13.6. Проективные тесты
В рамках «проективного» диагностического подхода получе: ние информации основано на анализе особенностей действий испытуемого с внешне нейтральным, как бы безличным материт, алом, становящимся в силу его слабой структурированности и неопределенности объектом проекции. Соответственно, методи-г ки, основанные на использовании принципа проекции, называются «проективными» («прожективными»). Понятие «проекции» для обозначения этих методик впервые было использовано Лоуренсом К. Франком в 1939 г. и, несмотря на неоднократные попытки изменить их название, закрепилось, став общепринятым. Необходимость смены названия была продиктована постепенным к отходом в интерпретации методик этой группы от идей психоанализа. Однако название оказалось устойчивым, изменилось само понимание проекции. И ныне этот термин в психологии имеет два значения. Первое – психоаналитическое понимание -проекции как одного из защитных механизмов, посредством которого внутренние импульсы и чувства, неприемлемые для «Я»,, приписываются внешнему объекту и только тогда проникают в сознание.
Тестирование с помощью проективных методов имеет следующие наиболее общие особенности. В методиках используется неоднозначный, слабоструктурированный стимульный материал, допускающий большое число вариантов восприятия и интерпретации. При этом предполагается, что чем слабее структурирован стимульный материал, тем выше степень проекции: «Субъект, поглощенный попытками интерпретировать вроде бы ничего субъективно не значащий материал, не замечает, как раскрывает свои волнения, страхи, желания и тревоги. Таким образом, значительно снижается сопротивление при раскрытии личных, иногда очень болезненных проблем»
Первая и использующаяся до сих порклассификация проективных методов
принадлежит Лоуренсу К. Франку. Он предложил различать проективные методы в зависимости от характера реакций испытуемого. В современном, дополненном, виде классификация Франка выглядит следующим образом [54, с. 251]:Конститутивные методы.
Конструктивные.
Интерпретативные.
Катартические.
Экспрессивные.
Импрессивные.
Аддитивные.
Конститутивные методы характеризуются ситуацией, в которой от испытуемого требуется создание некой структуры из слабоструктурированного, аморфного материала, оформление стимулов, придание им смысла. Примером методик этой группы является тест Роршаха, стимульный материал которого состоит из 10 стандартных таблиц с черно-белыми и цветными симметричными «кляксами» (так называемые «пятна Роршаха») [474]. Испытуемому предлагается ответить на вопрос, на что, по его мнению, похоже каждое пятно. В зависимости от ответов обследуемого судят о его переживаниях, особенностях взаимодействия с окружением, реалистичности восприятия действительности, тенденциях к беспокойству и тревожности и др. Тест Роршаха в высокой степени удовлетворяет ориентации проективной психологии на использование нестереотипных стимулов. Стимульный материал теста Роршаха не навязывает испытуемому его ответов, в связи с чем тест является наиболее часто используемой в зарубежной психодиагностике проективной методикой. Попыткой дальнейшего развития принципа слабоструктурированности стимульно-го материала является методика «Картины облаков» В. Штерна и др., где используется напоминающий облака стимульный материал, не имеющий, в отличие от «пятен Роршаха», симметрии и четкого контура.
Конструктивные методы подразумевают конструирование, создание из оформленных деталей осмысленного целого. Например, стимульный материал методик «Деревня» и «Тест мира» состоит из небольших по величине предметов, количество которых в разных вариантах доходит до 300 [54]. Среди них: школа, больница, мэрия, церковь, торговые лавки, деревья, автомобили, фигурки людей и животных и т. п. Испытуемому предлагается по своему усмотрению построить из этих предметов деревню, в которой он хотел бы жить, либо некоторое пространство своего существования (по терминологии авторов – «малый мир»). Определяется подход испытуемого к конструированию макета, реалистичность его построения, близость к характерным для разных контингентов построениям и т. д.
Интерпретативные методы подразумевают истолкование испытуемым какого-либо события, ситуации. Примером являются тест тематической апперцепции (ТАТ), тесты словесных ассоциаций.
Катартические методы представляют собой осуществление игровой деятельности в специально организованных условиях. К ним относят психодраму Я. Морено [461], рассматриваемую как проективную методику исследования личности. В ходе мини-представления, в котором испытуемый (протагонист) играет роль самого себя или воображаемого лица в значимых для себя ситуациях, проявляются его личностные особенности, а путем аффективного отреагирования в драматических ситуациях, созвучных переживаниям испытуемого, достигается терапевтический эффект (катарсис и инсайт). Методика не имеет стандартной процедуры проведения, данных о валидности и надежности, вследствие чего применяется не столько в качестве психодиагностической, сколько психотерапевтической методики в групповой психотерапии.
В экспрессивных методах получение информации основано на анализе рисунков испытуемого, рисунки могут быть на свободную или заданную тему. Существует большое разнообразие
Проведение рисуночных тестов не требует больших затрат времени, обычно допускает групповую форму. Основными подвергаемыми анализу элементами рисунка являются его размер, положение на листе (вверху, внизу, в центре, в углу), поворот рисунка влевоили вправо, нажим (слабый, стандартный, сильный), характеристика линий (ровные, дрожащие, прерывистые, двойные), наклонфигуры, плотность и площадь штриховки, количество и характердеталей. Как правило, рисуночные методики подразумевают дополнение рисунка рассказом испытуемого об изображенном, составление истории по рисунку, опрос испытуемого по прилагаемому перечню вопросов.
Анализируется и поведение испытуемого во время выполнения задания, его высказывания, вегетативные проявления, длительность работы над рисунком. Для увеличения достоверности интерпретации желательно проводить рисуночные методики в комплексе с другими тестами, дополнять их результатами беседы и наблюдения, поскольку, по словам Леа и Йозефа Шванцара, «больше ошибок в психодиагностике было вызвано преувеличенной проективной интерпретацией рисунка, чем опущением проективной интерпретации» [111].Импрессивные тесты подразумевают предпочтение одних стимулов (как наиболее желательных) другим. Испытуемый оказывается в ситуации, когда необходимо либо выбрать наиболее предпочтительные стимулы, либо проранжировать стимулы по степени предпочтения. Например, в тесте Сонди испытуемому предъявляются 48 портретов психически больных людей, разбитых на 6 серий, с инструкцией выбрать в каждой серии по два наиболее и наименее понравившихся портрета. В зависимости от предпочтений испытуемого судят о наиболее значимых для него «диагностических областях» [485]. Отдельную подгруппу импрессивных тестов составляют тесты цветового выбора (цветовой тест отношений А. М. Эткинда, тест цветовых метафор И. Л. Соломина, тест цветных пирамид М. Пфистера и Р. Хайсса, «Попарные сравнения» [Ю. И. Филимоненко и др.). Все они имеют началом тест Макса Люшера, опубликованный в 1948 г. В основе теста лежит предположение о том, что выбор цвета отражает настроение, функциональное состояние и наиболее устойчивые черты личности. Каждый цвет спектра является пусковым сигналом, вызывающим у человека разнообразные, не осознаваемые в полной мере ассоциации. Например, с красным цветом человек сталкивается преимущественно в ситуациях опасности и напряженной борьбы (это цвет крови, огня), что приводит к ассоциированию этого цвета с соответствующим для таких ситуаций состоянием нервно-психического напряжения, мобилизованности, активного действия. Соответственно, предпочитать в ситуации тестирования красный цвет будет человек активный и хорошо отдохнувший, для которого ассоциативная специфика восприятия цвета будет соответствовать его энергетическим возможностям и мотивационным установкам, отвергать – человек утомленный и заторможенный, для которого возбуждение в данный момент неуместно, идет вразрез с наличным энергопотенциалом и установками [381].
Наконец, аддитивные методы (от англ. add– ‘прибавление’) подразумевают произвольное завершение испытуемым стимуль-ного материала, например завершение предложения (методики А. Пейна, Д. Сакса и С. Леви, А. Тендлера, Дж. Роттера, Б. Форе-ра, А. Роде и др.) или завершение истории (методики Л. Дюсса, М. Тома и др.). В зависимости от характера завершений судят о потребностях и мотивах испытуемого, его отношении к семье, сексу, вышестоящим по работе и т. д.
Классификация Франка неоднократно критиковалась за опи-сательность, смешение критериев, нечеткое разведение групп методов. Не понятно, например, куда отнести тесты типа «Завершение рисунка» – к экспрессивным методам, конститутивным или аддитивным. При выделении группы катартических методов произошло смещение акцента с процесса на результат (катарсис). Вряд ли является достаточно обоснованным выбор характера реакций испытуемого в качестве критерия построения претендующей на полноту охвата классификации проективных методов. Тем более что выделенные Франком категории оказались заданы не столько характером реакций испытуемого, сколько характером самого стимульного материала и целью исследования [305, с. 98].
В связи с этим возникает необходимость в разведении проективных тестов по нескольким критериям. Нами предлагается следующая классификационная система.
I. По задействованной модальности
Методики с визуальной стимуляцией.
Методики с аудио-, тактильной и иной стимуляцией.
II. По характеру стимульного материала
Вербальные.
Невербальные.
III. По типу реакции испытуемого
Ассоциативные.
Интерпретативные.
Манипулятивные.
Свободного выбора.
IV. По наличию или отсутствию готовых вариантов ответа
Проективные.
Полупроективные.
Большинство психодиагностических методик подразумевает задействование зрительной модальности. Это является отражением особой важности роли зрения в приеме информации у современного человека: допускается, что адресация стимульного материала глазам позволяет получать ответы, характеризующие личность достаточно полно. Тем не менее существуют методики, где стимуляция предъявляется испытуемомуна слух, например в тесте словесных ассоциаций, где тестируемый должен как можно быстрее дать слово-ассоциацию на произносимое психодиагностом слово-стимул. Известны также попытки создания проективных методик, обращенных ктактильным ощущениям [305, с. 100].
По характеру стимульного материала проективные методики могут быть вербальными, где в качестве стимула выступает слово, предложение или текст, иневербальными, с предметной, цветовой, рисуночной и прочей стимуляцией. В тестах словесных ассоциаций в качестве стимулов используются отдельные слова, в методиках типа «Завершение предложений» – незаконченные предложения, в методиках типа «Завершение истории» – неполные тексты.
Г. М. Прошанским предложено различать следующие типы ответов испытуемых: ассоциация, интерпретация, манипуляция (по шкале действий с предметами, материалами и пр., имеющей полюсами творческую и репродуктивную манипуляцию), свободный выбор (т. е. некое распределение, ранжирование стимульного материала). В соответствии с этим проективные методики предложено делить на ассоциативные, интерпретативные, манипулятивные и методикисвободного выбора [305, с. 105].
В зависимости от наличия готовых вариантов ответа можно различать методики полу проективные, где испытуемому предлагается выбрать один из предложенных вариантов ответа на проективную стимуляцию (в некотором смысле – аналог закрытыхопросников), и собственно проективные, где такие варианты отсутствуют. Примером полупроективной методики может быть тест Сонди, где испытуемому предлагается выбрать в каждой серии портретов по два понравившихся и два не понравившихся. Испытуемому может вовсе не понравиться ни один портрет, а не нравящихся может быть больше чем два, однако принудительная инструкция ставит испытуемого в определенные условия, которым он должен следовать, что накладывает определенные ограничения на проявление его личностных свойств. Безусловными плюсами полупроективных методик является простота количественной обработки результатов, доступность перевода методик в компьютерную форму, меньшая уязвимость от субъективизма интерпретатора.
Общепринятым является представление о том, что проективные тесты имеют преимущество над субъективными, поскольку позволяют выявить неосознаваемые компоненты психического. Однако необходимо заметить, эти неосознаваемые компоненты вовсе не обязательно проявятся в результатах тестирования. По мнению Г. У. Оллпорта, нормальный, адекватно приспособленный субъект при проведении проективных тестов дает ответы, аналогичные сознательному отчету в субъективных тестах, либо благодаря достаточно развитому самоконтролю никак не проявляет свои доминирующие мотивы. Поэтому особое значение проективное тестирование приобретает только тогда, «когда в проективных реакциях обнаруживается эмоционально нагруженный материал, противоречащий сознательным отчетам. И только тогда можно с уверенностью говорить о наличии или отсутствии невротических тенденций» [305, с. 59].
Министерство образования и науки Российской Федерации Министерство образования и молодежной политики Ставропольского края Филиал государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Ставропольский государственный педагогический институт» в г. Буденновске Психолого-педагогический факультет Кафедра специальной педагогики и психологии ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА Тема: Использование проективных методик в диагностике эмоциональных состояний дошкольников с ОВЗ
специальность: 050716.65 Специальная психология Звездилиной Александры Игоревны
кандидат психологических наук, доцент кафедры специальной и клинической психологии Шаповаленко Зинаида Ивановна Рецензент: кандидат психологических наук, доцент кафедры специальной и клинической психологии Гостунская Яна Игоревна
г. Буденновск, 2015 Содержание
Проективные методики как предмет научного исследования …7 1.2. Особенности эмоционального состояния дошкольников………19 1.3. Общая характеристика детей с ограниченными возможностями здоровья………………………………………………………………………….32Глава 2. Диагностика эмоциональных состояний дошкольников с ОВЗ с использованием проективных методик…………………………………………45 2. 1. Организация исследования. Методы и методики………………..45 2.2. Анализ и интерпретация результатов исследования……………..50 2.3. Методические рекомендации по диагностике и развитию эмоциональной сферы дошкольников с ЗПР…………………………………56 Заключение………………………………………………………………..62 Список литературы……………………………………………………….65 Приложение
В научной практике намечается тенденция устойчивого интереса психологов к проективной диагностике. Различные проективные методики широко используются в практике исследования детей с особыми образовательными потребностями. О том, что проективные методики занимают значимое место в системе современной психодиагностике, свидетельствуют регулярно проводимые международные конгрессы, созданные и функционирующие во многих странах специальные научные институты и общества, направленные на разработку разнообразного арсенала новых проективных методов и методик исследования. Проективные методики применимы для изучения разных параметров личности, в том числе и особенностей эмоциональной сферы детей с отклонениями в развитии, поскольку это дает возможность создать необходимые условия для их личностного становления и успешной социальной адаптации в обществе. Особую актуальность в современный период приобрела проблема исследования эмоционального развития при тех вариантах дизонтогенеза, в которых недостатки эмоциональной сферы занимают ведущее место в структуре общего нарушения (при задержанном, искаженном или дисгармоническом типе развития) (Т.Н. Павлий, О.С. Никольская, А.И. Захаров, Ю.М. Миланич и др.). Характерным признаком для подобных дизонтогенетических расстройств является дефицитарность регуляции эмоционального поведения, что выступает главным препятствием для взаимодействия с окружающими людьми и влияет на успешность социализации ребенка с отклонениями в развитии. В то же время, некоторые аспекты эмоционального развития детей с отклонениями остаются недостаточно изученными: есть лишь отдельные работы, посвященные выявлению его закономерностей у старших дошкольников с разным типом дизонтогенеза, хотя именно этот возрастной этап считается периодом активного формирования эмоциональной сферы. Недостаточность знания особенностей эмоциональной сферы у детей дошкольного возраста с нарушениями развития обусловливает актуальность изучения данной проблемы. Каталог: diploms Скачать 181,51 Kb. Поделитесь с Вашими друзьями: |
Субъективность фокус-групп и тестов чернильных клякс
Назад к статьям
Мэдлин Форд
Компании должны понимать, как люди видят их продукты и чего они хотят, поэтому спросить клиентов об этом в фокус-группе кажется отличной идеей. Фокус-группы могут предоставить ценную форму качественного исследования, давая компаниям представление об убеждениях, желаниях и отношении потребителей к продукту. Однако, в то время как фокус-группы могут дать некоторое представление, история проективных тестов (также известных как тесты на чернильные пятна) в психологии предлагает предостерегающий рассказ о том, чтобы полагаться исключительно на такого рода качественные данные, о которых сообщают сами.
В начале 20 века психологи и психиатры разработали проективные тесты для диагностики психических расстройств и получения доступа к бессознательным убеждениям и желаниям пациентов. Считалось, что эти тесты, основанные на теории проекций Фрейда, позволяют бессознательным убеждениям и желаниям выходить на поверхность через их открытую структуру, которая считалась менее опасной для людей. В проективном тесте испытуемому показывают набор неоднозначных или абстрактных образов, которые можно интерпретировать по-разному (самый известный пример — чернильные пятна Роршаха, обычно изображаемые в психологических исследованиях в кино), и просят рассказать о том, что они видят и то, что изображения заставляют их думать. Считалось, что люди будут проецировать свои подсознательные мысли (желания, убеждения и т. д.) на изображение, тем самым раскрывая скрытые части своей личности, которые затем могут быть проанализированы и интерпретированы психиатром, проводящим тест.
Проективные тесты были провозглашены прорывным диагностическим инструментом, пока они не попали под пристальное внимание в 1980-х и 90-х годах, когда психоаналитическая теория потеряла популярность. Проблема с проективными тестами заключается в том, что им не хватает валидности и надежности — двух критических аспектов любой психологической оценки. Надежность относится к тому, насколько последовательны результаты данного теста: надежный тест будет давать одни и те же результаты снова и снова. Валидность относится к тому, действительно ли что-то измеряет то, что, как утверждается, измеряет. Проективные тесты ненадежны по двум причинам. Во-первых, неясно, действительно ли то, что говорят люди, отражает что-то значимое в их психике. Иногда может, часто нет, и часто невозможно заметить разницу. Во-вторых, даже если чьи-то ответы действительно отражают что-то значимое, результаты подлежат интерпретации исследователем. Исследования проективных тестов показали, что интерпретации одних и тех же данных сильно различаются, и поэтому эти тесты дают разные результаты в зависимости от того, кто их интерпретирует. Тест не может быть валидным, если он ненадежен (надежность является необходимым, но недостаточным условием валидности), но валидность еще более скомпрометирована, поскольку неясно, что на самом деле говорят отчеты испытуемых об их психике. По этим причинам серьезные клиницисты больше не используют проективные тесты для диагностики, а только как ледоколы, чтобы начать разговор.
Во многом фокус-группы напоминают проективные тесты. Людей просят взаимодействовать с чем-то, чего они никогда раньше не видели, и каким-то образом прокомментировать это (подобно роли пациента в проективном тесте). Затем один или несколько наблюдателей интерпретируют свои ответы (аналогично роли психиатра в проективном тесте). Фокус-группы страдают от тех же проблем с надежностью и валидностью, что и проективные тесты. Поскольку люди часто не осознают критических аспектов своего собственного разума, трудно сказать, действительно ли их отчеты отражают значимую информацию о принятии ими решений. Кроме того, интерпретация результатов в решающей степени зависит от того, кто занимается интерпретацией. Как известно любому, кто работал с фокус-группами, интерпретация результатов часто сильно различается у разных наблюдателей, поскольку собственные планы и убеждения наблюдателей неизбежно включаются в то, что, по их мнению, означают отчеты людей. Прогнозы — это улица с двусторонним движением, и часто выводы наблюдателей раскрывают больше об их собственных предубеждениях, чем о том, что на самом деле сказали респонденты.
Это не означает, что фокус-группы не представляют ценности, даже такие субъективные качественные данные лучше, чем отсутствие данных, но должно быть ясно, что информацию, собранную и проанализированную в фокус-группах, следует воспринимать с недоверием. Они могут дать хороший ледокол и помочь сообщить, как люди могут думать о продукте, но трудно понять, верны ли их результаты и надежны ли их выводы. По нашему мнению, любые такие результаты должны быть подтверждены дальнейшими исследованиями с использованием объективных количественных методов с известной достоверностью и надежностью.
(в соавторстве с Кайлом Томасом)
психология личности Поведение потребителей Исследование бессознательных мотивов Черты и весы Психология и маркетинг Мотивационные опросы Методы исследования
Мадлен Форд
Писатель и ассистент психолога, MotiveMetrics
Определение, типы, плюсы и минусы
ВведениеКогда вы проводите опрос, вам нужно выяснить, что люди думают о вещах. Но как получить точную и непредвзятую выборку того, что думает ваша целевая аудитория?
Вы можете сделать это, используя проективные техники. Это методы, которые включают в себя задавание вопросов, побуждающих к ответам, которые не обязательно являются теми, которые вы хотите получить, но которые все же дают ответы, которые вам нужны.
Вот краткое руководство о том, что такое проективные техники, как они работают, а также некоторые плюсы и минусы:
Определение проективных техникПроективные техники — это способ проверить чьи-то чувства, мысли и отношения. Слово «проекция» означает, что один человек проецирует свои чувства на другого человека.
Проективные методы представляют собой группу методов опроса, в которых участников просят предоставить информацию о себе без их ведома. Этот тип опроса позволяет исследователям получить представление об убеждениях, ценностях и поведении людей.
Проективные методы также полезны для сбора данных о группах людей, которые могут быть не знакомы с конкретными вопросами исследователя. Преимущество использования проективных методов заключается в том, что они позволяют исследователям проверять различные предположения и идеи, прежде чем применять их в реальном опросе.
Например, если исследователь использует метод прямого опроса и получает ответы «нет» от определенной группы участников, он может использовать проективные техники, чтобы перефразировать вопрос или использовать другую формулировку, чтобы получить больше ответов от этой конкретной группы . Проективные методы также помогают исследователям избежать этических проблем, таких как предвзятость, ложная информация, предоставляемая респондентами, и отсутствие анонимности среди участников.
Кроме того, тест основан на идее о том, что все мы способны проецировать свои мысли на что-то и, таким образом, можем получить представление об их мыслительных процессах. Это можно использовать для понимания того, как люди думают и о чем они думают в любой момент времени.
Почему проективные методы важны в опросных исследованиях
Проективные методы полезны для оценки типов личности, выявления психических заболеваний и понимания культурных различий. Они облегчают респондентам ответы на вопросы опроса, потому что они могут более непосредственно связать свои ответы со своим собственным опытом и чувствами.
Это помогает гарантировать, что их ответы будут точными и честными, что важно при проведении опросов. Это связано с тем, что проективные методы основаны на способности респондента проецировать свои мысли и чувства на другого человека, чтобы тот ответил.
Другими словами, респондента просят представить, что может происходить в голове другого человека. Таким образом, хотя участников просят спроецировать свои мысли, чувства и поведение на ситуацию в ходе опроса, исследователи могут лучше понять, как люди воспринимают вещи, что может помочь им определить, какие вопросы следует задавать в ходе опроса. опросы.
Какие бывают виды проективных техник?Существует четыре популярных типа проективных методик: тесты словесных ассоциаций, тесты завершения предложений, тесты тематической апперцепции (ТАТ) и методы третьего лица.
- Тесты на ассоциации слов просят вас назвать первое, что приходит на ум, когда вы думаете об определенном объекте или действии.
- Тесты завершения предложений просят вас записать, что приходит на ум, когда вы слышите или читаете определенный набор слов.
- Тематический апперцептивный тест (ТАТ) предлагает вам нарисовать картинку в своем воображении на основе того, что вам говорят.
- Техники от третьего лица включают в себя задавание вопросов о себе или других, таких как «Что произойдет, если…?» и «Кем бы ты был, если бы…?»
Примеры каждого типа проективной техники
- Тест словесных ассоциаций : Это проективная методика, в которой респондента просят записать слово, которое приходит ему на ум при предъявлении определенного стимула. Например, если вы спросите кого-нибудь, о чем он думает, когда думает об «интеллекте», он может ответить «умные люди».
- Тест на завершение предложения : Этот проективный метод включает в себя просьбу респондента написать слова, которые начинаются с каждой буквы данного слова. Например, если вы спросите кого-нибудь: «Как выглядит ваш обычный день?» и человек отвечает: «Я просыпаюсь, надеваю форму, иду завтракать», вы можете сделать вывод, что его типичный день — это день, когда он в целом активен.
- Тематический апперцептивный тест (ТАТ): Этот проективный метод предполагает задавание респондентам вопросов об их социальном опыте. Например, если кто-то спросит их, были ли они когда-либо влюблены в кого-то другого в какой-то момент своей жизни, они могут ответить утвердительно, потому что любовь является важным аспектом человеческих отношений. ТАТ также можно использовать для оценки чувств по отношению к определенным объектам или понятиям.
- Техники от третьего лица : Техники от третьего лица — это набор техник, которые включают в себя проецирование собственных чувств на кого-то другого, чтобы он увидел вещи с вашей точки зрения, например: «Разве вы не хотите, чтобы эти люди перестали говорить ?» или «Вы бы испугались, если бы ваш начальник узнал, что вы сегодня опоздали?»
Преимущества проективных методов
Преимущества проективных методов включают следующее:
- Его можно использовать для проверки бессознательных мыслей и чувств субъекта по поводу объекта или события.
- Это мощный инструмент для понимания бессознательных процессов в человеческом разуме, поскольку он позволяет нам увидеть, как люди думают о вещах, которые не осознавались сознательно.
- Это может помочь нам понять, как люди воспринимают свою жизнь и что им нужно от других людей, чтобы чувствовать себя в безопасности и в безопасности (особенно в отношениях).
- Проективные техники часто используются в психотерапии, потому что они помогают пациентам понять свои эмоции и свои мысли/чувства по поводу них, что помогает им научиться более эффективно справляться с этими эмоциями в реальных жизненных ситуациях; это особенно верно, если вы пытаетесь заставить кого-то, кто пострадал от травмы или терапии жестокого обращения, чтобы он мог исцелиться от того, что изначально вызвало это!
- Проективные техники также отлично подходят для улучшения общения между терапевтами и клиентами, поскольку они позволяют им узнать, что может чувствовать другой человек, не спрашивая их напрямую. 0076
Недостатки проективных методов
Проективные методы — это форма эмпатии, которую можно использовать для получения информации о людях, но они также имеют недостатки.
- Самый большой недостаток проективных техник заключается в том, что вовлеченные люди могут быть не в состоянии точно интерпретировать то, что на них проецируется. Это означает, что люди не всегда получают точную обратную связь о методе проективности, из-за чего им сложно понять, как следует использовать этот метод в будущем.
- Кроме того, проективные техники могут не работать с определенными типами личности, потому что они с большей вероятностью будут захвачены своими собственными проекциями и станут оборонительными, а не восприимчивыми.
- Также существует вероятность того, что участник будет чувствовать, что его осуждают и критикуют, что может заставить его защищаться и закрываться.
- Участник также может быть сбит с толку тем, что он испытывает, что может привести к снижению способности доверять собственному восприятию.