Негосударственное общеобразовательное учреждение Средняя общеобразовательная школа

Сенситивный это период: Сензитивный период | это… Что такое Сензитивный период?

Сенситивные периоды развития

Сенситивный период — это определенный период в жизни индивида, в котором созданы более оптимальные условия для развития  у него некоторых психологических качеств и видов деятельности. Т.е. это период максимальных возможностей для наиболее действенного формирования какого-либо свойства психики. Так, например, сенситивным периодом для развития речи у детей будет возраст от 1,5 до 3 лет.

В основе сенситивного периода лежит преходящее увеличение чувствительности к определенным внешним влияниям. Фактически такой период являет собой временной отрезок более высокой пластичности, функция и структура во время которого показывают свою способность к изменчивости согласно специфике внешних обстоятельств.

Сенситивные периоды развития ребенка

Возрастная сенситивность – это свойственное конкретному возрастному этапу наилучшее сочетание условий для формирования конкретных свойств или процессов психики.

Каждый индивид в любом возрасте, будь-то младенчество или дошкольный возраст, развивается индивидуально. Не существует одинаковых индивидов. Каждый рождается с определенным набором свойств психики, задатков. Степень развитости детей зависит от их восприятия разных типов деятельности.

Понятие «сенситивные периоды развития ребенка» было введено Л. Выготским. Он полагал, что поворотные периоды в развитии детей иногда могут принимать кризисный характер, когда развитие становится стремительным или катастрофическим. В такое время малыш становится особенно восприимчивым к приобретению определенных знаний и навыков. Однако, в это же время, в детском организме протекают трансформации, характеризующиеся ранимостью и повышенной чувствительностью. Такие временные этапы возникают в разный период и характеризуются непродолжительностью. На возникновение этих этапов не могут воздействовать ни педагоги, ни родители, однако при верном подходе можно довольно продуктивно их применять для дальнейшего развития детей.

Сенситивный период – это такой временной отрезок, который характеризуется максимальной чувствительностью и благоприятными условиями для формирования определенной способности или типа деятельности организма. Поэтому, необходимо на определенном этапе возрастного развития уделять большее внимание конкретной области, при этом стараясь развить качественную составляющую способностей детей.

На первом году жизни малыш познает мир, используя для этого слуховые и тактильные ощущения. Именно поэтому в этот период важным становится формирование сенсорной области.

Раннее детство от одного года и до трех лет является сенситивным периодом для развития речевых способностей. Формирование их происходит достаточно быстро: сначала малыш слушает взрослых и как бы накапливает словарный запас, а где-то к возрасту три года речь у малыша начинает приобретать предметный характер. Малыш учится реагировать на слова, произносимые другим человеком, воспринимает настроение людей, пытается выражать чувства и эмоции.

Возраст от полутора до двух с половиной лет характеризуется манипуляциями с мелкими предметами, что говорит о формировании моторики пальчиков и руки, происходит подготовка руки к писанию. Малыш в возрасте с двух с половиной лет и до трех довольно часто разговаривает с собой, что позволяет делать выводы о логике произносимых им фраз, последовательности и непоследовательности речи. Со временем такие монологи ведутся мысленно.

Сенситивный период дошкольного возраста от трех лет и до семи характеризуется тем, что малыш начинает включаться во взрослую жизнь, в виды деятельности. Он начинает понимать силу мысли, которую можно грамотно выразить при помощи речи. В этот период малыши могут сами выбирать темы игр, определять роли. В этом возрасте они оживленно интересуются обозначением звуков буквами при помощи символов.  Особенностью данного  этапа является игра. Ребенок испытывает сильное желание деятельно участвовать в той области деятельности, которая ему еще недоступна и совсем малоизвестна. Вначале образуется режиссерская игра, затем или одновременно с ней или немного позже появляется и ролевая игра. Чуть позднее появляются игры с правилами – сюжетно-ролевые игры, наполненные содержанием. Малыш сам придумывает сюжет и условия. Творческий характер такой игры обуславливается наличием замысла, осуществление которого сопряжено с энергичной работой воображения, с формированием у детей способностей отображения своих впечатлений о мире, который их окружает.

Возраст от восьми и до девяти лет является повторным пиком речевых способностей. Также данный этап является временем стремительного формирования воображения и восприятия культуры.

Сенситивный период – это возможность предельно развить способности детей в конкретном возрасте, при этом обращая внимание на качественность развития способностей: до одного года – слуховые и тактильные ощущения, от года до трех лет – речь, способность выражения ребенком своих мыслей и чувств.

Сенситивный период дошкольного возраста дает основу для развития способностей к взаимодействию с окружающими и общению. Особенностью развития индивида является то, что все новые умения, знания, навыки накладываются на уже изученные, поэтому очень важно вовремя успеть вложить в малыша как можно больше.

В раннем возрасте довольно сложно распознать сенситивные периоды, однако наряду с этим нужно успеть вовремя начать формировать навыки, давшиеся природой. Важным является создание необходимых условий, при которых дети смогут проявить свои способности, не ограничивать деятельность малыша, предоставить возможность свободного творческого проявления. Сенситивные этапы не заканчиваются в 9 лет, они характерны и для подросткового периода, и для юношеского. Но в самом раннем периоде жизни ребенка закладывается базис, который индивид будет использовать в старшем возрасте.

Перечисленные выше периоды обязательно наступают у каждого индивида, но время проявления и длительность этапов довольно индивидуальны.

Выгосткий полагал, что наряду с сенситивными периодами у детей существует три существенных кризисных возрастных момента: в возрасте одного года, трех, семи лет. В такие периоды детям нужно уделять больше внимания со стороны близких. Необходимо понимать, что чем значительнее сфера интересов индивида, тем более гармоничным будет его развитие. И даже учитывая то, что формирование интеллектуальной сферы субъекта происходит в течение взрослой жизни,  в раннем возрасте  это протекает намного естественнее и легче.

Очень важно родителям обратить внимание на основные сенситивные периоды и на начало проявления каждого из них, для того, чтобы своевременно подготовить основу и среду для оптимального удовлетворения потребностей детей на каждом этапе его развития.

Итальянский педагог М. Монтессори выделила основные сенситивные периоды формирования: сенситивные период развития речи происходят от нуля и до 6 лет, сенситивный этап восприятия порядка наступает от нуля и до трех лет, сенситивный этап сенсорного формирования – с полугода и до пяти лет, сенситивный этап восприятия мелких предметов – от полутора лет и до шести с половиной, сенситивный этап формирования действий и движений – от года до четырех лет, сенситивный этап формирования социальных навыков – от двух с половиной до 6 лет.

Сенситивные периоды физического развития

Формирование движений у детей происходит в установленной последовательности. Для того, чтобы выполнить любое движение нужно проявить определенные физические качества, иметь быстроту и ловкость, затратить некоторую силу. Поэтому наряду с развитием главных движений идет и формирование физических качеств. Степень развитости физических качеств обуславливает качество и количество движений, которыми обладает малыш.

Физические качества характеризуются неравномерностью развития в разные периоды жизни детей. В одно время определенные качества формируются одинаково быстро и синхронно, в другое время – качества нарастают с различной силой. Этапы, в которые то или иное качество формируется наиболее сильно, называются сенситивными.

Сенситивные периоды способностей и сенситивный этап формирования физического развития длятся приблизительно от одного года и до четырех лет. Благодаря движениям, которые сопровождаются интенсивной вентиляцией легких детей, происходит насыщение кислородом крови в достаточном количестве для питания им клеток головного мозга, участвующих в формировании функций психики.

Течение данного периода не всегда однородно и характеризуется моментами, когда малыш сосредоточивает внимание на конкретных действиях или движениях. В начале этого сенситивного периода детей интересует только движения, а впоследствии их интересуют более трудные действия, для того, чтобы их выполнить, малышам нужно обладать определенной степенью координации, выразительности и свободы движения.

Ловкость, быстрота, динамическая и статическая сила – физические качества и функционально-двигательные навыки, такие как координационные и ориентационные склонности, дифференциация пространственных характеристик и силовых напряжений, умеренно формируются в  возрасте пяти лет. Также в этот период получают развитие и два главных движения – прыжок и равновесие.

В возрасте шести лет наблюдается умеренный рост в формировании трех качеств, таких как гибкость, выносливость и скоростная сила, двух склонностей, таких как дифференциация пространственных характеристик и ориентационные способности. Более ускоренно происходит развитие следующих немаловажных движений: метание, ходьба, движения ногами и руками.

Сенситивные периоды способностей и рост двух способностей – дифференциации силовых напряжений и координационных способностей обуславливают седьмой год жизни. Также данный этап характеризуется умеренным, ускоренным развитием гибкости и ловкости, умеренным развитием таких основных движений, как бег, ходьба, метание, прыжки, движения ногами и руками.

Сенситивный период дошкольного возраста также характеризуется развитием невербальной памяти, а именно – двигательной, которая играет важную роль в управлении движениями.

Период раннего детства – это возраст, когда происходит формирование потребностей в энергичной двигательной деятельности и запуск механизмов формирования всех способностей детей. Если пропустить данный период, то потом его будет или невозможно или достаточно трудно наверстать. Именно поэтому настолько важна оздоровительная и коррекционная работа по физиологическому воспитанию.

Двигательная детская деятельность в раннем возрасте требует разнообразного подхода, который,  прежде всего, заключается в обучении локальным движениям (движениям частей тела), соединениям движений тела, цельным движениям — перемещениям тела. Локальным движениям и сочетаниям движений можно обучить с помощью развивающих упражнений. Целостные движения – это  прыжки, ходьбы, метание бег.

В процессах научения детей основным движениям следует  целенаправленно влиять на формирование таких физических качеств, как сила, быстрота, ловкость и др. Успешность в освоении важными для жизни умениями и навыками обусловлена от степени развитости физических качеств.

Чувственная, психическая и эмоциональная область формируются в ходе воспитания перечисленных выше физических качеств. Именно поэтому настолько важно физическое воспитание малыша. Физическое воспитание считают первой ступенькой в обучении в целом.

Возраст детей от семи и до десяти лет, вне зависимости от своего морфофункционального вида, характеризуется довольно высоким уровнем сенситивности в влиянию физических нагрузок и самым большим количеством этапов с высочайшим естественным ростом двигательных качеств. А период с десяти лет и до тринадцати характеризуется наименьшим количеством таких этапов.

Сенситивные периоды психического развития

Сенситивные периоды развития человека нужно знать и обязательно учитывать для формирования эффективного общественного влияния на развитие личности. В конкретные фазы жизни дети являются особо чувствительными к определенному педагогическому воздействию и сенситивными к нему.

Сенситивные периоды развития человека – это чувствительный  и особо благоприятный этап становления личности к формированию некоторых функций психики.

Если сенситивный период был потерян, то в последующем соответственные ему качества психики ребенка формируются достаточно трудно и не всегда могут достигнуть совершенства.

Сензитивность необходимо толковать в качестве своевременных и наиболее благоприятных условий для формирования конкретной функции или свойства психики. Обязательно следует учитывать, что сенситивный период формирования определенных функций психики, носит переходящий временный характер. Так, например, раннее детство является сенситивным этапом для формирования речи и если по каким-то причинам он будет упущен, ребенку в дальнейшем будет достаточно трудно разговаривать и выражать свои мысля связно.

Сензитивность имеет зависимость от целого комплекса факторов – от закономерностей формирования человеческого мозга, его предыдущих достижений в психическом развитии. Отсюда следует, что границы переживания сенситивной фазы являются индивидуальными для каждого индивида. Следует также помнить о том, что учет сенситивной фазы должен опираться не только на сложившиеся ранее психические процессы, а в большей степени на те, которые находятся еще в процессах созревания. Эффективный и грамотный подход к обучению активизирует задатки детей, при этом стимулируя их формирование до степени умений, знаний и способностей.

В современной науке остается открытым вопрос установления сенситивных периодов для развития всех функций психики, формирующихся в процессе онтогенеза индивида. Однако, существует несколько общих характеристик таких периодов и они всегда универсальны, т.е. появляются в процессе развития всех субъектов, вне зависимости от национальности и расы, темпов развития, различий, связанных с культурой или геополитикой; они обязательно индивидуальны в тех случаях, когда это касается длительности их течения у конкретного субъекта и времени их появления.

Критические и сенситивные периоды

Способность нервной системы трансформироваться под воздействием внешних факторов имеет переходящий характер. А совпадает она с периодом более усиленного морфофункционального созревания, что может объясняться явлением возрастной чувствительности к влияниям среды, с которым взаимосвязаны сенситивные и критические этапы развития.

Каждый из этапов имеет ряд характерных особенностей, хотя их основой и является временное увеличение чувствительности к определенным внешним воздействиям. Характерные особенности: уровень избирательности к восприятию, временной распорядок, следствия неадекватного осуществления, обратимость исходов.

Изначально такое понятие, как критический период, использовалось в эмбриологии с целью обозначения отрезков времени, которые характеризуются высокой чувствительностью к воздействию факторов, выходящих за пределы физиологических норм.

В период внутриутробного формирования в четко выделенные его этапы каждый орган претерпевает определенные критические фазы дифференциации.

Критическим следует называть такой период, когда организм должен ощущать нормативные влияния, и это будет условием его будущего полноценного развития. Все трансформации, возникающие в ходе критической фазы, характеризуются необратимостью, вследствие этого функция и структура получают законченный вид, который становится не чувствительным к модифицирующим влияниям в позднем возрасте. Критические фазы более характерны для анатомических и морфологических трансформаций в процессе формирования. Так как они сопряжены с конкретной стадией морфологического развития, они могут являть собой хронологическую симметрию развития.

Понятие сенситивный обозначает отрезок времени, характеризующийся некоторым набором стимулов, которые оказывают большее воздействие на формирование функций, чем до или после. Фактически такой период рассматривается как более благоприятный для освоения. Иначе говоря, критический период обозначает действие «сейчас или никогда», а сенситивный — «можно и в другое время, но лучше сейчас».

Сенситивные и критические периоды обуславливают механизм индивидуализации формирования, так как в зависимости от осуществления определенного периода последующие этапы могут получать все более характерный, свойственный только данному субъекту опыт.

В связи с тем, что индивидуальность субъекта на всем этапе онтогенетического развития целостна, то можно сделать вывод, что кризисы обладают системным характером и в качестве невидимой силы «включают» значимые физиологические преобразования.

Сенситивный период развития речи

Сенситивный этап для формирования речи довольно большой по длительности и занимает практически весь период дошкольного детства. Сенситивный период формирования речи длится примерно от нуля и до шести лет. Причем начало данного этапа происходит еще во внутриутробном развитии, когда ребенок сквозь воды начинает воспринимать речь матери и звуки окружающей среды. Именно в это время малыш привыкает к речи, и может, находясь еще в животе у матери, реагировать на интонации и настроения мамы.

Возраст до четырех с половиной месяцев характеризуется тем, что малыш ощущает речь как что-то особенное. Сознание малыша в этом возрасте еще не в состоянии выделить в отдельные образы картины окружающего мира, себя. Все его впечатления об окружающей среде довольно спутаны, однако речь для него становится единственным ярким образом.

Новорожденные дети с момента рождения внимательно относятся к речи, могут замирать или прислушиваться к произносимым словам. Часто можно заметить, как дети смотрят на рот произносящего речь, оборачиваются на звук. По отсутствию реакций на звуки и речь можно судить о наличии у детей проблем со слухом. К сожалению, позиция некоторых взрослых такова, они считают, что маленькие дети ничего не понимают и поэтому пренебрегают общением с ними. Тем самым теряя его сенситивный период.

Малыш старается научиться подражать слышимым звукам. Это время, когда малыш постоянно надувает пузыри из слюней, все выплевывает, что свидетельствует о начале тренировки мышц артикуляционного аппарата. Далее он начинает самостоятельно располагать выговариваемые им звуки поочередно друг за другом, при этом стараясь выстроить их в разные последовательности и вслушаться в звучание.

Одним из шагов на пути к развитию и становлению речи, характеризующейся осознанностью, является сначала агуканье малыша, а затем произнесение некоторых сочетаний букв. Однако вначале это происходит неосознанно. Малыш только начинает тренировать свой артикуляционный аппарат. Однако наиболее частые слова, которые обращены к нему, он уже научился понимать.

В возрасте приблизительно около года ребенок старается выговорить свое первое слово – это его первое выражение мысли. Однако тут он встречается с ситуацией фрустрации. Он прекрасно представляет, что речь должна что-то означать, но не может воспользоваться таким знанием из-за недостатка слов. Малыш хочет говорить, но еще не время.

Ближе к году дети уже могут употреблять осмысленно более часто произносимые слова. В этом возрасте ребенок наполняет свой пассивный словарь. К двум годам в его словаре будет уже достаточно много слов, тогда как в активном так и останется их небольшое количество. В этом возрасте происходит лавинообразное наполнение словаря детей.

Малыш начинает проявлять свои чувства и выражать желания в возрасте около полутора лет. Данный этап характеризуется тем, что ребенок непосредственно говорит о том, что желает или чего не хочет. Он говорит языком чувств, применяя ориентационную механическую речь. Например, вместо слова «правильно» произносят слово «приятно». Такой метод ориентации является естественным для субъекта. В дальнейшем человеку навязывают в процессе воспитания другой способ ориентации. На этой стадии формирования дети уже в состоянии воспринимать грамматические стандарты языка и способны грамматически правильно сформулировать фразы и предложения. Именно из-за недостатка слов у взрослых создается впечатление о наличии характерного детского языка с определенными нормами грамматики.

Следовательно, можно сделать два существенных вывода. Первый заключается в категорическом запрете для взрослых на так называемое «сюсюканье» с малышом, на придумывание родителями для облегчения общения специального, более простого детского языка. Напротив, в период сенситивности, когда дети более чувствительны к усвоению и восприятию норм языка, речь взрослых должна характеризоваться грамотностью, четкостью и ясностью. На этом этапе дети как никогда более нуждаются в том, чтобы им рассказывали как можно больше историй, включающих в себя разнообразие и богатство слов, грамматических конструкций речи, рассказов, которые являются образцом стиля, больше с ним общались. Второй вывод заключается в принципиальной возможности последующего речевого развития детей в билингвической среде, т.е. тогда, когда у них есть возможность освоения сразу двух языков. Можно быть уверенными в том, что путаницы у детей со словами не произойдет. Они не будут в русских грамматических конструкциях использовать английские слова.

Возраст от двух с половиной лет и до трех характеризуется тем, что ребенок начинает вести монолог с самим собой.

  Как было сказано выше, впоследствии монологи делаются внутренними. Судить об особенностях мышления в дальнейшем можно будет лишь косвенно.

Возраст от трех с половиной и до четырех лет характеризуется употреблением ребенком речи осознанно и целенаправленно. Он начинает решать свои возникшие проблемы при помощи речи. Например, может о чем-то попросить. Данный этап обуславливается тем, что малыш начинает осознавать силу своей мысли, которая выражена грамотно и поэтому понятна окружающим. В этот период дети активно интересуются буквами, могут с удовольствием их обводить или складывать из них различные сочетания слов.

Следующий серьезный шаг в развитии речи у малыша проявляется в возрасте от четырех и до четырех с половиной лет – ребенок начинает самопроизвольно писать некоторые слова, фразы, небольшие предложения и маленькие рассказы. Самое удивительное то, что это наступает вне зависимости от того, обучали ли малыша ранее письму или нет.

Возраст приблизительно около пяти лет характеризуется тем, что малыш уже без принуждения, совершенно самостоятельно учится читать – к этому его направляет логичность речевого развития. Так как процесс письма – это своеобразное выражение определенным образом своих размышлений, а процесс чтения предусматривает, кроме различения букв и умений их складывать в слова, еще и разумение мыслей других индивидов, которые находятся за этими словами. А это процесс намного более сложный, чем выражение собственных мыслей.

Из всего вышесказанного следует сделать вывод, что если детей принуждать что-нибудь делать вне границ соответственного сенситивного периода (например, осваивать навыки письма, чтения), то результат, конечно, будет, но гораздо позже, а иногда результата может не быть совсем.

Автор: Практический психолог Ведмеш Н.А.

Спикер Медико-психологического центра «ПсихоМед»

Сенситивные периоды (часть 1)

 Вы наверняка не раз замечали: ребенку никак не удавалось овладеть каким-то уменьем, но вот, проходит месяц, другой, вы снова возвращаетесь к этой теме и вдруг обнаруживаете, что кроха схватывает все, буквально, на лету.


Бывает и наоборот, ребенок начинает проявлять интерес к какому-то виду деятельности, но через некоторое время этот интерес пропадает, если малыш не получает должную поддержку от взрослых.

Оказывается, в разные периоды жизни ребенок бывает особенно восприимчив к определенным влияниям окружающего мира.

Такие периоды называются «сенситивными» (от латинского sensus – чувство, ощущение). В эти возрастные интервалы индивидуального развития способность ребенка к овладению или развитию определенных навыков и умений наиболее высокая, тогда как в другое время эта способность существенно ниже.

 

Например, в раннем возрасте речь ребенка формируется с удивительной легкостью, ребенок сам, без специального обучения со стороны взрослых, учится говорить, постепенно постигая весь грамматический строй, фонетические особенности и лексическую базу родного языка. Если же «в силу каких-либо исключительных условий формирование речи задерживается на несколько лет, то ее развитие крайне затрудняется. ..». (А.Н. Леонтьев).

 

Классической и печальной иллюстрацией этой психофизиологической особенности  развития человека являются многочисленные истории про детей-маугли. Так две индийские девочки — Камала и Амала — были обнаружены в 1920 году в волчьем логове в возрасте около 8 и 2-х лет. Они обладали всеми повадками диких волков, передвигались на четвереньках и не умели говорить, вместо этого они издавали звуки, характерные для волков: выли, скулили, рычали. Младшая девочка вскоре умерла, а старшая прожила до 17 лет. Только для того, чтобы научиться стоять выпрямившись и ходить, ей понадобилось целых 2 года. Долгие годы ушли на то, чтобы приучить девочку пользоваться посудой, одеждой… Через семь лет Камала понимала и говорила всего лишь около 45 слов. К семнадцати годам умственное развитие волчьей воспитанницы соответствовало уровню 4-хлетнего ребенка.

То есть определенные сенситивные периоды человека: годы становления речи, приобретения и развития основных навыков и умений — проведенные ребенком среди волков, обернулись навсегда упущенными возможностями.

 

Что же нужно знать, чтобы сенситивные периоды ребенка были оптимальными для его развития?

 

Мария Монтессори считала, что: для этого необходимо знать и понимать общие характеристики сенситивных периодов. Кроме того, на основе своих многолетних наблюдений она пришла к таким выводам:

 

1.    Все дети проходят в своём развитии одни и те же сенситивные периоды. Поэтому, чтобы не идти против естественной природы ребенка и быть готовыми к наступлению следующего периода, родителям и педагогам необходимо знать, какой сенситивный период за каким следует.

 

2.    У каждого ребенка время возникновения сенситивных периодов и его длительность – индивидуальны. Одни дети в своем развитии опережают свой календарный возраст, другие — наоборот. И никто и ничто не может повлиять на сроки и длительность этих периодов.

3.    Если ребенок не смог развить определенные способности во время очередного сенситивного периода, в дальнейшем ему будет сложно наверстать упущенное.

 

4.    Необходимо внимательно следить за характерными проявлениями наступления определенного сенситивного периода, чтобы вовремя создать благоприятную развивающую среду для реализации внутренних импульсов ребенка. 

5.    Протекание каждого сенситивного периода характеризуется:

 

Началом – начало сенситивного периода заметить довольно сложно, особенно если не предвидеть наступления этого этапа и не заниматься с ребенком в «зоне его ближайшего развития»;

Пиком — сенситивный период имеет ярко выраженный взлёт интенсивности, который сложно не заметить;

 

Спадом — более или менее медленным завершением.

 

М. Монтессори описывала следующие сенситивные стадии общего развития ребенка:

 

Ребенок от 0 до 3 лет — «духовный эмбрион» (по мнению М.Монтессори)


В этот период идёт активное познание ребенком окружающего мира. Малыш впитывает в себя эмоциональное отношение окружающих его людей, в основном мамы, к самому себе, к другим людям и происходящим событиям.


Ребёнок от 3 до 6 лет – «строитель самого себя» (по мнению М.Монтессори)


В этот период идёт активное развитие органов чувств. Согласно М. Монтессори, ребенку необходимо создать богатую развивающую среду для подпитки активизирующихся в этот возрастной промежуток способностей: речевой, сенсорной, социальной, двигательной и др.


Ближе к 5 годам ребенок систематизирует свои сенсорные впечатления в единый, целостный чувственный образ мира. А затем переходит в следующую стадию своего развития – познание самого себя как человека и как члена общества, нахождения своего места в нём.

 

Ребенок от 6 до 9 лет – «исследователь» (по мнению М.Монтессори)


В этот период ребенок представляет собой настоящего исследователя, который пытается познать то, что «не лежит на поверхности»: как работают часы, откуда берётся вода, как зимуют лягушки, что там – в космосе.


Ребенок от 9 до 12 лет – учёный (по мнению М.Монтессори)


В этот период ребёнок интересуется результатами деятельности предыдущих поколений и готовыми энциклопедическими знаниями и фактами.

 

Основные сенситивные периоды развития детей, описываемые последователем М.Монтессори, доктором философии Полом Эпштейном:


Период порядка (от 2 до 4 лет)


Ребёнок стремиться к постоянству и повторениям. У него имеется страстная приверженность к установленному распорядку. Он глубоко страдает от беспорядка.


Среда должна быть тщательно упорядочена, с определённым местом для каждой вещи и чётко установленными правилами.


Период движения (от рождения до 1,5 лет)


Беспорядочные движения ребенка становятся координированными и контролируемыми: хватание, прикосновение, откручивание, ползание, ходьба.


Период маленьких предметов (от 1,5 до 4 лет)


У ребёнка появляется интерес к мелким предметам и деталям.


Период вежливости и этикета (от 2,5 до 6 лет)


Сначала ребёнок подражает правилам вежливого поведения, а затем вежливость становится свойством личности.


Период утончения чувств (от 2,5 до 6 лет)


Притягательность сенсорных впечатлений (вкус, звук, прикосновение, вес, запах) приводит к тому, что ребёнок учится наблюдать и дифференцировать ощущения.


Период письма (от 3,5 до 4,5 лет)

У ребенка появляется стремление воспроизводить буквы и цифры карандашом или ручкой на бумаге.


Период чтения (от 3 до 5,5 лет)


У ребенка возникает спонтанный интерес к символическому обозначению звуков буквами и образованию слов.


Период языка (от рождения до 6 лет)


Использование слов для общения: продвижение от лепета к словам, фразам, предложениям, постоянное расширение словарного запаса.


Период пространственных отношений (от 4 до 6 лет)


Формирование представлений о расположении предметов в пространстве: план знакомого места, умение находить дорогу в окрестностях, возросшая способность составлять сложные мозаики.

Период музыки (от 2 до 6 лет)


Возникновение у ребенка спонтанного интереса к звучащей музыке и развитие музыкального слуха, чувства ритма и мелодии.


Период математики (от 4 до 6 лет)


Формирование у ребёнка представления о количествах и операциях с ними, благодаря использованию простого и конкретного материала.

Существуют и другие классификации сенситивных периодов, например, Пэма Скиллера.

В приведенной ниже классификации Пэма Скиллера «благоприятный период» показывает самый стремительный этап развития умственных способностей человека в данном направлении, «следующий благоприятный период» указывает на новое усиление соответствующей  активности мозга, «дальнейший возможный период» указывает на возможность развить данную способность еще в некоторой степени в ходе приспособления, адаптации к новым жизненным обстоятельствам.

Период для эмоционального развития


Благоприятный период — 0 — 24 месяца
Следующий благоприятный период — 2 — 5 лет
Дальнейший возможный благоприятный период — любой возраст

Период двигательной активности


Благоприятный период — 0 — 24 месяца
Следующий благоприятный период — 2 — 5 лет
Дальнейший возможный благоприятный период — уменьшается с возрастом

Период развития зрения


Благоприятный период — 0 — 24 месяца
Следующий благоприятный период — 2 — 5 лет
Дальнейший возможный благоприятный период — уменьшается с возрастом

Период способности говорить


Благоприятный период — 4 — 8 месяцев
Следующий благоприятный период — 8 месяцев — 5 лет
Дальнейший возможный благоприятный период — любой возраст

Период музыкальных способностей


Благоприятный период — 0 — 36 месяцев
Следующий благоприятный период — 3 — 10 лет
Дальнейший возможный благоприятный период — любой возраст

Период умственных способностей


Благоприятный период — 0 — 48 месяцев
Следующий благоприятный период — 4 — 10 лет
Дальнейший возможный благоприятный период — любой возраст

Период изучения иностранного языка


Благоприятный период — 5 — 10 лет

(Окончание следует)

В статье использованы материалы книги М. Монтессори «Помоги мне сделать это самому»

Автор: Дарья Колдина

Что такое чувствительные периоды? — Монтессори в реальной жизни

«Когда у ребенка пробуждается особая чувствительность, она подобна свету, который освещает одни предметы, но не другие, составляя из них весь его мир» — Мария Монтессори

Одна из самых обсуждаемых фраз Монтессори: « чувствительные периоды». Короче говоря, сензитивный период — это фаза или окно в развитии ребенка, когда он наиболее способен и реагирует на усвоение определенного навыка.

В детстве бывает множество чувствительных периодов, но вот некоторые из них относятся к малышам. К ним относятся, но не ограничиваются:

  • Большое движение: рождение до 2,5

  • Язык: Рождение до 6

  • Туалет: от 1 до 2,5

  • Небольшие объекты: с 1 до 3

  • Порядок: от 1,5 до 4

  • Утончение чувств: от 2 до 6

  • Грейс и любезность: 2–6

  • Уточнение движения: 2,5 до 4,5

  • Социальные навыки: 2,5–5

  • Обучение Написание: 3,5–4,5

  • 9002. : от 4,5 до 5,5

  • Математика: от 4 до 6

Прежде чем углубляться в некоторые из них, полезно знать, как определить чувствительный период. Хотя для каждого из этих периодов существуют общие временные рамки, каждый ребенок немного отличается в своем развитии. Вы будете знать, когда ваш ребенок находится в сенситивном периоде, потому что он увлечен, увлечен и полон энергии, работая над этим конкретным видом деятельности или навыком, и часто возвращается к нему снова и снова. Помните об этих чувствительных периодах, чтобы лучше понять «сложное» поведение вашего малыша.

Когда ребенку не разрешают заниматься в периоды чувствительности, он, скорее всего, закатит истерику, чтобы продемонстрировать свои неудовлетворенные потребности в удовлетворении своих интересов и целей в этот период. Они также могут потерять легкость и интерес к деятельности, связанной с развитием этого навыка. Если они пропустят чувствительный период окна, они, скорее всего, все равно разовьют эти навыки, но это займет больше времени и потребует больше усилий и меньше радости. (Например, взрослые знают, насколько сложнее выучить один новый язык, чем малышам выучить два языка одновременно.)

 Период чувствительности к большому движению: от рождения до 2,5 лет

От рождения до двух с половиной лет у детей наблюдается период чувствительности к движению. Это легко увидеть в больших усилиях младенцев, когда они быстро переходят от лежания к переворачиванию, к сидению, к ползанию и к подтягиванию. Они используют свои руки по-разному, чтобы исследовать окружающую среду и материалы с большей точностью каждый день. В течение второго года малыши продолжают это самомотивированное движение, но с большей утонченностью, координацией и контролем. Потребность малышей двигаться и проявлять энергию часто кажется безграничной, и на самом деле это так.

D поздно начала ползать и ходить, поэтому ее первый год был посвящен мелкой моторике. Сейчас, будучи малышкой, она переживает очень чувствительный период крупной моторики. Каждый день включает в себя сочетание прогулки с малышом, скольжения на игровой площадке, переноски тяжелых предметов по дому и многократного подъема и спуска по лестнице. Предоставление ей этих возможностей тренировать ее большие движения дает ей возможность сосредоточиться на своей более мелкой работе, а также лучше есть и спать.

Период чувствительности к мелким предметам: от 1 до 3 лет

Любой родитель малышей, наверное, замечал это — они любят маленькие вещи. Как только дети начинают двигаться, они, кажется, замечают каждую маленькую пылинку на полу и должны ее поднять. Малыши не находят ничего более увлекательного, чем собирать маленькие камни и собирать каждый крошечный цветок. В то время как родители часто беспокоятся об опасности удушья, паническая реакция или вырывание мелких предметов из рук ваших малышей приведет только к истерикам. Мы можем дать нашим малышам под присмотром время подержать и осмотреть мелкие предметы, чтобы удовлетворить эту потребность. Малышам нужно это время, чтобы настроиться на детали всего и увидеть эти мельчайшие черты, изменения и качества вблизи. Они не только узнают об увлекательном окружении, но и работают над столь необходимой мелкой моторикой и развивают концентрацию.

Большинство любимых работ D сейчас включают в себя мелкие предметы, и сначала с напоминаниями (теперь без), она умеет держать их в руке. В наши дни наша коллекция камней весьма внушительна. 😉 Буквально на днях она нашла крошечный замок и ключ в нашем ящике, и вместо того, чтобы забрать его, я наблюдал за ней и с интересом наблюдал, как она своими крошечными руками вставляла замок внутрь, а затем вздыхала с огромным удовлетворением, когда она продолжал повторять это еще с десяток раз. Эти маленькие возможности работы с маленькими предметами огромны для ее развития.

Период чувствительности к туалету: от 1 до 2,5 лет

Это не означает, что обучение туалету невозможно после 2,5 лет, а скорее то, что малыши быстрее и интереснее ходят в туалет до 2,5 лет (обычно до 2 лет). четное). Дети начинают осознавать свои телесные функции примерно к году и обычно могут довольно хорошо контролировать мочевой пузырь и кишечник к 18 месяцам. Малыши в возрасте от одного до двух лет также хотят подражать всем, что мы делаем, и это часто включает в себя туалет, так что самое время воспользоваться этим. Если мы начнем ходить в туалет в этот чувствительный период, мы сможем избежать использования взяток и вознаграждений, а вместо этого полагаться на собственную внутреннюю мотивацию.

Хотя это был более длительный процесс, я очень рада, что мы начали приучать D к туалету до 18 месяцев, потому что сейчас, в 21 месяц, она постоянно ходит в нижнем белье (кроме сна). Есть еще некоторые несчастные случаи и, безусловно, будет больше регрессий (особенно после рождения ребенка 2), но мы избежали серьезной борьбы из-за этого. Вы можете прочитать больше об этом процессе в предыдущих сообщениях блога.

Срок действия заказа: от 1,5 до 4 лет

Распорядок дня — важная составляющая потребности малышей в порядке. Монтессори объясняет: «Для ребенка необходим порядок и стабильность в его окружении, потому что он строит себя из элементов окружения». Малыши жаждут рутины и порядка в своем окружении, потому что это обеспечивает безопасную базу, с которой они исследуют все остальное в постоянно меняющемся (и большом) мире. Внешний порядок помогает малышам и маленьким детям развивать внутренний умственный порядок. Вот почему Монтессори-среды имеют более минималистичный вид и имеют определенное место для всего.

У D сейчас сложный период. Она очень разборчива в размещении своих вещей. На самом деле она поправляла меня, когда я пытался положить один из ее материалов обратно в другое место или когда я клал ее туфли в «неправильную» корзину. Я также считаю, что дни, когда мы придерживаемся ее распорядка, намного счастливее, чем дни, когда мы в машине и вне ее, или когда она не уверена, что будет дальше. Соблюдение нашего обычного расписания в большинстве дней, предупреждение ее, когда мы не можем, и всегда наличие последовательного режима сна очень помогает ей с этой потребностью в порядке.

категории Философия Монтессори
теги Монтессори дома, монтессори малыш, чувствительные периоды

Что такое сенситивные периоды по Монтессори и как они влияют на развитие ребенка? — Маналапан Монтессори

Этапы развития детей раннего возраста

Возможно, вы замечали, что ваш ребенок в возрасте от 1 до 3 лет очень расстраивается , когда с ним что-то происходит не так, как надо. Это может выглядеть как окончание подгузника и желание спустить воду в туалете, но упущенная возможность, или неспособность после этого выбросить грязный подгузник в мусорное ведро. Как бы то ни было, у решительного малыша начинается истерика, а все остальное должно подождать. Если большинство основных потребностей удовлетворено, это, вероятно, потому, что они находятся в одном из своих сенситивных периодов, сензитивном периоде для заказ .

            Дети переживают различные стадии сензитивных периодов на протяжении всего детства в определенное время от рождения до шести лет. После прочтения этого короткого блога вы будете точно знать, что такое сенситивные периоды и как они влияют на развитие младенцев и малышей. С помощью цитат Монтессори и примеров чувствительных периодов в развитии ребенка вы также найдете двенадцать стадий чувствительных периодов в виде диаграммы ниже. Давайте копать!

Что такое чувствительный период?

То, что мы определили ранее как беспричинную истерику, на самом деле является сильной чувствительностью к порядку, врожденным желанием ребенка иметь этот порядок и его реакцией на отсутствие порядка. Вот что Монтессори имеет в виду под сензитивным периодом;

Сенситивный период относится к особой чувствительности, которую существо приобретает в своем младенческом состоянии, пока оно еще находится в процессе эволюции. Это преходящая предрасположенность, ограниченная приобретением определенной черты. Как только эта черта или характеристика приобретена, эта особая чувствительность исчезает» 9.0004

Монтессори, Тайна детства, с. 38

Сенситивные периоды в развитии ребенка описываются как временные рамки, когда дети очень восприимчивы к определенным раздражителям в окружающей среде, помогая в процессах развития их мозга, разума и органов.

Как это влияет на развитие младенцев и малышей?

В эти переходные и определенные периоды дети могут проявлять феноменальные способности в навыках, физическом развитии и когнитивном развитии, обусловленном чувствительностью. Когда ребенок испытывает эту чувствительность, он повторяет определенное действие или поведение, пока не овладеет навыком. Вот почему в возрасте двух с половиной лет дети начинают говорить без остановки. У них период чувствительности к языку, мышцы вокруг рта укрепляются и прокладывают пути к соответствующим нейронам в мозгу. В это время ребенок способен выучить гораздо больше новой лексики, структуры предложений и стратегий категоризации, чем раньше. Он даже может легко выучить второй язык.

Характеристики сензитивного поведения

Другие характеристики сензитивных периодов включают повторяющееся поведение, такое как открывание и закрывание, сокрытие и нахождение, интенсивная концентрация и сосредоточенность на задаче (не прерывать!), подражание другим и движение ради этого .

Что делать в сензитивные периоды

Предоставление стимулов в сензитивные периоды позволит ребенку процветать в более поздние годы жизни. И наоборот, обучение ребенка запоминанию сложных понятий до того, как наступит период чувствительности, может оказать сдерживающее воздействие на их склонность к их изучению, когда придет время. Инструктируя их после период чувствительности прошел, может быть слишком поздно для оптимального обучения. Поэтому, как лица, обеспечивающие уход, распознавание чувствительных периодов может быть чрезвычайно полезным для дальнейшего развития ребенка, мы, конечно же, не хотим упустить эти важные окна возможностей. (см. таблицу ниже для возрастов и стадий).

Кроме того, Монтессори считает, что люди узнают большую часть того, что они когда-либо узнают, в течение первых двух лет своей жизни, хотя периоды чувствительности длятся с рождения до шестилетнего возраста.

«Приобретения, которые он сделал, таковы, что мы можем сказать, что ребенок, который идет в школу в три года, является стариком. Психологи говорят, что если мы сравним наши способности во взрослом возрасте со способностями ребенка, нам потребуется 60 лет тяжелой работы, чтобы достичь того, чего ребенок достиг за первые три года… ребенок в три года уже старик». Монтессори, Впитывающий разум, стр. 5., ДПК, глава 1.

Что мы должны сделать, так это обеспечить заботливую, последовательную и поддерживающую среду. Дети учатся на опыте в своем окружении, независимо от того, учим мы их или нет. Внутренний свет каждого ребенка естественным образом подталкивает его к взаимодействию с окружающей средой. Монтессори добавляет;

Наша школа не настоящая школа; это дом детей, т. е. среда, специально подготовленная для детей, где дети впитывают любую культуру, распространенную в среде, без чьего-либо обучения».

Монтессори, Впитывающий разум, стр. 6. электронная книга, ДПК.

Стратегии, которые Монтессорианцы используют для управления обучением

  1. Наблюдение играет ключевую роль в выявлении сенситивных периодов у детей. Гиды Монтессори знают о признаках готовности и постоянно наблюдают за обстановкой в ​​классе.
  2. Они ждут терпеливо пока дети не проявят интерес или естественную склонность к выполнению определенных навыков, прежде чем знакомить их с новыми понятиями.
  3. Монтессори призывает среду детей разрабатывать и модифицировать  с учетом потребностей, которые у них есть конкретно в течение их текущих сенситивных периодов . Материалы изготавливаются с учетом поглощающего ума ребенка и человеческих тенденций.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *