Шкала потребностей — Alexvedus — LiveJournal
На одном из семинаров Олега Матвеева я получил небольшой список человеческих потребностей и узнал, что шкалы, по которой всё это можно разложить, еще нет. Было очень удобно видеть набор потребностей на одном листе, хотя они и не были упорядочены. В общем, мне показалось, что здесь достаточно просто найти закономерность. Результат предлагаю вашему вниманию.
Потребности ума.
Есть такая теория Триединого ума. Я пишу далее, предполагая, что вы знакомы с ней. (можно почитать тут). Если кратко, то согласно этой теории у человека есть три водителя:
Р-комплекс (рептилоидная часть, рептильный ум) — это эволюционно самая древняя и надежная часть нашего мозга. Его главная задача — обеспечить выживание организма.
Эмоциональный ум еще называют Л-комплекс, лимбическая система, маммальная часть. Эмоциональная система позволяет испытывать эмоции и чувствовать энергетику на расстоянии.
Неокортекс или аналитический ум (А) занимается картированием: сравнивает, сопоставляет, составляет карту.
Очевидно, что одна и та же потребность будет по-разному восприниматься каждой частью ума. Для примера рассмотрим потребности, которые считают за базовые потребности для триедного ума:
Рептильная: Выживать
Эмоциональная: Доминировать
Аналитическая: Быть правым
Начнем с рептилоида. Вот скажите, когда вы последний раз по-настоящему испытывали потребность в выживании? Если вы не военный, не занимаетесь экстремальным спортом или еще чем-то таким, то эпизодов из вашей жизни, где вы хотели намеренно выжить будет совсем мало, и они будут совсем короткие.
Классическая ситуация: идет человек по улице, думает о чём-то своём обыйденном. И потребности у него растянутые во времени: о хлебе насущном, счета оплатить, детишек в школу одеть и т.п. И тут, вдруг из-за угла на него выскакивает машина!!! Первая реакция – отпрыгнуть (выжить). Если эта реакция не сработала, то эту историю и рассказывать нечего. Если сработала, то человек еще какое-то время эмоционально поделится впечатлениями сам с собой и с другими, а потом его жизнь вернется в обычное русло.
Что это было?
Рептилоид быстро среагировал в своей потребности выжить.
Эмо-контур вслед за ним сильно напугавшись, испытал изрядное облегчение. И в течение еще какого-то времени он будет ощущать чувство полного удовлетворения своей прыткостью. Т.е. он получил подтверждение своей доминантности в сравнении с кем-то: “вот, оказывается, как я могу”; “я смог, а кто-то другой нет”; “я имею право тут перемещаться, а другие нет”.
Рассуждения же в целом будут принадлежать неоконтуру, который будет искать способ доказать свою правоту себе и другим. Причем рассуждения на эту тему (о своём праве ходить, где вздумается и о том, на сколько не правы всякие там водители, и т.п.) могут продолжаться и спустя длительное время после самого события, когда реакция давно забылась, а эмоции почти угасли…
Если же человек решит заняться экстремальным спортом или участвовать в какой-либо деятельности, требующей постоянной борьбы, то будет происходить тоже самое, но части мозга будут уже непрерывно задействоваться на полную мощность. Т.е. это будет такая постоянная борьба, в которой рептилоид будет требовать от человека поиска одного и того же подтверждения его жизнеспособности снова и снова. Эмо устраивать соревнования с другими в жажде сильных и продолжительных эмоций и впечатлений. А неокортекс испытывая потребность всегда побеждать, применит все свои умения и находчивость, чтобы стать первым. До тех пор пока он первым не стал, эта потребность не будет удовлетворена. Это может продолжаться очень-очень долго, всю жизнь. Потому что всю жизнь будут появляться те, кто тоже хочет быть лучше всех лучших. И даже когда человек покорит самую высокую вершину на планете, всегда еще останутся непокорённые вершины на других планетах.
Поэтому:
К потребностям рептилоида можно отнести те, которые срабатывают на очень небольшое время, могут требовать большой энергии и скорости. Также, возможно, у рептилоида будет меньше потребностей, чем у других. Т.е. для разнообразных потребностей эмоционального и аналитического ума у него будут преобладать однотипные собственные потребности. Рептилоид предпочитает получать всё без общения. “Хочу здесь, сейчас и сразу”.
К потребностям эмо-контура можно отнести те, где есть общение с кем-либо, где допускаются сравнения, измерения, оценка и имеется ощутимая продолжительность времени, в течение которого вызываются разнообразные эмоции. (При этом сам эмоциональный контур не сравнивает, но такое сравнение вызывает у него широкий спектр эмоций, от негативных, до позитивных, длительное время). “Что-то получил я, что-то получил кто-то другой”.
Если ты не прав хотя бы один раз, то это значит, что ты только над кем-то доминируешь в своей правоте. А над кем-то нет. Если доминировать тебе не над кем, то ты просто вынужден выживать, т.к. все доминируют над тобой. Но если ты выжил, то уже хочется над кем-то доминировать, а если ты доминируешь над всеми – то ты всегда прав.
Шкала.
Разложив потребности по триединому уму можно заметить, что вполне нормальным для человека является испытывать (или хотя бы осознавать) всё их многообразие. И, казалось бы, нельзя сказать, что какая-то потребность является выше другой, а какая-то ниже. Как минимум человек одновременно хочет жить, кушать, иметь крышу над головой и еще что-нибудь. Однако, получив минимум человек, начинает подниматься в своих потребностях всё выше и выше (конечно, не все так поступают, но будем надеяться на лучшее). И тут есть повод вспомнить о чакрах.
Если вы не знакомы с чакрами, но интересуетесь, то можете найти о них в интернете. Можно почитать о 7-ми чакровой или 9-ти чакровой системе. Если вы не верите в чакры, то правильно делаете :-), а лучше лично убедитесь в том – нет их или что-то всё таки есть.
1. Потребности, связанные с защищенностью и выживанием соответствуют зоне копчика (чакра муладхара / исток). Это первые потребности, которые возникают у людей, — потребность в еде, одежде, крыше над головой.
Потребности: | В выживании | В воде | В еде | В одежде | В жилье | … |
А | Вечная жизнь | Ритуал с водой (китайское чаепитие) | Ритуал с едой (завтрак, обед, ужин при свечах, хлеб-соль, банкет, приготовление) | Мода | Обладать всем пространством | … |
Э | Забота о своём здоровье (спорт) | Выбор воды (из множества напитков) | Выбор еды, охота | Шоппинг, конкурсы одежды | От хижины до дворца | . .. |
Р | Физическое здоровье (здоров — годен) | Вода (нашел — выпил) | Еда (увидел, унюхал — съел) | … | Свое место | … |
Потребности: | … | В сексе | В игре | Побеждать | … |
А | … | Сексуальное обладание кем-то (только моя/мой) | Безконечная игра | Побеждать | … |
Э | … | Сексуальные игры (в т.ч. раздевание взглдяом, оценка сексуального партнера) | Игра | Соревноваться | … |
Р | … | Секс (как занятие сексом) | Смена обстановки (начать игру, вернуться в игру) | Вызов | . .. |
3. Потребность в комфорте, уважении и признании соответствует зоне пупка (чакра манипура / живот).
Потребности: | … | В уважении | … | |
А | … | Уважение | … | |
Э | … | Значимость | … | |
Р | … | Признание | … |
4. Потребность в любви, добре, заботе, дружбе, принятии, (область груди)
Потребности: | … | Во взаимопонимании | В дружбе | … |
А | … | Согласие | Душевный комфорт | . .. |
Э | … | Взаимопонимание | Дружба | … |
Р | … | Приятии | Принадлежность (к группе) | … |
5. Потребность в самовыражении, общении, творчестве, гармонии, порядке, красоте. (чакра вишудра / устье)
Потребности: | … | В единстве | В общении | В творчестве | В красоте и гармонии | … |
А | … | Единение | Открытость | Творчество | Порядок | … |
Э | … | Общность | Общение | Вдохновение | Гармония | … |
Р | … | Симпатия | Близость | Найти идею | Красота | . .. |
6. Потребность в обучении, понимании мира, исследовании (чакра аджна / чело)
Потребности: | … | В знании | В понимании | … | |
А | … | Знать всё | Понимание | … | |
Э | … | Обучение | Исследовать | … | |
Р | … | Интересное | Новое | … |
7. Потребность в самоактуализации, реализация своих целей, способностей, развитии собственной личности, смысле жизни
Потребности: | … | В смысле жизни | . .. | |
А | … | Смысл жизни | … | |
Э | … | Самореализация | … | |
Р | … | … |
И у меня есть подозрение, что эта шкала вполне может быть замкнутой: когда стремишься к всезнанию, пониманию смысла жизни — нужна вечность, а если у тебя есть вечность, то хорошо бы иметь безсмертие.
Потребности: | В знании | . .. | В смысле жизни | … | Во времени | … | В выживании |
А | Знать всё | … | Смысл жизни | … | Вечность | … | Вечная жизнь |
Э | Обучение | … | Самореализация | … | Личное время | … | Забота о своём здоровье |
Р | Интересное, новое | … | … | … | (мгновение) | … | Физическое здоровье |
Обратная сторона
Далее вполне логично предположить, что у каждой потребности бывает её полная противоположность.
Потребности: | В созидании | <> | В разрушении |
А | Созидание, проектирование | Разрушение, разбирание | |
Э | Озарение, открытие | Создание препятствий | |
Р | Красота | Отторжение |
Потребности: | В движении | <> | В отыхе |
А | Бодрствование | Сон | |
Э | Активность | Отдых | |
Р | Движение | Неподвижность |
Потребности: | В общении | <> | В одиночестве |
А | Открытость | Философствование | |
Э | Общение | Одиночество | |
Р | Близость | Изоляция |
Потребности: | В знании | <> | В незнании |
А | Знать всё | Незнание (скрыть от себя нежелательное) | |
Э | Обучение | Забывать, скрывать | |
Р | Интересное, новое | Обычное, привычное |
Шкала потребностей и Шкала эмоций.
Счастье – это когда всё есть и ничего не надо.
Такое определение счастью дала мне моя сестра. Конечно, оно весьма спорно. У Олега Матвеева я несколько раз читал размышления о счастье (например тут).
Шкалу эмоций представляют вертикальной. Где от самого низа, из эмоций полного замешательства, апатии происходит подъём эмоционального состояния (через страх, опасения, обиды, досады, безжалостность, высокомерие, неудовлетворенность) к уверенности, довольству, энтузиазму. И еще выше к удовлетворению, радости, восторгу, экстазу и т.д.
На данный момент, самый лучший известный мне тренинг по эмоциям это: “Ясные эмоции”. На этом тренинге, на практике учат понимать и изменять эмоциональные состояния, создавать и удерживать личное эмоциональное пространство, и еще многому другому.
С эмоциями связан очень интересный момент: чем выше эмоциональное состояние человека, тем меньше он испытывает потребностей (в данный конкретный момент).
Если ты увлечен игрой, творчеством, чтением интересной книги, потребности в еде или сне отступают и воспринимаются как нежелательная необходимость, с которой приходится мириться.
Когда ты на вершине счастья, многие повседневные потребности забываются. Вплоть до поговорки: “Счастливые не ведают времени”. Т.е. чем выше эмоциональное состояние, тем меньше житейских потребностей.
С другой стороны, когда человек находится в нижних эмоциональных состояниях, в депрессии, апатии, его потребности тоже резко сужаются: есть, пить, доползти до телевизора и поспать. Т.е. чем ниже эмоции, тем тоже меньше потребностей.
Поэтому совмещение Шкалы эмоций и Шкалы потребностей может быть, например, вот таким:
Или как волчок из фильма Начало(Inception):
В этом волчке-юле уровень пересечения Шкалы эмоций со Шкалой потребностей будет достаточно условно соответствовать тому естественному эмоциональному состоянию, где человек осознает наибольшее количество потребностей.
Соответственно перемещаясь по Шкале эмоций, вверх или вниз количество потребностей у человека будет постепенно снижаться. Я говорю именно о количестве, потому что содержание, качество потребностей может меняться в любом случае и вероятно будет весьма индивидуально.
Кстати, такое совмещение Шкалы потребностей и Шкалы эмоций снова возвращает нас к пирамидо- или конусоподобной структуре наподобие пирамиды Маслоу. Только, я предполагаю, что подбор потребностей для каждого уровня эмоций будет сильно зависеть от конкретного человека (и его чакр). Впрочем, возможно, существует какая-то более подробная взаимосвязь конкретных потребностей и эмоций.
Итог
Для формирования шкалы потребностей необходимо: выделить в потребностях те, которые относятся к рептильному мозгу, эмо-контуру и неокортексу.
При этом учесть, что у рептильного мозга могут быть простые потребности, которые соответствуют разным потребностям эмо и еще большему количеству (названиям) потребностей неокортекса.
Разложить потребности по чакрам (или условно, по уровням Маслоу).
Учесть, что есть прямые и обратные потребности, и исключить их смешение.
Найти для себя взаимосвязь потребностей и эмоциональных состояний.
Вся изложенная здесь теория, конечно же, еще требует проверки и доработки. Подводя итоги, можно сказать, что для целостного, гармоничного человека должно быть естественным владение своим эмоциональным состоянием и понимание своих настоящих потребностей.
(c)Alexvedus
Tags: потребности, роли, шкала потребностей
3. Шкала потребностей. Человеческая деятельность. Трактат по экономической теории
3. Шкала потребностей. Человеческая деятельность. Трактат по экономической теорииВикиЧтение
Человеческая деятельность. Трактат по экономической теорииМизес Людвиг фон
Содержание
3. Шкала потребностей
Несмотря на все заявления об обратном, подавляющее большинство людей прежде всего желает улучшения материального благополучия. Они хотят больше хорошей еды, лучшие дома и одежду и тысячи других удовольствий. Они стремятся к изобилию и здоровью. Принимая эти цели как данность, прикладная психология пытается определить, какие средства больше всего подходят для обеспечения как можно более высокой степени удовлетворения. С этой точки зрения она разграничивает реальные нужды человека и мнимые и ложные аппетиты. Она учит людей как они должны поступать и что они должны иметь в виду в качестве средств.
Важность таких теорий очевидна. С их точки зрения физиолог прав, когда разграничивает благоразумную деятельность и деятельность, противоречащую намерениям. Он прав, противопоставляя здравомыслящие способы питания и неблагоразумные. Он может осуждать определенные образцы поведения как абсурдные и противоречащие реальным нуждам. Однако для науки, изучающей реальность человеческой деятельности, такие оценки неуместны. Для праксиологии и экономической науки имеет значение то, что человек делает, а не то, что ему следует делать. Гигиена может быть права или не права, называя алкоголь и никотин ядами. Но экономическая теория должна объяснять цены на табак и ликер такими, какие они есть, а не такими, какими они будут в иных обстоятельствах.
В сфере экономической науки нет места для шкалы потребностей, отличной от шкалы, отражающейся в реальном поведении человека. Экономическая наука изучает реального человека как он есть, слабого и подверженного ошибкам, а не идеальные существа, всеведущие и совершенные, какими могут быть только боги.
Данный текст является ознакомительным фрагментом.
Шкала настройки сознания
Шкала настройки сознания Предположим, что ваш ум является приемником, как радио в автомобиле. У этого приемника есть шкала настройки с нанесенным на ней диапазоном частот. Разные частоты соответствуют сигналам разных радиостанций. Некоторые из этих сигналов сильнее,
Травма и шкала настройки
Травма и шкала настройки Большинство методов, проиллюстрированных мною, предусматривало при введении новой поведенческой модели перенос личности человека из одной точки его шкалы настройки в другую точку. Иногда перемещение по шкале происходит спонтанно; иногда
Выявление потребностей клиента
Выявление потребностей клиента В условиях жесткой конкуренции успеха достигнет тот, кто берет пример с лучших специалистов. «Окружайте себя успешными людьми», — наставляю я на тренингах. — Вращаясь в их обществе, вы рано или поздно научитесь думать как они и легко
2.
Шкала ценности2. Шкала ценности Действующий человек выбирает между различными возможностями, предлагающимися на выбор. Он предпочитает один альтернативный вариант другому. Обычно говорят, что действующий человек, выстраивая свои действия, держит в уме шкалу потребностей или
Исследование потребностей клиентов
Исследование потребностей клиентов Информационная поддержка маркетинга Основная задача парикмахерского бизнеса – удовлетворение потребностей клиентов. Правильный выбор клиента является одним из наиболее важных аспектов маркетинга. Специалисты по маркетингу часто
Определение потребностей клиента
Определение потребностей клиента Стартовая точка программы может брать начало из разных источников. Вот некоторые из них.• Идея, которая есть у вас для открытой программы. • Ответ на запрос клиента.• Доработка существующей программы.• Способы достижения целей
УДОВЛЕТВОРЕНИЕ РАЗНООБРАЗНЫХ ПОТРЕБНОСТЕЙ
УДОВЛЕТВОРЕНИЕ РАЗНООБРАЗНЫХ ПОТРЕБНОСТЕЙ УЧР нацелено на развитие и внедрение политики, призванной уравновесить и адаптировать потребности групп влияния, обеспечить менеджеров разнообразной рабочей силой с учетом индивидуальных и групповых различий в уровнях
ТЕОРИЯ УДОВЛЕТВОРЕНИЯ (ПОТРЕБНОСТЕЙ)
ТЕОРИЯ УДОВЛЕТВОРЕНИЯ (ПОТРЕБНОСТЕЙ) Эта теория основана на убеждении в том, что неудовлетворенная потребность создает напряжение и неравновесное состояние. Для того чтобы восстановить равновесие, ставится цель, которая удовлетворит данную потребность, и выбирается
ИЕРАРХИЯ ПОТРЕБНОСТЕЙ ПО МАСЛОУ
ИЕРАРХИЯ ПОТРЕБНОСТЕЙ ПО МАСЛОУ Наиболее известная классификация потребностей сделана А. Маслоу (1954). Он предположил, что существуют 5 основных категорий потребностей, которые относятся к людям в целом, начиная с базовых физиологических потребностей, потребности в
АНАЛИЗ ПОТРЕБНОСТЕЙ
АНАЛИЗ ПОТРЕБНОСТЕЙ Анализ будущих потребностей в отношении руководителей проводится при реализации процессов планирования человеческих ресурсов (гл. 25).В современных непостоянных, чтобы не сказать хаотичных, условиях точные прогнозы о количестве менеджеров, которые
Шкала рейтингов BARS
Шкала рейтингов BARS Система BARS (англ. Behaviorally Anchored Rating Scale – рейтинговая шкала поведенческих установок) – это комбинация методов оценки поведения на рабочем месте и других критериев результативности, подконтрольных работнику.Система учитывает, что на результативность
55.
Иерархия потребностей (Маслоу)55. Иерархия потребностей (Маслоу) Инструмент«Потребители – это статистика, а вот покупатели – это люди», – как-то заявил Стэнли Маркус, известный американский бизнесмен, занимавшийся розничной торговлей.При анализе двух последних инструментов внимание было уделено
Выявление потребностей в обучении
Выявление потребностей в обучении Сотрудник вашего отдела, подразделения или компании не выполняет работу, которую ему следовало бы делать? Как определить суть проблемы? Задайте себе несколько базовых вопросов. Они помогут прийти к правильному выводу.(1) Почему его
Прогрессирующая шкала мотивации, или Как сделать так, чтобы менеджеры не останавливались
Прогрессирующая шкала мотивации, или Как сделать так, чтобы менеджеры не останавливались Итак, что это за такая волшебная система оплаты, которая стимулирует менеджеров продавать больше? Никакого волшебства здесь нет, простой здравый смысл. Рекомендуемая нами система
Этап № 3. Шкала важности
Этап № 3. Шкала важности Цель этапа: оценить выявленные возможности и расположить их на шкале важности.Число инфодудлеров: может выполнять один человек или группа численностью до 20 человек (или около того). Если обсуждаются несколько проектов, лучше всего разбить
Экологическая справедливость Организации, обязательства и торговля
Пирамида Маслоу
Понятие потребностей было первоначально разработано в области психологии Абрахамом Маслоу для объяснения процесса индивидуальной мотивации (Maslow, 1943). Его «иерархия человеческих потребностей» состояла из пяти потребностей, ранжированных в виде пирамиды (см. рис. 1): физиологические (голод, жажда, тепло, сон и т. д.), безопасность (защита, порядок, закон и т. д.), принадлежность и любовь (привязанность, семья и т. д.), уважение (компетентность, одобрение и признание) и потребность в самореализации (реализация личного потенциала, самореализация, стремление к личностному росту и пиковым переживаниям). Основной принцип, согласно его теории, заключается в том, что высшие потребности не могут быть удовлетворены до тех пор, пока не будут удовлетворены потребности, расположенные ниже по иерархии.
Рисунок 1 Иерархия потребностей Маслоу (адаптировано из Maslow 1954)
Эта иерархия подвергалась критике со многих сторон. Например, люди могут испытывать привязанность, даже если их физиологические потребности не полностью удовлетворены. Более того, модель предполагает, что только достаточно обеспеченные люди могут достичь самореализации, что противоречит реалиям, например, бедных художников, хорошо развивших свой индивидуальный потенциал. В контексте защиты окружающей среды (которую эта модель рассматривает как потребность в самореализации) иерархическое допущение использовалось для обоснования положения о том, что бедные страны должны сначала удовлетворить свои основные потребности, прежде чем решать экологические задачи, такие как смягчение последствий изменения климата. Такого рода рассуждения имеют тенденцию оправдывать любой вид экономического роста в бедных странах, стратегию, которую разделяют не все, особенно с точки зрения устойчивости. 9Примером может служить концепция 0003 degrowth .
Уточнения Макса-Нифа
В ответ на ограничения иерархии Маслоу чилийский экономист-эколог Манфред Макс-Ниф создал свою модель «развития в человеческом масштабе», стремясь построить теорию человеческих потребностей для развития. Для Макса-Нифа «фундаментальные человеческие потребности конечны, немногочисленны, поддаются классификации и одинаковы во всех культурах и во все исторические периоды. Что меняется со временем и в зависимости от культуры, так это способ или средства, с помощью которых удовлетворяются потребности» (Макс-Ниф, 19 лет).91). Определены девять основных потребностей (см. Таблицу 1): средства к существованию, защита, привязанность, понимание, участие, досуг, творчество, идентичность и свобода). Хотя есть некоторое совпадение между Максом-Нифом и Маслоу в отношении категорий потребностей (например, пропитание напоминает физиологические потребности, защита подобна безопасности, а привязанность связана с принадлежностью), Макс-Ниф отвергает иерархический принцип и считает, что «нет». потребность важнее сама по себе, чем любая другая, и не существует фиксированного порядка очередности актуализации потребностей (например, потребность А может быть удовлетворена только после того, как удовлетворена потребность В)» (Макс-Ниф, 19).91:49).
Рисунок 2 Потребности, уточненные Максом Нифом (Макс Ниф и др., 1992)
Модель Макса-Нифа состоит из других переменных. Во-первых, существует четыре типа удовлетворителей, т.е. средств удовлетворения этих потребностей: быть (личными или коллективными атрибутами/качествами), иметь (институты, нормы и материальные вещи), делать (личные или коллективные действия) и взаимодействовать (установки). Вторая переменная относится к «экономическим благам», определяемым как объекты или артефакты, влияющие на эффективность удовлетворителя. С помощью этих переменных можно построить матрицу потребностей и удовлетворителей для диагностики уровня удовлетворения девяти потребностей в конкретной группе или обществе. Модель также может быть использована для определения удовлетворителей, необходимых для удовлетворения потребностей этой группы, и, следовательно, для выработки стратегии развития, направленной на актуализацию потребностей человека. Некоторые «удовлетворители» синергичны: мать, кормящая ребенка, удовлетворяет потребности в пропитании, любви, защите и другие потребности. Другие «удовлетворители», напротив, удовлетворяя одни потребности, наносят ущерб удовлетворению других потребностей (Макс-Неф, 19).91). Доял и Гоф (1991) также разработали теорию человеческих потребностей, считая их реализацию необходимым условием полноценной жизни. В этой модели выделяются две универсальные базовые потребности и 11 промежуточных потребностей.
Последствия для устойчивости
Эти последние модели потребностей имеют значение для теории благополучия на индивидуальном и общественном уровне, а также для экологической экономики (Jackson and Marks, 1999). Действительно, в теории Макса-Нифа неудовлетворенные потребности рассматриваются как бедность, расширяя понятие бедности не только отсутствием дохода, но и выходя за рамки денежных мер. Следуя этим рассуждениям, развитие означает облегчение многочисленных бед и становится социальным аналогом индивидуальной самореализации или процветания, относящимся как к Северу, так и к Югу (Dodds, 19).97). Кроме того, разграничивая базовые потребности и экономические блага, концепция благосостояния, основанная на потребностях, ставит под вопрос положительную связь между увеличением потребления материалов и увеличением удовлетворения потребностей, особенно нематериальных потребностей. Следовательно, он противоречит традиционному экономическому подходу, который рассматривает потребности как субъективные желания и предпочтения, которые могут быть удовлетворены посредством потребительского выбора, ставя под сомнение первенство и одномерную роль экономического роста в повышении благосостояния людей. С точки зрения устойчивости это открывает двери для аргументов в пользу того, что экологические императивы не следует рассматривать как ограничения человеческого благосостояния и что удовлетворение потребностей и развитие не подразумевают автоматически истощение природных ресурсов.
Ссылки :
Доддс, С. (1997) На пути к «науке об устойчивости»: улучшение понимания благополучия в экологической экономике. Экологическая экономика, 23, 95-111.
Доял, Л., Гоф, И. (1991) Теория человеческих потребностей, Макмиллан, Лондон.
Джексон, Т., Маркс, Н. (1999) Потребление, устойчивое благосостояние и человеческие потребности – со ссылкой на структуру расходов Великобритании в период с 1954 по 1994 год. Экологическая экономика, 38 (3) 421-441.
Маслоу А. (1943) Теория мотивации человека. Психологический обзор, 50 (4) 370-96.
Макс-Ниф, М. (1991) Развитие человеческого масштаба. Апекс Пресс, Нью-Йорк.
Эта запись глоссария основана на вкладе Валентайн ван Гамерен
Редакторы глоссария EJOLT: Хали Хили, Сильвия Лорек и Беатрис Родригес-Лабахос 9 0056
Определение и теория, примеры |
Вы, наверное, уже поняли, что расслабляющая ванна, сон или горячий обед могут сделать вас очень счастливым. Точно так же вы могли отдавать предпочтение встрече с другом, которому вы были нужны, а не посещению школьной вечеринки, которая сделала бы вас популярным. Это связано с тем, что люди представляют собой иерархию потребностей, которая приносит удовлетворение и удовлетворение; эта концепция изложена в теории иерархии потребностей Маслоу.
- Объяснение сначала представит иерархию потребностей Маслоу в контексте психологии. Теория иерархии потребностей Маслоу.
- Затем будет описана теория иерархии потребностей Маслоу, а затем будут рассмотрены некоторые примеры иерархии потребностей Маслоу.
- Затем будут представлены некоторые определения центральной иерархии потребностей Маслоу.
- Наконец, будет рассмотрена иерархия потребностей, критических замечаний и сильных сторон Маслоу.
Психология: иерархия потребностей Маслоу
Иерархия потребностей Маслоу (1943) — это теория мотивации, которая предполагает, что человеческое поведение определяется потребностью в самореализации или самоактуализации.
Мы достигаем удовлетворения, продвигаясь по пяти уровням пятиуровневой пирамиды, последовательной модели человеческих потребностей.
Рис. 1. Согласно Маслоу, для достижения самоактуализации необходимо пройти четыре стадии.
В иерархии потребностей основные потребности должны быть удовлетворены, прежде чем двигаться вверх к более высоким психологическим потребностям.
Но почему достижение самореализации так важно в психологии? По мнению психологов-гуманистов, люди, достигшие самореализации, считаются самыми счастливыми и наименее склонными к развитию болезней. Теория иерархии потребностей Маслоу B-нужно (на вершине пирамиды).
Дефицит потребностей возникает из-за отсутствия основных потребностей, что приводит к демотивации людей, если эти потребности не удовлетворяются. Мотивация к удовлетворению этих потребностей тем сильнее, чем дольше ими пренебрегают.
Потребности в дефиците направлены на повышение осведомленности о поддержании физического и психологического баланса. Речь идет о следующих потребностях:
- Физиологические потребности.
- Требования безопасности.
- Потребность в принадлежности и любви.
- Потребность в уважении.
Потребность в росте возникает из-за желания расти как личность. Когда более ранние потребности, такие как физиологические потребности, безопасность, любовь и принадлежность, удовлетворены, человек может стремиться к более высоким потребностям, таким как самореализация.
Психологи-гуманисты выступают за личностный и индивидуальный рост как основу человеческого бытия.
Личностный рост связан с развитием и изменениями, которые человек претерпевает, чтобы полностью раскрыть свой потенциал.
Все люди имеют врожденную предрасположенность полностью раскрыть свой потенциал и стать лучшей версией себя. Самоактуализация — это высший уровень иерархии потребностей Маслоу.
Маслоу (1943) утверждал, что люди должны следовать иерархии потребностей в линейной последовательности, что означает, что они могут развиваться только в порядке, представленном в пирамиде.
Маслоу (1986) также признал, что каждый человек индивидуален, и модель работает только в зависимости от обстоятельств каждого человека.
Если у кого-то есть потребность создать семью, но ему не хватает ресурсов, это может повлиять на его физиологические потребности и потребности в безопасности при встрече с любовью и принадлежностью. Например. человек может потерять небольшие финансовые ресурсы, которые у него есть, потому что он потратил все это на своего партнера.
Иерархия потребностей Маслоу Определение
Здесь вы найдете некоторые основные определения Иерархии потребностей Маслоу.
Музыкант должен создавать музыку, художник должен рисовать, а поэт должен писать, если он хочет в конечном итоге быть в мире с самим собой. Каким человек может быть, таким он и должен быть. Эту потребность мы можем назвать самоактуализацией… Эту тенденцию можно сформулировать как желание становиться все более и более тем, кто ты есть, становиться всем, чем ты способен стать.0140 1 .
Когда предыдущие дефицитарные потребности удовлетворены, человек может приступить к удовлетворению потребности в самоактуализации, когда он полностью раскрывает свой потенциал.
Малоу предположил, что люди должны следовать своей внутренней интуиции, чтобы полностью реализовать свой человеческий потенциал. Ниже приведены примеры этих потребностей:
Познавательные потребности, знания, понимание, мудрость и эстетические потребности; симметрия, конгруэнтность, интеграция, духовность, медитация, творчество, гармония и принятие мира таким, какой он есть.
В соответствии с определением самоактуализации Маслоу:
Это можно приблизительно описать как полное использование и эксплуатация талантов, способностей, потенциальных возможностей и т. д. Такие люди, кажется, реализуют себя и делают все возможное, на что они способны. . Это люди, которые развились или развились до полного роста, на который они способны 1 .
Самореализованные люди осознают себя и заинтересованы в личностном росте, в том числе в развитии своего истинного потенциала. Это дает им силу держаться за свою правду, не беспокоиться о мнении других о себе и следовать своей жизни, цели и миссии.
Эти определения предполагают, что выполнение каждого уровня иерархии является активным процессом, в котором люди должны участвовать. И что для достижения успеха на более высоких уровнях необходимо хорошо зарекомендовать себя на более низких уровнях.
Примеры иерархии потребностей Маслоу
Давайте рассмотрим некоторые примеры иерархии потребностей Маслоу для каждого этапа.
Наиболее базовыми потребностями выживания являются физиологические и состоят из биологических потребностей, таких как:
Воздух, вода, пища, сон, кров, одежда, гомеостаз и т. д.
Маслоу утверждал, что физиологические потребности являются наиболее важными, поскольку человеческое тело не может функционировать без этих основных потребностей. Все остальные уровни последовательности становятся вторичными до тех пор, пока не будут удовлетворены основные потребности существования.
Когда физиологические потребности удовлетворены, человек удовлетворен и готов перейти на второй уровень, потребности в безопасности, к которым относятся:
Личная безопасность, материальные ресурсы, работа, семья, здоровье.
Материальные ресурсы помогают нам планировать достижение конкретных целей, таких как путешествия или здоровый образ жизни. Безопасность возможности свободно передвигаться является примером действий, обусловленных потребностью в безопасности и защищенности.
Два первых последовательных слоя иерархии потребностей, уровень безопасности и физиологический уровень, образуют основные потребности .
Третий следующий уровень любовь и принадлежность, социализация. Социальные потребности играют важную роль, когда избегают одиночества, депрессии и беспокойства. Очень важно чувствовать себя любимым и принятым другими . К ним также относятся:
Социальная жизнь, дружба, семья, близость и чувство связи.
Четвертый уровень иерархии потребностей Маслоу представляет потребность в признании и уважении. Четвертый уровень включает в себя:
Уважение окружающих, самоуважение, индивидуальность, признание, силу и свободу.
Когда предыдущие потребности удовлетворены, уважение играет более важную роль в поведении человека. В этот момент важно, чтобы другие уважали и ценили нас. Мы должны достигать целей и добиваться того, чтобы другие признавали наши усилия, в том числе наши стоит или самооценка .
Нам нужно чувствовать, что нас и другие ценят. Это дает нам чувство общности и цели, когда мы знаем, что вносим свой вклад в лучший мир. Когда нам не хватает чувства собственного достоинства и уважения со стороны других, одним из последствий является развитие чувства неполноценности.
Уважение и социальные потребности вместе образуют психологические потребности иерархии.
Конгруэнтность и неконгруэнтность в самоактуализации
Карл Роджерс, другой психолог-гуманист, считал, что самоактуализация возможна только тогда, когда она конгруэнтна. 9 человек0003 идеальное я должно быть конгруэнтно (в гармонии) с их поведением и тем, что они есть (реальное я).
Чтобы такая конгруэнтность была возможной, ребенок должен расти с чувством безусловного положительного отношения со стороны родителей, т. е. родители любят и принимают его, даже когда он ошибается.
Если дети растут с условно-положительным отношением (т. е. их родители проявляют к ним любовь и принятие только тогда, когда они ведут себя определенным образом), они усвоят это поведение. Они будут действовать только так, чтобы получить положительное отношение со стороны родителей.
Эта динамика повлияет на их самореализацию, потому что они не смогут свободно развиваться по своему желанию.
Когда поведение и жизненный опыт человека (реальное я) не соответствуют его идеальному я, это называется неконгруэнтностью. Когда есть несоответствие, самоактуализация невозможна.
Критика иерархии потребностей Маслоу
Время изучить некоторые критические точки иерархии потребностей Маслоу. Среди недостатков модели Маслоу можно выделить следующие:
- Теорию Маслоу трудно проверить, потому что самоактуализация — это скорее чувство, чем нечто, что можно непосредственно наблюдать, что затрудняет эмпирическое исследование.
- Чтобы сделать выводы, он изучил восемнадцать биографий и сочинений самореализовавшихся человек, таких как Авраам Линкольн, Альберт Эйнштейн, Уильям Джеймс, Олдос Хаксли, Бетховен, Элеонора Рузвельт и Мать Тереза. Размер выборки относительно невелик, поэтому должны ли мы обобщать его выводы?
С научной точки зрения у этого подхода есть несколько проблем:
- Первое, что быстро становится очевидным, заключается в том, что его метод исследования субъективен и полностью основан на его собственном мнении. Использование личного мнения для исследования всегда подвержено предвзятости, что снижает достоверность собранных данных.
- Следовательно, определение самоактуализации, данное Маслоу, не следует принимать как научный факт. Анализ Маслоу сосредоточился на предвзятой выборке самореализовавшихся, высокообразованных белых мужчин, в то время как доля женщин в исследовании довольно мала.
- Другая проблема заключается в том, что Маслоу предполагает, что более низкие потребности должны быть удовлетворены до самоактуализации, что не всегда так, поэтому, возможно, теория не учитывает индивидуальные различия.
Сильные стороны иерархии потребностей Маслоу
Несмотря на критику, теория также имеет некоторые сильные стороны.
Сильной стороной иерархии потребностей Маслоу является то, что ее принципы были применены к личностно-ориентированной терапии, которая представляет собой вмешательство, применяющее гуманистические принципы, чтобы помочь клиентам достичь своего максимального потенциала и преодолеть препятствия.
Еще одним преимуществом этой модели является ее визуальное представление. Представление этой теории в виде пирамиды очень точное, потому что оно намекает на то, что людям нужно больше (нижние уровни пирамиды) и что людям нужно меньше (вершина пирамиды). При переводе этого на примеры из реальной жизни люди должны отдавать приоритет основным потребностям, таким как теплое жилье и еда, над другими видами деятельности, такими как повышение самооценки. Это полезно, когда люди находятся на пути самосовершенствования.
Иерархия потребностей Маслоу.
Ключевые выводы- Иерархия потребностей Маслоу — это мотивационная теория в психологии, состоящая из последовательной модели, описывающей потребности человека.
- Маслоу утверждал, что физиологические потребности являются наиболее важными, поскольку человеческое тело не может функционировать без удовлетворения этих основных потребностей.
- Социальные потребности играют важную роль в предотвращении одиночества, депрессии и беспокойства.
- Дефицит потребностей возникает из-за отсутствия основных экзистенциальных потребностей, что может привести к демотивации людей, когда эти потребности не удовлетворены.
- Потребность в росте возникает из-за желания расти как личность. Когда эти потребности роста удовлетворены, человек может достичь самого высокого уровня потребностей, самоактуализации.
Ссылки
- Маслоу, А. Х. (1954). Мотивация и личность. Арфисты.
- Рис. 1. Упрощенная пирамидальная диаграмма иерархии потребностей (https://commons.