Негосударственное общеобразовательное учреждение Средняя общеобразовательная школа

Слова похвалы для детей в школе: 30 способов похвалить ученика

Содержание

5 способов похвалить детей так, чтобы им хотелось учиться Ольга Карпова

Может ли похвала учителей и родителей стать способом мотивации детей учиться? 

Давайте посмотрим, что говорит об этом Маршалл Розенберг, автор метода Ненасильственное общение.

По мнению Маршалла Розенберга, когда мы говорим детям: «Ты молодец!», «Ты хороший!», «Ты замечательная ученица!», – мы подразумеваем, что есть плохие дети, нерадивые ученики. Таким образом мы разделяем мир на плохих и хороших, берём на себя роль судьи, который знает, что хорошо, а что плохо! А это всего лишь  наше субъективное оценочное мнение, мы не можем знать обстоятельства, чувства, опыт, который приводит детей к «плохому» поведению!

Использование похвалы и наказания как способа мотивировать детей учиться или продолжать что-либо делать сравнимо с дрессировкой собак!

А с детьми так нельзя!

Многие учителя и родители будут возражать, потому что исследования в школах показывают, что если учителя хвалят своих учеников, то они стараются учиться лучше.

Но, если более глубоко проанализировать этот результат, то мы увидим, что он кратковременный…

Дети очень быстро понимают, что похвала и одобрение от учителей, родителей, это метод закрепить действие, которое удобно им. Со временем, дети поймут, что ими манипулируют, и они вообще прекратят что-либо выполнять.

Более 100 лет назад, врач, профессор антропологии, лауреат Нобелевской премии Мира, автор известного на весь мир научного метода, Мария Монтессори, писала в своих книгах, что когда мы используем похвалу как вознаграждение мы формируем у ребёнка зависимое отношение его деятельности от нашей оценки!

Дети привыкают ориентироваться только на нашу оценку и становятся зависимыми от реакции взрослых.
У детей с раннего возраста не формируется собственное отношение к своим успехам, теряется понимание и связь с собой.

Чем старше дети становятся, тем сильнее испытывают потребность в постоянном одобрении своих действий от окружающих их людей.

 Так формируется у детей зависимость от мнения окружающих, которая проецируется в дальнейшем во взрослую жизнь!

К сожалению, у детей НЕ формируется полноценно навык самооценки.

Также теряется интерес к процессу обучения, их естественная потребность к познанию уменьшается! Учителя, психологи, родители замечают, что мотивации учиться у ребёнка значительно поубавилось.

Похвала взрослых становится средством манипуляции над ребёнком. Прискорбно, но это подорвёт самое главное и самое ценное в отношениях между детьми и взрослыми, – ДОВЕРИЕ детей!

Должны ли мы теперь полностью отказаться от одобряющего слова в адрес своего ребенка? Конечно, нет! Искренние слова одобрения важны и необходимы, и было бы неправильно сдерживать свои эмоции, когда вы, действительно, радуетесь успехам своего ребёнка.

Три года назад на международном семинаре от Голландской Монтессори Ассоциации нам продемонстрировали видео, где в школе мальчик нарисовал бабочку. Но его первый рисунок бабочки мало чем напоминал оригинал бабочки.

Благодаря его учителю, который обращал внимание мальчика на его старания и усилия, а также конкретно делал акцент, что особенно красиво ему удалось нарисовать, он вдохновлял его каждый раз улучшать свой результат! Таким образом, мальчик нарисовал бабочку, которая максимально приблизилась к оригиналу!

 

1. Обращайте внимание ребёнка на его усилия, а не результат!
«Я слышала на концерте, как ты красиво играл на гитаре! Ты много трудился, старался каждый день, и не сдавался, когда у тебя не получалось! Благодаря твоим усилиям и труду, ты успешно выступил на концерте!».

Так вы покажете ребенку, что вы цените его труд и усилия, и что именно они привели его к успеху!

2. Прокомментируйте, что вы ощущаете, видя старания ребенка. 
«Я так счастлива была, когда услышала, как чудесно ты играл на концерте! Радуюсь твоему успеху!»

3. Благодаря своему воображению, постарайтесь увидеть потенциал ребёнка! Своим внутренним взором посмотрите на ребёнка, которого пока ещё нет, но он обязательно будет! Верьте в него!
«Я верю, ты можешь ещё лучше! С каждым новым твоим усилием и старанием, у тебя будет получаться лучше!»

4. Избегайте неопределённости и обобщений, так как такая информация не несёт в себе ценности для ребёнка. Очень важно детям дать осознать, что конкретно у них получилось. 
«В твоём рисунке мне особенно понравилось, как ты изобразил восход солнца! Тебе удалось передать сочетание цветов».
Вы выражаете свое отношение к работе ребенка, отмечая моменты, которые вам особенно понравились!

5. Проявите свой искренний интерес к работе ребёнка:
«А тебе нравится твой рисунок?», «Что было самым сложным?», «Что вдохновило тебя нарисовать восход солнца?».
Своими вопросами вы проявляете заинтересованность и подталкиваете ребенка на осознанное размышления о его стараниях.

Такой подход помогает детям осознать, что благодаря их усилиям, стараниям и труду они в конце концов получат успешные результаты! Дети учатся самостоятельно оценивать свои достижения, верят в свои силы, приобретают уверенность и не зависят от мнения окружающих!

 

Щоденник позитивного спілкування для дітей та підлітків, на основе метода  «Ненасильственное общение» рекомендован детям и подросткам для развития эмоционального интеллекта, коммуникативных навыков и эмпатийного общения.

Психологам, педагогам, родителям для налаживания позитивных отношений в детских коллективах и семьях. Приобрести можно перейдя на страницу ФБ  Щоденник позитивного спілкування для дітей та підлітків.

 Приобрести книгу Маршала Розенберга «Ненасильственное общение. Язык жизни» можно по ссылке за 89 грн.

 

Читайте також
Как развивать эмоциональную стойкость в периоды кризисов

6 простых одноминутных практик

17.04.2020 3081 0

7 причин выбрать альтернативное образование для детей

Знания и навыки, которые нужны ребенку в школе

25.04.2019 4078 0

И один в образовательном поле воин

История одной локальной победы

30.09.2019 1492 0

Я не должен, я выбираю

Улучшаем свою жизнь и жизнь тех, кто рядом

03.04.2019 3237 0

Как правильно похвалить ребёнка | Домашняя школа «ИнтернетУрок»

Как сделать так, чтобы слова способствовали росту, проявлению талантов и раскрытию возможностей для вашего ребёнка? Рассказывает психолог, психотерапевт, автор специального курса Диана Старунская

Вовремя произнесённое слово способно творить чудеса. Оно может в корне изменить жизнь человека, наладить семейные отношения, помочь обрести решительность для серьёзного шага. Для ребёнка правильно высказанная похвала открывает дверь в будущее, позволяет проявиться талантам и реализовать заложенные природой и родителями возможности. Как же сделать так, чтобы ваши слова способствовали его постепенному росту и движению вперёд? Как правильно похвалить, чтобы ему захотелось учиться?

О правилах, которых стоит придерживаться, высказывая родительское одобрение, рассказывает профессиональный психолог, психотерапевт, автор курса «Психология для старшеклассников», подготовленного в рамках Домашней школы «ИнтернетУрок», Старунская Диана.

Корр.: Сейчас много говорится о том, что каждый ребёнок талантлив по-своему. Может ли похвала помочь выявить таланты?

Диана: Про уникальность каждого много говорят, но средний школьник, к сожалению, часто не может сориентироваться даже в том, какие у него сильные и слабые стороны. И вопрос, заданный на эту тему подросткам, часто упирается в непонимание: «Я пока с этим не определился. Не знаю». И даже когда задаёшь вопрос, какие стороны считают сильными твои папа имама, мало что проясняется. А похвала как раз и подразумевает констатацию того, что получается хорошо.

1. Избегайте шаблонов и клише, произнося слова одобрения. Фраза «ты молодец» или «ты умница» сама по себе не несёт описания и персонализации ребёнка. Важно, чтобы похвала относилась к конкретному действию. То есть нужно проговорить, в чём именно он молодец, что у него получилось особенно хорошо – персонализировать похвалу.

Диана: Когда за определёнными действиями мы замечаем его (особенные) необыкновенные качества, способности и усилия, то мы этим подкрепляем формирование у него определённых характерологических особенностей (черт).

Корр.: Как хвалить так, чтобы похвала становилась стимулом для дальнейшего роста?

Диана: Сейчас есть модное слово «перфекционизм».

Если работа сделана на 90 % из 100, то перфекционист скажет, что ничего не сделано. Так происходит потому, что мы часто излишне сконцентрированы на результате и забываем про процесс. Но нашим системам мотивации, для того чтобы дело не оставалось незавершённым, необходимо подпитываться и получать удовольствие от самого процесса совершения деяния. Поэтому step by step подразумевает концентрацию на каждом маленьком фрагменте действия, которое в итоге приведет ребёнка к большому результату.

2. Хвалите за процесс. Ребёнок работает, прикладывает усилия, совершает маленькие шаги. Логично, чтобы они эмоционально поддерживались. Когда мы умеем получать удовлетворение от процесса, мы способны вдумчиво подходить к решению задачи, вникать в суть проблемы, анализировать. Похвалив за промежуточные действия, мы стимулируем такой интерес, а не исключительно привычку гнаться за результатом.  

Корр.: Но как сделать так, чтобы не возникло самоудовлетворения от промежуточного результата и остановки на нём?

Диана: По пути к конечной цели нужно научиться чередовать нагрузку и отдых. Это важно и для ребёнка, и для взрослого. Есть функциональные особенности работы систем мозга, и такое чередование необходимо. Время непрерывной работы для маленького ребёнка, подростка и взрослого различно. Длительность периода сосредоточивания на чём-либо постепенно возрастает, что достигается тренировкой. Посидел за работой, например, час пятнадцать, потом отдохнул пятнадцать минут. То, что у ребёнка получилось сосредоточиться и сделать три пункта из пяти шагов – уже здорово. Мы можем похвалить его за усидчивость, за то, что он смог, не отвлекаясь, проработать почти намеченные полтора часа. Это конкретные вещи, которые заслуживают одобрения. Мы их подчёркиваем.

Корр.: Промежуточная похвала и та, которая последует, при достижении конечного результата, чем-то отличаются? На что следует обратить внимание?

Диана: Нельзя захваливать ребёнка. Похвала не должна обесцениваться, превращаясь в обыденность. Если с фанфарами встречать каждое мелкое событие, то он может потерять мотивацию.

3. Похвала должна быть дозированной и своевременной. Таким образом, она обеспечивает формирование привыкания к действию. Похвала, высказанная в момент формирования привычки, на физическом уровне формирует выработку гормонов, то есть получение удовольствия от действия. Но не нужно хвалить пятилетнего ребёнка за то, что он ходит, или старшеклассника за почищенные зубы. Когда действие становится привычным, то есть сформированным и закреплённым, нет необходимости подкреплять его похвалой.

Корр.: А не возникнет разочарования? Раньше за это хвалили, а теперь не замечают…

Диана: Суть в том, что для него это тоже становится действием, не требующим похвалы. В какой-то момент происходит адаптация, и ему уже не интересно, чтобы его за это хвалили. Ценно, чтобы всегда оставался интерес к поиску нового.

И нет задачи, чтобы он делал что-либо исключительно ради поощрения. Если у ребёнка остается потребность, чтобы его похвалили за нечто стандартное, то это звоночек. Возможно, у него началось формирование комплекса: «Сам по себе я не заслуживаю одобрения или внимания, любви. Всё это нужно заслужить». Любовь к себе он ассоциирует исключительно с какими-то своими делами и поступками, а это не совсем правильно. Ребёнку необходимо обозначать обратную связь, объясняя, что мы его любим независимо от того, плохо или хорошо он выполнил домашнее задание. Мы принимаем его любым, каким бы ни был.

4. Избегайте приставки «Самый» и сравнений. Произнося похвалу, мы подчёркиваем индивидуальность. Отмечаем, что конкретно ребёнок вложил в работу и что получилось. При этом мы можем сказать ему: «Ты мой самый любимый». Однако стоит избегать тезисов: «Ты «самый» внимательный», «…самый красивый…, смелый или быстрый»… Ваша неточность и субъективность может аукнуться для него не лучшим образом в дальнейшем.

5. Будьте искренни, расскажите о своих эмоциях. Наша коммуникация складывается из того, что мы говорим и как мы говорим. Дети очень чутко считывают неискренность. Если родитель отмахнулся и сказал: «Да. Ты хорошо всё убрал», но при этом не улыбнулся, не прикоснулся к ребёнку, то можно считать, что он ничего не сделал. Ребёнок не воспримет это как похвалу. Даже не поймёт, что это было. Когда мы говорим что-то ребёнку, тем более хвалим его, мы можем к нему прикоснуться, погладить, приобнять. То есть вовлечь его внимание в процесс. Невербалика играет большую роль.

Кроме того, хорошо, когда в похвале отражена эмоция: «Я так рада, что дома чисто! Ты понял, что я приду домой усталой, и сделал всю необходимую домашнюю работу?!. Хорошо, когда ребёнок делает что-то не для похвалы словесной, а из-за эмоционального отклика и радости. Всё, что у нас есть, строится на эмоциях.

Диана: Если ребёнок показывает рисунок, найдите что-то конкретное, что действительно хорошо. Например: «Мне так нравится, как ты подобрал цвета!». Либо можно дать описательную характеристику действию, привязав его к собственным эмоциям. Например: «Мне так приятно, что ты навёл порядок в шкафу и разложил книжки». Кроме прочего, ребёнок будет знать, как он может порадовать маму.

6. Не перечёркивайте похвалу порицанием. Когда, заходя в комнату, мы видим, что убрано на столе, а в шкафу – нет, не акцентируйте внимание на шкаф. Обратите внимание на то, как чисто убран стол. В конце концов, шкаф можно разобрать и совместными усилиями.

Корр.: Есть ли какая-то возрастная градация похвалы?

Диана: Похвала зависит от того, что вы хотите взрастить в ребёнке и что вы поощряете. Для каждого это будет разные качества характера или навыки. Зависит от того, как заведено в конкретной семье. И если у вас абсолютно не получалось приучить ребёнка убирать комнату и вдруг он это сделал, то это будет достойно большей похвалы, чем когда он делает это легко, быстро и регулярно. То есть всё зависит от конкретной ситуации.

Важно сформировать похвалой мотивацию у ребёнка. Зачем ему это делать? Сами родители учатся ставить задачи так, чтобы это не было принудительными работами. Потому что всё равно настанет подростковый возраст и многое будет делаться с точностью до наоборот. Мы можем получить обратный эффект.

Важно научиться договариваться с ребёнком и знать принципы построения мотивации.

Если ребёнок маленький, то можно устроить всё в игровом виде. Мы садимся всей семьёй и договариваемся играть в такую игру, где записываются задачи на неделю. Папе – одни, маме – другие, ребёнку – третьи. Где-нибудь на кухне вешается календарик, в котором каждый ставит плюс за выполненное дело. В конце недели мы подводим итоги. Кто лучше всего справился со своими задачами? Конечно, по завершении ребёнок получает похвалу. Если он совсем маленький, то ради этого стоит поддаться.

Диана: Ценно, что в этом случае никто никому ничего не должен. Хочешь – делай, хочешь – нет. Но у нас есть игра. Для детей игровой момент всегда интереснее. Это очень хорошо работает для ребятишек до подросткового возраста.

У подростков идёт смещение авторитетов, и соревнования с родителями уже не так интересны. У них в приоритете сверстники, но если в семье есть детки разных возрастов, то и старшие дети иногда не против в такой истории поучаствовать. Хотя, конечно же, не нужно на них давить, заставляя включиться в игру.

Для подростков похвала является поддерживающим фактором. Кроме этого, она помогает раскрыть сильные стороны. Сам он часто не может определить их в себе, поэтому родителям важно конкретизировать: «Ты очень внимательный», «Я чувствую такое облегчение, потому что ты правильно определил, когда нужна поддержка», «У тебя развита эмпатия», «Ты умеешь слушать», «Ты быстро вникаешь в суть и умеешь задавать интересные вопросы».

Диана: То есть похвала для подростков должна быть информативной, предметной и не должна оттолкнуть. Она показывает, что вы разбираетесь в том, что ему интересно, или интересуетесь его вопросами. И благодаря ей подросток понимает свои сильные стороны и смоет акцентировать внимание на их развитии. Для него это станет поводом задуматься. Что во мне есть такого, что замечают и ценят другие люди? Как я могу себя проявлять? Что во мне есть хорошего? Как это откликается в других людях? Те эмоции, о которых говорят и которые проявляют родители, в этом плане очень важны.

Правильно высказанная похвала для малыша, для подростка, да и для взрослого всегда в радость и выступает стимулом к дальнейшим действиям. Слова одобрения родителей помогают детям развиваться и двигаться в том направлении, которое им интересно. Не скупитесь на похвалу, но помните, что она становится уникальным инструментом тогда, когда высказывается искренне и за реальные действия.

Анна Мохова, ИнтернетУрок

Как похвалить ребенка словами (50 примеров)

| Преимущества восхваления детей | Как похвалить ребенка словами » вики полезно Примеры |

Как правильно и эффективно хвалить ребенка словами? Придумать ободряющие слова для детей может быть сложно.

Слова поддержки для детей, если их правильно использовать, могут оказать сильное положительное влияние на жизнь детей. Но если вы не будете осторожны, будут неожиданные побочные эффекты.

Давайте рассмотрим 7 проверенных типов ободряющих слов, которые могут мотивировать детей без негативных побочных эффектов.

Подбадривающие слова для детей обычно используются родителями и учителями. При правильном использовании эти ободряющие слова могут оказать сильное положительное влияние на детей. Это связано с тем, что положительное подкрепление может заставить маленьких детей повторять похвальное поведение.

Будь то академическая успеваемость или спортивные достижения, «Молодец», «Хорошая работа» или «Ты такой умный» — это общие слова, которые ободряют хорошо выполненные задания.

Но использование этих ободряющих слов для детей не всегда вдохновляет их мотивацию.

Фактически, их использование без разбора может привести к обратным результатам ​1​ .

Преимущества использования подходящих и эффективных слов поддержки для детей

Вот три преимущества использования правильных слов поддержки для детей.

Повышение самооценки детей

Исследования показали, что положительные фразы особенно полезны для детей с низкой самооценкой ​2​ .

Повышение внутренней мотивации

Положительные слова ободрения могут повысить внутреннюю мотивацию учащихся. Академическая внутренняя мотивация может повлиять на желание ребенка учиться. В результате студенты с более высокой внутренней мотивацией, как правило, имеют более высокие академические достижения.

Повышение настойчивости

Поощрение родителей в отношении детей может повысить вовлеченность и настойчивость детей ​4​ .

Как хвалить ребенка словами

Если поощрения настолько полезны, значит ли это, что вы должны щедро хвалить своего сына или дочь, и тогда они будут настолько мотивированы, что вам никогда не придется беспокоиться о том, что они не будут усердно учиться в школе ?

Есть много способов похвалить ребенка, но не все ободряющие слова одинаковы.

Слова имеют значение.

При частом использовании некоторые виды поощрения могут принести больше вреда, чем пользы.

Итак, как поощрять детей без негативных последствий?

Ключ лежит в как и когда дети хвалят.

Вот 7 советов, как конструктивно использовать ободряющие слова для детей.

1. Хвалить искренне и честно

Иногда мы намеренно хвалим наших детей, чтобы повысить их самооценку, мотивировать их, поощрить определенное поведение или защитить их от обидных чувств. Однако если ободряющие слова не воспринимаются как искренние и честные, дети не будут чувствовать себя очень воодушевленными ​1​ .

Неискренние похвалы не только неэффективны, но и могут нанести вред.

Подбадривающие слова, несовместимые с самооценкой, могут быть восприняты как неискренние. Эти ободряющие слова игнорируются, когда дети думают о своем поведении, которое противоречит похвале («Это неправда. На самом деле я был не так хорош»). Такое поощрение может привести к самокритике детей и даже к преднамеренному саботажу для устранения таких несоответствий.

Эксцентричное или слишком общее поощрение также может быть воспринято как неискреннее, потому что чем более общая похвала, тем меньше вероятность того, что она согласуется с существующими фактами. («Я не ангел. Я не сделал домашнее задание прошлой ночью».)

Если вы не хвалите детей спонтанно или хвалите только для того, чтобы подкрепить их поведение или манипулировать им, это также считается неискренним.

Примеры:

Не делай Делай
Ты гений в решении этой задачи! («Гений? Я ответил только на один вопрос из трех!») Вы дали отличный ответ на последний вопрос.
Какой ты ангел! («Я ангел, если поделюсь печеньем? Как насчет того, чтобы не делать домашнюю работу прошлой ночью?») Великодушно с твоей стороны поделиться своим печеньем.
Вы очень хорошо справились. Я уверен, что в следующий раз у тебя все получится. (манипулировать) Мне нравится решение, которое вы придумали.

2. Будьте конкретными и описательными

Вместо размашистых слов ободрения хвалите детей, используя описательные и конкретные слова. Чем менее общее или общее поощрение, тем более вероятно, что оно действительно правильно и воспринимается как искреннее .

Указание на конкретный аспект деятельности ребенка или описание того, какое поведение привело к отличным результатам, — хороший способ отправить позитивные сообщения.

То, что вы замечаете мелочи, свидетельствует о том, что вы внимательны и вам действительно не все равно. Установлено, что они более эффективно стимулируют желаемое поведение ​5​ .

Примеры:

Не Делать
Какая потрясающая картина! Мне нравится, как вы используете разные цвета на этом рисунке.
Отличная работа! Вы придумали вдумчивый ответ и действительно правильно ответили на этот вопрос!

3. Хвалите детей за усилия и процесс, а не за их достижения или способности

Одна из причин, по которой человек является самым умным животным на Земле, заключается в том, что мы хотим учиться и понимать причину и следствие вещей. То, как мы приписываем событиям, влияет на то, как мы думаем о будущих событиях и реагируем на них 6 .

Когда детей хвалят за их усилия при выполнении задания, они учатся приписывать успех своим усилиям. Поскольку усилие — это качество, которое мы все можем контролировать и улучшать, эти дети будут больше сосредотачиваться на приложении усилий для практики или развития навыков, чем на достижении результатов как таковых.

Этот тип поощрения мастерства помогает детям принять установку на рост, которая позволяет им верить в практику и совершенствование навыков. такой настрой на обучение может повысить внутреннюю мотивацию, настойчивость и удовольствие детей.

Столкнувшись с неудачей, эти дети считают, что они потерпели неудачу, потому что просто недостаточно старались. Неудачи можно будет избежать, если они приложат больше усилий. Таким образом, у этих детей есть мотивация попробовать еще раз, и они, как правило, улучшают свои результаты ​7​ . Они более устойчивые и не рассыпаются при выходе из строя .

С другой стороны, дети, которых хвалят за способности, приписывают успех своим способностям, а не собственным усилиям. Такие ободряющие слова для детей имеют тенденцию негативно влиять на детей двумя разными способами.

Во-первых, наличие хороших результатов, связанных со способностями, может повлиять на детей, чтобы они изменили свои цели достижений на ориентированные на результат. Они оценивают свои способности через производительность.

Например, похвала умного ребенка за хорошую оценку может вызвать у него желание продолжать доказывать, что он умный, путем хорошей успеваемости 8 . Это может мотивировать детей, которым удалось сделать больше и стараться больше.

На первый взгляд, такое поощрение может повысить мотивацию детей.

Однако исследователи обнаружили, что эти дети также с большей вероятностью пожертвуют потенциально ценными возможностями обучения, если эти возможности связаны с риском совершения ошибок и не гарантируют выдающихся результатов. Эти дети отказываются от нового обучения, чтобы сохранить свой «ум». Как только эти дети сталкиваются с неудачей в хвалебной области, они также быстрее сдаются.

Похвала способности послала тонкое сообщение о том, что предыдущий успех был связан с восхваляемыми чертами. Таким образом, неудача подразумевает отсутствие фиксированной способности. Дети с этим фиксированным мышлением легче отказываются от попыток, когда что-то становится трудным. Они страдают от беспомощности, основанной на достижениях ​9,10​ . Тем, кто не может восстановиться, чтобы попытаться снова после неудачи, не хватает стойкости, необходимой для достижения успеха в жизни.

Таким образом, способность хвалить дает немедленную выгоду в мотивации, но она также имеет долгосрочную цену в виде уязвимости перед неудачей или трудными ситуациями .

Способность и усилие — не единственный определяющий элемент эффективности поощрения. Другие факторы включают возраст ребенка (могут ли они различать способности/усилия?) и контекст поощрения (их хвалят после другого события, которое может иметь другие последствия?).

Чтобы избежать этих потенциальных ловушек, родители могут похвалить процесс , который является еще одним видом поощрения, связанного с усилиями ​11​ . Процесс включает в себя не только усилие, но и другие качества, такие как стратегии, вдумчивость, концентрация, самокоррекция.

Исследования показывают, что дети ясельного возраста, которых чаще хвалят за процесс, через семь лет лучше успевают в учебе ​12​ .

Примеры:

Не делай Делай
Какой умный мальчик! Я вижу, что вы очень усердно работали над сбором деталей.
Ваши способности решать головоломки превосходны. Ваша стратегия решения этой головоломки путем разделения цветов была превосходной!
Ты отлично разгадываешь головоломки! Вы умеете пробовать разные способы решения сложной головоломки.

Для получения дополнительной помощи по успокоению истерик ознакомьтесь с этим пошаговым руководством

4. Избегайте контролирующей или условной похвалы овладение заданием. Они даны с намерением манипулировать или контролировать.

Утверждение типа «Хорошо! Я знаю, что ты можешь добиться большего успеха» предназначено для того, чтобы мотивировать ребенка стараться больше в следующий раз.

Когда поощрение используется в качестве инструмента контроля, они произносят одобрение и положительную оценку, которая зависит от хороших результатов или производительности. Эти условные поощрения прививают детям чувство условной самооценки ​13​ .

Самоуважение – это общее положительное/отрицательное отношение (или хорошее/плохое), которое, по их мнению, они заслуживают от других. У детей в возрасте двух лет или дошкольников развивается чувство собственного достоинства.

Когда дети считают, что их чувство собственного достоинства зависит от одобрения и положительного суждения, они стремятся к целям, ориентированным на самооценку. Таким образом, самооценка этих детей зависит от достижения целей ​14​ .

Например, если ребенок чувствует, что его самооценка зависит от того, насколько хорошо он играет в футбол, то его целью будет добиться хороших результатов на тренировках и в матчах, чтобы повысить или сохранить сильное чувство собственного достоинства.

Для некоторых родителей это может быть то, что они хотят, или они думают хотят.

Однако этот ребенок также будет избегать действий, которые могут вызвать негативное суждение.

Это означает, что дети, которые считают, что их самооценка зависит от одобрения, не захотят пробовать что-то новое, опасаясь новизны, что означает отсутствие опыта для достижения хороших результатов. Эти дети также менее креативны, потому что инновации могут нарушить культурные нормы, что приведет к негативным суждениям. Они также менее самостоятельны и предпочитают соответствие ​15​ .

Условная похвала также действует как внешняя мотивация и снижает внутреннюю мотивацию детей ​16​ . Эти дети, как правило, имеют менее здоровую самооценку ​17​ .

Стоит также отметить, что негативное влияние контроля над похвалами больше на девочек, чем на мальчиков ​18​ .

Примеры:

Не делай Делай
Уверен, в следующий раз ты захочешь сделать лучше. Вы очень усердно работали над этим каждый день, и мне нравится, как вы нарисовали эту картинку, используя яркие цвета.
Вы очень хорошо справились с этим, как и ожидалось. Ты отлично справился с этим.
Если вы будете продолжать в том же духе каждый день, я верю, у вас все получится. Вы действительно хорошо собрали данные.

5. Избегайте сравнений, хвалите

Легко привыкнуть поощрять сравнением. Ведь именно так большинство из нас воспитывали — нас сравнивали в школе, в спорте, во внеучебной деятельности, на вступительных экзаменах в вузы типа SAT или ACT, на работе.

Иногда сравнение с кем-то может мотивировать нас учиться или работать усерднее.

Проблема в том, что это может иметь неприятные последствия, если мы потерпим неудачу.

Подумайте, что вы чувствуете, когда сравниваете себя с более успешным сверстником. Когда мы показываем хорошие результаты в сравнении, мы гордимся ​19​ , взволнованы и мотивированы ​20​ . Но когда мы терпим неудачу, это, скорее всего, нас угнетает, а не мотивирует.

Подобным образом похвала в сравнении делает детей уязвимыми перед неудачами в будущем. Дети, которых хвалят за сравнение, не перестают сравнивать, когда терпят неудачу. Вместо этого они быстрее теряют мотивацию 21 .

Когда эти дети сталкиваются с трудностями, они проявляют больше негативных эмоций, разочарования, беспокойства, и беспомощности, чем дети, которых в основном хвалят за мастерство задачи ​22​ . Они становятся менее выносливыми.

Подобно условной похвале, поощрение с помощью социального сравнения учит детей тому, что целью является победа, а не обучение. Это ориентированное на победу отношение снижает внутреннюю мотивацию, влияющую на желание детей учиться или преодолевать неудачи ​23​ .

Чтобы предотвратить неудачу, эти дети избегают испытаний или прекращают изучать новые вещи, требующие навыков, в которых у них еще нет преимущества перед другими.

Не делай Делай
Ты такой хороший, прямо как твоя сестра. Ты хорошо играешь в эту игру.
Ты самый умный в своем классе! Вы решили проблему с такой тщательностью.

6. Избегайте похвалы за легкость или чрезмерной похвалы

Когда взрослые хвалят простые задачи или перехваливают что-либо, это может вызвать множество негативных последствий.

Подбадривающие слова за задания, которые легко выполнить или выполнить не очень хорошо, воспринимается как неискреннее. Это также может иметь два типа воздействия на самооценку ребенка, и оба они не очень хороши ​24​ .

Для детей с низкой самооценкой родители могут хвалить их напыщенно, пытаясь поднять ее. Парадоксально, но такая похвала может снизить у этих детей мотивацию и чувство собственного достоинства при неудачах ​25​ .

Для детей с завышенной самооценкой завышенная похвала не снижает самооценку, а культивирует нарциссизм . Нарциссические дети чувствуют свое превосходство над другими, считают, что имеют право на привилегии и хотят, чтобы другие восхищались ими ​26​ .

Чрезмерная похвала также заставляет детей каждый раз ожидать похвалы. Это становится внешней наградой, которая снижает, а не увеличивает мотивацию. Частая похвала также приводит детей к мысли, что отсутствие похвалы означает неудачу.

7. Будьте спонтанны

Похвала — палка о двух концах. Чтобы не перехваливать и не звучать неискренне, лучший способ использовать слова поддержки — говорить их спонтанно, когда их не ждут.

Сделайте комплимент неожиданно и искренне.

Будь спонтанным. Например, включите ободряющую записку для ребенка, сделайте подтверждение или предложите слова благодарности для детей в качестве сюрприза. Оценка детской работы может принимать разные формы. Вы также можете поощрять своего ребенка физически, например, крепко обнимите их, дайте пять или похлопайте по спине, чтобы отметить их достижения.

Не вздумайте хвалить каждое положительное действие. Вам не нужно хвалить каждый день, чтобы мотивировать детей. Польза от похвалы ребенка исчезает, когда ее ждут.

Нужна помощь в мотивации детей?

Если вам нужны дополнительные советы и реальный пошаговый план, этот онлайн-курс «Как мотивировать детей» — отличное место для начала.

В нем описаны шаги, необходимые для выявления проблем с мотивацией у вашего ребенка, а также стратегия, которую вы можете применить, чтобы помочь ребенку развить самомотивацию и увлечься обучением.

Как только вы освоите эту научно обоснованную стратегию, мотивировать вашего ребенка станет легко и без стресса.

50 примеров ободряющих слов для детей

Ниже приведен список ободряющих слов и положительных примеров похвалы, которые можно использовать в обычных случаях.

Ободряющие и вдохновляющие слова

Поздравляем! Вы очень много работали для этого.

Вы активно решили эту проблему и добились успеха.

Гордись собой.

Ваши усилия имеют огромное значение.

Очень креативные идеи.

Вы нашли прекрасное решение.

Ваше уникальное решение помогло ответить на этот вопрос.

Я вижу, что вы очень усердно работали, собирая их вместе.

Ты был так осторожен, когда складывал блоки и смотрел, какая у них высота.

У вас была потрясающая концентрация, когда вы работали над этим проектом.

Слова поддержки для принятия правильных решений

Это очень щедрый поступок.

Вы очень заботливы.

Ты такой хороший друг.

Вы сказали такие добрые слова.

Спасибо, что подумали о сестре.

Ты меняешь ситуацию.

Вы дали очень хороший совет своему другу.

Мне нравится твое уникальное чувство стиля.

У тебя такое доброе сердце.

Ваше сострадание к другим прекрасно.

Мне нравится, как ты включил в игру своих новых друзей.

Ваши идеи очень уместны.

Слова поддержки в трудные времена

Речь идет о том, как много вы узнали, а не о том, сколько вы выиграли.

Вы весело провели время! Победа – это не цель.

Вы так многому научились и сможете использовать эти знания для улучшения своих навыков.

Я люблю тебя таким, какой ты есть.

Не сдаваться и продолжать практиковаться каждый день — ваши лучшие качества.

Победа или поражение не определяют, кто вы. Вы делаете.

В школу ходят учиться, а не просто хорошо сдавать тесты.

У вас есть куда расти, если вы не сдаетесь.

Верь в себя.

Слова, чтобы поблагодарить ребенка или похвалить ребенка

Спасибо, что сказали это. Это так много значит для меня.

Вы не представляете, как много это значит для меня.

Вы так щедры.

Это было очень самоотверженно с твоей стороны.

Вы были так добры к этому малышу.

Спасибо за то, что ты такой замечательный помощник.

Вы сделали мой день.

Ваша помощь позволила нам закончить это быстро.

Самоотверженность, которую вы там продемонстрировали, достойна восхищения.

Этой маленькой девочке так повезло, что ты ее друг.

Какой вы щедрый человек!


Ссылки

  1. 1.

    Henderlong J, Lepper MR. Влияние похвалы на внутреннюю мотивацию детей: обзор и синтез. Психологический бюллетень . 2002: 774-795. дои: 10.1037/0033-2909.128.5.774

  2. 2.

    Smith RE, Smoll FL. Самоуважение и реакция детей на поведение юношеских спортивных тренеров: полевое исследование процессов самосовершенствования. Психология развития . 1990:987-993. дои: 10.1037/0012-1649.26.6.987

  3. 3.

    Готфрид А.Э., Флеминг Дж.С., Готфрид А.В. Роль родительских мотивационных практик в внутренней академической мотивации и достижениях детей. Журнал педагогической психологии . 1994: 104-113. дои: 10.1037/0022-0663.86.1.104

  4. 4.

    Waters LE, Loton D, Jach HK. Предсказывает ли воспитание, основанное на силе, академическую успеваемость? Опосредующие эффекты настойчивости и вовлеченности. Жеребец счастья J . Май 2018: 11:21-11:40. дои: 10.1007/s10902-018-9983-1

  5. 5.

    Мел К., Бизо Л.А. Конкретная похвала улучшает поведение при выполнении задания и удовольствие от счета: исследование учеников четвертого класса, участвующих в уроке счета. Педагогическая психология на практике . Декабрь 2004 г.: 335–351. дои: 10.1080/0266736042000314277

  6. 6.

    Грэм С. Обзор теории атрибуции в контексте достижений. Educ Psychol Rev . Март 1991: 5-39. дои: 10.1007/bf01323661

  7. 7.

    Diener CI, Dweck CS. Анализ выученной беспомощности: II. Обработка успеха. Журнал личности и социальной психологии . 1980:940-952. дои: 10.1037/0022-3514.39.5.940

  8. 8.

    Мюллер К.М., Двек К.С. Похвала за интеллект может подорвать мотивацию и успеваемость детей. Журнал личности и социальной психологии . 1998:33-52. дои: 10.1037/0022-3514.75.1.33

  9. 9.

    Diener CI, Dweck CS. Анализ выученной беспомощности: непрерывные изменения в производительности, стратегии и достижениях после неудачи. Журнал личности и социальной психологии . 1978: 451-462. дои: 10.1037/0022-3514.36.5.451

  10. 10.

    Эллиотт Э.С., Двек К.С. Цели: подход к мотивации и достижения. Журнал личности и социальной психологии . 1988: 5-12. дои: 10.1037/0022-3514.54.1.5

  11. 11.

    Каминьс М.Л., Двек С.С. Человек против процесса похвалы и критики: последствия для условной самооценки и преодоления трудностей. Психология развития . 1999:835-847. дои: 10.1037/0012-1649.35.3.835

  12. 12.

    Гундерсон Э.А., Сорхаген Н.С., Грипшовер С.Дж., Двек К.С., Голдин-Медоу С., Левин С.К. Родительская похвала малышей предсказывает академические успехи в четвертом классе через постепенный образ мышления детей. Психология развития . Март 2018 г.: 397–409. дои: 10.1037/dev0000444

  13. 13.

    Томпсон Т. Нужно ли обучать учителей тому, как хвалить? Теория самооценки говорит, что да. Обучение и инструкция . Март 1997: 49-63. doi: 10.1016/s0959-4752(96)80730-4

  14. 14.

    Крокер Дж., Найт К.М. Непредвиденные обстоятельства самооценки. Curr Dir Psychol Sci . Август 2005 г.: 200-203. doi:10.1111/j.0963-7214.2005.00364.x

  15. 15.

    Haslam SA, Reicher StephenD. Оспаривание «природы» конформизма: что на самом деле показывают исследования Милгрэма и Зимбардо. ПЛОС Биол . Ноябрь 2012 г.: e1001426. doi:10.1371/journal.pbio.1001426

  16. 16.

    Деси Э.Л., Драйвер Р.Э., Хотчкисс Л., Роббинс Р.Дж., Уилсон И.М. Отношение контролирующих вокализаций матерей к внутренней мотивации детей. Журнал экспериментальной детской психологии . Апрель 1993 г.: 151–162. doi:10.1006/jecp.1993.1008

  17. 17.

    Кернис М.Х., Браун А.С., Броди Г.Х. Хрупкая самооценка у детей и ее связи с воспринимаемыми моделями общения родителей и детей. Журнал Личности . Апрель 2000 г.: 225–252. дои: 10.1111/1467-6494.00096

  18. 18.

    Каст А., Коннор К. Половые и возрастные различия в реакции на информационную и контролирующую обратную связь. Бюллетень психологической помощи . Сентябрь 1988 г .: 514–523. дои: 10.1177/0146167288143010

  19. 19.

    Вебстер Дж. М., Дювалл Дж., Гейнс Л., Смит Р. Роль информации о похвале и социальном сравнении в переживании гордости. J социальной психологии . Апрель 2003: 209-232. дои: 10.1080/00224540309598441

  20. 20.

    Гейнс Л.М., Дюваль Дж., Вебстер Дж.М., Смит Р.Х. Хорошее самочувствие после похвалы за успешное выступление: важность информации о социальном сравнении. Я и личность . Октябрь 2005 г.: 373–389. дои: 10.1080/15298860500280223

  21. 21.

    Дейкстра П., Кайпер Х., ван дер Верф Г., Буунк А.П., ван дер Зее Ю.Г. Социальное сравнение в классе: обзор. Обзор образовательных исследований . Декабрь 2008 г .: 828–879. дои: 10.3102/0034654308321210

  22. 22.

    Зейднер М., Шлейер Э.Дж. Эффект большой рыбы-маленького пруда для академической самооценки, тревожности перед экзаменами и школьных оценок у одаренных детей. Современная педагогическая психология . Октябрь 1999 г .: 305–329. doi:10.1006/ceps.1998.0985

  23. 23.

    Корпус Дж.Х., Огле К.М., Лав-Гейгер К.Е. Влияние социального сравнения и похвалы за мастерство на внутреннюю мотивацию детей. Мотив Эмот . август 2006 г .: 333–343. дои: 10.1007/s11031-006-9039-4

  24. 24.

    Бруммельман Э., Нелеманс С.А., Томас С., Оробио де Кастро Б. Когда похвала родителей раздувается, самооценка детей падает. Ребенок Дев . Август 2017: 1799-1809. дои: 10.1111/cdev.12936

  25. 25.

    Браммельман Э., Крокер Дж., Бушман Б.Дж. Парадокс похвалы: когда и почему похвала имеет неприятные последствия у детей с низкой самооценкой. Перспектива детского разработчика . Март 2016 г.: 111-115. doi:10.1111/cdep.12171

  26. 26.

    Бруммельман Э., Томас С., Седикидес С. Отделение нарциссизма от самооценки. Curr Dir Psychol Sci . Февраль 2016: 8-13. дои: 10.1177/0963721415619737

О Памеле Ли

Памела Ли — автор, основатель и главный редактор Parenting For Brain. Она имеет образование в области электротехники (MS, Стэнфордский университет) и управления бизнесом (MBA, Гарвардский университет). Узнать больше

Просмотреть все сообщения Памелы Ли | Веб-сайт

20 простых и полезных способов похвалить детей и повысить самооценку

ПОДЕЛИТЬСЯ ЭТОЙ СТАТЬЕЙ:

Все мы знаем, что хвалить детей очень важно, но не всегда легко придумать свежие и новые способы сделать это или найти другие слова для похвалы. Существуют способы выражения одобрения поведения ребенка, усиливающие его эмоциональное развитие.

Эти 20 простых идей помогут повысить самооценку вашего ребенка и заставят его чувствовать себя хорошо. Попробуйте некоторые из этих фраз сегодня, если вы ищете способы повысить самооценку вашего ребенка. Ознакомьтесь с этими простыми и практичными советами «как похвалить»!

Похвалить ребенка — это отличный способ показать ему, что вы его любите и цените, и что вы можете помочь ему почувствовать себя лучше. Так что вызовите улыбку на их лицах с помощью этих уникальных способов похвалы. Похлопать их по плечу — это нормально — дети этого заслуживают!

При этом я никогда не был сторонником «похвалы» ради похвалы, чтобы укрепить уверенность ребенка в себе, не связывая ее с искренними, честными усилиями. Однако нет никаких сомнений в том, что словесная похвала ребенка может иметь большое значение.

Однако со временем я понял, что есть место для похвалы, если она относится к задаче и сосредоточена на усилиях ребенка.

Спустя годы я понял, что похвала имеет место в определенном контексте. Я не вознаграждаю, но буду навязывать моменты хорошего поведения.

Вот двадцать хвалебных фраз , которые помогают мне каждый день.

Наука, стоящая за похвалой

Все мы знаем силу похвалы. Несколько правильно подобранных слов могут повысить чью-то уверенность, украсить их день или даже вдохновить на великие дела. Но какая наука стоит за похвалой?

Недавние исследования показали, что похвала может быть эффективным инструментом для поощрения позитивного поведения и мотивации. Одно исследование показало, что похвала может помочь детям выстоять перед лицом сложных задач. Похвала также улучшила успеваемость взрослых, особенно когда дается конкретное и соответствующее поведение.

Так почему похвала работает? Одна из теорий состоит в том, что признание помогает людям чувствовать себя компетентными и способными. Когда мы чувствуем себя компетентными, мы с большей вероятностью беремся за сложные задачи и упорно сталкиваемся с неудачами.

Другая теория состоит в том, что похвала активирует центры вознаграждения в мозгу, давая нам чувство удовольствия, которое побуждает нас повторять действия, которые в первую очередь принесли нам признание.

Какой бы ни была причина, похвала, несомненно, является мощным инструментом для поощрения позитивного поведения. В следующий раз, когда вы захотите подбодрить кого-то, похвалите его несколькими словами — возможно, вы будете удивлены тем, насколько это меняет дело.

Надеюсь, этот список ободряющих слов и фраз пригодится вам в повседневной жизни. Найти способы похвалить ребенка не всегда легко, если вы хотите, чтобы ребенок сосредоточился на усилиях, а не на результате.

20 способов похвалить

  1. Мне нравится смотреть, как вы строите из лего.
  2. Мне нравится слушать, как ты рассказываешь истории.
  3. Вау! Эта башня высока!
  4. Я люблю тебя.
  5. Я так горжусь тобой. Вы так много работали.
  6. Ты такой сосредоточенный.
  7. Вы много работаете.
  8. Я так впечатлен вашей работой.
  9. Вы так усердно работали и стали лучше.
  10. Твоя улыбка самая лучшая.
  1. Удивительно. Я так горд тобой!
  2. Как артистично!
  3. Да! Ты получил это!
  4. Я ценю, как красиво ты надела пальто, прежде чем мы пошли в школу.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *