Негосударственное общеобразовательное учреждение Средняя общеобразовательная школа

Ролевые отношения это: ролевые отношения это

Ролевые отношения

Предмет ролевых отношений

Роль — набор ожидаемых поведенческих установок для данного положения. Эти ожидания зависят только от положения, занимаемого индивидом, а не от его личных характеристик, и будут одинаковыми для всех индивидов, занимающих эту позицию. При этом каждый человек может играть (и обычно играет) несколько ролей одновременно. Роли на работе, в семье, в обществе друзей, все они отличны одна от другой. Мы будем концентрировать наше внимание на рабочих ролях, то есть на ролях, напрямую связанных с нашим поведением на работе. Для этих ролей необходимо выделить несколько характеристик. Во-первых, рабочие роли неличностны. Они прилагаются к каждому, кто занимает конкретное положение. Во-вторых, роли имеют отношение к поведению, связанному с выполнением задания (task behavior). Роль в организации — это набор ожидаемых поведенческих стереотипов, связанных с выполнением конкретной работы. В-третьих, рабочие роли может быть очень трудно совместить друг с другом.

Проблема заключается в определении того, кто определяет, что от кого ожидается. Что мы считаем относится а нашей роли, что об этом думают другие и что это есть на самом деле, может значительно различаться. Это затрудняет определение того, что такое «настоящая» роль. Наконец, роли быстро выучиваются и могут оказывать значительное влияние как на позиции, так и на поведение. Большая часть того, что мы думаем и делаем, определяется нашими ролями. С изменением ролей меняются и наши взгляды. Одной из наиболее интересных проблем является так называемая «проблема прораба» (first-line supervisor). Роль прораба считается одной из самых сложных в любой организации. Она характерна тем, что прораб вынужден выполнять во многом противоречивые ожидания управляющих — своих непосредственных начальников и рабочих — своих непосредственных подчиненных. Управляющие заинтересованы в эффективности, производительности и издержках, тогда как рабочих больше интересует вопрос оплаты их труда, безопасности и комфорта.

Роли и ход развития группы

Важным объектом исследований является то, как рабочие роли заучиваются, изменяются и влияют на групповое поведение и производительность. Эти исследования представлены тремя основными концепциями: ролевой эпизод, ролевой набор и дифференциация ролей. Наиболее часто встречающейся является концепция ролевого эпизода. Ролевой эпизод начинается с предположения о том, что группа индивидуумов занимает определенную позицию. Эти предположения каким-то образом доходят до исполнителя роли, который, в свою очередь, формирует свое восприятие того, что от него ожидают. Это восприятие затем руководит его (ее) поведением. Но это поведение значительно отличается от того, что ожидала группа. Поэтому поведение группы также изменяется. При этом следует учитывать, что первые два шага — это ожидания, тогда как вторые два — конкретные действия. Вторая важная концепция — это ролевой набор. Ролевой набор — это группа (набор) индивидуумов, которые хранят и обмениваются ожиданиями, касающимися того, как должен себя вести исполнитель роли, а также дают ему (ей) знать об этих ожиданиях.

Ролевой набор удобен в том смысле, что он может рассказать нам о поведенческих стереотипах, существующих в организации. Исполнители роли имеют более четкие представления о своей роли, когда ролевой набор мал, нежели когда он велик. Наконец, маленькие ролевые наборы связаны с образованием клик и изолированных групп внутри организационной единицы. Ролевая дифференциация является чрезвычайно важной в понимании формальной ролевой структуры рабочих групп. Ролевая дифференциация определяется как степень, в которой различные типы функций выполняются различными (а не одними и теми же) людьми. Чем выше такое разделение (и несмешение) ролей, тем выше ролевая дифференциация. Таким образом, понимание ролей дает нам возможность узнать о том, как люди осознают, что они должны делать в каком-то конкретном положении. Роли помогают понять процессы взаимоотношений и взаимодействия, происходящие в организации. Ролевые проблемы. Роли также помогают нам разобраться в проблемах, с которыми сталкивается организация.
Среди них ролевой конфликт, ролевая неопределенность и ролевая перезагрузка. Ролевой конфликт возникает, когда два или более ожиданий оказываются несовместимыми. Существует четыре различных типа ролевого конфликта. Они различаются просто по источнику возникновения несовместимых ожиданий. Первый тип известен как внутриисточниковый ролевой конфликт (intrasender role conflict). Он возникает, когда один и тот же член ролевого набора (например, босс) дает два или более несовместимых задания. Другой тип конфликта называется межисточниковый ролевой конфликт (intersender role conflict). Он имеет место тогда, когда два или более члена ролевого набора имеют несовместимые ожидания (такими конфликтами изобилует работа прораба). Еще один тип конфликта называется межролевым конфликтом (interrole conflict). Он появляется, когда две или более роли, выполняемые индивидуумом, содержат несовместимые требования. Последний тип конфликта называется личностно-ролевой конфликт. Он имеет отношение к ситуации, когда личные позиции исполнителя роли оказываются несовместимыми с его ролевыми требованиями.
В качестве комментария можно заметить, что высокий уровень ролевых конфликтов ведет не только к более низкой степени удовлетворенности работников своей работой, но и к снижению производительности и к повышению текучести кадров. Ролевая неопределенность. Ролевая неопределенность просто означает, что исполнитель роли не точно знает, что именно от него требуется. При этом исполнитель роли может либо не знать целей, которые должны быть достигнуты, либо может не знать путей для достижения этих целей. Корни ролевой неопределенности следует искать в ролевом наборе, когда ожидания, формируемые этим набором, недостаточно ясны (тогда как в случае возникновения ролевого конфликта они ясны, но несовместимы). Признавая отрицательное воздействие как ролевого конфликта, так и ролевой неопределенности, необходимо задаться вопросом, а какая проблема является более серьезной. Ответ зависит от положения, занимаемого исполнителем роли. Ролевой конфликт является более серьезной проблемой на низших уровнях, тогда как ролевая неопределенность — на высших.
Ролевая перезагрузка. Ролевая перезагрузка возникает, когда ожидания и требования роли превышают способности ее исполнителя. Как правило, причиной такой ситуации также является неопределенность. Проблемы, вызываемые ролевым конфликтом, неопределенностью и перезагрузкой чрезвычайно серьезны и их воздействие на людей и организации огромно. Для избавления от них имеется несколько способов.

 


См. также

Группы

  • Воздействие состава группы
  • Группы: их виды, размеры, структура
  • Детский коллектив
  • Индивидуумы и группы
  • История исследования малых групп
  • Классификация социальных объединений в психологии
  • Личность и группа. Проблема взаимоотношений
  • Понятие и структура малых групп в психологии
  • Понятия малой группы и коллектива
  • Проблема общности в социальной психологии
  •     … и другое

 


   RSS     azps@azps. ru 

4. Ролевые отношения и ролевое поведение личности

Межличностные отношения непосредственным образом определяются ролевыми отношениями, с одной стороны, и индивидуальными личностными характеристиками субъектов, с другой. Большая часть того, что мы думаем и делаем, связана с нашими социальными ролями. С изменением ролей меняются наши взгляды.

Ролевые отношения — это отношения, обусловленные функциональными обязанностями субъекта. Они характеризуются, в частности, следующими признаками.

Безличность. ‘Роли прилагаются к каждому, кто находится на соответствующем статусном месте.

Обусловленность поведения ролевыми обязанностями. Социальная роль — это набор ожидаемых поведенческих стереотипов, связанных с выполнением вполне определенной, конкретной работы. Трудная совместимость социальных ролей. Проблема заключается в определении того, что именно и от кого ожидается. Не всегда совпадает мнение индивида о своей роли с тем, что об этом думают другие и что есть на самом деле, — все может в широких пределах отличаться.

Вживаемость асоциальную роль субъекта. Роли быстро выучива- ются и могут значительно влиять на поведение субъекта. Ролевые отношения представлены следующими параметрами. Ролевой эпизод определяется предположением, что группа занимает фиксированную позицию по какому-то вопросу. Это предположение становится известным исполнителю роли, который, в свою очередь, формирует восприятие того, что от него ожидают, и как бы задает впоследствии некоторое поведение члена организации. Однако его поведение может значительно отличаться от реальных ожиданий группы. Поэтому поведение группы также может измениться.

Ролевой набор —- совокупность ролей, соответствующих данному статусу, это группа индивидов, которые формируют, хранят ожидания, касающиеся того, как должен себя вести исполнитель роли, обмениваются этими ожиданиями и дают знать о них исполнителю роли. Ролевой набор свидетельствует о поведенческих стереотипах, существующих в социальной группе. Исполнитель роли имеют более четкие представления о ней в случаях, когда ролевой набор мал, нежели когда он велик. Маленькие ролевые наборы связаны с образованием клик, или изолированных мелких групп внутри социальной группы.

Ролевая дифференциация определяется как степень различия типыфункций между людьми. Чем выше разделение ролей, тем выше ролевая дифференциация. Она дает представление о том, как распределяются социальные роли в конкретных производственных обстоятельствах. Любая организация сталкивается с тем, что называется ролевой проблемой, К числу таковых относятся:

— ролевой конфликт;

— ролевая неопределенность;

— ролевая перегрузка.

Существует множество способов решения ролевых проблем. Один из них связан со структурными изменениями, сменой работы.

Социальная роль представляет собой специфический механизм, посредством которого общественные интересы определяют поведение личности в разнообразных ситуациях общения.

Социальные роли, необходимые в конкретных ситуациях общения, вырабатываются обществом в течение длительных периодов его развития как социально одобряемые типы поведения людей.

Стиль ролевого поведения человека — это личностная окраска исполнения роли, зависящая от темперамента, характера, мотивации и других особенностей личности, от ее знаний и умений.

Ролевое поведение личности имеет два плана. Это действия, обусловленные:

1) нормативными требованиями — «Я» в предлагаемой обстоятель- ствами ,рол и;

2) личными притязаниями — «Я» как таковой.

Первый план поведения — социальная форма ролевых действий, второй план — психологический способ ролевой самореализации.

Как раз здесь и возникает та существенная проблема, о которой шла речь выше, — трудная совместимость социальных ролей. Различие между тем, что субъект относит к своей роли, что об этом думают другие и что есть на самом деле «настоящая» данная роль, как правило, приводит к внутриролевым и межролевым конфликтам.

Контрольные вопросы:

1. Каково содержание понятий «социальная дифференциация»,

«социальное неравенство»?

2. Каково содержание понятия «социальный статус»?

3. Охарактеризуйте статусы.

4. Каково содержание понятия «социальный ранг»?

5. Каково содержание понятия «социальная роль»?

6. Охарактеризуйте признаки социальной роли.

7. Каково содержание понятия «ролевая структура личности»?

8. Перечислите и охарактеризуйте основные элементы норма- тивной структуры исполнения социальной роли.

9. Раскройте содержание понятий, характеризующих ролевое поведение личности.

Психологический практикум

jvRUnp Игра «Скверная компания»

Цели игры:

а) раскрыть и дискредитировать формы общения, принятые в примитивных группах;

б) выявить реакции людей друг на друга в процессе игрового взаимодействия;

в) определить истинное распределение ролей в данной группе;

г) ослабить отрицательное влияние на группу тех ее участников, которые образуют внутри нее своего рода «скверную компанию» и действуют через ироническое отображение реальности.

Ведущий называет социальные роли предстоящей игры: «главарь», «авторитет», «приближенные» (2 человека), «подхалим», «шут», «марионетки» (2 человека), «недовольные» (2 человека), «забитые» (2 человека). Остальные участники составляют «публику». Ведущий помогает игрокам сценически определиться с ролевыми приметами. Например, у «главаря» переброшен через плечо шарф, у «авторитета» за ухом карандаш или авторучка, у «приближенных» из-под рукава торчит носовой платок, «подхалим» носовой платок заправил сзади за воротник, «шут» закатал одну штанину, у «марионетки» свисает с воротника тонкая веревка, «недовольный» взъерошил волосы на голове, у «забитого» одна рука постоянно заведена за спину. Можно, разумеется, использовать и другие приметы. Правила общения и взаимодействия:

— «главарь» обрывает любого;

— «авторитет» обрывает любого, кроме «главаря»;

— «приближенный» — любого, кроме «главаря» и «авторитета»;

— «подхалим» — любого, кроме «приближенных», «авторитета» и «главаря»;

— «шут» — всех, кроме «главаря»;

— «марионетка» — только «недовольны*» и «забитых»;

— «недовольный» — всех, кроме «главаря» и «авторитета»;

— «забитого» обрывает любой.

Тот, кто нарушает правила, переходит в «забитые». Если «забитый» осмеливается кого-либо оборвать, его все осуждают и изгоняют, и он переходит в «публику». Ведущий — единственное лицо в игре, которому предоставлено право обрывать «главаря». У игры есть два варианта. В первом случае «скверная компания» объявляется, например, «пиратской или гангстерской шайкой», обсуждающей вопрос о том, куда отправиться для ограбления или разбоя. Во втором случае игра идет в обыденном плане, без привлечения «пиратского» или «гангстерского» антуража. Свои реплики участники импровизируют по ходу игры. Обязанность ведущего — требовать реплики от участников в соответствии с игровой ролью, подскйзыйать примерные реплики, адекватные ситуации, заменять одного исполнителя другим по своему усмотрению. Обсуждение:

а) анализируются высказывания участников о тех чувствах, которые возникали у них по ходу исполнения ролей;

б) оценивается эффективность того или иного статусного поло- жения, его особенностей;

в) ведущим оценивается степень агрессивности чувств у играющих, что необходимо по ходу игры: пока ситуация находится в границах нормы, выражение агрессивных чувств полезно с психологической точки зрения;

г) ведущим анализируется, кто, на ком и каким способом разряжал свою агрессивность в ходе игры.

Игра «Бюрократ»

Цель игры: научиться видеть в выгодном для себя свете некоторые неприятные обстоятельства жизни.

Незадолго до окончания занятий (минут за 15—20) ведущий объявляет, что пора расходиться, но прежде всем нужно написать заявлейие: «Прошу Вас отпустить меня в связи с окончанием занятия». Затем свои заявления авторы должны подписать у кого-нибудь из участников игры, кого автор сочтет нужным попросить выступить в роли начальника. «Начальник» может подписать, а может и отказать.

В первом случае он ставит резолюцию: «Разрешаю», во втором — «Не разрешаю».

Основные правила игры. Первое: подписывать заявления самим себе не разрешено. Второе: участник, чье заявление подписали, уже не имеет права подписывать другие заявления, и он уходит из помещения. Понятно, что подписать свои заявления удается только половине играющих, остальные не прорвались через тенета бюрократии. Ведущий просит их задержаться и высказать свое мнение по поводу того, что произошло. Да, он понимает, что кто-то будет обижен, раздосадован, что задето чье-то самолюбие… Ведущий должен нейтрализовать негативные эмоции.

Обсуждение: приводится по критериям, кто к кому обратился, кто кому подписал или не подписал. Важно обсудить и то, что случившееся не затрагивает (или затрагивает?) честь, достоинство человека, что в этой ситуации можно найти интересные положительные моменты — какие?

Тест «Мои социальные роли»

Цель игры: осознать участниками богатство социальных связей. Участникам предлагается сформулировать и проранжировать по степени актуальности в собственной жизни свои социальные роли. Обсуждение: ведущий поясняет:

а) в целом студенты относятся к той социальной группе, у которой структура социальных ролей выражена достаточно слабо. Не только молодежь, но и взрослые обычно указывают лишь 7—9 социальных ролей. У студентов, как правило, этот набор, укладывается в классическую триаду: «сын», «товарищ» и «брат». Едва ли надо говорить, что на самом деле у каждого человека десятки социальных ролей, абсолютное большинство которых просто не осознается, и это сказывается негативно на психической жизни субъекта;

б) чем шире, масштабнее социальные связи, тем полнее и психологически здоровее социальная и личная жизнь человека;

в) среди социальных ролей каждого субъекта есть особая группа, которую можно назвать объективно актуальные социальные роли, но которые может не осознавать сам субъект. Если объективно актуальная роль не осознается субъектом, то она провоцирует у него внутренний или внешний конфликт. Для студента объективно актуальными ролямиявляются:

— сын (дочь) при живых родителях;

— брат (сестра) при наличии братьев или сестер;

— студент;

— друг, товарищ, приятель (поскольку живет не на необитаемом острове).

Для других социальных групп набор объективно актуальных социальных ролей будет, естественно, в чем-то иным;

г) осознание своих социальных связей дает возможность человеку управлять ими, а точнее говоря, актуализировать, сообразуясь с реальными обстоятельствами своей жизни.

Игра «Рисуем… общение»

Цель игры: выделить содержательные идеи, касающиеся стереотипов и установок о беседе в различных ролевых позициях. Ведущий просит участников игры разделить лист бумаги на четыре равные части. В первом квадрате каждый рисует начало беседы с начальником, во втором — с подчиненным, в третьем — с равным себе по статусу, в четвертом — начало беседы в оптимальных или идеальных, как это понимает автор рисунка, условиях. Качество рисунка совсем не важно, важно его содержание, т.е. то, что будет нарисовано. После окончания работы все по кругу передают свои рисунки, чтобы познакомить с ними остальных. Обсуждение: анализируется то, что способствует или препятствует установлению контактов в различных ролевых позициях.

Тест «Мои субличностные роли»

Отметьте порядковые номера утверждений, с которыми Вы согласны:

1. Верящий людям 31. Восприимчивый 61. Хвалящий

2. Недоверчивый 32. Суеверный 62. Саркастический

3. Бдительный 33. Проницательный 63. Осторожный

4. Нелогичный 34; Строптивый 64. Озабоченный

5. .Спонтанный 35. Независимый 65. Отчаянный

6. Несдержанный 36. Угрюмый 66. Несамостоятельный

7. Разумный 37. Терпеливый 67. Снисходительный

8. Суровый 38. Придирчивый 68. Консервативный

9. Рациональный 39. Трезвомыслящий 69. Экономный

10. Рассеянный 40. Упрямый 70. Бездеятельный

11. Увлеченный 41. Юмористичный 71. Изменчивый

12. Агрессивный 42. Робкий 72. Возбудимый

13. Объединяющий 43. Доброжелательный 73. Порядочный

14. Раздраженный 44. Деспотичный 74. Жесткий

15. Гибкий 45. Реалистичный 75. Умелый

16. Медлительный 46. Бессистемный 76. Поверхностный

17. Комичный 47. Творческий 77. Прямодушный

18. Легко возбудимый 48. Непрогнозируемый 78. Безудержный

19. Искренний \ 49. Надежный 79. Благородный

20. Непреклонный 50. Самоуверенный 80. Самобичующийся

21. Дальновидный 51. Рассудительный 81. Последовательный

22. Нерациональный 52.Нецеленаправленный 82. Неосмотрительный

23. Энергичный 53. Непринужденный 83. Жизнерадостный

24. Эгоистичный 54. Плаксивый 84. Эгоцентриный

25. Внимательный 55. Трудолюбивый 85. Уверенный в себе

26. Ворчливый 56. Строгий в мыслях

27. Понятливый 57. Целеустремленный 86. Приказывающий

28. Внушаемый 58. Нереалистичный 87. Оригинальный

29. Любознательный 59. Забавляющийся 88. Любящий спорить

30. Нерешительный 60. Незрелый 89. С широкими интересами 90. Переменчивый в настроении

Обработка теста:

Способствующий развитию родитель:

«Да»: 1 7 13 19 25 31 37 43 49 55 61 67 73 79 85

Консервативный компонент родителя:

«Да»: 2 8 14 20 26 32 38 44 50 56 62 68 74 80 86

Рациональный компонент взрослого:

«Да»: 3 9 15 21 27 33 39 45 51 57 63 69 75 81 87

Иррациональный компонент взрослого;

«Да»: 4 10 16 22 28 34 40 46 52 58 64 70 76 82 88

Позитивный компонент дитя:

«Да»: 5 11 17 23 29 35 41 47 53 59 65 71 77 83 89

Трудный компонент дитя:

«Да»: 6 12 18 24 30 36 42 48 54 60 66 72 78 84 90

1 Интепретационная база теста:

Родитель.

Основные функции:

~ дает возможность эффективно дeйcfвовать в качестве реальных родителей;

— осуществляет автоматические реакции и решения;

— уменьшает тревогу;

— сохраняет моральные и этические нормы; — сохраняет и передает традиции культуры;

— является воспроизведением внешней реальности первых 6-8 лет жизни.

Язык тела у консервативного родителя:

— нахмуренный лоб;

— поджатые губы;

— указующий перст;

— руки на бедрах;

— заламывание рук;

— жесты запрещения;

-жесты отказа. Лексика:

— «прелесть», «сынок»;

— «безобразие», «отвратительный», «вульгарный»;

— «прекрати раз и навсегда», «ни за что на свете»;

— критические и оценочные суждения.

Стили поведения:

—демократический;

— попустительский;

— директивно-авторитарный;

-дружелюбный;

— защищающий;

— контролирующий; *

— карающий.

Модели поведения при полном преобладании компонента:

— искореняет все, что напоминает детскую радость;

— живет и действует в соответствии с установившимися шаблонами;

— враждебно воспринимает любые изменения. Способствующий развитию родитель: —

— гибкий;

— благоприятствующий индивидуальному развитию;

— способствующий самоуважению человека;

— гуманистичный в воспитании детей;

— правдивый;

— понимающий;

— духовно близкий.

Консервативный компонент родителя:

— подавляющий;

— косный;

— обесценивающий;

— высококритичный;

— карающий;

— жесткий;

— негибкий;

— ориентирующийся на силу и произвол. Взрослый.

Основные функции:

— производит объективную обработку информации;

— высчитывает вероятность;

— регулирует деятельность родителя и дитя;

— осуществляет объективное посредничество между родителем и дитем;

— формирует Я-образ;

— является воспроизведением опыта, приобретенного в течение всей жизни.

Язык тела у взрослого:

— глубокомысленная концентрация. Лексика:

— «конструктивный»;

— «способный»;

— «экономный»;

— «полезно», «вредно»; -рассуждающая. Стили поведения:

— не выделяются.

Модели поведения при полном преобладании компонента:

— человек рациональный;

— формальный;

— лишенный этических ценностей и убеждений;

— эмоционально холодный. Рациональный компонент взрослого:

-адаптивный;

— с хорошо развитым чувством реальности;

— полно и быстро получающий информацию и обрабатывающий ее;

— ярко проявляющий направленность к цели;

— демонстрирующий гибкое поведение; — нацеленный на решение проблемы.

Иррациональный компонент взрослого:

— дефектное чувство реальности;

— ограниченные способности получать и обрабатывать информацию;

— неполноценное мышление;

— дезадаптивное поведение.

Дитя,

Основные функции:

-интуиция;

— порыв;

— радость;

-очарование;

-подражание;

— испуг;

-страх;

— опрометчивые поступки;

— все инстинктивное;

— потребность в защите;

— потребность в ощущении безопасности;

— проявление внутренней реальности первых 6-8 лет жизни.

Язык тела:

— выражение:

* застенчивости;

* хитрости;

* любопытства;

— улыбка;

— смех.

Лексика:

— восклицания;

— клятвы; — ругательства;

—междометия. Стили поведения:

— спонтанный;

—естественный;

— приспособленный.

Модели поведения при полном преобладании компонента:

— получает от жизни много радостей;

— лишается всех ресурсов;

— подвергается множеству опасностей;

— не интересуется последствиями своего поведения;

— стремится только развлекаться и играть. Позитивный компонент дитя:

— преобладающий интерес к жизни;

—радость;

— интуиция;

— поиск удовольствий; -сговорчивость; -легкая воспитываемость;

— адаптационность. Трудный компонентдшяя:

— преобладание импульсивности;

— повышенная эгоцентричность;

— оппозиционность;

— мятежность, бунтарство; — зависимость;

— пугливость, боязливость;

— дезадаптация.

Роли, которые мы можем играть в наших отношениях и в браке, и то, как они могут вызвать проблемы

Все мы учимся играть определенные «роли», взрослея, что впоследствии может вызвать стресс и споры с вашим партнером. Какие роли вы взяли на себя? Какие из них вы хотели бы адаптировать или выбросить?

Что мы имеем в виду, когда говорим о «ролях»?

У каждого из нас есть несколько разных ролей в жизни, и они могут время от времени меняться. Мне интересно, какие роли у вас есть на данном этапе вашей жизни. Дочь или сын? Мать или отец? Тетя или дядя? Возможно, сиделка? Друг? Может роль, связанная с работой – учитель, уборщик, механик и т.д.? Какие-то роли мы выбираем, какие-то нет. Некоторые роли нам могут понравиться больше, чем другие.

Есть и другие роли, которые мы принимаем в жизни, которые гораздо менее очевидны, на самом деле они могут быть совершенно неосознанными. Это те, которым мы учимся в детстве и семье происхождения – невысказанные. Они формируются в динамике отношений.

Некоторые примеры ролей…


Кому-то, например, кто первым в своей семье поступил в университет, можно дать роль « умный ». Это может ощущаться как давление, обязательство достичь определенным образом, а для других братьев и сестер может подразумеваться, что они не умны, хотя таланты и одаренность проявляются в самых разных формах.

Другой семейной ролью может быть « миротворец ». Это может произойти в семьях, где существует высокий конфликт, и ребенок берет на себя ответственность за сохранение семьи. В этом случае ребенок берет на себя ответственность, которая фактически является обязанностью взрослых.

Существует множество возможных ролей — вот еще несколько:

Спасатель  — При первой проблеме с подсказкой спасатель прыгает, чтобы предложить решение. Но сложность в том, что это не всегда помогает. Часто других не нужно спасать, и они вполне способны сами найти решение. Даже детей нужно поощрять к решению проблем в соответствии с их возрастом. Спасателю часто необходимо улучшить свою способность переносить эмоциональный дискомфорт.

Мученик  — Мученик дает вам знать, как много он делает для всех остальных и как много он выложил сам. Они действительно хорошо умеют нажимать на кнопку вины! «После всего, что я для тебя сделал!» является типичным заявлением. Люди, живущие с мучениками, легко могут плохо себя чувствовать и обижаться на мученика. Они могут эмоционально отключаться от отношений из чувства самосохранения.

Контроллер  — Этот человек любит контролировать всех и вся. Отсутствие контроля над всем вызывает у них тревогу, и все должно быть сделано так, как, по их мнению, должно быть сделано. Человек, находящийся на стороне контроля, испытывает критику и осуждение, а эффект контроля в отношениях, вероятно, будет пассивным или открытым гневом, конфликтом и дистанцированием.

У королевы драмы чрезмерная реакция на вещи. Это все или ничего. Вещи либо совершенно изумительны и чудесны, либо худшее бедствие. Королева драмы, конечно же, занимает центральное место. Проблема, которую это создает в отношениях, заключается в том, что люди устают от этого и начинают пренебрегать. Постоянные драмы слишком утомительны, чтобы заниматься ими.

Жертва  — бедняжка. Кто-то с мышлением жертвы считает себя бессильным и склонен негативно интерпретировать события и принимать вещи на свой счет. Они будут уклоняться от принятия на себя личной ответственности за изменение вещей и склонны обвинять других. Здоровые отношения требуют, чтобы каждый человек брал на себя ответственность за изменения, и если кто-то этого не делает, отношения не могут развиваться, а эмоциональная близость ставится под угрозу.

Как развиваются роли и как они могут повлиять на наши отношения

Роли, которые мы учимся играть в детстве, становятся частью нашего естественного образа жизни. Они становятся нашими «нормальными», даже если они могут чувствовать себя некомфортно. Они могут вплестись в ткань нашего поведения, в нашу первую реакцию по умолчанию. Это привычный способ, которым мы научились справляться с жизнью. Некоторые детские роли мы приняли, потому что они защищают, и мы разработали их, пытаясь уменьшить нашу уязвимость. Возможно, нам навязали другие роли.

Какой бы ни была причина, если мы перенесем наши ранние жизненные роли во взрослые отношения, они могут создать проблему. Это как взять кусок головоломки и попытаться вписать его в другую картинку. Способность быть «сильным» или «добрым», безусловно, иногда полезна, но если мы никогда не позволяем себе не быть сильными или признаем, что не можем справиться, мы предрасполагаем себя к беспокойству и давлению, которые оказывают влияние не только на нас, но, скорее всего, и на окружающих.

Как мы можем адаптировать любые роли, которые мы играем, чтобы быть более здоровыми

Если кто-то исторически брал на себя роль « мира хранителя », он может обнаружить, что принимает поведение, которое он не хочет принимать, или пытается предвидеть и отклонить все, что может означать конфликт, прежде чем он возникнет. Но это может привести к ложному временному миру, который не обеспечивает истинного решения. Роль « мира создателя » является более полезной, потому что она допускает конфликты, ищет взаимопонимания и обеспечивает разрешение, тогда как роль «миротворца» основана на избегании. Жить с кем-то, кто любой ценой избегает любых конфликтных ситуаций, может быть невероятно неприятно!

В жизни мы все играем разные роли. Может быть, пришло время провести небольшую инвентаризацию ролей и спросить себя, что мы хотели бы адаптировать или даже выбросить? Ниже приведены некоторые вопросы для размышления.

ВОПРОСЫ ДЛЯ РАЗМЫШЛЕНИЯ


Какие роли я играл в своей жизни?

Как эти роли влияют на мое самочувствие? На тех, с кем я живу?

Какие из них я хотел бы сохранить, адаптировать или выбросить?

…..

Тукан Вместе это приложение для пар, чтобы развивать и укреплять свои отношения. Откройте для себя более глубокие способы общения и найдите позитивные подходы к разрешению споров с вашим партнером. УЗНАТЬ БОЛЬШЕ.

.….…

ВАМ ТАКЖЕ МОЖЕТ ПОНРАВИТЬСЯ…

Почему ссора с партнером не является признаком того, что вам не суждено быть вместе

Консультирование по семейным отношениям  — как это работает и помогает ли?

Как сохранить свою любовь — и брак — сильным в хаосе младенцев, детей и семейной жизни

Какова ваша роль в ваших отношениях?

Источник: varuna/Shutterstock

Конфликт между супругами часто кажется запутанным и многослойным, в котором трудно разобраться. Но есть одна динамика, которую, может быть, немного легче усвоить. Очень часто пары попадают в беду, когда один человек берет на себя роль родителя, а другой роль ребенка. Разрушение этой динамики может пролить свет на то, как она может проникать в наши отношения и уменьшать нашу любовь, уважение и влечение к нашему партнеру. Здесь мы рассмотрим, как выглядит родительское и детское поведение между парой, и что мы можем сделать, чтобы изменить его.

Многим из нас знакомы сценарии, в которых один из партнеров является отцом; то есть быть поучительным, превосходным или даже дисциплинарным в своем стиле общения. Они могут дать много советов или помощи, основанных на общей склонности заботиться о другом человеке или направлять его. Они могут часто переступать границы и делать слишком много для своего партнера, часто рассматривая другого человека критически, как беспомощного или безответственного. Партнер-родитель может иметь склонность к корректировке, говоря другому человеку, что он или она «должны» сделать или «должны были» сделать. В ответ их партнер часто расстроен, обижен или дерзок.

И наоборот, партнер в более детской роли может плакать, разваливаться или использовать пассивно-агрессивные стратегии, чтобы добиться своего. Они часто чувствуют себя жертвами своего партнера. Они могут даже чувствовать себя беспомощными или зависимыми от своего партнера. Они могут вести себя некомпетентно или безответственно, провоцируя своего партнера и подстрекая другого человека вмешаться и взять на себя ответственность. При столкновении ребячий человек может легко обидеться или надуться, что, скорее всего, вызовет родительскую реакцию со стороны обиженного партнера.

Легко понять, как любой человек, вовлеченный в одну сторону этой динамики, запускает другую, создавая болезненный повторяющийся цикл. Как и в большинстве конфликтов между парами, в этом трудно найти вину, потому что у обоих людей есть обоснованные претензии к другому. Лучшее, что можно сделать в этом случае, — уловить саму закономерность и распознать способы, которыми мы увековечиваем цикл, разыгрывая свою половину. Чтобы сделать это, мы должны рассмотреть конкретное поведение, связанное с динамикой родитель-ребенок, а также поведение, к которому мы должны стремиться, чтобы наслаждаться равноправными отношениями.

Ребяческий или покорный по сравнению с родительским или доминирующим.

Самая основная тенденция в этом паттерне заключается в том, что родитель чувствует потребность контролировать другого, а человек в более детской форме чувствует доминирование. Целью, конечно же, должно быть равенство, когда каждый человек ценит автономию, индивидуальность и независимость другого.

Пассивное и зависимое против ведомого и компульсивного.

Человек в детской роли часто будет более пассивным и зависимым, желая, чтобы другие направляли его или чтобы его партнер заботился о нем. Партнер-родитель может с большей вероятностью подталкивать себя и других к достижению того, что они «должны». Часто это делается напористо и критично, что может ощущаться как контроль. Цель обоих людей, скорее, должна состоять в том, чтобы быть активными и самоуверенными в своей жизни и целях, думать наперед и добиваться того, чего они хотят.

Защитный и злой против жесткого и праведного.

Партнер-родитель может быть закрыт для других точек зрения, защищаться или даже наказывать, когда получает обратную связь. Они могут самодовольно контратаковать в отношении предложений или критики. Когда партнер находится в ребяческом настроении, он может иметь тенденцию разваливаться и становиться ненавидящим себя или угрюмым, когда ему дают обратную связь. Для обоих людей полезно стараться не защищаться и быть открытыми друг к другу. Во взрослом состоянии оба человека проявляют любопытство и готовы изучить вклад своего партнера, и оба приветствуют конструктивную критику, которая может помочь им расти индивидуально и в их отношениях.

Иррациональное против чрезмерно рационального/моралистического.

Человеком в режиме ребенка часто управляют эмоции, из-за которых он теряет представление о том, что происходит на самом деле или что в его интересах. Человек в родительском режиме может зайти слишком далеко, чрезмерно сосредотачиваясь на том, чтобы быть «рациональным» в ущерб чувствам. Они могут стать циничными, критичными или моралистическими, что еще больше расстраивает партнера, который чувствует себя более эмоционально возбужденным. Существует баланс для обоих людей, которые могут стремиться быть одновременно рациональными и в контакте с чувствами. В идеале взрослые испытывают свои эмоции, но их действия основаны на их моральном компасе и их целях. Это относится как к их собственному поведению, так и к их действиям по отношению к партнеру.

Неспособность формулировать и/или добиваться целей по сравнению с жесткой формулировкой целей.

Человеку в режиме ребенка может быть трудно сосредоточиться или раскрыть то, что он хочет, и как это сделать. Они могут действовать как «корабль без руля», изо всех сил пытаясь найти свой путь. Родитель может подходить к занятиям более жестко или без радости, превращая желания и цели в «должен» и «должен». Каждый человек — и сами отношения — намного лучше, когда обе стороны остаются в курсе своих уникальных желаний, формулируя и реализуя цели, предпринимая соответствующие действия для достижения своих желаний.

Скрытая негативная сила против доминирования.

Тот, кто берет на себя роль родителя, часто может быть властным. Иногда они могут даже злоупотреблять властью, запугивая других гневом или агрессией. Человек, который чувствует себя ребенком в ситуации, может попытаться манипулировать другими, играя в жертву. Этот человек может контролировать других из-за слабости и может развалиться, пытаясь получить то, что он или она хочет. Обе эти модели разрушительны. Вместо того, чтобы утверждать власть над другим, каждый человек должен стремиться к личной власти, в которой они оба получают полный контроль над каждой частью своего существования и изменяют любое поведение или черты, которые им не нравятся. Если они разовьют чувство личной силы, оба человека почувствуют себя сильнее и поймут, что могут влиять на свою собственную жизнь.

Когда пары начинают понимать, что они вовлечены в эти паттерны, они склонны обвинять своего партнера или считают, что прекращение отношений является лучшим решением. Однако, если мы просто выносим проблему наружу или отказываемся от попыток улучшить наши отношения, мы никогда не изменим основную проблему наших собственных защит. И в будущих отношениях мы будем стремиться быстро воссоздать ту же динамику. Однако, чтобы разорвать этот цикл в нынешних отношениях или предотвратить его повторение в будущих отношениях, мы можем понять, что мы честно приходим к такому поведению и что мы можем изменить разрушительные циклы, изменив себя.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *