательно упоминается — Павлов и Бехтерев. Понятно, что упоминаются они — причем с большим почтением — в главах, посвященных бихевиоризму.
Отказавшись от традиционных для академической психологии понятий, прежде всего — сознания, недоступного объективному изучению, психологи-бихевиористы сосредоточили внимание на том, что «весомо, грубо, зримо», — феноменах поведения и именно в терминах поведения стали трактовать все явления душевной жизни. Поведение трактовалось ими как совокупность реакций на стимулы внешней среды. Такая трактовка сама по себе открывала перед исследователями широкие перспективы. Ведь, согласно их представлениям, знание природы стимула позволяет предвидеть соответствующую реакцию, и наоборот, по характеру реакции можно судить о вызвавшем ее стимуле. Поэтому, используя необходимые стимулы при умелом манипулировании подкреплением (поощряя одни реакции и подавляя другие), можно добиться желаемого поведения. Понятно, что на первый план в исследованиях выдвигалось научение — приобретение и закрепление нового опыта.
Практическое применение бихевиоральных схем продемонстрировало исключительно высокую эффективность — прежде всего в области исправления «нежелательного» поведения. Психотерапевты поведенческого направления предпочли отбросить рассуждения о внутренних терзаниях и стали рассматривать психологический дискомфорт как следствие неправильного поведения. В самом деле, если человек не умеет вести себя адекватно складывающимся жизненным ситуациям, не умеет налаживать и поддерживать отношения с близкими, с коллегами, с противоположным полом, не может отстоять свои интересы, решать возникающие проблемы, то отсюда один шаг до всяческих депрессий, комплексов и неврозов, которые по сути дела выступают лишь следствиями, симптомами. Лечить надо не симптом, а болезнь, то есть решать проблему, лежащую в основе психологического дискомфорта, — поведенческую проблему. Иными словами, человека надо научить правильно себя вести. Если вдуматься — не на этом ли основана идеология всей тренинговой работы?
Один из прикладных аспектов поведенческой психологии все мы постоянно испытываем на себе, подвергаясь неустанному и, надо признать, весьма эффективному воздействию рекламы. Как известно, основоположник бихевиоризма Уотсон, лишившийся вследствие скандального развода всех академических должностей, нашел себя в рекламном бизнесе и немало в нем преуспел. Сегодня герои рекламных роликов, склоняющие нас к покупке того или иного товара, — это фактически солдаты армии Уотсона, стимулирующие согласно его заветам наши покупательские реакции. Можно сколько угодно ругать тупую назойливую рекламу, но ее создатели не вкладывали бы в нее бешеные деньги, будь она бесполезна.
Но самое широкое применение идеи бихевиоризма нашли в педагогической практике. Во всем мире в практику воспитания и образования вошла рабочая схема формирования человека, основанная на «впечатывании» (термин Торндайка) связей между стимулами и реакциями, что реально означает выработку «правильных» реакций и устранение «неправильных». При этом процесс социализации и собственно научения трактуется как опробование различных подходов, пока не будет найден правильный вариант реакции, а затем ее тренировка до тех пор, пока она окончательно не закрепится. Особое значение в этой связи приобрела идея позитивного и негативного подкрепления той или иной реакции в качестве необходимого фактора формирования поведения. В конце концов, что есть школьная отметка, как не форма подкрепления? Правда, педагоги гуманистической ориентации гневно клеймят школьную отметку и призывают от нее отказаться в пользу исключительного поощрения реальных достижений. Но насколько это противоречит идеям бихевиоризма? Создается впечатление, что с работами бихевиористов мало кто из их критиков по-настоящему знаком. А вот, например, строки из Скиннера: «Наиболее эффективным способом контроля за поведением является награда. Наказание информирует о том, чего не надо делать, но не сообщает о том, что нужно делать. Наказание является основным препятствием научению. Наказуемые формы поведения не исчезают; они почти всегда возвращаются замаскированными или сопровождаемыми другими формами поведения. Эти новые формы помогают избежать дальнейшего наказания или являются ответом на наказание. Тюрьма — прекрасная модель, демонстрирующая неэффективность наказания. Если заключенный ничему не научился, то нет никакой гарантии, что в той же среде с теми же соблазнами он будет вести себя по-другому.
Кроме того, наказание поощряет наказывающего. Учитель, пугая ученика плохой отметкой, добивается того, что он становится внимательнее. А для учителя это положительное подкрепление. И он все чаще прибегает к наказанию, пока не возникнет бунт.
В конечном итоге наказание не удовлетворяет наказывающего и не приносит пользы наказываемому».
Если опустить формулировку «контроль за поведением», то даже не верится, что эти слова принадлежат «без пяти минут фашисту», которого вот уже полвека отчаянно поносят полчища гуманистически настроенных психологов, педагогов и публицистов. По сути дела, весь пафос их критики сводится к тому, что с помощью бихевиоральных методов можно вершить всяческие издевательства над людьми (примеров предостаточно). Вообще-то и скальпелем можно зарезать. Что ж — откажемся от хирургии?
Всей историей своего развития бихевиоризм продемонстрировал — значение этого научного направления и его историческая судьба сродни тем, что характерны для любой психологической школы. В свое время его рождение отвечало насущным требованиям науки и практики, всей общественной жизни, явилось позитивным шагом в развитии науки, поскольку позволило отвергнуть отжившие и малопродуктивные представления прошлого.
Джон Уотсон.
Б.Ф.Скиннер с проблемным ящиком
Однако притязания бихевиористов оказались слишком преувеличенными (разве не то же самое можно сказать про любую школу?). Попытки свести все многообразие психических явлений к поведенческим реакциям в ряде случаев, действительно, производят впечатление примитивизации. Да и аналогии с поведением животных, в известных пределах — бесспорные, за этими пределами начинают звучать абсурдом.
Бихевиоризм берется объяснить наше поведение и способствовать его формированию в наилучшем направлении. Кое в чем это удается блестяще, кое в чем — более или менее правдоподобно и успешно, однако исчерпывающего объяснения и безупречного практического инструментария он дать не в состоянии. Только вряд ли это может служить поводом для упреков — ведь никто из психологов, к какой бы школе он ни принадлежал, такого успеха пока не добился.
131 год спустя. Кто, зачем и как разговаривает на эсперанто в наше время
— Искусственные языки — ваш основной предмет исследования?
— Нет. Я занимаюсь компьютерной и корпусной лингвистикой. Боюсь, что если бы я захотел сделать искусственные языки основным предметом своего исследования, то в академической лингвистике мне было бы ловить нечего. Это не очень популярная тема, и, хотя многие лингвисты увлекаются искусственными языками, мало кому удается сделать их своей основной специальностью.
— Почему в академической среде не популярны искусственные языки?
— Лингвистов интересует язык как результат естественного развития, а искусственные языки изобретены отдельными людьми, поэтому считается, что законов природы на их материале увидеть нельзя. Хотя мне кажется, что как раз на контрасте с искусственными языками лучше понять устройство естественных.
Например, есть искусственные языки, в которых числительные для соседних чисел отличаются друг от друга на одну букву: ba — это «один», ca — «два», da — «три» и так далее. В естественных языках такое тоже бывает, но редко, например «девять» и «десять» в русском языке. Возникает вопрос, почему в естественных языках это такая редкость.
Это сразу выводит нас на вопросы теории информации, в частности понятие избыточности: для различения слов в устной речи нужно, чтобы потеря одного звука не приводила к потере смысла высказывания, то есть естественные языки более устойчивы к помехами при передаче информации. Искусственные языки в этом смысле бывают менее устойчивы. Хотя, конечно, мало на каких из них кто-то говорит. Реально для общения используется только эсперанто, а он как раз весьма близок к естественным языкам.
— Эсперанто — самый известный и распространенный из искусственных языков. Почему ему так повезло?
— У него была понятная целевая аудитория: Заменгоф разрабатывал эсперанто для образованного европейца, который говорит на романском, германском или славянском языке, соответственно, лексика эсперанто — это смесь элементов из этих языков, что очень облегчает его изучение по сравнению с другими искусственными языками. Даже если вы не знаете немецкого, вы, скорее всего, слышали, что по-немецки «Добрый день» — это Guten Tag. А в эсперанто «день» будет tago.
Заменгоф рассчитывал, что эсперанто станет международным вспомогательным языком. Обычно в этой функции используются естественные языки, например сейчас — английский, раньше — французский. Но это не очень честно: кому-то с рождения достался английский язык, а кому-то приходится его мучительно учить. Эту проблему и должен был решить эсперанто.
— Почему же он тогда не стал языком международного общения, и нам все-таки приходиться мучительно учить английский?
— У Пастернака есть такие строки:
Однажды Гегель ненароком
И, вероятно, наугад
Назвал историка пророком,
Предсказывающим назад.
Так вот, «предсказывать назад» и рассуждать, почему эсперанто не стал особенно популярен можно, но одной причины тут назвать нельзя. Я думаю, это результат стечения разных обстоятельств.
Например, в Европе в XX веке шли войны. В частности, после Второй мировой язык так и не набрал довоенной популярности, так как значительная часть эсперанто-сообщества пострадала в войне, как и все европейское население в целом. Америка же была более благополучной страной, но в ней не было сильного эсперанто-движения. Там есть эсперантисты, но все-таки больше этот язык распространен в Восточной Европе и в Южной Америке.
Также эсперанто так и не удалось протащить в качестве официального языка в ООН, хотя это вполне серьезно обсуждалось и его судьба могла сложиться по-другому.
— Есть ли какой-то практический смысл в изучении эсперанто сейчас?
— Практического смысла довольно мало, но ведь не все, что мы делаем, несет в себе практический смысл. Собирать марки не очень практично. Так и здесь: эсперанто вряд ли поможет вам сделать карьеру, но, выучив его, вы сможете читать на этом языке, участвовать в социальной жизни — ездить на конгрессы, участвовать в издании журналов, общаться с единомышленниками. У эсперантистов есть даже свой аналог каучсерфинга.
Хотя вот в Венгрии эсперанто учат в школе. Венгерский педагог Ласло Полгар, отец известных шахматисток сестер Полгар, учил их не только шахматам, но и эсперанто. Возможно, из-за того что венгерский язык совсем не похож на языки соседних стран, венграм изучение эсперанто помогает в налаживании контактов с окружающим миром.
— Насколько сейчас распространен эсперанто?
— По разным оценкам, на нем говорят от 200 тысяч до 2 миллионов человек. Это немало: в России больше сотни языков, и только на двух из них — русском и татарском — говорят более двух миллионов человек. Правда, непонятно, до какой степени носители эсперанто действительно владеют этим языком: кто-то может свободно говорить, а кто-то только читает.
— Эсперанто создан уже очень давно. Как он менялся за это время?
— В 1905 году была опубликована книга Fundamento de Esperanto («Основы эсперанто»), которую официальный нормирующий орган, Академия эсперанто, признает основным источником норм этого языка и отклонений от них не допускает.
Там обрисована лишь общая канва: 16 грамматических правил, алфавит, но ведь нужно постоянно обновлять лексику, так как появляются новые реалии. Кроме того, в результате использования языка появляются устойчивые сочетания, причем они могут быть разными у носителей разных родных языков.
В общем, эсперанто эволюционирует, как естественный язык, тем более что есть люди, которые являются его носителями с детства, около тысячи человек.
В семьях эсперантистов бывает, что отец говорит с ребенком на эсперанто, а мать — на родном языке. Так что эсперанто оказывается одним из немногих языков, который перенимается от отцов, обычно ребенок все же усваивает язык больше в процессе общения с матерью.
— Как в эсперанто пополняется лексика? Вот, например, появились в нашей жизни смартфоны, есть ли слово для них в эсперанто?
— В эсперанто вообще очень богатое словообразование, и новые слова — это не проблема. Дальше новое слово начинает использоваться, распространяться и может попасть в словарь эсперанто.
Про смартфон была целая дискуссия, как образовать это слово на эсперанто, предлагалось много вариантов: kompufono — смесь компьютера с телефоном, saĝtelefono — «мудрый телефон». Не знаю, правда, чем закончилось.
— Есть ли у эсперанто конкуренты среди искусственных языков по распространенности?
— На рубеже XIX—XX веков с появлением телеграфа и железной дороги возникла и потребность в коммуникации между носителями разных языков. Поэтому в то время было много проектов по созданию искусственных языков, в частности вспомогательных языков на романской основе. Наверное, кроме эсперанто, ближе всего к успеху был язык идо, который отпочковался от него в процессе совершенствования грамматики. В первой половине XX века на нем говорило некоторое количество людей, но потом все это сошло на нет, так что эсперанто сейчас вне конкуренции.
— Сейчас кто-то изобретает искусственные языки?
— Сейчас создается очень много языков для литературы и кино, это стало особенно популярно после Толкиена. Кроме того, сейчас стало гораздо проще опубликовать результаты своего труда: придумал язык — сделал страничку в интернете. Однако эпиграф к книжке Заменгофа, 130-летие который мы празднуем, предупреждает: «Чтобы язык был всемирным, недостаточно назвать его таковым».
Теги:
ИсторияИнтервьюЛингвистика
Основные шаги исследовательского процесса
Следующие шаги описывают простую и эффективную стратегию написания исследовательской работы. В зависимости от вашего знакомства с темой и трудностей, с которыми вы столкнетесь на этом пути, вам может потребоваться изменить порядок этих шагов.
Шаг 1: Определите и разработайте свою тему
Выбор темы может быть самой сложной частью исследовательского задания. Поскольку это самый первый шаг в написании статьи, очень важно, чтобы он был сделан правильно. Вот несколько советов по выбору темы:
- Выберите тему в пределах параметров, заданных заданием. Много раз ваш преподаватель будет давать вам четкие указания относительно того, о чем вы можете и не можете писать. Несоблюдение этих рекомендаций может привести к тому, что ваш преподаватель сочтет предложенную вами работу неприемлемой.
- Выберите интересующую вас тему и узнайте о ней больше. Исследование и написание статьи будет более приятным, если вы пишете о чем-то, что вам интересно.
- Выберите тему, по которой вы можете найти приемлемое количество информации. Проведите предварительный поиск источников информации, чтобы определить, удовлетворят ли существующие источники вашим потребностям. Если вы найдете слишком много информации, возможно, вам придется сузить тему; если вы найдете слишком мало, возможно, вам придется расширить свою тему.
- Будьте оригинальны. Ваш преподаватель читает сотни исследовательских работ каждый год, и многие из них посвящены одним и тем же темам (темам в новостях в то время, спорным вопросам, темам, по которым имеется достаточно и легкодоступной информации). Выделитесь среди одноклассников, выбрав интересную и необычную тему.
- Все еще не можете придумать тему для написания? Обратитесь к инструктору за советом.
После того, как вы определили свою тему, может помочь сформулировать ее в виде вопроса. Например, если вам интересно узнать об эпидемии ожирения среди населения Америки, вы можете задать вопрос «Каковы причины ожирения в Америке?» Поставив тему в виде вопроса, вы сможете легче определить основные концепции или ключевые слова, которые будут использоваться в вашем исследовании.
Шаг 2: Проведите предварительный поиск информации
Прежде чем приступить к серьезному исследованию, проведите предварительный поиск, чтобы определить, достаточно ли информации для ваших нужд, и установить контекст вашего исследования. Найдите свои ключевые слова в соответствующих названиях в справочной коллекции библиотеки (например, в энциклопедиях и словарях) и в других источниках, таких как наш каталог книг, периодические базы данных и поисковые системы Интернета. Дополнительную справочную информацию можно найти в конспектах лекций, учебниках и резервных материалах. Вы можете счесть необходимым скорректировать фокус вашей темы в свете доступных вам ресурсов.
Шаг 3: Найдите материалы
Теперь, когда направление вашего исследования ясно для вас, вы можете начать поиск материалов по вашей теме. Информацию можно найти в нескольких местах:
Если вы ищете книги, выполните поиск по теме в One Search. Поиск по ключевым словам может быть выполнен, если предметный поиск не дает достаточно информации. Распечатайте или запишите информацию о цитировании (автор, название и т. д.) и местонахождение (номер телефона и коллекции) предмета (ов). Обратите внимание на статус тиража. Когда вы найдете книгу на полке, посмотрите на книги, расположенные поблизости; подобные предметы всегда находятся на полках в одном и том же месте. Каталог Алеф также индексирует аудиовизуальные фонды библиотеки.
Используйте электронные периодические базы данных библиотеки, чтобы найти журнальные и газетные статьи. Выберите базы данных и форматы, наиболее подходящие для вашей конкретной темы; спросите у библиотекаря в справочном бюро, если вам нужна помощь в выяснении того, какая база данных лучше всего соответствует вашим потребностям. Многие статьи в базах данных доступны в полнотекстовом формате.
Используйте поисковые системы (Google, Yahoo и т. д.) и тематические каталоги для поиска материалов в Интернете. В разделе Интернет-ресурсы на веб-сайте библиотеки NHCC можно найти полезные тематические ссылки.
Шаг 4. Оцените источники
См. Контрольный список качества информации CARS для получения советов по оценке авторитетности и качества информации, которую вы обнаружили. Ваш преподаватель ожидает, что вы предоставите достоверную, правдивую и надежную информацию, и вы имеете полное право ожидать, что источники, которые вы используете, предоставляют то же самое. Этот шаг особенно важен при использовании интернет-ресурсов, многие из которых считаются малонадежными.
Шаг 5: Делайте заметки
Проконсультируйтесь с выбранными вами ресурсами и отметьте информацию, которая будет полезна в вашей статье. Обязательно задокументируйте все источники, к которым вы обращаетесь, даже если есть вероятность, что вы не будете использовать этот конкретный источник. Автор, название, издатель, URL и другая информация потребуется позже при создании библиографии.
Шаг 6: Напишите свою статью
Начните с систематизации собранной информации. Следующим шагом является черновой вариант, когда вы записываете свои идеи на бумаге в незавершенном виде. Этот шаг поможет вам упорядочить свои идеи и определить форму итоговой статьи. После этого вы будете пересматривать черновик столько раз, сколько посчитаете нужным, чтобы создать окончательный продукт, чтобы сдать его вашему инструктору.
Шаг 7: Правильно указывайте источники
Отдавайте должное там, где это необходимо; цитируйте свои источники.
Цитирование или документирование источников, использованных в вашем исследовании, служит двум целям: оно обеспечивает должное признание авторов использованных материалов и позволяет тем, кто читает вашу работу, копировать ваше исследование и находить источники, которые вы указали в качестве ссылок . Стили MLA и APA — два популярных формата цитирования.
Отсутствие правильного цитирования источников является плагиатом. Плагиата избежать нельзя!
Шаг 8: Вычитка
Последний шаг в этом процессе — вычитка созданного вами документа. Прочитайте текст и проверьте наличие ошибок в орфографии, грамматике и пунктуации. Убедитесь, что источники, которые вы использовали, правильно процитированы. Убедитесь, что сообщение, которое вы хотите донести до читателя, было подробно изложено.
Дополнительные советы по исследованию:
- Работайте от общего к частному — сначала найдите справочную информацию, а затем используйте более конкретные источники.
- Не забывайте об печатных источниках — во многих случаях печатные материалы более доступны и ничуть не менее полезны, чем онлайн-ресурсы.
- В библиотеке есть книги по теме написания научных работ по номеру телефона LB 2369.
- Если у вас есть вопросы по заданию, задайте их своему инструктору.
- Если у вас есть какие-либо вопросы о поиске информации в библиотеке, задайте их библиотекарю.
Поиск книг
4. Введение. Организация исследовательской работы по общественным наукам
I. Структура и подход
Введение — это широкое начало статьи, которое отвечает на три важных вопроса для читателя:
- Что это?
- Зачем мне это читать?
- О чем вы хотите, чтобы я думал/думал делать/на что реагировал?
Подумайте о структуре введения как о перевернутом треугольнике информации, который закладывает основу для понимания проблемы исследования. Организуйте информацию таким образом, чтобы представить более общие аспекты темы в начале введения, затем сузьте свой анализ до более конкретной тематической информации, которая обеспечивает контекст, и, наконец, придя к проблеме исследования и обоснованию ее изучения [часто записывается в виде серии ключевых вопросов, которые необходимо рассмотреть или сформулировать в виде гипотезы или набора предположений для проверки] и, по возможности, описание потенциальных результатов, которые может выявить ваше исследование.
Вот основные этапы, связанные с написанием введения:
1. Определите область исследования:
- Подчеркните важность темы и/или
- Общие заявления по теме и/или
- Представляем обзор текущих исследований по этому вопросу.
2. Определить исследовательскую нишу по:
- Возражение против существующего предположения и/или
- Выявление пробела в существующих исследованиях и/или
- Формулировка исследовательского вопроса или проблемы и/или
- Продолжая дисциплинарную традицию.
3. Поместите свое исследование в исследовательскую нишу по телефону:
- Указав цель вашего исследования,
- Описание основных характеристик вашего исследования,
- Описание важных результатов и
- Краткий обзор структуры статьи.
ПРИМЕЧАНИЕ. Часто бывает полезно просмотреть введение в конце процесса написания. Это уместно, потому что результаты неизвестны, пока вы не завершите исследование. После того, как вы закончите написание основной части статьи, вернитесь и просмотрите вводные описания структуры статьи, метода сбора данных, отчетности и анализа результатов, а также заключения. Просмотр и, при необходимости, переписывание введения гарантирует, что оно правильно соответствует общей структуре вашей итоговой статьи.
II. Ограничения исследования
Ограничения относятся к тем характеристикам, которые ограничивают объем и определяют концептуальные границы вашего исследования . Это определяется сознательными исключающими и инклюзивными решениями, которые вы принимаете в отношении того, как исследовать исследовательскую проблему. Другими словами, вы не только должны сообщить читателю, что вы изучаете и почему, но вы также должны признать, почему вы отвергли альтернативные подходы, которые можно было бы использовать для изучения темы.
Очевидно, первым ограничивающим шагом был выбор самой исследовательской задачи. Однако неявными являются другие, связанные проблемы, которые могли быть выбраны, но были отвергнуты. Их следует указать в заключении введения. Например, разделяющее заявление может гласить: «Хотя можно понять, что многие факторы влияют на вероятность того, что молодые люди будут голосовать, это исследование будет сосредоточено на социально-экономических факторах, связанных с необходимостью работать полный рабочий день во время учебы». Дело не в том, чтобы задокументировать каждый возможный ограничивающий фактор, а в том, чтобы подчеркнуть, почему ранее исследованные вопросы, связанные с этой темой, не были рассмотрены.
Примеры разграничительных вариантов:
- Ключевые цели и задачи вашего исследования,
- Вопросы исследования, к которым вы обращаетесь,
- Интересующие переменные [т. е. различные факторы и особенности изучаемого явления],
- Метод(ы) исследования,
- Период времени, который охватывает ваше исследование, и
- Любые соответствующие альтернативные теоретические основы, которые могли бы быть приняты.
Просмотрите каждое из этих решений. Вы не только четко указываете, чего хотите достичь в своем исследовании, но также должны указать, что исследование не должно охватывать. В последнем случае ваши решения об исключении должны основываться на критериях, понимаемых как «не интересно»; «не имеет прямого отношения»; «слишком проблематично, потому что…»; «неосуществимо» и т. п. Сделайте это рассуждение ясным!
ПРИМЕЧАНИЕ: Разграничения относятся к первоначальным выборам, сделанным в отношении более широкого общего плана вашего исследования, и их не следует путать. с документированием ограничения вашего исследования обнаружены после завершения исследования.
ДРУГОЕ ПРИМЕЧАНИЕ : Не рассматривайте разграничивающие утверждения как признание врожденной ошибки или недостатка вашего исследования. Они являются общепринятым элементом академического письма, предназначенным для того, чтобы читатель сосредоточился на проблеме исследования, четко определяя концептуальные границы и объем вашего исследования. В нем рассматриваются любые критические вопросы, возникающие у читателя: «Почему, черт возьми, автор не исследовал это?»
III. Последовательность повествования
Вопросы, о которых следует помнить, которые помогут повествованию во введении :
- Во введении должна быть четко указана предметная область, представляющая интерес . Простая стратегия — использовать ключевые слова из заголовка в первых нескольких предложениях введения. Это поможет сфокусировать введение на теме на соответствующем уровне и гарантирует, что вы быстро перейдете к предмету, не теряя фокуса и не обсуждая слишком общую информацию.
- Установите контекст, предоставив краткий и сбалансированный обзор соответствующей опубликованной литературы , доступной по данному вопросу. Суть заключается в том, чтобы обобщить для читателя то, что известно о конкретной исследовательской проблеме до того, как вы приступили к анализу. Эта часть вашего введения не должна представлять собой всесторонний обзор литературы — это будет дальше. Он состоит из общего обзора важной, основополагающей исследовательской литературы [с цитатами], которая создает основу для понимания ключевых элементов исследовательской проблемы. См. раскрывающееся меню на этой вкладке для «Справочной информации» относительно типов контекстов.
- Четко сформулируйте гипотезу, которую вы исследовали . Когда вы впервые учитесь писать в этом формате, можно и даже предпочтительнее использовать утверждение из прошлого, например: «Целью этого исследования было…» или «Мы исследовали три возможных механизма, чтобы объяснить…». ..»
- Почему вы выбрали такой вид исследования или дизайна? Дайте четкое обоснование вашего подхода к изучаемой проблеме. Это обычно следует за вашим заявлением о цели в последнем абзаце введения.
IV. Вовлечение читателя
Исследовательская проблема в области социальных наук может показаться сухой и неинтересной любому, кто не знаком с этой темой. Таким образом, одна из целей вашего введения состоит в том, чтобы заставить читателей захотеть прочитать вашу статью. Вот несколько стратегий, которые вы можете использовать, чтобы привлечь внимание читателя:
- Начните с убедительной истории . Почти все исследовательские проблемы в социальных науках, какими бы туманными или эзотерическими они ни были, на самом деле касаются жизни людей. Рассказ истории, которая очеловечивает проблему, может помочь осветить важность проблемы и помочь читателю сопереживать тем, кто пострадал от изучаемого состояния.
- Включите сильную цитату или яркий, возможно, неожиданный анекдот . Во время обзора литературы отмечайте любые цитаты или анекдоты, которые привлекают ваше внимание, потому что их можно использовать во введении, чтобы привлечь внимание к проблеме исследования.
- Задайте провокационный или наводящий на размышления вопрос . Ваша исследовательская проблема должна быть оформлена набором вопросов, которые необходимо решить, или гипотез, которые необходимо проверить. Однако в начале введения можно задать провокационный вопрос, который ставит под сомнение существующее предположение или заставляет читателя рассмотреть альтернативную точку зрения, помогающую установить значимость вашего исследования.
- Опишите загадочный сценарий или несоответствие . Это включает в себя выделение интересного затруднения, связанного с проблемой исследования, или описание противоречивых результатов предыдущих исследований по теме. Постановка, по существу, неразрешенной интеллектуальной загадки о проблеме может вызвать у читателя интерес к исследованию.
- Приведите волнующий пример или тематическое исследование, иллюстрирующее важность исследовательской проблемы . Используйте выводы других, чтобы продемонстрировать значимость проблемы и описать, как ваше исследование опирается на предыдущие исследования или предлагает альтернативные способы исследования.
ПРИМЕЧАНИЕ. Важно, чтобы вы выбрали только одну из предложенных стратегий привлечения читателей. Это не создаст впечатление, что ваша статья больше блестящая, чем содержательная, и не отвлекает от сути вашего исследования.
Фридман, Леора и Джерри Плотник. Введение и выводы. Центр письма университетского колледжа. Университет Торонто; Введение. Структура, формат, содержание и стиль научной статьи в журнальном стиле. Кафедра биологии. Колледж Бейтса; Введение. Центр письма. Университет Северной Каролины; Введение. Справочник писателя. Центр письма. Университет Висконсина, Мэдисон; Введение, основные абзацы и выводы для аргументационного документа. Лаборатория письма и Сова. Университет Пердью; «Написание вступлений». В Хорошее написание эссе: руководство по общественным наукам . Питер Редман. 4-е издание. (Лондон: Sage, 2011), стр. 63-70; Ресурсы для писателей: Стратегии введения. Программа по письму и гуманитарным исследованиям. Массачусетский Институт Технологий; Шарплинг, Джеральд.