Негосударственное общеобразовательное учреждение Средняя общеобразовательная школа

Соц конфликты и пути их решения: Виды социальных конфликтов — причины, понятия, формы

Содержание

Проект «Конфликты и пути их решения»

Автор: 

Рыбакова Анастасия Александровна

Руководитель: 

Мотченко Ирина Валерьевна

Учреждение: 

МОБУ «Лицей № 7» г. Минусинск

В детском исследовательском проекте по психологии на тему «Конфликты и пути их решения» дается развернутое определение понятия «конфликт», проводится исследование причин возникновения конфликтов, и предлагаются способы их решения.

Подробнее о проекте:

В ученической исследовательской работе по психологии «Конфликты и пути их решения» представлена информационная справка, которая рассказывает о направлении конфликтологии в психологии, а также почему эта тема сегодня очень актуальна. Помимо определения конфликта в работе подробно перечислены признаки, характеризующие конфликтную ситуацию.

В проекте об особенностях разрешения конфликта описываются пути выхода из спорной ситуации. Автор подробно анализирует разные способы решения конфликтов и предупреждает, чего нельзя делать во время конфликтов. В рамках практической части был проведен опрос, показывающий, насколько часто люди попадают в конфликтные ситуации и умеют ли из них выходить. Результаты опроса представлены в виде диаграммы.

Оглавление

Введение
1. Изучение конфликтов.
1.1. Определение конфликтов.
1.2. Признаки конфликта.
2. Пути решения.
2.1. Способы решения конфликтов.
2.2. Чего нельзя делать во время конфликтов.
3. Социальный опрос.
3.1. Анкета.
3.2. Диаграмма.
Заключение
Список литературы

Введение


Актуальность:

люди по характеру, по темпераменту и многим другим критериям неодинаковы, поэтому они по-разному воспринимают ситуацию, в которой оказываются. Человек, насколько бы бесконфликтным он ни был, не в состоянии избежать разногласий с окружающими. Сколько людей – столько мнений, и интересы разных людей вступают в противоречия друг с другом.

Различие в восприятии часто приводит к тому, что люди не соглашаются друг с другом по определенному поводу. Это несогласие возникает, когда ситуация действительно носит конфликтный характер. Конфликт определяется тем, что сознательное поведение одной из сторон (личности, группы или организации) нарушает интересы другой стороны.

Понятие конфликта имеет множество определений и толкований, но все они подчеркивают наличие противоречия, которое принимает форму разногласий, если речь идет о взаимодействии людей.

Цель: Исследовать причины возникновения конфликтов и способы их решения.

Задачи:

  1. Изучить конфликты.
  2. По каким признакам можно узнать конфликт.
  3. Как решать конфликтные ситуации правильно.
  4. Как надо действовать в конфликтах.
  5. Узнать статистику по опросам.

Методы:Поиск полезной информации в интернете, читать литературу.

Объект:понятие “конфликт” в общественном аспекте.

Предмет:методы изучения и оценки личности; методы диагностики и анализа конфликта.

Практическая значимость: результаты данного исследования помогут разобраться в различных типах конфликтов и как правильно решать конфликтные ситуации.

Изучение конфликтов

Конфликт — (лат. conflictus — столкнувшийся) — наиболее острый способ разрешения противоречий в интересах, целях, взглядах, происходящих в процессе социального взаимодействия, заключающийся в противодействии участников этого взаимодействия и обычно сопровождающийся негативными эмоциями, выходящий за рамки правил и норм.

Конфликт обладает как деструктивными, так и конструктивными функциями.

Конфликтолог – специалист, который помогает мирно разрешать конфликты, а также предупреждать их возникновение. Профессия требует высшего образования, из личных качеств — стрессоустойчивости и эмпатии.

Признаки конфликта

Первый признак конфликта — Биполярность

Представляет противостояние и одновременно взаимосвязанность, содержит в себе внутренний потенциал противоречия, но сама по себе не означает столкновения или борьбы.

Второй признак конфликта — Активность

Другой признак конфликта, но только та активность, которая синонимична понятиям «борьбы» и «противодействия», активность невозможна без некоторого импульса, задаваемого осознанием ситуации со стороны субъекта конфликта.

Третий признак конфликта — Субъекты конфликта                                      

Субъект конфликта является активной стороной, способной создавать конфликтные ситуации, а также оказывать влияние на процесс протекания конфликта, что, в свою очередь, зависит уже от его интересов.

Традиционно, субъекты конфликта отличаются своеобразным типом мышления, называемого конфликтным. Противоречие может быть источником конфликтных ситуаций лишь для тех людей, которые обладают конфликтным мышлением.

Виды конфликтов

По воздействию на деятельность группы или организации конфликты могут быть конструктивными и деструктивными.

Конструктивные (функциональные) конфликты – это конфликты, приводящие к принятию обоснованных решений и способствующие развитию отношений между субъектами конфликта.

Как правило, выделяются следующие несколько функциональных последствий конфликтов:

  1. Конфликт разрешается путём, устраивающим все стороны конфликта;
  2. Каждая сторона чувствует себя причастной к разрешению проблемы;
  3. Решение, принятое совместно, реализуется максимально быстро и легко;
  4. Стороны, участвующие в конфликте, овладевают навыком эффективного сотрудничества во время решения проблемных вопросов;
  5. Взаимоотношения между людьми становятся лучше.

Деструктивные (дисфункциональные) конфликты

– это конфликты, препятствующие принятию грамотных решений и эффективному взаимодействию между субъектами конфликта.

Дисфункциональными последствиями конфликтов являются следующие:

  • Конкурентные, сопернические отношения между людьми;
  • Отсутствие стремления к положительным отношениям и сотрудничеству;
  • Убеждение в том, что одержать «победу» в конфликте гораздо важнее, нежели найти общее решение;
  • Плохое настроение, негативные эмоции, чувство неудовлетворённости.

                                                                                                                

Признаки конфликтов

Характер конфликта зависит от специфики противоположных сторон, а также от тех условий, в которых развертывается их борьба. Различают следующие виды конфликтов:

  1. По длительности: Долгосрочные, краткосрочные, разовые, затяжные, повторяющиеся.
  2. По объёму: Глобальные, локальные, региональные, групповые, личные.
  3. По источнику возникновения: Объективные, субъективные, ложные.
  4. По используемым средствам: Насильственный, ненасильственный.
  5. По форме: Внутренние, внешние, антагонистические.
  6. По характеру развития: Преднамеренные, спонтанные.
  7. По сферам общественной жизни: Экономические, политические, религиозные.
  8. Типы конфликтов по выраженности конфликтного противостояния: Скрытый, открытый
  9. Виды конфликтов по направленности воздействия: Вертикальный, горизонтальный.
  10. Типы конфликтов в зависимости от нарушенных потребностей: Конфликты интересов, когнитивные конфликты.

Пути решения

Есть несколько приёмов, которые помогут решить конфликт:

  1. Попробуйте представить себя комментатором, наблюдающим за ссорой. Посмотрите на конфликт как бы со стороны, и прежде всего – на себя.
  2. Как разрешить конфликт между спорящими? Этот очень простой прием часто помогает не только снять напряжение, но и вовсе избежать противостояния. Нужно просто отойти или отодвинуться подальше от противника. Чем ближе конфликтующие стороны физически, тем накал страстей сильнее.
  3. Удивите оппонента в момент конфликта нестандартной фразой или шуткой. Это просто замечательный способ того, как разрешить конфликт. С человеком, настроенным шутить, ругаться сложно!
  4. Если абсолютно понятно, что собеседник сознательно провоцирует конфликт, оскорбляет и просто не дает шанса ответить, в такой ситуации лучше уйти, сказав, что не желаете продолжать разговор в таком тоне. Лучше перенести его «на завтра».

Способы решения конфликта

  1. При возникновении конфликта обязательно нужно дать партнеру выпустить пар: постараться выслушать все его претензии спокойно и терпеливо, не перебивая и не комментируя.
  2. После того как эмоции выплеснуты, можно предложить обосновать претензии. При этом надо следить за ситуацией, чтобы противоположная сторона конфликта снова не перешла с конструктивного обсуждения проблем на эмоциональное.
  3. Уважительное отношение к оппоненту – обязательное условие того, как разрешить конфликт правильно. Оно произведет впечатление даже на чрезвычайно разгневанного человека. Если же в такой ситуации партнера оскорбить, перейти на личности, разрешить конфликт точно не удастся.
  4. Четко и объективно выскажите свою позицию по отношению к ожиданиям партнера.
  5. Старайтесь держаться на равных.
  6. Если вы виноваты, извинитесь или признайте свою ошибку, но без самоунижения, спокойно и с достоинством.
  7. Оформите принятую договоренность и оговорите взаимоотношения на будущее. Четко определите границы: что конкретно не следует дальше делать, чтобы не вызывать повторение конфликта.
  8. Старайтесь поддерживать баланс отношений в тех границах, которые заданы вами партнером. Выходите за пределы этих границ только в тех случаях, в которых это сделал ваш партнер. Обсудите с ним его действия по нарушению ваших договоренностей

Чего не надо делать в конфликтной ситуации

Прежде всего существование конфликта нужно признать. Нельзя допускать ситуации, когда люди чувствуют противостояние и действуют согласно выбранной ими тактике, но открыто об этом не говорят. Разрешить такой конфликт без совместного обсуждения сторон не получится.

  • Раздражительный тон и ругань.
  • Явная демонстрация собственного превосходства.
  • Критика оппонента.
  • Отыскивание в его действиях негативных намерений.
  • Снятие с себя ответственности, обвинение во всем партнера.
  • Игнорирование интересов оппонента.
  • Преувеличивание своей роли в общем деле.
  • Давление на «болевые места».
  • Не смотрите на вашего партнера излишне критично.
  • Не приписывайте ему отрицательные черты характера и низменные настроения.
  • Не демонстрируйте свое превосходство. Не обвиняйте. Не игнорируйте интересы вашего партнера.
  • Не позволяйте себе видеть ситуацию только со своей стороны.
  • Не уменьшайте заслуги партнера и не преувеличивайте свои собственные заслуги.
  • Не задевайте «болевые» точки партнера, его слабые и уязвимые места.
  • Не ставьте ультиматумы: «Если вы не сделаете это, отношения с вами у меня будут разорван.

Признав конфликт, необходимо договориться о переговорах. Они могут быть как с глазу на глаз, так и с участием посредника, который устраивает обе стороны.

Определить, что именно составляет предмет противостояния. Как      показывает практика, стороны конфликта зачастую видят суть проблемы по-разному. Поэтому нужно найти точки соприкосновения в понимании спора. Уже на этом этапе важно определить, возможно ли сближение позиций.

Разработать несколько вариантов решений, учитывая все возможные последствия.

После рассмотрения всех вариантов, остановиться на том, который устроит обе стороны. Зафиксировать решение письменно.

Реализовать решение. Если этого не сделать сразу, конфликт только углубится, а вести повторные переговоры будет намного сложнее.

Социальный опрос

Я опросила 23 человека из своего класса, чтобы они мне помогли с моим проектом. Я их успешно опросила в середине первой четверти. Сделала для них анкеты, чтобы они ответили на мои пару вопросов, и я перевела их ответы в проценты. И вот что получилось:

1. 77% — не часто бывают конфликт.
23% — часто бывает конфликт.

2. 85% — чаще бывают личные конфликты.
15% — чаще бывают групповые.

3. 95% — чаще бывают ненасильственные.
5% — чаще бывают насильственные.

4. 60% — чаще бывают преднамеренные.
40% — чаще бывают спонтанные.

5. 50% — чаще всё решают спокойно.
35% — чаще всё решают на высоких тонах.
15% — чаще всё решают насильственно.

Анкета:

  1. Часто ли у вас бывает конфликт? Ответы: (да или нет)
  2. Какие конфликты вы часто встречаете? Ответы: (личные или групповые), (насильственные или ненасильственные), (преднамеренные или спонтанные).
  3. Как вы будете решать конфликт? Ответы: 1) обсудить все спокойно. 2)обсудить всё на высоких тонах. 3) обсудить все насильственно.

Диаграмма:

Заключение

Я узнала, что такое конфликт, поставила для себя задачи, цели, актуальность и методы. Из этого я получила для себя ответы на свои поставленные задачи.

Узнала, какие есть признаки конфликта, по которым я начала работать дальше. Узнала очень много конфликтов, а по ним узнала сколько подразделений входит в одно слово-конфликты. Изучила как правильно вести себя в конфликтной ситуации, чтобы быстрее решить конфликт. Изучила чего нельзя делать в конфликте. Исследовала своих одноклассников какие конфликты им чаще всего попадаются, и узнала, что они делают конфликте. Для этого я прочитала много литературы, посмотрела интернет статьи.

Чтобы у вас не было конфликтов, не надо попадать в плохую компанию. А если у вас уже случился конфликт, и вы хотите выйти из него, то не ругайтесь на соперника, выслушайте его и решите все проблемы, чтобы у всех не было проблем.

Список использованной литературы и информационных ресурсов

  1. Основы психологии и педагогики: практикум для студентов всех специальностей и всех форм обучения / И. Г. Шупейко, А. Ю. Борбот, Е. М.
  2. Доморацкая, Д. А. Пархоменко — Минск: БГУИР, 2008.
  3. Пископпель А. А. Конфликтное взаимодействие. М., 2013.
  4. Сысенко В. А. Устойчивость брака. Проблемы, факторы, условия. М.: 1981.
  5. Боголюбов Л. Н. Введение в обществознание — Москва: 2006.

Если страница Вам понравилась, поделитесь в социальных сетях:

§ 4. Социальные конфликты и пути их разрешения

Характерная для современного этапа развития нашего общества ситуация острого противостояния различных политических интересов обостряет внимание ученых-обществоведов и политических деятелей к проблематике социальных конфликтов. Под социальным конфликтом понимается столкновение общественных групп, каждая из которых сознательно стремится заставить противостоящую ей сторону пойти на уступки, подавить, ослабить или даже уничтожить ее и тем самым обеспечить реализацию своих социальных интересов. Возможны разнообразные варианты классификации социальных конфликтов. Так, в зависимости от содержания конфликтов, выделяются конфликты экономические (трудовые споры), межнациональные, экологические и др.; в зависимости от масштаба конфликта, количества вовлеченных в него участников выделяются широкомасштабные и локальные конфликты; по признаку применения насилия можно выделить насильственные и ненасильственные конфликты и т.д. Стремление конфликтующих сторон оказать воздействие на государственную власть, использовать государственные институты для достижения успеха превращает социальный конфликт в конфликт политический.

Объективно социальные конфликты могут играть известную позитивную роль в развитии общества, ибо довольно часто именно конфликты особенно наглядно сигнализируют обществу о назревших противоречиях, именно путем конфликтов достигается радикальное ослабление реакционных общественных сил. Но столь же очевидны и негативные последствия эскалации социальных конфликтов. К примеру, забастовочный протест может замедлить рост производства, подорвать производственные связи между предприятиями, усилить инфляцию, что неизбежно ударит по жизненному уровню самих забастовщиков. Страшной трагедией для тысяч людей стали межнациональные конфликты. Вот почему важнейшей государственной и общественной задачей является умение взять развитие конфликта под контроль, не допустить его разрастания, снизить негативные последствия, выработать оптимальный механизм разрешения конфликта.

В ряде случаев наиболее эффективным способом разрешения конфликта является решительное, бескомпромиссное подавление и устранение с социально-политической арены одной из сторон конфликта. Значительно чаще, однако, путь к преодолению конфликта лежит через поиск взаимоприемлемого для конфликтующих сторон компромисса (особенно в случаях трудовых и межнациональных конфликтов). При этом особое значение приобретают следующие моменты:

осознание конфликтующими сторонами бесперспективности силовых методов решения конфликта; настойчивая работа по утверждению цивилизованных методов нормализации обстановки с использованием переговоров, посредничества, научных рекомендаций и т. д.;

четкая установка конфликтующих сторон на выявление и устранение действительных причин конфликта, на поиск того, что не разъединяет, а объединяет обе стороны;

достижение устойчивого соглашения, при котором ни одна из сторон не чувствовала бы себя ущемленной;

создание эффективного механизма для контроля за реализацией достигнутого соглашения.

Как справляться с социальными конфликтами у детей

Видеть, как дети спорят, может быть неловко и неудобно. Узнайте, как справляться с детскими социальными конфликтами (и почему вам не следует всегда вмешиваться).

Никому не нравится видеть своего ребенка в стычке с другим. Но когда вы станете свидетелем социального конфликта, посмотрите, сможете ли вы превратить этот неловкий момент в возможность.

Может быть, это маленькая девочка, которая берет все предметы из рук вашего ребенка, или мальчик, который хочет «одолжить» ее лопату. Другой ребенок подходит к вашему ребенку, несмотря на его желание играть в одиночестве.

Детские социальные конфликты могут случиться и ближе к дому. Как вы справляетесь с потасовками с двоюродными братьями и детьми друзей семьи? И давайте не будем забывать о соперничестве между братьями и сестрами — социальные конфликты могут происходить ежедневно прямо дома.

Вы можете заставить своих детей поделиться или вернуть игрушку, которую они взяли у другого. Возможно, вы отвлекаете их, не объясняя, что только что произошло.

Прежде чем вы почувствуете желание вмешаться, посмотрите, смогут ли ваши дети разрешить эти конфликты самостоятельно. Видите ли, каждая из этих ситуаций может привести к поучительному моменту.

Почему вам не всегда следует разрешать социальные конфликты ваших детей

Раскрытие информации: эта статья содержит партнерские ссылки, что означает, что я буду получать комиссию — без каких-либо дополнительных затрат для вас — если вы совершите покупку.

Мы, родители, склонны остро реагировать на социальные конфликты детей. Мы можем даже подумать, что не вмешиваться, когда наши дети дерутся с другими в парке, — это «плохое воспитание». Мама, которая продолжает сидеть на скамейке в парке, должно быть, ленива, потому что не вмешивается в конфликт своего ребенка.

Но совсем недавно дети свободно играли сами по себе. Их родители почти не зависали, не говоря уже о том, чтобы решать каждый конфликт. И они извлекли ценные уроки, такие как эмпатия, умение вести переговоры и придерживаться своих убеждений.

Когда мы слишком увлекаемся, особенно со старшими и более разговорчивыми детьми, мы не даем им этих преимуществ. Автор и педагог Джессика Лахи говорит в своей книге « Дар неудачи:

» «Социальные конфликты детства — это часть нашего обучения человеческим отношениям, и неспособность договориться также дает свои собственные уроки. Ссоры — это возможности, которые нужно ценить, а не чрезвычайные ситуации, которыми нужно управлять».

Даже если дети решают проблемы самостоятельно, это само по себе является ценным уроком. Ваш ребенок, который топает прочь из-за того, что с ним обошлись несправедливо, узнает, что он ценит в дружбе и как лучше договариваться. Неспособность прийти к единому мнению может послужить уроком.

И кроме того, мы переоцениваем масштабы этих социальных конфликтов. Братья и сестры, ссорящиеся из-за одной и той же игрушки, не должны вызывать такую ​​же реакцию, как если бы один из них получил порез или травму. Это не те чрезвычайные ситуации, которыми мы их изображаем.

В других случаях мы надеваем костюмы мамы-медведицы в ту минуту, когда чувствуем, что наших детей обижают. Проблема? Они вырастут менее способными ориентироваться в социальных взаимодействиях без вашей помощи. И самое главное, вы отправляете сообщение о том, что не думаете, что они могут сделать это самостоятельно.

Бесплатный ресурс: Каким бы неприятным ни было поведение ваших детей, многие из них можно предотвратить, если посмотреть на вещи с каждой точки зрения. В книге «Сила эмпатии» вы узнаете, что эмпатия — это секретный ключ, который имеет огромное значение в том, как мы взаимодействуем с нашими детьми.

Представьте себе, как изменить ваши отношения, используя только те уроки, которые вы усвоите здесь. Подпишитесь на мой информационный бюллетень и бесплатно получите доступ к PDF-файлу ниже:

Что делать, если вам

нужно вмешаться

Иногда вашим детям действительно нужна ваша помощь в решении социальных конфликтов. Они могут быть слишком молоды, чтобы говорить за себя, или ситуация вышла из-под контроля, и кто-то может пострадать. А в других случаях они нуждаются в вас, чтобы указать им, что делать.

Даже тогда по-прежнему важно направлять , а не разрешать за них социальные конфликты. Вот как разрешать социальные конфликты ваших детей:

1. Опишите ситуацию

Маленькие дети не очень разговорчивы, поэтому начните с описания ситуации, а также признания своих чувств. Слова, описывающие ситуацию, помогают им обозначить свои эмоции. Они понимают, что эта потасовка нормальна, несмотря на любые странные чувства, которые у них могут быть.

Вы можете сказать: «Похоже, вы оба хотите поиграть с лопатой».

2. Объясните, что некоторые виды поведения недопустимы.

Допустим, ваш ребенок отобрал игрушку у другого ребенка. Объясните, почему мы так не ведем себя. Убедитесь, что она знает, что такое поведение не является правильным.

Например, вы можете сказать: «Я знаю, что ты хочешь поиграть с этой игрушкой, но мы не берем вещи у других людей».

Узнайте, как отучить детей драться.

3. Предлагаем возможные решения

С детьми старшего возраста вы можете попросить их решить, что им делать. («Что мы можем сделать, чтобы решить эту проблему?»)

Но для детей младшего возраста или невербальных детей предлагайте решения от их имени. Вы можете спросить своего ребенка, не хочет ли он по очереди играть с лопатой или хочет поиграть с другой игрушкой.

4. Уважайте выбор ваших детей

Если ваш ребенок предпочитает не делиться лопатой, примите это и не заставляйте его делиться. Вы можете обратиться к обоим детям и сказать: «Похоже, она еще не готова поделиться лопатой. Может быть, позже вы сможете по очереди».

Не расстраивайтесь, что другой ребенок уйдет с пустыми руками. Уважайте решение вашего ребенка продолжать играть с лопатой в одиночестве так же, как уважаете желание другого ребенка не делиться.

5. Обсудите ситуацию позже

То, что может показаться простой дракой между двумя детьми, может оказаться для них запутанным моментом. Вспомните «мелкую» драму, которую вы пережили в детстве, как мало ссор между вами и вашими друзьями причиняли вам столько боли и страданий.

Это настоящие конфликты для вашего ребенка, когда он пытается понять свои эмоции. Ему может понадобиться помощь и утешение, чтобы разобраться в том, что только что произошло. Обсуждение ситуации также поможет ему определить эмоции. У него будет лучшее представление о том, что делать дальше, и он инициирует свои собственные решения без помощи взрослых.

Узнайте, как научить детей разрешать конфликты.

Заключение

Я могу понять, почему мы так быстро решаем детские социальные конфликты.

Мы хотим защитить их или не дать им причинить вред другим. Мы смущены или не хотим показаться, будто мы не знаем, как обращаться с собственными детьми. Легче налететь и пресечь это в зародыше. А иногда этого требует ситуация.

И я вмешаюсь, если один из детей собирается причинить вред другому. Я также направлю их, если это никуда не приведет.

Но социальный конфликт — это не очередной беспорядок, который нужно убрать, а очередная выходка, в которую ввязались наши дети. Они все еще изучают наш мир и то, как мы ведем себя среди других.

Научите своих детей с раннего возраста признавать свои эмоции. Покажите им, как взаимодействовать с другими детьми и справляться с отказом сверстников. При этом он будет справляться с социальными конфликтами, не всегда полагаясь на вмешательство взрослых.

В конце концов, ссора в парке — это не та чрезвычайная ситуация, которую мы иногда приписываем.

Дополнительные советы:

  • Как приучить братьев и сестер ладить с раннего возраста
  • 9 правил детской площадки, которые вы и ваши дети должны помнить
  • Обучаете ли вы этим жизненным навыкам вашего ребенка во взрослой жизни?
  • 6 ошибок родителей при общении с ребенком
  • Как побудить малышей делиться

Не забудьте: Подпишитесь на мой информационный бюллетень и бесплатно получите «Силу сопереживания» ниже:

Обучение детей тому, как справляться с конфликтами

Никто не любит иметь дело с конфликтами. Но как бы мы ни старались их избегать, ссоры, драки и разногласия являются фактом жизни — и для взрослых, и для детей. И если конфликты не будут урегулированы, когда они возникнут, это может негативно повлиять на отношения и привести к дальнейшим межличностным проблемам в будущем.

Конфликт может быть неприятным, но он не должен быть катастрофическим. Обучение детей практическим навыкам управления этим здоровым способом поможет им справляться со всем, от мелких ссор (« Она взяла мою куклу!» ) до серьезных проблем ( «Я не знаю, хочу ли я быть твоим другом» больше) ) как сейчас, так и по мере взросления.

Сначала справьтесь с чувствами

Отчасти конфликты усложняют преодоление из-за того, что они вызывают сильные, сильные эмоции, для обработки которых у детей может не быть инструментов. Прежде чем они смогут решить проблему, вызвавшую конфликт — будь то драка из-за игрушки или предательство друга — дети должны быть в состоянии эмоционально дойти до состояния, когда они могут подумать, прежде чем действовать (или наброситься и усугубить ситуацию). ).

Родители могут начать с помощи детям в определении эмоций, которые они испытывают. Испытывают ли они гнев? Разочарование? Повредить? Смущение? Стефани Ли, PsyD, детский психолог из Института детского разума, и Кэри Верли, LCSW, клинический социальный работник из Института детского разума, рекомендуют использовать визуальные инструменты, чтобы помочь маленьким детям определить, что они чувствуют.

  • Таблица зрительных ощущений : Обычно это таблица, показывающая выражения лица, иллюстрирующие различные эмоции. «Вы можете купить намагниченные таблицы, которые станут удобным дополнением к холодильнику и помогут детям определить, что они чувствуют», — говорит Верли.
  • Светофор: Визуально красный, желтый и зеленый светофор особенно полезен для маленьких детей. «Если маленький ребенок смотрит на светофор и указывает на красную зону, то чувства настолько сильны, что он, вероятно, еще не сможет действовать таким образом, чтобы разрешить конфликт», — говорит Верли. «Желтый цвет означает, что интенсивность эмоций начинает спадать, и к тому времени, когда они станут зелеными, они смогут использовать настоящие навыки разрешения конфликтов. Речь идет о том, чтобы помочь детям не вести себя так, чтобы ситуация не ухудшилась или не ухудшилась».
  • Термометр эмоций: Термометр эмоций, который легко найти в Google, представляет собой просто изображение термометра с цифрами. Когда возникают конфликты, дети могут посмотреть на термометр эмоций, чтобы оценить, где они находятся. Основываясь на числе, ребенок может решить, нужно ли ему успокоиться, прежде чем продолжить. Подростки и подростки, изучившие эти техники, могут просто визуализировать в уме светофор или термометр, чтобы оценить свое эмоциональное состояние.

Когда эмоции все еще сильны, не время решать проблемы, связанные с самим конфликтом. Помогите детям придумать набор навыков преодоления трудностей, которые они могут использовать, если им нужно успокоиться в пылу ссоры. Это может означать плеснуть холодной водой на лицо, сделать несколько глубоких вдохов или поиграть с домашним животным.

Определите источник конфликта

После того, как сильные эмоции остынут, следующим шагом будет точное определение проблемы. Иногда дети, особенно младшие, не обладают достаточным эмоциональным осознанием, чтобы определить первоисточник конфликта. Им может понадобиться ваша помощь, чтобы понять, почему они ссорятся. Например, если ваш ребенок и его друг ссорятся из-за игрушки, проблема может быть гораздо глубже, объясняет Уэрли. «На самом деле может случиться так, что один из них завел нового друга, а другой чувствует себя обделенным», — говорит она.

Если вы поможете детям добраться до сути проблемы, им будет легче решить, что на самом деле неправильно. Это также даст им инструменты для выявления и обсуждения подобных проблем, когда они возникнут снова. Старшие дети, начиная с начальной и средней школы, с большей вероятностью владеют языком для определения источника конфликта, поэтому с небольшим руководством они могут научиться использовать эти навыки самостоятельно в будущем.

Решения для мозгового штурма

Как только дети поймут, в чем проблема, вы можете помочь им попрактиковаться в поиске решений. Маленьким детям, в частности, понадобится руководство взрослых, но даже детям постарше и подросткам может быть полезно, если кто-то будет делиться идеями.

Для любого возраста доктор Ли предлагает провести мозговой штурм нескольких решений, а затем собраться вместе, чтобы выбрать лучшее. Для детей помладше она рекомендует несколько способов структурировать этот разговор:

  • Бейсбол для решения проблем: В этом упражнении дети учатся придумывать и оценивать возможные планы действий. «У меня есть дети, которые предлагают мне проблему, а затем мы проходим через базы», ​​— объясняет доктор Ли. «Итак, первая база, в чем моя проблема? Вторая база, каковы возможные варианты? Третья база определяет лучшие варианты. И домашняя тарелка, я в безопасности или нет? Правильно ли я выбрал? Цель состоит в том, чтобы помочь даже очень маленьким детям начать понимать, что приблизит их к цели».
  • Оценка смайлика: Ли предлагает попросить вашего ребенка придумать возможные варианты разрешения конфликта, а затем спросить: «Это поведение заставит вас чувствовать себя лучше или хуже или почти так же?» Отметьте ответ, используя визуальную оценку: улыбающееся лицо, хмурое лицо, нейтральное? «А затем мы смотрим на все наши рейтинги смайликов, чтобы решить, какой из них является лучшим вариантом. Но также объясните им, что дело не только в ваших чувствах, а в том, поможет ли это вам достичь цели».

Конечно, сложность здесь в том, что обычно трудно понять, какой на самом деле лучший вариант. И это нормально! Пусть дети знают, что цель состоит в том, чтобы приложить все усилия, а не решить все идеально сразу. Им, возможно, придется вернуться к чертежной доске, если их первый план не сработает — часто это просто часть процесса. «Вы также хотите подскочить и похвалить своего ребенка за то, что он попробовал эти навыки, даже если что-то не сработало, как он надеялся», — говорит доктор Ли. «Отдайте им должное, а затем помогите им сориентироваться. И когда они это поймут, сделайте из этого большое дело».

Взгляните на ситуацию

Конфликты часто кажутся огромными и немедленными, что может затруднить взгляд на ситуацию. Чтобы найти полезные решения, детям важно практиковать мысленный шаг назад. Вот несколько советов, о которых вы можете посоветовать детям:

  • Думайте не только об этом инциденте. Если близкий друг рассказывает секрет, который вы ему доверили, расстраиваться естественно. Но значит ли это, что дружбе пришел конец? Поощряйте вашего ребенка подумать об остальных отношениях с человеком, с которым у него конфликт, и напомните ему, что одно поведение не определяет человека в целом.
  • Поставьте себя на место другого человека. «Вы действительно должны работать над признанием того, что говорит другой человек», — говорит Уэрли. «даже если вы не совсем понимаете, почему они так себя чувствуют, или не согласны с тем, как они описывают ситуацию». Представление того, что чувствует другой человек, — отличный способ помочь детям развить эмпатию. В зависимости от ситуации, вашему ребенку также может иметь смысл обсудить проблему с другим человеком и активно слушать, не перебивая. Практика этих навыков может помочь детям разрешать конфликты в краткосрочной перспективе и стать более чуткими в долгосрочной перспективе.
  • Учитывайте контекст. Время и место конфликта часто диктуют, как дети реагируют на него, как и природа их отношений с другим человеком. В частности, доктор Ли отмечает, что детям важно знать, что конфликты со взрослыми часто выглядят не так, как конфликты с другими детьми. Например, ребенку, который злится на учителя во время урока, возможно, придется сидеть с этими чувствами до тех пор, пока не появится возможность договориться о личной встрече с учителем. Если вы сделаете шаг назад, чтобы рассмотреть всю динамику ситуации, это настроит детей на более успешное преодоление конфликта.

Практикуйтесь в эффективном общении

Чтобы разрешить конфликт, дети должны научиться четко выражать свои чувства, не набрасываясь и не обвиняя. Трудно практиковать коммуникативные навыки, когда напряжение накаляется, поэтому подумайте об обсуждении этих навыков с детьми, когда они еще не вовлечены в конфликт. Затем вы можете мягко напомнить и дать указания, когда ситуация накалится. Верли и д-р Ли рекомендуют следующие стратегии:

  • Использование «я»-утверждений для обозначения чувств. Вы слышали это раньше, но это все еще правда: сказать что-то вроде «Мне стало неловко, когда ты опубликовал это в Instagram» обычно полезнее, чем что-то вроде «Ты опубликовал это фото только для того, чтобы смутить меня!»
  • Написание тезисов. « Даже если это просто планирование разговора в своем дневнике, заранее продумывая, что сказать, дети могут эффективно донести свою точку зрения», — говорит Уэрли.
  • Ролевая игра со взрослым. «Наличие безопасного места для практики каверзных разговоров может быть огромным подспорьем», — говорит доктор Ли. Вы также можете дать ребенку представление о невербальном общении, о котором он может не знать, например: «То, что ты сказал, было очень добрым, но мне было трудно это оценить, потому что ты смотрел в землю».

Моделируйте то, что вы хотите видеть

Один из самых действенных способов помочь ребенку научиться разрешать конфликты — показать ему, как это делается.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *