Негосударственное общеобразовательное учреждение Средняя общеобразовательная школа

Слово глубину разобрать по составу: Страница не найдена

Содержание

Урок 66. состав слова — Русский язык — 4 класс

«Русский язык» для «4» класса

Урок № 66 «Состав слова»

На уроке Вы вспомните:

  1. Алгоритм разбора слов по составу;
  2. Как проводить разбор слов по составу;
  3. Как составлять модели разбора слова по составу.

Основные термины и понятия:

Морфемный разбор – это разбор слова по составу или разбор слова на морфемы.

Всего в русском языке 4 морфемы.

Приставка, корень, суффикс и окончание.

Если Вы сомневаетесь, правильно ли Вы разобрали слово по составу, следует обратиться к словообразовательному словарю.

Корень – это общая часть родственных слов.

Приставка – это часть слова, которая стоит перед корнем и служит для образования новых слов.

Суффикс – это часть слова, которая стоит после корня и служит для образования новых слов.

Окончание – это часть слова, которая стоит в конце слова и служит для связи слов в предложении.

Основная и дополнительная литература:

* Канакина В. П., Горецкий В. Г. Русский язык. 4 класс: учеб. для общеобразоват. организаций. В 2 ч. Ч. 1 — М.: Просвещение, 2018. – 51 с.

* Канакина В. П. Русский язык. Рабочая тетрадь. 4 класс. В 2 ч. Ч. 1. — М.: Просвещение, 2018.

* Канакина В. П. Русский язык. Рабочая тетрадь. 4 класс. В 2 ч. Ч. 2. — М.: Просвещение, 2018.

* Канакина В. П. и др. Русский язык. 4 класс. Электронное приложение. — М.: Просвещение, 2011.

Теоретический материал:

Морфемный разбор – это разбор слова по составу или разбор слова на морфемы.

Какие бывают морфемы?

Всего в русском языке 4 морфемы.

Приставка, корень, суффикс и окончание.

Корень – это общая часть родственных слов.

Приставка – это часть слова, которая стоит перед корнем и служит для образования новых слов.

Суффикс – это часть слова, которая стоит после корня и служит для образования новых слов.

Окончание – это часть слова, которая стоит в конце слова и служит для связи слов в предложении.

Посмотрим на слово

Ёжики

выделяем три морфемы.

Каждая морфема имеет значение:

Корень ёж — означает животное

Суффикс -ик – показывает, что речь идет о маленьком ёжике

Окончание –и указывает на множественное число имени существительного (ёжиков много, а не один).

Теперь мы знаем, почему морфему называют значимой частью слова.

А как же разобрать слово по составу?

Для начала определи, к какой части речи относится слово.

Затем найди окончание и обведи его рамочкой;

Выдели часть слова без окончания — ̢_______̡. Это основа слова;

Найди корень и выдели дугой;

Найди приставку и обозначь ее значком     

Найди суффикс и отметь его значком 

Если Вы сомневаетесь, правильно ли Вы разобрали слово по составу, следует обратиться к помощнику. К словообразовательному словарю.

Словообразовательный словарь – словарь, который показывает членение слов на составляющие их морфемы, словообразовательную структуру слова. Слова в словообразовательных словарях приводятся с расчленением на морфемы и с ударением.

Упражнение 1.

Впишите подходящие слова к моделям.

Газета, пробежка, верхушка, шутка, обучение, база, бумага, переносица, глубина.

Упражнение 2.

Разгадайте кроссворд.

  1. Часть слова, которая стоит перед корнем и служит для образования новых слов.

2. Часть слова без окончания

3. Общая часть родственных слов.

4. Часть слова, которая стоит в конце слова и служит для связи слов в предложении.

5. Часть слова, которая стоит после корня и служит для образования новых слов.

Упражнение 3.

Перепишите и разберите слова по составу.

Беготня, предгрозовой, дремота.

Упражнение 4.

Может ли слово существовать без корня?

А) Нет

Б) Да

Упражнение 5.

Спишите. Разберите по составу имена прилагательные. Рядом с ними напишите подходящие имена существительные.

Пример.

Аленький ______

Белый _____

Красивый ______

Смелый ________

Добрый _______

«Гүн», «гүн» гэсэн үгсийг хэрхэн яаж гаргах вэ?

«Гүн», «гүн» гэсэн үгсийг хэрхэн яаж гаргах вэ?

  • Нэг удаа гүнзгий хамгийн цэвэр устай худаг одоо элсээр хучигдсан байв.

    —Гүн үндэс — — төгсгөл; гүн бол үндэс суурь юм. Гүн суваг усаар үерт автсан байв.

    —Гүнзгий үндэс язгуур;

    —Онк — дагавар;

    -Тэгвэл төгсгөл;

    —Гүн гүнзгий — энэ бол суурь юм.

  • Гүн ба Гүн гэсэн хоёр нэр томъёо нь Гүн эсвэл Гүн гэсэн үгнээс үүссэн тул нэг үндэстэй үгс юм. Бусад уялдаа холбоо бүхий үгс нь гүнзгийрэх, гүнзгийрүүлэх, гүнзгий байх болно. үгсийн үндэс нь ГҮН- байх болно. Эхний тэмдэгтээс -II: Deep-Deep, дагавар -OK- гэсэн төгсгөлийг олдог. Glubokonky adjective дээр бид өөр нэг дагавар -OnK- мөн ижил эрэгтэй төгсгөлтэй -J.

    Бид авах:

    DEEP-OK-IY (root-suffix-ending), ГҮН- гэдэг үгийн иш.

    DEEP-OK-ONK-IY (root-suffix-suffix-ending), ГҮН-НЭГ гэдэг үгийн үндэс.

  • Үг гүнзгий ерөнхий харьяаллын дагуу өөрчлөгдөнө:

    гүн усан сан, гүн нуур, гүн нүх.

    Энэхүү хэлбэржүүлэлт нь төгсгөлийн төгсгөлийг тодруулах эрхийг өгдөг бөгөөд үүнийг суурь хэсэгт гүнзгий оруулаагүй болно. Adjective quot; гүн ишлэл; гарал үүсэл нь маш эртний юм. Түүний найрлагад үндэс ба угсаатны дагавар -ok хамт өсч, мөн quot; broadquot; quot; highquot гэсэн үгсэд хамт өссөн тул энэ нэр томъёоны морфемийн найрлага дараах байдалтай байна.

    гүн / с — үндэс / төгсгөл.

    Үг гүн Үүсгэх ишний таслал бүхий тэг дагавар ашиглан үүнээс үүссэн:

    гүн — гүн.

    Deep-O_ — root / тэг дагавар / тэг төгсгөл.

    Онцлог гүн Quot; deepquot; гэсэн үгнээс бага утгатай энхрий утгатай -onk- дагаварын тусламжтайгаар үүссэн. Түүний морфемийн найрлага нь дараах байдалтай байна.

    deep-onk-iy — үндэс / дагавар / төгсгөл.

  • Гүн, гүн — хоёр дахь үг нь маш сонирхолтой, ховор байдаг. Гүн — бид гүн, гүн, гүн гэсэн ганц үгийг сонгодог. Root — deep — эрэгтэй шинж чанар гэсэн үгийн төгсгөл, Deep — deep гэдэг нь энэ үгийн үндэс юм. onk бол багасгагч энхрий дагавар, iy нь төгсгөл юм.

  • Үг quot; гүн / гүн ишлэл; гэсэн асуултанд хариулдаг — энэ юу вэ, энэ нь эрэмбэ гэсэн үг юм.

    Зохиолын нэр томъёо дээр анализ хийж үзье.

    гүн:

    • угтвар: байхгүй байна;
    • эх үг: гүн;
    • дагавар: Ок;
    • дуусах: би;
    • үндсэн үг: гүн.

    гүн:

    • угтвар: байхгүй байна;
    • эх үг: гүн;
    • дагавар: за, за;
    • дуусах: би;
    • үндсэн үг: гүнзгий.
  • Гэсэн үг; DEEPquot;:

    Root — ишлэл; ГҮН; (туршилтын үг нь гүн юм).

    Дагавар — ишлэл; OKquot; (туршилтын үг гүнзгий байна).

    Төгсгөл нь quot; IYquot;.

    Үгийн үндэс нь төгсгөлгүй үгийн хэсэг юм — quot; DEEPquot;.

    Гэсэн үг; ГҮНД АВНА;

    Root — ишлэл; ГҮН; (туршилтын үг нь гүн юм).

    Эхний дагавар нь quot; OKquot; (туршилтын үг гүнзгий байна).

    Хоёрдахь дагавар нь quot; ONKquot; (гүнзгий).

    Төгсгөл нь quot; IYquot;.

    Үгийн суурь нь төгсгөлгүй үгийн хэсэг юм — quot; DEEP QUOT;.

  • Всероссийская проверочная работа по русскому языку, 6 класс.

    Вариант 6

    Всероссийская проверочная работа по русскому языку 6 класс Вариант 6 Выполнила: Горбачёва Марина Юрьевна, учитель русского языка и литературы МБОУ СОШ №154 г. Екатеринбурга

    1 Перепишите текст, раскрывая скобки, вставляя, где это необходимо, пропущенные буквы и знаки препинания Мы подошли к л..сной опушк.. и св..рнули в глубину древесной зар..сли.(4) Как тихо и спокойно кругом! Опавшие листья ш..лестят под ногами и ярко выступают на (тёмно)зелёных моховых кочках. Среди пор..девшей л..ствы (не)увид..те мелких птич..к (не)услыш..те их звонких голосов. Многие из пернатых уже п..кинули места своих летн..х гнездовий. Сначала и(с,з)чезают те птиц.., которые в..сной показываются поз..нее других. Это стриж.., иволги и сизоворонки. Обычно они(3) ул..тают из средней п..лосы в сер..дине августа. Естественно возника..т вопрос: почему ул..тают птиц..? Долгое время предпол..гали что суровые зимн..е х..л..да заставляют наш..х пернатых спасат..ся в тёплых странах.

    Но пр..чина в другом. С наступлением з..мы ум..ньшает..ся количество корма. (Не)достаток пищи заставляет птиц свершать осе(н,нн)ие п..релёты

    2 Выполните обозначенные цифрами в тексте к заданию 1 языковые разборы. (2) – морфемный разбор (по составу) (3) – морфологический разбор (слова как часть речи) (4) – синтаксический разбор

    3 В выделенном предложении найдите слово, в котором не совпадает количество букв и звуков, выпишите это слово. Объясните причину данного несовпадения. 3 В выделенном предложении найдите слово, в котором не совпадает количество букв и звуков, выпишите это слово. Объясните причину данного несовпадения. 4 Поставьте знак ударения в следующих словах. Ворота, позвонит, километр, щавель.

    5 Над каждым словом напишите, какой частью речи оно является. На пруду стояли три деревянных домика для зимовки птиц. 6 Найдите и исправьте ошибку(ошибки в образовании формы слова. Запишите правильный вариант формы слова (слова). 1)Двое учениц 2)Красивое Сочи 3)Свыше четырёхсот человек 4)Лучше всех

    7 Выпишите предложение, в котором необходимо поставить тире. (Знаки препинания не расставлены) Напишите, на каком основании вы сделали выбор. 1)Высокие окна распахнуты настежь. 2)Рассказ очень интересный. 3)Колибри самая маленькая птичка на земле. 4)Цветы и травы покрывают зелёный холм.

    8 Выпишите предложение, в котором необходимо поставить одну запятую. (Знаки препинания не расставлены.) Напишите, на каком основании вы сделали свой выбор. 1)Мрачен свод небес и тучи безмолвно пробегают одна за другой. 2)Спи дитя моё усни! 3)На  крышах домов дымились трубы а на небе появлялись звёзды луна. 4)Расскажите птицы что манит вас ввысь?

    Прочитайте текст и выполните задания 8-12 (1)В солнечный день поздней осени я и два моих друга, учитель и садовник, долго гуляли по аллеям фруктового сада. (2)Деревья вокруг нас гнулись под тяжестью плодов. (3)Мы угощали друг друга сочными яблоками. (4)Яблоки были и крупные, и малюсенькие, но хвалили мы их без конца. —  (5)Хорошо, что у деревьев короткая память, — сказал я. (6)Друзья переглянулись. —  (7)Память? У деревьев? —  (8)Подумайте, ещё и года не прошло с тех пор, как сняли всё, что яблони родили, а они с удивительным легкомыслием расцвели опять, налились соками, и вот мы снова наслаждаемся их урожаем.

    (9)Разве не коротка у них памятъ? А? (9)Разве не коротка у них памятъ? А? —  (10)Ошибаешься, друг, — перебил мои размышления учитель. — (11)У деревьев, наоборот, отличная память. (13)Они расцветают именно потому, что помнят радость прежних лет, радость созревания, сладкую ношу плодов. (14)Что может сравниться с этими счастливыми воспоминаниями! —  (15)Ты тоже не прав, — сказал садовник, — вы оба не правы. (16)Не потому цветёт дерево, что оно не помнит прежних обид, и не потому цветёт оно, что любит сладкие воспоминания. (17)Оно цветёт потому, что живёт, а жить — значит постоянно обновляться, постоянно плодоносить, постоянно дарить свои плоды с открытым сердцем и щедрой рукой.

    9 Определите и запишите основную мысль текста. 10 Составьте и запишите план текста из трёх пунктов.

    11 Почему, по мнению автора текста, цветет дерево? 12 Определите и запишите лексическое значение слова «сняли» из предложения 8 . Подберите и запишите предложение, в котором данное многозначное слово употреблялось бы в другом значении.

    13 Определите стилистическую принадлежность слова «малюсенькие» из предложения 8, запишите. Подберите и запишите синоним (синонимы) к этому слову. 13 Определите стилистическую принадлежность слова «малюсенькие» из предложения 8, запишите. Подберите и запишите синоним (синонимы) к этому слову. 14 Объясните значение фразеологизма  «бить баклуши», запишите. Используя не менее двух предложений, опишите ситуацию, в которой будет уместно употребление этого фразеологизма. Включите фразеологизм в одно из предложений.

    Ответы: Мы подошли к лесной опушке и свернули в глубину древесной заросли. Как тихо и спокойно кругом! Опавшие листья шелестят под ногами и ярко выступают на тёмно-зелёных моховых кочках.

    Среди поредевшей листвы не увидите мелких птичек, не услышите их звонких голосов. Многие из пернатых уже покинули места своих летних гнездовий. Сначала исчезают те птицы, которые весной показываются позднее других. Это стрижи, иволги и сизоворонки. Обычно они улетают из средней полосы в середине августа. Естественно возникает вопрос: почему улетают птицы? Долгое время предполагали, что суровые зимние холода заставляют наших пернатых спасаться в тёплых странах. Но причина в другом. С наступлением зимы уменьшается количество корма. Недостаток пищи заставляет птиц совершать осенние перелёты.

    Морфемный разбор Улетают. улетают ← летают (приставочный способ)

    Морфологический разбор Они. 1.Они — местоимение. 2.Пост. — личн.; 3 л., мн. ч., непост. — в им.п. 3.В предложении является подлежащим.

    Синтаксический разбор Мы подошли к лесной опушке и свернули в глубину древесной заросли. Предложение   повествовательное,   невосклицательное,   простое,   распространённое, с однородными сказуемыми. Грамматическая основа: мы — подлежащее, выражено местоимением, подошли и свернули — однородные сказуемые, выражены глаголами. Второстепенные члены предложения: (подошли) к опушке — дополнение (обстоятельство), выражено именем существительным; (опушке) лесной- определение, выражено именем прилагательным; (свернули) в глубину — обстоятельство, выражено именем существительным; (глубину) заросли - дополнение, выражено именем существительным; (заросли) древесной — определение, выражено именем прилагательным.

    3  улетают; 3  улетают; В слове 7 букв, 8 звуков. Буква ’ю’ обозначает два звука после гласного — [й’] и [у]. 4 Воро́та, позвони́т, киломе́тр, щаве́ль. 5 На(пред.) пруду(сущ.) стояли(гл.) три(числ.) Деревянных(прил.) домика(сущ.) для(пред.) Зимовки(сущ.) птиц(сущ.). 

    6 Две ученицы, красивый Сочи. 6 Две ученицы, красивый Сочи. 7  Колибри — самая маленькая птичка на земле. В этом предложении подлежащее и сказуемое выражены именем существительным в им. п. ИЛИ  сущ., им.п.   сущ., им.п.     Коллибри — самая маленькая птичка на земле.  

    8 Мрачен свод небес, и тучи безмолвно 8 Мрачен свод небес, и тучи безмолвно пробегают одна за другой. Это сложное предложение. 9 Жить — значит постоянно обновляться, приносить и дарить свои плоды

    10 1.  Прогулка по саду. 10 1.  Прогулка по саду. 2.  Спор друзей. 3.  Ответ садовника друзьям. 11 Дерево цветёт потому, что живёт. 12 Сняли — собрали. Скоро мы стали собираться в отпуск. С верхней полки сняли чемодан.

    13 Стилистическая принадлежность: 13 Стилистическая принадлежность: Малюсенький — разговорное. Синоним: Малюсенький — крохотный, маленький. 14 фразеологизм: Бить баклуши- бездельничать. Я люблю русскую народную сказку «По щучьему велению». Главный герой её — простачок Емеля. Он долго лежал на печи и бил баклуши.

    Контрольный диктант в 10 классе № 5 | Сборник диктантов по Русскому языку в 10 классе с русским языком обучения

    Контрольный диктант в 10 классе № 5