Негосударственное общеобразовательное учреждение Средняя общеобразовательная школа

Система взглядов мировоззрение: Система взглядов, мировоззрение, 9 (девять) букв

Мировоззрение | Понятия и категории

МИРОВОЗЗРЕНИЕ — система взглядов на окружающий мир, роль и место людей, человека в этом мире, отношения между людьми, связь жизни с окружающей средой, а также идеалы и убеждения людей, формирующиеся в процессе их взаимодействия, экономических, политических социальных отношений. 

Райзберг Б.А. Современный социоэкономический словарь. М., 2012, с. 281.

МИРОВОЗЗРЕНИЕ — система взглядов на объективный мир и место в нем человека, на отношение человека к окружающей его действительности и к самому себе, а также обусловленные этими взглядами основные жизненные позиции людей, их убеждения, идеалы, принципы познания и деятельности, ценностные ориентации. В качестве субъекта мировоззрения реально выступают социальная группа и личность. Мировоззрение — ядро общественного и индивидуального сознания. Выработка его — существенный показатель зрелости не только личности, но и определенной социальной группы, общественного класса.

Это отражение, общее понимание мира, человека, общества, ценностное отношение к ним, определяющее социально-политическую, философскую, атеистическую или религиозную, нравственную, эстетическую и научно-теоретическую ориентацию человека…

Tags: 

Мировоззрение

МИРОВОЗЗРЕНИЕ — обобщающая система взглядов на окружающий мир, место и роль в нем человека, на отношение людей к объективной реальности и друг к другу. В соответствии с мировоззрением формируются убеждения, идеалы, принципы жизни и нормы поведения. Мировоззрением также определяется и деятельностно-волевая характеристика человека. Мировоззрение не следует путать с идеологией, концепуально отражающей интересы отдельных социальных групп.

Словарь терминов и понятий по обществознанию. Автор-составитель А.М. Лопухов. 7-е изд. переб. и доп. М., 2013, с. 217-218.

Tags: 

Мировоззрение

МИРОВОЗЗРЕНИЕ — миропонимание, мировосприятие, система обобщенных взглядов на окружающую действительность (природу, общество, личность). В классовом обществе мировоззрение имеет классовый характер. В зависимости от решения основного вопроса философии — о соотношении бытия и сознания — мировоззрение является материалистическим или идеалистическим. По своему содержанию и направленности оно может быть научным и ненаучным, атеистическим или религиозным, революционным или реакционным.

Tags: 

Мировоззрение

МИРОВОЗЗРЕНИЕ — обобщенная система взглядов человека на мир в целом, на место отдельных явлений в мире и на свое собственное место в нем, понимание и эмоциональная оценка человеком смысла его деятельности и судеб человечества, совокупность научных, философских, политических, правовых, религиозных, эстетических убеждений и идеалов людей. Понятие Мировоззрение употребляется и в узком смысле, например философское мировоззрение, политическое мировоззрение, религиозное мировоззрение и т. п. Отношение человека к миру бесконечно многообразно.

Tags: 

Мировоззрение

WELTANSCHAUUNG Немецкое слово, означающее «мировоззрение». Под этим термином принято понимать нечто вроде спонтанной философии, не имеющей строгих очертаний, то есть совокупность интуитивных догадок, верований, смутных идей. Приверженцы Weltanschauung изъясняются на собственном языке, что со стороны выглядит как довольно нелепая претензия на причастность к некоему особому знанию — как будто достаточно заговорить по-немецки, чтобы стать умнее. Правда ли, что Weltanschauung — философия для бедных? Скорее уж это идеология богатых или снобов.

Tags: 

Мировоззрение

МИРОВОЗЗРЕНИЕ — система принципов, взглядов, ценностей, идеалов и убеждений, определяющих как отношение к действительности, общее понимание мира, так и жизненные позиции, программы деятельности людей. Субъектом (или носителем) М. является и отдельный человек, и социальные или профессиональные группы, и этнонациональные или религиозные общности, и классы, и об-во в целом. М. отдельного индивида формируется под воздействием — спонтанным либо целенаправленным — М. общества и тех социальных общностей, в которые он входит.

Tags: 

Мировоззрение

Мировоззрение | это… Что такое Мировоззрение?

        система взглядов на объективный мир и место человека в нём, на отношение человека к окружающей его действительности и самому себе, а также обусловленные этими взглядами основные жизненные позиции людей, их убеждения, идеалы, принципы познания и деятельности, ценностные ориентации. М. — это далеко не все взгляды и представления об окружающем мире, а только их предельное обобщение. Содержание М. группируется вокруг того или иного решения основного вопроса философии (См. Основной вопрос философии). В качестве субъекта М. реально выступают социальная группа и личность. М. является ядром общественного и индивидуального сознания. Выработка М. — существенный показатель зрелости не только личности, но и определенной социальной группы, общественного класса и его партии. По своей сущности М. — общественно-исторический феномен, возникший вместе с появлением человеческого общества.

Источник происхождения того или иного М. — условия материальной жизни общества, общественное бытие.

         М. есть общее понимание мира, человека, общества, определяющее социально-политическую, философскую, религиозную, нравственную, эстетическую, научно-теоретическую ориентацию человека. Существуют три основных типа М. — житейское (обыденное), философское и религиозное — во всём многообразии противоречивого содержания каждого из них. Все эти типы М. выявляют некоторое единство, охватывая определенный круг вопросов, например как дух соотносится с материей, что такое человек и каково его место во всеобщей взаимосвязи явлений мира, как человек познаёт действительность, что такое добро и зло, по каким законам развивается человеческое общество. Гносеологическая структура М. образуется в результате обобщения естественнонаучных, социально-исторических, технических и философских знаний.

         Различают понятия «М.», «общая картина мира», «мироощущение», «мировосприятие», «миросозерцание», «миропонимание». Между всеми этими понятиями существует тесная связь и единство. Нередко они употребляются в качестве синонимов. Вместе с тем между этими понятиями имеются и различия. Общая картина мира — это синтез знаний людей о природе и социальной реальности. Совокупность естественных наук образует естественнонаучную картину мира, а общественных — социально-историческую картину действительности. Создание общей картины мира — задача всех областей знания.

         Человек утверждает себя в предметном мире не только с помощью мышления, но и посредством всех своих познавательных способностей. Целостное осознание и переживание воздействующей на человека реальности в форме ощущений, восприятий, представлений и эмоций образуют мироощущение, мировосприятие и миросозерцание. Миропонимание представляет собой лишь понятийный, интеллектуальный аспект М. Для М. же характерна ещё более высокая интеграция знаний, чем в общей картине мира и наличие не только интеллектуального, но и эмоционально-ценностного отношения человека к миру.

         Будучи отражением мира и ценностным отношением к нему, М. играет и определенную регулятивно-творческую роль, выступая в качестве методологии построения общей картины мира. Ни одна конкретная наука сама по себе не есть М., хотя каждая из них с необходимостью развивается с помощью М., а также содержит в себе мировоззренческое начало, которое выступает в виде её общих положений и методологических принципов.

         Понятие «М.» соотносится с понятием «идеология», но они не совпадают. По своему содержанию М. шире идеологии. Идеология охватывает лишь ту часть М., которая ориентирована на социальные явления и классовые отношения. М. же в целом относится ко всей объективной действительности и к человеку.

         М. может находиться на житейском (обыденном) уровне, порождаемом непосредственными условиями жизни и передающимся из поколения в поколение опытом людей. Этот уровень М. существует в форме здравого смысла (См. Здравый смысл)

, стихийных, несистематизированных, традиционных представлений о мире. Религиозное М. даёт фантастическую картину мира и характеризуется признанием сверхъестественного мирового начала, его основа выражается в иррациональной и эмоционально-образной форме (см. Религия). Философское М. выступает в понятийной, категориальной форме, в той или иной мере опираясь на достижения наук о природе и обществе и обладая определенной мерой логической доказательности.

         М. — это не только содержание, но и способ осознания действительности, а также принципы жизни, определяющие характер деятельности. Важнейший компонент М. составляют идеалы как заветные и решающие жизненные цели. Характер представлений о мире способствует постановке определенных целей, из обобщения которых образуется общий жизненный план, формируются идеалы, придающие М. действенную силу. Содержание сознания превращается в М. тогда, когда оно приобретает характер убеждений, полной и непоколебимой уверенности человека в правоте своих идей, «…которые овладевают нашей мыслью, подчиняют себе наши убеждения и к которым разум приковывает нашу совесть, — это узы, из которых нельзя вырваться, не разорвав своего сердца, это демоны, которых человек может победить, лишь подчинившись им» (Маркс К.

, см. Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 1, с. 118). М. имеет огромный практический жизненный смысл. Оно влияет на нормы поведения, на отношение человека к труду, к другим людям, на характер жизненных стремлений, на его быт, вкусы и интересы. Это своего рода духовная призма, через которую воспринимается и переживается всё окружающее. Идейная убеждённость помогает человеку в минуту смертельной опасности преодолеть инстинкт самосохранения, жертвовать жизнью и совершать подвиги во имя определенных идеалов.

         В классово антагонистическом обществе нет и не может быть единого М., ибо каждый класс имеет своё специфическое М.; в нём происходит борьба М. Носителями передового М. являются те классы, которые оказываются носителями наиболее прогрессивного способа производства. В зависимости от того, совпадают ли интересы данного класса с объективной тенденцией исторического развития, с данными науки и общественной практики или нет, его М. по своему содержанию, общественной значимости может быть последовательно научным или ненаучным, материалистическим или идеалистическим, атеистическим или религиозным, революционным зли реакционным. Феодально-религиозное М. открыто защищало классовое неравенство. М. буржуазии, когда она как восходящий класс противостояла феодализму, было прогрессивным. Вместе с тем её М. и тогда носило классово и исторически ограниченный характер. После утверждения буржуазии у власти её М. становится консервативным и реакционным. Буржуазное М., будучи крайне противоречивым, в целом даёт искажённое отражение действительности, тормозит развитие общества. В нём господствуют Иррационализм, апология капитализма, культ наживы, насилия, которые сосуществуют с либеральными и неолиберальными концепциями и мелкобуржуазными анархически-бунтарскими идеями.

         В противоположность буржуазному М., коммунистическое М., обобщая достижения науки и общественной практики, является последовательно научным, интернационалистическим, гуманистическим. Оно возникло с появлением рабочего революционного движения. Ядро коммунистического М. составляет марксистско-ленинская философия, диалектический и исторический материализм. Марксистско-ленинское М. — мощное орудие революционного преобразования мира, одна из решающих сил, организующих людей в борьбе за социализм и коммунизм. В современном мире идёт острая борьба двух противоположных М. — коммунистического и буржуазного, в ходе которой растет влияние марксизма-ленинизма, побеждающего силой правды, достоверностью своих последовательно научных положений.

         В социалистическом обществе марксистско-ленинское М. стало господствующим. Формирование у широчайших масс трудящихся коммунистического М. составляет сердцевину всей идейно-воспитательной работы партии. Коммунистическая партия стремится к тому, чтобы каждый человек видел смысл своей жизни в борьбе за практическое воплощение идеалов коммунизма, ясно понимал ход и перспективы развития мировых событий, правильно разбирался в социально-политических явлениях, сознательно строил новое общество. Важнейшей задачей является воспитание коммунистического отношения к труду, коммунистической нравственности, подлинного Гуманизма, Патриотизма и Интернационализма (см. Коммунистическое воспитание).

        

         Лит.: Программа КПСС (Принята XXII съездом КПСС), М., 1973; Материалы XXIV съезда КПСС, М., 1973; Основы марксистско-ленинской философии, 2 изд., М., 1972; Ермолов А. Я., Роль философии в формировании мировоззрения, М., 1964; Черноволенко В. Ф., Мировоззрение и научное познание, К., 1970.

         А. Г. Спиркин.

религиозных ценностей и мировоззрений | Оксфордская исследовательская энциклопедия политики

Выделите поисковый запрос
  • Сохранять
  • Цитировать
  • Отправить этот контент по электронной почте

    Поделиться ссылкой


    Скопируйте эту ссылку или нажмите ниже, чтобы отправить ее другу по электронной почте

    Отправить этот контент по электронной почте

    или скопируйте ссылку напрямую:

    https://oxfordre. com/politics/view/10.1093/acrefore/9780190228637.001.0001/acrefore-9780190228637-e-1158

    Ссылка не скопирована. Ваш текущий браузер может не поддерживать копирование с помощью этой кнопки.

    Ссылка успешно скопирована


  • Поделись этим

Войти Навигация по статье

Войти

Имя пользователя

Пожалуйста, введите ваше имя пользователя

Пароль

Пожалуйста, введите ваш пароль

Забыли пароль?
Нет учетной записи?

Статья Содержание

Показать сводную информацию

  • https://doi.org/10.1093/acrefore/9780190228637.013.1158
  • Опубликовано онлайн: 28 августа 2019

Summary

9001 . Они объединены с нормами, моралью, чертами и установками, но они разные. Мировоззрения, поддерживаемые сознательно или бессознательно, представляют собой интерпретативные рамки или набор предположений об основном устройстве реальности, которое обеспечивает основу для жизни людей. Религиозные ценности могут быть специфическими для религии или общепризнанными. В развитом мире религиозные ценности теряют свою силу, но в развивающихся странах, где люди экзистенциально незащищены, эти ценности по-прежнему определяют индивидуальные и социальные действия и поведение. Хотя у людей были религиозные мировоззрения с незапамятных времен, сознательные усилия по развитию и представлению таких мировоззрений для противодействия более светским мировоззрениям были предприняты в конце XIX века.век. Считалось, что религии, особенно христианство, могут лучше противостоять натиску секуляризации и модернизации, представляя себя мировоззрениями. С тех пор представление религий как мировоззрений набрало обороты, и инициатива нескольких протестантских евангелистов породила сотни статей, книг, курсов и семинаров, охватывающих почти все основные религиозные мировоззрения.

Ключевые слова

  • ценности
  • мировоззрения
  • religious values ​​
  • universal religious values ​​
  • religious worldviews
  • Christian worldview
  • Buddhist worldview
  • secularization
  • concept of God
  • monotheism
  • politics and religion

Subjects

  • Groups and Identities
  • Political Philosophy
  • Политические ценности, убеждения и идеологии

В настоящее время у вас нет доступа к этой статье

Логин

Пожалуйста, войдите, чтобы получить доступ ко всему содержимому.

Подписка

Доступ к полному содержанию требует подписки

Мировоззрения и системы убеждений: сравнительное введение

Хаши, Абдурезак Абдулахи (2016) Мировоззрения и системы верований: сравнительное введение. Мировоззрения и системы убеждений: сравнительное введение, 1 (1). Фаджар Улунг, Куала-Лумпур, Малайзия. ISBN 9789672041023

Введение, использует аналитические и сравнительные методы и намеревается выделить основы и концепции господствующих систем верований и философий жизни. Эта книга стремится обратиться к фундаментальным идеалам и мыслям данных мировоззрений в описательной и сравнительной манере, однако она не ставит своей целью представить нормативный отчет и не ставит своей целью вынесение каких-либо суждений о правильном и неправильном. Он объясняет значение и последствия ведущих мыслей и идеалов данных философий жизни и иллюстрирует различия и сходства между такими системами убеждений. Помимо введения, в котором освещаются обоснование и метод, использованный в этой книге, а также заключения, представляющего собой краткое изложение идей и мыслей, представленных в этой работе, эта книга состоит из семи глав. В первой главе освещаются основные понятия, понимания, функции и содержание термина «мировоззрение». Во второй главе объясняются типы мировоззрения, такие как научное мировоззрение, философское мировоззрение и религиозное мировоззрение, а также идеологии и ведущие школы мысли. Основы и концепции традиционных подходов к жизни, таких как материализм, модернизм, позитивизм, секуляризм и постмодернизм, освещаются в третьей главе. Глава четвертая иллюстрирует типы и формы религиозных систем и верований, таких как политеизм, пантеизм, монизм, деизм и монотеизм. Теории и концепции религиозности, в частности критерий истинной религии, ее функции в жизни, а также схоластические дебаты об эволюции или происхождении религиозных верований рассматриваются в пятой главе. Шестая глава представляет собой краткое изложение исламского мировоззрения, его масштабов и принципов с особым акцентом на его определении, основных учениях и отличительных чертах, а в седьмой главе представлен сравнительный обзор систем верований в отношении онтологии, теологии, происхождения жизни. , эсхатология, эпистемология, аксиология и антропология. Основная идея этой работы состоит в том, чтобы предложить новичкам в этой области возможность ознакомиться с различными точками зрения на эти темы. Автор надеется, что с этим сравнительным описанием основ и атрибутов мировоззрения эта книга послужит введением в философию жизни для начинающих, новых студентов и учащихся в этой важной и сложной области. Поскольку книга направлена ​​на то, чтобы познакомить новичков и новых учащихся с предметами этой области, автор делает акцент на технических и концептуальных определениях, а также на философских последствиях данных концепций и мыслей. Кроме того, верно то, что изучение систем верований и фундаментальных жизненных установок данных обществ и сообществ является очень чувствительной, а иногда и деликатной задачей, но, учитывая тот факт, что сегодня мы живем в глобализированной деревне, где ни один человек не является остров, и в котором люди разных верований и верований общаются на всех уровнях жизни, сегодня у нас нет другого выбора, кроме как изучать мировоззрения и системы верований, основы культур и традиций, чтобы наше понимание друг друга улучшилось и обогащается, а потенциальная и реальная напряженность между сообществами ослабевает. Именно этим усилиям, желанию сформировать взаимопонимание и способствовать мирному сосуществованию между глобальными обществами и призвана служить эта книга.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *