Негосударственное общеобразовательное учреждение Средняя общеобразовательная школа

Сенситивные периоды по выготскому: Сензитивный период — сенситивные периоды развития ребенка

Содержание

Сензитивный период — сенситивные периоды развития ребенка

Обучение ребенка будет даваться легко, если вы согласуете уроки с природными программами развития, заложенными в человеке.

Психологи обратили внимание, что в конкретном возрасте мы быстрее усваиваем знания, формируем полезные навыки, привычки. Сензитивные (или сенситивные) периоды — вспышки чувствительности, восприимчивости, высокой обучаемости. Ребенок способен гибко реагировать на условия окружающей среды и успешно проходить адаптацию.

Почему родителям нужно знать об этом?

Можно заранее подготовиться к наступлению нового сензитивного периода, учесть особенности психики ребенка. Есть время, чтобы разработать персональную программу занятий.

Значит ли это, что потом будет поздно приступать освоению новых знаний? Нет, но выбор верного сензитивного периода благотворно влияет на общее развитие малыша. Можно выучить иностранный и в 30 лет, но в детстве будет гораздо проще. В этой статье мы разбираем, какие периоды были выделены педагогами.

Сензитивные периоды по Монтессори

Итальянский врач Мария Монтессори разработала систему, в которой сензитивные периоды напрямую связаны с биологическим ростом организма в целом. Они универсальны, не соотносятся с культурой, в которой воспитываются дети, социальными и семейными условиями. Если ребенка заставляют учить что-то, к чему он не готов, результат будет посредственным.

Разберем главные этапы.

Сензитивный период развития речи (от 0 до 6 лет)

Самый продолжительный этап развития. Речь совершенствуется вплоть до первого класса школы, поэтому не беспокойтесь, если ребенок в 3 года не может говорить бегло.

Дети обогащают словарный запас, находят соответствия между предметами, явлениями, чувствами. Учатся описывать внутреннее состояние, пересказывать сюжеты историй. Можно разделить период на несколько этапов.

  1. От 0 до 1 года. Ребенок тянется к родителям, хочет говорить, копирует звуки, издаваемые окружающими. Нуждается в стабильном эмоциональном контакте со значимыми взрослыми.
  2. От 1 года до 3 лет. Малыш стремительно учит новые слова, осваивает грамматические основы родного языка. Необходимо общаться с ним без искажения слов, следить за чистотой речи.
  3. От 3 до 6 лет. Детям хочется писать и читать, иногда они сами просят научить их этому. В доме появляется больше канцелярских принадлежностей, ребенок пытается печатать на ноутбуке или планшете, складывает буквы из пластилина.

Родителям нужно запастись терпением и включить в расписание занятия с детьми на регулярной основе. Чтение вслух, пересказы, обсуждения помогут сделать речь малыша образной и логичной.

Сензитивный период восприятия порядка (от 0 до 3 лет)

Дети остро реагируют на нарушение привычного хода вещей: им сложно ориентироваться в хаотичном мире без помощи взрослых. Беспорядок в комнате, плавающий режим дня, противоречивые отношения со взрослыми приводят к дисгармонии внутреннего мира ребенка.

Следите за упорядоченностью предметов в квартире (особенно в детской) — это создает в сознании чувство безопасности, относительной предсказуемости будущего. Распишите для членов семьи правила поведения, от которых можно отступать в исключительных случаях. Если ваши реакции будут логичными и последовательными, ребенок быстро научится контролировать собственные эмоции, наведет порядок в ощущениях, переживаниях.

Несносное поведение в этот период объясняется тем, что малыш не ощущает стабильности в мире, теряет опору и паникует. Важно наладить связь с ребенком и дать ему почувствовать родительскую поддержку — это укрепляет интеллект и психику.

Сензитивный период сенсорного развития (от 0 до 5,5 лет)

Дети начинают познавать мир с помощью органов чувств. Заметно, что ребенок стремится не только осмотреть заинтересовавший его предмет, но и понюхать, потрогать, узнать, какой звук он может издавать. Появляются представления о форме, цвете, ароматах, материалах, тактильных ощущениях, текстуре. С возрастом один из каналов восприятия начинает доминировать.

Система Монтессори предлагает упражнения, направленные на улучшение сенсорных навыков. Детям вручают непрозрачный пакет и предлагают на ощупь определить, что находится внутри; завязывают глаза и дают послушать аромат, а затем угадать, что его издает. Ребенок научится ориентироваться в ощущениях и без тренировок, но дополнительные занятия расширяют диапазон восприятия.

Сензитивный период восприятия маленьких предметов (от 1,5 до 5,5 лет)

Дети обожают играть с мелкими фигурками, заставляя родителей ради безопасности прятать маленькие детали подальше. Но не лишайте малышей возможности перебирать их. Таким образом развивается мелкая моторика, отвечающая за беглую речь, координацию, письмо. В будущем благодаря этому навыку ребенок сможет ловко управляться с ножом и вилкой, быстрее научится правильно держать ручку и карандаш.

Соберите набор предметов разной формы, длины и размера. Пусть ребенок описывает их. Также пригодятся пазлы, конструктор, мозаика. Под присмотром взрослых можно вырезать фигуры из бумаги (например, снежинки). В более раннем возрасте малыша заинтересуют гирлянды, бусы, украшения.

Сензитивный период развития движений и действий (от 1 до 4 лет)

Движение — путь к активной, слаженной работе мозга. Нельзя запрещать ребятам бегать, заставляя сидеть за столом целый день. Это ухудшит успеваемость, и толк от занятий будет минимальным.

Ребенок познает и тестирует возможности своего тела, определяет границы, учится координации, выносливости. Ему хочется гулять, карабкаться, прыгать, быть на свежем воздухе, участвовать в подвижных играх, балансировать на одной ноге.

Занимаясь с малышом в домашних условиях, старайтесь делать перерывы для разминки. Пусть она длится хотя бы 5 минут: даже маленькая тренировка будет полезна для когнитивных способностей. Во время выполнения физических упражнений кровь начинает циркулировать активнее, снабжая мозг кислородом. Не относитесь к зарядке с пренебрежением: для детей она так же важна, как и обучение грамоте.

Сензитивный период развития социальных навыков (от 2,5 до 6 лет)

Приходит время, когда дети начинают быть членами общества. Надо усваивать социальные паттерны, нормы поведения и этикета. Учить может не только старшее поколение: гуляя с ровесниками, дети узнают огромное количество новой лексики.

Важно, чтобы ребенок умел сотрудничать, договариваться, просить помощи у друзей. От 2,5 до 6 лет формируются навыки самопрезентации.

Объясняйте каждое значимое действие: «Мы заходим в лифт, не забудь поздороваться с соседями», «Поблагодари бабушку за подарок, который она принесла». Разбирайте поведение других людей, если оно противоречит нормам: расскажите, что если все переходят на красный свет, не нужно делать то же самое.

Больше полезных советов о развитии социальных навыков у дошкольников вы найдете в нашей статье.

Сензитивный период развития самостоятельности (от 0 до 5 лет)

Человек учится самообслуживанию, обретает автономность: как есть без посторонней помощи, правильно держать вещи, одеваться. Темп развития индивидуален, но к 5 годам ребенок вполне может позаботиться о себе в быту, изредка обращаясь за помощью.

Главное правило — не прерывать инициативу. Родители не всегда это понимают, торопят детей или делают все за них. Пусть вы опоздаете, но малыш своим умом поймет, как завязывать шнурки или закрывать дверь ключом. Личный опыт навсегда сохраняется в памяти, превращаясь в уверенный навык.

Сензитивные периоды по Выготскому

Отечественный психолог Л. С. Выготский был первым, кто выделил сензитивные периоды и описал их особенности. В отличие от Монтессори, которая дополнила его классификацию, он полагал, что этапы развития ребенка объясняются социальными факторами, а не биологическими. Также он обозначил иные возрастные рамки.

  1. От 1,5 до 3 лет. Лучшее время для пополнения словарного запаса, восприятия интонации. Ребенок способен понимать сразу несколько языков, развивать координацию движений, мелкую моторику рук. Именно в этом возрасте малыши любят разбрасывать вещи по дому, кидать их, открывать дверцы.
  2. От 3 до 4 лет
    .   Ребенок складывает слова в осмысленные предложения, рассказывает о простейших ситуациях, выражает ощущения вербально. Можно учить алфавит, готовиться к изучению письма, уверенному чтению текста. Дети лучше понимают происходящее, активнее реагируют на внешние импульсы. Это связано и с обостренной восприимчивостью органов чувств, достигающей высшего уровня.
  3. От 4 до 5 лет. Ребенок окончательно включается в жизнь социума, привыкает быть частью общества, коллектива. Интересуется точными и естественными науками, математикой, цифрами, формой предметов, их положением в пространстве. Неплохо усваиваются основы музицирования.
  4. От 5 до 6 лет. Чтение и письмо становятся приоритетными направлениями для изучения. Дети понимают психологию взаимоотношений: умеют общаться со старшими и сверстниками, осознают семейные модели поведения. Присматриваются к окружающим, чтобы определить границы дозволенного.
  5. От 8 до 9 лет. Как утверждает Выготский, лингвистическая восприимчивость человека в указанном возрасте достигает самой высокой отметки. Ученики легко осваивают новые иностранные языки, общаются. Творческие способности тоже находится на пике: дети охотно фантазируют, придумывают креативные игры.

Пропущенный сензитивный период не означает, что ребенок безнадежен. В будущем он сможет наверстать упущенное, но потребуется больше времени и сил. Конечный результат зависит от учителей, системы обучения, внимания со стороны родителей и психологического состояния малыша.

Тренажер для развития мышления

Тренажер — это база из 4000 задач, разработанных специально для развития навыков мышления учеников 1-4 классов

узнать подробнее

СЕНЗИТИВНЫЕ ПЕРИОДЫ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА РАННЕГО И ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА, ИХ ХАРАКТЕРИСТИКА. | Статья на тему:

СЕНЗИТИВНЫЕ ПЕРИОДЫ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА РАННЕГО И ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА, ИХ ХАРАКТЕРИСТИКА.

Психическое развитие в онтогенезе представляет собой последовательный ряд переходов от одной ступени развития к качественно другой. Первостепенное значение при этом имеет возрастная чувствительность к окружающему. Неодинаковость возрастной чувствительности в разные периоды детства, временное повышение ее уровня и изменение направленности приводят к тому, что в годы созревания закономерно наступают сензитивные периоды когда обнаруживаются благоприятные условия для развития психики в тех или иных направлениях, а затем эти возможности постепенно или резко ослабевают. При этом на одних возрастных этапах имеются предпосылки развития чувствительности к одним сторонам действительности, на других — к другим.

Основные закономерности развития:

1.        Неравномерность и гетерохронность:

o        Неравномерность — различные психические функции, свойства и образования развиваются неравномерно.

o        Гетерохронность — асинхронность фаз развития отдельных органов и функций.

2.        Неустойчивость развития: Развитие всегда проходит через неустойчивые периоды (выражается в кризисах развития)

3.         Сензитивность развития: Сензитивный период развития — период повышенной восприимчивости психических функций к внешним воздействиям

4.        Кумулятивность: Результат развития предшествующей стадии включается в последующую. Эффект накоплений изменений с возрастом. Кумулятивность отражает постепенные количественные изменения развивающихся свойств ребенка, придавая ребенку индивидуальные черты, со временем накапливаясь, они трансформируются в качественные изменения.

5.        Дивергентность-конвергентность

o        Дивергенция — повышение разнообразия в процессе психического развития

o        Конвергенция — его свёртывание, усиление избирательности.

Сензитивный период — (от лат. sensus – чувство, ощущение) период особой чувствительности субъекта к определенным влияниям окружающей действительности.

Сензитивный период [лат. sēnsus — чувство, ощущение] — период онтогенетического развития, в течение которого организм обладает повышенной чувствительностью к определенного рода воздействиям внешней среды и оказывается, как физиологически, так и психологически, готов к усвоению новых форм поведения и знаний.

    Отечественные психологи не раз подчёркивали значение сензитивных периодов в развитии детей.

    Так, Л.С. Выготский писал: «В этот период определенные влияния оказывают чувствительное воздействие на весь ход развития, вызывая в нем те или другие глубокие изменения. В другие периоды те же самые условия могут оказаться нейтральными или даже оказать обратное влияние на ход развития. Сензитивные периоды совпадают вполне с тем, что мы называли… оптимальными сроками обучения». Поддерживая идеи Л.С.Выготского, Б.Г.Ананьев отмечает: «Сензитивные периоды, о которых говорил Л. С. Выготский, несомненно, существуют, причем, прежде всего — в аналитической деятельности мозга. Их существование предполагал K. Д. Ушинский, который считал своевременность обучения (в соответствии с назревающей возможностью детского развития) одним из главнейших принципов дидактики». Б.Г. Ананьев очень точно замечает: «Подобные оптимумы развития ребенка нельзя непосредственно вывести из процесса созревания (натуральный ряд) и нельзя объяснить лишь мастерством педагогического воздействия и культурными накоплениями ребенка (социальный ряд). Они относятся именно к тем сплетениям органического и социального рядов в целостном психическом развитии, о которых писал Выготский».

   Сензитивные периоды наиболее полно и подробно описаны у знаменитого итальянского педагога Марии Монтессори и ее последователей.

   Мария Монтессори утверждала, что никогда более ребенку не удаётся так быстро, полноценно и радостно научиться чему-либо, кроме как в соответствующий сензитивный период.

Общая характеристика сензитивных периодов:

  — Они универсальны, т.е. возникают в ходе развития всех детей, независимо от расы, национальности, темпов развития, геополитических, культурных различий и т.д.

   — Они индивидуальны, если речь заходит о времени их возникновения и длительности у конкретного ребёнка. Отсюда следует необходимость диагностики развития детей, т.е. определения индивидуальных особенностей развития ребёнка.

   Каждый сензитивный период это:

— период особой чувствительности и психических отношений;

— сверхмощная сила, интерес, стимул, направляющий ребёнка к особым качествам и элементам окружающей среды;

— период, в течение которого ребёнок концентрирует внимание на отдельных аспектах окружающей среды, игнорируя остальные;

— страсть и приверженность;

— проистекающее из бессознательного и ведущее ребёнка к сознательной и творческой деятельности;

— интенсивная и длительная работа, которая вызывает не усталость или скуку, но постоянную энергию и интерес;

— временное состояние: однажды реализованный, сензитивный период исчезает навсегда.

   Протекание каждого сензитивного периода характеризуется:

— более или медленным началом, которое заметить довольно трудно, если не предполагать возможность его наступления и не работать с ребёнком в «зоне его ближайшего развития»;

— этапом наибольшей интенсивности, который наблюдать наиболее просто;

— более или менее медленным спадом интенсивности.

   Некоторые сензитивные периоды протекают примерно в одно и то же время у разных детей, но имеют наивысшую интенсивность в разные моменты.

Перейдем к характеристике основных сензитивных периодов в развитии детей от 0 до 6 лет.

СЕНЗИТИВНЫЙ ПЕРИОД РАЗВИТИЯ РЕЧИ

Длится в среднем от 0 до 6 лет, причем начинается еще до появления ребенка на свет (вспомним естественную потребность матерей разговаривать со своим еще не родившимся ребенком, петь ему песни). Наиболее важные этапы внутри данного периода с указанием приблизительного возраста их наступления:

— В возрасте от 0 до 4.5 месяцев: ребенок уже способен ощущать речь как нечто особенное, поэтому дети способны поворачивать голову к источнику звучания речи; они учатся подражать звукам: ребенок делает первые попытки самостоятельно располагать произносимые звуки друг за другом, выстраивая их разнообразные последовательности, вслушиваясь в мелодию родного языка.

— В возрасте около 1 года: ребенок сознательно выговаривает первое слово; впервые в его жизни происходит словесное выражение мысли,но одновременно ребенок попадает в ситуацию фрустрации: прекрасно представляя, что речь нечто означает, он не может, однако, воспользоваться этим «знанием» из-за нехватки слов. Он хочет говорить, но пока не может.

— В возрасте около 1.5 лет: ребенок начинает выражать свои чувства, желания, он в состоянии воспринимать грамматические нормы языка и способен грамматически точно сформулировать предложение.

— В возрасте 2.5 — 3 лет ребенок часто разговаривает сам с собой. Его так называемая эгоцентрическая речь — прекрасная и единственная возможность услышать в громкой речи ребенка логику.

— В возрасте 3.5 — 4 лет: ребенок начинает употреблять речь целенаправленно и осознанно, живо интересуется символическим обозначением звуков — буквами, может работать с подвижным алфавитом, выкладывая друг рядом с другом буквы, обозначающие отдельные звуки, их сочетания — вплоть до простых слов.

— в возрасте 4 — 4.5 лет:  ребенок начинает спонтанно писать отдельные слова, целые предложения и короткие рассказики.

-в возрасте около 5 лет: ребенок без принуждения и самостоятельно учится читать: к этому ведет его логика речевого развития.

СЕНЗИТИВНЫЙ ПЕРИОД ВОСПРИЯТИЯ ПОРЯДКА

Длится этот период от 0 до 3 лет, причем этап наивысшей интенсивности его протекания наступает в среднем около 2 — 2.5 лет. Для ребенка порядок означает нечто иное, чем для взрослого. Мы можем лишь приблизительно представить, что творится с ребенком при отсутствии порядка, ведь у него изначально нет ничего стабильного. Помочь ребенку разобраться в хаосе мира может, прежде всего, внешний порядок. Он не только обосновывает господство человека над вещами, но и способствует тому, что на его основе ребенок в этом возрасте строит внутренний порядок в себе самом. Ему насущно необходим порядок, и особенно в трех сферах: в окружающей его среде (в помещении), во времени и в поведении взрослых по отношению к нему. Соблюдение первого позволяет ребенку разобраться в соотношении между предметами и в отношении людей к предметам. Соблюдение порядка во времени дает возможность осознать собственный ритм дня, т.е. запустить ход «внутренних часов»; прочувствовать, что существует великий закон времени, который важнее субъективных желаний и капризов. Соблюдение порядка в поведении взрослых по отношению к ребенку заключается в наличии следующих аспектов: требования, которые предъявляют взрослые к ребенку, должны быть постоянными (неизменными) и не зависеть от сегодняшнего настроения, соблюдаться самими взрослыми, а также быть конкретными (касаться чего-то одного) и выстраиваться в некую последовательность; в идеале — образовывать поведенческий алгоритм. Сложившийся у ребенка к 3 годам внутренний образ порядка и будет в дальнейшей его жизни образцом.

СЕНЗИТИВНЫЙ ПЕРИОД СЕНСОРНОГО РАЗВИТИЯ

Он длится в среднем от 0 до 5.5 лет. Конечно, здоровый ребенок в принципе может видеть, слышать, ощущать запах, вкус и проч. Но высокий уровень развития органов чувств и определенная степень их дифференцированности возможны лишь при специальной тренировке. Содержание этого длительного сензитивного периода составляет множество относительно коротких периодов, когда актуальным для ребенка становится развитие отдельных сторон или проявлений того или иного органа чувств, и он в разное время становится наиболее восприимчивым к цвету, форме, размерам предметов, хотя все это связано со зрением.

СЕНЗИТИВНЫЙ ПЕРИОД ВОСПРИЯТИЯ МАЛЕНЬКИХ ПРЕДМЕТОВ

Длится в среднем от 1.5 до 2.5 лет. Этот период трудно не заметить, и часто он доставляет взрослым немало волнений: ребенок манипулирует пуговицами, горошинами и т.п. с угрозой для собственного здоровья. А на самом деле ребенка интересует проблема целого и части; он получает удовольствие от того, что на его глазах при ударе об пол фарфоровая чашка распадается на несколько частей, которые, в свою очередь, состоят из еще более мелких частей. Таким образом ребенок ощущает, что мир делим и состоит из все более и более мелких частей.

СЕНЗИТИВНЫЙ ПЕРИОД РАЗВИТИЯ ДВИЖЕНИЙ И ДЕЙСТВИЙ

Длится в среднем от 1 года до 4 лет, и важность его для общего развития ребенка трудно переоценить. Именно благодаря движению и сопровождающей его усиленной вентиляции легких ребенка происходит насыщение крови кислородом, достаточное для снабжения им тех клеток головного мозга, которые участвуют в развитии всех психических функций. Таким образом, все воспитательные приемы и методы (включая классно-урочную систему), ограничивающие свободу движений ребенка в указанном возрасте, без преувеличения являются преступлением против его естественного развития. Отсюда же следует вывод о вреде для развития ребенка малоактивного образа жизни, который присущ многим современным семьям (увлечение просмотром телевизионных передач и проч.)

СЕНЗИТИВНЫЙ ПЕРИОД РАЗВИТИЯ СОЦИАЛЬНЫХ НАВЫКОВ

В возрасте 2.5 — 6 лет ребенок начинает активно интересоваться формами вежливого поведения. Овладение иными (невежливыми) способами поведения происходит само собой, поскольку существует двор, надписи на заборах и «ребята, которые в открытую курят на остановках». Всем нам приходилось встречаться с этим: ребенок подражает тому, что он видел и пережил дома, на улице, и воспроизводит это бессознательно в своем поведении. Это время, когда ребенку необходимо помочь научиться культурным формам общения, чтобы он чувствовал себя адаптированным и уверенным, находясь в обществе самых разных людей. Ребенок в этом возрасте быстро усваивает формы общения и хочет их применять.ф

Как распознать и поддержать чувствительные периоды в развитии вашего ребенка

Фраза «сенситивные периоды» часто вызывает мысли о капризных подростках, но на самом деле она относится к периоду времени, когда интересы ребенка сосредоточены на развитии определенного навыка или знания. область.

Согласно теории Монтессори, самые важные периоды чувствительности приходится на период от рождения до шестилетнего возраста. В других педагогических методах чувствительные периоды обычно называют окнами возможностей или вехами развития. В течение первых шести лет жизни дети проходят через пять основных категорий сензитивных периодов, в том числе: порядок, язык, сенсорные навыки, движение и социальные навыки. Каждый сенситивный период длится столько, сколько необходимо ребенку для завершения определенного этапа в своем развитии. Эти периоды особой чувствительности носят временный характер и исчезают, когда цель достигнута.

Распознать чувствительные периоды в развитии вашего ребенка может быть проще, чем вы думаете. Вы когда-нибудь задумывались, почему ваш ребенок хочет повторять одну и ту же песню или историю миллион раз? Это может свести вас с ума, но это классические симптомы повышенной чувствительности.

Другие характеристики сенситивных периодов могут включать подражание, интенсивную концентрацию и компульсивное или навязчивое поведение. Прерывание ребенка, когда он находится в середине интенсивного сензитивного периода, может привести к сильной эмоциональной реакции, такой как истерика. Нарушьте рутину, которую ребенок пытается понять и освоить, например одевание, купание или отход ко сну, и некоторые дети эмоционально сломаются. Например, «ужасные двойки» часто являются преувеличенной реакцией на небольшие нарушения порядка, которые взрослые могут не заметить. Это связано с тем, что они, вероятно, находятся в сензитивном периоде для обучения, и их «работа» прерывается.

Приказ

Период чувствительности к порядку начинается с рождения, достигает пика на втором году развития и продолжается примерно до пяти лет. Этот период развития учит, как развивать свои мыслительные способности, систематизировать информацию и понимать окружающую среду. Чувствительность к порядку может характеризоваться стремлением к последовательности и повторению, когда дети жаждут рутины и структуры. В этот период чувствительности дети могут больше интересоваться наведением порядка и упаковкой вещей, чем игрой со своими игрушками. Чтобы поддержать чувствительный период порядка, важно установить основные правила, твердый распорядок и создать организованную среду, в которой у всего есть место.

Язык

С рождения до шести лет дети находятся в периоде чувствительности к языку. Восприимчивость к языку включает в себя три ключевых этапа: разговорный язык, письменный язык и чтение. Сенситивным периодом для разговорной речи является возраст от 7 месяцев до 3 лет. Он начинается, когда ребенок впервые издает звуки, имитируя движения рта, и со временем прогрессирует, когда он учится составлять слова и простые предложения.

Сенситивным периодом для обучения письму является возраст от 3,5 до 4,5 лет. Это начинается, когда ребенок изучает алфавит, а затем видит слова, которые формируют основу для навыков чтения и письма.

К чтению ребенок проявляет активный интерес с 4,5 до 5,5 лет. Навыки чтения часто развиваются после того, как ребенок научится писать, поскольку это включает в себя навыки визуального отслеживания.

Для поддержки языкового развития дома важно погрузить ребенка в среду, богатую языковой стимуляцией. Это включает в себя разговор с ребенком на понятном языке, пение и чтение вместе с ним, а также предоставление ему возможности говорить о своих потребностях, а не предвосхищать их.

Сенсорные способности

Дети начинают понимать и совершенствовать свои чувства с рождения до пяти лет. Этот период чувствительности можно охарактеризовать увлечением ребенка сенсорными переживаниями, такими как осязание, вкус, зрение и обоняние.

Первая фаза сенсорного восприятия, чувствительность к мелким объектам, возникает в возрасте от одного до трех лет. Для этого периода характерна зацикленность ребенка на мелких предметах и ​​мелких деталях. Завершение этой фазы указывает на то, что понимание порядка и деталей объединяется в уме ребенка.

Вторая фаза чувствительности, сенсорное исследование и классификация, происходит в возрасте от 2,5 до 6 лет. Эту фазу можно классифицировать по сильному желанию принять участие в обучении, которое интегрирует чувства. Этот опыт дает детям систему для классификации объектов в их среде.

Чтобы поддерживать сенсорную чувствительность, важно предоставить вашему ребенку широкие возможности исследовать и наблюдать за окружающей средой с помощью органов чувств. Дома вы можете дать ребенку возможность группировать объекты со сходными характеристиками, описывать материалы с различной текстурой и практиковать сенсорные игры, такие как «Я шпион».

Движение

Чувствительный период движения можно разделить на две фазы. От рождения до 2,5 лет дети чувствительны к развитию крупной и мелкой моторики. Это начинается, когда младенец учится ползать, подтягиваться и в конечном итоге ходить без посторонней помощи. Со временем дети также развивают мелкую моторику, повторяя действия, которые укрепляют мышцы рук и улучшают зрительно-моторную координацию.

В возрасте от 2,5 до 4,5 лет у детей начинается сензитивный период уточнения и координации движений. В этот период ребенок начинает удерживать предметы обеими руками, развивать клешневой захват, контролировать и координировать движения.

Чтобы способствовать развитию мелкой и крупной моторики, важно регулярно ходить в парк или на природу. Дома вы можете поощрять чувствительные периоды движения, предоставляя вашему ребенку возможность практиковать такие задачи, как рисование или письмо, мытье рук, плетение и прыжки.

Социальные навыки

В возрасте от 2,5 до 5 лет дети узнают, что они являются частью группы, и проявляют большой интерес к социальным отношениям. За это время дети учатся направлять свои действия, внимание и поведение на группу людей. На этом этапе развития дети учатся дружить и участвовать в совместных играх. Сенситивный период для социальных навыков является подходящим этапом для ознакомления с важностью манер и основных принципов человеческого взаимодействия.

Чтобы поддержать развитие социальных навыков у вашего ребенка, важно предоставить ему возможность общаться с детьми его возраста, например, в игровой группе или в детском саду. Дома вы можете моделировать позитивное социальное поведение и практиковать ритуалы благодати и вежливости, такие как слова «пожалуйста» и «спасибо».

Распознавание и поддержка чувствительных периодов в развитии вашего ребенка начинается со знания того, что типично для разных возрастов. Другой аспект заключается в том, чтобы просто наблюдать за своим ребенком и позволять ему развиваться в своем собственном темпе. Чтобы поддержать вашего ребенка в этот особый период обучения, важно предоставить ему благоприятную учебную среду, обеспечивающую стимулы, соответствующие его стадии развития. Это включает обеспечение достаточного времени и материалов, а также уважение индивидуальных интересов и увлечений вашего ребенка. Именно через наблюдение выявляются потребности ребенка. Как всегда, следуйте за ребенком и запаситесь терпением на те дни, когда он захочет петь песенку ABC снова и снова!

Чувствительные периоды – Монтессорианский подход

В недавнем посте я объяснил термин Поглощающий ум . В посте этой недели мы рассмотрим еще одну распространенную фразу, которую можно услышать в связи с Монтессори-образованием: чувствительные периоды .

Хьюго де Врис (голландский ботаник и генетик) обнаружил сенситивные периоды в своих исследованиях на животных, но Монтессори заявила, что она и ее коллеги-педагоги обнаружили, что это верно и для детей, используя это для улучшения обучения (М. Монтессори, 19 лет).66). Сенситивные периоды в развитии ребенка устанавливают и контролируют каждую плоскость развития и неразрывно связаны со всеми другими аспектами развития ребенка, включая внутренний и внешний рост (Grazzini, 1979; М. Монтессори, 1966; Национальный научный совет по развитию). Чайлд, 2008; Зенер, 2003). Кроме того, важность раннего обучения признается в исследованиях мозга из-за нейронных связей, возникающих в сензитивные периоды (Национальный научный совет по развитию ребенка, 2008). Монтессори (1966) описал это понятие так:

Сенситивный период относится к особой чувствительности, которую существо приобретает в своем младенческом состоянии, пока оно еще находится в процессе эволюции. Это преходящая предрасположенность, ограниченная приобретением определенной черты. Как только эта черта или характеристика приобретена, особая чувствительность исчезает. Таким образом, каждая специфическая характеристика живого существа достигается с помощью преходящего импульса или потенции. (М. Монтессори, 1966, с. 38)

Таким образом, в связи с развитием ребенка у них есть врожденный импульс, который побуждает их выполнять определенные действия в определенные периоды развития (М. Монтессори, 1966; Национальный научный совет по развитию ребенка, 2008; Зенер, 2003). ). Однако Монтессори (1966) отмечала, что если ребенок не способен действовать в соответствии с импульсами этого сензитивного периода, шанс на «естественное завоевание» (стр. 39) будет потерян навсегда. Препятствия к обучению или стрессовые переживания в это время могут вызвать сильную негативную реакцию, что иногда можно наблюдать во время истерик у очень маленького ребенка (М. Монтессори, 19 лет).66; Национальный научный совет по развитию ребенка, 2008 г.).

Источник: мое собственное изображение.

Опыт обучения в эти чувствительные периоды играет жизненно важную роль в развитии нервной системы человека (Национальный научный совет по развитию ребенка, 2008 г.). В сенситивные периоды ребенок способен совершать и усваивать большие успехи в обучении с легкостью и страстью, которые недоступны в более позднем возрасте (М. Монтессори, 1966; Национальный научный совет по развитию ребенка, 2008). По завершении одного завоевания ребенок переходит к следующему, создавая постоянную модель обучения и удовольствия (М. Монтессори, 19).66; Зенер, 2003). Чувствительность ребенка выражается в сильном интересе к одним вещам и большом безразличии к другим (Zener, 2003): «Когда у ребенка пробуждается особая чувствительность, это подобно свету, который освещает одни объекты, но не освещает другие, создавая им весь его мир» (М. Монтессори, 1966, с. 42). В это время проявляются радость и волнение в обучении, подпитываемые окружением ребенка и взрослыми, которые поощряют и помогают в этом обучении. Эти чувствительные периоды подготавливают ум ребенка к поглощению и обработке окружающего мира, дополняя «впитывающий ум» (Zener, 2003).

Между чувствительными периодами Монтессори и зоной ближайшего развития Выготского были выявлены сильные корреляции. В обоих подходах учитель наблюдает за ребенком, чтобы обеспечить учебный опыт, который соответствует потребностям и требованиям к обучению ребенка в данный момент времени (Mooney, 2013; Vettiveloo, 2008). Однако Выготский считал, что эта поддержка обучения ребенка исходит не только от учителя, но и от сверстников (Mooney, 2013).

Такое обучение можно увидеть в классах Монтессори с комбинированными возрастными группами (а теперь и в обычных центрах раннего образования).

Если у вас есть какие-либо вопросы или комментарии по любому из моих сообщений в блоге, пожалуйста, не стесняйтесь обращаться ко мне!

Граццини, К. (1979). Особенности ребенка в начальной школе. AMI Communications , 29–40.

Монтессори, М. (1966). Тайна детства . (М. Дж. Костелло, ред.). Нью-Йорк: Баллантайн Букс.

Муни, К.Г. (2013). Теории детства: введение в Дьюи, Монтессори, Эриксона, Пиаже и Выготского (2-е изд.). Миннесота: Редлиф Пресс.

Национальный научный совет по развитию ребенка. (2008). Сочетание времени и качества раннего опыта формирует архитектуру мозга .

Веттивелоо Р. (2008 г.). Критическое исследование внедрения метода обучения Монтессори в качестве первого шага к инклюзивной практике в условиях раннего детства, особенно в развивающихся странах.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *