Негосударственное общеобразовательное учреждение Средняя общеобразовательная школа

Три способа разрешения социальных конфликтов и примеры: Ошибка 403 — доступ запрещён

Наука

  • Сведения об образовательной организации
  • Абитуриентам
  • Студентам
  • Сотрудникам
  • Карьера
  • Профкомы
  • Документы
  • Военный учебный центр
  • Внутренняя система оценки качества образования
  • Бакалавриат
  • Магистратура
  • Аспирантура
  • Часто задаваемые вопросы
  • Перечень абитуриентов
  • Приказы о зачислении
  • История СмолГУ
  • Основные сведения
  • Структура и органы управления образовательной организацией
  • Документы
  • Образование
  • Руководство. Педагогический (научно-педагогический) состав
  • Материально-техническое обеспечение и оснащённость образовательного процесса
  • Платные образовательные услуги
  • Финансово-хозяйственная деятельность
  • Вакантные места для приема (перевода) обучающихся
  • Доступная среда
  • Международное сотрудничество
  • Образовательные стандарты и требования
  • Стипендии и иные виды материальной поддержки
  • Внутренняя система оценки качества образования
  • Естественно-географический
  • Искусства и дизайна
  • Истории и права
  • Психолого-педагогический
  • Социологический
  • Физико-математический
  • Филологический
  • Общеуниверситетские кафедры
  • Дополнительного образования
  • Экономики и управления
  • Профком работников
  • Профком студентов
  • Центр ‘Модуль’ СмолГУ
  • Физико-математическая школа СмолГУ
  • Социально-психологический центр
  • Школа изобразительного искусства и дизайна
  • Ученый совет
  • Закупки СмолГУ
  • Абитуриентам
  • Международный отдел
  • Новости университета
  • Антитеррор
  • Противодействие коррупции
  • СмолГУ в СМИ
  • Прямая линия с ректором
  • Управление по связям с общественностью
  • Научно-методический центр сопровождения педагогических работников
  • Журнал ‘Известия Смоленского государственного университета’
  • Журнал ‘Региональные исследования’
  • Журнал ‘Туризм и региональное развитие’
  • Научно-образовательные центры
  • Диссертационные советы
  • Прикрепление лиц для подготовки диссертаций
  • Отдел сопровождения НИР
  • Студенческое научное общество
  • Гранты, конкурсы, премии, стипендии, мероприятия
  • Научный проект при поддержке Российского научного фонда
  • Национальный проект «Наука и университеты»
  • Стоимость обучения в СмолГУ по договорам
  • Комиссия по переводу студентов с платного обучения на бесплатное
  • Сведения о распределении стипендиального фонда
  • Гранты Президента Российской Федерации
  • Нормативные акты о студенческом общежитии
  • Внеучебная работа
  • Рейтинг преподавателей СмолГУ
  • Военный учебный центр

Обществознание 4.

5

 


1. Понятие конфликта.
2. Типы и причины конфликтов.
3. Стратегия поведения в конфликтной ситуации.
4. Разрешение конфликтных ситуаций.


 

Неоднородность общества, различия в уровне доходов, собственности и т. д. приводят к обострению обществен¬ных противоречий и как следствие — к конфликтам, конфликтным ситуациям.

Конфликтная ситуация — это ситуация скрытого или открытого противоборства двух или нескольких участников (сторон), каждый из которых имеет свои цели, мотивы, средства и способы решения проблемы.

Предметом спора могут быть территория проживания, деньги, жилище, власть и т.д. Участники конфликта называются субъектами конфликта.

Предмет конфликта — вопрос или благо, из-за которых разгорается конфликт. Причина и повод конфликта отличаются от предмета конфликта. Поводом для конфликта может служить незначительное происшествие.

Конфликт принимает разные формы и масштабы.

Самая распространенная форма конфликта — повседневная ссора друзей, родственни¬ков, незнакомых людей дома, на улице, в транспорте. Это межличностный конфликт.

Более серьезная форма — забастовка, бунт, мятеж — массовая форма про-теста. Они могут завершиться революцией, войной, переворотом.

Различают следующие типы конфликтов:
— недовольство, разногласие, противоречие, размолвка, раздор, перебранка, стычка, ссора, скандал, вражда, война;
— управленческие, педагогические, производственные, экономические, политические, творческие и др.;
— внутриличностные, межличностные, между личностью и группой, межгрупповые, межколлективные, межпартийные, межгосударственные.

Причины конфликтов — это противоречия, которые возникают между индивидами, группами, организациями, государствами.

Источниками конфликтных ситуаций являются обостренные противоречия, несовпадение точек зрения, целей, подходов.

Рис. 1. Стратегии поведения в
конфликтных ситуациях

Если индивид попал в конфликтную ситуацию, то ему надо определить форму поведения. Специалисты-психологи различают пять типов стратегий поведения в конфликтных ситуациях.
1. Приспособление — сглаживание противоречий, даже в ущерб своим интересам.
2. Компромисс — взаимные уступки.
3. Сотрудничество — совместная выработка решения, удовлетворяющего интересы сторон.

4. Игнорирование — попытка (стремление) выхода из конфликтной ситуации, не решая ее.
5. Соперничество — открытая борьба за свои интересы, упорное отстаивание своей позиции.

Конфликт так же, как и болезнь, легче предупредить, чем разрешить (лечить). Конечно, понятно, что необходимо поддерживать в коллективе здоровый нравственно-психологический климат. Для него характерны уважение достоинства личности, доброжелательность. Такой климат создает ощущение душевного комфорта. Невозможно переоценить значимость личного примера руководителя.

Во всех конфликтных ситуациях, прежде чем принимать решительные меры, необходимо попытаться понять причины возбужденного состояния собеседника и попытаться успокоить его.

Наиболее эффективным средством является устранение из делового общения суждений и оценок, ущемляющих честь и достоинство собеседника.

Еще одним эффективным средством предупреждения конфликтных ситуаций является недопущение спора, ибо всякий спор может привести к конфликту.

Действенным средством предупреждения конфликтных ситуаций является умение слушать собеседника.

Разрешение конфликта — это процесс нахождения взаимоприемлемого решения проблемы, имеющей личностную значимость для участников конфликта, то есть это устранение причины конфликтной ситуации.

Разрешение социального конфликта возможно путем изменения требований одной из сторон, в результате истощения сил сторон или вмешательства третьей силы, а иногда и в результате полного подавления или даже устранения соперника.

Вообще конфликт имеет и положительное значение, он определяет выход из сложных ситуаций, разрешает проблемы, ведет к заключению союзов, приводит к консенсусу. Однако, чтобы добиться положительных результатов, конфликтом надо управлять.



 

Учебник:
Кравченко А.И. Обществознание: учебник для 10-11 классов. – 7-е изд. – М.: ООО ТИД «Русское слово — РС», 2014. – 312 с.
Глава 7
§ 1-2 стр. 131-137

Предложите решение конфликтной ситуации:

Вас оскорбили. Нам хочется ответить грубостью, хотя вы считаете это недостойным. Как человек может научиться быть более терпимым? Поможет ли это при разрешении конфликта?

 

 

 

 

 

 

 

 

Вопросы для закрепления и повторения:

1.

Что такое «конфликт»?
2. Каковы причины (источники) конфликтной ситуации?
3. Какими могут быть последствия конфликта?
4. Можно ли в конфликтной ситуации избежать насилия?
5. Укажите объект, субъект, причины и способы разрешения конфликта.
6. Приведите классификацию конфликтов.
7. Что такое «социальное, протестное, движение»?
8. Охарактеризуйте типы социальных движений, приведите примеры.
9. Приведите примеры разрешения конфликтных ситуаций из своей практики.
10. Что для человека важнее в межличностных отношениях: доказательство его правоты или хорошие человеческие отношения? Сделайте выбор и обоснуйте его.

Советы по управлению конфликтами — Университет Кларка

Примите конфликт. Помните, что конфликт естественен и случается в любых продолжающихся отношениях. Поскольку конфликт неизбежен, мы должны научиться им управлять. Конфликт — это признак потребности в переменах и возможность для роста, нового понимания и улучшения коммуникации. Конфликт не может быть разрешен, если он не адресован соответствующему лицу (лицам).

Быть успокаивающим средством. Независимо от того, являетесь ли вы рупором друга или имеете дело со своим собственным конфликтом, ваша реакция на конфликт может обострить или уменьшить интенсивность проблемы. Чтобы успокоить, представьте объективную или нейтральную точку зрения. Помогите спланировать, как вы собираетесь работать с другой стороной для достижения решения.

Активно слушайте. Проанализируйте, как вы себя чувствуете, в чем заключается конкретная проблема и какое влияние она на вас оказывает. Используйте для этого утверждения на основе I (см. формулу ниже).

  • Я чувствую (самое сильное чувство)
  • Когда вы (объективное описание поведения)
  • Потому что (конкретное воздействие или последствия)
  • Я хотел бы (что вы хотите, чтобы человек сделал в будущем, чтобы предотвратить проблему)

Проанализируйте конфликт. Это поможет прояснить конкретную проблему. Некоторые вопросы, которые вы можете задать:

  • Что вызвало конфликт?
  • На кого ты злишься?
  • Что ты не получаешь из того, что хочешь?
  • Что ты боишься потерять?
  • Ваш конфликт/гнев точен или преувеличен?
  • Как можно разрешить ваш конфликт?

Нейтральный язык модели. Когда люди находятся в конфликте, они используют подстрекательские выражения, такие как ненормативная лексика, обзывание и преувеличения, которые обостряют конфликт. Переформулируйте подстрекательские формулировки более объективным образом, чтобы сделать информацию менее эмоционально нагруженной и более полезной для будущих дискуссий.

Отделить человека от проблемы. Рассматривайте проблему как конкретное поведение или набор обстоятельств, а не приписывайте негативные чувства всему человеку. Такой подход делает проблему более управляемой и обнадеживающей, чем решение о том, что вы «не можете больше терпеть» этого человека.

Работать вместе . Это требует, чтобы каждый человек перестал обвинять и взял на себя ответственность за проблему. Возьмите на себя обязательство работать вместе и слушать друг друга, чтобы решить конфликт.

Согласен или не согласен. Каждый человек имеет уникальную точку зрения и редко соглашается во всех деталях. Быть правым — не главное. При управлении конфликтом поиск «правды» может заманить вас в ловушку, а не освободить. Например, рассмотрим разные показания свидетелей, которые видят одну и ту же автомобильную аварию. Истина зависит от точки зрения человека.

Сосредоточьтесь на будущем. Во время конфликта мы склонны вспоминать все, что нас когда-либо беспокоило в этом человеке. Людям в конфликте необходимо рассказать о прошлом, но они часто зацикливаются на прошлом. Часто лучший способ взять на себя ответственность за проблему — это признать, что независимо от прошлого вам необходимо создать план для решения нынешнего конфликта и тех, которые могут возникнуть в будущем.

«Переместить прошлые позиции». Позиция — желаемый результат конфликта. Часто позиция звучит так: «Мне нужен новый сосед по комнате» или «С этим человеком невозможно жить». Позиции не подлежат обсуждению и приводят к тупику. Чтобы разрешить конфликт, каждый человек должен «сдвинуться с места».

Поделитесь своими интересами. Чтобы разрешить межличностный конфликт, все стороны должны обсудить свои интересы или ПОЧЕМУ, стоящее за их позициями. Они должны разделять свои истинные интересы и работать вместе, чтобы найти решение, удовлетворяющее эти интересы. Общие интересы студентов – спать, учиться, развлекаться и отдыхать в комфортной обстановке. Часто их интересы более неосязаемы, такие как уважение, принадлежность, дружба и веселье. Когда у людей разные образы жизни, ценности и графики, необходимость обсуждения их различий имеет решающее значение для разрешения конфликта. Вы должны разработать сбалансированный план отдачи и получения, который удовлетворяет интересы каждого.

Будьте изобретательны. Поиск решения проблемы, которое удовлетворит всех, требует творчества и тяжелой работы. Будьте осторожны и не сдавайтесь, просто чтобы избежать конфликта или сохранить гармонию. Соглашения, достигнутые слишком рано, обычно недолговечны. Создавайте глупые варианты, чтобы начать думать «нестандартно» об исходных позициях.

Будьте конкретны. При решении проблем будьте очень конкретны. Например, если вы используете соглашение с соседом по комнате для облегчения обсуждения, убедитесь, что все полностью понимают каждый записанный пункт. Уточните неоднозначные термины, которые каждый человек может интерпретировать по-своему.

Соблюдать конфиденциальность. Поощряйте других, находящихся в конфликте, иметь дело непосредственно с человеком, с которым они конфликтуют. Избегание конфликта и обращение к другим ведет к эскалации конфликта и подпитывает мельницу слухов. Если слухи уже являются частью конфликта, предложите им разработать план, чтобы положить конец сплетням. Внесите свой вклад, чтобы развеять слухи.

Конструктивное и уважительное решение конфликтов

Шерил Спайрс, преподаватель кафедры семейных и потребительских наук, Университет штата Огайо, дополнительный номер

Конфликт — это естественная часть жизни, вызванная нашими разными убеждениями, опытом и ценностями. Однако, если не урегулировать его тщательно, конфликт может нанести вред отношениям. Помощь в урегулировании разногласий на второстепенных уровнях может помочь уменьшить более серьезные риски, такие как развод и насилие в будущем. Вот некоторые шаги, которые можно использовать для разрешения конфликтов, и некоторые конкретные рекомендации, которые помогут детям научиться решать проблемы самостоятельно. Самое важное, что нужно помнить, это то, что практика приводит к совершенству. Используйте и повторно используйте эти навыки, чтобы улучшить навыки межличностного общения на протяжении всей жизни. Если конфликт продолжает обостряться, обратитесь за профессиональной помощью, например, к духовенству, консультантам или врачам.

1. Дайте определение конфликту и боритесь с ним

  • Опишите конфликт четко и конкретно. Будьте конкретны, отвечая на вопросы кто, что, когда, где и почему.
  • Опишите поведение, чувства, последствия и желаемые изменения. Будьте конкретны и начинайте предложения с «я», а не «ты».
  • Сосредоточьтесь на поведении или проблемах, а не на людях.
  • Определите конфликт как проблему, которую вы оба должны решить вместе, а не битву, которую нужно выиграть.

2. Обдумайте альтернативные решения

  • Предлагайте альтернативные решения по очереди. Перечислите их все.
  • Не осуждайте идеи другого человека.

3. Изучите преимущества и недостатки возможных решений

  • Изучите последствия каждого решения.
  • Думай и говори позитивно.

4. Согласитесь с наиболее действенным решением

  • Согласитесь с решением, которое вы оба понимаете и с которым можете жить.
  • Работайте над поиском взаимовыгодного решения.

5. Используйте решение

  • Стремитесь разрешить конфликт.
  • Выполните согласованные действия.

6. Оценка по прошествии времени

  • Разработайте способ проверки того, насколько хорошо работает решение. При необходимости отрегулируйте разрешение.

При выполнении вышеуказанных шагов не забудьте также включить следующие навыки в решение проблем:

1. Относитесь к другому человеку с уважением

Найдите время и место для обсуждения конфликта с другим человеком. Выберите время, когда вы не спорите и не злитесь. Место должно быть удобным для вас обоих — вдали от «территории» любой из сторон. Хотя уважать другого человека во время конфликта сложно, мы должны попытаться.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *