Негосударственное общеобразовательное учреждение Средняя общеобразовательная школа

Сензитивность это в педагогике: Сензитивные периоды в развитии ребёнка.

Содержание

Сензитивные периоды в развитии ребёнка. — «Семья и Школа»

Содержание

Сензитивность

Главная  > Справочник по образованию  > Энциклопедия де-факто  > Науки о человеке  > Психология  > Психологический словарь для родителей (и не только для них)  > Сензитивность

СЕНЗИТИВНОСТЬ — особая чувствительность, восприимчивость к определенным внешним воздействиям. Термин предложен итальянским педагогом М.Монтессори, которая считала дошкольное детство «сензитивным возрастом», т.е. этапом наибольшей восприимчивости к воспитательным воздействиям. Впоследствии это представление было уточнено и конкретизированно. В исследованиях ряда педагогов и психологов было показано, что на протяжении детства могут быть выделены особые этапы — так называемые сензитивные периоды, в которых ребенок бывает особенно чувствителен к определенным влияниям и восприимчив к приобретению определенных способностей. Так, сензитивный период для развития речи — 1-3 года. Если ребенок в этом возрасте воспитывается в обедненной речевой среде, в условиях недостаточного речевого общения, это приводит к заметному отставанию в речевом развитии; компенсировать это отставание впоследствии оказывается весьма затруднительно. Установлено также, что в возрасте около 5 лет дети особенно чувствительны к развитию фонематического слуха; по прошествии этого срока такая чувствительность снижается. Сензитивный период для развития навыков письма — 6-8 лет.
Сензитивные периоды — это оптимальные сроки развития определенных психических способностей. Преждевременное по отношению к сензитивному периоду начало обучения (например, письму) бывает малоэффективным; оно также вызывает у ребенка нервное и физическое перенапряжение, чреватое эмоциональными срывами. Но и обучение, начатое со значительным опозданием по отношению к сензитивному периоду, приводит к невысоким результатам; нормальный уровень соответствующей способности может быть вообще не достигнут. Таким образом, в обучении и воспитании необходимо согласование педагогических воздействий с возрастными возможностями ребенка.
Наряду с описанной — возрастной — сензитивностью в психологии выделяют также так называемую характерологическую сензитивность, которая проявляется в обостренной эмоциональной восприимчивости к внешним воздействиям определенного рода. Такая сензитивность, проявляющаяся, в частности, в особой чувствительности к настроениям и взаимоотношениям окружающих людей, выступает основой способности к сопереживанию, глубокому пониманию личностных проявлений. В этом смысле она выступает как положительная черта. Но в то же время характерологическая сензитивность делает человека более психологически уязвимым, на ее почве может развиться болезненная ранимость и обидчивость, а в особо неблагоприятных случаях — и невротические нарушения. В общении с ребенком, для которого характерна повышенная эмоциональная чувствительность, родителям следует быть особо внимательными, избегать резких приемов педагогического воздействия. Воспитание эмоций и воли должно быть направлено прежде всего на формирование способности конструктивно регулировать собственные переживания.

Другие записи

10.06.2016. Сказка

СКАЗКА — наиболее древний жанр литературного творчества; художественное произведение волшебного, авантюрного или бытового характера, в котором сюжет, порожденный действительностью, окрашен элементами фантастического…

10. 06.2016. Фрустрация

ФРУСТРАЦИЯ — психическое состояние напряжения, тревоги, отчаяния, возникающее при столкновении человека с непреодолимыми препятствиями (реальными или воображаемыми) на пути к достижению значимых целей,…

10.06.2016. Характер

ХАРАКТЕР — совокупность наиболее ярко выраженных и относительно устойчивых черт, типичных для данного человека и систематически проявляющихся в его поведении. Тесно связан с темпераментом, который определяет…

10.06.2016. Эгоизм

ЭГОИЗМ — негативная ценностная ориентация личности, крайняя форма индивидуализма, проявляющаяся в сознательном корыстном противопоставлении личных интересов и потребностей интересам других людей и общества…

10. 06.2016. Эгоцентризм

ЭГОЦЕНТРИЗМ — позиция личности, характеризующаяся сосредоточенностью на собственных ощущениях, переживаниях, интересах и т.п., а также неспособностью принимать и учитывать информацию, противоречащую собственному…

Сензитивность в психологии это… – определение свойства личности, причины повышенной и пониженной сенситивности

Повышенная чувствительность или сензитивность в психологии – это понятие неоднозначное. Все зависит от контекста применения. Термин может служить для описания характера, возрастных особенностей, метода активного взаимодействия с миром.

Содержание материала:

  • 1 Определение сензитивности в психологии
  • 2 Что такое сензитивные периоды
  • 3 Характер и свойства личности
  • 4 Возрастная чувствительность
  • 5 Поведение в обществе
  • 6 Причины повышенной и пониженной сензитивности

Определение сензитивности в психологии

Сензитивность в переводе с латыни дословно означает «чувство».

В психологии этот термин применяется для описания характера человека, его акцентуации. В таком понимании слово иногда приобретает негативную окраску, подразумевая болезненную чувствительность, которая мешает нормально жить в социуме.

В другом контексте сензитивность – это способ активного действия, восприятие действительности с особой точностью, повышенная чувствительность к окружающему миру и людям. Это качество, которым можно управлять, оно необходимо хорошему психологу, писателю, художнику, музыканту. Нормальная сензитивность важна для обычного человека, который хочет жить в гармонии с собой и окружающей действительностью.

Что такое сензитивные периоды

Понятие сезитивность используют для описания периодов развития малыша. Это явление считается универсальным, то есть проявляется в жизни всех детей, и в то же время индивидуальным. Момент его начала и окончания для каждого отдельного субъекта можно предсказать только теоретически.

Сензитивный период – наиболее благоприятное время для совершенствования определенных психологических навыков, приобретения новых знаний.

Подробное описание этого феномена можно встретить в трудах Марии Монтессори. Ее педагогическая методика свободного воспитания основана на помощи ребенку в овладении определенными навыками и знаниями.

Особенно бурное развитие происходит от рождения и до 6 лет, когда ребёнок преодолевает сразу несколько сензитивных периодов, он учится:

  • говорить;
  • ходить;
  • двигаться и действовать;
  • общаться в социуме;
  • воспринимать порядок и окружающую действительность.

Характер и свойства личности

Сензитивный тип характера описывает чрезмерную, болезненную чувствительность человека ко всему происходящему. На такую личность любые внешние факторы очень сильно действуют – громкий звук, яркий свет, резкая речь. Для чувствительного человека любое грубое слово – это психологическая травма. Сильный звук и свет становится потрясением, он не может выносить чрезмерных нагрузок на работе и во время учебы, мучается и страдает.

Психологическая работа для таких людей всегда чрезмерна, они не выносят высокой требовательности, им очень тяжело жить. Если в семье такой родственник сосуществует рядом с эмоционально-вспыльчивым типом, то очень страдает. Сензитивные люди предпочитают во внешней жизни полутона, и это касается эмоций, нагрузок, отношений. Такие особенности нужно понимать и знать родным и близким.

Частой спутницей повышенной чувствительности является тревога. Страх всего нового, закрытость от незнакомых людей, опасения по поводу предстоящих испытаний – все это свойственно сенситивному человеку с меланхолическим темпераментом.

Другие черты характера:

  • стеснительность;
  • склонность к длительным переживаниям;
  • низкая самооценка;
  • заниженный уровень притязаний;
  • робость;
  • впечатлительность;
  • повышенная моральная требовательность к самому себе.

При помощи сознательных усилий и психологических тренингов сензитивности излишне ранимый и уязвимый характер сглаживается. Это происходит благодаря формированию умения справляться с ситуациями, вызывающими тревогу.

Возрастная чувствительность

Признаки возрастной чувствительности лучше исследовано у детей. Это явление, которое возникает на определенном этапе жизни, выражает различный уровень восприимчивости к влиянию внешних факторов.

Возрастная сензитивность характеризуется ограниченной продолжительностью. Определенный промежуток, когда проявляется это свойство наиболее ярко, называют сензитивным периодом. Начало и окончание этого промежутка времени не зависит от желания индивида и успешности усвоения знаний. Даже если необходимый навык и был развит, с возрастом происходит угасание способностей.

Родители не в силах ускорить наступление периода повышенной чувствительности у ребенка или отсрочить его окончание. Но, создав благоприятные условия для обучения в нужное время, они помогут реализоваться заложенному от природы потенциалу.

Некоторые исследователи (Кольцов, Эльконин, Ананьев) считают, что благоприятные периоды повышенной чувствительности сопровождают человека на протяжении всей жизни, при этом имеют волнообразный характер – время активного развития сменяется спадом.

Поведение в обществе

Все виды чувствительности реализуются в контакте с внешним миром или другими людьми.

Сенситивность, возникающая в период такого соприкосновения – это свойство личности, которое помогает быть внимательным к окружающим, уметь прогнозировать их поступки, поведение и реакции.

Выделяют 4 основных типа такой сензитивности:

  1. Наблюдательная с. – это способность видеть, слышать, созерцать другого человека. Умение запоминать внешнюю форму и высказывания, жесты, облик, делать определенные выводы и прогнозы на основе полученной информации.
  2. Теоретическая с. – имеет отношение к работе специалистов, которые помогают людям. Навыки связаны с выбором и использованием определенных теорий, наиболее подходящих для анализа конкретных случаев.
  3. Номотетическая с. – способность воспринимать других людей, как представителей социальных групп, к которым они принадлежат. Это позволяет определить круг общения, потребностей и интересов наблюдаемых личностей.
  4. Идеографическая с. – способность замечать отличительные черты характера и поведения других особ. Возможность прогнозировать дальнейшие действия и эмоции конкретного человека.

Повышенная чувствительность к внешнему миру и самому себе, как сознательно управляемый навык, полезна и достойна развития. В психологической практике популярны тренинги для совершенствования этого качества.

Причины повышенной и пониженной сензитивности

Частое применение шаблонов в оценке окружающей действительности является следствием пониженной сензитивности. Если воспринимать каждую новую ситуацию или человека в своей жизни через призму существующих установок, неизбежны ошибки и развитие неврозов. Только осмысление истинного положения вещей, понимание сущности другого индивида, позволяет преодолеть кризис.

Иное проявление пониженной индивидуальной сензитивности – это отсутствие восприятия себя самого. Способность замечать, считывать, воспринимать свои внутренние сигналы и реагировать на них определенным образом необходима для нормальной жизни. Иногда человек бывает дистанцирован от самого себя на уровне эмоций, тела и т. д. Такое состояние приводит к возникновению нервных заболеваний, депрессии, проблем в поведении. Человек способен развить чувствительность и осознать себя только после расстановки приоритетов и обозначения личных ценностей. По природе своей он может уделять внимание только тому, что является наиболее значимым в собственных глазах.

Итак, нормальная социальная сензитивность, позволяющая понять истинную суть вещей и стимулирующая развитие в детском возрасте, полезна и даже необходима. Как черта характера, повышенная чувствительность, выходящая за границы нормы, обычно искажает понимание себя и мира. Она формируется вследствие неправильного, авторитарного воспитания личности в детстве или является возрастной особенностью. Так, повышенной сензитивностью характера обладают подростки. Они обостренно воспринимают несправедливость, преувеличивают значение происходящего, не могут адекватно оценить себя и свои эмоции.

Статья 8: Педагогическая чуткость и практическое знание учителя в действии

Автор: jvatougi

Я согласен с Максом ван Маненом в том, что преподавание может быть сложным предприятием не только тогда, когда мы призываем учащихся мыслить независимо и критически относиться к своим обучения, но и в тысяче и одной вещи, которую мы делаем каждый день.

Именно этот характер работы создает разнообразие учителей, которые существуют в нашей отрасли. Существует множество (интер)активных ситуаций, в которых участвуют учителя, которые делают жизнь преподавателя лихорадочной, особенно если учесть динамичный характер обучения и то, что одновременно может происходить множество моментов. Таким образом, особое направление или привкус, который учащийся видит в своих учителях в своих классах, свидетельствует о том, как каждый учитель интерпретирует, и относительной важности (или важности), которую учитель придает образовательной педагогике, знаниям, содержащимся в предметной области, административным ожиданиям и социальным отношения.

Именно это многогранное и переплетенное описание работы заставляет учителей часто просто делать то, что они делают, специфическим образом, определяемым их конкретными способностями, что очень затрудняет описание знаний, используемых в практических и (интер)активных ситуациях. Даже если бы учитель мог описать ситуацию, он обычно описывал бы ее в знакомом ему качестве; осязаемым, обоснованным, ясным и объяснимым, чтобы избежать путаницы и иметь смысл.

Учителя могли указывать на то, что было легко или сложно, или могли выражать свои убеждения в ситуациях, но большая часть того, что происходило в конкретной ситуации, оставалась незамеченной — молчаливое понимание

 

Макс ван Манен описал такт следующим образом: «Любое конкретное действие учителя, хотя на первый взгляд может показаться единственным по смыслу, намерению и структуре, на самом деле действие многослойно, многомерно, многореляционно и многогранно. -перспективный.

Таким образом, значение любого обучающего акта можно интерпретировать по-разному». Это определение объясняет еще одну сложность, связанную с предоставлением конкретного описания. Особое преимущество или понимание ситуации важно при ее описании. Точно так же, как отдельные ситуации могут быть неправильно истолкованы в зависимости от наблюдаемых ситуационных точек зрения, личная точка зрения каждого человека (самого себя, друг друга и окружающего мира) также искажает опыт и усложняет его описание.

 

Я согласен с Маненом в том, что природа практического действия (интерактивная случайность) делает невозможным партнерство с теорией (рефлексивное расстояние) и что такт не является ни теорией, ни практикой, а находится в пустом пространстве между ними.

Однако я бы свел определение такта, данное Маненом, к тому, которое состоит из наборов, содержащих неопровержимые истины или факты (или те, которые стали приняты как истины и факты) относительно системы убеждений конкретного человека, которые в результате процесса укоренения в этом конкретном человеке стал рефлексом в действии вроде.

 

Я бы развил идею такта еще дальше, сделав вывод, что такт не имеет ничего общего с размышлением, но является действием, и что упреждающее размышление о (будущем) опыте, а также современное размышление в (текущих) ситуациях не являются истинными формами отражения, поскольку существуют тяжелые смещения. Ретроспективное размышление над (прошлым) опытом — единственная реальная форма размышления, и оно существенно отличается от этих других тем, что обеспечивает действительно более широкий (всеохватывающий) опыт размышлений.

 

 

Любимые цитаты:

По три цитаты из каждого раздела:

Начало: стр. 1, 2

  • Рефлексия в действии ограничивается (интер)активным мышлением.
  • Однако, общаясь со своими учениками и проводя уроки, учителя обычно не имеют времени или желания по-настоящему задуматься над любым из таких вопросов. (1)
  • Меня немного поразило, что в моей новой школе большинство учеников избегают тебя, если кажется, что ты пытаешься хорошо учиться. Постепенно я научился искусству притворяться тупым и тупым. (2)

 

Середина: стр. 6, 13

  • В самой природе педагогического отношения (рассмотрительность, благоразумие, рассудительность, осторожность, предусмотрительность) учитель ведет себя с детьми рефлексивно, а не бездумно, догматически или предвзято. (6)
  • Рефлексивные преподаватели, как правило, педагогически чувствительны к своим ученикам и к тому, чему и как они учат. Поэтому идея нерефлексивного типа педагогики или обучения была бы действительно противоречивой. Рефлексивное мышление важно не только как инструмент обучения, но и как цель образования. (6)
  • Это расщепленное осознание себя посредством рефлексии проявляется как разновидность естественной шизофрении, при которой одна часть личности каким-то образом ведет диалог с другой частью. Учителя часто говорят такие вещи, как: «Часть меня хотела закончить урок, а другая часть меня знала, что я должен остановиться и разобраться с возникшим беспокойством». (13)

 

End: 16, 20

  • «такт занимает то место, которое теория оставляет вакантным». (16)
  • Патическое определение учения: Другими словами, существуют способы познания, которые так непосредственно присущи нашим жизненным практикам — нашему телу, нашим отношениям и вещам вокруг нас — что кажутся невидимыми (20)
  • Инструкторы à могут применять более или менее расчетливый или рационально взвешенный реляционный подход к ежеминутному взаимодействию с детьми. (20)

Эта запись была размещена в Журнал. Добавьте постоянную ссылку в закладки.

  • John Vatougios


    Гордый учитель и сторонник обучения на протяжении всей жизни
    Я считаю, что каждый ребенок может раскрыть свой потенциал, если ему уделять немного больше внимания, веселым интерактивным занятиям и учебной программе, привязанной к повседневной жизни.

  • Undemo

Педагогическая чуткость — Educ 495 E-Portfolio

Педагогическая чувствительность

Данные:

www.textcompactor.com

KDP:

Программная стоимость: педагогическая чувствительность

TEP поддерживает Pupl-ориентированную. Педагоги должны развивать понимание главенства отношений между учеником и учителем и их этической основы, при этом почитая и уважая потребности каждого ученика. Педагоги должны обладать знаниями, навыками и уверенностью, чтобы адаптировать и разрабатывать учебную программу для удовлетворения конкретных потребностей каждого ученика.
Знания

Учитель понимает, что каждый ученик уникален и требует особого стиля обучения.

Учитель достаточно уверенно владеет предметной областью, чтобы адаптировать планы уроков к конкретным учебным потребностям.

 Диспозиции 

Учитель ценит разнообразие жизненного опыта учащихся и понимает влияние, которое этот опыт оказывает на их индивидуальные потребности в обучении.

Учитель считает, что успех может быть реальностью для каждого ученика, но этот успех не будет одинаковым для каждого ученика.

Учитель понимает, что это его обязанность планировать/проводить уроки/оценки так, чтобы все учащиеся были успешными.

 Представления 

Учитель разрабатывает планы занятий/урок, используя стратегии для обучения визуальным, аудиальным, тактильным и кинестетическим стилям обучения.

Учитель следует рекомендациям, изложенным в IEP, и адаптирует обучение к потребностям учащихся с определенными отклонениями

 Артефакты собраны (выберите ОДИН для электронного портфолио)       
  1. Образцы Оценки, указывающие на то, что учитель принимает во внимание особенности и потребности учащихся.
  2. Использование программного обеспечения Text Compactor для уменьшения нагрузки при чтении для учащихся, у которых есть документально подтвержденные потребности в чтении.
  Отражение/обоснование  
  • Контекст
  • Наблюдения
  • Linking Theory with Practice
  • Interpretation of Causes and effects
  • Self-assessment and professional planning  

(see REFLECTION FRAMEWORK)

 


Reflection Framework :   

Контекст В моем классе словесности в 6 классе у меня было несколько учеников с отметками по обучению. В их соответствующих IEP были рекомендации, в которых указывались трудности с пониманием и предполагалось снижение рабочей нагрузки. Это означало, что мне нужно было искать способы, с помощью которых я мог бы по-прежнему преподавать тот же контент по словесности, принимая во внимание индивидуальные потребности, которые требовались моим ученикам.
 Наблюдения Во время моего модуля сказок мои ученики читали классические сказки, такие как «Красавица и чудовище», а также их фрагментарные эквиваленты сказок, такие как «Милашка и чудовище». Поскольку я не хотел посылать эти материалы и связанные с ними задания в качестве домашнего задания, мне нужно было найти способ, чтобы все мои ученики могли выполнять задания в классе. Используя компактор текста, я смог сократить объем чтения, необходимый для некоторых моих учеников, удалив часть истории. Компактор позволяет вам вставлять текст и выбирать, на какой процент вы хотите уменьшить этот текст. Затем программа анализирует текст и сокращает его. Конечно, он не идеален, но, просмотрев текст еще раз, я смог внести необходимые изменения, чтобы убедиться, что он по-прежнему содержит существенный материал.
 Соединение теории с практикой Основополагающим принципом моей философии преподавания является неотъемлемая индивидуальность каждого из моих учеников. Поскольку все ученики разные, им также потребуются разные инструкции, чтобы максимизировать их личный успех. Уменьшив объем текста, необходимого для чтения, я продемонстрировал свою ценность этих индивидуальных потребностей. Это чтение сопровождалось заданием, которое также требовало меньшего количества письменных материалов и предоставляло некоторые основы предложений, чтобы направлять студента.
 Интерпретация причин и следствий Это только один пример из нескольких дифференциаций, которые были сделаны для учащихся с обозначениями. Одним из наиболее заметных последствий этих различий был успех, которого добились эти студенты.

2. Сензитивность как психическое явление.

Сензитивность возрастная (Новейший психологический словарь) – присущее определенному возрастному периоду оптимальное сочетение условий для развития определенных психических свойств и процессов. Преждевременное или запаздывающее по отношению к периоду возрастной сензитивности обучение может оказаться недостаточно эффективным, что неблагоприятно сказывается на развитии психики.

3. Проблема согласования сензитивных периодов с программами воспитания, обучения и развития ребенка

Проблема…. связана с подстройкой последних к сензитивному периоду ребенка. В развитии Сп условно можно выделить несколько этапов. Каждый чел в своем развитии проходит периоды повышенной чувствительности (сензитивные пер) к какой-л Деят. Напр, у ребенка в возр 2-3 лет интенсивно развивается устная речь. В 5-7 лет он наиб готов к овладению чтением. В ср старш дошк возр дети увлеченно играют в ролевые игры. Эти периоды особой готовности к овладению спец видами Деят кончаются, и если какая-л функция не получила своего развития в благопр период, то впоследствии ее развитие затруднено или невозможно. Поэтому в развитии Сп реб важны все этапы его становления как Личности, и их необходимо учитывать при составлении программ восп, обуч и разв.

Согласованность будет выполняться, если выполняемая Деят находится в зоне оптимальной трудности, т.е ведет за собой развитие способностей реб, реализуя то, что Выготский Л.С. назвал зоной ближайшего развития. Если Деят слишком проста, то обеспечивает лишь реализацию уже имеющихся Сп, если чрезмерно сложна, то стан невыполнимой.

Рубинштейн С.Л. правило развития Сп чел-а: «Развитие Сп совершается по спирали: реализация возможности, которая предст собой Сп одного уровня, открывает новые возможности для дальнейшего развития Сп более высокого уровня. Одаренность чел-а определяется диапазоном новых возможностей, который открывает раелизация наличных возможностей».

№13. Психология этноса. Роль и значение этнопсихологии на современном этапе.

План ответа

  1. Выделение этнопсихологии в отдельную область социально-психологических исследований, связь с культурной антропологией и кросс-культурной психологией

  2. Понятие этноса (Юлиан Бромлей, Татьяна Гавриловна Стефаненко) . Этнич. Идентичность.

  3. Значение этнопсихологических исследований в современном мире

  1. В мировой науке – психологическая антропология, кросскультурная психология и этнопсихология.

Психологическая антропология – совокупность научных дисциплин, изучающих человечество на всех этапах его исторического развития.

Кросскультурная психология берёт своё начало в исследовании различий и сходства разных культур и этносов. Соединяет этнический и культурный компонент.

Этнография – это описание конкретных культур совр. Народов.

Этнология – сравнительный анализ и обобщение данных, собранных в ходе этнографических экспедиций.

Этническая психология – это обл. психологии, которая изучает особенности восприятия и поведения определенного этноса, проявляющиеся на сознательном и бессознательном уровнях.

Задачи этнопсихологии: 1. изучение становления и развития позитивной этнической идентичности; 2. формирование толерантности к межэтническим различиям; 3. решение межэтнических конфликтов, преодоление этнич. Напряжённости и открытых столкновений.

Подходы: 1. etic-подход – внешний; 2. emic-подход – внутренний.

основные отечественные исследователи: Татьяна Гавриловна Стефаненко (идентичность), Надежда Михайловна Лебедева (кросс-культурная психология, ценности разных культур), Галина Умалатовна Солдатова (конфликты), Олег Евгеньевич Хухлаев (национализм).

  1. Этнос

Юлиан Владимирович Бромлей определял этнос как «совокупность людей, обладающих общими, относительно стабильными особенностями культуры и соответствующим психическим складом, а также сознанием своего единства и эндогамией».

У Татьяны Гавриловны Стефаненко: этнос существует, пока его члены осознают и признают свою этническую принадлежность (т.е. связь не по кровно-родственным узам, а на основе идентичности, тождественности в представлениях людей)

Этническое самосознание – осознание индивидами собственной принадлежности к определённому этносу. Этническое сознание – совокупность представлений членов этнической общности о своём и др. этносе, вкл. Соц.-психолог. Установки и стереотипы.

Этническая идентичность включает в себя не только сознательные, но и бессознательные слои (формирование её осущ-ся на созн. и бессознат. ур.). Исследованиями впервые стал заниматься Фрейд. Эриксон выделил индивидуальную и коллективную идентичность на личном Эго человека. в отеч. психологии понятие коллективной идентичности изучал Игорь Семёнович Кон.

Компоненты коллективной идентичности: общее историческое прошлое, историческая память, гр. совесть, мифология, религ. доктрины, система общезначимых моделей образцов, геогр. местоположение, национальное ощущение пространства, предрассудки, отношение к чужим ценностям.

Этн. самосознание и этн. идентичность обладают, как этноконсолидирующими, так и этнодифференцирующими признаками. «Чувство – мы», свойственное опред. этносу формируется в противопоставлении «чувству – они» (чувство безопасности, чувство зависти по отношению к представителю др. этноса).

Типы этн. идентичности.

1. Нормальная (позитивная – Солдатова Галина Умалатовна). Этн. чувства могут проявляться как ингрупповой фаворитизм – необъективное преимущество своего этноса по отношению к др. и аутоагрессивная враждебность.

2. Этноцентрическая идентичность. Этноцентризм – феномен обыденного сознания, возн. в пр. взаимодействия этн. гр. и хар-ся сверхпозитивным отношением к ингруппе (моя гр.!) и негативным эмоционально-оценочным отношением к аут.гр., чувством превосходства своего народа над др.

3. Этнодоминирующая идентичность – это такое состояние самосознания и поведения человека, при котором не только этн.идентичность становится первостепенной среди др. видов идентичностей (гражданин, мать, проф.), но и достижение целей, интересов народа, возможно ложно понимаемых, начинает восприниматься как доминирующая ценность.

4. Этнический фанатизм – абсолютное доминирование этн. интересов и целей, часто иррационально понимаемых, сопровождается готовностью идти во имя их на любые жертвы и действия, вплоть до терроризма.

5. Этническая индифферентность. Равнодушие к этническому происхождению, проблемам народа.

6. Этнонигилизм. Часто в форме космополитизма – отрицание этничности.

7. Амбивалентная, невыраженная, сдвоенная идентичность

8. Гиперидентичность.

  1. Значение этнопсихологических исследований в современном мире

Этнический парадокс – идут глобализационные процессы, миграция населения и смешение этнического состава государств, с др. стороны, каждый этнос стремится сохранить свою уникальность. Возникает рост этнической напряжённости, развиваются этнические конфликты. Э.к. – динамически меняющаяся соц.-полит. сит., порождённая неприятием ранее сложившегося статуса-кво, существенной частью одной или нескольких местных этн. гр. и проявл. в виде хотя бы одного из след. действий (этно-избират. эмиграция, создание полит организаций с этнич. наклоном, спонтанные акции протеста).В связи с этим возникает необходимость изучения этнокультурной толерантности, изучение особенностей этнокультурной социализации. Входя в общество ребенок проходит через социализацию, усваивая соц. роли и правила поведения и через инкультурацию – усваивая культуру своего народа, свойственное народу миропонимание и поведение.

2. Личность учители и эффективность профессиональной деятельности

План ответа:

1. Определение — личность учителя (по Марковой А.К., Канкалик В.А. Кузьминой Н.В.)

2. Структура личности (по Марковой А.К.)

3. Компоненты личности учителя (по Марковой А.К.)

4. Сферы в педагогике и личность учителя в них (Немов Р.С.)

5. Психологические требования к личности педагога (Немов Р.С.)

Статья 8: Педагогическая чуткость и практическое знание учителя в действии

Автор: jvatougi

Я согласен с Максом ван Маненом в том, что преподавание может быть сложным предприятием не только тогда, когда мы призываем учащихся мыслить независимо и критически относиться к своим обучения, но и в тысяче и одной вещи, которую мы делаем каждый день.

Именно этот характер работы создает разнообразие учителей, которые существуют в нашей отрасли. Существует множество (интер)активных ситуаций, в которых участвуют учителя, которые делают жизнь преподавателя лихорадочной, особенно если учесть динамичный характер обучения и то, что одновременно может происходить множество моментов. Таким образом, особое направление или привкус, который учащийся видит в своих учителях в своих классах, свидетельствует о том, как каждый учитель интерпретирует, и относительной важности (или важности), которую учитель придает образовательной педагогике, знаниям, содержащимся в предметной области, административным ожиданиям и социальным отношения. Именно это многогранное и переплетенное описание работы заставляет учителей часто просто делать то, что они делают, специфическим образом, определяемым их конкретными способностями, что очень затрудняет описание знаний, используемых в практических и (интер)активных ситуациях. Даже если бы учитель мог описать ситуацию, он обычно описывал бы ее в знакомом ему качестве; осязаемым, обоснованным, ясным и объяснимым, чтобы избежать путаницы и иметь смысл. Учителя могли указывать на то, что было легко или сложно, или могли выражать свои убеждения в ситуациях, но большая часть того, что происходило в конкретной ситуации, оставалась незамеченной — молчаливое понимание

 

Макс ван Манен описал такт следующим образом: «Любое конкретное действие учителя, хотя на первый взгляд может показаться единичным по смыслу, намерению и структуре, на самом деле действие многослойно, многомерно, многореляционно и многогранно. -перспективный. Таким образом, значение любого обучающего акта можно интерпретировать по-разному». Это определение объясняет еще одну сложность, связанную с предоставлением конкретного описания. Особое преимущество или понимание ситуации важно при ее описании. Точно так же, как отдельные ситуации могут быть неверно истолкованы в зависимости от наблюдаемых ситуационных точек зрения, личная точка зрения каждого человека (самого себя, друг друга и окружающего мира) также искажает опыт и усложняет его описание.

 

Я согласен с Маненом в том, что природа практического действия (интерактивная случайность) делает невозможным партнерство с теорией (рефлексивное расстояние) и что такт не является ни теорией, ни практикой, а находится в пустом пространстве между ними. Тем не менее, я бы свел определение такта, данное Маненом, к тому, которое состоит из наборов, содержащих неопровержимые истины или факты (или те, которые стали приняты как истины и факты) относительно системы убеждений конкретного человека, которые из-за процесса укоренения в этом конкретном человеке стал рефлексом в действии вроде.

 

Я бы развил идею такта еще дальше, сделав вывод, что такт не имеет ничего общего с размышлением, но является действием, и что упреждающее размышление о (будущем) опыте, а также современное размышление в (текущих) ситуациях не являются истинными формами отражения, поскольку существуют тяжелые смещения. Ретроспективное размышление над (прошлым) опытом — единственная реальная форма размышления, и оно существенно отличается от этих других тем, что обеспечивает действительно более широкий (всеохватывающий) опыт размышлений.

 

 

Любимые цитаты:

По три цитаты из каждого раздела:

Начало: стр. 1, 2

  • Рефлексия в действии ограничивается (интер)активным мышлением.
  • Однако, общаясь со своими учениками и проводя уроки, учителя обычно не имеют времени или желания по-настоящему задуматься над любым из таких вопросов. (1)
  • Меня немного поразило, что в моей новой школе большинство учеников избегают тебя, если кажется, что ты пытаешься хорошо учиться. Постепенно я научился искусству притворяться тупым и тупым. (2)

 

Середина: стр. 6, 13

  • В самой природе педагогического отношения (рассмотрительность, благоразумие, рассудительность, осторожность, предусмотрительность) учитель ведет себя с детьми рефлексивно, а не бездумно, догматически или предвзято. (6)
  • Рефлексивные преподаватели, как правило, педагогически чувствительны к своим ученикам и к тому, чему и как они учат. Поэтому идея нерефлексивного типа педагогики или обучения была бы действительно противоречивой. Рефлексивное мышление важно не только как инструмент обучения, но и как цель образования. (6)
  • Это расщепленное осознание себя посредством рефлексии проявляется как своего рода естественная шизофрения, когда одна часть личности каким-то образом ведет диалог с другой частью. Учителя часто говорят такие вещи, как: «Часть меня хотела закончить урок, а другая часть меня знала, что я должен остановиться и разобраться с возникшим беспокойством». (13)

 

End: 16, 20

  • «такт занимает то место, которое теория оставляет вакантным». (16)
  • Патическое определение учения: Другими словами, существуют способы познания, которые так непосредственно присущи нашим жизненным практикам — нашему телу, нашим отношениям и вещам вокруг нас — что кажутся невидимыми (20)
  • Инструкторы à могут применять более или менее расчетливый или рационально взвешенный реляционный подход к ежеминутному взаимодействию с детьми. (20)

Эта запись была размещена в Журнал. Добавьте постоянную ссылку в закладки.

  • John Vatougios


    Гордый учитель и сторонник обучения на протяжении всей жизни
    Я считаю, что каждый ребенок может раскрыть свой потенциал, если ему уделять немного больше внимания, веселым интерактивным занятиям и учебной программе, привязанной к повседневной жизни.

  • Undemo

Педагогика с учетом гендерных аспектов

Уганда признала, что качественное образование девочек необходимо для повышения гендерного равенства, равенства, расширения прав и возможностей девочек и экономического развития. Поскольку население страны является одним из самых молодых в мире, где половина населения моложе 15 лет, крайне важно, чтобы женщины в равной степени вносили свой вклад в экономическое развитие страны, чтобы к 2040 году достичь своей цели по достижению статуса страны со средним уровнем дохода9. 0003

В этом видео Хава Наббуйе, глобальный исследователь Echidna 2018 года, описывает свою работу над национальной политикой в ​​области образования в Уганде, которая поддерживает использование гендерно-чувствительной педагогики, и то, как она претворяется в жизнь на уровне класса.

В последние годы правительство Уганды приняло ряд мер по расширению прав и возможностей девочек. Например, сектор образования подчеркивает важность доступа девочек к качественному образованию, их сохранения и равенства. Только за последние три года был достигнут значительный прогресс в доступе и удержании девочек. Фактически чистый коэффициент охвата начальным образованием увеличился с 8993% мальчиков и 93% девочек, до 93% мальчиков и 99% девочек в 2017 году. Тем не менее, несмотря на эти достижения, девочки в Уганде упускают ключевые возможности для приобретения навыков, поскольку они не принимают активного участия в учебе. так же, как мальчики. Правительство пыталось использовать гендерно-чувствительную педагогику, гарантируя, что все учащиеся имеют равные возможности для обучения и чтобы стереотипные гендерные роли не накладывали ограничений на развитие, в качестве одного из возможных решений, но не смогло заставить учителей и школьных администраторов принять его использование в классе. Это привело к пробелам в политике и ее реализации.

Согласно политике Уганды «Гендер в образовании», педагогика с учетом гендерных аспектов является ключом к обеспечению справедливого качественного образования для всех учащихся. Этот подход может помочь в нескольких образовательных аспектах, таких как уменьшение гендерных стереотипов, расширение участия в классе и развитие навыков, которые помогут девочкам найти работу после окончания учебы. Однако девочки не достигают этих результатов в полной мере, что ограничивает их опыт обучения, расширяющего возможности.

По мере того, как правительство уделяет все больше внимания качественному образованию девочек, оно пыталось включить гендерно-чувствительную педагогику в такие политики, как гендерная политика в области образования, Национальная стратегия образования девочек и учет гендерной проблематики на 2015–2019 годы.. В этих политиках используются общие стратегии, такие как продвижение качественного, соответствующего образования и спорта как для мальчиков, так и для девочек, а также предоставление гендерно-чувствительных учебных программ и материалов для разрушения гендерных стереотипов девочек в школе. Хотя это значительный и позитивный шаг в правильном направлении, гендерно-чувствительная педагогика еще не получила полного определения в соответствующих политических рамках. В то время как педагогика с учетом гендерных аспектов была включена в учебную программу для детей младшего возраста и начальной школы, учебная программа средней школы и обучение без отрыва от производства не имеют адекватных руководящих принципов и стратегий по адаптации педагогики в контексте классной комнаты.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *