Негосударственное общеобразовательное учреждение Средняя общеобразовательная школа

Смоделируйте ситуацию иллюстрирующую позитивное отклоняющееся поведение приведите три примера: Смоделируйте конкретную ситуацию, иллюстрирующую негативное отклоняющееся поведение. Приведите три примера неформальных негативных санкций, возможных в…

Содержание

Отклоняющееся поведение и его типы

Похожие презентации:

Создание сети центров по подбору гувернеров пенсионного возраста «Бюро бабушкиных услуг»

Вербальные и невербальные средства общения

Готы (субкультура)

Демографическая проблема

Эмо

Вейп и его влияние на здоровье

Кто такие волонтеры

Конфликты. Понятие конфликта

Социальная сущность человека

Национальная идея и демократическое развитие

3.11. Отклоняющееся
поведение и его типы
Девиантное (отклоняющееся) поведение — это социальное
поведение, не соответствующее имеющейся норме или набору
норм, принятых значительной частью людей в группе или
сообществе.
Делинквентное поведение (преступное поведение) — нарушение
норм, попадающие под категорию противоправного деяния
(Кудина, Рыбакова, Пушкарева — обществознание за 10-11 классы,
2020 г.)
!!!
Девиантное поведение — поведение,
отклоняющееся в большей степени
от культурных норм, а вот

делинквентное — это поведение
противоправное
Виды девиантного поведения
Позитивное
Негативное
героизм, сверхтрудоголие
алкоголизм, наркомания,
аморальные поступки,
грубость, хамство
Причины девиантного поведения:
● индивидуальные (нервно-психические заболевания человека,
особенности характера и восприятия мира, недостатки
воспитания, условия жизни человека)
● социально-психологические (негативные отношения с
социальным окружением, влияние ближайшего социального
окружения)
● макросоциальные (политические, экономические, духовные
проблемы общества, влекущие за собой массовые проявления
отклоняющегося поведения)
ПРАКТИЧЕСКАЯ
ЧАСТЬ
Ниже приведён перечень терминов. Все они, за исключением двух, относятся к понятию «девиантное поведение». Найдите два термина, «выпадающих» из общего ряда, и запишите в ответ цифры, под которыми они указаны.
1) правонарушение
2) отклонение
3) социальный статус
4) проступок
5) мобильность
6) преступление
35
Выберите верные суждения об отклоняющемся поведении и запишите
цифры, под которыми они указаны.
1) Нервно-психические заболевания человека, задержка его психического и физического развития являются одной из причин отклоняющегося поведения.
2) Примером позитивного отклоняющегося поведения является занятие
благотворительностью.
3) Снижение уровня экономического развития не связано с увеличением числа лиц с отклоняющимся поведением.
4) Распад существующей системы социальных ценностей и норм, регулирующих жизнедеятельность людей, вызывает девиантное поведение.
5) Основными формами девиантного поведения являются: пьянство,
наркомания, преступность.
1245
Выберите верные суждения об отклоняющемся поведении и запишите
цифры, под которыми они указаны.

1. Отклоняющееся поведение подразумевает отклонение от
общепринятых норм.
2. Отклоняющееся поведение в любых случаях пресекается
государственными органами правопорядка.
3. Отклоняющееся поведение может быть проявлением недостатков
социализации.
4. Отклоняющееся поведение может быть только негативным.
5. Отклоняющееся поведение может иметь как коллективный, так и
индивидуальный характер.
135
Установите соответствие
ПРИМЕРЫ
A) молодой человек собирает коллекцию старинных дверных замков, в его коллекции уже более 300 экземпляров
Б) предприниматель Н. открыл в своём родном городе музей крестьянских промыслов, в котором в свободное от бизнеса время проводит экскурсии для посетителей
B) футбольный болельщик во время матча выстрелом петарды нанёс травму вратарю команды-соперника
Г) граждане Н. и П., отмечая уход в отпуск, злоупотребили алкоголем и устроили
драку на своём рабочем месте
Д) 12-летняя М. выиграла международный конкурс исполнителей оперы и начала
выступать в местном театре
Е) 16-летнего гражданина П. после победы на международной олимпиаде по математике зачислили на механико-математический факультет МГУ
ВИДЫ ОТКЛОНЯЮЩЕГОСЯ ПОВЕДЕНИЯ
1) позитивное
2) негативное
112211
С опорой на обществоведческие знания и личный социальный опыт
смоделируйте конкретную ситуацию, иллюстрирующую позитивное
отклоняющееся поведение. Приведите три примера формальных
позитивных санкций, возможных в этом случае.
1)
модель ситуации, допустим:
К., сотрудник отдела рекламы крупной фирмы, занимающейся
продажей недвижимости, использовал нетрадиционный стиль одежды
для привлечения клиентов, благодаря этому за короткий срок
значительно увеличился объём продаж.
2)
три примера санкций, допустим: руководство фирмы одобрило
его новаторство и

К. выписали премию;

К. вручили грамоту;

К. была предложена новая должность с перспективой карьерного
роста.
Составить план на тему: “Отклоняющееся поведение личности”
“Отклоняющееся поведение личности”
1. Что такое отклоняющееся поведение
2. Причины отклоняющегося поведения:
a. индивидуальные (биологические, условия жизни, особенности характера,
недостатки воспитания)
b. социально-психологические (негативное влияние социального окружения)
c. макросоциальные (экономические, политические, духовные проблемы в
обществе)
3. Виды отклоняющегося поведения:
a. позитивное
b. негативное
4. Виды негативного отклоняющегося поведения:
a. алкоголизм
b. наркомания
c. хамство, грубость
d. попрошайничество
5. Позитивное отклоняющееся поведение как фактор общественного прогресса

English     Русский Правила

В8. Найдите понятие, которое является обобщающим для всех остальных понятий представленного ниже ряда, и запишите цифру, под которой оно указано

1) Похвала; 2) благодарность; 3) санкция; 4) почётная грамота; 5) премия; 6) выговор; 7) бойкот

№1. Раскройте на двух примерах теоретическое положение о сущности творческой деятельности.

теоретическое положение о сущности творческой деятельности как деятельности, создающей нечто качественно новое

№2. Статья 7 Конституции РФ указывает: «Россия — социальное государство». Проиллюстрируйте тремя примерами социальные права граждан РФ.

 

№ 3. Приведите любые три примера воздействия различных социальных институтов на процесс социализации личности.

 

№4. С помощью трех примеров проиллюстрируйте взаимосвязь глобальных проблем современности.

 

№5. С помощью примеров проиллюстрируйте каждую из трех разновидностей социальных норм: традицию, обычай, церемонию.

 

№ 6. Назовите две тенденции в развитии современных межнациональных отношений и проиллюстрируйте примером каждую из них.

 

№7. Покажите на трех примерах тесную связь общества и природы.

 

№ 8. С помощью трех примеров проиллюстрируйте взаимовлияние народной, массовой и элитарной культуры.

 

№ 9. В статье 7 Конституции РФ закреплено: «Российская Федерация — социальное государство».

 

№ 10. Покажите с помощью трех примеров многообразие критериев выделения социальных групп. В каждом случае укажите критерий и приведите к нему конкретный пример.

 

№ 11. Приведите три проявления роли средств массовой коммуникации в современном обществе и раскройте каждое из них на примере.

 

№ 12. В чем выражается взаимосвязь социальных статусов и ролей. Покажите ее на конкретных примерах.

№ 13. Приведите три примера взаимосвязи глобальных проблем современности.

 

№ 14. Раскройте на примере изучения любого школьного предмета три основные характеристики учения как вида деятельности.

 

№15. По мнению учёных, семья наряду с другими функциями выполняет функцию поддержки физического здоровья родителей и детей. Назовите и проиллюстрируйте примерами три проявления этой функции.

№ 16. Проиллюстрируйте тремя примерами взаимосвязь проблем, связанных с увеличением разрыва между развитыми странами и странами «третьего мира», с проблемой предотвращения новой мировой войны.

 

№17. Назовите два проявления социальной функции науки и приведите два примера её осуществления.

№18. С опорой на обществоведческие знания и личный социальный опыт смоделируйте конкретную ситуацию, иллюстрирующую позитивное отклоняющееся поведение. Приведите три примера формальных позитивных санкций, возможных в этом случае.

 

№19. В обществе действуют различные социальные нормы, среди которых традиции, церемонии, корпоративные нормы (деловые обыкновения). Каждый из названных в задании типов социальных норм проиллюстрируйте конкретным примером. (Укажите сначала тип нормы, а затем пример).

№ 20. Приведите три примера технического прогресса в современном обществе.

 

№ 21. Из курса обществознания вам известно понятие противоречивости общественного прогресса.

ОБЩЕСТВО. С7(1)

К какой тенденции развития межнациональных отношений можно отнести проведение международного фестиваля молодежи? Приведите любые два других примера этой тенденции развития межнациональных отношений.

 

К какой форме культуры можно отнести балет? Назовите любые три отличительных признака балета, по которым вы это определили.

3.Рассматривая игру как вид деятельности, исследователи характеризуют ее как стихийную, вечно обновляющуюся, изменяющуюся, модернизирующуюся.С опорой на курс обществоведения и социальный опыт приведите три подтверждения изменчивости игры как вида деятельности.

 

4.Доходы печатных средств массовой информации складываются из поступлений от размещения рекламы и реализации тиража. Сегодня первые более чем вдвое превосходят вторые. На телевидении преобладают однотипные развлекательные сериалы, подтвердившие свою коммерческую эффективность.

Какой вывод о связи современных СМИ и массовой культуры вы можете сделать на основе приведенных данных? Поясните этот вывод, приведя не менее двух положений. Приведите еще один пример, подтверждающий сделанный вами вывод.

 

5.Рост населения в развивающихся странах со всей остротой поставил продовольственную проблему. Для ее решения используется экстенсивный путь развития сельского хозяйства — освоение все новых земель. Это ведет к вырубке тропических лесов на больших площадях. Интенсивный путь развития сельскохозяйственного производства, связанный с использованием современной техники, часто недоступен этим государствам в силу их экономической отсталости. Взаимосвязь каких глобальных проблем здесь прослеживается? Укажите три проблемы.

 

6. После окончания технического колледжа молодой человек устроился консультантом в фирму по производству компьютеров. Спустя некоторое время он поступил на курсы повышения квалификации. Изменения произошли и в его личной жизни: он женился на дочери совладельца компании. Завершение учебы на курсах совпало с его назначением главным менеджером предприятия. Иллюстрацией какого социального процесса может служить данный сюжет? Какие факторы сыграли здесь решающую роль? Как они называются в социологии?

В ответе называется процесс: вертикальная восходящая социальная мобильность.

Указаны ее факторы: получение образования, брак с лицом, занимающим более высокий статус.

Дано общее социологическое название этих факторов: каналы («лифты») социальной мобильности.

 

7. Сикхи в Индии, тамилы в Шри-Ланке, баски в Испании выступают за создание собственных государств, и межнациональный конфликт в этих странах вылился в многолетнее кровавое вооруженное противостояние. Что явилось причиной межнациональных конфликтов в этих странах? Назовите любые две иные причины межнациональных конфликтов.

 

8. Умение эффективно действовать в нестандартной ситуации, находить оптимальное решение задачи не заложено у человека, как у животного, в генетической программе, в инстинктах, а обретается в онтогенезе, в процессе деятельности. Назовите любые два вида деятельности, которые способствуют развитию этого умения. Поясните, как им пользоваться в нестандартных ситуациях.

 

9. Отечественный ученый-психолог Б.Г. Ананьев и его последователи утверждали, что личностью является каждый человек, не подвергшийся искусственной изоляции в первые месяцы жизни (как ребенок-Маугли). Разделяете ли Вы данную точку зрения? Приведите три аргумента в обоснование своего мнения.

 

10. Сравните три ситуации:

1) ураганный ветер валит в лесу деревья,

2) животное подрывает корни дерева, чтобы добраться до плодов,

3) лесорубам дано задание с помощью современной техники расчисть делянку.

5 примеров силы несоответствия

Как и все другие формы жизни на Земле, люди представляют собой сумму бесчисленных случайных унаследованных мутаций.

На протяжении сотен тысяч лет отдельные генетические отклонения приводили к положительной адаптации, увеличивая шансы наших предков на выживание и рождение потомства, а также на передачу последующим поколениям.

Полезные приспособления в конечном счете становятся частью того, что нормально; другие, не приносящие пользы, теряются.

И тем не менее в обществе даже положительное отклонение часто рассматривается как нарушение культурных правил и вызывает неодобрение и страх (Goode, 1991).

Однако исследования показали, что отклонение от ожидаемого поведения может иметь невероятные, далеко идущие и положительные последствия. Выбросы часто преуспевают вопреки всему, выясняя проблемы, которые другие не могут решить.

В этой статье рассматривается междисциплинарная концепция положительного отклонения и ее потенциал для решения самых больших проблем человечества. Мы находим примеры поведения, когда отказ от конформизма приводил к уникальным решениям проблем на социальном уровне, которые никто другой не мог понять.

Прежде чем вы продолжите чтение, мы подумали, что вы можете бесплатно загрузить эти три упражнения по позитивной психологии. Эти научно обоснованные упражнения исследуют фундаментальные аспекты позитивной психологии, включая сильные стороны, ценности и сострадание к себе, и дадут вам инструменты для улучшения благополучия ваших клиентов, студентов или сотрудников.

Эта статья содержит:

  • Определение положительного отклонения
  • Теория и исследования, лежащие в основе концепции
  • Шаги положительного отклонения
  • 4 реальных примера положительного отклонения
  • Применение положительного отклонения
  • 6 книг по теме
  • Сообщение на вынос
  • Каталожные номера

Определение положительного отклонения

В начале 1990-х Джерри Стернин был директором программы «Спасите детей » во Вьетнаме, и у него была большая проблема.

Его работа заключалась в том, чтобы найти способ накормить обедневших жителей деревни и их недоедающих детей, но его финансирование было сокращено. Планы по привлечению продовольствия, экспертов и новых методов ведения сельского хозяйства вылетели из окна (Pascale, Sternin, & Sternin, 2010).

Тем не менее, то, что он сделал дальше, изменило правила игры.

Не имея денег, чтобы решить проблему, команда обратилась за помощью к местным жителям, задав им один простой вопрос:

У кого из них были самые накормленные дети?

То, что они спрашивали, сводилось к тому, кто в деревне нарушил обычаи и смог накормить своих детей, пока другие голодали.

Ответы подтвердили, что есть семьи с упитанными детьми; их матери нарушают существующие обычаи:

  • Кормление детей, даже если у них диарея
  • Предоставление им нескольких небольших приемов пищи вместо двух больших
  • Добавление «остаточной» зелени сладкого картофеля в блюда. Несмотря на то, что они богаты микроэлементами, они традиционно считались непригодными для маленьких детей и выбрасывались
  • Сбор мелких креветок и крабов, найденных на рисовых полях, богатых белком и минералами, и включение их в рацион своей семьи
  • Чтобы избежать пищевых отходов, активно кормите своих детей, а не ставьте еду перед ними

В течение двух лет после распространения извлеченных уроков среди других сообществ уровень недоедания снизился с 65% до 85%. Результаты оказались даже лучше, чем ожидалось, если бы было доступно первоначальное финансирование (Pascale et al., 2010).

Как заметил Стернин, позитивные девианты находятся в той же ситуации, что и все мы, и тем не менее, несмотря ни на что, им это удается. Индивидуальные различия, которые приводят к положительному влиянию, следует признавать и отмечать. Этот подход, как и в случае с позитивной психологией, фокусируется на сильных сторонах, а не на слабых сторонах.

Преимущество использования позитивных девиантов внутри целевой группы заключается в том, что они часто имеют одну и ту же информацию, но используют ее по-разному, так, что посторонние не замечают.

Этот подход, согласно Richard Pascale et al. (2010), особенно полезно, когда проблема:

  • Является частью сложной социальной системы
  • Призывает к социальным и поведенческим изменениям
  • Предполагает решения, результат которых может быть неопределенным и непредсказуемым

Позитивное отклонение — это скорее подход, чем модель, и поэтому он очень гибкий и может быть адаптирован к ситуации.

В 2001 году, после успехов во Вьетнаме и за его пределами, Стернин получил грант от Фонда Форда и помог основать Инициативу по позитивным отклонениям. Их миссия звучит следующим образом:

Содействие социальным изменениям изнутри наружу, использование местного опыта для глобального воздействия

Теория и исследования, лежащие в основе концепции

Как правило, специалисты по социальным изменениям ориентируются на наиболее распространенное поведение людей, испытывающих социальные проблемы, чтобы понять, что пошло не так и как это исправить (Singhal, Shirley, & Holt Marston, 2013).

Но сосредоточение внимания на стандартных практиках (посредственных), по-видимому, привело к провалу многих стратегий вмешательства и, как таковое, может быть не лучшим подходом к изменениям.

Оглядываясь назад, можно сказать, что девиантное человеческое поведение было предметом изучения с начала 19 века. 2000-х годов и обеспечила глубокое понимание «нормальной» и «маргинальной» социальной природы человека.

Ранние исследования изучали неприятное и оскорбительное поведение, прежде чем признать уроки, которые необходимо извлечь из граней человеческого поведения для поддержания баланса в социальном порядке (Spreitzer & Sonenshein, 2004).

Хотя интуитивно позитивное отклонение легко распознать и понять, практическое определение, применимое ко всем ситуациям, кажется неуловимым.

Однако за прошедшие годы было предпринято несколько попыток уловить его суть.

Статистический подход ищет поведение, которое отличается от поведения большинства. Действие, выраженное в виде колоколообразной кривой, идентифицирует девиантных индивидуумов в крайних точках нормального распределения, как показано ниже (с изменениями из Spreitzer & Sonenshein, 2004):

высококлассные спортсмены или топ-менеджеры – выделяются среди остальных.

Другое определение положительного отклонения, известное как реактивный подход признает реакцию большинства на необычное поведение меньшинства. Если ответ не является неблагоприятным, то практика не является положительно девиантной (Dodge, 1985).

Нормативный подход , которому отдают предпочтение Гретхен Шпрейцер и Скотт Соненшайн, рассматривает положительное отклонение как « отклонение от нормы. ”Спортсмены больше не идентифицируются как позитивные девианты, поскольку их поведение основано на результатах, а не на нарушении культурной нормальности.

В обзоре 2017 года Мэтью Херингтон и Элске ван де Флиерт описывают позитивное отклонение как « привлекательную концепцию, помогающую понять природу и возможные решения сложных социальных проблем. » Их выводы, основанные на систематическом обзоре существующей литературы, признают положительное отклонение необходимым для функционирующего общества, подтверждая культурные границы и социальные нормы.

Недавние исследования сосредоточены не столько на поиске определения, сколько на применении подхода к сложным проблемам, включая детское ожирение, гигиену, здоровье в трущобах и расширение прав и возможностей женщин.

Шаги позитивного отклонения

Положительное отклонение, возможно, лучше рассматривать как позитивное мышление, а не как модель или теорию. Его сильные стороны — простота, широкое применение и краткость.

Этот подход идеально подходит для решения неразрешимой проблемы, требующей решения, включающего социальные и поведенческие изменения.

Четыре D – определить, определить, обнаружить и спроектировать – играют центральную роль в достижении положительного результата отклонения (Pascale et al., 2010):

Шаг 1. Определите проблему и необходимый результат

Само сообщество (а не группа посторонних) определяет, уточняет и переформулирует проблему.

Действия:

  • Взаимодействуйте с сообществом, чтобы понять данные, которые измеряют проблему.
  • Создать представление о том, как будет выглядеть улучшенное или идеальное будущее.
  • Изучите проблемы и барьеры, связанные с проблемой.
  • Определите заинтересованные стороны.
  • Будьте открыты и делитесь результатами на форумах сообщества.

Шаг 2. Определение общепринятых практик

Сообщество имеет наибольшую квалификацию для определения общепринятых практик и моделей поведения.

Действия:

  • Организуйте собрания, чтобы привлечь различные группы сообщества.
  • Вовлекайте сообщество в определение мероприятий, уроков и расстановку приоритетов.

Шаг 3. Откройте для себя необычное, успешное поведение

Сообщество выявляет позитивных девиантов.

Действия:

  • Определите, кто в сообществе сталкивается с теми же проблемами, с теми же ресурсами, но успешно решает проблему.
  • Опросить людей с девиантным поведением.
  • Определите необычные методы, которые приводят к улучшению результатов.
  • Поделитесь извлеченными уроками с сообществом.

Этап 4. Разработка инициативы с использованием полученных знаний

Сообщество разрабатывает план и действия для расширения охвата решения.

Действия:

  • Применить заученные положительные отклонения в поведении.
  • Начните с малого, а затем расширяйте развертывание.
  • Соедините людей, которые ранее не были подключены.
  • Создайте возможности для обучения.

Сообщество само будет следить за общей эффективностью инициативы.

В случае успеха задокументируйте полученную информацию и предлагаемое поведение и поделитесь ими за пределами исходного сообщества с другими людьми, столкнувшимися с аналогичными проблемами.

4 Реальные примеры положительного отклонения

Есть много примеров, когда положительное отклонение от нормы было распознано и развернуто, чтобы предложить новые решения ранее нерешенных проблем.

Ниже приводится небольшая выборка случаев, иллюстрирующих положительное отклонение. Каждый из них охватывает совершенно другой контекст и подчеркивает свою способность решать широкий круг вопросов.

Взлет и падение энциклопедии

Давно прошли дни, когда нужно было листать увесистые тома Британской энциклопедии в кожаных переплетах в поисках ответа на вопрос.

Сегодня мы набираем фразу на своих компьютерах, планшетах или телефонах, и Википедия, несомненно, дает нам ответ.

Невероятно, но эта бесплатная онлайн-энциклопедия (более 54 миллионов статей на сотнях языков) написана не централизованной группой писателей и редакторов, а отдельными людьми, такими как вы и я. Обычные люди, обладающие исключительными знаниями или тесной связью с определенной темой, пишут статью, а другие просматривают и обновляют ее.

Старый централизованный способ записи, хранения и извлечения знаний мертв, его заменил децентрализованный, цифровой, доступный для поиска, развивающийся массив информации, который растет ежедневно и никогда не остается статичным (Singhal et al., 2013).

Алан Тьюринг, гениальный неудачник

Алан Тьюринг был математическим гением, который во время Второй мировой войны сыграл ключевую роль в расшифровке вражеских кодов. Действительно, широко признано, что гениальность Алана Тьюринга сыграла значительную роль в сокращении продолжительности Второй мировой войны на несколько лет (Turing, 2020).

Большая часть взлома кодов включала в себя утомительное ручное разгадывание зашифрованных кодов из перехваченных передач. Тьюринг нарушил правила и вместе с другим взломщиком кодов Гордоном Уэлчманом создал электронное устройство, известное как Бомба, для автоматизации работы.

В свою очередь, Тьюринг предоставил большую часть оригинального мышления, необходимого для разгадки ранее не поддающегося взлому кода Enigma, используемого немецкими вооруженными силами. Его сила заключалась в способности расшифровывать запутанные шаблоны и решать проблему взлома самого кода.

Наряду с его знаниями в области криптографии, его работа над гипотетическим компьютером, начавшаяся в 1936 году, привела к тому, что его назвали отцом-основателем информатики и искусственного интеллекта.

Борьба с мужским эго

Инициатива в области здравоохранения, направленная на содействие уменьшению размера семьи в Нью-Дели, обнаружила, что мужчины часто не явились на вазэктомию. Из-за неявки оставшиеся мужчины часто уходили и не возвращались.

Используя менее традиционный подход, основанный на положительных отклонениях, команда переработала установку.

Они попросили, чтобы наиболее мотивированные искатели вазэктомии вышли вперед и потребовали, чтобы их увидели первыми. Затем, после операции, желающих добровольцев попросили перед уходом похвастаться безболезненностью процедуры.

Положительные образцы для подражания — отказ от предубеждений ожидающих мужчин и «доказательство» положительного характера операции — напрямую привели к увеличению показателей завершения вазэктомии (Singhal et al., 2013).

Клиника вазэктомии оказалась маловероятной, но доказала ценность поиска исключительных — позитивных девиантов — и обмена их убеждениями (хотя и слегка двуличными) для достижения более значительного эффекта.

Лечение диабета

Инициатива общественного здравоохранения в Эпсоме, штат Нью-Гемпшир, в партнерстве с пациентами, которые очень успешно справились с диабетом 2 типа.

Проект, возглавляемый доктором Занетти, стал примером позитивного подхода к отклонениям (Zanetti & Taylor, 2016). Сначала они выявили и набрали пациентов, которые нашли творческие способы управлять своими лекарствами и диетой, создать свою мотивацию и целеустремленность и внедрить здоровый механизм выживания при поддержке своих партнеров.

Затем были организованы интервенционные вечера под названием «Диабетический обеденный клуб и дискуссия», на которых позитивные девианты, известные как «яркие наблюдатели», передавали свои знания тем, кто менее подготовлен к борьбе с болезнью (Selby, 2015; Zanetti & Taylor, 2016).

Применение положительного отклонения

Подход положительного отклонения решает проблемы в медицинских учреждениях путем поиска исключительных специалистов и пациентов (Zanetti & Taylor, 2016).

Их действия признаны девиантными.

И, как мы уже видели, его использование в инициативах общественного здравоохранения было очень успешным во многих областях, преодолевая многие проблемы, с которыми сталкиваются другие программы, включая ограниченные деньги, ресурсы, обучение и оборудование.

Успешные вмешательства включают (Zanetti & Taylor, 2016; Singhal et al., 2013; Pascale et al., 2010):

  • Детское недоедание во Вьетнаме
  • Внутрибольничные инфекции
  • Женское обрезание в Египте
  • Лечение диабета 2 типа
  • Муковисцидоз
  • Инфаркт миокарда
  • Гипертония
  • Иммунизация
  • Лечение рака

Однако преимущества положительного отклонения не ограничиваются медицинскими вмешательствами.

Успех также был достигнут в следующих контекстах (Hoffman & Haigh, 2010; Setiawan & Sadiq, 2013; Neville, 2008; Herington & van de Fliert, 2017):

  • Устойчивое развитие
  • Этический рост бизнеса
  • Улучшение бизнес-процессов
  • Менеджмент и лидерство
  • Криминология
  • Психология
  • Международное развитие
  • Искусство и музыка
  • Информатика

Несмотря на свое происхождение в социологии, позитивное отклонение обладает невероятным потенциалом в качестве инструмента или основы для практического применения во многих других областях, помогая понять успешные отклонения от нормы и «, вызывающие позитивные социальные изменения » (Herington & van de Fliert, 2017). ).

6 Книг по теме

Существует ограниченное количество книг на тему позитивных отклонений.

Тем не менее, первый в нашем списке — отличный ресурс — хорошо написанный, занимательный и дающий пищу для размышлений — и предлагающий самое подробное объяснение, наряду с неофициальными свидетельствами, сильных сторон подхода.

  • Сила позитивного отклонения: маловероятно, что новаторы решают самые сложные проблемы мира — Ричард Паскаль, Джерри Стернин и Моник Стернин (Amazon)

В следующих книгах содержится соответствующий контент, предлагающий понимание важности исключительного и альтернативного поведения:

  • Выбросы: история успеха – Малкольм Гладуэлл (Amazon)
  • Давид и Голиаф: неудачники, неудачники и искусство сражаться с гигантами – Малкольм Гладуэлл (Амазонка)
  • Переключатель: как изменить ситуацию, когда перемены сложны – Чип Хит (Amazon)
  • Будущее менеджмента – Гэри Хэмел (Amazon)
  • Аутсайдеры: восемь нетрадиционных генеральных директоров и их радикально рациональный план успеха — Уильям Торндайк (Amazon)

Важная информация

Мир сталкивается с постоянно растущими проблемами, некоторые из которых на местном уровне, а другие требуют международного сотрудничества.

Нам нужны новые решения, чтобы справиться с огромными проблемами, используя имеющиеся у нас ресурсы.

В этот момент стоит обратить внимание на тех, кто не вписывается в норму, на людей, которые мыслят иначе и преодолевают проблемы неожиданным образом.

Вместо того, чтобы осуждать поведение, которое противоречит нашим обычаям и культурным нормам, нам нужно выявить и « работать с немногими, исключительными, позитивными девиантами » (Singhal et al., 2013).

И вместо того, чтобы сосредотачиваться на нормальном поведении, которое усугубляет проблему, мы должны определить и понять, какие действия оказываются успешными, потенциально несмотря ни на что, с использованием общих ресурсов.

Как и позитивная психология, позитивная девиантность фокусируется на том, что правильно, а не на том, что неправильно.

Если мы хотим противостоять величайшим угрозам человечества — перенаселению, голоду, бедности, изменению климата, потере рабочих мест из-за автоматизации, пандемиям и проблемам с психическим здоровьем — нам нужно искать те группы людей, позитивных девиантов, которые делать все правильно.

Мы должны понимать их, узнавать, что они делают хорошо, и делиться своими знаниями с другими людьми.

Надеемся, вам понравилась эта статья. Не забудьте бесплатно скачать три наших упражнения по позитивной психологии.

  • Додж, Д. (1985). Чрезмерно негативная концептуализация девиантности: программное исследование. Девиантное поведение , 6 (1), 17–37.
  • Гладуэлл, М. (2008). Выбросы: история успеха . Маленький, Браун.
  • Гладуэлл, М. (2013). Давид и Голиаф: аутсайдеры, неудачники и искусство сражаться с гигантами. Аллен Лейн.
  • Гуд, Э. (1991). Позитивное отклонение: жизнеспособная концепция? Девиантное поведение , 12 (3), 289–309.
  • Хамель, Г., и Брин, Б. (2007). Будущее менеджмента. Гарвардская деловая пресса.
  • Хит, К., и Хит, Д. (2010). Переключатель: Как изменить ситуацию, когда это трудно. Корона Бизнес.
  • Херингтон, М. Дж., и ван де Флиерт, Э. (2017). Позитивное отклонение в теории и практике: концептуальный обзор. Девиантное поведение , 39 (5), 664–678.
  • Хоффман, А. Дж., и Хей, Н. (2010). Положительное отклонение для устойчивого мира: связь устойчивости и положительной организационной науки. В KS Cameron & GM Spreitzer (Eds.) Оксфордский справочник позитивных организационных исследований . Нью-Йорк, штат Нью-Йорк: Издательство Оксфордского университета.
  • Невилл, MG (2008). Положительное отклонение в этическом континууме: кофе Green Mountain как пример сознательного капитализма. Business and Society Review , 113 (4), 555–576.
  • Паскаль Р., Стернин Дж. и Стернин М. (2010). Сила положительного отклонения: как неожиданные новаторы решают самые сложные мировые проблемы. Бостон, Массачусетс: Harvard Business Review Press.
  • Куинн, RE (1996). Глубокие изменения: Обнаружение лидера внутри . Сан-Франциско, Калифорния: Джосси-Басс.
  • Селби, Л. (2015, октябрь). Проект общественного здравоохранения использует опыт суперзвездных пациентов. Получено 7 августа 2020 г. с https://thedo.osteopathic.org/2015/04/public-health-project-taps-into-superstar-patients-expertise/ 9.0022
  • Сетиаван, Массачусетс, и Садик, С. (2013). Методология улучшения производительности бизнес-процессов за счет положительного отклонения. Международный журнал моделирования и проектирования информационных систем , 4 (2), 1–22.
  • Сингхал, А., Ширли, С., и Холт Марстон, Э. (2013, июнь). Величина положительных отклонений. Получено 7 августа 2020 г. с http://utminers.utep.edu/asinghal/Singhal_Value%20of%20Positive%20Deviations_2013_Development%20Magazine.pdf
  • .
  • Спрейцер, Г.М., и Соненшайн, С. (2004). К конструктивному определению позитивной девиантности. American Behavioral Scientist , 47 (6), 828–847.
  • Торндайк, В. Н. (2012). Аутсайдеры: восемь нестандартных генеральных директоров и их радикально рациональный план достижения успеха. Harvard Business Review Press.
  • Turing, SJ (2020) Взломщики кодов Блетчли-Парка: секретная разведывательная станция, которая помогла победить нацистов. Лондон, Великобритания: Арктур.
  • Занетти, Калифорния, и Тейлор, Н. (2016). Цените совместное творчество в здравоохранении через позитивное отклонение. Здравоохранение , 4 (4), 277–281.

Сила положительного отклонения

BMJ. 2004 г., 13 ноября; 329 (7475): 1177–1179.

doi: 10.1136/bmj.329.7475.1177

, старший консультант по выживанию детей, 1 , доцент, 2 , доцент, 3 , директор, 6 и независимый 4 , независимый0465 5

Информация об авторе Примечания к статье Информация об авторских правах и лицензиях Заявление об отказе от ответственности

Дополнительные материалы

Выявление людей с лучшими результатами, чем у их сверстников (положительное отклонение), и предоставление сообществам возможности принять модели поведения, которые объясняют улучшение результатов, являются мощными методами производить изменения

Самый эффективный способ улучшить здоровье — это использовать местные, устойчивые и эффективные подходы. В 19Разработчики политики 70-х годов проверили концепцию, согласно которой меры общественного здравоохранения могут быть разработаны на основе необычного, полезного для здоровья поведения, которое уже практиковали некоторые члены сообщества. 1 ,2 Эта концепция, известная как положительное отклонение 3 ,4 , успешно использовалась для улучшения состояния питания детей в нескольких условиях в 1990-х годах. 5 10 В последнее время этот подход также применялся к уходу за новорожденными, детскому питанию, нормам контрацепции, безопасным сексуальным практикам и результатам обучения. 11 13 В этой статье мы описываем, как работает этот подход, доказательства его эффективности и возможные применения в будущем.

Позитивное девиантное поведение (коробка) — это необычная практика, которая дает преимущества людям, практикующим ее, по сравнению с остальным сообществом. Такое поведение, вероятно, будет доступным, приемлемым и устойчивым, потому что оно уже практикуется людьми из групп риска, оно не противоречит местной культуре и работает. 15 Например, в Египте, вопреки обычаю, родители бедных, но сытых детей кормили своих детей пищей, включавшей яйца, бобы и зеленые овощи. Программы детского питания, которые предоставили родителям детей, страдающих от недоедания, возможность следовать этому и другим новым привычкам, таким как мытье рук и гигиеничное приготовление пищи, улучшение роста детей ().

Рисунок 1

Открыть в отдельном окне

Мать изучает новые методы кормления в центре группового обучения матери и ребенка в Або Сидоме, Египет

Подход к позитивным отклонениям предполагает партнерство с сообществами для:

  • Разработки определений случаев

  • Выявления от четырех до шести человек, которые добились неожиданно хороших результатов, несмотря на высокий риск поведение или способствующие факторы, которые могли бы объяснить хороший результат

  • Проанализировать результаты, чтобы подтвердить, что поведение является необычным и доступным для тех, кому необходимо его перенять

  • Разработайте мероприятия по изменению поведения, чтобы стимулировать принятие сообществом нового поведения

  • Мониторинг внедрения и оценка результатов.

Этот подход к поведенческим и социальным изменениям использует существующие активы или сильные стороны сообщества. Напротив, большинство международных инициатив в области здравоохранения носят предписывающий характер, распространяются сверху вниз или инициируются донорами, и их трудно поддерживать без постоянных внешних ресурсов.

Положительное отклонение

Положительное отклонение — это наблюдение, согласно которому в большинстве случаев некоторые лица, находящиеся в группе риска, следуют необычным, полезным методам и, следовательно, получают лучшие результаты, чем их соседи, которые разделяют аналогичные риски. 14

Этот подход способствует трем важным процессам: социальной мобилизации, сбору информации для разработки интервенций и изменению поведения.

Социальная мобилизация — Мы обнаружили, что даже во время первоначального разъяснения концепции положительного отклонения в сообществах местные жители с энтузиазмом реагируют на то, чтобы начать работу. Участники сказали, что их мотивирует то, что они узнают, что они делают что-то правильно и что успешное решение их проблемы уже существует в их сообществе, вместо того, чтобы подвергаться критике за свои недостатки.

Сбор информации — Углубленные опросы, изучение норм сообщества и проверка сообщества используются для выявления переносимого поведения и способствующих факторов, которые могут объяснить хороший результат определенного человека или семьи (см. таблицу A на bmj .com). В зависимости от цели проекта разработчики политики ищут модели поведения, которые объясняют хорошие результаты в отношении состояния здоровья (например, хороший вес для своего возраста), или стимулы и другие модели поведения, которые объясняют хорошие результаты поведения (например, защиту дочерей от торговли девочками).

Изменение поведения — Некоторые виды поведения настолько доступны и доступны (например, чистое лезвие для перерезания пуповины у новорожденного), что энтузиазм в отношении немедленного усыновления распространяется по всему сообществу еще до начала официального вмешательства. Другие виды поведения меняются медленнее благодаря вмешательствам, поощряющим новое поведение.

С помощью серии все более тщательных исследований организация «Спасите детей» оценила эффективность метода позитивных отклонений в снижении уровня недоедания среди детей во Вьетнаме (таблица B на сайте bmj.com). В начале 19В 90-х годах Sternin и соавт. продемонстрировали снижение на 74 % острого недоедания среди детей в возрасте до 3 лет, участвовавших в программах позитивных отклонений. 5 ,6 Mackintosh et al повторно посетили некоторых из этих детей в 1998 г., через три года после прекращения вмешательства. 16 Они обнаружили, что эти дети, и особенно их младшие братья и сестры, родившиеся после завершения программы, имели лучший статус питания, чем дети того же возраста и пола, которые не жили в интервенционных сообществах. Полуструктурированные интервью с матерями убедительно свидетельствовали о том, что более высокий статус питания младших братьев и сестер был обусловлен лучшим уходом с более раннего возраста — улучшенными методами, которым их матери научились во время программы.

Сильно положительные и последовательные результаты этих программных оценок свидетельствовали о том, что подход был успешным, но их относительно слабый дизайн исследований ограничивал нашу способность приписывать вмешательствам причинно-следственную связь. Поэтому мы провели большое рандомизированное проспективное исследование этого подхода в 12 коммунах на севере Вьетнама. 17 Организация «Спасите детей» проводила ежемесячные измерения у 240 детей с недоеданием (120 в интервенционных и невмешательских коммунах) в течение шести месяцев, а затем в возрасте 12 месяцев. По сравнению с детьми из случайно выбранных невмешательств, дети в интервенциях росли лучше, 18 чаще ели и кормили грудью, ели большие порции, потребляли больше энергии, 17 реже болели респираторными инфекциями, 19 и их матери с большей вероятностью уверенно делились новыми знаниями об уходе за детьми и кормлении со своими соседями. 20 Многие эффекты, такие как улучшение питания и снижение заболеваемости, наблюдались у всех детей, даже у тех, кто недостаточно питался, чтобы посещать групповые занятия. Этот вывод согласуется с изменением поведения, когда матери делятся друг с другом новым поведением.

Использование позитивного подхода отклонения вне питания и выживания детей ограничено, но растет. Он использовался для пропаганды использования презервативов среди работников коммерческого секса в Грузии и Индонезии, улучшения методов планирования семьи в Гватемале и улучшения исходов беременности в Египте. 13 ,21 Он также использовался в усилиях по улучшению результатов обучения в Соединенных Штатах w1 для разработки инструмента «наилучшей практики» в Аргентине, w2 и в партнерстве университетских доноров для выявления факторов, влияющих на сексуальные отношения. практики в Западной Африке. w3 Центр по вопросам развития и народонаселения использовал метод позитивных отклонений для адвокации против обрезания женских половых органов в Египте на уровне общины и на национальном уровне через телевидение, используя настоящие слова лиц с положительными отклонениями, w4 , и правительство Египта будет применить подход в 60 деревнях. Медицинские и деловые круги США начинают осознавать силу позитивных отклонений. w5-w8

Успех этого подхода зависит от его способности мобилизовать сообщество для выявления образцов для подражания в его среде, которые используют необычные, но явно успешные стратегии для решения общих проблем. Использование этого подхода имеет более широкие преимущества. Во-первых, он служит справедливости, поскольку основывается на мудрости обездоленных «исполнителей» здорового поведения и предлагает решения, доступные тем, у кого схожие социально-экономические ограничения. w9 Во-вторых, он вводит общий подход к решению локальных проблем. Действительно, интервенционные сообщества обычно проводят параллельные мероприятия, такие как разделение затрат на строительство местных дорог или успешное получение социальных услуг. В-третьих, положительное отклонение повышает местный исследовательский потенциал для борьбы с болезнями актуальными, доступными и устойчивыми способами. Наконец, и, возможно, это наиболее важно, подход позволяет найти хотя бы частичное решение проблем уже сегодня, а не ждать долгосрочного развития. Ясно, что планировщики должны решать сложные основные проблемы развития, но подход позволяет действовать сейчас, что укрепляет доверие и энтузиазм в долгосрочной перспективе.

Обобщающие пункты

Даже в самых бедных сообществах несколько человек или семей достигают хорошего здоровья

Позитивное отклонение — это быстрый и недорогой метод выявления стратегий, используемых этими людьми, и поощрения остальных членов сообщества к их принятию их

Подход был успешно использован, в основном для улучшения здоровья детей

Потенциал подхода для помощи сообществам в улучшении здоровья или других социальных благ огромен и в значительной степени неиспользован

Однако этот подход имеет ограничения. Это требует обнаружения необычных положительных примеров, как правило, с распространенностью 1-10%. Выявление редких примеров требует больших затрат, а распространенные примеры не стимулируют новое мышление. В более широком смысле этот подход не подходит для условий, в которых позитивное поведение невозможно из-за отсутствия соответствующих услуг или продуктов питания. Для расширения масштабов требуется много людей, обладающих навыками мобилизации сообщества, совместных исследований и позитивных отклонений, что может ограничить охват. С другой стороны, учебные материалы, w10-w12 семинары и техническая помощь становятся все более доступными.

Некоторые люди сомневаются в эффективности подхода, учитывая предполагаемую ограниченную обобщаемость результатов местных исследований и желание мобилизовать каждое сообщество посредством самопознания. Практикам теперь необходимо проверить предположение о том, что положительное отклонение по необходимости является мелкомасштабным подходом, путем оценки эффективности различных интенсивностей исследования (количество на размер популяции). Точно так же мы должны тестировать переформулированные подходы, такие как адвокационная кампания в средствах массовой информации, включающая свидетельства людей с позитивным девиантным поведением. w13 Точно так же мы должны систематически описывать и оценивать дополнительные непреднамеренные выгоды, получаемые сообществами, принявшими участие в программах позитивных отклонений.

Потенциальная роль положительных отклонений огромна. Например, какие сельские кенийские семьи оптимально используют надкроватные сетки, пропитанные инсектицидами, и как они могут мотивировать своих соседей? Как южноафриканские политики могут интегрировать поведение и мышление подростков, практикующих «безопасный секс»? Чему мы можем научиться у бедного незастрахованного Латиноамериканка Мать, которая успешно справляется с диабетом или астмой своего ребенка? А как насчет других неразрешимых, смертельных тупиков нашего времени — кашмирского кризиса, израильско-палестинского беспредела или повстанческого движения в Ираке? Мы считаем, что позитивное отклонение является ценным инструментом, который должен быть частью набора инструментов международных политиков в области здравоохранения в 21 веке.

Дополнительные примеры и ссылки:

Щелкните здесь для просмотра.

Другие примеры использования положительного отклонения и ссылки w1-w13 можно найти на bmj. com

Авторы и источники: DRM подготовил документ с участием всех авторов. JS и MS разработали и внедрили проекты с информацией о положительных отклонениях; DRM, DGS и KAD оценили такие проекты во многих странах. Информация в статье исходит из публикаций и опыта авторов.

Конкурирующие интересы: Не заявлено.

1. Рэй Джей Ди. Можем ли мы учиться у успешных матерей? J Trop Pediatr Environ Детское здоровье 1972; 18: 27. [PubMed] [Google Scholar]

2. Вишик С.М., Ван дер Винкт С. Использование «положительных отклонений» в питании для определения подходов к модификации диетических практик. Ам Джей Паб Здоровье 1976; 66: 38-42. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [Google Scholar]

3. Zeitlin M, Ghassemi H, Mansour M. Положительное отклонение в питании детей — с акцентом на психосоциальные и поведенческие аспекты и последствия для развития. Токио: Университет Организации Объединенных Наций, 1990.

4. Шекар М., Хабихт Дж.-П., Латам М. Положительный-отрицательный девиантный анализ для улучшения адресности программ и услуг: пример проекта комплексного питания Тамил Наду. Int J Эпидемиол 1992;21:707-13. [PubMed] [Google Scholar]

5. Стернин М., Стернин Дж., Марш Д. Быстрое и устойчивое облегчение детского недоедания с помощью подхода «позитивного отклонения» в сельских районах Вьетнама: предварительные результаты. В: Кили Э., Беркхалтер Б.Р., Воллинка О., Башир Н., ред. Модель очагового питания: применение на Гаити, Вьетнаме и Бангладеш, Отчет технического совещания в World Relief Corporation, Wheaton, IL, 19-21 июня 1996 . Arlington: BASICS, 1997.

6. Стернин М., Стернин Дж., Марш Д. Расширение программы борьбы с бедностью и улучшения питания во Вьетнаме. В: Маркионе Т. Увеличение масштаба, уменьшение масштаба: возможности преодоления недоедания в развивающихся странах. Амстердам: Гордон и Брич, 19 лет99.

7. Боллес К., Сперо С., Берггрен Г., Лафонтан Дж.Г. Общественная деятельность по питанию Ti Foyer (очаг), основанная на подходе к положительному отклонению в Леогане, Гаити: описание программы. Еда Нутр Бык 2002;23 (прил. 4): 11-17. [PubMed] [Google Scholar]

8. Food for the Hungry International. Годовой отчет за 2001 финансовый год . http://gme.fhi.net/fse/R2/docs/ISA%20FY%202001%20Report.doc2004 (по состоянию на 6 октября 2004 г.).

9. ЭкоЙофф. Положительное отклонение — примите 2, Информационный бюллетень «Жизнь и обучение» 2003 г., 21 сентября http://ifnc.tufts.edu/pdf/ecoyoff21.pdf (по состоянию на 11 октября 2004 г.).

10. Сетхи В., Кашьяп С., Сет В., Агарвал С. Поощрение надлежащих методов кормления младенцев в трущобах: позитивный подход к отклонениям. Пакистан Дж. Нутр 2003;2: 164-6. [Google Scholar]

11. Дирден К., Куан Н., До М., Марш Д.Р., Шредер Г., Пачон Х. , и др. Что влияет на поведение в отношении здоровья? Учимся у воспитателей маленьких детей во Вьетнаме, Food Nutr Bull 2002; 23 (доп. 4): 119-29. [PubMed] [Google Scholar]

12. Марш Д.Р., Стернин М., Хаддури Р., Ихсан Т., Назир Р., Бари А. и соавт. Определение образцовых практик ухода за новорожденными посредством положительного расследования отклонений для руководства вмешательствами по изменению поведения в Харипуре, Пакистан. Еда Нутр Бык 2002; 23 (прил. 4): 109-18. [PubMed] [Google Scholar]

13. Ахрари М., Куттаб А., Хамис С., Фарахат А.А., Дармштадт Г.Л., Марш Д.Р. и соавт. Социально-экономические и поведенческие факторы, связанные с успешными исходами беременности в Верхнем Египте: исследование положительного отклонения. Еда Нутр Бык 2002; 23: 83–88. [PubMed] [Академия Google]

14. Берггрен В.Л., Рэй Д.Д. Позитивное девиантное поведение и обучение правильному питанию. Еда Нутр Бык 2002; 23 (прил. 4): 9-10. [PubMed] [Google Scholar]

15. Марш Д.Р., Шредер Д.Г. Подход с положительными отклонениями для улучшения результатов в отношении здоровья: опыт и фактические данные из области: предисловие. Еда Нутр Бык 2002; 23 (прил. 4): 5–8. [PubMed] [Google Scholar]

16. Макинтош А.Т., Марш Д.Р., Шредер Д.Г. Устойчивые позитивные девиантные методы ухода за детьми и их влияние на рост детей во Вьетнаме. Еда Нутр Бык 2002;23(прил.4): 18-27. [PubMed] [Академия Google]

17.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *